Общественный договор в политике

ЮГОСЛАВИЯ, государство, существовавшее в 1918–1992 на юго-востоке Европы, в северо-западной и центральной части Балканского полуострова. Столица – г.Белград (ок. 1,5 млн. чел. – 1989). Территория – 255,8 тыс. кв. км. Административно-территориальное деление (до 1992) – 6 республик (Сербия, Хорватия, Словения, Черногория, Македония, Босния и Герцеговина) и 2 автономных края (Косово и Воеводина), входившие в состав Сербии. Население – 23,75 млн. чел. (1989). Государственные языки – сербскохорватский, словенский и македонский; в качестве официальных признавались также венгерский и албанский. Религия – христианство и ислам. Денежная единица – югославский динар. Национальный праздник – 29 ноября (день создания Национального комитета освобождения в 1943 и провозглашения Югославии народной республикой в 1945). Югославия была членом ООН с 1945, Движения неприсоединения, Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) с 1964 и ряда других международных организаций.

Географическое положение и границы.

Югославия граничила с Италией, Австрией, Венгрией, Румынией, Болгарией, Грецией и Албанией, на юге и западе ее территория омывалась водами Адриатического моря.

По численности населения Югославия занимала первое место среди балканских стран. На кон. 1940-х в стране проживало ок. 16 млн. чел., в 1953 численность населения составила 16,9 млн., в 1960 – ок. 18,5 млн., в 1971 – 20,5 млн., в 1979 – 22,26 млн., а в 1989 – 23,75 млн. чел. Плотность населения – 93 чел. на 1 кв. км. Естественный прирост в 1947 составил 13,9 на 1000 чел., в 1975 – 9,5, а в 1987 – 7. Рождаемость – 15 на 1000 чел., смертность – 9 на 1000 чел., детская смертность – 25 на 1000 новорожденных. Средняя продолжительность жизни – 72 года. (Данные за 1987).

Перед Второй мировой войной отмечалась значительная эмиграция населения в США, Канаду, Аргентину, Бразилию, Францию и другие страны (в 1924–1939 уехали более 250 тыс. чел.). В послевоенный период многие югославы выезжали на работу в западноевропейские государства.

Наиболее населенной республикой Югославии была Сербия (в 1979 – 9,2 млн. чел. вместе с населением Косово и Воеводины). В Хорватии, Боснии и Герцеговине проживало соответственно 4,6 и 4,2 млн. чел., в Македонии и Словении – 1,9 и 1,8 млн., а в самой маленькой из республик, Черногории – 0,6 млн. чел. Численность городского населения возросла с 13% в 1939 до 46% в 1978 и 49% в 1989. Крупными городами (помимо столицы Белграда) были Загреб (столица Хорватии, 1,2 млн. жителей), Скопье (столица Македонии, 0,5 млн.), Сараево (столица Боснии и Герцеговины, 450 тыс.), Любляна (столица Словении, 0,3 млн.) и др. (Данные за 1989).

Югославия была многонациональной страной. Большинство населения составляли южнославянские народы: сербы (36%), хорваты (20%), словенцы (8%), боснийцы, (ок.8%), македонцы (6%) и черногорцы (3%). Проживали также албанцы (8%), венгры (2%), турки, словаки, румыны, болгары, русины, итальянцы, украинцы, чехи, цыгане, валахи и др.

Ок. 41,5% населения составляли прихожане сербской православной церкви, 32% – католики (в основном хорваты и словенцы), 12% – мусульмане, 12% жителей не принадлежали ни к одной из конфессий, остальные – протестанты и др.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО И ПОЛИТИКА

Государственное устройство.

Согласно конституции 1920, Королевство сербов, хорватов и словенцев было конституционной парламентской и наследственной монархией. Законодательная власть принадлежала королю и Народной скупщине (парламенту), исполнительная – королю, который осуществлял ее через министров правительства. Глава государства (король) утверждал и обнародовал законы, назначал государственных должностных лиц, возглавлял вооруженные силы, созывал и распускал парламент. Однопалатная Народная скупщина избиралась в ходе всеобщих выборов гражданами – мужчинами страны, достигшими 21-го года. Министры правительства несли ответственность перед королем и парламентом.

В 1929 король Александр отменил действие конституции. Возвращение к конституционному правлению произошло в 1931. Согласно новому основному закону, страна объявлялась наследственной конституционной монархией, исполнительная власть принадлежала королю. Он назначал и увольнял министров, они были ответственны перед монархом. Парламент состоял из двух палат: Народная скупщина избиралась гражданами мужского пола на 4 года, одна половина сената назначалась королем, другая – избиралась на 6-летний срок.

После оккупации страны немецкими, итальянскими и болгарскими войсками (6 апреля 1941) югославское государство было ликвидировано. Оно было восстановлено в ходе вооруженного антифашистского сопротивления, возглавленного коммунистами. Созванное партизанами антифашистское вече в 1944 провозгласило страну федерацией. 29 ноября 1945 Югославия была объявлена Федеративной народной республикой. Конституция 1946 вводила двухпалатный законодательный орган – Народную скупщину, избираемую на 5 лет. Скупщина состояла из Союзной скупщины, депутаты которой избирались всеобщим голосованием, и Скупщины народов, члены которой избирались от республик и автономных образований страны. Исполнительная власть осуществлялась правительством – Советом министров во главе с председателем. В республиках, автономном крае Воеводина и автономной области Косово были созданы собственные скупщины и исполнительные органы.

В 1953 принят новый конституционный закон, согласно которому учреждался пост президента Югославии (его занял Иосип Броз Тито), избиравшегося Народной скупщиной на 5 лет. Вместо Совета министров учреждалось Союзное исполнительное вече во главе с президентом. Народная скупщина подразделялась на Союзное вече (в нем выделялась подпалата – Вече национальностей) и Вече производителей. Первое избиралось населением на 4 года, причем депутатам от республиканских вече и вече автономных образований отводилось установленное число мест. Вече производителей избиралось от населения, участвующего в производстве, на 4-летний срок путем многоступенчатых выборов.

В 1963 была провозглашена Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ). Главой государства остался президент, избираемый на 4 года Союзной скупщиной. Высшим органом государственной власти стала Союзная скупщина, которая избиралась на 4-летний срок (при этом половина депутатов обновлялась каждые 2 года). Союзная скупщина состояла теперь из 5-ти палат: Союзного вече, Вече производителей, Просветительско-культурного вече, Организационно-политического вече и Социально-здравоохранительного вече. Административную власть осуществляло Союзное исполнительное вече (во главе с председателем), члены которого избирались Союзной скупщиной. В республиках и автономных краях действовали собственные скупщины и исполнительные вече.

В 1974 новая конституция СФРЮ провозгласила основой общественно-экономического устройства страны объединенный труд и самоуправление трудящихся. Первичным звеном общественного устройства объявлялись т.н. «основные организации объединенного труда» (ОООТ) в сфере производства и непроизводственных сфер народного хозяйства, т.е. трудовые коллективы. Основу системы государственной власти и самоуправления составляли скупщины – представительные органы, формируемые на уровне федерации, республик, автономных краев и общин. Их члены избирались непрямым голосованием из состава делегаций, избранных в ОООТ. Скупщины состояли из трех палат – вече объединенного труда (ВОТ), вече местных содружеств (ВМС) и общественно-политического вече (ОПВ). На уровне общин ВОТ избирались из делегатов от трудовых коллективов, ВМС – от объединений граждан по месту жительства, а ОПВ – гражданами общин. Делегаты вече республиканских и краевых скупщин избирались членами соответствующих палат общинных вече. Скупщина СФРЮ состояла из двух палат – Союзного вече (избиралось скупщинами общин) и Вече республик и краев (избиралось республиканскими и краевыми скупщинами). Главой государства был президент. После смерти президента Тито (1980) функции управления государством были переданы существовавшему с 1971 Президиуму СФРЮ, в состав которого входили представители от всех республик и автономных краев и председатель Президиума ЦК компартии. Президиум избирал председателя и его заместителя сроком на 1 год. Правительство (Союзное исполнительное вече) формировалось на основе паритетного представительства от республик и краев. В него входили избираемые Скупщиной СФРЮ на 4 года члены, а также союзные секретари, председатели союзных комитетов и другие руководители союзных органов управления и организаций. Каждая республика и автономный край имели свою конституцию, президиум, скупщину и исполнительное вече.

Административное устройство.

По конституции 1921 страна была разделена на 33 области во главе с назначенными королем губернаторами (великими жупанами). Параллельно существовали выборные органы самоуправления, но их компетенция была ограниченной, т.е. они должны были согласовывать свои решения с государственными органами власти. В 1931 Югославия была разделена на 9 бановин (провинций), во главе которых стояли назначаемые монархом баны. Границы бановин не соответствовали границам исторических областей. С 1945 Югославия состояла из 6-ти республик, причем крупнейшая из них – Сербия – включала в свой состав автономный край Воеводину и автономную область Косово-Метохию (позже – край Косово).

В 1992 году 6 республик (Сербия, Хорватия, Словения, Черногория, Македония, Босния и Герцеговина) и 2 автономных края (Косово и Воеводина), входившие в состав Сербии, были разделены на общины.

Судебная система.

Включала суды различных уровней; на вершине пирамиды находился Конституционный суд, который осуществлял контроль над тем, чтобы принимаемые законы соответствовали конституции, разрешал споры о правах и обязанностях между федерацией и республикой, между республиками и т.д.

Вооруженные силы и оборона.

Вооруженные силы королевской Югославии состояли из сухопутной армии, военно-воздушных сил и военно-морского флота. Существовала всеобщая воинская повинность. В 1939 вооруженные силы насчитывали ок. 150 тыс. чел. (включая жандармерию); в их составе имелись 16 пехотных, 2 кавалерийские дивизии, артиллерия и ок. 200 танков.

В ходе боевых действий против германских, итальянских и болгарских оккупантов в годы Второй мировой войны партизанские отряды слились в Народно-освободительную армию, численность которой в 1944 достигала 300 тыс. чел. После освобождения страны в 1945 она была преобразована в Югославскую армию, а с 1961 – Югославскую народную армию (ЮНА). В составе ЮНА находились сухопутные войска, военно-воздушные силы, военно-морской флот и пограничные войска. Кроме того, в каждой из 6-ти республик существовали собственные силы территориальной обороны.

Внешняя политика.

В области внешней политики королевская Югославия первоначально ориентировалась на страны Антанты и стремилась противодействовать пересмотру границ, установленных в рамках Версальской системы. В августе 1920 она заключила договор с Чехословакией, направленный против ревизионистских устремлений Венгрии. Аналогичные договоры, нацеленные на противодействие планам Венгрии и Болгарии, были заключены с Румынией. На основе этих договоров сложился блок – Малая Антанта, которая в 1927 была укреплена договором между Югославией и Францией, а в феврале 1934 – пактом между Югославией, Румынией, Грецией и Турцией (Балканской Антантой). Одновременно Югославия пыталась противостоять планам Италии на Балканах.

После убийства короля Александра (октябрь 1934) власти страны начали постепенный пересмотр внешнеполитического курса. В 1937 правительство М.Стоядиновича (1935–1938) заключило с Италией договор о ненападении и невмешательстве и договор «о вечной дружбе» с Болгарией, проведены были также переговоры с Германией и Венгрией. Кабинет Д.Цветковича (1938–1941) установил дипломатические отношения с СССР (1940). В марте 1941 было подписано соглашение о присоединении Югославии к германо-итало-японскому блоку. Последний шаг привел к отставке правительства, новый кабинет в апреле 1941 заключил договор о дружбе и ненападении с СССР, однако Югославия была сразу же оккупирована германскими войсками.

В 1945 Югославия вступила в ООН. Послевоенное руководство страны во главе с Тито вначале поддерживало тесные связи с СССР. В апреле 1945 был заключен советско-югославский договор о дружбе, взаимной помощи и сотрудничестве, страна отклонила участие в «плане Маршалла». Однако в 1948 отношения между СССР и Югославией были прерваны, и в последующие годы укрепились контакты с США, Великобританией и Францией, заключен ряд торговых договоров с западными странами, предоставившими займы. В 1951 было достигнуто соглашение о предоставлении Югославии американской военной помощи, в 1953–1954 подписаны военно-политические соглашения с Турцией и Грецией.

В 1955 советско-югославские отношения были восстановлены, а затем установились связи и с государствами-союзниками СССР. В последующие десятилетия Югославия стремилась проводить внешнюю политику, основанную на принципах мирного сосуществования, мирного урегулирования конфликтов, невмешательства и неприсоединения к военно-политическим блокам. Она поддерживала международные соглашения о разоружении, выступила одним из инициаторов создания в 1961 Движения неприсоединившихся государств и играла в нем ведущую роль. С 1964 страна участвовала в работе ряда органов СЭВ, но одновременно развивала экономические отношения с западными государствами и странами т.н. «третьего мира». Югославия осудила ввод американских войск в Индокитай, ввод вооруженных сил Организации Варшавского договора в Чехословакию в 1968, а также ввод советских войск в Афганистан (1979).

Искусный политик, президент Тито умело пользовался преимуществом экономических связей с СССР и СЭВ и стремлением Запада путем различных уступок привлечь ее на свою сторону, что обеспечивало ускоренное развитие национальной экономики в 1970– нач. 1980-х.

Политические организации.

В политической жизни Югославии до Второй мировой войны доминировала сербская элита, в то время как многие несербские партии добивались большей автономии для несербских районов, превращения страны в федерацию или отделения. Ведущими сербскими политическим партиями были: «Сербская радикальная партия» (осн. в 1881, эволюционировала от левой до правонационалистической), «Демократическая партия» (оформилась в 1919, либеральная), «Независимая демократическая партия» (возникла в результате раскола «Демократической партии»), «Земледельческий союз» (созд. в 1919), «Республиканская партия» и др. В Хорватии наибольшим влиянием пользовалась «Хорватская народная крестьянская партия» (ХКП), образованная в 1904, а в 1920 преобразованная в «Хорватскую республиканскую крестьянскую партию», выдвинувшую лозунги крестьянской демократии и автономии Хорватии. Действовали также «Хорватская партия права» (правонационалистическая, выступала за независимость Хорватии), «Хорватская крестьянская партия в Боснии», «Хорватская народная партия» и др. Основными партиями в Словении были «Словенская народная партия» (образована в 1892, опиралась на католические круги) и «Югославянская демократическая партия» (либеральная, образована в 1894 как «Национально-прогрессивная партия», переименована в 1918). Действовали также «Независимая крестьянская партия» (1919), «Национально-социалистическая партия» (1920), «Словенская республиканская партия» (1922) и др. Среди боснийцев наибольшее влияние имела «Мусульманская организация». Крупнейшими левыми партиями в стране были: «Коммунистическая партия Югославии» (созд. в 1919, до 1920 называлась «Социалистическая рабочая партия (коммунистов)», в 1921 была запрещена и действовала нелегально) и «Социалистическая партия» (с 1934 – «Социал-демократическая партия» (как общеюгославская партия действовала с 1921).

Смотрите так же:  Арбитражный суд калькулятор задолженности

После 1929 правящие круги пошли по пути создания государственной партии на базе объединения части политических организаций. Так были образованы «Югославская национальная партия» (1931), и «Югославский радикальный союз» (1935).

С 1945 реальная власть в стране принадлежала «Коммунистической партии Югославии», переименованной в 1952 в «Союз коммунистов Югославии» (СКЮ). Ее задачей и конечной целью было объявлено создание в стране бесклассового коммунистического общества. В уставе партии закреплялась роль СКЮ как ведущей идейно-политической силы страны. По существу она выполняла государственные функции: принимала решения, касающиеся основных направлений политического, экономического и социального развития Югославии, осуществляла идеологический контроль и т.д. Лидер партии, хорват по национальности, И.Тито (до 1966 – генеральный секретарь, а в 1966–1980 – председатель СКЮ) бессменно занимал пост главы правительства (до 1963) и президента страны.

Высшим органом партии был периодически созываемый съезд. Он избирал Центральный комитет (ЦК) партии. С 1978 во главе ЦК стоял Президиум СКЮ, избиравший из своего состава исполнительных секретарей, секретаря Президиума (сроком на 2 года) и председателя (сроком на 1 год). Пост председателя поочередно занимали представители республик и краев.

Действовали также республиканские и краевые Союзы коммунистов, имевшие свои съезды, ЦК и президиумы. Партийные организации имелись в общинах, армии и в ОООТ. Под руководством компартии работали общественно-политические организации – «Социалистический союз трудового народа Югославии» (до 1953 – «Народный фронт»), «Союз профсоюзов», «Союз объединений ветеранов Народно-освободительной войны», «Союз социалистической молодежи» и др.

До Второй мировой войны Югославия была преимущественно аграрной страной. Она обладала плодородными почвами и значительными запасами полезных ископаемых, в т.ч. цветных металлов. Сельское хозяйство давало более 80% национального дохода, сельское население составляло более 85%. Значительная часть промышленности была занята переработкой сельскохозяйственной продукции. В 1930-е стал наблюдаться подъем промышленности, в основном за счет развития горнорудного дела, цветной металлургии и лесной отрасли. Развивалась также текстильная промышленность. Для страны был характерен значительный разрыв в экономическом развитии ее регионов. Более интенсивное сельское хозяйство и сравнительно развитая промышленность существовали в Словении, Воеводине, Хорватии и Сербии. Менее развита была экономика Черногории, Македонии, Боснии и Герцеговины.

После 1945 Югославия превратилась в развитое индустриально-аграрное государство. Совокупный общественный продукт увеличился в 1978 в 6,4 раза по сравнению с 1947, в расчете на душу населения – в 4,8 раза. Подавляющая часть промышленного производства была национализирована (в кон. 1970-х в общественном секторе создавалось 86% ВВП). При этом в отличие от экономики советского типа, югославская экономика строилась на основе т.н. «самоуправления»: производственные единицы пользовались хозяйственной самостоятельностью и конкурировали друг с другом, при этом часть прибыли передавалась государству.

В результате индустриализации были по существу заново созданы машиностроение, металлургическая, автомобильная, электротехническая, радиоэлектронная, нефтяная и другие отрасли. Доля промышленности в создании совокупного общественного продукта возросла с 18% в 1947 до 39% в 1978, а доля сельского хозяйства сократилась соответственно с 40% до 14%.

В 1980-е в экономике Югославии стали нарастать кризисные явления – снижение роста производительности труда, усиление диспропорций в уровне развития различных республик и регионов, дефицит внешнеторгового баланса и рост безработицы. По официальным данным, общая сумма внешней задолженности страны в 1989 составила ок. 19 млрд. долл. США. Инфляция превысила 2500%. Реальные доходы населения в 1987 сократились на 7%, а в 1988 – еще на 10%.

Трудовые ресурсы.

В 1985 ок. 30% экономически активного населения было занято в промышленности, 25% – в сельском хозяйстве. В общественном секторе народного хозяйства в 1990 работали 6,7 млн. чел. Ок. 1,1 млн. югославов работали за границей, число безработных в стране превышало 1,2 млн. чел.

Доля промышленности в ВВП в кон. 1980-х составила 49%. Ведущая роль в промышленности принадлежала машиностроению, на долю которого приходилось ок. 1/5 общего числа занятых в индустрии и стоимости продукции промышленности. Важное значение имела горнодобывающая промышленность (добыча меди, свинца, угля, нефти, цинка, алюминия). Переработка руды осуществлялась на предприятиях страны. Развивались черная и цветная металлургия, а также текстильная, обувная и пищевая промышленность.

Сельское хозяйство.

Доля аграрного сектора в ВВП в кон. 1980-х составляла 14%. Ок. 17% земель приходилось на общественный сектор, дававший примерно половину товарной сельскохозяйственной продукции. Имелось также 2,7 млн. индивидуальных крестьянских хозяйств. Выращивали пшеницу (6,3 млн. т), кукурузу (8 млн. т), сахарную свеклу (4,6 млн. т), подсолнечник (344 тыс. т), сливы (730 тыс. т), виноград (1,3 млн. т) др. (Данные за 1988).

Внешняя торговля.

Югославия поддерживала экономические отношения со 140 государствами мира. В 1989 объем экспорта страны составил 13,4 млрд. долл. США, импорта – 14,8 млрд. долл. США. Для внешней торговли Югославии был характерен хронический дефицит, приводивший, в свою очередь, к дефициту платежного баланса. В экспорте преобладали промышленные изделия (94% – 1979): машины, промышленное оборудование, электротехнические товары и транспортные средства. Вывозились также сырье, полуфабрикаты и товары народного потребления. 90% импорта приходилось на долю промышленных товаров. Импортировались также сырье, полуфабрикаты, машины и оборудование.

Главным внешнеторговым партнером был Советский Союз (4,9 млрд. долл. США – 1989). На страны СЭВ приходилось до 30% внешнеторгового оборота. Развивалась также торговля со странами Запада. Ок. 26% торгового оборота приходилось на неевропейские страны.

Югославия располагала запасами топлива – угля, нефти, природного газа, горючих сланцев, руд урана. В 1989 было добыто 3,4 млн. т нефти, 2,9 млрд. куб. м газа, 74,6 млн. т угля (в т.ч. 0,3 млн. т каменного угля). В послевоенный период структура потребления энергетических ресурсов изменилась за счет уменьшения доли угля и увеличения доли нефти. В 1975 на долю угля приходилось 43% (в 1939 – более 90%), нефти – 48%, гидроэнергии – 5,5% и газа – 3,5%. Рост производства электроэнергии отставал от потребностей экономики и потребления населения.

Транспорт и связь.

Югославия занимала важное транспортно-географическое положение на юго-востоке Европы, и ее территория широко использовалась для международного транзита. В кон. 1980-х протяженность железных дорог достигала 9,3 тыс. км (из них 3,8 тыс. км были электрифицированы), автодорог – 122 тыс. км (с твердым покрытием – 73,5 тыс. км). Был развит морской торговый флот (3,3 млн. бр.-рег. т). Длина судоходных речных путей превышала 2 тыс. км. Воздушное сообщение связывало Белград и другие крупные города Югославии со многими странами мира.

Финансы и кредит.

Денежной единицей Югославии был динар, состоявший из 100 пар. Бюджетная система страны с 1950-х состояла из самостоятельных бюджетов: союзного, республик, автономных краев, городов и общин. Из общей суммы бюджетных средств (121,5 млрд. динаров в 1977) на союзный бюджет приходилось 46%, на республиканские – 25%, на краевые – 6%, на общинные и городские – 19%). 4% средств передавалось хозяйственным организациям и учреждениям «общих интересов» (сфера образования и т.д.) и в целевые фонды. Основными источниками доходов бюджета были различные налоги, таможенные пошлины и отчисления из личных доходов. Бюджетные средства федерации расходовались главным образом на содержание государственных органов, нужды обороны, финансирование отдельных мероприятий в народном хозяйстве (дотации, премии, капиталовложения, социальное обеспечение). Республиканские и краевые средства использовались для финансирования образования, здравоохранения, социального обеспечения, содержание органов управления, а также капиталовложений в народное хозяйство.

Инфляция 1980-х привела к резкому обесцениванию динара. Осуществление властями антиинфляционной политики позволило в 1990 добиться внутренней конвертируемости динара.

Югославия была одним из излюбленных мест туризма и отдыха в Европе. В нач. 1980-х страну посещало более 6 млн. иностранных туристов в год. Наиболее посещаемым районом было побережье Адриатического моря, а также города Белград, Загреб и Любляна и др.

ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА

Накануне Второй мировой войны 45% населения Югославии было неграмотным. В послевоенные годы осуществлялись меры по ликвидации неграмотности, тем не менее, к нач. 1980-х в стране еще насчитывалось 2,5 млн. неграмотных. На нужды образования в 1976 было выделено 4% национального дохода.

Образование было бесплатным на всех уровнях. Начальное образование (8 лет) с 1952 стало обязательным для всех детей в возрасте от 7-ми до 15-ти лет. Среднее образование до 1975 можно было получить в гимназиях, школах по подготовке квалифицированных рабочих, технических и других профессиональных школах; обучение в которых длилось 4 года. В 1975–1976 осуществлялась реформа образования, вводившая двухступенчатую систему среднего образования – получение единых знаний на первом этапе и специализация на втором. В 1979 в Югославии насчитывалось 19 университетов, 20 институтов и 131 учебное заведение, в которых обучались 440 тыс. студентов. Крупнейшими научными центрами страны были Академии наук и Академия искусства.

Здравоохранение.

Лечебные учреждения в Югославии являлись хозрасчетными учреждениями (кроме диспансеров и учреждений общественной гигиены, находившихся на государственном бюджете). Лечение лиц, охваченных социальным страхованием, оплачивалось органами социального страхования, а незастрахованных – общинными органами. Бесплатно медицинская помощь оказывалась детям, бесплатным было также их лечение до достижения 15-летнего возраста.

Пресса, телевидение и радиовещание.

В Югославии издавалось более 2,9 тыс. газет тиражом ок. 13,5 млн. экземпляров. Наиболее крупными ежедневными газетами были «Вечерне новости», «Политика», «Спорт», «Борба» (Белград), «Вечерни лист», «Спортске новости», «Виесник» (Загреб) и др. Издавалось более 1,2 тыс. журналов, общий тираж которых составлял ок. 10 млн. экземпляров. Работу всех радиостанций и телецентров координировало «Югославское радио и телевидение», созданное в 1944–1952. Работали ок. 200 радиостанций и 8 телевизионных центров.

К моменту начала Первой мировой войны большая часть югославянских земель входила в состав монархии Габсбургов (Словения – с 13 в., Хорватия – с 16 в., Босния и Герцеговина – в 1878–1908). В ходе войны австро-венгерские, немецкие и болгарские войска оккупировали в 1915 Сербию, а в 1916 – Черногорию. Короли и правительства Сербии и Черногории были вынуждены покинуть свои страны.

Королевство сербов, хорватов и словенцев.

В начале первой мировой войны 1914 сербское правительство заявило, что ведет борьбу за освобождение и объединение сербов, хорватов и словенцев. Политические эмигранты из Словении и Хорватии образовали в Западной Европе Югославянский комитет, который стал проводить агитацию за создание объединенного Югославянского (Югославского) государства. 20 июля 1917 сербское эмигрантское правительство и Югославянский комитет огласили на о-ве Корфу (Греция) совместную декларацию. В ней содержались требования отделения от Австро-Венгрии сербских, хорватских и словенских земель и объединения их с Сербией и Черногорией в единое королевство под управлением сербской династии Карагеоргиевичей. В августе 1917 к декларации присоединились и представители эмигрантского Черногорского комитета национального объединения.

Возможности для реализации плана представились осенью 1918, когда монархия Габсбургов, не выдержав груза войны, начала распадаться. Власть на местах в юго-славянских землях взяли народные вече. 6 октября 1918 в Загребе собралось Центральное народное вече словенцев, хорватов и сербов, которое 25 октября объявило об отмене всех законов, связывавших славянские области с Австрией и Венгрией. Было провозглашено создание Государства словенцев, хорватов и сербов (ГСХС). Тем временем войска Антанты и сербские части, прорвав фронт, заняли территории Сербии и Черногории. 24 ноября Народное вече избрало комитет для осуществления объединения ГСХС с Сербией и Черногорией. 1 декабря 1918 эти государства официально объединились в югославское государство – Королевство сербов, хорватов и словенцев (КСХС). Королем был провозглашен сербский монарх Петр I (1918–1921), однако в действительности функции регента перешли к принцу Александру. В 1921 он занял престол.

20 декабря 1918 сформировано первое центральное правительство во главе с лидером сербской «Радикальной партии» Стояном Протичем. В состав кабинета вошли представители 12-ти сербских, хорватских, словенских и мусульманских партий (от правых до социал-демократов). В марте 1919 был учрежден временный парламент страны – Государственное вече.

Экономическая и социальная ситуация в новом государстве оставалась катастрофической. Спад производства, инфляция, безработица, нехватка земли, проблема трудоустройства бывших солдат представляли собой серьезный вызов правительству. Внутриполитическое положение усугубляли продолжавшиеся в декабре 1918 кровопролитные столкновения в Хорватии, Черногории, Воеводине и других районах. Весной 1919 поднялась мощная волна забастовок среди железнодорожников, шахтеров и рабочих других профессий. В деревне происходили бурные выступления крестьян, требовавших земли. Правительство вынуждено было приступить к проведению аграрной реформы, которая предусматривала выкуп крестьянами помещичьей земли. Власти принудительно ввели низкий обменный курс австрийской валюты по отношению к сербскому динару, что привело к ухудшению экономического положения населения и вызвало новые протесты.

Острым оставался вопрос о формах будущего государственного устройства. Против единого государства выступали приверженцы бывшей Черногорской монархии, а «Хорватская крестьянская партия» (ХКП) во главе со Степаном Радичем требовала предоставления Хорватии права на самоопределение (за что она была подвергнута преследованиям со стороны властей). Выдвигались различные проекты государственного устройства – от централистских до федералистских и республиканских.

Правительство, сформированное в августе 1919 лидером сербских демократов Любомиром Давидовичем (в него вошли также социал-демократы и ряд небольших несербских партий) приняло закон о 8-часовом рабочем дне, пыталось справиться с дефицитом государственного бюджета (с помощью повышения налогов) и обуздать инфляцию путем проведения денежной реформы. Тем не менее, эти меры не предотвратили новую волну забастовок в кон. 1919.

В феврале 1920 на пост главы правительства вернулся радикал Протич, получивший поддержку клерикальной «Словенской народной партии» и «Народного клуба». В апреле того же года власти подавили всеобщую забастовку железнодорожников. В мае коалиционный кабинет с участием демократов, словенских клерикалов и других партий возглавил другой лидер радикалов – Миленко Веснич. Его правительство провело в ноябре 1920 выборы в Учредительное собрание. На них блок радикалов и демократов не сумел добиться большинства (демократы получили 92, а радикалы – 91 из 419 мест). Усилились влияние левых партий: коммунисты вышли на третье место, получив ок. 13% голосов и 59 мест, а ХКП («Хорватская народная крестьянская партия») – на четвертое (50 мест). ХКП добилась абсолютного большинства в Хорватии. В декабре 1920 она была переименована в «Хорватскую республиканскую крестьянскую партию» (ХРКП) и провозгласила своей целью провозглашение самостоятельной Хорватской республики.

Смотрите так же:  Как сдается нулевая отчетность в пфр

В этих условиях правительство КСХС, отражавшее преимущественно интересы сербской элиты, решилось нанести удар по своим противникам. 30 декабря 1920 был принят декрет «Обзнана», который запрещал пропагандистскую деятельность компартии и связанных с ней рабочих организаций и профсоюзов; их имущество было конфисковано, а активисты арестованы. 1 января 1921 лидер «Радикальной партии» Никола Пашич сформировал кабинет, в который вошли представители сербских радикалов, демократов, земледельцев, а также мусульман и мелких партий.

В 1921 депутатов ХРКП вынудили покинуть Учредительное собрание. 28 июня 1921 была принята конституция КСХС, согласно которой королевство провозглашалось централизованным государством. Конституция получила название «Видовданской», поскольку была утверждена в день святого Вида. После серии покушений на принца Александра и ряда политиков в августе 1921 собрание приняло закон О защите безопасности и порядка в государстве, который официально ставил компартию вне закона. В марте 1923 на выборах в Народную скупщину радикалы получили 108 из 312 мандатов. Пашич сформировал однопартийный радикальный кабинет, в который в 1924 вошли представители отколовшейся от демократов «Независимой демократической партии».

ХРКП, набрав на выборах на 4% голосов меньше, чем сербские радикалы, получила 70 мест. Лидер партии Радич предложил объединить оппозицию и преобразовать КСХС в федерацию. Получив отказ, он пошел на соглашение с правящими радикалами. Летом 1923 он был вынужден выехать за границу, и на родине его объявили государственным изменником. Во внутренней политике правительство Пашича широко прибегало к методам репрессий против политических противников. В нач. 1924 оно лишилось поддержки парламента и распустило его на 5 месяцев. В ответ оппозиция обвинила его в нарушении конституции. В обстановке массового недовольства в июле 1924 Пашич вынужден был уйти в отставку.

Правительство демократа Давидовича (июль-ноябрь 1924), в которое вошли также словенские клерикалы и мусульмане, обещало обеспечить мирное и равноправное сосуществование сербов, хорватов и словенцев, а также установить дипломатические отношения с СССР. Новое правительство восстановило областное административное управление в Загребе. Было также снято обвинения с Радича, и ему разрешили вернуться в страну. В ноябре 1924 к власти вернулся Пашич в союзе с независимыми демократами. В декабре правительство запретило деятельность ХРКП и распорядилось арестовать Радича, а в феврале были проведены новые выборы в Народную скупщину. На них радикалы получили 155 из 315 мест, а сторонники ХРКП – 67. Власти распорядились отменить мандаты хорватских республиканцев, но затем Пашич провел тайные переговоры с находившимся в заключении Радичем и добился от него отказа от выдвижения лозунгов самостоятельности Хорватии. Хорватский лидер был освобожден и назначен министром. В июле 1925 Пашич возглавил новое коалиционное правительство, в которое вошли представители радикалов и ХРКП. Оно провело реакционный закон о печати, повысило налог на заработную плату и внесло изменения в аграрную реформу, позволявшие помещикам продавать подлежащие отчуждению земли крепким хозяйствам богатых крестьян. В апреле 1926 кабинет подал в отставку из-за отказа хорватских партнеров по коалиции ратифицировать конвенцию с Италией, в которой КСХС сделала соседнему государству значительные экономические уступки. Новое правительство сформировал радикал Николай Узунович, пообещавший уделить особое внимание развитию сельского хозяйства и промышленности, способствовать привлечению иностранного капитала, уменьшению налогов и государственных расходов в рамках жесткой экономии. Но политическая система страны оставалась неустойчивой. «Радикальная партия» раскололась на 3 фракции, «Демократическая партия» – на 2. В нач. 1927 ХРПК вышла из правительства, и опорой Узуновича стали словенские клерикалы. В феврале 1927 оппозиция потребовала предать суду министра внутренних дел, которого обвиняли в массовых полицейских расправах над избирателями в ходе выборов в местные органы. Скандал приобрел международный резонанс, и Узунович ушел в отставку.

В апреле 1927 радикал В.Вукичевич возглавил правительство, состоявшее из радикалов и демократов, к которым позднее примкнули словенские клерикалы и боснийские мусульмане. В ходе досрочных парламентских выборов (сентябрь 1927) радикалы завоевали 112, а оппозиционная ХРКП – 61 место. Правительство отказывалось предоставлять государственную помощь безработным, сократить задолженность крестьян и осуществить унификацию налогового законодательства. Противостояние между властями и оппозицией нарастало. ХРКП договорилась с независимыми демократами о создании блока. В «Демократической партии» углублялся раскол, и различные ее фракции покидали правительственную коалицию. Проходили массовые демонстрации протеста, забастовки и крестьянские выступления. Депутатов от оппозиции, обвинявших режим в коррупции, часто силой удаляли из Скупщины. 20 июня 1928 в разгар споров о ратификации экономических соглашений с Италией радикал П.Рачич в зале парламента застрелил двух хорватских депутатов и ранил Радича, который от полученных ран скончался в августе того же года. В Хорватии массовые протесты и демонстрации переросли в баррикадные бои. Оппозиция отказывалась вернуться в Белград и требовала проведения новых выборов.

В июле 1928 лидер клерикальной «Словенской народной партии» Антон Корошец сформировал правительство, в которое вошли радикалы, демократы и мусульмане. Он пообещал провести налоговую реформу, предоставить кредит крестьянам и реорганизовать государственный аппарат. В то же время власти продолжали аресты оппозиционеров, шла подготовка законов об ужесточении цензуры и предоставлении полиции права вмешательства в деятельность органов местного самоуправления. В условиях обострения общественного кризиса правительство Корошеца в конце декабря 1928 ушло в отставку. В ночь с 5 на 6 января 1929 король Александр совершил государственный переворот: он распустил парламент, органы местного самоуправления, политические партии и общественные организации. Был также отменен закон о 8-часовом рабочем дне и установлена жесткая цензура. Формирование правительства было поручено генералу П.Живковичу.

Королевство Югославия.

Установившийся военно-монархический режим объявил о намерении спасти единство страны. КСХС было переименовано в «Королевство Югославия». Административно-территориальная реформа, проведенная в октябре 1929, упразднила исторически сложившиеся области. Усиление просербских тенденций, проявившихся в т.ч. в преимущественном кредитовании сельского хозяйства сербских районов, а также в сфере образования, привело к активизации деятельности сепаратистов в Хорватии («усташи») и в других районах страны.

В нач. 1930-х Югославию охватил острый экономический кризис. Пытаясь смягчить его воздействие, правительство создало Аграрный банк, ввело до 1932 государственную монополию на экспорт сельскохозяйственных продуктов, однако категорически отказывалось регулировать условия труда и уровень зарплаты. Выступления трудящихся подавлялись полицией.

В сентябре 1931 король обнародовал новую конституцию, существенно расширявшую полномочия монарха. Проведенные в ноябре 1931 выборы в Скупщину оппозиция бойкотировала. В декабре 1931 правящая коалиция была реорганизована в новую партию, получившую название «Югославская радикально-крестьянская демократия» (с июля 1933 называлась «Югославская национальная партия», ЮНП).

После ухода из правительства представителей Словении и Хорватии, замены в апреле 1932 Живковича на посту премьер-министра В.Маринковичем, в июле того же года кабинет возглавил М.Сршкич. В январе 1934 главой правительства вновь был назначен Узунович.

В октябре 1934 король Югославии Александр был убит в Марселе македонским националистом. Власть в стране перешла к несовершеннолетнему королю Петру II, а регентский совет возглавил принц Павел. Во внешней политике новые власти готовы были пойти на компромисс с Германией и Италией, во внутренней – с умеренными фракциями оппозиции.

В мае 1935 правительство, которое с декабря 1934 возглавил Б.Ефтич, провело парламентские выборы. ЮНП завоевала 303 места, объединенная оппозиция – 67. Но в правительственном блоке произошел раскол. Формирование кабинета было поручено бывшему министру финансов М.Стоядиновичу, который создал в 1936 новую партию – «Югославский радикальный союз» (ЮРС). Стоядинович привлек на свою сторону часть бывших радикалов, мусульман и словенских клерикалов, пообещав осуществить децентрализацию государственной власти и решить т.н. «хорватский вопрос». Однако переговоры с оппозиционной ХРКП провалились. Правительство пошло на снижение долговых обязательств крестьян (замороженных в 1932), издало закон о кооперативах. Во внешней политике оно пошло на сближение с Италией и Германией, которая превратилась в главного торгового партнера Югославии.

Досрочные выборы в Скупщину (декабрь 1938) показали значительное усиление оппозиции: она собрала 45% голосов избирателей, а ХРПК получила абсолютное большинство голосов в Хорватии. Лидер партии В.Мачек заявил, что дальнейшее сосуществование с сербами невозможно до тех пор, пока хорваты не получат полную свободу и равноправие.

Новое правительство сформировал в феврале 1939 представитель ЮРС Д.Цветкович. В августе 1939 власти подписали соглашение с В.Мачеком, а представители ХРПК вошли в состав кабинета наряду с «Демократической партией» и «Крестьянской партией» Сербии. В сентябре 1939 Хорватия получила автономию. Правительство автономии возглавил бан Иван Шубашич.

В мае 1940 Югославия подписала с СССР договор о торговле и мореплавании, а в июне того же года официально установила с ним дипломатические отношения. После некоторых колебаний Цветкович склонился к сотрудничеству с Германией. В марте 1941 правительство обсуждало вопрос о присоединении к блоку Германия–Италия–Япония. Большинство министров проголосовало за этот шаг, и проигравшее меньшинство покинуло кабинет. 24 марта реорганизованное правительство единодушно одобрило соглашение, и оно было официально подписано в Вене.

Подписание этого документа вызвало массовые протесты в Белграде, прошедшие под антигерманскими и антифашистскими лозунгами. На сторону манифестантов перешла армия. 25 марта 1941 образовано новое правительство во главе с генералом Д.Симовичем. Соглашение с Германией было расторгнуто. Король Петр II был объявлен совершеннолетним. Переворот поддержали действовавшие в подполье коммунисты. 5 апреля Югославия подписала с СССР договор о дружбе и ненападении. На следующий день немецкие войска (при поддержке Италии, Венгрии, Болгарии и Румынии) вторглись на территорию страны.

Период оккупации и народно-освободительная война.

Соотношение сил сторон было неравным, югославская армия была разбита в течение 10-ти дней, а Югославия оккупирована и разделена на зоны оккупации. В Сербии было образовано прогерманское правительство, Словению присоединили к Германии, Воеводину – к Венгрии, а Македонию – к Болгарии. В Черногории установился режим итальянской, а с 1943 – немецкой оккупации. Хорватские националисты-«усташи» во главе с Анте Павеличем провозгласили создание Независимого Государства Хорватия, захватили Боснию и Герцеговину и развернули массированный террор против сербов и евреев.

Король и правительство Югославии эмигрировали из страны. В 1941 по инициативе эмигрантских властей началось создание вооруженных отрядов сербских партизан-«четников» под командованием генерала Д.Михайловича, получившего пост военного министра. Партизаны сражались не только с оккупационными войсками, но также совершали нападения на коммунистов и представителей несербских меньшинств.

Широкомасштабное сопротивление оккупантам организовали югославские коммунисты. Они создали Главный штаб партизанских отрядов и приступили к формированию повстанческих частей, поднимая восстания в различных частях страны. Отряды были объединены в Народно-освободительную армию под командованием лидера компартии Иосипа Тито. На местах создавались повстанческие органы власти – народно-освободительные комитеты. В ноябре 1942 в Бихаче состоялась первая сессия Антифашистского вече народного освобождения Югославии (АВНОЮ). На второй сессии АВНОЮ, состоявшейся 29 ноября 1943 в городе Яйце, вече было преобразовано в верховный законодательный орган, сформировавший временное правительство – Национальный комитет освобождения Югославии во главе с маршалом Тито. Вече провозгласило Югославию демократическим федеративным государством и высказалось против возвращения короля в страну. В мае 1944 король был вынужден назначить премьер-министром эмигрантского кабинета И.Шубашича. Великобритания добивалась соглашения между эмиграцией и партизанами, которыми руководила компартия. После переговоров между Шубашичем и Тито (июль 1944) было сформировано единое демократическое правительство.

Осенью 1944 советские войска, которые вели ожесточенные бои с немецкой армией, вступили на территорию Югославии. В октябре в результате совместных действий советских и югославских частей был освобожден Белград. Полное освобождение территории страны закончилось к 15 мая 1945 отрядами югославской армии (НОАЮ) без участия советских войск. Югославские войска заняли также входившие в состав Италии Фиуме (Риека), Триест и населенную словенцами Каринтию. Последняя была возвращена Австрии, а по мирному договору с Италией, заключенному в 1947, к Югославии отошли Риека и большая часть Триеста.

Ялтинская конференция глав правительств СССР, США и Великобритании рекомендовала Тито и Шубашичу осуществить достигнутое между ними в 1944 соглашение, создать объединенное правительство, а также пополнить АВНОЮ представителями старой Скупщины. В марте 1945 король назначил регентский совет; эмигрантский кабинет и Национальный комитет освобождения ушли в отставку, и было сформировано правительство Тито, в котором Шубашич занял пост министра иностранных дел. Местные правительства были созданы также в отдельных частях Югославии. В августе АВНОЮ было преобразовано в Народную скупщину Демократической федеративной Югославии. Были приняты законы о национализации предприятий, земель и хозяйств немцев и пособников оккупантов. Внешняя торговля поставлена под государственный контроль, новая аграрная реформа установила максимальный размер земельной собственности для частных лиц.

В ноябре 1945 были проведены выборы в Учредительное собрание. Народный фронт возглавила компартия. 29 ноября 1945 Учредительное собрание провозгласило Югославию Федеративной народной республикой (ФНРЮ).

Период правления Тито.

В январе 1946 Учредительное собрание приняло конституцию ФНРЮ, и Тито сформировал правительство страны. В течение 1946 партии Народного фронта (кроме коммунистической) прекратили свое существование, и в Югославии утвердилась однопартийная система.

Власти ФНРЮ провели быстрое огосударствление промышленной сферы. В 1946–1948 были национализированы все ведущие предприятия, транспорт, банковская сфера, оптовая и большая часть розничной торговли; началось осуществление государственного экономического планирования; принят закон о кооперативах; введена система обязательных государственных закупок сельскохозяйственных продуктов. В 1947 был принят первый пятилетний план, предусматривавший проведение индустриализации и электрификации страны. С 1949 в деревне развернулась массовая коллективизация.

Смотрите так же:  Полномочия общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме

Разрыв отношений между Югославией и СССР в 1948 оказал влияние не только на внешнеполитические ориентиры, но и на внутреннюю и экономическую политику страны. Югославское руководство приняло решение отказаться от советской модели развития. В июне 1950 был принят закон о передаче управления государственными предприятиями трудовым коллективам, согласно которого директор нес ответственность перед государством и комитетом, избираемого коллективом. В 1951 введен новый закон о планировании: часть функций передавалась республикам, местным органам и самим предприятиям, отраслевые министерства упразднялись, а их функции передавались территориальным органам и отраслевым объединениям. С 1952 были отменены единые государственные цены, и начался переход к рыночным ценам. Между предприятиями устанавливались хозрасчетные связи, при которых они могли принимать самостоятельные решения в рамках общих планов и самостоятельно распоряжаться прибылью, оставшейся после обязательных отчислений государству. В Югославии предложенную модель называли «социалистическим самоуправлением». Проблемы в сельском хозяйстве вынудили правительство в 1950-х пойти на роспуск большинства сельскохозяйственных кооперативов.

Перемены в экономике повлекли за собой и изменения в политическом устройстве. В 1953 в конституцию были внесены поправки, предусматривавшие, в частности, создание Вече производителей в качестве особой палаты скупщины. Оно избиралось только работниками народного хозяйства. Вводился также пост президента Югославии. Его занял Тито, который одновременно оставался главой правительства – Союзного исполнительного вече (СИВ).

В период 2-го и 3-го пятилетних планов (1957–1965) была в основном осуществлена индустриализация страны. Одновременно власти сократили долю инвестиций в производство, увеличили вложения в непроизводственную сферу и сельское хозяйство, в котором постепенно расширялся государственный и кооперативный секторы. Продолжалось проведение экономических реформ: в 1957–1961 предприятия получили полную самостоятельность в распределении остающихся у них 45% созданного ими национального дохода. Расширялась роль хозяйственных отраслевых и межотраслевых объединений.

В 1963 принята новая конституция, объявившая Югославию Социалистической Федеративной Республикой (СФРЮ). Тито остался президентом Югославии, но отказался от поста главы правительства. В последующие годы пост председателя СИВ занимали Петар Стамболич (1963–1967), Мика Шпиляк (1967–1969), Митя Рибичич (1969–1971) и Джемаль Биедич (1971–1977).

Реформы оказали неоднозначное воздействие на югославскую экономику. Обретя самостоятельность, предприятия нередко использовали свои средства не для производства, а на наращивание фонда потребления, что повышало уровень жизни населения. В то же время рост производительности труда существенно отставал от роста личных доходов. Рост промышленного производства замедлился. Добывающая промышленность и сельское хозяйство все больше отставали от обрабатывающей индустрии, усилились диспропорции в развитии республик и краев. Значительных размеров достиг дефицит внешнеторгового и платежного баланса, росла инфляция. Власти страны попытались осуществить т.н. «общественно-экономическую реформу», базировавшуюся на установлении принципа роста фонда накопления более быстрыми темпами, чем рост фонда потребления, изменении курса динара и либерализации внешней торговли. Предприятия могли оставлять в своем распоряжении до 2/3 произведенного продукта. Расширялось участие республик и краев в решении экономических вопросов.

Экономические проблемы способствовали обострению внутриполитической ситуации в стране. В 1968 имели место выступления студентов, протестовавших против бюрократии, коррупции, социального неравенства и государственного контроля над общественной жизнью. Студенты требовали расширения общественного самоуправления и наполнения его реальным содержанием.

Обострились также национальные проблемы. Тито (хорват по национальности), пытался соблюдать баланс между элитами различных национальных групп, считая это залогом сохранения единства страны. Руководство Югославией было многонациональным, оно решительно подавляло любые проявления и тенденции, которые можно было расценивать как националистические. Тем не менее, такие тенденции присутствовали в настроениях, как части интеллигенции, так и среди некоторых партийных руководителей республик. В партийных кругах более развитых в экономическом отношении республик (Словении, Хорватии) нередко выражалось недовольство тем, что центральная власть осуществляет определенное перераспределение вырученные валютных средств (доходов от туризма и т.д.) в пользу Сербии и менее развитых регионов, а также тем, что военнослужащих направляют служить в другие части страны.

В 1967 представители хорватской интеллигенции и ряд партийных деятелей подписали декларацию, содержавшую требование признать самостоятельность хорватского языка и обеспечить его использование в общественной жизни и в системе образования. Инициаторы декларации были наказаны, в частности, был исключен из партии и снят с поста директор Загребского института истории рабочего движения генерал Франьо Туджман. Однако этот документ придал стимул движению, которое добивалось расширения прав Хорватии. В 1971 в республике прошли массовые студенческие демонстрации с требованием признания национального языка и национальных символов, перераспределения финансовых средств между республиками, включения Боснии и Герцеговины в состав Хорватии и т.д. Власти обвинили организаторов в национализме и шовинизме и подавили движение. Туджман и ряд других деятелей, включая членов коммунистической молодежной организации и преподавателей, были арестованы.

Пытаясь стабилизировать ситуацию, югославские лидеры провели широкую смену руководителей на всех уровнях – от членов высших партийных и государственных органов и партийного руководства республик и краев до ведущих администраторов на предприятиях и в общинах. Были предприняты меры по усилению партийного контроля над общественной и культурной жизнью. В сфере экономики 10-й съезд Союза коммунистов Югославии (1974) высказался за укрепление единства хозяйственной системы и плановых начал в экономике, контроль над ценами и т.д. Новая конституция, принятая в том же году, расширила автономию отдельных республик (вплоть до признания за ними права на отделение) и закрепила систему т.н. «организаций объединенного труда» в качестве как основы социалистического самоуправления. Тито был избран пожизненным президентом Югославии.

В нач. 1970-х Югославия добилась некоторого ускорения экономического роста, сократился дефицит внешнеторгового и платежного баланса, а также задолженность большинства предприятий. Но затем экономическая ситуация в стране ухудшилась – вновь стала расти инфляция, увеличилась безработица (ее удавалось смягчать за счет массовой трудовой миграции югославских граждан за границу).

В 1977–1982 правительство страны возглавлял В.Джуранович. В 1980 состояние здоровья маршала Тито стремительно ухудшилось, и 4 мая того же года он скончался.

Распад Югославии.

После смерти президента Тито лидеры югославской федерации объявили о намерении продолжать прежний курс. Была согласована система коллективного руководства, согласно которой на постах руководителя партии и председателя Президиума СФРЮ ежегодно сменялись представители республик и краев. Правительство страны в 1982–1986 возглавляла Милка Планинц, а в 1986–1988 – Бранко Микулич.

На протяжении 1980-х экономические проблемы в Югославии продолжали обостряться. В июле 1983 была принята программа экономической стабилизации, которая включала меры, направленные на повышение производительности труда, выравнивание уровня развития различных республик и регионов, повышение занятости, уменьшение инфляции, внешнеторгового и платежного дефицита, а также проведение политики жесткой экономии. Реализация программы не принесла ощутимых результатов. К 1987 внешняя задолженность страны превысила 19 млрд. долл. США, инфляция достигла 167%, а реальные доходы населения сократились на 7%.

Экономические и социальные трудности привели к ухудшению отношений между отдельными республиками и краями Югославии и способствовали нарастанию националистических настроений. В 1986 ряд членов Сербской Академии наук и искусств выпустили меморандум с острой критикой федерации, в котором содержалось требование усилить роль Сербии в Югославии. В автономном крае Косово, входившем в состав Сербии, начались волнения албанцев, которые требовали расширения автономии и даже создания отдельной Косовской республики в составе СФРЮ. В ответ Слободан Милошевич, возглавивший в 1987 «Союз коммунистов Сербии», пошел на ограничение автономии Косово и Воеводины, а в 1990 автономия Косово была отменена и введено сербское управление. Политика Милошевича была ориентирована на укрепление роли сербов в югославском государстве, как силы, цементирующей федерацию. В Словении новый лидер партии Милан Кучан (с 1986) приступил к либерализации экономики и общественной жизни. Националистически настроенное словенское и хорватское руководство выступило против Милошевича.

Югославское правительство во главе с Анте Марковичем (находился у власти в 1989–1992) предприняло попытку улучшить ситуацию в стране путем ужесточения мер экономии, установления контроля над зарплатой и либерализации экономики. Предусматривались полный переход к рыночной системе хозяйства, введение равноправия всех форм собственности, а в политической области – введение многопартийной системы и создание правового государства.

В 1990 удалось остановить рост инфляции и сократить внешнюю задолженность. Но наступившее в результате либерализации экономики дальнейшее ухудшение экономического положения населения привело к волне забастовок и протестов, особенно в Сербии, Воеводине и Черногории. Ряд руководящих деятелей подали в отставку.

На 14-м чрезвычайном съезде «Союза коммунистов Югославии», состоявшемся в январе 1990, Милошевич выступил с призывом отказаться от конституционно закрепленных прав республик и ввести голосование по принципу «один человек – один голос» (это должно было обеспечить преобладание сербов в руководстве на федеральном уровне). Словенские и хорватские делегаты, делавшие упор на экономическую и политическую либерализацию, покинули съезд, после чего «Союз коммунистов Югославии» фактически распался.

В результате прошедших в 1990 многопартийных выборов в республиканские парламенты в Словении победу одержала коалиция некоммунистических оппозиционных партий, в Хорватии – оппозиционная националистическая партия «Хорватское демократическое объединение» во главе с Туджманом, в Боснии и Герцеговине – националистические партии боснийских мусульман, хорватов и сербов, а в Македонии – националистическая «Внутренняя македонская революционная организация». Словенские, хорватские, боснийские и македонские национальные партии требовали независимости. В Сербии и Черногории у власти остались преемники «Союза коммунистов Югославии».

Осенью 1990 лидеры Словении и Хорватии предложили превратить Югославию в конфедерацию 6-ти республик, однако руководство Сербии отвергло эти предложения, выступив за единство государства. Другие республики восприняли это как стремление отколоть от них районы, населенные сербами. В марте 1991 хорватские националисты начали вооруженные столкновения в Хорватии, в которые позже вмешалась югославская армия. 25 июня Словения и Хорватия в одностороннем порядке провозгласили свою независимость, и югославская армия была направлена в республику для обеспечения порядка, однако колонны ЮНА были разгромлены на марше словенскими территориальными войсками. 3 июля краткосрочные военные действия были прекращены под давлением зарубежных держав. В результате достигнутого соглашения югославские войска выводились из Словении и Хорватии, а эти республики соглашались на трехмесячный мораторий на объявление независимости.

В 1991 Словения и Хорватия стали независимыми государствами; в Хорватии началась война между правительством и сербами, которые не захотели отделяться от Югославии и объявили о создании самостоятельного государства – Сербской Краины. В сентябре того же года провозгласила независимость Македония, в нач. 1992 – Босния и Герцеговина. 28 апреля 1992 Сербия и Черногория ввели в действие новую конституцию, закрепившую создание нового государства – Союзной Республики Югославия (ныне – СЕРБИЯ И ЧЕРНОГОРИЯ).

История Югославии. Т. II. М., 1963
Стругар В. Югославия в огне войны 1941–1945. М., 1985
Строительство основ социализма в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. М., 1989
Югославия: актуальные проблемы общественного развития. М., 1990
Биланджич Д., Чович Б., Юркович П. и др. Хорватия между войной и самостоятельностью. Загреб, 1991
Войнич Д. Экономическая стабилизация и экономический кризис. М., 1991
Гиренко Ю.С. Сталин – Тито. М., 1991
Каменецкий В.М. Политическая система Югославии (1950–1980 гг.). М., 1991
Опыт друзей. Реформы конца 80-х годов в Югославии. М., 1991
Пимоненко И.С. Роль партии в условиях рабочего самоуправления. Опыт Югославии: 1948-начало 70-х годов. – В кн. Политические системы СССР и стран Восточной Европы. 1920 – 60-е гг. М., 1991
Политическая история стран Восточной Европы после 1945 года в зарубежных исследованиях. М., 1991
Джилас М. Лицо тоталитаризма. М., 1992
Югославия в огне. Документы, факты, комментарии (1990–1992). М., 1992
Волокитина Т.В., Мурашко Г.П., Носкова А.Ф. Народная демократия: миф или реальность? Общественно-политические процессы в Восточной Европе. 1944–1948 г.г. М., 1993
Югославский кризис и Россия. Документы, факты, комментарии (1990–1993). М., 1993
Точки тревоги в Восточной Европе. М., 1994
Улунян А.А. Коминтерн и геополитика: Балканский рубеж. 1919-1938 гг. М., 1997
Уэст Р. Иосип Броз Тито. Власть силы. Смоленск, 1997
Романенко С.А. Югославия: история возникновения, кризис, распад, образование независимых государств. М., 2000
Шарый А. После дождя. Югославские мифы старого и нового века. М., 2002
Романенко С.А. Между национальной и пролетарской диктатурой: Милан Недич – Драже Михайлович – Анте Павелич – Йосип Броз Тито. – В кн. Тоталитаризм: Исторический опыт Восточной Европы. М., 2002
Джуретич В. Развал Югославии. Основные течения 1918–2003. М., 2005

Похожие публикации:

  • Пособие снип 20507-85 Пособие снип 20507-85 2.46. Конструкции земляного полотна индивидуального проектирования применяются при сложных инженерно-геологических условиях оснований и грунтов, из которых оно возводится, а поперечный профиль должен быть […]
  • Приказ от 26062019 474 Приказ Министра обороны РФ от 3 августа 2017 г. № 474 "Об утверждении документов, необходимых для формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны […]
  • Льготы по работе для матери ребенка инвалида Одинокая мать. Льготы и пособия Каких женщин можно отнести к категории «одинокая мать» и на основании какого документа? К одиноким матерям следует относить женщин, не состоящих в браке и имеющих детей, в актовой записи о рождении […]
  • Функции и полномочия президента акты президента Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов" (с изменениями и дополнениями) Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1316"Вопросы Федеральной службы судебных приставов" С […]
  • Как оформить самовольную постройку в собственность Как оформить самовольную постройку в собственность В 2006 году государство дало возможность гражданам, владеющим земельными участками или индивидуальными жилыми строениями, регистрировать это недвижимое имущество в упрощенном порядке […]
  • Приказ 46н от 27102019 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 февраля 2009 г. N 46н "Об утверждении Перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического […]