Субсидия на производство и импорт

Субсидия на производство и импорт

Система национальных счетов (СНС) представляет собой систему взаимосвязанных показателей, применяемых для описания и анализа макроэкономических процессов более чем в 150 странах мира с рыночной экономикой.

Ключевым показателем системы является валовой внутренний продукт (ВВП), характеризующий стоимость товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и экспорта (за вычетом импорта).

ВВП может быть рассчитан тремя методами: производственным, методом использования доходов и методом формирования ВВП по источникам доходов.

При расчете производственным методом ВВП определяется как разность между выпуском товаров и услуг в целом по стране, с одной стороны, и промежуточным потреблением — с другой, или как сумма добавленных стоимостей, создаваемых в отраслях экономики. При этом объемы добавленной стоимости по отраслям рассчитываются в основных ценах, т.е. не включают налоги на продукты, но включают субсидии на продукты. Для расчета ВВП в рыночных ценах необходимо добавить чистые (за вычетом субсидий) налоги на продукты.

Валовой внутренний продукт, рассчитанный методом использования доходов, представляет сумму расходов всех институциональных единиц — резидентов данной страны на конечное потребление, валовое накопление и чистый экспорт.

Формирование валового внутреннего продукта по источникам доходов отражает первичные доходы, созданные в процессе производства всеми институциональными единицами, сгруппированными в сектора экономики. В этом расчете валовая прибыль (валовой смешанный доход) является балансирующей статьей и определяется как разница между валовым внутренним продуктом, рассчитанным производственным методом в рыночных ценах, оплатой труда наемных работников и чистыми налогами на производство и импорт.

Данный метод используется Росстатом только для анализа стоимостной структуры ВВП, а не для определения его номинального объема или динамики.

В границы производства в СНС включается скрытое производство (экономическая деятельность, разрешенная законом, но скрываемая или преуменьшаемая с целью уклонения от налогов и др.), а также неформальное производство — производственная деятельность некорпорированных предприятий домашних хозяйств, не подпадающая под прямое статистическое наблюдение. В настоящее время в состав неформального производства включается производство некорпорированными предприятиями рыночной продукции и продукции для собственного использования.

Производство в СНС характеризуется показателями выпуска, промежуточного потребления и валового внутреннего продукта.

Выпуск представляет собой суммарную стоимость товаров и услуг, являющихся результатом производственной деятельности единиц — резидентов экономики в отчетном периоде.

Текущие цены могут быть основными и рыночными. Основными называются цены, включающие субсидии на продукты, но не включающие налоги на продукты. В основных ценах принято исчислять выпуск в отраслевом разрезе. Рыночные цены, наоборот, включают в себя налоги на продукты, но не включают субсидии. В рыночных ценах исчисляются показатели выпуска и валового внутреннего продукта на уровне экономики в целом.

Промежуточное потребление состоит из стоимости товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в процессе производства в отчетном периоде.

Валовая добавленная стоимость исчисляется на уровне отраслей экономики как разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением. Термин «валовая» указывает на то, что показатель определен до вычета потребления основного капитала.

Чистые налоги на производство и импорт включают в себя налоги на продукты и импорт и другие налоги на производство. Термин «чистые» в данном случае означает, что налоги показаны за вычетом соответствующих субсидий. Субсидии — текущие некомпенсируемые выплаты из государственного бюджета предприятиям, при условии производства ими определенного вида продукции или услуг.

Налоги на продукты включают в себя налоги, размер которых прямо зависит от стоимости произведенной продукции и оказанных услуг. К налогам на продукты относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на импортируемые товары и услуги и др.

Налоги на производство — это налоги, связанные с использованием факторов производства (труда, земли, капитала), а также платежи за лицензии и разрешение заниматься какой-либо деятельностью или другие обязательные платежи, уплата которых необходима для деятельности производящей единицы — резидента. Они не включают в себя любые налоги на прибыль или иные доходы, получаемые предприятием. К ним относятся: налог на имущество предприятий, земельный налог, транспортный налог (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), лицензионные сборы и некоторые другие.

Валовой внутренний продукт на стадии производства получается путем суммирования валовой добавленной стоимости по отраслям в основных ценах плюс чистые налоги на продукты.

Оплата труда наемных работников представляет собой вознаграждение в денежной или натуральной форме, выплачиваемое работодателем наемному работнику за работу, выполненную в отчетном периоде.

Она учитывается на основе начисленных сумм и включает в себя налоги на доходы и другие выплаты, которые подлежат уплате наемными работниками, даже если они фактически удерживаются нанимателями в административных интересах или по иным причинам, и выплачиваются непосредственно органам социального страхования, налоговым службам от лица наемного работника.

Оплата труда наемных работников включают заработную плату и отчисления работодателей в фонды социального страхования.

Оплата труда в национальных счетах включает скрытую оплату труда.

