Могилев аВ Информатика учеб Пособие для студ Пед Вузов

Информатика. Могилев А.В., Пак Н.И., Хённер Е.К.

Содержатся обширные сведения по теоретическим основам информатики, программному обеспечению, языкам и методам программирования, вычислительной технике, информационным системам, компьютерным сетям и телекоммуникациям, компьютерному моделированию и социальной информатике.

В третье издание (1-е изд. 1999 г., 2-е изд. 2001 г.) внесены существенные дополнения и изменения, отражающие эволюцию образовательной области «Информатика» и требования нового поколения Государственных образовательных стандартов.

Для студентов высших педагогических учебных заведений, обучающихся по специальности «Информатика». Может быть полезно студентам университетов и учителям информатики.

Формат: doc / zip

Скачать / Download файл

Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ 2
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ 5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ 5
ВВЕДЕНИЕ 5
§ 1. ИНФОРМАТИКА КАК НАУКА И КАК ВИД ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИКИ 5
1.2. ИНФОРМАТИКА КАК ЕДИНСТВО НАУКИ И ТЕХНОЛОГИИ 7
1.3. СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАТИКИ 8
1.4. МЕСТО ИНФОРМАТИКИ В СИСТЕМЕ НАУК 9
1.5. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИКИ 9
1.6. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИКИ 12
1.7. ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИКИ 14
Контрольные вопросы 15
§ 2. ИНФОРМАЦИЯ, ЕЕ ВИДЫ И СВОЙСТВА 15
2.1. РАЗЛИЧНЫЕ УРОВНИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИНФОРМАЦИИ 15
2.2. НЕПРЕРЫВНАЯ И ДИСКРЕТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ 16
2.3. ЕДИНИЦЫ КОЛИЧЕСТВА ИНФОРМАЦИИ: ВЕРОЯТНОСТНЫЙ И ОБЪЕМНЫЙ ПОДХОДЫ .18
2.4. ИНФОРМАЦИЯ: БОЛЕЕ ШИРОКИЙ ВЗГЛЯД 21
2.5. ИНФОРМАЦИЯ И ФИЗИЧЕСКИЙ МИР 22
§ 3. СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 23
3.1. ПОЗИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 23
3.2. ДВОИЧНАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ 25
3.3. ВОСЬМЕРИЧНАЯ И ШЕСТНАДЦАТИРИЧНАЯ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 26
§ 4. КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ. 28
4.1. АБСТРАКТНЫЙ АЛФАВИТ 28
4.2. КОДИРОВАНИЕ И ДЕКОДИРОВАНИЕ 29
4.3. ПОНЯТИЕ О ТЕОРЕМАХ ШЕННОНА 30
4.4. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СИСТЕМЫ БАЙТОВОГО КОДИРОВАНИЯ 32
§ 5. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ГРАФОВ 34
5.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 34
5.2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГРАФОВ 35
§ 6. АЛГОРИТМ И ЕГО СВОЙСТВА 36
6.1. РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ «АЛГОРИТМ» 36
6.2. ПОНЯТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЯ АЛГОРИТМА 36
6.3. ГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМОВ 37
6.4. СВОЙСТВА АЛГОРИТМОВ 39
6.5. ПОНЯТИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ЯЗЫКА 40
Контрольные вопросы 42
§7. ФОРМАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ «АЛГОРИТМ» 42
7.1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ 42
7.2. МАШИНА ПОСТА 43
73. МАШИНА ТЬЮРИНГА 47
7.4. НОРМАЛЬНЫЕ АЛГОРИТМЫ МАРКОВА 50
7.5. РЕКУРСИВНЫЕ ФУНКЦИИ 53
Контрольные вопросы и задания 55
§ 8. ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ АЛГОРИТМОВ И ПРОГРАММ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ 55
8.1. ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД 55
8.2. СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД 58
8.3. НОВЕЙШИЕ МЕТОДОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ ДЛЯ ЭВМ 63
Контрольные вопросы и задания 64
§ 9. СТРУКТУРЫ ДАННЫХ 64
9.1. ДАННЫЕ И ИХ ОБРАБОТКА 64
9.2. ПРОСТЫЕ (НЕСТРУКТУРИРОВАННЫЕ) ТИПЫ ДАННЫХ 65
9.3. СТРУКТУРИРОВАННЫЕ ТИПЫ ДАННЫХ 66
Контрольные вопросы и задания 72
§ 10. ПОНЯТИЕ ОБ ИНФОРМАЦИОННОМ МОДЕЛИРОВАНИИ 73
10.1. МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД РЕШЕНИЯ ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ 73
10.2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ 74
10.3. СВЯЗИ МЕЖДУ ОБЪЕКТАМИ 76
Контрольные вопросы и задания 78
§ 11. НЕКОТОРЫЕ КИБЕРНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИКИ 78
11.1. ПРЕДМЕТ КИБЕРНЕТИКИ 78
11.2. УПРАВЛЯЕМЫЕ СИСТЕМЫ 79
11.3. ФУНКЦИИ ЧЕЛОВЕКА И МАШИНЫ В СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ 81
Контрольные вопросы и задания 82
§ 12. ПОНЯТИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА 82
12.1. НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК В ОБЛАСТИ СИСТЕМ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА 82
12.2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗНАНИЙ В СИСТЕМАХ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА 84
12.3. МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССУЖДЕНИЙ 86
12.4. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ИНТЕРФЕЙС ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 89
12.5. СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ РЕШЕНИЯ ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ 90
Контрольные вопросы и задания 91
Дополнительная литература к главе 1 93
ГЛАВА 2 ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭВМ 95
ВВЕДЕНИЕ 95
§ 1. ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ 95
1.1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМ 95
1.2. ПОНЯТИЕ ФАЙЛОВОЙ СИСТЕМЫ 98
1.3. ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ДЛЯ КОМПЬЮТЕРОВ ТИПА IBM PC 101
1.4. ОБОЛОЧКИ ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМ 107
Контрольные вопросы и задания 117
§ 2. ПОНЯТИЕ О СИСТЕМЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ 117
2.1. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И КОМПОНЕНТЫ 117
2.2. ТРАНСЛЯЦИЯ ПРОГРАММ И СОПУТСТВУЮЩИЕ ПРОЦЕССЫ 120
Контрольные вопросы 122
§3. ПРИКЛАДНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ 122
3.1. КЛАССИФИКАЦИЯ 122
3.2. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ 123
3.3. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ 124
3.4. ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ 125
3.5. ОРГАНИЗАЦИЯ «МЕНЮ» В ПРОГРАММНЫХ СИСТЕМАХ 125
Контрольные вопросы ч задания 128
§ 4. СИСТЕМЫ ОБРАБОТКИ ТЕКСТОВ 128
4.1. ЭЛЕМЕНТЫ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА 128
4.2. ТЕКСТОВЫЕ РЕДАКТОРЫ 129
4.3. ИЗДАТЕЛЬСКИЕ СИСТЕМЫ 131
§ 5. СИСТЕМЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ 138
5.1. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ НА ЭКРАНЕ 138
5.2. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ГРАФИКА 139
5.3. ГРАФИЧЕСКИЕ РЕДАКТОРЫ 144
5.4. ДЕЛОВАЯ ГРАФИКА 146
5.5. ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА 147
5.6. НАУЧНАЯ ГРАФИКА 149
Контрольные вопросы и упражнения 150
§ 6. БАЗЫ ДАННЫХ И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ 150
6.1. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 150
6.2. ВИДЫ СТРУКТУР ДАННЫХ 151
6.3. ВИДЫ БАЗ ДАННЫХ 152
6.4. СОСТАВ И ФУНКЦИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ 154
6.5. ПРИМЕРЫ СИСГЕ-М УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ 157
Контрольные вопросы и задания 163
§ 7. ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ 163
7.1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ТАБЛИЧНЫХ ПРОЦЕССОРОВ 163
7.2. ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ SUPERCALC 164
7.3. ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ EXCEL 172
§8. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА 173
8.1. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРОГРАММНЫХ СИСТЕМ 173
8.2. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПАКЕТ MS-WORKS 174
§ 9. ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ 178
Контрольные вопросы и задания 183
§ 10. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРИКЛАДНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ 183
10.1. НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММ 183
10.2. ПАКЕТ MATHCAD 183
10.3. СИСТЕМА АНАЛИТИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ REDUCE 187
§ 11. КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ 190
11.1. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕСТОВ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ …..190
11.2. ТИПЫ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕСТОВ 192
11.3. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ОБОЛОЧКИ 193
11.4. ПРИМЕР ТЕСТА ПО ШКОЛЬНОМУ КУРСУ ИНФОРМАТИКИ 194
§12. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ВИРУСЫ 197
12.1. ЧТО ТАКОЕ КОМПЬЮТЕРНЫЙ ВИРУС 197
12.2. РАЗНОВИДНОСТИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ВИРУСОВ 198
12.3. АНТИВИРУСНЫЕ СРЕДСТВА 199
Контрольные вопросы и задания 200
§ 13. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ 200
13.1. ВИДЫ И НАЗНАЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР 200
13.1. ОБЗОР КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР 202
Контрольные вопросы 203
ГЛАВА 3 ЯЗЫКИ И МЕТОДЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ 207
ВВЕДЕНИЕ 207
§ 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ 207
§2. ЯЗЫКИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ВЫСОКОГО УРОВНЯ 211
2.1. ПОНЯТИЕ О ЯЗЫКАХ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ВЫСОКОГО УРОВНЯ 211
2.2. МЕТАЯЗЫКИ ОПИСАНИЯ ЯЗЫКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ 212
23. ГРАММАТИКА ЯЗЫКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ 213
§3. ПАСКАЛЬ КАК ЯЗЫК СТРУКТУРНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ 216
3.1. ВВЕДЕНИЕ 216
Контрольные вопросы 220
3.2. ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ ЯЗЫКА 220
Контрольные вопросы 223
3.3. СТРУКТУРЫ ДАННЫХ 223
3.4. ПРОЦВДУРЫ И ФУНКЦИИ 234
3.5. РАБОТА С ФАЙЛАМИ 238
3.6. ДИНАМИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ 243
Контрольные вопросы 247
3.7. РАБОТА С ГРАФИКОЙ 247
Контрольные вопросы и задания 253
3.8. ТУРБО-ОБОЛОЧКИ. ВЕРСИИ ПАСКАЛЯ 253
Контрольные вопросы 256
3.9. РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ ТУРБО-ПАСКАЛЯ 256
§4. МЕТОДЫ II ИСКУССТВО ПРОГРАМ11РОВАНИЯ 260
4.1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММ 260
Контрольные вопросы и задания 265
4.2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ И АНАЛИЗА АЛГОРИТМОВ 265
Задания 270
4.3. МЕТОДЫ ПОСТРОЕНИЯ АЛГОРИТМОВ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА СТРУКТУРЫ ДАННЫХ .270
Контрольные задания 273
4.4. РЕКУРСИВНЫЕ АЛГОРИТМЫ 273
Контрольные задания 277
4.5. ВАЖНЕЙШИЕ НЕВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ АЛГОРИТМЫ (ПОИСК И СОРТИРОВКА) 277
Контрольные вопросы и задания 288
§ 5. БЕЙСИК КАК ЯЗЫК ОПЕРАЦИОНАЛЬНО-ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ 288
5.1. ВВЕДЕНИЕ В БЕЙСИК 289
Контрольные вопросы 290
5.2. БАЗОВЫЕ ОПЕРАТОРЫ 290
Контрольные вопросы ч задания 292
5.3. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ 292
Контрольные вопросы и задания 293
5.4. ГРАФИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ 293
Контрольные вопросы и задания 297
5.5. ОБРАБОТКА СИМВОЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ 297
Контрольные вопросы и задания 299
5.6. ПОДПРОГРАММЫ 299
Контрольные вопросы 300
5.7. РАБОТА С ФАЙЛАМИ 300
5.8. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИАЛОГА 302
Контрольные задания 303
5.9. ВЕРСИИ БЕЙСИКА 303
5.10. БЕЙСИК И ПАСКАЛЬ 304
§ 6. ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ СИ 304
6.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯЗЫКА И ПРИМЕР ПРОГРАММЫ НА СИ 304
6.2. ЭЛЕМЕНТЫ СИ: АЛФАВИТ, ИДЕНТИФИКАТОРЫ, ЛИТЕРАЛЫ, СЛУЖЕБНЫЕ СЛОВА 307
6.3. ТИПЫ ДАННЫХ И ОПЕРАЦИИ В ЯЗЫКЕ СИ. ВЫРАЖЕНИЯ 310
6.4. ОПЕРАТОРЫ. УПРАВЛЯЮЩИЕ КОНСТРУКЦИИ ЯЗЫКА 315
6.5. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ НА СИ. ПОНЯТИЕ О ФУНКЦИЯХ 324
6.6. КЛАССЫ ПАМЯТИ 328
6.7. ФУНКЦИИ ВВОД\-ВЫВОДА 332
6.8. ДИРЕКТИВЫ ПРЕПРОЦЕССОРА 336
6.9. СИ И ПАСКАЛЬ 338
§ 7. ОСНОВЫ ЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА ЯЗЫКЕ ПРОЛОГ 339
7.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 339
7.2. АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММ НА ПРОЛОГЕ 343
7.3. РЕКУРСИЯ 346
7.4. ПРЕДИКАТ ОТСЕЧЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИМ ВЫВОДОМ В ПРОГРАММАХ 348
7.5. ОБРАБОТКА СПИСКОВ 349
7.6. РЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ПРОЛОГЕ 352
Контрольные вопросы и задания 354
§ 8. ВВЕДЕНИЕ В ФУ НКЦПОНАЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА ЯЗЫКЕ ЛИСП 355
8.1. НАЗНАЧЕНИЕ 11 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯЗЫКА 355
8.2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОГРАММЫ НА ЛИСПЕ. СПИСКИ 356
8.3. ФУНКЦИИ 357
8.4. ФОРМЫ. УПРАВЛЯЮЩИЕ КОНСТРУКЦИИ В ЛИСП-ПРОГРАММЕ 359
8.5. РЕКУРСИЯ И ЦИКЛ В ПРОГРАММАХ НА ЛИСПЕ 361
8.6. ВВОД-ВЫВОД ДАННЫХ 362
8.7. ПРИМЕР ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА ЛИСПЕ 363
8.8. СВОЙСТВА СИМВОЛОВ 364
Контрольные вопросы и задания 364
§9. ВВЕДЕНИЕ В ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ 364
9.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 364
9.2. ОСНОВЫ ОБЪЕКТНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ТУРБО-ПАСКАЛЬ 365
9.3. ОБОЛОЧКА TURBO-VISION 369
9.4. СРЕДА ОБЪЕКТНОГО ВИЗУАЛЬНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ DELPHI 371
9.8. СИСТЕМА ОБЪЕКТНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ SMALLTALK 374
Контрольные вопросы и задания 383
Дополнительная литература к главе 3 384

ЧАСТЬ ВТОРАЯ 387
ГЛАВА 4 ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА 387
ВВЕДЕНИЕ 387
§ 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ 387
1.1. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ 387
1.2. НАЧАЛО СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИИ ЭЛЕКТРОННОЙ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ ..389
1.3. ПОКОЛЕНИЯ ЭВМ 391
1.4. ПЕРСОНАЛЬНЫЕ КОМПЬЮТЕРЫ 393
1.5. И НЕ ТОЛЬКО ПЕРСОНАЛЬНЫЕ КОМПЬЮТЕРЫ. 394
1.6. ЧТО ВПЕРЕДИ? 396
Контрольные вопросы 396
§2. АРХИТЕКТУРА ЭВМ 397
2.1. О ПОНЯТИИ «АРХИТЕКТУРА ЭВМ» 397
1.2. КЛАССИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА ЭВМ II ПРИНЦИПЫ ФОН НЕЙМАНА 398
2.3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕЙ СТРУКТУРЫ ЭВМ 400
2.4. ОСНОВНОЙ ЦИКЛ РАБОТЫ ЭВМ 402
2.5. СИСТЕМА КОМАНД ЭВМ И СПОСОБЫ ОБРАЩЕНИЯ К ДАННЫМ 403
Контрольные вопросы 405
§3. АРХИТЕКТУРА МИКРОПРОЦЕССОРОВ 406
3.1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МИКРОПРОЦЕССОРОВ 406
3.3. ВНУТРЕННЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МИКРОПРОЦЕССОРА 408
3.3. РАБОТА МИКРОПРОЦЕССОРА С ПАМЯТЬЮ. МЕТОДЫ АДРЕСАЦИИ 410
3.4. ФОРМАТЫ ДАННЫХ 412
3.5. ОБРАБОТКА ПРЕРЫВАНИЙ 413
3.6. РАБОТА МИКРОПРОЦЕССОРА С ВНЕШНИМИ УСТРОЙСТВАМИ 414
3.7. ПРИМЕР: СИСТЕМА КОМАНД ПРОЦЕССОРОВ СЕМЕЙСТВА PDP 416
Контрольные вопросы и задания 421
§4. УЧЕБНАЯ МОДЕЛЬ МИКРОКОМПЬЮТЕРА 421
4.1. СТРУКТУРА УЧЕБНОГО МИКРОКОМПЬЮТЕРА 422
4.2. СИСТЕМА КОМАНД 424
4.3. АДРЕСАЦИЯ ДАННЫХ 427
4.4. РАБОТА С ВНЕШНИМИ УСТРОЙСТВАМИ 429
4.5. ПРИМЕРЫ ПРОГРАММ 430
Контрольные вопросы и задания 434
§ 5. ВНЕШНИЕ УСТРОЙСТВА ЭВМ: ФИЗИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ 436
5.1. ВНЕШНИЕ ЗАПОМИНАЮЩИЕ УСТРОЙСТВА 436
5.2. УСТРОЙСТВА ВВОДА ИНФОРМАЦИИ 438
5.3. УСТРОЙСТВА ВЫВОДА ИНФОРМАЦИИ 439
Контрольные вопросы и задания 442
§ 6. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭВМ 442
6.1. ЛОГИКА ВЫСКАЗЫВАНИЙ. ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ 442
6.2. СХЕМНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ. ТИПОВЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ УЗЛЫ 444
63. ПРИМЕР ЭЛЕКТРОННОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЛОГИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА 449
Контрольные вопросы и задания 450
Дополнительная литература к главе 4 450
ГЛАВА 5 КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ 451
ВВЕДЕНИЕ 451
§ 1. ЛОКАЛЬНЫЕ СЕТИ 452
1.1. АППАРАТНЫЕ СРЕДСТВА 452
1.2. КОНФИГУРАЦИИ ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ 454
1.3. ЛОКАЛЬНЫЕ СЕТИ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ 458
Контрольные вопросы 459
§2. ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ 460
Контрольные вопросы ч задания 465
§3. ГЛОБАЛЬНЫЕ СЕТИ 465
3.1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ 465
3.2. АППАРАТНЫЕ СРЕДСТВА И ПРОТОКОЛЫ ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ 467
3.3. ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА 469
3.4. ON-LINE INTERNET 477
§ 4. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОПЕРАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ UNIX 488
§ 5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЕЙ В ОБРАЗОВАНИИ 492
5.1. ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ КАК СРЕДСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 492
5.2. ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ОБМЕН СООБЩЕНИЯМИ 494
5.3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 495
5.4. СОВМЕСТНОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ 496
ГЛАВА 6 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ 499
ВВЕДЕНИЕ 499
§ 1. БАНКИ ИНФОРМАЦИИ 500
1.1. БАНКИ ДАННЫХ 500
1.2. БАНКИ ДОКУМЕНТОВ 501
1.3. БАНК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 503
§ 2. БАЗЫ ДАННЫХ В СТРУКТУРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ 509
2.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 509
2.2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗ ДАННЫХ 511
2.3. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ЯЗЫКАХ УПРАВЛЕНИЯ РЕЛЯЦИОННЫМИ БАЗАМИ ДАННЫХ ТИПА dBASE 514
§ 3. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ 537
3.1. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 537
3.2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 540
3.3. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 547
3.4. СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 547
3.5. ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСГЕМЫ 548
Контрольные вопросы 550
§4. ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ 550
Контрольные вопросы и задания 555
§ 5. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИСТЕМЫ 555
5.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ 555
5.2. ТИПЫ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ 558
5.3. КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ 564
5.4. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ КОМПЬЮТЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ 571
ГЛАВА 7 КОМПЬЮТЕРНОЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ 574
ВВЕДЕНИЕ 574
§ 1. О РАЗНОВИДНОСТЯХ МОДЕЛИРОВАНИЯ 575
§2. ПОНЯТИЕ О КОМПЬЮТЕРНОМ МАТЕМАТИЧЕСКОМ МОДЕЛИРОВАНИИ 576
2.1. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И КОМПЬЮТЕРЫ 576
2.2. ЭТАПЫ И ЦЕЛИ КОМПЬЮТЕРНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ 577
2.3. КЛАССИФИКАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ 579
2.4. НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ 581
§3. МОДЕЛИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 590
3.1. ФИЗИКА И МОДЕЛИРОВАНИЕ 590
3.2. СВОБОДНОЕ ПАДЕНИЕ ТЕЛА С УЧЕТОМ СОПРОТИВЛЕНИЯ СРЕДЫ 591
3.3. ДВИЖЕНИЕ ТЕЛА, БРОШЕННОГО ПОД УГЛОМ К ГОРИЗОНТУ. 597
ЗАКОНЫ ПОДОБИЯ 597
3.4. ДВИЖЕНИЕ ТЕЛА С ПЕРЕМЕННОЙ МАССОЙ: ВЗЛЕТ РАКЕТЫ 604
3.5. ДВИЖЕНИЕ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ 606
3.6. ДВИЖЕНИЕ ЗАРЯЖЕННЫХ ЧАСТИЦ 609
3.7. КОЛЕБАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАЯТНИКА 611
3.8. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЯВЛЕНИЙ 619
И ПРОЦЕССОВ В ПРИБЛИЖЕНИИ СПЛОШНОЙ СРЕДЫ 619
3.9. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ТЕПЛОПРОВОДНОСТИ 626
Контрольные вопросы и задания 634
§ 4. КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ЭКОЛОГИИ 636
4.1. ЭКОЛОГИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЕ 637
4.2. МОДЕЛИ ВНУТРИВИДОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ 638
4.3. ЛОГИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МЕЖВИДОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ 643
4.4. ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ ПОПУЛЯЦИЙ ХИЩНИКА И ЖЕРТВЫ 645
4.5. ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИНАМИКИ ПОПУЛЯЦИЙ 647
Контрольные вопросы и задания 651
§5. ГЛОБАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 652
§ 6. МОДЕЛИРОВАНИЕ СЛУЧАЙНЫХ ПРОЦЕССОВ 656
6.1. ТЕХНИКА СТОХАСТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ 656
6.2. МОДЕЛИРОВАНИЕ СЛУЧАЙНЫХ ПРОЦЕССОВ В СИСТЕМАХ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 659
6.3. РАЗЛИЧНЫЕ ПРИМЕРЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ СЛУЧАЙНЫХ ПРОЦЕССОВ 665
Контрольные вопросы и задания 669
§7. КОМПЬЮТЕРНОЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ЭКОНОМИКЕ 671
7.1. ПОСТАНОВКА ЗУД4ЧИ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ 671
7.2. СИМПЛЕКС-МЕТОД 676
Контрольные вопросы и задания 679
Дополнительная литература к главе 7 681
Содержание 682

Смотрите так же:  Кто обеспечивает судебный иск

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Могилев аВ Информатика учеб Пособие для студ Пед Вузов

Вы также можете скачать книгу по ссылкам:
Зеркало книги на RapidShare
Зеркало: up.spbland.ru
Второе издание этого же учебного пособия (2001 год, 810 стр., 8 МБ) infanata. Отдельной новостью решил не выкладывать.

ISBN: 5-7695-1709-3
Издатель: Академия
Год издания: 2004
Страниц: 848
Качество: отличное

Содержатся обширные сведения по теоретическим основам информатики, программному обеспечению, языкам и методам программирования, вычислительной технике, информационным системам, компьютерным сетям и телекоммуникациям, компьютерному моделированию и социальной информатике.
В третье издание (1-е изд. 1999 г., 2-е изд. 2001 г.) внесены существенные дополнения и изменения, отражающие эволюцию образовательной области «Информатика» и требования нового поколения Государственных образовательных стандартов.
Для студентов высших педагогических учебных заведений, обучающихся по специальности «Информатика». Может быть полезно студентам университетов и учителям информатики.

От себя замечу что данный учебник является одним из наиболее систематизированных и теоретически проработанных. Рекомендую!

Практикум к данному учебнику

Практикум по информатике

Практикум по тематике, уровню сложности и методическим подходам соответветствует учебному…

В.И.Смирнов Курс высшей математики. В пяти томах. Тт.1,2.

Том 1Издательство: НаукаГод издания: 1974 ,издание 23-еСтраниц: 479Язык: русскийФормат:…

Счетная линейка.

Будет интересно узнать на чем считали ваши деды и отцы в XX веке, а если у…

Иллюстрированная Энциклопедия Космической Технологии

К.Гэтланд — КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКАИллюстрированная Энциклопедия Космической ТехнологииИздательство:М.

Лотоцкий К.В — Электрические машины

Лотоцкий К.В — Электрические машиныВ учебном пособии излагаются основные…

Книги одного из авторов квантовой механики о науке ,жизни , философии.

Э.ШредингерПрирода и греки(2001 , 81 стр , 1.09 Mb)Автор книги — один из создателей квантовой механики…

Знания этих 5 языков любви помогут вам наладить отношения в семье и даже спасти уже разрушающийся…

«Алхимик» совсем не похож на «Чайку Джонатана» или «Иллюзии» Ричарда Баха…

Одиннадцать минут

Мария разочаровалась в любви и сексе, и образ двух влюбленных, слившихся душой и телом в…

Подсознание может все

В уединении средь лесов канадской провинции Британская Колумбия автор 3 года размышлял…

Легкий способ бросить курить

Книга может помочь бросить вам курить. Здесь нет шокотерапии, у автора для вас исключительно…

Могилев А.В. Информатика

Информатика А.В.Могилев, Н.И.Пак, Е.К.Хённер

Около трех с половиной десятилетии минуло с тех пор, как в педвузах введено в качестве учебной дисциплины программирование для ЭВМ.

За все это время педвузовские кафедры программирования и вычислительной математики, как и образованные позднее на их основе кафедры информатики и вычислительной техники, не были избалованы своевременным появлением специальных учебных изданий. При колоссальной скорости изменений в самом предмете, всегда существенно превышавшей скорость центральных издательских механизмов, специально ориентированные на программы педвузов книги выходили не чаще, чем раз в десятилетие — едва ли не соразмерно скорости смены поколений ЭВМ. Если к этому добавить непреходящую особенность книг о компьютерах и программах к ним устаревать еще в типографии, то можно с грустью утверждать, что нормальных учебников по Computer Science для педвузов пока — увы! — так и не было. И можно ли считать утешением тот безрадостный факт, что уровень компьютерного обеспечения большинства педвузов обычно с трудом «дотягивал» до содержания полуотсталых учебных пособий?

В наши дни многое изменилось. Во-первых, на месте узкого учебного курса программирования в учебных планах педвузов давно уже обосновался куда более обширный и многоаспектный учебный предмет «Информатика». Да и положение с источниками, конечно, стало другим — полки книжных торговцев сегодня ломятся от изданий по информатике.

Однако преподавателю (а более всего студенту) специальная учебная книга, содержание и направленность которой отвечают заданному учебному плану и программе (или, как сейчас говорят, стандарту образования), все-таки очень нужна. Сделать такую книгу непросто: с одной стороны — пугающая широта и вечная необустроенность предмета информатики, а с другой — динамичность, неуспокоенность самих стандартов педобразования, равно как и школьных стандартов, которые тоже именно сейчас находятся в состоянии активного переосмысления. Эти взаимосвязанные предпосылки достаточно долгое время оставляли мало надежд на то, что найдутся отважные авторы (преисполненные профессионального долга, а вовсе не амбициозного желания прославиться), которые возьмутся за такую работу и сделают ее. Те, кто держит в руках эту книгу, могут убедиться, что за дело взялись наиболее авторитетные и хорошо известные в кругу педагоговинформатиков ученые. Мне же приятно осознавать, что с этими замечательными людьми и специалистами нас не один год связывало Учебно-методическое объединение педагогических учебных заведений России по информатизации образования, в котором и родилась инициатива написания этого учебного пособия.

М. П. Лапчик, Действительный член Академии информатизации образования, профессор

Эта книга — учебник информатики — прежде всего для тех, кто избрал областью профессиональной деятельности ее Преподавание. Такой выбор налагает двойную ответственность: знать все аспекты данного предмета на достаточно высоком уровне и уметь рассказать о нем, научить других.

Авторы надеются, что учебник будет полезен не только студентам педагогических вузов и «классических» университетов, избравших обучение информатике сферой своей будущей профессиональной деятельности, но и практикующим учителям информатики для самообразования и повышения квалификации.

Эта книга может быть полезна и многим другим, изучающим информатику. В первом приближении всех тех, кого информатика интересует, можно разбить на три категории. Представители первой, самой многочисленной, довольствуются несколькими широко распространенными информационными технологиями: обработки текстов и графической информации, работы в сетях и т.д., причем им не надо знать, как все это происходит. Таких можно назвать «принципиальными пользователями» (без малейших намерений обидеть, у большинства из них просто иная сфера профессиональных интересов). Для них наш учебник содержит слишком много теоретических сведений и недостаточно указаний о «кнопочной» стороне дела, за которой мы часто отсылаем читателей к специальной литературе. Вторая категория состоит из тех, кто интересуется не только реализацией информационных технологий, но и ответами на вопросы, «как это делается и почему именно так». Хочется верить, что на большую часть таких вопросов данный учебник дает ответ. Наконец, третья категория — будущие профессионалы, которые намереваются работать в одной из сфер информатики, — разработчики программного обеспечения (трансляторов, издательских систем, экспертных систем и т.п.), сетевики, администраторы крупных информационных систем и т.д. Для них по направлению избранной специализации, скорее всего, нужны более глубокие знания, а данное пособие может стать книгой для первого чтения и общим обзором, ибо трудно профессионально углубиться во все сферы информатики в равной мере.

Современная информатика очень велика по объему и очень динамична. Если изучаемые в вузах курсы математики, лингвистики, химии и большинства других наук практически не изменятся на протяжении многих лет будущей профессиональной деятельности сегодняшнего студента, то в информатике это полностью оформившееся ядро сравнительно невелико. Как же тогда быть с ее изучением?

Прежде всего, следует определиться, что такое информатика. В понимании некоторых людей это есть совокупность приемов и методов работы с компьютерами. На самом деле это не так: компьютеры являются лишь техническим средством, с помощью которого информатика реализует свой прикладной пользовательский аспект — правда, средством столь сложным и интересным, что оно способно поглотить массу внимания не только специалистов в области компьютерных технологий, но и непрофессионалов.

Информатика — комплекс научно-практических дисциплин, изучающих все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации. Более детальное обсуждение содержания информатики, отражение разных точек зрения, проводится ниже, в главе 1. Однако, из какого бы определения ни исходить, все согласны с тем, что у современной информатики есть два взаимодополняющих аспекта — научный и технологический. Первый является более устоявшимся, второй — весьма мобильным, хотя и в технологической части информатики есть вполне сформировавшееся ядро, которое мало подвержено изменениям.

Приведем примеры, опираясь на имеющийся у читателей опыт. Так, существует большое количество алгоритмических языков программирования, и допустим, что человеку, умеющему работать с Бейсиком или Паскалем, приходится браться за Си. Новая система обозначений, дополнительные возможности — на некоторое время это может полностью поглотить внимание, но постепенно приходит понимание: главное -навыки к алгоритмизации и структурированию данных, и если они есть, то кодирование алгоритмов на другом языке — дело не самое сложное. Или: исчерпаны возможности привычного текстового редактора (или он просто вышел из моды — тоже бывает), и нужно переходить на новый. Если человек понимает принципы работы программ такого рода, имеет устойчивые навыки работы с одной из них, то освоить другую, даже с большими воз-

можностями, обычно несложно. Подтверждается известная истина: образование — это то, что остается, когда детали знаний забываются.

Итак, главное при изучении информатики — освоить фундаментальные понятия каждой из

ее областей, ориентироваться в их взаимосвязи, приобрести навыки практической работы с важнейшими техническими и программными средствами. Добавим, что от того, кто хочет стать учителем, требуется в определенном смысле больше, чем, скажем, от инженера-разработчика ЭВМ или программиста — преподаватель должен знать практически все разделы информатики, владеть

ее техническими средствами на уровне высококвалифицированного пользователя и уметь передавать свои знания и навыки другим людям.

Есть еще один, чрезвычайно важный аспект подготовки будущего бакалавра или специалиста — научиться самостоятельно осваивать новые знания и навыки. Никакой учебник, и наш в том числе, не может содержать всех необходимых сведений — тем более что в вашу подготовку будут входить, кроме базовых дисциплин, спецкурсы, выполнение курсовых и выпускных работ. Для того чтобы вам в этом помочь, в учебнике приводятся справочные материалы, ссылки на книги, в которых обсуждаемые вопросы излагаются более детально. Если вы привыкнете пользоваться этим справочным аппаратом, дополнительной литературой, то никакие перемены в содержании курсов, которые вы сами будете в будущем преподавать, не страшны.

Смотрите так же:  Какие нужны документы при подачи на алименты без развода

Данный учебник охватывает основные разделы современной информатики. Чрезвычайно важна теоретическая база, закладываемая в главе 1, — это прочно устоявшееся ядро нашей науки, которому не грозят существенные перемены.

Глава 2 посвящена необъятному вопросу о программном обеспечении ЭВМ. Ее цель — ознакомление с основными классами базового и прикладного программного обеспечения, фундаментальными принципами, заложенными в их основу. Разумеется, в ходе изучения этих вопросов предполагается выработка практических навыков пользования типичными программами каждого класса.

Глава 3 специально названа не «языки программирования», а «языки и методы программирования». Будущий преподаватель не может себе позволить ограничиться глубоким изучением одного-двух языков, какими бы мощными и популярными они ни были; ему необходим широкий кругозор в этих вопросах. Различные методологии («парадигмы») программирования, описанные в этой главе, отражают различные стили, способы человеческого мышления.

Без отчетливого понимания основ функционирования вычислительной техники (глава 4) нельзя всерьез освоить многие другие разделы информатики.

Нижним уровнем этого понимания, который от вас требуется, является уровень архитектуры ЭВМ, но и он весьма глубок и предполагает проникновение в новую понятийную область. Понимание это невозможно без ознакомления с программированием на уровне команд микропроцессора. Необходимо также понимать принципы функционирования и уметь работать со многочисленными внешними устройствами ЭВМ.

Компьютерные сети и телекоммуникации — весьма популярный сегодня раздел прикладной информатики. Осознав возможность передачи текстовой, графической и иной информации на любые расстояния в кратчайшее время, получив экономическую возможность вовлечь в этот процесс миллионы людей, человечество буквально рванулось в мир компьютерных сетей. Этим вопросам посвящена глава 5.

В главе 6 рассказывается об информационных системах, без которых невозможно представить себе современную информатику. Базы и банки данных, информационно-поисковые системы и автоматизированные управляющие системы, равно как и многие другие виды информационных систем, обсуждаются в этой главе. Много внимания уделяется, в частности, информационным системам в образовании.

Могучей информационной технологией, которой полностью посвящена глава 7, является компьютерное моделирование — интегративная дисциплина, включающая выходы в самые различные науки. Моделирование является важным методом человеческого познания, в котором компьютеры выступают как мощное техническое средство.

Курс информатики, который охватывает данное учебное пособие, должен включать в себя большое число практических занятий и лабораторных работ. В ходе их выполнения вы приобретете навыки в пользовании ЭВМ, в работе со многими программными продуктами, в создании относительно несложных программ, освоитесь в современных информационных технологиях. Важную

роль при этом играют смежные дисциплины предметной подготовки — в первую очередь, математика, физика. В некоторых их разделах будут существенно углублены сведения, непосредственно примыкающие к информатике, — по математической логике и теории алгоритмов, по электронике и физическим основам функционирования ЭВМ и другим.

Последовательность изучения регулярного курса информатики может отличаться от той, в которой расположен материал в данной книге. Информатика не столь формализована как, например, математика, и многие разделы информатики при изучении можно менять местами. Поэтому, встретив в книге новое для вас понятие, которое не объяснено в данном месте, поищите разъяснение в другом разделе или в справочнике, толковом словаре, которые хорошо бы всегда иметь на столе.

При отборе материала для пособия основой послужили важнейшие нормативные документы — Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, определяющие требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавров образования по направлению «Естествознание», профилю «Информатика», и специалистов — учителей информатики (тем более, что авторы данного пособия участвовали в разработке предметного блока стандарта подготовки учителя информатики). Хотя указанные стандарты должны периодически пересматриваться, их основа наверняка сохранится.

Процитируем общие требования, предъявляемые Стандартами к знаниям и умениям бакалавра образования по профилю «Информатика» и специалиста -учителя информатики по дисциплинам предметной подготовки.

• иметь целостное представление об информатике как науке, ее месте в современном мире и

• владеть системой знаний о теоретических основах информатики;

• знать программное обеспечение ЭВМ;

• знать устройство ЭВМ, тенденцию развития архитектуры ЭВМ;

• обладать навыками программирования на нескольких проблемно- и машинноориентированных языках, отладки и тестирования программ;

• иметь навыки работы с ЭВМ нескольких типов, различными вспомогательными устройствами, с системными и прикладными программными средствами общего назначения;

• владеть методами работы в локальных сетях и системах телекоммуникаций;

• владеть методологией построения математических моделей и их компьютерных реализации, знать конкретные математические модели в различных областях.

Авторы учебного пособия — заведующие кафедрами информатики Воронежского, Красноярского и Пермского педагогических университетов, много лет отдавшие подготовке учителей информатики. В этой книге их коллективный опыт. В работе над пособием авторам оказывали помощь их коллеги. Особо следует отметить доцента Е.А.Еремина и А.П.Шестакова, которые приняли большое участие в написании глав 4 и 7, соответственно. Желаем успеха читателям!

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ

Нет столь великой вещи, которую не превзошла бы еще большая.

Практически в каждой науке есть фундамент, без которого ее прикладные аспекты лишены основ. Для математики такой фундамент составляют теория множеств, теория чисел, математическая логика и некоторые другие разделы; для физики — это основные законы классической и квантовой механики, статистической физики, релятивистской теории; для химии — периодический закон, его теоретические основы и т.д. Можно, конечно, научиться считать и пользоваться калькулятором, даже не подозревая о существовании указанных выше разделов математики, делать химические анализы без понимания существа химических законов, но при этом не следует думать, что знаешь математику или химию. Примерно то же с информатикой: можно изучить несколько программ и даже освоить некоторое ремесло, но это отнюдь не вся информатика, точнее, даже не самая главная и интересная ее часть.

Теоретические основы информатики — пока не вполне сложившийся, устоявшийся раздел науки. Он возникает на наших глазах, что делает его особенно интересным — нечасто мы наблюдаем и даже можем участвовать в рождении новой науки! Как и теоретические разделы других наук, теоретическая информатика формируется в значительной мере под влиянием потребностей обучения информатике.

Теоретическая информатика — наука математизированная. Она складывается из ряда разделов математики, которые прежде казались мало связанными друг с другом: теории автоматов и теории алгоритмов, математической логики, теории формальных языков и грамматик, реляционной алгебры, теории информации и др. Теоретическая информатика старается методами точного анализа ответить на основные вопросы, возникающие при работе с информацией, например вопрос о количестве информации, сосредоточенной в той или иной информационной системе, наиболее рациональной организации таких систем для хранения и поиска информации, а также о существовании и свойствах алгоритмов преобразования информации. Конструкторы устройств хранения данных проявляют чудеса изобретательности, увеличивая объем и плотность хранения данных на дисках, но в основе этой деятельности лежат теория информации и теория кодирования. Для решения прикладных задач существуют замечательные программы, но для того, чтобы грамотно поставить прикладную задачу, привести ее к виду, который подвластен компьютеру, надо знать основы информационного и математического моделирования и т.д. Только освоив эти разделы информатики, можно считать себя специалистом в этой науке. Другое дело — с какой глубиной осваивать; многие разделы теоретической информатики достаточно сложны и требуют основательной математической подготовки. В большинстве случаев они излагаются ниже, скорее, в ознакомительном порядке, с целью составить о них отчетливое представление.

§ 1. ИНФОРМАТИКА КАК НАУКА

И КАК ВИД ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИКИ

Информатика — молодая научная дисциплина, изучающая вопросы, связанные с поиском, сбором, хранением, преобразованием и использованием информации в самых различных сферах человеческой деятельности. Генетически информатика связана с вычислительной техникой, компьютерными системами и сетями, так как именно компьютеры позволяют порождать, хранить и автоматически перерабатывать информацию в таких количествах, что научный подход к информационным процессам становится одновременно необходимым и возможным.

До настоящего времени толкование термина «информатика» (в том смысле как он используется в современной научной и методической литературе) еще не является установившимся и общепринятым. Обратимся к истории вопроса, восходящей ко времени появления электронных вычислительных машин.

После второй мировой войны возникла и начала бурно развиваться кибернетика как наука об общих закономерностях в управлении и связи в различных системах: искусственных, биологических, социальных. Рождение кибернетики принято связывать с опубликованием в 1948 г. американским математиком Норбертом Винером, ставшей знаменитой, книги «Кибернетика или управление и связь в животном и машине». В этой работе были показаны пути создания общей теории управления и заложены основы методов рассмотрения проблем управления и связи для различных систем с единой точки зрения. Развиваясь одновременно с развитием электронно-вычислительных машин, кибернетика со временем превращалась в более общую науку о преобразовании информации. Под информацией в кибернетике понимается любая совокупность сигналов, воздействий или сведений, которые некоторой системой воспринимаются от окружающей среды (входная информация X), выдаются в окружающую среду (выходная информация У), а также хранятся в себе (внутренняя, внутрисистемная информация Z), рис. 1.1.

Развитие кибернетики в нашей стране встретило идеологические препятствия. Как писал академик А.И.Берг, «. в 1955-57 гг. и даже позже в нашей литературе были допущены грубые ошибки в оценке значения и возможностей кибернетики. Это нанесло серьезный ущерб развитию науки в нашей стране, привело к задержке в разработке многих теоретических положений и даже самих электронных машин». Достаточно сказать, что еще в философском словаре 1959 года издания кибернетика характеризовалась как «буржуазная лженаука». Причиной этому послужили, с одной стороны, недооценка новой бурно развивающейся науки отдельными учеными «классического» направления, с другой — неумеренное пустословие тех, кто вместо активной разработки конкретных проблем кибернетики в различных областях спекулировал на полуфантастических прогнозах о безграничных возможностях кибернетики, дискредитируя тем самым эту науку.

Рис. 1.1. Общая схема обмена информацией между системой и внешней средой

Дело к тому же осложнялось тем, что развитие отечественной кибернетики на лротяжении многих лет сопровождалось серьезными трудностями в реализации крупных государственных проектов, например, создания автоматизированных систем управления (АСУ). Однако за это время удалось накопить значительный опыт создания информационных систем и систем управления технико-экономическими объектами. Требовалось выделить из кибернетики здоровее научное и техническое ядро и консолидировать силы для развития нового движения к давно уже стоящим глобальным целям.

Подойдем сейчас к этому вопросу с терминологической точки зрения. Вскоре вслед за появлением термина «кибернетика» в мировой науке стало использоваться англоязычное «Computer Science», а чуть позже, на рубеже шестидесятых и семидесятых годов, французы ввели получивший сейчас широкое распространение термин «Informatique». В русском языке раннее употребление термина «информатика» связано с узко-конкретной областью изучения структуры и общих свойств научной информации, передаваемой посредством научной литературы. Эта информаци- онно-аналитическая деятельность, совершенно необходимая и сегодня в библиотечном деле, книгоиздании и т.д., уже давно не отражает современного понимания информатики. Как отмечал академик А.П.Ершов, в современных условиях термин информатика «вводится в русский язык в но-

вом и куда более широком значении — как название фундаментальной естественной науки, изучающей процессы передачи и обработки информации. При таком толковании информатика оказывается более непосредственно связанной с философскими и общенаучными категориями, проясняется и ее место в кругу «традиционных» академических научных дисциплин».

Попытку определить, что же такое современная информатика, сделал в 1978 г. Международный конгресс по информатике: «Понятие информатики охватывает области, связанные с разработкой, созданием, использованием и материально-техническим обслуживанием систем обработки информации, включая машины, оборудование, математическое обеспечение, организационные аспекты, а также комплекс промышленного, коммерческого, административного и социального воздействия».

1.2. ИНФОРМАТИКА КАК ЕДИНСТВО НАУКИ И ТЕХНОЛОГИИ

Информатика — отнюдь не только «чистая наука». У нее, безусловно, имеется научное ядро, но важная особенность информатики — широчайшие приложения, охватывающие почти все виды человеческой деятельности: производство, управление, науку, образование, проектные разработки, торговлю, финансовую сферу, медицину, криминалистику, охрану окружающей среды и др. И, может быть, главное из них — совершенствование социального управления на основе новых информационных технологий.

Смотрите так же:  Как получить выписку из торгового реестра

Как наука, информатика изучает общие закономерности, свойственные информационным процессам (в самом широком смысле этого понятия). Когда разрабатываются новые носители информации, каналы связи, приемы кодирования, визуального отображения информации и многое другое, конкретная природа этой информации почти не имеет значения. Для разработчика системы управления базами данных (СУБД) важны общие принципы организации и эффективность поиска данных, а не то, какие конкретно данные будут затем заложены в базу многочисленными пользователями. Эти общие закономерности есть предмет информатики как науки.

Объектом приложений информатики являются самые различные науки и области практической деятельности, для которых она стала непрерывным источником самых современных технологий, называемых часто «новые информационные технологии» (НИТ). Многообразные информационные технологии, функциони. рующие в разных видах человеческой деятельности (управлении производственным процессом, проектировании, финансовых операциях, образовании и т.п.), имея общие черты, в то же время существенно различаются между собой.

Перечислим наиболее впечатляющие реализации информационных технологий, используя, ставшие традиционными, сокращения.

АСУ — автоматизированные системы управления — комплекс технических и программных средств, которые во взаимодействии с человеком организуют управление объектами в производстве или общественной сфере. Например, в образовании используются системы АСУ-ВУЗ.

АСУТП — автоматизированные системы управления технологическими процессами. Например, такая система управляет работой станка с числовым программным управлением (ЧПУ), процессом запуска космического аппарата и т.д.

АСНИ — автоматизированная система научных исследований — программно-аппаратный комплекс, в котором научные приборы сопряжены с компьютером, вводят в него данные измерений автоматически, а компьютер производит обработку этих данных и представление их в наиболее удобной для исследователя форме.

АОС — автоматизированная обучающая система. Есть системы, помогающие учащимся осваивать новый материал, производящие контроль знаний, помогающие преподавателям готовить учебные материалы и т.д.

САПР-система автоматизированного проектирования — программно-аппаратный комплекс, который во взаимодействии с человеком (конструктором, инженером-проектировщиком, архитектором и т.д.) позволяет максимально эффективно проектировать механизмы, здания, узлы сложных агрегатов и др.

Упомянем также диагностические системы в медицине, системы организации продажи билетов, системы ведения бухгалтерско-финансовой деятельности, системы обеспечения редакцион- но-издательской деятельности — спектр применения информационных технологий чрезвычайно широк.

С развитием информатики возникает вопрос о ее взаимосвязи и разграничении с кибернетикой. При этом требуется уточнение предмета кибернетики, более строгое его толкование. Информатика и кибернетика имеют много общего, основанного на концепции управления, но имеют и объективные различия. Один из подходов разграничения информатики и кибернетики — отнесение к области информатики исследований информационных технологий не в любых кибернетических системах (биологических, технических и т.д.), а только в социальных системах. В то время как за кибернетикой сохраняются исследования общих законов движения информации в произвольных системах, информатика, опираясь на этот теоретический фундамент, изучает конкретные способы и приемы переработки, передачи, использования информации. Впрочем, многим современным ученым такое разделение представляется искусственным, и они просто считают кибернетику одной из составных частей информатики.

1.3. СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАТИКИ

Оставляя в стороне прикладные информационные технологии, опишем составные части «ядра» современной информатики. Каждая из этих частей может рассматриваться как относительно самостоятельная научная дисциплина; взаимоотношения между ними примерно такие же, как между алгеброй, геометрией и математическим анализом в классической математике — все они хоть и самостоятельные дисциплины, но, несомненно, части одной науки.

Теоретическая информатика — часть информатики, включающая ряд математических разделов. Она опирается на математическую логику и включает такие разделы как теория алгоритмов и автоматов, теория информации и теория кодирования, теория формальных языков и грамматик, исследование операций и другие. Этот раздел информатики использует математические методы для общего изучения процессов обработки информации.

Вычислительная техника — раздел, в котором разрабатываются общие принципы построения вычислительных систем. Речь идет не о технических деталях и электронных схемах (это лежит за пределами информатики как таковой), а о принципиальных решениях на уровне, так называемой, архитектуры вычислительных (компьютерных) систем, определяющей состав, назначение, функциональные возможности и принципы взаимодействия устройств. Примеры принципиальных, ставших классическими решений в этой области — неймановская архитектура компьютеров первых поколений, шинная архитектура ЭВМ старших поколений, архитектура параллельной (многопроцессорной) обработки информации.

Программирование — деятельность, связанная с разработкой систем программного обеспечения. Здесь отметим лишь основные разделы современного программирования: создание системного программного обеспечения и создание прикладного программного обеспечения. Среди системного — разработка новых языков программирования и компиляторов к ним, разработка интерфейсных систем (пример — общеизвестная операционная оболочка и система Windows). Среди прикладного программного обеспечения общего назначения самые популярные — система обработки текстов, электронные таблицы (табличные процессоры), системы управления базами данных. В каждой области предметных приложений информатики существует множество специализированных прикладных программ более узкого назначения.

Информационные системы — раздел информатики, связанный с решением вопросов по анализу потоков информации в различных сложных системах, их оптимизации, структурировании, принципах хранения и поиска информации. Информационно-справочные системы, информацион- но-поисковые системы, гигантские современные глобальные системы хранения и поиска информации (включая широко известный Internet) в последнее десятилетие XX века привлекают внимание все большего круга пользователей. Без теоретического обоснования принципиальных решений в океане информации можно просто захлебнуться. Известным примером решения проблемы на глобальном уровне может служить гипертекстовая поисковая система WWW, а на значительно более низком уровне — справочная система, к услугам которой мы прибегаем, набрав телефонный номер 09′.

Искусственный интеллект — область информатики, в которой решаются сложнейшие проблемы, находящиеся на пересечении с психологией, физиологией, лингвистикой и другими науками. Как научить компьютер мыслить подобно человеку? — Поскольку мы далеко не все знаем о том, как мыслит человек, исследования по искусственному интеллекту, несмотря на полувековую

историю, все еще не привели к решению ряда принципиальных проблем. Основные направления разработок, относящихся к этой области — моделирование рассуждений, компьютерная лингвистика, машинный перевод, создание экспертных систем, распознавание образов и другие. От успехов работ в области искусственного интеллекта зависит, в частности, решение такой важнейшей прикладной проблемы как создание интеллектуальных интерфейсных систем взаимодействия человека с компьютером, благодаря которым это взаимодействие будет походить на межчеловеческое и станет более эффективным.

1.4. МЕСТО ИНФОРМАТИКИ В СИСТЕМЕ НАУК

Рассмотрим место науки информатики в традиционно сложившейся системе наук (технических, естественных, гуманитарных и т.д.). В частности, это позволило бы найти место общеобразовательного курса информатики в ряду других учебных предметов.

Напомним, что по определению А.П.Ершова информатика- «фундаментальная естественная наука». Академик Б.Н.Наумов определял информатику «как естественную науку, изучающую общие свойства информации, процессы, методы и средства ее обработки (сбор, хранение, преобразование, перемещение, выдача)».

Уточним, что такое фундаментальная наука и что такое естественная наука. К фундаментальным принято относить те науки, основные понятия которых носят общенаучный характер, используются во многих других науках и видах деятельности. Нет, например, сомнений в фундаментальности столь разных наук как математика и философия. В этом же ряду и информатика, так как понятия «информация», «процессы обработки информации» несомненно имеют общенаучную значимость.

Естественные науки — физика, химия, биология и другие — имеют дело с объективными сущностями мира, существующими независимо от нашего сознания. Отнесение к ним информатики отражает единство законов обработки информации в системах самой разной природы — искусственных, биологических, общественных.

Рис. 1.2. К вопросу о месте информатики в системе наук

Однако, многие ученые подчеркивают, что информатика имеет характерные черты и других групп наук — технических и гуманитарных (или общественных).

Черты технической науки придают информатике ее аспекты, связанные с созданием и функционированием машинных систем обработки информации. Так, академик А.А.Дородницын определяет состав информатики как «три неразрывно и существенно связанные части: технические средства, программные и алгоритмические». Первоначальное наименовании школьного предмета «Основы информатики и вычислительной техники» в настоящее время изменено на «Информатика» (включающее в себя разделы, связанные с изучением технических. программных и алгоритмических средств). Науке информатике присущи и некоторые черты гуманитарной (общественной) науки, что обусловлено ее вкладом в развитие и совершенствование социальной сферы. Таким образом, информатика является комплексной, междисциплинарной отраслью научного знания, как это изображено на рис. 1.2.

1.5. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИКИ

Термин «социальные аспекты» применительно к большей части наук, тем более фундаментальных, звучит странно. Вряд ли фраза «Социальные аспекты математики» имеет смысл. Однако, информатика — не только наука. Вспомним цитированное выше определение: «. комплекс промышленного, коммерческого, административного и социального воздействия».

И впрямь, мало какие факторы так влияют на социальную сферу обществ (разумеется, находящихся в состоянии относительно спокойного развития, без войн и катаклизмов) как информатизация. Информатизация общества — процесс проникновения информационных технологий во все сферы жизни и деятельности общества. Многие социологи и политологи полагают, что мир стоит на пороге информационного общества. В. А. Извозчиков предлагает следующее определение: «Будем понимать под термином «информационное» («компьютеризиро-ванное») общество то, во все сферы жизни и деятельности членов которого включены компьютер, телематика, другие средства информатики в качестве орудий интеллектуального труда, открывающих широкий доступ к сокровищам библиотек, позволяющих с огромной скоростью проводить вычисления и перерабатывать любую информацию, моделировать реальные и прогнозируемые события, процессы, явления, управлять производством, автоматизировать обучение и т.д.». Под «телематикой» понимаются службы обработки информации на расстоянии (кроме традиционных телефона и телеграфа).

Последние полвека информатизация является одной из причин перетока людей из сферы прямого материального производства в, так называемую, информационную сферу. Промышленные рабочие и крестьяне, составлявшие в середине XX века более 2/3 населения,,сегодня в развитых странах составляют менее 1/3. Все больше тех, кого называют «белые воротнички» — людей, не создающих материальные ценности непосредственно, а занятых обработкой информации (в самом широком смысле): это и учителя, и банковские служащие, и программисты, и многие другие категории работников. Появились и новые пограничные специальности. Можно ли назвать рабочим программиста, разрабатывающего программы для станков с числовым программным управлением? — По ряду параметров можно, однако его труд не физический, а интеллектуальный.

В табл.1 приведены статистические данные, описывающие изменения в профессиональной структуре труда в США (стране, где информатизация идет особенно быстро) за период с 1970 по

Таблица 1.1 Изменения в структуре труда США за 10 лет

Похожие публикации:

  • Пенсия без стажа работы в россии Стаж и пенсия не работая как законно получить стаж, пенсионные баллы и пенсию не работая или на неофициальной работе Сколько нужно стажа для пенсии По новой пенсионной реформе минимальный стаж для назначения пенсии по старости и […]
  • Кбк налог на прибыль городской бюджет Налог на прибыль: КБК-2017 В поле 104 платежного поручения (Приложение 3 к Положению Банка России 19.06.2012 N 383-П ) организации при уплате налога на прибыль должны указать КБК, соответствующий этому налогу. КБК: налог на […]
  • Правонарушение 571 КоАП РК КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ (В сокрашении для автотранспорта) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2019 г.) «Об административных правонарушениях» Кодекс Республики Казахстан […]
  • Арбитражный суд краснодарского края канцелярия телефон Арбитражный суд Краснодарского края Председатели российских судов подведут итоги 2018 года 28 января 2019 года на 65-м году жизни ушла из жизни судья в отставке Чуприна Татьяна Владимировна Поздравление председателя Арбитражного […]
  • Имеет ли право водитель легкового Должностная инструкция водителя Универсальную должностную инструкцию водителя составить невозможно. Ведь должностные обязанности водителя автобуса и «офисного» водителя разительно отличаются. Данный образец должностной инструкции […]
  • Приказ о переносе рабочего дня на выходной день образец 2019 Перенос выходных, сколько отдыхать в новый год, майские ПЕРЕНОС ВЫХОДНЫХ в январе, мае 2019 г. Сколько и как будем отдыхать в новый год, майские По статье 112 Трудового кодекса РФ нерабочими праздничными днями являются 1, 2, 3, 4, 5, […]