Специфика профессионального общения адвоката

Соловьёва О.В. Психология профессионального общения в суде присяжных. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.107-112

Профессиональное общение в суде присяжных рассматривается как
общение юристов в сложном коммуникативном пространстве с двумя
контурами и двумя фокусами. Проанализированы коммуникативные
задачи юристов и описаны возможные трудности в профессиональном
общении в суде присяжных. Приведены некоторые результаты изучения
автором трудностей взаимопонимания между юристами и присяжными
заседателями в судебном процессе.

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 107-112
DOI: 10.11621/vsp.2016.03.107

Доступно в on-line версии с 15.11.2016

Профессиональное общение в суде присяжных осуществляют юристы — председательствующий судья, прокурор (государственный обвинитель) и адвокат (защитник). Специфика профессионального общения в суде присяжных состоит в том, что оно происходит в двух коммуникативных пространствах: 1) между самими профессиональными юристами (при этом присяжные, если их не удаляют на это время из зала суда, видят и слышат происходящее); 2) между юристами и непрофессиональными участниками судебного процесса — присяжными заседателями, подсудимыми, потерпевшими, свидетелями, экспертами. Причем вербальные диалоги между юристами и присяжными в зале суда происходят только на стадии отбора присяжных (в форме ответов потенциальных присяжных на вопросы судьи, обвинителя и защитника у стола судьи). Далее в судебном процессе вошедшие в коллегию присяжные заседатели не могут высказываться публично; они могут задавать вопросы другим участникам процесса или просить разъяснений у судьи лишь в письменной форме, передавая свои записки судье через старшину присяжных или секретаря судебного заседания. Со всеми остальными непрофессиональными участниками судебного процесса юристы вступают в публичное диалогическое общение (с подсудимым и потерпевшим — на всем протяжении судебного процесса, со свидетелями и экспертами — на стадии судебного следствия).

Таким образом, присяжные, исключенные из пространства публичного вербального общения в зале суда, оказываются в роли слушателей, воспринимающих и оценивающих происходящее в публичных диалогах юристов со всеми остальными участниками судебного процесса. Кроме того, присяжные оказываются в позиции объектов коммуникативного воздействия со стороны профессиональных юристов (в частности, в ходе прений сторон и во время напутственного слова судьи) (Гулевич, 2005). Эта внешне пассивная роль присяжных, воспринимающих происходящее в зале суда без явной возможности повлиять на него, находится в противоречии с их внутренней активностью как людей, принимающих решение о виновности/невиновности подсудимого и тем самым о его судьбе.

Два описываемых коммуникативных пространства в суде присяжных пересекаются и накладываются друг на друга, формируя сложное и насыщенное общее коммуникативное пространство судебного разбирательства. В этом общем коммуникативном пространстве, как было показано, имеются два контура (внутрипрофессиональное общение юристов и общение профессионалов-юристов с непрофессионалами), причем второй контур представлен работой в четырех плоскостях (с подсудимым/потерпевшим, свидетелями, экспертами и присяжными). Также в этом коммуникативном пространстве на этапе судебного следствия необходима двойная фокусировка юристов-профессионалов — на непосредственном адресате своих высказываний в каждый конкретный момент и на присяжных, воспринимающих и оценивающих происходящее в судебном процессе, чтобы вынести итоговое решение о виновности/невиновности подсудимого. Таким образом, у юристов в профессиональном общении в суде присяжных на этапе судебного следствия есть два адресата — непосредственный адресат высказывания (другой юрист, подсудимый, потерпевший, свидетель, эксперт) и косвенный (опосредованный, подразумеваемый) — коллегия присяжных заседателей. К этой ситуации применимо представление Е.А. Климова (2001) о «конфликтующих реальностях» в профессиональном обучении и профессиональной работе.

В этом сложном коммуникативном пространстве судья, общаясь с присяжными со своей профессиональной позиции, выступает также посредником в общении (а) между своими коллегами-юристами и присяжными (например, резюмируя аргументы обвинения и защиты в своем напутственном слове присяжным перед их уходом в совещательную комнату для вынесения вердикта по рассматриваемому делу) и (б) между присяжными и другими непрофессиональными участниками судебного процесса (решая, какие письменные вопросы присяжных подсудимому, потерпевшему, свидетелю или эксперту задать, в какой форме и в какой момент судебного следствия). Важнейшая задача судьи — обеспечивать понимание присяжными происходящего в судебном процессе, а также их внимание и включенность в происходящее, особенно когда они являются лишь косвенными адресатами высказываний юристов и разворачивающихся в зале суда вербальных диалогов. Таким образом, судья выступает проводником присяжных в виртуальной юридической реальности судебного процесса, в которой действуют не люди, а процессуальные фигуры, предполагается верховенство права и соблюдение рамок закона.

Работа профессиональных юристов, представляющих стороны обвинения и защиты в таком судебном процессе, эффективна только тогда, когда они могут в этом сложном коммуникативном пространстве, действуя в правовых рамках, донести до присяжных свою позицию, убедить присяжных в своей правоте. Еще более сложная задача, как было показано, стоит перед судьей: он должен работать «на связке» двух мировосприятий — профессионального юридического и гражданского, «здравосмысленного», — обеспечивая продуктивное взаимодействие этих двух миров в рамках сложной правовой процедуры. Таким образом, высокий уровень социально-психологической компетентности юристов является необходимым условием эффективного профессионального общения в суде присяжных (Соловьёва, 1997).

В исследованиях, проведенных на кафедре социальной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова под нашим руководством, изучались вербальные и невербальные средства воздействия юристов-профессионалов на присяжных (Соловьёва, 2002). В фокусе внимания находилась коммуникативная компетентность профессиональных участников судебного процесса, особенности установления взаимопонимания между профессионалами и непрофессионалами, типичные трудности в процессе установления взаимопонимания (Соловьёва, 1997, 2002). Трудности связаны прежде всего с тем, что у юристов и присяжных разные тезаурусы. При этом юристам сложно воздерживаться от юридической терминологии, а в случае ее употребления обеспечивать ее адекватный «перевод» для присяжных. Например, слово «взятка», как показало наше исследование в ходе игрового судебного процесса, понимается юристами и присяжными по-разному: игровые присяжные не признали взяткой деньги, оставшиеся в кабинете у чиновника после ухода посетителя, поскольку на словах чиновник отказался эти деньги принять, тогда как для юристов в этой конкретной ситуации все признаки взятки как состава преступления были налицо. Другая трудность связана с тем, что в процессе профессионального общения в суде присяжных нередко возникает так называемый «эффект смысловых ножниц» (Дридзе, 2009), т.е. несовпадение смысловых фокусов в речи говорящих юристов, что приводит к дезориентации присяжных, острым дискуссиям в совещательной комнате и сложностям при вынесении ими вердикта.

Обсуждая профессионализм как «определенную системную организацию сознания, психики человека» и выделяя составляющие «гнозиса» и «праксиса» профессионала, Е.А. Климов включает в «праксис» профессионала «коммуникативные, социально-воздейственные» умения, навыки и действия (Климов, 2003, с. 387—388), а в структуру профессионального самосознания наряду с «сознанием своей принадлежности к определенной профессиональной общности» вводит «знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач» (Там же, c. 73—74). Изучение психологии профессионального общения в суде присяжных позволяет, с одной стороны, исследовать и описать необходимые юристу коммуникативные умения и навыки как составляющие его коммуникативной компетентности, а с другой — выявить и донести до юристов существующие области нестыковок и разрывов в коммуникации, ведущих к дисбалансу в осуществлении правосудия судом присяжных. То и другое легло в основу обучающих программ для юристов, работающих с присяжными заседателями (судей, прокуроров и адвокатов), реализуемых нами в системе повышения квалификации юристов и отраслевых семинарах.

Список литературы

Гулевич О.А. Убеждающая коммуникация в судебном процессе // Культурно-исторический подход и исследование процессов социализации: Материалы Пятых чтений памяти Л.С. Выготского. М.: Изд-во РГГУ, 2005. С. 24—46.

Дридзе Т.М. Язык и социальная психология: Учеб. пособие. М.: URSS; ЛИБРОКОМ, 2009.

Климов Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект): Учеб. пособие. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.

Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003.

Соловьёва О.В. Социальная психология судебного процесса: новые перспективы // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1997. № 4. С. 79—83.

Соловьёва О.В. Современное правовое пространство: социально-психологические проблемы // Социальная психология в современном мире: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 272—286.

Для цитирования статьи:

Соловьёва О.В. Психология профессионального общения в суде присяжных. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.107-112

Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2006 — 2019

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Особенности и виды профессионального общения юриста. — Ответы на вопросы «юридическая психология»

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Общение — процесс установления и развития межличностных контактов, обусловленный совместной жизнью, деятельностью людей, их отношениями, которые складываются по самым различным поводам.

Общение является составной частью проф. деятельности юриста независимо от его специализации. Важная особенность: оно нередко протекает в особом процессуальном режиме с соблюдением определенных, строго очерченных форм коммуникации: прием заявлений у граждан; допрос в ходе предварительного следствия; допрос в суде при рассмотрении уголовных дел, допрос и получение соответствующих объяснений у лиц, участвующих в гражданском судопроизводстве; судебные прения сторон, обмен репликами, произнесение последнего слова подсудимым.

Таким образом, начало, ход и развитие указанных коммуникативных форм в угол. и гражд. процессе определяются правовыми (процессуальными) нормами, предписывающими обязательное соблюдение установленных законодателем формул общения, процессуальный порядок речевого взаимодействия сторон.

Процедура процессуально регламентированного общения, его формализованный характер – обязательные условия, при которых такое проф. общение может осущ-ся, они никем не могут быть нарушены. Эти процедуры детально описаны в законе, начиная с оснований, без которых не может состояться сам акт общения, и кончая процессуальными формальностями, завершающими диалог сторон с его особым порядком протоколирования, которое отражает не только содержание, но и весь ход общения, соблюдение сопутствующих ему различных формальностей процессуального характера, игнорирование которых может послужить основанием для признания недействительными результатов, полученных в ходе общения, и повлечь правовые санкции к тем, кто нарушил предусмотренный порядок общения, произвольно упростил его и т.п.

От юриста помимо знаний закона требуются еще и определенные коммуникативные способности устанавливать отношения с людьми, умение убедить человека, учитывая его индивидуально-психологические особенности, в важности предлагаемой ему процессуальной роли, пробудить у него интерес к общению в связи с теми или иными обстоятельствами, имеющими правовое значение.

Юрист активно участвует в различных видах делового (профессионального) общения. Ему постоянно приходится вступать в контакты с различными должностными лицами, с руководителями местных органов власти, с представителями предприятий, учреждений.

Поэтому, говоря о проф. общении юриста, необходимо учитывать не только его процессуальные (допрос, очная ставка и т.д.), но и непроцессуальные формы, в основе которых лежат принятые в обществе, в той или иной социальной среде правила речевого поведения, устойчивые этикетные формулы обращения, отражающие внешние проявления отношения любого человека к окружающим его людям, к различным социальным ценностям. В контексте подобных случаев общения следует говорить о непроцессуальном общении юриста.

виды проф.общения юриста по нескольким основаниям

1) по субъекту: проф. общение юриста как следователя, адвоката, судьи, юристконсульта, нотариуса и проч.

2) по целям: публичное общение, консультации, допросы и т.д.

3) процессуальные формы общения (допрос, очная стака. ) и непроцессуальные (вступать в контакты с различными должностными лицами, с руководителями местных органов власти, с представителями предприятий, учреждений)

Специфика профессионального общения адвоката

Тема 13. ОБЩЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА (КОММУНИКАТИВНАЯ ПОДСТРУКТУРА)

13.1. Понятие, структура, виды профессионального общения юриста

Общение – тонкий, многоплановый процесс установления и развития межличностных контактов, обусловленный совместной жизнью, деятельностью людей, их отношениями, которые складываются по самым различным поводам.

Можно сказать, что общение – особый, самостоятельный вид профессиональной деятельности юриста, особенно когда речь идет о допросе, судебном рассмотрении дела и т. п.

Смотрите так же:  Налог на перепродажу вычислительной техники

Говоря о профессиональном общении юристов, необходимо подчеркнуть одну важную особенность: оно нередко протекает в особом процессуальном режиме с соблюдением определенных, строго очерченных форм коммуникации, таких, например, как: прием заявлений у граждан (ст. 141 УПК РФ, ст. 133 ГПК РФ); допрос в ходе предварительного следствия (ст. 187–191 УПК РФ); допрос в суде при рассмотрении уголовных дел (ст. 275, 277, 278, 282 УПК РФ), допрос и получение соответствующих объяснений у лиц, участвующих в гражданском судопроизводстве (170, 174, 177–180 ГПК РФ); судебные прения сторон, обмен репликами, произнесение последнего слова подсудимым (ст. 294–295 УПК РФ); судебные прения, обмен репликами сторон в судебном заседании при рассмотрении гражданско-правовых споров (ст. 190 ГПК РФ).

Особые вид и режим процесса профессиональной коммуникации предусмотрены законодателем и при вынесении приговора по уголовным делам (ст. 296–313 УПК РФ), в ходе принятия решения по гражданско-правовым спорам (ст. 194–214 ГПК РФ).

Необходимо учитывать в профессиональном общении юриста не только его процессуальные (допрос, очная ставка и т. д.), но и непроцессуальные формы, в основе которых лежат принятые в обществе, в той или иной социальной среде правила речевого поведения, устойчивые этикетные формулы обращения, отражающие внешние проявления отношения любого человека к окружающим его людям, различным социальным ценностям. В контексте подобных весьма распространенных случаев общения следует говорить о непроцессуальном общении юриста.

В структуре общения юриста выделяются три его непременные составные части:

1) коммуникативная сторона, состоящая в обмене информацией между людьми;

2) перцептивная сторона, т. е. процесс взаимного восприятия, познания субъектов общения и установления на этой основе взаимопонимания между ними;

3) интерактивная сторона, заключающаяся в организации взаимодействия, совместных действий (деятельности) партнеров общения.

13.2. Общие социально-психологические закономерности профессионального общения юриста

Для того чтобы эффективно, с максимальной пользой участвовать в межличностных отношениях, плодотворно вести диалог, необходимо учитывать закономерности, лежащие в основе коммуникативных процессов. Знание, учет этих закономерностей, свободное владение навыками общения составляют такое профессионально важное качество личности юриста, как коммуникативная компетентность.

Общие закономерности, лежащие в основе любых межличностных отношений, в совокупности составляют так называемый психологический (эмоциональный) контакт. Эти закономерности следующие.

1. В процессе общения юрист всегда выступает в строго определенном социальном контексте, который выражается системой его отношений с обществом, государственно-правовыми институтами, должностными лицами, отдельными гражданами. Такие отношения обусловлены объективно заданной ему социальной ролью (следователя, судьи, защитника, юрисконсульта и т. д.).

2. Нарушение правил ролевого поведения юристом, выполнение им несвойственных данной коммуникативной ситуации функций чаще всего вступает в противоречие с ролевыми ожиданиями окружающих, непосредственного партнера по общению, что рождает взаимное непонимание, плохо скрываемый антагонизм, а порой приводит и к открытому конфликту.

3. На ролевые отношения сторон большое влияние оказывает социальный статус носителей этих социальных ролей. Социальный статус человека определяется его должностным положением, профессиональным опытом, служебным авторитетом, личными заслугами, возрастом и т. д. Недооценка их в ходе общения, как правило, приводит к малопродуктивному, конфликтному диалогу.

4. Рассматривая механизм ролевого взаимодействия в условиях служебных отношений, нельзя не заметить той социальной установки доминировать, которая формируется у юриста с приобретением профессионального опыта. Такая установка может проявиться во время общения и со стороны различных должностных лиц, компетентных в сфере своей служебной деятельности, также имеющих достаточно высокий социальный статус и соответствующую (а иногда и несколько завышенную) самооценку. При одинаковой личностно значимой доминантности партнеров по общению в ситуации отстаивания каждым из них своей позиции могут возникать напряженно-неустойчивые отношения.

Одной из составляющих профессионального общения является его коммуникативная сторона. Рассмотрим ее более подробно.

Под коммуникативной стороной общения понимается сам процесс обмена информацией между людьми. Этот обмен осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации.

Вербальная коммуникация предполагает использование речи с ее богатой фонетикой, лексикой, синтаксисом. Речь – важнейший инструмент профессионального общения, форма существования языка, который функционирует и непосредственно проявляется в ней. Основными функциями языка и речи являются:

– мыслеобразующая функция, связывающая слово, предложение с образами сознания, с мышлением, в силу чего с помощью языка и речи формируется и выражается мысль; именно поэтому речь является орудием мышления;

– коммуникативная функция, определяющая передачу знаний, мыслей, чувств в процессе общения людей, в ходе установления между ними контактов;

– прагматическая функция, или функция управляющего воздействия участников диалога друг на друга, которая проявляется в том, что речь очень часто бывает направлена на программирование тех или иных действий собеседника;

– регулятивная функция, организующая собственные процессы, эмоциональные состояния, действия человека, т. е.

речь служит средством регуляции (организации) собственных психических процессов человеком.

В психологии различают внутреннюю и внешнюю речь. Внутреннюю речь не следует рассматривать упрощенно, в виде проговаривания отдельных слов или фраз «про себя». Она представляет собой более сложный процесс, подготавливающий развернутое речевое высказывание. Внешняя речь имеет устную или письменную форму.

Самой простой формой устной речи является аффективная речь, состоящая из отдельных восклицаний, привычных речевых штампов. Побудительным моментом такой речи является аффективное напряжение говорящего. В ней зачастую отсутствуют четкий замысел, осознанный мотив. Поэтому, анализируя подобные аффективно окрашенные высказывания, можно в какой-то мере судить о психическом состоянии лица. В отдельных случаях подобные фразы могут иметь и симулятивный характер, когда свидетель, например, пытается ввести следствие, суд в заблуждение относительно своего истинного эмоционального состояния, действительного отношения к происходящему.

Наиболее распространена устная диалогическая речь – основной вид речи, используемый в процессе общения следователя, судьи, прокурора, адвоката с участниками уголовного и гражданского процессов, различными должностными, иными лицами.

Особым видом устной речи является монологическая речь, представляющая собой развернутое изложение системы взглядов, мыслей, знаний человека. Монологическая речь, как правило, имеет четкий замысел. Обычно она готовится заранее.

Еще одной разновидностью внешней речи является письменная речь – наиболее сложный вид монологического высказывания, требующий точного знания предмета изложения, правильного использования лексико-грамматических кодов языка.

В уголовном, гражданском процессе письменная монологическая речь используется при составлении процессуальных документов, в которых выражается позиция их составителя, анализируются доказательства, излагается мотивировка принятых решений.

В связи с четкой регламентацией составления процессуальных документов в криминалистической литературе можно встретить термин «протокольный язык» («протокольный стиль изложения»). Под этим термином подразумеваются не только совокупность специальных юридических терминов и понятий, но и определенные речевые обороты, стилистические правила составления процессуальных документов, их обязательные реквизиты.

Юристам постоянно приходится прибегать к различным речевым формам, оценивать особенности речевого поведения других лиц. Прежде всего к чужой речи следует относиться как к источнику информации, в частности как к источнику доказательств по делу. Однако сообщаемая информация может приобрести силу доказательства только в том случае, если речь свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого протекает в определенном процессуальном режиме, если она обрела форму показаний. В иных случаях речь упомянутых лиц может рассматриваться лишь в качестве обычных высказываний.

Речь (устная или письменная) может также интересовать следователя, судью и как объект идентификации субъекта по ее особенностям (звук, почерк, другие признаки).

Существенное влияние на качество, полноту речи оказывает состояние эмоциональной напряженности, в котором пребывает человек, вызванный в правоохранительные органы, находящийся в зале судебного заседания.

Искажающее воздействие на речь допрашиваемого оказывает его неосознаваемое стремление мыслить так же, как думает и рассуждает вслух следователь, – явление, получившее название вербальной ригидности. Поэтому следователю необходимо ставить уточняющие вопросы, прибегая к передаче смысла сказанного с использованием других речевых оборотов, слов в виде так называемых перифраз.

По манере речевого поведения можно судить об индивидуально-психологических особенностях человека, его воспитании, развитии, особенностях мышления, психическом состоянии, характере, психических отклонениях или расстройствах психики.

Характерными нарушениями речи являются:

– логоррея – повышенная речевая активность, перескакивание с одной темы на другую, когда говорящий не дожидается ответа на свои вопросы;

– персеверация – многократная повторяемость высказываний полностью или частично;

– разорванность, бессвязность речи, отсутствие в ней смыслового содержания при внешне правильной грамматической форме;

– излишняя обстоятельность, подробность, вязкость изложения;

– резонерство, мудрствование, беспочвенность и бесплодность рассуждений вплоть до их полной бессмысленности.

Свои особенности имеет речевое поведение в криминальной среде, в которой распространен уголовный жаргон. По уголовному жаргону можно изучать как психологию личности отдельного преступника, его принадлежность к определенному преступному сообществу, так и психологию конкретных криминальных групп.

Особенности речевого поведения юриста непосредственно связаны с его образованием, воспитанием, социальным статусом. Высказывания юриста в процессе профессионального общения нередко наполнены правовыми понятиями, содержат речевые конструкции, отвечающие правилам речевого этикета, который влияет на установление и поддержание психологического контакта, взаимопонимание сторон.

Поскольку речь юриста имеет определенное общественное звучание, к ней предъявляются повышенные требования, игнорирование которых отрицательно влияет на его профессиональный авторитет. Поэтому речь юриста должны отличать:

• грамотность, понятность, доступность смысла высказываний для любой категории граждан;

• последовательность, логическая стройность изложения, убедительность, правовая аргументированность со ссылками на различные факты, доказательства, правовые нормы;

• соответствие нравственно-этическим правилам и нормам поведения;

• экспрессивность, широкий диапазон эмоциональных средств воздействия: от подчеркнуто нейтральных речевых форм до эмоционально-выразительных высказываний, сопровождающихся невербальными средствами воздействия;

• вариативность высказываний: от приглашения к участию в общении до употребления фраз, наполненных категорическими требованиями в зависимости от различных коммуникативных ситуаций.

В ходе профессиональной деятельности юристу необходимо постоянно совершенствовать навыки своего речевого поведения, повышать культуру общения.

Существенно дополняют речевое поведение средства невербальной коммуникации: жесты, мимика, позы, пространственное расположение сторон общения, различные средства вокализации речи (качество голоса, его диапазон, тональность), темп речи, паузы, плач, смех, покашливание и т. п. Все эти жестово-мимические, а также интонационные и прочие сигналы помогают более точно доносить смысл передаваемой информации до партнера и поддерживать с ним продуктивный диалог.

С помощью средств невербального общения раскрываются индивидуально-психологические, характерологические особенности лиц, участвующих в общении, их социально-групповые, культурно-национальные признаки, создается доброжелательная атмосфера во время встречи, демонстрируется желание выслушать, понять собеседника.

Среди невербальных средств общения особое значение имеет контакт глаз (визуальный контакт) между партнерами, существенно дополняющий вербальную коммуникацию, помогающий раскрытию ими своего «я». Важную роль играют жесты, жестикуляция, усиливающие, а иногда и подменяющие собой отдельные слова или фразы. Среди различных жестов, сопровождающих речь, особое смысловое значение приобретают жесты акцентирующие, указательные, описывающие, замещающие.

В определенных случаях подобная жестикуляция и некоторые другие невербальные средства общения могут приобретать значение улик поведения, показывая следователю заинтересованность допрашиваемого в исходе допроса, в результатах расследования, а возможно, и свою причастность к исследуемому событию. Существенную роль в системе средств невербального общения играют позы участников диалога (как они стоят, сидят, передвигаются во время разговора), их пространственное положение относительно друг друга.

Планируя предстоящую встречу, не следует забывать, что вокруг общающихся людей образуются своеобразные пространственные зоны, очерчиваются некие невидимые границы, которые следует соблюдать в зависимости от той или иной коммуникативной ситуации. Считается, что интимную зону составляет пространство вокруг субъекта радиусом примерно 45 см. В это пространство допускаются близкие люди, те, кому оказывается особое доверие. Личную, или персональную, зону образует пространство вокруг человека радиусом от 45 до 120 см. Обычно оно используется во время общения в официальной или неофициальной обстановке со знакомыми людьми. Более широкой пространственной сферой вокруг человека является социальная зона радиусом от 120 до 400 см. Она чаще всего соблюдается в общении во время деловой встречи, в официальной обстановке, при приеме посетителей. И, наконец, общественная зона от 4 м и более соблюдается во время выступлений перед большими группами людей, перед аудиторией.

Таким образом, средства невербальной коммуникации не только существенно дополняют речь, но и значительно усиливают вербальное воздействие, демонстрируя намерения общающихся сторон. В тех же случаях, когда средства невербальной коммуникации в чем-то не соответствуют речевому поведению, их рассогласованность (неконгруэнтность) может свидетельствовать о неискренности партнера по общению.

Особенности речи прокурора и адвоката. — Ответы на вопросы «юридическая психология»

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Целью судебной речи является убедительное воздействие на суд через соответствующие аргументы. Речь оратора должна быть ясной, грамотной с точки зрения закона и доступной для всех участников судебного следствия.

Смотрите так же:  Пошлина за подачу заявки на полезную модель

На прокурора в суде возложена обязанность по поддержанию государственного обвинения, которое должно быть основано на фактических обстоятельствах правовой оценки преступления, совершенного подсудимым.

