Налог на газ для европы

Транспортный налог в отношении автомобилей на природном газе снизился до 50 процентов

УФА, 3 янв 2018. /ИА «Башинформ», Лейла Аралбаева/.

Транспортный налог в отношении автомобилей на природном газе снизился до 50 процентов. Закон Республики Башкортостан вступил в силу с 1 января 2018 года, сообщили в пресс-службе Госсобрания-Курултая РБ.

Новым законом увеличен с 20 до 50 процентов размер льготы по транспортному налогу в отношении транспортных средств, работающих на природном газе. Право на льготу имеют организации, осуществляющие перевозку пассажиров и багажа на регулярных автобусных маршрутах городского, пригородного и междугородного сообщения; организации, использующие грузовые автомобили на природном газе; физические лица на одно транспортное средство (если у физического лица два и более автомобиля на природном газе, льготу можно использовать по выбору на один из них). Льготу можно получить при условии, что средний возраст этих транспортных средств составляет не более 10 лет.

«Уверен, новый закон будет положительно воспринят населением республики. Он был принят в целях улучшения экологической обстановки. Закон будет способствовать, во-первых, использованию топлива, наносящего меньший ущерб окружающей среде, во-вторых, обновлению автопарка, – прокомментировал председатель Государственного Собрания Константин Толкачев. – Забота об улучшении экологии и повышении безопасности пассажирских и грузовых перевозок – одна из наших приоритетных задач».

Новым законом сохранена льгота по транспортному налогу в размере 50 % для сельскохозяйственных товаропроизводителей с условием выплаты зарплаты своим работникам не ниже среднереспубликанского уровня. Кроме того, законом отменен ряд неэффективных льгот. В частности, исключены из перечня налогоплательщиков, освобожденных от уплаты транспортного налога, государственные и муниципальные учреждения по транспортным средствам, оснащенным спецсигналами, а также спецоборудованием; профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования; профессиональные образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции в ходе обучения.

«Отмена этих льгот обусловлена их неэффективностью и сокращением выпадающих доходов бюджета республики в связи с тем, что льготы предоставлялись организациям, финансируемым из федерального бюджета, – пояснил Константин Толкачев. – Получалось так, что республика дотировала федеральные организации. Региональным законом должно регулироваться предоставление льгот в первую очередь региональным организациям. А в отношении федеральных структур действуют федеральные законы».

Налог на дружбу: эксперт разъяснил RT, чем грозят России поставки американского газа в Европу

Португальская Galp Energia закупила первую партию газа у компании Cheniere. Некоторые эксперты отмечают, что теперь Соединённым Штатам в Европе придётся конкурировать с Россией, которая поставляет по трубопроводу примерно треть голубого топлива на континенте. Более того, РФ может снизить цены для европейских потребителей. Так, появилась информация, что газ из США будет стоить $4,3 за млн британских термальных единиц (MMBtu), тогда как РФ продаёт его за $5,8 и вскоре может снизить цены до $3. С такими данными не согласен директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

«Не знаю, откуда берутся эти цифры. При нынешних данных на Henry Hub цена американских поставок получается на 40-50% дороже российских. Российские цены в этом году всё время снижаются. Здесь ситуация складывается парадоксальным образом, потому что Европа давно мечтает отделить газовые цены от нефтяных котировок, считая, что это приведёт к снижению его стоимости. Однако как раз из-за привязанности к котировкам последние два года цена на газ падает. Никаких там, конечно, $6 за MMBtu сегодня нет. США по упомянутым цифрам в принципе поставлять не могут. На самом деле это очень лукавый счёт», — заявил Симонов.

По его словам, имеет место традиционная история с манипуляцией статистическими данными в попытке обосновать какие-то «мифические преимущества». Так, танкер США прибыл в Португалию, где российского газа никогда не было. Половину голубого топлива из России на сегодняшний день получает Германия, треть — Италия. Также крупными поставщиками в регионе являются Норвегия, Алжир и страны Ближнего Востока.

«Если бы США предлагали газ дешевле нашего, его с удовольствием бы разбирали, тем более что российский газ открыто дискриминируют в ЕС по политическим соображениям. Куда пришёл первый танкер? Он пришёл в Португалию, потому что там российского газа не было никогда, туда просто нерентабельно поставлять трубопроводный газ. В этом плане, что касается рынков Европы, Западной Европы, Германии, где вообще сегодня газ стоит $150-160 за тыс. кубов, рассчитывать на то, что американцы по таким ценам смогут его поставить, — невозможно. Потому что сейчас на Henry Hub цены фантастически низкие, но даже это не позволяет им продавать газ дешевле российского», — добавил эксперт.

Директор Фонда национальной энергетической безопасности отметил, что для США в данном случае возможен «налог на дружбу».

«На самом деле единственный вариант, который я вижу для американцев, — это предложить европейцам ввести некий налог на дружбу. То есть сознательно ввести субсидию на закупки американского газа, который будет подаваться как политический проект. То есть использовать против нас политическое оружие в чистом виде», — подчеркнул Симонов.

Он также обратил внимание на то, что для США наиболее выгодным является рынок Азии, где стоимость голубого топлива выше европейской.

«В реальности всё равно поставлять газ в Азию американцам выгоднее, несмотря на то, что это более длинные расстояния, но там цена выше, чем в Европе. Хотя дельта сокращается, нет уже такого фантастического разрыва, как в 2014 году. Потому что цена в Азии дороже и продавать его туда выгоднее. В этом плане конкуренция за азиатские рынки — там ещё ситуация действительно может оказаться для нас более сложной с учётом того, что мы собираемся там активно быть представленными, газ там продавать. Это действительно возможно. Как зелёная энергетика, которая не может конкурировать с газом в принципе. А она конкурирует. Почему? Потому что она субсидии получает. А как объясняются субсидии? Тем, что это хорошая правильная энергия, которая вырабатывается дома, а не закупается у русских и арабов. Если такая политическая мотивировка будет, тогда да — эту историю могут проделать многие, но объёмы этого производства всё равно с нашими несопоставимы. Даже с худшим сценарием мы рынок потерять не может даже в теории», — заключил он.

