Пособие на ребёнка в картинках

аИндивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста с ОВЗ (с синдромом Дауна)

Аннотация: представлена индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста с ОВЗ (с синдромом Дауна).

Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста с ОВЗ (с синдромом Дауна)

1. Пояснительная записка:

1.1. Общие сведения о ребенке:

Фамилия, имя: А.
Дата рождения: на момент поступления в группу 3г.10м.
Дата поступления в группу: сентябрь 2015
Срок реализации программы: 1 год

Рекомендации ПМПК: обучение во второй младшей группе

1.2. Краткая психолого – педагогическая характеристика на ребенка:

(составляется после проведенного психолого – педагогического обследования, а также наблюдений за ребенком, позволивших выявить актуальный уровень основных линий развития и его потенциальные возможности)

Диагностика была проведена на основе «Формализованной карты исследования психоневрологических функции у детей первых 7 лет жизни» из пособия: Скворцов И.А. «Исследование профиля развития психоневрологических функций у детей до 7 лет и психологическая коррекция нарушений» — М, 2002 г.

Карта универсальная и может быть использована у детей любого возраста от 0 до 7 лет, при любом типе и любой степени выраженности задержки.

— Понимает команды без жестового подкрепления (8,5 мес.)

— По просьбе находит знакомые предметы (9 мес.)

— Начинает узнавать предметы на однопредметных картинках (10 мес.)

— По указанию взрослых выполняет действия с игрушками: «Покачай лялю» (10,5 мес.)

— узнает значение некоторых слов, коротких фраз (1 г.)

— различает несколько предметов по названиям (ляля, мячик) (1 г.)

— машет рукой на прощание (11 мес.)

— Проявляет сопереживание, утешение (1г. 2мес.)

— Имитирует действия взрослого с некоторыми бытовыми предметами (1г. 8 мес.)

Параметры обследования взяты на уровень первой младшей группы по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой. — М., 2010г. [9]

Характеристика ребенка по итогам обследования:

Особенности деятельности: в предметной деятельности характерны неспецифические манипулятивные действия с предметами (стучит предметами, кидает, тянет в рот)

Особенности познавательной сферы: зрительный контакт устанавливает, эмоциональный фон положительный, подражательная деятельность недостаточна. Девочка различает отдельные бытовые и часто используемые предметы, некоторые игрушки. Не всегда понимает обращенную к ней речь.

Особенности внимания: неустойчивость активного внимания, короткий период концентрации внимания.

Особенности памяти: обследование затруднено из-за непонимания ребенком инструкции и отсутствия речи.

Особенности мышления: Наглядно-действенное мышление на низком уровне (коробку форм складывает, применяя силовой метод, пирамидку самостоятельно не собирает, действует хаотично). В схеме собственно тела ориентируется (показывает глазки, нос, ротик, руки)

Обучаемость: отмечается низкая степень организации ребенка во время игр и занятий.

Эмоционально-волевая сфера: отмечается повышенная двигательная активность, поведение полевое, хаотичное.
Настроение чаще позитивное, сопровождается улыбкой. Проявляет активный интерес к игровому материалу, но быстро пресыщается. После недлительного взаимодействия с игровым материалом начинает его раскидывать и теряет к нему интерес. В результате собственной деятельности не заинтересована.

Развитие речи: лепет проявляется короткими звуками (гласные в сочетании с губными согласными) («ма» «ба»), чаще использует невербальные средства общения. Фразовая речь отсутствует, речь как средство общения не использует. Пассивный словарный запас ограничен. Артикуляционная моторика нарушена, отмечается готическое нёбо, рот приоткрыт, кончик языка вытащен.

1.3. Организация условий воспитания и обучения ребенка в детском саду

(отмечаются требования к организации режима дня, медицинские рекомендации, расписание занятий (формы работы с ребенком), подбор специального оборудования, дидактического материала, возможность участия ребенка в общих мероприятиях, выбор адаптированных коррекционных программ, взятых за основу для разработки содержания коррекционной работы, обоснование данного выбора)

  • Ребенок посещает разновозрастную группу для детей с ОВЗ (с ЗПР) в сопровождении.
  • Для ребенка организован режим дня по второй младшей группе (программа: «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой. — М., 2010г.);
  • Ребенок присутствует на всей НОД (согласно сетке занятий с учетом времени), включая музыкальное, физкультурное, выполняя по возможности доступное, во всех режимных моментах.
  • С ребенком проводятся индивидуальные занятия (согласно сетке): с дефектологом (4 раза в неделю)
  • Диагностика: проводится 2 раза в год — сентябрь, май.

Для проведения индивидуальных игр-занятий необходимо создать следующие условия: предлагать соответствующее возрасту и возможностям ребенка общение со взрослым и детьми; участие близких родственников в проведении игр, режимных моментов; подбирать предметы и игрушки с учетом интереса, возраста и возможностей ребенка.
Формы проведения организованной образовательной деятельности:

  1. Включение ребенка в НОД в условиях подгруппы детей (4 – 5 детей)
  2. Индивидуальные занятия
  3. Общение с ребенком во время самостоятельной деятельности и во время проведения режимных моментов

Построение НОД (непосредственная образовательная деятельность) в условиях индивидуального взаимодействия «взрослый – ребенок» (за основу взяты рекомендации из практического пособия для родителей, педагогов-дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений М. В. Браткова, А. В. Закрепина, Л. В Пронина «коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста в играх со взрослым», М.- ПАРАДИГМА, 2013г. – 112с.) [2]

I. Введение ребенка в игровую ситуацию. Использование сюрпризных моментов («чудесный мешочек», кукла в яркой коробке» и др.), заводные, музыкальные игрушки.

II. Проведение игры. Используются игры, способствующие развитию ребенка по нескольким направлениям:

— социальное (формирование взаимодействия ребенка и взрослого, представление у ребенка своего «Я», представления о других, об окружающем предметном мире, формирование культурно-гигиенических навыков).
— физическое (развитие и коррекция общих движений, мелкой моторики, формирование зрительно-моторной координации)
— познавательное (активизация и совершенствование ориентировочной деятельности, развитие восприятия, ознакомление ребенка с окружающей действительностью)
— развитие предметных и предметно-игровых действий, развитие продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, конструирование)

III. Подведение итога НОД. Важно похвалить ребенка, помочь убрать игрушки на свои места.

2. Содержание коррекционно-воспитательной работы с ребенком.

Коррекционно-воспитательная работа реализуется по следующим направлениям.

2.1. Направление I. Социальное развитие

Задачи этого раздела направлены на формирование у ребенка социально-принятых норм поведения в быту и на занятиях (слушать взрослого, выполнять действия связанные с навыками самообслуживания; во время еды пользоваться ложкой, салфеткой; во время игр слушать взрослого, не хватать игрушки или пособия.

Основное содержание работы:

  1. Установление эмоционального контакта с ребенком через эмоционально-голосовые, тактильные и ситуативно-деловые средства общения, привлекать его внимание к звучащим игрушкам и действиям с ними.
  2. Привлекать внимание ребенка к игрушке или предмету, способу действия с ним.
  3. Привлекать внимание ребенка к своему отражению в зеркале, к своему отображению на фотографиях (это кто?)
  4. Продолжать формировать навык показывать разные части своего тела, лица на себе, на кукле.
  5. Учить подчиняться правилам поведения во время занятий через понимание слов: «можно», «да», «нельзя», «нет», «хорошо», «плохо».
  6. Приучать к режиму педагогических занятий со взрослым. Подчиняться требованиям взрослого во время игр, а именно простой инструкции.

7. Вызывать интерес к навыкам самообслуживания: привлекать внимание ребенка к воде, навыку мытья рук.
8. Помогать пользоваться ложкой, пить из чашки (побуждать к самостоятельному воспроизведению действий)
9. Формировать умение снимать с себя некоторые предметы одежды (шапку, шарфик, рукавицы)
10. Формировать навык опрятности (путем периодичного высаживания ребенка на горшок)

2.2. Направление 2. Физическое развитие

Основное содержание работы:

  1. Побуждать ребенка к совместному выполнению динамических упражнений (идти или бежать на зов взрослом или в сторону игрушки, действовать с игрушкой совместно со взрослым)
  2. Учить удерживать в руках мяч, бросать его в цель, катать в сторону, перекатывать мяч ребенок-взрослый, собирать мячики/кубики.
  3. Учить выполнять совместными действиями разные движения, постепенно формируя подражательные навыки: хлопать в свои ладоши, хлопать в ладони взрослого, топать ножками, прыгать на двух ногах с поддержкой и без поддержки взрослого, перешагивать через препятствия (веревочку, ленту, мячик)
  4. Совершенствовать умение передвигаться по лестнице (вверх/вниз)

2.3. Направление 3. Познавательное развитие

Основное содержание работы

1. Развивать способность узнавать предметы обихода и игрушки, по инструкции взрослого и показу выделять их в ряду разнородных объектов, находить идентичные (инструкция типа: «Дай киску», «Покажи мячик», дидактические игры с парными игрушками — выбор из двух предметов);
2. Учить обращать внимание ребенка на форму предметов (шарики — кубики), величину предметов (большой/маленький), привлекать внимание к обобщению выделенного свойства взрослым: «такой — не такой»
3. Соотнесение формы предметов (шарики — кубики, крыши — кирпичики) с помощью проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные: предметы одного цвета, величины, но разной формы.
4. Формировать умение соотносить плоскостную и объемные формы в практическом действии с предметами (коробка форм). Учить соотносить предмет и его изображение, узнавать на картинке;
5. Формировать умение учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине (большой кукле — большая кровать, маленькой кукле -маленькая кровать)
6. Вызывать положительное эмоциональное отношение к игрушке — матрешке (2-3-элементной), учить действовать с ней.
7. Развивать способность к целостному восприятию объектов (работа с разрезными картинками без фона из двух частей, с парными картинками);
8. Формировать умение воспринимать предметы, дифференцируя их по количеству: один-много;
9. Совершенствовать ориентировку в собственном теле, а также частях тела другого человека, куклы, игрушечных животных («Покажи, где у зайки ушки, лапки, хвостик») и их изображениях.
10. Учить распознавать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность (способом примеривания, наложения). Выделять цвета методом сличения «такой — не такой». Выполнение инструкции типа: «Дай такую же ленточку», ориентируясь на цвет предметов. Взрослый учит ребенка приемам практического примеривания (прикладывания), комментирует и обобщает его действия: «Правильно, у меня красная ленточка и у тебя, смотри: они одинаковые, красные». (На данном этапе от ребенка не требуется названия цвета и нахождения предмета по указанию признака цвета. Используются дидактические игры типа: «Спрячь мышку», «Подбери платье для куклы», «Закрой кастрюльку»):

2.4. Направление 4. Речевое развитие

Основное содержание работы:

1. Формирование интереса к речевым и неречевым звукам (звучащим игрушкам, погремушкам, музыкальным инструментам).
2. Развивать слуховое восприятие при различении неречевых звучаний (последовательный ряд из 2-3 звуков). Учить узнавать на картинках предметы и животных, ориентируясь на звукоподражания взрослого: «Чу-чу чу»-что это едет?», «Би-би» — а это что?», «Кто тебя зовет — «мяу»?»
3. Узнавать и различать гласные звуки «А», «О», «И»: «Мама поет песенку, качает дочку: «А-а-а», «Кто поет, покажи картинку?», «Кукла плачет: «О-о-о», пароход гудит: «У-у-у», мьппка пищит: «И-и-и»; •
4. В экспрессивной речи формировать простейшую лексику на материале звукоподражаний. Ребенок подражает взрослому в произношении гласных: «А-а-а» — поет мама»; «Уа-уа» — плачет малыш» и т. п.;
5. Побуждать к речи в ситуациях общения, к обращению с просьбой «дай», указанию «вот» и т. п.;
6. Учить имитировать элементарные артикуляционные движения: открыть рот —. зевнуть, вытянуть губы, подуть, показать язычок — «а-а-а» — не болит ли горлышко;
7. Побуждать к имитации выразительных движений в подвижных играх: лиса крадется, петушок гордо шагает, зайка прыгает;
8. Расширять объем пассивного словаря с названиями предметов окружающего быта.
9. Развитие понимания обращенной речи: учить показывать некоторые действия предметы, картинки («Покажи, где Катя стирает», «Покажи, где Катя лепит пирожки» и др.)

Смотрите так же:  Первый в мире адвокат

2.5. Направление 5. Художественно – эстетическое развитие

Основное содержание работы

1. Формировать умение совместно со взрослым действовать с предметами в соответствии с их функциональным назначением; учить выполнять предметно-игровое действие по подражанию действиям взрослого (игры: «Покатай матрешек», «Покорми куклу», «Построй забор», «сделаем мебель для матрешки» и др.)
2. Формировать интерес к рисованию («Рисуем дождик», «Рисуем солнышко для цыпленка», «Лепим курочке зернышки»)
3. Побуждать ребенка к совместным действиям и действиям по подражанию взрослому: в процессе изображения прямых и круговых линий; в процессе лепки — мять и катать пластилин; в процессе конструирования — ставить друг на друга элементы конструкции.

3. Работа с родителями

(Примерный план мероприятий (формы, методы и приемы взаимодействия с родителями), а также основные рекомендации для родителей).

  • Знакомство: Знакомство с родителями, педагогами, специалистами детского сада.

Обсуждение вопросов: организация режима дня в ДОУ и дома; регулярности, длительности проведения занятий, значение домашних занятий с ребенком (необходимость учить ребенка использовать полученные навыки, переносить прошлый опыт в новые ситуации).

  • Ежедневные консультации родителями.

Предоставляется информация о том, что происходило во время занятий с девочкой, какая цель упражнений; предлагаются задания для занятий дома, отмечаются успехи ребенка, познавательная и речевая активность, проявление инициативы, самостоятельности, знаний и умений, приобретенных на занятиях.

  • Совместные индивидуальные игры-занятия.

4. Результаты Коррекционно – развивающей работы:

(по каждой области можно отметить чему научится ребенок концу года)

Социальное развитие: ребенок вступает в контакт со взрослыми, в условиях индивидуального взаимодействия манипулирует игрушками, положительно откликается на тактильные ощущения исходящие от взрослого, понимает и выполняет простые инструкции: «Принеси», «Подними игрушку», «Дай мне мяч», «Покачай лялю». Узнает себя в зеркале, показывает основные части тела и лица.

Физическое развитие: выполняет действия по подражанию взрослого (хлопает в ладоши, топает ногами, имитирует некоторые действия по подражанию: «мишка топает», «сорока-ворона кашу варила» и др.) удерживает в руках мяч, кидает его.

Познавательное развитие: ребенок манипулирует игрушками, как и любыми другими предметами – встречаются специфические манипуляции, которые направлены на выявление свойств предмета (например: двигает машину вперед и назад, катит мячик) и неспецифические манипуляции (например: стучит игрушками, разбрасывает и др.); нанизывает кольца на стержень пирамидки без соотнесения по величине; выполняет игры по типу вкладыши методом проб и ошибок; знает и показывает части тела на кукле; сличат цвета (красный – желтый); геометрические формы (кубик – мячик); различает предметы контрастных размеров (большой – маленький); показывает на картинках некоторые игрушки и животных, соотносит предметы с изображением хорошо знакомых объектов;

Речевое развитие: накоплен пассивный словарь существительных и некоторых глаголов; активные вокализации разного характера («Ааа», «Ба», «Па», «Ма», «Ам»)

Художественно-эстетическое развитие: удерживает в руке карандаш, выполняет «тыкающие» движения и пытается проводить линии; включается в процесс совместного конструирования простых построек из кубиков (например: башня).

5. Программно – методическое обеспечение:

1. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. — М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с. (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР)
2. Браткова М. В., Закрепила А. В. Коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста со взрослым. Практическое пособие для родителей, педагогов-дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений. М. 2013 г., — 112с.
3. Есипова Т. П. Комплексное развитие детей с Синдромом Дауна раннего возраста. Рекомендации для родителей. — Новосибирск.
4. Жиянова П. Л. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна.-М. 20Юг.-136с.
5. Жиянова П. Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с Синдромом Даун (Организация, содержание и методика работы адаптационных групп) М. — 2002,197 с.
6. Закревская О. В. Развивайся, малыш!: система работы по профилактики отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста / О.В. Закревская. — М.: Издательство ГНОМ, 2014.-88 с.
7. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов /Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. — М.: Полиграф сервис. 2002. — 128 с.
8. Кобякова Е. А. Индивидуальная образовательная программа, адаптация и модификация развивающей среды как основные составляющие процесса включения ребёнка с синдромом Дауна в дошкольное образовательное учреждение. Информационно-методическое пособие: Включение ребёнка с синдромом Дауна в дошкольное образовательное учреждение общего типа. Пособие подготовлено по итогам проекта «Ресурсный центр — шаг в инклюзивное образование» в рамках Программы «Мир открыт для всех», реализуемой CAF Россия совместно и при финансовой поддержке Благотворительного фонда «Агат» г. Новосибирск — 2010 г.
9. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы М:Мозаика — Синтез 2010.