Прокурор вправе настаивать на обвинении только в том случае, если материалы следствия подтверждают обвинение, в противном случае он должен отказаться от обвинения. Речь прокурора должна строиться только на неопровержимых доказательствах и конкретных фактах, носящих аналитический, а не повествовательный характер. Очевидно, что анализ события преступления должен, в первую очередь, быть направлен на доказательство того, что событие преступления имело место и в его совершении виновен именно подсудимый. Для этого доказательства должны быть строго систематизированы, что в конечном счете и обеспечивает правильность выдвигаемого обвинения.

Процессуальной функцией адвоката является зашита подсудимого с аргументацией своих доводов. Оказывая помощь юридического характера своему подзащитному, защитник, таким образом, должен не допускать произвола в судопроизводстве и предотвращать возможную судебную ошибку. Деятельностью в суде защитник помогает своему подзащитному выполнять юридически грамотные действия.

В психологическом плане между защитником и подзащитным должны складываться доверительные отношения, при этом защитник не должен быть связан с волей и позицией своего подзащитного, он самостоятельно определяет направление и тактику построенной им защиты, выступая от своего имени.

Речь защитника должна строиться только на собранных по делу доказательствах, которые могут опровергнуть предъявленное его подзащитному обвинение или же смягчить его ответственность. Адвокат как никто другой должен помнить о презумпции невиновности, используя любое сомнение при толковании закона в пользу своего подзащитного. Своими действиями он должен обеспечивать полноту зашиты, раскрывать все психологические обстоятельства совершенного деяния своим подзащитным, с тем чтобы вызвать снисхождение к нему суда.

Речь адвоката, выступающего после прокурора, должна быть настолько аргументированной и убедительной, чтобы сломить сложившийся после выступления прокурора психологический барьер. Но всегда нужно помнить о том, что приемы защиты должны быть корректными и тактичными, проявляющими гражданскую позицию защитника.

7.1. Психологические особенности деятельности адвоката

Адвокатура и адвокаты, работающие в ней, воплощают в жизнь конституционное право граждан на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48 Конституции РФ).

Адвокат выступает гарантом защиты прав граждан, и особенно тех, которые вступили в конфликт с обществом.

Адвокат должен быть точным психологом, т.к. ему необходимо выстроить защиту человека, а не обосновать его права на совершение преступления. Нельзя дистанцироваться от интересов общества, игнорируя право людей жить в спокойной, а не криминальной обстановке. И общество это должно понимать: не существует адвокатов, которым нравится, когда убивают, грабят, воруют, насилуют и т.п. Адвокаты, как и все люди, относятся к этим проявлениям крайне отрицательно. Главное в работе адвоката — соблюдение закона. Адвокаты не делятся на разряды, уровни квалификации. Формальных критериев оценки их деятельности не существует, а их популярность не синоним высокого уровня мастерства.

Быть хорошим адвокатом — это психологически понимать самому и уметь объяснить другим, что при любой ситуации торжествовать может и должен только закон, причем стремление придерживаться закона у адвоката должно строиться на развитом правосознании и нравственных мотивах.

Какие психологические особенности можно отметить у адвокатов?

Прежде всего, это коммуникабельность.

трудничать с людьми, не противопоставлять себя им, понимать их проблемы и трудности — нелегкая задача, но без ее решения успеха не будет.

Важное место в деятельности адвоката занимает воспитательная функция. Юридическая безграмотность людей, недоверие к государству, неосведомленность о своих правах приводит иногда к тяжким последствиям. Низкий уровень правосознания не дает возможности людям правильно оценить происходящие события и удержаться от правонарушений. Воспитательная работа адвоката должна быть направлена на формирование уважения к закону, умения применять на практике знание закона, т.е. находить законные способы и методы отстаивания своих прав.

Адвокат осуществляет воспитательную деятельность вежливо, мягко, с особой деликатностью в процессе общения с людьми, через педагогическую деятельность и пропаганду юридических знаний.

Овладение профессией адвоката предполагает высокий уровень развития личности, постоянное стремление к самореализации и самосовершенствованию. Юрист, не способный к сопереживанию, не умеющий общаться, неорганизованный, некоммуникабельный, не сможет работать адвокатом, т.к. для этой профессии необходим особый талант, артистизм, умение перевоплощаться и другие качества высокопрофессионального юриста.

Психология адвокатской деятельности

Судебная защита – конституционное право гражданина (ст. 48 Конституции РФ). Благодаря защитнику обвиняемый (подсудимый) получает возможность более полно использовать принадлежащие ему процессуальные права, активно участвовать в исследовании собранных по делу материалов.

Адвокат является представителем защиты в суде. С одной стороны, он помогает суду объективно разобраться в обстоятельствах дела и определить справедливую меру наказания; С другой – помогает подсудимому разобраться в происшествии, совместно оценить отягчающие и смягчающие вину подсудимого факты (доказательства), выработать тактику поведения подзащитного па суде.

Эффективность адвокатской деятельности зависит от знания материалов дела, личности подсудимого, умения оценить обвинительное заключение, речь прокурора в судебном заседании, дать анализ объективных и субъективных смягчающих обстоятельств.

Особое внимание адвокат уделяет защитительной речи в суде. Она должна привлечь внимание всех участников судебного заседания, быть нестандартной и направленной на активизацию мышления всех присутствующих в зале суда. Представляется, что адвокат обязан широко использовать в своей речи психологические приемы (например, раскрыть перед участниками судебного заседания сложность, которую представляет собой понимание случившегося для психики подзащитного).

Психология работы адвоката обусловлена выполнением им познавательной, конструктивной, коммуникативной, воспитательной и удостоверительной деятельности. Литература основное внимание уделяет психологической структуре следственной и судебной деятельности и обходит стороной психологические особенности осуществления защиты. Однако в настоящее время появились работы, где адвокатская деятельность стала анализироваться.

В познавательной деятельности адвоката огромное значение уделяется анализу имеющегося материала с целью установления предмета доказывания. В гражданском судопроизводстве он определяет, какими доказательствами следует подтвердить обстоятельства, обосновывающие требования истца или возражения ответчика. В уголовном судопроизводстве адвокат задает по ходу процессуального действия вопросы, делает письменные замечания, анализирует полученные доказательства с целью выяснения обстоятельств, оправдывающих обвиняемого или смягчающих его ответственность. При этом он пользуется различными приемами, например выражает недоверие показаниям, данным в суде, высказывает сомнение в том, в хорошем ли состоянии зрение, слух и другие органы чувств свидетеля, потерпевшего и др., указывает на наличие явных противоречий между показаниями (следователь на предварительном расследовании получил одни доказательства, а суд – другие), на объективные (дождь, снег, туман и др.) и субъективные (страх, стресс и т.п.) факторы, которые препятствовали эффективному, достоверному восприятию событий.

Особенно плодотворна познавательная деятельность адвоката при совместном с обвиняемым ознакомлении с материалами дела на стадии предварительного расследования. Внимательное изучение постановлений, протоколов, писем, записок, фотографий и т.д. помогает ему глубоко осознать все случившееся, выявить допущенные следствием ошибки и обстоятельно подготовиться к судебному разбирательству.

Защитник должен внимательно изучать и анализировать поведение прокурора, судьей и других участников процесса. Вместе с тем он обязан помнить, что сам является объектом наблюдения суда и противоположной стороны.

Познавательная деятельность адвоката играет важную роль при оценке заключения судебных экспертов. Изучая вводную часть, он знакомится с личностью эксперта, учреждением, где проводится экспертиза, вопросами, подлежащими исследованию, методикой, которая применялась экспертами. На основе анализа этих материалов он выдвигает предположение о необходимости производства дополнительной или повторной судебной экспертизы.

Большое значение адвокат придает анализу исходных материалов (например, показаниям заинтересованных свидетелей, потерпевших и др.), а также изучению возможности получения для экспертизы сведений о конкретном доказательстве из источников, не представленных на экспертизу.

Огромный интерес представляют выводы экспертизы. Адвокат тщательно их изучает, обращая внимание на следующие моменты:

  • а) не вышел ли эксперт за пределы своих специальных знаний;
  • б) носит ли заключение категорический или вероятностный характер;
  • в) не содержат ли выводы эксперта внутренних противоречий, когда ответы на последующие вопросы как бы перечеркивают ответы па предыдущие;
  • г) не содержат ли выводы эксперта иные доказательства но делу;
  • д) не возникли ли разногласия между экспертами при проведении комиссионной экспертизы [1] .

Независимо от того, благоприятно или нет для его подзащитного закончилась экспертиза, он обязан подготовиться к анализу се выводов в суде. Для профессионального исследования заключения эксперта адвокат должен хорошо разбираться в специальных вопросах. С этой целью ему нужно изучать соответствующую литературу самостоятельно или обращаться за помощью к сведущим лицам (медикам, психологам, экономистам, психиатрам и др.).

Познавательная деятельность адвоката может быть направлена на изучение вещественных доказательств и документов. Адвокат интересуется:

  • а) откуда появились доказательства (например, при проведении выемки, осмотра места происшествия и т.д.);
  • б) в каких условиях хранились вещественные доказательства;
  • в) реквизитами документов (бланк, дата, номер, наличие подписи соответствующего лица, оттиска печати и т.д.);
  • г) нет ли в документах подделок, подчисток, исправлений, травлений, зачеркнутых слов и др. и если есть, то оговорены ли они надлежащим образом (объясняющая запись, печать и др.);
  • д) качественно ли составлены процессуальные документы, соблюдены ли при этом правовые и нравственные нормы.

Большую часть времени до начала судебного разбирательства и на заключительном этапе производства следственных действий адвокат уделяет исследованию документов. Он тщательно проверяет соответствие изготовленного следователем протокола действия процессу его производства, а также отраженные в нем результаты. Аналогичной проверке он подвергает протокол судебного заседания (в частности, выясняет, насколько точно и своевременно его ход и результаты зафиксированы секретарем).

Познавательная деятельность при подготовке судебной речи в основном посвящена анализу доказательств по делу в целях опровержения доводов обвинительной стороны и подтверждения своей позиции (по квалификации преступления, оправданию подзащитного и пр.)• Определенное значение она имеет при подготовке защитительной речи, направленной на опровержение утверждений обвиняемого, который оговаривает себя, утверждает, что виновен в совершении преступления. Задача адвоката – посредством логических рассуждений, анализа имеющихся доказательств показать бессмысленность поведения подзащитного.

Организаторская деятельность адвоката направлена в первую очередь на консультационное обеспечение своих клиентов по гражданским и уголовным делам. Консультационная деятельность особенно важна в подготовительной стадии судебного разбирательства, когда адвокат в беседе с истцом, ответчиком, подсудимым или потерпевшим должен объяснить им важность соблюдения основных правил: не выходить за пределы предмета доказывания, не пытаться запутать суд или направить процесс по ложному пути. Необходимо психологически подготовить подзащитного к сложным ситуациям судебного заседания, прогнозировать возможные повороты в ходе оценки доказательств. По гражданским делам в отличие от уголовных дел, где предварительное расследование проводится следователем, вся подготовительная работа ложится на адвоката. Здесь важным моментом организаторской деятельности является установление круга лиц, привлекаемых к участию в деле, и обеспечение их явки в судебное заседание, в том числе «третьих» лиц. Особое значение придается организаторской деятельности адвоката, когда преступлением причинен материальный ущерб. Для его своевременного возмещения, которое может быть учтено судом как смягчающее ответственность обстоятельство, он подключает родных обвиняемого, близких или других заинтересованных лиц.

Организаторская деятельность адвоката необходима и на стадии судебных прений. Он проводит большую работу по подготовке прений, продумывает различные судебные ситуации и реплики противоположной стороны. Юристы считают, что речь нужно заранее проговорить перед друзьями (или перед зеркалом), а необходимые доказательства должны быть всегда «под рукой» и своевременно и быстро заявлены в суде.

В работе защитника особое место занимает коммуникативная деятельность, которая предполагает различные виды общения с людьми с целью установления объективной истины. Коммуникативность как качество личности позволяет защитнику выбрать правильный подход к людям, наладить личные и деловые отношения с участниками уголовно-процессуальной, иной правовой деятельности.

Адвокат должен быть не только юристом, но и психологом. Отношения между адвокатом и клиентом начинают складываться с первой встречи, они должны быть доверительными и располагать к сотрудничеству.

Специфику общения защитника-адвоката с другими субъектами уголовно-процессуальной деятельности можно выявить только при анализе общения как психологической категории и влияния на общение объективных условий и субъективных факторов.

Многообразны и сложны отношения, в которые вступают участники процесса в связи с расследованием и рассмотрением дела в суде. Психология общения между защитником- адвокатом и обвиняемым (подсудимым) обусловлена:

  • 1) спецификой проявления у них психических процессов, психических свойств и психических состояний;
  • 2) их процессуальным положением и, следовательно, линией их поведения в процессе;
  • 3) целями общения, вытекающими из главной задачи защиты – отыскания истины, оправдания невиновного или снижения сроков наказания виновному при наличии должных оснований для вынесения обвинительного приговора;
  • 4) наличием специфического интереса при общении, что активизирует, побуждает их к более активному осуществлению защиты.
Смотрите так же:  Приказ об окончании специальной оценке условий труда

Всякое общение предполагает определенное психологическое взаимодействие. Особенностью общения лиц, участвующих в уголовно-процессуальной деятельности, является принудительный характер, который затрудняет налаживание контактов. Контакт между защитником и обвиняемым – это деловое взаимодействие.

Установление такого контакта требует от защитника значительных психологических усилий, направленных на то, чтобы:

  • а) вызвать у подзащитного заинтересованность в деле, возбудить желание общаться;
  • б) показать ему весомость или слабость его доказательств, отметив абсурдность некоторых рассуждений и выводов;
  • в) создать у подзащитного определенное эмоциональное состояние (например, желание активно включиться в защиту собственной судьбы) и снять психическое напряжение.

Психологический контакт устанавливается при целенаправленном и планомерном изучении адвокатом личности подзащитного, ее свойств (темперамента, характера, способностей и др.) и умелом сопоставлением полученной информации с особенностями сложившейся обстановки. Адвокат должен максимально использовать доверие подзащитного, чутко и внимательно относиться к отклонениям в его психическом состоянии и поведении. Спокойная уверенность и уравновешенность адвоката в общении с обвиняемым (подсудимым) при тактически продуманной помощи в преодолении психологического барьера между ними способствует установлению психологического контакта, доверия и взаимопонимания.

Особый характер носят отношения между адвокатом и прокурором, основу которых составляет общая цель деятельности – установление истины по делу. Оба они должны тщательно разобраться в сложных человеческих судьбах и с различных позиций (обвинения и защиты) объективно объяснить преступление, т.е. показать его социально-психологическую основу, особенности эмоционального состояния субъекта, а также характерологические свойства личности.

В судебном заседании должны иметь место взаимное уважение сторон, честное отношение к доказательствам, чувство такта и меры в судебных прениях. Адвокат обязан активно оспаривать все, что сомнительно, неправильно, несправедливо, но действовать при этом разумно, давая волю лишь положительным эмоциям и подавляя отрицательные. Он должен проявлять выдержку, такт, в случае нанесения ему оскорбления – требовать занесения данного факта в протокол судебного заседания. Взаимоотношения адвоката с судом урегулированы процессуальным законом. Успех деятельности адвоката во многом зависит от отношения к нему суда, от того, как адвокат анализирует материалы дела, насколько он принципиален, владеет ли профессиональными знаниями и др. Опытный, решительный адвокат может смело оспаривать обвинение и добиваться вынесения справедливого приговора.

Коммуникативные способности адвокатов проявляются и при подготовке и слушании групповых дел в суде, когда важно четко определить солидарную позицию, хотя бы по части предъявленного обвинения. Взаимовыручка, взаимопонимание, взаимоподдержка адвокатов – обязательные условия совместной их деятельности.

Конструктивная деятельность адвоката во многом зависит от ситуации, которая сложилась на предварительном следствии и в суде. Ее анализ позволяет ему строить тактику защиты и прогнозировать исход предварительного следствия и судебного разбирательства (в одних случаях он избирает выжидательную, оборонительную тактику, оспаривая по возможности неблагоприятные факты по мере их выяснения в судебном процессе; в других – наоборот, наступает, будучи уверен в том, что доказательства, имеющиеся в деле, очень уязвимы и могут в судебном заседании подвергнуться существенной переоценке). Защитник в своей деятельности обязательно должен руководствоваться важнейшими принципами уголовно-процессуальной деятельности – гласности, устности, непрерывности и т.п. Нельзя забывать, что нет такого принципа, который не имел бы глубокого психологического содержания, не основывался на положениях психологической науки.

Защитник планирует свое участие в намеченных следственных действиях и судебном разбирательстве. При этом его конструктивная деятельность является основным ориентиром выполнения намеченного плана выяснения обстоятельств происшествия, гарантирует обстоятельное исследование материалов дела и обеспечение интересов и прав граждан.

Адвокат должен вовремя направлять различные ходатайства следователю и жалобы прокурору (например, при получении доказательств с нарушением закона), запросы в различные органы с целью получения справок, характеристик и иных документов для приобщения их к материалам дела, составлять жалобы в суд на незаконность и необоснованность ареста или продления срока содержания под стражей.

В гражданском и уголовном процессе конструктивная деятельность адвоката проявляется в умении задавать вопросы. Юристы считают, что ставить вопросы нс меньшее искусство, чем выступать в прениях. Адвокат планирует порядок выяснения обстоятельств происшествия с позиций защиты, составляет перечень обязательных вопросов (особенно для перекрестного допроса свидетелей, потерпевших и др.). Вопросы должны быть понятными, простыми, доступными, краткими. Конечно, все учесть невозможно, но основные направления с позиций права, логики мышления, психологического подхода необходимо предусмотреть.

В процессе подготовки дела (уголовного или гражданского) к слушанию адвокат может заявить ходатайство о назначении и производстве экспертизы, предложить вопросы для разрешения сведущими лицами-экспертами, объяснить клиенту характер (содержание) поставленных вопросов и получить от него согласие на экспертное исследование.

Действующее уголовно-процессуальное законодательство почти не регулирует содержание судебных прений, поэтому адвокат должен четко спланировать содержание своей речи в суде. Существуют три основные защитительные позиции, которые и предопределяют содержание, объем и построение речи:

  • а) о смягчении наказания;
  • б) об изменении квалификации (переквалификации) содеянного;
  • в) об оправдании подсудимого.

Защитник может, а иногда просто обязан, просить суд прекратить уголовное дело, приостановить обвинительный приговор, признать подсудимого невиновным или заболевшим психической или душевной болезнью, прекратить дело в отношении несовершеннолетнего, удовлетворить гражданский иск и др. Он обязан тщательно планировать каждое свое выступление, определить очередность подачи материала (доказательств) и спрогнозировать затраты времени по каждому эпизоду и выступлению на суде.

Определенные трудности возникают, когда несколько защитников защищают одного подсудимого. В подобных случаях важно определить характер, время, направление выступления каждого адвоката, определить логическую зависимость каждой защитительной речи, эффективность и своевременность подключения определенного защитника. Поэтому намечаются основное, последующее и заключительное выступления.

Удостоверительная деятельность адвоката – это в основном составление процессуальных документов (исковое заявление, ходатайства, кассационные жалобы и др.).

При ознакомлении с материалами дела адвокаты используют портативные компьютеры и средства множительной техники (ксероксы и иные копировальные аппараты) для перенесения необходимых данных в свое досье. Завершение ознакомления с делом оформляется протоколом.

Особое значение имеет удостоверительная деятельность адвоката в суде. Он через председателя суда требует вносить необходимые замечания в протокол судебного заседания. Обычно он пользуется этим правом при выступлениях с репликами (например, кто-либо из участников судебных прений неправильно истолковал закон или сделал выпад частного характера). Представляется допустимым и правомерным также использование адвокатом в судебном заседании диктофона, так как аудиокассета дает возможность суду своевременно оценить объективность замечаний на протокол судебного заседания, заявленных защитником.

Воспитательная деятельность адвоката базируется на профессиональной подготовке и нравственных психолого-педагогических качествах защитника. Педагогические знания особенно активно используются им в судебном заседании, когда идет перекрестный допрос. Задаваемые им вопросы должны логически вытекать один из другого, а для этого нужны глубокие знания материалов дела, т.е. предмета доказывания. Он не вправе позволять втянуть себя в обсуждение второстепенных вопросов, принципиально не влияющих на успех и интересы защиты.

Существенное значение имеет педагогический такт адвоката в общении. Здесь необходимо учитывать возраст подзащитного (взрослый или несовершеннолетний); установить психологический контакт с допрашиваемым и другими участниками судебного заседания; своим поведением, отношением к свидетелю подчеркивать важность информации, которую он дает, акцентировать внимание суда на личности подзащитного, формулировать вопросы так, чтобы они были понятны допрашиваемому и не содержали в себе скрытую подсказку.

Психологические качества играют существенную роль в деятельности адвоката. Он должен вести себя корректно по отношению к прокурору, судье и другим участникам судебного разбирательства, не допускать грубости, пререканий, бестактности, запальчивости, проявлять твердость, смелость и решительность в экстремальных ситуациях, не терять контроль над собой и ситуацией.

Защитнику нужно внимательно относиться к доказательствам, тщательно их анализировать, четко цитировать показания, умело оперировать предъявляемыми сведениями и фактами. Анализ доказательств не следует сопровождать выпадами против свидетелей, сторон и т.д. Свое отношение к анализу доказательств противоположной стороны он должен дать в защитительной речи, где может указать и на недостойное поведение свидетелей, потерпевших и пр.

Психологические познания защитника проявляются в его речи и консультационной деятельности (письменной и устной). Речь адвоката должна отличаться корректностью, убедительностью, уважением к правосудию, быть понятной и доходчивой. Необходимо помнить, что одно неудачное слово, неуважительное отношение к клиенту, участникам судебного разбирательства могут негативно повлиять на эффективность его деятельности.

В судебном следствии защитник должен стремиться создать нужный психологический климат, в какой-то мере расположить участников процесса к себе, личности подсудимого или ответчика.

Важным условием эффективности деятельности защитника является законность тактических и психологических средств защиты. Адвокат должен использовать для защиты только правовые нормы и этические правила, т.е. нельзя получать показания от свидетелей, потерпевших, экспертов путем обмана, невыполнимых обещаний, угроз, шантажа, подкупа. Адвокат может активно использовать пробелы в законодательстве, ошибки экспертов, упущение следствия и др.

Избранные защитником средства не должны навредить подзащитному. Тактические и психологические средства защиты должны быть этичны, т.е. соответствовать требованиям нравственности, морали, общей и судебной этики (например, они не должны основываться на сведениях, унижающих честь и достоинство обвиняемого, потерпевшего и других лиц; безмотивно подрывать авторитет следственных, судебных и других органов). Этические моменты важны на этапе консультационной деятельности, когда решается вопрос о ведении защиты в уголовном или гражданском деле. Адвокат обязан соблюдать этические нормы в процессе принятия дела к своему производству. Отказ клиенту без уважительной причины считается нарушением нравственных норм.

Адвокат должен обладать важнейшими профессиональными психологическими качествами:

  • • гуманное отношение к личности (подзащитному);
  • • стремление к справедливости;
  • • логичность мышления;
  • • умение найти доказательства, смягчающие виновность подсудимого;
  • • высокая культура речи;
  • • умение выстроить защитительную речь таким образом, чтобы она была убедительной;
  • • активное переключение внимания в зависимости от ситуации;
  • • оперативное подключение необходимой информации;
  • • стрессоустойчивость;
  • • честность;
  • • настойчивость;
  • • развитые ораторские способности;
  • • умение мыслить стратегически (на перспективу) и др.

Особое значение придается принципам профессиональной этики, которые регулируют взаимоотношения адвоката с потерпевшим, свидетелями, следователем, прокурором и др. Деловые отношения не должны пересекаться с личными. Процессуальное законодательство охраняет адвокатскую деятельность, установив запрет на допрос защитника или представителя в качестве свидетеля о тех обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с выполнением данных обязанностей. Кроме того, адвокат обязан хранить тайну и после выполнения своих профессиональных обязанностей.

  • [1]Бернам У., Решетникова И. В., Прогиляков А. Д. Судебная адвокатура. СПб., 1996. С. 46–47.

Похожие публикации:

  • Приказ мвд 65 от с приложением Приказ МВД России от 14 февраля 2017 г. № 65 "Об утверждении Порядка и условий командирования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на территории Российской Федерации" В соответствии с частью 11 статьи 53 […]
  • Изменения в приеме в гражданство рф Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ"О гражданстве Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 11 ноября 2003 г., 2 ноября 2004 г., 3 января, 18 июля 2006 г., […]
  • Приказ о распределении осужденных по отрядам Приказ Министерства юстиции РФ от 16 декабря 2016 г. № 295 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" В соответствии со статьей 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (Собрание […]
  • Стоимость полиса осаго ижевск Помощь в прохождении техосмотра! - 500 Р - Online - За 3 минут Порядок действий Получение карты Диагностическая карта, позволит Вам смело выезжать на дорогу без нарушения закона, так как, будет подтверждение, что транспортное […]
  • Требования к размещению рабочих мест и оборудования Требования к размещению рабочих мест и оборудования ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2010 года N 59 Об утверждении СанПиН 2.1.2.2631-10 (с изменениями на 10 июня 2016 […]
  • Как оформить пенсию в армении Государственные пенсии I. Виды пенсии 1. трудовая: 1) по возрасту, 2) на льготных условиях, 3) за выслугу лет, 4) по инвалидности, 5) по случаю потери кормильца, 6) частичная; 2. военная: 1) за выслугу лет, 2) по инвалидности, 3) […]