Приказ утвердить план эвакуации

Пожарная безопасность, инструкции по новым правилам ППР, приказы, планы эвакуации в Белгороде

8-800-700-72-16 8-960-792-94-52 [email protected]

Получение документов от 5 минут.

Инструкции ПБ по новым правилам, приказы, журналы, планы эвакуации для организаций и индивидуальных предпринимателей Белгорода

Инструкции по пожарной безопасности ПБ 2018 , приказы по ПБ , журналы , Инструкции Выполнены в соответствии с Правилами противопожарного режима в РФ для применения на любом предприятии города, всех форм собственности от индивидуального предпринимателя до крупнейших предприятий области.

В комплект документов по пожарной безопасности 2018 года включаются:

Инструкции по пожарной безопасности

Цветные инструкции для размещения в помещениях

Приказы об утверждении инструкций и назначении ответственного

Программа проведения противопожарных инструктажей

График проведения повторных инструктажей

Журнал учета первичных средств пожаротушения

Журнал учета инструктажей по пожарной безопасности.

Получить, не выходя из офиса, готовые инструкции, приказы, журналы по пожарной безопасности ПБ 2018 для организаций и предпринимателей

Образцы планов , Планы эвакуации для распечатки, видео по самостоятельной разработке в популярных программах, шаблоны.

ООО «Пожарная безопасность»

Инструкции, инструктажи, приказы по ПБ 2018

Согласование и утверждение планов эвакуации

Предположим, заместитель директора школы по безопасности разработал план эвакуации и принес показать плоды своего труда директору. Допустим, что этому гипотетическому заместителю директора школы по безопасности удалось правильно разработать план эвакуации, в соответствии со всеми требованиям нормативных правовых актов и/или нормативных документов (далее в тексте НПА и НД).

Что делать с планом дальше, прежде чем изготавливать и вывешивать его в здании? Вероятно, план эвакуации необходимо утвердить и согласовать в соответствующих инстанциях. Или это вовсе не обязательно?

Необходимость утверждения плана подтверждают многие специалисты (в том числе представители надзорных органов). Данная процедура важна как с юридической, так и практической точки зрения, однако мы склонны ставить под сомнение значимость утверждения и согласования плана эвакуации.

Рассмотрим эти две процедуры подробнее.

СОГЛАСОВАНИЕ ПЛАНА ЭВАКУАЦИИ

Правовая основа для процедуры согласования существовала до определённого времени, и она заключалась, согласно 151-й статье Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 года №123-ФЗ в следующем:

Таким образом и требования пункта 4.5.1 ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Системы фотолюминесцентные эвакуационные требования и методы контроля» (далее по тексту ГОСТ) были до какого-то времени обязательными для исполнения, а в них было указано:

Упомянутые требования, предъявляемые продукции (планам эвакуации), установлены нормативным документом федерального органа исполнительной власти (Ростехнадзора) и не противоречат требованиям технического регламента (поскольку там их просто нет, и противоречить они ему, естественно, не могут). То, что данный ГОСТ утвержден для добровольного применения, нивелируется тем, что по 151 статье Технического регламента требования, установленные ГОСТ, обязательны для исполнения.

Однако, это было до «поры» и до «времени». Сейчас это время прошло, так как в соответствии с приказом Росстандрата от 14 декабря 2011 года указанная норма была изложена в новой редакции, и требование о согласовании планов было отменено.

Но, даже если бы оно и не было отменено, то приказ Росстандарта от 16 апреля 2014 года не утвердил пункт 4.5 ГОСТ в целом, и подпункты 4.5.1 и 4.5.2 в частности, в качестве тех норм, которые необходимы для обеспечения пожарной безопасности. В нем указано:

Тем не менее и сейчас, в ноябре 2017 года (т.е. спустя шесть лет после изменения норм) встречается мнение о необходимости согласования планов эвакуациив МЧС. Вот, например, буквально на днях пришло предложение, где одним из требований технического задания было (как привет из прошлого) согласование в МЧС.

Но даже, если смотреть на проблемы ретроспективно, и представить, что тот пункт ГОСТ, который действовал до 2011 года еще действует, то всё равно, он не был обязательным для исполнения, и вот по какой причине.

Необходимость согласования плана, предписываемая до 2011 года ГОСТ (напомним, что нормативные документы надлежит понимать буквально и не допускать толкований), не признается безоговорочно всеми специалистами. Так документ, представленный ниже, свидетельствует, что институт противопожарной обороны (ВНИИПО) не согласен с требованием согласовывать планы эвакуации, хотя признает необходимость утверждения планов):

Позиция ВНИИПО МЧС России относительно необходимости процедуры «утверждение плана эвакуации» будет проанализирована ниже, но прежде обратимся к официальному сайту МЧС России, на котором в 2008-м году в разделе «Горячая линия» была размещена следующая информация:

Подчеркиваем, что ни письмо ВНИИПО, ни «Горячая линия» не учитывают тот факт, что в тексте ГОСТ 2009 года ничего не сказано об органах государственного пожарного надзора (в отличие от того же ГОСТ 2002 года).

