Требования к работе цифрами

Положение о ведении тетрадей учащимися

Настоящее положение разработано в целях упорядочения ведения и соблюдения единого орфографического режима в школе и распространяется на обучающихся 1–11-х классов, обучающихся по очной и индивидуальной формам обучения.

Требования к ведению тетрадей.

I. Общие положения.

  1. Все записи в тетрадях следует оформлять аккуратным, разборчивым почерком.
  2. Соблюдать поля с внешней стороны (4 клеточки отчеркиваются простым карандашом).
  3. Обозначать номер упражнения и задачи; указывать, где выполняется работа (классная или домашняя).
  4. Соблюдать красную строку.
  5. Обучающиеся 1-11 классов пишут шариковой ручкой школьного образца. Паста заправки должна быть только синего цвета.
  6. Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета.
  7. Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву, знак, слово, словосочетание или предложение зачеркивать ручкой косой линией; не заключать неверное написание в скобки.
  8. Для обучающихся 1-11 классов текст каждой новой работы начинать с красной строки на той же странице тетради, на которой написаны дата и наименование работы.
  9. Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускать две линейки, а в тетрадях по математике и другим предметам — 4 клетки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу).
  10. Тетради обучающихся обязательно должны быть обернуты.
  11. Тетради по русскому языку (в линейку) и математике (в клетку) должны быть не толще 18 листов.
  12. Пользоваться “штрихом” запрещается.
  13. Начиная с 4-го класса дата в тетрадях по математике, физике, химии, географии, биологии, истории пишется арабскими цифрами на полях:

Например: 21.12.03. (без буквы “г”).

Количество и назначение ученических тетрадей

II. Оформление надписей на обложках ученических тетрадей.

Единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего предназначена тетрадь (для работ по русскому языку, математике и т.д.), класс, номер и название школы, фамилию и имя ученика. Надписи на тетрадях следует делать по следующему образцу:

для творческих работ
по русскому языку
ученика(цы) 2а класса
средней школы №6
Иванова Сергея.

Образец подписи рабочей тетради по английскому языку в 5-11 классах следует оформлять по следующему образцу:

English 5а form
Sedova Elena.

Словарь по английскому языку в 5-11 классах следует оформлять по следующему образцу:

Dictionary
English 5а form
Sedova Elena.

Образец подписи тетради по английскому языку для контрольных и проверочных работ:

For tests
English 5а form
Sedova Elena.

Тетради для обучающихся первого класса подписываются только учителем, а тетради обучающихся 2-11 классов подписываются самими обучающимися.

III. Оформление письменных работ по русскому языку.

  1. После каждой классной (домашней) работы в 1-11 классах следует отступать две строчки (пишем на третьей).
  2. При оформлении красной строки сделать отступ вправо не менее 1,5 см (на 1-2 пальца). Оформление красной строки должно осуществляться с самого начала оформления текстов с 1-го класса.
  3. В ходе работы не пропускать ни одной строки. Необходимо учитывать, что при оформлении письменных работ по русскому языку следует на новой странице писать с самой верхней строки, дописывая до конца страницы, включая последнюю строку.
  4. Справа дописывать до конца строки, при этом с 1-го класса учить нормативному переносу слов, используя традиционные методические подходы. Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно.
  5. Запись даты написания работы по русскому языку ведется по центру рабочей строки. В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или обучающимися в виде числа и начальной буквы названия месяца.
  6. По окончании периода обучения грамоте и до окончания 3-го класса записывается число и полное название месяца.
  7. Например: 1 декабря.
  8. Начиная с 3-го класса II полугодия в тетрадях по русскому языку число записывается прописью:
    Например: Первое декабря.
  9. Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска строки) по центру и оформляется как предложение.
    Например:

Классная работа.
Диктант.
Сочинение.
Изложение.
Работа над ошибками.

  • При выполнении домашнего задания после пропущенных двух строк пишется:
    Домашняя работа. (дата не пишется)
  • Номера всех упражнений, выполняемых в тетрадях по учебнику необходимо обязательно указывать.
    Например: Упражнение 56.
  • Все подчеркивания, условные обозначения, чертежи, таблицы выполнять аккуратно остро заточенным простым карандашом по линейке. Допускается в некоторых видах работ и без линейки, что зависит от хорошо сформированного навыка работы простым карандашом. Выделение орфограмм следует выполнять простым карандашом или пастой зелёного цвета.
  • В столбики слова выписываются с маленькой буквы, запятые не ставятся.
  • В сточку слова выписываются следующим образом: первое с прописной, остальные со строчной буквы, запятая ставится. Словосочетания пишутся с маленькой буквы. Названия падежей обозначаются с большой буквы (И.п.).
  • Спряжения глаголов обозначаются римскими цифрами (I).
  • Род имён существительных обозначается маленькими буквами (м.р.).
  • Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать ручкой косой линией, часть слова, предложение зачеркивать тонкой горизонтальной линией; не заключать неверное написание в скобки.
  • Для обучения письму в первом классе и во втором классе введена тетрадь, разлинованная в две линейке. Для обучающихся, начиная с третьего класса и по 11 класс введена тетрадь по русскому языку, разлинованная в одну линейку.
  • Система работы по формированию навыка правильного соединения букв должна проводиться дифференцированно на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.
  • Упражнение по чистописанию выполняются обучающимися в рабочих тетрадях. Образцы букв в 1 классе прописывает учитель, во 2-4 классах они прописываются выборочно с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Учителю следует прописывать индивидуально учащимся те элементы букв, слоги и буквы, которые требуют корректировки. Объем работы — две строки в 1 классе во втором полугодии, 2-3 строки — во 2 классе, 3-4 строки — в 3-4 классах.
  • В ходе проверки учителем прописанных обучающимися букв необходимо исправлять неправильно прописанные буквы и выносить образцы их написания на полях (подчеркнуть неправильные соединения, исправить и прописать образцы данных соединений на полях и для прописывания на новой строке). Также учителю необходимо исправлять неправильные написания в классных и домашних работах.
  • Обязательна система работы над ошибками в тетрадях по русскому языку.
  • IV. Оформление письменных работ по математике, физике, химии, географии.

