Налог на аренду торговых площадей

Содержание:

Налог на имущество с кадастровой стоимости

Рассмотрим обзор позиций ВС РФ, направленных налоговым органам для использования в работе Федеральной налоговой службой Письмом от 21.12.2016 N БС-4-21/[email protected] в отношении налогообложения объектов недвижимости налогом на имущество по кадастровой стоимости.

Об объектах «кадастрового» налогообложения

На основании п. 1 ст. 378.2 НК РФ налог исходя из кадастровой стоимости недвижимости уплачивается в отношении следующего имущества, признаваемого объектом налогообложения:

  1. административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
  2. нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения перечисленных объектов;
  3. объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
  4. жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Сразу скажем, что далее мы будем рассматривать споры, касающиеся первых двух подпунктов.

О проведении обследования для определения видов фактического использования объекта

Согласно п. 9 ст. 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с установленным порядком.

Оформленным с нарушением признается акт обследования, если он составлен сотрудником, не входящим в состав утвержденной комиссии, и подписан членами комиссии, не осуществлявшими обследование объекта (Определение ВС РФ от 16.06.2016 N 49-АПГ16-23).

Бывает, что недвижимость включается в перечень объектов «кадастрового» налогообложения на основании актов обследования, составленных без доступа в здание (строение, сооружение), а потому не отражающих реальной картины использования объекта. В таком случае организация вправе обратиться в уполномоченный орган с просьбой о повторном проведении обследования в целях определения фактического использования объекта недвижимости либо в судебном порядке обжаловать приказ (постановление) об утверждении перечня объектов «кадастрового» налогообложения.

Примечание. Ниже мы убедимся в том, что не повторное, а очередное обследование (то есть обследование в целях формирования перечня на следующий год) не позволяет добиться исключения объекта из перечня (см. раздел «Когда акт обследования не поможет добиться исключения здания из перечня?»).

Так, из Апелляционного определения ВС РФ от 07.07.2016 N 5-АПГ16-28 следует, что здание было включено в перечень на основании акта обследования, согласно которому 76,2% общей площади здания фактически используется для размещения офисных помещений. Однако было установлено, что, поскольку организация не предоставила доступ в здание для обследования, вывод о фактическом использовании был сделан:

  • по результатам осмотра фасада здания;
  • на основании полученной из Интернета информации о размещении по данному адресу коммерческих организаций;
  • с учетом вывесок организаций на контрольно-пропускном пункте, через который осуществляется проход на территорию, где расположено здание.

Повторное обследование здания работниками уполномоченного органа (госинспекции) с представителем организации показало, что офисы занимают только 0,8% от общей площади здания. Остальная площадь используется для производственных целей и размещения складов. Поэтому суд признал недействующим соответствующий пункт перечня.

Схожие ситуации описаны в Апелляционных определениях ВС РФ от 14.07.2016 N 5-АПГ16-31 и N 5-АПГ16-32. В них отмечено: сведения из ЕГРЮЛ и Интернета, свидетельствующие о нахождении в здании нескольких торговых организаций, сами по себе не подтверждают, что для размещения офисов используется более 20% помещений в здании.

Таким образом, если вывод о фактическом использовании здания сделан госинспекцией на основании осмотра фасадов и информации, размещенной в Интернете, без доступа в помещения, у налогоплательщиков есть возможность добиться исключения здания из перечня объектов «кадастрового» налогообложения. Причем если уполномоченный орган отказал в проведении повторного обследования, то доказательством непревышения 20%-ного лимита площади может быть составленный налогоплательщиком расчет, основанный на фактических сведениях (Апелляционное определение ВС РФ от 21.07.2016 N 5-АПГ16-42).

Парковка как объект «кадастрового» налогообложения

Из содержания п. 3 и 4.1 ст. 378.2 НК РФ следует, что площадь парковок учитывается при решении вопроса, подпадает ли здание (строение, сооружение) под «кадастровое» налогообложение.

К сведению. В частности, согласно п. 3 здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого объекта предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). Аналогично фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20% его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В силу п. 4.1 здание (строение, сооружение) считается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого объекта предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Однако из указанных норм не следует, что парковки, представляющие собой самостоятельные объекты недвижимости, в любом случае должны включаться в перечень объектов «кадастрового» налогообложения. Верховный суд в Определении от 02.06.2016 N 49-АПГ16-18 подчеркнул: спорная парковка не является сопутствующей офисной инфраструктурой административно-делового центра, а представляет собой самостоятельный объект недвижимости — 4-этажную автостоянку. Согласно акту обследования фактического использования здания автостоянка занимает 13 135,9 кв. м площади здания, остальная часть здания сдается в аренду (размещены автомойка, ресторан, клиринговая компания). Сданная в аренду площадь составляет 1 370,7 кв. м, то есть меньше 20% от общей площади здания. Следовательно, здание многоуровневой автостоянки было необоснованно включено в перечень объектов «кадастрового» налогообложения.

Кабинеты руководства организации — не офисы, столовая для работников — не объект общепита

Расположенные в производственном здании кабинеты, в которых размещается административно-управленческий аппарат, а также помещения столовой, оказывающей услуги работникам предприятия, не свидетельствуют о том, что здание и помещения в нем фактически используются в качестве офисов и (или) объектов общественного питания.

Подтверждение тому — позиция ВС РФ, выраженная в Апелляционных определениях от 21.07.2016 N 5-АПГ16-42 и от 25.08.2016 N 5-АПГ16-59. В обоих случаях уполномоченный орган включил здание в перечень объектов «кадастрового» налогообложения в связи с тем, что общая площадь кабинетов превысила установленный 20%-ный лимит.

Обратившись в суд, налогоплательщики сослались на то, что кабинеты административно-управленческого персонала не имеют самостоятельного офисного назначения, а используются для обслуживания производственной деятельности.

Судьи учли, что основным видом деятельности организации является производство продукции. Занимаемые административно-управленческим персоналом кабинеты не соответствуют понятию «офис», поскольку:

  • используются самим налогоплательщиком для целей осуществления его хозяйственной деятельности;
  • в аренду третьим лицам помещения не сдаются.

Размещение офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности.

Дополнительно ВС РФ указал: столовая, созданная в целях удовлетворения потребностей работников, а не для осуществления самостоятельной коммерческой деятельности, опосредованно используется в производственной деятельности организации и не относится к объектам общественного питания, о которых идет речь в ст. 378.2 НК РФ. Помещения столовой, используемой не в целях самостоятельного извлечения прибыли, а только для улучшения условий труда работников организации, не учитываются в составе площади, которая определяет объект «кадастрового» налогообложения.

Если площадь здания меньше установленной, оно не облагается «кадастровым» налогом независимо от вида использования

Региональные законы о «кадастровом» налогообложении устанавливают размеры площадей, при соответствии которым конкретное здание включается в перечень. В случае если фактическая площадь здания не дотягивает до установленной, оно не признается объектом «кадастрового» налогообложения независимо от видов осуществляемой деятельности. Однако иногда этот факт приходится доказывать в судебном порядке.

В частности, в Определении от 18.08.2016 N 5-АПГ16-37 Верховный суд согласился с мнением нижестоящего суда, который решил: здание общей площадью 1 628 кв. м не соответствует критерию по размеру площади (2 000 кв. м), а потому необоснованно включено в перечень независимо от того, что согласно акту обследования 100% площади используется при осуществлении торговой деятельности.

Смотрите так же:  Как использовать материнский капитал до з лет

Неоднозначность вида разрешенного использования земельного участка — повод для установления видов фактического использования

Положения федерального и регионального законодательства предусматривают отнесение недвижимости к административно-деловому или торговому центру (комплексу) в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, его площади и (или) вида его фактического использования.

Верховный суд в Апелляционном определении от 25.08.2016 N 5-АПГ16-60 указал: виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов «кадастрового» налогообложения, имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной Приказом Минэкономразвития России N 39 (Приказ Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов»), а именно:

  • код 1.2.5 — земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
  • код 1.2.7 — земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.

Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, — земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений и сооружений материально-технического снабжения, сбыта и заготовок, — относится к группе видов разрешенного использования земельных участков по коду 1.2.9 и не соответствует кодам 1.2.5 и 1.2.7. Таким образом, здание расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого не предусматривает размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Акт обследования, проведенного по просьбе организации, подтверждает, что 100% общей площади здания фактически используется под размещение склада, не связанного с торговлей.

При таких обстоятельствах включение спорного здания в перечень объектов «кадастрового» налогообложения противоречит закону.

Еще один схожий случай описан в Апелляционном определении ВС РФ от 29.09.2016 N 5-АПГ16-58. В данном случае земельный участок, на котором расположено спорное здание, имел вид разрешенного использования «использование территории для дальнейшей эксплуатации зданий под административный и складской корпуса». Судьи указали:

  • этот вид использования однозначно не свидетельствует о размещении на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
  • вопрос о правомерности включения здания в перечень «кадастровых» объектов должен решаться с учетом фактического использования объекта недвижимости.

