Налог коррупция

Налог коррупция

Очень упрощая, можно сказать, что если бы в России волшебным образом исчезла половина населения, то власть от этого только выиграла бы. Но это не означает, что граждане России имеют меньше прав требовать от власти отчета об использовании всех налоговых поступлений. Потому что государство – это придуманное нами понятие. Оно придумано для нашего удобства и должно нам служить, других задач у них нет и быть не может.

Как показали последние обсуждения в соцсетях, тема взаимных обязательств российского государства и общества оказалась для самого общества не такой очевидной, как могла бы быть. Вслед за заявлениями сотрудницы регионального правительства: «Российское государство ничего не должно детям» – и доверенного лица Владимира Путина Игоря Ашманова (автора фразы «»Гугл» – это идеологическое оружие США»): «Нет никакого «на мои налоги», источник денег не вы, а государство», – прозвучало немало высказываний существенно более разумных и менее ангажированных людей, суть которых сводится к следующему: подоходный налог в России составляет лишь небольшую долю бюджета.

Действительно, получается, что российское государство как-то обходится без населения в деле формирования своих доходов. А значит, нам, наверное, не стоит так выпендриваться – раз не на наши налоги, то какое право мы имеем высказываться?

Государство и его бенефициар

В отличие от ситуации с чиновницей или Ашмановым здесь речь идет об аберрации сознания и непонимании конструкции социальной системы, в которой мы живем. Авторы таких высказываний выделяют термин «государственный» в противовес «нашему», «народному», «частному». Но «государственное», «принадлежащее государству» – что это?

«Государственное» – это прилагательное, отвечающее на вопрос «какое? чье?». В толковых словарях (Ожегова, Шведовой и прочих) слово «государственный» определяется достаточно полно. Вот определение из словаря Ефремовой: «(1) Соотносящийся по значению с существительным государство, связанный с ним; (2) а) осуществляемый государством, находящийся в его ведении, б) устанавливаемый государством; (3) а) связанный с деятельностью государства, его функционированием, б) принимающий непосредственное участие в управлении государством, в) способный действовать и принимать решения, руководствуясь интересами государства; (4) имеющий значение для всего государства, учитывающий его интересы».

Обратите внимание – в списке значений нет «принадлежащий государству». И это неспроста.

Ведь государство – это (тот же словарь): «(1) Политическая форма организации общества, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры; (2) а) страна с определенной политической системой, б) система органов управления; (3) а) перен. Что-либо крупное, значительное, занимающее большую территорию и отличающееся определенной обособленностью, самостоятельностью, б) место обитания, распространения, преобладания кого-либо, чего-либо».

То есть государство – это «система органов», «форма». Ментальная конструкция, договорной миф, а не реальный субъект. Поэтому логично, что словарь не наделяет государство функцией «владения».

Логично, но не совсем точно. Развитие цивилизации пошло по пути создания договорных конструкций и наделения их ограниченной субъектностью. Подобные конструкции (самые известные среди них даже не государства, а юридические лица – компании) могут владеть имуществом, распоряжаться им, использовать его и еще много чего другого.

Конечно, делают они это не сами. За них это делают специальные люди, тем или иным образом уполномоченные на такие действия и статусы. Так что сказать «государственное имущество» можно.

Другое дело, что факт такого владения не дает нам возможности видеть в «государстве» полноценного владельца. Согласно современному пониманию права, владение бывает двух видов – номинальное и бенефициарное. Бенефициарное владение – это владение, осуществляемое реальным лицом, которое от этого владения может извлекать выгоду или терпеть убытки (отсюда само название; benefits), нетранслируемые далее на третьих лиц. Номинальное владение – это «промежуточное» владение в пользу кого-то, в результате которого бенефициируют (получают конечную прибыль и убытки) другие лица.

Так вот, никакое юридическое лицо, никакой договорной конструкт не могут быть бенефициарными владельцами – они всегда номиналы, работают в пользу реальных живых лиц – бенефициаров.

Кто в это не верит, попробуйте убедить западный банк открыть счет компании, не сделав комплаенс на ее владельцев: вам быстро объяснят, что номиналы никого не волнуют – всех волнует бенефициар. У номиналов есть управляющие, но управляющие, естественно, тоже не бенефициары – они наняты на работу, они не владеют ни активами, ни результатами деятельности такого конструкта.

Теперь можно вернуться к государству. «Государственная собственность» как собственность конструкта, конечно, номинальна по природе. У государства есть бенефициары – в разных моделях государств разные.

В государстве средневековой модели это чаще всего суверен государства, король или царь. Он единственный, кто в конечном счете имеет право на бенефиты, формируемые активами государства.

Подданные такого короля – это клиенты, которые получают от короля права на долю государственных бенефитов в обмен на обязательства по отношению к королю, в основном сводящиеся к лояльности, производству продукта, часть которого идет королю, и обеспечению безопасности государства. У этих подданных есть свои подданные, отношения с которыми строятся аналогичным образом.

В стороне от этой пирамиды находятся свободные от вассальных отношений немногочисленные ремесленники/горожане/наемники/специалисты. Их экономика строится на границе государственной системы – они продают свой труд и платят налоги. Налоги являются их платой за право продажи своего труда.

Более современная модель государства – это государство, в котором бенефициаром является большая группа людей или все за редким исключением население. Западные государства устроены именно так – уже давно там законодательно закреплено, что бенефициаром государства являются граждане страны.

Россия в этом смысле находится недалеко от стран Запада. В российской Конституции, в частности, записано: «Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью (то есть не «государство», не какая-то конкретная личность, а любой и каждый человек. – А.М.). Статья 3. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы».

Таким образом, сувереном государства России является ее народ. Народ (граждане) России выступает коллективным бенефициарным собственником всего, что принадлежит государству как номинальному держателю. Граждане России должны государству много различных вещей (это записано в той же Конституции) – платить налоги, соблюдать закон, проходить срочную службу и прочее. Только не надо забывать, что должны они это государству лишь как номиналу, а бенефициарно они должны это самим себе и другим гражданам России – государство только регулирует и аккумулирует эти долги.

А вот государство должно гражданам России все, что имеет, что получает и что может получить. Оно же номинал, а народ – суверен, бенефициар. Так что разговор дамы из регионального правительства на тему «государство вам ничего не должно» смешон – оно должно, причем не «что-то», а ровно все, что имеет. Как именно и кому это «все» оно должно отдавать, решают органы государственного управления, избранные народом – смотри Конституцию.

Нефть или граждане

Теперь к вопросу «на ваши налоги ничего не сделаешь». Доходы консолидированного бюджета России – единый источник государственного финансирования почти всего на ее территории, аналог выручки, если говорить корпоративными терминами.

Сюда не включаются только сборы в Пенсионный фонд, которые идут целевым образом на пенсии, и иногда сборы в социальные фонды, также имеющие целевое назначение. Но и те и другие сборы уплачиваются населением, и вместе с подоходным налогом это 40% бюджета.

Ашманов утверждает, что граждане вносят только подоходный налог (13% от дохода), которого не хватает ни на что, а остальное – это «государственные деньги». В реальности граждане платят не только подоходный налог (примерно 10% совокупных доходов бюджета), но еще и НДС (20%), налоги на совокупный доход и имущество (5%), часть акцизов и таможенных пошлин (всего их 20–22%, около 10% – платежи граждан), соцвзносы (20%) – вместе это уже 60% бюджета. Далее, граждане являются бенефициарами частных компаний, которые платят налог на прибыль – еще примерно 5% бюджета.

Смотрите так же:  Дисциплинарная ответственность в армии

Итак, 65% доходов бюджета – это напрямую «наши налоги», без каких бы то ни было оговорок. Так что даже если бы у нашего государства сувереном был не народ, а некий царь (а так, похоже, многие сегодня думают), то и здесь получалось бы, что более половины налогов в бюджете «наши».

Но и остальное – тоже наши налоги. Остальное – это доходы государства от добычи и реализации полезных ископаемых (НДПИ & Co), налоги на прибыль госкомпаний и «прочие доходы». Да, мы не платим эти налоги – половину НДПИ платят частные компании, половину – государственные компании, то есть компании в номинальном держании государства в пользу всех нас. Но в любом случае мы – бенефициары.

Можно спорить, кто платит больше налогов, кто – меньше, но олигарх-нефтяник, чья компания уплачивает НДПИ, не может похвастаться тем, что платит огромный налог в отличие от нас. Государство передало ему в эксплуатацию недра, которые по закону находятся в федеральной собственности, то есть это наши недра он эксплуатирует, и его налог – это всего лишь плата нам за наши недра.

По сути источником почти всех налогов является народ России (малое исключение – налоги иностранцев, зарабатывающих в России, их совсем немного). И именно он является бенефициаром всех источников этих налогов. Государство – посредник в процессах платежа, и ничего более.

Но как же тогда быть с высказываниями о том, что российское государство практически не зависит от налогов, собираемых с частных лиц? И это тоже правда. Одно дело, кому принадлежит собственность по праву, а другое – кто ею распоряжается и как распоряжается.

Российская власть (не государство, заметьте; государство – это договорной фантом, а власть – это группа реальных людей) сконцентрировала в своих руках и централизовала на федеральном уровне беспрецедентные возможности контроля над государственной собственностью, налоговыми потоками и управлением бюджетом.

Сделать это ей было достаточно просто, благодаря тому что основная масса доходов бюджета действительно порождается выручкой от продажи полезных ископаемых. 25% консолидированного бюджета (за вычетом социальных сборов) составляют нефтегазовые доходы, которые собираются помимо населения.

Доходы от продажи полезных ископаемых идут в основном на закупку импорта, обеспечивающего более половины потребления в России (а если исключить из потребления те самые полезные ископаемые и энергию в широком смысле, которую контролирует та же власть, то и все 70%). Таможенные пошлины и НДС мы как потребители вынуждены платить, а власть их собирает: больше нефти – больше пошлин и НДС; меньше нефти – меньше налогов.

Дальше, государство нанимает почти 38% трудовых ресурсов в России. Соответственно, власть решает, сколько платить этим работникам. А их налоги – это возврат в государство части налогов, потраченных на оплату их труда. То есть как бы не налоги, а возвраты. Их объем тоже зависит от нефти: больше нефти – больше у государства денег, больше зарплаты и налоги бюджетников.

Очень упрощая, можно сказать, что если бы в России волшебным образом исчезла половина населения (даже не «более бедная» или «менее занятая», а просто ровно половина от каждой группы и страты), то власть от этого только выиграла бы. Почти 35% консолидированного бюджета никак не изменились бы, то есть доходы бюджета ориентировочно упали бы на 32,5%, а подушевой уровень доходов бюджета вырос бы где-то на 35% (это случайное совпадение цифр, а не математическая закономерность). При этом расходы бюджета (за вычетом некоторой доли военных и инфраструктурных расходов) сократились бы примерно в два раза – то есть бюджетная ситуация в стране стала бы существенно лучше.

Говорит ли это о том, что граждане России имеют меньше прав требовать от власти отчета об использовании всех налоговых поступлений? Разумеется, нет. Если в большом доме на первом этаже построен магазин, председатель ТСЖ не может заявить, что поскольку плата за аренду магазина составляет большую часть от поступлений ТСЖ, ему плевать на мнение жильцов и он сам себе хозяин (хотя, конечно, если бы дом был поменьше и жильцов было меньше, а магазин был бы таким же, то финансы ТСЖ были бы только лучше).

Председатель ТСЖ всего лишь приказчик, поставленный жильцами, а плата за аренду магазина принадлежит жильцам так же, как и любые другие их доходы – только коллективно. Чиновников ТСЖ, считающих, что деньги за аренду – их, а не жильцов, надо последовательно выгонять; жильцов, считающих так же, – переубеждать; подрядчиков ТСЖ, которые хотят на такой вседозволенности заработать (даже если они великие патриоты дома и защитники его интернета от «Гугла» и прочих врагов), – отстранять от кормушки.

И если мы хотим однажды оказаться жителями страны, которая развивается хотя бы так же быстро, как мир в среднем, мы должны научиться и научить всех ее жителей, что в реальном мире существуют только люди – граждане страны, ее население, народ, общество.

«Страна» и «государство» – это придуманные нами понятия; они придуманы для нашего удобства и должны нам служить – других задач у них нет и быть не может. Те, кто полагает, что ментальные конструкты могут жить сами по себе и еще требовать чего-то от реальных людей, серьезно задержались в социальном развитии – где-то на уровне примитивных родоплеменных религий с их антропоморфическими анимизмами.

Коррупция и уклонение от уплаты налогов: взаимосвязь социальных явлений

Журнал « Финансы и кредит »
т. 24, вып. 12, декабрь 2018

Получена в доработанном виде: 20.09.2018

Доступна онлайн: 24.12.2018

Коды JEL: D73, Н26

Федотов Д.Ю. доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры торгового и таможенного дела, Байкальский государственный университет, Иркутск, Российская Федерация
[email protected]

https://orcid.org/0000-0001-9908-802X
SPIN-код: 1199-7819

Предмет. Распространенными явлениями в современных общественных отношениях являются коррупция и уклонение от уплаты налогов. Коррупция оказывает негативное влияние на развитие экономических отношений в стране, снижает уровень доверия населения к органам власти.
Цели. Оценка уровня коррупции и масштабов уклонения от уплаты налогов в России, а также проверка гипотезы о влиянии коррупции на склонность налогоплательщиков уклоняться от уплаты налогов.
Методология. С помощью эконометрических методов проведен корреляционный анализ, также использованы математические методы обработки результатов социологических опросов.
Результаты. Изучены труды отечественных и зарубежных исследователей. Выявлено, что коррупция повышает склонность налогоплательщиков уклоняться от уплаты налогов, ввиду того что высокий уровень коррупции в стране снижает доверие населения к органам власти. Установлено, что в 2001—2017 гг. в России снижался уровень коррупции, в том числе и в налоговых органах. В то же время уменьшалось стремление российских граждан уклоняться от уплаты налогов.
Область применения. Результаты могут быть использованы государственными органами в бюджетном процессе и при разработке налоговой политики.
Выводы. Проведенное исследование позволило выявить уровень коррупции в России и оценить степень ее влияния на склонность налогоплательщиков уклоняться от уплаты налогов. Коэффициент корреляции между данными явлениями составил 0,6793. Поэтому продолжение борьбы с коррупцией будет способствовать сокращению масштабов уклонения от уплаты налогов в нашей стране.

Ключевые слова: коррупция, налог, корреляционный анализ, уклонение от уплаты налогов

лидер сумской организации партии «Успішна країна»

Коррупция как налог на слабость

Украина является уникальным примером сочетания лидерских позиций в мире по рейтингу коррупции и наибольшего процента борцов с коррупцией, антикоррупционных общественных организаций и органов, цель которых — борьба с коррупцией.

Все проблемы экономики и общества, все, что мы видим вокруг, является частичным результатом коррупции или деятельности коррупционеров. Все начинается еще в школе, где еще в советские времена был нарушен принцип соответствия занимаемой должности и уровня образования и подготовки, которую получил человек. Дети чиновников и депутатов, несмотря на результаты обучения, получают высокие должности. Из-за чего, непрофессионально управляя страной, еще больше уродуют ее.

Смотрите так же:  Из декрета в декрет пособие по уходу за ребенком

Всем известны «откаты» и взятки при выполнении определенных услуг и заказов, которые приводят к низкому уровню качества инфраструктуры и увеличению расходов на поддержание общественного имущества. Так называемые публичные закупки и операции с ними сталкиваются с инертностью и непрофессионализмом правоохранительной системы, которая имеет непосредственную заинтересованность в сокрытии преступлений.

Коррупция напрямую влияет на тарифную и социальную сферу. Коммунальные предприятия и их руководители покупают новые автомобили представительского класса и получают триста процентов премий, одновременно декларируя убыточность предприятий и необходимость очередных дотаций из местных бюджетов.

Страны, которые ассоциируются у украинцев как образцы успешной борьбы с коррупцией, такие как США, Китай и скандинавские страны, имеют четкое, определенное отношение к этому явлению, которое предусматривает высокий уровень наступления ответственности за совершение коррупционного правонарушения. Ежегодно Китай приводит в действие тысячи смертельных приговоров коррупционерам, которые были пойманы во время коррупционных деяний.

США вообще рассматривает коррупционные правонарушения, как явление, которое ставит под угрозу экономику страны и ее национальную безопасность. Каждый доллар коррупции влечет за собой три доллара убытков для экономики. Правоохранительные органы этой страны обладают большими полномочиями и имеют четкую независимость от политиков и чиновников для эффективной реализации системы сдержек и противовесов.

На самом деле, для каждого гражданина Украины коррупция стала налогом на слабость. Слабость заявлять о преступлении, когда правоохранительная и судебная система являются надежными партнерами коррупции. Слабость бороться на самом деле, а не только декларируя. Слабость принимать коррупционеров, а не создавать для них невыносимые условия существования. Слабость принять для себя решение не брать и не давать взятки.

С каждым годом постоянно меняется ситуация в стране касаемо уровня жизни населения: периодически стабилизируется, затем снова становится изменчивой в негативную сторону.

Данная тенденция выражается в резком повышении цен на товары при низких заработных платах, нахождением «за чертой бедности» большого количества людей, коррупции со стороны чиновников и должностных лиц, занимающих высокие посты в субъектах Российской Федерации и государственном аппарате управления.

В мировом сообществе существует сервер «Индекс восприятия коррупции». В нём ежегодно можно наблюдать на каком месте в мире находится та или иная страна по наличию коррупционной деятельности.

В диапазоне от 0 до 100 балов, которые означают самый высокий уровень коррумпированности — Россия в 2014 году находилась в этом списке на 127 месте, в 2015 году — на 119.

Эта статистика говорит о глобальном обострении проблемы и необходимости её срочного преодоления.

Определение коррупции

В разных источниках (методических пособиях, газетах, журналах) понятие коррупции определяется по-разному, так как с течением времени появляются новые механизмы как коррупционной деятельности, так и мер воздействия на неё со стороны государственных органов.

Главным законодательным нормативно-правовым актом, где регламентируются основные понятия, принципы и методы борьбы с коррупционным сообществом, является Федеральный закон «О противодействии коррупции».

Кроме того, в нём описаны обязанности должностных лиц, их первичные обязанности и ограничения, связанные с использованием власти и инструкций по занимаемой должности.

Тут вы можете узнать, что делать в случаях необоснованного обвинения в коррупции.

Виды и формы коррупции

Коррупционная деятельность имеет свои виды, сформировавшиеся в зависимости от направления работы лиц, занимающихся незаконными махинациями.

В этой статье можно больше узнать о видах мошенничества в интернете.

Они предполагают следующие характеризующие особенности:

  1. коррумпированность в сфере управления государством (имеет место в случае, когда специалист, занимает управленческий пост, находится в статусе государственного служащего незаконно. При этом использует ресурсы и возможности, предназначенные для решения общественных проблем и вопросов, совершенствования качества жизни населения, в личных целях);
  2. коррумпированность предприятий (может возникать и в негосударственных учреждениях, которые ведут свою деятельность на частной основе. Высшее должностное лицо такой организации также может использовать свои возможности и интересы с целью собственного обогащения и выгоды);
  3. коррумпированность политической сферы (под этой тенденцией понимается сохранение собственного статуса или назначения на выборную должность с помощью неправомерного использования полномочий, делегированных ему народом).

У коррупции существуют 2 формы, которые определяют её проявление в обществе:

  • высшая (возникает на высших уровнях власти, среди политических деятелей, государственных служащих, к таким явлениям относят подкуп населения за голоса на выборах, а также расходованием финансовых и материальных ценностей для достижения собственных целей);
  • низовая (может процветать на уровне государственных и частных предприятий в городе, районе, поселении.Данная ситуация обычно проявляется в случае дачи взятки за предоставление каких-либо услуг или благ).

Федеральный закон «О противодействии коррупции»

Во все времена негативного влияния коррупции на жизнь общества, существовали и разрабатывались меры по предотвращению этого разрушающего явления.

Противодействие коррупции – основной метод воздействия на незаконную деятельность органов власти, чиновников, предпринимателей.

Он содержит в себе основные правовые нормы, касающиеся принципов и форм противодействия коррупционным течениям в рамках своей страны и международного сообщества.

В нём освещены постулаты о том, кто должен вести антикоррупционную деятельность, о направлениях работы, включающие профилактические меры против коррупции, которые будут оказывать на неё уничтожающее действие.

Ответственность за коррупцию

За использование своего статуса и положения в целях собственного обогащения, продвижения по карьерной лестнице, и других нарушений – предусмотрено несколько видов ответственности:

  1. уголовная ответственность (применяется к лицу через судебное разбирательство при наличии доказательств, свидетельских показаний. К соучастникам коррупционных действий также предусмотрен данный вид ответственности. К таким преступлениям относятся: мошенничество с использованием служебного положения – ст. 159 ч.1 УК РФ, отмывание денежных средств – ст. 174 УК РФ и другие);
  2. административная ответственность (при совершении лицом коррупционного правонарушения, к ним можно отнести: злоупотребление полномочиями в рамках своей должности – ст. 285 ч. 1 КоАП РФ, превышение должностных полномочий – ч. 1 ст. 286 КоАП РФ).

Узнать больше о понятии взяточничества и его видах можно более подробно здесь.

Соотношение понятий коррупции и взяточничества

Два таких понятия, как коррупция и взяточничество следует рассматривать в тесной взаимосвязи.

Если коррупция предполагает большой спектр действий незаконного характера, наказуемых с помощью определённых видов ответственности, то взяточничество носит более конкретный характер.

Оно включает в себя только 2 противозаконных действия – получение и дачу взятки.

В суде взяточничество в рамках коррупции может рассматриваться как отягчающее обстоятельство, которое может повлиять на судебное решение.

Таким образом, распространение коррупции с каждым годом возрастает, но и разрабатываются новые способы и методы по борьбе с ней.

Совершенствуется законодательная база в области антикоррупционной деятельности, которая дополняется новыми нормативно-правовыми актами.

Необходимо понимать, что изменение обостренной ситуации, сложившейся в обществе, будет происходить с трудом и не сразу, поэтому деятельность по противодействию коррупции нуждается в поддержке.

Частые вопросы по коррупции

Какие причины проявления коррупции?

Существует несколько теорий в соответствии с которыми в обществе «зарождается и процвитает» коррупция. Рассмортим первую теорию – экономической природы.

В числе таковых – тезис о соотнесении прибылей и издержек вследствие некоторой активности. В данном случае – коррупционной.

Человек, обладающий неким ресурсом, административным, например, принимает решение совершить противозаконные действия, понимая, что риски есть, но в то же время осознавая, что предполагаемая выгода их, скорее всего, компенсирует.

Если, в свою очередь, данный гражданин не осуществит никаких коррупционных деяний, а продолжит в штатном режиме выполнять функции, то преференции и степень удовлетворения им своей работой будут ощутимо ниже, чем даже по факту понесения наказания при первом сценарии.

Некоторые исследователи проявление коррупции связывают с теорией формирования поведенческой модели, в основе которой лежит фактор получения преференций за счет ренты. Что это значит?

То, что в процессе выполнения своей деятельности человек, находящийся, условно говоря, на административном посту, осознает, что в его руках находится безотказный в большинстве случаев инструмент извлечения прибыли и выгод за счет служебного положения. Данный фактор, считают аналитики, может обуславливать еще более глубокую коррупцию, чем при первом сценарии, предусматривающем экономическую природу противоправных действий.

Так как в большинстве вариантов риски человека, сидящего на “ренте”, подразумевают относительно маленькие риски. Так, например, коррупция в органах внутренних дел, полагают эксперты, может быть в значительной мере объяснена влиянием рассматриваемого фактора.

Смотрите так же:  Общественный договор в политике

Имеется еще тезис, объясняющий изучаемое явление с точки зрения кризиса экономических и социальных институтов в государстве. Причины коррупции обуславливаются неэффективностью работы органов власти и бизнеса.

То есть, например, гражданину становится проще решить тот или иной вопрос (согласовать документ, заказать продукт или услугу), обходя штатные механизмы, зафиксированные в законах или отраслевых соглашениях.

При этом чиновник или сотрудник фирмы, отвечающий за процедуры согласования документа, выпуск продукта или предоставление услуг, редко когда соглашается содействовать неофициальному решению вопроса бесплатно. И потому он, так или иначе, становится нарушителем законов и норм, нанося ущерб власти, бизнесу и обществу.

Коррупция довела до налога на воду. На очереди налог на туалет

Минфин РФ в специальном письме, поступившем накануне в справочные правовые системы, разъяснил щепетильный вопрос: следует ли брать налог с сотрудников предприятий, пьющих на работе воду, предоставленную работодателем. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики разъяснил: следует.

В пятницу информационное поле взорвалось заголовками «Кудрин введет налог на воду, которую пьют работники офисов». В справочных системах нетрудно найти информационное письмо от 13 мая 2011 года № 03-04-06/6-107 «Об обложении НДФЛ стоимости питьевой воды, приобретаемой для сотрудников». И в нем действительно сказано:

«Статья 41 [Налогового] Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки. При приобретении организацией питьевой воды для своих сотрудников указанные лица могут получать доходы в натуральной форме, как это установлено ст. 211 Кодекса, а организация, приобретающая питьевую воду, выполнять функции налогового агента, предусмотренные ст. 226 Кодекса».

То есть удерживать с сотрудников за выпитое НДФЛ в 13 процентов и перечислять его государству. Естественно, в денежном, а не в натуральном эквиваленте — вода государству без надобности.

«В этих целях, — говорится в письме Минфина, — организация должна принимать все возможные меры по оценке и учету экономической выгоды (дохода), получаемой сотрудниками». Однако «если при потреблении сотрудниками питьевой воды, приобретенной организацией, отсутствует возможность персонифицировать и оценить экономическую выгоду, полученную каждым сотрудником, дохода, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц, не возникает».

То есть, в принципе, все не так страшно, и «введенный Кудриным налог» вовсе не является обязательным. Гораздо интереснее, однако, вовсе не позиция Кудрина (который, справедливости ради, вообще не имеет ни малейшего отношения к данному налогу), а повод, который подвиг налоговый департамент Минфина на подобное разъяснение.

В Минфин поступило обращение, судя по всему, от бизнес-структуры (цитата по информационному письму): «Организация приобретает питьевую воду для своих работников. Расходы на приобретение воды не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Трудовым договором обязанность работодателя обеспечивать работников питьевой водой не предусмотрена. Персонифицировать потребление воды каждым работником организации не представляется возможным. Подлежит ли исчислению, удержанию и перечислению НДФЛ в бюджетную систему РФ организацией в качестве налогового агента в отношении стоимости питьевой воды, приобретаемой для работников организации?»

Нетрудно заметить, что разъяснение Минфина полностью соответствует поговорке «каков вопрос, таков и ответ». Спросили про налог на воду, министерство про воду и ответило. Конечно, подобный подход, предельно формализующий все и всякие отношения на производстве и в офисе, выглядит совершеннейшим абсурдом. С далеко идущими последствиями — например, сотрудник СМИ получает экономическую выгоду в натуральной форме, пользуясь офисными блокнотами и ручками. В трудовых договорах не обозначается обязанность работодателя обеспечивать сотрудников кондиционированным воздухом летом и теплым в зимнее время года и т.д. Не говоря уже о том, что посещение работником офисного туалета может рассматриваться как действие работодателя в сфере услуг.

Однако бизнес такой вопрос поднимает, не считаясь с очевидной абсурдностью и, что следует из самых элементарных соображений, не получая для себя никакой выгоды, напротив — заводя лишнюю головную боль по учету потребляемой воды и дополнительного налогообложения сотрудников. Налоги все равно пойдут в бюджет, а не в карман собственника.

Единственное приходящее в голову рациональное объяснение появлению такого запроса в Минфин — следствие налоговой проверки какого-то частного предприятия. В ходе которой поиск нарушений как раз и дошел до уплаты НДФЛ с выпитой сотрудниками воды. «Как, не выплачен? Нарушаем?»

Впрочем, есть все основания полагать, что и нынешнее разъяснение Минфина не остановит излишне ретивых налоговиков. В одной стороны, попробуй докажи, что невозможно организовать учет потребления воды. В конце концов, кулер в большинстве случаев располагается на ресепшене. Ну а на то, чтобы действительно вводить некую систему учета и действительно снимать с сотрудников «питьевые» налоги, вряд ли пойдет много предприятий — скорее уж откажутся от закупок воды вообще.

Но главное — простор для деятельности коррумпированных проверяющих все равно остается практически неограниченным. Разберутся с водой — займутся туалетами.

Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+.

Акцизный налог и коррупция

Теневая экономика (также скрытая экономика, неформальная экономика[1]) — экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Является ненаблюдаемой, неформальной частью экономики, но не охватывает её всю, так как в неё не могут быть включены виды деятельности, не скрываемые специально от общества и государства, например домашняя или общинная экономики. Также включает в себя нелегальные, криминальные виды экономики, но не ограничивается ими.

Теневая экономика — это экономические взаимоотношения граждан общества, развивающиеся стихийно, в обход существующих государственных законов и общественных правил. Доходы этого предпринимательства скрываются и не является налогооблагаемой экономической деятельностью. По сути, любое предпринимательство, результатом которого является сокрытие доходов от государственных органов, или уклонение от уплаты налогов, может считаться теневой экономической деятельностью.

«Теневую» экономику также можно охарактеризовать как совокупность разнотипных экономических отношений и неучтенных, нерегламентированных и противоправных видов экономической деятельности. Но, прежде всего, «теневая» экономика — это неконтролируемые государством и скрываемые от него производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей, денег и услуг. В данном случае мы имеем дело с очень сложным экономическим явлением, которое в той или иной степени присуще социальным системам любого типа.[источник не указан 66 дней]

Теневая, «серая», экономика, как правило, достаточно связана с «белой», официальной экономикой, т.к. её важным элементом является легализация преступных доходов.

Похожие публикации:

  • Краевая коллегия адвокатов г краснодар Услуги адвокатов Краснадарской городской коллегии адвокатов. Опытные адвокаты проконсультируют Вас, составят договоры, соглашения, исковые заявления, апелляционные, кассационные и надзорные жалобы любой сложности, а также жалобы в […]
  • Образец приказа отзыва из командировки Командировка из места жительства Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. В Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 8 декабря […]
  • Ходатайства адвоката на предварительном следствии Резня в Сумгаите: факты и искажения ГЕНОЦИД АРМЯН «Наша среда online» — Сумгаитский погром — беспорядки на этнической почве в городе Сумгаит Азербайджанской ССР 27—29 февраля 1988 г., сопровождавшиеся массовым насилием в отношении […]
  • Финансовая отчетность для чайников Как читать финансовую отчетность. Баланс. Если баланс не сошелся, значит в нем – ошибка. А если сошелся - значит в нем две ошибки. Закон Мерфи для бухгалтеров Балансовые отчет все равно, что военные сводки: детали верны, а в целом – […]
  • Возврат товара поставщику документальное оформление 2019 ндс Оформление возврата бракованного товара поставщику Добрый день, уважаемые знатоки бух.дела! Прошу помощи зала! Мы (ООО) -покупатель товара. В сентябре получили от поставщика товар в коробках.Приёмка идёт по кол-ву мест (коробок) […]
  • Засчитывается в стаж уход за инвалидом Засчитывается в стаж уход за инвалидом В помощь пенсионеру Ответы на тему: "Пенсии по категориям" Пенсия по инвалидности получаю пенсию по инвалидности и надбавку в размере 100 грн.с середины 2012 года , при переходе на пенсию по […]