    1. Между классной и домашней работами следует отступать 4 клеточки (на 5-й клетке писать следующую работу).
    2. Между видами работ отступать 2 клетки (на 3 клетке писать).
    3. Между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенств и т.п. отступать 3 клетки вправо, писать на четвертой.
    4. Все номера заданий и задач, которые выполняются в тетради, необходимо записывать посередине строки.
    5. В тетрадях по математике во 2-3 классах обозначается время выполнения работы посередине строки: число записывается арабской цифрой, название месяца — прописью.
      Например: 1 декабря.
      А через клеточку — вид работы.
      Например: Классная работа.
    6. В тетрадях по математике в 4-11 классах дата пишется на полях цифрами.
      Например: 23.12.03. (без буквы “г”)
    7. Слово “Задача” во 2-4 классах не пишется. Номер задания писать во 2-11 классах посередине.
      Например: № 15.
    8. При выполнении домашней работы во 2-11 классах в тетрадях пишется: Домашняя работа.
    9. Во 2-11 классах в тетрадях для контрольных работ пишется дата на полях и в этой же строке посередине пишется: Контрольная работа № 3. 15.10.11.
      I – вариант.
    10. Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную цифру, число или знак зачеркивать ручкой косой линией; не заключать неверное написание в скобки.
    11. Подчеркивания, условные обозначения, графики, чертежи, таблицы выполнять аккуратно простым карандашом, а в случае необходимости — с применением линейки или циркуля.
    12. В тетрадях для практических и контрольных работ по физике, химии, географии, биологии указывается номер работы.
      Например:
      Контрольная работа №1.
      Практическая работа №1.

    V. Оформление письменных работ по другим предметам.

    1. Письменные работы по другим предметам ведут учащиеся, согласно общим положениям о ведении тетрадей. Однако, при оформлении письменных работ по английскому языку имеются свои особенности:
    2. Записи в тетрадях по английскому языку в 5-11 классах вести в клетку.
    3. Словарь ведется в общей тетради с указанием темы.
    4. В тетрадях для контрольных и проверочных работ обязательно проводится работа над ошибками:
      Mistakus work.
    5. Ошибка при переводе текста подчеркивается, а на полях отмечается “р” (речевая ошибка).
    6. Ошибки в русском тексте исправлять следующим образом: неверно прописную букву или пунктуационный знак зачеркнуть ручкой косой линией, часть слова, предложения зачеркнуть только горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписать нужные буквы, слова, предложения; не заключать неверное написание в скобки.

    VI. Порядок проверки письменных работ учителем.

    Тетради обучающихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы проверяются:

    по русскому языку в 1-5 классах и в I полугодии в 6 классах — ежедневно;

    • со II полугодия в 6 классах и 7 классах — 2 раза в неделю;
    • в 8 классах — 1 раз в неделю;
    • в 9-11 классах — по мере необходимости;

    по математике в 1-5 классах и в I полугодии в 6 классах — ежедневно;

    • со II полугодия в 6 классах и в 7-9 классах — выборочно, но не реже 1 раза в 2 недели;
    • в 10-11 классах — по мере необходимости;

    по физике — общее количество проверок — 1 раз в 2 недели.

    Проверочные работы, выполненные в рабочих тетрадях, подлежат обязательной проверке.

    У слабоуспевающих учащихся и учащихся, находящихся на индивидуальном обучении тетради проверяются регулярно.

    Проверка контрольных работ учителем осуществляется в следующие сроки:

    • во 2-11 классах контрольные диктанты проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку;
    • изложения и сочинения во 2-4 классах проверяются и возвращаются учащимся не позже, чем через два дня; в 5-8 классах на проверку отводится неделя; в 9-11 классах — отводится 10 дней;
    • во 2-6 классах контрольные работы по математике проверяются и оценки выставляются обучающимся к следующему уроку; в 7-11 классах — проверяются в течение недели.

    Контрольные, практические (лабораторные) работы по физике, химии, биологии, географии проверяются к следующему уроку, но не дольше одной недели.

    У учащихся 2-11 классов, находящихся на индивидуальном обучении контрольные диктанты, изложения и сочинения; контрольные работы по математике; контрольные, практические (лабораторные) работы по физике, химии, биологии, географии проверяются и оценки выставляются к следующему уроку.

    Во 2-11 классах после контрольного диктанта, сочинения, изложения обязательно выполняется работа над ошибками (дата не указывается). Пишется тема урока посередине:

    Работа над ошибками.

    Во 2-11 классах с учащимися, находящимся на индивидуальном обучении после контрольного диктанта, сочинения, изложения работа над ошибками проводится по мере необходимости.

    Во 2-11 классах при проверке контрольных работ по русскому языку ошибки классифицируются и выносятся на поля: / — орфографическая ошибка

    V — пунктуационная ошибка

    Во 2-4 классах обязательна система работы над ошибками в тетрадях по математике и по русскому языку. В ходе проверки работ обучающихся рекомендуется зачеркивать неправильный ответ или ошибку, подчеркнуть это место и дать возможность обучающимся самим в классе или дома написать нужный ответ или орфограмму, хорошо изученную на данном этапе обучения.

    Смотрите так же:  Развод без согласия жены без детей

    При проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку:

    — в 5-8 классах орфографическая ошибка зачеркивается косой линией; на полях выставляется знак “ /” (орфографическая ошибка);

    — в 9-11 классах учитель подчеркивает ошибочное написание.

    При пунктуационной ошибке неверно поставленный знак зачеркивается, а при отсутствии знака подчеркивается пробел, где знак должен быть. На полях выставляется знак “V” (пунктуационная ошибка).

    При проверке сочинений и изложений выставляется две оценки: за содержание и грамотность. Первая отметка — за содержание — включает в себя оценивание за логическое построение, стиль, фактический материал, речевое оформление. Вторая оценка за грамотность. При ее выставлении учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Например: 5/4.

