Налог на прибыль в 2005 году ставка

Ставки налога на прибыль в 2005 году

Примечание. Иностранные организации уплачивают налог на прибыль по данным ставкам, если иное не предусмотрено в соглашении об избежании двойного налогообложения между РФ и тем государством, где данная организация зарегистрирована.

Срок уплаты налога на прибыль за 2005 год: не позднее 28 марта 2006 года. Срок представления декларации по налогу на прибыль за 2005 год: не позднее 28 марта 2006 года.

Налог на прибыль в 2005 году

В 2004 году рядом Федеральных Законов внесены изменения и дополнения в главу 25 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), вступающие в силу с 01.01.2005 года.
Следовательно, начиная с первого января, при расчете и уплате налога на прибыль, ведении налогового учета и т. п. налогоплательщикам следует учесть следующее.

Изменение ставок налога на прибыль. В соответствие с п.3 статьи 2 Закона от 29.07.04 г. № 95-ФЗ внесены изменения в пункты 1 и 3 статьи 284 НК РФ.
В 2005 году налоговая ставка остается в размере 24 процентов (за исключением случаев, для которых установлены иные ставки). Тем не менее, произошли изменения ставок по бюджетам: сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5%, зачисляется в федеральный бюджет, а сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ. Исчисление налога в местный бюджет с 2005 года налогоплательщиками не производится.
Зачисление налога на прибыль в доходы местных бюджетов будет производиться органами федерального казначейства.
Изменения коснулись также минимальной налоговой ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ.
По-прежнему налоговая ставка для отдельных категорий налогоплательщиков может быть снижена Законами субъектов РФ, тем не менее, она не может быть ниже 13,5 процента (в 2004 году — 13 процентов). В случае необходимости, субъекты РФ обязаны внести соответствующие изменения в свои законодательные акты.

С 01.01.05 г. изменяется ставка налога на прибыль по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами — налоговыми резидентами Российской Федерации с 6 до 9 процентов. Таким образом, участникам (акционерам) организаций придется уплачивать налога в полтора раза больше.

В соответствие со статьей 1 Закона от 20.08.04 г. № 107-ФЗ внесены изменения в пункт 4 статьи 284 НК РФ.
С 01.01.05 г. вводится новая налоговая ставка 9 процентов, применяемая при исчислении налога на прибыль по доходам в виде процентов по операциям с муниципальными ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года.
По доходу в виде процентов по государственным ценным бумагам, а также по муниципальным ценным бумагам (эмитированным после 01.01.07 г.), за исключением ценных бумаг, указанных в пп.3 пункта 4 статьи 284 НК РФ, применяется ставка 15 процентов.
Ставка налога по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР и внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации не изменилась (0%).

Для облигаций с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года установлена ставка 9%.
После 1 января 2007 года по доходу в виде процентов по указанным ценным бумагам ставка увеличится до 15%.

Расходы на оплату труда. Федеральным Законом от 22.08.04 г. № 122-ФЗ внесены изменения в статью 255 НК РФ, касающихся учета расходов на оплату труда отдельных категорий работников для целей налогообложения прибыли.
В 2004 году при выплате работникам надбавок, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях, а также за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями, для целей налогообложения прибыли было возможным учесть расходы, только если они произведены в размерах в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Аналогичная ситуация была и для расходов на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).
С 2005 года организации, имеющие соответствующее местонахождение, смогут включать в состав расходов для целей налогообложения прибыли фактические расходы на оплату проезда соответствующих работников и т. п на основании порядка, утвержденного организацией.
При этом, согласно изменениям, внесенным в главу НК по ЕСН (статья 238 НК РФ) — с 2005 года стоимость такого проезда (из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностям), предусмотренная коллективным или трудовым договором, не будет облагаться единым социальным налогом.
Организации также вправе самостоятельно установить системы надбавок к заработной плате в связи с тяжелыми климатическими условиями и непрерывным стажем сотрудников (изменения в пункты 11 и 12 статьи 255 НК РФ).
Обязательным условием не только для невключения в налоговую базу по ЕСН, но и для учета расходов при налогообложении прибыли является необходимость предусмотреть указанные выплаты в трудовых договорах и коллективном договоре.

Расходы на амортизацию. Согласно статье 1 Закона от 20.08.04 г. № 110-ФЗ вносятся дополнения в статью 256 НК РФ — с 2005 года организации-инвесторы, получившие амортизируемое имущество от его собственников в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг, имеют право начислять амортизационные отчисления по указанному имуществу и учитывать их в целях налогообложения прибыли в течение срока действия инвестиционного соглашения.

Внереализационные доходы. В соответствие со статьей 1 Федерального Закона от 20.08.04 г. № 105-ФЗ в 2005 году организации, приобретающие права требования по ипотечным кредитам (ипотечные агенты), при исчислении налога на прибыль могут не учитывать в доходах имущество, полученное от уставной деятельности.
В 2004 году внереализационными доходами для всех организаций признавались доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением доходов в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности.
Статьей 251 НК РФ в составе доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, также не было предусмотрено особенностей для ипотечных агентов.
Согласно внесенным изменениям и дополнениям в пункт 18 статьи 250 НК РФ и статью 251 НК РФ (дополнена пунктом 29) обязанность признания внереализационных доходов, указанных выше, ипотечными агентами отсутствует, доходы в виде имущества, включая денежные средства, и (или) имущественных прав, которые получены ипотечным агентом в связи с его уставной деятельностью не учитываются в составе доходов.

Доходы, получаемые при передаче имущества в уставный (складочный) капитал. Федеральным законом от 04.10.04 г. № 124-ФЗ (статья 1) внесены изменения в статью 277 НК РФ, касающиеся слов «(фонд) организации». Указанные слова заменены словами «(фонд, имущество фонда)».
Таким образом, особенности определения налоговой базы по доходам, получаемым при передаче имущества в уставный (складочный) капитал, установленные статьей 277 НК РФ, теперь распространяются не только на организации, но и на паевые инвестиционные фонды.
Иначе говоря, с 2005 года в отношении пайщиков паевых инвестиционных фондов будет действовать тот же порядок налогообложения, что и для акционеров (участников) организаций.
При этом, согласно статье 2 вышеназванного Закона он вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (опубликован 07.10.04 г.) и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 г.

Е. А. Клименков
аудитор ЗАО «Объединенная Консалтинговая Группа»

Данная статья опубликована в журнале «Бухгалтерские Вести» № 48

Уплата налога на прибыль в 2005 году

Федеральным законом от 29.07.2004 № 95-ФЗ изменяется распределение ставки налога на прибыль по бюджетам (см. таблицу).

Распределение налога на прибыль по бюджетам до 1 января 2005 года

Распределение налога на прибыль по бюджетам 1 1 января 2005 года

Бюджет субъекта РФ

Бюджет субъекта РФ

Примечание:
* Налоговая ставка, подлежащая зачислению в бюджеты субъектов РФ, может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков до 13,5 %

Как видно из таблицы, с нового года налог на прибыль перечисляется в бюджет двумя платежными поручениями, а не тремя, как это было до сих пор.

Глава 25 «Налог на прибыль» НК РФ предусматривает обязанность перечисления ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль.

В соответствии с пунктом 2 статьи 286 НК РФ сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате, принимается равной сумме авансового платежа, подлежащего уплате в предыдущем отчетном (налоговом) периоде.

Таким образом, в I квартале 2005 года необходимо заплатить ту же сумму авансовых платежей, которая была перечислена в IV квартале 2004 года. Отсюда возникает закономерный вопрос: как рассчитать авансовые платежи в I квартале, если ставки распределения налога в IV квартале 2004 года и I квартале 2005 года разные.

Оказывается, не надо применять никаких корректирующих коэффициентов — необходимо строго следовать нормам НК РФ, а они в этом вопросе однозначны: сумма ежемесячных авансовых платежей признается равной уплаченной в предыдущем отчетном (налоговом) периодам. При этом сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего зачислению в бюджет субъекта РФ, определяется сложением ежемесячного авансового платежа, перечисленного в IV квартале 2004 года в бюджет субъекта РФ, и в местный бюджет.

ООО заплатило в бюджет в декабре 2004 года ежемесячный авансовый платеж по налогу на прибыль (сумма налога рассчитана в установленном законодательством порядке):

  • в федеральный бюджет — 5 000 рублей;
  • в бюджет субъекта РФ — 17 000 рублей;
  • в местный бюджет — 2 000 рублей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 286 НК РФ и с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 29.07.2004 № 95-ФЗ, ООО по сроку 28 января 2005 года (п. 1 ст. 287 НК РФ) должно перечислить:

  • в федеральный бюджет — 5 000 рублей;
  • в бюджет субъекта РФ — 19 000 рублей (17 000 + 2 000).

В заключение хотелось бы добавить, что в платежных поручениях на доплату налога на прибыль по итогам 2004 года исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей уплате не позднее 28 марта 2005 года, необходимо указывать новые 20-значные коды бюджетной классификации, вступившие в силу с 1 января 2005 года.

Смотрите так же:  Как найти штраф за парковку

Налоги в Грузии

Налоговая система в Грузии считается одной из самых либеральных и привлекающих среди стран Европы. Налоги в Грузии действительно весьма низкие, поэтому эта страна отлично подходит для ведения предпринимательской деятельности. Согласно данным рейтинга на сегодняшний день Грузия является 16 республикой в мире по простоте ведения бизнеса.

Грузия — очень привлекательная для инвестиций страна

Налоговая система

Новый Налоговый Кодекс Грузии был принят в 2005 году. Он насчитывает всего 6 видов налоговых платежей, а именно:

  • Подоходный налоговый платёж.
  • Налоговый взнос на прибыль.
  • НДС.
  • Акциз.
  • Таможенный сбор.
  • Налог на имущество.

Напомним, в старой версии НК был 21 налог, но правительство решило упростить систему налогообложения и тем самым поспособствовать развитию бизнеса в этой стране.

Реформа налоговой системы Грузии

Налог на прибыль и подоходный налог

Налог на прибыль и подоходный налог – это один вид налогового платежа, который обязаны платить граждане Грузии. Различие их заключается в том, что налог на прибыль оплачивается частными предпринимателями, компаниями и фирмами, то есть юридическими лицами. Подоходный налог выплачивается трудоустроенным населением, людьми, которые работают по найму. Налог на прибыль также выплачивается теми людьми, которые получают прибыль с продажи или аренды недвижимого или движимого имущества.

Налог на доходы физических лиц в 2019 году равен 20% от суммы заработной платы. Налоговый взнос на прибыль сегодня равен 15%.

Обязанность выплаты налогов возлагается не только на граждан этого государства, но и на её резидентов. Согласно действующему законодательству резидентом человек признаётся только в том случае, если он прожил на территории Грузии более 183 дней. То есть, гражданин Грузии или иностранец, проживший в этой стране более указанного срока, обязан вносить в бюджет 20% своей заработной платы при условии официального трудоустройства.

Как исчисляется подоходный налог в Грузии и других странах

Стоит также заметить, что налог высчитывается только с прибыли или дохода из местных источников. Если гражданин Грузии трудится в другом государстве, то он не обязан своей стране отчислять налоговые взносы, так как ставка дохода из иностранных источников равна 0%.

Физические лица могут не уплачивать налог только в том случае, если их суммарный годовой доход ниже 3 000 лари, и человек подпадает под одну из льготных категорий.

Подоходный налог при доходе меньше 3 000 лари не уплачивается:

  • Лицами, принимавшими участие во Второй мировой войне.
  • Лицами, которые являлись участниками боевых действий за сохранность территории Грузии.
  • Особами, воспитывающих приёмных детей.
  • Матерями-одиночками.

Лица с ограниченными физическими возможностями могут не платить подоходный налоговый взнос только в том случае, если их суммарный годовой доход не более 6 000 лари.

Сравнение систем налогообложения в странах СНГ

Относительно налога на прибыль можно отметить, что люди, которые вследствие продажи или сдачи в аренду получают какой — доход обязаны от этой прибыли в государственный бюджет отчислить 5%. При этом данный налог в личную налоговую базу не вносится.

Вышеуказанный налог в размере 5% люди уплачивают из прибыли, полученной вследствие:

  • Получение авторского гонорара (роялти).
  • Получение дивидендов.
  • Сдачи в аренду жилой или нежилой недвижимости.
  • Продажи жилой недвижимости с земельным участком.
  • Сдачи в аренду движимого имущества.

Юридические лица уплачивают налог в размере 15%. Но есть исключения. Если годовая прибыль не достигает 40 000 лари (больше 1 млн рублей), то налог не платится вовсе. При годовой прибыли от 40 до 100 тысяч лари в год, налоговая ставка равна 0.05%-0.2%.

Как создать успешный бизнес в Грузии. Личный опыт на видео.

Компании, которые получают доход от реализации нефти и газа, уплачивают налоговый взнос в размере 10%. Но данная налоговая ставка применяется только по отношению к тем компаниям, которые заключили договор до 1.01.1998 года.

Налог на прибыль не распространяется на прибыль, полученную вследствие:

  • Сдачи крови.
  • Получения грантов.
  • Получения алиментов.
  • Присвоения денежных призов.
  • Получение прибыли от развода.
  • Получения имущества при процессе приватизации и другое.

Сегодня Грузия активно развивает налоговую систему. Подтверждением этого стало введение «эстонской модели» налогообложения в 2017 году. Суть этой модели заключается в том, что прибыль, полученная от ведения предпринимательской деятельности, возвращается обратно в компанию, то есть реинвестируется. Если компания работает по такой модели налогообложения, то она автоматически освобождается от уплаты налоговых взносов на прибыль.

Общая налоговая нагрузка в разных странах

НДС в 2019 году равен 18%. До 2005 года налог на добавленную стоимость был равен 20%.

НДС не облагается:

  • Ценные бумаги.
  • Золотые слитки, которые в дальнейшем будут переданы нацбанку Грузии.
  • Движимое имущество в государственной собственности.
  • Недвижимое имущество в государственной собственности.
  • Природный газ, импортированный для производства электро- и теплоэнергии.
  • Религиозные товары.
  • Акцизные марки.
  • Пестициды и химикаты, которые предназначены именно для обработки сельскохозяйственной продукции.
  • Горючее в баке.
  • Фармацевтическая продукция (исключение касается только жевательных резинок).
  • Легковые авто.
  • Печатная продукция.
  • Хлеб, предназначенный для людей, болеющих на диабет.
  • Другое.

НДС в странах мира

Налог на имущество

Налог на недвижимость в Грузии уплачивается отдельно. Его обязаны вносить собственники недвижимости. Размер налоговой ставки колеблется от 0.8% до 1%. Ставка зависит от рыночной стоимости имущества.

Таможенная пошлина и акциз

Таможенная пошлина (налог на импорт) зависит от вида импортируемой продукции. В Грузии применяются 3 налоговые ставки:

Наиболее часто акцизом облагаются автомобили. Налоговая ставка зависит от возраста машины и объёма двигателя.

Интересное видео. Цены на грузинском авторынке.


Таблица: акциз на автомобили

Выплата дивидендов в 2005 году: исчисление налога на прибыль

С 2005 года изменилась ставка налога на прибыль по доходам в виде дивидендов, полученных от одних российских организаций другими. Об особенностях применения новой ставки, а также о порядке исчисления налога на прибыль при выплате или получении дивидендов читайте в статье.

Дивидендом в целях налогообложения признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям). Такое определение дано в пункте 1 статьи 43 НК РФ.

Порядок выплаты дивидендов для акционерных обществ (АО) и обществ с ограниченной ответственностью (ООО) прописан в статье 42 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон № 208-ФЗ) и статье 28 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон № 14-ФЗ). Так, АО и ООО могут выплачивать дивиденды по итогам квартала, полугодия, 9 месяцев и года. Решение о распределении чистой прибыли принимает общее собрание акционеров или участников общества. Об этом говорится в пункте 3 статьи 42 Закона № 208-ФЗ и подпункте 7 пункта 2 статьи 33 Закона № 14-ФЗ.

Срок и порядок выплаты дивидендов определяются уставом АО (ООО) или решением общего собрания. Если уставом акционерного общества срок выплаты дивидендов не установлен, то применяется ограничение согласно пункту 4 статьи 42 Закона № 208-ФЗ. А именно: этот срок не может превышать 60 дней с момента принятия решения о выплате дивидендов.

Порядок налогообложения дивидендов налогом на прибыль различен в ситуациях, если:

  • российская организация выплачивает дивиденды в пользу другой российской организации;
  • российская организация выплачивает дивиденды в пользу иностранной организации;
  • российская организация получает дивиденды от иностранной организации.

Рассмотрим каждую из этих ситуаций подробнее.

Если дивиденды выплачиваются в пользу российской организации…

Российская организация, которая выплачивает дивиденды другой российской организации, признается налоговым агентом по налогу на прибыль (п. 2 ст. 275 НК РФ). Налоговый агент должен при выплате дивидендов удержать сумму налога и перечислить ее в бюджет в течение 10 дней со дня выплаты.

Общая сумма налога на прибыль определяется так:

Нпр = (Добщ – Дп – Ди ) х Сн,

где Добщ — сумма дивидендов, подлежащих распределению между акционерами (участниками) в текущем налоговом периоде;

Дп — сумма дивидендов, полученных самим налоговым агентом, если они ранее не учитывались при расчете налога на прибыль;

Ди — сумма дивидендов, выплачиваемых иностранной организации или физическому лицу, которое не является резидентом России;

Сн — ставка налога, установленная в подпункте 1 пункта 3 статьи 284 Кодекса.

Налоговый агент должен удержать налог на прибыль только при выплате дивидендов организациям — плательщикам налога на прибыль. Если дивиденды выплачиваются организациям, применяющим УСН или уплачивающим ЕСХН, удерживать налог не надо. То же самое относится к субъектам, не являющимся юридическими лицами, например паевым инвестиционным фондам или простым товариществам.

Кроме того, налоговый агент обязан удержать сумму налога с дивидендов, выплачиваемых организациям, являющимся только плательщиками ЕНВД либо применяющим ЕНВД одновременно с общей системой налогообложения. Это объясняется тем, что ЕНВД уплачивается по определенным видам деятельности, а среди них нет деятельности по участию в капитале других организаций.

Ситуация с организациями, применяющими одновременно ЕНВД и УСН, иная. Налоговый агент при выплате дивидендов таким организациям не удерживает сумму налога. Это связано с тем, что организации, применяющие УСН, сами облагают доходы в виде дивидендов единым налогом.

Уставный фонд ЗАО «Темп» состоит из 1000 акций. Из них 500 акций принадлежат российской организации, применяющей общую систему налогообложения; 300 акций — иностранной организации; 100 акций — физическому лицу — резиденту Российской Федерации; 40 акций — организации, уплачивающей только ЕНВД; 30 акций — паевому инвестиционному фонду; 30 акций — организации, применяющей одновременно УСН и ЕНВД.

Общее собрание акционеров постановило выплатить дивиденды в размере 100 руб. на 1 акцию. Кроме того, ЗАО «Темп» получило от ООО «Спорттренажер» дивиденды от долевого участия в другой российской организации в размере 25 000 руб.

Общая сумма дивидендов, которые ЗАО «Темп» должно распределить среди акционеров, равна 100 000 руб. (100 руб. х 1000 акций). Сумма дивидендов, которая причитается каждому из акционеров, составляет:

  • российской организации, применяющей общую систему налогообложения, — 50 000 руб. (100 руб. х 500 акций);
  • иностранной организации — 30 000 руб. (100 руб. х 300 акций);
  • физическому лицу — 10 000 руб. (100 руб. х 100 акций);
  • организации, уплачивающей только ЕНВД, — 4000 руб. (100 руб. х 40 акций);
  • паевому инвестиционному фонду и организации, применяющей одновременно УСН и ЕНВД, — по 3000 руб. (100 руб. х 30 акций).

Сумма дивидендов, подлежащих налогообложению по ставке, предусмотренной подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ:

100 000 руб. – 25 000 руб. – 30 000 руб. = 45 000 руб.

Сумма облагаемого дохода на 1 акцию:

45 000 руб. : (1000 акций – 300 акций) = 64,29 руб.

Налог на прибыль нужно удержать при выплате дивидендов российской организации, применяющей общую систему налогообложения (500 акций), и организации, уплачивающей только ЕНВД (40 акций). С дивидендов, причитающихся физическому лицу, удерживается НДФЛ (100 акций).

С дивидендов, причитающихся паевому инвестиционному фонду и организации, применяющей одновременно УСН и ЕНВД, налог не удерживается. Ведь ни тот ни другая не являются плательщиками налога на прибыль.

Общая сумма облагаемого дохода, с которого налоговый агент должен удержать налог на прибыль, составляет:

64,29 руб. х (500 акций + 40 акций) = 34 716,6 руб.

Сумма облагаемого дохода российской организации, применяющей общую систему налогообложения, — 32 145 руб. (64,29 руб. х 500 акций).

Облагаемый доход организации, уплачивающей только ЕНВД, — 2571,6 руб. (64,29 руб. х 40 акций).

Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 29.07.2004 № 95-ФЗ с 1 января 2005 года ставка налога на прибыль, предусмотренная подпунктом 1 пункта 1 статьи 284 НК РФ, увеличилась с 6 до 9%. В связи с этим возникает вопрос: какую ставку налога на прибыль применять, если по решению о распределении дивидендов часть из них выплачена в 2004 году, а остальная часть — в 2005-м? В этом случае доходы в виде дивидендов, выплаченные в 2004 году, облагаются по ставке 6%, а выплаченные в 2005 году — по ставке 9%. И вот почему.

Дивиденды в целях налогообложения прибыли у получателя относятся к внереализационным доходам. Эти доходы признаются на дату поступления денежных средств на расчетный счет (подп. 2 п. 4 ст. 271 и п. 2 ст. 273 НК РФ). У налогового агента возникает обязанность по удержанию налога в момент выплаты дохода налогоплательщикам. На это указывает подпункт 1 пункта 3 статьи 24 НК РФ.

Воспользуемся условиями примера 1. Допустим, что ЗАО «Темп» выплатило российской организации, применяющей общую систему налогообложения, часть дивидендов в размере 20 000 руб. в 2004 году. Остальные дивиденды были выплачены в 2005 году. Выплата дивидендов организации, уплачивающей только ЕНВД, состоялась также в 2005 году.

Та часть дивидендов, которая выплачена в 2004 году, облагается налогом на прибыль по ставке 6%.

Сумма дохода российской организации, применяющей общую систему налогообложения, облагаемого налогом на прибыль по ставке 6%, равна 12 858 руб. (20 000 руб. : 100 руб. х 64,29 руб.). Значит, сумма налога, которую должен был удержать налоговый агент из суммы дивидендов, выплаченных этой организации в 2004 году, составила 771,48 руб. (12 858 руб. х 6%).

Из остальной части доходов, выплаченных в 2005 году, налоговый агент должен удержать налог на прибыль в сумме 1735,83 руб. [(32 145 руб. – 12 858 руб.) х 9%].

С суммы дивидендов, выплаченных организации, применяющей только ЕНВД, налог удерживается по ставке 9%, так как выплата состоялась в 2005 году. Сумма налога определяется так:

2571,6 руб. х 9% = 231,44 руб.

Следовательно, общая сумма налога на прибыль, которую должен удержать налоговый агент при выплате дивидендов российским организациям, составляет 2738,75 руб. (771,48 руб. + 1735,83 руб. + 231,44 руб.).

Если дивиденды выплачиваются в пользу иностранной организации…

При перечислении дивидендов иностранной организации российская организация — источник выплаты доходов должна удержать сумму налога на прибыль в течение 10 дней с момента выплаты (п. 3 ст. 275 НК РФ). Она рассчитывается как произведение суммы дивидендов и ставки 15%. Однако существуют и исключения из этого правила.

Международным договором России могут быть установлены иные правила и нормы, касающиеся налогообложения и сборов, чем предусмотренные Кодексом. В таком случае согласно статье 7 НК РФ в целях налогообложения применяются те из них, которые предусмотрены международными договорами РФ.

Во всех соглашениях об избежании двойного налогообложения есть статья, которая регулирует налогообложение дивидендов, выплачиваемых компанией — резидентом одного государства в пользу резидента другого государства. Следовательно, если российская организация выплачивает дивиденды компании — резиденту государства, с которым у России заключено соглашение об избежании двойного налогообложения 1 , то применяется либо освобождение от налогообложения на территории России, либо ставка налога на прибыль, которая указана в этом соглашении. Согласно пункту 1 статьи 312 иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему дивиденды, подтверждение о постоянном местонахождении в государстве, с которым Россия заключила договор об избежании двойного налогообложения. Это подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. Если оно составлено на иностранном языке, то налоговому агенту также передается перевод на русский язык.

Воспользуемся условиями примера 1. Допустим, иностранная организация, которой выплачиваются дивиденды, — резидент Финляндии. Она представила ЗАО «Темп» подтверждение своего постоянного места нахождения, а 300 акций общества купила за 120 000 долл. США.

Поскольку 4 мая 1996 года подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы, при выплате дивидендов применяются положения этого соглашения, а не нормы Налогового кодекса.

В этом соглашении определено, что налог, который может удержать российская организация при выплате дивидендов иностранной организации, не может превышать 5% (подп. «а» п. 1 ст. 10). При этом должны выполняться следующие условия. Во-первых, финская компания должна прямо владеть не менее 30% уставного фонда общества. А во-вторых, инвестиции финской компании в уставный капитал российской организации должны превышать 100 000 долл. США.

В нашем примере оба эти условия выполняются. Следовательно, сумма налога на прибыль, которую российская организация должна удержать при выплате дивидендов в пользу акционера из Финляндии, составляет 1500 руб. (30 000 руб. х 5%).

При невыполнении одного из приведенных выше условий в соответствии с подпунктом «b» пункта 1 статьи 10 этого соглашения ставка налога составляла бы 12%. Если бы финская компания не представила подтверждение своего постоянного места нахождения, то ЗАО «Темп» должно было бы удержать налог на прибыль, рассчитанный исходя из ставки 15%.

Российская организация по доходам в виде дивидендов, выплаченным иностранной организации, должна заполнить Налоговый расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов. Этот расчет утвержден приказом МНС России от 14.04.2004 № САЭ-3-23/[email protected] 2 . Инструкция по его заполнению утверждена приказом МНС России от 03.06.2002 № БГ-3-23/275.

Если российская организация получает дивиденды от иностранной компании…

В этой ситуации, как и в предыдущей, порядок налогообложения доходов в виде дивидендов зависит от того, заключено ли между Россией и государством, в котором находится источник выплаты, соглашение об избежании двойного налогообложения. Если такого соглашения нет, то российская организация — получатель дивидендов должна уплатить налог на прибыль по ставке 15% со всей суммы дохода. Такой порядок установлен пунктом 1 статьи 275 НК РФ.

Если же между Россией и страной, резидентом которой является источник выплаты, такое соглашение заключено, российский получатель дивидендов вправе уменьшить сумму налога, исчисленную по ставке 15%, на сумму налога, которая уплачена по месту нахождения источника выплаты. Для этого российский получатель дивидендов должен представить в налоговый орган документ от налогового агента, подтверждающий уплату налога за пределами территории России. Форма такого документа ни в Налоговом кодексе, ни в других нормативных документах не предусмотрена. Следовательно, это может быть справка, составленная либо по форме, предусмотренной в государстве источника выплаты, либо в произвольной форме.

Российская организация, получившая доходы в виде дивидендов от иностранной организации, должна заполнить раздел Б листа 04 декларации по налогу на прибыль.

Налог на прибыль 2004: настоящее и будущее

С 1 января 2004 года в 25 Главу Налогового кодекса внесено ряд изменений. Эти изменения касаются не многих.

Так при расчете налога на прибыль не учитывается имущество, поступившее виде средств целевого финансирования. В 2003году к средствам целевого финансирования относились, в частности, средства бюджетов, гранты, определенные виды инвестиций и прочее. В новом 2004 году к ним добавились и средства, поступивших на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», в форме некоммерческих организаций.

Кроме того, при налогообложении прибыли теперь не учитываются доходы в виде сумм, полученных операторами универсального обслуживания, из резерва универсального обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи.

С момента разработки 25 Главы Налогового кодекса расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, осуществленные в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, признавались для целей налогообложения прибыли в размере 05,процентов от доходов по перечню, утверждаемому Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике». В статью 262 внесены изменения, и ссылка на необходимость соответствия расходов перечню отменена.

Одновременно в Налоговый Кодекс добавлено, что расходы в виде сумм отчислений в Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд производственных инноваций, Российский фонд технологического развития, а также в иные отраслевые и межотраслевые фонды финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированные в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», сверх 0,5 процентов от доходов не включаются в расходы, учитываемые в целях налогообложения.

В соответствии с Федеральным Законом №166-ФЗ льгота по налогу в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты в соответствии с договорами об осуществлении инвестиционной деятельности, установленные законодательными органами субъектов РФ и представительными органами местного самоуправления по состоянию на 01 июля 2001 года действует до 01 января 2004года.

Тем самым срок предоставления льготы сокращен на 6 месяцев, ведь по Закону №110-ФЗ льгота действовала до 01 июля 2004 года.

Дополнительно обращаем Ваше внимание, что отмена льготы ухудшила положение налогоплательщиков, а в соответствии со статьей 57 Конституции, пункт 2 статьи 5 Налогового Кодекса запрещают ухудшать положение налогоплательщиков задним числом. Кроме того, закон был опубликован 16 декабря и вступить в силу мог только через месяц после опубликования и только со следующего налогового периода.

Вносятся изменения в статью 284 Налогового Кодекса. С 01 января 2004 года в федеральный бюджет зачисляется 5 процентов суммы налога, в бюджеты субъектов Российской Федерации 17 процентов, в местный бюджет отчисления остались на прежнем уровне – 2 процента. Законами субъектов Российской Федерации предусмотренная налоговая ставка может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13 процентов.

В связи с изменениями размеров ставок в бюджеты разных уровней у налогоплательщиков возникают вопросы по поводу начисления и уплаты авансовых платежей в первом квартале 2004 года, но налоговые органы учитывая, что аналогичная ситуация складывалась и в начале 2003года в своем письме от 26.12.2003 года № ВГ – 6-02/1372 подтвердило свою позицию и разъяснило, что авансовые платежи нужно считать исходя из расчетов за 9 месяцев. В письме сообщается, что налоговые органы самостоятельно, на основании данных деклараций по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2003 года, производят начисление сумм ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате налогоплательщиками в I квартале 2004 года, в карточках лицевых счетов налогоплательщиков в порядке, аналогичном установленному письмом МНС России от 18.12.2002 № БГ-6-02/[email protected] Сумма ежемесячных авансовых платежей налога на прибыль в I квартале 2004 года не зависит от ставок налога на прибыль, устанавливаемых с 1 января 2004 года в соответствии с пунктом 34 статьи 1 Федерального закона от 07.07.2003 № 117-ФЗ. Напоминаем, что в письме МНС России от 18.12.2002 № БГ-6-02/[email protected] сообщалось, что в соответствии со статьей 286 главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода. При этом сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвертом квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия. Сумма ежемесячных авансовых платежей налога на прибыль на IV квартал 2002 года отражена налогоплательщиками по строкам 450 — 540 листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2002 года. Учитывая, что главой 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса не предусмотрено представление налогоплательщиками каких-либо документов о сумме ежемесячных авансовых платежей налога на прибыль, подлежащих уплате в I квартале 2003 года, налоговые органы самостоятельно, на основании налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2002 года, производят начисление указанных сумм в карточках лицевых счетов налогоплательщиков.

Министерство по налогам и сборам представило в Думу проект, согласно которому с 2005 года предлагается распределять отчисления по налогу на прибыль в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов Российской Федерации. Теперь дело за законодателями.

Новый год налогоплательщики начали с новой Декларацией по налогу на прибыль.

В ней уже учтена возможность распределения налога по бюджетам двух уровней. Но ссылка, которая имеется в форме в 2004 году, не подлежит исполнению. Изменения в Декларацию по налогу на прибыль внесены Приказом МНС от 11 ноября 2003года №БГ -3-02/614. Инструкция по ее заполнению изменена в соответствии в Приказом МНС от 29 декабря 2003года № БГ -3-02/723 .

На титульном листе появилась ячейка, в которой бухгалтер должен указывать код вида документа. Если это обычная декларация, то проставляется 1, если уточненная -3.Причем через дробь нужно проставлять номер уточнения. После титульного листа следует новый раздел I, куда нужно записывать сумму налога, которую нужно перечислить в бюджет.

Раздел I . Он состоит из четырех подразделов. В первом указывают сумму налога с разбивкой по бюджетам и срок уплаты. Во втором подразделе записываются суммы ежемесячных авансовых платежей. Оставшиеся два подраздела предназначены для организаций, получающих доходы в виде дивидендов, процентов и долевого участия в уставном капитале других предприятий.

Расчет налога по-прежнему на листе 02. К листу 02 отменили приложение 3. В приложении 1 появились расшифровывающие строки для организаций, реализующих продукцию в рамках соглашения о разделе продукции. Второе приложение упрощено. В новой декларации оставлены только три расшифровки: начисленные, согласно НК РФ, налоги и сборы, затраты на аренду госимущества и часть убытка от продажи амортизируемых объектов. В этом же приложении теперь надо указывать и расходы, учтенные в бухгалтерском учете, но на которые в силу статьи 270 НК РФ нельзя уменьшить налогооблагаемую прибыль. Раньше эти расходы отражались в отмененном приложении 3. Еще один показатель из приложения 3 перешел в приложение 2. Это сумма амортизации, начисленная за отчетный либо налоговый период всего и в том числе по материальным активам. Приложения 6 и 7 тоже упростили, теперь не надо показывать отдельно курсовые разницы, штрафы за нарушение договорных обязательств и прочие внереализационные доходы и расходы.

Организации, у которых есть обособленные подразделения, заполняют приложения 5 и 5а к листу 02.

В инструкции не приведены разъяснения, как рассчитывать долю налога на прибыль, в случае, если обособленное подразделение ликвидируется, но по нашим сведениям налоговые органы готовили в инструкцию дополнения, в которых предлагалось распределение налоговой базы не по всей прибыли за отчетный период, а только начиная с отчетного периода, в котором это подразделение создано. А если подразделение ликвидируется, то только за те отчетные периоды, когда это подразделение действовало.

Организациям, которые с 2003 года применяют упрощенную систему налогообложения или переведены на уплату единого налога на вмененный доход, в случае наличия у них задолженности по базе переходного периода, необходимо предоставлять в налоговую инспекцию титульный лист, подраздел 1.1 раздела 1 и лист 02. В этом листе указывают сумму налога на прибыль, которая подлежит перечислению в бюджет.

При перерасчете налоговых обязательств в периоде совершения ошибки (искажения) указанная Декларация представляется в налоговый орган на бланке установленной формы, действующей в отчетном (налоговом) периоде, за который производится перерасчет налоговых обязательств.

В письме МНС РФ от 25.12.2003 N ВГ-6-02/[email protected] Министерство РФ по налогам и сборам напомнило налогоплательщикам, что по итогам работы за 2003 год декларация по налогу на прибыль организаций представляется налогоплательщиками в налоговые органы по ранее применяемой форме, утвержденной Приказом МНС РФ от 7 декабря 2001 года. Что же ждет нас в 2005 году? По нашим источникам Министерство по налогам и сборам готовит законопроекты (отдельные из них уже находятся в Государственной думе), которые направлены на сближение бухгалтерского и налогового учета. Разрабатываются методики определения налоговой базы и проверки налогов на основе бухгалтерского учета. Предлагается расширить прямые расходы и добавить к прямым затратам на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг накопительную часть пенсионных взносов, начисленных на указанные суммы расходов на оплату труда. Формировать стоимость готовой продукции будут сами предприятия по методике, утвержденной приказом об учетной политике. Для торговых организаций будет возможным самостоятельно определять покупную стоимость товаров, опять же в соответствии с методикой, утвержденной в учетной политике.

Эти нововведения могут привести к увеличению налогооблагаемой базы, но целью налоговиков является сближение прямых затрат определяемых в налоговом учете и производственных затрат в бухгалтерском учете.

Министерство по налогам и сборам готовит изменения в ряд статей 25 Главы Налогового Кодекса, касающихся реорганизации предприятий.

Достаточна распространена ситуация, когда арендатор производит за счет собственных средств капитальный ремонт арендованных основных средств, а затраты на ремонт засчитываются в счет арендных платежей. В бухгалтерском учете есть отдельная норма учета капитальных вложений в арендованные основные средства. Теперь и в 25 главу налоговые органы предлагают ввести порядок учета расходов на проведение капитального ремонта арендованных основных средств и порядок начисления амортизации.

Министерство по налогам и сборам отстаивает свою позицию по порядку формирования доходов и стоимости полученного имущества, исходя из принципов соответствия затратам. Так стоимость имущества, вносимого в уставный капитал организаций, должна оценивается как стоимость этого имущества в налоговом учете у передающей стороны.

Министерства финансов РФ предложило из статьи 251 главы 25 Налогового Кодекса исключить подпункт 11. Напомним, что в этом пункте предусматривается не учитывать при определении налоговой базы доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно: от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) передающей организации; от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) получающей организации; от физического лица, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) этого физического лица. При этом подученное имущество не признается доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня его получения указанное имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам.

Если это предложение войдет в законную силу, то налогом на прибыль будут облагаться все средства, которые холдинг передает своим дочерним компаниям. Налоговые органы не стали возражать против этого изменения.

В свою очередь Министерство по налогам и сборам предложило абзац 2 подпункта 8 статьи 250 Налогового Кодекса дополнить словами «имущественные права» и определить порядок определения суммы доходов, при получении беспроцентных займов. При этом предлагается установить минимальный процент и, если в договоре о предоставлении займа определяется процент ниже установленной планки, то налоговые органы будут исчислять налог на прибыль с разницы между суммами процентов по установленной ставке и фактически уплаченных.

Дополнительно обращаем Ваше внимание, что в настоящее время уже есть решение Московского арбитражного суда от 13.11.2003 № а40-28843/03-90-340 , в котором признано, что заем это не услуга и требования налоговиков начислять налог на прибыль с неуплаченных процентов является незаконным. Но МНС решение арбитражного суда не указ. Будем надеяться, что до момента введения в действие этого положения в Налоговый Кодекс появиться решение Пленума Высшего Арбитражного суда.

Хотя Министерство финансов РФ и Министерство по налогам и сборам проводят большую работу по сближению бухгалтерского и налогового учета, все равно останутся неразрешимые проблемы. Например, в бухгалтерском учете при приобретении основных средств суммовые разницы или расходы на оплату процентов за кредит включаются в фактические затраты на приобретение этих основных средств. В налоговом учете эти затраты учитываются отдельно или не совпадают по срокам принятия к учету.

Согласно Методическим указаниям по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина от 13.10.2003 года №91н оценка стоимости основных средств в иностранной валюте производится дважды, при учете на счете вложений во внеоборотные активы и при принятии основных средств к бухгалтерскому учету. В налоговом учете первоначальная стоимость формируется один раз и соответствует оценке на счете вложений во внеоборотные активы. Из этого следует, что не все различия в бухгалтерском и налоговом учете можно устранить.

Кроме подготовки изменений в 25 Главу Налогового Кодекса налоговые органы предлагают вернуться к порядку, при котором в случае, если у организаций имеется несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального округа, то и нет необходимости перераспределять налоговую базу по налогу на прибыль.

На сегодняшний день не решено еще много проблем, касающихся налогового учета. Но до конца года еще есть время, и, главное, желание Министерства финансов РФ и Министерства по налогам и сборам найти как можно больше точек соприкосновения двух учетов, бухгалтерского и налогового. А значит, в будущее надо смотреть с оптимизмом. Источник материала —

Похожие публикации:

  • Заявление о переустройстве нежилого помещения Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2005 г. N 266 "Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и […]
  • Приказ минздравсоцразвития россии от 1 октября 2008 г 541н Скачивать документы могут только зарегистрированные пользователи! Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь! Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.10.2008 N 541н МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ […]
  • Приказ 404 министерства здравоохранения рф Приказ Министерства здравоохранения и социального развития рФот 11 августа 2005 г. N 508"Об утверждении стандарта медицинской помощи больным гонартрозом" О стандартах медицинской помощи больным см. справку В соответствии с п.п. […]
  • Льготы для пенсионеров детей войны Меры социальной поддержки пожилых граждан (льготы пенсионерам) в 2019 году Меры социальной поддержки Меры социальной поддержки пожилых граждан (льготы пенсионерам) Граждане пожилого возраста (пенсионеры) - граждане, достигшие […]
  • Приказ рэк вологодской области от 28082012 Приказ Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 28 августа 2012 г. N 288 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению при отсутствии приборов учёта" Приказ Региональной […]
  • Гост общие требования к текстовым документам 1 Область применения Настоящий стандарт устанавливает правила нанесения надписей , технических требований и таблиц в графических документах на изделия всех отраслей промышленности . На основании настоящего стандарта допускается , […]