Циолковский завещание

РАБОТА С ТЕКСТОМ В 10-м КЛАССЕ.
Подготовка к ЕГЭ

1. Книга – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить; приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место… 2. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге; племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. 3. Она росла вместе с человечеством, в ней кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца… 4. Но в книге не одно прошлое: она составляет документ, по которому мы вводим во владения настоящего, во владения всей суммы истин и усилий, найденных страданиями и облитых иногда кровавым потом; она программа будущего. 5. Итак, будем уважать книгу! (А.Герцен)

Вопросы и задания к тексту

1. Определите тему и идею текста.

2. Определите тип речи и стиль. Докажите.

3. Какое ключевое слово использует автор и какие художественные приемы связаны с этим словом? Для чего они использованы Герценом? (Метафоры, с целью раскрыть основную мысль: значимость книги в жизни человека.)

4. Запишите тематический ряд слов, который использован в тексте к слову книга. (Книга – завещание, совет, приказ, документ, программа будущего.)

5. Как расположены эти слова? С какой целью автор располагает их именно в такой последовательности? (Градация помогает автору показать значимость книги в жизни общества.)

6. Как связаны предложения в тексте? (Лексическим повтором, личным местоимением.)

7. Какие антонимы и для чего использованы в первом предложении? (Старец-юноша, отправляющимся… часовым – заступающим часовым. Они помогают подчеркнуть универсальность книги для всех поколений.)

8. Запишите микротемы данного текста.

9. Найдите в предложениях 3–5 слово, образованное переходом одной части речи в другую. (Прошлое, настоящее.)

10. Из предложений 1–3 выпишите страдательное(ые) причастие(я).

11. Выпишите слова, относящиеся к общественно-политической лексике. Как вы думаете, случайно ли это?

12. Укажите сложное предложение, части которого связаны бессоюзной и союзной подчинительной связью. (4.)

13. Укажите простое предложение, осложненное обособленными определениями. (1.)

14. Среди предложений 4–5 найдите слово, допускающее двоякое написание. (Итак – и так.)

15. Укажите предложения или части предложений с составным именным сказуемым. (1, 4.)

16. Укажите односоставное предложение и его тип. (5, определенно-личное.)

17. Укажите примеры эмоциональной лексики. С какой целью используются эти слова?

18. Укажите предложение или часть сложного предложения с составным именным сказуемым.
(1, 4.)

19. Укажите бессоюзное сложное предложение, в котором вторая часть поясняет содержание первой. (4.)

20. Укажите односоставное назывное предложение, входящее в состав сложного. (4.)

21. Укажите слово, не имеющее окончания. (Последовательно, вместе.)

(1) «Земля – колыбель человечества», – говорил К.Э. Циолковский. (2) Земля – родина человечества. (3) А что для человека может быть дороже Родины! (4) Ведь Родина – это не только место, где ты родился, не только точка на географической карте. (5) Холмы и овраги, луга и озера, реки и степи, стога и скирды хлеба – все это в зрелом возрасте складывается в совершенно конкретное понятие – Родина, и чувства, которые испытывает человек, общаясь с природой, и составляют ту основу, которая определяет человека как личность. (Г.Титов)

Вопросы и задания к тексту

1. Определите тему и идею текста.

2. Определите тип речи и стиль текста. Докажите.

3. Определите ключевое слово (слова) в тексте (Родина – человек.) Как эти слова помогают раскрыть основную мысль?

4. Какие контекстные синонимы к слову родина использует автор текста? (Родина – земля – холмы, овраги, луга, озера, реки, степи, стога, скирды хлеба). Какой образ создают эти слова (образ малой родины).

5. Как связаны эти контекстные синонимы со словом родина? (Малая родина – Родина большая – находятся в неразрывной связи.)

6. Чем является в тексте первое предложение? (Тезисом.)

7. Какой художественный прием в 1-м предложении использует автор? Для чего? (Метафора помогает выразить основную мысль.)

8. Что значит слово колыбель? (Место возникновения чего-либо.)

9. Как связаны предложения 1 и 2? (Синтаксический параллелизм.)

10. Как связаны предложения 1–4? (Лексическим повтором.)

11. Для чего автор в 4-м предложении использует усилительную частицу ведь? (Она помогает аргументировать мысль: «Дороже Родины не может быть ничего».)

12. Какие микротемы можно выделить в этом тексте? (Земля – родина человечества. Ничего нет дороже Родины. Из любви к малой родине возникает любовь к Родине большой. По этой любви определяют человека как личность.)

13. Назовите эмоционально-экспрессивную лексику. (Колыбель человечества.)