ГОСТ говорит о территориальном подразделении федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности. В настоящее время таким органом является МЧС России (пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868). В ГОСТ понятия «территориальное подразделение» вообще нет. Существует понятие «территориальный орган МЧС России». Перечень таких органов приведен в приложении к приказу МЧС России от 06 августа 2004 года № 372. Это Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации.

В очередной раз отметим, что, по мнению специалистов в области обеспечения пожарной безопасности, нормативные и правовые документы не должны допускать различных трактовок, что в пожарном деле не редкость, тем более следует устранить существенные расхождения. На одном из профессиональных Интернет-форумов посетитель, очевидно разработчик планов эвакуации, написал, возможно несколько эмоционально, следующее (орфография автора):

Коллега, написавший это, прав и не прав одновременно, т.к. исключил из приведенной выдержки и из своих рассуждений словосочетание «разработанные планы», исключив, таким образом, из цепочки разработчика планов эвакуации. При буквальном прочтении существующих требований пожарной безопасности, с учетом их обязательности объектам защиты предписывается анекдотическая процедура:

  • разработчик планов эвакуации в обязательном порядке направляет разработанные (не вывешенные, не изготовленные, а именно разработанные) планы эвакуации в федеральный орган исполнительной власти в области пожарной безопасности (т.е. в МЧС);
  • федеральный орган исполнительной власти согласует их со своими территориальными подразделениями (региональными центрами) и возвращает их разработчику;
  • разработчик использует согласованные планы эвакуации для изготовления планов и направляет их на объект, где они должны находиться.

Абсурдность этой ситуации заставляет в очередной раз вспомнить слова Федора Эдуардовича фон Ландезэна, который на заре прошлого века говорил о полной неопределенности нашего законодательства, многочисленности инстанций, призванных к заведованию борьбой с огнем, случайности и произволе в их постановлениях, полной неразберихе, многовластии и путанице.

Вся эта ситуация была бы очень смешной, если бы на подобные рассуждения, вызванные полной неразберихой нашего законодательства, не тратились силы, средства, время сотен людей. Причем тратиться оно, как следует из запроса подведомственой ФСИН организации и сейчас, в 2017 году!

Выход из сложившегося положения чрезвычайно прост. Для начала необходимо определить, нужно ли согласование фактически. Какой смысл оно несёт?Очевидно, что наверное нужно проверять, правильно ли выполнена работа, соответствует ли эвакуационная схема всем нормам.

Способ контроля над соблюдением требований при разработке плана эвакуации уже существует. Инспектор надзорной деятельности имеет право посетить объект с целью произвести плановую или внеплановую проверку, по результатам которой может быть вынесено постановление о наложении административного наказания за эксплуатацию плана эвакуации, при разработке которого были допущены нарушения требований пожарной безопасности. Что должен сделать представитель объекта? Он должен подать в суд на изготовителя плана эвакуации, из-за некачественной работы которого был наложен штраф. Дополнительно имеет смысл взыскать с изготовителя плана компенсацию морального ущерба, простоя организации и затрат на юриста. Это заставит нерадивого изготовителя планов дважды подумать, прежде чем создавать не отвечающие требованиям планы эвакуации. Необходимый механизм призыва к ответственности уже существует, он закреплен Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации и даже Уголовным кодексом Российской федерации (ст. 238 ч.1. Предоставление услуг, не отвечающих требованиям безопасности).

На практике часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда согласовываются совершенно неправильные планы эвакуации. Так, например, в торгово-развлекательном центре «Малина» в г. Рязань согласованный с пожарным надзором план эвакуации предлагал посетителям эвакуироваться через выход с раздвижными автоматическими дверьми, которые заведомо не могут быть эвакуационным выходом. Очевидно, что в данном случае согласование плана не выявило значительных недостатков последнего.

Тем не менее при наличии столь серьезных мотиваторов к качественному выполнению работы разработчик планов эвакуации нуждается в дополнительном контроле со стороны чиновников. Но при этом нужно затронуть вопрос о квалификации такого чиновника, который согласовал.

Вот план эвакуации из столовой Всеройссийского научно-исследовательского института противопожарной обороны. Ему не помогло то, что он находится в ведущем научном учреждении МЧС России, он — неправильный. Он выполнен не только с нарушением ГОСТ Р 12.2.143.2009, но и с нарушением некоторых других документов, разработанных в учреждении в котором он «весит». Помогло ему то, что он согласован, да еще человеком на такой серьезной должности? Вообще нет. Правильным он от этого не стал.

Смотрите так же:  Налог на землю пенсионерам 2019

Вывод по этому вопросу очень простой. Сейчас, в 2017 году, согласование планов эвакуации не требуется, однако то, что выпускается производителями планов требует введения такой процедуры. Однако, как говорил классик — а судьи кто? Является ли согласование планов гарантией их соответствия и нормам и своим целям? Те примеры которые мы приводим говорят о неоднозначности и этой ситуации.

Тем не менее повторимся: планы эвакуации с точки зрения закона согласовывать ни с кем не нужно!

При этом описанная процедура, не сложнее процедуры «утверждения» плана эвакуации.

УТВЕРЖДЕНИЕ ПЛАНА ЭВАКУАЦИИ

Подобными сообщениями пестрят форумы в Интернете. Практика показывает, что очень часто и заказчики, и изготовители, и представители надзорных органов не понимают сути требования об утверждении плана эвакуации.

Рассмотрев нормативные правовые акты и нормативные документы по нашей теме, как действующие так и отмененные, мы видим, что различные документы все-таки содержат требования к утверждению планов. ППБО-109-92, ППБО-136-86, Правила пожарной безопасности на объектах учреждений и органов федеральной службы исполнения наказаний Утверждены Приказом Федеральной службы исполнения наказаний 30 марта 2005 года № 214, ВППБ 01-02-95*, ВППБ 46-01-95. В тексте данных документов говориться о необходимости утверждения планов. Самый «ранний документ, который говорит о необходимости утверждать, (да и согласовывать тоже) план эвакуации это Правила технической эксплуатации гостиниц и их оборудования, утвержденные 4-го августа 1981 года! Именно поэтому и в учебнике «Пожарная

Особенно «навредили» в этом плане ГОСТ Р 12.2.143.2002 и Правила пожарной безопасности для образовательных учреждений (ППБ 101-89). В приложениях этих нормативов приведены примеры с грифом «УТВЕРЖДАЮ», что косвенно дают нам понять, что утверждение все-таки необходимо.

В настоящее время часть этих документов отменена, да и ругулируют они (даже если и действуют) только защиты объектов опреденного функционального назначения.

Об утверждении говорит только ГОСТ 12.2.143-2009. В нынешней редакции этот пункт звучит так:

Но как уже отмечалось выше, этот пункт исключен из системы технического регулирования.

Повторимся: приказ Росстандарта от 16 апреля 2014 года не утвердил пункт 4.5 ГОСТ в целом, и подпункты 4.5.1 и 4.5.2 в частности, в качестве тех норм, которые необходимы для обеспечения пожарной безопасности.

Это значит, что план эвакуации можно и не утверждать. Хотя это и противоречит практике за все предыдущие годы (подтверждённо с 1981). Именно поэтому до сих пор многие требуют наличия грифа «утверждаю». Просто ПО ПРИВЫЧКЕ, ведь сейчас никаких нормативных оснований для этого нет. Но есть мнение большей части специалистов, о том, что до сих пор справедливо то, что преподавали в пожарных учебных заведениях, и что, например, нашло отражение в учебнике «Пожарная профилактика в строительстве», хотя в ней говорилось именно об утверждении текстовой, а не графической части плана эвакуации.

Не помогают и разъяснения ВНИИПО. Так при прочтении ранее упомянутого письма возникает закономерный вопрос, связанный с этим утверждением:

Получается, что, по мнению ВНИИПО, требования выполнять планы эвакуации только на основе фотолюминесцентных материалов (хотя они и прописаны в пункте 6.2.7 ГОСТ) в нормативных документах отсутствуют; согласовывать планы (на момент подготовки письма это требование содержалось в пункте 4.5.1 ГОСТ) тоже нет необходимости; но, тем не менее, утверждать планы эвакуации нужно обязательно? А почему? Где содержится соответствующее обязательное требование? В уже процитированном и сданном нами в архив пункте ГОСТа.

Следовательно, ВНИИПО говорит, что требования ГОСТ все-таки обязательны, только эта обязательность носит некий выборочный характер. Согласовывать планы эвакуации не нужно, применять только фотолюминисцентные материалы также необязательно. А вот утверждать планы почему-то необходимо. Донельзя странная логика.

При написании данной статьи была поставлена цель ответить на ряд вопросов, которые обычно возникают у людей, занимающихся разработкой и изготовлением планов эвакуации, или лиц, подлежащих контролю со стороны органов надзорной деятельности на предмет того, как сделаны планы. Перечень вопросов таков:

  1. Зачем утверждать план эвакуации?
  2. Кто должен утверждать план эвакуации?
  3. Как должно осуществляться утверждение плана эвакуации?

На вопрос «зачем» можно ответить с позиций «де-факто» и «де-юре». С юридических позиций это вообще не обязательно, что доказано выше.

Де-факто план эвакуации — это, несомненно, тот документ, от которого в той или иной степени может зависеть человеческая жизнь. Именно поэтому кто-либо должен осуществлять надзор за тем, чтобы план эвакуации был разработан в соответствии с требованиями пожарной безопасности. Однако ответственность за нарушение требований пожарной безопасности определяется вовсе не грифом «УТВЕРЖДАЮ» на плане эвакуации, а 38-й статьей Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», в которой сказано, что:

При этом лицами, в установленном порядке назначенными ответственными за обеспечение пожарной безопасности, являются те, кто в соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации должен соблюдать требования пожарной безопасности и кто упомянут в качестве такого сотрудника в объектовой инструкции о пожарной безопасности.

Все, что нужно для того, чтобы определить ответственность, есть в приведенной выше 38-й статье Федерального закона и в подзаконном акте — Правилах противопожарного режима. На объекте происходит пожар, гибнет человек, следствие приходит к выводу, что он не мог увидеть текст инструкции на текстовой части плана эвакуации, т.к. размер шрифта инструкции был менее 5 мм. Кто виноват? Во-первых, руководитель учреждения и (или) собственник объекта, во-вторых, должностное лицо, в должностные обязанности которого входило обеспечение объекта планами эвакуации. Не имеет значения, стояла ли на плане подпись руководителя, поскольку последний в любом случае обязан выполнять требования пожарной безопасности. И утвердил он план эвакуации, выполненный с нарушением требований, или не утвердил — в любом случае допустил нарушение именно руководитель, и за это он будет нести ответственность (то же касается лица, ответственного за данный участок работ).

Поэтому «де-факто» ответ на первый вопрос будет звучать следующим образом: «утверждать план эвакуации незачем»

Однако практика показывает, что положение вещей часто оказывается значительно более сложным, чем кажется разработчикам ГОСТ. Представим крупный многофункциональный комплекс, в котором руководящими лицами являются собственник, управляющая компания, арендаторы. Зная, что подпись на каком-либо документе влечет за собой ответственность, никто не желает подписывать гриф «утверждаю» на плане эвакуации. Это приводит к попыткам переложить ответственность на других, в результате чего разработчики планов, пожарные или заместители по режиму и безопасности объекта вынуждены метаться между руководителями, чтобы утвердить план эвакуации. Исправить положение могло бы внесение в ГОСТ дополнения следующего содержания: «план эвакуации утверждается руководителем организации — собственником либо лицом, уполномоченным владеть, распоряжаться, располагать тем местом в здании, где должен вывешиваться план эвакуации (осуществлять функции по управлению (или эксплуатации) недвижимостью)» . Это даст собственнику объекта возможность дифференцировать участки здания по признаку действующего владельца, ответственного среди прочего за план эвакуации. Следовательно, утверждать планы, вывешенные в разных местах, придется собственнику, арендаторам и управляющей компании. Вероятно, это снимет неопределенность, обязав конкретного «руководителя» поставить свою подпись под грифом «утверждаю».

Отвечая на третий вопрос, необходимо спросить себя: «зачем нужен гриф «утверждаю»? Некоторые инспекторы надзорной деятельности сводят с ума представителей объектов требованиями о наличии на планах эвакуации грифов утверждения. Это встречается до сих пор. Однако следует учитывать, что планы на самом деле могут утверждаться двумя разными и одинаково правильными способами:

  • приказом по организации (например: «приказываю утвердить прилагаемые планы эвакуации»);
  • утверждением сводного плана эвакуации.

А вот способ размещения на плане грифа утверждаю как раз-то и не совсем корректен, так как ни в описании текстовой, ни в описании графической части его нет. Поэтому, мы, когда сталкиваемся с необходимостью размещать такой гриф, мы просто предупреждаем, что это нормативно ошибочно, хотя напрямую нигде не запрещено.

Все эти способы, с точки зрения бюрократии, имеют право на существование, и остается лишь удивляться тому, что некоторые из них вызывают у представителей надзорных органов столь негативную реакцию.

Практика показывает, что размещение грифа «утверждаю» на плане эвакуации неудобно, прежде всего, тем, что при смене руководства приходится тратить дополнительные средства на переработку планов в том случае, если поменяется руководитель, изменится название или организационно-правовая форма организации. Такой гриф просто невыгоден собственнику объекта.

Итак, нужно ли согласовывать и утверждать планы эвакуации? Де-юре — нет. Де-факто — так, как это происходит сейчас — НЕТ. Но, разработчику не стоит «ломать копья» по этому поводу, так как вреда от этого утверждения нет.

Ниже представлены фото планов, сделанных в наше время на различных объектах:

Размещение плана эвакуации на объекте, апрель 2011 года

Размещение плана эвакуации на объекте, май 2012 года

Представим, что на этих планах, появились бы грифы «утверждаю». Стали бы планы приемлемы? Разумеется, нет.

Резюме: хороший план эвакуации, по которому можно проводить тренировки по эвакуации до пожара или сориентироваться в здании после возникновения пожара, не нуждается в согласовании и утверждении. Плохому же плану эти процедуры не помогут стать хорошим. Если заместитель руководителя образовательного учреждения по безопасности будет разрабатывать планы эвакуации согласно требованиям пожарной безопасности, то его планы эвакуации не будут нуждаться в согласовании и утверждении, а в случае необходимости юридического подтверждения легко его получат.

Смотрите так же:  Договор с комусом

Приказ утвердить план эвакуации

В решении суда которые есть ГПН ссылается на пункт 7 ППР РФ, в котором написано:
7. В здании или сооружении, кроме жилых домов, в котором может одновременно находиться 50 и более человек, то есть на объекте с массовым пребыванием людей, а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 26 сентября 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2016 года N 947.

Приказ Ростехрегулирования от 23.07.2009 N 260-ст «Об утверждении национального стандарта»

11 июля 2018 г. 0:35
МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

от 23 июля 2009 г. N 260-ст

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» приказываю:

1. Утвердить для добровольного применения национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля» с датой введения в действие 1 июля 2010 г. взамен ГОСТ Р 12.2.143-2002 «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Элементы систем. Классификация. Общие технические требования. Методы контроля».

Отменить ГОСТ Р 12.2.143-2002 с 1 июля 2010 г.

2. Закрепить утвержденный стандарт за Управлением технического регулирования и стандартизации.

Именно не знают.

Приказ Росстандарта от 16 апреля 2014 года N 474 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (с изменениями на 25 февраля 2016 года).

Пункт 200 указанного Перечня касается ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля (с Изменением N 1)». При этом из условий соблюдения исключаются пункты 4.5, 4.5.1, 4.5.2, 6.2.7, 6.2.6 указанного ГОСТа. А именно:

4.5 Планы эвакуации следует разрабатывать для всех зданий, сооружений в соответствии с требованиями 6.2 настоящего стандарта, ГОСТ 12.1.004 (в части организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности по 3.3 и разделу 4), Правил и Руководств по обеспечению безопасности на море [2], [3], [4] и других нормативных документов в области пожарной безопасности, устанавливающих требования по защите человеческой жизни и обеспечению эвакуации.

4.5.1 Планы эвакуации разрабатываются организацией, имеющей специальное разрешение на осуществление данной деятельности, утверждаются руководителем организации и являются основанием для их воспроизведения в фотолюминесцентном исполнении. Планы эвакуации в фотолюминесцентном исполнении вывешиваются на видных местах в соответствии с местом расположения, указанном на плане.

4.5.2 Планы эвакуации следует использовать для:
— систематического обучения и инструктажа персонала правилам поведения на случай возможной эвакуации;
— привлечения внимания к путям эвакуации, первичным средствам пожаротушения и самоспасания, а также ориентации людей, находящихся в здании, сооружении или объекте (в общежитиях, гостиницах, больницах, пассажирских вагонах, морских (речных) судах и т.п.), в случае возникновения чрезвычайной ситуации для обеспечения организованной эвакуации и спасания людей;
— проведения аварийно-спасательных работ в процессе ликвидации чрезвычайной ситуации.

6.2.7 Планы эвакуации следует выполнять на основе фотолюминесцентных материалов.

6.2.8 Фон плана эвакуации должен быть желтовато-белым или белым для фотолюминесцентных материалов.

Таким образом, коллеги, всё ясно и понятно по данной теме.

Прекратите заниматься демагогией, МЧС давно разъяснило порядок разработки и требования к материалам ПЭ!
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПИСЬМО
от 11 марта 2014 г. N 19-1-13-969

В связи с участившимися обращениями граждан и юридических лиц в адрес Министерства о порядке разработки и изготовления планов эвакуации при пожаре (далее — планы эвакуации) Департамент надзорной деятельности сообщает следующее.
Согласно требованиям п. 6.1.4 ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний» знаки пожарной безопасности, размещенные на путях эвакуации, а также эвакуационные знаки безопасности и знаки безопасности ЕС 01 (таблица И.2) должны быть выполнены с внешним или внутренним освещением (подсветкой) от аварийного источника электроснабжения или (и) с применением фотолюминесцентных материалов.
Таким образом, изготовление и применение планов эвакуации может осуществляться как на бумажном носителе, так и в фотолюминесцентном исполнении, при этом вид материала для изготовления плана эвакуации определяется собственником объекта защиты самостоятельно.
Вместе с тем, изготовление и применение планов эвакуации в фотолюминесцентном исполнении необходимо осуществлять в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009.
Одновременно сообщаю, что для разработки и изготовления планов эвакуации каких-либо разрешительных документов МЧС России не требуется, в том числе их согласование с территориальными органами федерального государственного пожарного надзора.
Прошу указанную информацию в установленном порядке довести до должностных лиц федерального государственного пожарного надзора, а также при проведении проверок до собственников объектов защиты.

Директор
Департамента надзорной деятельности
генерал-лейтенант внутренней службы
Ю.И.ДЕШЕВЫХ

Особенности оформления и изготовления плана эвакуации людей при пожаре

Грамотно составленный и профессионально оформленный план эвакуации может спасти здоровье людей, находящихся в незнакомом здании во время пожара.

План эвакуации при пожаре должен находиться на видном месте и быть четким и понятным.

Знаки безопасности и эвакуационные светильники должны выделяться на окружающем их фоне и находиться в поле зрения людей.

Заказывать план эвакуации следует только в лицензированных организациях.

Современный рынок предлагает широкий выбор пожарного оборудования и специализированных средств, которые помогут в экстренных ситуациях справиться с огнем.

Наличие и регулярная проверка огнетушителей, а так же правильно оформленные планы эвакуации — в случае пожара помогут избежать материального ущерба и человеческих жертв.

Сегодня высокотехнологичные системы пожаротушения обнаруживают очаги возгорания, предупреждают людей об опасности и автоматически начинают тушение.

Спецпредложения, акции и скидки помогут существенно сэкономить при покупке средств пожаротушения.

При заказе плана эвакуации крайне важно обращаться в компанию с безупречной репутацией и опытом, способную предложить:

  • разработку макета любой сложности;
  • бесплатную электронную версию макета;
  • полное соответствие ГОСТу и законодательным нормам;
  • разработку макета за 24 часа;
  • скидки постоянным клиентам;
  • бесплатную доставку (при заказе от 10 штук).

Куда можно обратиться?

Планы эвакуации при пожаре обязательно должны быть размещены во всех общественных учреждениях. Это не просто картинка, а серьезный документ, в случае реальной опасности способный спасти жизнь и здоровье людей. Оформление плана строго регламентируется ГОСТом, а нарушение требований к его составлению влечет за собой административную ответственность. Попробуем разобраться, что собой представляет план эвакуации людей при пожаре, кто отвечает за его разработку и изготовление, а также, какие к нему предъявляются требования и где его можно заказать.

Что собой представляет план эвакуации и для каких помещений необходима его разработка

План эвакуации — это стандартно оформленный документ с определенными требованиями к разработке и размещению. При его изготовлении необходимо точно знать, из каких частей он должен состоять, что должно содержаться в каждой из них и как они должны выглядеть.

Понятие и визуальная форма плана эвакуации

ГОСТ Р 12.2.143–2009 «ССБТ. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля» определяет план эвакуации при пожаре как схему, в которой указаны пути эвакуации, аварийные и эвакуационные выходы, регламентирует правила поведения людей, последовательность и порядок их действий в условиях чрезвычайной ситуации. Этот план, а так же указатели направления движения и знаки безопасности позволяют принимать меры по выводу людей из опасных помещений в случае возникновения пожара. Выглядит план как табличка определенного формата со следующей информацией:

  • заголовок;
  • адрес здания с указанием номера этажа, на котором размещен план;
  • графическая часть;
  • текстовая часть;
  • блок с расшифровкой условных обозначений и символов;
  • в левом нижнем углу плана — название организации, разработавшей план;
  • в правом нижнем углу — маркировка в соответствии с требованием ГОСТа, в которой заложена информация о наименовании изготовителя, дате изготовления, яркости свечения люминесцентных элементов в мкд/м 2 через 10 минут и 1 час после отключения света и длительность свечения в минутах.

Цели плана эвакуации при пожаре

  • Обозначение путей и эвакуационных выходов, по которым в случае пожара обеспечивается самостоятельный выход людей из помещений.
  • Обозначение мест расположения противопожарного оборудования и средств оповещения.
  • Напоминание о первоочередных действиях, которые нужно предпринять при обнаружении очага возгорания.
  • Проведение систематического инструктажа и обучения всего персонала, находящегося в здании правилам поведения при пожаре.
  • Проведение аварийно-спасательных работ во время пожара.

Ответственность за нарушение требований разработки плана

Разработка плана эвакуации при пожаре обязательна для всех зданий и сооружений с массовым пребыванием людей (пункт 7 Постановления Правительства РФ № 390 от 25.04.12 «О противопожарном режиме»). План разрабатывается в соответствии с требованиями статьи 6.2 ГОСТ Р 12.2.143–2009, ГОСТ 12.1.004–91 ССБТ «Пожарная безопасность. Общие требования» (пункт 3.3 и раздел 4).

Смотрите так же:  Коллегия адвокатов сыктывкар адрес

По Правилам противопожарного режима в Российской Федерации ответственными за составление плана эвакуации при пожаре и его размещение на объектах массового пребывания людей (в магазинах, кинотеатрах, кафе, школах, на стадионах), а также в организациях, где на каждом этаже работает от 10 и более сотрудников, являются руководители. За несоблюдение требований разработки или разработку с нарушением установленных норм в КоАП РФ статьей 20.4 предусмотрена административная ответственность в виде штрафа (см. табл. 1).

Таблица 1. Мера административной ответственности для различных категорий лиц

Категория ответственных лиц

Однократное нарушение, штраф, руб.

Повторное нарушение, штраф, руб.

Частное лицо

Должностное лицо

ИП

Юридическое лицо

150 000 – 200 000

200 000 – 400 000

Виды планов эвакуации людей при пожаре

Виды планов эвакуации регламентируются статьей 6.2.1 ГОСТ 12.2143-2009:

Этажный план разрабатывается для каждого этажа здания.

Секционные планы эвакуации при пожаре необходимы в следующих случаях:

  • при площади этажа более 1000 м 2 ;
  • при наличии на этаже нескольких выходов, отделенных друг от друга и остальных частей этажа перегородками или стенами;
  • при наличии на этаже турникетов, раздвижных, вращающихся и подъемных дверей;
  • при сложных или протяженных путях эвакуации.

Локальный план обычно разрабатывается для отдельных помещений, например номеров в гостинице, больничных палат, торговых точек в торговых центрах, офисов в бизнес-центрах. От этажного он отличается меньшим размером и тем, что на нем изображены пути эвакуации из конкретного помещения.

Сводные, или общие, планы составляются на основе вторых экземпляров секционных и этажных. Нет необходимости располагать их на видном месте. Такой план хранится у дежурного, чтобы при возникновении пожара он мог быть незамедлительно представлен руководителям ликвидации ЧС. В случае перепланировки или реконструкции любого этажа или секции в план незамедлительно должны быть внесены необходимые изменения.

Требования к содержанию

План эвакуации состоит из двух частей: текстовой и графической.

Графическая часть представляет собой непосредственно схему эвакуации, включающую этажную планировку здания или сооружения с указанием:

  • эвакуационных выходов и путей к ним;
  • лестниц, лестничных клеток и аварийных выходов для эвакуации;
  • мест размещения самих планов эвакуации;
  • мест размещения средств противопожарной защиты и спасательной связи, обозначенных специальными знаками и символами (ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначения и правила применения»).

Текстовая часть содержит инструкции о действиях в условиях ЧС для людей, находящихся в здании:

  • способы оповещения людей о возникновении пожара, фамилии людей, ответственных за оповещение, зоны оповещения;
  • порядок и последовательность эвакуации;
  • обязанности и действия персонала, отвечающего за вызов пожарных, скорой медицинской помощи;
  • порядок аварийного отключения оборудования, электропитания, механизмов;
  • порядок ручного отключения установок и систем противоаварийной и пожарной автоматики.

Для всех символов и знаков безопасности в текстовой части плана должны быть даны смысловые пояснения. На этажных планах в графической части обязательно должен быть указан номер этажа.

Требования к форме

Требования к размерам плана эвакуации при пожаре зависят от площади помещения, для которого он изготавливается, и количества аварийных и эвакуационных выходов. Для локальных планов размер составляет 400?300 мм, для этажных и секционных — 600?400 мм. Изготавливать планы эвакуации надлежит из фотолюминесцентных материалов. Фон плана должен быть желтовато-белым или белым.

Знаки безопасности и символы в графической части должны быть высотой от 8 до 15 мм и выполнены в одном масштабе. Шрифт надписей регламентирует ГОСТ Р. 12.4.026-2001 «ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний», высота шрифта не менее 3 мм. Цвет надписей и графических изображений, кроме символов и знаков безопасности, должен быть черным, независимо от цвета фона.

Пути эвакуации, ведущие к эвакуационным выходам, обозначают сплошной зеленой линией с обязательным указанием направления. Пути, ведущие к аварийным и запасным выходам, обозначают штриховой линией зеленого цвета также с указанием направления движения.

Требования к размещению

Планы эвакуации людей в случае пожара размещаются только в тех местах, которые указаны на самом плане. На каждом этаже многоэтажного здания и в главных коридорах, ведущих к эвакуационным выходам, обязательно должен находиться план, обеспечивающий ориентирование. При выборе места нужно учесть несколько факторов:

  • удаленность от выходов — в наиболее удаленном от выхода месте обязательно должен быть план эвакуации;
  • хорошая освещенность;
  • расстояние между планами на одном этаже не должно превышать 60 м;
  • хорошая видимость — план не должен быть закрыт посторонними предметами или сливаться с фоном стены.

Кто имеет право на разработку плана эвакуации при пожаре

Разработка и изготовление планов эвакуации людей при пожаре может быть осуществлена только организацией, имеющей разрешение на ведение данного вида деятельности. Согласно постановлению Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений», изготовление планов входит в перечень лицензируемых МЧС работ. После разработки план утверждается руководителем организации и воспроизводится в фотолюминесцентном варианте.

Стоимость работ

На общую стоимость плана влияет стоимость выезда специалиста для зарисовки помещений и сбора данных с учетом размера площади, стоимость доставки (при необходимости), удаленность объекта от города, коэффициент удорожания за срочность и дополнительные работы при необходимости корректировки. Сводный план эвакуации при пожаре в виде сброшюрованного пакета документов можно заказать ориентировочно за 1000–1100 рублей (см. табл. 2).

Таблица 2. Средние цены в рублях на разработку и изготовление различных видов планов эвакуации при пожаре

Вид носителя

Этажный, секционный

Этажный, секционный копия

Локальный

Локальный копия

Электронный формат

На бумажной основе без люминесцентного покрытия

На бумажной основе с люминесцентным покрытием

Фотолюминесцентный на пластике

Фотолюминесцентный на пластике в рамке

Наличие планов эвакуации всех типов контролируется надзорными органами, в частности пожарной инспекцией. Чтобы избежать достаточно высоких штрафов, лучше вовремя обратиться к специалистам, занимающимся изготовлением фотолюминесцентных систем. Таким образом удастся избежать неприятностей и конфликтов с проверяющими и, что самое главное, дать людям, находящимся в здании, возможность быстрой эвакуации в случае возникновения пожара или другой чрезвычайной ситуации.

Где можно заказать план эвакуации при пожаре

Где и как заказать план эвакуации при пожаре, чтобы не ошибиться и получить план, соответствующий всем требованиям, нам рассказал заместитель генерального директора ООО «Магазин 01» Павел Иосифович Пасюков:

«Главное при выборе фирмы-изготовителя — наличие лицензии и опыта работы. План, выполненный фирмой, не имеющей лицензии МЧС, не пройдет ни одну проверку. К тому же в этом случае нет гарантии точности исполнения. Ошибки в схемах выхода могут стать причиной опасных ситуаций. «Магазин 01» имеет лицензии на разработку и изготовление планов эвакуации. Кроме этого, мы предлагаем услуги по обеспечению пожарной безопасности, как говорится, под ключ.

Некоторые компании предлагают изготовить планы эвакуации онлайн, без посещения объекта специалистами. Сложно сказать, насколько эффективна такая работа. Очень трудно правильно составить схему без тщательного изучения особенностей здания и учета всех архитектурных нюансов. В нашей компании работа по изготовлению плана эвакуации начинается с принятия заявки от клиента по телефону или после заполнения специальной формы на сайте. Следующий этап — консультация со специалистом. При необходимости он может выехать на объект. После этого разрабатывается макет плана, проводится согласование и при необходимости вносятся корректировки. Полностью утвержденный макет направляется на изготовление. Забрать готовую продукцию клиент может самостоятельно или воспользовавшись нашей службой доставки.

Кстати, нужно обязательно обратить внимание не только на наличие лицензий, но и на сертификаты на материалы, из которых изготавливается план. В «Магазине 01» вся фотолюминесцентная пленка имеет сертификаты соответствия и экспертные гигиенические заключения о безопасности».

Похожие публикации:

  • Гражданство рф шпаргалка Ссылки на интернет-регистратуры Интернет-регистратуры призваны облегчить процедуру записи на прием к врачам в медицинских учреждениях. Не всегда в интернет-регистратурах поликлиник Рыбинска есть талоны нужного специалиста, но попытка […]
  • Компенсация за коммунальные услуги 2019 Льготы и компенсации за коммунальные услуги, которые ждут ветеранов труда в 2019 году Люди, которые уже заслужил звание ветерана труда, имеют право получать определенные льготы, послабления и прибавки к пенсии. Конечно же, назвать […]
  • Льготы на проезд военным пенсионерам в москве Какие льготы есть у военных пенсионеров в 2019 году В России предусмотрены существенные льготы военным пенсионерам (ВП) и членам их семей. Согласно пп.5, 6 и 9 ст.2 ФЗ «О статусе военнослужащих» №76 установленные им гарантии […]
  • Институт связи экспертиза Институт связи экспертиза институт госзакупок Институт государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий Cannot find 'links' template with page '' Институт госзакупок Институт […]
  • Приказ об участии в конкурсе педагог года Лента событий 2018-2019 учебный год архив событий Итоги Школьной волейбольной лиги Сборная девушек гимназии № 10 ЛИК заняла 2 место в городских соревнованиях по волейболу среди школ города Невинномысска :. Углубленное и профильное […]
  • Как через банкомат заплатить штраф Комиссия за снятие наличных через банкомат в составе командировочных расходов За выдачу наличных средств через банкомат многие банки взимают комиссионный сбор (особенно если происходит списание с карты другого банка). Это может быть […]