Будет ли расти экспорт российского газа в Европу?

Низкие цены на нефть и суровые погодные условия позволили «Газпрому» в минувшем году установить рекорд по объемам экспортных поставок в дальнее зарубежье. В этом году, благодаря установившимся холодам, тенденция продолжается. По словам экспертов, у «Газпрома» есть шанс повторить успех прошлого года в 2017-м, если только в дело не вмешается политика. Принципиально важно и продолжение сотрудничества в газовой сфере с Украиной.

Поворот в отношениях «Газпрома» и ЕС?

Результаты 2016 года: доля растет, выручка падает

Экспорт, осуществляемый «Газпромом» в дальнее зарубежье, достиг в 2016 году 179,3 млрд кубометров газа. Это «максимум за всю историю газовой отрасли», рапортовал в своей колонке на сайте газовой монополии ее председатель правления Алексей Миллер.

По сравнению с 2015 годом рост экспорта составил 12,5 процента или в абсолютном выражении — 19,9 млрд кубов. Вырос и такой важный для «Газпрома», в том числе с точки зрения имиджа, показатель, как его доля на европейском рынке. По данным экспортной «дочки» концерна — «Газпром экспорта», она составила в 2016 году 33,5 процента (+2,5% к 2015 году).

Вместе с тем рост поставок не обеспечил компании роста выручки. Как следует из отчета «Газпрома» за 9 месяцев (по РСБУ) прошлого года, выручка за этот период сократилась на 15 процентов (с 2,2 трлн рублей в январе-сентябре 2015 года до 1,8 трлн за 9 месяцев 2016 года).

Что ждет поставщиков нефти и газа на рынке Германии

«Уменьшение выручки обусловлено снижением цены реализации газа», — сообщается в отчете. По итогам года показатель также будет отрицательным. По прогнозу зампреда правления концерна Андрея Круглова, выручка за год в долларовом выражении может снизиться на 10 процентов. Снижение в долларовом выражении EBITDA (прибыли до вычета расходов на выплату процентов, налогов и амортизацию) может превысить 30 процентов.

Цели начала десятилетия забыты

Примечательно, что в концерне с большим удовлетворением говорят о достигнутых рекордах, умалчивая тот факт, что объемы поставок существенно недотягивают до плановых и прогнозных значений начала десятилетия. Как напоминает глава консалтинговой компании East European Gas Analysis Михаил Корчемкин, согласно генсхеме развития газовой отрасли до 2030 года, поставки в Европу в 2016 году должны были составить 212 млрд кубометров. Сам Алексей Миллер рассчитывал на еще большее — 255 млрд.

Однако, как объясняет сам эксперт, те прогнозы не отвечали ни условиям рынка, ни политике самого «Газпрома». «В начале 2010-х «Газпром» продавал газ по ценам выше, чем у конкурентов. Как говорил в 2011 году зампред правления Александр Медведев, перед руководством компании «стоял выбор, что ставить во главу угла: объемы и долю на рынке или все-таки экспортную выручку». «Правление выбрало выручку», — заявил DW Михаил Корчемкин.

Залог успеха: погода и цены на нефть

Тем не менее, несмотря на сделанный выбор, рекорд компании удалось поставить не в плане доходов, а как раз в плане объемов. Говоря о причинах этого, Корчемкин отмечает, что «в 2016 году падение нефтяных цен сделало российский газ самым дешевым на европейском рынке. Кроме того, подорожал уголь и снизилась добыча газа в Нидерландах. И, конечно, помогла погода».

Обеспечение подачи газа по одному из газопроводов

Продолжившиеся в 2017 году холода дают компании основания рассчитывать на то, что экспорт также существенно вырастет. Надежду на это высказал еще в конце 2016 года председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков. Показатели первых двух недель года это подтвердили: с 1 по 15 января экспорт «Газпрома» в дальнее зарубежье увеличился на 25,5 процента по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.

Михаил Корчемкин полагает, что объем экспорта по итогам года может немного вырасти, но только с одним условием — если не помешает политика: «Напомню, что зимой 2014-2015 годов по решению президента РФ суточные поставки газа в Европу через Украину и по газопроводу «Северный поток» был снижены вдвое. Так президент пытался «наказать» европейцев за украинский реверс. В этом году может появиться какая-нибудь другая причина».

Налог на газ для европы

Полтриллиона в обмен на газ

Смотрите так же:  Страховка машины в белоруссию

Главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин ведет переговоры с BP о заключении долгосрочного контракта на поставки газа «Роснефти» на экспорт через Германию. Об этом говорится в его письме президенту Владимиру Путину, датированном 13 декабря 2016 года. Копия письма есть у РБК, его подлинность подтвердили источник в «Роснефти» и топ-менеджер «Газпрома».

«Обсуждаемые условия поставок: 7 млрд куб. м газа в год (BP предлагает увеличить объем поставок до 10 млрд куб. м в год). Срок действия договора — 16 лет. Предварительная точка передачи газа — Грайфсвальд (Германия), начало поставок — 2018–2019 годы», — следует из этого письма.

Путин 17 декабря поручил главе Минэнерго Александру Новаку «проработать» обращение Сечина и «доложить».