Паспорт логопедического кабинета

Паспорт логопедического кабинета, составленный в соответствии с современными требованиями оформления педагогической документации. В материале представлено не только оснащение логопедического кабинета, но и картотека методических и дидактических пособий для успешной коррекционно-развивающей работы с детьми разного возраста.

Паспорт логопедического кабинета

Общие сведения о кабинете^

  • Образовательное учреждение:Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение№ 42
  • Общая площадь логопедического кабинета:15м.кв.
  • Освещенность:
  • Тип: смешанный (естественное и искусственное)
  • Источники: естественное – окно 1 шт.
  • искусственное –люминесцентные лампы 4 шт.
  • Количество работающих логопедов:1
  • Количество логопедических групп:1
  • Ф.И.О. учителя-логопеда:Попова Ирина Семеновна
  • Стаж работы:5 лет
  • Образование:высшее
  • Разряд:первая квалификационная категория

График занятости логопедического кабинета

Консультации для педагогов

Консультации для родителей

Участие в режимных моментах

Правила пользования логопедическим кабинетом

• влажная уборка кабинета производится 2 раза в неделю;
• ежедневно проводится проветривание кабинета;
• перед каждым применением и после него производится обработка ло-гопедических зондов и шпателей медицинским спиртом;
• кабинет оборудован зоной для подгрупповых занятий, зоной для ин-дивидуальных занятий, игровой зоной;
• по окончании рабочего дня проверяется закрытость окон, отключение электрических приборов.

В кабинете создана предметно-развивающая среда в соответствии с тре-бованиями САНПиН и ФГОС и основными педагогическими принципами:

  1. Системности (материал систематизирован, составлен паспорт логопеди-ческого кабинета с перечислением всего материала и оборудования);
  2. Доступности(дидактические игры и игрушки хранятся на нижних откры-тых полках, методический материал и документация логопеда – на верхних закрытых полках);
  3. Здоровьесбережения (имеется основное и дополнительное освещение(над индивидуальным зеркалом), проведена пожарная сигнализация, стены ка-бинета тепло-желтого цвета, имеются пособия для зарядки глаз, кабинет легко проветривается);
  4. Учета индивидуальных особенностей и потребностей детей (учет возрас-тных и физических особенностей детей, мебель регулируется под детей данной группы; наглядный, дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей и структурой дефекта).
  5. Вариативности (наглядный методический материал и пособия имеют много вариантов использования — в зависимости от возраста детей, задач обучения и структуры речевого дефекта).

Документация

  1. Положение о логопедической группе.
  2. Должностные инструкции учителя-логопеда.
  3. Рабочая программа учителя-логопеда.
  4. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
  5. Паспорт кабинета.
  6. Речевые карты на каждого ребёнка.
  7. Тетради взаимосвязи с воспитателями.
  8. Тетрадь по работе с родителями.
  9. Перспективные планы индивидуальной работы с детьми.
  10. Календарно-тематическое планирование.
  11. Годовой план работы.
  12. Циклограмма деятельности логопеда.
  13. График работы учителя-логопеда.
  14. Расписание коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда.
  15. Инструктаж по ТБ.
  16. Тетради индивидуальной работы с детьми.
  17. Копии отчетов о результатах коррекционной работы, протоколы ПМПК.
  18. Журнал диагностики детей курируемого ГБДОУ.

Зоны в логопедическом кабинете

1. Зона дыхания: содержит материалы для игр и упражнений на развитие речевого дыхания.
2. Артикуляционная зона: большое зеркало, маленькие зеркала, фотоаль-бомы с артикуляционной гимнастикой, инструментарий для постановки звуков.
3. Зона фонального восприятия (интонационная): игрушки, музыкальные инструменты, картинки с эмоциями.
4. Зона тембрального восприятия (фонематический слух) — звучащие слова в картинках и предметах, звуки — человечки гласные и согласные, схемы характеристики звуков, картинки — паронимы.
5. Зона обучения грамоте — схемы для разбора слов, предложений, фишки, кассы букв и слогов, магнитная доска, азбука и т.д.
6. Зона грамматики – игры и картинки для развития грамматического строя речи.
7. Зона фразовой речи — кукольный театр, настольный театр, пальчиковый театр, ростовая кукла, маски.
8. Зона общей моторики – игры на развитие общей и мелкой моторики, пособия по пальчиковому и лицевому массажу, видеоматериалы по артику-ляционной гимнастике.
9. Мотивационная зона — символы для оценки и самооценки, предметы для поощрения.
10. Методическая Зона — планы, конспекты, библиотека методической ли-тературы и др.

Оснащение логопедического кабинета

1. Настенное зеркало (1.5м — 0.5м) — 1 шт.
2. Детские столы — 2 шт.
3. Детские стулья — 8 шт.
4. Стол для логопеда — 1 шт.
5. Шкафы для пособий — 3 шт.
6. Зеркала для индивидуальной работы — 18 шт.
7. Магнитная доска мини — 1 шт.
8. Лампа дневного освещения над зеркалом – 2 шт.
9. Персональный компьютер – 1 шт.
10. Принтер – 1шт.
11. Картотека имеющихся пособий.
12. Коробки и папки для хранения пособий.

Оснащение зоны индивидуальной работы с детьми

1. Набор логопедических зондов — 6 шт.
2. Спиртовые салфетки.
3. Вата стерильная.
4. Пособия для индивидуальной работы.
5. Текстовой материал для автоматизации и дифференциации звуков, работы над слоговой структурой слова.
6. Материалы для обследования устной речи.

Специальная литература

Библиотека кабинета представлена личными фондами учителя-логопеда в количестве 100 экземпляров.

Пособие на ребёнка в картинках

Речевое развитие дошкольников в условиях ФГОС

Победитель всероссийского конкурса «Самая востребованная статья месяца» НОЯБРЬ 2017

Переход ДОУ на ФГОС ДО осуществляется с января 2014 года

Из материалов ФГОС ДО включает следующие:

Образовательные области:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.
  • овладение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • развитие речевого творчества;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой;
  • понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Требования к результатам освоения образовательной программы ДО:

  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли;
  • может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
  • может выделять звуки в словах;
  • у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

Смотрите так же:  Дисциплинарное взыскание применяется в срок

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Для того, чтобы понять сущность речевой готовности к школьному обучению, мы должны четко представлять, что же входит в содержание способностей устной речи и какие компоненты самые важные для изучения речи. Своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике.

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.

В период от рождения ребенка до 7 – 10 лет формируются и активно развиваются речевые умения и навыки.

Речевой навык – это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию. Речевые навыки включают внешнее оформление (произношение, членение фраз, интонирование) и внутреннее (выбор падежа, рода, числа и т. п.).

Речевое умение – особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков. А.А. Леонтьев считает, что речевые умения носят творческий характер и представляют собой комбинирование языковых единиц, применение их в любых ситуациях общения.

Различают четыре вида речевых умений:

  1. Умение говорить, т. е. излагать свои мысли в устной форме;
  2. Умение аудировать (понимать речь в ее звуковом оформлении);
  3. Умение излагать свои мысли в письменной речи;
  4. Умение читать (понимать речь в ее графическом изображении).

Первые слова очень своеобразны, для них характерен полисемантизм. Эти первые слова, в сущности, ещё не являются словами. Настоящее слово рождается как обозначение предмета и связано непосредственно с жестом, который указывает на предмет.

После 4-5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребёнок ещё не осознаёт всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена не предметная отнесённость слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним.

Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Значения детских слов динамичны. Л.С. Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово при тождестве отнесённости к предметам и явлениям окружающего мира «значит» для ребёнка разного возраста и разного уровня развития разное. У ребёнка в 3 — 5 лет центральное место занимает процесс овладения чёткой предметной отнесённостью слов с их конкретными значениями, а в 5 — 6 лет – с системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи.

Таким образом, в своей конкретно-отнесённой форме значение слова возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщённым образом действительности, растёт, расширяется, углубляется по мере развития ребёнка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего развития речь ребёнка перестаёт быть зависимой от чувственной ситуации.

Задачи речевого развития

в дошкольном возрасте:

  • формирование звуковой культуры, фонематического слуха
  • развитие лексики
  • формирование грамматики речи
  • развитие связной речи дошкольников
  • обучение детей дошкольного возраста общению и речевому этикету

— знакомство с различными жанрами детской литературы

(задачи решаются в процессе образовательной деятельности и в повседневной жизни, но приёмы и методы работы усложняются на каждом возрастном этапе)

Методы работы по развитию речи дошкольников:

Метод обучения по образцу (имитационный):

  • обучение произношению, интонациям
  • составление предложений по образцу, выразительное чтение наизусть
  • составление текстов разного типа (описание, повествование, рассуждение)

— пересказ литературных произведений.

Метод проблемный:

  • вопросы, творческие задания

— упражнения, дидактические игры и др.

Метод коммуникативный:

  • беседы (например: как вести себя с незнакомым взрослым человеком; о чем хотели бы узнать; что хотели бы увидеть)
  • создание речевых ситуаций (например: заблудился в парке; потерялся в магазине; встреча с незнакомым взрослым; с незнакомым мальчиком или девочкой)
  • ролевые игры, экскурсии

— совместный труд и другие виды деятельности, побуждающие высказаться.

Речевые упражнения, словесные игры, чтение и обсуждение литературных произведений, инсценировки, игры-драматизации, коллективные рассказы, игры-соревнования, литературное творчество, индивидуальная работа с ребенком – все виды образовательной деятельности должны повторяться, чтобы дети могли прочно усвоить произношения звуков и слогов, новые слова и их значения, а также грамматические правила.

Для определения содержания и методов обучения родному языку, для осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к детям необходим диагностика разных аспектов речевой деятельности дошкольников: особенностей фонетических, лексических, грамматических навыков связной речи.

Курганская Л.М. Я умею. Ты умеешь. Мы умеем говорить! Диагностика речевого развития дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений, студентов пед. училищ и пед. факультетов вузов. – Белгород, 2004. – 62 с.

Приёмы работы на разных этапах развития речи детей

Дети младшего дошкольного возраста

Развитие звуковой стороны речи дошкольников младшей группы

От звукового оформления зависит ясность речи, сила ее воздействия на слушателей, поэтому с детьми младшего дошкольного возраста необходима целенаправленная работа, которая включает упражнения со всеми элементами фонетики и мелодико-интонационной стороной речи. Во время игр и занятий нужно обучать детей правильно пользоваться голосом: не кричать, не говорить раздраженно, не перенапрягать голосовые связки, так как это может привести к срыву голоса.

В младшем дошкольном возрасте огромное внимание уделяется развитию звуковой культуры речи. Для отработки дикции (отчетливого и ясного произношения слов, слогов и звуков) используются разнообразные упражнения: шутки-чистоговорки; потешки; поговорки; фразы, содержащие определенную группу звуков; упражнения на договаривание слогов, называние слов, сходных по звучанию (мышка – мишка).

Приемы работы по развитию звуковой стороны речи:

  • Артикуляционные упражнения (их рекомендуется чередовать и проводить ежедневно как зарядку, особенно в младшей группе): «Веселый язычок»(пощелкать языком, сделать язык широким – узким и т.п.); «Чистим зубки»(улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы); «Месим тесто»(улыбнуться, пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя-пя-пя», покусать кончик языка зубками – чередовать эти два движения); «Чашечка»(улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки», т. е. слегка приподнять кончик языка), «Дудочка»(с напряжением вытянуть вперед губы – зубы сомкнуты); «Заборчик»(улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы); «Маляр»(губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить – «покрасить» нёбо); «Лошадка»(вытянуть губы, приоткрыть рот, поцокатъ «узким» языком, как цокают копытами лошадки); «Пароход гудит»(губы в улыбке, открыть рот, с напряжением произнести долгое «ы-ы-ы. «); «Слоник пьёт»(вытянув вперёд губы трубочкой, образовать «хобот слоника», «набирать водичку», слегка при этом причмокивая); «Индюки болтают»(языком быстро двигать по верхней губе — «бл-бл-бл-бл. «); «Орешки»(рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики – «орешки»); «Качели»(улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы); «Блинчик»(улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу); «Вкусное варенье»(улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу); «Шарик»(надуть щеки, сдуть щеки); «Барабанщик»(улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами: «дэ-дэ-дэ. «) и др.
  • Упражнения на развитие речевого дыхания (чтобы научиться выговаривать такие звуки, как «С», «З», «Ш», «Ж», «Р», ребенок должен уметь делать достаточно сильный вдох): «Одуванчик»(прогулке найти одуванчик и подуть на цветок так, чтобы слетели все пушинки); «Бабочка, лети!»(дуть на бумажных бабочек, которые подвешены на нитке к чему-либо на уровне лица ребенка, чтобы они «летели»; дуть можно не более 10 секунд, с паузами, чтобы не закружилась голова).
  • Игры со звукоподражанием: «Кто в домике живет?»; «Исполни песенку ветра, мотора, жука …»;

«ОТГАДАЙ, КТО К НАМ ПРИШЕЛ»:

«Му – Му –у» – кто это мычит?

«Мяу – мяу» – кто пришел?

– А кто спрятался и пищит «пи-пи-пи»?

«Ко-ко-ко» – кто теперь?

«Ква-ква-ква» – а это кто?

«Ку-ку, ку-ку» – чей это голос?

«Тик-так, тик-так» – а это что?

Меняя высоту голоса, взрослый просит определить, какая мышка (кошка, собачка и т.д.) пищит: большая или маленькая.

  • Дидактические игры: «Угадай, кто позвал?»«Телефон», «Гуси-лебеди и волк», «Жуки»(условия последней игры: малыши в хороводе изображают комнату, а несколько ребят выступают в роли жуков, которые весело жужжат и залетают в комнату, вдруг от ветра хлопает форточка (дети в хороводе хлопают в ладоши), жуки начинают жужжать громко, тревожно и улетают).
  • Чистоговорки (упражнения на отработку дикции – отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков): «Бы-бы-бы — идет дым из трубы»; «Ду-ду-ду, растут яблони в саду»; «Ду-ду-ду, живет уточка в пруду»; «Жи-зы, жи-зы, жи-зы-зы, есть козлята у козы»; фразы со звуками Ш и Ж: «Ша-ша-ша — мы купаем малыша»; «Шу-шу-шу — дам грибочек малышу»; «Ши-ши-ши — где гуляют малыши?»; «Жа-жа-жа — мы увидели ежа»; «Жу-жу-жу — мы грибок дадим ежу?»; «Жи-жи-жи — где грибы берут ежи?».
  • Скороговорки (упражнения на отработку дикции): «Проворонила ворона вороненка», «Около кола колокола», «Шесть мышат в камыше шуршат», «У Сани едут сани сами», «Во дворе – трава, на траве – дрова», другие.
  • Загадки: «Лежит под крылечком, хвост колечком» и др.
  • Пословицы и поговорки: «Семь раз отмерь», «Без труда не вынешь рыбку из пруда».
  • Игры-драматизации: например, перед чтением басни «Квартет» необходимо изобразить персонажей: «проказницу-мартышку», «осла», «козла», «косолапого мишку».
  • Стихи и считалки:

Слушая стихотворение, дети произносят звукоподражательные слова:

На лугу паслась корова – «Му-у-у, му-у-у».

Полосатый шмель летел – «З-з-з, з-з-з».

Летний ветерок подул – «Ф-ф-ф, ф-ф-ф».

Колокольчик зазвенел – «Динь, динь, динь».

Стрекотал в траве кузнечик – «Тр-р-р, тц-с-с».

Еж колючий пробегал – «Пх-пх-пх».

Птичка маленькая пела «Тиль-ль, тиль-ль».

И сердитый жук жужжал – «Ж-ж-ж, ж-ж-ж».

Рекомендуется заучивать с детьми небольшие поэтические тексты:

Простокваши дали Клаше, Синичка, синичка –

Недовольна Клаша: Воробью сестричка.

  • Не хочу я простокваши, Воробей-воришка

Дайте просто каши! Залез в амбаришко, –

Дали вместо простокваши Клевать просо

Каши Клаше нашей: Своим носом.

Ела, ела Клаша кашу

Вместе с простоквашей.

Смотрите так же:  Осаго нива 21214

А поела – встала,

«Спасибо» сказала.

В 1,5 года – менее 50 слов.

К 2 годам словарь возрастает в 3 – 5 р.

До 1,5 – 2 лет – новые десятки слов,

после этого словарь увеличивается в 8 раз за 2 – 3 месяца.

В 1,3 года в словаре только существительные;

В 1,8 года – 20 % глаголов

«Постепенное освоение ребенком взрослого языка есть, в сущности, не присвоение этого языка, но его самостоятельное конструирование» С.Цейтлин

  • Ребёнок «изобретает» слова по аналогии с другими, вычленяя определенные морфемы:
  • заячий – лисячий, слонячий, белячий; сахарница, конфетница – сольница
  • Направления развития словаря:
  • Расширение объема словаря.
  • Уточнение значения слова.
  • Развитие структуры значения слова.
  • Формирование семантических полей и лексической системности.
  • Расширение связей между словами в лексиконе.

На первом этапе словарь ребенка представляет собой набор отдельных слов, причем неупорядоченный набор, поэтому развитие речи включает не только обогащение словаря, но и воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, к его значению (семантике).

Руководство развитием детского словаря рекомендуют начинать не с обучения новым словам, а с активизации имеющегося у детей словарного запаса — с обращения к их опыту. Ребенок иногда объясняет смысл слова с точки зрения детской логики, поэтому надо работать над отработкой умения употреблять слова в соответствии с их действительным смыслом.

В.В. Вересаев описывает, как в детстве он был удивлён, когда человек, которого называли сыном кухарки, оказался большим мужчиной с рыжими усами. Он думал, что «сыном» может быть лишь маленький мальчик, придавая, таким образом, этому слову своё, особое значение.

Упражнения:

  • Назовите предметы по указанным признакам ( «Что это?», «Кто это?»).
  • Назовите характерные признаки предметов: цвет, форму, величину ( «Какой?»).
  • Назовите действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, действия человека ( «Что делает?», «Что с ним можно делать?»).
  • Назовите одним словом (платье, рубашка – это одежда и др).
  • Опишите ручей (чистый, голубой, серебристый, быстрый, лучистый, звонкий, прозрачный, освежающий, бурлящий, журчащий, холодный).
  • Опишите осень (золотая, поздняя, ранняя, пестрая, теплая, хмурая, холодная, радостная, багряная, солнечная, дождливая).
  • «Придумай слово»:

То, что делает человек (спит, прыгает, работает).

Что можно шить? (платья, одежду).

Штопать? (носки, одежду).

Что бывает круглым? (мяч, шар).

Что бывает низким? (стул, кровать).

Что бывает высоким? (шкаф, рост).

Веселый (какой?) – добрый, искрящиеся глаза.

Грустный (какой?) – печальные глаза, опущенные уголки рта.

Игра «Съедобное – несъедобное»

Ведущий произносит слово и бросает одному из игроков мяч. Если был назван съедобный объект, игроку нужно поймать мяч. В обратном случае игрок уклоняется от мяча.

Аналогично проводятся игры «Живое -неживое», «овощи-фрукты», «Дикие животные – домашние животные», «Птицы – насекомые», «Одежа – обувь».

Игра «Я собрал в огороде…»

Формирование грамматического строя речи:

Чаще всего затруднения у младших дошкольников вызывают следующие грамматические формы:

  1. Окончание сущ. мн. ч. Р.п. (ов): не матрешков, а матрешек; тортов – это правильно; петель; тефтелей, шарфов; ружей.
  2. Образование мн. ч. существительных, обозначающих детенышей животных: не львенки, а львята.
  3. Образование ср. ст. прилагательного: например, резкий – резче; сладкий – сладче; дорогой – дороже; при помощи других корней, например, хороший – лучше; плохой – хуже.
  4. При образовании глагольных форм: наст. и прошедшего времени с чередующими звуками (скачет — скакал); повелительное накл. (поезжай); спряжение глаголов и т.п.

Упражнения:

  • Назовите детенышей: львица и …, волчица и …, свинья и …, собака и …, лошадь и …, корова и …, кошка и …
  • Назовите ласково и нежно: кошка, птенец, щенок…

Дети среднего дошкольного возраста

Развитие звуковой стороны речи

Чистоговорки (сочиняют дети).

Скороговорки: «Карл у Клары…», «Во дворе – трава, на траве – дрова».

Загадки: «На шесте дворец, во дворце певец», «Днем спит, а ночью летает и прохожих пугает».

Пословицы и поговорки.

Стихи и считалки.

Развитие звуковой стороны речи:

обучение звуко-слоговому анализу

Изучение гласных и согласных звуков.

Определение места звука в слове (начало, середина, конец)

Использование фишек для выполнения звукового анализа:

согласный звук твердый,

согласный звук мягкий,

Последовательность анализа слова:

Правильно произнеси слово и послушай его.

Произнеси слово по слогам.

Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.

Обозначь выделенный звук фишкой.

Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его.

Третий звук и т.д.

Прочитай по фишкам слово целиком.

Ответь на вопросы:

  • сколько всего звуков в слове?
  • сколько гласных?
  • сколько слогов?
  • сколько согласных?

Формирование грамматического строя речи

Упражнения:

  • Измени слово и произнеси его как просьбу, приказ, совет: не портить, почистить, закупорить, не корчить.
  • Назовите то, что изображено на картинках, употребив слова пара:

чулки (чулок), носки (носков), ботинки, валенки; много: абрикосы, апельсины, помидоры, бананы, яблоки (абрикосов, апельсинов, помидоров, бананов, яблок).

Один из важных приемов словарной работы с дошкольниками — это работа с семантическим полем слова. Семантические поля — это отношения слов между собой, система этих отношений. Слова связываются между собой не только по формальным признакам, но и по смыслу:

Упражнение: подберите слова, которые связаны по смыслу со словом игла: «игла для шитья», «игла хвойного дерева»:

«игла» в значении «лист хвойного дерева»: дерево — ствол — ветви — хвоя — зеленая — пушистая — растет — опадает.

«игла для шитья» — входит в другое семантическое поле: шить — вышивать— платье — рубашка — одежда — узор; острая — тонкая.

Комплексная работа над семантикой слов, формирование представлений,

что одним словом могут называться разные предметы (явление полисемии),

что об одном и том же можно сказать различными словами (синонимами),

что существуют слова, противоположные по смыслу (антонимы).

Дидактические игры:

Игра с мячом «Я знаю пять (насекомых…)».

Игра с мячом «Ассоциации» ( «Красный»: ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак).

Игра «Назови другим словом» (бросить мяч – кинуть мяч, глядеть в окно – смотреть в окно)

Составление сравнений (Как солнышко, как ежик, как снег и т.д.). Обсуждение олицетворений (человек идет, часы идут; ребенок смеется, солнышко смеется и т.д.).

Дифференциация прямого и переносного значения глаголов в контексте (Девочка весело шагает по лужам. Солнечный зайчик весело шагает по лужам.)

Упражнения:

  • «Кто (что) может быть легким, тяжелым, добрым, веселым?»,
  • «Как сказать по-другому?»,
  • «Почему меня так называют?»,
  • «Продолжи цепочку слов».
  • «Как сказать по-другому?»,
  • «Что вы видите вокруг?»,
  • «Найди точное слово».

Игровые упражнения:

  • «Скажи точнее»,
  • «Кто скажет больше слов?»,
  • «Назовите как можно больше головных уборов».

Развитие связной речи

Задание: составляем устное коллективное письмо

  • Знакомство со структурой письма, лексикой: отправитель, адрес, адресат, почтовый ящик, конверт, дата.
  • Закрепление знаний о речевом этикете (приветствие, уважаемый, дорогой, уменьшительно-ласкательные формы обращений, обращения Вы — ты);
  • Развитие связной речи при составлении текста письма

«Письмо заболевшему другу»; «Письмо детям из другого города»

«Письмо больному мальчику, о котором узнали из телепередачи»

  • Что бы вы рассказали другу (о себе, о своей жизни, о мире)?
  • О чем бы вы спросили его? Какие пожелания высказали?
  • Как бы вы закончили письмо?

Описание сказочных персонажей в процессе

  • инсценирования сказок «Муха-Цокотуха», «Теремок»;
  • заучивания фрагментов сказки «Кошкин дом»;
  • рассказывания сказок «Репка», «Колобок»;
  • чтения сказок К.И. Чуковского воспитателем

Дети старшего дошкольного возраста

Упражнения по выстраиванию семантических оппозиций: определите, как соотносятся слова:

  • человек — дом (живое существо, соотносится со словом, обозначающим жилище этого существа) и продолжите цепочку: медведь — … (берлога); волк — … (нора); собака — … (будка); белка — … (дупло).
  • самолет — летит (средство передвижения — способ передвижения): лодка — … (плывет); машина — … (едет).
  • собака — лает (животное — как оно «говорит»): кошка — … (мяукает); утка — … (крякает); гусь — … (гогочет); петух — … (кукарекает); птица — … (поет).

Подбор слов, близких по своему значению:

  • Подберите слова, связанные с характеристикой движения: идти, шагать, брести, плестись, тащиться, волочиться.
  • Подберите слова, обозначающие процесс словесного общения: сказал, спросил, ответил, прошептал, закричал, объяснил, запутал.

Работа над антонимами:

  • Дети находят антонимы в пословицах, поговорках.
  • Подберите слова противоположного значения: свежий хлеб — (черствый); свежая газета — вчерашняя; свежая рубашка — грязная.
  • Продолжите словосочетания: «Подушка мягкая, а скамейка. (жесткая). Пластилин мягкий, а камень. (твердый)».
  • Составьте словосочетания из слов одного и другого ряда: ручка, игла, молния, спинка, ножка, лист, звонок –– острый, старый, тяжелый, легкий, глубокий, мягкий, мелкий, полный. Развитие связной речи

Создание устного рассказа (текста, включающего описание и повествование): «Разговор двух кочанов капусты» в ходе беседы по вопросам:

  • Представьте себе кочан капусты и опишите его. Чем могут отличаться 2 кочана капусты?
  • Где они могут встретиться?
  • Что расскажут они о себе друг другу?
  • Что можно из них приготовить?

Поздравления: с Новым годом, с днем рождения…

  • Каким должно быть обращение?
  • Как будет звучать поздравительный текст?
  • Что можно пожелать в праздник, в день рождения?
  • Как бы вы подписали поздравление?
  • Какой бы подарок вы могли приготовить?
  • Какими словами можно сопровождать вручение подарка?

Работа над литературными произведениями

Этапы работы над стихотворением:

Перед чтением: Видели вы когда-нибудь дерево в снегу? Опишите, как оно выглядит.

Выразительное чтение текста воспитателем.

После чтения текста:

Что вы представляли, слушая стихотворение?

Почему автор сравнивает снег с серебром?

Какое время суток изображено в стихотворении?

Какое настроение вызывает это стихотворение?

Похожие публикации:

  • Требования кио Сайт 2018 года: ЗДЕСЬ 12..08.2017. Вернулись сертификаты, отправленные по адресу 618250, Пермский край, г. Губаха, ул. Дегтярева, 34. Уважаемые победители и призеры (занявшие I-III места) конкурса "Бобер"-2016 -11 класс, "Бобер"-2015 […]
  • Шиповской константин александрович адвокат Адвокат Шиповской Константин Александрович Полезная информация? Поделиться: Отзывы об адвокате Вы можете оставить отзыв об адвокате — указывайте больше фактов (время, имена, номера дел в судах). Короткие отзывы вида "Хороший […]
  • Нотариус нефтестрой ярославль Нотариусы Ярославль +7 (499) 577-00-25 доб. 297 – Москва и МО Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Аввакумова […]
  • Офисная форма приказ 300 Приказ Министра обороны РФ от 7 февраля 2017 г. № 89 “О внесении изменений в приложение № 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 22 июня 2015 г. № 300 «Об утверждении Правил ношения военной формы одежды, знаков […]
  • Пенсия без стажа работы в россии Стаж и пенсия не работая как законно получить стаж, пенсионные баллы и пенсию не работая или на неофициальной работе Сколько нужно стажа для пенсии По новой пенсионной реформе минимальный стаж для назначения пенсии по старости и […]
  • Нотариус в вао адреса Круглосуточная Москва Круглосуточные сервисы в Москве Круглосуточные детские сады Практически в каждой семье рано или поздно наступает момент принятия решения о том, кто будет находиться с малышом, когда мама выйдет на работу. В 80-е […]