Требования к уроку изо

Требования к уроку изо

8(495)912-63-37
[email protected]

Инструкция по технике безопасности на уроках изобразительного искусства

Общие требования безопасности

К занятиям допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по технике безопасности.

Опасность возникновения травм:

  • при работе с острыми, колющими и режущими инструментами;
  • при работе с красками;
  • при нарушении инструкции по ТБ.

В кабинете должна находиться аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.

Требования безопасности перед началом уроков

  1. Подготовить необходимые материалы и инструменты.
  2. Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при выполнении работы.
  3. Входить в кабинет спокойно, не торопясь.
  4. При слабом зрении надеть очки.
  5. Надеть рабочую одежду – нарукавники, фартук.

Требования безопасности во время занятий

  1. Выполнять все действия только по указанию учителя.
  2. Не делать резких движений во время работы.
  3. Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину.
  4. Осторожно пользоваться красками и необходимыми на уроке материалами.
  5. Не покидать рабочего места без разрешения учителя.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

  1. При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю.
  2. При возникновении пожара в кабинете немедленно прекратить занятия, по команде учителя организованно, без паники покинуть помещение.
  3. При получении травмы немедленно сообщить о случившемся учителю.

Требования безопасности по окончании занятий

  1. После окончания работы произведите уборку своего места.
  2. Вымойте лицо и руки с мылом.
  3. Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите учителю.

Урок изобразительного искусства (ИЗО) в школе

Автор: Ирина Нестерова

Нестерова И.А. Урок изобразительного искусства (ИЗО) в школе [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

В современной российской школе растет роль изобразительного искусства, как одного из важнейших общеобразовательных предметов. Урок ИЗО помогает развивать у детей восприимчивость к миру прекрасного.

Урок ИЗО по ФГОС

ФГОС регламентирует основные образовательные процессы и этапы обучения в общеобразовательной школе. Будучи важным элементом системы обучения, предмет изобразительное искусство подчиняется требованиям федерального образовательного стандарта.

Целью уроков изобразительного искусства в школе можно назвать формирование художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры, развитие творческого потенциала школьников как фактора необходимого для поступательного развития и становления учащихся как личностей.

Будучи наделенным системой учебно-воспитательных задач, зависящих от возрастной группы учащихся, урок изобразительного искусства в школе бывает четырех типов: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы, об искусстве.

Рисунок 1. Задачи уроков изобразительного исскуства

Согласно нормам ФГОС, уроки ИЗО проводятся с первого по шестой класс. Длительность курса составляет 213 учебных часов.

Рисунок 2. Распределение учебных часов

Если смотреть в разрезе «по годам обучения», то уроки изобразительного искусства распределяются таким образом, что наибольшее количество часов отводится на рисование с натуры

Доминирование рисования с натуры на уроках ИЗО обусловлено следующими факторами:

  1. Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребенка.
  2. Рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей.

Рисование с натуры в общеобразовательной школе предусматривает не только изображение предметов средствами светотеневого рисунка, но и обучение элементам живописи.

Так как рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей, то становится очевидным что, рисуя с натуры пейзаж, дерево, цветок, изучая характер формы этих предметов, ребенок проявляет интерес к красотам природы, к богатству и разнообразию ее форм и красок.

Изучив внимательно требования к урокам изобразительного искусства в школе, было установлено, что помимо рисования с натуры в общую школьную программу включено следующее:

  1. задания на составление узоров,
  2. оформлению альбомов,
  3. задания по декоративному оформлению помещений.

Такие задания направлены на развитие творческих способностей учащихся и привлечения их к общественно полезной работе.

Задача декоративного рисования состоит в том, чтобы школьники могли ознакомиться с ключевыми принципами декоративно-прикладного искусства.

На уроке изобразительного искусства (ИЗО) в школе при обучении навыкам декоративного рисования дети познают составление узоров, законы композиции, продолжают овладевать навыками работы акварельными красками, гуашью, тушью, изучают орнаментальное творчество русского народа, народов братских республик и других народов.

Рисунок 3. Правила оформления декоративных узоров

На уроках изобразительного искусства в школе в рамках занятий тематическим рисованием дети получают следующие навыки:

  1. изображение различных сюжетов из окружающей жизни,
  2. иллюстрирование литературных произведений,
  3. творческие сочинения картин на разнообразные темы,
  4. изображения на темы, придуманные самими детьми,

На уроке ИЗО посредством рисунка-композиции дети выражают свои впечатления, свой способ восприятия окружающего мира. Отдельно нужно упомянуть специальные беседы об изобразительном искусстве. Они организуются преимущественно во внеклассное время. Во время бесед учитель знакомит школьников с жизнью и творчеством выдающихся живописцев, скульпторов и архитекторов. Кроме этого учащиеся узнают, какими средствами и художники добивались идейной глубины, эмоциональной выразительности своих картин.

Подготовка учителя к уроку ИЗО

Подготовка учителя к уроку ИЗО является одним из важных аспектов нашедших своё отражение во ФГОС. Готовность учителя к уроку наряду, со специальной подготовкой выражающейся в основах рисунка, живописи, ДПИ, знании теории и истории ИЗО, определяется следующими факторами:

  1. Четкая ориентация в целях и задачах обучения ИЗО;
  2. Владение современными и актуальными методами составления план-конспектов уроков изобразительного и искусства;
  3. Владение навыками преподавания ИЗО, способствующими усвоению культуры, обеспечениют овладения знаниями.

Подготовка учителя к уроку ИЗО – ключевой элемент преподавания данной дисциплины в условиях современной школы. Она должна полностью соответствовать требованиям, предъявляемым к качеству преподавания изобразительного искусства.

Подготовка учителя к уроку включает в себя использование различных программ, пособий, методической литературы, изучение инновационных методик, тематический план к изучению каждой темы по предмету, поурочное планирование, т.е. составление плана или план – конспекта урока.

В соответствии с ФГОС второго поколения в процессе подготовке к уроку ИЗО, современный учитель обязан учитывать ряд важных аспектов без которых урок не может считаться качественным. Учитель ИЗО должен понимать, что современный урок отличается от традиционного урока и требует иной подход к подаче материала.

Рисунок 4. Типы урока

Современный урок – урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий.

Отдельно нужно уделить внимание процедуре планирования урока. Для этого необходимо следующее:

  1. Определение темы урока.
  2. Определение дидактической цели урока на определенную тему.
  3. Определение типа урока;
  4. Продумывание структуры урока.
  5. Обеспеченность урока.
  6. Отбор содержания учебного материала.
  7. Выбор методов обучения.
  8. Выбор форм организации педагогической деятельности.
  9. Оценка знаний, умений и навыков.
  10. Рефлексия урока.

Требования к уроку ИЗО

В настоящее время ФГОС озвучивает широкий спектр требований к уроку ИЗО. К их числу можно отнести как использование новейших достижений науки, так и построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса. Кроме этого, от учителя ИЗО требуется реализация всех дидактических принципов и обеспечение условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов. Огромную роль играют и межпредметные связи и связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся. Важны также мотивация и активация всех сфер личности учащихся в процессе обучения на уроке изобразительного искусства.

Рисунок 5. Дидактические принципы

На уроке изобразительного искусства особый акцент необходимо делать на на развитие эмоциональной отзывчивости, развитие художественно творческих способностей учащихся, чтобы в последствии они были эмоционально богатыми и открытыми к миру прекрасного.

К числу требований к уроку ИЗО по ФГОС второго поколения относится и наличие технологической карты урока.

Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС[1].

Рисунок 6. Структура технологической карты [1]

Одним из важнейших требований к уроку ИЗО является адекватно сформулированная цель урока. Характер цели представлен на рисунке ниже. Кроме того, формулировка цели урока должна быть четкой и лаконичной.

Рисунок 7. Характеристика цели урока ИЗО

От организации и умелого проведения уроков почти полностью зависит решение задач обучения и воспитания учащихся. Соблюдение определенных норм при проведении занятий по изобразительному искусству является необходимым элементом успешной педагогической деятельности в школе. Требования к уроку ИЗО особенно строги по отношению к его структуре. Согласно ФГОС, структура уроков изобразительного искусства в средней школе мало чем отличается от структуры уроков по другим предметам и включает в себя следующее:

  1. организационный момент,
  2. проверка домашнего задания,
  3. объяснение нового материала,
  4. самостоятельная работа учащихся,
  5. закрепление пройденного материала,
  6. подведение итогов.

Одним из ключевых требований к уроку ИЗО является разнообразие и регулярная смена деятельности. Другими словами, уроки изобразительного искусства не должны быть однообразными. Так как возможный перечень деятельности на уроках ИЗО достаточно широк, то однообразия избежать очень легко. Так, на уроках рисования с натуры дети занимаются и рисунком, и живописью, а на занятиях декоративным рисованием они составляют узоры, изучают шрифты, создают декоративные композиции, знакомятся с элементами художественного конструирования. Если говорить об уроках- беседах, то на них дети узнают новое об искусстве.

Организация урока ИЗО требует строгого внимания к времени. Его обычно катастрофически не хватает. Мастерство учителя проявляется в том, что за положенное на урок время удается сделать все что было запланировано.

Каждый урок делится на строго регламентированные по времени этапы:

1. Организационный этап урока. Он включает в себя следующее:

  1. установление в классе должной дисциплины,
  2. регистрация отсутствующих в классном журнале,
  3. настрой на учебную работу.

Важным требованием к уроку ИЗО является высокий уровень подготовки рабочего места учителя. Все необходимые материалы должны быть принесены и установлены заранее в нужном порядке.

Кроме того, учителю необходимо приучить детей заранее готовиться к уроку, раскладывать рисовальные принадлежности в определенном порядке, а после работы убирать и хранить в специальном месте.

Если на предыдущем уроке учащимся было дано задание на дом, его нужно проверить, указать классу на типичные ошибки и объяснить, как эти ошибки выправить.

2. Сообщение нового материала. Учитель объясняет цели и задачи новой темы, разъясняет, как следует выполнять задание, иллюстрирует свои пояснения наглядными пособиями – схемами, чертежами, методическими таблицами. Чтобы убедиться в том, что ученики понимают его, учитель в процессе объяснения задает классу вопросы.

3. Самостоятельная работа учащихся. После объяснения нового материала дети приступают к выполнению рисунка. Учитель внимательно следит за ходом работы. Пока дети рисуют, педагог обходит класс, делает замечания, некоторым дает дополнительные пояснения, а иногда, если это требуется, сам исправляет рисунок ученика.