Согласно документу, в конце 2015 года BP (владеет 19,75% акций «Роснефти») обратилась в «Роснефть» с предложением о покупке ее газа на долгосрочной основе из-за снижения объемов собственной добычи газа. Президент тогда дал поручение проработать эту сделку через «Газпром экспорт» (эта «дочка» «Газпрома» выступила бы агентом). Сечин пишет, что переговоры с BP находятся в продвинутой стадии: «В феврале 2016 года подписано предварительное соглашение, подтверждающее заинтересованность BP в заключении долгосрочного контракта на рыночных условиях».

Заключение контракта с BP, по оценкам «Роснефти», привлечет в бюджет более 500 млрд руб. в виде дополнительных налоговых поступлений. Это почти половина суммы, вырученной от продажи всех госдолей в нефтяных активах в рамках приватизации в 2016 году, и примерно четверть налогов от «Роснефти» за прошлый год.

Поступления в бюджет от «Роснефти»

Выплаты в бюджет от «Роснефти» с учетом приватизационной сделки в 2016 году превысили 3 трлн руб., сообщил глава компании Игорь Сечин президенту России Владимиру Путину на встрече 23 января. «По бюджетным и фискальным платежам надо сказать, что с учетом приватизационной сделки общий объем выплат в бюджет составил свыше 3 трлн руб.», — цитирует Сечина сайт kremlin.ru. «Роснефть» купила госдолю в «Башнефти» за 329,7 млрд руб., закрыв сделку 12 октября 2016 года. В середине декабря главный акционер «Роснефти» — АО «Роснефтегаз» перечислил в бюджет от продажи 19,5% акций «Роснефти» 692,4 млрд руб. (в сумме с учетом дивидендов «Роснефтегаза» бюджет получил 710,8 млрд руб. по этой сделке). Консорциум Glencore и катарского фонда Qatar Investment Autority (QIA) приобрели этот пакет акций за €10,2 млрд.

Глава «Роснефти» утверждает, что поставки газа для BP не будут конкурировать с контрактами «Газпрома», а вытеснят с европейского рынка газ из США: «Они заместят объемы импортного газа, закупаемого или планируемого к закупке у конкурирующих поставщиков (прежде всего СПГ из США)».

Заключение контракта с BP также повысит долю российского газа на европейском рынке и позволит эффективно использовать свободные экспортные газотранспортные мощности, считает Сечин. По оценкам «Газпрома», в 2016 году его доля на европейском рынке достигла исторического максимума в 34%.

При этом сам «Газпром» не видит среди своих конкурентов на европейском рынке поставщиков СПГ из США. «Надежды на повторение американской сланцевой революции в Европе не оправдались. американский СПГ направляется на другие рынки», — отметил заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев, выступая на Европейской газовой конференции во вторник, 24 января. Он добавил, что «Газпром» в состоянии поставить в Европу столько своего газа, сколько она запросит.

«Роснефть» по итогам 2016 года обогнала НОВАТЭК по уровню добычи газа, выйдя на второе место после «Газпрома». В прошлом году компания добыла 67 млрд куб. м газа, что на 7% больше, чем в 2015 году, доложил Сечин на встрече с Путиным 23 января. НОВАТЭК, по предварительным данным, добыл в прошлом году 66,2 млрд куб. м газа. Планы «Роснефти» амбициозны — добывать к 2020 году 100 млрд куб. м газа, что вынуждает компанию бороться за новые рынки сбыта.

Согласно письму «Роснефти», компания еще в апреле 2016 года направила в Минэнерго и «Газпром экспорт» проект агентского соглашения о поставках своего газа через единый экспортный канал, но газовая монополия и ее трейдер отказались от проведения переговоров «без аргументации». При этом Сечин напоминает, что аналогичная схема на базе агентского договора между «Газпром экспортом» и «дочкой» «Роснефти», компанией «Итера», действовала при поставках газа в Эстонию до 2014 года и в Латвию до 2015 года.

Сечин ​попросил Путина поручить Минэнерго «ускорить проработку организации поставок газа «Роснефти» через «Газпром экспорт» и рекомендовать «Газпрому» в сжатые сроки обеспечить заключение агентского договора», чтобы не упустить возможность нарастить экспорт российского газа в Европу.

Экспорт газа «Газпрома» в Европу в 2016 году

«В прошлом году мы поставили на немецкий рынок исторический рекордный объем — 49,8 млрд куб. м газа. И Германия продолжает активно наращивать его закупки», — говорил Миллер журналистам 16 января. По данным монополии, «Газпром» в 2016 году увеличил поставки газа в дальнее зарубежье на 12,5% по сравнению с прошлым годом — более чем до 179,3 млрд куб. м. В частности, экспорт «Газпрома» в Великобританию составил 17,8 млрд куб. м газа (рост на 59,9%), во Францию — 11,5 млрд куб. м (на 18,1%), в Польшу — 11,1 млрд куб. м (на 24,2%), в Австрию — 6,1 млрд куб. м (на 37,9%).

Позиция «Газпрома»

Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев отказался комментировать служебную переписку Игоря Сечина с президентом и переговоры по продаже газа «Роснефти» BP. При этом он объяснил, что у «Роснефти» есть разные планы по монетизации газа, в том числе планы экспортировать свой газ через единый экспортный канал в случае либерализации экспорта. По его словам, «Газпром» не идет ни на какие уступки в этом вопросе, «пока их не заставят». Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков отказался комментировать РБК письмо Сечина к Путину, сославшись на тайну служебной переписки.

Представитель «BP Россия» Владимир Буянов 24 января отказался комментировать РБК информацию о деталях переговоров с «Роснефтью». Он пояснил лишь, что BP заинтересована в возможности приобрести газ «Роснефти» для европейского рынка, если у компании появится возможность его экспортировать. Он подчеркнул, что пока таких возможностей нет, обязывающих договоренностей между ними не заключено. Буянов также сказал, что компания рассматривает варианты покупки газа у различных поставщиков. Он не стал комментировать, почему BP не обратилась с предложением купить газ у «Газпрома».

Британская BP заинтересована в покупке газа у «Роснефти», однако никаких конкретных договоренностей пока нет, говорил журналистам глава BP Роберт Дадли в кулуарах Петербургского экономического форума 16 июня.

«Газ? Да, конечно», — сказал Дадли, отвечая на вопрос, заинтересована ли BP в покупке газа у «Роснефти». «Если бы на рынке был газ от «Роснефти», мы бы его купили. Но пока нет особых планов на это, договоренностей», — добавил он.

Источник РБК в «Газпроме» назвал позицию «Роснефти» в отношении желания добиться у президента экспорта своего газа «вредным подходом». По его словам, на это письмо «Газпром» уже ответил. «У нас все мощности заняты под наши контракты, а газ для нужд BP мы можем продать сами», — пояснил он РБК.

Источник РБК на газовом рынке пояснил, что традиционно «Роснефть» и «Газпром» ведут работу с разными зарубежными партнерами: ключевой партнер «Газпрома» Shell по проекту «Сахалин-2» не работает с «Роснефтью» в крупных проектах, а ExxonMobil и BP — с «Газпромом». Он также полагает, что BP может играть на стороне «Роснефти» в желании расшатать экспортную монополию «Газпрома», чтобы получить альтернативу по покупке газа, что в перспективе может повлиять на цены на российский газ в Европе в сторону их снижения.

Пресс-секретарь Алексея Миллера Сергей Куприянов отказался комментировать переписку руководителей других компаний с президентом. Он также не ответил на вопрос РБК о содержании ответа «Газпрома» президенту или «Роснефти» о возможности заключения агентского соглашения на транспортировку ее газа для BP через свои газопроводы.

Как писал РБК 20 марта со ссылкой на письмо главы «Газпрома» Алексея Миллера Путину от ноября 2015 года, предправления монополии раскритиковал попытку Сечина разрушить монополию «Газпрома». «Предложение Сечина о продаже 7 млрд куб. м газа вне единого экспортного канала не опирается на серьезный анализ европейского рынка, указывал Миллер. По его мнению, дополнительные объемы российского газа лишь ухудшат позицию «Газпром экспорта» не только на рынке, но и в арбитражных разбирательствах. «Выход альтернативных российских поставщиков природного газа (как с государственным участием, так и частных) на рынки Европы приведет к нарушению управления поставками российского трубопроводного газа в Европу, неизбежному снижению цен на природный газ и, следовательно, снижению поступлений в бюджет Российской Федерации», — резюмировал руководитель «Газпрома».

Представитель Минэнерго отказался комментировать РБК возможность ускорения проработки поручения Путина по организации поставок газа «Роснефти» через «Газпром экспорт». Источник в ведомстве пояснил РБК, что разрешение экспортировать газ «Роснефти» по трубопроводам «Газпрома» — не вопрос уровня министра энергетики. По его мнению, такое решение должен принять лично Владимир Путин, либо же «Роснефть» должна договориться с «Газпромом» самостоятельно.

Владелец НОВАТЭКа Леонид Михельсон, который также ранее обращался к президенту с просьбой разрешить экспорт газа НОВАТЭКа через «Газпром экспорт» в Европу, не ждет в ближайшие год-два либерализации экспорта трубопроводного газа. «Для нас гораздо важнее одинаковые экономические условия работы на внутреннем рынке для всех его участников и справедливый транспортный тариф», — говорил Михельсон 20 января в интервью «Интерфаксу». Экспортировать газ по газопроводам сейчас имеет право только «Газпром».

По мнению директора East European Gas Analysis Михаила Корчемкина, в случае разрешения для «Роснефти» экспортировать газ через «Газпром экспорт» прямого разрушения экспортной монополии «Газпрома» не будет. Но именно с этого шага может начаться разделение компании на транспортную и добывающую структуры, на чем настаивают независимые газопроизводители и против чего выступает сама монополия. Он отметил, что в случае экспорта этого газа через «Северный поток» в проекте появляется третья конкурирующая с «Газпромом» сторона, что открывает возможность расширения мощностей трубопровода Opal для транспортировки российского газа в рамках Третьего энергопакета. По оценкам Корчемкина, экспорт газа «Газпрома» через германский Грайфсвальд (конечная точка газопровода «Северный поток») в январе 2017 года в среднем составил 160 млн куб. м в сутки (около 4,8 млрд куб. м в месяц). В 2016 году по «Северному потоку» прокачано 52,1 млрд куб. м газа, уточнил он.

Снижение налога на газомоторный транспорт

ПОМОЩЬ ИЗ БЮДЖЕТА

Представители отечественного ТЭК недавно вышли на правительство с предложением снизить транспортный налог и уменьшить тарифы за пользование системой «Платон» для владельцев автотранспорта на сжиженном природном газе (СПГ). Предлагается и упростить процедуры регистрации в ГИБДД автотранспортных средств на газомоторном топливе (ГМТ). Имеют ли эти предложения шансы на реализацию?

Смотрите так же:  Вид трудовых отношений основное место работы

Для начала разберемся, как власти уже сейчас поддерживают распространение газа в качестве моторного топлива. Правительство в основном действует при помощи субсидирования. При этом меры поддержки, а также программы в этом направлении, касаются, конечно, не только СПГ, но и ГМТ в целом.

В частности, уже не первый год действует ряд региональных госпрограмм внедрения такого топлива в коммерческий транспортный сектор. Ежегодно правительство РФ субсидирует компании из федерального бюджета. Так, в прошлом году на закупку техники для ЖКХ и автобусов было выделено почти 5 млрд рублей субсидий, благодаря чему компании приобрели около 3,5 тыс. транспортных средств. Для сравнения, в 2016 году на закупки газомоторной техники из федерального бюджета выделялось чуть более 2,8 млрд рублей субсидий.

Работающие на газу коммерческие автомобили уже активно закупают коммунальные службы разных городов, отмечает заместитель гендиректора ПАО «КАМАЗ» по продажам и сервису Сергей Афанасьев. Это происходит в первую очередь там, где руководители городов обеспокоены экологической обстановкой в городе. «Не секрет, что в районе 70–80 % загрязнения среды в городе — это выхлоп техники. Из них порядка 40–50 % — это отработавшие газы двигателей внутреннего сгорания», — напомнил он.

Работает и программа субсидий. «Как известно, газовое оборудование дороже дизельного. Поэтому производителям газомоторной техники государство выделяет компенсацию, чтобы клиент не почувствовал разницу в цене между газовым автомобилем и дизельным, — рассказал Афанасьев. — Эта компенсация нами транслируется на клиента и фактически полностью возмещает затраты на установку газобаллонного оборудования и газового двигателя».

В прошлом году в перечень субсидируемых было включено производство легковых автомобилей. Размер субсидии составил 280 тыс. рублей на одно ТС. Такая мера, согласно надежде Минэнерго, позволит снизить цену на ГМТ-легковушки и увеличить их привлекательность для населения.

Однако этих мер пока мало для действительного массового распространения СПГ и КПГ (компримированного природного газа). Если говорить о более масштабных планах, то в прошлом году Минтранс разработал программу развития газомоторного транспорта (стоимость программы — 769,6 млрд рублей). В документе тоже идет речь о налоговых стимулах. Газовому автотранспорту уже с нынешнего года были обещаны льготы по транспортному налогу, уменьшение сборов в «Платон», сниженный тариф проезда по платным дорогам и льготные парковки. Кроме того, с 2018 года планировалось освобождать от таможенных пошлин ввозимые из-за рубежа импортные компоненты и оборудование для автомобилей на газу.

Продолжатся также субсидии на «газомоторку». Но самое главное — инфраструктура. Для ее развития планируется, с учетом инвестпланов «Газпрома», увеличить количество заправочных комплексов (АГНКС) с 400 в 2015 году до 1050 в 2022 году.

Сейчас, по данным Минтранса, на природный газ приходится только 0,5 % общего потребления моторных топлив (на бензин — 60,3 %, на дизельное топливо — 37,1 %, на сжиженный углеводородный газ — 2,1 %).

Срок действия масштабного документа — до 2022 года. По итогам программы потребление газа в РФ вырастет в 3,9 раза (по сравнению с 2015 г.). По планам, 1,5 млрд кубометров придется на КПГ, а 670 млн кубометров — на СПГ. Затраты на топливо на одно ТС снизятся на 12 %. К тому же должна на 30 % упасть доля выбросов вредных веществ из расчета на одно ТС. А к 2030 году планируется заместить 25–30 % дизтоплива газом.

О поддержке правительством программы пока не сообщалось, однако настрой стимулировать отрасль у властей явно есть. Тем более что в декабре прошлого года президент РФ дал поручение правительству разработать комплекс мероприятий по поддержке развития транспорта, работающего на ГМТ. Меры должны включать развитие заправочной и сервисной инфраструктуры для обслуживания такой техники.

Государство действительно поддерживает газомоторную отрасль, «начиная от всемерной пропаганды голубого топлива по разным каналам и заканчивая целевым финансированием», свидетельствует исполнительный директор Союза предприятий газомоторной отрасли Мырат Кулиев. Но реальное положение дел в отрасли пока выглядит удручающе, все же считает эксперт. «Фактические темпы перевода транспорта на экологически чистое топливо значительно отстают от намеченных, — рассказал Кулиев. — Например, в третьем квартале 2017 года из 15 запланированных для ввода объектов газозаправочной инфраструктуры по факту введено лишь 5». Ниже плана показатели приобретения новых автомобилей по программам субсидирования (всего 210 авто против 1700 по плану) и реализации природного газа (70 млн м3 фактическое, 280 — плановое).

Сегодня, по его данным, парк газомоторной техники составляет всего 1,5 млн ТС, львиная доля из них (порядка 1400 тыс.) приходится на автомобили, работающие на сжиженном нефтяном газе (СНГ). Для сравнения, в целом в стране эксплуатируется около 50 млн грузовых, легковых автомобилей и автобусов.

Лидеры по внедрению газа в жизнь автомобилистов страны — Татарстан, Чувашская республика, Ханты-Мансийский автономный округ, Кабардино-Балкария и Оренбургская область. Остальные регионы, по данным экспертов, слишком медленно обновляют свой парк газомоторными машинами — примерно на 1–2 % в год.

Выгодно ли вообще делать ставку на газ? Этот вид топлива особенно перспективен в промышленной эксплуатации для компаний, имеющих большой парк автомобилей, перемещающихся на дальние расстояния. И сегмент ГМТ в коммерческом транспорте в перспективе ждет стабильное развитие благодаря таким преимуществам, как бюджетная стоимость по сравнению с электрической и гибридной техникой, а также доступность и простота технологий, отсутствие ограничений по работе в разных климатических условиях.

Переходу на ГМТ способствуют и ужесточение конкуренции в транспортной сфере, и повышение цен на дизтопливо. Доля расходов на топливо в структуре эксплуатационных затрат коммерческого транспорта достигает 30 %. Участники рынка приводят данные, согласно которым переход на ГМТ способен на 20–40 % — а по ряду оценок и наполовину — снизить такие расходы и, соответственно, увеличить прибыльность перевозчика.

По данным руководителя отдела продаж «Скания-Русь» Леонида Ткачика, экономия только на топливе составляет более 40 %, а в ряде регионов она может достигать 70–80 % (в зависимости от стоимости газа). Преимущество, в первую очередь, в том, что кубометр газа по энергетической ценности примерно равен литру жидкого топлива, но стоит почти в 2,5–3 раза меньше. Есть еще и экологические соображения: использование ГМТ значительно сокращает вредные выбросы в атмосферу. Также важным фактором является значительное увеличение времени рабочего ресурса автомобильных двигателей — до полутора раз, что особенно ценно, если учесть, что 48,7 % от общей численности парка автотранспортных средств России находятся в эксплуатации больше 10 лет и нуждаются в замене.

Позитивный эффект достигается за счет фактического отсутствия образования других веществ при сгорании метана. Иногда перевод авто на газ останавливают соображения безопасности. Но современные баллоны для природного газа — совсем не то, что ставили на «Жигули» в 90 е годы. Они во много раз прочнее бензобаков. Кроме того, метан почти вдвое легче воздуха, поэтому даже если произойдет разгерметизация, он улетучится, а не осядет, в отличие от других видов топлива.

А еще ГМТ обеспечивает тихую работу двигателя — уровень шума составляет менее 71 дБ по результатам тестов PIEK Quiet Truck (стандарт PIEK на шумность грузовиков). Многие концерны уже производят машины, работающие на газу. Они пока дороже традиционных аналогов, но не критично, особенно если сравнивать с разницей цен на топливо.

«Не секрет, что производство автомобилей на СПГ обходится значительно дороже, чем с традиционными дизельными двигателями. Это влияет на конечную стоимость продукта для клиента, — комментирует бизнес-директор Iveco в России и республике Беларусь Массимилиано Перри. – Получается, что без поддержки со стороны государства автомобили на СПГ выгодны для клиентов при достаточно больших пробегах». Однако с увеличением поддержки государства техника на СПГ или КПГ станет доступной для значительно большего количества компаний, считает эксперт. Компании-производители тоже будут больше вкладывать в развитие этой технологии на российском рынке.

В коммерческом секторе окупаемость при переводе техники на газ наступает в течение года, посчитали в Федерации автовладельцев России. При переводе легкового авто на ГМТ оборудование окупается в течение двух лет (переход стоит несколько десятков тысяч рублей, в зависимости от марки, вида двигателя, экологического класса и других нюансов). Это, конечно, при «идеальных условиях». Главное, что сдерживает переход на газ, — дефицит сервисных центров и заправок.

Итак, самое главное, что необходимо, — это большая, разветвленная сеть газовых заправок по аналогии с сетью бензиновых и дизельных, уверен генеральный директор «Авто-ПЭК», автопарка транспортной компании «ПЭК», Дмитрий Иевлев. При таком условии технические средства с газобаллонным оборудованием будут пользоваться спросом, считает он.

Кроме того, газомоторные машины и их обслуживание намного дороже, чем у ТС, работающих на бензине или дизельном топливе, называет другие препятствия эксперт. Вдобавок у автомобилей, работающих на газе, снижается грузоподъемность. «Для хранения таких машин требуются специально оборудованные площади, таким ТС нужно выстраивать маршруты, учитывая не скорость доставки, а наличие на трассе газовых заправок, — рассказал Ивлиев. — Также возможен риск поломки и дорогостоящего ремонта такого автомобиля в любом отдаленном регионе. Исходя из всего этого, пока не получается экономить на метановом топливе».

Здесь получается своего рода замкнутый круг: парк автомобилей на КПГ и СПГ медленно растет, потому что не хватает заправочных комплексов, а заправки не строятся, потому что мало спроса на метан из-за отсутствия газобаллонных автомобилей. Для того чтобы разрубить гордиев узел, нужно создать определенное количество инфраструктуры одновременно с ростом количества газобаллонных автомобилей.

«К сожалению, сейчас мы видим острую нехватку АГНКС, — отмечает директор по коммерческим грузоперевозкам FM Logistic. — Такой вид станций специфичен: например, его стационарное расположение на территории предприятия могут себе позволить только крупные автокомпании и только с помощью государственных инвестиций. В розничной торговле с этим видом топлива дела обстоят еще хуже: АЗС с обычными видами топлива в России уже больше 25 тысяч, а АГНКС — не более 300, что меньше 1,5 %. Если говорить о метане как об очень перспективном виде топлива, то в московском регионе работают не более 8 АГНКС, и все игроки рынка, использующие этот вид топлива, ощущают острую нехватку таких станций».

Препятствие состоит также в длительном сроке окупаемости автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, говорят аналитики. Необходим и значительный объем первоначальных инвестиций. Так, затраты на строительство одной заправки для КПГ могут превышать 100 млн рублей вместе с земельным участком и подъездными путями.

Проблема с инфраструктурой все же постепенно решается: количество станций возросло и продолжает увеличиваться. Если в 2000 г., по данным Минэнерго, в России было 174 газонаполнительных станции, то к началу 2018 г. — уже 354. И если еще 4–5 лет назад количество новых станций, вводимых за год, исчислялось единицами, то в 2016 г. их появилось сразу 44, в 2017 г. — 36, а в 2018 г. должно открыться еще 67. Такая динамика должна способствовать росту спроса на автомобили с газовыми двигателями.

Смотрите так же:  Замена собственника осаго 2019

Разветвленность заправочной сети, кстати, решает такую проблему, как потери на испарение при использовании СПГ, объяснили в Iveco. Ведь чем больше заправок, тем, соответственно, выше шанс заправить полный бак перед остановкой и избежать потерь на испарение.

«Для коммерческого транспорта эта проблема все же не критична, — считает представитель компании Массимилиано Перри. — При полной заправке автомобили могут проводить без испарений от 5 дней. Учитывая, что коммерческие автомобили редко стоят больше, можно сказать, что потери на испарение будут незначительными».

ТОПЛИВО ДЛЯ ГАЗОВОЙ СТРАНЫ

Конечно, говорить о стимулирующем эффекте предлагаемых мер, когда в стране отсутствует развитая инфраструктура газозаправочных станций, несколько преждевременно. Но в перспективе налоговое предложение компаний ТЭК и планы правительства в этом направлении имеют хорошие шансы на реализацию, считают эксперты.

«Мы наблюдаем устойчивый рост заинтересованности государства, муниципальных органов, крупных логистических операторов к такому виду транспорта в РФ, особенно в Москве, — отмечает Дмитрий Колотильщиков (FM Logistic). — Можно говорить об изменении самого понятия грузовой логистики в центральной части города, увеличении пешеходных пространств, снижении количества, а то и полном удалении из города логистических центров. Увеличивается количество экологически чистых видов транспортных средств — город стремятся сделать комфортным во всех отношениях».

Все эти факторы, отмечает эксперт, указывают на то, что любые снижения финансовой нагрузки на логистические предприятия, планирующие или уже эксплуатирующие газомоторный грузовой коммерческий транспорт, дадут дополнительный импульс развитию такого вида транспорта на рынке грузоперевозок. В том числе и через снижение налоговых выплат и платы за «Платон».

Надежды на стимулы от государства для отрасли добавляет и тот факт, что Россия занимает второе место в мире по добыче природного газа. Власти очевидно заинтересованы поддерживать внутренний спрос на фоне снижения внешнего.

«Россия — газовая страна. Мы понимаем это как никто другие. Рост потребления газа внутри страны нужен, потому что добываемого газа много, — напоминает Сергей Афанасьев («КАМАЗ»). — Это дешевое топливо, по сравнению с нефтью. Плюс газ — это экологичность, а если брать компримированный природный газ, то это безопаснее, чем, например, бензин.

В прошлом году большая часть проданных компанией автобусов — как раз газовые. «Также мы продали очень много газомоторных грузовиков компании «Газпром», реализовали большое количество газовой коммунальной техники и начали производить даже газодизельные тягачи, где идет замещение дизеля на газ порядка 30–40 %», — рассказал представитель «КАМАЗа».

НЕ ХВАТАЕТ ЗАКОНОВ

Отрасли, кроме инфраструктуры, не хватает четкой законодательной базы: правительственные документы, как говорят эксперты, декларативны либо носят точечный характер. И для стимулирования рынка газомоторного топлива как бизнеса большое значение имеет синхронизированное с западными стандартами техническое регулирование. Таким образом, нормативная база не соответствует современному уровню оборудования и материалов. Это касается и строительства газозаправочных станций.

К примеру, ни для кого не секрет, что в нашей стране увеличенные противопожарные расстояния являются одной из причин, сдерживающих развитие газовых заправок в крупных городах, где сконцентрировано наибольшее количество потенциальных потребителей. Противопожарные расстояния в странах Западной Европы в разы меньше наших. Построить станцию техобслуживания для газовых грузовиков, чтобы она полностью соответствовала всем действующим требованиям, очень сложно.

Для того чтобы исправить ситуацию, не обязательно принимать базовый федеральный закон, можно просто модернизировать нормативно-технической базы газомоторного бизнеса через внедрение специальных отраслевых норм. Но законодательные изменения нужны в части исключения газозаправочных станций из категории опасных производственных объектов. Это позволит размещать газозаправки на заправочных станциях с жидким моторным топливом. Кроме того, ГМТ-станции можно будет располагать в черте города.

Что касается упрощения процедуры регистрации, который также предложили компании ТЭК как стимулирующую меру, то его могут не разрешить из-за соображений безопасности. Отметим, что процесс регистрации газобаллонного оборудования в Госавтоинспекции включает в себя несколько этапов, каждый из которых требует сбора большого количества документов. Регулируются правила оформления газобаллонного оборудования техническим регламентом Таможенного союза.

Массимилиано Перри, Бизнес-директор Iveco в России и республике Беларусь

Не секрет, что производство автомобилей на СПГ обходится значительно дороже, чем с традиционными дизельными двигателями. И это влияет на конечную стоимость продукта для клиента. Получается, что без поддержки государства автомобили на СПГ выгодны для клиентов при достаточно больших пробегах. С поддержкой государства техника на СПГ или КПГ станет доступной для значительно большего количества компаний. Компании-производители будут также больше вкладывать в развитие этой технологии на российском рынке. Например, техника Iveco — пионера в разработках монотопливных двигателей на метане — чрезвычайно популярна в Европе, где инициативы в этой области активно поддерживаются государством. И мы регулярно представляем новинки. Последний пример — это магистральный тягач Stralis NP (Natural Power), который недавно успешно прошел тесты совместно с компанией BMW Group. Тест показал, что грузовик Iveco Stralis NP 400, работающий на СПГ, смог легко проехать на одном баке расстояние в 530 км между городами Штайр и Регенсбург. Машина уже успела получить награду «Грузовой автомобиль с самым низким уровнем выбросов» в Великобритании. И мы планируем представить новый Stralis NP с 400 литровым двигателем для теста российским клиентам уже в апреле этого года.

Мырат Кулиев, исполнительный директор Союза предприятий газомоторной отрасли

По данным Минэнерго России, к 2020 году планируется увеличить объемы продаж КПГ до 1260 млн м3. Для этого парк газотопливных автомобилей на метане должен вырасти до 370 тыс. машин. Государство поддерживает газомоторную отрасль по нескольким направлениям — от всемерной пропаганды голубого топлива по разным каналам до целевого финансирования. Прежде всего речь идет о субсидиях на покупку газотопливных автомобилей.

Но реальное положение дел в отрасли выглядит удручающе. Фактические темпы перевода транспорта на экологически чистое топливо значительно отстают от намеченных. Например, в третьем квартале 2017 года из 15 запланированных для ввода объектов газозаправочной инфраструктуры по факту введено лишь 5. Ниже плана показатели приобретения новых автомобилей по программам субсидирования (всего 210 против 1700 по плану) и реализации природного газа (70 млн м3 фактическое, 280 — плановое).

Леонид Ткачик, руководитель отдела продаж «Скания-Русь»

Рыночный сегмент, которому мы сегодня уделяем очень много внимания — и мы не просто говорим об этом, а идем этим путем, — это техника на природном газе. На данный момент мы поставляем в Россию только технику на компримированном природном газе. В 2017 году нашим партнерам было поставлено 34 газовых грузовика. Для сравнения, в 2016 году таких машин было продано всего 13. Планы на 2018 год в разы превышают результат 2017 го. В этом году мы собираемся поставить 250 автомобилей. Наши партнеры по достоинству оценили продукт, который мы вывели на рынок в 2016 году. И уже сейчас спрос превышает наши возможности производства и поставки газомоторной техники в Россию. Хочу заметить, что экономия только на топливе составляет более 40 %. Она может достигать 70–80 %, в зависимости от стоимости газа в регионах.

В планах на 2018 год вывод на рынок нового газового автомобиля на СПГ. Мы активно работаем в этом направлении. И уже в этом году сможем представить этот автомобиль. Также мы работаем с партнерами по расширению инфраструктуры газовых заправок, потому что сегодня это один из факторов, который тормозит продажу газомоторной техники.

Дмитрий Колотильщиков, директор по коммерческим грузоперевозкам FM Logistic

Основное снижение затрат на предприятии происходит за счет кардинально иной стоимости газа по сравнению с обычными видами топлива. По нашим расчетам, экономия может достигать 40 % от затрат на топливо. Также необходимо учитывать, что использование газомоторного топлива положительно влияет на сам двигатель, увеличивая его ресурс, межсервисные пробеги, снижая затраты на ремонты и запасные части.

Конечно, если для предприятий, использующих экологически чистые виды топлива, снизят налоговую нагрузку как на федеральном, так и на местном уровне, то произойдет уменьшение непрямых затрат. А это может дать дополнительный импульс развитию грузоперевозок экологически чистым транспортом.

Дмитрий Иевлев, генеральный директор «Авто-ПЭК», автопарка транспортной компании «ПЭК»

Стоимость топлива играет значимую роль в себестоимости перевозок. И, на первый взгляд, переход на природный газ как на более дешевый вид топлива является выгодным решением, но есть два нюанса. Во-первых, в России нет разветвленной федеральной сети газовых заправок, которой могли бы пользоваться в том числе и грузоперевозчики. Существуют только небольшие региональные сети. В этих регионах среди ТС, которые транспортная компания «ПЭК» использует, есть «Газели» с битопливными двигателями.

Во-вторых, газомоторные машины и их обслуживание намного дороже, чем ТС, работающие на бензине или дизельном топливе. У автомобилей, работающих на газе, снижается грузоподъемность. Для хранения таких машин требуются специально оборудованные площади, таким ТС нужно выстраивать маршруты, учитывая не скорость доставки, а наличие на трассе газовых заправок. Также возможен риск поломки и дорогостоящего ремонта такого автомобиля в любом отдаленном регионе. Исходя из всего этого, пока не получается экономить на метановом топливе.

Похожие публикации:

  • Сделать осаго на 10 дней Цена полиса ОСАГО на 1, 3 и 6 месяцев Сразу огорчу тех, кто хочет купить страховку ОСАГО на 1 месяц. Или на два. Так сделать нельзя, минимальный период использования по закону – 3 месяца. А вот купить полиса на 3 месяца или на […]
  • Налог ооо на осно Как выбрать систему налогообложения для ООО У вас новое ИП или ООО? Бухгалтерское обслуживание с 50% скидкой от проверенных партнеров СКБ Контур От выбора системы налогообложения зависит размер налогов, график сдачи отчетности и […]
  • Пенсия машиниста холодильных установок Работала машинистом аммиачно-холодильных установок, есть ли льготы при выходе на пенсию? работала машинистом аммиачно-холодильных установок, 1.к какой сетке относится вредность? 2. есть ли льготы все еще при выходе на пенсию? Ответы […]
  • Сайт налог 59 ру Сайт налог 59 ру В митинге участвовали мотоциклисты и Дед Мороз Фото: Вероника Василец-Данилова 1 января 2019 года в Прикамье вступает в силу региональный закон, повышающий транспортный налог. Сильнее всего рост ощутят владельцы […]
  • Купля продажа в худжанде Земельные участки в Худжанде Вид на море,огароженый из цемблока,засыпан,свет вода проведен. Продаётся Земельные участок 8 соток можно использовать под офис. Имеется 7 комнат, большой подвал и сад. Земля 20ГА, с/х назначения, КФХ. […]
  • Компенсация за детский сад бурятия Компенсация за детский сад. Кто заплатит? Автор — Надежда Кузьмина С 1 января 2007 года родители за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении получают скидки до 70%. А если быть точнее, то раз в квартал государство […]