Валовая (чистая) прибыль и валовые (чистые) смешанные доходы представляют собой ту часть добавленной стоимости, которая остается у производителей после вычета расходов, связанных с оплатой труда наемных работников, и чистых налогов на производство и импорт. Эта статья измеряет прибыль (или убыток), полученную от производства, до учета доходов от собственности. Валовая прибыль в СНС в отличие от показателя прибыли от реализации, отражаемой в бухгалтерском учете, не содержит элементов оплаты труда, сверхнормативных выплат по командировочным, представительских и других расходов, прибыли, образующейся у владельцев активов в результате роста цен, и включает в себя потребление основного капитала, равного стоимостной оценке величины снижения в течение отчетного периода текущей стоимости основных фондов, находящихся в собственности и пользовании производителей, в результате физического износа, нормального устаревания или естественных случайных повреждений.

Чистая прибыль равняется валовой прибыли за вычетом потребления основного капитала.

Для некорпорированных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам, эта статья содержит элемент вознаграждения за работу, который не может быть отделен от дохода владельца или предпринимателя. В этом случае она называется смешанным доходом.

Конечное потребление складывается из расходов на конечное потребление домашних хозяйств, расходов государственного управления на индивидуальные товары и услуги и на коллективные услуги, расходов на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

Расходы на конечное потребление домашних хозяйств включают расходы домашних хозяйств на приобретение потребительских товаров и услуг во всех торговых организациях, на рынках и через неорганизованную торговлю, организациях бытового и жилищно-коммунального обслуживания населения, пассажирского транспорта, связи, гостиницах, учреждениях культуры, здравоохранения, образования и др., а также стоимость товаров и услуг, потребленных в натуральной форме, произведенных для собственного конечного использования, полученных в качестве оплаты труда или гуманитарной помощи.

Расходы государственного управления на индивидуальные товары и услуги состоят из расходов сектора государственного управления на потребительские товары и услуги, предназначенные для индивидуального потребления. Такие расходы финансируются за счет государственного бюджета и внебюджетных фондов из средств, полученных в результате сбора налогов и из других доходов государства. В эти расходы включаются расходы организаций, оказывающих бесплатные (для населения) услуги в области образования, здравоохранения, культуры.

Расходы государственного управления на коллективные услуги. Этот показатель отличается от предыдущего тем, что в нем учитываются услуги, оказываемые за счет государственного бюджета организациями, которые удовлетворяют потребности не отдельных домашних хозяйств, а общества в целом. В этот показатель включаются расходы на оборону, общее государственное управление, а также расходы на нерыночную науку, услуги организаций, обслуживающих сельское хозяйство и другие.

Расходы на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, — расходы общественных организаций (политических партий, религиозных организаций, профсоюзов, общественных объединений), в отношении которых условно считается, что они предоставляют только индивидуальные товары и услуги. Сюда же включается стоимость нерыночных услуг, оказываемых самостоятельными социально-культурными подразделениями корпораций и квази-корпораций своим работникам.

Валовое накопление в целом по экономике показывает чистое приобретение резидентными единицами товаров и услуг, произведенных или поступивших по импорту в текущем периоде, но не потребленных в нем. Валовое накопление включает валовое накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств и чистое приобретение ценностей.

Чистый экспорт товаров и услуг рассчитывается как разница между экспортом и импортом и включает в себя оборот российской торговли со странами дальнего зарубежья и СНГ.

Статистическое расхождение между произведенным и использованным валовым внутренним продуктом показывает расхождение между значениями ВВП, рассчитанными различными способами: как суммы валовой добавленной стоимости и как суммы конечного потребления, накопления и чистого экспорта.

Классификация субсидий

1. Субсидии на производство и импорт – это текущие безвозмездные невозвратные

платежи, которые государство производит предприятиям в связи с производством, продажей или импортом товаров и услуг или использованием факторов производства для проведения определенной экономической и социальной политики. Субсидии на производство и импорт, предоставляемые органами государственного управления, включают только текущие выплаты непосредственно от этих организаций рыночным производящим единицам-резидентам. Так как единицы, отнесенные к рыночным производителям, могут принадлежать к различным секторам, то субсидии, относящиеся к производству, могут быть предоставлены любому сектору при условии, что они будут использоваться для производственной рыночной деятельности. Субсидии на производство и импорт состоят из субсидий на продукты и импорт и прочих субсидий на производство.

1.1. Субсидии на продукты – это субсидии, выплачиваемые обычно пропорционально

количеству или стоимости товаров и услуг, производимых, продаваемых или импортируемых резидентами. К субсидиям на продукты относятся:

— субсидии на продукцию, используемую внутри экономической территории, представляющие собой конкретную денежную сумму на единицу товара или услуги или определенный процент от цены единицы товара или услуги, либо разницу между экономической ценой, в основе которой лежат издержки производства, и более низкой рыночной ценой, фактически уплаченной покупателем;

— субсидии государственным торговым организациям, осуществляющим продажу товаров по ценам более низким, чем цена их приобретения (разница между закупочными и продажными ценами);

— субсидии государственным предприятиям, представляющие собой регулярные выплаты, компенсирующие постоянные убытки, возникающие в результате того, что продажная цена на производимую ими продукцию устанавливается ниже средних издержек производства;

— субсидии на экспорт, представляющие собой выплаты производителям-резидентам при пересечении экспортируемыми товарами границы экономической территории или предоставлении услуг нерезидентам, выплаты убыточным государственным организациям, осуществляющим покупку продукции резидентов и продажу нерезидентам по более низкой цене, субсидии в результате применения множественных обменных курсов;

— субсидии на импорт, представляющие собой выплаты институциональным единицам-резидентам при пересечении импортируемыми товарами границ экономической территории или при предоставлении услуг нерезидентами институциональным единицам-резидентам.