14. Укажите обороты, характерные для публицистического стиля. (Колыбель человечества, родина человечества, в зрелом возрасте, конкретное понятие, общаясь с природой, составляет основу, определяет личность.)

15. Укажите предложения с составными именными сказуемыми. (1, 2, 3, 4.)

16. Укажите типы придаточных предложений. (Определительные.)

17. Назовите слова, не имеющие окончания. (Дороже, совершенно, общаясь.)

18. К одной ли морфеме относится -ть в словах? (Личность, быть.)

19. По какому общему пунктуационному правилу поставлено тире в предложениях 1, 2, 4?

20. В предложении 5 стоит знак тире. По какому правилу он (знак) поставлен?

Восхищение красотой земли, где жили деды и прадеды, где нам суждено прожить жизнь. Повторить себя в детях, состариться и уйти в землю, родившую нас, – это важнейший эмоциональный источник любви к Родине. В мире есть страны, где природа ярче наших полей и лугов, но родная красота должна стать для наших детей самой дорогой.

Но пусть эта красота войдет в сердце вместе с мыслью о том, что не было бы ни цветущего сада, ни пчелиной арфы, ни ласковой материнской песни, если бы не направил свой пылающий самолет на вражеские танки Николай Гастелло, если бы не пролили свою кровь от Волги до Эльбы тысячи и тысячи героев…

Родная земля становится бесконечно дорогой, когда радость бытия сливается с чувством долга перед людьми, отстоявшими красоту.

Вопросы и задания к тексту

1. Определите основную мысль текста.

2. Определите тип речи и стиль текста.

3. Найдите ключевое слово в этом тексте. (Красота.)

4. Определите микротемы текста.

5. Как построен ряд однородных сказуемых в первом предложении? (Использован прием градации, которая помогает утвердить мысль о вечности красоты и тленности человеческой жизни.)

6. Как метафора первого предложения помогает раскрыть основную мысль микротемы? (Красота земли – эмоциональный источник любви к Родине.)

7. Как построено второе предложение? В чем смысл внутренней антитезы? (Есть земли красивее, но наша скромная красота должна быть милее всего.)

8. Как связаны предложения 1-го и 2-го абзацев? (Прием антитезы.)

9. Как связаны однородные дополнения в третьем предложении? Для чего автору потребовалась эта связь? (Градация и эпитеты помогают показать ценность этой красоты, которую защищали Гастелло и другие воины.)

10. Какая мысль утверждается автором благодаря этому приему? (Жизнь ценой смерти.)

11. Укажите слова эмоционально-экспрессивной тематической группы. (Восхищение, эмоциональный источник, цветущий сад, материнская песня, бесконечно дорогой, радость бытия.)

12. Укажите обороты, характерные для публицистического стиля. (Суждено прожить, уйти в землю, проливали кровь, радость бытия, чувство долга.) Для чего их использует автор? (Возвышенность лексики, патетическое звучание, торжественность.)

13. Укажите предложения или части сложных предложений с составными именными сказуемыми. (1, 2, 4.)

14. Укажите прилагательное в превосходной степени. (Самой дорогой, важнейший.)

15. Укажите предложения с причастными оборотами. (1, 4.)

16. Укажите сложное предложение с однородным присоединением придаточных. (1, 3.)

17. Определите тип этих придаточных. (Определительное.)

18. Укажите сложное предложение, состоящее из трех простых.

Н.А. ЗАЙЦЕВА,
Стабенская средняя школа,
Смоленская обл.

Константин Эдуардович Циолковский

Константин Эдуардович Циолковский, выдающийся исследователь, крупнейший ученый в области воздухоплавания, авиации и космонавтики, подлинный новатор в науке, родился 5(17) сентября 1857 года в селе Ижевском Рязанской губернии в семье лесничего Эдуарда Игнатьевича Циолковского. Он рос смышленым, любознательным и впечатлительным ребенком. Уже в эти годы формировался характер будущего ученого — самостоятельный, настойчивый и целеустремленный. «Я думаю, что получил соединение сильной воли отца с талантливостью матери», — писал впоследствии Циолковский.

В 10-летнем возрасте Циолковского постигло большое несчастье — он заболел скарлатиной и в результате осложнения почти полностью потерял слух.

Выдающиеся способности, склонность сына к самостоятельной работе и изобретательству заставили отца задуматься над его дальнейшим образованием. Циолковскому было 16 лет, когда отец решил отправить его в Москву для продолжения учебы. Три года самостоятельных целеустремленных занятий в библиотеке Румянцевского музея обогатили юношу знаниями в области математики, физики и астрономии.

После возвращения из Москвы осенью 1879 года Циолковский экстерном сдал экзамен в Рязанской гимназии на звание учителя уездных училищ и спустя три месяца получил назначение в небольшой городок Боровск Калужской губернии. В течение 12 лет Циолковский жил и работал в Боровске, преподавая арифметику и геометрию. Там же он женился на Варваре Евграфовне Соколовой, ставшей его верной помощницей и советчицей, матерью его семерых детей.

Учительствуя, Циолковский начал заниматься научной работой. Уже в 1883 году он написал работу «Свободное пространство», в которой сделал важный вывод о возможности использования реактивного движения для перемещения в мировом пространстве.

Почти всю жизнь Циолковский много занимался вопросами воздухоплавания.

Его первая научная работа по воздухоплаванию «Аэростат металлический, управляемый» увидела свет в 1892 году.

В этом же году в связи с переводом Циолковского в Калужское уездное училище семья Циолковских переехала в Калугу. Многие годы семье пришлось жить на частных квартирах, прежде чем удалось приобрести на окраине города небольшой домик.

В 1903 году в журнале «Научное обозрение» № 5 появилась первая статья Циолковского по ракетной технике «Исследование мировых пространств реактивными приборами». В этом труде ученый впервые для реального осуществления космического полета предложил проект жидкостной ракеты, обосновал теорию ее полета.

Первая часть статьи Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами» прошла незамеченной для широких научных кругов. Вторая часть, опубликованная в журнале «Вестник воздухоплавания», увидела свет в 1911-1912 годах и вызвала большой резонанс. Известные популяризаторы науки и техники В.В. Рюмин, Я.И. Перельман и Н.А. Рынин занялись распространением космических идей Циолковского, стали со временем его настоящими друзьями. Большую помощь оказывали Циолковскому и многочисленные калужские друзья: В.И. Ассонов, П.П. Каннинг, С.Е. Еремеев, а позднее А.Л. Чижевский и С.В. Щербаков. В 1914 году Циолковский издал отдельной брошюрой «Дополнение к «Исследованию мировых пространств реактивными приборами».

Научная деятельность занимала все свободное время Циолковского, но основной в течение многих лет все же была учительская работа. Его уроки вызывали у учащихся интерес, давали им практические навыки, знания. Только лишь в ноябре 1921 года в возрасте 64 лет Циолковский оставил педагогическую работу.

После Великой Октябрьской социалистической революции его научная деятельность получила поддержку государства. В 1918 году Циолковский был избран членом Социалистической академии. В 1921 году Циолковскому была назначена повышенная персональная пенсия.

Внимание правительства к научно-исследовательской работе ученого способствовало признанию работ Циолковского, росту популярности.

В 1932 году Циолковскому исполнилось 75 лет. Это событие было отмечено торжественными заседаниями в Москве и Калуге.

Правительство наградило ученого орденом Трудового Красного Знамени за «особые заслуги в области изобретений, имеющих огромное значение для экономической мощи и обороны Союза ССР». Вручение ордена состоялось в Кремле 27 ноября 1932 года. Принимая орден, Циолковский сказал: «Я могу отблагодарить Правительство за эту высокую награду только своими трудами. Благодарить словами не имеет никакого смысла».

Ученый с новыми силами взялся за работу, он по-прежнему много внимания уделял научной работе, пропаганде научных знаний, вел большую общественную работу. Циолковский встречался с рабочими, учеными, колхозниками, часто выступал перед молодежью, был консультантом научно-фантастического фильма «Космический рейс».

Смотрите так же:  Возврат товара авон

В августе 1935 года здоровье Циолковского резко ухудшилось. 13 сентября он продиктовал свое завещание.

19 сентября 1935 года Циолковского не стало. Похоронили его в Калуге в Загородном саду (ныне парк его имени).

Почему стоит приучать себя ходить в театр

Многие люди после работы не хотят ничего, кроме того, чтобы скорее поужинать и сесть перед своим любимым телевизором.

Завещание Циолковского

13 сентября 1935 года, будучи смертельно больным, великий русский ученый, отец космонавтики Константин Эдуардович Циолковский продиктовал письмо:

«ЦК ВКП(б) — вождю народа

Мудрейший вождь и друг всех трудящихся, товарищ Сталин!

Всю свою жизнь я мечтал своими трудами хоть немного продвинуть человечество вперед. До революции моя мечта не могла осуществиться. Лишь Октябрь принес признание трудам самоучки; лишь Советская власть и партия Ленина—Сталина оказали мне действенную помощь. Я почувствовал любовь народных масс, и это давало мне силы продолжать работу, уже будучи больным. Однако сейчас болезнь не дает мне закончить начатого дела.

Все свои труды по авиации, ракетоплаванию и межпланетным сообщениям передаю партии большевиков и Советской власти — подлинным руководителям прогресса человеческой культуры. Уверен, что они успешно закончат эти труды.

