Уголовный кодекс рк комментарии особенная часть

Уголовный кодекс рк комментарии особенная часть

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Судебные решения

КОММЕНТАРИЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
(ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ)

Настоящий комментарий подготовлен разработчиками Гражданского Кодекса Республики Казахстан (Особенная часть). Особенностью данной работы является то, что комментарии даются не к каждой статье (постатейно), а к отдельным главам и разделам Гражданского Кодекса (поглавно). При комментировании норм Гражданского Кодекса анализируются все нормативные акты, принятые на основе Гражданского Кодекса и дополняющие его. Авторы Комментария принимали непосредственное участие в подготовке проектов большинства этих законодательных актов. Проводится сравнительный анализ норм Гражданского Кодекса с ранее действовавшим законодательством, а также с гражданским законодательством стран СНГ и дальнего зарубежья.

Особое внимание в Комментарии обращается на анализ новых видов договоров, неизвестных нашему законодательству (франчайзинг, факторинг, лизинг, доверительное управление имуществом и т.п.) и на те новые положения, которые появились в условиях рыночной экономики (продажа предприятий, права на селекционные достижения, международное частное право и т.п.).

Комментарий рассчитан на судей, прокуроров, адвокатов, практикующих юристов и других практических работников, на студентов, аспирантов и преподавателей юридических и экономических учебных заведений, на всех интересующихся проблемами гражданского права и сталкивающихся с этими проблемами в повседневной жизни.

Комментарий Гражданского кодекса Республики Казахстан

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

1 июля 1999 г. подписан Президентом и с этого же дня введен в действие Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть). До 1 июля в Казахстане действовала только Общая часть Гражданского кодекса, принятая еще в 1994 году, с первого же июля 1999 г. действует Гражданский кодекс Республики Казахстан в полном объеме.

Отсутствие Особенной части ГК РК серьезно затрудняло правовое регулирование экономических отношений в республике. Нормы Гражданского кодекса Казахской ССР, относящиеся к его Особенной части, принятого еще в 1963 году, безвозвратно устарели, прямо противоречили основным принципам рыночной экономики, но тем не менее формально сохраняли силу.

В 1993 году в Казахстане были введены в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, принятые Верховным Советом бывшего СССР в 1991 году. Особенная часть этих Основ в какой-то степени исправляла дефекты Особенной части ГК 1963 года, но, во-первых, Основы не были развернутым, детальным законодательным актом, так как содержали лишь общие положения, во-вторых, сами Основы успели в значительной степени устареть и со времени введения в действие не обновлялись, в-третьих, наконец, в экономике страны за последние годы появились значительные виды общественных отношений, которые вообще не подвергались обобщенному правовому регулированию со стороны государства (отношения лизинга, факторинга, франчайзинга, доверительного управления имуществом и другие), но активно развивались, опираясь только на договорные соглашения участников. Все это осложняло и затрудняло развитие экономики в упорядоченных цивилизованных границах.

Долголетнее отсутствие Особенной части Гражданского кодекса вызвало необходимость принятия отдельных законов, регулирующих некоторые виды отношений, охватываемых Особенной частью гражданского права. За последние годы, например, были приняты акты законодательства о страховании, железнодорожных и воздушных перевозках, об авторских и смежных правах, о жилищных отношениях и другие. Но каждый из таких актов принимался обособленно, без должной увязки со всей системой гражданского законодательства.

Следует отметить, что проект Особенной части Гражданского кодекса был подготовлен и уже принят Парламентом более полутора лет тому назад, но затем был задержан до внесения двух изменений согласно постановлению Конституционного Совета Республики. И это по каким-то непонятным и неоправданным обстоятельствам затянуло окончательное принятие Закона до 1 июля 1999 г.

Особенная часть Гражданского кодекса состоит из 719 статей, но поскольку этот Закон является частью всего Гражданского кодекса, то нумерация статей продолжает нумерацию Общей части ГК. Особенная часть включает 38 глав такой же последовательной нумерации, составляющих четыре раздела. Как правило, глава охватывает нормы, регулирующие отдельный вид договорных отношений. Во многих случаях — это традиционные договоры, с которыми мы повседневно встречаемся: купля-продажа, имущественный найм, подряд, перевозка, хранение, поручение и т.п. Изменения, вносимые в правовое регулирование этих договорных отношений, связаны с ликвидацией системы планово-приказного управления экономикой со стороны государства, которое в недалеком прошлом само являлось собственником почти всех производственных фондов страны. Поэтому такие договоры как поставка, контрактация, строительный подряд, выполнение проектно-изыскательских и научно-исследовательских работ, которые ранее заключались и исполнялись только на основе индивидуальных государственных плановых заданий и определялись законом в качестве самостоятельных видов договорного обязательства, по новому Гражданскому кодексу (Особенная часть) утратили свою самостоятельность и рассматриваются как разновидности более общих договоров купли-продажи, подряда и т.п.

Выделение в рамках одного договорного вида тех или иных разновидностей связано, как правило, с использованием договора в предпринимательских отношениях либо в отношениях, связанных с удовлетворением бытовых (личных или семейных) потребностей граждан.

Так, в главе, посвященной договору купли-продажи, наряду с общими положениями, применяемыми во всех разновидностях купли-продажи, раздельно установлены особенности розничной купли-продажи, поставки, контрактации, энергоснабжения, продажи предприятий. В главе, посвященной договору имущественного найма (аренде), помимо общих положений определены особенности аренды предприятий, зданий и сооружений, транспортных средств, проката, а также лизинга, специфика которого в рамках общего договора аренды получила, наконец, свое законодательное закрепление. Тот же принцип применен и при регулировании других видов гражданско-правовых договоров.

При принятии Особенной части вовсе не ставилась задача включить в ее состав исчерпывающий перечень всех допускаемых законом гражданско-правовых договоров. Напротив, Гражданский кодекс решительно отрицает саму возможность установления подобного перечня (см., например, статью 7 ГК РК). Поэтому допустима любая договоренность, лишь бы она не противоречила законодательным запретам.

В добывающей промышленности, например, весьма распространен договор о разделе продукции, хотя Гражданский кодекс его не упоминает.

Более того, участники гражданских правоотношений вправе заключать смешанные договоры (общее разрешение предусмотрено статьей 381 Гражданского кодекса), в содержание которых включаются элементы различных видов договоров, и сам договор носит комплексный характер.

Помимо регулирования отдельных видов договоров Особенная часть нового Гражданского кодекса включает также регулирование многих внедоговорных отношений: обязательства, возникающие из причинения вреда или неосновательного обогащения, право интеллектуальной собственности, наследственное право и международное частное право.

В этих отношениях также встречаются взаимные права и обязанности участников, основанные на соглашениях между ними (авторские договоры, лицензионные договоры и т.п.), но главным содержанием подобных отношений служат права и обязанности внедоговорного характера — возмещение причиненного вреда, использование произведений, созданных творческим трудом, наследование и иные внедоговорные права и обязанности.

При пользовании Особенной частью Гражданского кодекса следует всегда учитывать, что ее нормы регулируют лишь особенности той или иной группы правоотношений. Выяснению и правильному истолкованию этих же особенностей и посвящено комментирование Особенной части ГК. Это означает, что читатель не найдет в тексте предписаний, регулирующих те или иные договоры, либо те или иные внедоговорные отношения, общих положений, относящихся ко всем или многим видам отношений (например, с какого возраста можно заключать договор или привлекаться к ответственности за причинение вреда, как определяется размер убытков, причиненных нарушением договорных либо внедоговорных обязанностей, и т.п.). Общие положения и их истолкование следует искать в Общей части Гражданского кодекса и в комментарии к ее статьям. Комментарий ко всем статьям Общей части в двух книгах был издан в 1998 году тем же издательством, которое публикует данный комментарий.

Принятие Особенной части Гражданского кодекса автоматически не прекращает действия законов и иных правовых актов, которые до этого принятия регулировали отдельные виды гражданских отношений, до формальной отмены этих актов либо внесения в них соответствующих изменений. Но при обнаружении каких-либо противоречий между нормами ГК (Особенной части) и нормами других законов должны применяться согласно пункту 2 статьи 3 ГК нормы Гражданского кодекса.

Противоречия же между нормами Общей и Особенной частей Гражданского кодекса, если таковые будут выявлены, должны разрешаться с учетом приоритета Особенной части ГК по принципам соотношения юридической силы общего и специального законов.

Комментарий подготовлен в рамках программы научно-практических исследований Научно-исследовательского центра частного права Казахского государственного юридического университета.

Руководитель рабочей группы

по подготовке проекта Гражданского

кодекса Республики Казахстан

член-корреспондент Академии наук

Республики Казахстан, профессор

Комментарий к Закону Республики Казахстан от 1 июля 1999 г.

«О введении в действие Гражданского кодекса Республики Казахстан»

(Особенная часть) (далее — Закон о введении в действие ГК)

1. Закон был подписан Президентом Республики Казахстан 1 июля 1999 года и с того же дня был введен в действие. Такое законодательное решение является исключением из общего правила, установленного статьей 36 Закона о нормативных правовых актах, которое требует для введения в действие законов Республики Казахстан истечения 10 календарных дней после их первого официального опубликования. Первое же официальное опубликование Особенной части Особенной части Гражданского кодекса завершилось 27 июля. Таким образом Особенная часть введена в действие несколько ранее, нежели это принято по общему правилу. Такое положение явно противоречит пункту 4 статьи 4 Конституции Республики Казахстан, где сказано, что «Официальное опубликование нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения». Поэтому Пленум Верховного суда Республики Казахстан 16 июля 1999 г. принял постановление «О применении Гражданского кодекса (Особенная часть) и Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан», в котором разъяснил судам, что применение названных кодексов возможно только после их опубликования.

2. Пункт 2 комментируемого Закона перечисляет законы и приравненные к ним нормативные акты, которые утратили силу со дня введения в действие Особенной части ГК РК. Среди таких актов упоминается постановление Верховного Совета Республики Казахстан от 30 января 1993 г. «О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы». Этим постановлением было предусмотрено распространение на Республику Казахстан действия Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, которые были приняты еще Верховным Советом бывшего СССР, но не успели вступить в силу вследствие распада Союза. Эти Основы сыграли большую роль в регулировании гражданских отношений в Казахстане до принятия нового Гражданского кодекса.

Со дня введения Общей части Гражданского кодекса (1 марта 1995 г.) утратили силу статьи 1-73 Основ гражданского законодательства, а с 1 июля 1999 г. — остальные статьи этого законодательного акта.

3. Как уже отмечалось в Предисловии к настоящему Комментарию, до принятия Особенной части Гражданского кодекса отношения, которые должны были ею регулироваться, регулировались многими другими более частными законами и иными нормативными актами, которые еще сохраняют свою юридическую силу. Разумеется, они должны быть изменены и приведены в соответствие с Особенной частью ГК. Но если те или иные нормы таких актов до внесения нужных изменений либо, несмотря на внесенные изменения, противоречат правилам, установленным Особенной частью ГК, вместо них должны применяться названные правила, ибо нормы Гражданского кодекса согласно пункту 2 статьи 3 ГК имеют приоритет перед нормами иных актов (кроме, конечно, Конституции Республики Казахстан), регулирующих гражданские правоотношения.

4. Отдельные виды гражданских правоотношений, которые согласно Гражданскому кодексу должны регулироваться только законодательными актами, до сих пор еще регулируются иными нормативными правовыми актами, прямо названными частью 2 пункта 3 комментируемого Закона. Например, статья 701 ГК предусматривает, что ответственность за нарушение обязательств по перевозке устанавливается законодательными актами либо соглашением сторон. Однако до настоящего времени ответственность за нарушение договора железнодорожной перевозки регулируется разделом VI Временного устава железных дорог Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 января 1996 г. № 70. Этот Устав не является законодательным актом и обладает юридической силой нормативных правовых актов Правительства, о которых говорит часть 2 пункта 3 комментируемого Закона и которые согласно комментируемому Закону сохраняют свою силу до их замены законодательным актом.

5. Комментируемый Закон четко определяет действие его норм во времени. Это имеет особенно важное практическое значение для тех правовых отношений, которые возникли до введения в действие Особенной части и продолжают развиваться уже после такого введения. В общих чертах пункты 4-6 комментируемого Закона устанавливают предписания, которые содержатся в Общей части Гражданского кодекса, прежде всего в статьях 4, 383 и 386 ГК (см. названные статьи и комментарий к ним)

6. В качестве особенности можно отметить правило, установленное пунктом 6 комментируемого Закона, о том, что обязательные для сторон (то есть императивные) нормы Особенной части ГК, предусматривающие основания, порядок и последствия расторжения отдельных видов договоров, применяются также к договорам, заключенным до введения в действие Особенной части ГК, когда упомянутые особенности еще не применялись.

Так, например, прежде действовавшее законодательство о договоре поручения (статья 396 ГК КазССР 1963 года, статья 115 Основ гражданского законодательства) предоставляло право каждой из сторон во всякое время отказаться от договора. Никакого предварительного предупреждения по закону не требовалось. Да еще дополнительно прямо предусматривалось, что соглашение об отказе о этого права недействительно.

Новый Гражданский кодекс (Особенная часть) не предусматривает недействительности соглашения об отказе от права расторжения договора поручения. К тому же статьи 852, 853 ГК РК устанавливают различный порядок расторжения договора поручения в зависимости от того, является ли поверенный предпринимателем или нет. И эти новые положения будут применяться также к тем договорам поручения, которые были заключены еще до введения в действие Особенной части ГК, но расторгаться уже после такого введения.

7. Аналогичный порядок установлен пунктом 6 комментируемого Закона для случаев привлечения нарушителя договора к ответственности. В этих случаях императивные нормы об ответственности, установленные Особенной частью ГК РК, применимы и к тем договорам, которые были заключены в условиях, ранее действовавшего законодательства, если только само нарушение произошло после введения в действие Особенной части.

Так, статья 649 ГК РК изменила по сравнению со статьей 354 ГК КазССР 1963 г. порядок и сроки привлечения к ответственности заказчика по договору бытового подряда при его (заказчика) неявке за получением результатов работы. Новый (измененный) порядок должен применяться и к договору бытового подряда, заключенному до 1 июля 1999 г., если сам факт нарушения заказчиком своих обязанностей имел место уже после 1-го июля 1999 г.

