Решение суда о понуждении заключить договор

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 22 сентября 2014 г. № 306-ЭС14-63 Оставляя без изменения судебные акты о взыскании с муниципального образования задолженности по оплате расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома и за коммунальные услуги, суд указал, что незаключение собственниками помещений многоквартирных жилых домов договоров с управляющей организацией не освобождает их от исполнения обязанностей по внесению платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также платы за коммунальные услуги

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Кирейковой Г.Г.,

судей Самуйлова С.В. и Шилохвоста О.Ю.

рассмотрела 22.09.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья «Новороссийское» на решение Арбитражного суда Астраханской области от 02.09.2013, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2013 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25.03.2014 по делу N А06-3264/2013 и материалы названного дела по иску товарищества собственников жилья «Новороссийское» к администрации города Астрахани о взыскании 56955 руб. 13 коп. платы за жилые помещения и коммунальные услуги; об обязании ответчика заключить договор на техническое обслуживание и предоставление коммунальных услуг; о возложении на ответчика обязанности вносить обязательные платежи ежемесячно до 10-го числа.

В судебном заседании приняли участие представители:

от финансово-казначейского управления администрации г. Астрахани — Абрамян Р.Т. (доверенность от 09.01.2014 N 03-01/3).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кирейковой Г.Г., объяснения представителя финансово-казначейского управления администрации г. Астрахани, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации установила:

товарищество собственников жилья «Новороссийское» (г. Астрахань; далее — товарищество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к администрации города Астрахани (г. Астрахань; далее — администрация) о взыскании 56955 руб. 13 коп. платы за жилые помещения и коммунальные услуги; об обязании ответчика заключить договор на техническое обслуживание и предоставление коммунальных услуг; о возложении на ответчика обязанности вносить обязательные платежи ежемесячно до 10-го числа.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Ленинского района г. Астрахани, жилищное управление администрации г. Астрахани, финансово-казначейское управление администрации г. Астрахани, Закалюкин Михаил Петрович, Казаркина Оксана Владимировна, Котельников Николай Алексеевич.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 02.09.2013 (судья Богатыренко С.В.) исковые требования частично удовлетворены: с муниципального образования «Город Астрахань» в лице администрации за счет средств казны муниципального образования в пользу товарищества взыскано 56 955 руб. 13 коп. задолженности по оплате расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома и коммунальные услуги. В удовлетворении остальной части иска отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2013 (судьи Клочкова Н.А., Лыткина О.В., Телегина Т.Н.) решение суда первой инстанции изменено; с муниципального образования «Город Астрахань» в лице администрации за счет средств казны муниципального образовании в пользу товарищества взыскано 21736 руб. 43 коп. задолженности по оплате расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома и коммунальные услуги. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 25.03.2014 (судьи Федорова Т.Н., Филимонов С.А., Хайбулов А.А.) оставил без изменения постановление апелляционной инстанции.

В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора, поданном в порядке, действовавшем до образования Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», товарищество, ссылаясь на нарушение судами положений Жилищного кодекса Российской Федерации, которое привело к принятию незаконных судебных актов, просит решение (в части) и постановления отменить.

Поскольку переходный период формирования Верховного Суда Российской Федерации завершен 05.08.2014, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28.06.2014 N 186-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Кирейковой Г.Г. от 20.08.2014 кассационная жалоба товарищества с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

В судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации представитель финансово-казначейского управления администрации г. Астрахани против удовлетворения жалобы возражал.

Другие лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, объяснения представителя финансово-казначейского управления администрации г. Астрахани, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Судами установлено, что квартиры N 12, 30 и 52 по адресу: г. Астрахань, ул. Новороссийская, д. 6, на основании распоряжения Правительства Астраханской области от 05.07.2010 N 271-Пр переданы из государственной собственности Астраханской области в муниципальную собственность муниципального образования «Город Астрахань».

Передаточный акт, с которым в соответствии с названным распоряжением связано возникновение права муниципальной собственности на указанные квартиры, подписан 16.07.2010.

Квартиры 12, 30 и 52 предоставлены семьям по договорам социального найма жилого помещения.

Впоследствии квартира N 30 передана безвозмездно в собственность нанимателю и членам его семьи в порядке приватизации.

Требования товарищества заключаются во взыскании оплаты за содержание, текущий ремонт общего имущества и коммунальные услуги:

— по квартире 12 за период с июля 2011 года по апрель 2013 года в сумме 36344 руб. 72 коп., из них за содержание общего имущества 14896 руб. 66 коп., за вывоз твердых бытовых отходов 6944 руб. 20 коп. и за электроснабжение 14503 руб. 86 коп.;

— по квартире 30 за период с июля 2011 года по 21 августа 2012 года в сумме 7144 руб. 95 коп. за содержание общего имущества;

— по квартире 52 за период с июля 2011 года по 04.03.2013 в сумме 13465 руб. 46 коп. за содержание общего имущества.

При этом задолженность по квартирам 30 и 52 истец просит взыскать за период до заселения нанимателями этих квартир.

Поскольку требования товарищества к собственнику указанных жилых помещений о погашении задолженности последним отклонены, истец обратился в арбитражный суд с иском о ее взыскании.

Кроме того, товарищество просит обязать администрацию заключить договор на техническое обслуживание и предоставление коммунальных услуг и возложить на ответчика обязанность вносить ежемесячно до 10-го числа обязательные платежи.

Полностью удовлетворяя иск в части взыскания задолженности, суд первой инстанции исходил из положений статей 210, 249, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), статьи 39 и части 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ).

Согласно последней норме не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 названного Кодекса.

Изменяя решение суда первой инстанции в части взыскания с ответчика 56955 руб. 13 коп. задолженности и взыскивая 21736 руб. 43 коп., апелляционная инстанция исходила из обязанности нанимателей вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи непосредственно управляющей организации, предусмотренной частью 4 статьи 155 ЖК РФ.

Арбитражный суд округа поддержал этот вывод суда апелляционной инстанции.

Поскольку апелляционная инстанция изменила решение суда первой инстанции, судебной коллегией проверяется законность постановлений, принятых судами апелляционной и кассационной инстанций.

У Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется оснований не согласиться с судами апелляционной и кассационной инстанций исходя из следующего.

Статьей 155 ЖК РФ регламентируется внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в зависимости от статуса лица, пользующего помещением, выбранного способа управления и вида платы.

Согласно части 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 названной статьи. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

По мнению товарищества, поскольку собственники жилых помещений многоквартирного дома выбрали иной способ управления — товариществом собственников жилья, оснований для применения в настоящем случае части 4 статьи 155 ЖК РФ у судов апелляционной и кассационной инстанций не имелось.

Между тем неприменение этой нормы в отношении нанимателей жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется товариществом собственников жилья, создает ничем не обусловленные различия в правах и обязанностях нанимателей и наймодателей с одной стороны, и организаций, занимающихся управлением, — с другой в зависимости от выбранного способа управления.

Объем прав и обязанностей нанимателей и наймодателей, предусмотренный главой 8 ЖК РФ, не поставлен в зависимость от выбранного собственниками способа управления многоквартирным жилым домом.

Отсутствие в части 6 статьи 155 ЖК РФ указания на нанимателей жилых помещений по договору социального найма и по договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме как на субъектов, обязанных вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги товариществу собственников жилья, не исключает этой обязанности, основанной на части 4 статьи 155 Кодекса.

В силу положений части 4 статьи 155 ЖК РФ ответственность наймодателя по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме заключается в обязанности уплатить разницу в размере вносимой нанимателем жилого помещения платы, и платы, установленной договором управления. Из материалов дела не следует, что заявленные товариществом требования составляют такую разницу. Более того, в исковом заявлении указано на задолженность нанимателя одной из квартир по внесению платежей.

Таким образом, выводы судов апелляционной и кассационной инстанций в части взыскания задолженности являются правомерными.

Судами также правомерно отказано товариществу в обязании ответчика заключить договор на техническое обслуживание и предоставление коммунальных услуг и о возложении на ответчика обязанности вносить обязательные платежи ежемесячно до 10-го числа.

Как следует из части 1 статьи 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В соответствии с частью 4 статьи 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Из положений Жилищного кодекса Российской Федерации не следует, что на наймодателя по договору социального найма и по договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме возлагается обязанность заключить с управляющей организацией (товариществом собственников жилья) договор на техническое обслуживание и предоставление коммунальных услуг.

Положения пункта 4 части 2 статьи 65 ЖК РФ возлагают такие обязанности на наймодателя перед нанимателем, но не перед исполнителем коммунальных услуг.

Напротив, положениями статьи 161 ЖК РФ обязанность заключить соответствующие договоры, обеспечивающие исполнение договора управления, благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, возлагается на управляющую организацию.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, а также Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, на пункты 16 и 12 которых ссылается товарищество, не относятся к законам. Более того, из их содержания в контексте с иными положениями этих нормативных актов не следует безусловная обязанность собственников жилых помещений, к которым относится и ответчик, заключить требуемый истцом договор.

Незаключение собственниками помещений многоквартирных жилых домов договоров с управляющей организацией не освобождает их от исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством либо решениями общего собрания собственников помещений (если законодательством общее собрание наделено правом устанавливать такие условия).

При изложенных обстоятельствах обжалуемые судебные акты не подлежат отмене.

Руководствуясь статьями 291.13-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации определила:

постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2013 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25.03.2014 по делу N А06-3264/2013 Арбитражного суда Астраханской области оставить без изменения, а кассационную жалобу товарищества собственников жилья «Новороссийское» — без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Решение суда о понуждении заключить договор

По смыслу статьи 37Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Закон 44-ФЗ) участник закупки, с которым заключается договор и предложивший цену контракта на 25 и более процентов ниже НМЦК, должен выполнить требования антидемпинговых мер при заключении контракта.

Законодатель установил три случая:

1) НМЦК составляет более 15 миллионов рублей

2) НМЦК составляет менее 15 миллионов рублей

3) Предметом контракта, для заключения которого проводится конкурс или аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо).

1) В случае, если НМЦК составляет более 15 миллионов рублей, контракт заключается только после предоставления обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Смотрите так же:  Нотариус государственный на дом

2) В случае, если НМЦК составляет менее 15 миллионов рублей, контракт заключается только после предоставления обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса) или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки.

Законодатель установил, что информацией, подтверждающей добросовестность участника закупки в указанных случаях, является информация, содержащаяся в реестре контрактов, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт.

3) В случае, если предметом контракта, для заключения которого проводится конкурс или аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения, участник закупки, предложивший цену контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже НМЦК, обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене.

По смыслу ч. 5, 6, 10 ст. 37 Закона 44-ФЗ при невыполнении вышеуказанных требований в виде представления обеспечения исполнения контракта в полуторном размере, в случае представления обеспечения исполнения контракта менее полуторного размера и отсутствия информации, подтверждающей добросовестность участника, а также в случае непредставления обоснования предлагаемой цены контракта при поставке товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения участник закупки считается уклонившемся от заключения контракта.

В данном случае оформляется протокол, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

В соответствии с ч. 2 статьи 104 Закона 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов.

Где можно найти образец искового заявления в ФАС на внесение в реестр недобросовестных поставщиков? После суда.

Геннадий Константинович Круглов

Похожие вопросы в области Другие вопросы

1 ответ. Москва Просмотрен 677 раз. Задан 2012-05-04 10:02:23 +0400 в тематике «Другие вопросы» Как добавить поставщика в Реестр Недобросовестных поставщиков? Какой порядок действий? Как это можно сделать? — Как добавить поставщика в Реестр Недобросовестных поставщиков? Какой порядок действий? Как это можно сделать. далее

1 ответ. Москва Просмотрен 553 раза. Задан 2011-05-13 10:26:53 +0400 в тематике «Другие вопросы» Можно в судебном. порядке включить в реестр недобросовестных. поставщиков, оргию уклонившуюся от заключения гос. контракта — Можно в судебном. порядке включить в реестр недобросовестных. поставщиков, оргию уклонившуюся от заключения гос. контракта. далее

1 ответ. Москва Просмотрен 191 раз. Задан 2011-05-31 10:23:39 +0400 в тематике «Гражданское право» Как выйти из положения, чтоб не попасть в реестр недобросовестных поставщиков? — Как выйти из положения, чтоб не попасть в реестр недобросовестных поставщиков. далее

1 ответ. Москва Просмотрен 154 раза. Задан 2012-09-05 12:10:08 +0400 в тематике «Гражданское право» Выиграла аукцион на поставку для гос. учреждения, контракт еще не заключила, поставку осуществить не могу.что делать? — Выиграла аукцион на поставку для гос. учреждения, контракт еще не заключила, поставку осуществить не могу.что делать. далее1 ответ. Москва Просмотрен 113 раз. Задан 2011-05-11 19:32:25 +0400 в тематике «Гражданское право»

1 ответ. Москва Просмотрен 104 раза. Задан 2010-06-29 12:32:27 +0400 в тематике «Гражданско-процессуальное право» Каковы основания для внесения в список недобросовестных поставщиков? — Каковы основания для внесения в список недобросовестных поставщиков. далее

1 ответ. Москва Просмотрен 316 раз. Задан 2011-10-22 10:10:17 +0400 в тематике «Гражданское право» Где найти образец искового заявления на управляющую компанию? — Где найти образец искового заявления на управляющую компанию. далее

1 ответ. Москва Просмотрен 520 раз. Задан 2011-11-30 11:49:54 +0400 в тематике «Другие вопросы» Где взять образец искового заявления для суда? — Где взять образец искового заявления для суда. далее

1 ответ. Москва Просмотрен 70 раз. Задан 2013-01-11 08:46:31 +0400 в тематике «Другие вопросы» Подскажите,где можно посмотреть образец искового заявления в суд? — Подскажите,где можно посмотреть образец искового заявления в суд. далее1 ответ. Москва Просмотрен 168 раз. Задан 2012-06-22 12:10:16 +0400 в тематике «Гражданское право»

1 ответ. Москва Просмотрен 576 раз. Задан 2012-01-21 11:39:27 +0400 в тематике «Гражданское право» Иск на приставов — Иск на приставов. далее

1 ответ. Москва Просмотрен 215 раз. Задан 2012-09-18 09:16:56 +0400 в тематике «Гражданское право» Срочно нужен совет. кто нибудь имеет понятия об электронных площадках. — Срочно нужен совет. кто нибудь имеет понятия об электронных площадках. далее

1 ответ. Москва Просмотрен 48 раз. Задан 2010-06-05 21:16:57 +0400 в тематике «Другие вопросы» Где найти образец искового заявления о признании права собственности — Где найти образец искового заявления о признании права собственности. далее

1 ответ. Москва Просмотрен 208 раз. Задан 2011-08-15 18:20:18 +0400 в тематике «Земельное право, ресурсы» Где можно найти образец искового заявления об удовлетворении требований кредитора при ликвидации юр.лица — Где можно найти образец искового заявления об удовлетворении требований кредитора при ликвидации юр.лица. далее1 ответ. Москва Просмотрен 480 раз. Задан 2011-12-11 15:43:58 +0400 в тематике «Кредиты»

1 ответ. Москва Просмотрен 188 раз. Задан 2012-04-09 13:57:23 +0400 в тематике «Другие вопросы» Где найти образец искового заявления в суд о разделе лиц.счета между жильцами квартиры для УК ЖКх — Где найти образец искового заявления в суд о разделе лиц.счета между жильцами квартиры для УК ЖКх. далее

1 ответ. Москва Просмотрен 87 раз. Задан 2012-10-18 07:53:54 +0400 в тематике «Другие вопросы» Граждане юристы вопрос внутри, а то соответствующего раздела нет тут — Граждане юристы вопрос внутри, а то соответствующего раздела нет тут. далее

1 ответ. Москва Просмотрен 50 раз. Задан 2012-05-23 11:05:42 +0400 в тематике «Гражданское право» Помогите пожалуйста найти образец искового заявления в суд — Помогите пожалуйста найти образец искового заявления в суд. далее

1 ответ. Москва Просмотрен 456 раз. Задан 2011-08-20 13:58:58 +0400 в тематике «Пенсии и социальная защита» Нужна юридическая консультация — Нужна юридическая консультация. далее

1 ответ. Москва Просмотрен 96 раз. Задан 2012-11-09 09:54:32 +0400 в тематике «Гражданское право» Подскажите где можно посмотреть образец заявления в суд — Подскажите где можно посмотреть образец заявления в суд. далее

1 ответ. Москва Просмотрен 134 раза. Задан 2011-04-06 10:44:41 +0400 в тематике «Другие вопросы» Здравствуйте! Подскажите пожалуйста. — Здравствуйте! Подскажите пожалуйста. далее

1 ответ. Москва Просмотрен 99 раз. Задан 2011-06-25 10:38:43 +0400 в тематике «Гражданское право» Подскажите пожалуйста,где можно посмотреть образец искового заявления — Подскажите пожалуйста,где можно посмотреть образец искового заявления. далее

1 ответ. Москва Просмотрен 250 раз. Задан 2012-04-11 15:11:17 +0400 в тематике «Недвижимость» Неверно рассчитана льготная пенсия (работа в полевых условиях крайнего севера). — Неверно рассчитана льготная пенсия (работа в полевых условиях крайнего севера). далее

1 ответ. Москва Просмотрен 269 раз. Задан 2012-07-16 16:31:20 +0400 в тематике «Трудовое право» Образец искового заявления на приватизацию жилого дома в сельской местности — Образец искового заявления на приватизацию жилого дома в сельской местности. далее

1 ответ. Москва Просмотрен 319 раз. Задан 2011-05-02 11:05:34 +0400 в тематике «Другие вопросы» Образец искового заявления в суд на узаконивание гаражного бокса — Образец искового заявления в суд на узаконивание гаражного бокса. далее

1 ответ. Москва Просмотрен 476 раз. Задан 2013-01-16 10:27:08 +0400 в тематике «Другие вопросы» Подскажите, где можно найти образец искового заявления о лишении родительских прав, чтоб там уже фамилии были? — Подскажите, где можно найти образец искового заявления о лишении родительских прав, чтоб там уже фамилии были. далее

1 ответ. Москва Просмотрен 117 раз. Задан 2011-06-14 11:38:26 +0400 в тематике «Семейное право» Срочно нужен образец искового заявления о выписке бывшего мужа,помогите найти в суде говорят ищите на сайтах — Срочно нужен образец искового заявления о выписке бывшего мужа,помогите найти в суде говорят ищите на сайтах. далее

1 ответ. Москва Просмотрен 558 раз. Задан 2012-04-17 13:18:20 +0400 в тематике «Другие вопросы» Образец искового заявления — Образец искового заявления. далее

1 ответ. Москва Просмотрен 110 раз. Задан 2011-04-20 12:51:42 +0400 в тематике «Трудовое право»

Письмо ФАС России О направлении разъяснений по вопросам включения сведений об участниках размещения заказа в реестр недобросовестных поставщиков и.

21 декабря 2012, 15:08

О направлении разъяснений по вопросам включения сведений об участниках размещения заказа в реестр недобросовестных поставщиков и порядка оплаты по контрактам при неисполнении или ненадлежащем исполнении поставщиком обязательств.

Во исполнение пунктов 1 и 3 Плана оказания методической помощи территориальным органам в 2012 году ФАС России направляет для использования в работе разъяснения, касающееся рассмотрения дел о включении поставщиков в реестр недобросовестных поставщиков, а также порядка оплаты по контрактам при неисполнении или ненадлежащем исполнении поставщиком обязательств.

1. При рассмотрении дел территориальными органами о включении сведений в отношении участников размещения заказа, уклонившихся от заключения контракта, а также в отношении поставщиков (исполнителей, подрядчиков), с которыми контракты по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими контрактов, в реестр недобросовестных поставщиков ФАС России сообщает следующее.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 № 292 Об утверждении Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков и приказом ФАС России от 27.08.2007 № 267 О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках для включения сведений в отношении участника размещения заказа, уклонившегося от заключения контракта, Комиссией по контролю в сфере размещения заказов ФАС России или территориальных органов ФАС России (далее — Комиссия по контролю в сфере размещения заказов) при направлении заказчиком, уполномоченным органом указанных сведений в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется проверка фактов уклонения участников размещения заказа от заключения контрактов.

При этом в случае направления заказчиком, уполномоченным органом сведений в отношении участника размещения заказа, уклонившегося от заключения контракта, для включения указанных сведений в реестр недобросовестных поставщиков, Комиссия по контролю в сфере размещения заказов в соответствии с частью 8 статьи 19 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее — Закон о размещении заказов) обязана осуществлять внеплановую проверку соблюдения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, в том числе проверку факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта.

ФАС России обращает внимание, что проверка фактов уклонения участников размещения заказа от заключения контрактов не проводится исключительно в случае расторжения контракта в судебном порядке в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий контракта.

В указанном случае, сведения о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми контракты расторгнуты в связи с существенным нарушением ими условий контракта, включаются в Реестр на основании приказа руководителя территориального органа ФАС России без проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о размещении заказов.

В остальных случаях, Комиссия по контролю в сфере размещения заказов обязана осуществлять внеплановые проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, в том числе проверки фактов уклонения участника размещения заказа от заключения контракта.

Комиссией по контролю в сфере размещения заказов по результатам осуществления внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, включающей проверку факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, принимается единое решение, которое в течение трех рабочих дней с даты его вынесения изготавливается и направляется заказчику, подавшему сведения, и лицу, в отношении которого такие сведения поданы.

На основании изложенного ФАС России обращает внимание территориальных органов на необходимость применения изложенной позиции при рассмотрении дел о включении сведений в отношении участников размещения заказа, уклонившихся от заключения контракта, а также поставщиков (исполнителей, подрядчиков), с которыми контракты по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими контрактов, в реестр недобросовестных поставщиков.

2. В связи с поступающими в ФАС России обращениями по вопросу применения норм Закона о размещении заказов в части порядка оплаты по контрактам при неисполнении или ненадлежащем исполнении поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств доводим до территориальных органов следующую позицию.

Частью 10 статьи 9 Закона о размещении заказов предусмотрена ответственность поставщика (исполнителя, подрядчика) в виде неустойки (штрафа, пени) в случае просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом.

При этом согласно части 11 статьи 9 Закона о размещении заказов в контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом.

При этом в целях реализации указанных мер ответственности контракт должен содержать указание на основания применения ответственности и порядок определения размера неустойки (штрафа, пени).

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик производит оплату по контракту за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени). При этом заключение заказчиком и поставщиком (исполнителем, подрядчиком) дополнительного соглашения к контракту, предусматривающего изменение сроков и (или) размера цены контракта, является нарушением части 5 статьи 9 Закона о размещении заказов.

Оплата по контракту осуществляется на основании акта приемки товара (выполненных работ, оказанных услуг), в котором указываются: сумма, подлежащая оплате в соответствии с условиями заключенного контракта размер неустойки (штрафа, пени), подлежащий взысканию основания применения и порядок расчета неустойки (штрафа, пени) итоговая сумма, подлежащая оплате исполнителю по контракту.

В случае если условиями контракта предусмотрена поэтапная поставка товаров (выполнения работ, оказания услуг) и соответствующая поэтапная оплата, то данная оплата должна производиться с учетом указанного выше порядка.

Смотрите так же:  Единовременное пособие на ребенка в хмао

Дополнительно ФАС России обращает внимание, что Минфин России письмом от 26 декабря 2011 года № 02-11-00/5959 направило аналогичные разъяснения о порядке оплаты по контрактам при неисполнении или ненадлежащем исполнении исполнителями своих обязательств по контрактам.

Реестр недобросовестных поставщиков

22 ноября 2012 г. правительством РФ было подписано Постановление № 1211 О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее по тексту — Постановление).

Документ устанавливает процедуру подачи сведений о недобросовестных поставщиках, участниках закупки в ФАС РФ (Федеральную антимонопольную службу) и правила ведения ею упомянутого реестра. Ниже мы более подробно рассмотрим основные положения данного Постановления.

Сведения, которые содержатся в реестре недобросовестных поставщиков

Постановлением утверждена форма реестра недобросовестных поставщиков (далее по тексту – Реестр), которая представляет собой таблицу, содержащую следующие сведения:

1. Порядковый номер записи и дата включения в Реестр ФАС РФ данных о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) и участнике закупки.

2. Название уполномоченного госоргана, включившего сведения о недобросовестном поставщике в Реестр (примечание: имеется в виду ФАС РФ).

3. Имя, фамилия, отчество физического лица или наименование юридического лица, уклонившихся от заключения договоров по результатам закупки, а также тех, с которыми по решению суда такие договоры были расторгнуты из-за нарушения ними существенных условий данных договоров.

4. Данные о месте жительства или месте нахождения лиц, упомянутых в п.3 настоящего перечня. К таким данным относятся

для юридического лица: почтовый индекс, страна, название административно-территориального подразделения страны, название муниципального образования, название населённого пункта, улицы, номер владения или дома, номер корпуса (если есть) и офиса для физического лица: почтовый индекс, страна, название административно-территориального подразделения, название муниципального образования, название населённого пункта, улицы, номер владения или дома, номер корпуса (если есть) и квартиры, где данное лицо зарегистрировано по месту проживания.

5. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), присвоенный налоговым органом РФ, или аналог ИНН (для иностранных лиц) согласно законодательству зарубежной страны.

6. Дату подведения итогов закупки (если победитель уклонился от заключения договора), дату признания закупки несостоявшейся, если единственный её участник, подавший заявку на участие, или признанный единственным, или единственный, принимавший участие в каждом этапе закупки, уклонились от заключения договора при условии, что обязаны были его заключить согласно закупочной документации, или дату заключения ненадлежащим образом исполненного либо вовсе неисполненного договора и реквизиты подтверждающего сей факт документа.

7. Сведения о несостоявшемся договоре:

наименование работ (товаров, услуг), код согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции, услуг (с заполнением подразделов, разделов, возможным заполнением подгрупп и групп видов экономической деятельности, подклассов, классов и видов продукции и услуг), цена и валюта договора, срок исполнения обязательств.

8. Дату расторжения невыполненного договора с указанием оснований для такого расторжения (как правило, в связи с существенным нарушением поставщиком условий договора) и решения суда, как основания для расторжения.

Порядок направления заказчиками данных о недобросовестных поставщиках — участниках закупок в ФАС РФ для внесения в Реестр

По общему правилу в Федеральную Антимонопольную Службу России направляются сведения о тех участниках закупки, которые

а) уклонились от заключения договоров,

б) не предоставили заказчику в установленный закупочной документацией срок подписанный экземпляр договора,

в) не предоставили обеспечение исполнения закупочного договора в случае, если такое требование было предъявлено заказчиком до его заключения.

Также в Реестр вносятся сведения о поставщиках, с которыми (согласно решению суда) договоры были расторгнуты в связи с существенным нарушением их условий.

Если победитель или участник закупки, который должен был подписать закупочный договор при уклонении победителя (при условии, что данная обязанность предусматривалась закупочной документацией), уклоняются от заключения договора, то заказчик не позже 30 календарных дней с момента заключения договора с тем участником закупки, который обязался заключить договор при уклонении победителя, или с момента истечения установленного срока подписания такого договора (если закупочная документация не предусматривает подписание договора с другими участником закупки), направляет уполномоченному органу (ФАС РФ) следующие сведения:

а) Наименование или ФИО, данные о месте жительства или месте нахождения, ИНН, дату подведения итогов закупки и сведения о несостоявшемся договоре, а в случае закупки работ, товаров, услуг, по которой Правительством РФ принято решение согласно ч.16 ст.4 ФЗ О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, или в случае закупки работ, товаров, услуг и заключения договоров, данные о которых являются государственной тайной — наименование, ФИО, данные о месте жительства, месте нахождения и ИНН

б) копию протокола или иного документа (если протокол не предусмотрен), являющегося основанием для заключения договора с победителем закупки или участником, с которым согласно закупочной документации должен быть заключён договор в случае, когда победитель уклонился от его подписания

в) копию уведомления (если таковое имеется) об отказе победителя или участника закупки, с которым согласно закупочной документации должен быть подписан договор при уклонении победителя от заключения договора

г) копию решения суда (если таковое имеется) о понуждении победителя или участника закупки, с которым согласно закупочной документации должен быть заключён договор при уклонении от его подписания победителя, к заключению договора

д) иные документы (если таковые имеются), подтверждающие отказ победителя или участника закупки, который согласно закупочной документации должен подписать договор в случае уклонения победителя, от заключения договора.

Если единственный участник. подавший заявку на участие в закупке, или признанный единственным, или единственный, участвовавший в каждом этапе закупки, которые согласно закупочной документации обязаны подписать договор с заказчиком, уклонились от его заключения (далее по тексту в единственном и множественном числе — лица, уклонившиеся от заключения договора), заказчик не позже 30 календарных дней с момента истечения срока подписания договора о закупке, направляет в ФАС РФ следующие сведения:

а) наименование или ФИО, данные о месте жительства или месте нахождения, ИНН, дату подведения итогов закупки, сведения о несостоявшемся договоре, а при закупке работ, товаров, услуг, по которой Правительством РФ принято решение в соответствии с ч.16 ст. 4 ФЗ О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо в случае закупки работ, товаров, услуг и заключения договоров, данные о которых являются государственной тайной — наименование, ФИО, данные о месте жительства, месте нахождения и ИНН

б) копию протокола или другого документа, в случаях, когда подобный протокол не предусмотрен, которые являлись основанием для заключения договора с лицом, уклонившимся от такого заключения

в) копию уведомления (если таковое имеется) поставщика, уклонившегося от заключения договора, об отказе от такого заключения

г) копию судебного решения (если таковое имеется) о понуждении уклонившегося лица к заключению договора

д) иные документы (если таковые имеются), которые подтверждают отказ от заключения договора лица, уклонившегося от такого заключения.

Если договор расторгнут по решения суда из-за существенных нарушений поставщиком его условий, то заказчик не позже 10 рабочих дней с момента такого расторжения направляет в ФАС РФ следующие сведения:

а) наименование или ФИО, данные о месте жительства или месте нахождения, ИНН, дату подведения итогов закупки и сведения о несостоявшемся договоре, дату расторжения невыполненного договора, основания для такого расторжения, а при закупке работ, товаров, услуг, по которой Правительством РФ принято решение согласно ч. 16 ст. 4 ФЗ О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо при закупке услуг, работ, товаров и заключении договоров, информация которых является государственной тайной – наименование, ФИО, данные о месте жительства, месте нахождения и ИНН

б) копию судебного решения о расторжении договора.

Все перечисленные выше сведения заказчик обязан направить в письменной форме уполномоченному органу — ФАС России, вместе с сопроводительным письмом, которое подписано уполномоченным должностным лицом заказчика. Также возможна отправка данных в электронной форме с применением электронной подписи либо другого аналога собственноручной подписи уполномоченного лица. В сопроводительном письме указывается перечень прилагаемых к нему документов и надлежащим образом оформленная доверенность (либо иной аналогичный документ), подтверждающая полномочия лица действовать подобным образом от имени заказчика. Полученные данные вносятся в Реестр в соответствии с утверждёнными Правительством РФ правилами.

Правила ведения Реестра недобросовестных поставщиков

Как уже отмечалось выше, обязанность ведения Реестра возложена на уполномоченный госорган – Федеральную Антимонопольную Службу РФ. Она же включает и исключает из Реестра сведения об уклонившихся от заключения договора участниках закупок, а также о поставщиках (подрядчиках и исполнителях), с которыми договора расторгнуты на основании судебных решений из-за существенных нарушений условий таких договоров (далее по тексту — недобросовестные поставщики и участники закупок).

С внесёнными в Реестр сведениями можно ознакомиться в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа (ФАС РФ), расположенному по адресу www.zakupki.gov.ru (далее по тексту – официальный сайт). Данный сайт также служит публичной площадкой для размещения информации о государственных заказах на выполнение работ, поставки товаров, оказание услуг.

Ведение Реестра осуществляется в электронном виде посредством использования информационной системы, которая состоит из средств программного обеспечения, полностью соответствующих требованиям к программным, технологическим, правовым, лингвистическим и организационным средствам обеспечения ведения Реестра, утверждённым Правительства РФ Постановлением № 1211 .

Размещение в Реестре данных, предусмотренных перечнем сведений, обязательных для включения в Реестр согласно требованиям Постановления, осуществляется с учётом предписаний действующего законодательства РФ о защите государственной тайны. Точная форма ведения Реестра утверждена Постановлением.

Обязательное требование к ведению Реестра: содержащиеся в нем сведения должны быть бесплатно доступны для ознакомления широкому кругу лиц на официальном сайте.

При получении сведений для внесения в Реестр ФАС РФ, как уполномоченный орган, обязана проверять наличие в них всех предусмотренных законом данных и подтверждающих документов.

Если необходимые сведения в представленных документах отсутствуют, ФАС РФ приостанавливает рассмотрение обращения о включении в Реестр данных о недобросовестном поставщике или участнике закупки и в течение 3 рабочих дней с момента поступления упомянутого обращения направляет подавшему его заказчику уведомление об отсутствии данных, необходимых для создания реестровой записи. Заказчику предоставляется 3 рабочих дня с момента получения такого уведомления для предоставления в уполномоченный орган недостающих сведений.

ФАС РФ, как уполномоченный орган, в установленном им же порядке проверяет представленные заказчиком документы на предмет наличия в них следующих сведений:

а) Наименование или ФИО, данные о месте жительства или месте нахождения, ИНН, дату подведения итогов закупки и сведения о несостоявшемся договоре, а в случае закупки товаров, работ, услуг, по которой принято решение Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 Федерального закона О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, или в случае закупки товаров, работ, услуг и заключения договоров, сведения о которых составляют государственную тайну, — наименование, ФИО, данные о месте жительства, месте нахождения и ИНН

б) копию протокола (иного документа), на основании которого должен был быть заключён договор закупки,

в) копию уведомления (при наличии) об отказе от заключения договора,

г) копию решения суда (при наличии) о понуждении победителя или участника закупки к заключению договора

д) иные документы (при наличии), свидетельствующие об отказе участника или победителя закупки от заключения договора.

Если договор расторгнут судом из-за существенных нарушений поставщиком его условий, кроме уже перечисленных сведений в ФАС РФ дополнительно подаётся копия судебного решения о расторжении договора.

Подтверждённые результатами проверки данные о недобросовестных поставщиках и участниках закупок включаются в Реестр не позже трёх рабочих дней с момента получения и образуют реестровую запись, в обязательном порядке подписанную представителем ФАС РФ, имеющим соответствующие полномочия, с применением цифровой электронной подписи либо любого другого аналога его собственноручной подписи.

Важно подчеркнуть, что данные Реестра периодически обновляются. Реестровая запись, включающая в себя сведения о недобросовестных поставщиках и участниках закупки, исключается из него уполномоченным органом по прошествии 2 лет с момента внесения таких данных в Реестр.

Реестровая запись, включающая в себя сведения о недобросовестном поставщике или участнике закупки, может быть исключена уполномоченным органом из Реестра досрочно в случае, когда судебное решение о расторжении договора, которое послужило основанием для включения в Реестр сведений о недобросовестном поставщике или участнике закупки, отменено в установленном законом порядке.

Требования к техническим и иным средствам обеспечения ведения Реестра

Все реестровые записи ведутся на государственном языке РФ. Исключение составляют наименования иностранных физических и юридических лиц: они могут указываться с применением букв латинского алфавита.

Для защиты включённых в Реестр сведений Федеральная антимонопольная служба обязана обеспечить следующие условия, указанные в Постановлении:

а) возможность применения средств цифровой электронной подписи или любых других аналогов собственноручной подписи

б) возможность применения средств антивирусной защиты

в) ведение в электронном виде журналов учёта операций, совершенных с помощью информационной системы, включающей средства программного обеспечения, соответствующие требованиям Постановления (далее по тексту — информационная система)

г) ограничение свободного доступа к техническим средствам, на которых функционирует и базируется информационная система

д) ежедневное создание на резервном носителе копий информации, содержащейся в информационной системе, благодаря которым существует возможность восстановления данной информации

е) контроль целостности размещённых в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте www.zakupki.gov.ru данных о поставщиках, договоры с которыми расторгнуты по решению суда из-за существенных нарушений ими условий этих соглашений, и уклонившихся от заключения договоров участников закупки.

Согласно требованиям Постановления упомянутая выше информационная система обязана обеспечивать:

а) безопасную, беспрерывную работу по ведению Реестра, защиту информационных ресурсов от несанкционированных доступов или взломов, а кроме того, чёткое разграничение прав пользователей данной информационной системы

б) учёт данных о недобросовестных поставщиках и участниках закупки, которые уполномоченный орган получает в электронном виде от заказчиков и включает в Реестр

в) поиск информации о недобросовестных поставщиках и участниках закупки, в соответствии с данными, предусмотренными перечнем включаемых в Реестр сведений, утверждённым Постановлением

г) по запросу любого посетителя официального сайта формирование в электронном виде справки о нахождении в Реестре данных о недобросовестных поставщиках и участниках закупки по состоянию на конкретную дату.

Все перечисленные требования обязаны также применяться к техническим, лингвистическим, организационным, иным средствам обеспечения бесперебойного пользования официальным сайтом.

Реестр недобросовестных поставщиков: новые требования в 2014 году

Беляева Ольга Александровна,

Доктор юридических наук

Ведущий научный сотрудник

и сравнительного правоведения при

Правительстве Российской Федерации

Во все времена лица, намеревающиеся заключить какой-либо договор, старались найти надежного делового партнера с хорошей репутацией. И если контрагент оказывался проходимцем, молва о его деловых качествах превращала его в изгоя. Само по себе такое нематериальное благо, как деловая репутация (а равно и честь, достоинство), в ненарушенном состоянии не является объектом правового воздействия[1]. Однако, хотя в законодательстве нет прямой нормы, предоставляющей правомочия владения деловой репутацией, возможность фиксирования положительной или отрицательной деловой репутации все же имеется[2] .

Смотрите так же:  Учебные пособия по финансовому менеджменту 2019

Во-первых, Торгово-промышленная палата РФ ведет Реестр надежных партнеров[3]. Участие в таком информационном ресурсе, безусловно, свидетельствует о солидной деловой репутации организации. Во-вторых, о деловой репутации организации может свидетельствовать ее членство в составе какого-либо объединения предпринимателей (как правило, такие объединения существуют в форме некоммерческих организаций). Наконец, в-третьих, определенным доказательством положительной деловой репутации юридического лица можно считать его кредитную историю — информацию об исполнении им как заемщиком принятых на себя обязательств по договорам займа (кредита), хранящуюся в бюро кредитных историй[4] .

Ежегодно в России заключается большое число государственных и муниципальных контрактов, на эти цели предусматриваются огромные бюджетные средства. поэтому в сфере осуществления публичных закупок надежность контрагента имеет первостепенное значение. Реестр недобросовестных поставщиков — это способ фиксации (в противоположность вышеприведенным примерам) именно отрицательной деловой репутации хозяйствующих субъектов.

Органы государственной власти, как правило, представляют РНП в качестве механизма, призванного обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов[5]. Однако представляется, что прямого отношения к обеспечению защиты интересов публичных заказчиков РНП все же не имеет. Интересы заказчика уже нарушены фактом уклонения поставщика от заключения контракта или фактом нарушения им обязательств по контракту. Включение сведений о поставщике в РНП не приводит, да и не может привести к восстановлению прав заказчика[6] .

В то же время включение в РНП служит достаточно действенной мерой влияния на контрагентов, поскольку многие коммерческие структуры используют РНП для оценки своих потенциальных деловых партнеров. Информация о недобросовестных поставщиках размещается в единой информационной системе и доступна для ознакомления без взимания платы, так что с ней может ознакомиться любой желающий. По этой причине в обиходе данный информационный ресурс называют всероссийской доской позора.

Нормы об РНП впервые появились в ст. 19 закона о размещении заказов, до этого времени отечественным законодательством эти вопросы урегулированы не были. Сейчас вопросы ведения РНП регламентированы в ст. 104 закона о контрактной системе, планируется также принятие постановления правительства РФ, которым будет утвержден порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков.

Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок. В соответствии с п. 2 постановления правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 728 Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации, таким органом является Федеральная антимонопольная служба.

В реестр недобросовестных поставщиков включаются сроком на 2 года сведения об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Процедура включения сведений о недобросовестном участнике размещения заказа в реестр инициируется заказчиком, который обязан направлять соответствующую информацию в ФАС России либо ее территориальный орган по месту своего нахождения. Срок предоставления такой информации составляет от 3 до 5 рабочих дней с момента возникновения обстоятельств, дающих основания для рассмотрения вопроса о включении сведений в РНП.

Согласно прежнему законодательству (п. 1 ч. 2 ст. 11 закона о размещении заказов), заказчик, уполномоченный орган был вправе в конкурсной документации или в документации об аукционе установить такое требование к участникам размещения заказа, как отсутствие сведений о них в РНП. Реализация такой нормы на практике порождала ряд проблем. Уместно будет назвать некоторые из них с тем, чтобы обозначить новые подходы к их решению в нормах закона о контрактной системе.

Во-первых, включение подобного требования в документацию о торгах, а также в запрос котировок было правом, но не обязанностью заказчика. Так что недобросовестный поставщик, числящийся в РНП, необязательно лишался права принимать участие в торгах и запросах котировок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Возможность участия недобросовестного поставщика в соответствующих процедурах зависела от требований документации.

Кроме того, закон о размещении заказов не ограничивал права недобросовестного поставщика на участие в размещении заказа, осуществляемом без проведения торгов и запроса котировок, т.е. на товарных биржах и у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Сейчас отсутствие информации в РНП является единым требованием к участникам закупок, которому они должны соответствовать вне зависимости от способа осуществления закупки (п. 6 ч. 1 ст. 31 закона о контрактной системе).

Во-вторых, отсутствие сведений о себе самом в РНП могло участником размещения заказа только декларироваться, но не могло чем-либо подтверждаться. ФАС России не выдавал участникам размещения заказа каких-либо справок об отсутствии информации о них в РНП, т.е. документального подтверждения не было. Все дело в требованиях ч. 6 ст. 11 закона о размещении заказов, согласно которым проверка соответствия участников размещения заказа требованию об отсутствии в РНП сведений о них осуществляется заказчиком, уполномоченным органом, конкурсной или аукционной комиссией. При этом заказчик, уполномоченный орган, конкурсная или аукционная комиссия не вправе возлагать на участников размещения заказа обязанность подтверждать соответствие такому требованию.

Сейчас ситуация с подтверждением соответствия участника единому требованию об отсутствии информации о нем в РНП ровно такая же, как и раньше. Согласно ч. 8 ст. 31 закона о контрактной системе, проверку соответствия проводит комиссия по осуществлению закупок, возлагать на участников закупки обязанность подтверждать соответствие данному требованию нельзя.

В-третьих, в нашей стране на протяжении многих лет наблюдается характерная тенденция вести предпринимательскую деятельность с помощью не одного юридического лица, а группы лиц. Поэтому, если в РНП включены сведения о юридическом лице, нарушившем обязательства по государственному или муниципальному контракту, нет препятствий к тому, чтобы его учредители вновь и вновь участвовали в размещении публичных заказов, но уже под вывеской другого юридического лица. Равным образом не составляет проблемы участие в размещении заказов разных организаций, которые возглавляются одним и тем же физическим лицом.

В связи с этим специалисты предлагали ввести новые законодательные требования о контроле за положительной деловой историей участников размещения заказа[7]. Действительно, существующему РНП было сложно обеспечивать роль фильтра против фирм-однодневок. Выходом из этой ситуации, возможно, станет предусмотренное в ч. 3 ст. 104 закона о контрактной системе расширение перечня информации, включаемой в РНП.

Так, в новый РНП подлежит включению следующая информация:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика

2) фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц.

Соответствие единому требованию в виде отсутствия информации в РНП предполагает отсутствие информации не только о самом юридическом лице, но и информации о его учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа.

Однако не стоит полагать, что расширение перечня информации об участнике закупки — юридическом лице, включаемой в РНП, решит все существующие проблемы. Напротив, представляется, что новый подход к формированию РНП в самое ближайшее время породит множество проблем.

Проблема первая: в п. 6 ч. 1 ст. 31 закона о контрактной системе упущены физические лица. Иными словами, к ним не предъявляется единое требование об отсутствии информации в РНП, что выглядит весьма странно, ведь требование единое — значит, оно должно касаться всех участников закупки, а не только юридических лиц.

Проблема вторая: если обратиться к толкованию понятия учредитель, выходит, что это только то лицо, которое подписало учредительный договор (решение) о создании юридического лица. Так что в РНП должны включаться сведения не о текущих собственниках бизнеса, а о тех, кто стоял у истоков создания данного юридического лица. Целесообразность включения в РНП сведений об учредителях участника закупки — юридического лица выглядит вообще весьма сомнительной, ведь учредители не руководят текущей деятельностью компании и не имеют прямого отношения к уклонению от заключения контрактов, к нарушению обязательств по контрактам и т.п.

Проблема третья: в РНП включаются фамилии, имена, отчества учредителей, следовательно, речь идет только об учредителях — физических лицах, потому что у юридических лиц фамилий, имен и отчеств попросту не бывает.

Налицо половинчатость законодательного подхода к регулированию нового РНП, потому что в него будет включаться информация о гражданах, когда-то подписавших договор о создании юридического лица, теперь ставшего недобросовестным поставщиком. Очевидно, что причинно-следственной связи между созданием компании и ее положением на рынке (в том числе на рынке государственных закупок) в текущий момент времени нет.

Помимо вышеназванной информации в РНП также включаются следующие сведения:

1) даты проведения электронного аукциона, подведения итогов открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса котировок, запроса предложений в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) уклонился от заключения контракта дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку, окончательное предложение или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта

2) объект закупки, цена контракта и срок его исполнения

3) идентификационный код закупки[8]

4) основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта

5) дата внесения указанной информации в реестр недобросовестных поставщиков.

Алгоритм направления информации о недобросовестном поставщике в реестр регламентирован в ст. 104 закона о контрактной системе следующим образом.

Если контракт заключен с участником закупки, с которым заключается контракт при уклонении победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта и заявке или предложению которого присвоен второй номер, заказчик в течение 3 рабочих дней с даты заключения контракта с указанным участником направляет в ФАС России соответствующую информацию, а также выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке или из протокола о результатах закупки в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя), участника закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер, и иные свидетельствующие об отказе победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта документы.

Если единственный участник закупки, который подал заявку или предложение и с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных п. 24. 25 ч. 1 ст. 93 закона о контрактной системе, уклонился от заключения контракта, заказчик в течение 5 рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания контракта направляет в ФАС России соответствующую информацию, а также выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке или из протокола о результатах закупки в части определения победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заявке или предложению которого присвоен второй номер, и иные свидетельствующие об отказе победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта документы.

В случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение 3 рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в ФАС России соответствующую информацию, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

В течение 10 рабочих дней с даты поступления документов и информации ФАС России осуществляет проверку содержащихся в документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов ФАС России включает соответствующую информацию в РНП в течение 3 рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.

Включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки, уклонившемся от заключения контракта, о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт расторгнут по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков информация, неисполнение действий по исключению данной информации из реестра по истечении двух лет могут быть обжалованы заинтересованным лицом в судебном порядке.

Обжалование осуществляется путем подачи в арбитражный суд заявления о признании недействительным решения уполномоченного органа о включении сведений об участнике закупки в реестр. Данное заявление может быть подано в течение 3 месяцев со дня вынесения соответствующего решения, заявление рассматривается судом по правилам, установленным ст.ст. 197-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В ч.ч. 20, 21 ст. 112 закона о контрактной системе предусмотрены положения, обеспечивающие преемственность между РНП, который был сформирован в соответствии с требованиями ст. 19 закона о размещении заказов, и новым РНП, формируемым на основании ст. 104 закона о контрактной системе.

Похожие публикации:

  • Если договор в евро какой курс Валютная оговорка. Договор или допсоглашение? Валютная оговорка. Договор или допсоглашение? По общему правилу, на территории России все расчеты должны осуществляться в рублях (ст. 317 ГК РФ). Однако закон дает возможность прописать […]
  • Приказ лирика с 1 октября 2019 "Горячие" документы — Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм В разделе представлены новые законы РФ, указы Президента, постановления Правительства и другие нормативные документы, касающиеся важных сторон жизни […]
  • Договор монолитные работы образец Договор на монолитные работы образец Площадь такой квартиры — всего 17 ,22 м2. Прямо напротив входной двери находится 4-метровый совмещенный санузел. Крохотная 2-метровая прихожая ведет в 10-метровую кухню-гостиную, которая имеет […]
  • Судебная практика по судам с мфо ВС РФ против МФО: сколько нужно платить за просроченный микрозаем? Верховный Суд Российской Федерации поддержал позицию заемщика и существенно снизил размер его задолженности по договору микрозайма (определение Судебной коллегии по […]
  • Функции и полномочия президента акты президента Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов" (с изменениями и дополнениями) Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1316"Вопросы Федеральной службы судебных приставов" С […]
  • Иск публичной власти к Иск публичной власти к 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Сайт – ОАО «Машиностроительный завод Арсенал», расположенный в сети Интернет по адресу www.mzarsenal.com Администрация Сайта – Открытое акционерное общество «Машиностроительный завод […]