    После контрольной работы в 5-11 классах по мере необходимости проводится работа над ошибками. В этом случае в тетради указывается и пишут в этой же строке:

    Работа над ошибками.

    В зависимости от цели проверки работ по всем предметам учитель может исправить ошибки, подчеркнуть или вынести на поля.

    Основные правила оформления рефератов и контрольных работ

    Основные правила оформления рефератов и контрольных работ

    Рефераты и контрольные работы относятся к индивидуальным заданиям, которые рассматриваются как самостоятельный вид письменной работы.

    Индивидуальные задания по отдельным дисциплинам выполняются студентами самостоятельно под руководством преподавателя, и содержат 25-30 страниц машинописного текста. Тематика индивидуальных заданий должна отвечать задачам учебной дисциплине.

    Индивидуальные задания выполняются с целью закрепления и углубления знаний, полученных студентами очной формы обучения.

    Необходимо отметить, что при заочной и дистанционной форме обучения контрольные работы являются основной формой контроля знаний студентов. Основная цель контрольной работы – это контроль усвоения студентами учебного материала по данной дисциплине.

    1. Требования к выполнению рефератов и контрольных работ

    К выполнению индивидуальных заданий (рефератов и контрольных работ) предъявляются следующие требования:

    • индивидуальное задание должно быть выполнено самостоятельно, как собственное рассуждение автора на основе информации, полученной из различных источников;
    • содержание индивидуального задания должно быть изложено от имени автора;
    • цель и задачи реферата или контрольной работы должны быть четкими и отображать суть исследуемой проблемы;
    • содержимое индивидуального задания должно соответствовать теме задания и отображать состояния проблемы, степень раскрытия сути проблемы в работе должна быть приемлемой;
    • при разработке индивидуального задания должны быть использованы не менее 7 различных источников;
    • работа должна содержать обобщенные выводы и рекомендации.

    2. Требования к структуре рефератов и контрольных работ

    Структура рефератов и контрольных работ должна содержать:

    • Титульный лист (титульный лист является первой страницей реферата или контрольной работы);
    • Содержание (содержание включает: введение; наименования всех разделов, подразделов, пунктов и подпунктов основной части задания; выводы; список источников информации);
    • Введение (во введении кратко формулируется проблема, указывается цель и задачи реферата или контрольной работы);
    • Основная часть (состоит из нескольких разделов, в которых излагается суть реферата или контрольной работы);
    • Выводы или Заключение (в выводах приводят оценку полученных результатов работы, предлагаются рекомендации);
    • Список источников информации (содержит перечень источников, на которые ссылаются в основной части реферата или контрольной работы).

    3. Требования к оформлению рефератов, контрольных и курсовых работ

    К оформлению рефератов и контрольных работ предъявляются следующие требования:

    • рефераты и контрольные работы оформляют на листах формата А4 (210х297), текст печатается на одной стороне листа через полтора интервала;
    • параметры шрифта: гарнитура шрифта — Times New Roman, начертание — обычный, кегль шрифта — 14 пунктов, цвет текста – авто (черный);
    • параметры абзаца: выравнивание текста – по ширине страницы, отступ первой строки -12,5 мм, межстрочный интервал — Полуторный;
    • поля страницы для титульного листа: верхнее и нижнее поля – 20 мм; правое и левое поля – 15 мм;
    • поля всех остальных страниц: верхнее и нижнее поля – 20 мм, размер левого поля 30 мм, правого – 15 мм;
    • на титульном листе указывается название образовательного учреждения, тема реферата, название учебного курса, номер группы, форма и курс обучения, Ф.И.О. автора, Ф.И.О. научного руководителя (проверяющего), место и год выполнения работы;
    • каждую структурную часть необходимо начинать с нового раздела со следующей страницы (Вставка/Разрыв/Новый раздел, со следующей страницы);
    • страницы нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Порядковый номер ставят вверху страницы, справа;
    • нумерация страниц начинается с титульного листа, но на титульном листе и на странице «Содержание» номер страницы не указывается, нумерация указывается с цифры 3 (с третьей страницы);
    • текст основной части индивидуальных заданий разбивают на разделы, подразделы, пункты и подпункты;
    • разделы, подразделы, пункты, подпункты нумеруют арабскими цифрами;
    • разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах излагаемого материала и обозначаться арабскими цифрами, в конце номера раздела точку не ставят (например, 1);
    • подразделы нумеруют в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и порядкового номера подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точку не ставят, например: «1.1»;
    • пункты нумеруют в пределах каждого подраздела. Номер пункта состоит из порядкового номера раздела, подраздела, пункта, между цифрами и в конце номера точку не ставят, например: «1.1.2»;
    • подпункты нумеруют в пределах каждого пункта и в конце номера точку не ставят (например, 1.1.2.1);
    • заголовки (заголовки 1 уровня) каждой структурной части индивидуального задания (например, содержание, введение и т.д.) и заголовки разделов основной части следует располагать в середине строки и печатать прописными буквами без подчеркивания и без точки в конце;
    • заголовки подразделов, пунктов и подпунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать строчными буквами, кроме первой. Точка в конце заголовка не ставится
    • иллюстрации (рисунки, схемы, графики) и таблицы, которые размещаются на отдельных страницах, включают в общую нумерацию страниц;
    • иллюстрации необходимо помещать непосредственно после первого упоминания о них в тексте или на следующей странице;
    • графические материалы рекомендуется сохранять в форматах: .bmp, dib, .tif, .gif;
    • таблица располагается непосредственно после текста, в котором она упоминается в первый раз или на следующей странице;
    • таблицы нумеруют арабскими цифрами по порядку в пределах раздела;
    • примечания помещают в тексте при необходимости пояснения содержания текста, таблицы или иллюстрации;
    • пояснения к отдельным данным, приведенным в тексте или таблицах, допускается оформлять сносками;
    • формулы и уравнения располагают непосредственно после их упоминания в тексте, посередине страницы;
    • в индивидуальном задании могут быть указаны ссылки на используемую литературу;
    • ссылки на источники следует указывать в квадратных скобках, например: [1 – 3], где 1 — 3 порядковый номер источников, указанных в списке источников информации;
    • список источников информации можно размещать в порядке появления источника в тексте, в алфавитном порядке фамилий авторов или заголовков и в хронологическом порядке.

    Для оформления индивидуального задания используйте следующие материалы:

    1. Оформление больших документов в Word 2003, изложенное в Электронной книге: Технология оформления рефератов и контрольных работ

    2. Оформление больших документов в Word 2007: Работа с большими документами в Word 2007

    3. Образцы рефератов:

    Образец выполнения реферата для студентов очной формы обучения по курсу Компьютерные сети и телекоммуникации: referat — Скачать

    Образец выполнения реферата для студентов очной формы обучения по курсу Экономическая информатика: referat — Скачать

    Образец контрольной работы для студентов дистанционной и заочной форм обучения по курсу Компьютерные сети и телекоммуникации: Kontrol_rabota — Скачать

    2 Оформление работы

    Оформление – одна из важнейших стадий работы над курсовой работой. Причем определенные элементы оформления нельзя откладывать «на потом» – на то время, когда текст в своей основе уже будет написан.

    Работа должна быть оформлена аккуратно с соблюдением ряда требований.

    Объем работы зависит от многих факторов: масштабности и сложности темы, хронологических рамок исследования, количества привлеченных источников, стиля изложения.

    Общий объем курсовой работы 20-25 страниц . При этом приложения не входят в объем работы, что позволяет исследователю уложиться в установленные рамки.

    2.1 Общие требования

    Законченная работа должна быть распечатана в следующем формате (редактор Microsoft Word for Windows):

    – размер листа бумаги А4: ширина – 21 см , высота – 29,7 см (устанавливается опцией Файл / Параметры страниц / Размер бумаги ) ;

    – шрифт: Times New Roman, размер 14 (в больших таблицах можно использовать размер 12 или 13);

    – текст должен быть выровнен по ширине страницы;

    – поля страницы: верхнее – 2 см , нижнее – 2 см , левое – 3 см , правое – 1,5 см (устанавливаются опцией Файл / Параметры страниц / Поля );

    – интервал междустрочный: полуторный (интервал устанавливается опцией Абзац, которая вызывается щелчком правой кнопкой мыши);

    – каждый абзац рекомендуется начинать с красной строки (устанавливается опцией Формат / Абзац / Отступ).

    Опечатки, неточности, обнаруженные в работе, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста машинописным или рукописным способами.

    Страницы должны быть пронумерованы (используйте опцию Вставка / Номера страниц ); номер проставляют в нижнем поле по центру , при нумерации учтите, что первой страницей является титульный лист, второй — оглавление, на которых номер страницы не ставится. Номера страниц проставляются в введения.

    Слово и следующий за ним знак препинания нельзя разделять пробелом, после точки обязателен пробел (исключение – точки в датах).

    Каждая глава, введение, заключение, список используемой литературы, приложение (но не пункты и параграфы) должны начинаться с новой страницы. (Для перехода на новую страницу установите курсор в конце предыдущего раздела и нажмите Ctrl + Enter ).

    Необходимо правильно оформлять общепринятые условные сокращения. После перечисления пишут т.е. (то есть), и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное), и др. (и другие), и пр. (и прочие); при ссылках: см. (смотри), ср. (сравни); при цифровом обозначении веков и годов: в. (век), вв. (века), г. (год), гг. (годы).

    Внутри предложения слова «и другие», «и тому подобное» не сокращают, также не сокращаются «так называемый», «так как».

    Допускается маркированный и нумерованный список (арабская цифра со скобкой): Формат / Список / Маркированный (Нумерованный)

    — возрастные границы молодежи;

    — психологические особенности молодежи;

    — социальные особенности молодежи.

    Верхнюю возрастную границу, принято считать, завершением молодости, то есть когда молодой человек полностью вступает в положение взрослого. Важнейшими являются 4 условия:

    1) экономическая независимость, т.е. ответственности за приобретение необходимых для собственного осуществления средств и способности их создавать;

    2) личная самостоятельность, т.е. способность принимать решения;

    3) самостоятельное распоряжение средствами, которыми располагает для существования,

    4) создание собственного очага, не зависимо от родительского, принятие ответственности за его поддержания и управления .

    2.2 Оформление заголовков

    Заголовки структурных частей работы «Оглавление», «Введение», «Заключение», «Список использованных источников», «Приложения» печатают заглавными буквами. Не допускается выделение слов, заголовков полужирным шрифтом и подчеркиванием. Заголовок выравнивается по центру. В заголовках сокращения и знаки переноса слов не допускаются, точка в конце не ставится. Если заголовок состоит из двух или более предложений, их разделяют точкой. Заголовок необходимо отделять двумя межстрочными интервалами от вышеизложенного текста и одним интервалом от последующего текста . Разделы следует нумеровать арабскими цифрами. Не допускается отрыв текста раздела от его заголовка (не должно быть так, чтобы заголовок раздела был в конце страницы, а собственно текст раздела начинался со следующей страницы).

    2.3 Оформление ссылок

    При включении в текст работы цитат или упоминании различных печатных работ необходимо давать ссылки на используемые источники. При этом возможны несколько вариантов оформления:

    Смотрите так же:  Как заполнить заявление на сдачу экзамена в гибдд образец

    1) с сылка на источник в целом оформляется в виде номера, под которым он значится в списке использованных источников (см. п.2.5) , который ставится после упоминания автора или коллектива авторов либо цитаты из работы и заключается в квадратные скобки, например:

    «К.М. Сухоруков [2.43] наиболее важными проблемами в международной стандартизации в области библиографии считает…»;

    2) ссылка на определенные фрагменты источника отличается от предыдущей указанием через запятую страниц цитируемого документа, например:

    «А.Д. Сахаров [2.63, 201-202] писал, что…»;

    3) применяется и комбинированная ссылка, когда необходимо указать страницы цитируемых работ в сочетании с общими номерами остальных источников, которые отделяются друг от друга точкой с запятой:

    «Как видно из исследований [2.6; 2.7, 4-9; 9, 2.253]…»;

    4) если возникает необходимость сослаться на мнение, разделяемое рядом авторов либо аргументируемое в нескольких работах одного и того же автора, то следует отметить все порядковые номера источников, которые разделяются точкой с запятой:

    «Исследованиями ряда авторов [2.27; 2.91; 2.132] установлено, что…»

    Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию или по иному документу, то ссылку следует начинать так: «Цит. По:» либо «Цит. По Н.:» или «Цит. По ст.:». Если невозможен плавный логический переход к ссылке от текста, к которому она относится, то пользуются начальными словами «См.», «См. об этом». Когда надо подчеркнуть, что источник, на который дается ссылка, лишь один из многих, где подтверждается, высказывается, или иллюстрируется положение основного текста, то в таких случаях пишут: «См., например,», «См., в частности». Когда нужно показать, что ссылка представляет дополнительную литературу, указывают «См. также:».

    Использование чужого материала без ссылки на автора и источник заимствования является плагиатом.

    2.4 Оформление цитат

    Оформление цитат подчиняется следующим правилам. Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, она начинается с прописной (большой буквы). Если цитата включена на правах части в предложение авторского текста, она пишется со строчной (маленькой) буквы. Если в цитату вошла только часть предложения цитируемого источника, то либо после кавычки ставится многоточие и цитата начинается с маленькой буквы, либо цитата начинается с большой буквы и заканчивается многоточием, например: Г. Спенсер считал явления общественной жизни «…следующими общим мировым законам, как и все другие естественные явления».

    Цитата начинается со строчной буквы и тогда, когда она органически входит в состав предложения, независимо от того, как она начиналась в источнике; например: П.А. Сорокин писал, что «уникальные условия революции дают возможность проверить многие социологические положения».

    После цитируемого текста сначала закрываются кавычки, затем дается ссылка на источник, и только после этого ставится точка.

    Например: Э. Кошмидер писал: «Под коинциденцией я подразумеваю совпадение слова и действия… в том смысле, что слово, которое произносится, как раз и есть само обозначаемое действие…» [2.25, 57].

    2.5 Оформление списка использованных источников

    Список использованных источников состоит из двух частей, который следует сразу после заключения. Первая часть — нормативно-правовые документы. Вторая часть – основная и дополнительная литература. В список включается вся литература и источники (нормативно-правовые документы), упоминаемые в тексте исследования, и на которые автор опирается в ходе написания работы. Этот список отражает осведомленность студента в имеющейся литературе по теме. В список включаются те источники, на которые нет ссылок в тексте, но которые были использованы студентом в ходе написания курсовой работы.

    Количество использованных источников для подготовки курсовой работы литературы не менее 15.

    Библиографическое описание должно отвечать определенным требованиям. Список литературы оформляется в алфавитном порядке. Авторы однофамильцы записываются по алфавиту их инициалов (имен). Труды одного автора помещаются по годам издания, т.е. в хронологическом порядке, при наличии нескольких трудов одного и того же года – в алфавитном порядке по названиям трудов.

    В начале списка указывают отечественных авторов и авторов зарубежных, работы которых переведены на русский язык. Далее указываются работы авторов на иностранных языках, в том числе отечественных авторов, работы которых переведены на иностранные языки. Вся литература нумеруется с первого до последнего номера (сквозная нумерация) . Каждый источник печатается с новой строки.

    Нормативные акты и иные официальные документы выстраиваются по иерархии в отдельный блок перед основным списком литературы. Основная и дополнительная литература выстраивается в алфавитном порядке.

    Список оформляется в следующем порядке:

    Нормативные акты и иные официальные документы:

    Основная и дополнительная литература:

    Для оформления списка использованных источников применяется ГОСТ Р 7.0.5–2008.

    Тарасова В. И. Политическая история Латинской Америки : учеб. для вузов. – 2-е изд. – М. : Проспект, 2006. – С. 305–412.

    Тарасова В. И. Политическая история Латинской Америки. М., 2006. С. 305.

    2) Статья из журнала:

    Адорно Т. В. К логике социальных наук // Вопр. философии. – 1992. –№ 10. – С. 76–86.

    3) Электронный ресурс удаленного доступа (необходимо указать дату скачивания информации):

    — Официальные периодические издания : электрон. путеводитель / Рос. нац. б-ка, Центр правовой информации. [СПб.], 2005–2007. URL: http://www.nlr.ru/lawcenter/izd/index.html (дата обращения: 18.01.2007).

    или, если о данной публикации говорится в тексте документа:

    — Члиянц Г. Создание телевидения // QRZ.RU : сервер радиолюбителей России. 2004. URL: http://www.qrz.ru/articles/article260.html (дата обращения: 21.02.2006).

    4) Нормативный акт:

    О противодействии терроризму : федер. закон Рос. Федерации от 6 марта 2006 г . № 35-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 26 февр. 2006 г . : одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 1 марта 2006 г . // Рос. газ. – 2006. – 10 марта.

    5) Примечание об ограничении доступности приводят в ссылках на документы из локальных сетей, а также из полнотекстовых баз данных, доступ к которым осуществляется на договорной основе или по подписке (например, «Кодекс», «Гарант», «КонсультантПлюс», «EBSCO», «ProQuest», «Интегрум» и т. п.): О введении надбавок за сложность, напряженность и высокое качество работы [Электронный ресурс] : указание М-ва соц. защиты Рос. Федерации от 14 июля 1992 г . № 1–49-У. Документ опубликован не был. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».

    О жилищных правах научных работников [Электронный ресурс] : постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 20 авг. 1933 г . (с изм. и доп., внесенными постановлениями ВЦИК, СНК РСФСР от 1 нояб. 1934 г ., от 24 июня 1938 г .). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

    2.6 Оформление таблиц, рисунков, графиков и т.д.

    Большой цифровой материал рекомендуется помещать в работе в виде таблиц (в тексте или приложениях).

    На все таблицы должны быть ссылки в тексте курсовой работы по типу «… таблица 1». Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы.

    Номер следует размещать после слова «Таблица». Если в работе одна таблица, ее не нумеруют и слово «Таблица» не пишут.

    Каждая таблица должна иметь заголовок. Название следует выполнять сточными буквами (кроме первой прописной) и помещать над таблицей. Заголовки граф и строк начинают с прописных букв.

    Над верхним левым углом таблицы помещают надпись «Таблица …» с указанием ее номера, ставят тире и пишут название таблицы.

    При переносе таблицы головку таблицы следует повторить, и над ней справа размещают слова «Продолжение табл. …», с указанием ее номера. Название при этом помещают только над первой ее частью.

    В таблице, расположенной на 3 и более страницах, перед таблицей на последней странице указывается надпись «Окончание табл. …».

    Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа.

    При наличии в тексте небольшого по объему цифрового материала его нецелесообразно оформлять таблицей, а следует давать в виде вывода (текста), располагая цифровые данные в колонки.

    Таблица отделяется от основного текста междустрочным интервалом.

    Таблица 1 — Межгенерационная мобильность образовательного статуса, 1999 – 2002 гг. (в % по группам)

    Требования к дипломной работе

    Требования к дипломной работе

    Данные правила написания дипломных работ являются общими и соответствуют
    Гостам ( ГОСТ 7.32-91, ГОСТ 7.1-84, ГОСТ 2.105-95, ГОСТ 2.111-68, ГОСТ
    7.9-77, ГОСТ 7.54-88, ГОСТ 8.417-81, ГОСТ 7.11-78) , а также согласованы с
    рекомендациями кафедры общего и сравнительно-исторического языкознания
    филологического факультета МГУ.

    Выбор и утверждение темы дипломного исследования

    Выбор темы дипломной работы предусматривает предварительное обсуждение с
    научным руководителем или на заседании кафедры. Окончательно тема дипломного
    исследования утверждается на заседании кафедры в течение первого семестра
    последнего года обучения. После утверждения регистрируется точная формулировка
    темы с указанием Ф.И.О. студента и научного руководителя, его статуса, места
    работы и занимаемой должности, фиксируется дата утверждения темы. Рецензент
    назначается после написания дипломной работы.

    Работа над дипломом

    Работа над дипломным исследованием начинается с составления плана или
    программы работы. План согласуется с научным руководителем, который определяет
    сроки выполнения конкретных задач и формы контроля.

    Дипломная работа должна быть завершена и сдана на кафедру не позднее чем за
    неделю до дня защиты. Дата сдачи дипломной работы регистрируется лаборантом
    кафедры.

    Структура и содержание диплома

    Дипломное исследование состоит из введения, основной части и заключения, а
    также списка литературы. Допускается наличие приложений, если это требуется
    логикой раскрытия темы дипломной работы.

    Введение включает в себя следующие моменты:

    1) обоснование выбора темы дипломного исследования, её актуальности и
    новизны;

    2) определение цели и комплекса задач исследования, а также методов их
    решения;

    3) указание объекта исследования, обоснование выбора материала для
    исследования

    4) анализ степени разработанности темы в отечественной и зарубежной
    литературе, обзор исторического развития вопроса.

    Основная часть должна состоять из глав, разбитых на параграфы и при
    необходимости на пункты. Оптимальное число глав – от 2 до 4, число параграфов в
    каждой главе – не менее 2. Деление работы на главы и параграфы должно
    соответствовать логике изложения материала. Каждый параграф должен заканчиваться
    промежуточным выводом; в конце главы формулируется общий вывод.

    В тексте дипломной работы не должно быть непереведенных иностранных слов и
    выражений, которые не являются общеизвестными (перевод иностранных слов дается в
    сносках, причем обязательно указывается (в скобках после перевода) язык, с
    которого переводится данное слово или выражение).

    Изложение материала дипломного исследования должно соответствовать
    требованиям грамматики и стилистики русского языка. Большое количество
    грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок может послужить причиной
    отказа студенту в рассмотрении его работы.

    Объем основной части должен быть не менее 60–70 страниц.

    Заключение отражает оценку работы и включает рекомендации по
    практическому использованию ее результатов.

    Список литературы дает представление об использованной литературе при
    написании дипломной работы. Количество задействованных работ должно быть не
    менее 30 и не более 100 наименований.

    Приложения к дипломной работе выполняются в произвольной форме и
    определяются характером дипломного исследования.

    Требования к оформлению дипломной работы

    Диплом предоставляется в отдельной папке, в которую вкладываются, кроме
    дипломной работы, отзыв научного руководителя и отзыв рецензента, а также
    аннотация диплома, составленная студентом-дипломником.

    Титульный лист содержит следующую информацию: 1) полные названия
    учебного заведения, факультета и кафедры; 2) тему дипломной работы; 3) фамилию,
    имя и отчество студента-дипломника, форму его обучения (дневная, вечерняя или
    заочная); 4) фамилию и инициалы научного руководителя, его ученую степень и
    звание; 4) город и год написания дипломной работы.

    Расположение этой информации на титульном листе определяется следующими
    правилами:

    1) названия учебного заведения, факультета и кафедры занимают первые три
    верхние строчки (шрифт Times New Roman , 14, выравнивание по центру);

    Смотрите так же:  Как написать заявление на товар ненадлежащего качества

    2) тема дипломной работы помещается в центре листа и состоит из одной
    или нескольких строк (шрифт Arial , 20, полужирный, все прописные; переносы в
    словах и сокращения не допускаются);

    3) данные о студенте (три строчки) и научном руководителе (две строчки)
    располагаются ниже названия темы со сдвигом вправо (шрифт Times New Roman , 14,
    выравнивание по левому краю, отступ вправо на 8,5 см; Ф.И.О. студента и научного
    руководителя набираются полужирным шрифтом);

    4) название города и год написания диплома располагаются внизу
    титульного листа (две последние строчки) по центру (шрифт Times New Roman , 14,
    выравнивание по центру).

    Пример оформления титульного листа см. в Приложении 1.

    Содержание дипломной работы следует после титульного листа и перед
    основным текстом дипломной работы. Требования к форматированию: заголовки
    первого уровня (названия глав) – шрифт Times New Roman , 14, полужирный;
    заголовки второго уровня (названия параграфов) – шрифт Times New Roman , 14,
    нормальный; заголовки третьего уровня (названия пунктов) – шрифт Times New Roman
    , 14, курсив. Пример оформления содержания дан в Приложении 2.

    Основной текст диплома форматируется следующим образом.

    Параметры страницы: правое поле – 3 см, левое поле – 1,5 см, верхнее и нижнее
    поля – 2 см.

    Шрифт основного текста – Times New Roman , 14; заголовков глав – Arial , 16,
    полужирный, все прописные; заголовков параграфов – Times New Roman , 16,
    полужирный; заголовков пунктов – Times New Roman , 14, полужирный. Выравнивание
    основного текста – по ширине, заголовков – по центру. Отступ первой строки
    основного текста 1,25 см, отступ первой строки заголовков – 0 см. Междустрочный
    интервал – полуторный. Расстановка переносов обязательна.

    Инициалы при указании фамилий должны отделяться неразрывными пробелами ( Ctrl
    + Shift +пробел), например: М. В. Ломо­носов. Неразрывными пробелами отделяются
    буквы “г.” и “в.” при указании дат, например: 1922 г., XVIII в. Через
    неразрывный пробел пишутся принятые сокращения (т. е., т. к., и т. д.).

    Номера страниц (арабские цифры) указываются вверху страницы справа, номер на
    первой странице (титульном листе) не ставится.

    Названия работ (монографий, статей), журналов, газет и т. д. заключаются в
    кавычки «…», а цитаты – в кавычки “…”. Если заключенная в кавычки фраза содержит
    слова в кавычках, то внешние кавычки должны быть «…», а внутренние – “…”.

    Правила оформления сносок. Сноски должны оформляться внизу страницы
    согласно следующим требованиям:

    1) При цитировании монографии указываются фамилия и инициалы автора
    (шрифт Times New Roman , 10, курсив), название работы (без кавычек; шрифт Times
    New Roman , 10, нормальный), место и год издания (принятые сокращения: М. –
    Москва, Л. – Ленинград, СПб. – С.-Петербург), номер страницы. Например:
    Карпов В. Н. Введение в философию. СПб., 1840. С. 98.

    2) При цитировании монографии, опубликованной в составе собрания
    сочинений, указываются фамилия и инициалы автора (курсив), название работы (без
    кавычек), после чего ставится знак // и указывается вид собрания сочинений
    (принятые сокращения: ПСС – полное собрание сочинений, Соч. – сочинения),
    количество томов, номер тома, место и год издания данного тома, номер страницы.
    Например: Киреевский И. В. Обозрение современного состояния литературы
    (1845) // ПСС. В 2 тт. Т. 1. М., 1911. С. 125.

    3) При цитировании статьи из сборника указываются фамилия и инициалы
    автора (курсив), название работы (без кавычек), после чего ставится знак // и
    указывается название сборника (без кавычек), место и год издания, номер
    страницы. Например: Кобзарь В. И. Диалектичность формальной логики //
    Логика и развитие научного знания. СПб., 1992. С. 125.

    4) Если цитируется статья из сборника работ того же автора, то
    указываются фамилия и инициалы автора (курсив), название работы (без кавычек),
    после чего ставится знак // и указываются фамилия и инициалы автора (курсив),
    название сборника (без кавычек), место и год издания, номер страницы. Например:
    Кавелин К. Д. Философия и наука в Европе и у нас // Кавелин К. Д.
    Наш умственный строй. М., 1989. С. 282.

    5) Если цитируется периодическое издание, то указываются фамилия и
    инициалы автора статьи (курсив), название работы (без кавычек), после чего
    ставится знак // и указывается название периодического издания (без кавычек),
    серия (если есть), год издания, номер журнала (газеты) и номер страницы.
    Например: Мигунов А. И. Истина – проблема риторическая? // Вестник
    Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. 1992. Вып. 4 (27). С. 44.

    6) При повторном цитировании одного и того же произведения указываются
    только необходимые данные, а именно: а) фамилия и инициалы автора, название
    работы и номер страницы – если ссылка на эту работу имеется выше, но не
    предшествует повторной ссылке (например: Кавелин К. Д. Философия и наука
    в Европе и у нас. С. 283); б) номер страницы и отсылка к предшествующей сноске
    (например: Там же. С. 284); в) просто отсылка к предшествующей сноске – если
    цитата относится к той же странице, на которую было только что указано
    (например: Там же.)

    7) Неточное цитирование (пересказ своими словами) сопровождается
    указанием на соответствующее место в работе. Например: См.: Чижевский Д.
    А.
    Гегель в России. Париж, 1939. С. 112.

    8) После указания источника цитаты возможны собственные комментарии,
    которые отделяются длинным тире. Например: Рорти Р. Случайность, ирония и
    солидарность. М., 1996. С. 128. – Более подробное описание фигуры либерального
    ироника смотрите в главе «Случайность либерального общества».

    Общее форматирование сносок: шрифт – Times New Roman , 10; выравнивание – по
    ширине; отступ первой строки 0,5 см; междустрочный интервал – одинарный.

    Список литературы составляется следующим образом. Сначала указываются
    работы, написанные на русском языке, потом – литература на иностранных языках.

    Допускается создание отдельного списка источников и отдельного списка
    комментаторской литературы, если такое деление требуется спецификой темы
    диплома.

    Указанные работы нумеруются и выстраиваются в алфавитном порядке. Фамилии и
    инициалы авторов выделяются курсивом. Названия работ даются без кавычек.
    Приводятся все необходимые выходные данные использованных в дипломном
    исследовании работ.

    Входящие в список статьи должны сопровождаться указанием соответствующих
    страниц, которые они занимают в сборнике.

    Форматирование списка литературы: шрифт Times New Roman , 14; междустрочный
    интервал – полуторный; отступ первой строки – 0 см. Пример оформления списка
    литературы дан в Приложении 3.

    Приложения к дипломной работе форматируются на основе шаблона
    основного текста, но уменьшается размер шрифта (до 12 пт.) и междустрочный
    интервал становится одинарным.

    Часто встречающиеся ошибки:

    1. Отсутствие сформулированных задач и цели исследования.

    2. Отсутствие собственных предположений, оценок, выводов.

    3. Отсутствие ссылок на цитируемые источники.

    4. Отсутствие аргументированных выводов.

    5. Несоответствие основного текста и выводов как по главам, так и в
    целом по работе.

    6. Несоответствие выводов заявленным задачам и цели исследования.

    Отзыв научного руководителя

    Научный руководитель после изучения и соответствующей правки дипломного
    исследования пишет «Отзыв научного руководителя о выпускной квалификационной
    работе «Название диплома» выпускника 200… г. филологического факультета МГУ
    Фамилия Имя Отчество по специальности (код и название)».

    В отзыве дается характеристика проделанной дипломантом работы, анализируются
    новизна и научная значимость полученных результатов, делаются выводы о
    теоретической и практической подготовленности выпускника и о перспективах
    дальнейшего развития его научной и профессиональной деятельности.

    Следует обратить внимание и на личные качества выпускника, позволившие ему
    справиться с поставленной задачей (например: “самостоятельность”,
    “ответственность”, “умение организовать свой труд” и т. д.).

    Отзыв должен заканчиваться словами: «Дипломная работа выполнена согласно
    требованиям ГАК, заслуживает оценку “…” и может быть допущена к защите». Ниже
    следует подпись научного руководителя с указанием должности, ученого звания и
    степени, указывается дата.

    Объем отзыва – от 2 до 5 страниц.

    Рецензент анализирует представленный материал и пишет «Отзыв рецензента о
    выпускной квалификационной работе «Название диплома» выпускника 200… г.
    филологического факультета МГУ Фамилия Имя Отчество по специальности (код и
    название)». В рецензии отображаются актуальность и новизна работы, глубина
    раскрытия темы, знание соответствующей исследовательской литературы и умение ею
    пользоваться, оцениваются качество выполненной работы, теоретическая и
    практическая значимость полученных результатов. Обязательно обращается внимание
    на недостатки дипломного исследования. Могут быть даны рекомендации по внедрению
    и публикации работы. Рецензия должна заканчиваться словами: «Дипломная работа
    выполнена согласно требованиям ГАК, заслуживает оценку “…”». Ниже следует
    подпись рецензента с указанием должности, ученого звания и степени, ставится
    дата. Объем рецензии – от 2 до 5 страниц.

    Порядок защиты дипломной работы

    Дата защиты дипломной работы должна быть определена и доведена до сведения
    студентов-дипломников не менее чем за месяц до ее проведения.

    Защита дипломной работы проходит публично на заседании кафедры (или
    нескольких кафедр) в присутствии членов ГАК, научного руководителя и рецензента.
    Допускается отсутствие (по уважительным причинам) научного руководителя или
    рецензента (но не их обоих сразу): в этом случае зачитываются их отзывы, на
    основании которых и выносится решение о защите дипломной работы.

    Защита открывается вступительным словом дипломанта (до 20 минут), которое
    должно соответствовать написанной им аннотации дипломного исследования. Во
    вступительном слове следует сказать о структуре работы, обосновать выбор темы,
    ее актуальность. Нужно дать краткий обзор содержания дипломной работы, четко
    сформулировать выводы, указать на новизну и научную ценность полученных
    результатов. После вступительного слова дипломанту могут быть заданы вопросы, на
    которые он должен сразу же ответить.

    Затем выступают рецензент, научный руководитель и все желающие, которые
    присутствуют на защите. После этих выступлений предоставляется слово дипломанту.
    В заключительном слове необходимо ответить на все критические замечания по
    поводу дипломной работы, прояснить те моменты, которые показались спорными или
    изложенными неполно.

    Далее комиссия на закрытом совещании с членами кафедры выносит решение об
    оценке дипломной работы посредством голосования (большинством голосов).
    Результаты защиты определяются оценками “отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно”
    и “неудовлетворительно”. После защиты дипломные работы хранятся на
    соответствующих кафедрах.

    Похожие публикации:

    • Нотариус брянск улфокина Гришина Е. В. нотариус Адрес: 2 4 1 0 5 0 Брянск, ул Фокина, 67 Телефоны: +7(4832) 645612 Гришина Е. В. нотариус на карте Консультации адвокатов, юридическая помощь:Юридическая компания - ВИАЛ-КОНСАЛТИНГ, центр юридических услуг […]
    • Приказ о возложении обязанностей с правом подписи Исполняющий обязанности отсутствующего работника (И. О.): кто он и как регулировать его труд? Когда возникает необходимость поручить работнику обязанности или работу другого работника, у работодателя возникает ряд вопросов. Как […]
    • Сайт следственного комитета приморского края Руководитель отдела Капич Елена Анатольевна Специальное звание: подполковник юстиции Телефон: (423) 242-91-83 Прием: ежедневно с 9 до 18 часов Заместитель руководителя отдела Рушульская Елена Александровна Специальное […]
    • Статья 111 п 4 ук Что грозит по статье 111 УК РФ? Жена нанесла мужу несколько ножевых ранений. Это все произошло у них дома, свидетелей нет, они оба находились в алкогольном опьянении. Жена сразу вызвала скорую помощь, муж был спасен. Следователь […]
    • Руководитель следственного комитета россии адрес Руководитель следственного комитета россии адрес По данным следствия, после прекращения брачных отношений женщина с двумя несовершеннолетними детьми осталась проживать в квартирев в городе Озерске Челябинской области. Бывший супруг […]
    • Пп 114 штраф Возможность снижения размера штрафа Бухгалтер должен знать, что НК РФ предусматривает возможность снижения размера штрафа при наличии смягчающих обстоятельств. В соответствии с п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего […]