Требования к транспортным средствам по подготовке водителей

Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ

Содержание:

О безопасности дорожного движения

Статья 26. Основные требования по подготовке водителей транспортных средств

1. Допускаются к сдаче экзаменов на получение права на управление транспортными средствами граждане, прошедшие соответствующую подготовку в объеме, предусмотренном учебными планами и программами подготовки водителей транспортных средств соответствующей категории.

2. Допускается самостоятельная подготовка водителей на получение права управления транспортными средствами категорий «А» и «В» в объеме соответствующих программ.

3. Типовые программы подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий разрабатываются уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 26. Основные требования по подготовке водителей транспортных средств

1. Допускаются к сдаче экзаменов на получение права на управление транспортными средствами граждане, прошедшие соответствующую подготовку в объеме, предусмотренном учебными планами и программами подготовки водителей транспортных средств соответствующей категории.

2. Допускается самостоятельная подготовка водителей на получение права управления транспортными средствами категорий «А» и «В» в объеме соответствующих программ.

3. Типовые программы подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий разрабатываются уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Понравилась статья? Расскажи друзьям!

Новости по теме

Популярные новости

Советы / Лайфхак

Вот как я заставил свой двухлетний iPhone работать в четыре раза дольше: пять простых пунктов

  • Eric
  • Вчера, 18:17
  • 426 просмотров
  • База знаний / Советы / Лайфхак

Не держит батарейка iPhone? Надоели постоянные подзарядки? Устали от проводов? Мы постараемся помочь вам при помощи 5 простых советов. И пусть ваш новенький iPhone XS, не умирает каждые четыре часа!

Не держит батарейка iPhone? Надоели постоянные подзарядки? Устали от проводов? Мы постараемся помочь вам при помощи 5 простых советов. И пусть ваш новенький iPhone XS, не умирает каждые четыре часа.

Вот почему вы должны дотронуться до своей машины прежде чем заправлять ее на АЗС

  • 1gai
  • Вчера, 17:59
  • 419 просмотров
  • База знаний / Советы / Статьи

Вот что не знают многие водители о заправке автомобиля на АЗС.

Знаете ли вы, что если, перед тем как начать заправлять топливо на АЗС, вы дотронетесь до своей машины, то существенно уменьшите риски возгорания автомобиля? Не верите, что такое не может быть? А зря.

Вот что не знают многие водители о заправке автомобиля на АЗС. Знаете ли вы, что если, перед тем как начать заправлять топливо на АЗС, вы дотронетесь до своей машины, то существенно уменьшите риски возгорания автомобиля? Не верите, что такое не может быть? А зря. .

Вот почему на скорости двигатель будет остывать зимой даже при минус 5 градусах Цельсия

  • Eric
  • 7.02.19 (23:09)
  • 962 просмотров
  • База знаний / Советы / Полезное / Статьи

Для людей холод, а тем более сильный холодный ветер зимой – явление очень неприятное. Даже в приложениях «Погода» на наших смартфонах есть раздел «Ощущается как», в котором вы можете узнать, насколько реальная температура за окном отличается от значения на градуснике. Ведь на восприятие холода влияет несколько факторов разом – это влажность воздуха и его сила.

Для людей холод, а тем более сильный холодный ветер зимой – явление очень неприятное. Даже в приложениях «Погода» на наших смартфонах есть раздел «Ощущается как», в котором вы можете узнать, насколько реальная температура за окном отличается от.

Залили неправильное топливо: что теперь?

  • 1gai
  • 5.02.19 (13:31)
  • 761 просмотров
  • Советы / Статьи

Что делать, если вы неправильно заправили автомобиль?

Дизель, бензин, премиум-топливо, АИ-92 или АИ-98, дизель АИ-100 и т. п. Тут и запутаться недолго в разнообразии топлива, отпускаемого современными многопрофильными сетевыми АЗС. Особенно когда мы спешим. Но как быть, если мы действительно перепутали и неправильное топливо попало в бак? Наша рубрика «Советы» расскажет вам, что вы должны делать, когда залили в свою машину не тот вид топлива или не ту марку.

Что делать, если вы неправильно заправили автомобиль? Дизель, бензин, премиум-топливо, АИ-92 или АИ-98, дизель АИ-100 и т. п. Тут и запутаться недолго в разнообразии топлива, отпускаемого современными многопрофильными сетевыми АЗС. Особенно когда мы.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.12.95 N 196-ФЗ (ред. от 02.03.99) «О БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
  • В данном виде документ опубликован не был.
  • (в ред. от 10.12.95 — «Российская газета», N 245, 26.12.95,
  • «Собрание законодательства РФ», 1995, N 50, ст. 4873)

Статья 26. Основные требования по подготовке водителей транспортных средств

1. Допускаются к сдаче экзаменов на получение права на управление транспортными средствами граждане, прошедшие соответствующую подготовку в объеме, предусмотренном учебными планами и программами подготовки водителей транспортных средств соответствующей категории.

2. Допускается самостоятельная подготовка водителей на получение права управления транспортными средствами категорий «А» и «В» в объеме соответствующих программ.

3. Типовые программы подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий разрабатываются уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации на основании соответствующих государственных образовательных стандартов.

Требования к преподавателям и мастерам производственного обучения, осуществляющим подготовку водителей транспортных средств

Здравствуйте, дорогие читатели! Настоящая статья будет интересна тем, кто решил или имеет желание связать свою трудовую деятельность с подготовкой водителей транспортных средств. Попробуем разобраться с требованиями, которые предъявляются к преподавателям и мастерам производственного обучения, осуществляющим подготовку водителей транспортных средств. Сегодня для работы в автошколе уже недостаточно иметь лишь водительское удостоверение и стаж вождения три года, в связи с постоянным ростом количества транспортных средств и со сложной дорожной обстановкой, которая сегодня сложилась на наших дорогах, существует необходимость в разработке новых программ профессионального обучения водителей транспортных средств. Поэтому преподаватели и мастера производственного обучения вождению должны быть готовы к новым изменениям в программах подготовки обучения водителей транспортных средств.

Из пункта 21.3 Правил Дорожного движения Российской Федерации (утверждены постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090) следует, что мастер производственного обучения (обучающий) , должен иметь при себе удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории и документ на право обучения вождению.

21.3. Обучающий должен иметь при себе документ на право обучения вождению транспортного средства данной категории , а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории.

В соответствии со статьей 26 , Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года, обучение водителей транспортных средств классифицируется как профессиональное обучение.

Статья 26. Условия получения права на управление транспортными средствами
1. К сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного настоящей статьей возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение .
Примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий разрабатываются уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

А в соответствии со статьей 46 , Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от 29 декабря 2012 года, программы профессионального обучения (в том числе обучение вождению), могут осуществлять только педагогические работники, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и удовлетворяющие требованиям профессионального стандарта.

Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью
1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам

Согласно номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, к педагогическим работникам организаций (автошкол), осуществляющих образовательную деятельность по подготовке водителей, относятся преподаватели и мастера производственного обучения.

I. Должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность
2. Должности иных педагогических работников
Мастер производственного обучения
Преподаватель

Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом N 761н Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года установлены следующие требования к педагогическим работникам.

