Частичное осаго

Содержание:

Как решить проблему с отказом в ремонте отдельных деталей автомобиля?

Отказ в ремонте отдельных деталей всегда вызывает у владельца автомобиля много негативных эмоций. В подобной ситуации стоит сначала разобраться в причинах отказа, а лишь потом предпринимать какие-либо действия. Что нужно учесть, чтобы эффективно оспорить решение страховой компании?

Логика страховщика

Страховые компании используют все доступные способы уменьшения выплат, в том числе частичный отказ в оплате ремонта. Естественно, основание для такого отказа должно быть подкреплено законом и условиями договора. В противном случае страховщику придётся полностью оплатить ремонт и выплатить приличный штраф.

Сегодня можно вести речь о трёх наиболее распространённых причинах отказа в ремонте отдельных деталей:

  1. В справке ГИБДД или документах полиции указаны не все имеющиеся повреждения.
  2. В ходе предстрахового осмотра не зафиксированы повреждения отдельных деталей.
  3. Трасологическая экспертиза не выявила причинно-следственную связь между происшествием и повреждениями отдельных деталей.

Чаще всего страховщик частично отказывает в ремонте лишь на основании одной из этих причин. Однако в зависимости от обстоятельств происшествия страховая компания может комбинировать приведённые причины отказа в рамках рассмотрения одного убытка.

Справка о происшествии

При оформлении происшествия сотрудник полиции может пропустить какое-либо повреждение. Например, незначительную царапину на кузове машины. Такое повреждение не будет фигурировать в официальных документах, а значит у страховой компании появится повод для сомнений относительно связи дефекта детали и обстоятельств страхового события.

Необходимо крайне внимательно подойти к вопросу документального оформления происшествия, будь то дорожная аварии или противоправные действия злоумышленников.

Если в официальном документе не указано какое-либо повреждение, следует потребовать, чтобы ошибку исправили. В противном случае придётся доказывать связь между дефектом детали и происшествием. Это довольно проблематично, ведь убедить страховую компанию непросто даже при наличии положительного заключения трасологической экспертизы.

Имеющиеся повреждения

При оформлении полиса страховая компания имеет право на осмотр автомобиля вне зависимости от вида страхования. Нередко в ходе предстрахового осмотра страховщики выявляют какие-либо дефекты. Чаще всего речь идёт не о серьёзных повреждениях, а о мелких царапинах и сколах на кузове. Представитель страховой компании непременно отразит все подобные дефекты в акте осмотра.

При рассмотрении убытка менеджеры отдела выплат откажут в оплате ремонта ранее повреждённых деталей.

В зависимости от обстоятельств происшествия автовладельца ждет либо полный, либо частичный отказ в устранении отдельных повреждений.

Например, порой при оформлении страховки на капоте машины обнаруживаются царапины. В дальнейшем если эта деталь серьёзно повреждается в результате аварии, то страховая компания всё равно оплатит ремонт. Однако автовладельцу самостоятельно придётся оплатить покраску капота. Это не противоречит закону, ведь царапины появились до начала срока страхования.

Причинно-следственная связь

Сотрудники отдела выплат могут усомниться в том, что деталь была повреждена в результате заявленного события. В таком случае они обратятся к экспертам-трасологам, чтобы определить причинно-следственную связь происшествия и повреждений.

Если эксперт определит, что характер отдельных дефектов противоречит обстоятельствам заявленного события, страховщик частично откажет в ремонте. Выводы эксперта можно оспорить, но добиться полной оплаты ремонта крайне проблематично. При наличии подобных обстоятельств разногласия между страховой компанией и собственником машины обычно не удаётся урегулировать без обращения в суд.

Рассчитать КАСКО – в 18 компаниях за 2 минуты

Как повлиять на страховщика?

В случае частичного отказа в ремонте нет смысла жаловаться в Центробанк либо в другое государственное учреждение. Надзорные органы вряд ли смогут принять эффективные меры воздействия на страховщика. Следовательно, придётся оспорить действия страховой компании в суде.

Перед подачей искового заявления нужно направить страховщику досудебную претензию с подробным изложением сути разногласий. Этот документ можно либо отвезти в офис страховой компании, либо направить по почте. При этом ему следует позаботиться о доказательствах факта передачи претензии сотрудникам страховой компании.

Досудебный порядок разрешения споров предусмотрен законодательством в сфере ОСАГО. Если автовладелец решит обойтись без письменной претензии, у него просто не примут исковое заявление.

Однако могут быть и исключения, ведь здесь всё зависит от судебной практики. В случае с КАСКО подача претензии предусмотрена условиями страхования. То есть претензию следует подавать перед обращением в суд, иначе договорные обязательства будут нарушены. В этом случае у собственника машины опять же могут возникнуть сложности с подачей судебного иска.

