Налог необдуманно установленный создает сильные искушения к обману

18. Назовите принципы, которые А. Смит предлагал положить в основу системы налогообложения

Теория А. Смита представляет цельную систему взглядов, в кото­рой экономические понятия, положения, выводы, как правило, вза­имоувязаны между собой. Не являются исключением и предлагаемые Смитом принципы налогообложения. Они основываются на его кон­цепции равнозначности различных видов труда, положении о роли го­сударства как «ночного сторожа», а не регулятора экономических про­цессов.

Для выполнения своих функций – отправление правосудия, обес­печение обороны, выполнение некоторых видов общественных услуг (например, прокладки и поддержания общественных дорог, создания системы образования и воспитания) – государство должно иметь не­обходимые средства.

Вознаграждение чиновников, адвокатов, преподавателей не долж­но быть ни слишком малым, ни слишком щедрым. «Если за какую-ни­будь услугу платят значительно меньше того, что следует, на ее вы­полнении отразятся неспособность и негодность большей части тех, кто занят этим делом. Если за нее платят слишком много, ее выполне­ние будет еще больше страдать от небрежности и лености».

В пятой книге А. Смита, называемой «О расходах государя или государства», рассматриваются различные правила сбора налогов и пошлин, принципы перераспределения и использования доходов. В этой книге есть специальная глава «Четыре основных правила нало­гов». Уплату налогов следует возложить не на один класс, как предла­гали физиократы, а на всех одинаково – на труд, на капитал, на землю.

Четыре основных правила взимания налогов состоят в следующем:

– налоги должны платить все граждане, каждый – в соответствии со своим доходом;

– налог, который следует уплатить, должен быть точно определен, а не изменяться произвольно;

– всякий налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наименее стеснительны для плательщиков;

– налог должен устанавливаться по принципу справедливости. Это касается размеров платежа, санкций за неуплату, равенства в распределении уровней налогообложения, соразмерности с доходами и т.д. «Налог, необдуманно установленный, создает сильные искуше­ния к обману; но с увеличением этих искушений обычно усиливаются и наказания за обман. Таким образом, закон, нарушая первые начала справедливости, сам порождает искушения, а потом карает тех, кто не устоял против них. ».

Пожалуй, и сегодня многие замечания и правила автора «Исследо­вания о богатстве народов» не потеряли своей актуальности и могут быть положены в основу налогового законодательства и практики на­логообложения.

Агапова И.И. История экономической мысли. – М.: ВиМ, 1997. – Лекция III.

Аникин А. Адам Смит, русская мысль и наши проблемы // МЭиМО. 1990. № 7.

Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. 4-е изд. – М.: Дело Лтд, 1994. – Гл. 2.

Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. – М.: Дело, Вита-Пресс, 1996. – Гл. 14.

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М. – Л.: Соцэкгиз,1935. – Т. II .

ВАШ ПАРТНЕР В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ!

TAXEQ Consulting Ltd* предоставляет услуги в сфере международного налогового планирования, защиты активов, регистрации и продажи готовых зарубежных компаний, включая оффшоры, открытия счетов в зарубежных банках.

Профессиональный подход в выборе и применении инструментов налогового планирования оказывает колоссальное влияние на эффективность бизнеса.

Мы не учим уходить от налогов, мы знаем, как их оптимизировать.

TAXEQ Consulting Ltd — это Ваш надежный партнер с многолетним опытом в сфере международного налогового планирования, юриспруденции и консалтинга — мощнейшим инструментом по увеличению и стабилизации прибыли наших существующих и потенциальных клиентов.

  • Мы знаем, что важно для наших клиентов!
  • Мы предлагаем разумные решения, учитывая все современные тенденции российского и международного права!
  • Мы знаем, как работать в рамках различных правовых и социокультурных систем, чтобы достичь максимально эффективного решения Ваших задач!
  • Мы работаем ради успеха наших клиентов. Главное в нашей деятельности — быть полезными нашим клиентам!

ДОВЕРЬТЕСЬ НАМ!

*TAXation EQuity – справедливость как основной принцип налогообложения!

КОНЦЕПЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЛИБЕРАЛИЗМА;

Знакомство с творчеством А. Смита начнем с того, что он пони­мал под предметом изучения экономической науки.

В своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) в этом качестве он выделил ее центральную про­блему, а именно экономическое развитие общества и повышение его благосостояния.

Как полагает Н. Кондратьев, «весь классический труд Смита о богатстве народов написан под углом зрения, какие условия и ка­ким образом ведут людей к наибольшему благосостоянию, как он его понимал».