Смотрите так же:  Увольнение сотрудника полиции на пенсию

1.2 Прочие субсидии на производство состоят из субсидий, которые предприятия получают от органов государственного управления в связи с использованием факторов производства. Прочие субсидии на производство включают следующие основные виды субсидий:

— субсидии, выплачиваемые в связи с использованием труда особого контингента лиц (инвалидов, безработных);

— субсидии, связанные с использованием других факторов производства, например, для стимулирования использования определенных видов сырья, энергии и т. д.;

— субсидии для уменьшения загрязнения окружающей среды, например, для покрытия стоимости дополнительной обработки отходов производства.

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Чистые налоги на продукты и импорт (ЧНПИ):

Термин «чистые» означает, что налоги показаны за вычетом соответствующих субсидий.

Субсидии на продукты (Сп) — это текущие некомпенсируемые выплаты из Государственного бюджета предприятиям при условии производства ими определенного вида товаров или услуг.

Валовая добавленная стоимость (ВДС) — вновь созданная стоимость в процессе производства продуктов и услуг.

В целом по экономике сумма ВДС отраслей составляет валовой внутренний продукт.

Термин «валовая» указывает на то, что показатель включает потребленную в процессе производства стоимость основного капитала.

В системе национальных счетов показатель валовой добавленной стоимости оценивается как в текущих рыночных ценах, т.е. фактически используемых в операциях (она включает торгово- транспортные наценки, налоги на производство и импорт и не включает субсидии на производство и импорт), так и в основных ценах, т.е. ценах без налогов на продукты, но включающих субсидии на продукты.

Если выпуск оценен в основных ценах, то ВДС также исчисляется в основных ценах:

ВДС в основных ценах В 1Н1 (включая косвенно измеряемые услуги финансового посредничества).

Валовая добавленная стоимость в рыночных ценах будет равна сумме валовой добавленной стоимости в основных ценах и чистых (за вычетом субсидий) налогов на продукты:

ВДС в рыночных ценах = ВДС в основных ценах + ЧНП в текущих ценах:>

где ЧНП = (НП — Сп) — чистые налоги на продукты; НП — налоги на продукты; Сп — субсидии на продукты.

Показатель ВДС называется валовой добавленной стоимостью, так как из него не исключены расходы на потребление основного капитала (ПОК).

Если из значения ВДС исключить расходы на потребление основного капитала, то можно будет исчислить показатель чистой добавленной стоимости (ЧДС).

Определение валового выпуска, промежуточного потребления и валовой добавленной стоимости осуществляется как по отраслям, так и по секторам экономики.

а) нефинансовые предприятия;

б) финансовые посредники;

в) органы управления (сектор государства);

г) домашние хозяйства;

д) некоммерческие организации, обслуживающие население (партии, профсоюзы, религиозные объединения, культурные, спортивные организации и т. д.).

В особую позицию выделяется сектор «заграница (остальной мир)», который покупает экспорт страны и продает ей импорт. В сектор нефинансовых предприятий включаются все частные и коллективные производители товаров и услуг, предназначенных для реализации на рынке или для собственного потребления (за исключением финансовых услуг).

Сектор финансовых посредников охватывает учреждения организации, выполняющие валютные, финансовые и кредитные операции, включая операции с ценными бумагами, а также страховые организации, занимающиеся страхованием различного рода рисков.

Сектор государства (органов управления) состоит из организаций, оказывающих бесплатные услуги и осуществляющих функции законодательной, исполнительной и судебной власти. Сюда относятся организации и учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств и оказывающие нерыночные услуги (органы управления и обороны, правоохранительная система, государственное здравоохранение и образование, охрана окружающей среды и т.д.). Кроме того, в этот сектор входит система государственного социального обеспечения.

Негосударственные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, также оказывают бесплатные услуги. Их деятельность финансируется за счет различных взносов, сборов и пожертвований (благотворительные организации, фонды, политические партии, профсоюзы, религиозные объединения, клубы, ассоциации и тому подобные организации).

Домашние хозяйства охватывают все население в той мере, в какой оно осуществляет связанные с ними экономические операции.

Если правительство считает необходимым стимулировать экспорт национальных производителей, TO оно может в той или иной форме предоставлять им субсидии из бюджета.

@ Субсидия (subsidy) — денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта.

По характеру выплат субсидии делятся на:

• прямые — непосредственные выплаты экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода. Прямые субсидии представляют собой дотации производителю при его выходе на внешний рынок. Предметом прямого субсидирования с начала 60-х годов являлись дорогостоящие товары промышленного экспорта развитых стран — суда, авиационная техника и пр. Однако прямые субсидии запрещены правилами BTO и их применение слишком очевидно для торговых партнеров, которые могут использовать ответные меры;

• косвенные — скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и пр.

Субсидии могут предоставляться как производителям товаров, конкурирующих с импортом, так и производителям товаров, которые продаются на экспорт.

Для производителей в обоих случаях субсидия является негативным налогом, поскольку он выплачивается им правительством, а не вычитается из их прибыли.

@ Внутренняя субсидия (domestic subsidy) — наиболее замаскированный финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными.

Рис. 7.5. Экономический эффект внутренних субсидий

Допустим, что в малой стране внутреннее предложение товара составляет Sd, а спрос — Dd (рис. 7.5). Предложение того же товара из-за рубежа неограниченно и составляет Sw по цене Pw. B этой ситуации внутреннее производство товара составит Q1, потребление — Q3, импорт товара — Q3Q1— Чтобы поддержать местных производителей товаров, конкурирующих с импортом, правительство решает предоставить им внутреннюю субсидию. Цена на субсидируемый товар уменьшается на размер субсидии и прямая его предложения местными производителями передвигается на уровень Ss. Внутреннее производство возрастает до Q2, а импорт сокращается до Q3Q2— При объеме внутреннего производства Q2 производитель получает за свой товар цену Ps, которая состоит из цены, которую платит потребитель Pw, и субсидии, получаемой от правительства PwPs— Расходы правительства на выплату субсидии составляют произведение суммы субсидии на объем производства, достигаемый при получении субсидии, то есть P P X Q.

Ha рисунке 7.5 внутренняя цена до начала торговли и до предоставления субсидии составляет430долл. После начала торговли при мировой цене на товар в 400 долл, страна производит 2 единицы, потребляет 14 единиц, импортирует 12. После введения субсидии в 25 долл, на каждую единицу местные производители при той же мировой цене получают возможность производить 7 единиц товара, а импорт сокращается до 7 единиц. Протекционистское воздействие субсидирования местного производства на импорт очевидно. Правительство платит из бюджета 175 долл. ($25 X 7=$175) в виде субсидий. При получении субсидии местный производитель получает за каждую единицутовара 400 долл, от покупателя и 25 долл, от правительства, всего 425 долл. Чтобы стимулировать сокращение издержек производства и рост конкурентоспособности национальных товаров, даже в случае субсидирования импортозамещающего производства, правительство вводит такие субсидии, которые обеспечивают производителю несколько меньший доход (425 долл.), чем он получал за каждую единицу на внутреннем рынке в отсутствие импорта (430 долл.).

B результате предоставления субсидии возникают два экономических эффекта. Часть субсидии попадает в распоряжение более эффективных национальных производителей данного товара в форме излишка производителя — сегмент а. Эффект защиты b, представляющий собой прямые потери для экономики, возникает в силу того, что в результате получения субсидии неэффективные местные производители получают, тем не менее, возможность продавать свой товар. Субсидии произ-

B России субсидии на импорт были введены в 1992 г. в качестве замены специального заниженного обменного курса, применявшегося для расчетов с бюджетом при импорте зерна, машин и оборудования, запчастей, компонентов для химической промышленности, медикаментов, детского питания и некоторых других ключевых товаров. Причем часть импортных субсидий не показывалась в расходной части государственного бюджета. Государство продавало валюту импортерам, осуществляющим закупки товаров за счет централизованных валютных средств, по цене в среднем 20% от рыночного курса валюты, а по машинам и оборудованию — и вовсе 1,6 руб. за доллар. Существовало множество коэффициентов пересчета контрактных цен на импортные товары в рубли. Например, на сахар-песок он составлял 20% (т.е. столько платил импортер, остальное покрывалось государством), масло животное — 22, детское питание — 5%. Импортные субсидии составляли около 13% ВНП и ложились тяжелым бременем на бюджет. Ha протяжении последующих лет правительство России сокращало бюджетные субсидии как путем уменьшения списков товаров, экспорт которых субсидируется, так и путем увеличения коэффициентов. B начале 1994 г. практически весь централизованный импорт был ликвидирован, а импортные субсидии сократились до 4% ВНП.

Импортные субсидии, главным образом на разнице официального и рыночного валютных курсов, существовали в 1992-1993 гг. в Беларуси. Ha них тратилось около 3% ВНП. B Казахстане в 1992 г. они осуществлялись, кроме того, через централизованный валютный фонд. B Литве в 1992-1993 гг. субсидировался импорт энергоносителей. Ha Украине в те же годы субсидировался импорт горючего и угля для продажи населению.

водителям товаров, конкурирующих с импортом, считаются экономически более предпочтительным методом ограничения импорта по сравнению с импортным тарифом или квотой. Помимо того что тариф и квоты искажают внутренние цены, в их результате возникает рассмотренный выше экономический эффект потребления, выражающийся в потере излишка потребления, которая целиком ложится на импортирующую страну. Субсидия производителям обеспечивает ограничение импорта, сравнимое с тарифом и квотой, но за счет меньших потерь для национальной экономики. Правда, эти потери возникают не только в результате негативного эффекта защиты, но и из-за того, что субсидии финансируются за счет бюджета, то есть за счет налогов.

Специфическим случаем внутренней субсидии является субсидирование импорта, которое было характерно для России и некоторых других стран с переходной экономикой в начале 90-х годов. Необходимость субсидирования импорта была вызвана прежде всего отменой директивно контролируемого обменного курса национальной валюты и переходом к плавающему валютному курсу. B результате завышенные валютные курсы резко упали, сделав импорт многих товаров, которые необходимы для поддержания экономического развития страны, невозможным, поскольку они стали слишком дорогими для местных покупателей. B результате правительства были вынуждены финансировать часть импорта за счет государственного бюджета, предоставляя импортные субсидии импортерам (пример 7.6).

Нередко правительства не только субсидируют отрасли, конкурирующие с импортом, но и предоставляют субсидии экспортерам.

@ Экспортная субсидия (export subsidy) — финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт.

Смотрите так же:  Пенсия 20 тыс руб

Рис. 7.6. Экономический эффект экспорт- ньос субсидий

Допустим, что предложение товара из-за рубежа (экспорт товара зарубежной страной в данную страну) составляет Sw, а спрос внутри данной страны — Dd (рис. 7.6). B этой ситуации рыночное равновесие достигается в точке E — покупатели в импортирующей стране купят Q1 товара по цене Pw. Чтобы поддержать экспортеров, иностранное правительство решает предоставить им экспортную субсидию. B результате снижения экспортной цены предложение товара из-за рубежа увеличивается и кривая предложения смещается на уровень Ss, а рыночное равновесие — в точку F. B результате субсидирования экспортная цена снижается до уровня Ps, то есть условия торговли экспортирующего государства ухудшились. Ho из-за снижения экспортной цены увеличивается количество единиц товара, который удается экспортировать, до Q2. Поскольку из-за роста экспорта меньше товара поступает на внутренний рынок, внутренняя цена на него увеличивается до Pd. Выигрыш или проигрыш экспортирующего государства напрямую зависит от того, удастся ли за счет увеличения объема продаж компенсировать потери, возникшие из-за ухудшения условий торговли, то есть снижения экспортной цены. Кроме того, возникают расходы на финансирование самой субсидии, которые должен нести бюджет, а значит, и налогоплательщики, в размере количества товара, экспортированного после введения субсидии, умноженного на размер субсидии (четырехугольник ABFD).

Ha рисунке 7.6 экспортирующая страна продает, а импортирующая покупает 1 млн. штук товара по цене 100 долл, за штуку. Правительство экспортирующей страны решает помочь экспортерам и дает им субсидию в размере 50 долл, за каждую экспортируемую единицу товара. Допустим, что в этом случае экспортная цена товара упадет до 75 долл., а экспорт увеличивается до 1,5 млн. штук. До введения субсидии экспортер получал $100х 1=100 млн. долл, дохода от экспорта. После введения субсидии — $75х 1,5=112,5 млн. долл., то есть, несмотря на падение цены, его доходы возросли за счет увеличения объема экспорта. Ho при этом бюджету и налогоплательщикам экспортная субсидия обошлась в $50х 1,5=75 млн. долл.

Принципиальное различие между импортным тарифом и субсидированием экспорта как средствами торговой политики заключается в том, что импортный тариф приводит к повышению внутренней цены на импортные товары, в то время как экспортная субсидия приводит к повышению внутренней цены экспортных товаров. Импортный тариф, вводимый большой страной, улучшает ее условия торговли, снижая цену ее импорта, и увеличивает относительное предложение местных товаров, конкурирующих с импортом, одновременно снижая спрос на импорт. Экспортная субсидия, вводимая большой страной, производит обратный эффект: ухудшает ее условия торговли, увеличивая цену ее экспорта, но увеличивая при этом и относительное предложение на экспорт и сокращая внутренний спрос на экспортируемые товары. Импортный тариф улучшает условия торговли страны за счет остального мира. Экспортная субсидия ухудшает условия торговли страны в пользу остального

Тарифы, субсидии, импортные квоты и добровольные экспортные ограничения

Главная > Контрольная работа >Экономика

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Волгоградский государственный университет

Факультет социально-гуманитарных и экономических наук

Кафедра экономики и менеджмента

Контрольная работа по международному бизнесу на тему: «Тарифы, субсидии, импортные квоты и «добровольные» экспортные ограничения».

студентка 4-го курса

Тарифные методы регулирования мировой торговли

Нетарифные методы регулирования мировой торговли

Финансовые методы торговой политики

Список использованной литературы

1. Тарифные методы регулирования мировой торговли

Политика государства в области внешней торговли осуществляется с помощью тарифных и нетарифных методов регулирования.

Тарифные средства являются старейшими методами экономического регулирования внешней торговли. Преимущественно они направлены на защиту внутреннего рынка (отечественных производителей) от иностранной конкуренции. Их основой являются таможенные пошлины, сведенные в таможенные тарифы.

Таможенные тарифы — это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при экспорте и импорте.

Импортный таможенный тариф центральный инструмент таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Основой импортного тарифа (впрочем, как и экспортного) является закон о таможенном тарифе. Сущность импортного тарифа — это его товарный перечень (номенклатура), методы определения таможенной стоимости ввозимых товаров и взимания пошлин, правила определения страны происхождения товара, пределы полномочий органов исполнительной власти.

Экспортный таможенный тариф представляет собой инструмент регулирования экспорта. Его, как правило, применяют отдельные развивающиеся страны, обладающие исключительными природными ресурсами и достаточно устойчивыми позициями на мировом рынке. Применение экспортных пошлин осуществляется государством в целях получения дополнительных доходов в инвалюте и ограничения вывоза определенных групп товаров. Однако в мировой торговой практике подавляющее большинство стран с рыночной экономикой крайне редко прибегают к регулированию торговли посредством использования экспортных таможенных пошлин, т. к. эти страны в основном сталкиваются с проблемами сбыта, а не с необходимостью ограничивать экспорт тех или иных товаров.

Транзитный таможенный тариф взимается за провоз иностранных товаров по территории данной страны в другие страны (транзитом). Учитывая тот факт, что все государства, как правило, заинтересованы в увеличении транзита грузов через их территорию, ибо это приносит немалый доход, этот вид пошлин применяется крайне редко и, в основном в фискальных целях.

Пошлины, устанавливаемые в таможенных тарифах, бывают трех видов:

— адвалорные взимаются в процентах от стоимости товара (например, 10 % от стоимости автомобиля);

специфические устанавливаются в виде определенной денежной суммы, взимаемой с веса, объема или единицы товара (например, 10 долларов с каждой тонны лома цветных металлов);

смешанные, или комбинированные – это пошлины, при установлении размера которых сочетаются оба принципа, применяемых для адвалорной и специфической пошлин. Одновременно взимается пошлина, начисленная в виде процента от таможенной стоимости и с единицы физической меры товара.

Также выделяют альтернативную, которая устанавливает и адвалорную и специфическую ставку пошлин с указанием, что по усмотрению таможенного органа, ответственного за взимание пошлин, применяется большая из них в данный момент.

В международной торговой практике наибольшее распространение получили адвалорные пошлины.

В целом таможенные пошлины выполняют следующие основные функции:

фискальную, которая относится к импортным и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам;

балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Защита национальных производителей достигается тем, что в области импорта таможенная политика ориентирована на удешевление сырья и полуфабрикатов, поступающих из-за рубежа. Импортное сырье облагается минимальными таможенными ставками, в то время, как готовые изделия повышенными.

2. Нетарифные методы регулирования мировой торговли

Под нетарифными методами понимается совокупность средств внешнеторговой политики, которые не входят в группу таможенно-тарифных ограничений, а реализуются в рамках административного управления, выполняя роль регуляторов внешнеторгового оборота. Применение нетарифных методов государственного регулирования международной торговли обусловлено тем, что на национальной территории государство может устанавливать специальный порядок проникновения в страну иностранных производителей товаров и услуг, а так же создавать благоприятные предпосылки для эффективного развития экспортных производств и проводить специальные мероприятия, направленные на защиту отечественных производителей и потребителей. Наиболее эффективно систему нетарифного регулирования применяют в рамках внешнеторговой политики развитые страны.

Нетарифные методы регулирования внешней торговли включают в себя: импортные квоты, «добровольные» ограничения экспорта. Из всех видов нетарифных ограничений наибольшее распространение получили квоты на импорт и экспорт.

Квота – количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.

По направленности их действия квоты разделяются на:

Экспортные – вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (экспорт нефти из стран ОПЕК), либо правительства страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке (экспорт нефти из России и сахара с Украины в начале 90-х годов);

Импортные – вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижение сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств.

По охвату квоты делятся на:

Глобальные – устанавливаются на импорт или экспорт определенного товара на определенный период времени вне зависимости от того, из какой страны он импортируется или в какую страну он экспортируется. Смысл таких квот обычно заключается в обеспечении необходимого уровня внутреннего потребления, и объем их вычисляется как разность внутреннего производства и потребление товара;

Индивидуальные – установленная в рамках глобальной квоты квота каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Такие квоты обычно устанавливаются на основе двусторонних соглашений, которые дают основные преимущества в экспорте или импорте товара тем странам, с которыми имеются тесные взаимные политические, экономические и иные интересы. Чаще всего индивидуальные квоты (контингенты) бывают сезонными, то есть вводятся на определенный период времени, когда внутренний рынок наиболее нуждается в государственной защите. Обычно это осенние месяцы, когда происходит реализация сельскохозяйственной продукции нового урожая.

Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент. Квоти­рование (контингентирование) представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продук­ции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или выво­зу из страны (экспортная квота) за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на им­порт или экспорт ограниченного объема продукции и одновре­менно запрещает нелицензированную торговлю. Два этих понятия имеют практически одно и тоже значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера.

Тариф на импорт не ограничивает количества импортных товаров непосредственно — импортер может ввозить любой объем продукции при условии, что он платит таможенную пошлину. Напротив, импортная квота ограничивает объем импорта определенным количеством штук, тонн, пар обуви и т.д., а иногда ограничивает и стоимость импорта, ежегодно разрешенного к ввозу в страну. Государство выдает ограниченное количество лицензий, разрешающих ввоз товаров, и запрещает нелицензированный импорт.

Механизм действия квот подобен импортному тарифу: внутренние цены поднимаются выше мировых, предложение импортных товаров ограничивается. Однако, квоты имеют два важных отличия от тарифа:

1) квоты абсолютно нивелируют любое воздействие иностранной конкуренции на внутренние цены. Если мировые цены снижаются, то при тарифе импорт будет постепенно возрастать, а внутренние цены снижаться вслед за мировыми. При наличии квоты импорт не может быть увеличен. Поэтому разрыв между внутренними и мировыми ценами возрастает, увеличивая прибыли от импорта (в том числе и монопольные).

Вместе с тем, более жесткое регулирование величины импорта с помощью квоты несколько облегчает процесс краткосрочного урегулирования платежного баланса, а относительно эластичный импорт при тарифе усложняет этот процесс;

Смотрите так же:  Как через банкомат заплатить штраф

2) квоты, количественно ограничивающие импорт, полностью изолируют внутренний рынок от проникновения новых иностранных товаров — если установленная квота исчерпана, то их нельзя даже подарить. В сочетании с изоляцией внутренних цен от мировых это обеспечивает абсолютную защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, что оказывает на экономику весьма противоречивое воздействие.

В настоящее время квоты используются несколько чаще, чем тарифы, в основном по двум причинам:

1) тарифные ставки регламентируются международными торговыми соглашениями. За редким исключением, правительства не могут самостоятельно повышать тарифы и вынуждены прибегать к более строгим импортным квотам в целях защиты конкурирующих с импортом отраслей экономики;

2) нуждающиеся в защите отрасли также предпочитают квоты на импорт, так как добиться специальных лицензионных привилегий легче, чем введения тарифа, которое связано с изменением структуры доходов государственного бюджета.

Импортные квоты наиболее привлекательны в условиях свободной конкуренции, при которой последствия квотирования аналогичны тарифу на

«Добровольные» ограничения экспорта означают, что страна-экспортер обязуется ограничивать экспорт в данную страну.

Количественное ограничение импорта в страну может быть достигнуто не только за счет действий ее правительства по введению импортного тарифа или импортных квот, но и в результате мер, принятых правительством экспортирующей страны, в рамках так называемых «добровольных» ограничений экспорта. «Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт в случае отказа «добровольно» ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям.

«Добровольное» ограничение экспорта – количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.

В настоящее вре­мя заключено несколько десятков подобных соглашений, огра­ничивающих экспорт автомобилей, стали, телевизоров, текстильных изделий и т.д. главным образом из Японии и новых индустриальных стран в США и страны ЕС. Конечно, на деле такие экспортные ограничения являются не добровольными, а вынужденными: они вводятся либо в результате политического давления страны-импортера, либо под влиянием угроз применить более жёсткие протекционистские меры (например, возбудить антидемпинговое расследование).

В принципе ДЭО представляют собой ту же квоту, но вводимую не страной-импортером, а страной-экспортером. Однако последствия такой меры по ограничению внешней торговли для экономики страны-импортера носит еще более негативный характер, чем при использовании тарифа или импортной квоты.

3. Финансовые методы торговой политики.

Субсидия (лат. subsidium — помощь, поддержка) — разовое пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое из средств государственного бюджета, местных бюджетов или из специальных фондов физическим и юридическим лицам, местным органам, другим государствам.

Субсидия – денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта. По характеру выплат субсидии делятся на:

Прямые – непосредственные выплат экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода. Прямые субсидии представляют собой дотации производителю при его выходе на внешний рынок.

Косвенные – скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и пр.

Субсидии могут предоставляться как производителям товаров, конкурирующим с импортом, так и производителям товаров, которые продаются на экспорт. Для производителей в обоих случаях субсидия является негативным налогом, поскольку он выплачивается им правительством, а не вычитается из их прибыли.

Внутренняя субсидия – наиболее замаскированный финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными.

Нередко правительства не только субсидируют отрасли, конкурирующие с импортом, но и предоставляют субсидии экспортерам.

Экспортная субсидия – финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт.

Субсидирование экспорта одновременно является также и субсидированием импорта. Это происходит из-за того, что экспортные субсидии способствуют повышению обменного курса национальной валюты, а следовательно, удешевляют приобретение иностранных товаров в данной стране. Субсидирование экспорта идет вразрез с международными соглашениями. Одно из положений ГАТТ, охватывающее почти все страны мира, оценивает экспортные субсидии как “нечестную конкуренцию” и разрешает импортирующим странам принимать ответные меры путем взимания протекционистских “компенсационных пошлин”. Существует множество способов государственного субсидирования экспорта в обход требований ГАТТ. Государство может использовать средства налогоплательщиков для предоставления низкопроцентных займов самим экспортерам или их иностранным клиентам. Государство осуществляет также непосредственные затраты по стимулированию сбыта экспортной продукции за рубежом, организовывая рекламу и предоставляя дешевую информацию о конъюнктуре экспортного рынка. Налоговая система же предусматривает предоставление фирмам налоговых льгот в зависимости от объема производимых на экспорт товаров и услуг. В среднем экспортные субсидии невелики, но для отдельных товаров, а также компаний они достигают больших размеров. Наибольшими в процентном выражении субсидиями пользуется сельскохозяйственная продукция. Все ведущие страны обрекли себя на проведение государственной программы поддержания фермерских доходов через гарантированную закупку на средства налогоплательщиков избыточной сельскохозяйственной продукции, а также выплаты за невозделывание посевных площадей.

Часто скрытое субсидирование экспорта осуществляется через экспортное кредитование.

Экспортное кредитование – метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.

Экспортное кредитование может иметь форму:

Субсидированные кредиты национальным экспортерам – кредиты, выдаваемые государственными банками под ставку процента ниже рыночной.

Государственные кредиты иностранным импортерам – при обязательном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей такой кредит.

Страхование экспортных рисков национальных экспортеров – которое включает коммерческие риски (неспособность импортера оплатить поставку) и политические риски (неожиданные действия правительства, не позволяющие импортеру выполнить свои обязательства перед экспортером).

Экспортные кредиты бывают:

Краткосрочные – на срок от 1 года, используются для кредитования экспорта потребительских товаров и сырья;

Среднесрочные – на срок от 1 до 5 лет, используются для кредитования экспорта машин и оборудования;

Долгосрочные – на срок более 5 лет, используются для кредитования экспорта инвестиционных товаров и больших проектов.

Субсидирование экспорта с целью его форсирования в условиях обострения конкурентной борьбы может принимать крайние формы, направленные на подавление конкурентов и вытеснение их с рынка, например, демпинг.

Демпинг – метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах.

Демпинг является распространенной формой конкурентной борьбы на мировом рынке и используется как метод захвата внешних рынков. Обычно речь идет о продаже экспортером своего товара на зарубежном рынке по цене ниже цены аналогичного товара на внутрен­нем рынке страны-экспортера.

Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся завладеть внешним рынком, так и за счет государственных субсидий экспортерам. В коммерческой практике демпинг может быть в следующих формах:

Спорадический демпинг – эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам. Происходит тогда, когда внутренние объемы производства товара превышают емкость внутреннего рынка, и компания решает: либо вообще не использовать часть производственных возможностей и не производить товар, либо произвести товар и продать его на внешний рынок по более низкой, чем внутренняя, демпинговой цене.

Преднамеренный демпинг – временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен. На практике это может означать экспорт товаров, по ценам ниже цен своего внутреннего рынка или даже ниже издержек производства.

Постоянный демпинг – постоянный экспорт товаров, по цене, ниже справедливой.

Обратный демпинг – завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке.

Взаимный демпинг – встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам. Встречается редко, обычно в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определенного товара в каждой из стран.

В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО в целях защиты от демпинга государство-импортер может вводить антидемпинговые пошлины – временный сбор разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рынках, вводимый в целях нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.

Антидемпинговые пошлины, как и обычные таможенные пошлины, приводят к повышению внутренних цен и потерям в благосостоянии страны. Вместе с тем если введение антидемпинговой пошлины вынудит фирму, осуществляющую демпинг, еще более снизить экспортную цену, то страна-импортер может получить выигрыш.

Список используемой литературы

Гриффин Р., Пастей М. Международный бизнес. 4-е изд. / Пер. с англ. Под ред. А.Г. Медведева. – СПб.: Питер, 2006. – 1088 с.

Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. Учебное пособие для вузов. – М.: Международные отношения. – 2002.

Международные экономические отношения: Учебник/ А.И. Евдокимов и др. – М.: ТК Велби,- М.: 2003.

Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика. – М.: 2000.

Похожие публикации:

  • Госпошлина при подаче заявления о выдаче судебного приказа в 2019 Госпошлина судебный приказ Подборка наиболее важных документов по запросу Госпошлина судебный приказ (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные акты: Госпошлина судебный […]
  • Приказ по весеннему призыву Приказ Министра обороны РФ от 31 марта 2016 г. N 150 "О призыве в апреле-июле 2016 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву" Во исполнение Указа […]
  • Оформления разрешения на временное проживание Легализация иностранцев Разрешение на временное проживание(РВП) Юристы и профессиональные адвокаты в области миграционного законодательства - специалисты нашего Центра окажут вам содействие по вопросам получения РВП. Только на […]
  • Налог после 200 лС Налог на автомобили до 150 лС Расчёт транспортного налога (на легковой автомобиль) В летний период в почтовые ящики владельцев транспортных средств полетят «письма счастья» – налоговые уведомления из Федеральной налоговой […]
  • Налог на транспорт в кирове Калькулятор транспортного налога Киров и Кировская область Чтобы рассчитать стоимость транспортного налога в Кирове и Кировской области заполните необходимые поля. Расчет позволяет узнать транспортный налог в городах Киров, Зуевка, […]
  • Льготы многодетным семьям в 2019 году в тамбове В Тамбовской области на выплату дополнительных пособий семьям с детьми выделено 150 миллионов рублей Начальник управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области Анна Орехова рассказала на брифинге о новых мерах […]