Тема по обществознанию собственность

Содержание:

План-конспект урока по обществознанию (8 класс) по теме:
8 класс. Обществознание. Урок на тему «Собственность»

  • Плак-конспект урока на тему «Собственность» , презентация к уроку содержит нагдядный материал (основные термины, схемы), а также практические задания по теме (ситуативные задачи).

Предварительный просмотр:

8 класс. Обществознание.

Урок №___ Собственность.

Имущественные отношения – это отношения между людьми, возникающие по поводу имущества и материальных благ.

Это отношения физических и юридических лиц между собой и друг с другом, в основе которых лежит право на собственность.

Имущественные отношения составляют основную, преобладающую часть гражданского права, регулирующего куплю-продажу, пользование, взятие в аренду, дарение, наследование и многое другое.

Собственность – это принадлежность материальных, духовных ценностей, денежных средств определенным лицам – собственникам.

— это совокупность правовых норм, которые закрепляют, регулируют и охраняют состояние принадлежности материальных благ конкретным людям – собственникам.

У каждого человека имеется собственность: квартира, дача, автомобиль или мобильный телефон.

Собственник владеет, пользуется, распоряжается своим имуществом по собственному усмотрению, а также имеет право совершать относительно своего имущества любые действия, которые не противоречат закону (продать, подарить, обменять и т.д.).

В российском гражданском праве традиционным является представление о праве собственности как о совокупности, «триаде» трех правомочий:

Субъекты и объекты собственности

Субъекты собственности – это отдельные лица, их ассоциации, трудовые коллективы, социальные группы, общество в целом, владеющие ресурсами или факторами производства.

Объекты собственности – то, чем владеет собственник и результаты производства – блага.

Субъекты права собственности

— коллективная

Каким образом человек становится собственником?

Право собственности возникает:

— в результате изготовления вещи своими силами из принадлежащих владельцу или бесхозных материалов;

— в результате использования имущества (плоды, продукция, доходы);

— в результате приобретения имущества по сделке (купля-продажа, обмен);

— в результате наследования или правопреемства, дарения;

— в законном порядке приобретение права собственности на имущество, не имеющее собственника: по праву первого нашедшего бесхозную вещь (находка, клад);

— по праву давности владения.

Способы приобретения собственности:

Право собственности рассматривается как составная часть системы прав человека, как то, что государство должно гарантировать человеку.

Конституция РФ ст. 35:

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется

Вы получили учебник в школьной библиотеке. В каких рамках вы осуществляете в отношении этого учебника право владения, распоряжения?

Проанализируйте эту ситуацию.

Проанализируйте ситуации, связанные с судебной защитой права собственности и имущественных интересов лиц, и определите применительно к каждой ситуации, какой вариант защиты права собственности и имущественных интересов граждан иллюстрируется этим примером.

С и т у а т и в н ы е з а д а ч и:

1. В связи с угоном автомобиля, которому в период незаконного владения (до возвращения собственнику) был нанесен существенный вред (помят корпус, сломаны тормоза), суд принял решение о сумме возмещения ущерба, которую должен получить законный владелец от виновного в понесенных имущественных потерях.

2. При разводе супругов Н. суд рассмотрел вопрос о разделе имущества, находящегося в общем владении.

3. Районное жилищное управление обратилось в суд с иском к гражданину П., требуя освободить самовольно занятую им квартиру. Суд удовлетворил иск, одновременно возложив на гражданина П. обязанность возместить судебные издержки истца.

Домашнее задание: § 13, вопросы (устно).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-практикум, включающий разнообразные виды работы:фронтальную, индивидуальную, самостоятельную, выборочную, творческую.Урок содержит дополнительный познавательный материал из истории развития пункт.

Материал урока систематизирует и обобщает знания о четырехугольниках, их свойствах, признаках, площадях.

Архив содержит сценарий урока, презентацию и самоанализ проведённого урока.

В конспекте урока и на слайдах презентации представлен материал для первого урока по теме «Оксиды».

В рамках акции проводимой в России создан конспект урока для 8 класс на тему Час кода — 2015 год.

Открытый урок в 8 классе по алгебре на тему «Квадратичная функция и ее график» .

Собственность. Понятие и формы собственности.

Понятие собственности.

Понятие собственности в экономической теории – это исторически сложившиеся отношения распределения и присвоения, которые заключаются в том, что субъект собственности (человек или группа лиц) обладает правами на распоряжение и использование объекта собственности (имущество). Одна из особенностей в понятии собственности в том, что субъектов должно быть, как минимум два. Потерпевшему кораблекрушение на необитаемом острове, например, не с кем вступать в отношения по поводу сорванного кокоса: хотя кокос принадлежит ему, на него больше нет претендентов, и понятие собственности теряет практический смысл. Другое дело, если потерпевших двое. Тогда один из них может поделиться кокосом, подарить его или спрятать, чтоб конкурент его не нашел.

Формы собственности.

С точки зрения права, форм собственности существует множество. Основные формы собственности в экономике зависят от субъекта собственности. Если речь идет о человеке или домохозяйстве, то это личная или частная собственность. Если же речь идет о группе лиц, то это может быть коллективная собственность, кооперативная, акционерная, общественная или государственная собственность. В Российской Федерации законодательством утверждены 16 видов собственности:

  1. Российская собственность.
  2. Государственная собственность.
  3. Федеральная собственность.
  4. Собственность субъектов Федерации.
  5. Муниципальная собственность.
  6. Собственность общественных объединений (организаций).
  7. Частная собственность.
  8. Смешанная российская собственность (без иностранного участия).
  9. Российская собственность в составе смешанной собственности (с иностранным участием).
  10. Иностранная собственность.
  11. Собственность международных организаций.
  12. Собственность иностранных государств.
  13. Собственность иностранных юридических лиц, граждан и лиц без гражданства.
  14. Смешанная иностранная собственность (без российского участия).
  15. Иностранная собственность в составе смешанной собственности (с российским участием).
  16. Смешанная собственность с совместным российским и иностранным участием.

Объектами собственности могут быть продукты труда, деньги, ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество и т.д. Все они могут быть классифицированы так:

  1. Материальные:
    • неживые (предметы, ресурсы, ископаемые);
    • живые (животные, в рабовладельческом строе – люди).
  1. Нематериальные (интеллектуальная собственность, а также водное, воздушное и космическое пространство).

Конституция и Гражданский кодекс Российской Федерации признают и гарантируют любые формы собственности и охраняют права на нее. Каждый человек имеет право владения собственностью, право распоряжения собственностью и право пользования собственностью – это, так называемая, «триада» Гражданского кодекса в России.

Конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме: «Собственность» с использованием ИКТ.

Столичный учебный центр
г. Москва

Выбранный для просмотра документ Конспект урока Собственность 8 класс.doc

Конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме: «Собственность» с использованием ИКТ.

Учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 12 г. Абакан

Архипкина Анастасия Валерьевна

Образовательные: раскрыть экономический и правовой смысл понятия «собственность», познакомиться с такими понятиями, как «имущественные отношения», «имущество», «аренда»; усвоить основные формы собственности;

— Развивающие: развивать все сферы личности: эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, практико-действенной, интеллектуальной, речи устной и письменной, развивать умение анализировать, проводить элементарные исследования, доказательства.

Воспитательные: воспитывать правовую эрудированность, продолжить воспитание бережного отношения к своему имуществу.

репродуктивный (объяснение учителя), продуктивный (поиск ответа на поставленное задание, групповая работа, работа со статьями Конституции РФ, Гражданским кодексом РФ).

Тип урока : изучение нового.

Формы работы: индивидуальная, работа в малых группах.

Оборудование: доска, мультимедиа с ПК, презентация, раздаточный материал на группы (статьи Гражданского кодекса, Конституции РФ см. Приложение 2), учебник: Обществознание. 9 класс: поурочные планы по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова / авт.-сост. С.Н. Степанько.– Волгоград: Учитель, 2005.

План изучения нового материала:

I . Имущественные отношения

III . Формы собственности

IV . Защита прав собственности.

II . Актуализация опорных знаний

Цель: подвести учащихся к понятию «Имущество», «имущественные отношения».

1. Чьим имуществом является мебель в кабинетах школы? Приборы в кабинете физики? (слайд 5)

2. Чьим имуществом являются письменные принадлежности? Если вы утверждаете: «Это моя ручка», может ли другой ученик сказать об этой ручке тоже самое?

3. Так что же такое имущество?

1. Школьным имуществом.

2. Ответы учеников.

3. Ответ детей: Имущество- совокупность вещей, которые находятся в собственности какого-либо лица.

III . Изучение нового материла.

3.1. Имущественные отношения

Давайте запишем определение (слайд 6): Имущественные отношения – это отношения между людьми возникающие по поводу имущества (Регулирует Гражданское право).

Мы пользуемся общественным транспортом: вступаете с владельцами городского транспорта в договорные отношения – платите – вас везут. В магазине вступаете в отношения купли-продажи.

Виды имущественных отношений: 1. Договорные отношения (плата за проезд, за товары, за услуги,

одалживание в долг)(слайд 7)

В основе отношений лежит право собственности. Первые упоминания о собственности как об одной из основных характеристик государства, появились еще в глубокой древности в Вавилоне, Китае и других странах.

Задание: прочитать и найти в учебнике на с. 102 основные точки зрения по поводу дефиниции «собственность».

Задания группам (слайд 10)

1-я группа — работа с отдельными статьями Конституции РФ и Гражданским кодексом. Найдите статьи, в которых речь идет о собственности. Определить правомочия собственника. Выполнить в виде схемы.

Смотрите так же:  Особенности трудовых отношений в социальной сфере

2-я группа – работа с учебником с. 103. Изучить основные правомочия собственника и привести примеры.

3я группа — работа с учебником с. 103. Сделать схему и рассказать, кто является субъектами права собственности.

4-я группа – работа с учебником с. 104-105. Сделать схему: «Формы собственности» (привести примеры).

5-я группа. Ответить на вопрос как человек становится собственником?

На слайде Вы видите слова. При помощи данных слов составьте известную всем пословицу! Слайд 16

записывают в тетрадь виды имущественных отношений

Записывают определение: собственность-принадлежность вещей и духовных ценностей определённым лицам.(слайд 9)

Задания группам (ответы)

Владение – фактическое обладание данным имуществом, закрепленное юридически.

Использование – возможность получать от вещи пользу (доход).

Распоряжение – возможность определять юридическую судьбу вещи (продавать, дарить, менять). Записывают все в тетрадь.

Делают вывод: все виды собственности равноправны.

Ответы: 1. сам создает вещь

2. получил по наследству

3. купил, нашел и т.д.

Выполняют. Пословица «На чужой каравай рот не разевай!»

IV . Защита прав собственности.

Мозговой штурм, работа в малых группах: Каким образом можно защитить собственность. На выполнение дается 2 минуты.

Итак, сегодня мы с вами узнали, что такое собственность, кто является собственником, основные формы собственность. Для закрепления предлагаю составить синквейн на слово «Собственность». Слайд 18. Выборочно учитель проверяет у учащихся.

Самостоятельно составляют и записывают в тетрадь.

Записывают домашнее задание: параграф 13. Проверь себя с. 106.

1-я группа — работа с отдельными статьями Конституции РФ и Гражданским кодексом. Найдите статьи, в которых речь идет о собственности. Определить правомочия собственника. Выполнить в виде схемы.

2-я группа – работа с учебником с. 103. Изучить основные правомочия собственника и привести примеры.

3я группа — работа с учебником с. 103. Сделать схему и рассказать, кто является субъектами права собственности.

4-я группа – работа с учебником с. 104-105. Сделать схему: «Формы собственности» (привести примеры).

5-я группа. Ответить на вопрос как человек становится собственником?

Ст. 35 1. Право частной собственности охраняется законом.
2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РФ

Статья 209. Содержание права собственности

1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
3. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

4. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.

Презентация по обществознанию на тему «Собственность» ( 8 класс)

Столичный учебный центр
г. Москва

Курс повышения квалификации

Начальная школа: Новые методы и технологии преподавания в соответствии с ФГОС

Курс повышения квалификации

Дошкольное образование: Методическое обеспечение в условиях реализации ФГОС

Описание презентации по отдельным слайдам:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа» СОБСТВЕННОСТЬ § 13 8 класс. Обществознание по учебнику под ред. Боголюбова Л.Н. Груберг Олеся Владимировна– учитель истории и обществознания

План урока: Имущественные отношения Понятие собственность. Право собственности Формы собственности Защита права собственности

Имущественные отношения – это отношения между людьми, возникающие по поводу имущества, в основе которых присутствует право на собственность. 1.Имущественные отношения Имущество – все, что находится в вашем владении, пользовании, то, чем вы можете распоряжаться. 1.Имущественные отношения

Договор купли-продажи Договор мены Договор дарения Договоры — аренда — прокат — наем жилых помещений Транспортный договор страхование хранение займа

Собственность – принадлежность материальных, духовных ценностей, денежных средств определённым лицам – собственникам; юридическое право на такую принадлежность, на владение, пользование и распоряжение объектом собственности 2. Собственность. Право собственности

Категории собственности ЭКОНОМИЧЕСКАЯ Отражает отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела, передела объектов собственности ЮРИДИЧЕСКАЯ закреплённое законом право субъектов собственности на владение , пользование и распоряжение имуществом

Право собственности – совокупность правовых норм, закрепляющих, регулирующих и охраняющих принадлежность материальных благ конкретным людям. Владение – фактическое обладание вещью, создающее для обладателя возможность непосредственного воздействия на вещь. Использование – извлечение из имущества полезных свойств. Распоряжение – возможность изменения его принадлежности, состояния, назначения. Субъектами права собственности являются физические (граждане РФ) и юридические лица (организации, предприятия, учреждения)

РАБОТА С ДОКУМЕНТАМИ: знакомимся с нормативно-правовыми документами Из Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) Статья 209. Содержание права собственности 1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. 2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Статья 212. ГК РФ «Субъекты права собственности» 1. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. 2. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. 3. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности граж­данина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Субъекты собственности Объекты собственности — Земля, орудия труда, здания, – средства производства Деньги жилье Драгоценности Духовные ценности Информационные ресурсы

(принадлежность (принадежность (совместная собственность средств производства средств производства членов трудового только отдельному и результатов коллектива) субъекту) всему обществу) 3.Формы собственности(виды) Ст.8 Конституции. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная ,государственная, муниципальная и иные формы собственности

ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ: Частная Общественная Коллективная Государственная, федеральная (природные ресурсы, художественные ценности государственная казна, имущество ВС и др) Муниципальная (собственность городских и сельских поселений, например школа, д/сад и др)

Защита прав собственника. Самостоятельная работа с материалом учебника стр.105-106 Д.З. § 13, стр. 106-107 вопросы, выскажите свое мнение по поводу высказывания мудрых стр. 107.

Номер материала: ДВ-475097

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Собственность, ее формы

Собственность – это отношение к средствам производства с целью получения дохода, право владеть, пользоваться и распоряжаться средствами производства. Экономические отношения – отношения собственности на средства производства.

Юридическая категория собственности – отношения присвоения по поводу собственности (закреплены в нормах права). Собственность как юридическая категория есть имущественное отношение. Это право субъекта собственности на имущество или отношение к вещам, т.е. к объектам собственности.

Корпоративная форма собственности, при которой владелец акций имеет право получения части дохода акционерного общества.
Индивидуальная (частная) собственность представлена главным образом в сельском хозяйстве, ремесле, торговле, сфере услуг.
Государственная собственность. В нее входят прежде всего некоторые крупные промышленные предприятия, банки, железные дороги, энергетика, связь, и т. д.
Кооперативная собственность – это самостоятельная организация, созданная группой людей, добровольно объединяющихся для совместного использования собственного иммунитета в хозяйственной деятельности.
Коллективная форма собственности, трудовой коллектив, будучи собственником, участвует в управлении производства, выбирает руководителя предприятия.

В РФ существуют следующие формы собственности: частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (совместная, коллективная, интеллектуальная, собственность общественных организаций (объединений), иностранных государств, юридических лиц и граждан). Различают 2 типа собственности: частная и общая.

Частная собственность предполагает присвоение факторов производства (ресурсов) и благ отдельным лицом и отчуждение от них другой части общества.

Общая собственность – это принадлежность тех или иных объектов собственности семье, общине, ассоциации, коллективу, народу, государству, обществу. Это совместное достояние. Все субъекты имеют реальное и равное право владеть, пользоваться и распоряжаться объектами собственности с учётом личных, коллективных и государственных интересов. Общая собственность может переходить в частную собственность и наоборот.

Смотрите так же:  Как правильно оформить договор купли продажи транспортного средства

Современную экономику называют смешанной, в ней можно обнаружить оба типа собственности.
Частная собственность – это собственность граждан на земельные участки, жильё, дома, садовые домики, гаражи, предметы домашнего хозяйства и личного потребления, денежные средства, ценные бумаги, предприятия в сфере производства товаров, бытового обслуживания и торговли, транспортные средства и иные имущества. Частными объектами собственник может распоряжаться по своему усмотрению (продавать, завещать, сдавать в аренду и т.д.).

Государственная собственность выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов (краёв, областей, республик) Федерации. Ею распоряжаются комитеты по управлению государственным имуществом на соответствующих условиях. Объектами федеральной собственности являются имущество органов власти и управления РФ (здания, сооружения, оборудования, культурные и исторические ценности страны, воздушный, наземный, речной транспорт, средства Госбюджета, пенсионные, страховые и другие фонды, связь, топливно-энергетические комплексы и т.д.), которые необходимы для осуществления задач на уровне страны.

Коллективная (кооперативная) собственность – общая собственность, создаваемая путём объединения имуществ частной, государственной, муниципальной собственности и собственности общественных организаций (объединений). Имущество одновременно принадлежит нескольким лицам с определением доли каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность).

Ошибка в тексте? Выдели её мышкой и нажми

Остались рефераты, курсовые, презентации? Поделись с нами — загрузи их здесь!

«Лучший урок обществознания» Тема урока «Собственность»

Аннотация: 8класс обществознание

На уроке рассматривается та часть экономической жизни общества, которая связана с отношениями собственности. Необходимость регулирования этих отношений породила систему правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения между людьми. Усвоение материала особенно значимо для изучения тем о рыночной экономике.

Ключевые слова: Имущественные отношения, собственность, формы собственности, субъекты и объекты права собственности, правомочия собственника.

Просмотр содержимого документа
««Лучший урок обществознания» Тема урока «Собственность»»

Палатова Ирина Николаевна

общеобразовательная средняя школа

номинация «Лучший урок обществознания» Тема урока «Собственность»

Аннотация: 8класс обществознание

На уроке рассматривается та часть экономической жизни общества, которая связана с отношениями собственности. Необходимость регулирования этих отношений породила систему правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения между людьми. Усвоение материала особенно значимо для изучения тем о рыночной экономике.

Ключевые слова: Имущественные отношения, собственность, формы собственности, субъекты и объекты права собственности, правомочия собственника.

Тема урока: Собственность.

Цели урока: способствовать формированию у учащихся представления о собственности. Способствовать самораскрытию и саморазвитию учащихся. (связь темы урока с социальным опытом учащихся, осознание актуальности темы).

Задачи: планируемые образовательные результаты Предметные Метапредметные Личностные — сформировать у учащихся представление о собственности и ее формах; — раскрыть роль собственности в обществе; овладение учащимися знаниями и навыками, обеспечивающих наиболее полное понимание информации; — повышение уровня правовой культуры учащихся; — получение учащимися навыков самоанализа своей деятельности.

УУД Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные

— находить информацию в различных источниках;

— владеть смысловым чтением, анализировать, делать выводы

— обобщать и систематизировать полученную информацию

— планировать и ставить цели деятельности;

— оценивать степень достижения результатов

— понимать позицию другого;

— излагать свое мнение, уметь его корректировать;

— умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении,

— аргументированно оценивать свое и чужое поведение;

— воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека.

Тип занятия: занятие по изучению нового учебного материала

Вид занятия: урок-исследование (сочетание теоретических и практических самостоятельных работ)

Технологии: педагогика сотрудничества (уважение личности ребенка, субъектный подход)

Формы обучения: индивидуальная и фронтальная.

Методы обучения: метод проблемного обучения, самостоятельная работа с текстом, мозговой штурм, эвристическая беседа, опрос, устная форма рефлексии.

Основные термины и понятия:

Имущественные отношения, собственность, формы собственности, субъекты и объекты права собственности, физические лица, юридические лица, правомочия собственника: владение, пользование, распоряжение.

Организационная структура урока

1 Организационный этап. Подготовка учащихся к работе на уроке. 2 Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Вхождение в тему урока. Работа с понятиями, беседа учителя, мозговой штурм, создание проблемной ситуации 3 Целеполагание. Постановка проблемы 4 Этап открытия нового знания. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. 5 Практическое изучение нового материала с использованием различных информационных источников. Первичное закрепление. 6 Этап проверки понимания учащимися нового материала. Обобщение полученных знаний с использованием материалов презентации, дискуссия по поставленному вопросу. Объяснение учителя, групповаяработа с текстом.

7 Этап закрепления нового материала. Проверка и коррекция полученных результатов. Закрепление у учащихся знаний и УУД, необходимых для самостоятельной работы по новому материалу. (выполнение заданий формата ОГЭ)

8 Этап инструктажа по выполнению домашнего задания Сообщение учащимся домашнего задания. Разъяснение методики его выполнения, требований к результатам.

9 Подведение итогов урока. Рефлексия (обсуждение высказывания Аристиппа, Диогена)

1.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.

Добрый день, рада вас видеть, присаживайтесь. Сегодня на уроке мы продолжим говорить об экономических явлениях. И рассмотрим один из ключевых экономических институтов. Возникновение у ребенка внутренней потребности включения в учебную деятельность. Актуализация опорных знаний ( загадки, пословицы ) О чем будет идти речь вы можете догадаться.

-Коль трудился круглый год, будет кругленьким…?(Доход)

-Чтобы дом купить я смог, взял кредит внеся . (Залог)

-Для всех мы в обилии рождаемся на свет. У одних нас много, а у других нас нет. (Деньги)

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О СОБСТВЕННОСТИ

-Всяк хочет взять, а никто не хочет дать.

-Своя шапка: как захочу, так и надену.

-Не бери чужого — не бойся никого.

-На чужой каравай глаз не порывай, а о своем заботься.

Итак, ребята, как вы думаете, какая сегодня тема урока?

Откройте, пожалуйста, тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока.

Сформулировать тему урока. Поставить цель урока.

Самый главный вопрос, связанный с обладанием собственностью поставил еще древнегреческий философ Аристипп. Его друг и извечный оппонент Диоген утверждал, что человек свободен лишь настолько, насколько он самодостаточен и независим от материальных благ. В стремлении достичь максимальной свободы этот мудрец раздал свое имущество и поселился в большой глиняной бочке — пифосе. Однако Аристипп не разделял всеобщего преклонения перед Диогеном.

Нужно не убегать от вещей, а учиться владеть ими, это дает свободу.

Выскажите ваше мнение по данному вопросу.

(Нужно правильно распоряжаться своим имуществом. Об этом )

Цель урока Сформировать представление о собственности как экономической и юридической категории .

Сегодня на уроке мы обсудим

Имущественные отношения. Разберемся в том, что такое собственность, каковы ее формы. Узнаем, каким образом мы можем защитить свое право собственности.

Работать мы будем с текстом учебника и документами.

По ходу урока вы заполните рабочие листы, составите кластер «Собственность». Подпишите, пожалуйста, рабочий лист. Высказывают свое понимание мысли Аристиппа и Диогена. Отвечают на вопрос учителя.

Открытие нового знания

Развивать умение учащихся работать с понятиями

из словарей, учебной литературы, совершенствовать навыки работы в группах, умение отвечать на поставленные вопросы

1 Имущественные отношения работа с текстом стр. 161 Подумайте:

1.Каждый ли человек владеет имуществом? 2. Каким имуществом вы владеете?

Обобщая ответы учащихся, делаем вывод Имущество –это совокупность вещей, принадлежащих данному субъекту

Владея каким либо имуществом, мы вступаем в имущественные отношения. Но они разнообразны, ведь мы пользуемся не только тем, что принадлежит лично нам.

транспорт — принадлежит субъекту, мы покупаем билет и нас везут, т.е. мы заключаем договор с владельцем транспорта и вступаем в договорные отношения – это вид имущественных отношений.

Совершая покупку в магазине, мы заключаем договор купли-продажи (чек) – это тоже имущественные отношения

Вопрос: Так, что же такое имущественные отношения?

Имущественные отношения –это отношения между людьми, в основе которых лежит право на собственность.

2 Собственность. работа с текстом стр. 162-163 Подумайте: Что такое собственность?

с точки зрения психологии– собственность — это проявление биологической природы человека: чувство собственности заложено в человеке от рождения.

Так ребенок, в возрасте 1,5-2х лет начинает осознавать себя самостоятельным человеком и у него появляется, по словам психологов, «естественное желание собственника».

Но мы будем говорить о собственности с точки зрения экономики и права.

Большинство современных ученых трактуют понятие собственность в 2-х аспектах: экономическом и юридическом.

Экономическая категория – принадлежность материальных, духовных ценностей, денежных средств определенным лицам – собственникам.

Юридическая категория – это право владения, пользования, распоряжения объектом собственности.

Работа с документом Конституция Российской Федерации (ст.35)

Собственность –это принадлежность материальных, духовных ценностей, денежных средств определенным лицам, а также право на их обладание.

Возьмите, пожалуйста, ваши рабочие листы, запишите определение собственности.

Какие исторические типы форм собственности вы знаете?

( Опережающее задание. Как проходила эволюция форм собственности нам расскажет …. )

Эволюция форм собственности.

Отношения собствен­ности прошли длительный путь развития, на котором происходила неоднократная смена форм собственности. Каждая исторически сложившаяся форма собственности соответствует уровню развития производительных сил и сложившейся системе экономических отношений.

Исторически первой была общинная собственность, а так как господствующей отраслью было сель­ское хозяйство, главенствующая роль принадле­жала земельной собственности.

Дальнейшее развитие производительных сил, специализация труда, рост производительности труда привели к производству большого количества излишек. Они присваивались отдельными людьми. Возникло имущественное неравенство. На смену общинной форме собственности пришла рабовладельческая.

Эта форма собственности основывалась на присвоении труда рабов, которые являлись объектами собственности рабовла­дельцев.

Феодальная земельная собственность преоблада­ла в средние века. Она базировалась на эксплуатации труда крепостных крестьян.

Развитие товарно-денежных отношений, первоначальное накопление капи­тала, внедрение машинного производства привели к разорению мелкотоварного произ­водства. Возникла частная капиталистическая собствен­ность периода так называемого чистого капитализма. Эта собственность основывалась на наемном труде работников и равенстве частных лиц как субъ­ектов собственности.

Таким образом, развитие форм собственности и их смена определяются развитием производства и производи­тельных сил. Вместе с изменением содержания производства меняется и его общественная форма — собственность.

Смотрите так же:  Регистрация ооо решение о создании 2019

Сейчас вы узнали, что эволюция форм собственности напрямую связана с развитием производства и производительных сил, что, в свою очередь лежит в основе любой экономической системы.

Выполняя домашнее задание, вы сравнивали различные виды экономических систем. Предлагаю выполнить задание на эту тему. Откройте, пожалуйста, учебник стр. 160, задание 3.

Нужно распределить перечисленные признаки по соответствующим графам, отвечаете по очереди, называя по одному признаку:

1 ряд — рыночная экономика 2 ряд — командная 3 ряд — традиционная

(1 минута выделить, потом проверка)

А ребята получают индивидуальное задание, работа по карточкам.

1 ряд Рыночная: эк. самостоятельность производителей, равные права для всех форм собственности,

Какие особенности рыночной экономики вы можете еще назвать?

факторы производства находятся преимущественно в частных руках.

2 ряд Командная: контроль за распределением благ со стороны государства,

преобладание государственной собственности, принятие государственных планов, обязательных для производителей;

поддержка государством стабильного уровня цен; централизованное перераспределение хозяйственных ресурсов.

3 ряд Традиционная: господство натурального хозяйства,

«простой труд» как основа хозяйства,

производство продукции преимущественно для собственного потребления,

использование производственных ресурсов на основе обычаев.

Дополнить могут ребята, которые работали по карточкам. Проверяем карточки. Встаньте, пожалуйста, зачитайте задание.

Вопрос: Из каких нормативно-правовых актов мы можем узнать о правах собственника?

Конституция РФ,ГК РФ (запишите)

Наряду с Конституцией РФ и ГК РФ, право собственности граждан и юридических лиц корреспондируется в ряде иных Федеральных законов. Так, например, в Земельном кодексе РФ закрепляется право собственности на землю граждан и юридических лиц.

Практическое изучение нового материала.

Полученную информацию применить на практике.

В Конституции и Гражданском Кодексе зафиксированы формы собственности. Откройте учебник на стр. 164. Работа с таблицей Назовите какие формы собственности есть в РФ.

Формы собственности -частная, государственная(федеральная и собственность субъектов федерации), муниципальная (органы местного самоуправления),собственность общественных организаций(собственность юридических лиц-здания), коллективная собственность(совместная собственность трудового коллектива ОАО),общественная собственность(принадлежит обществу СССР -социалистическая собственность)

Теперь давайте разберемся, что, согласно закону, мы можем делать со своей собственностью? т. е., рассмотрим собственность как юридическую категорию (стр. 162-163)

Юридическое содержание собственности (правомочия собственника) раскрывается через владение, пользование и распоряжение,

Право владения – фактическое обладание вещью

Право пользования извлечение из имущества полезных свойств

Право распоряжения – возможность изменения его принадлежности, состояния, включая полную или частичную передачу прав.

Продемонстрируйте на принадлежащей вам вещи свое право собственника

Я читаю задание, дети отвечают. Задание (владеть, распоряжаться, пользоваться, владеть, распоряжаться.)

Кто может быть собственником?

Субъекты права собственности

1.Граждане (физические лица) человек как носитель прав и обязанностей.

2.Юридические лица( которые выступают как носители прав и обязанностей(предприятия, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или управлении имущество)

3.Государство РФ(субъекты федерации)

4.Органы местного самоуправления.

Занесите эти данные в кластер

личные вещи принадлежат физическим лицам,

юр. Лицо Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа владеет имуществом на праве оперативного управления, а собственник муниципальное образование (т.е органы местного самоуправления),

работа с источником ГК РФ Что может быть объектом собственности?

Объекты права собственности:

Ст.128. Объекты гражданских прав

-вещи(наличные деньги и ценные бумаги), иное имущество(безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права), результаты работ и оказание услуг, охраняемые результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), нематериальные блага(принадлежащие человеку от рождения или в силу закона, как жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь, доброе имя)

Любое ли имущество может находиться в собственности граждан? (стр. 163)

— Объектом права собственности граждан и юридических лиц не могут быть некоторые виды вооружений, памятников истории и культуры, недра, континентальный шельф,

— а также отдельные виды имущества владение которыми ограничено в целях нравственности и здоровья.

Итак, мы узнали, что такое собственность, что включает в себя право собственности, рассмотрели субъекты и объекты собственности, но каким образом приобретается право собственности?

4.Защита права собственности.

Проблемное задание. Каким образом человек становится собственником?

Основания приобретения права собственности ст.218 ГК (уч. стр.165)

1.Изготовление (сам изготовил вещь)

2.Собственник продукции, доходов полученных в результате использования имущества

3. По наследству

4.В результате купли-продажи, обмена, дарения и др. сделок.

5.Приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника.

6.Выплатив пай как член потребительского кооператива.

Приведите примеры, иллюстрирующие возникновение права собственности.

А вот в такой ситуации у вас есть основания приобретения права собственника?

Задание про найденный телефон:

Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу.

Если вещь найдена в помещении или на транспорте, она подлежит сдаче лицу, представляющему владельца этого помещения или средства транспорта. В этом случае лицо, которому сдана находка, приобретает права и несет обязанности лица, нашедшего вещь.

2. Если лицо, имеющее право потребовать возврата найденной вещи, или место его пребывания неизвестны, нашедший вещь обязан заявить о находке в полицию или в орган местного самоуправления.

Этап проверки понимания учащимися нового материала.

Итак, предлагаю вернуться к вопросу, который у нас появился в самом начале уроке:

Как видим, основания приобретения права собственности могут быть различными.

Все они строго оговорены законом.

Но бывают случаи когда люди стремятся присвоить чужую собственность.

Вы видите, что большая часть преступлений совершается именно против собственности. Так каким образом можно защитить свое имущество?

Наше право собственности защищает закон. Какие именно нормативно-правовые акты стоят на стражи нашего права собственника

Право собственности защищает Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, а так же

Уголовный кодекс РФ

Обобщить полученные знания.

Но, ребята, согласитесь, что большую роль в защите права собственности играет государство. Прочитайте приведенное высказывание, раскрыть смысл данного высказывания: «Правительство не имеет никакой другой цели, кроме обеспечения прав собственности». Д.Локк

Статья 210. Бремя содержания имущества

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Защита права собственности. Работа с текстом на стр.165 Решение проблемного вопроса. Каким образом человек становится собственником? Самостоятельная работа и проверка задания.

Итак, результатом нашей работы является создание кластера, который отражает собственность как экономическую и юридическую категорию.

Этот кластер поможет вам при подготовке домашнего задания. Осмысливают полученную информацию

Закрепить знания, полученные на уроке, 1) Подготовить пересказ параграфа с опорой на план.

2) Сообщение «Преступления против собственности» (главой 21 УК РФ)

3. дифференцированное индивидуальное задание по заготовленным карточкам.(работа со слабоуспевающими учащимися) Приложение

Соотнесение цели урока и результата

Давайте вернемся к проблеме, обозначенной древнегреческим философом Аристиппом и Диогеном.«Нужно не убегать от вещей, а учиться владеть ими».

Что нового вы сегодня узнали о собственности и о своих правах на собственность?

Выставление оценок за урок. Выборочно собрать рабочие листы (у тех, кто не отвечал на уроке)

Выражение благодарности за плодотворное сотрудничество.

Анализируют свою деятельность по достижению цели.

Правительство страны Z провело реформы, в результате которых был осуществлен переход от командной экономики к рыночной. Сравните два типа экономических систем, упомянутых в условии задания. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) конкуренция товаропроизводителей

2) господство государственной собственности

3) решение проблемы ограниченности ресурсов

4) производство товаров и услуг

ЧЕРТЫ СХОДСТВА: ЧЕРТЫ ОТЛИЧИЯ:

Установите соответствие между признаками и типами экономических систем: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРИЗНАКИ А) государство определяет количество производимой продукции

Б) многообразие форм собственности

В) директивное распределение производственных ресурсов

Г) цены определяются соотношением спроса и предложения

Д) производитель свободен в принятии решений

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

2) командная (плановая)

Установите соответствие между признаками и типами экономических систем, к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

А) свободная конкуренция

Б) цены на товары определяют спрос и предложение

В) государство директивно руководит экономикой

Г) преобладает натуральное хозяйство

Д) решение основных вопросов экономики с помощью обычаев, хозяйственного опыта предков

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Если собственник – хозяин (разводим руки в сторону),

Эта мысль отличная (сгибаем руки в локтях к груди).

Собственность есть муниципальная (наклон с вытянутыми руками в одну сторону),

И бывает личная (наклон в другую сторону).

Если общество – хозяин (разводим руки по кругу),

Похожие публикации:

  • Заканчивается срок действия виндовс 8 Как активировать Windows 8.1 Когда встает вопрос, как активировать Windows, в первую очередь пользователи ищут бесплатные решения, которые помогут решить проблему с регистрацией. Давайте рассмотрим 2 способа активации Windows 8.1, […]
  • Когда появился приказ тайных дел Династия Романовых – XVII век Царь Михаил Федорович – (1613—1645) Царь Алексей Михайлович —(1645—1676) Царь Федор Алексеевич – (1676—1682) Царь Иван V Алексеевич – (1682—1696) Царевна Софья Алексеевна – (1682—1689) Царь и император […]
  • Отдел образования компенсация Нижневартовский район Официальный сайт администрацииХанты-Мансийский автономный округ - Югра Нижневартовск 12 Фев, 2019 г. -15 °C Управление образования и молодежной политики Любомирская Маргарита Васильевна Начальник […]
  • Если я не хочу платить алименты Перовский районный отдел судебных приставов Тел. 8 (499) 583-04-42, 8 (499) 583-04-35 Почтовый ящик: [email protected] Время приема: вт с 09.00 до 13.00, чт с 13.00 до 18.00 В Управлении Федеральной службы судебных приставов по […]
  • Ставки единый социальный налог 2019 Ставки ЕСВ (единого социального взноса) С 2016 года установлена общая ставка ЕСВ 22 % и ставка для работников-инвалидов (8,41%). Специальные ставки для предприятий и оpганизаций общеcтвенных организаций инвалидов - 5,5 %, а если […]
  • Стоянка грузового транспорта в жилой зоне штраф Какой будет штраф за нарушение правил парковки во дворах? Любой автовладелец желает поставить автомобиль как можно ближе к своему дому, подъезду, окну. При этом бывают нарушения правил парковки во дворах, права жильцов, соседей, а […]