Уже первые слова, с которых начинается книга: «Годичный труд каждого народа представляет собою первоначальный фонд, который доставляет ему все необходимые для существования и удоб­ства жизни продукты», — позволяют понять, что экономика лю­бой страны, по Смиту, развиваясь, приумножает богатство народа не потому, что этим богатством являются деньги, а потому, что его надо видеть в материальных (физических) ресурсах, которые доставляет «годичный труд каждого народа».

Таким образом, А. Смит с первой же фразы своей книги осуждает меркантилистское мышление, выдвигая для этого, казалось бы, совсем не новый аргумент о том, что сущностью и природой богат­ства является исключительнотруд. Далее данную мысль он разви­вает весьма интересной концепцией роста разделения труда, а по сути доктриной технического прогресса как основного средства роста богатства «любой страны во все времена».

Однако на вопрос о том, в какой сфере экономики богатство растет быстрее, соображения А. Смита оказались небесспорными. С одной стороны, в своей теории о производительном труде (об этом речь пойдет ниже) он убеждает читателя в том, что не торговля и другие отрасли сферы обращения, а сфера производства является основным источником богатства, а с другой — особенно это видно во второй книге его пятикнижия, — что для приумножения богатства предпочтительнее развитие сельского хозяйства, а не промыш­ленности, ибо, по мнению ученого, капитал, вкладываемый в зем­леделие, добавляет гораздо большую стоимость к действительному богатству и доходу. При этом А. Смит полагал, что с развитием эко­номики цены на промышленные товары имеют тенденцию снижаться, а на сельскохозяйственные продукты — подниматься, поэтому, по его мысли, в странах, где сельское хозяйство представляет собою самое выгодное из всех приложений капитала, капиталы отдельных лиц будут прилагаться самым выгодным для всего общества образом. Понять это упущение автора «Богатства народов» тем труднее, что в ту пору в Англии процветала мануфактурная промышленность и на­чинали появляться первые высокопроизводительные фабрики, ра­ботавшие от водяного колеса. Поэтому едва ли А. Смит может счи­таться «буржуазным ученым» или «апологетом буржуазии», если он утверждал о роли землевладельцев в обществе так: «Интересы пер­вого (землевладельцев) из этих трех классов тесно и неразрывно связаны с общими интересами общества. Все, что благоприятствует или вредит интересам первого, неизбежно благоприятствует или вре­дит интересам общества».

Между тем величие А. Смита как ученого состоит в его эконо­мических прогнозах и фундаментальных теоретико-методологиче­ских позициях, которые более чем на целое столетие предопреде­лили и последующую экономическую политику многих государств, и направление научного поиска огромной когорты ученых-эконо­мистов. Чтобы объяснить феномен успеха А. Смита, прежде всего, необходимо обратиться к особенностям его методологии.

Центральное место в методологии исследования А. Смита зани­мает концепция экономического либерализма, в основу которой, как и физиократы, он положил идею естественного порядка, т.е. ры­ночных экономических отношений. В то же время в отличие, ска­жем, от Ф. Кенэ в понимании А. Смита, и он это постоянно под­черкивает, рыночные законы лучшим образом могут воздействовать на экономику, когда частный интерес стоит выше общественного, т.е. когда интересы общества в целом рассматриваются как сумма инте­ресов составляющих его лиц. В развитие этой идеи автор «Богатства народов» вводит ставшие затем знаменитыми понятия «экономиче­ский человек» и «невидимая рука».

Сущность «экономического человека» достаточно рельефно по­казана уже в книге I «Богатства народов», гдеособо впечат­ляет положение о том, что разделение труда является результатом определенной склонности человеческой природы к торговле и обмену. Напомнив вначале читателю, что собаки друг с другом созна­тельно костью не меняются, А. Смит характеризует «экономического человека» как стремящегося к личному обогащению совершенного эгоиста, а именно: «Он скорее достигнет своей цели, если обра­тится к их (своих ближних) эгоизму и сумеет показать им, что в их собственных интересах сделать для него то, что он требует от них. Всякий предлагающий другому сделку какого-либо рода, предлагает сделать именно это. Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно, — таков смысл всякого подобного предложения. Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму, и никогда не говорим им о наших нуждах, а об их выгодах».