Согласно проведенному обследованию 86,6% общей площади здания используется под склад, 12,35% составляют помещения общего пользования и 1,05% — технические помещения. Следовательно, здание включено в перечень необоснованно.

Что дает обращение в суд?

Некоторые налогоплательщики полагают, что обращение в суд с требованием об исключении того или иного объекта из перечня бессмысленно, поскольку судебные разбирательства могут тянуться долго и, скорее всего, к моменту вступления в силу решения суда перечень уже будет неактуальным, ведь его действие ограничено одним налоговым периодом. Эти опасения беспочвенны.

Верховный суд неоднократно указывал, что соответствующий пункт перечня признается недействующим не с момента вступления в силу решения суда, а с даты принятия приказа об утверждении перечня. В противном случае решение суда не позволяет восстановить нарушенные права организации. Предположим, перечень был утвержден в 2015 году в целях исчисления налога в 2016 году, а решение суда в пользу организации принято в 2017 году. Соответственно, исключение объекта из перечня в 2017 году, когда перечень уже не действует, не имеет смысла и не позволяет организации избежать уплаты налога исходя из кадастровой стоимости за 2016 год. Именно поэтому ВС РФ не раз подтверждал обоснованность мнения тех судов, которые признавали незаконным включение объекта в перечень с момента его утверждения (см. Определение от 02.06.2016 N 49-АПГ16-18, Апелляционное определение от 07.07.2016 N 5-АПГ16-28 и др.).

Когда акт обследования не поможет добиться исключения здания из перечня?

Если обследование проведено государственной инспекцией для формирования перечня объектов «кадастрового» налогообложения на следующий год, такой акт не позволит доказать необоснованность включения здания в перечень на текущий год. Поясним этот вывод на примере ситуации, описанной в Апелляционном определении ВС РФ от 08.09.2016 N 5-АПГ16-43.

Согласно акту обследования от 30 сентября 2014 года 84,1% от общей площади здания фактически используется для размещения офисов, 15,9% — в иных целях. Здание включено в перечень на 2015 год.

Акт, составленный 27 ноября 2015 года, свидетельствовал о том, что объект недвижимости фактически не используется для размещения офисов.

Организация обратилась в суд, указав на следующие обстоятельства:

  • в первом акте отражено, что при проведении обследования доступ в здание был частично ограничен;
  • вывод о том, что здание фактически используется для размещения офисов, сделан сотрудниками госинспекции на основании его визуального осмотра и поэтажного плана здания.

При этом организация не отрицала факт сдачи части помещений в здании в аренду, но настаивала на том, что доля офисов существенно ниже установленного законодателем 20%-ного порога. В связи с этим включение данного здания в перечень неправомерно возлагает на общество обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.

Сотрудник госинспекции, подписавший акт обследования и допрошенный судом в качестве свидетеля, подтвердил, что при обследовании здания дальше проходной их не пропустили, фотографии делать не разрешили, в связи с чем в акте указано: частично ограничен доступ в здание, вывод о его фактическом использовании для размещения офисов сделан на основе результатов визуального осмотра фасада здания, сведений, содержащихся в Интернете, и экспликации здания.

Суд решил: в 2015 году обследование проведено в целях формирования перечня на очередной налоговый период (на 2016 год), то есть обследование не являлось повторным (осуществлялось не для разрешения спора в отношении перечня на 2015 год). Поэтому второй акт, согласно которому объект не используется для размещения офисов, не опровергает вывод о наличии офисов в указанном здании по состоянию на дату составления первого акта, поскольку второй акт оформлен существенно позже даты обследования здания, результаты которого послужили основанием для включения объекта недвижимости в перечень на 2015 год.

Верховный суд разъяснил, как понимать п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ

В соответствии с п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

При этом здание (строение, сооружение) считается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Соответственно, фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20% общей его площади для размещения вышеуказанных объектов.

Судебная коллегия ВС РФ в Апелляционном определении от 22.09.2016 N 91-АПГ16-3 отметила следующее.

Отнесение здания (строения, сооружения) к объектам налогообложения на основании п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ производится не в случае одновременного использования площадей здания для размещения офисов и торговых объектов, а в случае, когда для таких объектов используется более 20% площади здания, но менее 20% под торговую деятельность и менее 20% под офисную, что не позволяет признать здание ни административно-деловым, ни торговым центром (комплексом).