Автовладелец имеет шансы на победу в суде вне зависимости от причины отказа в ремонте отдельных деталей. Однако собственнику машины нужно понимать, что придётся доказывать обоснованность претензий к страховщику. В случае с причинно-следственной связью между повреждениями и происшествием непременно будет назначена судебная экспертиза. Решение суда целиком зависит от выводов эксперта-трасолога.

Также экспертиза может быть назначена, если в процессе оформления происшествия сотрудники полиции не указали в официальных документах какие-либо повреждения. Кроме того, полицейских могут привлечь к делу в качестве свидетелей. Соответственно, в этом случае решение по делу зависит как от выводов эксперта, так и от показаний свидетелей.

А вот если машина была повреждена до оформления полиса, придётся приложить немало усилий, чтобы добиться полной оплаты ремонта. Юристы страховщика постараются доказать факт необоснованного обогащения собственника машины. Если они смогут это сделать, автовладелец наверняка проиграет судебную тяжбу.

Чем отличается ОСАГО от КАСКО — особенности и отличия страховок

Водители со стажем помнят, как изменилась их жизнь после принятия в 2003 году интересного федерального закона. Правительство тогда обязало автолюбителей приобретать страховку на свои машины.

И уже одиннадцатый год водители плутают в массе предложений страховых компаний и мучаются сомнениями: ОСАГО покупать либо КАСКО? Разберемся, чем отличается ОСАГО от КАСКО, уточним особенности обоих видов страхования.

Что означают эти слова

Термины активно использует вся страна, но точное значение известно немногим. Оба слова означают страхование, но страхование разное.

Что такое ОСАГО

Смысл становится понятным после расшифровки: обязательное страхование автогражданской ответственности. Выделим самые важные моменты:

  • Обязательность – на всей территории страны ездить без ОСАГО нельзя.
  • Страхование – вы заранее приобретаете полис. Это ваша страховка на случай неприятностей, и перерывов в ней быть не должно. Подходит к концу действие одного полиса (как правило, это один год) – вы заблаговременно заключаете с компанией новый договор страхования. Купили машину – в течение 10 дней (на этом настаивает закон) покупаете страховку.
  • Страхование ответственности – то есть вы платите не за то, чтобы в случае аварии было на что отремонтировать собственный автомобиль. Вы, как водитель, подстраховываетесь от финансовых последствий возможных мелких и крупных аварий, виновником которых будете. Оплатить ремонт чужого автомобиля, возместить ущерб, который будет причинен здоровью пострадавших, вам поможет страховая компания.
  • Ответственность автогражданская – полис ОСАГО действует только для автомобильного транспорта.

Что такое КАСКО

Это добровольное страхование транспорта от возможного ущерба. Подчеркнем основные моменты:

  • Добровольность страховки – закон не заставляет всех автолюбителей ее получать. Хотите – приобретаете, не хотите – проходите мимо.
  • Застраховать можно не только автомобильный, но и другой транспорт: водный, железнодорожный, воздушный.
  • Страхование от ущерба – в этом случае вы страхуете не ответственность за свои действия, а возмещение от ущерба, который может быть причинен вашей машине.
  • Ущерб включает множество неприятных ситуаций:
    • повреждения в ДТП;
    • поджог;
    • угон;
    • последствия стихийных бедствий;
    • хищение;
    • прочая порча автомобиля.

Сколько стоят КАСКО и ОСАГО

Цена страховок существенно различается. Стоимость ОСАГО определяет государство, изменить законодательно установленные тарифы страховые компании не могут.

От чего зависит цена ОСАГО

Перед оформлением полиса представитель страховой компании пробьет вас по своим базам и изучит все документы: техпаспорт авто, водительские права, ваш паспорт. Окончательная стоимость сложится из следующих факторов:

  • территории проживания – для каждого региона предусмотрены свои тарифы;
  • вашего возраста и водительского стажа;
  • типа страхуемого транспортного средства.

Как складывается цена КАСКО

В этом случае жестких нормативов нет, поэтому в каждой компании существуют свои расценки. Основные показатели:

  • марка, возраст автомобиля;
  • вашего водительского опыта – особенно влияет отсутствие аварий по вашей вине;
  • включения дополнительных услуг:
    • помощи в составлении документов в случае ДТП;
    • эвакуации автомобиля;
    • вызова на место происшествия аварийного комиссара и других.
Смотрите так же:  Санитарные требования для мясного магазина

Какие страховые суммы предусмотрены

В ОСАГО эти суммы прописаны в законе: за причинение вреда здоровью и жизни – 160 тысяч, имуществу одного потерпевшего – 120 тысяч.