Смотрите так же:  Заявление в загс на заключение брака

О тенденциозности понятия смитовского «экономического чело­века» в современной экономической литературе упоминают довольно часто. Например, по оценке Л. Мизеса, после А. Смита эко­номическая наука вплоть до нашего времени в сущности «изучает не живых людей, а так называемого «экономического человека», фантома, имеющего мало общего с реальными людьми. Абсурд­ность этой концепции, — продолжает он, — становится вполне очевидной, как только возникает вопрос о различиях между чело­веком реальным и экономическим. Последний рассматривается как совершенный эгоист, осведомленный обо всем на свете и сосредо­точенный исключительно на накоплении все большего и большего богатства».

Без особых комментариев А. Смит преподносит читателю и по­ложение о «невидимой руке». При этом нельзя исключить, что идею о ней автор «Богатства народов» заимствовал в памфлетах меркан­тилистов XVII в., где проводилась мысль о том, что экономическое поведение предопределяет прежде всего прибыль, а для этого госу­дарству необходимо защищать свободную конкуренцию в эгоистичес­ких интересах отечественных предпринимателей.

Но А. Смит ничуть не повторяет меркантилистов. В его книге смысл «невидимой руки» заключается в пропаганде таких общественных условий и правил, при которых благодаря свободной конкуренции предпринимателей и через их частные интересы рыночная экономи­ка будет наилучшим образом решать общественные задачи и приве­дет к гармонии личную и коллективную волю с максимально воз­можной выгодой для всех и каждого. Он говорит о ней как бы между прочим, обращая внимание читателя на то, что «каждый отдельный человек имеет в виду свою собственную выгоду, а отнюдь не выгоды общества, причем в этом случае, как и во многих других, он неви­димой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения», и что, «преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится сделать это».

Другими словами, «невидимая рука» независимо от воли и намере­ний индивида — «экономического человека» — направляет его и всех людей к наилучшим результатам,выгоде и к более высоким целям об­щества, оправдывая как бы тем самым стремление человека-эгоиста ставить личный интерес выше общественного. Таким образом, смитовская «невидимая рука» предполагает такое соотношение между «экономическим человеком» и обществом, т.е. «видимой рукой» государственного управления, когда последняя, не противодействуя объективным законам экономики, перестанет ограничивать экс­порт и импорт и выступать искусственной преградой «естественно­му» рыночному порядку. Стало быть, рыночный механизм хозяй­ствования, а по Смиту — «очевидная и простая система естествен­ной свободы», благодаря «невидимой руке» всегда будет автомати­чески уравновешиваться.

Государству же для достижения правовых и институциональных гарантий и обозначения границ своего не­вмешательства остаются, как пишет А. Смит «три весьма важные обязанности». К ним он отно­сит: (1) издержки на общественные работы (чтобы «создавать и содер­жать определенные общественные сооружения и общественные учреждения», обеспечивать вознаграждение преподавателей, судей, чиновников, священников и других, кто служит интересам «госу­даря или государства»); (2) издержки на обеспечение военной безо­пасности; (3) издержки на отправление правосудия, включая охрану прав собственности.

Не отвергая полностью участие в экономической жизни и кон­троль со стороны государства, Смит отводит ему роль «ночного сторо­жа», а не регламентатора и регулятора экономических процессов (те­перь эта роль трактуется несколько иначе и целесообразность государ­ственного регулирования признается почти повсеместно).

«Шотландский мудрец», как именуют Смита некоторые биографы, выделяет три функции, которые призвано выполнять государство: от­правление правосудия, защита страны, устройство и содержание об­щественных учреждений.

Из теоретических рассуждений Смита следуют и некоторые прак­тические выводы. Так, А. Смит утверждает, что уплату налогов следует возлагать не на один класс, как это предлагали физиократы, а на всех одинаково — на труд, на капитал и на землю.

Смит обосновывает принцип пропорционального разделения на­логового бремени — по уровню имущественной состоятельности на­логоплательщиков. Что касается основных правил, которые должны соблюдаться при взимании налогов, то они, по мнению Смита, долж­ны касаться сроков, способов, размера платежа, санкций за неуплату, равенства в распределении уровней налогообложения.

«Налог, необдуманно установленный, создает сильные искушения к обману; но с увеличением этих искушений обычно усиливаются и наказания за обман. Таким образом, закон, нарушая первые начала справедливости, сам порождает искушения, а потом карает тех, кто не устоял против них. »

Итак, «в каждом цивилизованном обществе» действуют всесиль­ные и неотвратимые экономические законы — в этом лейтмотив методологии исследования А. Смита. Приверженность этой идее была затем очевидна в трудах всех лучших представителей классической политической экономии, в том числе у Д. Рикардо, объявившего главной задачей экономической науки необходимость «изучить за­коны, которые управляют» всем, что произведено на земле, а так­же у К. Маркса, озадачившего себя исследованием «законов движе­ния капитализма».

Непременным условием для того, чтобы экономические зако­ны действовали, является, по убеждению А. Смита, свободная конкуренция. Только она, считает он, может лишить участников рынка власти над ценой, и чем больше продавцов, тем менее веро­ятен монополизм, ибо, по словам ученого, монополисты, поддер­живая постоянный недостаток продуктов на рынке и никогда не удовлетворяя полностью действительный спрос, продают свои то­вары намного дороже естественной цены и поднимают свои дохо­ды. В защиту идей свободной конкуренции А. Смит осуждает исключительные привилегии торговых компаний, законы об ученичестве, цеховые постановления, законы о бедных, полагая, что они (законы) ограничивают рынок труда, мобиль­ность рабочей силы и масштабы конкурентной борьбы. Он также убежден, что, как только представители одного и того же вида торговли и ремесла собираются вместе, их разговор редко не за­канчивается заговором против публики или каким-либо соглаше­нием о повышении цен.

Выше уже была отмечена позиция А. Смита, согласно которой первейшим источником богатства является сельскохозяйственное производство и лишь затем промышленное. Это, вероятно, связано с его реакцией на сентенции меркантилистов, ставивших на первый план внешнюю торговлю, а затем национальную промышленность. Но что касается структуры самой торговли, то и здесь автор «Богат­ства народов» делает свои акценты, противоположные принципам меркантилизма, ставя на первое место внутреннюю, на второе вне­шнюю, на третье транзитную торговлю. В последней части аргумен­ты А. Смита таковы: «Капитал, вкладываемый во внутреннюю тор­говлю страны, обычно поощряет и содержит большое количество производительного труда в этой стране и увеличивает стоимость ее годового продукта в большей мере, чем таких же размеров капитал, занимающийся внешней торговлей предметами потребления, а ка­питал, занятый в этой последней, имеет в обоих этих отношениях еще большее преимущество над одинаковой величины капиталом, вложенным в транзитную торговлю». В этой же связи А. Смит счел даже уместным сформулировать главную задачу политической эконо­мии следующим образом: «И главная задача политической экономии каждой страны состоит в увеличении ее богатства и могущества; поэтому она не должна давать преимуществ или оказывать особое поощрение внешней торговле предметами потребления предпочти­тельно перед внутренней торговлей или же транзитной торговлей предпочтительно перед той и другой».

Налог необдуманно установленный создает сильные искушения к обману

Теория. Смита представляет целостную систему взглядов, в которой экономические понятия, положения, выводы, как правило, взаимосвязаны между собой. Не является исключением и предлагаемые. Смитом принципы налогообложения. Они декабря основываются на его концепции равнозначности различных видов труда, положении о роли государства как»ночного сторожа», а не регулятора экономических процессених процесів.

Для выполнения своих функций — отправление правосудия, обеспечения обороны, предоставление некоторых видов общественных услуг (например, прокладки и поддержания дорог, создания системы образования и воспитания)) — государство должно иметь необходимые средства.

Вознаграждение чиновников, адвокатов, преподавателей не должна быть ни слишком маленькой, ни слишком щедрой»Если за какую-нибудь услугу платят значительно меньше того, чем она заслуживает, на ее выполнении отразятся я неспособность и непригодность большей части тех, кто занят этим делом. Если за нее платят слишком много, ее выполнение будет еще больше страдать от небрежности и лениінощів».

В пятой книге. Смита, названной»О расходах государя или государства», рассматриваются различные правила сбора налогов и пошлин, принципы перераспределения и использования доходов. В этой книге есть специальная глава»Чо отиры основные правила налогов»Уплата налогов следует возложить не на один класс, как предлагали физиократы, а на всех одинаково — на труд, на капитал, на земл, на капітал, на землю.

Четыре основных правила взимания налогов следующие:

o налоги должны платить все граждане, каждый — согласно своего дохода;

o налог, который следует уплатить, должен быть точно определен, а не изменяться произвольно;

o всякий налог должен взиматься в такое время и таким образом, что наименее обременительный для плательщиков;

Смотрите так же:  Заявление на 2 ндфл в бухгалтерию

o налог должен устанавливаться на принципах справедливости

Это касается размеров платежа, санкций за неуплату, равенства в распределении уровней налогообложения, соразмерности с доходами и т.д. «Налог, необдуманно установленный, создает сильные искушения к обману; но с с увеличением этих искушений обычно усиливаются и наказания за обман. Таким образом, закон, нарушая первые начала справедливости, сам порождает искушения, а затем наказывает тех, кто не устоял против нихти них».

Пожалуй, и сегодня много замечаний и правил автора»Исследование о богатстве народов»не потеряли актуальности и могут быть положены в основу налогового законодательства и практики налогообложения

27 Что является продуктивным и непродуктивным трудом за А Смитом?

В теоретических проблем, охваченных. Смитом, нельзя не отнести и концепцию производительности труда. Это важно, несмотря даже на то, что современная экономическая наука отказывается от ее основных постулате ей. Дело в том, что. Смит, вводя в главе второй книги понятия»производительность труда», сформулировал его как труд, что»увеличивает стоимость материалов, которые она перерабатывает, а также закриплюеть ся и реализуется в каком-либо отдельном предмете или товаре, который можно продать и который существует хотя бы некоторое время после того, как завершено труд»Соответственно, непродуктивный труд, по. Смиту, — это услуги, как и исчезают сразу после их предоставления, а труд, затраченный на них, ничего не добавляет к стоимости, но имеет свою стоимость, заслуживает вознаграждение и не закрепляется и не реализуется в каком-либо отдельном в предмете или товаре, пригодном для продажи есть продуктивной он считал труд, который можно обменять на капитал, непроизводительным — труд, которая обменивается на доход. Всю сферу нематериального производства. Смит считал непродуктивноа. Сміт вважав непродуктивною.

28 В чем заключается сущность теории денег А Смита?

Анализируя обмен товаров,. Смит отводил важную роль деньгам. По его мнению, деньги не являются ни результатом договоренности людей, ни следствием творческой деятельности выдающихся личностей, они являются особым товаром м, стихийно выделился из мира других товаров в результате длительного исторического развития обмена. Следовательно,. Смит стал основателем товарной теории денегей.

время, по мнению автора»Богатства народов», деньги не являются богатством, они только способствуют его обращения и служат мерой его ценности»Деньги, — подчеркивал. Смит — большое колесо обращения, орудия обмена в и торговли»Таким образом, он рассматривал деньги преимущественно как техническое средство менового процесса, ставя во главу угла их функцию средства обращения. Поэтому он считал возможной и целесообразной замену золота и сер а банкнотами, т.е. бумажными деньгами, которые должны выпускать в обращение банки в необходимом количестве. Здесь. Смит фактически сформулировал закон денежного обращениелював закон грошового обігу.

денежный кредит основоположник экономической науки отводил скромное место, рассматривая его только как средство активизации капитала

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Налог необдуманно установленный создает сильные искушения к обману

Разделение труда, как отмечает один из авторов, явилось своего рода исторической призмой, сквозь которую Смит ана­лизирует экономические процессы. С разделением труда свя­зано представление об “экономическом человеке”. Эта катего­рия лежит в основе анализа стоимости, обмена, денег, произ­водства.

Одна из стержневых идей, положенных Смитом в осно­ву развиваемой им системы,— теория стоимости и цены. Он утверждает: “Труд является единственным всеобщим, равно как и единственно точным, мерилом стоимости” 17 . Стоимость, по Смиту, определяется затраченным трудом не одного конкрет­ного человека, а средним, необходимым для данного уровня развития производительных сил. Смит отмечает равнозначность всех видов производительного труда, участвующих в создании стоимости.

Рассматривая проблему ценообразования и сущность цены, Смит выдвинул два положения.

Первое гласит: цена товара определяется затраченным на него трудом. Но данное положение, по его мнению, применимо лишь на первых ступенях развития общества, в “примитивных обществах”. И Смит выдвигает второе положение, согласно которому стоимость, а значит, цена складываются из затрат труда, прибыли, процента на капитал, земельной ренты, т. е. определяются издержками производства. “Например, в цене хлеба одна ее доля идет на оплату ренты землевладельца, вто­рая — на заработную плату или содержание рабочих. и третья доля является прибылью фермера” 10 Окончательного выбора между этими двумя концепциями Смит не сделал. Его после­дователи, сторонники и противники могли придерживаться и первой, и второй концепции.

На рис. 1 первое положение Смита изображено в виде сплошной стрелки с надписью “Труд”, который выступает в качестве источника создания стоимости. В процессе последу-

ющего распределения образуемый трудом доход разделяется на заработную плату, прибыль и ренту. Суть второго положения Смита выражена с помощью пунктирных стрелок с надписями “Капитал” и “Земля”. Второе положение гласит, что наряду с трудом в образовании продукта и доходов участвуют капитал и земля. Они выступают теперь как факторы, участвующие в образовании стоимости. Капитал создает доход в форме при­были, земля — в форме ренты.

Рис. 1. Два положения Смита об образовании стоимости (и цены) товара

Вторая трактовка связана с попыткой Смита перейти от анализа простого товарного производства (“примитивного об­щества”) к рассмотрению товарно-капиталистического производства, в котором истинным источником стоимости перестает быть живой труд. Раньше средства труда принадлежали работ­нику. В обществе, предшествовавшем накоплению капиталов и обращению земли в частную собственность, пишет Смит, соотношение между количествами труда, необходимыми для приобретения разных предметов, было, по-видимому, единст­венным основанием, которое могло служить для обмена их друг на друга. Весь продукт труда принадлежит работнику, и количество затраченного труда представляет собой единствен­ное мерило цены.

В дальнейшем по мере накопления капиталов положение меняется. Стоимость товаров распадается на две части, одна идет на оплату заработной платы, другая — на оплату прибыли на капитал. “При таком положении вещей работнику не всегда принадлежит весь продукт его труда. В большинстве случаев

он должен делить его с владельцем капитала, который нанимает его. В таком случае количество труда, обычно затрачиваемого на приобретение или производство какого-либо товара, не яв­ляется единственным условием для определения количества тру­да, которое может быть куплено или получено в обмен на него”.

Экономические понятия, категории, положения, развивае­мые Смитом, как правило, взаимосвязаны. Стоимость создается производительным трудом, и только производительным трудом. Разделение труда — главная предпосылка повышения его про­изводительности, увеличения богатства. Смит стремился уточ­нить, упорядочить терминологию. От него вошли, к примеру, в обиход такие категории, как производительный и непроиз­водительный труд, основной и оборотный капитал, “естествен­ная” и “рыночная” цена.

Смит считал, что рынок необходимо оградить от внешнего вмешательства. В связи с этим он полемизирует и с меркан­тилистами, и с физиократами, в частности с Кенэ. “Некоторые глубокомысленные врачи думали, что для здоровья политиче­ского организма необходимы строгий режим диеты и регла­ментация”, — иронизирует Смит. “Он, по-видимому, не помышлял, что в политическом организме естественное усилие, при­лагаемое каждым человеком для улучшения своего положения, является принципом предохранения, способным предупредить и исправить во многих отношениях дурные действия какой-нибудь политической экономии, до известной степени при­страстной и стеснительной”. Она “запаздывает со своими ме­роприятиями” и не может остановить прогресс нации. Естест­венный строй стесняют “сотни нелепых преград”, воздвигаемых “безрассудством человеческих законов”, но он преодолевает их.

Не отвергая полностью участия государства в экономической жизни и контроля с его стороны, Смит отводит ему роль “ноч­ного сторожа”, а не регламентатора и регулятора экономических процессов (теперь эта роль трактуется несколько иначе и це­лесообразность государственного регулирования признается почти повсеместно). “Шотландский мудрец”, как называют Смита некоторые биографы, выделяет три функции, которые призвано выполнять государство: отправление правосудия, за­щита страны, устройство и содержание общественных учреж­дений.

Из теоретических рассуждений Смита следуют и некоторые практические выводы. В пятой книге есть специальная глава “Четыре основных правила налогов”. В ней утверждается, что уплату налогов следует возлагать не на один класс, как это

предлагали физиократы, а на всех одинаково — на труд, на капитал и на землю. Смит обосновывает принцип пропорцио­нального разделения налогового бремени — по уровню имущественной состоятельности налогоплательщиков. Что касается основных правил, которые должны соблюдаться при взимании налогов, то они, по мнению Смита, должны касаться сроков, способов, размера платежа, санкций за неуплату, равенства в распределении уровней налогообложения. “Налог, необдуманно установленный, создает сильные искушения к обману; но с увеличением этих искушений обычно усиливаются и наказания за обман. Таким образом, закон, нарушая первые начала спра­ведливости, сам порождает искушения, а потом карает тех, кто не устоял против них. ” Подобное умозаключение, сделанное 200 с лишним лет назад, да и многие другие замечания и предложения создателя “Богатства народов” звучат порой так, будто их сделали только вчера или сегодня.

Труд Смита отличается удивительной простотой и четкостью изложения. Но в этом и удобство, и сложность. Чтобы постичь сущность Смитовых идей, требуются время, неторопливое раз­мышление, неоднократный возврат к прочитанному.

Подводя краткое резюме, попытаемся выделить основные положения труда, ставшего для Смита главным итогом его твор­ческой жизни.

Смотрите так же:  Из чего состоит пенсия ветерана труда

Первое. О мотивах и стимулах хозяйственной деятельности, об основополагающих принципах рыночного механизма. В от­личие от физиократов, которые считали, что экономический строй — это система, которую должен открыть изобретательный ум, а властитель утвердить, Смит исходит из того, что ни изо­бретать, ни создавать хозяйственный строй нет необходимости. Такой строй существует. Ученый распознает и описывает его механизм, составные элементы и отношения. В основе хозяй­ственного механизма находится и действует “экономический человек”. В погоне за собственной выгодой он направляется “невидимой рукой” к достижению такого результата, который и не входил в его намерения. Преследуя собственный интерес, человек способствует общей выгоде.

Второе. Свободе экономической деятельности индивидуумов не надо препятствовать, не следует ее строго регламентировать. Смит выступает против излишних ограничений со стороны го­сударства, он за свободу торговли, в том числе внешней тор­говли, за политику фритредерства, против протекционизма.

Третье. Теории стоимости и цены разработаны как исход­ные категории в общей теоретической системе экономической науки.

Основной труд Смита отличают многоплановость рассмат­риваемых проблем, их систематизация, с одной стороны, ре­ализм, практическая значимость многих положений, с другой стороны. У Смита общие принципы постоянно иллюстрируются конкретными фактами. Смит не просто теоретик, а вниматель­ный наблюдатель, человек, прекрасно знавший тот мир, в ко­тором жил. Он умел слушать, любил беседовать с людьми. Как лектор Смит увлекал слушателей убедительными аргумента­ми. У него одно время учились и русские — Семен Десницкий, Иван Третьяков, написавшие позже оригинальные работы по экономике и праву. Успеху Смита как автора классическо­го труда способствовали необычайно широкий кругозор, не­зависимость суждений, основательность и въедливость иссле­дователя. Терминологическая точность была его любимым коньком.

Общий творческий замысел Смита был весьма широк. Уче­ный хотел создать всеобъемлющую теорию человека и общества. Первую часть составила “Теория нравственных чувств”. Эта работа была опубликована, в ней проводятся идея равенства, обязательность принципов морали для всех членов общества. Вторая часть замысла — “Богатство народов”. Эта работа сло­жилась в известной мере из лекций, прочитанных профессором в университете в Глазго. Третью часть должна была составить “История и теория культуры (науки, искусства)”. Она так и не была написана, а подготовительные записи, наброски, ма­териалы были уничтожены.

Возможно, многоплановость, широта замысла способство­вали успеху экономического труда.

Влияние Смита распространялось не на одну школу, прак­тически оно оказывалось по нескольким направлениям: и по линии рикардианской школы (трудовая теория стоимости), и по линии тех школ и отдельных экономистов, которые разра­батывали проблемы цены и ценообразования на основе соот­ношения спроса и предложения (школа Маршалла) или на основе потребительской ценности товаров (австрийская школа), и по линии тех, кто исследовал влияние и взаимодействие факторов производства (Ж.-Б. Сэй). Концепция свободы тор­говли нашла свое теоретическое обоснование в теории срав­нительных издержек, согласно которой разделение труда и в сфере международного обмена служит важнейшей предпосыл­кой повышения производительности и получения экономиче­ской выгоды. “Богатство народов” находилось в центре вни­мания и противников классической школы, выступавших про-

тив чрезмерной формализации экономической науки (истори­ческая школа, институционализм).

Назовите принципы, которые А. Смит предлагал положить в основу системы налогообложения

Теория Смита представляет цельную систему взглядов, в которой экономические понятия, положения, выводы, как правило, взаимосвязаны между собой. Не является исключением и предлагаемые Смитом принципы налогообложения. Они основываются на его концепции равнозначности различных видов труда, положении о роли государства как «ночного сторожа», а не регулятора экономических процессов.

Для выполнения своих функций — отправление правосудия, обеспечения обороны, предоставления некоторых видов общественных услуг (например, прокладки и поддержания дорог, создания системы образования и воспитания) — государство должно иметь необходимые средства.

Вознаграждение чиновников, адвокатов, преподавателей не должно быть ни слишком малым, ни слишком щедрым. «Если за какую-нибудь услугу платят значительно меньше того, чем она заслуживает, на ее выполнении отразятся неспособность и негодность большей части тех, кто занят этим делом. Если за нее платят слишком много, ее выполнение будет еще больше страдать от небрежности и лености».

В пятой книге Смита, называемой «О расходах государя или государства», рассматриваются различные правила сбора налогов и пошлин, принципы перераспределения и использования доходов. В этой книге есть специальная глава «Четыре основных правила налогов». Уплату налогов следует возложить не на один класс, как предлагали физиократы, а на всех одинаково — на труд, на капитал, на землю.

Четыре основных правила взимания налогов следующие:

o налоги должны платить все граждане, каждый — согласно своего дохода;

o налог, который следует уплатить, должен быть точно определен, а не изменяться произвольно;

o всякий налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наименее обременительный для плательщиков;

o налог должен устанавливаться по принципу справедливости.

Это касается размеров платежа, санкций за неуплату, равенства в распределении уровней налогообложения, соразмерности с доходами и прочее. «Налог, необдуманно установленный, создает сильные искушения к обману; но с увеличением этих искушений обычно усиливаются и наказания за обман. Таким образом, закон, нарушая первые начала справедливости, сам порождает искушения, а затем наказывает тех, кто не устоял против них».

Пожалуй, и сегодня многие замечания и правила автора «Исследование о богатстве народов» не потеряли актуальности и могут быть положены в основу налогового законодательства и практики налогообложения.

Что является производительной и непроизводительной работой по А. Смитом?

К теоретических проблем, охваченных Смитом, нельзя не отнести и концепцию производительности труда. Это важно, несмотря даже на то, что современная экономическая наука отказывается от ее основных постулатов. Дело в том, что Смит, вводя в третьем разделе второй книги понятие «производительность труда», сформулировал его как труд, что «. увеличивает стоимость материалов, которые он перерабатывает, а также закрепляется и реализуется в каком-либо отдельном предмете или товаре, который можно продать и который существует хотя бы некоторое время после того, как завершен труд». Соответственно, непродуктивный труд, по Смиту, — это услуги, которые исчезают сразу после их оказания, а труд, затраченный на них, ничего не добавляет к стоимости, но имеет свою стоимость, заслуживает на вознаграждение и не закрепляется и не реализуется в каком-либо отдельном предмете или товаре, пригодном для продажи. То есть производительным он считал труд, который можно обменять на капитал, непродуктивной — труд, который обменивается на доход. Всю сферу нематериального производства Смит считал непроизводительной.

В чем заключается сущность теории денег А. Смита?

Анализируя обмен товаров, Смит отводил важную роль деньгам. По его мнению, деньги не являются ни результатом договоренности людей, ни следствием творческой деятельности выдающихся личностей, они являются особым товаром, который стихийно выделился из мира товаров в результате длительного исторического развития обмена. Итак, Смит стал основателем товарной теории денег.

в то же Время, по мнению автора «богатство народов» деньги не являются богатством, они только способствуют его обороте и служат мерой его ценности. «Деньги, — подчеркивал Смит, — великое колесо обращения. орудие обмена и торговли». Таким образом, он рассматривал деньги преимущественно как техническое средство менового процесса, ставя на первое место их функцию средства обращения. Поэтому он считал возможным и целесообразным замену золота и серебра банкнотами, то есть бумажными деньгами, которые должны выпускать в обращение банки в необходимом количестве. Здесь Смит фактически сформулировал закон денежного обращения.

Денежном кредита основоположник экономической науки отводил скромное место, рассматривая его только как средство активизации капитала.

Похожие публикации:

  • Судимость и врач Газета «Улица Московская» № 763 Мусорный протест добрался до Пензы 3 февраля Пенза присоединилась к всероссийской акции протеста против мусорной реформы. Светлый был человек Виктор Буц 4 февраля на 84-м году жизни умер Виктор […]
  • Статья 24 гражданский кодекс рф Статья 24. Имущественная ответственность гражданина Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено […]
  • Сумма выплаты по осаго закон Выплаты по ОСАГО Подборка наиболее важных документов по запросу Выплаты по ОСАГО (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные акты: Выплаты по ОСАГО Документ доступен: с 20 до 24 ч. […]
  • Договор субаренды от города Сегодня одним из часто встречающихся видов договора на предоставление юридических адресов является Договор субаренды. В данной статье мы попробуем выявить все преимущества и недостатки этой формы договора, а также разберемся во всех […]
  • Добавят ли материнский капитал в 2019 году Правительство решило увеличить на 130 тысяч рублей материнский капитал для жителей Дальнего Востока Правительство России решило увеличить размер материнского капитала для жителей Дальнего Востока на 130 тысяч рублей. Об этом заявил […]
  • Документ удостоверяющий договор страхования Основные понятия Должник — юридическое лицо, оказавшееся неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому […]