Требования к транспорту международных перевозок

Требования к автотранспортным средствам, осуществляющим международные перевозки

К грузовым автомобилям и седельным тягачам, применяемым в международных перевозках, предъявляется ряд требований, ограничивающих их габаритные размеры, весовые параметры и токсичность выхлопных газов. Они обязательны для выполнения всеми международными перевозчиками. При покупке нового или подержанного грузовика необходимо проверить, удовлетворяют ли его характеристики указанным требованиям. Некоторые их них с течением времени пересматриваются. Описание организация международных автомобильных перевозок грузов на сайте.

Учитывая международный характер требований к безопасности конструкции автотранспортных средств (АТС), ряд европейских стран ратифицировали в 1958 году в Женеве в рамках КВТ ООН Соглашение [22]. В рамках этого Соглашения страны-участницы разрабатывают единые предписания (Правила ЕЭК ООН), содержащие требования к АТС и методам их испытаний. Соглашением 1958 года установлены специальные единообразные требования к техническим службам и оборудованию для проведения испытаний, а также процедура присвоения знака «Е» официального утверждения транспортного средства, отвечающего требованиям соответствующего Правила.

Номер знака «Е» присваивается каждой стране по мере ее присоединения к Соглашению 1958 года и готовности к проведению испытаний. Правила ЕЭК ООН постоянно пересматриваются и дополняются в соответствии с повышающимися требованиями эксплуатации к техническому уровню АТС. Правила ЕЭК ООН являются обязательными к исполнению для ратифицировавших их участников Соглашения. При этом они не могут возражать против эксплуатации у них автомобилей, получивших официальное утверждение любой из стран, присоединившихся к этому Соглашению.

При приобретении новой техники предприятие требует предъявления сертификата на транспортное средство и документов, подтверждающих его техническое исполнение. При приобретении подержанной техники спрашивает все документы на автомобиль, подтверждающие его техническое исполнение. Автомобиль должен удовлетворять техническим требованиям, которые действовали на день его производства.

Знаки L, G, U (Е) и S HА зеленом фоне круга. Знак размещается на кабине или бампере грузовика. Такие знаки свидетельствуют о том, что грузовик полностью соответствует тем или иным экологическим правилам.

L — «Larmarm Kraftfahrzeuge» (тягач с низшим уровнем шума), Австрия. С 1 декабря 1989 года грузовик, движущийся ночью (с 22.00 до 5.00) по территории Австрии должен соответствовать нормам, приведенным ниже.

Требования к водителю осуществляющего перевозку в международном сообщении

12. К водителю автомобиля, осуществляющего перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении, предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:

12.1. В зависимости от типа управляемого транспортного средства дополнительно к знаниям водителя транспортного средства соответствующей категории, водитель автомобиля, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении, должен знать:

  • основы правовых норм, регламентирующих перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом в международном сообщении;
  • основы регулирования и контроля транспортной деятельности, порядок лицензирования и допуска к осуществлению международных автомобильных перевозок;
  • международные нормативные акты, регламентирующие технические и экологические требования к транспортным средствам, осуществляющим международные перевозки, режимы труда и отдыха водителей автомобилей, осуществляющих международные перевозки;
  • особенности обеспечения безопасности международных автомобильных перевозок особых видов грузов, процедуры заполнения таможенной документации;
  • порядок оформления документации при прохождении таможенного и других видов контроля;
  • места, виды и методы проведения транспортного контроля.

12.2. В зависимости от типа управляемого транспортного средства дополнительно к знаниям водителя транспортного средства соответствующей категории, водитель автомобиля, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении, должен уметь:

  • применять правовые нормы, регламентирующие перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом в международном сообщении;
  • проходить таможенные процедуры при организации перевозки различных видов грузов.

12.3. В дополнение к требованиям, изложенным в пунктах 4.3, 5.3, 6.3 настоящих Требований, применительно к категории управляемых транспортных средств предъявляется требование к наличию свидетельства профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика, выданного в соответствии со статьей 5 Соглашения о гармонизации требований к дополнительному обучению и профессиональной компетентности международных автомобильных перевозчиков государств — участников СНГ , и решением Экономического совета СНГ от 12 декабря 2008 г. «О Единых требованиях к дополнительному обучению на профессиональную компетентность международных автомобильных перевозчиков государств — участников СНГ».

Подпункт 12.3 вступает в силу по истечении трех лет со дня официального опубликования (пункт 2 приказа), т.е. с 14.12.2018 г.

12.4. К управлению транспортными средствами, осуществляющими перевозку пассажиров в международном сообщении, допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства соответствующей категории не менее одного года и не подвергавшиеся в течение последнего года административному наказанию в виде лишения права управления транспортным средством либо административного ареста за совершение административного правонарушения в области дорожного движения. Требования к стажу (опыту) работы водителя, осуществляющего перевозки грузов в международном сообщении (за исключением опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов), не предъявляются.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2006 г. N 1605-р «О подписании Соглашения о гармонизации требований к дополнительному обучению и профессиональной компетентности международных автомобильных перевозчиков государств — участников СНГ» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 49 (ч. II), ст. 5242).

Международные автомобильные перевозки

Международные автомобильные перевозки – самый популярный вид перевозок, который регламентирует частное международное право. Автомобильный транспорт, стремительно развивающийся в последние годы, широко используется для межгосударственных перевозок пассажиров и внешнеторговых грузов. Чтобы успешно заниматься автоперевозкой, нужно быть в курсе всех нюансов организации этого процесса.

Международное регулирование автомобильных перевозок: нормы частного права

Правовое положение наземной транспортной среды тесно взаимосвязано с юридическим статусом территории государства, в котором производится перевозка. Последний, в свою очередь, опирается на суверенитет государства в отношении его территориальных образований. Кроме того, правовое регулирование наземной перевозки осуществляется на основе актов международного права:

«Международная Конвенция о дорожном движении» (Женева, 19.09.1949 г.) по части организации дорожного движения;

Женевская конвенция МДП (1975 г.) о порядке прохождения таможенных формальностей;

«Европейское соглашение о международных автомагистралях (СМА)» от 15.11.1975 г., определяющее режим их использования.

Международные автомобильные перевозки грузов попадают в правовое поле Конвенции КДПГ (о договоре международной дорожной перевозки грузов), подписанной в Женеве 19.05.1956 г. и вступившей в действие 02.07.1961 г.

Этот документ определяет правоотношения грузовладельца и перевозчика, связанных совместным договором о сотрудничестве, правила приёма груза для транспортировки и выдачи его в конечном пункте назначения.

Конвенция о международных автомобильных перевозках распространяется на любой договор о дорожном транзите грузов за вознаграждение с использованием автотранспортных средств, если обозначенные контрактом пункты погрузки и доставки принадлежат двум разным государствам, как минимум одно из которых участвовало в подписании Конвенции. Этот документ регулирует и перевозки, осуществляемые правительственными учреждениями (организациями) или самими государствами.

Конвенция недействительна для перевозок:

По международным почтовым конвенциям;

По воздуху, железной дороге, морю, внутренним водам без перегрузки, если они являются частью смешанной перевозки;

Между Северной Ирландией, Ирландской Республикой и Великобританией;

Мебели и обстановки при переездах;

Сегодня вопросами автомобильного транспорта занимаются около 40 международных организаций. Самые авторитетные из них – Комитет ВТ ЕЭК ООН (Комитет внутреннего транспорта) и МСАТ (Международный союз автомобильного транспорта). Первый из них основан в 1948 г. как межправительственный орган для организации сотрудничества всех видов внутреннего транспорта. В его состав входят страны, имеющие членство в ЕЭК ООН.

Комитет ВТ разработал порядка 40-ка международных конвенций, свыше 50-ти единых правил и предписаний относительно устройства транспортных средств. Комитет ВТ активно участвовал в усовершенствовании системы государственного автострахования ОСАГО (система Green Card).

Использование разрешительной системы на международные перевозки грузов автомобильным транспортом позволяет контролировать число прибывающих в страну иностранных грузовых автомобилей и отстаивать интересы отечественных перевозчиков. При перевозках между странами, которые не имеют обоюдных соглашений, компетентные органы государства перевозчика выдают для этого одноразовое разрешение. Страны Европы практикуют выдачу нескольких видов разрешений:

На многократные рейсы;

На фиксированное количество рейсов;

На пригородные перевозки.

Разрешения, выдаваемые в России и странах, которые имеют с нами двусторонние соглашения, обычно носят разовый характер. Осуществление международных автомобильных перевозок в третьи страны и обратно происходит по «стандартной международной лицензии», дозволенной к выдаче ЕКМТ (Европейской конференцией министров транспорта). Россия вошла в состав Конференции в 1997 году.

Международные перевозки автомобильным транспортом как пассажиров, так и грузов предусматривают обязательное государственное страхование ответственности перевозчиков перед третьими лицами, поэтому всем перевозчикам надлежит заранее оформить соответствующие документы на каждое транспортное средство. Страховой полис должен полностью покрывать ущерб, который, возможно, нанесут транспортные средства.

Наша страна заключила многочисленные двухсторонние договоры международной автомобильной перевозки, которые объединяют следующие положения:

Установка разрешительной системы на международные автоперевозки грузов, пассажиров и багажа;

Урегулирование вопросов перевоза в третьи страны и в обратном направлении (к примеру, австро-российское соглашение о международном автотранспортном сообщении).

Какие документы нужны для международных автомобильных перевозок

Документы для международных автомобильных перевозок условно делятся на три группы: личные; на транспортное средство и на груз.

1) К личным документам относятся:

Командировочное удостоверение (для Литвы – выписка из приказа);

Свидетельство о подготовке или переподготовке;

Паспорт с открытыми визами для выезда за границу;

Водительское удостоверение согласно Конвенции о дорожном движении;

Медицинская книжка (в случае перевозки продуктов питания по СНГ);

Тахограммы (регистрационные листки);

Документы для таможенного оформления личных вещей.

2) Пакет документов на транспортное средство содержит:

Документальное подтверждение оплаты (за дороги, за пребывание на территории, различных сборов и др.);

Регистрационное свидетельство и договор аренды (в случае несовпадения владельца и перевозчика);

Табличка о допуске к транспортировке скоропортящихся продуктов питания (в страны СНГ – санитарный паспорт);

Международный сертификат ТО и талон техосмотра;

Свидетельство о допуске дорожного ТС к перевозке грузов с таможенными печатями, пломбами и приложенными фото;

Разрешения на: въезд-выезд (двухсторонние), транзитный проезд, проезд по третьим странам, универсальные (вместо первых трёх видов), (не)регулярные автобусные перевозки, специальные грузы (опасные, тяжёлые, негабаритные);

Карточка регистрации на перевоз опасных грузов;

Добровольная страховка на данное транспортное средство;

Свидетельство о допуске к перевозкам опасных грузов в соответствии с Европейским Соглашением ADR;

Сертификаты (свидетельства) об экологической безопасности и другой безопасности, если таковая имеется;

Полис страхования ОСАГО («зелёная», «оранжевая», «синяя» карты или действующая на конкретный период в посещаемом государстве);

Карты UTA, DKV, SHELL, ESSO и другие документы на заправку и техническое обслуживание либо гарантия оплаты за некоторые виды помощи;

Документы для таможенного оформления ТС (если потребуется).

3) В перечень документов на груз входят:

Две ТТН и TIR Carnet (не заполненные);

ТТН (товарно-транспортные накладные) согласно Конвенции CMR в заполненном для перевозки виде с приложением формуляра отгрузочной спецификации, счёт-фактуры, свидетельств (ветеринарных, медико-санитарных, фитосанитарных) и сертификатов (качества, происхождения, соответствия техническим стандартам и др.);

Лист контроля (термограмма) температурного режима груза;

Акт загрузки автомобиля с паспортом сделки (до внутренней таможни);

Книжка МДП (TIR Carnet) либо ГТД (грузовая таможенная декларация);

Смотрите так же:  2019 передача осаго

Аварийная карточка для перевозки грузов категории ADR;

Документ о страховании груза;

Договор на поставку;

Документы для отчётности в конце рейса (квитанции о заправке и обмене валюты, тахограммы, документы на перевозимый груз и прочие оформленные бумаги).

Для организации международных автомобильных перевозок действуют несколько видов основных разрешений на:

Нерегулярные перевозки пассажиров;

Неоднократные поездки (используется по максимуму в период своего действия);

Определенное количество поездок;

Один рейс туда и обратно;

Перевоз грузов (из)в третьи страны, а также многостороннее разрешение.

Оборудование с принадлежностями для киносъемок и радиопередач, музыкальные инструменты, театральный реквизит;

Поврежденные автотранспортные средства;

Грузы для выставки (оборудование и материалы, экспонаты);

Транспортные средства, имущество и спортивный инвентарь для соревнований, животные;

Движимое имущество в случае переселения;

ела (прах) умерших и т.п.

На практике такие «лазейки» не очень популярны у перевозчиков, так как разрешение даётся только на въезд или выезд из страны, поэтому найти разрешённые грузы для поездки туда и обратно весьма проблематично.

Международные перевозки автомобильным транспортом: права и обязанности сторон

Отправитель несет ответственность за убытки и все расходы на перевозку, которые пришлось понести из-за неточности и недостатка сведений, указанных им в накладной, или других его инструкций и указаний по заполнению ТТН.

Отправитель имеет право потребовать от перевозчика проверки массы брутто или количества груза, измеряемого в других единицах. Дополнительно он может запросить проверку грузовых мест на содержимое.

Отправитель несет ответственность за повреждения и ущерб, нанесённый грузам, лицам и оборудованию перед перевозчиком. Он отвечает за все издержки, причинённые повреждением упаковки, если во время принятия груза перевозчик не оговорил видимые либо известные ему нарушения.

Отправитель обязан перед доставкой груза прикрепить к накладной или предоставить перевозчику сведения и документы, необходимые для урегулирования таможенных и других формальностей. Отправитель отвечает перед перевозчиком за любой ущерб, вызванный отсутствием, ошибками или нехваткой данных документов и сведений.

Перевозчик несет ответственность в случае:

Частичной или полной потери груза;

Повреждения груза в течение его транспортировки (с момента приёма до сдачи в пункте назначения);

При принятии груза перевозчик обязан проверить:

Соответствие записей в накладной количеству грузовых мест, их маркировке и номерам;

Целостность груза и упаковки, указать в накладной обоснованные оговорки в случае отсутствия возможности провести сверку.

По прибытии груза на место доставки получатель может потребовать второй экземпляр ТТН и передачу ему груза в соответствии с распиской о приёмке.

Право распоряжения грузом осуществляется при следующих условиях:

Отправитель (получатель), который хочет воспользоваться этим правом, предъявляет оригинал накладной с внесёнными новыми инструкциями для перевозчика, а также возмещает издержки и ущерб за выполнение этих инструкций;

Выполнение новых инструкций возможно в момент их получения лицом, которому они даны на исполнение. Это не нарушает нормальную работу перевозчика и причиняет ущерб отправителям (получателям) остальных грузов;

Указанные инструкции не приводят к порче груза.

В спорных ситуациях, возникающих в ходе перевозок по Конвенции, истец имеет право обратиться не только в компетентные органы (суды) стран-участниц, указанных по согласованию сторон, но и в судебные органы государства, которому принадлежат:

Место жительства ответчика или офис компании (отделения, агентства), задействованных в заключении договора перевозки;

Место передачи груза для транспортировки либо место его доставки.

Подача исков, оформленных в процессе перевозок, производится в течении 1 года. По факту злонамеренного поступка или наступления вины, приравненной в ходе судебного разбирательства к злоумышленному поступку, устанавливается срок обращения – 3 года.

Срок исчисляется следующим образом:

При частичной утрате груза, его повреждении или задержке доставки со дня поставки груза;

При полной утрате груза с 30-го дня после окончания срока, отведенного для транспортировки, либо с 60-го дня после отгрузки товара для перевозки, если длительность таковой не установлена;

В остальных случаях по завершении 3-х месяцев со дня подписания договора.

2 правила международных автомобильных перевозок грузов, которые нужно знать

Ещё в 1958 году на заре возникновения международных перевозок появилось женевское «Соглашение о принятии единообразных условий утверждения и признания предметов оборудования и частей механических транспортных средств». Значительно позже, уже 1987 году Россия тоже присоединилась к этому договору, за чем последовало введение сертификации международного автотранспорта.

Сейчас действуют около сотни правил ЕЭК ООН и свыше 50-ти директив Евросоюза, предъявляющие определенные требования к новому автотранспорту, курсирующему по европейским магистралям.

В основном эти правила затрагивают производителей. Что же касается перевозчиков, они попадают под ограничения массы, габаритов и экологической чистоты своего автотранспорта.

Правило № 49 устанавливает рамки токсичности для выхлопных газов ДВС. Ключевые требования этого положения приведены в таблице ниже.

Требования ЕЭК ООН по части выбросов загрязняющих веществ для тяжелых грузовых автомобилей с дизельным двигателем, г/(кВт • ч)

Автотранспорт, соответствующий стандарту Евро-1, маркируется зеленым кружком с белой буквой U, что означает «Umwelt» (природа), который наносится на кабину. При соответствии ТС нормам Евро-2 ставится буква S – «Supergreen» (в переводе «супер зеленый»).

Правило № 51 ограничивает шум, издаваемый автомобилем. Так, внешний шум разгоняемого ТС с мощностью двигателя от 150 кВт должен составлять менее 80 дБ, а при выпускании сжатого воздуха из компрессора – до 72 дБ. Кабина автотранспорта, попадающего под эти стандарты, маркируется белой литерой L (Larmarn) в зелёном круге. Ещё более малошумный грузовой транспорт помечается литерой G (Gerauscharm).

Транспортная Комиссия Европейского сообщества приняла ряд габаритных ограничений на грузовые автомобили (директивы 85/3, 86/360, 88/218, 89/338, 89/460, 89/461, 91/60, 96/53, стандарт 150-1726), а именно:

Ширина – до 2,55 м (для рефрижераторов и ТС с изотермическим кузовом – 2,6 м);

Длина: одиночный автомобиль – до 12 м, тягач с полуприцепом — до 16,5 м, автопоезд с одним прицепом — до 18,75 м, с двумя автоприцепами—до 25,9 м;

Автопоезд с полуприцепом, совокупная длина которого более 15,5 м, должен осуществлять разворот внутри концентричных окружностей радиусами 12,5 м и 5,3 м (исключая ТС для перевозки автомобилей);

При удалении друг от друга осей прицепа на 11,5 м и более минимум дорожного просвета должен быть выше 160 мм.

Ограничение габаритов, общей массы и максимальных осевых нагрузок в каждой отдельно взятой стране чаще всего отличается от стандартов. Это обусловлено декларативным характером директив ЕС, которые рекомендуют установленные нормы для непосредственного принятия каждым государством, но не обеспечивают их выполнения. Поэтому, некоторые страны пользуются своими национальными стандартами, учитывая особенности дорожных условий и поддерживая уровень эффективности перевозок. Бельгия, к примеру, предусматривает ширину автомобиля до 2,6 м, Голландия допускает общий вес 6-осного подвижного состава – 50 т, трехзвенный автопоезд в Финляндии может весить до 60 т.

В соответствии с Директивой ЕС №3821/85, грузовые ТС для коммерческих перевозок, общий вес которых превышает 3,5 т, должны иметь аттестованный Сообществом тахограф. Грузовые автомобили полной массой от 12 т следует оборудовать ограничителями скоростного режима до 86 км/час согласно директивам №№92/6, 92/24 ЕС.

Как происходит организация международных автомобильных перевозок

Процесс автомобильной перевозки включает 3 этапа – погрузку, транспортировку и выгрузку. Каждый из них, в свою очередь, складывается из череды транспортно-технологических операций, выполняемых при подготовке, организации и осуществлении перевозки. В перевозочном процессе одновременно с работниками автохозяйства задействованы и грузовладельцы. Любые международные автомобильные перевозки имеют свои особенности, связанные с видом и характером груза, способом и порядком организации, использованием транспортных и разгрузочных средств, условиями выполнения.

Осуществление перевозок сопровождается двумя главными операциями – приёмкой груза от отправителя и передачей его получателю. Каждая из них содержит несколько транспортно-технологических элементов и действий, выполняемых в процессе подготовки и ходе самой перевозки.

Для транспортировки своего груза экспортер подаёт о нём все необходимые сведения на автотранспортное предприятие. На основании этого перевозчик выделяет нужное количество транспортных единиц, утверждает рабочий график автомобилей и скорость их передвижения, согласует порядок перевозки с режимом работы грузовладельца, определяет стоимость транспортировки и оформляет договор международной автомобильной перевозки.

Затем следует подписание договора как основной формы взаимодействия перевозчика и клиента. Этим документом определяются все участники процесса транспортировки и деловые связи сторон. Договор является выражением обоюдных обязательств, взятых на определенный срок. Он составляется в письменной форме согласно нормативам о соглашениях сторон либо оформляется в виде разовой заявки, которая используется для внеплановых перевозок. Заключив договор перевозки, грузоотправитель готовит товар к отправке. В подготовительный этап входит комплектация, маркировка, взвешивание, контроль качества, пломбировка, укладка груза и передача его перевозчику.

Доставленный груз подлежит сдаче адресату в пункте назначения, обозначенном в ТТН. Перевозчик обязан передать его получателю в неизменном виде без повреждений, порчи и частичной утраты (исключение составляет естественная убыль). Он несёт ответственность за сохранность товара при перевозке. По факту порчи, частичной или полной утраты груза перевозчик составляет акт во время сдачи его получателю. Владельцу транспортного средства надлежит возместить клиенту нанесённые убытки на сумму снижения ценности груза, однако, не более его реальной стоимости по накладной.

Регулярные международные перевозки автомобильным транспортом производятся по установленной схеме движения подвижных составов. При этом используются сквозная и участковая системы.

Первая (сквозная) предусматривает движение автопоезда (автомобиля) по заданному маршруту из пункта отправления до пункта назначения без перегрузок.

Во втором случае маршрут разбивают на участки, и автомобили перемещают грузы в их пределах. Затем подвижной состав меняется, а товар перегружается путём смены кузова и передачи контейнеров на другой автомобиль.

Каковы тарифы на автомобильные перевозки

В зависимости от страны перемещения тарифы на международные автомобильные перевозки грузов существенно различаются. Основная причина этого – уровень заработной платы в конкретной стране, который определяет тарифную ставку оплаты труда водителя.

По аналогии с морскими и воздушными перевозками тарифы для автотранспортников в основном рассчитываются по весу, но учитывают соотношение объёма и массы. Для автоперевозок это соотношение примерно составляет 3:1, находясь между коэффициентом 1,33:1, установленным для морских перевозок, и коэффициентом 6:1 для авиаперевозок. Следовательно, при объёме (м 3 ), превышающем вес (т) в 3 раза и более, тариф определяется с учётом «теоретического веса» (т), полученного делением общего объёма (м 3 ) на 3.

Таможенный контроль международных автомобильных перевозок: этапы процедуры

Государственный таможенный контроль производится в пограничных автомобильных пунктах пропуска грузового автотранспорта, в пути следования и пунктах доставки товара. Он преследует несколько целей:

Обнаружение и пресечение пользования автотранспортом, оборудованным специально для скрытия товаров от пограничного контроля;

Недопустимость перемещения ТС через таможенную границу с иными намерениями кроме международных перевозок официальных грузов и пассажиров;

Контроль соответствия автотранспорта техническим требованиям, предъявляемым к грузоперевозкам под таможенным контролем.

Одним из подвидов таможенного контроля ТС можно считать контроль товаров, перевозимых водителями грузовиков, экспедиторами грузов, а также водителями пассажирских автобусов. Его порядок аналогичен контролю товаров, перевозимых частными лицами.

Последовательность таможенных операций и контроля грузового автотранспорта:

При въезде в зону таможенного контроля перевозчик подаёт должностному лицу таможенной службы уведомление о в(вы)возе вместе с документами на ТС и перевозимый груз;

Смотрите так же:  Приставы города сыктывкара

Должностное лицо таможенной службы проверяет поданные документы;

Должностное лицо принимает решение о месте и форме таможенного контроля доставляемого груза;

Должностное лицо принимает решение о выборе вида таможенного контроля автомобиля;

Проведение таможенных действий с товарами, перевозимыми водителем и его спутниками, следующими на данном транспортном средстве;

Проведение таможенных действий и таможенного досмотра автомобиля и перевозимых на нём товаров;

Перевозчик получает обратно документы на ТС и перевозимые товары;

Автомобиль выпускается за границу или пропускается внутрь страны.

Ввозя груз на таможенную территорию, водитель транспортного средства должен предъявить пакет документов для грузовой отправки, а именно:

CMR – международную товарно-транспортную накладную, официально выданную организацией-перевозчиком;

Книжку МДП (для перевозки по Конвенции МДП);

Отгрузочную документацию, счёт-фактуру или инвойс-проформу на товары;

Разрешение на допуск к международным автомобильным перевозкам с таможенными пломбами и печатями;

Регистрационную и техническую документацию на автомобиль;

Лицензии, сертификаты, разрешения соответствующих органов на перевозимые товары согласно Правилам.

Закончив проверку документов, представитель таможенной службы принимает следующее решение (или решения):

Пропустить транспортное средство;

Пропустить ТС после его досмотра и сверки фактического наложения таможенного обеспечения с документальным;

Пропустить ТС после таможенного досмотра;

Отказать в пропуске ТС.

Таможенный досмотр перевозимых товаров и автотранспорта является формой пограничного контроля. Он подразумевает документальную и фактическую сверку транспортных средств и перевозимого груза для выявления и пресечения в(вы)воза товара, не заявленного для таможенного контроля.

Вывоз с таможенной территории сопровождается предъявлением:

Для грузового сообщения при оформлении ТС и груза такие же документы, как для ввоза, плюс Декларация на товары (2 экземпляра), оформленная внутренней таможней;

Для некоторых таможенных процедур (к примеру, возврат за рубеж после процедуры временного допуска) ДКД (документ контроля доставки) в 2-х экземплярах, один из которых возвращается таможне отправления с пометками пограничной таможенной службы о прохождении товара.

Изменения в Правила автомобильных перевозок грузов

15 марта вступили в силу изменения в Правила автомобильных перевозок грузов. Соответствующее решение содержится в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 07.03.2018 № 187.

Основные нововведения

– отменено требование к водителям, выполняющим международные автомобильные перевозки грузов, о двухлетнем стаже работы на транспортных средствах соответствующей категории;

– установлены критерии и порядок подтверждения деловой репутации, финансового состояния автомобильного перевозчика, в том числе, в целях реализации требований Хартии качества международных автомобильных грузоперевозок в системе многосторонней квоты ЕКМТ;

– установлен перечень документов (сведений), представляемых для выдачи разрешений на проезд транспортных средств по территории иностранных государств при выполнении международных автомобильных перевозок грузов, сроки их действия и выдачи;

– скорректирован перечень документов, которые должны находиться на борту транспортного средства. Например, требование о наличии первого экземпляра товарной накладной (ТН-2), оформленной в соответствии с законодательством Республики Беларусь, теперь распространяется только на автомобильные перевозки грузов товарного характера, вывозимых за пределы территории страны в государства-члены Евразийского экономического союза;

– установлена обязанность грузоотправителя указывать массу груза и загружать транспортное средство с учетом весогабаритных параметров, установленных Указом от 26.11.2010 № 613 «О проезде тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования», а также предусмотрена ответственность грузоотправителя за правильность сведений (в т.ч. массы груза), указанных им в грузосопроводительных и транспортных документах;

– конкретизированы обязанности и ответственность перевозчика и заказчика (грузоотправителя) за оформление транспортных документов, погрузку на транспортное средство и др.;

– внесен ряд изменений в порядок организации и выполнения перевозки скоропортящихся грузов;

– сокращена норма времени простоя на погрузке или разгрузке при выполнении международных автомобильных перевозок грузов с 12 до 8 часов.

Требования к водителям, выполняющим международные автомобильные перевозки грузов

В соответствии с изменениями п. 337 Правил изложен в новой редакции. Отменено требование наличия двухлетнего стажа работы на транспортных средствах соответствующей категории для водителей, выполняющих международные автомобильные перевозки грузов. Кроме того, конкретизированы нормы, касающиеся порядка подтверждения профессиональной компетентности водителей. Водители, выполняющие международные автомобильные перевозки грузов, должны иметь свидетельство установленной формы и подтверждать свою профессиональную компетентность в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. В ближайшее время порядок подтверждения профессиональной компетентности водителя будет определен в соответствующем решении правительства.

Пунктом 337 Правил определено, что международные автомобильные перевозки грузов могут выполняться на:

– механических транспортных средствах категорий «В», «С» водителями не моложе 18 лет, имеющими свидетельство установленной формы, подтверждающее профессиональную компетентность, выданное в установленном порядке;

– составах транспортных средств категорий «ВЕ», «СЕ» водителями не моложе 21 года, имеющими свидетельство установленной формы, подтверждающее профессиональную компетентность, выданное в установленном порядке.

Реализация положений Хартии качества

В соответствии с изменениями, внесенными в п. 334 Правил, автоперевозчик не должен находиться в процессе ликвидации или быть признанным в установленном законодательными актами порядке экономически несостоятельным (банкротом). При этом он может находиться в процессе реорганизации, что до вступления в силу постановления № 187 было запрещено. Внесение данного изменения обусловлено обычной практикой работы субъектов хозяйствования и положениями гражданского законодательства, устанавливающими переход всех прав и обязанностей реорганизованного юридического лица к его правопреемнику (ст. 54 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Как и сейчас, у автомобильного перевозчика должен иметься штатный специалист (специалисты), ответственный за организацию и выполнение автоперевозок грузов, за водителей и грузовые транспортные средства, соответствующие требованиям, установленным Правилами и иными актами законодательства. Кроме того, он должен отвечать критериям деловой репутации и финансового состояния, а также привлекать к выполнению международных автоперевозок грузов водителей, имеющих соответствующую подготовку.

Такие требования к международным перевозчикам обусловлены необходимостью выполнения на территории Республики Беларусь требований Хартии качества ЕКМТ, принятой 28 мая 2015 г. на саммите Международного транспортного форума министрами транспорта, в том числе и Республики Беларусь, в целях развития рынка международных грузовых автомобильных перевозок на европейском континенте и распространяется на международные автомобильные грузовые перевозки, выполняемые с использованием разрешений ЕКМТ.

Закон об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках стал правовой основой для определения в Правилах критериев и механизма подтверждения соответствия перевозчиков требованиям деловой репутации, финансовой устойчивости, профессиональной компетентности.

Критерии и порядок подтверждения деловой репутации и финансового состояния автомобильного перевозчика, выполняющего международные перевозки грузов

Критериям финансового состояния должны соответствовать все автомобильные перевозчики, выполняющие международные автомобильные перевозки, независимо от необходимости в получении разрешений ЕКМТ, а перевозчики, претендующие на получение разрешений ЕКМТ, должны будут дополнительно подтверждать соответствие их критериям деловой репутации.

Деловая репутация международного автомобильного перевозчика оценивается по двум критериям:

2 отсутствие у руководителя организации, индивидуального предпринимателя или штатного работника, назначенного ответственным за организацию и выполнение перевозок неснятой или непогашенной судимости за совершение преступлений против собственности и порядка осуществления экономической деятельности, против безопасности движения и эксплуатации транспорта, за нарушения правил охраны труда (подтверждается справкой, выдаваемой органами МВД в соответствии с Положением о порядке функционирования единой государственной системы регистрации и учета правонарушений, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 909);

– отсутствие решений о приостановлении или прекращении действия лицензии в отношении автомобильного перевозчика в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу, в котором производится подтверждение деловой репутации (проверяется по базе данных Транспортной инспекции).

Финансовое состояние автомобильного перевозчика – юридического лица оценивается по наличию у него имущества, стоимость которого эквивалентна сумме не менее 9000 евро (по официальному курсу, установленному Национальным банком) – на одно грузовое транспортное средство и 5000 евро (по официальному курсу, установленному Национальным банком) на каждое последующее. Подтверждается бухгалтерским балансом организации для юридического лица.

Индивидуальный предприниматель должен иметь в собственности имущество (за исключением жилых домов, жилых помещений (квартиры, комнаты), долей в праве собственности на жилые дома, жилые помещения (квартиры, комнаты) на сумму не менее 9000 евро (по официальному курсу, установленному Национальным банком) на одно грузовое транспортное средство и 5000 евро (по официальному курсу, установленному Национальным банком) на каждое последующее.

В случае недостаточности основных средств и иных активов юридического лица согласно показателям бухгалтерского баланса или имущества индивидуального предпринимателя согласно подтверждающим документам автомобильный перевозчик может дополнительно представлять гарантию банка.

Проверка соответствия автомобильного перевозчика требованиям к деловой репутации и финансовому состоянию будет осуществляться Министерством транспорта и коммуникаций или уполномоченной им организацией в установленные им сроки.

Из Правил исключена правовая норма, регламентирующая требования к финансовому состоянию автомобильного перевозчика, выполняющего внутриреспубликанские автомобильные перевозки грузов.

Перечень документов (сведений), представляемых для выдачи разрешений на проезд транспортных средств по территории иностранных государств при выполнении международных автомобильных перевозок грузов, сроки их действия и выдачи

В связи с принятием изменений в Закон об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках к компетенции Совета Министров отнесено установление перечня документов (сведений), представляемых перевозчиком для выдачи разрешений на проезд транспортных средств по территории иностранных государств, в том числе разрешений ЕКМТ, сроков их действия и выдачи. В этой связи Правила дополнены главой, определяющей данный перечень документов при выдаче разрешений на проезд транспортных средств по территории одного иностранного государства и разрешений на проезд транспортных средств по территории нескольких иностранных государств. Также определено, что порядок распределения, выдачи и использования таких разрешений устанавливается Министерством транспорта и коммуникаций.

Выдача разрешений на проезд транспортных средств по территории одного иностранного государства осуществляется Транспортной инспекцией при представлении автомобильным перевозчиком заявления и справки о выручке от деятельности по международной перевозке грузов (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, выполняющих международные автомобильные перевозки грузов для собственных нужд), а также при наличии сведений о предоставлении государственной статистической отчетности о международных автомобильных перевозках в порядке, установленном законодательством (для юридических лиц, кроме юридических лиц, выполняющих международные автомобильные перевозки грузов для собственных нужд). Форма заявления и справки, а также порядок их предоставления будут установлены Минтрансом.

Выдача разрешений на проезд транспортных средств по территории одного иностранного государства (при их наличии), при отсутствии необходимости в их распределении – в день подачи автомобильным перевозчиком заявления и указанных документов. В случае необходимости в распределении таких разрешений – в день подачи перевозчиком заявления при условии принятия решения Министерством транспорта и коммуникаций об их выдаче этому перевозчику.

Разрешения на проезд транспортных средств по территории одного иностранного государства действительны в течение срока, указанного в них, или определенного компетентными органами иностранных государств.

В соответствии с Правилами выдача разрешений на проезд транспортных средств по территории нескольких иностранных государств (здесь и далее по тексту под разрешениями на проезд транспортных средств по территории нескольких иностранных государств подразумеваются разрешения ЕКМТ) осуществляется Транспортной инспекцией при представлении автомобильным перевозчиком следующих документов:

– заявления и справки о выручке от деятельности по международной перевозке грузов (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, выполняющих международные автомобильные перевозки грузов для собственных нужд) по формам и в порядке, установленным Министерством транспорта и коммуникаций, а также при наличии сведений о предоставлении государственной статистической отчетности о международных автомобильных перевозках в порядке, установленном законодательством (для юридических лиц, кроме юридических лиц, выполняющих международные автомобильные перевозки грузов для собственных нужд);

Смотрите так же:  Статья 13 ук рф с комментариями

– документов, подтверждающих, что автомобильный перевозчик отвечает критериям деловой репутации и финансового состояния;

– документов, подтверждающих профессиональную компетентность лица, ответственного за организацию и выполнение международных автомобильных перевозок, и водителей, выполняющих международные автомобильные перевозки грузов, полученных в установленном законодательством порядке;

– списка грузовых транспортных средств по форме, установленной Министерством транспорта и коммуникаций;

– копий свидетельств о регистрации транспортных средств (технических паспортов), заверенных автомобильным перевозчиком;

– копий документов, подтверждающих соответствие транспортных средств экологическим и техническим требованиям и выданных заводом-изготовителем транспортных средств, заверенных автомобильным перевозчиком;

– копий документов, подтверждающих пригодность транспортных средств к эксплуатации на дорогах, заверенных автомобильным перевозчиком.

Выдача разрешений на проезд транспортных средств по территории нескольких иностранных государств производится в течение 14 календарных дней со дня принятия Министерством транспорта и коммуникаций решений об их выдаче.

Разрешения на проезд транспортных средств по территории нескольких иностранных государств действительны в течение срока, указанного в них.

Выдача разрешений на проезд транспортных средств производится после оплаты государственной пошлины за выдачу разрешения на проезд автомобильных транспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств в установленном законодательством порядке.

Перечень документов, которые должны находиться на борту транспортного средства

Важные изменения определяют перечень документов, которые грузоотправитель обязан передать (обеспечить передачу) автомобильному перевозчику или его представителю и которые должны находиться на борту транспортного средства.

Требование о наличии первого экземпляра товарной накладной (форма ТН-2), оформленной в соответствии с законодательством Республики Беларусь, теперь распространяется только на автомобильные перевозки грузов товарного характера, вывозимых за пределы территории Республики Беларусь в государства-члены Евразийского экономического союза (ранее – в любое государство за пределами Республики Беларусь). Требование о наличии данного документа сохранено при перевозках на направлениях, где он объективно необходим. Это связано с реализацией положений Договора о Евразийском экономическом союзе (пункт 4 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказания услуг, являющемся приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе).

Исключен из перечня грузосопроводительных документов, которые грузоотправитель обязан предоставлять автомобильному перевозчику, также и сертификат соответствия качества (при автомобильной перевозке промышленных и продовольственных товаров). Это связано с тем, что в соответствии с подпунктом 4.4 ТКП 5.102-2012 «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Сертификация продукции. Основные положения», сертификация продукции может производиться как обязательная, так и добровольная.

Из обязательного перечня документов, которые автомобильный перевозчик при направлении транспортного средства под загрузку должен передать водителю при выполнении автомобильных перевозок скоропортящихся грузов и грузов, требующих соблюдения при их автомобильной перевозке специального санитарного режима, исключен санитарный паспорт на грузовое транспортное средство. Данный документ не требуется, так как в соответствии с Техническими регламентами Таможенного союза, в том числе ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевых продуктов», ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочных продуктов», ТР ТС 033/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции», наличие санитарного паспорта на транспортные средства, осуществляющие перевозки вышеуказанных грузов, не предусмотрено.

Разграничение обязанностей и ответственности перевозчика и заказчика (грузоотправителя) за указание сведений в транспортных документах, погрузку на транспортное средство и др.

В целях реализации положении ст. 44 Закона об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках, в части касающейся обязанности перевозчика проверять наличие транспортных документов, внешнее состояние груза его количество и упаковку, а также ст. 56, согласно которой грузоотправитель несет ответственность за убытки, которые возникли в связи с неправильностью, неточностью и т.п. сведений указанных с транспортных документах, а также их отсутствием, внесены соответствующие изменения в пункт 31, часть первую пункта 71 Правил.

Так, грузоотправитель должен указать в товарно-транспортной накладной или в международной товарно-транспортной накладной «CMR» массу груза и способ ее определения, если масса определялась непрямым взвешиванием, и несет ответственность перед автомобильным перевозчиком за убытки, связанные с неточностью или неправильностью указания массы груза.

Грузоотправитель должен загружать грузовое транспортное средство с учетом соблюдения допустимых весовых и габаритных параметров, установленных Указом Президента Республики Беларусь от 26 ноября 2010 г. № 613 «О проезде тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования» (далее – Указ № 613).

Ранее контроль загрузки транспортного средства в соответствии с требованиями Указа № 613 был возложен на перевозчика. Со вступлением в силу изменений в Правила распределение обязанностей между грузоотправителем и перевозчиком в этой части изменено: грузоотправитель производит загрузку транспортного средства, указывает массу груза в грузосопроводительных и транспортных документах (ТТН-1, CMR) и несет ответственность перед перевозчиком за эти действия. Перевозчик, в свою очередь, обязан контролировать укладку и крепление груза, а грузоотправитель по указанию автомобильного перевозчика обязан устранить нарушения укладки и крепления груза.

Данные изменения создали правовые основания для взыскания с грузоотправителя убытков, возникающих у перевозчика, связанных с неточностью или неправильностью указания массы груза.

Изменения требований к перевозке скоропортящихся грузов

Из Правил исключены устаревшие нормы относительно требований к перевозке скоропортящихся грузов. С момента вступления в силу Постановления № 187 нет необходимости указывать в сопроводительных документах (сертификат качества, товарно-транспортная накладная) фактический срок изготовления продуктов.

Кроме того, исключено и приложение 10 Правил, в котором были отражены температурные режимы перевозимых пищевых продуктов при междугородних перевозках.

До недавнего времени должностные лица Транспортной инспекции руководствовались данным перечнем при отнесении того или иного продукта к разряду скоропортящихся в период сезонных ограничений нагрузок на оси транспортных средств в отношении республиканских автомобильных дорог общего пользования, в связи с чем возникало ряд спорных ситуаций и необходимость доказывания перевозчиками, что тот или иной груз, не входящий в указанный перечень, относится к скоропортящимся грузам. С момента вступления в силу постановления № 187 автомобильный перевозчик должен перевозить скоропортящиеся грузы в специализированных грузовых транспортных средствах с изотермическим кузовом (в изотермических фургонах, рефрижераторах или цистернах) с соблюдением температурных режимов, установленных грузоотправителем (ранее было – с соблюдением температурных режимов, установленных в Приложении 10).

В Правилах дано определение «скоропортящиеся грузы – грузы, для сохранности которых при автомобильной перевозке требуется соблюдение специального температурного и санитарно-гигиенического режимов».

Данные изменения полностью соответствуют нормам, изложенным в Декрете Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 года № 7 «О развитии предпринимательства», которым установлены исчерпывающие требования к транспортировке пищевой продукции (пункт 58 Общих санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденных Декретом). Так, согласно положений указанного Декрета, транспортировка пищевой продукции должна осуществляться при соблюдении условий транспортировки, установленных изготовителем продукции, а в случае их отсутствия – при соблюдении условий хранения, установленных изготовителем продукции. При использовании транспортных средств для перевозки (транспортировки) одновременно пищевой продукции и иных грузов необходимо обеспечить условия, исключающие их соприкосновение, загрязнение и изменение органолептических свойств пищевой продукции. Внутренняя поверхность грузовых отделений транспортных средств и контейнеров должна быть выполнена из материалов, предназначенных для контакта с пищевой продукцией и обеспечивающих возможность проведения очистки и мойки. Грузовые отделения транспортных средств должны быть чистыми.

Правила дополнены положением о том, что пригодность грузового транспортного средства для автомобильных перевозок скоропортящихся грузов по требованию грузоотправителя может подтверждаться наличием свидетельства о соответствии грузового транспортного средства нормам, установленным Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС), от 1 сентября 1970 года.

Дополнение Правил данной нормой обусловлено тем, что в соответствии с Законом Республики Беларусь от 29 июня 2003 года «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека» грузоотправители должны обеспечивать хранение и транспортировку продовольственного сырья для производства пищевых продуктов и пищевых продуктов, предназначенных для реализации в условиях, обеспечивающих сохранение их качества и безопасность, в специально предназначенных или оборудованных для этих целей помещениях и транспортных средствах, соответствующих обязательным требованиям в области обеспечения качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов. Однако грузоотправителю не представляется возможным визуально определить пригодность транспортных средств для доставки скоропортящихся пищевых продуктов с поддержанием необходимого температурного режима.

По этой причине, в соответствии с международной практикой, пригодность транспортных средств, предназначенных для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов с поддержанием необходимого температурного режима, подтверждается документально – свидетельством, которое выдается по результатам проведения инструментального контроля в порядке, установленном Соглашением СПС.

Данная норма распространяется как на международные, так и на внутриреспубликанские перевозки скоропортящихся грузов.

В соответствии с внесенными изменениями именно на грузоотправителя возложены обязанности по установлению температурных режимов и иных требований к скоропортящимся грузам, предъявляемым к автомобильной перевозке.

Сокращение нормы времени простоя на погрузке или разгрузке при выполнении международных автомобильных перевозок грузов с 12 до 8 часов

Внесение изменения в пункт 80 Правил, предусматривающее сокращение нормы времени простоя на погрузке или разгрузке при выполнении международных автомобильных перевозок грузов с 12 до 8 часов обусловлено усовершенствованием процессов погрузки, применением грузоотправителями современных технологий погрузо-разгрузочных операций и эффективных погрузочно-разгрузочных механизмов высокой производительности. Практика показывает, что фактическое время простоев автомобилей, выполняющих международные перевозки, на грузообразующих терминалах, как правило, составляет не более 2-4 часов. Превышение этого времени загрузки-разгрузки автомобилей, в большей степени связано с несоблюдением технологической дисциплины при выполнении погрузо-разгрузочных операций. Сокращение этого норматива позволит сократить непроизводительные простои автотранспортных средств и будет способствовать повышению эффективности работы белорусских автомобильных перевозчиков.

Похожие публикации:

  • Образец приказа о депремировании работников образец Депремирование работника. Образец приказа Стимуляция с помощью финансов является одним из самых эффективных рычагов воздействия на сотрудников. Премия для многих является постоянной составляющей дохода. И если по каким-то причинам […]
  • Госпошлина на смену паспорта после развода Какие документы нужны для замены паспорта РФ при смене фамилии после замужества. Сроки обмена паспорта. Сегодня мы хотим вам рассказать о смене паспорта после замужества (в связи с браком), о том какие для этого нужны документы, и […]
  • Экспертиза в глазове Муниципальное образование "Глазовский район" официальный портал р.Чепца за д.Нижняя Слудка Вид на Глазов с городища Иднакар р.Чепца за д.Верхняя Слудка и Нижняя Слудка Устье реки Сепыч Глава муниципального образования […]
  • Иск публичной власти к Иск публичной власти к 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Сайт – ОАО «Машиностроительный завод Арсенал», расположенный в сети Интернет по адресу www.mzarsenal.com Администрация Сайта – Открытое акционерное общество «Машиностроительный завод […]
  • Льготы матери имеющей 4 детей Статья ТКРФ 254. Перевод на другую работу беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет Комментарий к статье 254 1. В соответствии со ст. 23 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья […]
  • Закон по защите прав потребителей ст22 Закон О защите прав потребителей – статья 22 Статья 22 Закона о защите прав потребителей определяет, в какие именно сроки должны быть удовлетворены требования потребителя. Речь идет о конкретном перечне заявленных в претензии […]