Приказ по расходу топлива на автотранспорт

Содержание:

Приказ о нормах расхода топлива и гсм образец 2018

Нормы списания ГСМ 2018 Минтранс РФ таблица

Организация должна обосновать расходы на топливо в налоговом учете. Для этого можно использовать нормы расхода ГСМ на 2018 год, утвержденные Минтрансом РФ в последней редакции. Таблицу нормативов по видам транспорта вы найдете в статье.

ВИП-доступ к журналу «Российский налоговый курьер» на 3 дня

Зачем использовать нормы списания топлива

Расходы в целях учета налоговой базы по налогу на прибыль должны быть обоснованными. Налоговый кодекс не обязывает нормировать расходы на ГСМ, и по мнению Минфина этого тоже не требуется (письмо Минфина России от 27.01.14 № 03-03-06/1/2875). Но чиновники ФНС требуют не только нормировать такие расходы, но и придерживаться нормы расхода ГСМ на 2018 год Минтранса РФ.

В этих условиях у организации есть три варианта действий:

  1. Списывать расходы по фактическим данным. В этом случае нужно быть готовыми отстаивать свою точку зрения в суде,
  2. Учитывать расходы по самостоятельно разработанным нормам,
  3. Списывать расходы по лимитам, утвержденным Распоряжением Минтранса России от 14.03.08 № АМ-23-р. Это наиболее простой и безопасный вариант, поэтому лучше использовать его.

Налоговики снимут расходы на бензин, если вы не сможете их обосновать. Например, когда списываете топливо сверх норм, которые сами же установили. Многие используют нормы Минтранса, но это могут быть и собственные нормативы. Чтобы не потерять затраты, обоснуйте превышение. Оно возможно в любое время года, в том числе и летом. Есть два способа, чтобы обосновать повышенный расход топлива>>>

Нормы ГСМ на 2018 год, утвержденные Минтрансом РФ в последней редакции

Для каждого автомобиля лимиты расхода топлива устанавливаются индивидуально с учетом следующих факторов:

  • Марка автомобиля,
  • Пробег транспортного средства,
  • Базовый расход топлива, утвержденный Минтрансом,
  • Повышающие коэффициенты.

Нормы расхода бензина для легковых автомобилей на 2018 год рассчитывайте по формуле:

Минтрансом РФ установлены базовые нормы ГСМ для каждой марки транспорта, а конечные предприятие высчитывает самостоятельно с учетом повышающих коэффициентов.

Надбавки и коэффициенты к нормам расхода топлива

Распоряжением Минтранса определен ряд надбавок и коэффициентов, увеличивающих нормы расхода топлива в зависимости от дорожных, климатических и иных условий эксплуатации транспорта.

Зимние надбавки к расходу ГСМ в 2018 году. Зимние надбавки применяются в холодное время года, ведь расход топлива на прогрев и работу машины зимой увеличивается. Надбавки установлены отдельно для каждого климатического района:

  • Центральный,
  • Северо-Западный,
  • Северо-Кавказский,
  • Приволжский,
  • Уральский,
  • Сибирский,
  • Дальневосточный.

Для каждого района установлены:

  • Продолжительность применения надбавки,
  • Максимальный размер зимней надбавки.

В Алтайском крае можно применять зимнюю надбавку в течение 5,5 месяцев с 1 ноября по 15 апреля. Максимальный размер зимней надбавки в этом регионе – 15%.

Иногда случаются ранние или аномально продолжительные зимы. Тогда отрицательные температуры могут установиться раньше или продолжаться позже рекомендованных дат. Минтранс разрешает предприятиям самостоятельно определять даты начала и окончания периода применения зимних надбавок, ориентируясь на пороговое значение среднесуточной температуры воздуха минус 5 градусов Цельсия.

Надбавки на обогрев салона автомобиля в 2018 году. Кроме зимних надбавок, которые учитывают повышенный расход топлива на прогрев двигателя, есть надбавки на обогрев салона транспортного средства. Они применяются, если кабина отапливается дополнительно установленным обогревателем.

Период применения надбавки транспортные предприятия определяют самостоятельно, ориентируясь на пороговое значение среднесуточной температуры воздуха плюс 5 градусов Цельсия.

Если Минтрансом значение надбавки не установлено для конкретной марки ТС или отопителя, то компания определяет нормы самостоятельно по данным завода-изготовителя.

Прочие надбавки и коэффициенты к нормам расхода топлива. Распоряжением Минтранса установлено еще несколько коэффициентов, повышающих нормы расхода топлива при работе машины в различных условиях.

Смотрите в таблице, как увеличивается расход ГСМ, если машина работает в горной местности:

Высота над уровнем мора

Насколько можно увеличить лимит

Новые нормы расхода топлива на 2018 год Минтранс РФ: последняя редакция

Новые нормы расхода топлива на 2018 год Минтранса РФ в последней редакции носят исключительно рекомендательный характер. Организация вправе установить максимальную сумму расходов на ГСМ самостоятельно. Главное – документально подтвердить и обосновать такие расходы.

Расходы на ГСМ в налоговом учете отражают как материальные затраты. Их учитывают при налогообложении прибыли (при общей системе) или расчете УСН – налога (при упрощенной системе налогообложения).

Нормы расхода топлива Минтранса РФ

При расчете нормы расхода ГСМ появляется первая проблема. Так, распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р утверждены нормы расхода топлива. Раньше Минфин РФ, а вслед за ними и налоговики утверждали: именно в пределах этих лимитов и нужно списывать такие расходы.

Скачать нормы расхода топлива Минтранса РФ вы можете по ссылке:

Причем, изменения в это распоряжение вносят достаточно редко. Последний раз это было 3 года назад. В то же время многие производители обновили модельный ряд своего транспорта. В результате для большого ряда автомобильного транспорта норм Минтранса вообще нет. Как быть в такой ситуации? Долгое время чиновники считали, что поначалу можно руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией производителя машины.

Причем в дальнейшем необходимо обратиться в специализированную организацию, которая разработает нормы конкретно для автомобиля вашей компании. Но в 2013 году политика изменилась. В письме от 30 января 2013 г. № 03-03-06/2/12 Минфин РФ указал, что нормирование таких расходов Налоговым кодексом не предусмотрено. Поэтому организация сама должна решить учитывать Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте Минтранса РФ или нет.

Теперь можно без споров с налоговыми инспекторами использовать те нормы, которые разработаны организацией для себя самостоятельно. Практика показывает, при возниконевении подобного спора судьи на стороне организации. В своих решениях они подчеркивают, что глава 25 Налогового кодекса РФ не требует нормировать расходы на топливо.

Как обосновать норму расхода топлива

Любые расходы должны быть документально подтверждены и экономически оправданы. Поэтому для контроля расхода ГСМ и подтверждения экономической оправданности расходов нужно определить внутренние нормы расхода ГСМ для автомобильного транспорта, который числиться на балансе организации. Разработать собственную норму можно как на основании рекомендаций Минтранса РФ на 2018 год, так и исходя из рекомендуемой нормы расходов, которая определена производителем машины.

Приказ об утверждении нормы может выглядеть так:

Утвержденные нормы должны соответствовать маркам машин, учитывать их техническое состояние и особенности эксплуатации. Для того чтобы установить внутриорганизационные нормы расхода ГСМ (утверждаемые приказом) по отдельным видам служебного транспорта, можно провести контрольные заезды автомобилей (в заданных условиях). Их результат оформите актом контрольного заезда в произвольной форме. Также имеет смысл отдельным приказом назначить комиссию, которая будет постоянно проводить контрольные замеры расхода топлива на транспортных средствах.

При разработке собственных норм может использоваться базовая норма расхода ГСМ рекомендуемая Минтрансом на 2018 год.

Нормы расхода ГСМ 2018:поправочные коэффициенты

Целесообразно утвердить отдельно летние и зимние нормы расхода топлива. Кроме того, норма может зависеть и от численности населения в том регионе, где будет эксплуатироваться машина. Необходимые поправочные коэффициенты также могут быть утверждены приказом по организации.

Приказ об утверждении поправочных коэффициентов к норме может выглядеть так:

Если организация превысит установленные нормы и не сможет документально подтвердить обоснованность этого превышения, то затраты на ГСМ сверх установленных ею же норм учесть при расчете налога на прибыль нельзя. Сверхлимитные расходы на ГСМ в таком случае экономически оправданными не будут.

Нормы расхода топлива на 2018 год таблица

Основные нормы расхода топлива на 2018 год по отечественному транспорту сведем в таблицу:

Модель, марка, модификация автомобиля

Норма расхода топлива – 2018

normy_rashoda_topliva.jpg

Похожие публикации

Нормы расхода топлива устанавливаются компаниями и ИП не только для контроля за использованием ГСМ, но и для возможности снижения налоговой базы. Такие нормативы актуальны для субъектов хозяйствования, использующих в своей деятельности автотранспорт, в т.ч. для перевозок грузов или пассажиров.

Как применять нормы расхода топлива (Минтранс РФ)

Стандарты по объему списываемого топлива нужны для минимизации рисков возникновения споров с контролирующими органами, в т.ч.:

  • нормы расхода топлива и смазочных материалов помогают вывести объективную величину прочих издержек в себестоимости товаров или услуг;
  • объем потребленного ГСМ напрямую влияет на размер налога на прибыль.

Учет топливных ресурсов можно вести и по фактическим затратам, но при налоговой проверке надо будет обосновать каждый литр бензина.

Обязательства по нормированию топливных затрат не предусмотрены налоговым правом, такого требования к предприятиям и ИП нет и у Минфина. Метод списания топлива с учетом нормативов вызван необходимостью обосновывать всю сумму затрат, включенных в налоговую базу по налогу на прибыль.

Кто устанавливает нормы расхода топлива:

  • Минтранс – в 2018 году рекомендуемые нормативы приведены в распоряжении от 14.03.2008 г. № АМ-23-р (ред. от 14.07.2015). Нормы расхода топлива Минтранса РФ могут использоваться компаниями и ИП в качестве ориентира или рекомендации, но для автотранспортных и занятых в системе контроля и управления предприятий эти стандарты обязательны к применению. Такая позиция отражена налоговиками в письме от 21.09.2015 г. № АС-4-10/16581 и в п. 1 Раздела 1 приложения к распоряжению № АМ-23-р.
  • Сами субъекты хозяйствования также могут рассчитывать и утверждать нормативы расхода ГСМ (например, при помощи акта контрольного замера или приказа).

Нормы расхода топлива 2018 года могут содержать ряд понижающих или повышающих коэффициентов – это необходимо для оптимизации затрат с учетом времени года и особенностей транспортного движения в конкретной местности.

Законодательно регламентирует нормы расхода топлива Минтранс РФ, последняя редакция его нормативов учитывает корректировки, внесенные распоряжением № НА-80-р от 14.07.2015 года. Если нормы по топливу, маслам или другим ГСМ были превышены, необходимо подготовить документы, которыми можно обосновать необходимость повышенного расхода в конкретной ситуации. Для этой цели понадобятся путевые листы.

Нормы расхода топлива на 2018 год устанавливаются обособленно для разных марок и моделей машин с привязкой к модификации автомобиля. Топливные стандарты существуют нескольких типов:

  1. Базовые нормы расхода топлива. Они измеряются в литрах на каждые 100 км пробега при условии, что транспортное средство будет в снаряженном состоянии.
  2. Транспортная норма с измерителями в литрах на 100 км пути в условиях ведения транспортных работ.
  3. Нормативы для автобусов, самосвалов.
  4. Лимиты по грузовым автомобилям, отражаемые в литрах с привязкой к 100 тонно-километрам.

