Как заполнить налог на прибыль организации

Как заполнить декларацию по налогу на прибыль при выплате дивидендов

Данные о выплаченных дивидендах и удержанном с них налоге на прибыль надо отразить в декларации (п. 3 ст. 275 НК РФ, п. 1.1 Порядка заполнения декларации):
— за отчетный период, в котором выплачены дивиденды;
— за следующие отчетные периоды года, в котором выплачены дивиденды;
— за год, в котором выплачены дивиденды.
Для отражения данных о дивидендах надо заполнить:
— раздел А и раздел В Листа 03. В Листе 03 отражаются дивиденды, выплаченные по одному решению собственников. Если в течение года вы платили дивиденды по нескольким решениям, то по каждому из них надо заполнить отдельный Лист 03 (п. 11.2.1 Порядка заполнения декларации);
— подраздел 1.3 разд. 1 Листа 01.
Важно! Если ваша компания — АО и вы платите дивиденды не только организациям, но и физлицам, то при представлении декларации за год, в котором выплачены дивиденды, вам также надо заполнить Приложение N 2 к декларации. Порядок и образец его заполнения приведены здесь.
Правила заполнения Листа 03 и подраздела 1.3 разд. 1 Листа 01, а также пример заполнения декларации при выплате дивидендов приведены ниже.

Заполнение Листа 03 декларации по налогу на прибыль
Раздел А Листа 03
Если вы выплачиваете дивиденды только российским организациям, то при заполнении раздела А Листа 03 укажите (п. 11.2 Порядка заполнения декларации):
1) в поле «Категория налогового агента» — «1»;
2) в поле «вид дивидендов»:
— при выплате дивидендов по итогам года — «2»;
— при выплате промежуточных дивидендов — «1»;
3) в поле «Налоговый (отчетный) период (код)» — код периода, за который начислены дивиденды. Для обозначения периода применяются те же коды, что и при заполнении титульного листа декларации;
4) в поле «Отчетный год» — год, за который начислены дивиденды;

Пример. Указание кода отчетного периода и отчетного года в разделе А Листа 03 декларации по налогу на прибыль
ООО «Сатурн», которое по налогу на прибыль платит квартальные авансовые платежи, перечислило своим участникам дивиденды:
— в октябре 2015 г. — за 9 месяцев 2015 г.;
— в марте 2016 г. — за 2015 г.
В разделе А Листа 03 надо указать:
— в декларации за 2015 г. — код периода — «33», отчетный год — «2015»;
— в декларации за I квартал 2016 г. — код периода — «34», отчетный год — «2015».

5) в строке 001 и в строке 010 — общую сумму начисленных дивидендов (величину «Д1»);
6) в строке 020 — сумму дивидендов, начисленных всем участникам-организациям;
7) в строке 021 — сумму дивидендов, облагаемых налогом на прибыль по ставке 0%;
8) в строке 022 — прочерк;
9) в строке 023 — сумму дивидендов, начисленных организациям и облагаемых налогом на прибыль по ставке 13% (Письмо ФНС от 26.02.2015 N ГД-4-3/[email protected];
10) в строке 024 — прочерк;
11) в строке 030 — сумму дивидендов, начисленных физлицам;
12) в строках 040 — 070 — прочерки;
13) в строке 080 — сумму всех полученных дивидендов. Показатель этой строки отличается от величины «Д2» тем, что в него включаются дивиденды, облагаемые по ставке 0%;
14) в строке 081 — сумму полученных дивидендов, учитываемых при расчете налога на прибыль с выплаченных дивидендов (величину «Д2»);
15) в строке 090 — разницу строк 001 и 081;
16) в строке 091 — величину, которая рассчитывается по формуле (Письмо ФНС от 26.02.2015 N ГД-4-3/[email protected]):

18) в строке 100 — произведение показателя строки 091 и ставки налога — 13%;
19) в строке 110 — сумму налога с дивидендов, указанных в строке 001 и уже выплаченных участникам в предыдущих периодах;
20) в строке 120 — сумму налога с дивидендов, указанных в строке 001 и выплаченных участникам в последнем квартале (месяце) текущего периода.

Раздел В Листа 03
Раздел В Листа 03 заполняется по каждой организации, которой начислены дивиденды, отраженные в разделе А Листа 03. Это касается и тех организаций, дивиденды которым облагаются по ставке 0%.
При заполнении раздела В Листа 03 укажите (п. 11.4 Порядка заполнения декларации):
— в поле «Тип» — «00»;
— в строке 060 — сумму дивидендов, начисленную участнику;
— в строке 070 — сумму налога, удержанную при выплате дивидендов.

Заполнение подраздела 1.3 разд. 1 Листа 01
В подразделе 1.3 разд. 1 Листа 01 укажите суммы налога с дивидендов, выплаченных в квартале (месяце), по итогам которого представляется декларация (п. 4.4 Порядка заполнения декларации).
Даже если вы платили дивиденды по нескольким решениям и составили несколько Листов 03, вам надо заполнить только один подраздел 1.3 разд. 1 Листа 01.
При его заполнении укажите (п. 4.4.1 Порядка заполнения декларации):
— в строке 010 — «1»;
— в строках 01 — 21 — даты, в которые в соответствии с НК РФ должен был быть уплачен налог с дивидендов. Налог надо уплатить не позднее дня, следующего за днем выплаты дивидендов (п. 4 ст. 287 НК РФ);
— в строках 040 — суммы налога, подлежавшие уплате в эти даты.

Пример. Заполнение декларации по налогу на прибыль при выплате дивидендов
ООО «Сатурн» представляет декларации по налогу на прибыль по итогам каждого квартала.
В 2014 г. ООО «Сатурн» были получены дивиденды в общей сумме 7 000 000 руб., в т.ч.:
— облагаемые налогом на прибыль по ставке 0% — 3 000 000 руб.;
— облагаемые налогом на прибыль по ставке 13% — 4 000 000 руб.
Эти дивиденды не учитывались при расчете налога с дивидендов, выплаченных ООО «Сатурн» в 2014 г.
Участники ООО «Сатурн» приняли решение о распределении прибыли за 2014 г. в сумме 10 000 000 руб. Дивиденды выплачены 24 марта 2015 г., налог на прибыль, удержанный при их выплате, перечислен в бюджет 25 марта.
Из общей суммы дивидендов:
— 2 000 000 руб. начислено участнику-физлицу;
— 8 000 000 руб. — участникам-организациям. Данные о налоге на прибыль с дивидендов, выплаченных организациям, приведены в таблице.

Декларация за I квартал 2015 г.
Поскольку дивиденды выплачивались только по одному решению собственников, ООО «Сатурн» включит в декларацию за I квартал один Лист 03, в котором заполнит:
— один раздел А;
— три раздела В (по одному для каждой организации-получателя дивидендов).
Кроме того, ООО «Сатурн» включит в декларацию подраздел 1.3 разд. 1 Листа 01. Декларация заполняется так (приводятся только необходимые для иллюстрации примера строки, которые заполнены по правилам для декларации, представляемой в ИФНС в бумажном виде (п. 2.3 Порядка заполнения декларации).

Декларации за полугодие, 9 месяцев и год
При заполнении этих деклараций:
— в строках 01 — 21, а также во всех строках 040 подраздела 1.3 разд. 1 Листа 01 ставятся прочерки;
— раздел А листа 03 заполняется так же, как в декларации за I квартал, за исключением строк 110 и 120, которые заполняются так:

— в строках 050, 060 и 070 разделов В Листа 03 ставятся прочерки.

Назначение платежа при оплате налога по усн

Образец заполнения платежного поручения на уплату УСН

Платежным поручением или платежка документ банку от имени владельца(клиента) расчетного счета: перевести деньги на другой счет(оплатить товар или услугу, заплатить налоги или страховые взносы, перевести деньги на счет ИП или выплата дивиденда учредителя, перевести заработную плату работникам и т.п. всё есть ниже)

Платежное поручение можно сформировать(и отправить через интернет) в интернет-банке(например, сбербанк-онлайн, альфа-клик, клиент банк). Интернет-банк не нужен мелким организациям и ИП т.к. он сложен, дорог и менее безопасен. О нем стоит подумать тем кто делает более 10 переводов в месяц или если банк очень удалён. Также платежки можно сформировать с помощью онлайн-бухгалтерии, например этой .

Где взять платежное поручение бесплатно? Как заполнить платежное поручение? Какие есть виды платежных поручений? Я выложу тут образцы заполнения платежек в Excel для 2016-2017 годов, сделанные с помощью бесплатной программы Бизнес Пак. Это шустрая и простая программа. В ней помимо платежек есть еще куча полезных документов. Рекомендую всем! Особенно полезна для малых организаций и ИП желающих сэкономить. Некоторые дополнительные функции в ней платны, но для платежных поручений она бесплатна.

Образец платежки

С 2017 года налоговые взносы можно уточнить если было правильное название банка и верный счет получателя. Остальные взносы необходимо возвращать и оплачивать заново.(подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ ).

Рассчитать все взносы и подготовить платежки можно помощью этого сервиса Месяц первый там бесплатно.

С 2017 года заплатить налоги за ИП, организацию или физ.лица может кто-то другой. Тогда реквизиты будут следующими: «ИНН» плательщика – ИНН того, за которого погашают налог; «КПП» плательщика – КПП того, за которого перечисляют налог; «Плательщик» – информацию о плательщике, который осуществляет платеж; «Назначение платежа» – ИНН и КПП плательщика, за которого платят, и того, кто платит; «Статус плательщика» – статус того лица, чья обязанность исполняется. Это 01 для организаций и 09 – для ИП.

С 6 февраля 2017 года в налоговых платежных поручениях организации Москвы и МО должны будут ставить новые реквизиты банка, в поле «Банк плательщика» нужно ставить «ГУ Банка России по ЦФО» и указывать БИК «044525000» .

Налоги, в отличии от взносов начисляют и платят с округлением до целых рублей.

Назначение платежа: Авансовый платёж по налогу УСН 2016 г.

Статус плательщика: Статус плательщика: 01 — для организаций / 09 — для ИП(если уплата своих налогов).

ИНН, КПП и ОКТМО не должны начинаться с нуля.

В поле 109(дата, ниже «резервного поля», справа) вписывают дату декларации, по которой платят налог. Но при УСН и всех фондах(ПФР, ФСС, ФОМС) ставят 0.

С 2017 года заплатить налоги за ИП, организацию или физ.лица может кто-то другой. Тогда реквизиты будут следующими: «ИНН» плательщика – ИНН того, за которого погашают налог; «КПП» плательщика – КПП того, за которого перечисляют налог; «Плательщик» – информацию о плательщике, который осуществляет платеж; «Назначение платежа» – ИНН и КПП плательщика, за которого платят, и того, кто платит; «Статус плательщика» – статус того лица, чья обязанность исполняется. Это 01 для организаций и 09 – для ИП.


Рис.Образец заполнения платежного поручения на уплату Налога на прибыль в Бизнес Пак.

Актуально на 2016-2017 года. В 2017 году КБК не меняли.

Налоговики и следователи договорились, кого можно считать «налоговыми злоумышленниками»

Следственный комитет и Налоговая служба разработали методические рекомендации по установлению фактов умышленной неуплаты налогов и формированию доказательной базы.

Отделения ПФР не вправе требовать у компаний нулевые СЗВ-М

Недавно Алтайское отделение ПФР выпустило неоднозначное информационное сообщение, касающееся правил представления СЗВ-М. В информации говорилось, что «даже в случае отсутствия работников, трудящихся по найму, работодатель все равно подает сведения, но только без указания списка застрахованных лиц».

В ПБУ «Учетная политика» внесены изменения

С 06.08.2017 года вступают в силу поправки в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций». Так, в частности, установлено, что в случае, когда федеральными стандартами не предусмотрен способ ведения бухучета по конкретному вопросу, компания может разработать свой способ.

Недобросовестным налогоплательщикам могут отказать в приеме отчетности

Хабаровские налоговики сообщили, что территориальные инспекции вправе не принимать декларации у организаций, обладающих признаками недобросовестных плательщиков.

Как давать пояснения к расчету по взносам

Если в расчете по взносам отражены необлагаемые суммы либо пониженные тарифы, то при камеральной проверке расчета ИФНС направит вам требование. В нем она запросит документы, подтверждающие обоснованность отражения таких сумм и тарифов. Ваша задача — правильно ответить на это требование.

В целях налога на прибыль дата предъявления «первички» — это дата ее составления

Расходы на приобретение работ (услуг), выполненных (оказанных) сторонними организациями, признаются в «прибыльных» целях в том периоде, в котором документально подтвержден факт выполнения этих работ (оказания услуг). Минфин напомнил, что считать датой такого документального подтверждения.

Затраты на питьевую воду для офиса можно учесть в базе по налогу на прибыль

Расходы организации на приобретение питьевой воды для сотрудников и установку кулеров относятся к затратам на обеспечение нормальных условий труда, которые, в свою очередь, учитываются в составе прочих расходов. А значит, «водные» суммы можно без проблем включить в «прибыльную» базу.

Смотрите так же:  Кузнецова галина николаевна адвокат москва

Назначение платежа по УСН за год

Обновление: 11 апреля 2017 г.

В 2017 году нужно будет уплатить налог по УСН за предыдущий год. Эту обязанность наряду с представлением соответствующей декларации организациям необходимо исполнить не позднее последнего числа первого весеннего месяца. В связи с этим у налогоплательщиков может возникнуть вопрос, какое назначение платежа по УСН за год следует отразить в платежном поручении при перечислении суммы этого налога. Рассмотрим на примерах этот вопрос для обоих облагаемых объектов: «доходы» и «доходы за минусом затрат».

Порядок уплаты УСН

Плательщик этого налога самостоятельно выбирает, из какого именно объекта им будет исчисляться налог – из выручки или из выручки за минусом затрат, перечень которых предусмотрен нормами НК РФ .

Сумма налога к уплате исчисляется плательщиком самостоятельно по итогам трех отчетных периодов и одного налогового.

В пункте 7 статьи 346.21 НК РФ отражены сроки уплаты УСН по соответствующему назначению платежа (т. е. авансов и налога).

Перечисление налога осуществляется в соответствии с кодами бюджетной классификации, приведенными в Приказе Минфина от 01.07.2013 N 65н .

Назначение платежа при уплате налога по УСН

Важно помнить, что кредитные организации исполняют поручения плательщиков с соблюдением определенного порядка.

Форма платежного поручения и его реквизиты отражены в Правилах. утвержденных Банком России 19.06.2012 (далее – Правила № 383-П).

Все реквизиты платежного поручения важны для правильной идентификации платежа кредитной организацией и корректного исполнения волеизъявления плательщика на перечисление денежных средств. Если в платежном поручении допущены неточности (в т.ч. при указании назначения платежа по налогу УСН), это может повлечь ошибочное перечисление денежных средств или неверную идентификацию платежа.

Перечень реквизитов платежки с их расшифровкой содержится в Приложении 1 к Правилам № 383-П.

Описание соответствующего реквизита содержится в п. 24 Приложения 1 .

Согласно указанному пункту в этом поле платежного поручения отражаются назначение платежа и иные необходимые сведения.

Количество знаков в этом поле не должно превышать 210 (Приложение 11 к Правилам № 383-П ). Это правило относится, в том числе, к назначению платежа по УСН в 2017 году.

Следовательно, для правильной идентификации платежа в указанном поле следует отразить, какой именно налоговый платеж (авансовый или иной) осуществляется, и период, за который он перечисляется.

Назначение платежа по объекту УСН «доходы»

Идентификация налога по применяемому плательщиком объекту обложения осуществляется не только по полю «назначение платежа», но и по коду бюджетной классификации, поэтому в поле 104 платежного поручения следует указать соответствующий КБК.

Назначению платежа по данному объекту соответствует КБК 182 1 05 01011 01 1000 110.

В поле «назначение платежа» при уплате УСН за 2016 год следует отразить следующую запись: «Налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН, доходы), за 2016 год».

Назначение платежа УСН «доходы за минусом расходов»

Как уже было указано выше, для верной идентификации платежа в платежном поручении необходимо отразить КБК. Назначению платежа по УСН «доходы минус расходы» в 2017 году соответствует КБК 182 1 05 01021 01 1000 110.

Что же касается поля платежки «назначение платежа», то в нем следует указать: «Налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН, доходы за минусом расходов), за 2016 год».

Образец платежки при УСН «доходы» за 2016-2017 годы

Уплата УСН в 2016–2017 годах

В соответствии с п. 7 ст. 346.21 НК РФ оплата авансовых платежей по УСН производится до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Оплата же окончательного упрощенного налога должна производиться в следующем году: организациями до 31 марта, ИП — до 30 апреля. При совпадении с общевыходными днями срок подлежит переносу на ближайший более поздний рабочий день.

Основные реквизиты платежного документа должны содержать следующую информацию:

  • данные о плательщике и получателе: их наименование, ИНН, КПП, сведения о банках;
  • данные, идентифицирующие налог, вид, тип, очередность платежа;
  • данные о территориальной принадлежности плательщика;
  • общую информацию о платеже: дату, номер документа, а также назначение платежа.

Таким образом, заполняя платежное поручение, необходимо указать следующее:

  • Получатель платежа: налоговый орган.
  • ИНН/КПП: соответствующие номер и код налогового органа.
  • Наименование местного органа федерального казначейства: УФК.
  • БИК: БИК банков получателя и плательщика.
  • Номер счета: номера счетов ФНС и плательщика.
  • Наименование, ИНН/КПП налогоплательщика: указываются соответствующие реквизиты организации.
  • Для ИП: Ф. И. О, адрес места жительства.
  • КБК: 182 1 05 01011 01 1000 110.
  • Статус налогоплательщика: юрлица — 01, ИП — 09.
  • Вид операции: 01.
  • Очередность платежа: 5.
  • Код УИП: 0 (при уплате налога) или код, указанный в требовании (при уплате задолженности на основании требования налогового органа).
  • ОКТМО: код территориальной принадлежности организации или ИП.
  • Основание платежа: ТП (по текущим платежам), ЗД (по задолженности), ТР (по уплате по требованию).
  • Налоговый период: квартал для авансовых платежей (КВ.01.2017; КВ.02.2017 и т. д.) или календарный год (ГД.00.2017).
  • Дата документа: 0 (для авансовых платежей и для уплаты задолженности) и 31.03.2017/30.04.2017 (для уплаты налога).
  • Назначение платежа: авансовый платеж за 1-й квартал / 2-й квартал / 3-й квартал / налог за 2017 год.

Подробнее о КБК, применяемых при УСН, читайте в статье«КБК по УСН «доходы» на 2016–2017 годы».

Сроки уплаты УСН «доходы» в 2017 году

Налог за 2016 год — не позднее:

  • для организаций — 31.03.2017;
  • ИП — 02.05.2017.

Авансовые платежи по 2017 году платятся не позже:

  • за 1-й квартал — 25.04.2017;
  • 2-й квартал — 25.07.2017;
  • 3-й квартал — 25.10.2017.

Налог за 2017 год — не позднее:

  • для организаций — 02.04.2018;
  • ИП — 30.04.2018.

Принципы заполнения платежного поручения за 2017 год те же, что и в 2016 году.

Прекращение предпринимательской деятельности не служит для ИП освобождением от уплаты налога. Подробнее об этом — в материале«Закрывшийся ИП должен заплатить все налоги».

Образец заполнения платежного поручения

В нашей статье можно увидеть образец платежного документа по налогу, оформленного ИП.

Платежное поручение, формируемое организацией, имеет такие отличия:

  • дополнительно заполняется поле КПП;
  • статус налогоплательщика меняется на 01.

О последствиях ошибок в платежном документе читайте в статье«Ошибки в платежном поручении на уплату налогов».

В 2016 и 2017 годах действуют одни и те же правила оформления платежного поручения. Некоторые различия в заполнении полей документа есть для поручений, создаваемых ИП и организациями.

Налогообложение казенных учреждений

Казенное учреждение является одним из трех типов государственных (муниципальных) учреждений, создаваемых Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальными образованиями. Правовое положение казенных учреждений и особенности функционирования установлены в ст. 161 Бюджетного кодекса РФ.

style=»display:inline-block;width:240px;height:400px»
data-ad-client=»ca-pub-4472270966127159″
data-ad-slot=»1061076221″>

Казенное учреждение представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительных документах. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Вопросы налогообложения казенных учреждений являются очень актуальными, при этом основные проблемы возникают при расчетах с бюджетом по НДС и по налогу на прибыль.

Реформирование бюджетной сферы, связанное с вступлением в силу Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ , привело к созданию трех типов государственных (муниципальных) учреждений. В действующей редакции Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) (ст. 120 в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ) установлено, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, и при этом государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.
——————————–
Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // СЗ РФ. 10.05.2010. N 19. Ст. 2291.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ.

Отметим, что в соответствии с Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ , вступающим в силу с 1 сентября 2014 г., изменяется понятие юридического лица. Так, в новой редакции понятие юридического лица (в части, имеющей отношение к казенным учреждениям) дается следующим образом:
«Статья 48. Понятие юридического лица
1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
2. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.
3. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения».
——————————–
Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Если в действующей до 1 сентября 2014 г. редакции ГК РФ было определено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом , то в новой редакции перечень некоммерческих организаций носит закрытый характер и значительно уточнен.
——————————–
Пункт 3 ст. 50 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ).

С 1 сентября 2014 г. согласно новой редакции юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в одной из относящихся к одиннадцати типам организационно-правовых форм, в их числе (пп. учреждения, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения.
При этом в соответствии с новой редакцией п. 4 ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.
В таблице 1 представлены данные о количестве действующих в Российской Федерации государственных (муниципальных) учреждений.

Государственные (муниципальные) учреждения

Тип государственного (муниципального) учреждения

——————————–
Таблица составлена авторами по данным официального сайта для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях www.bus.gov.ru по состоянию на 11.08.2014 (за исключением Крымского федерального округа).

Казенное учреждение, в соответствии со ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», также введенной Федеральным законом N 83-ФЗ, является одним из трех типов государственных (муниципальных) учреждений, создаваемых Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальными образованиями. Правовое положение казенных учреждений и особенности функционирования установлены в ст. 161 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ). Общероссийским классификатором организационно-правовых форм ОК 028-2012 казенным учреждениям присвоен код 2 09 04. Данные по казенным учреждениям в Российской Федерации представлены в таблице 2.
——————————–
Приказ Росстандарта от 16.10.2012 N 505-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора организационно-правовых форм ОК 028-2012».

КУ субъекта Федерации

Источник: составлено авторами по данным официального сайта для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (на 11.08.2014) www.bus.gov.ru.

Казенное учреждение представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Рассмотрим особенности правового положения казенных учреждений, определенные в ст. 161 БК РФ, касающиеся вопросов налогообложения:
– Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
– Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительных документах. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
– Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с БК РФ.
– Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика.
– Казенное учреждение обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с БК РФ.
– Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.
– Казенное учреждение на основании договора (соглашения) вправе передать иной организации (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.
Следует отметить, что изменения в ГК РФ, внесенные вышеуказанным Федеральным законом N 99-ФЗ, не привели к изменениям в Бюджетном кодексе в части казенных учреждений.
Согласно новой редакции ст. 56 ГК РФ юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, а ответственность казенного учреждения по своим обязательствам определяется правилами, приведенными в таблице 3.

Смотрите так же:  Что лучше дарение или купля продажи квартиры

Ответственность казенных учреждений в соответствии с ГК РФ

Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с ГК РФ.
Учреждение может быть создано Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.
Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных п. п. 4 – 6 ст. 123.22 и п. 2 ст. 123.23 ГК РФ, несет собственник соответствующего имущества.
Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем.
По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю. Компетенция коллегиальных органов учреждения, порядок их создания и принятия ими решений определяются законом и уставом учреждения

Государственное учреждение и муниципальное учреждение
1. Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
2. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
3. Государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества.
4. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества

Кроме финансирования из соответствующего бюджета согласно смете, а также осуществления, в соответствии с учредительными документами, приносящей доход деятельности, казенные учреждения могут быть получателями грантов. В современных условиях гранты, предоставляемые (как правило, в результате конкурсного отбора) для реализации конкретных проектов в области науки, культуры, образования и т.д., получили широкое распространение. В части казенных учреждений законодательство Российской Федерации не ограничивает права юридического лица на участие в конкурсе на получение гранта , и если казенное учреждение будет определено победителем конкурса, финансовое обеспечение для реализации целей, на достижение которых предоставляется грант, должно осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, установленных ст. 70 БК РФ, и на основании бюджетной сметы с учетом ограничений, предусмотренных ст. 161 БК РФ. Гранты могут быть учреждены Президентом Российской Федерации, российскими или иностранными организациями, гражданами для проведения различных программ, мероприятий, исследований, при этом порядок и условия выделения грантов регламентируются положениями, утвержденными на соответствующем уровне.
——————————–
См. Письмо Минфина России от 30.08.2013 N 02-13-09/35843.

Если казенное учреждение – победитель конкурса на получение гранта находится в ведении главного распорядителя бюджетных средств (ГРБС), являющегося организатором конкурса, данный главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает доведение соответствующих лимитов бюджетных обязательств до учреждения. Если ГРБС не является организатором конкурса, то соответствующие бюджетные ассигнования должны быть переданы в установленном бюджетным законодательством порядке от ГРБС организатора конкурса тому ГРБС, в ведении которого находится казенное учреждение, для доведения до него соответствующих лимитов бюджетных обязательств. При этом в соответствии с п. 3 ст. 217 БК РФ в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения, увеличивающие бюджетные ассигнования, предусмотренные соответствующим казенным учреждениям – получателям бюджетных средств, в объемах поступивших грантов .
——————————–
Письмо Минфина России от 16.05.2012 N 06-03-07/2.

Казенные учреждения в настоящее время являются плательщиками (а в ряде случаев и/или налоговыми агентами) налогов и сборов, установленных в ст. ст. 13 – 15 НК РФ и подразделяемых на федеральные, региональные и местные, порядок исчисления и уплаты которых регулируется нормами НК РФ.
К федеральным налогам и сборам, уплачиваемым казенными учреждениями, относятся:
– налог на добавленную стоимость;
– акцизы;
– налог на доходы физических лиц (в качестве налогового агента);
– налог на прибыль организаций;
– налог на добычу полезных ископаемых;
– водный налог;
– сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
– государственная пошлина.
К региональным налогам, плательщиками которых являются казенные учреждения, относятся:
– налог на имущество организаций;
– транспортный налог.
К местным налогам, плательщиками которых являются казенные учреждения, относят земельный налог.
Нельзя не отметить и тот факт, что казенные учреждения также являются плательщиками обязательных страховых взносов (эти платежи в настоящее время не являются налоговыми, т.е. их уплата не устанавливается НК РФ):
– на обязательное пенсионное страхование;
– на обязательное медицинское страхование;
– на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
– на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Ранее первые три из перечисленных видов страховых взносов входили в состав единого социального налога (ЕСН), начисление и уплата которого регламентировались нормами гл. 24 НК РФ .
——————————–
Глава 24 НК РФ утратила силу с 1 января 2010 г. в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

В настоящее время исчисление и уплата данных страховых взносов казенными учреждениями осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» соответственно.
В российской налоговой системе предусмотрены также специальные налоговые режимы, однако НК РФ прямо устанавливает невозможность применения некоторых из них для казенных учреждений.
Например: в части ЕСХН – пп. 4 п. 6 ст. 346.2; в части УСН – пп. 17 п. 3 ст. 346.12.
Однако в части ЕНВД НК прямо не устанавливает невозможность его применения казенными учреждениями.
К сожалению, налоговая статистика и аналитика, представленная на интернет-сайте налоговых органов, не дает возможности выявить суммы налоговых поступлений от казенных учреждений. Это связано с тем, что форма 1-НОМ рассматривает начисления и поступления налогов и сборов в разрезе основных видов экономической деятельности, а казенные учреждения, с одной стороны, можно отнести к коду 1400 «Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение», а с другой стороны, казенные учреждения оказывают услуги и выполняют работы, связанные с разными направлениями деятельности .
——————————–
На сайте www.bus.gov.ru в разделе «Аналитика по учреждениям» можно получить развернутую информацию о видах деятельности учреждений.

При этом казенные учреждения обязаны ежегодно подтверждать основной вид фактически осуществляемой деятельности , в зависимости от которого определяется риск травматизма работников и соответствующее страховое обеспечение, которое регулируется размером тарифа, зависящим от классов профессионального риска по различным видам деятельности.
——————————–
Согласно Постановлению ФАС ВСО от 30.04.2013 N А33-12934/2012 основной вид деятельности не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены общие сведения о видах экономической деятельности организации (учреждения).

Казенные учреждения осуществляют ведение бухгалтерского учета в соответствии с Планом счетов и Инструкцией по его применению , в котором для расчетов по платежам в бюджеты предусмотрен счет 0 303 00 000. На этом счете отражаются суммы налогов, взносов, начисленных учреждением в соответствии с законодательством РФ и подлежащих уплате им в качестве налогоплательщика (плательщика взносов). Также на данном счете учитываются расчеты учреждения по налогам, которые перечисляются им в бюджет в качестве налогового агента (например, НДФЛ).
——————————–
Приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (ред. от 24.12.2012).

Согласно п. 103 Инструкции N 162н учет расчетов по платежам в бюджеты ведется на следующих счетах:
0 303 01 000 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц»;
0 303 02 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;
0 303 03 000 «Расчеты по налогу на прибыль организаций»;
0 303 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»;
0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»;
0 303 06 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
0 303 07 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный ФОМС»;
0 303 08 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный ФОМС» (до 2012 г.);
0 303 09 000 «Расчеты по дополнительным страховым взносам на пенсионное страхование»;
0 303 10 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии»;
0 303 11 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии» (до 2014 г.);
0 303 12 000 «Расчеты по налогу на имущество организаций»;
0 303 13 000 «Расчеты по земельному налогу».
Казенное учреждение должно утверждать учетную политику как для целей бухгалтерского учета согласно ст. 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», так и для целей налогообложения. Применительно к казенным учреждениям вопросы, подлежащие закреплению в приказе по учетной политике в части налогообложения, рассмотрены С. Валовой .
——————————–
Валова С. Учетная политика для целей налогообложения // Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. N 1. С. 20 – 27.

Наиболее значимыми при рассмотрении вопроса о налогообложении казенных учреждений являются вопросы, связанные с НДС и налогом на прибыль. Отметим, что казенные учреждения, являющиеся работодателями, исполняют обязанности налогового агента в части НДФЛ и здесь никаких специфических особенностей не существует. Особенности обложения налогом на добавленную стоимость установлены в гл. 21 НК РФ. При этом применительно к казенным учреждениям в ст. 143 НК РФ не сказано, что казенные учреждения не являются плательщиками НДС, однако в соответствии с пп. 4.1 п. 2 ст. 146 не признается объектом налогообложения выполнение казенными учреждениями работ (оказание услуг). Согласно позиции Пленума ВАС РФ, высказанной в Постановлении от 30.05.2014 N 33 , государственные и муниципальные учреждения могут являться плательщиками НДС по совершаемым финансово-хозяйственным операциям, если они действуют в собственных интересах в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов, а не реализуют публично-правовые функции соответствующего публично-правового образования и не выступают от его имени в гражданских правоотношениях в порядке, предусмотренном ст. 125 ГК РФ.
——————————–
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» (размещено на сайте ВАС РФ 24.06.2014).

В том случае, когда казенное учреждение получает от контрагента доходы в виде неустойки (штрафа, пени) за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по государственному (муниципальному) контракту, эти доходы не включаются в налоговую базу по НДС (они не поименованы в перечне операций, признаваемых объектом обложения НДС, который определен в п. 1 ст. 146 НК РФ).
Казенные учреждения являются плательщиками НДС в случае реализации объектов основных средств. При этом согласно п. 3 ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации объекта, в стоимости которого был учтен НДС, определяется как разница между продажной (рыночной) ценой с учетом налога и остаточной стоимостью и к данной налоговой базе применяется расчетная ставка 18/118 в соответствии с п. 4 ст. 164 НК РФ.
Плательщиком НДС казенное учреждение будет и в случае выдачи трудовой книжки работнику, который заключает трудовой договор впервые . В случае увольнения сотрудника казенного учреждения и удержания из заработной платы компенсации за стоимость спецодежды М. Алексеева отмечает неоднозначность позиций Минфина России (компенсация подлежит обложению НДС) и судебных органов (компенсация не подлежит обложению НДС) .
——————————–
См. Письмо Минфина России от 16.08.2013 N 03-03-05/33508.
Алексеева М. Вопрос-ответ // Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. N 2. С. 75 – 76.

Если казенное учреждение осуществляет операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в части НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ, необходимо вести раздельный учет таких операций (п. 4 ст. 149 НК РФ).
В соответствии с абз. 1 п. 5 ст. 174, п. 3 ст. 80 НК РФ с 1 января 2014 г. казенные учреждения – плательщики НДС обязаны представлять декларации по налогу на добавленную стоимость только в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота . При этом казенные учреждения, являющиеся плательщиками НДС, должны вести в соответствии с п. 3 ст. 160 НК РФ в общеустановленном порядке журналы полученных и выставленных счетов-фактур, а также книгу покупок и книгу продаж, правила ведения которых установлены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137. Однако с 1 января 2015 г. казенные учреждения – налогоплательщики не будут обязаны вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур в соответствии с пп. «а» п. 4 ст. 1, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 20.04.2014 N 81-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
——————————–
См. Письмо Минфина России от 08.10.2013 N 03-07-15/41875, Информацию ФНС России «О представлении декларации по НДС в электронной форме», Письмо ФНС России от 18.02.2014 N ГД-4-3/2712.

Смотрите так же:  Лицензия для антивируса mcafee

Налогообложение прибыли организаций, в том числе и казенных учреждений, осуществляется в соответствии с положениями гл. 25 НК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 247 прибылью признается превышение суммы полученных доходов над величиной произведенных расходов, которые определяются по правилам гл. 25 НК РФ.
В части налога на прибыль перечень доходов, не учитываемых для целей налогообложения прибыли организаций, установлен ст. 251 НК РФ. На основании пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ к таким доходам отнесены доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций. В целях налогообложения прибыли доходы, полученные казенными учреждениями от оказания государственных (муниципальных) услуг, от исполнения государственных (муниципальных) функций, а также расходы, связанные с их оказанием (исполнением), не учитываются при определении налоговой базы согласно пп. 33.1 п. 1 ст. 251 и п. 48.11 ст. 270 НК РФ .
——————————–
См. Письма Минфина России от 02.08.2012 N 02-03-09/3040, от 30.01.2013 N 03-03-05/1758, от 30.01.2013 N 03-03-06/4/1760, от 12.08.2013 N 03-03-06/4/32634, от 12.08.2013 N 03-03-06/4/32650, от 20.05.2014 N 03-03-06/4/23877.

Казенным учреждениям предоставлено право осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено в учредительном документе и закреплено в уставе. С 1 января 2012 г. доходы, полученные казенными учреждениями от приносящей доход деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 3 ст. 161 БК РФ, абз. 2 п. 4 ст. 298 ГК РФ, ч. 7, 8 ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ). При этом казенное учреждение действует не от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а только от своего имени, заключая не государственный (муниципальный) контракт, а гражданско-правовой договор.
Доходы казенных учреждений от приносящей доход деятельности, получаемые казенными учреждениями, включая внереализационные доходы, облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 247, п. 1 ст. 248 НК РФ). При этом расходы, фактически осуществленные учреждениями в связи с ведением коммерческой деятельности, не учитываются в целях налогообложения прибыли в соответствии с абз. 3 пп. 14 п. 1 ст. 251, п. 1 ст. 252 НК РФ .
——————————–
См. также Письмо Минфина России от 27.05.2013 N 03-03-06/4/18915.

В случае получения казенными учреждениями средств в виде неустойки (штрафа, пени), полученных от поставщиков (исполнителей, подрядчиков) за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств, предусмотренных государственным (муниципальным) контрактом, данные средства признаются доходами соответствующего публично-правового образования и не учитываются в составе налогооблагаемых доходов, т.к. РФ и иные публично-правовые образования не являются плательщиками налога на прибыль на основании ст. 246 НК РФ. Соответственно, такие средства не учитываются у казенного учреждения (государственного (муниципального) заказчика) при формировании базы по налогу на прибыль .
——————————–
См. Письма Минфина России от 28.08.2013 N 03-03-06/4/35325, от 27.02.2013 N 03-03-06/4/5745, от 09.07.2012 N 03-03-06/4/70, от 05.12.2012 N 03-03-06/4/112.

Казенные учреждения могут получать денежные средства или имущество в виде пожертвований. При этом в соответствии со ст. 582 ГК РФ, а также п. 2 ст. 251 НК РФ при получении имущества в виде пожертвований должен быть обеспечен раздельный учет. При соблюдении условий, перечисленных в п. 2 ст. 251 НК РФ, пожертвования не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций , однако при заполнении декларации по налогу на прибыль необходимо заполнить лист 07 .
——————————–
См. Письмо Минфина России от 14.12.2012 N 03-03-06/4/115.
См. разъяснения УФНС России по г. Москве, представленные в Письме от 03.09.2012 N 16-15/[email protected]

В соответствии с положениями ст. 41 БК РФ пожертвования от физических и юридических лиц являются доходами соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и если казенное учреждение получило пожертвование от юридического или физического лица в виде денежных средств, то они подлежат перечислению в бюджет, а в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения без внесения изменений в закон (решение) о бюджете. Соответственно, на сумму денежных поступлений могут быть увеличены лимиты бюджетных обязательств, доводимые до казенного учреждения .
——————————–
См. Письмо Минфина России от 17.05.2011 N 02-03-09/2016.

Нередко казенные учреждения списывают объекты основных средств. В целях налогообложения прибыли при списании объектов основных средств стоимость материалов, полученных при демонтаже объектов, признается внереализационным доходом учреждения (п. 13 ст. 250 НК РФ).
При реализации лома черных и цветных металлов обязанности по уплате НДС у казенных учреждений не возникает на основании пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, однако в части налога на прибыль в силу п. 1 ст. 249 НК РФ выручка, полученная от продажи металлолома, в целях налогообложения прибыли признается доходом, полученным от реализации. Однако согласно пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ доход, полученный от продажи материальных запасов (в частности, металлолома), учреждение вправе уменьшить на стоимость реализованного, определенную в порядке, установленном абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ.
В случае выявления казенным учреждением излишков материально-производственных запасов и прочего имущества в результате инвентаризации доходы в размере рыночной стоимости имущества подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов . Это касается и выявленных в ходе инвентаризации излишков денежных средств в кассе казенного учреждения. При этом доходы, полученные казенным учреждением от выявленных излишков, относятся на статью 180 «Прочие доходы» КОСГУ .
——————————–
См. Письмо Минфина России от 14.02.2012 N 03-03-05/11.
Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденные Приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н.

Мы не рассматривали полный перечень доходов, получив которые казенные учреждения обязаны уплатить налог на прибыль. В частности, Т.В. Липкина выделяет 13 видов таких доходов .
——————————–
Липкина Т. Налоговый учет казенных учреждений // Налоговый учет для бухгалтера. 2013. N 12. С. 11 – 15.

Государственная пошлина является федеральным сбором. Казенные учреждения освобождаются от уплаты госпошлины только за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в своих наименованиях (пп. 1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ). Иных льгот в отношении казенных учреждений НК РФ не предусмотрено.
Транспортный налог является региональным налогом, и согласно ст. 356 НК РФ законодательной власти субъектов РФ предоставлено право предусматривать налоговые льготы и основания для них при установлении транспортного налога . Специальных льгот для казенных учреждений по уплате транспортного налога не установлено. Согласно ч. 1 ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ. Перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения по транспортному налогу, приведен в п. 2 ст. 358 НК РФ.
——————————–
См. разъяснения Минфина России, представленные в Письме от 21.04.2009 N 03-05-04-01/16.

Казенное учреждение обязано начислять транспортный налог с момента регистрации транспортного средства. В соответствии с п. 3 ст. 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства или снятия его с учета в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) осуществляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное ТС было зарегистрировано у налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
При этом месяц регистрации ТС, а также месяц снятия его с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с учета автотранспорта в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц . Важно учитывать, что если автомобиль находится длительное время на ремонте и не эксплуатируется, то казенное учреждение не освобождается от начисления и уплаты транспортного налога . Однако если транспортное средство числится в угоне и данный факт соответствующим образом задокументирован, на период его розыска казенное учреждение освобождается от уплаты транспортного налога (при представлении в налоговый орган документа, подтверждающего факт кражи (угона) в соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ.
——————————–
См. Письмо Минфина России от 19.08.2013 N 03-05-06-04/33827.
См. Письмо Минфина России от 18.02.2009 N 03-05-05-04/01.

Налог на имущество организаций является региональным налогом. Специальных льгот для казенных учреждений по уплате налога на имущество не установлено. Однако имеются льготы в перечне, установленном в ст. 381, которые могут быть применены к казенным учреждениям. Следует учитывать, что 1 января 2013 г. вновь приобретенные транспортные средства, являющиеся движимым имуществом казенного учреждения, в силу пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ не признаются объектом обложения налогом на имущество (ранее автотранспорт включался в расчет среднегодовой стоимости имущества и базу для расчета налога на имущество).
Земельный налог является местным налогом и порядок его исчисления и уплаты регулируется нормами гл. 31 «Земельный налог» НК РФ и принятыми в соответствии с ней нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (п. 1 ст. 387 НК РФ).
Плательщиками земельного налога признаются учреждения, которые обладают земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 388 НК РФ). Если у учреждения земельные участки находятся на праве безвозмездного срочного пользования или на праве аренды, то оно, согласно п. 2 ст. 388 НК РФ, не является плательщиком земельного налога.
В данной статье мы не рассматривали налоги и сборы, уплачиваемые казенными учреждениями в связи с осуществлением специфических видов деятельности.
Соглашаясь с мнением Л.С. Смирновой о несправедливости отсутствия возможности у казенных учреждений уменьшать доходы на величину расходов при налогообложении прибыли, считаем целесообразным исключить из перечней плательщиков налогов и сборов казенные учреждения.
——————————–
Смирнова Л.С. Комментарий к Письму Минфина России от 12.08.2013 N 03-03-06/4/32634 [Об уплате налога на прибыль казенными учреждениями при ведении деятельности, не являющейся госуслугой] // Нормативные акты для бухгалтера. 2013. N 18. С. 15.

Это обосновывается тем, что финансирование казенных учреждений осуществляется на основе сметы, все доходы казенных учреждений являются доходами соответствующего бюджета, соответственно, при налогообложении доходов и имущества происходит фактически «перекладывание средств из одного кармана в другой». Так, федеральные казенные учреждения будут уплачивать налоги на имущество и транспортный налог в региональный бюджет, земельный налог в местный бюджет и налог на прибыль в соответствии с установленным распределением. Таким образом, налоговые расходы казенных учреждений формируют налоговые доходы того же бюджета или бюджетов другого уровня. Исключение казенных учреждений из состава налогоплательщиков приведет к тому, что у казенных учреждений не будет обязанности вести налоговый учет и подавать налоговую декларацию. При этом существенно снизится и трудоемкость ведения бухгалтерского учета в казенных учреждениях, а также объем работ по операциям, связанным с санкционированием расходов, лимитами бюджетных обязательств, снизится нагрузка на органы Федерального казначейства и налоговые органы.
Бухгалтерский учет и налогообложение должны быть эффективными, но при этом разумными и экономными. Денежные средства, получаемые бюджетами разных уровней как налоговые доходы от казенных учреждений, на наш взгляд, не покрывают затрат на их учет и администрирование. Однако для этого необходимо провести детальный анализ налоговых доходов, поступающих в бюджеты всех уровней от казенных учреждений.

Ю.П.Никольская
Кандидат экономических наук,
доцент,
профессор
кафедры бухгалтерского учета и аудита
Московского университета МВД России

А.А.Спиридонов
Доцент,
заведующий кафедрой
бухгалтерского учета,
экономического анализа
и оценки собственности
Федерального автономного образовательного
учреждения дополнительного образования
«Государственная академия строительства
и жилищно-коммунального комплекса»

Похожие публикации:

  • Бухгалтерская отчетность баланс форма Бухгалтерская отчетность: бланки lori-0001745086-bigwww_1.jpg Похожие публикации Как составляется бухгалтерский баланс 2016 (скачать бланк Word по актуальной форме можно ниже)? Важная часть работы каждого бухгалтера – это […]
  • Транспортный налог в беларуси 2019 льготы КБК для уплаты пени по НДС на 2019 год КБК для уплаты НДС для юридических лиц в 2019 году Коды бюджетной классификации используются для структурирования доходов, расходов и источников пополнения дефицита государственного бюджета. […]
  • Образец приказа о проведении обучения по охране труда рабочего персонала ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ ПРИКАЗА об обучении и проверке знаний по охране труда работников в организации Автор: admin. 18 Сен 2009 в 19:42 ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ ПРИКАЗА об обучении и проверке знаний по охране труда работников в организации. « […]
  • Как исчисляется госпошлина в суд Калькулятор расчета госпошлины Предназначен для расчета суммы государственной пошлины, которую необходимо оплатить при подаче искового или иного заявления в суд общей юрисдикции или арбитражный суд, а также для ознакомления с суммами […]
  • Налог на землю в одинцовском районе московской области Об установлении земельного налога на территории городского поселения Голицыно Одинцовского муниципального района Московской области" Об установлении земельного налога на территории городского поселения Голицыно Одинцовского […]
  • Заявление эцп фсзн Сертификат ЭЦП в Фонде соцзащиты: еще можно получить бесплатно Сертификаты электронной цифровой подписи еще 3 месяца будет выдавать ФСЗН. Услуга остается бесплатной, но изменились некоторые требования к заявителям. Особенности этого […]