В КАСКО эта сумма равна стоимости вашего автомобиля на тот день, в который вы заключили договор страхования.

Особенности полиса КАСКО

Страхование по КАСКО пойдет по выбранному вами сценарию. Договор составляется под вас, это гибкий инструмент.

Форма страховки

Возможны два варианта:

В первом случае в договоре предусматриваются все виды риска, от возможного пожара до угона. При страховании по второму варианту в полис прописываются те виды рисков, которые вы пожелаете. Если машина ночует во дворе – включайте пункты о возможном угоне и хищении, ставите авто у подъезда – не забудьте о стихийных бедствиях (сосульках, сходе снега с крыши). Частичное КАСКО гораздо дешевле полного.

Это еще одно средство удешевления страховки. Франшиза означает оплату не полной стоимости страховки, а лишь ее части. К примеру, франшиза в 10 тысяч означает, что ремонт мелких повреждений автомобиля, который обойдется меньше, чем в 10 тысяч, вы оплатите самостоятельно. Если машина пострадала сильно, и ее восстановление стоит дороже этой суммы, ремонт оплатит страховая компания.

Основные отличия КАСКО от ОСАГО

  1. Обязательность: ОСАГО – необходимо по закону, КАСКО – желательно.
  2. Цена страховки: ОСАГО дешевле, чем КАСКО.
  3. Объект страхования: КАСКО страхует ваш автомобиль, ОСАГО – вашу ответственность.
  4. Размер выплат: КАСКО оплатит все, предела нет, ОСАГО – лишь ту сумму, которую законодательно разрешит государство.

Видео: Тонкости страховок при ДТП

Могут ли полисы заменить друг друга

Это различные виды страхования, и о замене не может быть речи. Езда без ОСАГО – нарушение закона, за отсутствие полиса полагается административный штраф. Сейчас это 500 рублей, но скоро сумму повысят.

Нужно ли ОСАГО при КАСКО

Ответ один – обязательно. ОСАГО – это первичная страховка, без нее обойтись нельзя. А вот КАСКО – это своеобразное дополнение к ней. Поэтому нельзя ответить на вопрос, что лучше: ОСАГО или КАСКО. Обе страховки – гарантия вашего финансового благополучия, только от вас зависит, купите вы лишь обязательную или приобретете обе.

Что выбрать: ОСАГО или КАСКО плюс ОСАГО

Чтобы понять, насколько вам необходимы обе страховки, ответьте на ряд вопросов:

  • насколько часто вы садитесь за руль;
  • живете вы в маленькой деревушке или мегаполисе;
  • как плотно загружены улицы и трассы, по которым вы ездите;
  • велик ли ваш стаж в качестве водителя;
  • сколько лет вашему автомобилю;
  • имеют ли доступ посторонние к вашей машине.

Если высоки шансы попасть в ДТП, передвигаетесь вы в плотном потоке транспорта, автомобиль дорогой – лучше потратиться на оба полиса.

Когда нужен КАСКО

Случаев, когда экономить на этом полисе не стоит, два:

  1. Покупка автомобиля в кредит.
  2. Приобретение новой и очень дорогой машины.

С полной уверенностью можно сказать, что отмены обязательного страхования ответственности в России не будет. Значит, что полис ОСАГО автовладельцы по-прежнему будут менять каждый год. Теперь вы знаете разницу страховками, решайте, что важнее: экономия денег на КАСКО или уверенность в финансовом благополучии в случае ДТП.

Полное и частичное КАСКО: как правильно выбрать полис?

Такая страховка обеспечивает защиту от полного набора рисков: ущерб и угон. Полное КАСКО дает автовладельцу возможность не беспокоиться о получении компенсации ущерба в различных ситуациях, от повреждений в результате ДТП или действий третьих лиц до утраты автомобиля в результате угона. Нужно помнить, что договор полного КАСКО не распространяется на ущерб, вызванный поломкой ТС вследствие нарушений условий эксплуатации.

Вам подойдет полное КАСКО, если Вы:

  • Водитель без стажа / с небольшим стажем;
  • Часто используете автомобиль;
  • Оформили покупку машины в кредит.

У нас Вы можете оформить полис на условиях полного КАСКО на машину практически любой марки и модели (не старше 10 лет). Страховой договор покроет ущерб, причиненный автомобилю или его деталям, заявленным в комплектации производителя. Поэтому, если в Вашей машине имеется оборудование, установленное самостоятельно, его необходимо обязательно вписать в полис.

Частичное КАСКО

Такой полис предусматривает покрытие какого-то одного вида рисков: только ущерб, либо только угон.

По риску «Ущерб» автомобиль застрахован от повреждений вследствие ДТП, пожара или самовозгорания, транспортировки, противоправных действий третьих лиц, природных явлений. При наступлении этих событий владелец получает возмещение убытка независимо от наличия вины или состояния автомобиля (включая полную конструктивную гибель). Страховая выплата рассчитывается за вычетом износа, т.е. с учетом амортизации поврежденных деталей.

По риску «Угон» автовладелец застрахован от ущерба вследствие неправомерного завладения ТС третьими лицами.

Вам подойдет частичное КАСКО, если Вы:

  • Часто ездите на машине и храните ее на стоянке или в гараже (страховка от риска «Ущерб»);
  • Редко ездите на машине, но владеете часто угоняемой маркой авто (страховка от риска «Угон»).

Как рассчитать стоимость страховки?

Стоимость полиса КАСКО зависит от выбранного перечня рисков. Чем он шире, тем выше цена страховки. Хотя здесь необходимо учитывать еще и такие факторы, как модель и марка машины, год выпуска, наличие противоугонного устройства, водительский стаж и возраст автовладельца, а также количество водителей, включенных в страховку.

На нашем сайте Вы можете рассчитать стоимость страхования по КАСКО конкретно для Вашего автомобиля и с учетом Ваших индивидуальных требований. При оформлении полиса через онлайн-калькулятор Вы получаете скидку 5%. Кроме того, сэкономить на страховке можно, оформив договор с франшизой (до 72%), воспользовавшись услугой Умное страхование (до 30%), получив скидку за безаварийность по ОСАГО (до 12%) или выбрав опцию «Ремонт у неофициального дилера» (до 20%).

Сотрудничество с нами – это высокое качество обслуживания, круглосуточная поддержка при наступлении страхового события, оперативные сроки рассмотрения дела и страховое покрытие в России и странах ближнего и дальнего зарубежья. Доверьте страховую защиту Вашего автомобиля нам!

Частичное осаго

Примечание: данная статья опубликована на нашем сайте в 2011 году. Напомним, что в 2014 году в закон об ОСАГО внесен ряд существенных изменений, которые необходимо принять во внимание. Так, например, согласно п.п. 12, 13 статьи 12 закона об ОСАГО, в случае, если по результатам проведенного страховщиком осмотра поврежденного имущества или его остатков страховщик и потерпевший согласились о размере страховой выплаты и не настаивают на организации независимой технической экспертизы или независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества или его остатков, экспертиза не проводится. Если после проведенного страховщиком осмотра поврежденного имущества или его остатков страховщик и потерпевший не достигли согласия о размере страховой выплаты, страховщик обязан организовать независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку), а потерпевший — представить поврежденное имущество или его остатки для проведения независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки).

Актуальные разъяснения и комментарии по состоянию законодательства на 2018 год о порядке возмещения причиненного в ДТП вреда, образцы исковых заявлений, претензии содержатся в публикации «Страховое возмещение по ОСАГО. Порядок, формы, иски, претензии, сроки».

Некоторые разъяснения о применении положений закона об ОСАГО содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 г. N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Вопрос:

Обратился в страховую компанию с заявлением о выплате мне страхового возмещения (ОСАГО). Произведена оценка ущерба. Из заключения эксперта (оценщика) следует, что выплате подлежит сумма в размере 30 000 рублей, однако, страховщик выплатил только 15 000 рублей, мотивируя тем, что часть запчастей, указанных в заключении эксперта стоит дешевле и завышены часы работы по ремонту поврежденного автомобиля. Такие действия страховой компании правомерны?

Ответ:

Нет, не правомерны. Страховая компания не вправе подменять собой эксперта и делать собственные выводы, которые служат основанием для частичного отказа в выплате страхового возмещения. В случае несогласия с оценкой ущерба проводится повторная оценка (экспертиза), а не исключаются непонравившиеся выводы из имеющегося заключения.

Пример из судебной практики

«. разрешая вопрос о размере вреда, причиненного истцу в ДТП, суд исходит из того, что в соответствии с указанными положениями законодательства об ОСАГО страховщик не имел право производить какие либо исключения из размера страхового возмещения, подлежащего выплате потерпевшему, так как размер этого возмещения определялся им на основании заключения В (это заключение подготовлено в соответствии с законодательством об ОСАГО и было принято страховщиком, что соответствует требованиям п.п. 3, 4, 7 ст. 12 Закона об ОСАГО). При этом, в случае несогласия с этим заключением, страховщик должен был организовать проведение повторной (в том числе комиссионной) экспертизы, но этого не было сделано (в действиях страховщика усматривается непосредственное (существенное) нарушение процедуры определения размера страхового возмещения, что следует из содержания п.п. 3, 4, 7 ст. 12 Закона об ОСАГО). Следовательно, суд считает, что доказательства истца относительно размера вреда не опровергнуты представителем ответчика в судебном заседании, а у суда нет оснований им не доверять: затраты на фактический ремонта ТС . соответствуют заключению В; 3. в соответствии с п. 63 указанных Правил ОСАГО при определении размера восстановительных расходов учитывается износ частей, узлов, агрегатов и деталей, используемых при восстановительных работах. Следовательно, суд определяет процент износа ТС . по заключению В.

Смотрите так же:  Касперский истекла лицензия

Взысканию с ответчика в пользу истца подлежит страховое возмещение (оставшаяся часть) из расчета:

  • 21 696 руб. 00 коп. (стоимость фактического ремонта ТС . ) – (6 650 руб. (стоимость зап.частей, подлежащих замене при фактическом ремонте ТС . ) Х 1 % (износ ТС ..)) = 21 629 руб. 50 коп. (стоимость фактического ремонта ТС «ВАЗ» с износом зап.частей);
  • 21 629 руб. 50 коп. (стоимость фактического ремонта ТС . с износом зап.частей) + 1 900 руб. (услуги эксперта В) + 3 991 руб. 60 коп. (УТС) = 27 521 руб. 10 коп. (общ. размер страх. возм.);
  • 27 521 руб. 10 коп. (общ. размер страх. возм.) — 12 900 руб. 13 коп. (выпл. страх.возм.) = 14 620 руб. 97 коп. (страх.возм. подл. взыскан.).

В соответствии со ст. 395 Гражданского Кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств» (Решение мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г. Екатеринбурга от 05 апреля 2010 года).

Образцы исковых заявлений по теме:

Вернуться к оглавлению обзора судебной практики: Страховая выплата по ОСАГО. Порядок, сроки, иски. Судебная практика

Полное или частичное КАСКО

КАСКО может быть оформлено с учетом нескольких рисков. Поэтому наступление страховых случаев по этим рискам будет полностью оплачено страховой компанией. Если рисков в договоре КАСКО не много, то это называют частичным страхованием, если же в договоре отображены все основные риски, то это уже полное страхование.

В этом случае страховой договор предусматривает совершение выплат со стороны страховой компании при угоне и любом ущербе, нанесенном автомобилю.

Нужно принимать во внимание, что КАСКО позволяет застраховать транспортное средство только в заводской комплектации. Страховка будет покрывать любой ущерб: здоровью и жизни автовладельца и пассажиров автомобиля при дорожно-транспортном происшествии, внутренних частей и деталей автомобиля. Кроме того, за счет ОСАГО будет застрахована ответственность автовладельца перед другими автолюбителями.

Стандартный полный договор КАСКО предусматривает наличие следующих рисков:

  1. Повреждения транспортного средства, причиненные во время аварии. В том числе и полная конструктивная гибель и невозможность эксплуатации транспортного средства.
  2. Угон транспортного средства и его отдельных частей (за исключением колес, если это не предусмотрено договором).
  3. Ущерб, нанесенный транспортному средству при попытке к хищению.
  4. Поломка, утрата узлов, приборов, устройств и агрегатов транспортного средства.
  5. Хулиганские действия сторонних лиц, которые привели к повреждению транспортного средства (вандализм и т.п.).
  6. Повреждения автомобиля или его конструктивная гибель, связанная с поджогом транспортного средства сторонними лицами или самовозгоранием.
  7. Повреждения, произошедшие из-за форс-мажорных обстоятельств.
  8. Повреждения, вызванные паданием в транспортное средство камней, сосулек и других предметов.

Не стоит путать хищение и угон

В отечественном законодательстве четко разъяснено, что хищение и угон транспортного средства – это не аналогичные понятия, хотя определенная схожесть, конечно, если. Вне зависимости от трактовки понятий, для автовладельца ничего не поменяется – его машина пропала. С другой стороны, страховщик будет рассматривать вопрос в соответствии с УК РФ, где сказано следующее:

  • Под угоном подразумевается незаконное завладение транспортным средством, не имеющее цели его хищения;
  • Хищение – изъятие и завладение чужим транспортным средством с корыстной целью, что причинило ущерб владельцу транспортного средства и всем заинтересованным лицам.

Иными словами, под хищением подразумевается завладение транспортным средством третьими лицами, из-за чего автовладелец более не может распоряжаться и использовать свою машину по личному усмотрению, а злоумышленник использует похищенный автомобиль для наживы.

Хищение также можно разделить на несколько понятий:

  • Кража (тайное);
  • Грабеж (открытое);
  • Разбой (хищение с нападением, совершенное с использованием насилия в отношения владельца или третьих лиц, а также с угрозой применения насилия).

Чтобы при наступлении страховых случаев между вами и страховой компанией не было недоразумений, необходимо обговорить в страховом договоре риски, которые будут отмечены.

Частичное КАСКО

Частичное КАСКО (неполное страхование), в отличие от полного, позволит автовладельцу рассчитывать на выплаты со стороны страховой компании при любых повреждениях автомобиля, полученных при действии самых разных причин. С другой стороны, если имеет место угон или хищение транспортного средства, то страховая компания откажет в выплатах на законных основаниях.

В большинстве случаев, в частичное КАСКО следующие виды ущерба транспортному средству:

  1. Любые повреждения, связанные с дорожно-транспортным происшествием (столкновение, падение, наезд, возгорание и т.п.), обрушением или приходом в негодность дорожного покрытия, а также при повреждении иными предметами (например, падение сосулек, попадание камней в корпус автомобиля, вылетевших из под колес других транспортных средств, и т.п.).
  2. Любые повреждения, полученные в связи со стихийными бедствиями (оползни, землетрясения, воздействие подземных вод, град, снегопад, метель, ураган, цунами, тайфун, смерч, наводнение, просадка грунта и множество других атмосферных явлений, ставших причиной получения транспортным средством повреждений или конструктивной гибели автомобиля).
  3. Падения на автомобиль предметов при его движении или стоянке (деревья, сосульки, камни и т.п.).
  4. Хулиганские действия сторонних лиц (вандализм, умышленное причинение вреда имуществу), за исключением хищения автомобиля.
  5. Действия домашних и диких животных.

Каждая страховая компания имеет свой список, в соответствии с которым и производит выплаты по страховым случаям, либо отказывает в возмещении ущерба. Зачастую при оформлении КАСКО используются небольшие перечни рисков, что позволяет значительно снизить стоимость страховки.

Покорение полиса: почему за фальшивые ОСАГО никто не отвечает

В России участились случаи мошенничеств с полисами ОСАГО. Автомобилистам под видом настоящих продают поддельные страховые полисы, не действующие в случае ДТП. При этом страховые компании, от чьих имен продаются фальшивки на оригинальных бланках, никак не хотят участвовать в урегулировании конфликтов, не предлагают никаких путей решения проблемы и, более того, перекладывают всю ответственность на потерпевших водителей. Что делать, если вы попали в такую ситуацию, разбирались «Известия».

Как обманывают водителей

Зачастую автомобилистов, у которых истекает срок действия текущих страховых полисов, обзванивают сами мошенники. Под видом представителей известных компаний, у которых уже есть все данные о застрахованных лицах, они предлагают заключить новые договоры на приемлемых условиях.

Многие автовладельцы соглашаются и, как итог, покупают ненастоящие полисы, оформленные на реальных бланках страховых компаний. И лишь немногие решают перепроверить подлинность документов. Так сделал, к примеру, москвич Сергей Гармаш. Недавно он рассказал в соцсетях, что «представитель» группы «Ренессанс Страхование» предложил ему оформить полис ОСАГО.

Полис и чек автомобилисту привез курьер. Однако Гармаш обнаружил, что все даты на документе были напечатаны со смещением, что не позволяло их правильно прочитать, а сам полис был оформлен 24 августа 1820 года.

После звонка непосредственно в страховую, оказалось, что в базе такого полиса не значится, указанная серия документа уже не используется, а пытавшийся оформить документ сотрудник в компании не работает. Если бы автомобилист не проверил полис, а потом стал виновником ДТП, то в дальнейшем платить за последствия аварии ему, скорее всего, пришлось бы из собственного кармана.

Кто отвечает за настоящий бланк к несуществующему договору

В куда более серьезную ситуацию попал автомобилист из Москвы Евгений Багдасаров, рассказавший «Известиям» свою историю — страховая компания вовсе пытается отсудить у него деньги, которые сама же заплатила по поддельному полису ОСАГО.

Еще 18 декабря 2016 года в его Volvo C30 врезался Nissan Primerа, управлявшийся гражданином А. Белозеровым, которого и признали виновником аварии. Независимая оценка повреждений Volvo показала, что восстановлению автомобиль не подлежит, была разбита передняя часть, сработали подушки безопасности.

Сначала участникам аварии показалось, что проблем не возникнет — у Белозерова на руках был действующий полис ОСАГО серии ЕЕЕ № 0371478739 от компании «Росгосстрах» (РГС). Когда же Багдасаров обратился в свою страховую компанию «РЕСО-Гарантия» за выплатой, то получил отказ.

Оказалось, что «Росгосстрах» не подтвердил наличие договора виновника ДТП в базе Российского союза автостраховщиков (РСА). Так, по информации РСА, полис с такой серией и таким номером был зарегистрирован совершенно на другого человека и на другой автомобиль. Тогда потерпевший Багдасаров подал в суд на виновника ДТП, с тем чтобы добиться компенсации ущерба уже в гражданско-правовом поле.

Смотрите так же:  Как правильно оформить доверенность на оформление документов

До суда дело дошло только к июню 2017 года, и с тех пор слушания несколько раз переносились. В основном из-за постоянной неявки на заседания представителей РГС — компанию пригласили для участия в деле в качестве соответчика (информация об этом содержится в решении Бабушкинского суда). В итоге дело рассматривалось без представителей страховой компании.

На одном из заседаний виновник ДТП представил оригинал полиса и квитанцию об оплате от 11 июня 2016 года, доказав суду, что полис ОСАГО он приобретал официально, у страхового агента по довольно высокой на тот момент цене 14 231 рубль.

Верховный суд на стороне автомобилистов

После многочисленных заседаний Багдасаров, потеряв все надежды взыскать деньги с виновника ДТП, решил отказаться от исковых требований к Белозерову — дело не продвигалось, а на руках у ответчика был настоящий полис. Вместо этого был подан иск о взыскании заявленной им суммы с ПАО СК «Росгосстрах». Истец руководствовался Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. № 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Тогда, разбирая аналогичную ситуацию, ВС пришел к выводу, что страховая компания, на бланках строгой отчетности которой был оформлен полис ОСАГО, в любом случае должна нести ответственность за собственные документы. Ведь если бланки не реализовали, их необходимо утилизировать, а не оставлять на руках у страховых агентов. Согласно решению ВС, даже если бланки использовали без ведома страховых компаний, те всё равно должны нести ответственность за страховой случай. Исключение составляют лишь ситуации, когда о хищении бланков заявлено в полицию.

В итоге Бабушкинский районный суд Москвы суд решил, что, поскольку ответчик не предоставил никаких доказательств в опровержение доводов истца о покупке оригинального полиса ОСАГО, можно считать, что на момент ДТП гражданская ответственность виновника была застрахована по полису ОСАГО в ПАО СК «Росгосстрах». И постановил взыскать с «Росгосстраха» всю сумму ущерба, а также штраф в размене 150 тыс. рублей и расходы на оплату экспертизы.

Страховщики отказываются платить за обманщиков

Несмотря на то что срок на подачу апелляционной жалобы истек и «Росгосстрах» даже выплатил все полагающиеся расходы, страховой компанией внезапно было подано ходатайство о восстановлении сроков. Представители РГС оправдывались, что не получили по почте копию решения суда.

Суд требование страховой компании удовлетворил, а во время последнего заседания в сентябре отменил свое решение. Теперь РГС подал встречный иск к Багдасарову и пытается вернуть выплаченные деньги. Потерпевший автомобилист вынужден судиться дальше, поскольку отвечать за поддельный полис фактически оказалось некому.

В «Росгосстрахе» на запрос «Известий» заявили, что ответственность за продажу поддельного полиса несет лицо, которое его изготовило и реализовало. А ответственность за ДТП в любом случае, вне зависимости от наличия или отсутствия полиса ОСАГО, несет виновник аварии. По этой причине законным решением в данной ситуации, по оценке РГС, должно стать возложение ответственности за причиненный ущерб на гражданина Белозерова.

— Согласно действующему законодательству страховая компания несет ответственность за полисы ОСАГО, которые переданы в страховую компанию из РСА, — заявили в «Росгосстрахе». — Автомобилистам следует заключать договоры страхования в офисах и агентствах страховых компаний, запрашивать у агента оригинал доверенности, выданной страховой компанией, проверять бланк на сайте РСА.

Также в РГС заявили, что регулярно проводят мероприятия по пресечению деятельности лиц, осуществляющих продажи поддельных полисов. Почему представители компании упорно не являлись на суд, в страховой не уточнили.

За поддельный полис отвечать некому

В свою очередь в Российском союзе автостраховщиков (РСА) также возлагают все последствия пользования поддельными полисами на автомобилистов.

— Если страхователь вел себя добросовестно, он не несет ответственности за приобретение поддельного полиса, но несет риск неполучения выплаты по нему, — заявили «Известиям» в РСА. — Если полис поддельный, это равнозначно тому, что его просто не существует и выплаты по нему производиться не должны. Однако в этом случае страховая компания в суде должна доказать, что полис поддельный. Если же она этого не сделала, то суд может взыскать со страховой компании сумму ущерба.

— Получается, что суд апелляционной инстанции, удовлетворяя апелляционную жалобу «Росгосстраха» и вынося решение об отказе в удовлетворении исковых требований, не исследовал все представленные в суд документы, не дал им должной оценки, — рассказал «Известиям» адвокат Дмитрий Зацаринский, знакомый с обстоятельствами этого дела. — Суд не принял во внимание, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что полис, имеющийся у Белозерова, является недействительным или поддельным.

Адвокат уточнил, что ответчиком в материалы дела представлена только копия страхового полиса с тем же номером и с датой печати 15 июня 2016 года, причем выдан он взамен ранее выданного полиса в связи с изменением условий договора страхования. Тогда как договор страхования с Белозеровым был заключен 11 июня 2016 года, то есть раньше.

Как проверить достоверность полиса

Руководитель отдела страхования ГК «Альфа-Лизинг» Татьяна Минаева также сообщила «Известиям», что в случае ДТП владелец поддельного полиса вынужден будет понести все убытки.

— Страховщик не несет ответственности за поддельный документ, и пострадавший в таком случае не получит страховую выплату, данную проблему будет решать в судебном порядке, — заявила Минаева. — Страховщики не несут ответственности за поддельные бланки.

По ее словам, при утере, пропаже бланков строгой отчетности, которыми являются ОСАГО, агенты и сотрудники страховой компании должны заявить в УВД для последующего списания на основании внутренних регламентов. Также страховая компания сразу передает информацию о произошедшем РСА и в специализированные СМИ.

Проверить подлинность выданного полиса ОСАГО возможно на сайте РСА, введя номер и серию. Сайт покажет, на какое транспортное средство какой страховой компанией выписан полис и кто страхователь.

Чтобы избежать мошеннических схем, эксперт советует покупать полисы только у официальных источников, проверять наличие водяных знаков и голограмм. Также страховщик обязан выдать квитанцию об оплате. Электронный полис Минаева советует покупать только на официальных сайтах страховщиков либо на сайте РСА.

Реакция депутатов: страховщики должны заплатить

Заинтересовались ситуацией и в Государственной думе. Ответом со стороны депутатов на сложившуюся ситуацию, когда фактически сбором всех документов и доказательств для получения страховой премии заниматься приходится потерпевшей стороне, стал законопроект, предусматривающий возложение на страховщиков обязанностей по полной выплате ущерба и компенсации судебных расходов из-за ДТП даже при отсутствии полиса ОСАГО у виновника аварии.

В пресс-службе депутата Ярослава Нилова, являющегося одним из авторов документа, отметили, что сейчас участник ДТП, которому нанесен ущерб имущества, вынужден самостоятельно собирать документы и доказательства, нести судебные расходы и тратить время в процессе взыскания убытков.

При этом, по мнению авторов законопроекта, страховщики обладают и кадровыми ресурсами, и возможностями для того, чтобы взять на себя необходимые действия. Поэтому обязанности по возмещению ущерба пострадавшему следует возложить на страховую компанию, которая застраховала гражданскую ответственность потерпевшего, вне зависимости от наличия действующего полиса у виновника ДТП.

Похожие публикации:

  • Доверенность на получение товара физическим лицом бланк Доверенность на право получения товара: бланк, образец, правила заполнения Доверенность на получение товара – это документ, который получает сотрудник от организации и который уполномочивает его получить товар или материальные […]
  • В турцию с ребенком доверенность Выезд ребенка в турцию с одним из родителей 2018 году Узнать данную информацию можно у второго родителя лично или в ФМС, которая занимается рассмотрением заявлений о несогласии на выезд детей, которым нет 18 лет, и ведет их […]
  • Образец заявления о выдаче разрешения на временное проживание образец Правила заполнения и подачи заявления на РВП в ГУВМ МВД РФ (ранее УФМС) Если вы решили инициировать получение российского гражданства, то первым этапом является оформление разрешения на временное проживание. В подаче заявления и […]
  • Образец приказа о депремировании работников образец Депремирование работника. Образец приказа Стимуляция с помощью финансов является одним из самых эффективных рычагов воздействия на сотрудников. Премия для многих является постоянной составляющей дохода. И если по каким-то причинам […]
  • Почему версальский мирный договор оказался в центре политической борьбы в германии в 1920 Почему версальский мирный договор оказался в центре политической борьбы в германии в 1920 Вопрос по истории: почему версальский мирный договор оказался в центре политической борьбы в германии в 1920е годы? Ответы и объяснения […]
  • Какой штраф за спецсигнал Какой штраф или лишение прав за спецсигналы на автомобиле по ПДД? Ответственность за мигалки Использование спецсигналов по состоянию на 2019 год запрещено ПДД. Но карается штрафами и лишением права управления не только их […]