Полномочия канцлера

Процедура выборов канцлера Германии. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 14 марта в Берлине состоится заседание Бундестага (парламент), на котором, как ожидается, канцлер Ангела Меркель будет переизбрана на четвертый срок. Голосование проводится в соответствии с законодательством после парламентских выборов, которые состоялись 24 сентября 2017 года.

По их итогам первое и второе места заняли правящие партии — блок ХДС/ХСС (Христианско-демократический союз и Христианско-социальный союз) и Социал-демократическая партия Германии. При этом они получили соответственно 33% голосов (самый низкий результат за 12 лет правления) и 20,5% (наихудший результат за всю историю партии).

В связи с этим СДПГ решила уйти в оппозицию, а блок ХДС/ХСС вел консультации по формированию нового кабинета с другими политическими силами. Однако они зашли в тупик, и консенсуса христианским демократам удалось достичь все же с СДПГ лишь в феврале 2018 года.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о процедуре голосования по кандидатуре на пост канцлера.

Полномочия канцлера

Согласно конституции, действующей с 1949 года с последующими поправками, канцлер определяет основные положения политики страны и несет за них ответственность. Его деятельность подотчетна парламенту. Глава кабинета — единственный член правительства, избираемый Бундестагом. Срок пребывания канцлера на посту — четыре года. Полномочия заканчиваются в день первого заседания парламента очередного созыва (в 2017 году — 24 октября). После этого весь кабинет министров исполняет обязанности до приведения к присяге нового главы правительства и его кабинета.

Канцлер может быть смещен с поста, только если депутаты инициируют и вынесут ему вотум недоверия. При этом парламент должен не только проголосовать за недоверие канцлеру, но и выбрать нового главу правительства (поэтому данная процедура называется конструктивным вотумом недоверия).

С 2005 года должность канцлера занимает Ангела Меркель, она — восьмой канцлер в послевоенной истории Германии, пятый от ХДС и первая женщина, возглавившая правительство страны.

Процедура выборов

Процедура выборов канцлера закреплена в статье 63 конституции, а также в правилах, установленных Бундестагом. Кандидатуру выдвигает президент страны (по традиции — по предложению крупнейшей парламентской фракции). Кандидат на пост канцлера должен быть немцем, обладающим избирательным правом, при этом он не обязан быть депутатом парламента.

Канцлер избирается тайным голосованием без прений. Для победы в первом туре кандидату необходимо получить абсолютное большинство голосов (50% плюс 1 голос; так называемое канцлерское большинство; в действующем Бундестаге, состоящем из 709 депутатов, «за» должны проголосовать минимум 355 человек). Если победителя выявить не удается, в течение 14 дней проводится второй тур, при этом инициатива выдвижения кандидата (их может быть несколько) переходит к Бундестагу. Предложение может быть внесено 1/4 от общего состава депутатского корпуса.

Во втором туре количество раундов голосования не ограничено, для избрания кандидату также необходимо абсолютное большинство. Если и второй тур оканчивается безрезультатно, сразу же проводится третий тур, в котором для победы достаточно относительного большинства голосов. В течение семи дней после третьего тура президент может либо назначить избранного таким образом кандидата канцлером («канцлер меньшинства»), либо распустить Бундестаг (в этом случае в 60-дневный срок проводятся новые выборы). Если же в третьем раунде претенденту удается набрать абсолютное большинство, президент назначает его канцлером, вопрос о роспуске парламента не встает. При равном количестве голосов у кандидатов проводится новый раунд голосования на тех же условиях.

После назначения президентом канцлер приносит присягу в Бундестаге и объявляет состав нового правительства, которое также назначается президентом и приводится к присяге.

Срок выборов канцлера

Срок выборов канцлера законодательно не установлен. До сих пор самый короткий промежуток между парламентскими выборами и выборами канцлера — 23 дня — был зафиксирован в 1983 году (6 и 29 марта). В 2018 году установлен новый рекорд по длительности этого периода — 171 день (24 сентября 2017 года и 14 марта 2018 года).

Итоги голосования прошлых лет

До сих пор все канцлеры избирались в первом туре, при этом большинство из них — с минимальным перевесом голосов. Так, согласно данным сайта Бундестага, первый канцлер ФРГ Конрад Аденауэр (ХДС) на выборах в 1949 года получил ровно столько голосов, сколько тогда было необходимо для победы (202); Вилли Брандт (СДПГ) в 1969 году — на два голоса больше необходимого (251); Гельмут Шмидт (СДПГ) в 1976 году и Гельмут Коль (ХДС) в 1994 году — на один голос больше (соответственно 250 и 338; известно, что дополнительный голос за Коля отдал депутат от его партии Роланд Рихтер, который опоздал на заседание, но смог проголосовать в последний момент); Герхард Шрёдер (СДПГ) в 2002 году — на три голоса больше (305).

Беспрецедентно высокие результаты были у Меркель. В 2005 году ее кандидатуру поддержали 397 депутатов (для победы было достаточно 308 голосов), а в 2013 году — 462 (316; в 2009 году за нее проголосовали 323 депутата, было необходимо 312 голосов).

Bild: глава СДПГ призвал ограничить полномочия канцлера ФРГ

ТАСС, 29 июля. Глава либеральной Свободной демократической партии Германии (СДПГ) Кристиан Линднер потребовал ограничить срок полномочий федерального канцлера восемью или десятью годами. Об этом он заявил в интервью, выдержки из которого опубликовала газета Bild.

Смотрите так же:  Пособие на погребение работающего работника

«Я выступаю за то, чтобы срок полномочий главы кабмина ФРГ был ограничен восемью или десятью годами», — сказал политик.

По информации издания, Линднер обосновал свою позицию тем, что именно в период канцлерства Ангелы Меркель, которая занимает свой пост с 2005 года, стал просматриваться политический застой. «Все предыдущие главы правительств были прогрессивнее госпожи Меркель. Это связано с длительностью нахождения у власти», — заявил глава СДПГ.

На протяжении истории ФРГ лишь три канцлера из восьми занимали свой пост больше десяти лет: Конрад Аденауэр (1949-1963), Гельмут Коль (1982-1998) и Ангела Меркель (2005 — по наст. время).

Согласно действующему законодательству ФРГ, федеральный канцлер может избираться Бундестагом (парламентом Германии) сроком на четыре года неограниченное число раз.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КАНЦЛЕР

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КАНЦЛЕР» в других словарях:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КАНЦЛЕР — название главы федерального правительства в ФРГ и Австрии … Юридическая энциклопедия

Федеральный канцлер — Бундесканцлер (Федеральный канцлер) глава правительства в немецкоговорящих странах: Бундесканцлер (Австрия). Бундесканцлер (Германия). Бундесканцлер (Швейцария). Бундесканцлер (Северогерманский союз) … Википедия

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КАНЦЛЕР — название главы федерального правительства в ФРГ и Австрии … Энциклопедический словарь экономики и права

федеральный канцлер — название главы федерального правительства в ФРГ и Австрии … Большой юридический словарь

Федеральный канцлер Германии — федеральный канцлер нем. Bundeskanzler … Википедия

Федеральный канцлер (Австрия) — Федеральный канцлер Австрии (нем. Bundeskanzler) глава правительства в Австрии. Назначение Федерального канцлера назначает Федеральный президент Австрии. При этом он принимает во внимание мнение большинства нижней палаты парламента Национального… … Википедия

Федеральный канцлер Швейцарии — Политика Портал:Политика Швейцария Эта статья часть серии … Википедия

Федеральный канцлер Австрии — Это статья о современных (с 1918 года) австрийских канцлерах. О главах правительства Австрии имперского периода (1804 – 1918) см. Министры президенты Австрии … Википедия

Федеральный канцлер ФРГ — Федеральный канцлер (нем. Bundeskanzler) является председателем федерального правительства Германии. Бундесканцлер избирается бундестагом (парламентом Германии) сроком на 4 года. Права и полномочия Федеральный канцлер председательствует в… … Википедия

Федеральный совет Швейцарии — Федеральный совет Швейцарии, 2012 год Политика Портал:Пол … Википедия

Четвертый срок Ангелы Меркель — насколько это демократично?

Согласно Конституции Федеративной Республики Германия один и тот же человек может находиться на посту федерального канцлера неограниченное количество сроков. При этом Германия вовсе не является исключением: среди стран Евросоюза только во Франции действует правило, по которому премьер-министру разрешено находиться у власти не более восьми лет подряд. В парламентских республиках, к каким относится и ФРГ, глава правительства — федеральный канцлер — избирается не путем прямого голосования рядовых избирателей: за него голосует парламент. А избиратели, соответственно, могут повлиять на выбор депутатов, поддержав на парламентских выборах ту или иную партию.

Теледебаты Меркель и Шульца: Дуэли не получилось

Профессор Боннского университета, политолог Франк Деккер (Frank Decker) не видит проблемы в отсутствии соответствующих ограничений в ФРГ: «В парламентских системах вопрос в некотором роде решается сам собой, поэтому необходимость во временных рамках отсутствует». В один прекрасный день главу правительства «в любом случае не переизберут на очередной срок», отмечает эксперт. Кроме того, парламент может вынести главе правительства вотум недоверия. Это, к примеру, произошло в 1982 году, когда своего поста лишился тогдашний канцлер Германии, лидер Социал-демократической партии Германии (СДПГ) Гельмут Шмит (Helmut Schmidt). А его преемник, председатель Христианско-демократического союза (ХДС) Гельмут Коль (Helmut Kohl) лишился поста канцлера, проиграв выборы в 1998 году.

Долгий срок на посту канцлера ФРГ — не дефицит демократии

В некоторых европейских странах главы правительств сменяются довольно часто: к примеру, в Италии с момента окончания Второй мировой войны сменилось около 20 премьеров, в Великобритании — 15. То, что канцлер Германии Гельмут Коль оставался на своем посту 16 лет, а Ангела Меркель в случае ее избрания на четвертый срок может повторить его достижение, скорее является для Европы исключением.

Бывший канцлер Германии Гельмут Коль

Лидер государства, который не желает выпускать бразды правления из своих рук: соответствует ли это явление основным принципам демократии? «На первый взгляд, такой вопрос кажется закономерным, — поясняет политолог Франк Деккер. — Гельмут Коль дал на него хороший ответ».

Федеральное правительство и Канцлер ФРГ

Исполнительную ветвь власти в ФРГ возглавляет Федеральное правительство под председательством Федерального канцлера. Термин «канцлер» либо «рейхсканцлер» в немецком языке традиционно использовался для обозначения должности главы государства с 1867 г. Канцлером Северогерманской конфедерации стал Отто фон Бисмарк.

Интересные факты о должности Федерального канцлера:

  • – с 1949 г. в ФРГ было 8 федеральных канцлеров;
  • – 5 из 8 федеральных канцлеров занимались научной работой и защитили диссертации, после чего имели право на обращение к ним «доктор»;
  • – Ангела Меркель является первой женщиной–Федеральным канцлером в ФРГ. После того как она заняла эту должность, немецкое слово «Федеральный канцлер» (Bundeskanzler) по отношению к ней используется в женском роде – Bundeskanzlerin. В настоящее время адрес официального веб-сайта Федерального канцлера bundeskanzlerin.de/;
  • – Ангела Меркель является первым политиком из Восточной Германии, избранным на должность Федерального канцлера после объединения ФРГ и ГДР;
  • – с момента объявления состояния обороны командование вооруженными силами ФРГ переходит к Федеральному канцлеру (ст. 115 b Основного закона).

В соответствии с Основным законом Федеральный канцлер избирается Бундестагом без прений по предложению Федерального президента. Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов членов Бундестага. Федеральный президент обязан произвести назначение избранного лица.

Смотрите так же:  Социальная пенсия в 2019 году размер в екатеринбурге

Если предложенное лицо не избрано, Бундестаг может в течение 14 дней после проведения этих выборов избрать Федерального канцлера абсолютным большинством голосов своих членов. Если в течение этого срока избрание не состоялось, то немедленно проводится новый тур голосования, после которого избранным считается лицо, получившее наибольшее число голосов. Если избранное лицо получило голоса большинства членов Бундестага, Федеральный президент должен произвести его назначение в течение 7 дней после выборов. Если избранное лицо не собрало такого большинства, Федеральный президент обязан в течение 7 дней либо произвести его назначение, либо распустить Бундестаг.

Полномочия канцлера начинаются с даты его назначения на должность и не имеют установленного срока. Полномочия Федерального канцлера прекращаются в любом случае с момента первого заседания Бундестага нового созыва.

Бундестаг может выразить недоверие Федеральному канцлеру. Для этого необходимо, чтобы Бундестаг большинством голосов избрал преемника Канцлера и обратился к Федеральному президенту с просьбой об отстранении от должности Федерального канцлера. Президент должен удовлетворить эту просьбу и произвести назначение избранного лица. При этом между предложением о выражении недоверия и выборами должно пройти 48 часов.

Со своей стороны, Федеральный канцлер может инициировать роспуск Бундестага. В соответствии со ст. 68 Основного закона Канцлер наделен правом ставить на голосование в Бундестаге вопрос о доверии ему. Получив вотум недоверия от большинства членов Бундестага, Президент может по предложению Канцлера в течение 21 дня распустить Бундестаг. Право на роспуск утрачивается, как только Бундестаг изберет большинством голосов другого Федерального канцлера. Между ходатайством о выражении доверия и голосованием должно пройти 48 часов.

Федеральный канцлер является одним из наиболее влиятельных должностных лиц в стране и фактически персонифицирует собой Федеральное правительство (Кабинет). Канцлер председательствует на заседаниях Кабинета. Он определяет основные направления его политики и несет персональную ответственность за его деятельность. В связи с этим Федеральному канцлеру предоставлено право формировать правительство. Канцлер предлагает кандидатуры на должности министров Федеральному президенту, а Президент утверждает их. При этом если Канцлер избран коалицией, при подборе кандидатур министров для него являются обязательными политические соглашения, достигнутые при формировании коалиции.

Точно такой же порядок используется для смещения министров с их постов. Кроме того, полномочия министров прекращаются в любом случае с момента первого заседания Бундестага нового созыва, а также и при любом ином прекращении должностных полномочий Федерального канцлера.

Федеральное правительство действует на основе принципов:

  • – политического лидерства Канцлера – он определяет основы политики, реализуемой правительством, и несет ответственность за реализацию этой политики;
  • – совместного принятия решений Кабинетом – принцип коллегиальности в работе правительства;
  • – принципа министериальной автономии – каждый министр ответственен за работу собственного министерства и несет ответственность за принятые им решения.

Основной закон ФРГ о Федеральном правительстве Статья 65. Федеральный канцлер определяет основные направления политики и несет за это ответственность. В пределах этих основных направлений каждый федеральный министр самостоятельно и под свою ответственность ведет дела его отрасли. При расхождении мнений федеральных министров решение принимает Федеральное правительство. Федеральный канцлер ведет дела правительства в соответствии с регламентом, принятым Федеральным правительством и одобренным Федеральным президентом.

Статья 66. Федеральный канцлер и федеральные министры не могут занимать какую-либо иную оплачиваемую должность, осуществлять предпринимательскую либо профессиональную деятельность или входить в состав руководства, а без согласия Бундестага – и в состав наблюдательного совета предприятия, имеющего целью извлечение прибыли.

Судебная система ФРГ состоит из судов конституционной, общей и специальной юрисдикции. Кроме принципа специализации, в основу судебной системы ФРГ положен и принцип территориальности с учетом федеративного устройства страны.

Судами конституционной юрисдикции является Федеральный конституционный суд и конституционные суды земель. Последние имеют различные названия: конституционные суды правосудия (Бавария, Берлин), земельные конституционные суды (Шлезвиг-Гольштейн, Саксония-Анхальт), государственные органы правосудия (Бремен, Гессен), конституционные суды (Бранденбург, Гамбург).

Федеральный конституционный суд (ФКС) призван следить за тем, чтобы органы публичной власти федерации и ее субъектов выполняли положения Основного закона, в том числе относительно прав и свобод человека и гражданина. С момента своего образования в 1951 г. ФКС располагается в г. Карлсруэ. Решение об этом было принято специально для того, чтобы минимизировать возможное политическое влияние на ФКС центральных органов государственной власти, которые размещались сначала в г. Бонн, а сейчас – в г. Берлин.

ФКС выносит решения:

  • – о толковании Основного закона в связи со спорами об объеме прав и обязанностей какого-либо верховного органа власти Федерации или других сторон, наделенных Основным законом или регламентом верховного органа власти Федерации правами, которые они могут осуществлять самостоятельно;
  • – при наличии разногласий или сомнений относительно того, соответствует ли федеральное право или право земли по своей форме или своему содержанию Основному закону, либо относительно того, соответствует ли право земли федеральному праву– по ходатайству Федерального правительства, правительства земли или одной трети членов Бундестага;
  • – при наличии разногласий относительно того, принят ли закон в соответствии с реализацией федерацией права установления равноценных условий жизни на территории Федерации или сохранения правового и экономического единства – по ходатайству Бундесрата, правительства земли либо народного представительства земли;
  • – при наличии разногласий относительно прав и обязанностей Федерации и земель, в частности, при применении землями норм федерального права и при осуществлении федерального надзора;
  • – по другим публично-правовым спорам между Федерацией и землями, между различными землями или в пределах одной земли, если не предусмотрен иной порядок судебного рассмотрения;
  • – по конституционным жалобам, которые могут быть поданы любым лицом, утверждающим, что государственная власть нарушила одно из его основных прав;
  • – по конституционным жалобам общин или объединений общин по поводу нарушения каким-либо законом их права на самоуправление; в отношении законов земли это возможно лишь в случае, если жалоба не может быть подана в конституционный суд земли;
  • – в других случаях, предусмотренных Основным законом.
Смотрите так же:  Как заключить договор аренды квартиры чтобы не платить налог

Решения Суда является окончательными, и все органы публичной власти используют их как прецеденты (несмотря на существование в ФРГ романо-германской правовой системы).

М. А. Свистунова по итогам исследования компетенции ФКС:

  • – по сравнению с другими категориями дел число споров между федеральными органами, поступивших на рассмотрение ФКС, невелико. Это свидетельствует о достаточно полном и ясном законодательном регулировании статуса и полномочий органов управления государством, о политической стабильности в ФРГ и профессиональной культуре управленцев;
  • – такие полномочия ФКС, как лишение основных прав, запрет партий, проверка правильности выборов, обвинение против Федерального президента, обвинение против судей, рассмотрение споров при расхождении в толковании Основного закона разными конституционными судами и при расхождении мнений по вопросу о действии права в качестве федерального права, носят резервный характер. ФКС либо никогда их не использовал, либо в настоящее время применяет их крайне редко. Кроме того, в процессе проверки конституционности партий на практике ФКС сдержанно подходит к их запрету;
  • – конституционная жалоба – наиболее сильное средство защиты прав человека и гражданина. В ФРГ этот институт получил тщательную разработку и эффективно действует с момента своего возникновения и до настоящего времени. Подавляющее большинство дел ФКС рассматривает именно по конституционным жалобам [1] .

ФКС состоит из 16 членов. Члены ФКС избираются поровну Бундестагом и Бундесратом (большинством в 2/3 голосов), сроком на 12 лет. Переизбрание членов ФКС не допускается. Не разрешено и совмещение должностей – члены ФКС не могут входить в состав Бундестага, Бундесрата, Федерального правительства или соответствующих органов земель.

В составе ФКС действует два Сената, по 8 членов ФКС в каждом. Первый Сенат возглавляет Вице-президент, а второй – Президент ФКС. В каждом Сенате действует по 3 палаты, состоящих из 3 членов суда. Палаты принимают предварительное решение о начале производства по делу. В некоторых случаях ФКС в полном составе собирается на пленарные заседания для решения организационных и некоторых других вопросов.

  • [1] Свистунова, М. А. Судебный конституционный контроль в Федеративной Республике Германии: конституционно-правовой статус Федерального конституционного суда [Текст] : автореф, дис. . канд. юрид, наук : 12.00.02: «Конституционное право; муниципальное право» / Свистунова Мария Алексеевна. – М., 2007. – С. 5-6.

В Германии предложили ограничить срок полномочий канцлера

В Германии необходимо ограничить срок полномочий федерального канцлера восьмью или десятью годами, такое заявление глава либеральной Свободной демократической партии Германии (СДПГ) Кристиан Линднер сделал изданию Bild.

«Все предыдущие главы правительств были прогрессивнее госпожи Меркель. Это связано с длительностью нахождения у власти», — пояснил Линделл.

По его мнению, при канцлере Ангеле Меркель, которую выбирают четвертый раз подряд, происходит «политический застой».

Меркель снова у власти. В этом ей помогли социал-демократы

Последний раз бундестаг проголосовал за назначение на пост федерального канцлера Германии Ангелы Меркель, которую выдвинул президент Франк-Вальтер Штайнмайер, 14 марта.

До этого Христианско-демократический союз (ХДС) во главе с Меркель, Христианско-социальный союз (ХСС) во главе с Хорстом Зеехофером и Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) с Олафом Шольцем подписали коалиционное соглашение. Именно эти партии заняли большинство мест в бундестаге.

Возвращение с «ямайки». Немецкие социал-демократы согласились на переговоры с партией Меркель о правительственной коалиции

Меркель находится у власти с 2005 года. В ФРГ только три канцлера из восьми занимали свой пост больше десяти лет: Конрад Аденауэр (1949-1963), Гельмут Коль (1982-1998) и Меркель.

Похожие публикации:

  • Приказ 400 за 2011 Приказ Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013 г. № 103 “Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду” В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О […]
  • Приказ министерства труда и социальной защиты рф от 24 июля 2019 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о […]
  • Ликвидация филиалов в ооо Ликвидация филиала общества с ограниченной ответственностью Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции […]
  • 260 приказ мчс Приказ МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. N 645 "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" (с изменениями и дополнениями) Приказ МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. N 645"Об […]
  • Требования к акта обследования Приказ Министерства экономического развития РФ от 20 ноября 2015 г. № 861 “Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке” (не вступил в силу) В соответствии с частью 3 статьи 23 […]
  • Приказ минфина 3009 2008 Приказ Минфина России от 24 ноября 2014 г. N 136н "О порядке формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками" […]