Спор ислам

Препирательство и споры

Всё это является запретным. Сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не впал в заблуждение народ, после того, как Всевышний наставил его на истинный путь, кроме как из-за ссор» (Ат-Тирмизи, Ахмад).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) также сказал: «Не станет полной вера раба, пока не откажется он от лжи в шутках и от споров, даже если будет говорить правду» (Ахмад).

Билял бин Са‘ад (да будет доволен им Аллах) сказал: «Если увидишь упорствующего, спорящего и восторгающегося собственным мнением человека, то знай, что понес он полный ущерб». Ибн Абу Лайля (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я не стану спорить со своим товарищем, ибо, делая это, я либо опровергаю его слова, либо заставляю его гневаться».

И невозможно счесть высказываний людей, порицавших споры и препирательства.

Спором считается всякое возражение тому, что говорят другие, связанное с указанием на недостатки формы, смысла или цели сказанного кем-либо. Таким образом, отказ от споров представляет собой отказ от отрицания и возражений, ибо любое истинное слово, которое ты услышишь, тебе следует подтвердить, если же оно будет ложным, но не связанным с делами религии, тебе следует промолчать.

Когда возникает спор по какому-либо вопросу, имеющему отношение к знанию, необходимо либо хранить молчание, либо задавать вопросы для того, чтобы получить пользу, но не следует задавать их из упрямства или желания сделать кому-нибудь назло. Можно также постараться мягко объяснить другому, что он неправ, но не надо делать ничего, если делаться это будет только для того, чтобы опорочить другого. Если же цель состоит в том, чтобы заставить кого-нибудь замолчать или показать несостоятельность человека с помощью поношения его слов и объявления его самого неспособным и невежественным, то это является запретным спором, и только молчание может уберечь от такого греха. В благородном хадисе передается: «Кто оставит спор с другим, будучи сам неправ, тому Аллах построит дворец в предместьях Рая. А тому, кто оставит спор, будучи прав, Аллах построит дворец на самой высокой части Рая» (Ат-Тирмизи, Абу Давуд).

К подобному побуждает не что иное, как высокомерие, проявляющееся в стремлении продемонстрировать другим собственные знания и превосходство, и нападки на другого человека, что выражается в стремлении показать его недостатки, однако оба этих качества являются губительными. Споры неотделимы от нанесения обид и оскорблений друг другу. Каждый пытается всеми правдами и неправдами доказать свою правоту. Спорщики любыми средствами стараются опорочить друг друга. Итогом является ссора. Средством лечения такого недуга является подавление высокомерия, которое побуждает людей показывать свое превосходство перед другими.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

ХАДИС ОБ ОСТАВИВШЕМ СПОР.

Пророк, алейхи саляту уа салям, сказал:

«Я обещаю дом в предместье Рая тому, кто оставит спор, даже если он прав, дом в середине Рая тому, кто оставит ложь, даже если это в шутку, и дом на вершине Рая тому, у кого будет хороший нрав».

[Привёл Абу Дауд 4800 и др.]

Шуйаб аль-Арнаут сказал, что иснад хороший, а шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса (хасан).

См. «Сильсиля ас-Сахиха» №273.

Аллаху известно лучше.

Всё, что пророк, алейхи саляту уа салям, говорил — это откровение.

Аллах в Куране говорит:

Клянусь звездой, когда она падает! Не заблудился ваш спутник и не сошел с пути. Он не говорит по прихоти. Это – всего лишь откровение, которое внушается.

(Сура ан-Наджм, 1-4).

Но, следует заметить, что спорить с кяфирами просто так или по мелочи аж до потери пульса, даже если ты не прав, также будет неправильным.

И также следует заметить, что спор с кяфирами, есть одна из форм призыва (даауата).

Аллах в Куране говорит:

«Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем.» (Сура Пчёлы, 125)

Высший суд: спор тела и души

В День Суда Аллах ﷻ начнёт допрос с пророков (мир им): «Я отправлял вас распространить веру среди народа, как они вам ответили?» От тяжести этого дня и страха перед Всевышним они промолвят: «О наш Владыка, сегодня мы безумны и безграмотны. Ты – знающий всё явное и тайное. Ты лучше знаешь, как они нам ответили».

Так, увидев страх и стыд пророков (мир им) перед Всевышним, многие люди, желая скрыть свои плохие и унизительные деяния, захотят, чтобы их поскорее отправили в Ад, дабы не быть опозоренными перед Творцом ﷻ и Его созданиями. Затем в руки каждого человека передадут список, на котором записаны все его деяния. Тому, кто благое свершал больше плохого, список отдадут с правой стороны, а тому, у кого порицаемые дела превысят благие, – с левой. Тот, кому дадут список с левой стороны, скажет: «Неужели я совершил все эти недостойные деяния?», пусть даже и будет уверен в том, что это он их совершил.

Смотрите так же:  Картинки оценка экспертиза

Затем Господь ﷻ спросит каждого человека, не совершил ли он такой-то грех явно, какой-то – тайно, спросит обо всём, не пропустив даже ни один малейший проступок. Несчастному трудно будет говорить правду. Он скажет: «О Аллах ﷻ , ты же сделал запретным совершение гнёта над другими». Когда Всемогущий ﷻ скажет, что Он запрещал гнёт, человек промолвит: «В таком случае пусть каждый орган моего тела заговорит и расскажет обо всём, что делал». Тогда Создатель ﷻ запечатает рот Своего раба и повелит его органам рассказать обо всём. Каждый орган изложит всё плохое и всё хорошее, что совершил. Тело оказавшегося в безвыходном положении раба свалит всю вину на душу, а душа – на тело.

Тело скажет душе: «Если бы тебя во мне не было, я был бы подобен камню или растению (то есть безумным, не могущим двигаться). Из-за тебя я попал в грех, из-за тебя провинился перед Всевышним, ты делала так, чтобы всё плохое мне казалось хорошим».

Душа скажет телу: «Я – немощный, беспомощный ветер без ног, головы, глаз, ушей, который был впущен в тебя (тело). Тем, что я попал в тебя и твоим поведением, я оказался в мучении».

Тогда Бог ﷻ пошлёт одного ангела, чтобы тот разрешил спор между телом и душой. Этот ангел скажет телу и душе: «Допустим, что парализованный человек, который не может двигаться, и слепой человек, который абсолютно ничего не видит, оказались в чужом саду. Парализованный, но видящий человек сказал слепому: «На том дереве я вижу плод, но я не могу его достать». Слепой ответил: «Садись на меня. Вместе с тобою я залезу на дерево, а поскольку ты видишь, плоды будешь срывать ты». Если таким образом они залезут на дерево и съедят чужие фрукты, т. е., допустят харам, кто же из них будет виноватым?» Душа и тело ответят: «Виноваты они оба». Тогда ангел скажет им: «Вы пришли к верному выводу без моей помощи: в нашем случае тоже виноваты вы оба, поскольку вы совершали грехи вместе: душа, проезжая на теле, тело – на душе». Тогда у человека не останется слов для возражения.

Всевышний Аллах, если захочет, спросит раба: «Ты знаешь все те грехи, которые совершил?», и перечислит их. Получив утвердительный ответ, Господь ﷻ не накажет его за эти грехи и скажет: «Как Я скрыл твои грехи в том мире, так Я и сегодня скрою их – не раскрою их и не накажу тебя».

Цель нашего покаяния (тавбу) заключается в том, чтобы в Судный день Всевышний ﷻ оставил наши грехи в тайне.

По материалам книги «Маватин уль инсан».

«Человек, не имеющий надлежащих знаний и при этом враждебно спорящий, будет находиться под гневом Аллаха, пока не прекратит это».

Всевышний Аллах говорит:

«Среди людей есть такой, речи которого в этом мире вызывают у тебя восхищение. Он призывает Аллаха в свидетели тому, что у него на сердце, и он – заядлый спорщик» (аль-Бакара, 204).

«Вопрошая: «Наши боги лучше или он (т. е. ‘Иса)?», они ссылаются на него перед тобой только ради того, чтобы спорить. Ведь они – люди, которые любят препираться» (аз-Зухруф, 58).

«Воистину, в сердцах тех, которые спорят о знамениях Аллаха безо всякого довода, дарованного им, – одна лишь [мечта] о величии, которого они не обретут. Взывай же к Аллаху о помощи. Воистину, Он – внемлющий, зрящий!» (аль-Му’мин, 56).

«Если вступаете в споры с людьми Писания, то [приводите им] наилучшие [доводы]. И не спорьте с теми из них, которые бесчинствуют. Говорите: «Мы уверовали в то, что ниспослано нам (т. е. в Коран) и что ниспослано вам (т. е. в Библию). Наш бог и ваш бог – один и тот же, и мы предаемся Ему» (аль-Анкабут, 46).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Поистине, больше всего не любим Аллахом тот человек, который спорит не по праву».

«Человек, не имеющий надлежащих знаний и при этом враждебно спорящий, будет находиться под гневом Аллаха, пока не прекратит это».

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Уверовавшая община будет находиться на правильном пути, пока не станет спорить между собой» и прочитал следующий аят:

«Вопрошая: «Наши боги лучше или он (т. е. ‘Иса)?», они ссылаются на него перед тобой только ради того, чтобы спорить. Ведь они – люди, которые любят препираться» (аз-Зухруф, 58)».

Передает ибн Умар (радыйаллаху анху), что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Больше всего я боюсь за вас из-за трех вещей:

— спора лицемера с Кораном;

— мирской жизни, ломающей ваши шеи».

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Спор о Коране – куфр».

«Человек, спорящий о том, что сомнительно, зная при этом о его сущности, будет находиться под гневом Аллаха, пока не прекратит это».

Смотрите так же:  Алименты предприниматель енвд

В другом варианте говорится:

«Он обязательно навлечет на себя ярость Аллаха».

«В моей умме больше всего пугает меня лицемер, который хорошо говорит».

«Стыдливость и признание своей слабости – частицы веры. Плохие слова и рассказы – частица лицемерия».

Тому, кто решит оставить спор, будучи правым, построят дом в Раю

Аллах Всевышний создал человека, Он создал физическую плоть, душу и ум. Посредником между всем этим является язык человека, который говорит благое, распространяет любовь, учит хорошему и сквернословит, сплетничает и приносит боль другим. Язык человека – испытание для него и предстанет он перед ответом в том числе за то, какие речи он говорил и сдерживался от запретного Аллахом.

О важности благой речи в хадисах Посланника Аллаха (мир ему) сказано:

1. «Тот, кто верит в Аллаха и в Судный день пусть говорит только доброе или молчит».

2. «Послушайте, я расскажу вам самый простой и легкий вид богослужения — это молчание и хороший нрав».

3. «Тому, кто решит оставить спор, будучи правым, построят дом на самом высоком месте в Раю; а тому, кто оставит спор, будучи неправым, построят дом в окрестностях Рая».

4. «Не спорь со своим братом, не насмехайся над ним и не давай ему обещаний, которые ты не выполнишь».

5. «Не станет полной вера раба, пока не откажется он ото лжи в шутках и от споров, даже если будет говорить правду».

6. «Не впал в заблуждение народ, после того, как Всевышний наставил его на истинный путь, кроме как из-за ссор».

7. «Тот, кто много говорит, часто ошибается; у того, кто часто ошибается, возрастают грехи; а тот, у кого много грехов, обречен на огонь».

8. «Всевышний покрывает недостатки того, кто сдерживает свой язык, и не наказывает того, кто сдерживает свой гнев, и принимает жалобы того, кто к Нему обращается».

9. «Накорми голодного, напои жаждущего, стремись к добру и избегай зла; а если не можешь, то сдерживай свой язык от всех слов, кроме добрых».

10. «Поистине, язык мумина позади его сердца; когда он хочет что-либо сказать, вначале обдумает. А язык лицемера впереди его сердца; когда желает что-либо сказать, то не обдумывает это сердцем».

11. «Не усовершенствуется вера человека, пока не усовершенствуется его сердце; и не усовершенствуется его сердце, пока не усовершенствуется его язык; и не войдет человек в Рай, пока не убережется сосед от его вреда».

Поучительная история о том, как можно навлечь на себя беду…

Однажды к хазрату за советом обратилась прихожанка и спросила:- У меня есть мечта, и я желаю ее воплотить в жизнь. Для этого денно и нощно прошу Всевышнего помочь мне в этом. Скажите, что мне сделать, чтобы Создатель исполнил мою мольбу?

Видят ли животные джиннов?

Опираясь на хадисы, мы можем сказать, что некоторые животные видят джиннов. По преданию Абу Хурайры (р.а.) Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Когда кричат петухи, просите у Аллаха по больше, ибо они увидели ангела. Когда вы слышите крик осла, то прибегайте к помощи Аллаха от Шайтана, ибо осел увидел Шайтана». (Бухари, Бадуль-халк:15, №3127, 3/1202; Муслим, Аз-Зикру ва дуа:20, №7096, 8/85). По мнению некоторых ученых, можно обратиться к Всевышнему с просьбой в момент, когда кричат петухи. Это связанно с тем, что в этот момент ангелы говорят «Амин» на совершаемые молитвы

Какое дуа является наилучшим?

Чтение в конце намаза дуа «Раббана атина…» после ат-тахията, салли и барик является сунной. Некоторые хадисы и предания относительно пользы прошения у Всевышнего Аллаха благосостояния в мирской и вечной жизни посредством чтения этого дуа, которая упоминается в 201-ом аяте суры «Аль-Бакара», приведены ниже: Как передается от Анас Ибн Малика (да будет доволен им Аллах!), больше всего пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) читал следующее дуа: «Раббана атина фиддунья хасанатан ва филь ахирати хасанатан ва кына газабаннар. О, Аллах, Господь наш, одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни и защити нас от мучений в огне».

Почему мясо животного, павшего своей смертью, запретно к употреблению в пищу?

В чем смысл данного предостережения? Как по Шариату обосновывается этот запрет?

Что говорится в Коране про отпечатки пальцев?

В Священном Коране сказано: «Конечно! Мы способны восстановить даже кончики его пальцев» (Коран; 75:4). Кончики пальцев здесь упоминаются неспроста – все дело в том, что на них располагается. А располагаются на них так называемые.

Разрешается ли протирать обычные тонкие носки при совершении омовения?

Разрешается ли протирать обычные тонкие носки при совершении омовения? Будет ли такое омовение действительным? Каково мнение имамов четырех мазхабов и других авторитетных мусульманских ученых по этому вопросу?

Почему Всевышний забирает некоторых людей так рано?

Почему Всевышний Аллах лишает жизни молодых, нельзя ли чтобы они прожили долгую жизнь?

Когда муж — гость в доме

Однажды моя подруга дала мне совет относительно поведения с мужем и сказала, что к мужу нужно относиться как к особенному гостю. Поначалу эти слова показались мне странными, но со временем я осознала их мудрость и смысл.

Смотрите так же:  Налог на землю с пенсионеров берут

© 2019 Информационно-аналитический федеральный портал «Ислам Сегодня»

Мираъ — вражда, непримиримый, излишний спор

Имам аль-Газали назвал большим грехом спор с целью унижения оппонента и обличения его ошибок (мираъ).

Спор в хорошем смысле (джадал) является похвальным, когда речь идет об установлении истины. Если речь идет о споре против истины и споре без знаний, то такой спор является порицаемым. Спор и вражда — это неприятные занятия ранящие сердца людей.

Один из великих людей сказал: «Я не знаю ничего хуже, чем вражда и споры, порочащие религию, достоинство, и отвлекающие сердца».

Всякий спор переходит в разряд порицаемых, когда нарушаются рамки приличия, когда дело доходит до оскорбления личности. Также порицаем спор, когда целью его является не установление истины, а лишь вражда и неприязнь.

Спор иногда лучше оставить, даже если он ведется за правду, так как в ходе спора весьма трудно бывает удержать себя в рамках приличия и Шариата.

Не секрет, что спор воспламеняет гнев, возбуждает неприязнь к оппоненту. В таком случае весьма трудно владеть собой, с языка могут сорваться грешные слова, в голову могут прийти неприличные мысли.

Наименьшая опасность, ожидающая спорщика, это отвлечение сердца от Всевышнего, особенно во время намаза . Он все время будет мысленно спорить, приводить аргументы.

Спор — это путь к большим проблемам, конфликтам и желательно в него не вступать.

В хадисе, переданном от Тирмизи, сказано: «Достаточно тебе греха — постоянного спора».

В хадисе, переданном от Али (да будет доволен им Аллах) сказано: «В споре погибель».

В хадисе от Абу Хурайры сказано: «Кто спорит без знаний, того постигнет гнев (Аллаха), пока он не прекратит спор» .

В хадисе от Абу Умамата сказано: «Не впали общины (уммы) в заблуждение после того, как были наставлены на истинный путь в результате споров».

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «То, что больше всего меня пугает в вас — это ошибки алимов и споры лицемеров по поводу Корана и мирского — это ваша погибель».

Передают со слов Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

«Поистине, Аллах ненавидит того краснобая из людей, который скручивает свой язык подобно (жующей) корове!»

От Джабира передали, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Наилюбимейший и наиближайший мне в Судный День тот, у кого самый прекрасный нрав. Самый далекий от меня тот, на ком мой гнев. Это гордецы, болтуны и поносящие других».

В хадисе сказано: «Кто прекратит спор, будучи неправ, тому Аллах построит дом на краю Рая. Кто же оставит спор, будучи прав, тому Аллах построит дворец на самом высоком месте Рая».

Передают со слов Джабира бин Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

«Поистине, к числу самых любимых из вас для меня и тех, кто в День воскресения окажется ко мне ближе всех, относятся наиболее благонравные из вас, а самыми ненавистными для меня и теми, кто в День воскресения окажется от меня в наибольшем удалении, являются болтливые, хвастливые, разглагольствующие, поносящие других».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Похожие публикации:

  • Как подать заявление на увольнение находясь на больничном Если работник ушел на больничный перед отпуском Больничный перед отпуском может помешать сотруднику воспользоваться правом на отдых, например, если не закончена какая-то работа в срок, что может послужить основанием для переноса […]
  • Исковое заявление о понуждении заключения трудового договора Исковое заявление о понуждении к заключению трудового договора и о взыскании компенсации причинённого морального вреда г. Москвы 107076, г. Москва, ул. 2-ая Бухвостова, вл. 4 Истец: Николай Владимирович, зарегистрированный по […]
  • Подать исковое заявление в суд на расторжение брака Исковое заявление о расторжении брака Развод — это прекращение семейных отношений между живыми супругами, если продолжение их совместной жизни невозможно, итоговым документом которого является свидетельство о расторжении брака. Чтобы […]
  • Справка с места работы что пособие не начислялось Справка о неполучении единовременного пособия при рождении ребенка Одна из выплат, положенных семье по случаю рождения ребенка — единовременное денежное пособие, которое выдается любому из родителей (матери или отцу) или лицу, […]
  • Краевая коллегия адвокатов г краснодар Услуги адвокатов Краснадарской городской коллегии адвокатов. Опытные адвокаты проконсультируют Вас, составят договоры, соглашения, исковые заявления, апелляционные, кассационные и надзорные жалобы любой сложности, а также жалобы в […]
  • Как фсс проверяет пособие по беременности и родам Как выплатить пособие по беременности и родам, если на счетах нет денег Как выплатить пособие по беременности и родам, если на счетах нет денег? Такой вопрос все чаще задают руководители фирмы бухгалтеру, обнаружив нехватку средств […]