Не во всех случаях обозначается литрами норма расхода топлива, газ фиксируется в кубических метрах КПГ. Если речь идет о сжиженном газе, то измерителем является литр СУГ.

Смотрите так же:  Ипотека льготы по налогам

Расчет нормы расхода топлива

Расчет лимитов по топливу осуществляется отдельно для каждого маршрута и автомобиля. Величина возможных поправочных коэффициентов берется из Раздела 2 приложения к распоряжению Минтранса № АМ-23-р. Для одной машины разрешается применять одновременно несколько коэффициентов в зависимости от обстоятельств и текущих потребностей.

Например, автомобиль ВАЗ-21114 12 июля 2018 года был направлен из Феодосии (Республика Крым) в Анапу (Краснодарский край). Во время движения водитель пользовался кондиционером. Машина 2011 года выпуска (эксплуатируется более 5 лет), общий пробег равен 112 тыс. км. Расстояние между точками выезда и прибытия равно 214 км. Расчет:

  • базовые нормы расхода топлива на 2018 год Минтранс для этой марки и модели авто установил на уровне 8,1 л на 100 км;
  • с учетом срока эксплуатации автомобиля и общего километража пробега можно применить корректирующий коэффициент повышающего типа, равный 5%;
  • нормы расхода топлива и материалов могут быть увеличены на 7% за счет эксплуатации транспортного средства с включенным кондиционером.

Для получения итогового значения используем стандартную формулу (п. 7 распоряжения Минтранса № АМ-23-р):

Норма = 0,01 х Базовая норма расхода топлива х Текущий пробег по маршруту в км х (1 + 0,01 х Суммарное значение повышающих и понижающих коэффициентов).

По условиям примера расчет нормы расхода топлива выглядит так:

0,01 х 8,1 х 214 х (1 + 0,01 х (5 + 7)) = 19,41 л.

Нормы расходов топлива на транспорте для этого маршрута будут составлять 19,41 л.

Расчет норматива расхода топлива

Если у организации есть транспортные средства, затраты на ГСМ по ним будут составлять одну из статей расходов. И организации необходимо будет вести учет приобретения и расходования ГСМ. Действующее налоговое законодательство не требует, чтобы коммерческие организации устанавливали нормативы расхода топлива автомобилей. А утвержденные Минтрансом нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Распоряжение Минтранса от 14.03.2008 № АМ-23-р ) для таких организаций не обязательны (Письма Минфина от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875 , от 10.06.2011 № 03-03-06/4/67 ). В то же время, во избежание претензий со стороны контролирующих органов, а также в целях повышения контроля и ответственности водителей за расходование ГСМ, организации могут производить расчет нормативов расхода топлива. Такой расчет, как правило, производится на основании Методических рекомендаций Минтранса от 14.03.2008 № АМ-23-р и оформляется, к примеру, актом контрольного замера расхода топлива.

Итоги расчетов на основе нормативов расхода топлива по Минтрансу в 2018 году можно оформить в виде приказа.

Определяем нормативы расхода топлива автомобилей 2018

Каким образом организация оформит расчет норматива расхода топлива, она решает сама. К примеру, в акте контрольного замера топлива, составляемого специально созданной для этих целей комиссией, можно указать:

  • маршрут, при движении по которому производился расчет, и пройденный километраж;
  • объем топлива в баке автомобиля, а также показания одометра на начало замера и к его окончанию.

Кроме того, организация может дополнительно установить повышающие и понижающие коэффициенты в зависимости от конкретных условий (время года, состояние дорог, наличие пробок и проч.). Если организация решит учитывать в целях налогообложения расходы на ГСМ лишь в пределах нормативов, для снижения трудоемкости расчета «налоговой» величины израсходованного топлива его норму целесообразно установить с учетом всех возможных повышающих коэффициентов. Следовательно, нормы расхода ГСМ по одному и тому же автомобилю будут различаться лишь по условным сезонам («зима» или «лето»).

Приведем пример акта, которым можно оформить расчет норматива расхода топлива автомобиля:

Приказ о нормах расхода топлива и ГСМ

При определении норм расхода топлива различают базовое значение расхода топлива и расчетное нормативное значение, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля. Базовое значение расхода топлива определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля.

Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:

  • базовая норма в литрах на 100 км пробега автотранспортного средства в снаряженном состоянии (зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов, категории, типа и назначения автомобиля, от вида используемого топлива, учитывает снаряженное состояние автомобиля, типизированный маршрут и режим движения в эксплуатации);
  • транспортная норма в литрах (включает базовую норму и зависит от грузоподъемности или нормируемой загрузки, или от конкретной массы перевозимого груза, с учетом условий эксплуатации автотранспортного средства):
  • на 100 км пробега транспортной работы;
  • на 100 тонно-километров транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом.

Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью поправочных коэффициентов, устанавливаемых в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы расхода топлива.

Следует обратить внимание, что в том случае, когда автотранспортные средства эксплуатируются в пригородной зоне вне границы города, поправочные коэффициенты не применяются.

При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.

Также конкретное значение поправочного коэффициента устанавливается приказом или распоряжением руководителя организации или местной администрацией. Последующий учет ГСМ осуществляется в программе для расчета расхода топлива, используемой организацией или ручным учетом.

Приказ расходы на гсм

Расход топлива: налоговый и бухгалтерский учет

Если компания приняла решение учитывать фактические расходы на топливо, то ей следует утвердить, каким образом она будет контролировать обоснованность расходов на списание ГСМ. Организация вправе самостоятельно установить нормы расхода топлива, а также сезонные надбавки.

Нормы расхода топлива Минтранса РФ последний раз подвергались редакции в июле 2015 года (распоряжение Минтранса России от 14.07.2015 № НА-80-р). В список были добавлены марки легковых и грузовых автомобилей отечественных и зарубежных стран с 2008 года выпуска и значения зимних надбавок к нормам расхода топлива в части, касающейся Крымского федерального округа.

Коэффициенты к нормам расхода топлива следующие. Если в городе проживают:

  • свыше 5 миллионов человек — норму можно увеличить до 35 процентов;
  • от 1 до 5 миллионов человек — до 25 процентов;
  • от 250 тысяч до 1 миллиона человек — до 15 процентов;
  • от 100 до 250 тысяч человек — до 10 процентов;
  • до 100 тысяч человек (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) — до 5 процентов.
  • В последней редакции норм расхода топлива Минтранса РФ компаниям также разрешено применять повышающие коэффициенты, если у машины большой пробег или если она находится в эксплуатации свыше пяти лет. До этого повышенные нормы расхода топлива применялись только для старых автомобилей с большим пробегом.

    Нормы расхода топлива и налоговый учет

    По общим правилам компания не обязана применять нормы расхода топлива Минтранса РФ, так как в Налоговом кодексе нет требования о нормировании расходов на бензин (письмо Минфина России от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875). Затраты на горюче-смазочные материалы компания может учитывать как материальные расходы (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ) или включать в прочие расходы, связанные с содержанием служебного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

    Однако зачастую установленные нормы больше подходят для идеальных условий, чем для реальных, поскольку фактический расход топлива зачастую превышает нормы расхода топлива Минтранса РФ Тем не менее компании используют рекомендованные нормы, а не собственно разработанные.

    Если компания примет решение учитывать фактические расходы на топливо, то ей следует утвердить, каким образом она будет контролировать обоснованность расходов на списание ГСМ. Для этого достаточно составить приказ, в котором сослаться на распоряжение Минтранса России, записать марки автомобилей и рассчитать лимиты. При разработке собственных норм расхода топлива следует отталкиваться от транспортных условий (качества дорог, скорости движения), учитывать загруженность машины, ее техническое состояние. Также следует учитывать климатические условия, наличие кондиционера или климат-контроля в машине. Например, в зимнее время расход топлива будет значительно выше, и к установленным базовым нормам следует применять надбавки, которые зависят от климатических районов (приложение № 2 к Методическим рекомендациям, утв. распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р (далее — Методические рекомендации)). Так, для Москвы Минтранс РФ установил предельную величину зимней надбавки не более 10 процентов на период с 1 ноября по 31 марта.

    Период применения зимних надбавок к норме расхода топлива и их величина должны быть оформлены распоряжением региональных органов власти. Если такого распоряжения нет, то период применения зимних надбавок, а также их величину должен установить руководитель компании своим приказом.

    Образец приказа о нормах расходования топлива в компании

    Приказ

    ООО «Анкор» г. Москва 31 декабря 2016 г.

    На основании контрольных замеров расхода топлива (акт от 21.12.2016 № 1) и руководствуясь распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (в редакции распоряжения от 14.07.2015 № НА-80-р),
    Приказываю:
    1. Ввести в действие с 01.01.2017 следующую норму расхода дизельного топлива для автомобиля «Мерседес-Бенц» в период с 1 апреля по 31 октября — 13 литров на 100 км пробега.
    2. В зимний период (с 1 ноября по 31 марта) применять повышающий коэффициент — 10%. Итоговая «зимняя» норма расхода топлива для автомобиля «Мерседес-Бенц» составляет 14,3 литра на 100 км пробега.
    3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

    Генеральный директор Иванов И.И.

    Расход топлива в бухгалтерском учете

    В бухгалтерском учете ГСМ списывают на себестоимость продукции (работ, услуг) для производственных предприятий или в расходы на продажу для торговых предприятий. Списание выполняют на основании первичных документов:

  • путевого листа (списывают используемое топливо);
  • акта на списание ГСМ (списывают прочие смазочные материалы).

    С помощью путевых листов можно не только подтвердить производственную необходимость расходов, но и зафиксировать расстояние, которое было пройдено автомобилем или другим автотранспортным средством, а также определить показатели для расчета объема использованных ГСМ.

    К учету горюче-смазочные материалы принимают по фактической стоимости.

    Списание ГСМ может производиться следующими методами:

  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости первых по времени приобретения запасов (ФИФО).

    Способ списания по себестоимости каждой единицы для горюче-смазочных материалов на практике не применяется. Используется в основном способ по средней себестоимости, когда стоимость остатка материала складывается со стоимостью его поступления и делится на суммарное количество остатка и поступления в натуральном выражении.

    Для отражения на счетах бухгалтерского учета горюче-смазочных материалов используют аналитический счет 10, к нему отрывают субсчет 10.3.

    Приход отражают проводками:

    ДЕБЕТ 10-3 КРЕДИТ 71
    — оприходовано приобретенное топливо через подотчетное лицо на основании авансового отчета;

    ДЕБЕТ 10-3 КРЕДИТ 60
    — оприходовано приобретенное через поставщика топливо;

    ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
    — принят НДС к учету на основании счета-фактуры от поставщика;

    ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
    — принят НДС к зачету.

    Списание горюче-смазочных материалов может производиться из расчета использованного количества (фактического или нормативного). Это количество умножается на стоимость единицы, и полученную сумму списывают проводкой:

    ДЕБЕТ 20 (23, 25, 26, 44, 91) КРЕДИТ 10-3
    — списано израсходованное топливо.

    Московская компания в январе закупила бензин в количестве 200 л по стоимости 38 руб.
    Остаток бензина на начало месяца у организации был 70 л по средней себестоимости 45 руб.
    Бензин в количестве 20 л был использован для заправки автомобиля марки Lada Granta 219060 1.6 (ВАЗ-11183). Организация использует автомобиль только для служебных перевозок управленческого персонала.
    В соответствии с учетной политикой организации применяется оценка материалов по средней себестоимости.

    Рассчитаем среднюю себестоимость списания за январь:

    (70 л x 45 руб. + 200 л x 38 руб.) : (70 л + 200 л) = 39,81 руб.

    1) Рассмотрим вариант списания по факту.

    В соответствии с путевым листом за январь сделаны отметки: горючее в баке на начало рейса — 50 л, выдано — 30 л, осталось после рейса — 51 л.
    Рассчитаем фактическое использование:

    Смотрите так же:  Требования к оформлению программы дошкольного образования

    50 + 30 — 51 = 29 л.

    Сумма к списанию:

    29 л x 39,81 руб. = 1154,49 руб.

    ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 10
    — 1154,49 руб. — списание бензина на основании бухгалтерской справки-расчета.

    2) Рассмотрим вариант списания по норме.
    В путевом листе сделаны отметки о пробеге: на начало рейса — 7600 км, в конце — 7850 км. Пройдено 250 км.

    Для списания бензина по норме используем формулу:

    Qн= 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D),

    где: Qн — нормативный расход топлива, л;
    Hs — базовая норма расхода топлива, л/100 км;
    S — пробег автомобиля, км;
    D — поправочный коэффициент (его значения приведены в п. 5 Методических рекомендаций и в приложении № 2 к ним).
    По таблице в подп. 7.1 Методических рекомендаций по марке автомобиля находим Hs. Он равен 8,4 л.
    Для Москвы поправочный коэффициент D = 35%.
    За работу в зимнее время D = 10%.
    При использовании климат-контроля при движении автомобиля D = 7%.

    Считаем расход бензина:

    0,01 x 8,4 л x 250 км x (1 + 0,01 x 52) = 31,92 л.

    Сумма к списанию: 31,92 л x 39,81 руб. = 1270,74 руб.

    ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 10
    — 1270,74 руб. — списание бензина.

    Так как автомобиль используется в качестве служебного, в рамках налогового учета в обоих случаях расходы на ГСМ прочими расходами. Величина расходов будет равна суммам, зафиксированным в бухгалтерском учете.

    Напоследок хочется напомнить, что, прежде чем списать горюче-смазочные материалы и правильно отразить их данные в бухгалтерском и налоговом учете, необходимо помнить следующее.

    Расходы должны быть экономически обоснованы. В случае со списанием на производство ГСМ нормы расходования должны быть установлены приказом руководителя предприятия и отражены в учетной политике.

    Расходы должны быть документально подтверждены, то есть применительно к данной теме расход топлива должен быть подтвержден путевыми листами автомобильного транспорта.

    Необходимо соблюдать все правила в части учета ГСМ начиная с момента их приобретения, определения фактической себестоимости при приобретении и списании на производство.

    Екатерина Горохова, главный бухгалтер компании «НАФКО-Консультанты»

    ГСМ: налог на прибыль

    Актуально на: 22 марта 2016 г.

    Если у организации есть автомобиль (возможно, и арендованный), то организация неминуемо столкнется с учетом расходов на ГСМ. И первый вопрос, который надо решить – есть ли какие-то нормы расхода ГСМ, применяемые для целей налогообложения прибыли.

    Нормы расхода ГСМ на 2016 год

    На самом деле, Налоговый кодекс не устанавливает каких-либо нормативов расхода топлива и ГСМ. То есть списание расходов на ГСМ происходит исходя из фактического расхода (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ; Письмо Минфина от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875 ). Вместе с тем, расходы в налоговом учете должны быть обоснованными. Поэтому безопаснее ввести контроль расхода ГСМ и утвердить свой норматив расхода ГСМ (для целей налога на прибыль). Посмотрим, как это сделать.

    Автомобиль: нормы расхода ГСМ

    Итак, нам надо контролировать расход топлива и ГСМ. Нормы мы можем установить свои. За основу можно взять Минтрансовские нормы расхода ГСМ (Методические рекомендации, утв. Распоряжением Минтранса от 14.03.2008 № АМ-23-р ). При утверждении норм расхода ГСМ на 2016 год имейте в виду, что Минтранс обновил нормы во второй половине 2015 года.

    Нормы расхода ГСМ по маркам автомобилей могут отличаться.

    Можно сначала самостоятельно с помощью замеров определить базовые нормы расхода ГСМ для конкретного автомобиля. А затем скорректировать их с помощью специальных коэффициентов с учетом следующих факторов:

    Приказ о нормах расхода топлива и ГСМ

    Утверждение нормы расхода ГСМ, как правило, производится приказом руководителя организации. В нем можно привести расчет нормы расхода ГСМ.

    Приказ о расходе ГСМ: образец

    Оформить приказ о расходе ГСМ можно, к примеру, так:

    ООО «Ромашка»

    Приказ № 5/2016 от 21 марта 2016 г.

    1) Утвердить для автомобиля Lexus RX 300 базовую норму расхода топлива – 19,0 л/100 км.

    2) С учетом повышающих коэффициентов утвердить нормы расхода топлива:

    • в зимний период – 23,7 л/100 км;
    • в летний период – 21,6 л/100 км.

    2) Установить, что летний период составляет с апреля по октябрь, зимний период – с ноября по март.

    Директор ООО «Ромашка» ____________ Иванов И.И.

    Расходы на ГСМ и путевой лист

    Расчет расхода ГСМ делается так. После того, как нормы расхода ГСМ в вашей организации утверждены, вы определяете пробег автомобиля за какой-то определенный период на основании путевых листов. И перемножив пробег автомобиля и норму расхода топлива, получаете расход топлива за период. После этого можно составить Акт расхода ГСМ или бухгалтерскую справку с расчетом.

    Как видно из установленных норм, возможно регулировать расход в зависимости от используемого цикла, так в городском цикле расход будет больше. При этом можно скорректировать нормы расхода с учетом сезона.

    При этом очень важно правильно учесть расход топлива в бухгалтерском учете.

    Налоговый учет расхода ГСМ

    Приобретение и расход ГСМ принимаются в налоговом учете в качестве расходов.

    Налогоплательщики вправе учитывать расходы на приобретение ГСМ:

    — либо в составе материальных расходов на основании пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ;

    — либо в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, как расходы на содержание служебного транспорта на основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ.

    Порядок учета расхода для целей налогообложения будет зависеть от:

    — производственного назначения транспорта;

    — порядка использования транспорта в организации.

    Например, автотранспорт может учитываться для доставки материалов и товаров заказчику, в этом случае расходы учитываются в составе материальных расходов. Если же автомобиль эксплуатируется для поездок руководства или бухгалтера в банк и обратно, для поездок в налоговую и органы власти, то в этом случае расходы будут учитываться в составе прочих расходов. Однако данные особенности целесообразно закрепить в учетной политике.

    При этом списание израсходованного топлива и ГСМ производится на основании путевых листов и актов.

    Бухгалтерский учет расхода ГСМ

    В бухгалтерском учете расходы на приобретение топлива и горюче-смазочных материалов будут отражаться в зависимости от того, каким образом приобретается топливо.

    Рассмотрим две ситуации.

    1. Компания дает денежные средства сотруднику и он приобретает на эти средства топливо на заправке;

    2. Компания приобретает топливо на АЗС по безналичному расчету, когда топливо привозится в компанию и хранится в специально оборудованном резервуаре (на автопредприятии) или же компания платит определенную сумму, а сверку проводит в конце месяца.

    Кроме того, могут использоваться и иные формы оплаты:

    — по топливным картам с постоплатой и т.д.

    В первом примере работник приобретает топлива в месяц на 6 018 рублей (НДС – 918 рублей).

    В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки.

    При этом средства работнику будут выдаваться под отчет на основании авансового отчета.

    Если же топливо оплачивается по безналичному расчету, то в бухгалтерском учете будут осуществляться следующие проводки.

    Приобретаемые ГСМ должны быть оприходованы по дебету счета 10 «Материалы», на субсчете 10-3 «Топливо». Кроме того, ГСМ могут быть отражены на таких счетах, как 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». В этом случае принятие к учету ГСМ на субсчете 10-3 осуществляют по учетной стоимости (в корреспонденции с кредитом счета 15), а фактические затраты, связанные с приобретением ГСМ, собирают по дебету счета 15 и по итогам каждого месяца выявляют отклонения между фактическими и учетными ценами.

    Списание расходов на ГСМ будет зависеть от использования автомобиля:

    — на счете 44 отражаются «Расходы на продажу», в случае если автомобиль используется для доставки продукции, товаров;

    — на счете 26 «Общехозяйственные расходы» учитываются расходы на использование автомобиля для административного персонала, например, если автомобиль используется главным бухгалтером или генеральным директором;

    — на счете 20 «Основное производство» будут учитываться расходы, если автомобиль используется для перевозки пассажиров, например, в такси, или грузов.

    Эти особенности также следует отразить в учетной политике компании.

    В заключении следует отметить, что учет расходов на ГСМ всегда вызывал споры в отношении установления норм расхода, документального оформления, а также использования повышенных коэффициентов по расходу ГСМ. Однако во избежание споров следует четко следить за учетом данных расходов.

    Учет расходов на ГСМ при УСН. Примеры

    Автор: Бурсулая Т. Д., ведущий аудитор
    ООО «РАЙТ ВЭЙС»

    Бухгалтерский учет расходов по приобретению и списанию ГСМ

    Приобретенные ГСМ включаются в состав материально-производственных запасов организации и принимаются к учету по фактической себестоимости (абз. 2 п. 2, п. 5, абз. 3 п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н).

    Приобретенные подотчетным лицом ГСМ для автомобиля принимаются к учету по дебету счета 10 «Материалы», субсчет 10-3 «Топливо»,

    Стоимость израсходованных ГСМ включается в расходы по обычным видам деятельности или в составе прочих расходов (п. 4, абз. 2 п. 5, абз. 2 п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

    Списание ГСМ производится на основании данных, отраженных в путевом листе (Письмо Росстата от 03.02.2005 N ИУ-09-22/257).

    В бухгалтерском учете списание израсходованных ГСМ отражается по дебету счета 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» или счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы» в корреспонденции с кредитом счета 10, субсчет 10-3.

    Налоговый учет расходов на ГСМ

    Расходами в целях налогообложения при УСН признаются любые расходы при условии, что они экономически обоснованны, подтверждены документами, оформленными в порядке, установленном законодательством РФ, и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ).

    В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения могут уменьшить полученные доходы на расходы на содержание служебного транспорта.

    Либо стоимость бензина, масел и т.п. можно учитывать на основании пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в составе материальных расходов.

    На основании п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.

    При этом в этом Письме ФНС России от 22.11.2010 N ШС-37-3/[email protected] отмечается, что для признания в целях налогообложения расходов по ГСМ необходимо выполнение одновременно двух условий: наличия оплаты указанных материалов (ГСМ) и фактического списания топлива служебному транспорту.

    Документальное оформление расходов на ГСМ

    На основании ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами.

    Основным оправдательным документом, подтверждающим фактический расход ГСМ на производственные цели, является путевой лист (Письмо ФНС России от 22.11.2010 N ШС-37-3/[email protected]).

    О правилах заполнения путевого листа можно прочесть в Письме Минфина России от 30.11.2012 N 03-03-07/51. В нем также отмечается, что нетранспортные компании могут разработать форму путевого листа самостоятельно и оформить его на несколько дней, неделю или любой другой срок, не превышающий одного месяца.

    При этом форма путевого листа, разработанная организацией самостоятельно исходя из удобства учета, должна содержать следующие обязательные реквизиты любого первичного документа согласно Федеральному закону от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»:

    — наименование и номер путевого листа;

    — сведения о сроке его действия;

    — сведения о владельце транспортного средства;

    — марка и государственный номер транспортного средства;

    — фамилия, имя и отчество водителя.

    Кроме того, форма путевого листа должна быть утверждена в учетной политике.

    Наряду с этим отмечаем, что путевые листы нужно хранить в организации не менее пяти лет.

    Нормирование затрат на ГСМ

    НК РФ не предусмотрено нормирование затрат на ГСМ.

    При этом согласно последним разъяснениям Минфина России при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенные в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (Письмо Минфина России от 03.06.2013 N 03-03-06/1/20097).

    Обращаем Ваше внимание на то, что методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», действовавшие с 2008 г. изменены Распоряжением Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р (вступили в силу 14.07.2015).

    Таким образом, стоимость бензина, масел и т.п. можно учитывать в полном объеме или в пределах норм. Выбранный вариант следует закрепить в учетной политике.

    Таким образом, возможны следующие варианта учета списания расходов на ГСМ:

    Списание расходов на ГСМ по фактическому потреблению

    Поскольку нормирование не предусмотрено, то можно установить порядок списания расходов на ГСМ по фактическому потреблению, то есть принимать все затраты на основании чеков АЗС, приложенных к путевым листам и авансовым отчетам водителя. Однако обосновать такие затраты практически невозможно, поскольку в чеке указываются только марка топлива и время заправки, без наименования марки, а тем более номера автомобиля.

    Это прямой путь к завышению топливных расходов.

    Нормирование расходов на ГСМ

    В этом случае осуществляется нормирование расхода на ГСМ для каждого конкретного автомобиля и утверждается методика расчета нормативов в учетной политике.

    Как правило, норма определяется на основании технической документации производителя. Это достаточно удобный метод, простой в расчетах, и документально обоснованный.

    Нормирование расходов на ГСМ согласно Методическим рекомендациям

    В этом случае используются Нормы и порядок, утвержденные Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (Письмо Минфина России от 03.09.2010 N 03-03-06/2/57).

    С учетом вышеизложенного можно сделать вывод о том, что использование официально установленных Методических рекомендаций — достаточно удобный и безопасный способ учета, позволяющий снизить риски отказа налоговых органов принять топливные расходы.

    Пример

    На балансе Организации, применяющей УСН с объектом «доходы минус расходы», числится легковой автомобиль.

    12 мая 2015 г. на этом автомобиле водитель Организации был отправлен на служебное задание.

    Под отчет водителю выданы деньги на покупку ГСМ в сумме 825 руб.

    По окончании рабочего дня сотрудник представил в бухгалтерию авансовый отчет с приложением кассового чека АЗС, из которого следует, что он приобрел 25 л бензина марки АИ-95 на общую сумму 825 руб.

    Согласно учетной политике для целей бухучета Организация списывает материалы по средней стоимости, а путевые листы составляет на один месяц.

    31 мая 2015 года водитель сдал в бухгалтерию путевой лист, подтверждающий использование топлива. По данным путевого листа:

    — остаток топлива в баке при выезде на служебное задание — 2 л;

    — остаток топлива в баке при возвращении на рабочее место — 7 л;

    — пробег автомобиля во время поездки — 200 км.

    Количество топлива, которое подлежит включению в затраты, составляет 20 л (2 л + 25 л — 7 л).

    Средняя стоимость топлива с учетом остатка на начало месяца в сумме 66 руб. — 33 руб. [(66 руб. + 825 руб.) : (2 л + 25 л)].

    В бухучете необходимо сделать следующие записи:

    — 825 руб. — выданы под отчет денежные средства на покупку топлива;

    Дебет 10, субсчет «Топливо», Кредит 71

    — 825 руб. — оприходованы ГСМ (на основании авансового отчета);

    Дебет 26 Кредит 10, субсчет «Топливо»,

    — 660 руб. (20 л x 33 руб.) — списана стоимость израсходованного топлива.

    В налоговом учете Организация списывает затраты на ГСМ в соответствии со следующими нормами, утвержденными локальным актом:

    — базовая норма расхода топлива на 1 км — 0,089 л;

    — поправочный коэффициент за использование кондиционера от базовой нормы затрат — 1,07;

    — нормативный расход ГСМ рассчитывается как произведение базовой нормы расхода, пробега и поправочного коэффициента.

    Итого нормативный расход топлива за май 2015 года составляет 19,046 л (0,089 л/км x 200 км x 1,07).

    Предельная сумма расходов на ГСМ, которую можно учесть в затратах при «упрощенке», равна 628,52 руб. (33 руб. x 19,046 л).

    Эту сумму следует записать в книгу учета доходов и расходов 31 мая.

    Неучтенными для целей налогообложения остались 31,48 руб. (660 руб. — 628,52 руб.).

    Учет расходов на ГСМ

    В нашей организации нет штата водителя и нет автомобиля на балансе. Автотранспорт мы арендуем у физлица, а услуги водителя предоставляет ИП в лице самого директора (индивидуального предпринимателя). Это по бумагам. На самом деле генеральный директор сам себе водитель на своем авто. По договору аренды авто без экипажа предусмотрено, что все расходы несет арендатор т.е. наше ООО. Путевые листы заполняет от имени ИП сам директор. Деньги получает в кассе он же. Отчитывается тоже он. Поэтому особо контролировать расход бензина по норме нет смысла т.к. директор не требует этого. Правильно ли это? Если можно так, то могли бы Вы отправить мне шаблон приказа о списании ГСМ по факту. Правомерно ли мы поступаем?

    Для того, чтобы подтвердить обоснованность и необходимость разъездов на автомобиле, вам потребуется путевой лист. Это основной первичный документ и его нужно оформлять на каждый автомобиль отдельно. Срок действия листа может быть от одного дня до одного месяца.

    Унифицированные формы путевых листов утверждены постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78, но они обязательны лишь для автотранспортных фирм. Поэтому, если ваша организация таковой не является, то вы можете разработать бланк «путевки» самостоятельно (письмо Минфина России от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161). И утвердить свою форму в качестве приложения к учетной политике. Главное, чтобы в разработанном образце были обязательные реквизиты, предусмотренные приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 (далее — Приказ Минтранса № 152). Их перечень в таблице 1.

    Обязательные реквизиты путевого листа

    Реквизиты

    Как правильно заполнить

    Наименование и номер

    В наименовании укажите тип транспортного средства (например, путевой лист грузового автомобиля). В шапке путевого листа поставьте печать (штамп) организации или предпринимателя

    Это может быть один день или другой срок, не более месяца. В последнем случае ставьте дату начала и окончания срока

    Сведения о собственнике транспортного средства

    Для организации укажите: наименование, организационно-правовую форму, местонахождение и номер телефона. Для предпринимателя: фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона

    Сведения о транспортном средстве

    Впишите тип транспортного средства (легковой, грузовой, автобус и др.), госрегзнак, показания спидометра при въезде в гараж и выезде из него, дату и время выезда транспорта с места постоянной стоянки и заезда на нее

    Сведения о водителе

    Поставьте фамилию и инициалы водителя. Еще Приказ Минтранса № 152 требует, чтобы здесь была отметка медработника о прохождении водителем предрейсового и послерейсового медосмотров. Однако для небольших фирм и предпринимателей данное правило невыполнимо. Так как зачастую они не имеют медицинских работников в штате.

    Мнения же судей по этому поводу разделились. Большинство из них считают, что медосмотр необходим только водителям специализированных организаций, которые осуществляют перевозки, а обычные фирмы и бизнесмены не подчиняются этим требованиям (постановления ФАС Центрального округа от 23.11.2009 № А36-706/2009 и от 28.07.2009 № А36-3582/2008). Но есть и такие, которые полагают, что независимо от рода деятельности и численности работников, проводить медосмотр водителя обязаны все компании (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.10.2008 № Ф04-6445/2008 (14518-А75-6)).

    Поэтому, если в случае спора вы не готовы отстаивать свое мнение в суде, оформите договор подряда с медицинским работником или примите его в штат внешним совместителем, он будет проводить медосмотры водителей.

    Кроме основных сведений, перечисленных в таблице, вы можете добавить и дополнительные. Например, указать в путевом листе маршрут следования автомобиля, то есть записать конкретный пункт назначения и место отправки с учетом километража. А записи типа «поездки по городу» не использовать. Но учтите, что заполнять все реквизиты путевого листа следует аккуратно и без ошибок. Ведь при его проверке налоговиками, неточности могут послужить основанием для исключения «путевки» из состава бумаг, подтверждающих расходы. Тогда обоснованность затрат вам придется доказывать в суде (постановления ФАС Уральского округа от 05.03.2009 № Ф09-946/09-С5, Западно-Сибирского округа от 20.11.2009 № А46-11958/2009 и Центрального округа от 18.04.2008 № А36-3124/2006).

    После того, как путевой лист будет выписан, выдайте водителю деньги на покупку бензина.

    Выдачу наличных денег отразите проводкой:

    ДЕБЕТ 71 КРЕДИТ 50

    — выданы под отчет денежные средства для покупки ГСМ.

    В течение трех дней после окончания срока, на который получены деньги под отчет, водитель должен отчитаться о произведенных расходах. Для этого в бухгалтерию он подает авансовый отчет (форма № АО-1), и прикладывают к нему кассовые (товарные) чеки с указанием даты покупки топлива, количества, стоимости и марки ГСМ.

    В бухучете приобретенные ГСМ учтите в составе материально-производственных запасов по фактической себестоимости (п. 2 и 5 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»). И отразите их по дебету счета 10 «Материалы», субсчет «Топливо», в корреспонденции со счетом 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Запись будет следующая:

    ДЕБЕТ 10 субсчет «Топливо» КРЕДИТ 71

    — оприходованы ГСМ (на основании авансового отчета).

    Если при покупке топлива АЗС выдала вам чек с выделенной суммой НДС, то учесть налог как самостоятельный расход отдельно от стоимости ГСМ вы сможете только при наличии счета-фактуры. Если такого документа нет, то оприходуйте бензин по той цене, которая указана в чеке, с учетом НДС (п. 6 ПБУ 5/01).

    На затраты в бухучете списывайте всю фактическую стоимость топлива независимо от того, является она расходом при расчете «упрощенного» налога или нет. И отражайте ее в составе затрат по обычным видам деятельности (п. 6 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Если же в налоговом учете вы списываете ГСМ по нормам, то можете сверхнормативный расход в бухгалтерском учете показывать на отдельных субсчетах, прописав такой порядок в учетной политике для целей бухучета.

    Количество топлива, которое подлежит списанию на затраты, рассчитайте по данным путевого листа. Для этого воспользуйтесь формулой:

    Количество топлива к списанию на расходы (л)

    Похожие публикации:

    • Пособия на ребенка от 3 до 18 лет Занятия логопеда-дефектолога с детьми 2-3 лет: особенности и подходы Существует расхожее мнение, что до 5 лет нет необходимости показывать ребенка логопеду-дефектологу. Однако опыт специалистов говорит о том, что многие проблемы в […]
    • Федеральный закон 2011 год август Федеральный закон 2011 год август © АО «Кодекс», 2019 Исключительные авторские и смежные права принадлежат АО «Кодекс». Положение по обработке и защите персональных данных Версия сайта: 2.2.13 Каждому техническому специалисту: […]
    • Налог на прибыль консультант плюс Инвентаризация в период больничного материально ответственного лица Работодатель обязан проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. […]
    • Приказ фгос для детей с овз Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Приказ […]
    • Требования кио Сайт 2018 года: ЗДЕСЬ 12..08.2017. Вернулись сертификаты, отправленные по адресу 618250, Пермский край, г. Губаха, ул. Дегтярева, 34. Уважаемые победители и призеры (занявшие I-III места) конкурса "Бобер"-2016 -11 класс, "Бобер"-2015 […]
    • Как оформить приствольные круги Оформление приствольных кругов деревьев (фото) Добавление статьи в новую подборку Планируя дизайн сада, порой мы забываем про околоствольные круги деревьев. Давайте посмотрим, как можно и нужно использовать их для украшения […]