Смотрите так же:  Как взять материнский капитал 20 тысяч

Отдельно необходимо обратить внимание на такие аспекты, как возрастные особенности рисования учащихся. К примеру, дети младшего возраста рисуют быстро. Высокая скорость создания рисунка обусловлена тем, что дети еще не привыкли анализировать результаты своих действий. В итоге, работа выполняется, основываясь на первом впечатлении и совершенно бессистемно. В таких случаях учить должен особое внимание уделить методической последовательности построения изображения. Учащиеся младших классов намечают изображение не легкими, едва заметными линиями, а четкими толстыми линиями, которые нельзя стереть резинкой. Для преодоления этого, учитель должен словесно и наглядно показать и разъяснить зачем нужно рисовать тонкие, едва заметные линии.

Методика работы со старшеклассниками становится более гибкой и индивидуальной, так как здесь трудно заранее предусмотреть результаты действий отдельных учащихся. Для повышения интереса учащихся старших классов рекомендуется использование ИКТ и иных педагогических инноваций.

4. Подведение итогов работы и завершение урока. К концу работы учитель выбирает наиболее удачные, а также слабые рисунки и показывает их всему классу, разъясняя, в чем их достоинства и недостатки.

Итак, основными требованиями к уроку ИЗО является следующее:

  1. использование новейших достижений науки
  2. построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса
  3. реализация всех дидактических принципов
  4. обеспечение условий для продуктивной познавательной деятельности с учетом их интересов
  5. межпредметные связи
  6. связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся
  7. мотивация и активация всех сфер личности
  8. логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности, связь с жизнью, личным опытом учащихся
  9. формирование практически необходимых знаний, умений и навыков, приемов мышления и деятельности
  10. формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.

Общие требования к уроку изобразительного искусства конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.

Очень хорошо данные виды требований были описаны и представлены И.П. Подласым. По его мнению, к дидактическим требованиям относятся следующее:

  1. четкое определение образовательных задач каждого урока;
  2. рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;
  3. внедрение новейших технологий познавательной деятельности;
  4. рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов;
  5. творческих подходов к формированию структуры урока;
  6. сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся;
  7. обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления;
  8. научный расчет и мастерство проведения урока [2].

И.П. Подласый обозначил систему воспитательных требования к уроку, которые включают в себя:

  1. определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей;
  2. постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы;
  3. воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств;
  4. внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.

Развивающие требования к уроку отражены на рисунке 8.

Рисунок 8. Развивающие требования к уроку

Немаловажным элементом работы учителя над подготовкой урока изобразительного искусства в школе является составление план-конспекта. Структура план-конспекта регламентирована нормами ФГОС.

Структура план-конспекта ИЗО

При составлении плана-конспекта урока ИЗО, следует придерживаться определенной формы и структуры. В нем должно быть отражено все что представлено на рисунке 9.

Рисунок 9. Структура план-конспекта урока изобразительного искусства

Теперь обратимся к тому, что должен включать в себя план-конспект урока ИЗО.

1. Прежде всего, необходимо определиться с видом урока. В самом начале составления план-конспекта урока, нужно указать какому виду занятий он будет посвящен:

  1. рисованию с натуры (рисунку или живописи),
  2. декоративному рисованию,
  3. тематическому рисованию,
  4. беседе об искусстве.

2. Затем определяемся с формулировкой темы урока ИЗО. Здесь мы указываем содержание учебной работы. Например, по рисованию с натуры – «Рисунок гипсовой вазы», по живописи – «Натюрморт из предметов быта», по декоративному рисованию – «Составление узора в круге», по тематическому рисованию – «Осень в лесу», по беседам об искусстве – «Виды и жанры изобразительного искусства».

3. После формулировки темы урока, необходимо написать лаконично и четко цель занятия и его задачи.

4. Следующим шагом составления план-конспекта урока ИЗО является перечень оборудования. Например: две гипсовые вазы, два натурных столика и т.д. В конспекте можно наметить и схему расположения натурных постановок в классе.

5. Использование классной доски. Классная доска входит в оборудование урока, но специфика нашей работы требует особой методики ее использования. Поэтому данный вопрос мы выделяем особо. Учителю нужно продумать, как рациональнее использовать классную доску, как композиционно разместить на ее плоскости дидактический материал.

6. Каждый учитель должен предварительно составить план и систематизировать ход урока ИЗО. Содержание урока должно быть представлено в виде методической записки включающей в себя следующее:

  1. какой материал будет освещен на уроке,
  2. в какой последовательности он будет изложен и как распределится учебное время.

Требования к уроку ИЗО

Тема 2.3 Организация учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству.

Урок как основная форма учебно-воспитательной работы, особенности урока ИЗО. Требования к организации и проведению урока ИЗО.

1. Цель и задачи уроков ИЗО

2. Требования к уроку ИЗО

3. Типы уроков ИЗО

4. Структура урока ИЗО

5. Оборудование урока ИЗО

6. Подготовка учителя к уроку

Цель и задачи уроков ИЗО

В современной российской школе растет роль изобразительного искусства, как одного из важнейших общеобразовательных предметов. Урок ИЗО помогает развивать у детей восприимчивость к миру прекрасного. Обучение изобразительному искусству происходит не только через восприятие, но и через практическую деятельность, духовно обогащает. Первые уроки красоты и добра, связанные с художественным творчеством, могут остаться в памяти ребенка на всю жизнь. Бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом – основные слагаемые успеха обучения школьников.

Обучение – есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

ФГОС регламентирует основные образовательные процессы и этапы обучения в общеобразовательной школе. Будучи важным элементом системы обучения, предмет изобразительное искусство подчиняется требованиям федерального образовательного стандарта.

Целью уроков изобразительного искусства в школе можно назвать формирование художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры, развитие творческого потенциала школьников как фактора необходимого для поступательного развития и становления учащихся как личностей.

Прежде всего, на уроках необходимо создать условия для творческого развития ребенка – научить работать разнообразными художественными материалами, научить понимать язык изобразительного искусства, использовать средства художественной выразительности. При этом необходимо постоянно обогащать зрительные представления детей и актуализировать имеющийся у них опыт.

Затем постепенно через освоение изобразительной грамоты в интересной и доступной, порой игровой, форме ребенок подготавливается к решению творческих задач. Такое обучение детей с использованием разнообразных современных методик помогает каждому раскрыться наилучшим образом. Одни более склонны к графическому воплощению образов, другие для их создания выбирают живописные материалы, третьи учащиеся предпочитают создавать декоративные или дизайнерские композиции. Важно, что и тем и другим детям предоставляется возможность совершенствовать мастерство в одном из видов деятельности и в тоже время получить знания по предмету «Изобразительное искусство».

Согласно нормам ФГОС, уроки ИЗО проводятся с первого по шестой класс. Длительность курса составляет 213 учебных часов.

Обучение – длительный процесс. Он складывается из отдельных уроков. В первоначальном смысле слово «урок», означало трудовое задание, которое следует выполнить за определённый промежуток времени.

Урок, как форма учебной работы, существует с 17 века, т.е. 300 лет. Эта форма работы оказалась настолько жизнеспособной, что в наши дни урок остаётся основной формой передачи детям знаний умений и навыков. Это значит, что большой процесс обучения складывается из малых звеньев — уроков, каждый из которых связан с предыдущими в единую цепь.

На уроке складываются из отдельных кирпичиков не только знания, но и чувства, переживания, привычки, растёт умение думать, познавать, рассуждать. И воспитание чувств не менее важно, чем формирования знаний.

Без систематического, целенаправленного формирования личности школьника в целом, а не только его знаний не мыслимо полноценное обучение, полноценный урок.

Урок – как форма обучения относится к классно урочной системе обучения. Ему присущи постоянный состав учащихся, определённые временные рамки обучения (45 мин), твёрдо установленное расписание и организация учебной работы над одним и тем же материалом.

Анализ проводимых в школе уроков показывает, что их структура и методика во многом зависят от тех дидактических целей и задач, которые решаются в процессе той или иной темы.

Ориентируясь на педагогические запросы общества, требования государства, потребности ребенка и его родителей, собственные возможности, педагог организует целеполагание на каждом уроке, занятии, мероприятии. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства — что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

Триединая цель урока – это сложная составная цель, вбирающая в себя три аспекта: учебно-образовательный, воспитательный и развивающий.

Учебно-образовательный аспект определяет, какие предполагаются приращения в знаниях, умениях и навыках (ЗУН).

Развивающий аспект — какие логические операции и приемы умственной деятельности усвоят учащиеся, как изменяться их врождённые качества.

Воспитывающий аспект — какие качества личности будут формироваться.

Требования к уроку ИЗО

С точки зрения Харламова И.Ф. можно, собрав воедино, все положительные стороны структуры и нетрадиционные формы проведения уроков предъявить следующие требования к уроку:

1. Отчетливая целенаправленность урока, наличие плана своей деятельности и деятельности учащихся, с четко сформулированной темой, целью, задачей урока; планирование обратной связи.

2. Достаточное, оптимальное организационное и материальное обеспечение урока,

3. Оптимальный психологический режим урока,

4. Оптимальный темп и ритм работы на уроке,

5. Систематическая работа по формированию УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные), урок должен быть проблемным и развивающим; вывод делают сами учащиеся;

6. Постоянное обогащение школьников ЗУН по предмету и на этой основе систематическое развитие учащихся, минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

7 .Экономия времени на уроке,

8. Непрерывный контроль и самоконтроль.

9. Учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

Учитель должен опираться на принципы педагогической техники:

  • свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
  • открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
  • деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
  • обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).
Смотрите так же:  Статья 328 часть 1 ук рб первый раз

При этом осуществляются различные умственные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация; делаются умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в словесной, схематичной или условно-образной форме (знак, код, символ).

Формирование регулятивных универсальных учебных действий осуществляется в результате продуктивных видов художественно-творческой деятельности. На каждом занятии ребенок создаёт уникальный рисунок (творческий продукт), используя различные выразительные свойства художественных материалов. При этом он самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал (живописный, графический или др.), придумывает название рисунку, выражая в словесной форме образный смысл или замысел произведения, оценивает результат своего труда и работы одноклассников.

Личностные результаты проявляются в авторском стиле учащегося, в умении использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается в результате диалога субъектов образовательного процесса. Расширение навыков общения происходит в процессе игровых ситуаций, деловых игр, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, критика, ценителя искусства и др.

Основная трудность для учащихся – самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основных компонентов – исследовательских умений и навыков, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.

Типы уроков ИЗО

В зависимости от цели, темы, и содержания урока изобразительного искусства определяется его тип. С точки зрения ФГОС, в школе применяются следующие типы уроков (по ФГОС):

С точки зрения худ. содержания существуют виды уроков ИЗО:

1. Рисование с натуры (по памяти, воображению),

2. Рисование на темы,

5. Худ. конструирование и основы дизайна

6. Беседы о красоте окружающего мира и искусстве

Структура урока ИЗО

Решить выше перечисленные задачи можно только при наличии строгой структуры урока.

Стандартная структура урока заключается в расчленении времени урока на части: организационная часть, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление нового материала, домашнее задание, итог урока.

Плохо, если ученики знают, что через 5 минут кончится опрос, а через 15 минут закончат объяснять новый материал, что ничего особенного на уроке не произойдет. Это плохо сказывается не только на усвоении знаний, но и на формировании чувств.

Полная бесструктурность урока, отказ от определенного его расчленения тоже не ведут к успеху. Таким образом, отказ от шаблона и поддерживания структуры в разумных рамках приведет учителя к своему собственному способу ведения урока – педагогическому почерку.

На практике наиболее широко используется урок ИЗО смешанного типа.

Основными элементами структуры урока ИЗО являются:

1. Организационный момент. Учитель проверяет готовность учащихся к уроку. Затем в классном журнале отмечаются отсутствующие ученики, объявляется тема урока, задание и практический результат урока.

2. Объяснение нового материала. В объяснение нового материала входит постановка целей и задач урока, вида материала, в котором следует выполнить задание, требования к рисункам. Проводится анализ натурной постановки с целью выяснения особенностей пространственного расположения композиции на рисунке. Демонстрируются наглядные или динамические пособия.

3. Объяснение последовательности и приёмов выполнения работы. На этом этапе учителя чаще всего используют педагогический рисунок, демонстрацию приёмов работы.

4. Самостоятельная работа учащихся. В процессе самостоятельной работы учащихся закрепляются знания, графические и живописные умения и навыки, получаемые школьниками во время объяснения учителя. В это время педагог проводит фронтальную и индивидуальную работу, предупреждает и исправляет ошибки, разъясняет типичные ошибки. На практических занятиях этому отводится основное время урока до 30 минут.

После завершения работы учитель организует выставку рисунков, их коллективное обсуждение, чтобы дети могли полюбоваться своими работами, убедиться, что и они могут показать красоту окружающего или сказочного мира. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить кто лучше отобразил события в рисунке и какими средствами этого удалось добиться.

6. Итог урока. Подведение итогов урока на уроках рисования с натуры или декоративного рисования анализ проводится на нескольких специально отобранных рисунках. Как правило, отбираются лучшие работы, но иногда стоит проанализировать работы с типичными для многих ошибками. После анализа рисунков оценки выставляются в журнал и в дневник. На уроках – беседах закрепление нового материала производят при помощи нескольких вопросов по пройденной теме.

23. Современные дидактические требования к уроку изобразительного искусства.

Кла́ссно-уро́чная систе́ма обуче́ния — наиболее популярная организация процесса обучения, при которой учащиеся одного и того же возраста для проведения занятий группируются в небольшие коллективы (классы), сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно — учебного года), причём все учащиеся работают над усвоением одного и того же материала. При этом основной формой обучения являетсяурок.

Урок — форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при классно-урочной системе обученияи проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива. В такой форме обычно проходят занятия в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования (школах, лицеях, гимназиях, колледжах и т.п.). К основный типам уроков относят:

урок изложения нового материала;

урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков;

урок самостоятельной работы;

урок повторения, обобщения и систематизации изучаемого материала;

урок проверки и оценки знаний, умений и навыков;

интегрированный урок и т. д.

Комбинированный урок — тип урока, характеризующийся сочетанием (комбинацией) различных целей и видов учебной работы при его проведении: проверка знаний, работа над пройденным материалом, изложение нового материала и т. д. В структуре комбинированного урока выделяют следующие этапы:

организация учащихся к занятиям;

повторительно-обучающая работа по пройденному материалу;

работа по осмыслению и усвоению нового материала;

работа по закреплению изложенного материала;

работа по применению знаний на практике и формированию умений и навыков;

задавание домашнего задания.

Учитель может придерживаться и иной структуры комбинированного урока.

Дидактика — наука об обучении, Учить не просто так, а руководствоваться определенными принципами (наглядности, доступности, пассильности). Сформировать представление Знания и задания должны быть доступны для данного возраста и пассильны в выполнении Принцип активности (больше для студентов) принцип сознательности — если он знает, что делать, то он и активен Современный урок ИЗО должен отвечать следующим важным принципам.

1 наличие цели и задачи (цель урока одна, реализация цели — три задачи: обучающая, воспитывающая и развивающая. )

2 соблюдение дидактических принципов в обучении.

3 постоянное обогащение школьников знаниями, умениями, навыками по предмету и на этой основе систематическое развитие учащихся.

4 использование разнообразных методов работы.

5 Дифференцированный подход к детям с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (дифференцированное обучение — форма организации учебной деятельности учитывающая склонность, интересы, способности учащихся)

Уроки ИЗО можно разделить по дидактическим целям.

1 Урок нового материала.

2 урок повторения и закрепления

3 Урок выявления знаний школьника путем проверки и оценки этих знаний.

4 урок смешанного типа

Каждый тип урока должен соответствовать следующей структуре:

1 организация занятий.

2 объяснение нового материала

4 закрепление нового материала, подведение итогов.

Современные требования к планированию и проведению уроков изобразительного искусства

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРОВАНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Успех обучения зависит от правильного определения его целей и содержания, а также от способов достижения целей, то есть методов обучения. Согласно исследова­ний ученых, можно выделить следующие общедидактические методы:

Обучение, как правило, начинается с объяснительно-иллюстративного метода, который включает в себя различные формы: сообщение информации (рассказ, лек­ции), демонстрация разнообразного наглядного материала, в том числе с помощью технических средств. Учитель наглядно и доходчиво преподносит информацию, ко­торую дети осмысливают для дальнейшего применения.

Объяснительно-иллюстративный метод направлен на усвоение знаний, а для формирования навыков и умений необходимо использовать репродуктивный метод (многократное воспроизведение действия). Его формы многообразны: упражнения, решение стереотипных задач, беседа, повторение описания наглядного изображения объекта. Предполагается как самостоятельная работа школьников, так и совместная деятельность с учителем.

Для того чтобы достичь определенного уровня развития творческих возможно­стей и способностей учащихся, необходим исследовательский метод обучения, на­правленный на самостоятельное решение школьниками творческих задач. В ходе ре­шения каждой задачи он предполагает проявление творчества. При этом нужно обес­печить доступность творческих заданий исходя из уровня подготовки каждого ребен­ка.

Как показывает опыт практической работы, для успешной организации уроков изобразительного искусства необходимо создание специальной системы педагогических условий:

развитие интереса к изучению изобразительного искусства; сочетание систематического контроля за изобразительной деятельностью школьников с педагогически целесообразной помощью им; воспитание у учащихся веры в свои силы, в свои творческие способности;

последовательное усложнение изобразительной деятельности;

— обучение языку изобразительного, народного, декоративно-прикладного ис­кусства и дизайна, освоение средств художественной выразительности пла­стических искусств;

— целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов или бесед, активизирующих внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;

— отбор произведений изобразительного искусства для изучения;
— использование ТСО:

— активное изучение детьми под руководством педагога натуры (наблюдения, наброски и зарисовки по теме, рисование по памяти), предметов декоративно-прикладного искусства, культуры и быта, исторических архитектурных дета­лей: введение в урок творческих, импровизированных и проблемных задач;

— применение разнообразных художественных материалов и техник работы ими;

— смена видов изобразительной деятельности в течение учебного года (графика, живопись, лепка, конструирование, декоративная работа и др.);

сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с учениками; введение в структуру урока игровых элементов и художественно-дидактических игр; использование элементов соревнования;

интегрированное обучение искусству.

Как известно, в младшем школьном возрасте ведущая деятельность— учение, со­единяемое с игрой и трудом, приносит успех. Младшего школьника интересует уже не только сам процесс деятельности, что характерно для дошкольника, но и ее ре­зультат. Однако овладение новыми формами деятельности требует больших усилий. У самых маленьких детей восприятие изображений еще крайне не совершенно. Они плохо ориентируются в пространственных соотношениях нарисованных предметов. не умеют «читать» перспективу, затрудняются в узнавании вещей при изменении ра­курса, не всегда схватывают изображенное на рисунке движение. Даже 7-8-летние дети могут ошибаться в масштабе изображений, при восприятии перспективных ри­сунков, особенно схематических. Новые теоретические понятия лучше усваиваются, если они представлены наглядно. Нельзя забывать, что в таком возрасте, речь являет­ся внешним средством, которое организует мышление. Это доказывает важность та­кого метода как словесное рисование.

В младшем школьном возрасте большое значение имеет способность ребенка к подражанию. Важно то, что ребенок использует в рисунке, кроме наблюдений за ок-ружающей действительностью средства художественной выразительности, которые он изучил, рассматривая иллюстрации и картины художников.

От класса к классу, наряду с усложнением изображения, меняются и эстетиче­ские требования ребенка к своему рисунку. Он все больше стремится к правдоподоб­ности изображения, а значит, к передачи объема, перспективы, конструктивных осо­бенностей предмета.

Смотрите так же:  Увольнение по сокращению совместителя

В начальной школе освоение каждого вида художественной деятельности за­ключается в следующем: учащихся знакомят с разнообразными материалами и тех­никами, а затем через систему творческих заданий у детей формируется умение само­стоятельно выбирать наиболее подходящий художественный материал или технику для воплощения замысла. Ребенок, создавая художественно-творческую работу, вы­бирает сюжет, решает композиционные и другие изобразительные задачи, добивается образной выразительности работы.

Рассмотрим основные этапы учебной деятельности и методические приемы ра­боты с детьми. Как правило, учащимся надо выполнить графические, живописные, скульптурные, декоративные и дизайнерские работы за один-два урока.

1. Вводная беседа (5-15 мин.).

2. * Игровая ситуация (5-8 мни.).

3.* Анализ произведений художников, творческих работ детей (5-8 мин.).

4.* Словесное рисование (5 мни.).

5.* Объяснение последовательности выполнения работы (5-7 мин.).

6.* Анализ характерных ошибок в работах учащихся (3-5 мин.).

Выбор сюжета, формирование замысла композиции. (3-5 мин.).

Самостоятельная работа учащихся (15-20 мин.):

— выполнение эскиза (только в 3-4 кл.);

— выполнение рисунка композиции:
— выполнение цветового решения композиции.

9. Подведение итогов урока. Анализ и оценка выполненных работ

(5 мин.).
(* — этапы урока используются в зависимости от темы)

Обычно урок начинается с беседы, эмоционально настраивающих учеников на работу. Учитель сообщает детям о теме урока. Ставит перед детьми цели и задачи над которыми они совместно будут работать на протяжении 1-2 уроков. Беседа помогает восстановить в памяти учащихся или сформировать у них представления об объектах, которые необходимо будет рисовать.

Для детей-шестилеток очень характерна взаимосвязь игры и изобразительной деятельности, поэтому особенностью проведения урока ИЗО является связь с игрой, сказкой, импровизацией. Дидактические игры па уроке призваны:

— развивать глазомер, координацию рук и глаз, мелкую моторику руки;

— совершенствовать восприятие, внимание, зрительную память;

— накапливать сенсорный опыт, знания о форме, величине, строении, цвете предметов;

— стимулировать детское творчество.

Дидактическая игра может занимал, как небольшую часть урока, так и полно­стью все занятие (урок-сказка) — это зависит от темы и задач урока. Так, на уроках знакомства с орнаментом, аппликацией можно провести игры-упражнения:

«Составь красивый узор».

«Собери по цвету ».

Отдельные игры могут занимать целый урок. Так, например, знакомя детей с разнообразными типами линий в графике, можно провести урок-игру «Чудесные пре­вращения Линии».

Задача учителя — плавно подвести детей от игровой деятельности к учебной.

3.Анализ произведений художников, творческих работ детей.

Обычно в начальной школе отводится время для кратких «бесед об искусстве», в ходе которых сообщаются некоторые сведения о художнике, разъясняется содержа­ние картин и говорится об их художественных достоинствах. При этом не учитывает­ся, что в процессе восприятия искусства между ребенком младшего школьного воз­раста и картиной художника возникает своеобразный «психологический барьер»: дети почти (или совсем) не могут соотнести художественное содержание картины с собственным жизненным опытом, чувствами, интересами, отношением к миру и с опытом своей изобразительной деятельности. Причина возникновения такого «барье­ра» в отсутствии у ребенка сознания того, что произведение искусства — это необыч­ная неодушевленная вещь, а определенная в красках, звуках, формах духовная жизнь людей, что в картине другой человек выразил свои идеи, переживания, труд и творче­ство.

Опыт регулярного обсуждения и оценки на уроках сначала только рисунков од­ноклассников, потом — их же, но вместе с картинами художников и, наконец, своих собственных позволяет ребенку «построить мост» между детскими изобразительны­ми пробами и «большим искусством». Так, за период начального обучения ребенок приобретает способность к эстетической оценке — умение воспринимать и понимать произведения искусства, как бы проходя вместе с художником по пути создания кар­тины, но в обратной последовательности: начиная с отношения художественной формы к замыслу, выражающему идеи, переживания и идеалы автора.

Использование в процессе просмотра произведений изобразительного искусст­ва, музыки и стихов — важный прием, способствующий становлению навыков полно­ценного художественного восприятия.

Стадия постановки замысла опережает и направляет действия рисующего. Спо­собность сочинить замысел имеет у детей не только индивидуальные, но и возрас­тные особенности. Большинству первоклассников замыслом служит словесное пере­числение того, что будет на рисунке. Замысел и образ складываются не до, а в про­цессе изображения и могут изменяться или отклоняться от придуманного и названно­го словами.

5.Объяснение последовательности выполнения работы.

6.Анализ характерных ошибок в работах учащихся.

На этих этапах урока учитель подводит итог подготовительному процессу, сум­мируя и преломляя полученную информацию для применения па практике. Четко, лаконично, доступно учитель объясняет требования к выполнению поставленной за­дачи. Для профилактики ошибок может ввести элемент сравнительного анализа дет­ских рисунков, заострив внимание детей на композиционном построении работы и цветовом решении.

Детям рекомендуется рисовать па разных форматах листа белой или цветной бу­маги, в зависимости от учебной задачи урока. Предлагается выбрать технику испол­нения. Дети приступают к практическому выполнению работы.

7.Выбор сюжета, создание замысла композиции.

Важно, чтобы дети четко представляли себе то, что они будут рисовать. Для формирования этого проводилась работа на уроке, но количество повой информации может привести в замешательство некоторых учеников. Не стоит их подгонять, нуж­но дать возможность аккумулировать полученную информацию. Может нужно дать возможность проговорить замысел композиции, что позволит логически выстроить усвоенную информацию и приступить к работе.

8.Самостоятельная работа учащихся.

После такой подготовки учащимся разрешают приступить к выполнению рисун­ка — выполнение композиции в карандаше. Но если на работу отводится одни урок, ее можно выполнить без предварительного рисунка карандашом сразу в цвете. В этом случае рекомендуется использовать тонированный фон.

Стадия творчества требует особого состояния сосредоточенности и полного под­чинения изображаемому. Процесс творчества учит ребенка овладевать системой сво­их переживаний, побеждать и преодолевать их. Отношения между учителем и учени­ками на этой стадии строго индивидуальны. Исправление ошибок или принуждение к «правильному» изображению недопустимо. Ни карандашом, ни кистью учитель не должен касаться детского рисунка. Оценка успехов и неудач будет полезна позже, когда они вместе обсудят завершенную работу. Задача учителя — внушить ученику уверенность в его возможностях и способностях и показать свою уверенность в его успехе.

9. Подведение итогов.

В конце урока в самой разнообразной форме дети анализируют и оценивают выполненные работы, а учитель делает обобщающие выводы и организовывает выставку.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕНИЧЕСКИХ РАБОТ.

I .Содержание изображения.

Полнота изображения образа.

форма передана точно;

есть незначительные искажения;

искажения значительные, форма не удалась. 3.Строение предмета:

части расположены верно:

есть незначительные искажения:

части предмета расположены неверно.

4.Передача пропорций предмета в изображении:

пропорции предмета соблюдаются:

есть незначительные искажения;

пропорции предмета переданы неверно. 5.Композиция.

а) расположение па листе:

на полосе листа;

не продумана, носит случайный характер;

б) отношение по величине разных изображений:

— соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

есть незначительные искажения;

пропорциональность разных предметов передана неверно.

6. Передача движения:

движение передано достаточно четко:

движение передано неопределенно, неумело:

изображение статическое. 7.Цвет.

а) цветовое решение изображения (характеризует передачу реального цвета
предметов и образцов декоративного искусства):

— реальный цвет предметов;

— есть отступления от реальной окраски;
— цвет предметов передан неверно;

б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и вы­разительности изображения (творческое отношение к цвету, свободное обраще­ние цветом);

— преобладание нескольких цветов или оттенков (теплые, холодные);

— безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.

Оценка детских работ по этому критерию дает возможность не только просле­дить рост развития ребенка, но и планировать коррекционную работу.

ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ИЗО.

Для достижений прочных знаний и навыков учащихся по изобразительному ис­кусству практические занятия планируются так, чтобы каждая учебная проблема проходила через несколько видов художественной деятельности. Например, различия в форме предметов и изучаются не только в процессе рисования, но и на уроках лепки, на занятиях по декоративно прикладной деятельности. Это позволяет разносторонне, глубоко проработать со школьниками конкретное художественное явление.

Не менее важным в планировании практической работы является включение в каждое задание пяти обязательных элементов:

— темы или предмета, которые изображаются;

— вида деятельности (с натуры, по наблюдению, по памяти, по фантазии);

— материала или техники работы (гуашь, акварель, тушь, пластилин, апплика­ция);

— слов и терминов, которые учащимся надо усвоить за определенное время.

Все пять элементов задания урока должны быть связаны между собой. Напри­мер, учебная задача урока заключается в том, чтобы школьники увидели разнообра­зие линий, применяемых в изобразительном искусстве: тонкие, толстые, прямые, ло­маные, изогнутые и т. д. Какой объект или тема работы лучше всего поможет выпол­нить эту задачу? Выбираем рисование зимних деревьев или просто ветки дерева без листьев. Можно провести урок рисования с натуры. Для модели годятся сучья. Сре­занная ветка укрепляется на светлом фоне у доски. Рисовать можно карандашом, а можно тушью и палочкой. Рисунок выполняется на тонированной бумаге. Во время объяснения задания и на протяжении урока дети усваивают типы и виды линий, их разнообразие, запоминают их названия.

На основе общего плана учебной темы преподаватель составляет конспекты или подробные планы каждого урока с расчетом времени на каждый этап.

Структура конспекта урока ИЗО:.

Похожие публикации:

  • Доверенность на получение товара физическим лицом бланк Доверенность на право получения товара: бланк, образец, правила заполнения Доверенность на получение товара – это документ, который получает сотрудник от организации и который уполномочивает его получить товар или материальные […]
  • Договор с бухгалтером на неполный рабочий день Как правильно заключать трудовой договор с главным бухгалтером Вы не знаете, как правильно заключать трудовой договор с главным бухгалтером? Стоит придерживаться общих рекомендаций по оформлению сотрудников на предприятие, но с […]
  • Образец заявления о выдаче разрешения на временное проживание образец Правила заполнения и подачи заявления на РВП в ГУВМ МВД РФ (ранее УФМС) Если вы решили инициировать получение российского гражданства, то первым этапом является оформление разрешения на временное проживание. В подаче заявления и […]
  • Узнать штраф гибдд ульяновск Штрафы ГИБДД в Ульяновске Бесплатный онлайн сервис проверки штрафов ГИБДД и оплаты. Мы сообщим вам о появлении новых штрафов в кратчайшие сроки так, что вы успеет оплатить их с 50% скидкой Штрафы ГИБДД - гарантия оплаты После […]
  • Оформления разрешения на временное проживание Легализация иностранцев Разрешение на временное проживание(РВП) Юристы и профессиональные адвокаты в области миграционного законодательства - специалисты нашего Центра окажут вам содействие по вопросам получения РВП. Только на […]
  • Смирнова наталья валентиновна нотариус Нотариус Смирнова Наталья Валентиновна +7 (499) 577-00-25 доб. 297 – Москва и МО Телефон нотариуса: +7 (49624) 2-47-06 Адрес: 141600, г. Клин, ул. Театральная, д. 1/3 понедельник: 09:00 18:00 вторник: 09:00 18:00 среда: […]