Педагогика Монтессори

Система Монтессори
Мария Монтессори
(1870-1952)
31 августа 1870 года в маленьком итальянском городе Кьярвалле (Charvalle) в семье высокопоставленного государственного чиновника Алессандро Монтессори и Ренильде Стопани родилась долгожданная дочь. Ее назвали Марией.
Мать происходила из старейшего итальянского рода Стопани, в котором было немало ученых. Она была для того времени весьма образованной женщиной, и всю жизнь, как могла, помогала дочери. Отец, напротив, довольно долго не одобрял желание дочери учиться. В строгой католической Италии второй половины 19 века женщине не обязательно было получать образование. Однако Мария с детства проявляла незаурядные способности. В 12 лет она, преодолев все преграды, была принята в техническую школу для юношей. Особые таланты проявились у нее в математике и естественных науках. Поэтому, когда пришло время делать профессиональный выбор, Мария Монтессори решила стать детским врачом. Однако в то время в Италии медицина была привилегией мужчин. Но преграды никогда не останавливали Марию. Она поступает на медицинский факультет Римского университета, и спустя пару лет получает право изучать не только естествознание, физику и математику, но и медицину. В 26 лет она становится первой в Италии женщиной-врачом.
Будучи студенткой университета, Монтессори активно выступала за социальные права женщин, стала одним из лидеров движения за равноправие женщин, и была выдвинута делегатом Международного конгресса женщин в Берлине.
Работая ассистенткой врача в университетской клинике, М.Монтессори впервые столкнулась с детьми с ограниченными возможностями. Эти дети были изолированы от мира, предоставлены сами себе, и походили на пленников. Наблюдая за ними, врач Монтессори впервые задумалась о том, что детям нужна развивающая среда. Впоследствии это станет отправным пунктом ее педагогической системы.
Все глубже вникая в проблемы лечения и обучения детей с ограниченными возможностями, М.Монтессори изучает труды французских психиатров Э.Сегена и Г.Итара, переводит их труды. Она приходит к пониманию того, что проблемы этих детей - скорее педагогические, а не медицинские, и с такими детьми надо работать не в больнице, а в детских садах и школах. Это шло вразрез с общественной моралью.
Но это было только начало.
Мария Монтессори глубоко изучает педагогику, антропологию, психологию. В институте экспериментальной психологии при Римском университете она начинает вести свои научные исследования, сконцентрировав свое внимание на природных факторах и окружающей ребенка среде и на том, как они влияют на развитие умственных способностей детей. В это время у нее формируются основы ее будущей педагогической системы.
В 1900 году Лига женщин Италии открыла в Риме ортофреническую школу. Возглавила ее Мария Монтессори. Здесь она впервые попыталась создать для детей с ограниченными возможностями специальную развивающую среду. Уже спустя три месяца после открытия Школы комиссия, которая пожаловала с проверкой, признала результаты увиденного ошеломляющими.
В 1904 году Мария Монтессори получает кафедру антропологии в Римском университете и проводит антропологические исследования. Она работает с дидактическими материалами Сегена, совершенствует и дополняет их, пробует развивать свою методику обучению письму и чтению. Ее открытие первичности письма, а не чтения у дошкольников стало настоящей сенсацией.
6 января 1907 года в Сан-Лоренцо открылся первый «Дом ребенка», работа в котором была построена по принципам Монтессори. Его обитателями становятся 50 ребятишек от 2 до 6 лет из беднейших слоев населения ближайших окраин. С заботой и вниманием Мария Монтессори оборудует среду, заказывает сенсомоторный материал, подбирает мебель. С необычайным терпением и упорством она ведет занятия с детьми, наблюдая за удивительными изменениями, происходящими с ними. Она разрабатывает свои материалы.
В 1908 году открывается вторая школа Монтессори, а годом позже Мария Монтессори проводит свой самый первый курс по подготовке Монтессори-учителей. На нем обучалось 100 наставниц. Метод Монтессори начинает свое триумфальное шествие по всему миру. К ней приезжают педагоги из разных стран.
Курс лекций, которые читала профессор Монтессори, был опубликован отдельной книгой («Антропологическая педагогика»), а в 1910 году вышла книга «Метод Монтессори», которую сразу же перевели на 20 языков мира.
В 1913 году Монтессори проводит в Риме первый международный курс, куда приехали не только итальянские учителя, но и педагоги из европейских стран, а также Австралии, Африки, Индии, Китая, США, Канады. В этом же году состоялась первая поездка М.Монтессори в Америку с циклом лекций, которые вызвали там настоящий бум. Там создается Монтессори-Ассоциация (Montessori Educational Association).
В этом же году России выходит книга Монтессори «Дом ребенка. Метод научной педагогики» Вдохновленная поездкой в Италию,Юлия Фаусек открывает в Санкт-Петербурге первый в России монтессори-сад.
В 1915 году в США в Сан-Франциско на международной выставке Мария Монтессори с блеском демонстрирует свой метод американцам в специально организованном классе за стеклом, который создали по ее проекту выставочном павильоне.
Монтессори-движение растет и развивается по всему миру.
В 1929 году вместе со своим сыном Марио она организует Международную Монтессори Ассоциацию (AMI- Association Montessori-International), создает специальный колледж и школу. На открытии колледжа М.Монтессори сказала, что ее не интересует политика, а главным для нее является создание условий для свободного развития и воспитания детей.
Однако политика вскоре сама стала влиять на свободные школы Монтессори.
В России, в угоду идеям поголовного коллективизма, сады Монтессори были запрещены и закрыты. В Испании они также были запрещены, а в фашистской Германии и Италии они были разгромлены воинствующими национал-социалистами.
Спасаясь от преследований, Мария Монтессори уезжает сначала в Испанию, затем в Голландию, а в 1936 году – в Индию, где вынужденно проведет с сыном семь долгих лет. Им, как представителям Италии – страны, которая во второй мировой войне поддерживала фашистский режим Гитлера, запретили покидать Индию до конца войны. М.Монтессори, отметив свое семидесятилетие, продолжает активную педагогическую деятельность.
В Европу Мария Монтессори вернулась в возрасте 76 лет, сразу после войны. В начале 50-х она пишет свои главные труды, много выступает, ведет учебные курсы.
Последние годы М.Монтессори провела с сыном в Голландии, стране, которую она очень любила. В 1950 году ей было присвоено звание профессора Амстердамского университета. Ее дважды выдвигали на Нобелевскую премию.
В 1951 году состоялся 9-й международный Монтессори-конгресс в Лондоне. Свой последний учебный курс 81-летняя Мария Монтессори провела в австрийском городе Инсбрук.
6 мая 1952 года ее не стало. Она умерла в голландском городе Нордвийк, близ Амстердама, и похоронена там же на маленьком католическом кладбище.
С 1952 года AMI – Международную Монтессори-Ассоциацию возглавил ее сын Марио. Он сделал очень много для популяризации Монессори-педагогики.
После его смерти в (февраль 1982 года) президентом AMI стала внучка Марии Монтессори - Ренильде Монтессори.
Она возглавляет AMI в настоящее время.

Заповеди Марии Монтессори
1.Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме)
2.Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.
3.Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.
4.Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.
5.Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.
6.Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.
7.Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови его и не принуждай к другим активным действиям.
8.Помогай тем, кто ищет работу и не может выбрать ее.
9.Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Сделай свою готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.
10.Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении.

Интервью с Председателем Ассоциации Монтессори- педагогов России
«Важно погрузить детей в творческую атмосферу»,- считает Лариса Климанова, Председатель Ассоциации Монтессори-педагогов России. Четыре раза в год она проводит мастер-классы по ИЗО. Они посвящены зимним, весенним, летним и осенним проектам. Три дня педагоги, вооружившись кисточками, карандашам, красками и ножницами, увлеченно рисуют, лепят, красят, вырезают и конструируют.
- Наша задача – не просто дать какие-то техники и показать, как можно работать с тем или иным материалом,- считает Лариса Юрьевна.- Главное - дать толчок к развитию творческого начала в педагоге.
- Лариса Юрьевна, как организовать занятия по ИЗО в Монтессори-группе?
- В Монтессори-группе для этого нужна среда. Она состоит из нескольких зон. Это зона моделирования из бумаги, зоны упражнений с композицией, зона живописи (где находятся мольберты, гуашь, акварель), зона графики (карандаши, уголь, пастель, материалы для гравюры), зона работы с формой (глина, гипс, соленое тесто) и другие, так как во время занятий используются текстиль, ткани, природный материал и т.д. Необходим так же столярный верстак в специальной зоне, где строгают, пилят. Кроме того, нужна специально подобранная библиотека. Если помещение позволяет, лучше выделить для мастерских отдельную комнату. Если нет, можно оборудовать отдельный уголок.
- Когда там занимаются дети? Работа в мастерских - их свободный выбор или все-таки подготовленное отдельное занятие?
- Как правило, это отдельное занятие. Оно может начинаться с круга, потом дети сами выбирают материал для работы. При необходимости проводятся презентации. Одной из форм является метод проектов. Он всегда связан с жизнью группы. Например, осенний праздник мы решили провести в виде ярмарки. В течение двух месяцев дети погружались в эстетику Дымковской игрушки. Мы их лепили из теста, расписывали бумажные трафареты. На презентациях мы показывали детям технологию построения орнамента, технику росписи «тычками». Видов деятельности было много – лепили, расписывали, конструировали. Готовых образцов мы не давали, и каждый ребенок создавал свой собственный, неповторимый узор. При этом мы не делим группу на старших и младших. Участвуют все, и в этом увлекательном творческом процессе каждый возьмет свое. Каждый ребенок сам на занятии выбирает, что он будет делать сегодня. Готовясь к нему, дети разучивали народные игры, делали инсценировки. На занятиях ИЗО мальчики расписывали себе пояса, а девочки делали кокошники в технике аппликации. Родители тоже не остались в стороне. Мамы готовили себе передники с орнаментами, папы занимались росписью игрушки.
Потом был праздник. Это – явление многоуровневое, и во время праздника используется все, чему дети научились. На нашей ярмарке был и «обжорный ряд», и балаган, и город мастеров, где делались изделия народных промыслов, и ярмарка, где это всё это продавалось. Там не было зрителей. Участниками были все – дети, родители, педагоги.