Но это правило не распространяется на случаи, когда порядок и условия привлечения к ответственности стороны определили в самом договоре, не допустив, разумеется, нарушений действовавшего тогда законодательства. При данных обстоятельствах ответственность будет применяться так, как это было предусмотрено договором, но не новыми нормами ГК.

8. Комментируемый Закон предупреждает также, что новые правила, содержащиеся в Особенной части ГК, не должны ухудшать правового положения потребителя-гражданина, вступающего в правоотношения приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг для личных бытовых нужд. Если новые правила ухудшают положение покупателя или заказчика, то действовать должны соответствующие нормы старого Гражданского кодекса или законодательства о защите прав потребителей. По точному тексту пункта 7 комментируемого Закона это правило должно применяться и к отношениям между потребителем и предпринимателем, возникшим после 1 июля 1999 г.

Смотрите так же:  Стоимость страховки осаго в 2019 году в ресо

9. Специальное внимание комментируемый Закон уделяет применению нового законодательства к случаям причинения вреда гражданам и юридическим лицам действиями государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, причинения вреда гражданам незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, а также к условиям возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина.

Учитывая, что новое законодательство более полно и более детально определяет права потерпевших от причинения вреда и более тщательно защищает их интересы, комментируемый Закон разрешил применять нормы Особенной части ГК РК к названным выше случаям причинения и возмещения вреда также и тогда, когда деликт имел место до введения в действие Особенной части ГК РК. Полагаем, что это правило должно применяться и к тем деликтным делам, по которым до 1 июля 1999 г. уже были вынесены судебные решения.

Но применение этих правил пункта 8 комментируемого Закона ограничено во времени тремя годами, то есть правила распространяются лишь на те случаи причинения вреда, которые имели место после 1-го июля 1996 г. Законодатель, очевидно, избрал здесь общий срок исковой давности (см. статью 178 ГК РК и комментарий к ней).

10. Далее комментируемый Закон предусматривает возможность продления сроков предъявления претензий к нарушителям гражданских прав или привлечения их к ответственности за нарушения. Если такие сроки не истекли до 1 июля 1999 г., а Особенной частью ГК РК для названных действий установлены более продолжительные сроки, то применяются новые сроки предъявления претензий или привлечения к ответственности.

Например, ранее статья 352 ГК КазССР 1963 г. и статья 94 Основ гражданского законодательства устанавливали сроки для предъявления претензий и требований заказчика к подрядчику по поводу недостатков выполненных работ. Статья 648 ГК РК значительно удлиняет эти сроки в договорах бытового подряда для требований о недостатках, которые могут представлять опасность для жизни или здоровья заказчика и третьих лиц. Если до 1 июля 1999 г. прежний срок для соответствующего требования не истек, то он удлиняется до новых пределов, предусмотренных Особенной частью ГК РК . Если же старый срок уже истек до 1 июля 1999 г., то он не возобновляется.

11. Нормы Особенной части ГК РК радикально изменили содержание наследственных правоотношений: расширили круг наследников по закону, иначе определили порядок принятия наследства и отказа от него, ввели фигуру свидетеля в процедуру составления завещания и т.п. Но все эти новшества будут применяться только к наследству, открывшемуся после введения в действие Особенной части. Под открытием же наследства и старый, и новый законы понимают смерть наследодателя или его объявление умершим. Это значит, что, если наследодатель умер в один из последних дней июня 1999 года, то круг наследников по закону и порядок принятия ими наследства будут определяться старыми нормами наследственного права, хотя бы до введения в действие Особенной части ГК никто еще не объявлялся в качестве наследников.

И, напротив, законность ранее (до 1 июля 1999 г.) составленного завещания, которое полностью соответствовало законодательству, действовавшему на день его составления, будет оцениваться не по старым, а по новым правовым нормам, если открытие наследства произойдет после 1 июля 1999 года.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Комментарий к главе 25

Договор купли-продажи является наиболее распространенным договором в имущественном обороте. Переход к рыночным принципам и появление новых рыночных отношений в имущественном обороте, которые были не известны и не приемлемы для плановой экономики и ее правового регулирования (например, принцип определения цены, срока договора при отсутствии соглашения о них, вовлечение в имущественный оборот новых видов имущества — купля-продажа предприятий, передача прав по использованию фирменного наименования юридического лица, торговой марки, появления новых институтов договорного права — лизинг, факторинг и т.д.), обусловили необходимость обновления норм гражданского законодательства об отдельных видах обязательств, в том числе и купли-продажи.

ГК принципиально по-новому рассмотрел ряд вопросов правового регулирования купли-продажи, что явилось следствием широкого использования опыта международного регулирования отношений по купле-продаже, в том числе и положений Венской конвенции 1980 года. В частности, положения Венской конвенции нашли отражение в ГК при изложении вопросов цены, срока договора, обязанности продавца передать товар, свободный от прав третьих лиц, и т.д.

ГК значительно расширил правовое регулирование отдельных, наиболее распространенных и наиболее важных видов договоров купли-продажи. Так, параграфами 2-6 комментируемой главы предусмотрены такие разновидности обязательств по купле-продаже (и соответственно разновидности договора купли-продажи), как розничная купля-продажа, поставка товаров, контрактация, электроснабжение, продажа предприятия. При этом для отдельных разновидностей договора купли-продажи могут быть предусмотрены особенности, по сравнению с общими положениями, в частности, по существенным условиям, последствиям передачи товара ненадлежащего качества и т.д. Общие нормы о купле-продаже в этом случае применяются, если только специальными нормами ГК об отдельных видах купли-продажи не предусмотрены особенности правового регулирования. Необходимо иметь в виду, что особенности купли-продажи отдельных товаров могут предусматриваться законодательством или иными нормативными актами только в случаях, предусмотренных ГК или законодательными актами. В частности, возможность установления особенностей купли-продажи ценных бумаг предусматривается ГК, и только на уровне законодательных актов.

В то же время в имущественном обороте возможно применение многих иных, чем предусмотренных параграфами 2-6 комментируемой главы, модификации договора купли-продажи, к которым безусловно должны применяться общие положения о купле-продаже. Возможно заключение договоров, внешне схожих, но не подпадающих под определение ГК об отдельных видах договоров купли-продажи. В этом случае к отношениям по купле-продаже также должны применяться правила, предусмотренные параграфом 1 комментируемой главы.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

§ 1. Общие положения о купле-продаже

ГК воспроизводит традиционное для законодательства Республики Казахстан определение договора купли-продажи. По договору купли-продажи продавец обязуется передать покупателю в собственность (хозяйственное ведение, оперативное управление) вещь, а покупатель обязуется принять эту вещь и уплатить за нее определенную денежную сумму (п.1 ст.406 ГК).

В то же время ГК значительно расширил круг отношений в имущественном обороте по применению этого института права. Так, в соответствии с правилами комментируемой главы общие положения о купле-продаже распространяются и на куплю-продажу ценных бумаг и валютных ценностей, если только законодательными актами не предусмотрены особые правила для их купли-продажи (п. 2 ст.406 ГК). Данная норма, распространяющая общие положения о купле-продаже на отношения по приобретению ценных бумаг и валютных ценностей, сформулирована на случай отсутствия специального правового регулирования для купли-продажи таких ценностей либо отсутствия правового регулирования отдельных моментов таких отношений. Несомненно, отношения по купле-продаже указанных ценностей в части, не имеющей особенностей правового регулирования в виде закрепленных в законодательных актах специальных правил, будет подпадать под регулирование комментируемого параграфа.

Общие положения о купле-продаже распространяются также на продажу имущественных прав, если только это не противоречит содержанию или характеру этих прав (п. 3 ст. 406 ГК). Хотя имущественные права не относятся к вещам и товарам, ГК распространяет нормы о купле-продаже на случаи возмездной уступки имущественных прав. Применение общих положений о купле-продаже к возмездной уступке имущественных прав должно производиться по аналогии, в связи с отсутствием специальных норм, регулирующих, например, вопросы цены, условий договора, ответственности сторон и т.д. В то же время необходимо признать, что не ко всем случаям возмездной уступки имущественных прав применимы по аналогии нормы общих положений о купле-продаже, и этот вопрос должен решаться в каждом конкретном случае с учетом содержания и характера имущественного права. По большей части положения о купле-продаже применимы к возмездной уступке прав, относящихся к интеллектуальной собственности — прав на результаты интеллектуальной творческой деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции физического и юридического лица, выполняемых ими работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). В то же время положения о купле-продаже не применимы к возмездной уступке обязательственных прав, вытекающих из договоров по производству работ и услуг, к которым должны применяться общие положения ГК о перемене лиц в обязательстве, либо, при наличии необходимых признаков, соответствующие положения ГК о финансировании под уступку денежного требования (факторинга).

Необходимо отметить, что общие положения о купле-продаже применяются к отдельным видам этого договора, если только параграфами 2-6 комментируемой главы не установлены иные правила.

Договор купли-продажи является, по общему правилу, двусторонним, возмездным, консенсуальным.

Предметом купли-продажи может быть товар, определяемый ГК как любая оборотоспособная вещь (п. 1 ст.407 ГК). В то же время нет никаких препятствий по использованию в качестве предмета договора купли-продажи ограниченно оборотоспособной вещи при соблюдении правил по их отчуждению и приобретению — отчуждение и приобретение этих вещей надлежащими лицами, имеющими право либо специальное разрешение на обладание ограниченно оборотоспособной вещью. При этом необходимо иметь в виду, что по аналогии в качестве предмета может выступать, как отмечалось ранее, и имущественное право, например, связанное с интеллектуальной собственностью.

Договор купли-продажи может быть заключен, по общему правилу, как в отношении вещей, имеющихся в наличии у продавца, так и в отношении вещей, которые будут созданы или приобретены им в будущем, что предполагает в качестве продавца как собственника товара, право собственности которого возникло путем приобретения товара от третьих лиц либо в результате самостоятельного изготовления этого товара, так и посредника в лице оптовых и розничных торговых организаций (п. 2 ст.407 ГК). Данная норма является восполняющей на случай, если законодательными актами не установлены для отдельных видов договора купли-продажи иные правила либо если это не противоречит характеру товара. Так, не может быть заключен договор купли-продажи в отношении дома, которого нет, но который должен быть построен. До регистрации дома в качестве недвижимости на имя продавца договор купли-продажи будет носить признаки предварительного договора со всеми вытекающими из этого последствиями. Если же дом изначально предполагается для лица, выступающего в качестве покупателя, то есть, если с момента окончания строительства дом должен быть зарегистрирован на имя этого лица, то эти отношения вообще не подпадают под нормы ГК о купле-продаже, и они должны регулироваться другими нормами ГК об обязательствах, в частности, нормами о подряде или возмездном оказании услуг.

Существенными условиями договора купли-продажи являются, по общему правилу, условия о предмете — товаре, в отношении которого заключен договор, и его количестве, которые и определяют условие договора о товаре. В соответствии с ГК условие о товаре считается соблюденным, если оно позволяет определить его наименование и количество (п. 3 ст.407 ГК). Данное положение необходимо понимать с учетом деления вещей на индивидуально-определенные и определенные родовыми признаками. При использовании индивидуально-определенной вещи в качестве условия предмета договора купли-продажи необходимо определение всех необходимых признаков вещи, позволяющих отличить ее от аналогичных вещей. Например, при купле-продаже определенной машины необходимо указание ее конкретных характеристик, в частности, номер шасси или же номерной знак регистрации в Госавтоинспекции. В то же время при приобретении вещи, определяемой родовыми признаками, необходимо указание таких характеристик, которые позволяют конкретно понять о каких вещах идет речь. В частности, это могут быть качественные или иные характеристики, например, предметом купли-продажи может быть не просто зерно пшеницы, а зерно определенной классности, находящееся в определенном хранилище или в другом месте и т.д. В то же время необходимо иметь в виду и то, что для отдельных видов договора купли-продажи к существенным условиям могут относятся и некоторые другие условия, например, срок в договоре поставки, цена при покупке товара в кредит под условием рассрочки платежа и т.д.

Основной обязанностью продавца по договору купли-продажи является передача покупателю конкретного товара — предмета договора, определенного соглашением сторон (п.1 ст.408 ГК). В случаях, когда у предмета договора имеются принадлежности, определяемые в соответствии со ст. 122 ГК, либо относящиеся к нему документы, предусмотренные нормативными правовыми, в том числе и законодательными, актами или договором (например, сертификаты соответствия, качества, безопасности, нормативно-технические документы о качестве, комплектности, технический паспорт и т.п.), на продавца автоматически возлагается обязанность по передаче и этих принадлежностей, и документов одновременно с передачей предмета договора (п. 2 ст.408 ГК).

Продавец обязан передать надлежаще оговоренный товар в определенный срок. Срок по передаче товара, как правило, оговаривается договором купли-продажи. Отсутствие срока в договоре не влияет, по общему правилу, на его действительность, так как в этом случае могут быть применены общие правила об исполнении обязательства, предусмотренные ст. 277 ГК (п. 1 ст. 409 ГК). Но необходимо иметь в виду, что для отдельных видов договора купли-продажи, например, для поставки, продажи товара в кредит под условием рассрочки платежа, а также по заявлению одной из сторон срок исполнения обязанности продавца по передаче товара могут являться существенным условием, требующим соглашения сторон и отражения в договоре купли-продажи.

Положения ГК о сроке исполнения продавцом обязанности по передаче товара сформулированы диспозитивно, позволяя по соглашению сторон предусмотреть любой порядок. Соглашением сторон может быть предусмотрено исполнение обязанности в строго определенный срок, последствием чего является невозможность досрочного исполнение этой обязанности продавцом (п. 2 ст.409 ГК).

Уголовный кодекс рк комментарии особенная часть

Комментарии
к статьям 277, 278 и 282 Уголовного кодекса Республики Казахстан и к статье 243 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях,
предусматривающих ответственность за правонарушения в сфере природопользования
(в редакция норм, по состоянию на 1 декабря 2008 года)

(I). Статья 277 УК РК отнесена к категории «Экологических преступлений» (Глава XI) и является основной нормой уголовного закона, предусматривающего ответственность за «нарушение экологических требований к хозяйственной и иной деятельности».

(А). Анализ диспозиции статьи 277 УК РК

Диспозиция этой нормы весьма сложная и состоит из следующих составов, которые могут быть взаимосвязаны между собой либо выступать как отдельные уголовно наказуемые деяния:

нарушение экологических требований при использовании природных ресурсов;

нарушение экологических требований при проектировании предприятий, сооружений и иных объектов;

Смотрите так же:  Договор на оренду помещения

нарушение экологических требований при размещений предприятий, сооружений и иных объектов;

нарушение экологических требований при строительстве предприятий, сооружений и иных объектов;

нарушение экологических требований при реконструкции предприятий, сооружений и иных объектов;

нарушение экологических требований при вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов;

нарушение экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов;

нарушение экологических требований при эксплуатации объектов промышленности;

нарушение экологических требований при эксплуатации объектов энергетики;

нарушение экологических требований при эксплуатации объектов транспорта;

нарушение экологических требований при эксплуатации объектов связи;

нарушение экологических требований при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения и мелиорации;

нарушение экологических требований при строительстве городов и других населённых пунктов;

нарушение экологических требований к военным и оборонным объектам;

нарушение экологических требований при военной и космической деятельности.

Между тем, совершение вышеперечисленных действий могут быть квалифицированы как уголовное преступление только лишь при наступлении одного или нескольких общественно опасных последствий. Эти последствия следующие:

существенное загрязнение окружающей среды ;

причинение вреда здоровью человека ;

массовую гибель животного или растительного мира ;

иные тяжкие последствия .

При квалификации действий виновного лица по статье 277 УК РК необходимо обязательное установление прямой причинной связи между вышеуказанными действиями и вышеприведёнными вредными последствиями. Отсутствие причинной связи будет свидетельствовать и об отсутствии состава преступления.

Уголовный кодекс РК не даёт официальную интерпретацию понятию нарушение экологических требований. Между тем складывающаяся правоприменительная практика к экологическим требованиям, за нарушение которых наступает уголовная ответственность относит, например, следующие обстоятельства: а) невыполнение установленных правил экологической безопасности (стандартов, нормативов, письменных требований и правил и т.п.); б) непринятие мер к ремонту, контролю, обеспечению надлежащей эксплуатации очистных сооружений; в) нарушение требований прямо прописанных в Экологическом кодексе РК (далее — ЭК РК) и других нормативных правовых актах (например, неучёт нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, отсутствие в проекте мероприятий по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, невыполнение требований по восстановлению природной среды, строительство и ввод в эксплуатацию производственных объектов без утверждённого проекта или при наличии отрицательной экологической экспертизы, изменение утверждённых нормативов или проектов в ущерб требованиям об охране окружающей среды и др.).

Преступление, предусмотренное статьей 277 УК РК считается оконченным в момент наступления вредных последствий, указанных в диспозиции этой нормы. При этом достаточно, чтобы такие последствия были причинены нарушением экологических требований одним из вышеприведённых действий или совокупностью приведённых действий.

(Б) Анализ последствий нарушений экологических требований, являющихся обязательным для состава преступления

Следует сразу отметить, что уголовный закон не даёт официального толкования вредных последствий, указанных в диспозиции статьи 277 УК РК, поэтому комментарии в этой части основываются только лишь на теоретических разработках учёных-криминалистов и правоприменительной практике. Таким образом, правильное понимание этих оценочных категории зависит от правильной их интерпретации, а правильная интерпретация зависит от образовательного уровня, квалификации и опыта интерпретатора (следователя, прокурора, судьи).

Итак, под загрязнением окружающей среды согласно пункту 34 статьи 1 ЭК РК понимается «поступление в окружающую среду загрязняющих веществ, радиоактивных материалов, отходов производства и потребления, а также влияние на окружающую среду шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий». При определении же «существенного загрязнения окружающей среды» (термин из диспозиции статьи 277 УК РК) необходимо исходить из конкретных обстоятельств. Оценке должны подлежать как качественные, так и количественные характеристики загрязняющих веществ, территория их распространения, опасность для людей, окружающей флоры и фауны и т.д.

К понятию «причинение вреда здоровью человека» теория и практика уголовного права относит — причинение любого вреда здоровью человека, в том числе лёгкого, независимо от того, повлекло оно утрату трудоспособности или иные вредные последствия. Причинение вреда здоровью человека в обязательном порядке должно подтверждаться медицинским заключением.

Под «массовой гибелью животного или растительного мира» понимается гибель птиц и животных на определённой территории нахождения объекта воздействия на окружающую среду. При этом, уровень их смертности должна значительно превышать среднестатистические данные. Некоторые учёные-криминалисты полагают, что такой уровень должен превышать среднестатистический уровень смертности более чем в три раза, однако не приводят обоснований такому выводу. [1] Под массовой гибелью растительного мира следует понимать — гибель любых видов растений в большом количестве и на большой территории. Кроме того, «массовая гибель животного и растительного мира» должна характеризоваться значительными трудностями восстановления нарушенной флоры и фауны или невозможностью их восстановления.

Под «иными тяжкими последствиями» согласно правоприменительной практике и теоретическим разработкам учёных-криминалистов могут относиться: существенное ухудшение радиационного фона окружающей природной среды, создающее угрозу наступления экоцида; возможные эпидемии, аварии, требующие значительных ресурсов для восстановления и другие вредоносные последствия. [2]

Вопрос о субъективной стороне преступления, предусмотренного по статье 277 УК РК, остаётся в теории и практике спорным, однако некоторыми учёными-криминалистами допускается возможность совершения его как умышленно, так и по неосторожности, например, при нарушении экологических требований во время производства работ лицом, ответственным за соблюдение требований, но не предвидевшим возможности наступления опасных последствий в силу своей небрежности (пренебрежительного отношения к соблюдению служебных обязанностей). [3]

Субъектом преступления , предусмотренного статьей 277 УК РК может быть признано вменяемое лицо, который в силу закона, служебного или должностного положения либо особого поручения ответственное за соблюдение экологических требований при производстве различных видов работ.

(В) Анализ санкции статьи 277 УК РК (анализ видов уголовного наказания, предусмотренного названной статьей УК РК)

Санкция статьи 277 УК РК предусматривает только один основной вид уголовного наказания — лишение свободы до пяти лет и два дополнительных вида наказания — лишение права занимать определённые должности или лишение права заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет.

Согласно правилам, содержащимся в Общей части УК РК, минимальные сроки основного вида наказания (лишение свободы) и вышеуказанных дополнительных наказаний — не может быть менее 6 месяцев (статьи 41 и 48 УК РК). При этом, назначение дополнительного наказание предусмотрено на альтернативной основе, то есть оно может быть назначено, а может и не назначаться.

(II). Статья 278 УК РК также отнесена к категории «Экологических преступлений» (Глава XI) и предусматривает уголовную ответственность за «нарушение экологических требований при производстве и использовании экологически потенциально опасных химических, радиоактивных и биологических веществ».

(А). Анализ диспозиции статьи 278 УК РК

Эта норма состоит из трёх частей и их диспозиция тоже весьма сложная, состоящая из нескольких составов, которые могут быть взаимосвязаны между собой либо выступать как отдельные уголовно наказуемые деяния.

Так, часть 1 статьи 278 УК РК состоит из следующих составов:

нарушение экологических требований при производстве экологически потенциально опасных химических, радиоактивных и биологических веществ;

нарушение экологических требований при транспортировке экологически потенциально опасных химических, радиоактивных и биологических веществ;

нарушение экологических требований при хранении экологически потенциально опасных химических, радиоактивных и биологических веществ;

нарушение экологических требований при захоронении экологически потенциально опасных химических, радиоактивных и биологических веществ;

нарушение экологических требований при использовании экологически потенциально опасных химических, радиоактивных и биологических веществ;

нарушение экологических требований при ином обращении экологически потенциально опасных химических, радиоактивных и биологических веществ.

Однако, совершение этих действий в совокупности или в отдельности могут быть квалифицированы как уголовное преступление только лишь при доказанности создания этими деяниями «угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде». Законодатель не дал официального толкования (интерпретацию) что же следует понимать под «созданием угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде», поэтому эта оценочная категория определяется в каждом конкретном случае инициатором возбуждения уголовного дела и судом.

Между тем, в теории и на практике под «угрозой причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде» понимают наличие реальной опасности для причинения вреда здоровью человека или окружающей среде, или возникновение такой ситуации либо таких обстоятельств, которые могли бы повлечь наступление вредных последствий, если бы они не были вовремя предотвращены принятыми мерами и иными обстоятельствами, не зависящими от воли виновного. [4] Таким образом, определение этой оценочной категории, обязательной для состава преступления, является весьма сложным делом, чем иногда злоупотребляют правоохранительные органы, если они преследуют цель привлечения кого-нибудь к уголовной ответственности.

Здесь также необходимо отметить, что же законодатель понимает под «экологическими требованиями», нарушение которых при наличии «угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде» может повлечь за собой возбуждение уголовного дела. Правоприменительная практика и теоретические разработки в этой области позволяют определить «экологические требования» — как ограничения и запреты хозяйственной и иной деятельности отрицательно влияющей на окружающую среду и здоровье населения, содержащиеся в ЭК РК, иных нормативных правовых актах и нормативно-технических документах Республики Казахстан (например, законодательный запрет осуществления эмиссий в окружающую среду без Экологического разрешения).

Уголовное наказание за совершения преступления, предусмотренного частью 1 статьи 278 УК РК может назначаться на альтернативной основе, с учётом конкретных обстоятельств по делу и данных личности виновного, поскольку санкция этой нормы предусматривает несколько видов уголовного наказания. Это:

штраф в размере от двухсот до пятисот месячных расчётных показателей [5] (по состоянию на 17 декабря 2008 года минимальный и максимальные штрафы могут быть соответственно, в размере — 233,600 тенге и 584,000 тенге [6] , в долларах США эти суммы будут составлять соответственно — $1,947 и $4,867 [7] );

штраф в размере заработной платы осуждённого за период от двух до пяти месяцев;

штраф в размере иного дохода осуждённого за период от двух до пяти месяцев;

ограничение свободы на срок до трёх лет (минимальный срок этого вида наказания, в соответствии с правилами статьи 45 УК РК, не может быть менее одного года);

лишение свободы на срок до двух лет (минимальный срок не может быть менее 6 месяцев, согласно правилам статьи 48 УК РК).

Часть 2 статьи 278 УК РК предусматривает ту же диспозицию, что и часть 1 этой нормы и отличается только видами вредных последствий, которые могут наступить в случае «нарушения экологических требований». Эти последствия следующие:

загрязнение окружающей среды;

отравление окружающей среды;

заражение окружающей среды;

причинение вреда здоровью человека;

массовая гибель животного или растительного мира; а равно

совершение действий на территории с чрезвычайной экологической ситуацией .

Здесь следует отметить, что для наступления уголовной ответственности не нужно, чтобы все эти вредные последствия наступили одновременно, достаточно наличия даже одного вредного последствия. Между тем, законодатель не дал официального толкования этих вредных последствий, поэтому они носят характер оценочных категорий.

Таким вредным последствиям, как: «загрязнение окружающей среды», «причинение вреда здоровью человека» и «массовая гибель животного и растительного мира» дана характеристика в предыдущих комментариях к статье 277 УК РК, они применимы и в данном случае, поэтому нет необходимости их повторять.

Остановимся на иных вредных последствиях, предусмотренных в диспозиции части 2 статьи 278 УК РК. Итак, под «отравлением окружающей среды» теория и практика признаёт — глубокую степень загрязнения окружающей среды, приведшей не только к превышению гигиенических и экологических норматив качества окружающей природной среды, но и к гибели компонентов природной среды. [8]

Понятие «заражение окружающей среды» интерпретируется практиками и учёными-криминалистами весьма схоже с понятиями «загрязнение окружающей среды» и «отравление окружающей среды». К сожалению, ещё не выработана правоприменительная практика для более правильного и детального толкования этого вредного последствия, возможно это и несовершенство самого закона, предусмотревшего такой вид вредных последствий.

Под «чрезвычайной экологической ситуацией» понимается — экологическая обстановка, возникшая на конкретном участке территории, где в результате хозяйственной и иной антропогенной деятельности или естественных природных процессов происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающее здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов флоры и фауны и т.д. Зоны с чрезвычайной экологической обстановкой в Казахстане определяются законодательством и их статус регламентируется специальными нормативными правовыми актами страны.

Санкция части 2 статьи 278 УК РК предусматривает только лишь один вид уголовного наказания — лишение свободы на срок до пяти лет (минимальный срок, согласно правилам статьи 48 УК РК может быть не менее 6 месяцев).

Уголовная ответственность по этой норме может наступить, если деяния, предусмотренные частями первой и второй статьи 278 УК РК повлекли за собой:

неосторожное массовое заболевание людей , или

Здесь следует отметить, что в соответствии с требованиями этой нормы под «массовым заболеванием людей» считается заболевание большого количества людей (надо понимать несколько десятков людей и более) и эти последствия не охватывались умыслом виновного. В тоже время, «смерть» только одного человека может быть основанием к привлечению к уголовной ответственности, однако и в этом случае, такое последствие не должно охватываться умыслом виновного.

Санкция этой же нормы более строгая, чем санкции предыдущих норм, и определена в виде лишения свободы на срок от трёх до восьми лет. Другие виды наказания эта норма не предусматривает.

(III). Статья 282 УК РК отнесена к категории «Экологических преступлений» (Глава XI) и предусматривает уголовную ответственность за «загрязнение атмосферы». Эта норма состоит из трёх частей, при этом диспозиция части первой, которая является определяющей и для двух следующих частей, состоит из двух самостоятельных составов.

(А). Анализ диспозиции части 1 статьи 282 УК РК

Так, по смыслу и содержанию статьи 282 УК РК под «загрязнением атмосферы» понимается:

нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ ; и

нарушение правил эксплуатации установок, сооружений и иных объектов .

Однако, приведённые нарушения правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или правил эксплуатации установок и других производственных объектов могут быть квалифицированы как преступление только в том случае, если они повлекли за собой: «загрязнение природных свойств воздуха» или «изменение природных свойств воздуха».

Диспозиция этой нормы является бланкетной, то есть отсылочной, поскольку «правила выброса в атмосферу» и «правила эксплуатации установок, сооружений и иных объектов» устанавливаются другими нормативно-правовыми актами и нормативно-техническими документами, регулирующими отношения в сфере охраны окружающей среды. Для привлечения физического лица к уголовной ответственности по данной статье кодекса необходимо обязательное установление факта нарушений им конкретных правил, установленных соответствующими актами и документами.

Смотрите так же:  Требования жанра

При этом, «загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха» может быть вызвано, например: фактическим выбросом загрязняющих веществ в атмосферу при аварии или другой нештатной производственной ситуации; превышением нормативов предельно допустимых выбросов (далее — ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу; неиспользованием имеющихся сооружений, оборудования и аппаратуры, предназначенной для очистки и контроля выбросов в атмосферу и т.д.

На основе существующей правоприменительной практики и имеющихся теоретических разработок можно прийти к выводу, что под «загрязнением воздуха» по смыслу статьи 282 УК РК понимается — внесение в атмосферу или возникновение в ней новых, как правило, не характерных для ней физических, химических, биологических и других вредных агентов, выводящих систему воздуха (атмосферной среды) за рамки естественного фона. При характеристике состоянии «загрязнение воздуха» в некоторой степени можно использовать и законодательное толкование понятия «загрязнение окружающей среды», содержащееся в пункте 34 части 1 статьи 1 ЭК РК.

Под «иным изменением природных свойств воздуха» понимается — ухудшение баланса качественно-количественных показателей атмосферы и её истощение.

В целом, необходимо указать, что все квалифицирующие признаки вредных последствий этого преступления носят оценочный характер, поэтому возможно более широкое их толкование на основе имеющейся информации по каждому конкретному факту.

Санкция приведённой нормы УК РК предусматривает следующие виды основных уголовных наказаний:

штраф в размере от ста до двухсот МРП (от 116,800 тенге до 233,600 тенге);

штраф в размере заработной платы осуждённого за период от одного до двух месяцев;

штраф в размере иного дохода осуждённого за период от одного до двух месяцев;

лишение права занимать определённые должности на срок до пяти лет (минимальный срок — не менее одного года согласно правилам, установленным в части 2 статьи 41 УК РК);

лишение права заниматься определённой деятельностью на срок до пяти лет (минимальный срок — не менее одного года согласно правилам, установленным в части 2 статьи 41 УК РК);

исправительные работы на срок до одного года (минимальный срок — не менее одного месяца согласно правилам, установленным в части 1 статьи 43 УК РК);

арест сроком до трёх месяцев (минимальный срок — не менее одного месяца согласно правилам, установленным в части 2 статьи 46 УК РК).

Эта норма весьма простоя и предусматривает уголовную ответственность за деяния, указанные в части 1 статьи 282 УК РК, повлекшие за собой «причинение вреда здоровью человека». Интерпретация же этого вредного последствия аналогична толкованию, данному этому признаку в предыдущих разделах настоящего исследования.

Санкция этой нормы содержит несколько видов основных уголовных наказаний:

штраф в размере от двухсот до пятисот МРП ( от 233,600 тенге до 584,000 тенге);

штраф в размере заработной платы осуждённого за период от двух до пяти месяцев;

штраф в размере иного дохода осуждённого за период от двух до пяти месяцев;

исправительные работы на срок до двух лет (минимальный срок — не менее одного месяца согласно правилам, установленным в части 1 статьи 43 УК РК);

арест на срок до шести месяцев (минимальный срок — не менее одного месяца согласно правилам, установленным в части 2 статьи 46 УК РК);

лишение свободы на срок до трёх лет (минимальный срок не может быть менее 6 месяцев, согласно правилам статьи 48 УК РК).

Данная норма уголовного закона предусматривает ответственность за деяния, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 282 УК РК, если они повлекли за собой неосторожную смерть человека. Санкция предусматривает только один вид наказания — лишение свободы до пяти лет (минимальный срок не может быть менее 6 месяцев, согласно правилам статьи 48 УК РК).

(IV). Статья 243 КоАП РК отнесена к категории «Административных правонарушений в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов» (Глава 19) и предусматривает административную ответственность за «превышение нормативов эмиссий в окружающую среду, установленных в экологическом разрешении, либо отсутствие экологического разрешения» (в редакции Закона РК №213 от 9 января 2007 года) виде штрафа на физических лиц в размере от пяти до десяти, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого и среднего предприниматлеьства, — в размере от двадцати до пятидесяти МРП, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере одной тысячи процентов ставки платы за эмиссии в окружающую среду за превышенный объём эмиссии.»

На анализе этой редакции статьи 243 КоАП РК хотелось бы остановиться более подробно, поскольку именно по этой статье наиболее часто привлекают к административной ответственности природопользователей. Так, например, в Атырауской области природоохранный прокурор возбудил против совместного предприятия «Тенгизшевройл» (далее — ТШО) административное дело якобы за размещение и хранение серы в объёме 2.8 млн. тонн без Экологического Разрешения. По этому делу на ТШО был наложен штраф в размере 37 млрд. тенге (308 млн. долларов США). Наложение штрафа в такой сумме противоречит смыслу и содержанию санкции статьи 243 КоАП РК.

Так, если проанализировать санкцию данной статьи, то мы увидим следующие составляющие штрафа: штраф должен быть в размере 1000% от ставки платы за превышенный объём эмиссии. При этом, слова/термин «превышенный объём эмиссии» (в данном случае, это объёмы размещённой и хранящейся серы) не могут быть составляющим элементом для определения размера штрафа, поскольку таковое не предусмотрено положениями Общей части КоАП РК (см. статью 48). Поэтому «превышенный объём эмиссии», в данном случае, является лишь составным элементом правонарушения, а не санкции о чем свидетельствет применение законодателем предлога «за». Конечно, исходя из требований техники написания правовых актов, эти слова должны были быть указаны в диспозиции статьи, а не в санкции. Видимо, здесь «перемудрили» лоббисты этого акта, не имеющие юридического образования и правотворческой практики, наивно полагая, что включение этих слов позволит им автоматически определять размер штрафа путём формального умножения ещё и на объёмы размещённых отходов (в данном случае, на объёмы размещённой серы).

На мой взгляд, авторы последней редакции статьи 243 КоАП РК (данная статья с 2001 года изменялось четыре раза) перепутали термины «ставка платы» и «сумма платы», эти понятия не идентичны и не равнозначны. Так, согласно части 1 статьи 462 Налогового кодекса РК «ставка платы», которая является размером платы за единицу эмиссии (одна тонна, один куб. метр), ежегодно устанавливаются местными представительными органами.

В то время, как термин «сумма платы» означает общую сумму денежного платежа, определённого путём умножения «ставки платы» на общий объём объекта налогового обложения (один из видов эмиссии). «Сумма платы» определяется, в настоящее время, на ежеквартальной основе и вносится природопользователем на добровольной основе в бюджет государства.

В результате этой путаницы, допущенной законодателем и авторами закона, неправильно формируется и правоприменительная практика. И никого из государственных органов не смущает тот факт, что ни при каких обстоятельствах по вышеуказанным основаниям невозможно установить «ставку платы за превышенный объём эмиссии», поскольку термин «ставка платы» к такой ситуации просто неприменим. И наоброт, можно установить «сумму платы за превышенный объём», что вовсе не одно и тоже с ошибочным понятием, как «ставка платы за превышенный объём эмиссии», введённым законодателем в четвёртую редакцию статьи 243 КоАП РК. Но такого понятия, как «сумму платы за превышенный объём» нет в санкции статьи 243 КоАП РК.

Таким образом, сумма штрафа по статье 243 КоАП РК для субъектов крупного предпринимательства (например, для ТШО) должен определяться только лишь в размере «одной тысячи процентов ставки платы за эмиссии в окружающую среду» и не более. В силу этого, и исходя из действующей ставки за размещение и хранение одной тонны серы в 2007 году (2565 тенге), а также на основе вышеуказанной формулы, размер штрафа может быть по этому делу только в сумме — 25,650 тенге ($213).

Определение же размера штрафа государственными органами и судами по данному делу по ошибочной и не предусмотренной в КоАП РК формуле: «ставка платы (2565 тенге) Х 1000 (проценты) Х 2,839,050 тонн серы (объём)», является противозаконным актом государственных органов против субъекта предпринимательства. Размер административного штрафа за размещение и хранение серы, пусть даже без Экологического разрешения, не может быть в таких размерах, как 37 млрд. тенге (308 млн. долларов США) это противоречит и основным положениям КоАП РК об административных взысканиях, в частности, об административном штрафе.

Этот основывается на следующих положения КоАП РК.

Так, согласно части 1 статьи 48 КоАП РК под административным штрафом понимается «денежное взыскание налагаемое за административное правонарушение в случаях и пределах, предусмотренных в статьях Особенной части» и в «размере, соответствующем определённому количеству месячного расчётного показателя, устанавливаемого в соответствии с законодательным актом, действующим на момент наложения административного взыскания». Это общее правило, когда размер штрафа должен быть указан в статьях Особенной части КоАП РК.

Однако, как закреплено во втором абзаце части 1 статьи 48 КоАП РК, в некоторых случаях, размер административного штрафа выражается в процентах:

от суммы неисполненного или исполненного ненадлежащим образом налогового обязательства, установленного законодательными актами Республики Казахстан (например, см. части 1 и 2 статьи 206 КоАП РК, части 1 и 2 статьи 209);

от суммы неперечисленных (несвоевременно перечисленных) социальных отчислений;

от суммы операции, проведённой с нарушением норм законодательства Республики Казахстан (непонятная формулировка законодателя, какие операции имеются ввиду); либо штраф определяется,

в размере суммы нанесённого окружающей среде вреда (например, см. часть 1 статью 250, статью 261); либо

в процентах от суммы дохода (выручки), полученного в результате осуществления монополистической деятельности.

Простой юридический анализ вышеприведённого свидетельствует о том, что законодатель в санкции статьи 243 КоАП РК определил размер штрафа в непредусмотренной частью 1 статьи 48 КоАП РК формулировке, в виде «одной тысячи процентов ставки платы за эмиссии в окружающую среду». Отсюда вывод, что штраф не может выражаться в процентах к «ставке платы за эмиссии в окружающую среду».

Следует также отметить, что изначально, санкция статьи 243 КоАП РК (в первой и во второй редакции) соответствовало положениями Общей части кодекса, а затем «законодательная импровизация» экологов и лоббистов от государственных органов привела к нарушению баланса положений Общей и Особенной частей КоАП РК, когда в обход общей теории права и правилам законодательной техники, в Особенной части появились нормы с санкциями, которых нет в Главе 6 кодекса. Это является существенным нарушением правотворческого процесса, последствием которого явились незаконное применение норм Особенной части КоАП РК, в частности статьи 243.

Даже, если смириться с описанными противоречиями, то штраф по статье 243 КоАП РК не должен определяться по той формуле, [ставка платы (2565 тенге) Х 1000 (проценты) Х 2,839,050 тонн серы (объём)], которые применяют специалисты экологических служб Казахстана, прокуроры и суды, поскольку их позиция опять же противоречит положениями Общей части кодекса.

Так, часть 1 статьи 60 КоАП РК гласит, что «административное взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, предусмотренных в статье Особенной части». В нашем случае, санкция статьи 243 КоАП РК предусматривает возможность определения штрафа «в размере одной тысячи процентов ставки платы за эмиссии в окружающую среду», что составляет относительно серы, как указано выше — 25,650 тенге ($213). При этом, как указывалось выше, слова в санкции этой статьи — «за превышенный объём эмиссии», относится к составу правонарушения и не может быть элементом для определения размера штрафа, поскольку таковое правило не предусмотрено Общей частью кодекса.

Далее, размер штрафа не должен быть и не может быть в размере 37 млрд. тенге, поскольку согласно положения, закреплённого в абзаце 3 части 3 статьи 48 КоАП РК «размер штрафа, налагаемого на юридическое лицо, являющееся субъектом крупного предпринимательства, не может превышать две тысячи месячных расчётных показателей». Таким образом, размер штрафа по статье 243 КоАП РК, исходя из размера МРП по состоянию на сегодняшний день (1168 тенге), не должен превышать 2,336,000 тенге ($19,466).

Имеющееся единственое исключение из этого общего правила (см. часть 4 статьи 48 КоАП РК), когда размер штрафа может быть более 2000 МРП, это наличие видов санкций в статьях Особенной части КоАП РК, предусмотренных в абзаце в части 1 статьи 48 КоАП РК (выше приведены эти виды санкций). В статье 243 КоАП РК таких санкций нет, потому это исключение по размеру штрафа относительно статьи 243 КоАП РК не действует.

Кроме того, КоАП РК не предусматривает возможность определения размера административного штрафа с применением «объёмов размещённых и хранимых отходов». Это незаконная импровизация экологических служб, судов и прокуроров.

Похожие публикации:

  • Нотариус перехода осинники Нотариусы Осинники +7 (499) 577-00-25 доб. 297 – Москва и МО Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Перехода […]
  • Приказ об отправке работника в командировку Как оформить приказ на командировку Приказ о направлении работника в командировку - это первичный документ, фиксирующий факт командирования работника. В общем случае приказ издается руководителем организации, а распоряжение - другими […]
  • Государственная лицензия на обследование зданий и сооружений Добро пожаловать в наш Научно-технический Центр! Миссия «Наши специалисты не смотрят на других и, бросая вызов традиционному мышлению, последовательно реализуют индивидуальные решения». Основные принципы Компания ориентирована на […]
  • Арбитражный суд фас поволжского Федеральные арбитражные суды Российской Федерации Арбитражные суды округов Поволжский арбитражный округ Центр округа - г. Казань В арбитражном округе действуют: 11-й арбитражный апелляционный суд (г. Самара) 12-й арбитражный […]
  • Мировое соглашение по определению места жительства ребенка образец Мировое соглашение по определению места жительства ребенка образец Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, […]
  • Коммерческий кредит под залог Коммерческий кредит под залог звонок по России бесплатный для звонков из-за рубежа (звонок платный) Уважаемые клиенты Объединение АКБ «РосЕвроБанк» (АО) и ПАО «Совкомбанк» завершено. С 12 ноября объединенный банк продолжит работу […]