Законы рф о поправках к конституции рф примеры

Законы о поправках к Конституции РФ в системе источников конституционного права (Лебедева Н.В.)

Дата размещения статьи: 24.01.2018

Современная система источников российского конституционного права представлена различными правовыми актами, включая общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, нормативные акты различных видов и уровней, решения органов конституционной юстиции.
В юридической литературе отмечается, что «в конституционном (государственном) праве термин «источник права в юридическом смысле» является общепризнанным. Под ним принято понимать нормативный акт, в котором содержатся конституционно-правовые нормы» .
———————————
Кутафин О.Е. Источники конституционного права РФ. М., 2002. С. 15.

Самой многочисленной группой среди источников конституционного права являются законы, принимаемые на федеральном уровне в порядке текущего законодательства. Их значимость обусловлена не столько их количественным преобладанием, сколько их особой ролью в механизме правового регулирования. В качестве основных признаков закона следует назвать его нормативность, особую процедуру принятия, особый объект регулирования и наибольшую после Конституции юридическую силу.
К особенностям закона, которыми он отличается от иных форм нормативных актов, следует отнести его устойчивость, стабильность и относительную неизменность, поскольку именно законом закрепляются основополагающие, устойчивые отношения, свойственные общественному развитию в относительно длящийся во времени период его существования.
В России, наряду с федеральными конституционными и федеральными законами, принятие которых предусмотрено Конституцией РФ, возможно и принятие закона РФ о поправках к Конституции РФ (ст. 136), являющегося разновидностью общефедеральных российских законов и характеризующегося как нетипичный для российской правовой системы источник конституционного права, прямо не установленный Конституцией РФ. По мнению С.А. Авакьяна, данный вид источников конституционного права необходимо «поставить на вторую позицию после актов Конституционного Собрания, поскольку посредством этих актов можно реформировать довольно широкий круг глав и норм Конституции — при сохранении в целом ее действия» .
———————————
Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. М., 2014. Т. 1. С. 68.

Как отмечается в литературе, первые попытки применить положения ст. 136 Конституции и принять к ней поправки привели к возникновению ряда спорных ситуаций. Своеобразным камнем преткновения стали наименование и правовая форма акта, содержащего поправку к Конституции , поскольку в анализируемой статье отсутствует прямое указание как на правовую форму, так и на наименование нормативного акта, на основе которого должны приниматься конституционные поправки. Пробел в этом вопросе был восполнен Конституционным Судом РФ, который в своем Постановлении от 31 октября 1995 г. «По делу о толковании ст. 136 Конституции Российской Федерации» определил его в качестве самостоятельного вида, указав, что реализация положений данной статьи возможна лишь в форме специального нормативно-правового акта, имеющего особый статус, который отличается как от федерального закона, так и от федерального конституционного закона» . Инициатором такого запроса в Конституционный Суд РФ выступила Государственная Дума, воспользовавшись своим конституционным правом на основе ч. 5 ст. 125 Конституции РФ.
———————————
Конституция РФ: проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. М., 1997. С. 562.
Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. N 45. Ст. 4408.

Статья 136 действующей Конституции указывает не на форму, в которой принимаются конституционные поправки к главам 3 — 8, а на порядок, в каком они принимаются, а именно: в предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, в соответствии с ч. 2 ст. 108. Это значит, что такая же процедура распространяется и на процедуру принятия конституционных поправок в соответствии с требованиями указанной статьи.
На основе проведенного анализа ст. 136 Суд РФ пришел к следующему нормативно-доктринальному выводу: конституционные поправки к главам 3 — 8, исходя из смысла анализируемой статьи, необходимо принимать в форме особого правового акта — закона РФ о поправках к Конституции РФ, который принимается квалификационным большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Кроме того, конституционное положение анализируемой статьи предусматривает особое условие для вступления поправок в силу: для этого необходимо их одобрение не менее чем двумя третями законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.
Помимо этого, необходимо также соблюдение конституционного положения ст. 134, определяющей исчерпывающий перечень субъектов, наделенных правом вносить предложения о поправках к Основному Закону государства: Президент РФ, палаты российского парламента, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов РФ, группа в количестве не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Именно поэтому такой закон не может быть принят в форме федерального конституционного закона, поскольку на законодательном уровне зафиксирована особая процедура его внесения и принятия, а также установлено, что принятие данного вида допускается лишь по тем вопросам, которые непосредственно предусмотрены Конституцией РФ. Федеральный конституционный закон в отличие от конституционных поправок не может изменять конституционных положений, поскольку принимается во исполнение Основного Закона государства. Конституционные поправки не могут быть приняты и в форме федерального закона, так как внесение таких поправок возможно в более сложной процедуре. Таким образом, закон о поправках к Конституции РФ имеет самостоятельное юридическое значение.
Необходимо разграничивать понятия «конституционные поправки» и «пересмотр Конституции» — как они соотносятся между собой, какова юридическая сила внесения коррективов в главы 1, 2 и 9 и в главы с 3 по 8. По трактовке, следующей из действующей Конституции РФ, поправка — это любое изменение текста, исключение, дополнение глав 3 — 8 Конституции РФ.
Можно ли изменения, требующиеся для глав 1, 2 и 9, тоже называть поправками? Строго говоря, нет научных оснований для того, чтобы не использовать понятие «поправка» для изменения текста указанных глав. Однако есть формальные основания. При внесении даже незначительных изменений в главы 1, 2 и 9 речь идет о пересмотре Конституции. И он состоит в принятии новой Конституции — даже при желании отразить мелкие, в том числе и редакционные, корректировки текста глав 1, 2, 9 Конституции РФ.
Итак, очевиден вывод о том, что пересмотр непосредственно связан с принятием новой Конституции РФ, а при конституционных поправках согласно ст. 136 Конституция в целом продолжает действовать с их учетом как Конституция 1993 года.
Исходя из того что поправки адресуются главам 3 — 8, а они закрепляют федеративное устройство России, процедуру формирования, компетенцию и взаимоотношения федеральных органов государственной власти: Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства, судебных органов, а также правовое положение местного самоуправления, — очевиден предмет конституционных поправок на основании ст. 136 Конституции РФ. Соответствующие нормы указанных глав могут быть изменены путем принятия законов о конституционных поправках, правда, за исключением ст. 65 Конституции РФ — в соответствии с ч. 1 ст. 137 Конституции изменения в указанную статью вносятся на основании федерального конституционного закона.
В последнее время приобрел определенную актуальность следующий вопрос: могут ли быть предметом закона о поправках к Конституции РФ не изменения в названные главы 3 — 8, а новая глава Конституции? Особенно важен этот вопрос в связи с предложениями ученых о необходимости отражения в Конституции РФ основных тенденций в развитии демократии и гражданского общества. Данный вопрос поднимался
особенно интенсивно в 2013 году, в связи с 20-летием Конституции РФ, когда ожидались возможные конституционные реформы по данному поводу, правда, они так и не состоялись. На встрече Президента РФ с руководителями кафедр конституционно-правовых дисциплин 7 октября 2013 г., как следует из интернет-данных, в том числе с сайта Президента Российской Федерации, необходимости соответствующих поправок касался профессор С.А. Авакьян; он же говорил о том, что можно обратиться в Конституционный Суд РФ, который в порядке толкования ст. 136 Конституции РФ вправе сделать вывод о том, что поправка к Конституции может иметь форму самостоятельной главы Конституции, тем самым снимается проблема пересмотра Конституции в целом и разработки текста новой Конституции. Однако пока эта проблема не имеет решений. По нашему мнению, она заслуживает дальнейшего обсуждения.
Основные положения Постановления Конституционного Суда РФ о толковании ст. 136 были реализованы в Федеральном законе от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» , в котором регламентируется в том числе и процедура его принятия и вступления в законную силу. Анализ названного акта позволяет выделить следующие его характерные особенности.
———————————
Федеральный закон от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» // СЗ РФ. 1998. N 10. Ст. 1146.

1. Один закон РФ о поправках к Конституции может охватывать взаимосвязанные изменения текста Конституции, при этом закон должен называться так, чтобы его наименование отражало суть данной поправки. То есть конституционные поправки необходимо рассматривать системно, стремясь с их помощью преодолеть пробелы и противоречия между конституционными нормами, а также способствовать обеспечению связей между изменяемыми и сохраняемыми статьями и главами Конституции.
При подготовке и рассмотрении поправок к Конституции следует всесторонне проанализировать факторы, побуждающие к их внесению, среди которых: кардинальные изменения, происходящие в социальной, экономической и политической сферах, возникновение новых общественных отношений, недостатки конституционного текста.
2. Процедура принятия поправок кардинально отличается от процедуры принятия федерального конституционного закона. Прежде всего, круг субъектов законодательной инициативы ст. 104 не совпадает с кругом лиц, которые наделены правом внесения предложений о конституционных поправках и пересмотре Конституции (ст. 134). Кроме того, конституционное положение анализируемой статьи предусматривает особое условие для вступления поправок в силу: для этого необходимо их одобрение не менее чем двумя третями законодательных (представительных) органов субъектов РФ.
3. Федеральный закон также не может быть формой принятия конституционных поправок, поскольку для внесения и принятия поправок необходима более сложная процедура, чем для федеральных законов, в отношении которых Президент вправе воспользоваться отлагательным вето, чего не предусматривают порядок принятия федерального конституционного закона и, соответственно, процедура принятия конституционных поправок.
4. По сравнению с другими законодательными актами данный закон имеет временный характер его собственного регулирующего воздействия. Принятые положения закона поглощаются внесением поправок в Конституцию.
5. Не совсем ясен вопрос о том, выступают ли данные законы в качестве объекта конституционного контроля. Если принимать во внимание то, что федеральные законы являются родовым понятием относительно всех видов законов, тогда они могут являться предметом такой проверки. В случае противоречия данного закона Конституции РФ закон может быть признан неконституционным. Однако у Конституционного Суда РФ свой взгляд — он полагает, что не имеет права рассматривать закон о поправках, поскольку неизбежно вынужден будет при этом оценивать текст Конституции.
При исследовании сущности и предназначения законов о поправках к Конституции РФ следует обратить внимание на основные элементы соответствующей процедуры принятия конституционных поправок, которая является юридической гарантией стабильности Конституции, т.е. устойчивости содержания этого документа, рассчитанного на долговременное действие:
1) поступившее в нижнюю палату предложение о поправке подлежит рассмотрению в профильном комитете, который затем вносит предложение о принятии к рассмотрению проекта закона либо его отклонении;
2) проект закона Государственная Дума рассматривает в трех чтениях; законопроект о поправке проходит процедуру одобрения в Думе и Совете Федерации, при этом в каждой палате он должен получить большинство голосов, предусмотренное для принятия федерального конституционного закона ст. 108 Конституции РФ;
3) Председатель Совета Федерации в пятидневный срок со дня принятия закона обязан его опубликовать и направить для рассмотрения и одобрения в органы законодательной власти субъектов РФ, для чего отводится 1 год;
4) конституционные поправки должны быть одобрены не менее чем двумя третями законодательных (представительных) органов субъектов РФ;
5) по истечении годичного срока Совет Федерации устанавливает результаты рассмотрения и при наличии необходимых данных направляет закон о поправке Президенту РФ для подписания и официального опубликования, для чего Президенту отводится 14-дневный срок со дня его получения; при этом Президент РФ не может отклонить одобренный закон;
6) принятая поправка вносится в текст Конституции Президентом РФ, который обязан в месячный срок со дня вступления в силу закона осуществить официальное опубликование текста Конституции с внесенными в него поправками;
7) в случае если закон о поправке не получит одобрения не менее чем двух третей законодательных органов субъектов РФ, повторное внесение данной поправки возможно не ранее чем
через один год.
Как известно, до 2008 года в юридической литературе законы о поправках к Конституции исследовались лишь на теоретическом уровне, поскольку отсутствовала практика их принятия и реализации. В настоящее время принято четыре Закона РФ о поправках к Конституции РФ, частности:
1) «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» от 30 декабря 2008 года, устанавливающий шестилетний срок полномочий Президента РФ и пятилетний срок полномочий депутатов Государственной Думы ;
2) «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» от 30 декабря 2008 года, дополняющий контрольные полномочия Государственной Думы в отношении Правительства РФ ;
3) «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» от 5 февраля 2014 года, расширяющий полномочия Президента РФ в представлении, назначении и освобождении от должности прокуроров, за исключением прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, а также полномочия верхней палаты в назначении и освобождении Генпрокурора РФ и его заместителей ;
4) «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 21 июля 2014 г., закрепляющий право Президента РФ на назначение и освобождение представителей РФ в верхней палате, «число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации — представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» .
———————————
СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 2.
СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 1.
СЗ РФ. 2014. N 6. Ст. 548.
СЗ РФ. 2014. N 30 (ч. I). Ст. 4202.

Смотрите так же:  1с возврат оплаты поставщикам

Таким образом, закон о поправках к Конституции РФ представляет собой самостоятельный акт, отличающийся от федеральных конституционных и федеральных законов как по формальным признакам (более сложной процедурой принятия), так и по содержательным характеристикам (основное его предназначение — изменение конституционного текста).
Вопрос, связанный с определением степени юридической силы закона о поправках к Конституции РФ, а также его места и роли в российской правовой системе, до сих пор окончательно не решен. Учитывая, что посредством данного закона вносятся изменения в конституционные нормы, можно сделать вывод о том, что закон РФ о поправках к Конституции РФ стоит выше федерального конституционного закона, с которым он имеет одинаковый порядок принятия. Представляется, что названный закон характеризуется временным характером, поскольку после включения его в конституционный текст и вступления внесенной поправки в действие указанный акт утрачивает свое самостоятельное значение.

Литература

1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. М., 2014. Т. 1. 864 с.
2. Конституция РФ: проблемный комментарий / Автономов А.С., Бондарь Н.С., Ковалев А.М., Любимов А.П., и др.; отв. ред.: В.А. Четвернин. М., 1997. 702 с.
3. Кутафин О.Е. Источники конституционного права РФ. М.: Юристъ, 2002. 348 с.

ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПОПРАВКАХ К КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принимается в соответствии с гл. 9 Конституции РФ и Федеральным законом от 4 марта 1998 «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Указанный федеральный закон устанавливает условия внесения, принятия и вступления в силу поправок к гл. 3–8 Конституции РФ. Одним законом РФ о поправке к Конституции РФ охватываются взаимосвязанные изменения конституционного текста. Закон РФ о поправке к Конституции РФ получает наименование, отражающее суть данной поправки.

Предложение о поправке к Конституции РФ вносится в ГД субъектом права инициативы такого предложения, установленным ст. 134 Конституции РФ, в виде проекта закона РФ о поправке к Конституции РФ, предполагающего исключение, дополнение, новую редакцию какого‑либо из положений глав 3–8 Конституции РФ. Вместе с проектом закона РФ о поправке к Конституции РФ представляются обоснование необходимости принятия данной поправки, а также перечень законов РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данной поправки. Рассмотрение ГД проекта закона РФ о поправке к Конституции РФ осуществляется в 3 чтениях. Проект закона РФ о поправке к Конституции РФ считается одобренным ГД, если за его одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов ГД. Одобренный ГД проект закона РФ о поправке к Конституции РФ в течение 5 дней со дня одобрения направляется в СФ, который обязан его рассмотреть. Закон РФ о поправке к Конституции РФ считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее трех четвертей от общего числа членов СФ. В случае отклонения СФ закона РФ о поправке к Конституции РФ СФ вправе внести в ГД предложение о создании согласительной комиссии. Председатель СФ не позднее 5 дней со дня принятия закона РФ о поправке к Конституции РФ опубликовывает для всеобщего сведения уведомление, включающее текст закона с указанием дат его одобрения ГД и СФ. Закон РФ о поправке к Конституции РФ не позднее 5 дней со дня его принятия направляется Председателем СФ в законодательные (представительные) органы субъектов РФ для рассмотрения. Поступившее в ГД предложение о поправке к Конституции РФ направляется в комитет ГД, к ведению которого отнесены вопросы конституционного законодательства, для проверки соблюдения требований Конституции РФ и указанного федерального закона об условиях и о порядке внесения предложения о поправке к Конституции РФ. По результатам проверки комитет ГД вносит предложение о принятии к рассмотрению ГД проекта закона РФ о поправке к Конституции РФ либо предложение о возвращении его инициатору в случае несоблюдения соответствующих требований Конституции РФ. Законодательный (представительный) орган субъекта РФ в порядке, устанавливаемом данным органом самостоятельно, обязан рассмотреть данный закон в срок не позднее одного года со дня его принятия. Законодательный (представительный) орган субъекта РФ в течение 14 дней со дня принятия постановления о законе РФ о поправке к Конституции РФ направляет данное постановление в СФ. СФ ведет учет данных о рассмотрении закона РФ о поправке к Конституции РФ законодательными (представительными) органами субъектов РФ со дня его направления в законодательные (представительные) органы субъектов РФ. СФ на своем очередном заседании, следующем за днем истечения срока рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов РФ закона, устанавливает результаты этого рассмотрения.

Президент РФ, законодательный (представительный) орган субъекта РФ в течение 7 дней со дня принятия постановления СФ об установлении результатов рассмотрения закона РФ о поправке к Конституции РФ вправе обжаловать указанное постановление в Верховный Суд РФ, который рассматривает такие споры в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством РФ. В случае подачи жалобы закон РФ о поправке к Конституции РФ не направляется Председателем СФ Президенту РФ для подписания и официального опубликования до вступления в законную силу решения Верховного Суда РФ. В случае вступления в законную силу решения Верховного Суда РФ, требующего пересмотра постановления СФ об установлении результатов рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов РФ закона РФ о поправке к Конституции РФ, СФ на своем очередном заседании повторно рассматривает данный вопрос в порядке, предусмотренном указанным законом.

Одобренный законодательными (представительными) органами не менее чем двух третей субъектов РФ закон РФ о поправке к Конституции РФ в течение 7 дней со дня установления результатов его рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов РФ направляется Председателем СФ Президенту РФ для подписания и официального опубликования. Президент РФ в срок не позднее 14 дней со дня получения закона подписывает его и осуществляет официальное опубликование. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, если самим законом не установлена иная дата вступления в силу. Принятая поправка к Конституции РФ подлежит внесению Президентом РФ в текст Конституции РФ. Президент РФ в месячный срок со дня вступления в силу закона РФ о поправке к Конституции РФ осуществляет официальное опубликование Конституции РФ с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления соответствующих поправок в силу.

В случае если закон РФ о поправке к Конституции РФ не получит одобрения законодательных (представительных) органов не менее чем двух третей субъектов РФ, повторное внесение в ГД предложения о данной поправке допускается не ранее чем через 1 год со дня установления результатов рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов РФ этого закона.

Поправки к Конституции РФ и законодательная процедура их принятия

12 ноября Госдума рассмотрит в первом чтении президентский проект закона, предусматривающий изменение Конституции в части создания объединенного суда на базе Верховного и Высшего арбитражного судов РФ.

Смотрите так же:  Возврат товара поставщику в рк

Вопросы функционирования судебной власти прописаны в главе 7 Основного закона. В статье 126 указывается, что Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Статья 127 устанавливает, что Высший Арбитражный суд является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

Согласно внесенному 7 октября Владимиром Путиным законопроекту, «Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики». Его судьи назначаются Советом Федерации по представлению президента РФ.

Оговаривается, что до дня вступления в силу поправок в Конституцию РФ устанавливается переходный период сроком на шесть месяцев, в течение которого Высший арбитражный суд РФ упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, передаются в юрисдикцию Верховного суда РФ.

Объединенный Верховный суд РФ формируется в составе 170 судей. Первоначально их будет отбирать специальная квалификационная коллегия, состоящая из представителей президента РФ, Общественной палаты РФ и общероссийских общественных объединений юристов.

Какие поправки вносились в действующую Конституцию

Принятие поправки в Конституцию по объединению высших судов повлечет за собой изменение 28 федеральных законов РФ.

Действующая Конституция Российской Федерации была принята на референдуме 12 декабря 1993 года.

В соответствии с главой 9 Основного закона, предложения о поправках и пересмотре положений Конституции могут вносить президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, правительство Российской Федерации, законодательные /представительные/ органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Первые поправки были внесены 9 января 1996 года указом президента РФ Бориса Ельцина — Ингушская Республика и Республика Северная Осетия были переименованы в Республику Ингушетия и Республику Северная Осетия—Алания соответственно. В 1996, 2001 и 2003 годах президент еще трижды уточнял названия регионов своими указами. Изменения коснулись Калмыкии, Чувашии и Ханты-Мансийского автономного округа. Поправки, связанные с укрупнением субъектов РФ, вносились пять раз на основании федеральных конституционных законов /ФКЗ/ — в 2005 году и по два раза в 2007 и 2008 годах. В документе появились Пермский, Камчатский и Забайкальский края, шесть округов и три области были исключены.

5 ноября 2008 года президент Дмитрий Медведев выступая с посланием к Федеральному Собранию, предложил внести поправки в Конституцию РФ. Первая касалась увеличения сроков полномочий президента и Госдумы до 6 и 5 лет соответственно. Вторая — расширения полномочия Госдумы в части контроля над исполнительной властью, а именно: установить норму, обязывающую правительство России ежегодно отчитываться в Госдуме по итогам деятельности. Увеличение сроков полномочий не распространяется ни на действующего президента, ни на депутатов Госдумы действующего созыва.

21 ноября Госдума приняла, а 26 ноября Совет Федерации одобрил поправки в Конституцию. Затем они были направлены на утверждение законодательным собраниям субъектов РФ.

Согласно статье 136 Конституции России и толкованию этой статьи в специальном постановлении Конституционного суда РФ от 31 октября 1995 года, поправки к главам 3 — 8 Конституции /касающиеся федеративного устройства государства, органов государственной власти и местного самоуправления/ могут быть приняты только в случае их одобрения большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации, не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Госдумы, а также органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

22 декабря Совет Федерации утвердил результаты рассмотрения региональными законодательными собраниями поправок в Конституцию РФ. В постановлениях, принятых сенаторами, отмечалось, что все 83 субъекта РФ одобрили закон о поправках в Конституцию. Соответствующее постановление в тот же день было направлено президенту РФ. После этого, согласно законодательству, было дано семь дней на возможное обжалование законов о поправках в Конституционном суде РФ.

30 декабря Дмитрий Медведев подписал закон Российской Федерации «О поправке к Конституции Российской Федерации» «Об изменении срока полномочий президента Российской Федерации и Государственной думы». Одновременно был принят закон «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации».

Поправки вступили в силу 31 декабря 2008 года после публикации в «Российской газете».

В мировой практике существуют различные способы принятия поправок в Конституцию, но в большинстве демократических государств они принимаются квалифицированным большинством от общей численности членов парламента /в две трети, три четверти, а иногда три пятых голосов в каждой из палат при двухпалатной структуре парламента/. В некоторых странах поправки выносятся на референдум /Швейцария, Дания, Ирландия, Хорватия, Албания, Польша, Андорра/. В США, например, принятые Конгрессом поправки к Конституции подлежат ратификации не менее чем тремя четвертями штатов. Эти поправки не вносятся в текст Конституции, а прилагаются к ней. В других странах поправки вносятся в текст конституции либо изменяют содержание ее статей. Процедура принятия конституционных поправок в целом призвана являться юридической гарантией стабильности конституции, то есть устойчивости содержания этого документа, рассчитанного на долговременное действие.

Закон о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»

Комментарии Российской Газеты

Одобрен Государственной Думой 22 ноября 2013 года

Одобрен Советом Федерации 27 ноября 2013 года

Внести в Конституцию Российской Федерации, принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (Российская газета, 1993, 25 декабря), следующие изменения:

1) пункт «о» статьи 71 изложить в следующей редакции:

«о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;»;

а) пункт «е» изложить в следующей редакции:

«е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;»;

б) дополнить пунктом «е 1 » следующего содержания:

«е 1 ) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;»;

3) в части 1 статьи 102:

а) пункт «ж» изложить в следующей редакции:

«ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;»;

б) пункт «з» изложить в следующей редакции:

«з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;»;

4) часть 1 статьи 104 изложить в следующей редакции:

«1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.»;

5) наименование главы 7 изложить в следующей редакции:

Судебная власть и прокуратура»;

6) часть 2 статьи 125 изложить в следующей редакции:

«2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.»;

7) статью 126 изложить в следующей редакции:

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.»;

8) в статье 127 текст заменить словами «Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»).»;

9) статью 128 изложить в следующей редакции:

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.»;

10) статью 129 изложить в следующей редакции:

1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.».

1. Настоящий Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации вступает в силу со дня его официального опубликования после одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации устанавливается переходный период сроком на шесть месяцев, в течение которого Высший Арбитражный Суд Российской Федерации упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, передаются в юрисдикцию Верховного Суда Российской Федерации.

Смотрите так же:  Доверенность для постановки на учет кассового аппарата

3. Судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, назначенные до дня вступления в силу настоящего Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, продолжают осуществлять свои полномочия до начала работы Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с настоящим Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.

4. Верховный Суд Российской Федерации, образованный в соответствии с настоящим Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, формируется в составе 170 судей.

5. В целях формирования первоначального состава Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с настоящим Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, создается Специальная квалификационная коллегия по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда Российской Федерации. Указанная коллегия состоит из 27 членов коллегии. В состав коллегии входят по одному представителю Президента Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации и общероссийских общественных объединений юристов. Остальные 24 члена коллегии избираются советами судей субъектов Российской Федерации из числа членов этих советов по три члена коллегии от действующих на территории каждого федерального округа советов судей субъектов Российской Федерации.

6. Специальная квалификационная коллегия по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда Российской Федерации в переходный период:

1) объявляет в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей судей Верховного Суда Российской Федерации;

2) рассматривает в установленном порядке заявления граждан, претендующих на указанные должности;

3) принимает в установленном порядке решения о рекомендации кандидатами на указанные должности.

7. Специальная квалификационная коллегия по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда Российской Федерации после осуществления процедур, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, представляет Президенту Российской Федерации кандидатов для назначения в установленном порядке на должности судей Верховного Суда Российской Федерации.

8. Прием квалификационного экзамена на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с настоящим Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, при формировании его первоначального состава осуществляет Специальная экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации. Указанная комиссия состоит из 11 членов комиссии. В состав комиссии входят три члена комиссии, избираемые общероссийскими общественными объединениями юристов, и восемь членов комиссии, избираемых советами судей субъектов Российской Федерации из числа членов этих советов, — по одному члену комиссии от действующих на территории каждого федерального округа советов судей субъектов Российской Федерации.

9. Члены Специальной экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации не могут входить в состав Специальной квалификационной коллегии по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда Российской Федерации.

10. Порядок формирования Специальной квалификационной коллегии по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда Российской Федерации и порядок отбора кандидатов на указанные должности, а также порядок избрания членов Специальной экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации и порядок приема этого экзамена устанавливаются федеральным законом.

Статья 136 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 136 Конституции РФ гласит:

Поправки к главам 3 — 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 136 КРФ

Конституционные поправки, не требующие пересмотра Конституции, относятся к гл. 3-8. Поскольку в общей форме многие предписания этих глав основаны на статьях гл. 1 или вытекают из содержания статей гл. 2 и 9, изменение таких положений гл. 3-8 может потребовать соответствующих поправок в гл. 1, 2 и 9. Это требует, в соответствии со ст. 135, разработки и принятия в установленном ею порядке новой Конституции. Поэтому установленный в ст. 136 порядок внесения поправок в гл. 3-8 Конституции относится только к таким поправкам, которые не затрагивают текст гл. 1, 2 и 9.

Государственная Дума, обнаружив неопределенность в понимании ст. 136, обратилась в Конституционный Суд с запросом о ее толковании относительно наименования и правовой формы закона о поправках к гл. 3-8 Конституции.

Конституционный Суд в Постановлении от 31 октября 1995 г. N 12-П (СЗ РФ. 1955, N 45. Ст. 4408) установил, что в соответствии с рядом статей Конституции поправки к гл. 3-8 принимаются законом РФ о поправках к Конституции РФ, принимаемым в особом порядке, который отчасти совпадает с процедурой принятия ФКЗ. Право законодательной инициативы принадлежит в этом случае ограниченному кругу субъектов согласно ст. 134. Порядок принятия этого закона в Федеральном Собрании тот же, что и порядок принятия ФКЗ, установленный в ч. 2 ст. 108 Конституции, в частности большинством не менее чем в три четверти голосов общего числа членов Совета Федерации и 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. Особым условием для вступления в силу этого закона и предусмотренных им поправок является их одобрение органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. После этого закон о поправках к Конституции вступает в силу и подлежит обнародованию, ибо он, как и ФКЗ, не может быть отклонен Президентом. Конституционный Суд также постановил, что законодатель вправе урегулировать: порядок направления принятых Федеральным Собранием поправок к гл. 3-8 Конституции для их рассмотрения органами законодательной власти субъектов РФ; порядок проверки соблюдения необходимых процедур одобрения этих поправок; вопрос о том, каким способом одобренная поправка учитывается в конституционном тексте.

ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» был принят 4 марта 1998 г. В нем соблюдены относящиеся к его предмету предписания Конституции (напр., ст. 108, 134 и 136) и Постановления Конституционного Суда от 31 октября 1995 г. N 12-П. Закон определил, что такие предложения должны содержать предлагаемый новый или измененный текст статьи, ее части или пункта либо положение об их исключении из Конституции. Поступившее в Государственную Думу предложение направляется в ее комитет, ведающий вопросами конституционного законодательства, для проверки соответствия этого предложения Конституции и упомянутому ФЗ. Проект закона РФ о поправке к Конституции рассматривается Государственной Думой в трех чтениях; он считается одобренным, если «за» проголосовало не менее двух третей общего состава Думы. Одобренный Думой проект направляется на обязательное рассмотрение в Совет Федерации, где он может быть одобрен голосами не менее трех четвертей общего состава членов Совета. Предусмотрена и возможность в случае отклонения проекта Советом Федерации создать согласительную комиссию палат Федерального Собрания. Урегулирована и процедура опубликования принятого проекта Председателем Совета Федерации и рассмотрения проекта в законодательных органах субъектов РФ. Одобренный такими органами не менее чем двух третей субъектов РФ закон о поправке направляется Президенту и не позднее чем через 14 дней подписывается им, официально публикуется и вносится в текст Конституции.

За 15 лет действия Конституции было принято в соответствии со ст. 136 лишь два закона о поправке к Конституции: «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» и «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» (см. комм. к ст. 81, 96, 103 и 114), не считая внесения в соответствии со ст. 137 Конституции поправок к ст. 65, касающихся изменения состава субъектов РФ и официального наименования некоторых из них.

Статья 136 учитывает мировой опыт демократического конституционного права. Так, для внесения поправок в Конституцию США необходимо одобрение поправки двумя третями голосов в каждой палате Конгресса и таким же большинством в каждой палате законодательных собраний трех четвертей штатов. Это подчеркивает действие принципа федерализма.

Следует, по-видимому, признать, что установленное в ст. 76 деление законов РФ на две группы — ФКЗ и ФЗ — могло бы быть дополнено третьей, промежуточной группой — законами о поправках к гл. 3-8 Конституции. Впрочем, она могла бы быть включена в качестве особой подгруппы в группу конституционных законов. В этом случае, не меняя указанное деление законов России на две группы, эти особые законы назывались бы ФКЗ, а не ФЗ о поправках к гл. 3-8 Конституции. Это согласовалось бы с содержанием ст. 1 упомянутого ФЗ о порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции. Ограничив в ч. 1 предмет его регулирования поправками к гл. 3-8, этот ФЗ в ч. 2 и 3 установил ряд требований к ФКЗ о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 и к ФКЗ о внесении изменений в ст. 65; но, согласно ст. 76 (ч. 3) Конституции (см. комм. к ней), ФЗ не может противоречить ФКЗ. А не наоборот.

Остался нерешенным вопрос о том, могут ли такие законы о поправках к гл. 3-8 Конституции быть предметом конституционного контроля, если возникает вопрос об их противоречии основам конституционного строя РФ (т.е. гл. 1 Конституции), которое, согласно ч. 2 ст. 16, недопустимо.

Похожие публикации:

  • Экспертиза нетрудоспособности при беременности Медико-социальная экспертиза Войти через uID Ориентировочные сроки временной нетрудоспособности Установлению инвалидности (стойкой утраты или ограничения способности к трудовой деятельности) в большинстве случаев предшествует […]
  • О полномочиях должностных лиц приказ министра обороны Приказ Министра обороны РФ от 29 мая 2018 г. N 291 "Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в области промышленной […]
  • Агентский договор проценты Федеральные арбитражные суды Российской Федерации Информационные письма Президиума ВАС РФ ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО Обзор практики […]
  • Как поставить гражданство ребенку в свидетельстве о рождении Нет штампа о гражданстве на свидетельстве о рождении, как его поставить? Где и как прставить штамп о гражданстве на свидетельстве о рождении ?. Находясь не в своем регионе не можем получить паспорт из за отсутствия штампа.Дочь […]
  • Шиповской константин александрович адвокат Адвокат Шиповской Константин Александрович Полезная информация? Поделиться: Отзывы об адвокате Вы можете оставить отзыв об адвокате — указывайте больше фактов (время, имена, номера дел в судах). Короткие отзывы вида "Хороший […]
  • Резюме образец на работу адвоката Профессия Адвокат: пример (образец) резюме Профессия адвокат является одной из самых важных для современного общества. Зачастую именно представители адвокатского цеха являются последней надеждой на защиту прав частного или […]