- Как происходит знакомство с народными промыслами?
- Русские народные промыслы – отдельная тема. Знакомство мы начинаем с истории их возникновения, показываем альбомы и репродукции. Потом делам росписи на бумажных трафаретах. Для Дымковской и Филимоновской игрушки дети лепят заготовки из соленого теста или глины и расписывают их. Можно расписывать платки или подносы. Главное – погрузить ребенка в гармонию цвета, познакомить с основами композиции, показать ему различные техники работы с материалами.
- А нужен ли эталон детям до 6 лет, когда они занимаются изобразительной деятельностью?
- Когда ребенок 3-4-х лет творит, он как бы смотрит внутрь себя, и процесс его творческой деятельности не очень связан с реальностью. Внешние образцы им не очень нужны. Детям лет с пяти уже нужен эталон, они способны анализировать, сравнивать. Но главная задача педагога – не давить, не указывать и требовать, а вдохновлять и поддерживать. И тогда процесс творчества становится поистине увлекательным и неповторимым.
- Какие проекты проводились в ваших Монтессори-группах?
- Их было много. Многие носили сезонный характер. Например, «Осенний парк», «Летняя поляна», «Морской город». У нас был, например, проект «Жилище». Для этого использовались карточки белой серии из русского языка. Дети изучали, как должно выглядеть и в чем особенность того или иного жилища. Они сами изготавливали юрту и вигвам, избу и небоскреб, шалаш и плавучий дом. Для юрты, например, потребовался каркас из зубочисток и плотная ткань. Для хижины – ветки и глина, для избы гофрированный картон, для ледяного дома мы резали на «кирпичи» утеплитель для окон. Все это обсуждалось на кругах.
Для проекта «Подводный мир» использовались комбинированные техники: пластилиновая живопись, мозаика, гравировка, работа с природным материалом, аппликация.
Очень декоративной получилась «Деревня». Для изготовления изб используется гофрированный картон. Эта техника называется бумажное кружево. Используются также природные материалы.
- Поделитесь секретом, как сделать такой декоративный зимний пейзаж, который стал задником для бумажного города?
- Лист ватмана сначала дети тонируют темно-синей и черной гуашью. Когда она высохнет, можно обычным силикатным клеем нанести контуры деревьев и сразу присыпать их содой. Это «заснеженные деревья» на дальнем плане.
На переднем плане можно разместить ажурные ёлки (они вырезаются по типу снежинок из бумаги). Затем центральную часть заготовки тонируем в зеленый цвет, подсушиваем и разрезаем их на 3-4 сектора (большой, средний, маленький) Ёлки готовы. «Кусты и сугробы» вырезаем из кружева и шитья. «Снег» прекрасно заменят ватные диски.
- А что могут сделать малыши до 3-х лет?
- Например, новогоднюю открытку с ёлочкой. Она под силу малышам, которые занимаются с мамами в группе 0-3.
Для ее изготовления возьмите кусочек зеленого и черного пластилина и разомните их. Отделите одну тонкую колбаску и, изогнув, разомните на картоне. Это нижняя часть веток елки. Возьмите следующую колбаску – она должна быть короче первой. Добавляйте «ветки» снизу вверх, и разминайте их на картоне, пока не получится ёлочка. Украсить её можно бисером, блестками, крашеным пшеном и т.д. Чтобы открытка выглядела нарядно, края можно обклеить мишурой или гофрированной бумагой.
- Лариса Юрьевна, что можно пожелать педагогам, которые занимаются изобразительной деятельностью в Монтессори-группе?
- Получать удовольствие от процесса творчества. Ведь состояние творчества исходит от педагога. Важно погрузить детей в творческую атмосферу. А это возможно, когда сам педагог творит и получает от этого удовольствие.

Изготовление рамки

Каждая мать мечтает, чтобы ее ребенок развивался гармонично. Логика малыша формируется с рождения, и кто, как не любящие родители, должны содействовать ее становлению? Хорошим помощником в этом непростом и ответственном деле станут развивающие рамки-вкладышы Монтессори.
Рамки актуальны для детей в возрасте от 6 месяцев до 2, 5 лет. Они обучают:
- основам классификации и логике;
- ориентации на плоскости;
- учат различать предметы по силуэтам;
- обучают понятиям, связанным с формой;
- ребенок учится распознавать предметы по видам;
- развивается цветовосприятие.
Конечно, рамки можно купить в магазине развивающих игрушек. Но выбор их не так уж велик. К тому же я верю, что все, сделанное нашими руками, несет положительный заряд, который ребенок непременно почувствует. Итак, приступим!
Для начала надо определиться с тематикой: моей первой рамкой стали "Овощи".
В фотоклипарте (у меня "Hemera Photo Objects") выбираем самые привлекательные и яркие картинки и распечатываем их на фотобумаге при помощи струйного принтера. На листе формата А4 у меня поместилось 8 овощей: баклажан, цветная капуста, болгарский перец, помидор, огурец, кочанная капуста, тыква и кукуруза.
Аккуратно вырезанные картинки выкладываем на фанеру размером 20х30 см и обводим, но не по самому контуру, а более простыми линиями, чтобы было удобно выпиливать лобзиком, к чему, собственно, и приступаем после того, как все фигурки обведены. Для начала выпиливаем нижнюю и верхнюю кромки, а затем каждое основание для овоща.
В результате у нас должно получиться 8 основ под картинки (заранее отметьте на них лицевую часть), верхняя и нижняя планки и сама рамка. Обрабатываем все края наждачной бумагой, чтобы в процессе игры малыш не поцарапал пальчики.
Теперь приклеиваем на лицевую часть деревянных основ изображения овощей и покрываем их прозрачным лаком, так как при попадании воды краска может расплыться (я использовала бесцветный лак для ногтей ).
Затем берем еще один лист фанеры размером 20х30 см и приклеиваем к нему рамку, верхнюю и нижнюю планки (я использовала клей БФ). Закрепляем края прищепками и даем постоять около часа. Прищепки снимаем и кладем под годовую подшивку "Счастливых родителей" часов на 10.
Тем временем подключаем к творческому процессу папу с клеем, отверткой, шурупами и дюбелями. Шурупы должны быть высотой сантиметра полтора. Обрезаем пластмассовые дюбеля по размеру шурупа минус ширина фанеры. Кончик шурупа смазываем клеем. Продеваем шуруп в обрезанный дюбель и вкручиваем в середину фигурки. Получилась маленькая ручка.
Собираем всю конструкцию воедино. Ваша первая рамка готова! Что на очереди? "Фрукты" или "Домашние животные"?

Педагогика Монтессори
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Содержание

1 Определение
2 История
3 Философия
4 Принципы педагогики Монтессори
5 Подготовленная среда
6 Роль взрослого в педагогике Монтессори
7 Роль воспитателя
8 Литература
9 Ссылки

Определение

Под педагогикой Монтессори понимается разработанная доктором Марией Монтессори система обучения детей (начало внедрения в практику — 1906 г.), а также философия обучения в школах и детских садах. Педагогика Монтессори основывается на открытом преподавании, в противоположность закрытому, например, фронтальному преподаванию. Эта педагогика, в отличие от педагогики идеологической, может быть названа экспериментальной, в том смысле, что собственные наблюдения ребенка ведут обучающего к выбору подходящих дидактических приемов применительно к данному ребенку и данной ситуации. Суть педагогики Монтессори заключается в девизе: «Помоги мне сделать самому».

История

Монтессори, основательница одноименной педагогической системы, родилась в Италии и была первой итальянкой, окончившей в Италии университетский курс медицины с дипломом доктора. Монтессори происходила из буржуазной семьи, была верующей христианкой, много путешествовала. Была убежденной сторонницей борьбы за права женщин и за человеческие права каждого индивидуума в целом. Работая в психиатрическом отделении госпиталя Монтессори обратила внимание на так называемых "слабоумных" детей. В продолжение терапии она пришла к выводу, что эти дети вовсе не слабоумны, а лишь не получили никаких стимулов к развитию. Мария Монтессори разработала специальный учебный материал, чтобы стимулировать этих детей, который позже назвала "чувственным материалом". Через стимулирование чувственных ощущений детей удавалось пробудить любознательность детей и привлечь их внимание к педагогическому материалу. Результаты работы со "слабоумными" поражали, эти дети по многим параметрам превзошли "нормальных". Проанализировав полученный результат, Мария Монтессори переключилась на детей "нормальных" и в дальнейшем работала с ними. В 1907 Монтессори основала в одном из бедных районов Рима, Сан-Лоренцо, первый "Дом ребенка" (Casa dei Bambini). В этом доме уличные дети из низших слоев общества в течение короткого времени овладевали чтением, письмом и счетом.

Философия

Педагогика Монтессори часто характеризуются как педагогический метод, при котором ребенок и его индивидуальность ставятся во главу угла. Монтессори верила в самоценность каждого ребенка. В педагогике Монтессори не применяются сравнения и измерения по существующим общим меркам. Вместо этого дети учатся свободно, без принуждения, внешнего вмешательства и критики. Мария Монтессори была убеждена в том, что как поощрение, так и наказание вредны для внутренней ориентации человека и что люди должны учиться следуя собственной мотивации. В первую очередь потому, что стремление принимать участие в жизни взрослых органически свойственно природе подрастающего. Педагогика Монтессори сосредотачивается на потребностях, способностях и одаренности каждого отдельного ребенка. Дети учатся лучше всего, когда они могут сами определять свой ритм и способ учебы. Поэтому Монтессори-педагоги поощряют детей самим управлять выбором темпа, темы и закрепления изученного.

Лейтмотив метода Монтессори состоит в поддержании естественной радости ребенка от учения. По Монтессори эта радость учиться – одна из главных особенностей подрастающего человека вообще. Поддерживая это чувство и управляя им в духе уважения, педагог способствует развитию целостной и уравновешенной личности. Дети, обучающиеся в собственном ритме и в соответствии с собственными интересами, приобретают уверенность в собственных силах и усваивают изученное наиболее эффективным образом.

Самостоятельность подкрепляется заданиями из практической жизни (то есть такими, которые находят непосредственное приложение в повседневной практике). Монтессори-детсад учит (в первую очередь через подражание) таким вещам, как самостоятельно одеваться, мыться, накрывать стол и т.д. Обучение по Монтессори в школе оставляет большой простор для работы в группах. Дети могут выбирать, с кем они желают совместно работать и над чем. При этом групповая работа ставит акцент на личности обучающегося как руководителя своего интеллектуального развития.

Для Марии Монтессори имеет первостепенное значение дать ребенку возможность развивать свое чувственное восприятие в подготовленной обстановке, отвечающей его психологическим потребностям. При этом особенно важно, чтобы обучающие и себя самих воспринимали как обучающихся, учитывали собственный ритм каждого ребенка, старались понять его в его индивидуальности и распознать, что его в данный момент занимает. Например, может случится, что ребенок использует специальный математический материал не для занятия математикой, а для измерения или строит из него машины и т.п. - и в этом случае руководитель должен принять такое развитие.
Принципы педагогики Монтессори

По Марии Монтессори процесс развития детской личности подразделяется на три фазы:
первая стадия детства (0 – 6 лет)
вторая стадия детства (6 – 12 лет)
юность (12 – 18 лет).
Каждая из этих стадий представляет собой отчетливый самостоятельный отрезок развития.
Фаза первой стадии детства (0 – 6 лет) – важнейшее время жизни, поскольку именно в это время формируются личность и способности ребенка. Монтессори понимает первые шесть лет жизни как вторую эмбриональную фазу роста, в которую развиваются дух и душа ребенка. В то время как взрослый человек фильтрует свои восприятия, ребенок впитывает в себя окружающую среду и она становится частью его личности.
Вторую стадию детства Монтессори определяет как фазу лабильности. В ходе своего развития ребенок проходит так называемые "чувствительные" или "сенситивные" периоды. В такие периоды ребенок особенно чувствителен к определенным возбуждениям со стороны окружающей среды, например, что касается развития движений, речи или социальных аспектов. Если в течение фазы чувствительности ребенок найдет занятие, соответствующее его потребностям, он станет способным к глубокой концентрации. В продолжение такой фазы ребенок не позволяет себя отвлечь другим раздражителям – он проходит процесс постижения, который, согласно Монтессори, захватывает не только его интеллектуальную сторону, но и все личностное развитие. Для этого процесса Монтессори употребляет термин "нормализация".
Решающим для развития педагогики Монтессори и соответствующих материалов является следующее наблюдение: одна из важнейших фаз чувствительности каждого ребенка это фаза "усовершенствование чувств". Каждый ребенок обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус. Из этого наблюдения Монтессори делает вывод, что доступ к интеллекту ребенка ведет не через абстракцию, а принципиально через его органы чувств. Ощущать и познавать становятся в ходе процесса учебы единым целым. В этих положениях Монтессори испытала влияние учений Жана Итара и Эдуарда Сегена. Основываясь на изложенных результатах, Монтессори разработала свой учебный материал, ориентированный исключительно на чувственные восприятия ребенка. Так, ее математический материал позволяет ребенку, ощущая в руке одну бусину и блок из тысячи бусин, получить представление о числах один и тысяча задолго до того, как он будет способен на абстрактное представление о числах.

Подготовленная среда

Подготовленная среда – важнейший элемент педагогики Монтессори. Без нее она не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку возможность постепенно, шаг за шагом освобождаться от опеки взрослого, становиться от него независимым. Поэтому окружающая ребенка среда должна, по Монтессори, ему соответствовать. Так, оборудование в доме ребенка или школе должно соответствовать росту и пропорциям ребенка соответствующего возраста. Дети должны иметь возможность самостоятельно переставлять столы и стулья. Им должна быть дана возможность, самостоятельно выбирать место для занятий. Переставление стульев с места на место, производящее шум, Монтессори рассматривает как упражнение моторики. Они должны научиться переставлять предметы по возможности тихо, чтобы не мешать другим. Окружение эстетично и элегантно, в домах ребенка используется хрупкий фарфор. Дети должны научиться уверенности в обращении с хрупкими предметами и осознавать их ценность. Материал находится в свободном доступе, на уровне глаз ребенка. Это носит характер призыва к действию. Каждый вид материала имеется только в одном экземпляре. Это должно научить ребенка социальному поведению в отношении других детей, учитывать их потребности. О своем окружении дети заботятся сами. В этом они приобретают навыки независимости от взрослых.

Роль взрослого в педагогике Монтессори

С момента своего рождения ребенок стремится к свободе и независимости от взрослого. Монтессори описывает этот процесс как биологический принцип человеческой жизни. Подобно тому, как тело ребенка развивает свои способности и дает ему свободу движений, так же и дух ребенка исполнен голодом к учению и к духовной автономии. В этом процессе взрослый может стать союзником ребенка и создать для него окружение, соответствующее его потребностям и стремлению к познанию. Самопонимание взрослого в педагогике Монтессори – это роль помощника, сглаживающего для ребенка путь к самостоятельности в соответствии с принципом "Помоги мне сделать самому". Процесс обучения и познания происходит в ребенке, ребенок – сам свой учитель. Взрослый должен научиться вести ребенка к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей. Поскольку каждый ребенок проходит фазы чувствительности индивидуально, учебный план в доме ребенка или школе должны быть индивидуально ориентированы. Учитель владеет техникой распознавания фаз чувствительности и способен вести ребенка к деятельности, которая активировала бы его интерес. В принципе, однако, ребенку должна быть дана свобода самому выбирать, с чем он хочет работать.

Роль воспитателя

В отношении того, что должен делать воспитатель, заключается первое педагогическое требование. Это не требование, что-то определенное делать, но требование, чего-то определенного не делать, а именно, категорический призыв не мешать процессу саморазвития. Это требование вытекает по крайней мере из того тезиса, что родители – не творцы ребенка, что ребенок, как выше уже говорилось, сам прораб своего развития; родители – помощники на этой стройке и должны довольствоваться этой ролью. Из этого вытекает и все понимание воспитания, лежащее в основе педагогики Монтессори, которое она понимает как "помощь в саморазвитии ребенка от момента его рождения". Этим она формулирует свое четкое "нет" всякого рода энергичным личностям, желающим, подобно Гётевскому Прометею, творить людей по своему образу и подобию, а также современному бихевиоризму, сводящему человеческую личность к кибернетическим понятиям. Монтессори ожидает от взрослого, напротив, "внутренней перефокусировки", ведущей к тому, что взрослый в общении с ребенком думает не о себе, а о ребенке и его будущем.