Военный суд среднего звена структура состав и полномочия

§ 1. Суды среднего звена, их полномочия и место в системе судов общей юрисдикции

Верховные суды республик, краевые, областные суды, городс­кие суды в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов занимают в системе общих (гражданских) судов положение судов среднего звена*. Они являются непосредственно вышестоящими для районных судов и нижестоящими по отно­шению к Верховному Суду РФ.

*В соответствии со ст. 65 Конституции РФ в состав Российской Феде­рации входят: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 1 автономная область, 10 автономных округов, а также города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург.

Суды среднего звена равнозначны по компетенции и положе­нию в судебной системе, имеют широкие права по рассмотрению уголовных и гражданских дел: они рассматривают дела в качестве судов первой, кассационной и надзорной инстанций.

В качестве суда первой инстанции суды данного уровня рас­сматривают уголовные дела о преступлениях против государствен­ной власти, против мира и безопасности человечества, об умышлен­ном убийстве при отягчающих обстоятельствах, изнасиловании при особо отягчающих обстоятельствах и некоторых других тяжких и особо тяжких преступлениях (см. ст. 36 УПК), а также все дела, содержащие сведения, составляющие государственную тайну. Они могут с соблюдением специальных правил (см. § 6 гл. IV учебника) принять к своему производству и уголовные дела, подсудные рай­онным судам.

Суды этого уровня, кроме того, вправе принять к своему про­изводству для рассмотрения по первой инстанции гражданские дела, которые в принципе подсудны районным судам. Для «перенесения» гражданского дела в вышестоящий суд требуется согласие спорящих сторон. Суды среднего звена обязаны также принять к своему про­изводству для рассмотрения по первой инстанции любое граждан­ское дело, если оно связано с государственной тайной, а также с обеспечением конституционных прав граждан избирать и быть из­бранными в органы местного самоуправления (ст. 115 ГПК).

Получив в порядке исключения дело из нижестоящего суда, областной или приравненный к нему суд рассматривает его по существу с соблюдением всех процессуальных правил и принимает соответствующее решение.

Суды среднего звена, будучи вышестоящими по отношению к иным судам, уполномочены осуществлять проверку законности и обоснованности решений, вынесенных этими судами.

Рассмотрение дел в кассационном порядке имеет важное значение, так как позволяет предупреждать вступление в силу незаконных и необоснованных решений, приговоров, определений и постановлений, исправлять судебные и следственные ошибки, способствовать тому, чтобы такие ошибки больше не повторялись, а тем самым обеспечивает осуществление целей и задач правосудия.

Решение кассационной инстанции, вынесенное по итогам про­верки уголовного или гражданского дела (кассационное определение), имеет важное значение не только для данного дела. Оно оказывает влияние на всю последующую практику районного суда, содействуя тому, чтобы ошибки, допущенные в данном случае, не повторялись по другим делам. Это оказывает положительное влияние на формирование судебной практики, способствует улучшению работы всех нижестоящих судов, а в определенной мере — и иных правоохранительных органов конкретного субъекта Федерации.

В качестве надзорной инстанции краевой, областной и приравненный к нему суд уполномочен проверять законность и обоснованность приговоров и других решений районных судов, а также кассационных определений, которые вступили в законную силу. Эта функция тоже призвана способствовать не только исправлению ошибок по конкретным делам, но и надлежащему направлению судебной практики в пределах края, области и т.п.

Суды этого уровня вправе также проверять законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствам. Обычно в этом порядке эти суды проверяют свои «собственные» решения по гражданским делам, а также приговоры по уголовным делам нижестоящих судов.

В связи с принятием Конституции РФ 1993 г. суды среднего звена приобрели весьма ответственное полномочие по контролю за действиями органов, занимающихся выявлением и раскрытием преступлений, в случаях, когда их действия связаны с ограничением конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища (см. ч. 2 ст. 23 и ст. 25 Конституции РФ). Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации» от 24 декабря 1993 г. № 13 разъяснил (см. п. 1):

«Рекомендовать Верховным судам республик, краевым, областным судам, Московскому и Санкт-Петербургскому городским судам, судам автономной области и автономных округов, военным судам округов, флотов, групп войск и видов Вооруженных Сил принимать к своему рассмотрению материалы, подтверждающие необходимость ограничения права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Районные (городские) народные суды, военные суды армий, флотилий, соединений и гарнизонов не могут отказать в рассмотре­нии таких материалов в случае представления их в эти суды».

На суды среднего уровня возложено также рассмотрение хода­тайств прокуроров о продлении содержания под стражей обвиняе­мых сверх предельных сроков такой меры пресечения. Это одна из эффективных мер судебного контроля за законным и обоснованным применением весьма острой меры государственного принуждения.

§ 3. Суды среднего звена системы общих (гражданских) судов

Они образуются и действуют в республиках, входящих в состав РФ, крае (области), автономной области и автономном округе соответственно. В городах федерального значения — Москве и Санкт-Петербурге — образованы суды на правах областного суда.
Суды среднего звена равнозначны между собой по положению в судебной системе, имеют одинаковые полномочия и структуру. Поэтому далее они называются для краткости «областные суды» или «суды среднего звена». Их место в системе судов общей юрисдикции обусловлено федеративным устройством России.
Согласно ст. 20 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», полномочия, порядок образования и деятельности областных судов устанавливается федеральным конституционным законом, который еще не принят. Сходная норма адресована также и районным судам, что дает законодателю возможность урегулировать эти вопросы как в одном, так и в нескольких конституционных законах.
Суды среднего звена имеют широкие права по рассмотрению уголовных и гражданских дел: они рассматривают дела в качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанций — по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ.

В качестве суда первой инстанции областной суд рассматривает гражданские дела, связанные с государственной тайной, об оспаривании нормативных актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающие права, свободы, и законные интересы граждан и организаций, о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения политической партии или религиозных организаций, средств массовой информации, других общественных организаций, избирательные споры и другие дела, предусмотренные федеральным законом (ст. 26 ГПК).
Среди уголовных дел суды среднего звена рассматривают по первой инстанции дела об умышленном убийстве при отягчающих обстоятельствах, изнасиловании при особо квалифицирующих обстоятельствах, преступлениях против государственной власти, против мира и безопасности человечества и некоторых других тяжких и особо тяжких преступлениях, перечисленных в ч. Зет. 31 УПК.
Областной суд правомочен при соблюдении установленных в законе условий принять к своему производству гражданские и уголовные дела, которые в принципе подсудны районному суду (ст. 33 ГПК, 34, 35 УПК). Эти суды вправе изъять любое гражданское дело из районного суда, находящегося на территории их юрисдикции, и принять его к своему производству при наличии согласия или просьбы сторон. Рассмотрев дело по существу с соблюдением всех процессуальных правил, суд принимает соответствующее решение. Как правило, это дела, имеющие большую сложность или общественное значение.
Если гражданские дела «попадают» в суды среднего звена из районного суда с согласия сторон, то уголовные — по ходатайству подсудимого в случаях, когда: они имеют большое общественное значение; не получили правильного разрешения после вторичного рассмотрения в районном суде; переданы в суды этого уровня по решению надзорной инстанции.
В качестве суда второй (кассационной) инстанции суды среднего звена рассматривают дела по кассационным и частным жалобам и представления на судебные акты районных судов, не вступившие в законную силу (ст. 355 УПК). Кассационные жалобы и протесты приносятся через суд, вынесший приговор, однако подача кассационной жалобы или представления непосредственно в кассационную инстанцию не является препятствием для их рассмотрения. В соответствии с гражданским процессуальным законодательством решения районного суда могут быть обжалованы в
кассационном порядке сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Прокурор, участвовавший в деле, может принести представления на незаконное или необоснованное решение суда (ст. 356 ГПК).
Рассмотрение дел в кассационном порядке имеет важное значение не только для осуществления целей и задач правосудия по конкретному делу, но и как средство повышения качества и эффективности правосудия в целом (избежать ошибок по аналогичным делам в последующей судебной практике).
Как надзорная инстанция президиумы областных судов уполномочены проверять законность и обоснованность приговоров и других решений районных судов и мировых судей, а также кассационных определений, которые вступили в законную силу, в том числе и ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Чаще всего в таком порядке эти суды проверяют свои «собственные» решения по гражданским делам, а также приговоры по уголовным делам нижестоящих судов. Надзорная деятельность призвана способствовать не только исправлению ошибок по конкретным делам, но и надлежащему формированию судебной практики в направлении ее единообразия и стабильности.
Кроме того, суды среднего звена осуществляют судебный контроль за действиями органов, занимающихся выявлением и раскрытием преступлений, в частности на них возложено рассмотрение ходатайств о продлении содержания под стражей обвиняемых в особо тяжких преступлениях на срок свыше 12 месяцев до 18 месяцев, что следует оценивать как эффективную меру судебного контроля за законным и обоснованным применением крайней меры процессуального принуждения (ч. 3 ст. 109 УПК).
Состав и структура судов среднего звена. Областной и равный ему суд состоит из судей, а в случаях, предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 30 УПК, и присяжных заседателей.
Количественный состав судов этого уровня определяется, исходя из расчетного объема и характера судебной работы, административно-территориального деления соответствующего субъекта РФ, демографического состава и занятости населения и других факторов. Все судьи судов этого уровня назначаются на должность указом Президента РФ без ограничения срока полномочий. В соответствии со ст. 13 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», ст. 30 и 42 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР» и Закона

РФ «О статусе судей в Российской Федерации» областные и другие равные им суды состоят из председателя, заместителей председателя, председателей судебных коллегий, членов суда и действуют в составе: судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по уголовным делам, президиума суда (см. схему 8). Организационно-вспомогательные функции призван выполнять аппарат этих судов.
Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам суда среднего звена состоят из председателя коллегии, которые, как правило, являются одновременно заместителями председателя суда, и судей. Состав коллегий утверждается председателем суда. Следует подчеркнуть, что понятие «судебная коллегия» имеет двоякое значение: а) структурное подразделение суда; б) состав судей, рассматривающих конкретное дело.
Коллегии рассматривают в качестве суда первой инстанции соответственно гражданские и уголовные дела.
Судебные коллегии при рассмотрении дела по первой инстанции действуют, как правило, в составе председательствующего, роль которого может исполнять председатель суда, его заместитель или член суда, и двух народных заседателей.

Смотрите так же:  Полномочия огв рф

Такой состав действует до 1 января 2004 г. После этой даты, как отмечалось, на смену этому суду должен прийти суд, состоящий из трех судей-профессионалов. Он будет действовать при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания.
В судах со значительным объемом работы каждая судебная коллегия подразделяется на судебные составы- В судебный состав поступают дела из определенных судов основного звена субъекта РФ. Каждый член судебного состава курирует определенные районные суды, оказывая их судьям постоянную и конкретную помощь на основе анализа и обобщения судебной практики.
В качестве суда кассационной инстанции суды этого уровня действуют в составе трех профессиональных судей. Как суды второй инстанции судебные коллегии проверяют решения и приговоры районных судов, не вступившие в законную силу, а иногда и ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
Как отмечалось, в судах среднего звена общей юрисдикции — гражданских и военных, по ходатайству обвиняемого уголовное дело может быть рассмотрено судьей с участием коллегии из 12 присяжных заседателей (этим судам подсудны дела о преступлениях, отнесенных к их подсудности, — квалифицированные убийство, похищение человека, захват заложника, торговля несовершеннолетними, терроризм, бандитизм, диверсия и др. — см. в ч. Зет. 31 УПК).
Можно сказать, что сегодня суд присяжных рождается второй раз. Революционными событиями 1917 г. он, как и вся судебная система России, был упразднен[186].
В 1993—1994 гг. в девяти регионах страны в судах среднего звена приступили к рассмотрению уголовных дел по первой инстанции с участием коллегии присяжных[187]. Спустя почти десять
лет Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации» определена очередность повсеместного введения института присяжных заседателей (с 1 июля 2002 г. — в 9 субъектах РФ, с 1 января 2003 г. — в 61, с 1 июля 2003 г. — в 14, с 1 января 2004 г. — в 5 и с 1 января 2007 г. — в Чеченской Республике). Этим же законом Правительству РФ поручено в срок до 31 декабря 2002 г. внести в Государственную Думу проект закона о формировании списка присяжных заседателей .
Сегодня списки кандидатов в присяжные до принятия специального закона составляются в соответствии с Законом РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве в РСФСР». Число включаемых в общие списки присяжных края, области граждан, постоянно проживающих в районах и городах края, области, должно примерно соответствовать в существующей пропорции числу жителей каждого района и города края, области. Число граждан, включаемых в запасной список присяжных, определяется главой краевой, областной администрации в размере не более одной четвертой всех присяжных, включаемых в общие списки. Присяжными заседателями могут быть граждане РФ, включенные в такие списки и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела.
Наделение их полномочиями осуществляется вследствие отбора. Сначала по расчетной заявке председателя суда среднего звена аппаратом законодательного (представительного) органа субъекта РФ на основе списков избирателей формируется соответствующий общий и запасный списки присяжных заседателей, которые публикуются в местной печати для сведения населения.

Ограничения на включение граждан в списки присяжных могут быть установлены только федеральным законом[188].
В списки присяжных не включаются лица: не внесенные на предшествовавших их составлению выборах или всенародном голосовании (референдуме) в списки избирателей или граждан, имеющих право участвовать в референдуме; не достигшие к моменту составления списков возраста 25 лет; имеющие не снятую или не погашенную судимость; признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности.
Вместе с тем по письменному заявлению претендентов из списков исключаются: лица, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство в данной местности; инвалиды и лица, не способные в силу своих физических или психических недостатков исполнять указанные обязанности; лица, старше 70 лет; руководители и заместители руководителей органов представительной и исполнительной власти; военнослужащие; сотрудники правоохранительных органов; священнослужители.
«Отфильтрованные» таким образом списки направляются в суд среднего звена. Из них в соответствии с постановлением о назначении уголовного дела к слушанию с участием присяжных определяется количество кандидатов в присяжные заседатели. Председателем суда или председательствующим судьей из списка исключаются: подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления; лица, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство, при необеспеченности в суде синхронного перевода; лица, являющиеся инвалидами, — при отсутствии организационных либо технических возможностей их полноценного участия в судебном заседании. По заявлению от исполнения обязанностей присяжных могут быть освобождены и лица старше 60 лет, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, а также лица, которые в силу своих религиозных убеждений считают для себя невозможным участие в осуществлении правосудия.

От исполнения обязанностей присяжного по конкретному делу председательствующий судья освобождает всякого, чья объективность вызывает обоснованные сомнения вследствие оказанного на это лицо незаконного воздействия, наличия у него предвзятого мнения, знания им обстоятельств дела из непроцессуальных источников.

Подлежащих вызову в судебное заседание должно быть не менее двадцати претендентов в коллегию присяжных. Из этого числа в судебном заседании путем случайной многоступенчатой выборки и производится отбор кандидатов в коллегию присяжных заседателей.
После решения с участием сторон всех вопросов о самоотводах и об отводах составляется список (не менее 14 человек) оставшихся кандидатов в присяжные в той последовательности, в которой они были включены в первоначальный список. С учетом характера и сложности уголовного дела по решению председательствующего может быть избрано большее количество запасных присяжных, которые также включаются в протокол судебного заседания.
Первые 12 отобранных кандидатов образуют коллегию присяжных заседателей, а два последних являются запасными. Им доверено принимать ответственные решения по вопросам, о которых говорилось выше.
Формирование коллегии присяжных производится в закрытом судебном заседании. Если в материалах уголовного дела содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, то у присяжных отбирается подписка о ее неразглашении. Присяжный заседатель, отказавшийся дать такую подписку, отводится председательствующим и заменяется запасным присяжным заседателем (ст. 328 УПК).
Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных один раз в год на 10 рабочих дней, а если разбирательство дела, начатое с его участием, не окончилось к моменту истечения указанного срока, то и на все время рассмотрения этого дела.
Своеобразие данной формы участия граждан в осуществлении правосудия, ее отличие от института народных заседателей заключается в том, что присяжные образуют отдельную коллегию из 12 человек, которые в итоге судебного разбирательства должны самостоятельно вынести вердикт. В отношении каждого подсудимого по каждому из деяний, в совершении которых он обвиняется, председательствующим перед напутственным словом
присяжным ставятся три основных вопроса: 1) доказано ли, что деяние имело место; 2) доказано ли, что это деяние совершил подсудимый; 3) виновен ли подсудимый в совершении этого деяния (ст. 339 УПК).
Производство в суде с участием присяжных ведется в общем порядке, с учетом особенностей, предусмотренных гл. 42 УПК РФ, в которой определены права и обязанности присяжных, полномочия судьи и присяжных (ст. 333, 334 УПК), особенности судебного следствия и прений сторон, напутственное слово председательствующего, порядок проведения совещания и голосования присяжных в совещательной комнате, провозглашение вердикта, обсуждение его последствий, обязательность вердикта (ст. 335—348 УПК) и другие важные вопросы.
Заканчивается разбирательство уголовного дела в суде с участием присяжных после провозглашения вердикта, постановлением председательствующим приговора.
Приговор или иное решение областного суда, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы сторонами в кассационном порядке в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ.
По данным Верховного Суда РФ, в 1997—2001 гг. суды присяжных в девяти регионах рассмотрели 1901 уголовное дело, что составило около 25% общего числа дел, им подсудных. За 2001 г. и 9 месяцев 2002 г. в суды присяжных поступило соответственно более 370 и 250 дел, из них окончено 240 и 148, вынесено 209 и 127 приговоров, осуждено 294 и 127 человек, оправдано 59 и 18, на дополнительное расследование направлено 64 и 41 дело. За время существования судов присяжных доля оправдательных приговоров не превышает 20%. Их девятилетнее существование в указанных регионах значительно повысило качество предварительного следствия в этих регионах. Динамика поступления дел с ходатайствами обвиняемых о рассмотрении их дела судом присяжных и другие данные по судам присяжных за 1997—2001 гг. указаны в справке, направленной в суды в 2001 г.[189]
Президиум суда среднего звена является надзорной инстанцией. Президиум состоит из председателя данного суда, его заместителей и наиболее опытных и квалифицированных членов суда. Персональный состав президиума утверждается Президентом РФ
по представлению Председателя Верховного Суда РФ при положительном заключении квалификационной коллегии судей субъекта РФ.
Конкретные судебные дела (уголовные и гражданские) он рассматривает в порядке судебного надзора по надзорным жалобам осужденного, оправданного, их защитника или законного представителя, потерпевшего, его законного представителя, а также по представлениям соответствующего прокурора либо ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Представление в президиум суда среднего звена могут также внести Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель, Генеральный прокурор РФ или его заместитель.
Надзорные жалоба или представление направляются непосредственно в суд надзорной инстанции, правомочный пересматривать обжалуемое судебное решение.
Заседания президиума проводятся не реже двух раз в месяц. Президиум рассматривает дела в составе не менее трех его членов. В заседании участвует прокурор субъекта РФ.
В заседании президиума могут принять участие осужденный, его законные представители или другие заинтересованные лица, которые могут изложить свою позицию по рассматриваемому делу. Постановления принимаются открытым голосованием большинством членов президиума, участвующих в заседании, и подписываются председателем суда. Оно важно не только с позиции проверки законности, обоснованности и справедливости предшествующих решений, но и в аспекте влияния на содержание судебной практики в регионе.
Постановления президиума областного и равного ему суда могут быть опротестованы в порядке надзора в судебные коллегии по гражданским и уголовным делам Верховного Суда РФ по принадлежности.
Наряду с рассмотрением протестов по судебным делам президиум решает вопросы организационного характера: утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы судебных коллегий по гражданским и уголовным делам; заслушивает и обсуждает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики о состоянии преступности и судимости, отчеты председателей судебных коллегий и председателей районных судов; оказывает помощь районным судам в правильном применении законодательства; рассматривает вопросы работы аппарата суда; осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законом.

Смотрите так же:  Исковое заявление в суд о сносе

Верховный суд республики- обладает правом законодательной инициативы в представительном (законодательном) органе рес- публики[190].
При верховном суде республики действует научно-консультативный совет. Это совещательный орган, в задачи которого входит разработка научно обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики (см. гл. 8 учебника).
Организация работы всего суда возложена на председателя данного суда. Председатель суда осуществляет основную работу по руководству структурными подразделениями суда, а также аппарата суда.
Как судья он может председательствовать по любому делу, находящемуся в производстве судебных коллегий, действующих по первой инстанции и в кассационном порядке или назначает для этого своего заместителя, председателя коллегии или члена суда; созывает президиум суда и председательствует на этих заседаниях; приносит в президиум суда в порядке надзора на вступившие в законную силу судебные акты районного суда <судьи); в установленном порядке вправе приостанавливать исполнение судебных актов по гражданским делам; вносит представления в государственные органы, должностным лицам, а также в общественные объединения и частные организации об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений; ведет личный прием граждан и представителей организаций; организует работу по обобщению судебной практики, повышению квалификации судей и сотрудников аппарата суда; представляет отчеты о деятельности суда и докладывает о ней Пленуму Верховного Суда РФ, осуществляет иные полномочия, предоставленные ему законодательством.
Как государственный орган суд организует свою работу на основе перспективного и текущего планирования. Перспективное планирование предполагает определение основных направлений деятельности областного суда на длительную перспективу с учетом особенностей региона, предполагаемых законодательных новаций, происходящей в стране судебно-правовой реформы. Текущие планы (полугодовые, чаще квартальные) предусматривают мероприятия, направленные на организацию повседневной рабо
ты судебных коллегий, приема граждан, обучения и повышения квалификации сотрудников аппарата.
На председателя областного суда персонально возложено общее руководство работой суда и ответственность за эту работу; он утверждает планы работы суда и контролирует их выполнение; в порядке, установленном законом, в субъектах РФ, где допускается рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей, определяет необходимое количество таких заседателей и направляет заявку местной администрации о составлении списков присяжных заседателей.
Председатель организует контроль за исполнением принимаемых судом решений; ведает кадрами консультантов, секретарей и других технических работников; контролирует финансовую деятельность и отчетность суда; обеспечивает общее руководство делопроизводством суда.
В отсутствие председателя его обязанности исполняет один из заместителей (чаще их два), которые одновременно являются председателями судебных коллегий. В качестве заместителей они выполняют и другую работу по поручению председателя; в соответствии с распределением обязанностей руководят работой аппарата суда, ведут личный прием граждан.
В целях обеспечения эффективного осуществления правосудия и создания надлежащих условий для деятельности судов в РФ установлено, что в случае прекращения полномочий председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа, районного суда, военного и специализированного суда временное исполнение полномочий председателя этого суда на срок до одного года со всеми правами, предоставленными ему процессуальным законодательством, возлагается на первого заместителя председателя соответствующего суда, а при отсутствии первого заместителя по поручению Председателя Верховного
Суда РФ — на одного из заместителей председателя соответствую-
1
щего суда .
Аналогично районному суду в суде среднего звена учреждена должность ад министрат ора, который назначается на должность и освобождается от должности Судебным департаментом при Верховном Суде РФ по представлению председателя соответствующе

го суда. Его деятельность призвана способствовать укреплению самостоятельности и независимости суда. Администратор суда подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения. Его полномочия определены ст. 19 Федерального закона «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» и во многом корреспондируются с полномочиями администратора районного суда (см. предыдущий параграф).
Аппарат суда среднего звена обеспечивает его деятельность и подчиняется председателю этого суда. В него входят: секретари — президиума, судебных коллегий, судебных заседаний, составов суда; инспектора; консультанты; делопроизводители, машинистки, архивариус.
Структурно в областном суде действуют канцелярия по гражданским делам, канцелярия по уголовным делам, архив, экспедиция, секретариат.
Все секретари и инспектора подчинены заведующему секретариатом, который руководит их работой и контролирует ее. Секретари судебных коллегий оформляют судебные дела и обеспечивают их хранение и иных материалов коллегий, извещают необходимых лиц о назначенных к слушанию делах и т.д. Основная обязанность секретарей судебных заседаний — обеспечение явки участников судопроизводства и ведение протокола судебных разбирательств дел по первой инстанции. Инспектора выполняют справочную работу, заполняют документы первичного учета (карточки, журналы и т.д.). Группа консультантов занимается изучением дел и жалоб, поступающих в суд для проверки в порядке надзора. На основе их доклада председатель суда либо вносит надзорную жалобу, либо отказывает в ее принесении.
Соответствующие их должностям и другие сотрудники аппарата выполняют возложенные на них обязанности, направленные на обеспечение работы суда как государственного органа.

Состав и структура суда среднего звена, полномочия структурных подразделений судов этого звена

Штатная численность краевого, областного и других судов этого уровня определяется исходя из:

— объема и характера судебной работы;

— количества проживающего насе­ления;

— национального состава и занятости населения;

— числа районов и рай­онных судов, объема их работы и т.п.

Ст. 24 ФКЗ «О судах общей юрисдикции» устанавливает, что суды среднего звена действуют в составе:

— судебной коллегии по гражданским делам;

— судебной коллегии по уголовным делам.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Кроме того, у этих судов, естественно, имеются аппараты, призван­ные выполнять организационно-вспомогательные функции.

Каждая из судебных коллегий возглавляется ее председателем, который, как правило, является и заместителем председателя суда.

Судебные коллегии рассматривают дела (ст. 28 закона):

— в качестве суда первой инстанции;

— в качестве суда апелляционной инстанции (в части производства в судах апелляционной инстанции по — гражданским делам применяется с 1 января 2012 г., а по уголовным делам — с 1 января 2013 г.);

— в качестве суда кассационной инстанции (в части производства в судах кассационной инстанции по гражданским делам применяется с 1 января 2012 г., а по уголовным делам — с 1 января 2013 г.);

— дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений, принятых соответствующей судебной коллегией.

Рассмотрение уголовных и гражданских дел по первой ин­станции в судебных коллегиях может осуществляться, как прави­ло, единоличным судьей (им может быть председатель, его замести­тель или судья данного суда). Некоторые категории гражданских дел, подсудных судам данного уровня, а также подсудные этим судам уго­ловные дела — при наличии ходатайств обвиняемых — могут рассмат­риваться коллегиями, состоящими из трех судей-профессионалов. Для разбирательства уголовных дел может быть (тоже по ходатайству об­виняемого) образован суд с участием присяжных заседателей (один судья-профессионал и 12 присяжных заседателей).

При рассмотрении дела в кассационном порядке су­дебная коллегия суда среднего звена действует в составе председа­тельствующего и двух членов суда. Распределение членов суда по коллегиям производится президиу­мом суда. При этом учитываются знания, опыт работы и индивиду­альные склонности каждого из членов суда.

В судах со значительным объемом работы и достаточным количе­ством судей каждая коллегия подразделяется на судебные составы. Председатель суда назначает председателя каждого из составов, кото­рый, в свою очередь, распределяет дела для подготовки и рассмотре­ния между членами данного состава и председательствует в судебных заседаниях.

В судебный состав поступают дела из определенных районов рес­публики, края, области, округа. Внутри составов каждый член суда зак­репляется за конкретными районами. Такой порядок распределения дел, поступающих для рассмотрения, способствует эффективности над­зора за судебной деятельностью нижестоящих судов, дает возможность членам суда лучше изучать работу каждого из районных судов в от­дельности и всех судов такого рода соответствующего района в це­лом.

Президиум суда образуется в составе председателя, заместителя председателя суда и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом Российской Федерации. Состав президиума суда утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации и при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Президиум суда рассматривает дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей, апелляционные определения суда, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Наряду с рассмотрением в таком порядке конкретных судебных дел президиум решает вопросы организационного характера. Он зас­лушивает и обсуждает материалы обобщения судебной практики, меры по оказанию помощи районным судам в правильном применении ими законодательства, данные о состоянии преступности и судимости, от­четы председателей судебных коллегий, вопросы работы аппарата суда, состояния работы по разрешению жалоб и заявлений граждан, перс­пективные и текущие планы судебной работы. На рассмотрение пре­зидиума могут вноситься доклады (сообщения) председателей район­ных судов по вопросам деятельности возглавляемых ими судов.

Военные суды, их место в судебной системе РФ. Система военных судов, порядок их образования, общая подсудность дел военным судам, состав, структура и компетенция судов различных звеньев.

Военные суды РФ (далее — военные суды) являются федеральными судами общей юрисдикции, входят в судебную систему РФ, осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее также — органы), и иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом.

В своей деятельности военные суды руководствуются Конституцией РФ, ФКЗ «О военных судах РФ» от 23.06.1999 г. и др.

Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, уголовные и административные дела.

Подсудность дел военным судам определяется в ст. 7 ФКЗ «О военных судах РФ»:

— гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (далее — военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

Смотрите так же:  Штраф за светофор 2019

— дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, дела о преступлениях, совершенных гражданами (иностранными гражданами) в период прохождения ими военной службы, военных сборов, а также дела, отнесенные к компетенции военных судов Уголовно-процессуальным кодексом РФ;

— дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы;

— дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам.

Система военных судов(закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ «О военных судах РФ»):

— Военная коллегия Верховного суда РФ (высшее звено) (действует в составе Верховного Суда РФ и является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам);

— окружные (флотские) военные суды (среднее звено);

— гарнизонные военные суды (основное звено).

Военная коллегия рассматривает дела в первой инстанции, в апелляционной инстанции по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу.

Военная коллегия рассматривает в первой инстанции:

1) дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;

2) дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным окружным (флотским) военным судам.

Военная коллегия рассматривает в апелляционной инстанции дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу.

Военная коллегия рассматривает в кассационной инстанции дела по жалобам и представлениям:

1) на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения, постановления гарнизонных военных судов и на определения окружных (флотских) военных судов, если они были предметом рассмотрения президиумов окружных (флотских) военных судов;

2) на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, если они не были предметом рассмотрения ВС РФ в апелляционном порядке, и на постановления президиумов окружных (флотских) военных судов.

Военная коллегия рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений окружных (флотских) военных судов.

Военная коллегия рассматривает дела, подсудные военным судам, в следующем составе:

1) в первой инстанции гражданские и административные дела в соответствии с федеральным законом рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей;

2) дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей;

3) дела по представлениям на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в законную силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей.

Окружной (флотский) военный суд действует на территории одного или нескольких субъектов РФ. Здесь образуется президиум, судебные коллегии или судебные составы. Окружной (флотский) военный суд рассматривает:

— в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, уголовные дела, отнесенные к компетенции данного военного суда УПК, и дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным гарнизонным военным судам;

— дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу;

— дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в законную силу, а также на решения, принятые в апелляционной инстанции;

— дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений гарнизонных военных судов.

Окружной (флотский) военный суд рассматривает в первой инстанции дела, отнесенные федеральным конституционным законом и (или) федеральным законом к его подсудности, в следующем составе:

1) гражданские и административные дела в соответствии с федеральным законом рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей;

2) уголовные дела в соответствии с федеральным законом рассматривает судья единолично, либо коллегия, состоящая из трех судей, либо суд с участием присяжных заседателей.

Окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу, а также жалобы и представления на решения гарнизонных военных судов, принятые ими в ходе подготовки к рассмотрению дела коллегией, состоящей из трех судей.

Жалобы и представления на не вступившие в законную силу определения и постановления гарнизонных военных судов по делам об административных правонарушениях, а также по результатам рассмотрения материалов о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест, рассматривает судья окружного (флотского) военного суда единолично.

Окружной (флотский) военный суд рассматривает на заседаниях президиума дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в законную силу, а также на решения, приговоры, определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом в апелляционной инстанции.

Президиум окружного (флотского) военного суда образуется в составе председателя, заместителя председателя, входящих в состав президиума по должности, и других судей соответствующего окружного (флотского) военного суда в количестве, определяемом Президентом РФ.

Состав президиума окружного (флотского) военного суда утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Президиум окружного (флотского) военного суда:

1) рассматривает гражданские, административные и уголовные дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в законную силу, на решения, приговоры, определения, постановления, принятые окружным (флотским) военным судом в апелляционной инстанции, а также по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении приговоров, определений и постановлений, принятых гарнизонными военными судами по уголовным делам и вступивших в законную силу;

2) утверждает по представлению председателя соответствующего окружного (флотского) военного суда составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам из числа судей этого суда;

3) рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики;

4) заслушивает отчеты председателей судебных коллегий окружных (флотских) военных судов о деятельности коллегий, рассматривает вопросы работы аппарата военного суда, утверждает по представлению председателя окружного (флотского) военного суда структуру и штатное расписание аппарата суда, численность его работников и положение об аппарате военного суда;

5) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством РФ.

Судебные коллегии и судебные составы окружного (флотского) военного суда рассматривают:

1) в первой инстанции дела, отнесенные федеральным конституционным законом и (или) федеральным законом к подсудности окружного (флотского) военного суда;

2) дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу;

3) дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, определений и постановлений по гражданским делам, принятых соответствующими судебной коллегией, судебным составом и вступивших в законную силу.

Гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дислоцируется один или несколько гарнизонов. Данный суд рассматривает в первой инстанции гражданские, административные и уголовные дела, а также принимает решения по уголовным делам в ходе досудебного производства в соответствии с федеральным законом (ст. 29, 125 УПК РФ), по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений, принятых им и вступивших в силу.

Гарнизонный военный суд рассматривает дела в первой инстанции в следующем составе:

1) гражданские и административные дела рассматривает судья единолично либо в случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом и (или) федеральным законом, коллегия, состоящая из трех судей;

2) уголовные дела рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей.

Судья гарнизонного военного суда единолично принимает решения, предусмотренные частями второй и третьей статьи 29 УПК РФ, по делам, отнесенным к его подсудности.

Судья гарнизонного военного суда единолично рассматривает в порядке, установленном федеральным законом, материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с) .

Похожие публикации:

  • Семейный кодекс совместно нажитое имущество супругов Имущественные правоотношения супругов: проблемные положения Семейного кодекса РФ Семейный кодекс является одним из самых стабильных российских кодексов. Более чем за 21 год (кодекс действует с 1 марта 1996 года) в него было внесено […]
  • Образец заявление на бесплатное питание в школе многодетным Декретный отпуск при рождении второго ребенка Если вы беременны вторым ребенком, есть повод ознакомится с особенностями назначения и выплаты декретных пособий при второй беременности, а также о совмещении декретного отпуска и […]
  • Федеральный закон 36 от 23042012 Федеральный закон от 23.04.2012 N 34-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси […]
  • Кредитование под залог закладных Целевой кредит под залог квартиры Размер процентных ставок составляет (в зависимости от соотношения Кредит/Залог): При отсутствии личного страхования заемщика процентная ставка по ипотечному кредиту (займу) повышается на 0,7 п.п.. До […]
  • Требования к освещению помещений аптеки Постановление Главного государственного санитарного врача России от 21 июня 2016 г. №81 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.2.4.3359-16 "САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ФИЗИЧЕСКИМ ФАКТОРАМ НА РАБОЧИХ МЕСТАХ" В соответствии с […]
  • Договор складирования и хранения Проект Приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7. -17 "Санитарно-эпидемиологические требования к […]