Требования пуэ к воздушным линиям

Глава 2.4 ВОЗДУШНЫЕ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ НАПРЯЖЕНИЕМ ДО 1 КВ

Дата введения 2003-10-01

РАЗРАБОТАНА с учетом требований государственных стандартов, строительных норм и правил, рекомендаций научно-технических советов по рассмотрению проектов глав. Проекты глав рассмотрены рабочими группами Координационного совета по пересмотру ПУЭ

ПОДГОТОВЛЕНА АООТ «РОСЭП», соисполнитель — АО «Фирма ОРГРЭС»

СОГЛАСОВАНА в установленном порядке с Госстроем России, Госгортехнадзором России, РАО «ЕЭС России» (ОАО «ВНИИЭ») и представлена к утверждению Госэнергонадзором Минэнерго России

УТВЕРЖДЕНА приказом Минэнерго России от 20 мая 2003 г. N 187

С 1 октября 2003 г. утрачивает силу глава 2.4 «Правил устройства электроустановок» шестого издания

Требования Правил устройства электроустановок обязательны для всех организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, а также для физических лиц, занятых предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Линии электропередач

Электрические сети предназначены для передачи и распределения электроэнергии. Они состоят из совокупности подстанций и линий различных напряжений. При электростанциях строят повышающие трансформаторные подстанции и по линиям электропередачи высокого напряжения передают электроэнергию на большие расстояния. В местах потребления сооружают понижающие трансформаторные подстанции.

Основу электрической сети составляют обычно подземные или воздушные линии электропередачи высокого напряжения. Линии, идущие от трансформаторной подстанции до вводно-распределительных устройств и от них до силовых распределительных пунктов и до групповых щитков, называют питающей сетью. Питающую сеть, как правило, составляют подземные кабельные линии низкого напряжения.

По принципу построения сети разделяются на разомкнутые и замкнутые. В разомкнутую сеть входят линии, идущие к электроприемникам или их группам и получающие питание с одной стороны. Разомкнутая сеть обладает некоторыми недостатками, заключающимися в том, что при аварии в любой точке сети питание всех потребителей за аварийным участком прекращается.

Замкнутая сеть может иметь один, два и более источников питания. Несмотря на ряд преимуществ, замкнутые сети пока не получили большого распространения. По месту прокладки сети бывают наружные и внутренние.
Каждому напряжению соответствуют определенные способы выполнения электропроводки. Это объясняется тем, что чем напряжение выше, тем труднее изолировать провода. Например, в квартирах, где напряжение 220 В, проводку выполняют проводами в резиновой или в пластмассовой изоляции. Эти провода просты по устройству и дешевы.
Несравненно сложнее устроен подземный кабель, рассчитанный на несколько киловольт и проложенный под землей между трансформаторами. Кроме повышенных требований к изоляции, он еще должен иметь повышенную механическую прочность и стойкость к коррозии.

Для непосредственного электроснабжения потребителей используются:

  • воздушные или кабельные ЛЭП напряжением 6 (10) кВ для питания подстанций и высоковольтных потребителей;
  • кабельные ЛЭП напряжением 380/220 В для питания непосредственно низковольтных электроприемников.

Для передачи на расстояние напряжения в десятки и сотни киловольт создаются воздушные линии электропередач. Провода высоко поднимаются над землей, в качестве изоляции используется воздух. Расстояния между проводами рассчитываются в зависимости от напряжения, которое планируется передавать. Увеличиваются размеры и усложняются конструкции с ростом рабочего напряжения.

Воздушной линией электропередачи называют устройство для передачи или распределения электроэнергии по проводам, находящимся на открытом воздухе и прикрепленным при помоши траверс (кронштейнов), изоляторов и арматуры к опорам или инженерным сооружениям, В соответствии с «Правилами устройства электроустановок» по напряжению воздушные линии делятся на две группы: напряжением до 1000 В и напряжением свыше 1000 В. Для каждой группы линий установлены технические требования их устройства.

Линии электропередач до 1000 В

Воздушные ЛЭП 10 (6) кВ находят наиболее широкое применение в сельской местности и в небольших городах. Это объясняется их меньшей стоимостью по сравнению с кабельными линиями, меньшей плотностью застройки и т.д.
Для проводки воздушных линий и сетей используют различные провода и тросы. Основное требование, предъявляемое к материалу проводов воздушных линий электропередачи, — малое электрическое сопротивление. Кроме того, материал, применяемый для изготовления проводов, должен обладать достаточной механической прочностью, быть устойчивым к действию влаги и находящихся в воздухе химических веществ.

В настоящее время чаще всего используют провода из алюминия и стали, что позволяет экономить дефицитные цветные металлы (медь) и снижать стоимость проводов. Медные провода применяют на специальных линиях. Алюминий обладает малой механической прочностью, что приводит к увеличению стрелы провеса и, соответственно, к увеличению высоты опор или уменьшению длины пролета. При передаче небольших мощностей электроэнергии на короткие расстояния применение находят стальные провода.

Для изоляции проводов и крепления их к опорам линий электропередач служат линейные изоляторы, которые наряду с электрической должны также обладать и достаточной механической прочностью. В зависимости от способа крепления на опоре различают изоляторы штыревые (их крепят на крюках или штырях) и подвесные (их собирают в гирлянду и крепят к опоре специальной арматурой).

Штыревые изоляторы применяют на линиях электропередач напряжением до 35 кВ. Маркируют их буквами, обозначающими конструкцию и назначение изолятора, и числами, указывающими рабочее напряжение. На воздушных линиях 400 В используют штыревые изоляторы ТФ, ШС, ШФ. Буквы в условных обозначениях изоляторов обозначают следующее:

Т — телеграфный;
Ф — фарфоровый;
С — стеклянный;
ШС — штыревой стеклянный;
ШФ — штыревой фарфоровый.

Штыревые изоляторы применяют для подвешивания сравнительно легких проводов, при этом в зависимости от условий трассы используются различные типы крепления проводов. Провод на промежуточных опорах укрепляют обычно на головке штыревых изоляторов, а на угловых и анкерных опорах — на шейке изоляторов. На угловых опорах провод располагают с наружной стороны изолятора по отношению к углу поворота линии.
Подвесные изоляторы применяют на воздушных линиях 35 кВ и выше. Они состоят из фарфоровой или стеклянной тарелки (изолирующая деталь), шапки из ковкого чугуна и стержня. Конструкция гнезда шапки и головки стержня обеспечивает сферическое шарнирное соединение изоляторов при комплектовании гирлянд. Гирлянды собирают и подвешивают к опорам и тем самым обеспечивают необходимую изоляцию проводов. Количество изоляторов в гирлянде зависит от напряжения линии и типа изоляторов.

Материалом для вязки алюминиевого провода к изолятору служит алюминиевая проволока, а для стальных проводов — мягкая стальная. При вязке проводов выполняют обычно одинарное крепление, двойное же крепление применяют в населенной местности и при повышенных нагрузках. Перед вязкой заготовляют проволоку нужной длины (не менее 300 мм).

Головную вязку выполняют двумя вязальными проволоками разной длины. Эти проволоки закрепляют на шейке изолятора, скручивая между собой. Концами более короткой проволоки обвивают провод и плотно притягивают четыре-пять раз вокруг провода. Концы другой проволоки, более длинные, накладывают на головку изолятора накрест через провод четыре-пять раз.

Для выполнения боковой вязки берут одну проволоку, кладут ее на шейку изолятора и оборачивают вокруг шейки и провода так, чтобы один ее конец прошел над проводом и загнулся сверху вниз, а второй — снизу вверх. Оба конца проволоки выводят вперед и снова оборачивают их вокруг шейки изолятора с проводом, поменяв местами относительно провода.

После этого провод плотно притягивают к шейке изолятора и обматывают концы вязальной проволоки вокруг провода с противоположных сторон изолятора шесть-восемь раз. Во избежание повреждения алюминиевых проводов место вязки иногда обматывают алюминиевой лентой. Изгибать провод на изоляторе сильным натяжением вязальной проволоки не разрешается.

Вязку проводов выполняют вручную, используя монтерские пассатижи. Особое внимание обращают при этом на плотность прилегания вязальной проволоки к проводу и на положение концов вязальной проволоки (они не должны торчать). Штыревые изоляторы крепят к опорам на стальных крюках или штырях. Крюки ввертывают непосредственно в деревянные опоры, а штыри устанавливают на металлических, железобетонных или деревянных траверсах. Для крепления изоляторов на крюках и штырях используют переходные полиэтиленовые колпачки. Разогретый колпачок плотно надвигают на штырь до упора, после этого на него навинчивают изолятор.

Провода подвешиваются на железобетонных или деревянных опорах при помощи подвесных или штыревых изоляторов.

Наименьшая допустимая высота расположения нижнего крюка на опоре (от уровня земли) составляет:

  • в ЛЭП напряжением до 1000 В для промежуточных опор от 7 м, для переходных опор — 8,5 м;
  • в ЛЭП напряжением более 1000 В высота расположения нижнего крюка для промежуточных опор составляет 8,5 м, для угловых (анкерных) опор — 8,35 м.

Наименьшие допустимые сечения проводов воздушных ЛЭП напряжением более 1000 В, выбираются по условиям механической прочности с учетом возможной толщины их обледенения.

Для воздушных ЛЭП напряжением до 1000 В по условиям механической прочности применяются провода, имеющие сечения не менее:

  • алюминиевые — 16 мм²;
  • сталеалюминиевые —10 мм²;
  • стальные однопроволочные — 4 мм².

На воздушных ЛЭП напряжением до 1000 В устанавливают заземляющие устройства. Расстояние между ними определяется числом грозовых часов в году:

  • до 40 часов — не более 200 м;
    более 40 часов — не более 100 м.

Сопротивление заземляющего устройства должно быть не более 30 Ом.
Устройство воздушных ЛЭП.

Воздушные линии электропередачи состоят из опорных конструкций (опор и оснований), траверс (или кронштейнов), проводов, изоляторов и арматуры. Кроме того, в состав ВЛ входят устройства, необходимые для обеспечения бесперебойного электроснабжения потребителей и нормальной работы линии: грозозащитные тросы, разрядники, заземление, а также вспомогательное оборудование.

Опоры воздушной линии электропередачи поддерживают провода на заданном расстоянии друг от друга и от поверхности земли. А опоры воздушных линий напряжением до 1000 В могут быть использованы также для развешивания на них проводов радиосети, местной телефонной связи, наружного освещения.

Воздушные линии отличаются простотой эксплуатации и ремонта, более низкой стоимостью по сравнению с кабельными линиями такой же протяженности.
В зависимости от назначения бывают опоры промежуточные и анкерные. Промежуточные опоры устанавливают на прямых участках трассы ВЛ, и предназначены они только для поддержания проводов. Анкерные опоры устанавливают для перехода ВЛ через инженерные сооружения или естественные преграды, в начале, в конце и на поворотах ЛЭП. Анкерные опоры воспринимают продольную нагрузку от разности тяжения проводов и тросов в смежных анкерных пролетах. Тяжением называют усилие, с которым натягивают и закрепляют на опорах провод или трос. Тяжение изменяется в зависимости от силы ветра, температуры окружающего воздуха, толщины льда на проводах.
Горизонтальные расстояния между центрами двух опор, на которых подвешены провода, называют пролетом. Вертикальное расстояние между низшей точкой провода в пролете до пересекаемых инженерных сооружений или до поверхности земли или воды носит название габарита провода.

Смотрите так же:  Как заверить копию паспорта в отделе кадров

Стрелой провеса провода называют вертикальные расстояния между низшей точкой провода в пролете и горизонтальной прямой, соединяющей точки крепления провода на опорах.

Силовые и осветительные сети напряжением до 1000 В, выполненные изолированными проводами всех соответствующих сечений или небронированными кабелями с резиновой или пластмассовой изоляцией сечением до 16 мм2, относят к электропроводке. Наружной считают электропроводку, проложенную по наружным стенам зданий и сооружений, между зданиями, под навесами, а также на опорах (не более 4 пролетов, каждый длиной 25 м) вне улиц и дорог.

Прокладывают провода на высоте не менее 2,75 м от поверхности земли. При пересечении пешеходных дорожек это расстояние делают не менее 3,5 м, а при пересечении проездов и путей для перевозки грузов — не менее 6 м.

Линии электропередач свыше 1000 В

Воздушные линии электропередачи свыше 1 кВ — устройство для передачи электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным при помощи изолирующих конструкций и арматуры к опорам, несущим конструкциям, кронштейнам и стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т.п.).
Провода и защитные тросы через изоляторы или гирлянды изоляторов подвешивают на опорах: промежуточных, анкерных, угловых, концевых, транспозиционных, усиленных (противоветровых и опор больших переходов). Их выполняют свободностоящими или с оттяжками— деревянными, железобетонными или металлическими, одноцепными, двухцепными и т.п.

Для монтажа ВЛ применяют неизолированные одно- и многопроволочные провода из одного и двух металлов (комбинированные) .

В последнее время стали использовать самонесущие изолированные провода (СИП), что позволяет уменьшить расстояние между проводами ВЛ. Для изоляции проводов и тросов от земли и крепления их к опорам служат изоляторы, изготавливаемые из фарфора и стекла.
На ВЛ 110 кВ и выше должны применяться подвесные изоляторы, допускается применение стержневых и опорно-стержневых изоляторов.

На ВЛ 35 кВ и ниже применяются подвесные или стержневые изоляторы. Допускается применение штыревых изоляторов.

Ha BЛ 20 кВ и ниже должны применяться:

  1. на промежуточных опорах—любые тины изоляторов;
  2. на опорах анкерного типа—подвесные изоляторы; допускается применение штыревых изоляторов в I районе по гололеду и в ненаселенной местности.

Выбор типа и материала (стекло, фарфор, полимерные материалы) изоляторов производится с учетом климатических условий (температуры и увлажнения) и условий загрязнения.

На ВЛ 35—220 кВ рекомендуется применять стеклянные, полимерные и фарфоровые изоляторы, преимущество должно отдаваться стеклянным или полимерным.

На ВЛ, проходящих в особо сложных для эксплуатации условиях (горы, болота, районы Крайнего Севера и т.п.), на ВЛ, сооружаемых на двухцепных и многоцепных опорах, на ВЛ, питающих тяговые подстанции электрифицированных железных дорог, и на больших переходах независимо от напряжения следует применять стеклянные изоляторы или (при наличии соответствующего обоснования) полимерные.

Трасса ВЛ, т.е. полоса местности, где она проходит, после изысканий и согласований с организациями, интересы которых затрагиваются сооружением ВЛ, окончательно устанавливается проектом.

Перед монтажом оформляются документы на отчуждение и отвод земельных участков, снос сооружений, а также на право потрав посевов и порубки леса. Выполняется производственный пикетаж, т.е. разбивка центров установки опор на месте монтажа ВЛ.

Комплекс работ по сооружению ВЛ включает в себя подготовительные, строительные, монтажные и пусковые работы, а также сдачу линии в эксплуатацию.
Работы непосредственно на трассе начинают с приемки от проектной организации и заказчика производственного пикетажа трассы ВЛ. Затем прорубают просеку (если ВЛ или отдельные ее участки проходят по лесной местности). Ширину просеки между кронами деревьев в лесных массивах и зеленых насаждениях принимают в зависимости от высоты деревьев, напряжения ВЛ, рельефа местности. Минимальная ширина просеки определяется расстоянием от проводов при их наибольшем отклонении до кроны деревьев. Это расстояние должно составлять не менее 2 м для ВЛ напряжением до 20 кВ и 3 м — для ВЛ напряжением 35—110 кВ.

Все деревья, находящиеся внутри просеки, вырубают так, чтобы высота пня была не более 1/3 его диаметра. Для проезда транспорта и механизмов по середине просеки на ширине не менее 2,5 м деревья вырубают вровень с землей. Зимой при рубке леса снег вокруг каждого дерева расчищают до уровня земли. Древесину, получаемую при рубке деревьев, сортируют, разделывают и укладывают в штабеля вдоль просеки; сучья складывают в кучи для вывоза.
Основные СМР включают в себя изготовление деревянных опор, развозку опор или их деталей на трассе, разбивку мест рытья котлованов под опоры, рытье котлованов, сборку и установку опор, развозку проводов и других материалов по трассе, монтаж проводов и защитного заземления, фазировку и нумерацию опор.

Для анкерной А-образной опоры разбивают два котлована, оси которых размещают от центра пикетного столбика опоры в обе стороны вдоль оси трассы. Котлованы под угловую А-образную опору размещают по биссектрисе угла поворота линии и перпендикуляра к ней (рис. 4, б). Разметка под опоры с оттяжками и подкосами, а также под узкобазные и широкобазные металлические опоры производится аналогично. Если рытье котлованов проводится бурильными машинами, то производят разбивку только центров котлованов.

Рытье котлованов вручную производится в исключительных случаях, если землеройные машины не могут подойти на пикет по условиям местности. Рытье котлованов должно быть максимально механизировано. Для этой цели используют буровые машины (ямобуры), экскаваторы, бульдозеры. Земельные работы должны проводиться с максимальным уплотнением стенок котлована, что обеспечивает в дальнейшем надежное крепление опор. Глубина котлованов для установки опор в зависимости от грунта и механических нагрузок на опоры определяется проектом.

Элементы опор изготавливают, как правило, на специальных заводах и транспортируют частично собранными.
Последнюю сборку элементов в опоры производят на специализированных участках (полигонах) или непосредственно на пикетах трассы ВЛ. Место сборки опор выбирают в зависимости от их типа, транспортных возможностей, характеристики трассы и т.д., оно определяется в ППР. Окончательную (полную) сборку сложных опор, как правило, выполняют на пикетах трассы ВЛ. Сборку производят на специальных площадках, очищенных от мешающих предметов. Это обеспечивает удобство выкладки деталей опоры. Кроме того, для последующего подъема опоры расчищают путь для свободного прохождения кранов и тягового транспорта, надежно крепят анкеры, удаляют такелажные тросы на необходимое расстояние от действующих ВЛ сильного тока или линий связи.
Как правило, опоры выкладывают и собирают в направлении оси линии, вблизи фундаментов или котлованов с таким расчетом, чтобы собранные опоры не нужно было подтаскивать при подъеме. В состав работ по сборке опор ВЛ входит установка штыревых изоляторов, монтируемых на крючках и штырях с помощью полиэтиленовых колпачков.
Качество и исправность деталей опор проверяют дважды: сначала перед сборкой, затем на пикете трассы, так как есть возможность повреждения опор при перевозке.
На каждую сборную опору ВЛ 35 кВ и выше заполняют паспорт или делают запись в журнале сборки опор.
Для подъема и установки опор лучшим средством является гусеничный кран , который требует минимума такелажных средств. Крановый крюк должен захватывать опору несколько выше ее центра тяжести, иначе она может перевернуться.

При отсутствии гусеничного крана необходимой грузоподъемности или при недостаточном вылете стрелы крана может быть применен автокран грузоподъемностью 5—7 т совместно с трактором. Опору поднимают вначале автокраном до достижения ею угла 35—40° по отношению к горизонтальной поверхности земли. Дальнейший подъем опоры выполняется трактором, натягивающим трос, закрепленный за опору. Для предотвращения опрокидывания опоры в сторону трактора к верхушке опоры до начала подъема прикрепляется тормозной трос.
При отсутствии кранов опоры устанавливают способом падающей стрелы с использованием трактора. Падающую стрелу предварительно поднимают вручную или с помощью небольшого крана. Для предотвращения перехода опоры через вертикальное положение предусматривают тормозной трос. Существует также способ установки опор наращиванием: опору поднимают отдельными секциями, соединяя их в вертикальном положении. Этот способ применяют при транспортировке высоких опор через реки или при установке тяжелых опор.
После установки опор в котлован или на фундаменты их положение выверяют в соответствии с нормативными указаниями. Например, отклонение железобетонных опор от вертикальной оси вдоль и поперек линии (отношение отклонения верхнего конца стойки опоры к ее высоте) должно быть 1:150. Вертикальное положение опор ВЛ 35—110 кВ проверяют теодолитом.

Выверенные опоры прочно закрепляют: в грунте—тщательной послойной трамбовкой; на фундаментах и железобетонных сваях—навертыванием гаек на анкерные болты.
После выверки и закрепления опор на них наносят постоянные знаки— порядковые номера, год установки, условное обозначение названия ВЛ и т.д. Правильность установки опоры подтверждается паспортом, в котором оформляется разрешение на производство работ по монтажу проводов и тросов.

При монтажных работах по ВЛ выполняют следующие основные операции:

  • раскатку проводов и тросов, включая их соединение, и подъем на опоры поддерживающих гирлянд. Установку штыревых изоляторов на опорах производят, как правило, в процессе сборки опор, т.е. до начала монтажных работ;
  • натяжку проводов и тросов, включая визирование, и регулировку стрел провеса, крепление проводов и тросов к опорам анкерного типа;
  • крепление (перекладку из раскаточных роликов в зажимы) проводов и тросов на промежуточных опорах.

Многолетняя практика строительства ВЛ выявила наиболее целесообразную организацию ведения работ, получившую название поточного метода. Каждый вид работ поручают специализированной бригаде. Так, если в первом анкерном пролете, где начинается монтаж, выполняют крепление проводов на промежуточных опорах, то во втором производят натяжку проводов и тросов, в третьем—их раскатку и т.д.

После завершения всех подготовительных работ и осмотра подготовленной к монтажу трассы приступают непосредственно к раскатке проводов. Как правило, раскатку выполняют двумя способами: с неподвижных раскаточных устройств, установленных в начале монтируемого участка, или с помощью подвижных раскаточных устройств (тележек, саней, кабельных транспортеров и т.п.), перемещаемых по трассе тяговым механизмом.
Первый способ не требует изготовления специальных передвижных раскаточных приспособлений (тележек), но во время перемещения по земле возможны повреждения троса и верхних повивов алюминиевых проводов. Барабаны с проводом устанавливают в 15—20 м от первой анкерной опоры в направлении раскатки. Отмотанный с каждого барабана на длину 15—20 м провод или трос с установленным на конце монтажным зажимом крепят к тяговому механизму. Он движется вдоль трассы и после захода на первую промежуточную опору на 30— 40 м останавливается. Провода отцепляют и раскладывают в положении, исходном для подъема на опору.

Смотрите так же:  Агентский договор ип при усн

Убедившись в правильности сборки гирлянды изоляторов, их поднимают на опору.
Этот способ применяют при монтаже коротких линий, а также на участках, где при раскатке проводов возможность их повреждения маловероятна (при хорошем снежном или травяном покрове).
При втором способе раскатки сначала выполняют анкеровку проводов и тросов на первой анкерной опоре . Затем тяговый механизм вместе с раскаточной тележкой передвигают к первой промежуточной опоре. До перемещения ко второй промежуточной опоре с барабана отматывают 5—10 витков провода или троса и раскладывают его в исходное положение. Последующие операции проводят так же, как и при первом способе. Раскатка проводов и тросов проводится только по раскаточным роликам, подвешенным на опорах. При раскатке принимают меры по предохранению проводов от повреждений при трении о землю, особенно о твердые грунты.

Соединение сталеалюминиевых проводов сечением до 185 мм2 в пролетах ВЛ выше 1000 В выполняют овальными соединителями, монтируемыми скручиванием, а сечением до 240 мм2 — соединительными зажимами, монтируемыми сплошным опрессованием. В петлях анкерных и узловых опор соединение выполняют термитной сваркой для сталеалюминиевых проводов сечением до 240 мм2. Провода сечением 300 мм2 соединяют прессуемыми соединителями, а при соединении проводов разных марок используют болтовые зажимы.

При монтаже натяжного зажима, монтируемого с перерезанием провода, на конец провода, образующего петлю (шлейф), и провода , уходящего в пролет, накладывают проволочные бандажи. Концы проводов обрезают и очищают от грязи салфеткой, смоченной в бензине. Внутреннюю поверхность алюминиевого корпуса 1 очищают стальным ершом, подпиливают алюминиевые проволоки провода и высвобождают стальной сердечник провода. Протерев сердечник бензином и смазав тонким слоем технического вазелина, вдвигают его в отверстие анкера 2 до упора. Опрессование натяжного зажима ведут в направлении от проушины к проводу, а опрессование алюминиевого корпуса —от середины зажима к его концу.

Если в шлейфах необходимо разъемное соединение, применяют болтовые и плашечные зажимы, но такое соединение не дает полностью устойчивого и надежного электрического контакта.
Нормами установлены требования к механической прочности соединения в пролетах, которая должна составлять не менее 90 % прочности целого провода. В петлях (шлейфах) допускается меньший запас прочности (30—50 % прочности целого провода). В инструкции по монтажу воздушных линий электропередачи приводятся данные о нагрузках, которые должны выдерживать сварные соединения для каждой марки провода.
Для сварки проводов пропано-кислородным пламенем требуются кислород, пропан и специальная горелка, данная сварка дает хорошее качество стыка.

Надежность электрического контакта сварного соединения определяется коэффициентом, выражающим отношение омического сопротивления участка проводов со сварным соединением к сопротивлению такого же участка целого провода. Этот коэффициент не должен превышать 1,2. Омическое сопротивление коротких участков провода измеряют микроомметром.

Необходимость соединения проводов из неоднородных материалов или проводов разных сечений возникает при ответственных переходах через реки, озера и железнодорожные магистрали. Такого рода соединения выполняют специальными переходными петлевыми зажимами ПП, представляющими собой две гильзы с лапами, соединенными на болтах.

Натяжение проводов ведут, как правило, в пролетах между анкерными или анкерно-угловыми опорами, к которым раскатанные и соединенные провода прикрепляют с помощью натяжных зажимов и натяжных изоляторных гирлянд. Натяжную гирлянду и натяжной зажим поднимают на опору блоком, имеющим трос и монтажный хомут. Для подъема гирлянды используют автомашину, трактор или лебедку.

При подъеме натяжкой гирлянды с проводом на первую по ходу монтажа анкерную опору эта опора не испытывает усилий тяжения. Но при натягивании и закреплении гирлянды на второй анкерной опоре усилия тяжения испытывают обе анкерные опоры, в связи с чем в этот период их укрепляют растяжками.

До начала тяжения проводов должны быть закончены все работы по раскатке и соединению проводов и тросов.
В качестве тягового механизма используют тракторы, автомобили, лебедки. Выбор механизма зависит от реальных условий монтажа (тяговых усилий, трассы, и.д.). При натяжении наблюдают за подъемом проводов и тросов в пролетах и удалением с них зацепившихся предметов и грязи; за прохождением ремонтных муфт и соединительных зажимов через раскаточные ролики; за проезжими дорогами и другими препятствиями в зоне производства работ.
Натяжение проводов на металлических опорах выполняют аналогично.

При натягивании проводов и троса пользуются данными проекта ВЛ, в таблицах которого указаны величины стрел провеса в зависимости от расстояния между опорами и температуры воздуха в период монтажа. Надо иметь в виду, что весной и осенью температура воздуха по утрам может значительно превышать температуру провода, лежащего на земле. В этом случае провод приподнимают от земли автомашиной или трактором и держат в таком положении до тех пор, пока он не примет температуру окружающего воздуха.

Обычно величины стрел провеса даются в монтажных таблицах проекта или в кривых для промежуточного пролета анкерного участка. Когда же анкерный участок имеет неровные пролеты, стрела провеса дается для так называемого приведенного пролета, длина которого указывается в таблицах или кривых проекта ВЛ.
Перед натягиванием проводов следует подготовить надежную связь (сигнализацию) между всеми людьми, участвующими в этой работе: монтером, производящим визирование стрелы провеса, наблюдающим в промежуточном пролете и водителем автомашины или трактора, с помощью которых осуществляется натягивание проводов.

Прием стрелы провеса при непосредственном визировании начинают со среднего провода при горизонтальном расположении проводов и с верхнего — при вертикальном.

При визировании провод (или трос) подводят к линии визирования сверху, для чего провод вначале несколько перетягивают (на 0,3—0,5 м), а затем отпускают до заданной стрелы провеса. При длинных анкерных пролетах (более 3 км) визирование производят в двух пролетах, расположенных в каждой трети анкерного участка. При длине анкерного пролета менее 3 км визирование производят в двух пролетах: наиболее удаленном от тягового механизма (в первую очередь) и более близком (во вторую очередь) к нему.

При натяжении и визировании проводов и тросов строго выдерживают заданное значение стрелы провеса при соответствующей температуре воздуха. Фактическая стрела провеса не должна отличаться от проектной более чем на ±5 % при обязательном соблюдении нормируемых расстояний до земли и инженерных сооружений. Величина разрегулировки провода или троса по отношению к другому не должна быть более 10 % проектной стрелы провеса.
По окончании визирования на проводе у анкерной опоры, расположенной со стороны, противоположной тяговому механизму, наносится метка (бандажом или несмываемой краской). Затем, если натяжной зажим монтируют на земле, провод опускают на землю.

Крепление проводов и тросов к опорам анкерного типа на ВЛ35—100 кВ с подвесными изоляторами проводят с помощью натяжных зажимов: клиновых типа «клин-коуш», болтовых и прессуемых.
На ВЛ до 10 кВ, где в основном применяют штыревые изоляторы, анкерное крепление осуществляют с использованием шишечных зажимов. Тип крепления проводов на штыревых изоляторах (одинарное или двойное) зависит от характеристики ВЛ (условий трассы, марки проводов и др.) и определяется проектом.

Перед монтажом концы проводов и контактные поверхности натяжных зажимов тщательно протирают тряпкой, смоченной в растворителе (бензине, ацетоне и т.п.), а затем зачищают кардощеткой или стальным ершом под слоем нейтрального технического вазелина.

Для обнажения стального сердечника сталеалюминиевого провода алюминиевые жилы нижнего повива подпиливают только до половины их диаметра во избежание повреждения сердечника. Обнаженные концы сердечника промывают в растворителе, насухо вытирают тряпкой и смазывают вазелином. Процесс опрессования натяжных и соединительных зажимов аналогичен.

Монтаж проводов и тросов следует выполнять, как правило, без разрыва их в петлях (шлейфах). Разрезание петель (шлейфов) допускается лишь в исключительных случаях, например во избежание установки соединительного зажима в пролете или на опорах, ограничивающих пролет пересечения с инженерными сооружениями. Монтаж клиновых и болтовых зажимов при неразрезанных петлях производят одновременно в стороны монтируемого анкерного пролета и в сторону пролета по ходу раскатки проводов.

Крепление проводов и тросов на промежуточных опорах на ВЛ до 35 кВ на штыревых изоляторах и в поддерживающих зажимах гирлянд изоляторов ВЛ 35—110 кВ производят только после окончательного закрепления проводов на анкерных опорах, ограничивающих монтируемый участок ВЛ.

Перекладку проводов ВЛ из раскаточных роликов и их крепление производят без опускания их на землю. На ВЛ 35—110 кВ перекладка проводов производится с телескопических вышек, а в случае отсутствия механизмов используют подвесные лестницы (люльки).
На ВЛ до 35 кВ с применением штыревых изоляторов перекладку и крепление проводов проводят непосредственно с опоры.
На ВЛ 6—35 кВ алюминиевые и сталеалюминиевые провода закрепляют боковой вязкой с плотной оболочкой провода алюминиевой проволокой в зоне его соприкосновения с шейкой изолятора. Вязку провода начинают с точки 0, куда накладывают середину вязальной проволоки. Правый конец проволоки следует по линии я, его закрепляют тремя витками на проводе, затем направляют по линии а. Левый конец проволоки следует по линии Ь, его также крепят тремя витками на проводе и направляют по линии b,, после чего оба конца проволоки закрепляют на проводе. Алюминиевую проволоку для подмотки и вязки берут того же диаметра, что и проволоку монтируемого провода, но не меньше 2,5 и не больше 4 мм. Длина вязальной проволоки на одно крепление — 1,4 м, длина проволоки для подмотки — около 0,8м.

Смотрите так же:  Паспорт административного участка приказ

Монтаж проводов и тросов на переходах выполняют в той же последовательности и порядке, что и при монтаже их между анкерными опорами. По окончании монтажа проводов и тросов переход сдают организации-владельцу по акту. Если монтаж выполнен с отступлениями от проекта, в акте приводят перечень этих отступлений и указывают, кем они разрешены.

Изоляция воздушных электрических сетей подвергается воздействию различного рода перенапряжений. Эти перенапряжения (особенно атмосферные) могут вызвать перекрытия наружной изоляции, перебои внутренней изоляции, электрическую дугу короткого замыкания, аварийное отключение и нарушить бесперебойность электроснабжения.

Воздушные линии напряжением 110 кВ на металлических железобетонных опорах, как правило, защищают от прямых попаданий ударов молний тросами по всей длине. ВЛ напряжением 110 кВ на деревянных опорах и ВЛ напряжением до 35 кВ такой защиты не требуют. Единичные металлические и железобетонные опоры и другие места с ослабленной изоляцией на ВЛ напряжением 35 кВ с деревянными опорами защищают трубчатыми разрядниками или при наличии АПВ—защитными промежутками, а на ВЛ напряжением 110—220 кВ—трубчатыми разрядниками.

Опыт эксплуатации трубчатых разрядников показал, что применение их с целью повышения грозоупорности воздушных линий не дает должного эффекта. Дело в том, что вероятность повреждения трубчатых разрядников в течение грозового сезона имеет порядок 0,001, что при их большом числе снижает показатель грозоупорности. Кроме того, трубчатые разрядники имеют верхний и нижний пределы по току короткого замыкания, а это требует систематических ревизий и затягивает гашение электрической дуги при многократном разряде молнии и параллельном срабатывании нескольких трубчатых разрядников. Поэтому в настоящее время трубчатые разрядники устанавливаются только для защиты точек с ослабленной изоляцией. К их числу относятся: места пересечения ЛЭП, а также пересечения воздушной линии с линией связи. На линиях с деревянными опорами трубчатые разрядники устанавливают на первой тросовой опоре подхода к подстанции и на отдельных угловых металлических опорах. На высоких переходных опорах из-за повышенных индуктированных составляющих перенапряжений при прямом ударе молнии в опору рекомендуется устанавливать трубчатые или вентильные разрядники или грозозащитный трос.
Перед установкой на опору трубчатые разрядники осматривают, не снимая бумажной обертки до окончания монтажа.

Разрядники устанавливают на переходах с таким расчетом, чтобы при повреждении разрядника и перегорании провода последний падал не в переходном, а в соседнем пролете. Установка разрядника должна обеспечивать стабильность внешнего искрового промежутка и исключать возможность перекрытия его струей воды, которая может стекать с верхнего электрода. Разрядник надежно закрепляют на опоре и заземляют. Размеры внешнего искрового промежутка не должны отличаться от проектных более чем на ± 10 %.

Установка разрядников на опорах ВЛ 35—110 кВ производится так, чтобы обеспечить возможность монтажа и демонтажа разрядников без отключения линии. Зоны выхлопа газов разрядников соседних фаз не должны пересекаться, и в них не должно быть элементов конструкций опор, проводов и пр.

Опоры, имеющие грозозащитный трос или другие устройства, грозозащитные, железобетонные и металлические опоры напряжением 3— 35 кВ, опоры, на которых установлены силовые или измерительные трансформаторы, разъединители, предохранители или другие аппараты, а также металлические и железобетонные опоры ВЛ напряжением 110—500 кВ без тросов и других устройств грозозащиты, если это необходимо по условиям обеспечения надежной работы релейной защиты и автоматики, должны быть заземлены. При этом величину сопротивления заземляющих устройств принимают в соответствии с ПУЭ.
Установка трубчатых разрядников на BЛ35 кВ

Для заземления железобетонных опор в качестве заземляющих проводников используют элементы продольной арматуры стоек, которые металлически соединены между собой и могут быть присоединены к заземлению.
Искусственные заземлители в устройствах молниезащиты применяют в тех случаях, когда сопротивление естественных заземлителей превышает нормируемую величину. Их укладывают в грунт в процессе СМР.
Тросы и детали крепления изоляторов к траверсе железобетонных опор металлически соединяют с заземляющим спуском или заземленной аппаратурой. Сечение каждого из заземляющих спусков на опоре ВЛ принимают не менее 35 мм2, а для однопроволочных—диаметр не менее 10 мм. Допускается применение стальных оцинкованных однопроволочных спусков диаметром не менее 6 мм.

На ВЛ с деревянными опорами рекомендуется болтовое соединение заземляющих спусков; на металлических и железобетонных опорах соединение заземляющих спусков может быть как сварным, так и болтовым.
Заземлители ВЛ, как правило, заглубляют на глубину, указанную в проекте.

Для монтажа ВЛ напряжением до 1000 В применяют деревянные, преимущественно с железобетонными приставками (пасынками) и железобетонные опоры. Для изготовления деревянных опор используются пропитанные антисептиком бревна из леса III сорта (сосна, ель, пихта), а для траверс — только сосна или лиственница. Пропитка древесины антисептиком значительно удлиняет срок службы деревянных опор.

Вертикальные и горизонтальные расстояния от проводов ВЛ до деревьев и кустов должны быть не менее 1 м. Вырубка просеки по лесным массивам и зеленым насаждениям, где проходит трасса ВЛ, не является обязательной.
В населенной местности с одно- и двухэтажной застройкой ВЛ должны иметь заземляющие устройства, предназначенные для защиты от атмосферных перенапряжений. Сопротивления этих заземляющих устройств должны быть не менее 30 Ом, а расстояния между ними — не менее 200 м для районов с числом грозовых часов в году до 40,100 м — для районов с числом грозовых часов в году более 40.

Кроме того, заземляющие устройства должны быть выполнены:

  1. на опорах с ответвлениями к вводам в здания, в которых может быть сосредоточено болшое количество людей (школы, ясли, больницы) или которые представляют большую материальную ценность (животноводческие и птицеводческие помещения, склады);
  2. на концевых опорах линий, имеющих ответвления.

Котлованы под одностоечные промежуточные опоры, как правило,
разрабатывают с помощью ямобуров с разметкой точно по оси трассы во избежание выхода опоры из створа линии. В местах прохождения подземных коммуникаций (например, кабелей) выемку грунта производят вручную.
Соединение проводов в пролетах ВЛ следует производить при помощи соединительных зажимов, обеспечивающих механическую прочность не менее 90 % разрывного усилия повода.

В одном пролете ВЛ допускается не более одного соединения на каждый провод.
В пролетах пересечения ВЛ с инженерными сооружениями соединение проводов ВЛ не допускается.
Соединение проводов в петлях анкерных опор должно производиться при помощи зажимов или сваркой.
Провода разных марок или сечений должны соединяться только в петлях анкерных опор.
Крепление неизолированных проводов к изоляторам и изолирующим траверсам на опорах ВЛ, за исключением опор для пересечений, рекомендуется выполнять одинарным.

На ВЛ выше 1 000 В двойное крепление проводов выполняют на анкерных опорах, опорах пересечений и в населенной местности.

Расположение фазных проводов на опоре может быть любым, а нулевой провод, как правило, располагают ниже фазных проводов.

Безопасность при проведении СМР и электромонтажных работ обеспечивается непрерывным надзором за работой бригады, который ведет бригадир, обязанный следить за соблюдением работающими правил безопасности производства работ, исправностью инструмента и защитных приспособлений, правильной расстановкой людей.

Кроме общих правил техники безопасности, при монтаже ВЛ надо соблюдать следующие правила:

  1. При приближении грозы все работы на ВЛ должны быть прекращены, а люди выведены за пределы трассы. При монтаже воздушных линий большой протяженности для отвода отдельных разрядов молнии требуется обязательное заземление всех монтируемых проводов на участках длиной 3—5 км.
  2. Защита персонала от воздействия электрических потенциалов, наведенных в проводах и тросах (особенно в жаркое время года и при грозе), должна осуществляться путем устройства защитного заземления и закорачивания поводов и тросов на всех анкерных опорах монтируемого участка.
  3. Подъем опор производят подъемными и тяговыми механизмами и приспособлениями. Во избежание отклонения и падения опоры в сторону должна быть обеспечена надлежащая регулировка ее положения оттяжками и расчалками.
  4. При подъеме опоры не разрешается стоять или проходить под тросами и стрелами механизмов, а также вблизи них и в зоне возможного падения опоры или монтажной стрелы. Из зоны производства работ должны быть удалены все лица, не принимающие непосредственного участия в подъеме опоры. При подъеме опоры методом монтажной стрелы ее следует сначала поднять от земли на 0,5 м и проверить все механизмы и крепления, после чего продолжать подъем. При подъеме опоры на переходах через инженерные сооружения или в сложных условиях (например, в коридоре между двумя линиями, находящимися под напряжением) обязательно присутствие руководителя работ. При подъеме опоры вблизи действующей ВЛ, когда возможно задевание проводов, они должны быть отключены.
  5. При монтаже проводов запрещается:
  6. влезать на анкерные, угловые, а также плохо закрепленные или качающиеся опоры;
  7. работать без предохранительного пояса;
  8. находиться под проводами во время их монтажа.

Похожие публикации:

  • Трудовой кодекс молдовы 2012 Закон о внесении изменений и дополнения в Трудовой кодекс Республики Молдова № 154/2003 (№ 85 от 24 мая 2018 г.) / МО № 210-223 от 22.06.2018 г. ЦЕНА ПОДПИСКИ НА 2019 ГОД Цена годовой подписки на бумажном носителе с доставкой – 1980 […]
  • Закон пенсия за выслугу лет военнослужащим Пенсия военнослужащим Подборка наиболее важных документов по запросу Пенсия военнослужащим (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные акты: Пенсия военнослужащим Документ доступен: […]
  • Уголовный кодекс 90 Уголовный кодекс Российской Федерации : Статья 90 (в редакции, действующей по состоянию на 08.01.2019) НПА:Уголовный кодекс Российской Федерации:Статья 90 Статья 90. Применение принудительных мер воспитательного воздействия См. […]
  • Образец заявления на отпуск за неотгуленный отпуск Полезный отпуск тепловой энергии это. «Белгородская региональная Правила учета тепловой энергии и теплоносителя См. также Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 […]
  • Экспертиза эмс рэс Экспертиза электромагнитной совместимости В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств […]
  • Налоговый кодекс статья налог на имущество физических лиц Налоговый кодекс статья налог на имущество физических лиц БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (с изменениями на 27 декабря 2018 года) ____________________________________________________________________ Документ с изменениями, […]