Мастер производственного обучения
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Преподаватель
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Требования к преподавателям и мастерам производственного обучения, осуществляющим подготовку водителей транспортных средств, отображены в приказе N 608н, Минтруда России от 08 сентября 2015 года, об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

Мастер производственного обучения
Требования к образованию и обучению
Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование — бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися
Дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования (бакалавриата) — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися
При отсутствии педагогического образования — дополнительное профессиональное педагогическое образование в области профессионального обучения; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства
Для преподавания по основным программам профессионального образования обязательно обучение по ДПП — программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года
Педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда
Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года
Требования к опыту практической работы
Обязателен опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися
Особые условия допуска к работе
Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности
Мастер производственного обучения должен иметь уровень (подуровень) квалификации по профессии рабочего выше, чем предусмотренный для выпускников образовательной программы.

Преподаватель
Требования к образованию и обучению
Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование — бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю)
Дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования (бакалавриата) — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю)
При отсутствии педагогического образования — дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства
Для преподавания дисциплин (модулей) профессионального учебного цикла программ среднего профессионального образования обязательно обучение по дополнительным профессиональным программам — программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года
Педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда
Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года
Требования к опыту практической работы
Опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися и (или) соответствующей преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) обязателен для преподавания по профессиональному учебному циклу программ среднего профессионального образования и при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю)
Особые условия допуска к работе
Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности.

В статье 108 Федерального закона N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года даны разъяснения по образовательным уровням (образовательные цензы), установленным в Российской Федерации, до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Статья 108. Заключительные положения
1. Образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, в следующем порядке:
1) среднее (полное) общее образование — к среднему общему образованию;
2) начальное профессиональное образование — к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих);
3) среднее профессиональное образование — к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена;
4) высшее профессиональное образование — бакалавриат — к высшему образованию — бакалавриату;
5) высшее профессиональное образование — подготовка специалиста или магистратура — к высшему образованию — специалитету или магистратуре;
6) послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре) — к высшему образованию — подготовке кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);
7) послевузовское профессиональное образование в ординатуре — к высшему образованию — подготовке кадров высшей квалификации по программам ординатуры;
8) послевузовское профессиональное образование в форме ассистентуры-стажировки — к высшему образованию — подготовке кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.

В письме Минобрнауки России от 11 сентября 2014 года N АК-2924/06, сказано следующее, требование о наличии высшего или среднего профессионального образования, не означает, что работники, у которых отсутствует требуемое образование, не могут быть приняты на соответствующие должности.

Согласно пункту 9 Единого квалификационного справочника лица (Приказ N 761н Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года), допускается в случае отсутствия у работника специальной подготовки, но имеющего достаточный опыт работы, по решению аттестационной комиссии назначать на соответствующие должности.

Смотрите так же:  Что есть право и в чем состоит правонарушение это должен определить закон

9. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

При этом, отсутствие у претендента на должность, требуемого уровня образования, может быть причиной отказа в заключении с работником трудового договора со стороны работодателя, прием на работу и создание аттестационной комиссии отнесены к компетенции образовательной организации.

Требования к транспортным средствам по подготовке водителей

Тел.: (495)729-80-69
Т/факс: (495) 649-32-73

E-mail:
[email protected]
[email protected]
г.Москва,
ул.Б.Черкизовская,
д.24 А, стр.6

Орден
«За профессионализм»
(Золотая звезда I степени)


Требования к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств различных категорий, по их оснащению техническими средствами. Требования к квалификации педагогических кадров

Требования к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств различных категорий, по их оснащению техническими средствами

Требования к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств различных категорий , по их оснащению техническими средствами являются обязательной частью требований к их учебно-материальной базе.
Требования к учебно-материальной базе образовательных учреждений включают в себя требования к:
наличию учебно-программной и методической документации;
оснащенности учебным оборудованием, учебно-наглядными пособиями, учебной литературой;
информационным материалам;
технической оснащенности образовательных учреждений.
В образовательном учреждении должна быть в наличии следующая учебно-программная и методическая документация:
примерные программы подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий, утвержденные в установленном порядке;
примерные программы переподготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий, утвержденные в установленном порядке;
рабочие программы подготовки и переподготовки водителей транспортных средств различных категорий, утвержденные руководителем образовательного учреждения;
методические рекомендации, утвержденные заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;
методические рекомендации по организации образовательного процесса, утвержденные руководителем образовательного учреждения;
материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, утвержденные руководителем образовательного учреждения.
Перечень требований к оснащенности учебным оборудованием, учебно-наглядными пособиями и информационным материалам представлен в Примерных программах подготовки водителей транспортных средств соответсвующих категорий.
Перечень учебной литературы самостоятельно определяется образовательным учреждением.
Техническая оснащенность образовательного учреждения включает в себя следующие компоненты:
технические средства обучения (далее — ТСО);
аппаратно-программные комплексы тестирования и развития психофизиологических качеств (далее — АПК);
тренажеры первоначального обучения навыкам вождения (далее — тренажеры) ;
учебные транспортные средства;
закрытые площадки для первоначального обучения вождению (автодромы, в т.ч. автоматизированные).
В образовательном учреждении должны быть в наличии следующие ТСО: компьютер, средства отображения информации (проектор, экран, монитор, ТВ и т.д.), с соответствующим программным обеспечением.
Требования к АПК
Аппаратно-программные комплексы тестирования и развития психофизиологических качеств водителя должны обеспечивать оценку и повышать уровень психофизиологических качеств необходимых для безопасного управления транспортным средством (профессионально важных качеств), а также формировать навыки саморегуляции его психоэмоционального состояния в процессе управления транспортным средством. Оценка уровня развития профессионально важных качеств производится при помощи компьютерных психодиагностических методик, реализованных на базе АПК с целью повышения достоверности и снижения субъективности в процессе тестирования.
АПК должны обеспечивать тестирование следующих профессионально важных качеств водителя:
психофизиологических (восприятие пространственных отношений и времени, глазомер, устойчивость, переключаемость и распределение внимания, память, психомоторику, эмоциональную устойчивость, динамику работоспособности);
свойств и качеств личности водителя, которые позволят ему безопасно управлять транспортным средством (нервно-психическая устойчивость, свойства темперамента, склонность к риску, конфликтность, монотоноустойчивость).
АПК для формирования у водителей навыков саморегуляции психоэмоционального состояния должны предоставлять возможности для обучения саморегуляции при наиболее часто встречающихся состояниях: эмоциональной напряженности, монотонии, утомлении, стрессе.
Технические требования к аппаратно-программным комплексам тестирования и развития психофизиологических качеств водителя утверждаются федеральным органом управления Госавтоинспекции.
Требования к тренажерам
Тренажеры, используемые в учебном процессе, должны обеспечивать:
первоначальное обучение навыкам вождения;
отработку правильной посадки водителя в транспортном средстве;
ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными приборами;
отработку приёмов управления транспортным средством.
Требования к учебным транспортным средствам различных категорий.Требования к оборудованию учебного транспортного средства категорий «В», «С», «D», «ВЕ», «СЕ», «DE».Учебное транспортное средство должно быть оборудовано:
дополнительными педалями привода сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза;
зеркалом заднего вида для обучающего;
опознавательными знаками «Учебное транспортное средство»;
аппаратно-программным комплексом, обеспечивающим аудио-видеонаблюдение за проезжей частью, контрольно-измерительными приборами, основными и дополнительными органами управления автомобилем, действиями кандидата в водители и мастера производственного обучения (экзаменатора), а также регистрацию и хранение полученной информации. Технические требования к оборудованию учебных транспортных средств аппаратно-программными комплексами утверждаются федеральным органом управления Госавтоинспекции.
Практическое обучение вождению транспортных средств категории «А» осуществляется только на закрытых от движения площадках и автодромах, требования к дополнительному оборудованию данной категории транспортных средств не предъявляются.
Транспортные средства, используемые для обучения вождению лиц с ограниченными возможностями здоровья, должны быть оборудованы соответствующим ручным или другим предусмотренным для таких лиц управлением.
Учебные транспортные средства регистрируются в установленном порядке.
Требования к закрытым площадкам (автодромам, в том числе автоматизированным) для первоначального обучения вождению транспортных средств
Закрытая площадка (автодром, в том числе автоматизированный) для первоначального обучения вождению транспортных средств должна иметь ровное и однородное асфальтобетонное покрытие, а также технические средства организации дорожного движения, обеспечивающие их круглогодичное функционирование.
Наклонный участок должен иметь продольный уклон в пределах 8 – 16 % включительно, использование колейной эстакады не допускается.
Коэффициент сцепления колеса с покрытием автодрома (в том числе наклонного участка) должен быть не ниже 0,4.
В случае проведения обучения в темное время суток освещенность автодрома должна быть не менее 20 лк.
Размеры автодрома и его обустройство техническими средствами организации дорожного движения должны обеспечивать выполнение каждого из учебных (контрольных) заданий, предусмотренных Примерными программами подготовки водителей транспортных средств, а также Методикой проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами соответствующих категорий .
В целях имитации реальных условий движения на площадке оборудуются перекресток, пешеходный переход, железнодорожный переезд, устанавливаются дорожные знаки, светофор и иные технические средства организации дорожного движения, а также наносится разметка в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования», ГОСТ Р 51256-99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования», ГОСТ Р 52282-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний», ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
Применяются также конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые.
Если размеры автодрома не позволяют разместить на его территории все учебные (контрольные) задания, предусмотренные Примерными программами подготовки водителей транспортных средств, а также Методикой проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами соответствующих категорий, необходимо иметь съемное оборудование, позволяющее разметить границы выполнения соответствующих заданий: конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые, столбики оградительные съемные, лента оградительная, разметка временная.
Автоматизированные автодромы должны быть оборудованы техническими средствами, позволяющими осуществлять контроль, оценку и хранение результатов выполнения учебных (контрольных) заданий в автоматизированном режиме.
Технические требования к оборудованию автодромов утверждаются федеральным органом управления Госавтоинспекции.
Требования к квалификации педагогических кадров.Требования к квалификации преподавателей по предметам:
«Основы законодательства в сфере дорожного движения», «Основы организации перевозок», «Эксплуатация транспортных средств и организация пассажирских перевозок» и «Основы безопасного управления транспортным средством»
Преподаватель по предметам: «Основы законодательства в сфере дорожного движения», «Основы организации перевозок», «Эксплуатация транспортных средств и организация пассажирских перевозок» и «Основы безопасного управления транспортным средством» должен иметь:
высшее или среднее профессиональное образование;
действительное водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории.
Требования к квалификации преподавателей по предмету «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств»
Преподаватель по предмету «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств» должен иметь высшее или среднее профессиональное образование технического профиля.
Требования к квалификации преподавателей по предмету «Оказание медицинской помощи»
Преподаватель по предмету «Оказание медицинской помощи» должен иметь высшее или среднее профессиональное образование медицинского профиля.
Требования к квалификации мастера производственного обучения
Мастер производственного обучения должен иметь:
образование не ниже среднего (полного) общего;
документ на право управления транспортным средством соответствующей категории;
документ на право обучения вождению транспортным средством данной категории;
непрерывный стаж управления транспортным средством соответствующей категории не менее трех лет.
Преподаватели и мастера производственного обучения, не имеющие педагогического образования, и лица, вновь поступившие на работу, должны в течение года с момента утверждения программы пройти обучение по программе повышения квалификации «Педагогические основы деятельности преподавателя (мастера) по подготовке водителей транспортных средств».
Преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет.
Квалификационные требования к преподавателям
Преподаватель должен:
планировать, организовывать и осуществлять деятельность по теоретическому и практическому обучению;
обеспечивать материально-техническое оснащение занятий, включая проверку безопасности используемого оборудования;
анализировать занятия, принимать решения по коррекции целей, содержания, методов и средств обучения;
оценивать результаты обучения посредством проведения контрольных занятий, зачетов и экзаменов;
участвовать в разработке рабочих программ, учебных планов, задач, тестов, упражнений по соответствующей теме;
осуществлять выбор и использовать современные учебники и учебно-методические пособия;
изучать, оценивать и использовать инновационные образовательные технологии;
обеспечивать соблюдение санитарных норм, правил охраны труда и пожарной безопасности;
своевременно и качественно осуществлять обслуживание применяемого в обучении оборудования.
Квалификационные требования к мастерам производственного обучения
Мастер производственного обучения должен:
планировать, организовывать и осуществлять деятельность по обучению вождению;
проводить занятия по практическому обучению вождению на тренажерах и учебном транспортном средстве для отработки и совершенствования навыков вождения;
проводить практические занятия по техническому обслуживанию транспортных средств;
обеспечивать проверку технического состояния используемых транспортных средств и оборудования;
оценивать результаты обучения посредством проведения контрольных занятий и экзаменов;
анализировать занятия, принимать решения по коррекции целей, содержания, методов и средств обучения;
осуществлять выбор и использовать в процессе обучения современные учебники и учебно-методические пособия;
разрабатывать учебно-методические материалы для проведения занятий по практическому вождению;
изучать, оценивать и использовать инновационные образовательные технологии;
обеспечивать соблюдение санитарных норм, правил охраны труда и пожарной безопасности;
бережно относиться к учебному транспортному средству;
своевременно и качественно осуществлять техническое обслуживание транспортного средства.

УТВЕРЖДЕНО:
Министерство образования и науки Российской Федерации
И.И. Калина

«_12_»____декабря______ 2008 г.

СОГЛАСОВАНО:
Министерство транспорта Российской Федерации
С.А. Аристов

СОГЛАСОВАНО:
Главный государственный инспектор
безопасности дорожного движения Российской Федерации
В.Н. Кирьянов

Примерная программа подготовки водителей транспортных средств категории «В» (утв. Министерством образования и науки РФ 25 сентября 2008 г.)

Примерная программа подготовки водителей транспортных средств категории «В» (далее — Примерная программа) представляет собой усовершенствованную примерную программу подготовки водителей данной категории (утверждена 29 декабря 1998 г. заместителем Министра общего и профессионального образования Российской Федерации).

Примерная программа содержит минимум требований к результатам и содержанию подготовки и является основой для разработки рабочих программ, утверждаемых организациями, осуществляющими подготовку водителей.

С введением в действие Примерной программы считается утратившей силу ранее утвержденная примерная программы подготовки водителей транспортных средств категории «В».

Пояснительная записка

Примерная программа разработана в соответствии с требованиями Федеральных законов «О безопасности дорожного движения», «Об образовании».

Примерная программа включает требования к результатам ее освоения, структуре и примерному содержанию подготовки, а также условиям ее реализации.

Требования к результатам освоения Примерной программы сформированы на основе квалификационных требований, предъявляемых к водителю транспортных средств категории «В». В требованиях к результатам освоения примерной программы описываются требования к умениям, приобретаемым в ходе освоения примерной программы, указываются усваиваемые знания, на базе которых формируются умения и приобретается практический опыт управления транспортным средством.

Структура и содержание Примерной программы представлены примерным учебным планом, примерными тематическими планами по учебным предметам, примерными программами по учебным предметам.

В примерном учебном плане содержится перечень учебных предметов с указанием объемов времени, отводимых на освоение предметов, включая объемы времени, отводимые на теоретическое и практическое обучение.

В примерном тематическом плане по учебному предмету раскрывается рекомендуемая последовательность изучения разделов и тем, указывается распределение учебных часов по разделам и темам.

В примерной программе учебного предмета приводится содержание предмета с учетом требований к результатам освоения в целом программы подготовки водителей транспортных средств категории «В».

Требования к условиям реализации Примерной программы представлены требованиями к организации учебного процесса, учебно-методическому и кадровому обеспечению, а также правами и обязанностями организаций, осуществляющих подготовку водителей.

Требования к организации учебного процесса:

Учебные группы по подготовке водителей создаются численностью до 30 человек.

Учет посещаемости занятий, успеваемости и пройденных тем ведется преподавателями и мастерами производственного обучения в соответствующей учетной документации.

Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий — 1 академический час (45 минут), а при обучении вождению — 1 астрономический час (60 минут), включая время на подведение итогов, оформление документации.

Теоретическое и практическое обучение проводятся в оборудованных кабинетах с использованием учебно-методических и учебно-наглядных пособий в соответствии с Перечнем учебных материалов для подготовки водителей (Приложение).

В ходе практического обучения по предмету «Основы оказания медицинской помощи» обучающиеся должны уметь выполнять приемы по оказанию доврачебной помощи (самопомощи) пострадавшим на дорогах.

Обучение вождению проводится вне сетки учебного времени мастером производственного обучения индивидуально с каждым обучаемым в соответствии с графиком очередности обучения вождению (на тренажере и учебном транспортном средстве). При этом мастер может обучать на тренажере одновременно до четырех обучаемых (по числу учебных мест), а на учебном транспортном средстве — одного. Обучение вождению состоит из первоначального обучения вождению и обучения практическому вождению на учебных маршрутах в условиях реального дорожного движения.

Первоначальное обучение вождению транспортных средств должно проводиться на закрытых площадках или автодромах.

К обучению практическому вождению на учебных маршрутах допускаются лица, имеющие первоначальные навыки управления транспортным средством, представившие медицинскую справку установленного образца и знающие требования Правил дорожного движения.

На занятии по вождению мастер производственного обучения должен иметь при себе: удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, документ на право обучения вождению транспортного средства данной категории.

Обучение практическому вождению проводится на учебном транспортном средстве, оборудованном в установленном порядке и имеющим опознавательные знаки «Учебное транспортное средство», тренажерах (при их наличии), учебном автодроме (площадке для учебной езды) и на учебных маршрутах, утверждаемых организацией, осуществляющей подготовку водителей, и согласованных с ГИБДД.

На обучение вождению отводится 50 астрономических часов на каждого обучаемого. При отработке упражнений по вождению предусматривается выполнение работ по контрольному осмотру учебного транспортного средства.

Каждое задание программы обучения вождению разбивается на отдельные упражнения, которые разрабатываются организацией, осуществляющей подготовку водителей, и утверждаются ее руководителем.

Смотрите так же:  Северодвинск возврат комиссии

Для проверки навыков управления транспортным средством предусматривается проведение контрольного занятия.

Контрольное занятие проводится на площадке для учебной езды. В ходе занятия проверяется качество приобретенных навыков управления транспортным средством путем выполнения соответствующих упражнений.

Лица, получившие по итогам контрольного занятия неудовлетворительную оценку, не допускаются к выполнению последующих заданий.

По предметам «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств» и «Оказание медицинской помощи» проводится зачет.

По завершению обучения проводится итоговая аттестация. Состав аттестационной комиссии определяется и утверждается руководителем организации, осуществляющей подготовку водителей транспортных средств

Основными видами аттестационных испытаний являются: комплексный экзамен и практический экзамен по управлению транспортным средством.

Комплексный экзамен проводится по предметам «Основы законодательства в сфере дорожного движения» и «Основы безопасного управления транспортными средствами».

Экзамен и зачеты проводятся с использованием экзаменационных билетов, разработанных в организации, осуществляющей подготовку водителей транспортных средств на основе данной Программы, и утвержденных руководителем этой организации.

На прием экзамена отводится 2 академических часа. При проведении экзаменов с использованием автоматизированных систем, время, отводимое на экзамен уменьшается до фактически затраченного.

Практический экзамен по управлению транспортным средством проводится в два этапа. Первый этап проводится на закрытой площадке или автодроме, второй этап — на контрольном маршруте в условиях реального дорожного движения.

Результаты итоговой аттестации оформляются протоколом.

По результатам итоговой аттестации выдается свидетельство о прохождении обучения действующего образца.

При обучении вождению на транспортном средстве, оборудованном автоматической коробкой переключения передач в свидетельстве о прохождении обучения делается соответствующая запись.

Выдача водительского удостоверения на право управления транспортным средством производится подразделениями ГИБДД после сдачи квалификационных экзаменов.

Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса:

Перечень учебных материалов для подготовки водителей транспортного средства категории «В» содержится в приложении к Примерной программе.

Требования к кадровому обеспечению учебного процесса:

Преподаватели учебного предмета «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств» должны иметь высшее или среднее профессиональное образование технического профиля.

Преподаватели учебных предметов «Основы законодательства в сфере дорожного движения» и «Основы безопасного управления транспортными средствами» должны иметь высшее или среднее профессиональное образование, а также водительское удостоверение на право управление транспортным средством соответствующей категории.

Занятия по предмету «Оказание медицинской помощи» проводятся медицинским работником с высшим или средним профессиональным образованием медицинского профиля.

Мастера производственного обучения должны иметь образование не ниже среднего (полного) общего, непрерывный стаж управления транспортным средством

соответствующей категории не менее трех лет, и документ на право обучения вождению транспортным средством данной категории.

Преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет.

Права и обязанности организаций, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств.

Организации, осуществляющие подготовку водителей, обязаны:

— в рабочих программах подготовки водителей предусмотреть выполнение содержания Примерной программы подготовки водителей транспортных средств категории «В».

Организации, осуществляющие подготовку водителей, имеют право:

. изменять последовательность изучения разделов и тем учебного предмета при условии выполнения программы учебного предмета;

. увеличивать количество часов, отведенных как на изучение учебных предметов, так и на обучение первоначальному и практическому вождению, вводя дополнительные темы и упражнения, учитывающие региональные особенности;

. организовывать на основе договорных отношений обучение по предмету «Оказание медицинской помощи» в образовательных учреждениях медицинского профиля, имеющих лицензию на образовательную деятельность.

Требования к результатам освоения примерной программы

Водитель транспортного средства категории «В» должен уметь:

. безопасно управлять транспортным средством в различных дорожных и метеорологических условиях, соблюдать Правила дорожного движения;

. управлять своим эмоциональным состоянием, уважать права других участников дорожного движения, конструктивно разрешать межличностные конфликты, возникшие между участниками дорожного движения;

. выполнять контрольный осмотр транспортного средства перед выездом и при выполнении поездки;

. заправлять транспортное средство горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями с соблюдением современных экологических требований;

. обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров, их перевозку, либо прием, размещение и перевозку грузов;

. уверенно действовать в нештатных ситуациях;

. принимать возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, соблюдать требования по их транспортировке;

. устранять возникшие во время эксплуатации транспортного средства мелкие неисправности, не требующие разборки узлов и агрегатов, с соблюдением требований техники безопасности;

. своевременно обращаться к специалистам за устранением выявленных технических неисправностей;

. совершенствовать свои навыки управления транспортным средством.

Водитель транспортного средства категории «В» должен знать:

. назначение, расположение, принцип действия основных механизмов и приборов транспортного средства;

. Правила дорожного движения, основы законодательства в сфере дорожного движения;

. виды ответственности за нарушение Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортных средств и норм по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

. основы безопасного управления транспортными средствами;

. о влиянии алкоголя, медикаментов и наркотических веществ, а также состояния здоровья и усталости на безопасное управление транспортным средством;

. перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств или их дальнейшее движение;

. приемы и последовательность действий при оказании доврачебной медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях;

. порядок выполнения контрольного осмотра транспортного средства перед поездкой и работ по его техническому обслуживанию;

. правила техники безопасности при проверке технического состояния транспортного средства, приемы устранения неисправностей и выполнения работ по техническому обслуживанию, правила обращения с эксплуатационными материалами.

Структура и содержание примерной программы
примерный учебный план подготовки водителей транспортных средств категории «В»

* Зачеты проводятся за счет учебного времени, отводимого на изучение предмета.

** Экзамен по вождению транспортного средства в образовательном учреждении проводится за счет часов, отведенных на вождение (1 час).

*** Вождение проводится вне сетки учебного времени в объеме 50 часов, из них: 6 часов на тренажере. При отсутствии тренажера — 50 часов на транспортном средстве.

Примерный тематический план предмета «Основы законодательства в сфере дорожного движения»

Примерная программа предмета «Основы законодательства в сфере дорожного движения»

Введение. Обзор законодательных актов

Закон о безопасности дорожного движения, Правила дорожного движения, Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, Закон об охране окружающей среды, Закон об обязательном страховании гражданской ответственности (ОСАГО).

Раздел 1. Правила дорожного движения

Тема 1. Общие положения. Основные понятия и термины. Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров

Значение Правил в обеспечении порядка и безопасности дорожного движения. Общая структура Правил. Основные понятия и термины, содержащиеся в Правилах.

Обязанности участников дорожного движения. Порядок ввода ограничений в дорожном движении.

Документы, которые водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам милиции.

Порядок предоставления транспортных средств должностным лицам.

Права и обязанности водителей транспортных средств, движущихся с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом. Обязанности других водителей по обеспечению безопасности движения специальных транспортных средств.

Обязанности водителей, причастных к дорожно-транспортному происшествию. Обязанности пешеходов и пассажиров по обеспечению безопасности дорожного движения.

Тема 2. Дорожные знаки

Значение дорожных знаков в общей системе организации дорожного движения. Классификация дорожных знаков. Требования к расстановке знаков. Дублирующие, повторные и временные знаки.

Предупреждающие знаки. Назначение. Общий признак предупреждения. Правила установки предупреждающих знаков. Название и назначение каждого знака. Действия водителя при приближении к опасному участку дороги, обозначенному соответствующим предупреждающим знаком.

Знаки приоритета. Назначение. Название и место установки каждого знака. Действия водителей в соответствии с требованиями знаков приоритета.

Запрещающие знаки. Назначение. Общий признак запрещения. Название, назначение и место установки каждого знака. Действия водителей в соответствии с требованиями запрещающих знаков. Исключения. Права водителей с ограниченными физическими возможностями и водителей, перевозящих таких лиц. Зона действия запрещающих знаков.

Предписывающие знаки. Назначение. Общий признак предписания. Название, назначение и место установки каждого знака. Действия водителей в соответствии с требованиями предписывающих знаков. Исключения.

Знаки особых предписаний. Назначение, общие признаки. Название, назначение и место установки каждого знака.

Информационные знаки. Назначение. Общие признаки знаков. Название, назначение и место установки каждого знака. Действия водителей в соответствии с требованиями знаков, которые вводят определенные режимы движения.

Знаки сервиса. Назначение. Название и место установки.

Знаки дополнительной информации (таблички). Назначение. Название и размещение каждого знака.

Тема 3. Дорожная разметка и ее характеристики

Значение разметки в общей организации дорожного движения, классификация разметки.

Горизонтальная разметка. Назначение. Цвет и условия применения каждого вида горизонтальной разметки. Действия водителей в соответствии с требованиями горизонтальной разметки.

Вертикальная разметка. Назначение. Цвет и условия применения каждого вида вертикальной разметки.

Практическое занятие по темам 1-3

Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов и т.д. Формирование умений руководствоваться дорожными знаками и разметкой.

Тема 4. Порядок движения, остановка и стоянка транспортных средств

Предупредительные сигналы. Виды и назначение сигналов. Правила подачи сигналов световыми указателями поворотов и рукой. Использование предупредительных сигналов при обгоне. Опасные последствия несоблюдения правил подачи предупредительных сигналов.

Начало движения, маневрирование. Обязанности водителей перед началом движения, перестроением и маневрированием. Порядок выполнения поворота на перекрестке. Поворот налево и разворот вне перекрестка. Действия водителя при наличии полосы разгона (торможения). Места, где запрещен разворот.

Порядок движения задним ходом. Места, где запрещено движение задним ходом.

Опасные последствия несоблюдения правил маневрирования.

Расположение транспортных средств на проезжей части. Требования к расположению транспортных средств на проезжей части в зависимости от количества полос для движения, видов транспортных средств, скорости движения.

Случаи, когда разрешается движение по трамвайным путям. Повороты на дорогу с реверсивным движением.

Опасные последствия несоблюдения правил расположения транспортных средств на проезжей части.

Скорость движения. Факторы, влияющие на выбор скорости движения. Ограничения скорости в населенных пунктах. Ограничения скорости вне населенных пунктов, на автомагистралях для различных категорий транспортных средств. Запрещения при выборе скоростного режима. Выбор дистанции и интервалов. Особые требования для водителей тихоходных и большегрузных транспортных средств.

Опасные последствия несоблюдения безопасной скорости и дистанции.

Обгон и встречный разъезд. Обязанности водителя перед началом обгона. Действия водителей при обгоне. Места, где обгон запрещен.

Встречный разъезд на узких участках дорог. Встречный разъезд на подъемах и спусках. Опасные последствия несоблюдения правил обгона и встречного разъезда.

Остановка и стоянка. Порядок остановки и стоянки. Способы постановки транспортных средств на стоянку. Длительная стоянка вне населенных пунктов. Меры предосторожности при постановке транспортного средства на стоянку. Места, где остановка и стоянка запрещены.

Опасные последствия несоблюдения правил остановки и стоянки.

Тема 5. Регулирование дорожного движения

Средства регулирования дорожного движения. Значения сигналов светофора и действия водителей в соответствии с этими сигналами. Реверсивные светофоры.

Светофоры для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе.

Значение сигналов регулировщика для трамваев, пешеходов и безрельсовых транспортных средств. Порядок остановки при сигналах светофора или регулировщика, запрещающих движение.

Действия водителей и пешеходов в случаях, когда указания регулировщика противоречат сигналам светофора, дорожным знакам и разметке.

Практическое занятие по темам 4-5

Решение комплексных задач, разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов и т.д.

Выработка навыков подачи предупредительных сигналов рукой. Формирование умений правильно руководствоваться сигналами регулирования, ориентироваться, оценивать ситуацию и прогнозировать ее развитие.

Тема 6. Проезд перекрестков

Общие правила проезда перекрестков. Случаи, когда водители трамваев имеют преимущества.

Регулируемые перекрестки. Взаимодействие сигналов светофора и знаков приоритета. Порядок и очередность движения на регулируемом перекрестке.

Нерегулируемые перекрестки. Порядок движения на перекрестках равнозначных дорог. Порядок движения на перекрестках неравнозначных дорог.

Очередность проезда перекрестка, когда главная дорога меняет направление.

Действия водителя в случае, если он не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и т.п.) и при отсутствии знаков приоритета.

Тема 7. Проезд пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов

Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств. Обязанности водителя, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, остановке маршрутных транспортных средств или транспортному средству, имеющему опознавательный знак «Перевозка детей».

Железнодорожные переезды. Разновидности железнодорожных переездов. Устройство и особенности работы современной железнодорожной сигнализации на переездах. Порядок движения транспортных средств.

Правила остановки транспортных средств перед переездом. Обязанности водителя при вынужденной остановке на переезде.

Запрещения, действующие на железнодорожном переезде.

Случаи, требующие согласования условий движения через переезд с начальником дистанции пути железной дороги.

Опасные последствия нарушения правил проезда пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов.

Практическое занятие по темам 6-7

Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов и т.д.

Тема 8. Особые условия движения

Движение по автомагистралям. Запрещения, вводимые на автомагистралях. Обязанности водителей при вынужденной остановке на проезжей части автомагистрали и на обочине.

Движение в жилых зонах.

Приоритет маршрутных транспортных средств. Пересечение трамвайных путей вне перекрестка.

Порядок движения на дороге с выделенной полосой для маршрутных транспортных средств. Правила поведения водителей в случаях, когда троллейбус или автобус начинает движение от обозначенного места остановки.

Правила пользования внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.

Включение ближнего света фар в светлое время суток. Действия водителя при ослеплении. Порядок использования противотуманных фар, фары-прожектора, фары-искателя и задних противотуманных фонарей, знака автопоезда.

Случаи, разрешающие применение звуковых сигналов.

Буксировка механических транспортных средств. Условия и порядок буксировки механических транспортных средств на гибкой сцепке, жесткой сцепке и методом частичной погрузки.

Случаи, когда буксировка запрещена.

Перевозка людей в буксируемых и буксирующих транспортных средствах. Опасные последствия несоблюдения правил буксировки механических транспортных средств.

Учебная езда. Условия, при которых разрешается учебная езда. Требования к обучающему, обучаемому и учебному механическому транспортному средству.

Требования к движению велосипедистов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных (запреты и возрастной ценз с которого разрешается управление).

Тема 9. Перевозка людей и грузов

Требование к перевозке людей в грузовом автомобиле. Обязанности водителя перед началом движения. Скорость движения при перевозке людей. Дополнительные требования при перевозке детей. Случаи, когда запрещается перевозка людей.

Правила размещения и закрепления груза на транспортном средстве. Перевозка грузов, выступающих за габариты транспортного средства.

Обозначение перевозимого груза. Случаи, требующие согласования условий движения транспортных средств с ГИБДД.

Опасные последствия несоблюдения правил перевозки людей и грузов.

Тема 10. Техническое состояние и оборудование транспортных средств

Общие требования. Условия, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств.

Неисправности, при возникновении которых водитель должен принять меры к их устранению, а если это невозможно — следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.

Неисправности, при которых запрещено дальнейшее движение.

Опасные последствия эксплуатации транспортного средства с неисправностями, угрожающими безопасности дорожного движения.

Тема 11. Государственные регистрационные знаки, опознавательные знаки, предупредительные надписи и обозначения

Требования к оборудованию транспортных средств государственными регистрационными знаками и обозначениями.

Раздел 2. Нормативно-правовые документы, регулирующие отношения в сфере дорожного движения

Тема 12. Административное право

Административное правонарушение (АПН) и административная ответственность.

Смотрите так же:  Анализы перед эко срок действия

Административные наказания: предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест и конфискация орудия совершения или предмета АПН. Органы, налагающие административные наказания, порядок их исполнения. Меры, применяемые уполномоченными лицами, в целях обеспечения производства по делу об АПН (изъятие водительского удостоверения, задержание транспортного средства и т.д.).

Тема 13. Уголовное право

Понятие об уголовной ответственности. Состав преступления. Виды наказаний.

Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Преступления против жизни и здоровья (оставление в опасности) Условия наступления уголовной ответственности.

Тема 14. Гражданское право

Понятие о гражданской ответственности. Основания для гражданской ответственности. Понятия: вред, вина, противоправное действие. Ответственность за вред, причиненный в ДТП. Возмещение материального ущерба.

Понятие о материальной ответственности за причиненный ущерб. Условия и виды наступления материальной ответственности, ограниченная и полная материальная ответственность.

Право собственности, субъекты права собственности. Право собственности и владения транспортным средством.

Налог с владельца транспортного средства.

Тема 15. Правовые основы охраны окружающей среды

Понятие и значение охраны природы. Законодательство об охране природы. Цели, формы и методы охраны природы.

Объекты природы, подлежащие правовой охране: земля, недра, вода, флора, атмосферный воздух, заповедные природные объекты.

Система органов, регулирующих отношения по правовой охране природы, их компетенции, права и обязанности.

Ответственность за нарушение законодательства об охране природы.

Тема 16. Закон об ОСАГО

Федеральный Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности». Порядок страхования. Порядок заключения договора о страховании. Страховой случай. Основание и порядок выплаты страховой суммы.

Практическое занятие по теме 16

Заполнение бланка извещения о ДТП.

Примерный тематический план предмета «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств»

Примерная программа предмета «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств»

Раздел 1. Устройство транспортных средств

Тема 1. Общее устройство транспортного средства

Назначение и классификация. Общее устройство. Назначение, расположение и взаимодействие основных агрегатов, узлов, механизмов и систем. Краткие технические характеристики транспортных средств. Органы управления. Средства информационного обеспечения водителя. Системы автоматизации управления. Системы обеспечения комфортных условий в салоне.

Тема 2. Общее устройство и работа двигателей

Виды, назначение и принцип работы двигателей и их механизмов.

Назначение и виды систем охлаждения. Принципиальная схема работы систем охлаждения. Охлаждающие жидкости и требования к ним. Тепловой режим работы двигателя. Назначение и расположение приборов систем охлаждения.

Назначение системы смазки. Принципиальная схема работы системы. Способы подачи масла к трущимся поверхностям деталей. Применяемые масла, их основные свойства и маркировка. Контроль давления масла. Очистка и охлаждение масла.

Схемы системы питания. Назначение, общее устройство, работа приборов подачи и очистки топлива, воздуха и их расположение на транспортном средстве.

Тема 3. Источники и потребители электроэнергии

Типы аккумуляторных батарей, их назначение. Основные характеристики, свойства и маркировка. Электролит и меры предосторожности при обращении с ним. Обслуживание аккумуляторных батарей. Назначение, устройство и работа генератора.

Назначение, устройство и работа стартера.

Назначение и работа внешних световых приборов и звуковых сигналов, контрольно-измерительных приборов, стеклоочистителей, стеклоомывателей, системы отопления и кондиционирования.

Тема 4. Общее устройство и назначение трансмиссии

Схемы трансмиссий с различными приводами. Смазка агрегатов, узлов и деталей трансмиссии. Трансмиссионные масла и пластичные смазки, их применение, основные свойства и маркировка.

Сцепление, его виды, назначение, общее устройство. Регулировка привода сцепления.

Назначение и общее устройство коробки переключения передач. Типы коробок переключения передач.

Особенности эксплуатации различных типов коробок переключения передач (механической, АКПП, вариатора и роботизированной).

Назначение, устройство и работа карданной и главной передач, дифференциала, полуосей и привода ведущих колес.

Тема 5. Кузов и ходовая часть.

Типы кузовов. Устройство кузова. Системы пассивной безопасности. Виды подвесок. Назначение, устройство и работа передней и задней подвесок. Устройство автомобильных колес и шин. Крепление колес. Маркировка шин и дисков.

Тема 6. Тормозная система

Назначение и виды тормозных систем.

Схема и принципы действия тормозных систем. Антиблокировочная система тормозов.

Тормозные жидкости, их свойства, маркировка. Признаки неисправностей тормозной системы.

Тема 7. Рулевое управление.

Назначение, расположение, общее устройство и работа рулевого управления: привода рулевого механизма, усилителя рулевого управления, привода управляемых колес.

Основные требования, предъявляемые к рулевому управлению.

Неисправности рулевого управления, их признаки и причины.

Тема 8. Системы активной и пассивной безопасности

Виды систем активной безопасности: антиблокировочная система(АВЗ), антипробуксовочная система (ASC), система голосового управления функциями (IAF), система помощи при торможении (BAS, ВА), система помощи при спуске, система распределения тормозных сил (EBD), система самовыравнивания подвески (SLC), парктроник (PDS), электронная программа динамической стабилизации (или система курсовой устойчивости) (ESP). Их назначение и использование в движении.

Виды систем пассивной безопасности: ремни безопасности, система пассивной безопасности (или подушки безопасности) (SRS), преднатяжители ремней безопасности, детские кресла. Их назначение, выполняемые функции при попадании ТС в аварию.

Раздел 2. Техническое обслуживание

Тема 9. Виды и периодичность технического обслуживания транспортного средства

Виды, периодичность и порядок основных работ по техническому обслуживанию в соответствии с сервисной книжкой и инструкцией по эксплуатации.

Проверка технического состояния перед выездом.

Тема 10. Техника безопасности и охрана окружающей среды

Общие требования безопасности при эксплуатации транспортных средств. Опасность отравления выхлопными газами и эксплуатационными жидкостями.

Правила безопасности при пользовании электроприборами. Безопасность труда при проведении мелких ремонтных работ и технического обслуживания.

Меры противопожарной безопасности, правила тушения пожара.

Основные мероприятия по снижению вредных последствий на окружающую среду при эксплуатации и ремонте.

Тема 11. Характерные неисправности и способы их устранения

Проверка и доведение до нормы давления в шинах колес.

Замена плавкого предохранителя.

Проверка состояния аккумуляторной батареи.

Замена неисправных электроламп.

Проверка состояния привода стояночного тормоза.

Замена щеток стеклоочистителей.

Контроль уровня эксплуатационных жидкостей.

Примерный тематический план предмета «Основы безопасного управления транспортным средством»

Примерная программа предмета «Основы безопасного управления транспортным средством»

Раздел 1. Психологические основы безопасного управления транспортным средством

Тема 1. Психологические основы деятельности водителя

Зрение, слух и осязание — важнейшие каналы восприятия информации. Понятие о психических процессах (внимание, память, мышление, психомоторика, ощущение и восприятие) и их роль в управлении автотранспортным средством. Внимание, его свойства (устойчивость (концентрация), переключение, объем и т.д.). Основные признаки потери внимания.

Причины отвлечения внимания (застегивание ремня безопасности или регулировка зеркала после начала движения; настройка радиоприемника или навигационной системы во время поездки; прикуривание или прием пищи; чтение дорожной карты или схемы проезда во время движения; телефонные разговоры или дискуссия в транспортном средстве и т.д.).

Свойства нервной системы и темперамент. Влияние эмоций и воли на управление транспортным средством.

Психологические качества человека (импульсивность, склонность к риску, агрессивность и т.д.) и их роль в возникновении опасных ситуаций в процессе вождения.

Обработка информации, воспринимаемой водителем. Прогноз развития ситуации как необходимый фактор обеспечения безопасности движения. Чувство опасности и скорости. Риск и принятие решений в процессе управления транспортным средством.

Качества, которыми должен обладать идеальный водитель. Ценности и цели водителя, обеспечивающие безопасное управление транспортным средством. Мотивация безопасного вождения. Мотивация власти и ее роль в аварийности.

Тема 2. Основы саморегуляции психических состояний в процессе управления транспортным средством

Психические состояния, влияющие на управление транспортным средством: утомление, монотония, эмоциональное напряжение. Работоспособность. Стресс в деятельности водителя. Нештатные ситуации как фактор возникновения стресса. Приемы и способы управления эмоциями. Контролирование эмоций через самопознание.

Профилактика утомления. Способы поддержания устойчивого физического состояния при управлении транспортным средством. Влияние болезни и физических недостатков, алкоголя, наркотиков и лекарственных препаратов на безопасность дорожного движения. Приемы и способы повышения работоспособности. Нормализация психических состояний во время стресса.

Тема 3. Основы бесконфликтного взаимодействия участников дорожного движения Общая культура человека как основа для безопасного поведения на дорогах.

Этические качества личности. Этика водителя как важнейший элемент его активной безопасности.

Понятие конфликта. Источники и причины конфликтов. Динамика развития конфликтной ситуации. Профилактика возникновения конфликтов. Способы регулирования и конструктивного завершения конфликтов. Возможности снижения агрессии в конфликте.

Раздел 2. Основы управления транспортным средством и безопасность движения

Тема 4. Планирование поездки в зависимости от целей и дорожных условий движения

Влияние целей поездки на безопасность управления транспортным средством. Оценка необходимости поездки в сложившихся дорожных условиях движения: в светлое или темное время суток, в условиях недостаточной видимости, различной интенсивности движения, в различных условиях состояния дорожного покрытия и т.д. Выбор маршрута движения и оценка времени для поездки. Примеры типичных мотивов рискованного поведения при планировании поездок. Доводы в пользу управления рисками.

Влияние дорожных условий на безопасность движения. Виды и классификация автомобильных дорог. Обустройство дорог. Основные элементы безопасности дороги. Понятие о коэффициенте сцепления шин с дорогой. Изменение коэффициента сцепления в зависимости от состояния дороги, погодных и метеорологических условий.

Понятие о дорожно-транспортном происшествии. Виды дорожно-транспортных происшествий. Причины и условия возникновения дорожно-транспортных происшествий. Распределение аварийности по сезонам, дням недели, времени суток, категориям дорог, видам транспортных средств и другим факторам.

Тема 5. Оценка уровня опасности воспринимаемой информации, организация наблюдения в процессе управления транспортным средством

Три основных зоны осмотра дороги впереди: дальняя (30-120 секунд), средняя (12-15 секунд) и ближняя (4-6 секунд). Использование дальней зоны осмотра для получения предварительной информации об особенностях обстановки на дороге, средней для определения степени опасности объекта и ближней для перехода к защитным действиям. Особенности наблюдения за обстановкой в населенных пунктах и при движении по загородным дорогам. Навыки осмотра дороги сзади при движении передним и задним ходом, при торможении, перед поворотом, перестроением и обгоном. Контролирование обстановки сбоку через боковые зеркала заднего вида и поворотом головы. Преимущества боковых зеркал заднего вида панорамного типа. Способ отработки навыка осмотра контрольно-измерительных приборов. Алгоритм осмотра прилегающих дорог при проезде перекрестков.

Примеры составления прогноза (прогнозирования) развития штатной и нештатной ситуации. Ситуационный анализ дорожной обстановки.

Тема 6. Оценка тормозного и остановочного пути. Формирование безопасного пространства вокруг транспортного средства при разных скоростях движения

Время реакции водителя. Время срабатывания тормозного привода. Безопасная дистанция в секундах и метрах. Способы контроля безопасной дистанции. Уровни допускаемого риска при выборе дистанции. Время и пространство, требуемые на торможение и остановку при различных скоростях и условиях движения. Безопасный боковой интервал. Формирование безопасного пространства вокруг транспортного средства в различных условиях движения (по интенсивности, скорости потока, состояния дороги и метеорологических условий) и при остановке. Способы минимизации и разделения опасности. Принятие компромиссных решений в сложных дорожных ситуациях.

Тема 7. Техника управления транспортным средством

Посадка водителя за рулем. Использование регулировок положения сиденья и органов управления для принятия оптимальной рабочей позы.

Контроль за соблюдением безопасности при перевозке пассажиров, включая детей и животных.

Назначение органов управления, приборов и индикаторов. Действия водителя по применению: световых и звуковых сигналов; включению систем очистки, обдува и обогрева стекол; очистки фар; включению аварийной сигнализации, регулирования систем обеспечения комфортности. Действия при аварийных показаниях приборов.

Приемы действия органами управления. Техника руления.

Пуск двигателя. Прогрев двигателя.

Начало движения и разгон с последовательным переключением передач. Выбор оптимальной передачи при различных скоростях движения. Торможение двигателем.

Действия педалью тормоза, обеспечивающие плавное замедление в штатных ситуациях и реализацию максимальной тормозной силы в нештатных режимах торможения, в том числе на дорогах со скользким покрытием.

Начало движения на крутых спусках и подъемах, на труднопроходимых и скользких участках дорог. Начало движения на скользкой дороге без буксования колес.

Особенности управления транспортным средством при наличии АБС.

Специфика управления транспортным средством с АКПП. Приемы действия органами управления АКПП. Выбор режима работы АКПП при движении на крутых спусках и подъемах, на труднопроходимых и скользких участках дорог.

Тема 8. Действия водителя при управлении транспортным средством

Силы, действующие на транспортное средство. Сцепление колес с дорогой. Резерв силы сцепления — условие безопасности движения.

Управление транспортным средством в ограниченном пространстве, на перекрестках и пешеходных переходах, в транспортном потоке и в условиях ограниченной видимости, на крутых поворотах, подъемах и спусках, при буксировке. Управление транспортным средством в сложных дорожных условиях и в условиях недостаточной видимости.

Способы парковки и стоянки транспортного средства.

Выбор скорости и траектории движения в поворотах, при разворотах и в ограниченных проездах в зависимости от конструктивных особенностей транспортного средства. Выбор скорости в условиях городского движения, вне населенного пункта и на автомагистралях.

Обгон и встречный разъезд.

Проезд железнодорожных переездов.

Преодоление опасных участков автомобильных дорог: сужение проезжей части, свежеуложенное покрытие дороги, битумные и гравийные покрытия, затяжной спуск и подъем, подъезды к мостам, железнодорожным переездам и другим опасным участкам. Меры предосторожности при движении по ремонтируемым участкам дорог, применяемые при этом ограждения, предупредительные и световые сигналы.

Особенности движения ночью, в тумане и по горным дорогам.

Тема 9. Действия водителя в нештатных ситуациях

Условия потери устойчивости транспортного средства при разгоне, торможении и повороте. Устойчивость против опрокидывания. Резервы устойчивости транспортного средства.

Пользование дорогами в осенний и весенний периоды. Пользование зимними дорогами (зимниками). Движение по ледовым переправам. Действия водителя при возникновении юза, заноса и сноса. Действия водителя при угрозе столкновения спереди и сзади.

Действия водителя при отказе рабочего тормоза, разрыве шины в движении, при отказе усилителя руля, отрыве продольной или поперечной рулевых тяг привода рулевого управления.

Действия водителя при возгорании и падении транспортного средства в воду.

Похожие публикации:

  • Территориальный спор японии и кореи Советско-Японская война 1945 года Вопрос о вступлении СССР в войну с Японией был решён на конференции в Ялте 11 февраля 1945 года специальным соглашением. В нём предусматривалось, что Советский Союз вступит в войну против Японии на […]
  • Гарант федеральный закон об обороне Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 января 2010 г. N 12757/09 Защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, продолжают оставаться в федеральной […]
  • Отчетность по электронным билетам ржд Работник представил для отчета в бухгалтерию организации билет в электронном виде. Нужно ли требовать, чтобы он представил вместе с билетом в электронном виде билет подлинный? Какой билет нужно предоставлять в бухгалтерию для отчета […]
  • Ст 116 по несовершеннолетним Статья 26. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет 1. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 настоящей статьи, […]
  • Ходатайства адвоката на предварительном следствии Резня в Сумгаите: факты и искажения ГЕНОЦИД АРМЯН «Наша среда online» — Сумгаитский погром — беспорядки на этнической почве в городе Сумгаит Азербайджанской ССР 27—29 февраля 1988 г., сопровождавшиеся массовым насилием в отношении […]
  • Приказ об отправке работника в командировку Как оформить приказ на командировку Приказ о направлении работника в командировку - это первичный документ, фиксирующий факт командирования работника. В общем случае приказ издается руководителем организации, а распоряжение - другими […]