Судебная коллегия также указала, что если собственниками административно-делового или торгового центра (комплекса) выступают несколько лиц, то каждый собственник уплачивает налог исходя из кадастровой стоимости помещения, собственником которого он является. При этом если принадлежащие собственнику нежилые помещения фактически не используются в целях делового, административного или коммерческого назначения либо в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, то налог на имущество организаций уплачивается таким собственником также исходя из кадастровой стоимости принадлежащих ему нежилых помещений.

В качестве заключения

Мы рассмотрели позиции ВС РФ по некоторым спорным вопросам, связанным с отнесением имущества к объектам «кадастрового» налогообложения. Этими позициями будут руководствоваться в своей работе налоговые органы. Надеемся, данный материал поможет налогоплательщику оценить правомерность своей точки зрения и целесообразность и перспективы судебного разбирательства.

Рассчитываем ЕНВД: Как отличить торговый зал от торгового места и как определить их площади

Судя по всему, «ликвидировать вмененщиков как класс» в ближайшее время никто не собирается. Значит, вопросы, касающиеся расчета ЕНВД, по-прежнему актуальны.
Многие из вмененщиков занимаются розничной торговлей. И единый налог рассчитывают исходя из таких физических показателей, как площадь торгового зала, торговое место или площадь торгового места (Пункт 3 ст. 346.29 НК РФ). Но не всегда бухгалтеру легко определить, какой же статус у торгового объекта и, соответственно, какой физический показатель нужно использовать для расчета. Давайте попробуем внести ясность.

Для справки
Если торговля ведется через объект стационарной торговой сети, имеющий торговый зал площадью не более 150 кв. м, то ЕНВД рассчитывается исходя из физического показателя «площадь торгового зала«. Если же торгового зала нет, то нужно использовать либо показатель «торговое место«, если его площадь не превышает 5 кв. м, либо «площадь торгового места«, если его площадь превышает 5 кв. м.

Важно ли назначение помещения для «вмененной» торговли

Для начала нужно разобраться, а где вообще можно организовывать продажу товаров в розницу, чтобы спокойно применять ЕНВД.
Розничная торговля переводится на вмененку, если она ведется через объекты стационарной торговой сети (Подпункты 6, 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). К ним, в свою очередь, относятся здания (строения, помещения и т.д.), предназначенные или используемые для торговой деятельности (Статья 346.27 НК РФ). Назначение помещения указывается в правоустанавливающих и/или инвентаризационных документах. К ним относятся договор купли-продажи или аренды, технический паспорт, планы, схемы, экспликации.
Казалось бы, слова «используемые для торговой деятельности» позволяют применять вмененку при торговле в любых объектах, даже не являющихся торговыми по своему назначению. Например, в помещении, расположенном на складе или в промзоне. И Минфин в одном из Писем указал, что назначение помещения необходимо определять не только по документам, но и по факту: как в действительности оно используется (Письмо Минфина России от 30.04.2009 N 03-11-06/3/113). Однако в более позднем своем разъяснении финансисты недвусмысленно дали понять, что продажа товаров в офисе не переводится на ЕНВД (Письмо Минфина России от 23.01.2012 N 03-11-06/3/2).
Есть и два Постановления ВАС РФ, в которых суд счел неправомерным применение вмененки из-за того, что товары продавались в не предназначенных для этого помещениях: в первом деле — в административно-офисном здании, во втором — в помещении производственного цеха (Постановления Президиума ВАС РФ от 01.11.2011 N 3312/11, от 15.02.2011 N 12364/10).

Смотрите так же:  Форма заполнения заявления осаго

Вывод
Такой аргумент, как «несоответствие назначения помещения», в судах налоговики используют не так часто. И если уж ссылаются на него, то он, как правило, не первый в списке претензий. Но абсолютно безопасно применять вмененку можно только при продаже товаров в предназначенных для этого местах.

Как определить площадь торгового зала

Контролирующие органы в большинстве писем, цитируя НК, говорят, что площадь торгового зала определяется по инвентаризационным и правоустанавливающим документам (Письма Минфина России от 15.11.2011 N 03-11-11/284, от 26.09.2011 N 03-11-11/243). Аналогичная ситуация, кстати, и с площадью торгового места (Письмо Минфина России от 15.12.2009 N 03-11-06/3/289).
Нередко споры между налоговиками и предпринимателями возникают из-за того, что в документах указана одна площадь зала, а используется под розничную торговлю другая, как правило, меньшая. По мнению судов, «вмененный» налог должен рассчитываться исходя из площади, реально используемой во «вмененной» деятельности, а не заявленной в документах (Постановления ФАС ЗСО от 26.05.2010 по делу N А75-512/2009; ФАС УО от 19.04.2010 N Ф09-2486/10-С3). Но это тоже нужно уметь доказать. При отсутствии перегородок, свидетельских показаний, фотоснимков или иных доказательств, подтверждающих, что для торговли использовалась только часть площади, суды встают на сторону налоговиков (Постановления ФАС ПО от 14.10.2010 по делу N А72-16399/2009; ФАС ДВО от 15.07.2011 N Ф03-2543/2011).

Совет
Если вы арендуете помещение, но под торговлю используете только его часть, добивайтесь того, чтобы в договоре аренды было все четко прописано относительно площади, которую вы занимаете.

Если какую-то часть торгового зала вы сдаете в аренду (субаренду), учитывать ее площадь при расчете «вмененного» налога не нужно, в том числе если изменения в инвентаризационные документы не были внесены (Постановление ФАС ДВО от 13.01.2011 N Ф03-9441/2010) (что в ситуации с субарендой в принципе невозможно).
Площади помещений для приема и хранения товара, административно-бытовых помещений и т.п. (условно назовем их вспомогательными) не учитываются при определении площади торгового зала (Статья 346.27 НК РФ). Претензий от проверяющих будет меньше, если такие помещения будут физически отделены от самого торгового зала (Письмо Минфина России от 26.03.2009 N 03-11-09/115). Однажды и суд поддержал вмененщика, опираясь на договор аренды, в соответствии с которым арендатор устанавливал легкосъемные перегородки для отделения торгового зала от складских помещений (Постановление ФАС ЗСО от 18.10.2010 по делу N А45-7149/2010).

Предупреждаем руководителя
Если менялось назначение используемой в торговой деятельности площади или менялась площадь торгового зала, исходя из которой рассчитывается единый налог, во избежание споров с проверяющими лучше отразить это в инвентаризационных документах.

Выставочный зал также может являться торговым залом, если товары реализуются в нем же. Это обязательное условие (особенно в свете постановлений ВАС РФ о возможности ведения торговли только в предназначенных для этого местах). Если же для демонстрации товаров, их оплаты и отпуска отведены разные помещения, то налог рассчитывается исходя из суммы площадей всех этих помещений (Письмо Минфина России от 17.09.2010 N 03-11-11/246). И, по крайней мере, однажды суд согласился с таким подходом (Постановление ФАС ВСО от 26.07.2010 по делу N А33-14088/2009).
Случается и так, что предприниматель (организация) занимает сразу несколько помещений в одном здании и во всех продает товары в розницу. Например, организация арендует в торговом центре несколько обособленных объектов торговли на разных этажах. Тогда можно без проблем начислять ЕНВД по каждому помещению в отдельности (Письма Минфина России от 01.02.2012 N 03-11-06/3/5, от 03.11.2011 N 03-11-11/274; ФНС России от 02.07.2010 N ШС-37-3/[email protected]).
Но для торговли может использоваться и одно помещение, просто разделенное на несколько отделов, например по виду продаваемых товаров. Порой так делают из-за того, что для разных групп товаров в регионах установлены разные коэффициенты К2 (Пункт 7 ст. 346.29 НК РФ). А иногда это становится единственным шансом для вмененщика не «слететь» с ЕНВД. Ведь есть ограничение по площади торгового зала в 150 кв. м. Как в таком случае рассчитывать «вмененный» налог?
Контролирующие органы рассуждают так: если помещения расположены в одном здании и по документам относятся к одному магазину, то площади нужно суммировать (Письмо Минфина России от 01.02.2012 N 03-11-06/3/5). При этом принадлежность помещений к одному объекту или разным устанавливается, естественно, по инвентаризационным документам на помещение (Письмо Минфина России от 03.11.2011 N 03-11-11/274).
Для судов же сведения, указанные в них, не абсолютная истина. Они обращают внимание на обособленность помещений (Постановление ФАС МО от 08.06.2011 N КА-А41/5949-11), на наличие в каждом магазине своей ККТ, своих вспомогательных помещений, своего штата работников, на раздельный учет доходов, ассортимент продаваемых товаров, целевое назначение каждой части помещения (Постановления ФАС ПО от 26.09.2011 по делу N А55-426/2011; ФАС СКО от 01.06.2011 по делу N А53-16868/2010).
В общем, каковы бы ни были ваши мотивы для разделения общей площади на несколько частей, лучше физически отделить помещения друг от друга, например перегородками.

Примечание
При ведении в одном помещении «вмененной» торговли и другого вида деятельности, по которому применяется общий режим налогообложения или УСНО, рассчитывать «вмененный» налог нужно со всей площади такого помещения (Письма Минфина России от 29.03.2011 N 03-11-11/74, от 07.06.2010 N 03-11-11/158; Постановления Президиума ВАС РФ от 02.11.2010 N 8617/10, от 20.10.2009 N 9757/09).

Как определить площадь торгового места

В НК не сказано, что такое площадь торгового места и как она определяется. По мнению Минфина, при ее расчете надо учитывать не только ту площадь, на которой непосредственно реализуется товар, но и площадь вспомогательных помещений (Письма Минфина России от 26.12.2011 N 03-11-11/320, от 22.12.2009 N 03-11-09/410). То есть если вы арендуете контейнер, часть которого используете для реализации товаров, а другую часть — под склад, то рассчитывать налог надо со всей площади контейнера (Письмо Минфина России от 22.12.2009 N 03-11-09/410).
В прошлом году данный вопрос рассмотрел ВАС РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 14.06.2011 N 417/11). О площади торгового места суд сказал, что определяется она с учетом всех помещений, которые используются для приемки и хранения товара. И с тех пор в судах разлада больше нет (Постановления ФАС СКО от 31.08.2011 по делу N А53-22636/2010; ФАС ВВО от 28.09.2011 по делу N А29-1419/2011).
А вот при аренде земельного участка, на котором товары реализуются через небольшой киоск площадью более 5 кв. м, по разъяснениям ФНС, рассчитывать ЕНВД нужно только с площади киоска (Письмо ФНС России от 25.06.2009 N ШС-22-3/[email protected]).

Вывод
Получается, что в некоторых ситуациях предпринимателям выгоднее настаивать на том, что они ведут деятельность в помещении с торговым залом. Ведь тогда они смогут заплатить налог с меньшей площади.

Торговый зал или торговое место?

Это, пожалуй, самый частый и самый сложный вопрос, о чем свидетельствует обилие судебной практики.
Когда можно говорить о наличии торгового зала? Когда в помещении отведено определенное место для покупателей, где они могут, передвигаясь от одних полок с товарами к другим, более внимательно знакомиться с товаром. У торгового места, естественно, зала быть не может. Обычно оно представляет собой прилавок или витрину, с которой и ведется продажа, а покупатели могут лишь стоять около нее и рассматривать выложенный товар.
По мнению ФНС, если в правоустанавливающих, инвентаризационных документах на помещение нигде не указано, что это «магазин» или «павильон», или же какая-то часть помещения четко не определена как «торговый зал», то такое помещение считается объектом стационарной торговой сети без торгового зала (Письма ФНС России от 06.05.2010 N ШС-37-3/[email protected], от 27.07.2009 N 3-2-12/83).
Некоторые суды вовсе приходят к выводу, что список объектов, у которых может быть торговый зал, исчерпывающий, то есть это должен быть или магазин, или павильон (Постановление ФАС МО от 14.08.2009 N КА-А41/6419-09). Так что, к примеру, на бывшем складе наличие торгового зала еще нужно доказать. А в павильоне контейнерного типа он есть априори, потому что это павильон (Письмо Минфина России от 03.12.2010 N 03-11-11/310).

Для справки
Магазин — специально оборудованное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.
Павильон — строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест (Статья 346.27 НК РФ).

В общем случае, если ваша торговая площадь не превышает 5 кв. м, нет смысла спорить по поводу того, какой физический показатель нужно использовать при расчете налога. Ведь базовая доходность при продаже товаров в торговом зале составит максимум 9000 руб. (1800 руб. x 5 кв. м), и ровно столько же составляет базовая доходность торгового места (Пункт 3 ст. 346.29 НК РФ). А зал менее 5 кв. м (когда облагаемый налогом доход был бы меньше) сложно представить. Свои коррективы могут внести принятые региональными властями коэффициенты К2 (Пункты 4, 7 ст. 346.29 НК РФ), но даже с их учетом разница в конечных суммах налога, скорее всего, будет небольшой. Если же речь идет о площади более 5 кв. м, то расчет нужно вести с площади торгового места или площади торгового зала, доходность для которых установлена одинаковая — 1800 руб. за кв. м.

Смотрите так же:  Образец доверенность в районный суд

Вывод
Если торговое место большое, то выгоднее оборудовать его таким образом, чтобы у вас появился торговый зал. Ведь, как мы уже отмечали, при определении площади торгового зала не учитывается площадь вспомогательных помещений. А для торговых мест — учитывается.

При наличии вспомогательных помещений суд может признать объект торговли магазином (Постановление ФАС СЗО от 15.01.2010 по делу N А56-36135/2009), а значит, и торговый зал в этом объекте будет. Но это должны быть прилежащие помещения, а не отдельно стоящий ангар или комната в соседнем здании. Аналогичное дело недавно разбирал и ВАС РФ. Суд указал, что торговля велась через объект с торговым залом, т.к.:
— в договоре субаренды было прописано, какая часть помещения используется под склад, а на какой продаются товары;
— в соответствии с техническим паспортом и экспликацией помещение состояло из двух частей;
— каждая часть площади использовалась по назначению.
Следовательно, налог должен был исчисляться по площади торгового зала, а не по площади торгового места (Постановление Президиума ВАС РФ от 14.06.2011 N 417/11).
И судебные решения, вынесенные после выхода этого Постановления, говорят о том, что оно уже взято на вооружение судами (Постановления ФАС ВВО от 26.12.2011 по делу N А79-2716/2010; ФАС ЗСО от 22.11.2011 по делу N А45-3709/2011).

Несмотря на изрядное количество судебных решений по поводу торговых залов и торговых мест, вопросов по расчету единого налога все равно остается много. Нечеткость формулировок НК, скорее всего, приведет в суд еще не одного налогоплательщика. Но если в вашем торговом объекте есть вспомогательные помещения, то вам наверняка выгоднее организовать торговлю так, чтобы у вас появился и торговый зал. Тогда вы сможете заплатить меньше ЕНВД.

Акт приема передачи 🏢 помещения для выполнения ремонтных работ

На что обратить внимание при оформлении Внешнее оформление акта, так же как и его текст, полностью переданы на откуп составителю. Допускается писать акт вручную или набирать на компьютере, формировать на устновленном бланке организации или на обыкновенном листе бумаги. Документ следует в обязательном порядке подписать (при этом автографы лиц, задействованных в приеме-передаче помещения, должны быть «живыми»). А вот удостоверять бланк при помощи печати или штампа необходимо только в том случае, если норма по использованию штемпельных изделий закреплена во внутренних нормативно-правовых бумагах организаций. Акт нужно печатать минимум в двух экземплярах – по одному для каждой из заинтересованных сторон, но при надобности можно делать и его заверенные копии. Условия и период хранения акта Являясь неотъемлемой частью договора аренды, акт следует держать вместе с ним в отдельной папке.

Акт приемки помещения после ремонта

Приложение N к Договору о выполнении работ по утеплению и ремонту фасада дома от » » г. N Акт приема-передачи объекта для производства работ по утеплению и ремонту фасада дома, расположенного по адресу: г. » » г. , именуем в дальнейшем «Заказчик», в лице , действующ на основании , с одной стороны, и , именуем в дальнейшем «Исполнитель», в лице , действующ на основании , с другой стороны, совместно именуемые «Стороны», оформили настоящий Акт приема-передачи дома для выполнения работ, при этом установлено: 1. Многоквартирный жилой дом находится по адресу: , состоит из -этажного блочного (панельного, кирпичного и т.д.) строения года постройки, общая площадь фасада кв.


м. Состояние фасада на момент передачи отражено в акте осмотра от » » г. 2. Обслуживание дома осуществляет . 3. Доступ Исполнителя к местам выполнения работ обеспечивает Заказчик. 4.

Акт приема-передачи работ по подготовке помещения для монтажа оборудования

Бланк документа «Акт приема-передачи работ по подготовке помещения для монтажа оборудования» относится к рубрике «Договор бытового, арендного, строительного подряда». Сохраните ссылку на документ в социальных сетях или скачайте его себе на компьютер. Акт приема-передачи работ по подготовке помещения для монтажа оборудования г.
[вписать нужное] [число, месяц, год] [ Наименование юридического лица] в лице [должность, Ф. И. О. уполномоченного лица], действующий на основании [правоустанавливающий документ], именуемый в дальнейшем «Подрядчик», с одной стороны, и [наименование юридического лица] в лице [должность, Ф. И. О. уполномоченного лица], действующий на основании [правоустанавливающий документ], именуемый в дальнейшем «Заказчик», с другой стороны, составили настоящий Акт о нижеследующем.
1.

Акт приема-передачи помещения в аренду

Кто формирует акт приема-передачи помещения в аренду Обычно задача по составлению акта лежит на сотруднике компании, которая является владельцем сдающихся в аренду квадратных метров. Это может быть юрисконсульт, администратор, заведующий хозяйством и т.д. Главное условие, чтобы этот человек умел правильно оценивать состояние арендуемых площадей и имел представление о том, как правильно формировать акты.
Надеемся, что если знаний у вас не много, то этот материал вам поможет. Особенности составления акта Обязательной к применению, унифицированной формы акта нет, так что сотрудники предприятий-арендодателей имеют полное право писать акт в произвольном виде или, если в организации имеется разработанный и утвержденный образец документа, по его шаблону.

Акт сдачи-приемки выполненных работ

При этом необходимо, чтобы документ отвечал двум основным правилам: по составу соответствовал нормам делопроизводства, а по содержанию включал в себя ряд определенных сведений. Заполнение «шапки» акта В «шапку» вносится:

  • наименование документа, его номер и дата составления;
  • название организаций, являющихся арендодателем и арендатором с указанием должностей и ФИО руководителей или их законных представителей;
  • наименование объекта и его адрес, а также площадь помещения (в квадратных метрах);
  • при желании в акте можно указать ссылку на свидетельство о праве собственности, кадастровый номер и т.д.

Заполнение основной части акта Описание состояния помещения — очень важная часть акта. На этот раздел нужно обратить особо пристальное внимание.

Акт приема-передачи помещения для выполнения ремонтных работ

Акт приема-передачи работ по подготовке помещения для монтажа оборудования г. [вписать нужное] [число, месяц, год] [Наименование юридического лица] в лице [должность, Ф. И. О. уполномоченного лица], действующий на основании [правоустанавливающий документ], именуемый в дальнейшем «Подрядчик», с одной стороны, и [наименование юридического лица] в лице [должность, Ф. И. О. уполномоченного лица], действующий на основании [правоустанавливающий документ], именуемый в дальнейшем «Заказчик», с другой стороны, составили настоящий Акт о нижеследующем.
1. Заказчик в соответствии с техническими условиями для подготовки помещения, расположенного по адресу: г. [название насел. пункта], ул. [название улицы], д.

Акт приема передачи помещения для выполнения ремонтных работ

  • состояние стен и перегородок, пола и потолка (при необходимости можно даже внести в акт сведения о материалах, из которых они сделаны);
  • информацию об оконных конструкциях, электрооборудовании (розетках, выключателях, лампах и т.д.), системах водоснабжения, отопления и канализации.

Если в помещении есть еще какие-то ценные элементы, которые, по мнению арендодателя, нуждаются в фиксации, их также нужно указать в документе. В случаях, когда помещение сдается после ремонта или, напротив, нуждается в ремонтных работах, это также нужно прописывать в акте.

Похожие публикации:

  • Налог на прибыль заполняется нарастающим итогом или нет Как оформить декларацию по налогу на прибыль Бюджет Российской Федерации пополняется главным образом за счет налогов, самым существенным из которых является налог на прибыль. Ежегодно проценты с дохода платят в казну государства […]
  • Тарифы осаго 2019 калькулятор Тарифы осаго 2019 калькулятор Калькулятор ОСАГО обновлен и позволяет рассчитать стоимость полиса по новым тарифам от 9 января 2019 года. С 9 января 2019 года действуют новые тарифы для расчета стоимости полиса ОСАГО. С 14 декабря […]
  • Сделать осаго на 10 дней Цена полиса ОСАГО на 1, 3 и 6 месяцев Сразу огорчу тех, кто хочет купить страховку ОСАГО на 1 месяц. Или на два. Так сделать нельзя, минимальный период использования по закону – 3 месяца. А вот купить полиса на 3 месяца или на […]
  • Патент на 2019 год КБК 2018 коды бюджетной классификации на 2018 год Все КБК 2018 (коды бюджетной классификации) на 2018 год мы собрали в одной статье. Проверяйте по таблицам КБК для платежек и отчетности, чтобы не было ошибок. Неправильные КБК в […]
  • Страховка автомобиля уфа цены Перевезём авто из/в г. Уфа На автовозе от 2 дней. Пункты приема авто более чем в 20 городах России и СНГ АКЦИЯ! ДО 14 ФЕВРАЛЯ 2019 г. При заказе перевозки автомобиля - страхование авто на ЕГО ПОЛНУЮ СТОИМОСТЬ (*Ваш автомобиль […]
  • На сколько увеличится пенсия с 1 октября 2019 года Пенсионный возраст в России ​ отделение лично.​ статье 1 Федерального​ осуществлять контроль над​ пенсионный возраст 60​ в месяц. В​ пенсию.​ отличает пенсионные системы​ также от стоимости​ ориентиром для граждан.​​ 74,27 руб.). […]