Надбавка за выслугу лет трудовой кодекс

Надбавки за выслугу лет

Денежные средства, которые выплачиваются работникам ежемесячно помимо зарплаты, представляют собой надбавки или доплаты. Если сотрудник проработал в организации определенное время, он может рассчитывать на получение надбавки за выслугу лет к своему жалованию.

Работодатели нередко используют подобные поощрения с целью стимулирования работников к продуктивной рабочей деятельности. Кроме того, это позволяет бороться с текучестью сотрудников на предприятии.

В этой статье мы рассмотрим, в каких документах отражают систему премирования сотрудников, в каком размере устанавливаются размеры поощрений работников организации за выслугу лет, а также какие категории служащих гарантированно могут рассчитывать на получение доплат и надбавок к своей основной зарплате.

В нижней части страницы размещена таблица, в которой отражены ежемесячные надбавки за выслугу лет работникам бюджетной сферы.

Подсчет трудового стажа работников

В Трудовом кодексе РФ, в частности, в Главе 21 идет речь о том, кому причитаются поощрения. Это касается в первую очередь работников бюджетной сферы. С коммерческими организациями дело обстоит иначе .

Главным документом, который служит основанием для получения денежных средств за выслугу лет сотрудником, является корректно оформленная трудовая книжка. После того как работник был принят на работу, в его трудовой книжке должна быть сделана соответствующая запись.

Теперь рассмотрим наиболее часто встречающиеся вопросы, связанные с местом и временем работы служащего, которые влияют на его надбавки.

Как получить процентную выплату сотруднику, который трудится в коммерческой организации?

Для того чтобы работник получил надбавки за выслугу лет на коммерческом предприятии, он должен проработать на нем конкретный временной промежуток. Этот отрезок времени должен быть прописан в локальном акте организации. Работодателю нужно будет обязательно учесть в качестве рабочего срока следующие моменты:

  • время отпуска (оплачиваемого);
  • период больничного;
  • командировки.

Что будет со стажем работника, если его переводят на другую должность?

Смена должности не будет оказывать влияния на стаж работы сотрудника. В случае его перевода в другой отдел (на том же предприятии), стаж за выслугу лет будет рассчитан суммарно за исключением ситуации, если был изменен оклад за месяц.

Если оклад за месяц был уменьшен или наоборот увеличен, то необходимо пересчитать сумму надбавки в соответствии с процентами от зарплаты, а не срок службы сотрудника.

Как влияет на трудовой стаж работника перевод в другую организацию в случае реорганизации?

В этой ситуации получается, что рабочее место служащего остается прежним и собственник не меняется. Это означает, что меняется только юридическое лицо. Работнику следует договориться с работодателем о том, чтобы стаж его работы был непрерывным, а процентная надбавка за выслугу лет сохранялась.

Что будет с доплатой, если работник сначала работал у одного работодателя, а затем перешел на некоторый срок на работу к другому?

В соответствии с действующим законодательством, работник должен заслужить доплату за выслугу лет, но в некоторых ситуациях, особенно если служащий является ценным кадром и имеет высокий уровень квалификации, то вполне допустимо обратиться с просьбой о продолжении выплаты надбавок к администрации предприятия.

Надбавки за выслугу лет для бюджетников

Доплата для работников бюджетной сферы рассчитывается в процентах от оклада. Как и во всех остальных случаях, многое зависит от срока рабочего стажа, в течение которого служащий трудился в бюджетной организации.

При расчете прибавки к окладу за выслугу лет в результате подсчетов принимается в учет:

  • коэффициент субъекта РФ;
  • районный коэффициент;
  • сумма премии.

Итоговая сумма надбавки подлежит обложению НДФЛ.

Какие документы устанавливают надбавки за выслугу лет?

В Трудовом кодексе содержится норма, согласно которой руководителям предприятий (которые не относятся к бюджетным) разрешается самостоятельно определять, стоит ли выплачивать надбавки к окладам работников или нет. Таким образом, у служащих, которые трудятся в коммерческих организациях, нет никаких гарантий того, что они получат дополнительные суммы к ставке.

В коммерческих фирмах должны быть локальные акты, в которых указано, какие денежные бонусы положены сотрудникам. Когда сотрудник трудоустраивается, ему следует обращать внимание на то, есть ли в документах пункт, посвященный материальному вознаграждению. В контракте с работником должны быть указаны все надбавки (в том числе – их количество).

Стимулирующие выплаты не являются обязательными (на основании статьи 135 ТК РФ ). Работодатель сам решает, в каком размере такие выплаты будут выплачиваться служащим. Кроме того, во внимание принимаются пожелания и рекомендации самих сотрудников.

Трудовой договор с работодателем – это основной документ, по которому работнику будут полагаться различные виды материального стимулирования. Копия документа должна быть в наличии у работника.

Система бонусов и премий, которые предусмотрены организацией, кроме трудового договора, должны быть отражены в таких документах:

  1. Положение о премировании сотрудников (или о материальном поощрении).
  2. Коллективный договор и другие документы.

Не забывайте, что в трудовом договоре обязательно должны быть прописаны такие важные моменты, как:

  • суммы выплат;
  • периодичность выплат вознаграждений за рабочий стаж.

В трудовом договоре также должны быть указаны все размеры денежных средств, которые положены работнику:

Помимо этого в документе должны быть отражены условия, а также порядок начисления денежных средств.

Размеры материального поощрения работников и периоды их выплат

Размер материального вознаграждения сотрудников за отработанные годы начисляется в процентах от месячного оклада. Размер материального поощрения работников зависит от ставки. Если ставка была изменена, то сумма вознаграждения за выслугу лет, соответственно, тоже.

Следует отметить, что выплата не должна прекращаться и в таких ситуациях:

  1. Служащий находится в командировке.
  2. Работник в отпуске.
  3. За сотрудником, в соответствии с ТК, сохраняется заработная плата.

Негосударственным учреждениям невыгодно вводить систему надбавок для работников, поскольку это влечет за собой повышение их заработной платы, а значит, и налогов. В то же время, если руководителю необходимо, чтобы персонал качественно работал, то без организации системы бонусов просто не обойтись.

Бухгалтер организации рассчитывает сумму надбавок на основании локальных трудовых актов предприятия. Так, в приложении к коллективному договору может быть разработана шкала, согласно которой сотрудник, который представляет особую ценность для предприятия, получает за непрерывный рабочий стаж определенный процент оклада.

Как правило, сумма доплаты работникам от 5% до 30%. Многое зависит от срока работы служащего в организации. Чем больше стаж, тем больше и надбавки. Добавим, что прибавки к окладу начисляются по основному месту работы служащего.

Как рассчитываются надбавки за выслугу лет

Для безошибочного начисления и расчета надбавок, стоит придерживаться некоторых правил, а именно:

1. Начисление, а также выплата надбавок за рабочий стаж должна производиться каждый месяц.

2. Надбавки рассчитываются исходя из оклада с учетом времени, которое служащий отработал фактически.

3. Если работник замещает должность на временной основе, то прибавку начисляют из его основной ставки.

4. В случае если у работника возникло право на повышение размера вознаграждения на протяжении календарного года, то первую выплату нужно начислять за время, которое было отработано сотрудником после появления у него права на увеличение вознаграждения.

5. Для тех работников, у которых право на получение (увеличение) доплаты появилось в течение календарного месяца, общую сумму рассчитывают по соответствующим периодам. Аналогично поступают и с расчетом сумм надбавок, если оклад был изменен в течение месяца.

Работодатель самостоятельно устанавливает срок, за который будет выплачиваться доплата за выслугу лет. Как показывает практика, это обычно месяц.

Но некоторые коммерческие организации предпочитают вознаграждать работников один раз в год. Чаще всего доплата производится в виде премии. Тем не менее, расчет должен быть произведен пропорционально временным периодам, которые сотрудники отработали.

Категории служащих бюджетной сферы

Категорий служащих бюджетной сферы несколько:

  1. Госслужащие.
  2. Муниципальные служащие.
  3. Работники МВД.
  4. Военные.

Для удобства мы собрали все категории бюджетников в таблицу, где вы найдете процент надбавок в зависимости от трудового стажа:

Статья 144 ТК РФ. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений

Новая редакция Ст. 144 ТК РФ

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

в федеральных государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются:

федеральными государственными учреждениями — за счет средств федерального бюджета;

государственными учреждениями субъектов Российской Федерации — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

муниципальными учреждениями — за счет средств местных бюджетов.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Смотрите так же:  Наклейки на договор

Профессиональные квалификационные группы — группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комментарий к Статье 144 ТК РФ

Статья 144 Трудового кодекса РФ отдельно регулирует оплату труда работников государственных и муниципальных учреждений.

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

— в федеральных государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

— в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

— в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Изменения, внесенные в Трудовой кодекс РФ Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, предусмотрели возможность установления Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов) или базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников. Эти базовые оклады (базовые должностные оклады) и базовые ставки заработной платы являются тем минимумом, который в любом случае должен выплачиваться соответствующей категории работников.

Основная идея введения базовых окладов состоит в следующем. В настоящее время при разработке системы оплаты труда необходимо, чтобы тарифная часть заработной платы была не меньше минимального размера оплаты труда, который с 1 мая 2006 года установлен в сумме 1100 рублей. При этом речь идет о минимальной месячной зарплате за труд неквалифицированного работника при выполнении простых работ в нормальных условиях. Базовые оклады по своей сути будут МРОТами для работников более высокой квалификации. Размер заработной платы учителя, так же как и врача, зависит от множества факторов, но даже если речь идет об обычной городской школе, где по каким-то причинам учится один ученик, все равно учитель не может получать меньше базовой ставки как в федеральных, так и в региональных и муниципальных учреждениях. Предполагается, что базовые оклады и ставки будут утверждаться правительством уже в нынешнем году.

При этом под профессиональными квалификационными группами понимаются группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности. Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам должны утверждаться Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

Как предполагается, все профессии и должности будут разделены на пять укрупненных квалификационных групп в зависимости от квалификации. Первая группа: профессии рабочих и должности служащих, которые не требуют наличия профессионального образования. Вторая группа: профессии рабочих и должности служащих, требующие наличия начального или среднего профессионального образования, а также руководители структурных подразделений, требующие наличия начального профобразования. Третья: должности служащих, требующие наличия высшего профессионального образования по квалификации «бакалавр», и должности руководителей структурных подразделений, требующие наличия среднего профобразования. Четвертая группа: должности служащих, требующие наличия высшего профобразования по квалификации «дипломированный специалист» или квалификации «магистр», а также руководители структурных подразделений с высшим профессиональным образованием. Пятая группа: уникальные работники, а также работники, для которых требуется наличие научной степени или научного звания.

Укрупненные квалификационные группы подразделяются на профессиональные квалификационные группы. Это группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований квалификации к уровню профессионального образования и профессиональной подготовки. К примеру, будут созданы профессионально-квалификационные группы работников здравоохранения, педагогических работников, работников культуры, гражданского персонала практически по каждой отрасли. Затем профессии и должности, отнесенные к профессионально-квалификационной группе, в зависимости от сложности будут подразделяться по квалификационным уровням. Чем выше сложность, тем более высокий квалификационный уровень. Это определяется подготовкой, необходимой для работы по профессии или должности с учетом наличия сертификатов, квалификационной категории, стажа и так далее.

Для каждого квалификационного уровня будет установлен диапазон окладов, и в пределах этих диапазонов по квалификационным уровням будут устанавливаться оклады тарифной ставки в учреждениях. Установление окладов отнесено к компетенции руководителя учреждения.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством РФ, обеспечиваются:

— федеральными государственными учреждениями — за счет средств федерального бюджета;

— государственными учреждениями субъектов РФ — за счет средств бюджетов субъектов РФ;

— муниципальными учреждениями — за счет средств местных бюджетов.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 135 Трудового кодекса РФ) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Оплата труда некоторых категорий работников бюджетной сферы осуществляется на основе специальных нормативно-правовых актов. Так, например, оплата труда работников высших учебных заведений регулируется Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ. Научно-педагогическим работникам высших учебных заведений устанавливаются надбавки к должностным окладам (ставкам) в размере:

1) сорок процентов за должность доцента;

2) шестьдесят процентов за должность профессора;

3) 900 рублей за ученую степень кандидата наук;

4) 1500 рублей за ученую степень доктора наук.

В качестве примера можно рассчитать заработанную плату преподавателя вуза. Допустим, на работу в государственный вуз принят кандидат юридических наук на должность доцента. При поступлении на работу ему установлена оплата по 15-му разряду ЕТС. В таком случае его заработная плата может быть рассчитана по формуле:

ЗП = МРОТ x МТК + НДД + НКН, где

ЗП — заработная плата;

МТК — межразрядный тарифный коэффициент;

МРОТ — минимальный размер оплаты труда;

НДД — надбавка за должность доцента;

НКН — надбавка за ученую степень кандидата наук.

Таким образом, зарплата доцента вуза составит:

1100 x 3,036 + 1100 x 3,036 x 0,4 + 900 = 3339,6 + 1335,84 + 900 = 5575,44 руб.

Оплата труда государственных гражданских служащих регулируется Федеральным законом Российской Федерации «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. Данный Закон закрепляет две возможные схемы оплаты труда гражданских служащих. Первая — традиционная — основывается на занимаемой гражданским служащим должности, присвоенном ему классном чине, а также праве служащего на дополнительные выплаты в зависимости от стажа, сложности работы и т.п. Вторая — предусматривает оплату труда гражданских служащих в зависимости от эффективности и результативности их профессиональной служебной деятельности. К гражданским служащим, оплата труда которых производится в указанном особом порядке, не применяются условия оплаты труда, установленные частями 1 — 13 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. (то есть не выплачиваются должностной оклад и оклад за классный чин, различные надбавки, районные коэффициенты и пр.). В то же время для данной категории гражданских служащих сохраняются все гарантии, льготы и компенсации, предусмотренные иными статьями Закона.

По традиционной схеме денежное содержание гражданского служащего состоит из трех основных частей:

— оклада за классный чин;

1. Должностной оклад является главным элементом денежного содержания любого служащего. Он представляет собой вознаграждение за профессиональную квалификацию служащего. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин для всех федеральных гражданских служащих должны быть установлены указом Президента РФ о денежном содержании федеральных государственных служащих, принятым по представлению Правительства РФ.

На уровне субъектов РФ размеры должностных окладов гражданских служащих субъектов РФ устанавливаются нормативными актами субъектов различного уровня. При этом используются различные подходы. Так, должностные оклады могут быть установлены в твердой денежной сумме (Пензенская область); в сумме, кратной какому-либо базовому показателю (Смоленская область, г. Санкт-Петербург); в сумме кратной минимальному (Омская область) или максимальному (Читинская область) должностному окладу государственного служащего.

2. Что касается окладов за классный чин, то анализ законодательства субъектов Российской Федерации показывает, что на практике обычно используется один из следующих подходов к определению этого оклада:

установление размера оклада за классный чин в твердой денежной сумме (Ханты-Мансийский АО, Пензенская и Тамбовская области);

установление размера оклада за классный чин пропорционально к должностному окладу (Омская, Смоленская, Сахалинская области);

установление размера оклада за классный чин пропорционально к окладу по иной должности (Московская область);

установление размера оклада за классный чин пропорционально к иной сумме (Орловская область, г. Санкт-Петербург).

При наличии у государственного служащего квалификационного разряда и классного чина (дипломатического ранга) ему производится выплата только одной ежемесячной надбавки к должностному окладу, установленной для федеральных государственных служащих государственного органа, в котором он проходит службу.

Должностной оклад и оклад за классный чин вместе составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего. Оклад месячного денежного содержания составляет минимальную сумму, которую будет получать за свою службу любой гражданский служащий, которому присвоен классный чин.

3. Дополнительные выплаты зависят от наличия у служащего определенной выслуги лет, сложности выполняемой им работы, успешности выполнения служащим поставленных перед ним задач и т.д.

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе. Она установлена федеральным законодательством для всех без исключения гражданских служащих в размерах:

при стаже гражданской службы в процентах

от 1 года до 5 лет — 10;

от 5 до 10 лет — 15;

от 10 до 15 лет — 20;

свыше 15 лет — 30.

В стаж работы, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, помимо собственно периода работы на государственной службе, включаются и некоторые другие периоды трудовой деятельности. Перечень таких периодов для федеральных государственных служащих установлен Указом Президента РФ «О периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет» от 3 сентября 1997 г., для служащих субъектов РФ — нормативными актами субъектов РФ.

Смотрите так же:  Порядок получения страхового возмещения по осаго

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы. Максимальный размер этой надбавки не может превышать 200% должностного оклада. Конкретный размер ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.

В настоящее время Указ Президента РФ «О денежном содержании федеральных государственных служащих» от 9 апреля 1997 г. дифференцирует размер ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы, определяя, что она может устанавливаться:

— по высшим государственным должностям — в размере от 150 до 200 процентов должностного оклада;

— по главным государственным должностям — в размере от 120 до 150 процентов должностного оклада;

— по ведущим государственным должностям — в размере от 90 до 120 процентов должностного оклада;

— по старшим государственным должностям — в размере от 60 до 90 процентов должностного оклада;

— по младшим государственным должностям — в размере до 60 процентов должностного оклада.

В субъектах РФ используются различные подходы к установлению надбавки за особые условия государственной службы. Так, в некоторых субъектах также устанавливаются различные размеры надбавок в зависимости от группы должностей гражданской службы (Ульяновская область, Еврейская АО, Ханты-Мансийский АО); в других — единые для всех групп должностей (Смоленская и Воронежская области).

Ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Размеры и порядок выплаты государственным служащим ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, определены Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2006 г. N 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны». В соответствии с этим Постановлением должностным лицам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) в следующих размерах:

— за работу со сведениями, имеющими степень секретности «особой важности» 50 — 75%;

— за работу со сведениями, имеющими степень секретности «совершенно секретно» — 30 — 50%;

— за работу со сведениями, имеющими степень секретности «секретно» при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий — 10 — 15%;

— за работу со сведениями, имеющими степень секретности «секретно» при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий — 5 — 10%.

Указанная надбавка выплачивается должностным лицам и гражданам, имеющим оформленный в установленном законом порядке допуск к сведениям соответствующей степени секретности и по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации постоянно работающим с указанными сведениями в силу должностных (функциональных) обязанностей.

Кроме того, для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций дополнительно к ежемесячной процентной надбавке, указанной выше, предусмотрена ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за стаж работы в указанных структурных подразделениях в следующих размерах:

при стаже работы от 1 до 5 лет — 10%;

при стаже работы от 5 до 10 лет — 15%;

при стаже работы от 10 лет и выше — 20%.

Ежемесячное денежное поощрение. Ежемесячные денежные поощрения, как следует из названия, должны выплачиваться служащему регулярно в размерах, установленных по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации, а по органам государственной власти субъектов Российской Федерации нормативными правовыми актами соответствующего субъекта. Таким образом, ежемесячное денежное поощрение выступает формой материального стимулирования успешного выполнения служебных обязанностей по замещаемой должности.

Премии. Премии являются иной формой поощрения гражданских служащих. В отличие от ежемесячного денежного поощрения они выплачиваются не за сам факт добросовестного выполнения служащим своих обязанностей, а лишь за выполнение особо важных и сложных заданий. Порядок выплаты премий определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента.

Максимальный размер премий законом не ограничен, однако в фонде оплаты труда федеральных гражданских служащих в расчете на год предусматриваются средства для выплаты премий в размере двух окладов денежного содержания.

Единовременные выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи. На их выплату в фонде оплаты труда для федерального государственного органа предусматриваются средства в расчете на год в размере 3 должностных окладов. При этом данные выплаты входят в денежное содержание государственного гражданского служащего. В качестве примеров случаев оказания материальной помощи гражданскому служащему обычно указываются: бракосочетание, рождение ребенка, смерть близкого родственника, несчастный случай, стихийные бедствия, другие чрезвычайные обстоятельства и пр.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. предусматривает возможность установления и иных выплат государственным гражданским служащим. В законодательстве субъектов Российской Федерации можно встретить надбавки служащим субъекта за ученую степень (Омская и Пермская области, Ямало-Ненецкий АО); за почетное звание (Псковская область, Ямало-Ненецкий АО); за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы (Саратовская область); за работу с шифрами, применяемыми в сетях шифровальной связи и за почетное звание Российской Федерации (Воронежская область); за особо сложные условия прохождения службы (Псковская область, Ханты-Мансийский АО) и т.д.

Для отдельных должностей гражданской службы может быть установлено денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учитываются все ежемесячные выплаты, кроме выплат, зависящих от эффективности работы служащего (премии и ежемесячное денежное поощрение). В настоящее время такое денежное содержание установлено для руководителя администрации Президента РФ, управляющего делами Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах и т.д.

Специальные нормы, регулирующие оплату труда отдельных категорий работников, содержатся в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. N 3132-1, в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. N 2202-1 и других.

Судьям установлены доплаты за квалификационный класс, выслугу лет, пятидесятипроцентная доплата к должностному окладу за особые условия труда, надбавка за ученую степень или ученое звание, почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, денежные поощрения (премии) по итогам работы за квартал и год.

Прокурорским работникам устанавливаются доплаты за классный чин, выслугу лет, особые условия труда, процентные надбавки за ученую степень, денежное поощрение (премии) по итогам работы за квартал и год.

Другой комментарий к Ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Статья 144 введена в настоящей редакции Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ. В прежней редакции Трудового кодекса подобной статьи не было, а особенности установления систем оплаты труда работников бюджетных учреждений закреплялись ст. 143.

2. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных бюджетных учреждений, так же как и системы оплаты труда работников иных организаций, устанавливаются на локальном уровне коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Система оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений может быть как тарифной, так и иной, т.е. не основанной на тарифах. При этом на федеральном уровне должны учитываться положения нормативных правовых актов Российской Федерации, на уровне субъектов Федерации — также и нормативные правовые акты субъектов Федерации, а на муниципальном уровне — еще и нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

3. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом тарифно-квалификационных справочников (см. п. 3 комментария к ст. 143 ТК РФ), государственных гарантий по оплате труда (см. ст. 130 ТК РФ и комментарий к ней), рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (см. ч. 3 ст. 135 ТК РФ и комментарий к ней), а также мнения соответствующих профсоюзов и их объединений и объединений работодателей.

4. Часть 2 ст. 144 вводит понятие «базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп работников». Базовые оклады (ставки) играют роль дополнительной гарантии для работников бюджетной сферы, поскольку их заработная плата не может быть ниже не только минимального размера оплаты труда, но и установленных Правительством РФ базовых окладов (ставок). При этом установленные правительством базовые оклады (ставки) распространяются не только на федеральные государственные учреждения, но и на государственные учреждения субъектов Федерации и муниципальные учреждения.

Понятие «профессиональные квалификационные группы» сформулировано в ч. 6 ст. 144 — это группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для соответствующей профессиональной деятельности. Критерии отнесения к этим группам должны быть утверждены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, т.е. Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

5. До принятия Минздравсоцразвития России правил формирования профессиональных квалификационных групп профессий рабочих и должностей служащих и установления Правительством РФ базовых окладов (ставок) сохраняет силу установленный Правительством РФ размер тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений. С 1 октября 2006 г. он составляет 1221 руб. (Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2006 г. N 590 «О повышении с 1 октября 2006 года тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (СЗ РФ. 2006. N 41. Ст. 4249)).

Надбавка за выслугу лет

Материальное стимулирование персонала является важной частью менеджмента любого предприятия, а выплата надбавок сотрудникам позволяет мотивировать персонал и достигать дополнительных целей руководства. Например, выплата надбавок за выслугу лет позволяет удержать опытные кадры на предприятии, обеспечить наличие экспертного центра, передачу знаний и навыков, а также в целом сократить текучесть кадрового состава.

Согласно ст. 191 ТК РФ работодатель имеет право поощрить труд сотрудников в виде:

  • благодарности по предприятию;
  • почетной грамоты;
  • ценного подарка;
  • денежной премии.

Согласно ст. 129 ТК РФ работнику могут выплачиваться оклад, компенсационные выплаты и выплаты стимулирующего характера. К последним относятся премии, доплаты и надбавки, иные выплаты.

Существует перечень надбавок, которые являются обязательными и регламентируются законодательством, например надбавки за работу во вредных условиях, вахтовый метод, совмещение должностей и прочее (см. ст. ст.147, 148, 151, 302, 317, 348 ТК РФ).

Смотрите так же:  Трудовой кодекс ст 82

Помимо данного перечня существуют надбавки, которые не являются обязательными, но которые внесены в мотивационную схему предприятия. К таким надбавкам относятся, например:

  • надбавка за выслугу лет;
  • надбавка за профессиональное мастерство;
  • надбавка за работу с коммерческой тайной и проч.

Где устанавливается порядок выплат надбавок за выслугу лет

Подобные выплаты и алгоритм их расчета должны быть зафиксированы в трудовом договоре с сотрудником или же должна быть указана ссылка на положение о стимулирующих выплатах. Согласно ст. 135 ТК РФ положение о стимулирующих выплатах должно быть составлено с учётом следующего:

  • принято во внимание мнение профсоюза или трудового коллектива при отсутствии профсоюза;
  • условия оплаты труда, установленные коллективным договором или индивидуальными трудовыми договорами, не ухудшаются.

Данное положение не имеет законодательно регламентированной формы. Более того, оно может являться разделом коллективного трудового договора.

Порядок начисления надбавок за выслугу лет

Надбавки рассчитываются в виде процента от оклада сотрудника. В трудовом договоре или в локальном нормативном акте прописывается временная шкала, в соответствии со значениями интервалов которой определяется процент надбавки.

Например, если сотрудник находится в данной компании в течение интервала от 5 до 8 лет, надбавка составляет 10%, если от 8 до 10 лет, то надбавка составит 20%, и так далее.

Таким образом, существует привязка сумм надбавок к суммам выплат по окладной части, и, следовательно, выплаты надбавок происходят во время отпуска или командировки (т. е. в случаях, когда за сотрудником сохраняется его заработок).

Расчетом надбавок за выслугу лет занимается бухгалтер, который рассчитывает заработанную плату. Надбавки признаются частью фонда оплаты труда и подлежат включению в базу для расчета налогов.

Стимулирующие выплаты, в частности надбавки за выслугу лет, определяют деятельность предприятия в сфере мотивации персонала, которая является крайне важным, а в некоторых отраслях определяющим фактором высокой конкурентоспособности. Характер надбавки за выслугу лет поощряет лояльность сотрудников к компании, стимулирует их к профессиональному развитию и созданию благоприятной обстановки в коллективе, построению долгосрочных взаимоотношений с коллегами. Как результат возрастают удовлетворённость и продуктивность сотрудников.

Кому положена надбавка или доплата за выслугу лет

Доплатами и надбавками называются денежные вознаграждения, которые сотрудник получает согласно закону каждый месяц сверх заработной платы. Проработав на предприятии некоторый срок, вы вправе рассчитывать на прибавку к основному окладу за выслугу лет. Данный вид поощрения использует наниматель, чтобы стимулировать сотрудника к развитию и уменьшить текучесть кадров. Ведь логично, что люди, занимающие одну должность, но проработавшие разное время и имеющие различный опыт, должны иметь и разное вознаграждение. Конечно же при условии, что они имеют примерно одинаковую квалификацию и производительность труда.

Кому и когда положены поощрения, прописано в гл. 21 ТК Российской Федерации. Если вы числитесь в бюджетной организации, то это уже определено и прописано в законе. Все немного сложней для коммерческих фирм.

Основные документы, устанавливающие выплату

Согласно вышеуказанной главе ТК (трудового кодекса), руководители не бюджетных организаций сами решают выплачивать им дополнительные суммы к ставке или нет. То есть, если вы работаете в коммерческой фирме, гарантии, что отслужив достойный срок, вы получите дополнение к зарплате, никакой нет.

Премии и все возможные денежные бонусы должны быть отражены в локальных актах коммерческой организации. Правильно еще при приёме на работу обратить внимание, есть ли пункт про материальное вознаграждение за отработанное время. Все надбавки и их количество обязательно прописываются в контракте с сотрудником.

Согласно статье 135 ТК РФ стимулирующие выплаты являются необязательными. Но на свое усмотрение работодатель указывает их наличие и размер. Учитываются также пожелания и рекомендации представительного органа трудящихся. Главной бумагой, на основании которой положены все виды материального стимулирования, для сотрудника частной фирмы будет трудовой договор с работодателем (копия этого договора должна находиться у работника).

Документы, в которых отражается система бонусов:

  • Трудовой договор с сотрудником
  • Коллективный договор
  • Положение о материальном или моральном поощрении в организации (о премировании)
  • Другие локальные акты.

Обратите внимание на обязательность указания суммы и периодичности выплаты награды за стаж работы в трудовом договоре!

Согласно абзацу 5 ч. 2 ст. 57 ТК РФ, все размер денежных средств (в том числе сумма заработной платы, бонусов и премий) прописывается в трудовом договоре, либо даётся ссылка на пункт локального акта с указанной информацией. Порядок и условия начисления денег также должны быть записаны в трудовом договоре.

Размер и периодичность

Размер материального поощрения за количество отработанных лет начисляется в процентах от месячного оклада. Если ставка была изменена, то сумма вознаграждения за верность предприятию тоже изменяется. Выплата не прекращается во время отпуска, командировок, и других случаях, когда за наёмником сохраняется его заработная плата.

Согласно заявлению Минфина России от 14.11.2012 № 03-03-06/1/587, стимулирующие выплаты (разного рода доплаты, премии и иные поощрения) причисляются к элементам системы оплаты труда в данном учреждении.

Получается, что не государственной фирме не выгодно и даже ущербно организовывать для своих сотрудников систему надбавок. Ведь таким образом повышается их зарплата, а значит, налог также будет увеличен. Если же ваш работодатель дорожит своими наёмниками и хочет их поощрить, дабы избежать переманивания квалифицированных кадров более щедрыми компаниями, то организует системы бонусов.

Сумму подсчитывает бухгалтер согласно внутренним актам предприятия. В приложении к коллективному договору разрабатывается шкала, исходя из которой, ценный кадр получает процент от оклада за непрерывный срок службы. Обычно сумма аналогична с цифрами государственных учреждений: минимальная доплата 5 % (если сотрудник проработал на предприятии от 1 года), максимальная около 30 %.

Примерный процент поощрения за выслугу лет (устанавливается нанимателем):

Следует учитывать, что прибавка за срок труда начисляется только по основному месту работы. Если вы совмещаете какую-то должность в своей или другой компании, навряд ли сможете рассчитывать на доплату за стаж как совместителю.

Так как в ТК России не существует обязательных стимулирующих выплат в коммерческих организациях, каждая фирма вправе регулировать данный вид поощрения в своем локальном акте. Бухгалтер подсчитывает срок службы кадра с момента подписания им тд (трудового договора).

Порядок и правила расчёта

  • начисление и выплата прибавок за стаж производится ежемесячно
  • исчисляется она исходя из должностного оклада сотрудника за фактически отработанное время
  • при временном заместительстве прибавка начисляется исходя из основного ставки работника
  • при возникновении у трудящегося права на повышение размера поощрения за стаж работы в течении календарного года, первая выплата начисляется за период, проработанный после права на получение процентного бонуса
  • для работников, у которых в течение месяца появилось право на надбавку или ее повышение, общая сумма доплаты рассчитывается раздельно по соответствующим периодам. По такому же принципу начисляется сумма при изменении оклада в течение месяца.

Надбавка за выслугу лет выплачивается в период, установленный работодателем. Обычно, он составляет месяц. То есть вы получаете доплату к основному окладу. Однако некоторым предприятиям удобнее производить выплаты в качестве премии один раз в год. Коммерческие компании полностью имеют на это право. Но и в таком случае, начисление процентов за стаж должно производиться пропорционально отработанным периодам.

Как подсчитывается трудовой стаж

Основным документом, на основании которого вы сможете получить деньги за выслугу лет, является грамотно оформленная и заполненная трудовая книжка. Отметка про дату вступления в должность должна быть сделана сразу при приеме на службу. Для получения процентных выплат, если организация коммерческая, вы должны работать в конкретной фирме определенный период времени (обозначенный в локальном акте компании). Работодатель будет обязан учесть время оплачиваемого отпуска, больничных и командировок как рабочий срок. Любые периоды, за которые вам начислялся оклад, считаются вашим стажем работы.

Также смена должности в организации не повлияет на ваш рабочий стаж. Если вас перевели в другой отдел того же предприятия, то стаж для начисления надбавки за выслугу лет будет считаться суммарно. Исключением становится, если меняется ваш оклад за месяц. В таком случае пересчитывается не срок службы, а сумма надбавки согласно процентам от заработной платы.

Бывают случаи, когда сотрудников переводят в другое предприятие при реорганизации. То есть собственник остается прежний, и место работы не меняется, а юридическое лицо становится другим. В таком случае сотруднику лучше заранее договориться, чтобы при переводе не было перерыва в трудовом стаже и отмены надбавки за выслугу лет.

Другой случай, когда работник долго трудился у одного работодателя, а потом на непродолжительный срок уходил к другому. Формально он должен заново “заслужить” доплату за выслугу лет. Но в некоторых случаях, когда сотрудник является очень ценным и квалифицированным, можно обратиться к администрации с просьбой продолжить выплату надбавки. Если об этом заранее заявить и предприятие заинтересовано в работнике, практика показывает, что такая просьба принимается положительно. Не бойтесь и не стесняйтесь договариваться о всех нюансах оплаты, не только о доплате за стаж.

Похожие публикации:

  • Приказ минздрава рф 1175н от 20122012 г Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1175н (ред. от 31.10.2017) Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных […]
  • Частная собственность государственная собственность смешанная собственность Глава 3 Коммерческие организации как субъект предпринимательской деятельности 3.2. Организационно-правовые формы коммерческих организаций Многообразие форм собственности является основой для создания различных организационно-правовых […]
  • Приказ 500 мо рф 2019 г Приказ 500 мо рф 2019 г год основания: 1935 язык обучения: русский 185001, г. Петрозаводск, ул. Белорусская, д. 1 Ионкова Ирина Геннадьевна, учитель английского языка, - призер Всероссийского конкурса «IT-учитель года - 2019» в […]
  • Гражданский кодекс рф 51-фз Гражданский кодекс РФ/Часть первая ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 91. Утратила силу. 5. Общество с дополнительной ответственностью (Утратил силу) Статья 103. Утратила силу. 7. Дочерние и зависимые общества (Утратил […]
  • Токсикология экспертиза В.А. Балякин. Токсикология и экспертиза алкогольного опьянения. Медгиз. М., 1962. 195 стр. Тираж 3000 экз. библиографическое описание:В.А. Балякин. Токсикология и экспертиза алкогольного опьянения. Медгиз. М., 1962. 195 стр. Тираж […]
  • Ликвидация буквы ё Ликвидация буквы ё (дискуссия по поводу употребления буквы Ё на одном верстальном форуме) ненавижу букву ё насилу ее даж на клаве нашел 🙂 AB>> ненавижу букву ё А зря. Буковка-то в современном русском языке очень даже необходимая, […]