Всей душой и мыслями Ваш, с последним искренним приветом всегда Ваш

13 сентября 1935 года».

Товарищ Сталин ответил Циолковскому телеграммой:

«Знаменитому деятелю науки

К. Э. Циолковскому.

Примите мою благодарность за письмо, полное доверия к партии большевиков и советской власти. Желаю Вам здоровья и дальнейшей плодотворной работы на пользу трудящимся.

Константин Эдуардович был в полном сознании и очень обрадовался, когда ему прочитали ответ товарища Сталина.

— Я хочу еще раз обратиться к нему, — сказал он, — запишите. И он продиктовал:

«Москва. Товарищу СТАЛИНУ.

Прочитал Вашу теплую телеграмму. Чувствую, что сегодня не умру. Уверен, знаю — советские дирижабли будут лучшими в мире. Благодарю, товарищ Сталин».

Затем, прочитав записанное под диктовку, ученый попросил карандаш и дописал слова:

«Нет меры благодарности.

Это были последние слова, написанные великим человеком.

А теперь подумайте и сравните.

Константин Эдуардович Циолковский – и, не к столу будь сказано, Караганов.

Величайший ученый воистину вселенского масштаба, преобразовавший всю жизнь человечества – и мелкий организм, способный только преобразовывать продукты в органическое удобрение.

У одного – нет меры благодарности товарищу Сталину, у другого – нет меры в подгаживании и пакостничестве.

Труды Циолковского останутся навсегда в истории человечества – потуги Караганова будут забыты, как старый, давно ставший не смешным анекдотец.

Так к кому мы будем прислушиваться – к титану Циолковскому или к пигмеям-«десталинизаторам» из породы карагановых?

Константин Циолковский

Константин Циолковский: биография

Люди годами пытались найти ответы о строении Вселенной, смотрели на загадочные звезды и мечтали о покорении космоса. Константин Эдуардович Циолковский приблизил человечество к покорению воздушного пространства.

Ученый Константин Циолковский

Его труды послужили стимулом к созданию мощнейших ракет, самолетов и орбитальных станций. Прогрессивные и новаторские идеи мыслителя часто не совпадали с общественным мнением, но ученый не сдавался. Гениальные исследования Циолковского прославили российскую науку в мировом сообществе.

Детство и юность

Осенью 1857 года в семье Циолковских родился мальчик. Родители ребенка жили в селе Ижевское Рязанской губернии. Константином младенца назвал священник при крещении. Эдуард Игнатьевич (отец) считался отпрыском обедневшего дворянского рода, корни которого уходили в Польшу. Мария Юмашева (мать) – татарка по происхождению, получила образование в гимназии, поэтому могла сама обучать детей грамоте.

Портрет Константина Циолковского

Мама научила сына письму и чтению. Букварем Константина становятся «Сказки» Афанасьева. По этой книге смышлёный мальчик складывает буквы в слоги и слова. Овладев техникой чтения, любознательный ребенок познакомился с многочисленными книгами, которые присутствовали в доме. Старшие братья и сестры Циолковского считали малыша выдумщиком и фантазером и не любили слушать детские «бредни». Поэтому Костя вдохновенно рассказывал младшему братишке собственные размышления.

В 9-летнем возрасте ребенок заразился скарлатиной. Мучительная болезнь дала осложнение на слух. Тугоухость лишила Константина большей части детских впечатлений, но он не сдался и увлекся мастерством. Вырезает и клеит поделки из картона и дерева. Из-под рук одаренного малыша выходят саночки, часы, домики и крошечные замки. Изобрел и коляску, которая ездила против ветра, за счет пружины и мельницы.

Родители Константина Циолковского

В 1868 году семья вынуждена переехать в Киров Вятской губернии, так как отец потерял работу и направился к братьям. Родственники помогли мужчине с работой, пристроив лесничим. Циолковским достался купеческий дом – бывшее владение Шуравина. Через год подросток вместе с братом поступает в мужскую «Вятскую гимназию». Педагоги оказались строгими, а предметы сложными. Учеба дается Константину тяжело.

В 1869 погибает старший брат, который учился в Морском училище. Мама, не пережив утрату ребенка, через год скончалась. Костя, горячо любивший матушку, погружается в траур. Трагические моменты биографии отрицательно сказались на учебе мальчика, который и до этого не блистал отметками. Ученика 2 класса из-за неуспеваемости оставляют на второй год, а сверстники жестоко издеваются над глухотой.

Константин Циолковский в детстве

Из 3 класса отстающего школьника отчислили. После этого Циолковский вынужденно занялся самообразованием. Находясь в домашней обстановке, подросток успокоился и вновь принялся много читать. Книги давали необходимые знания и не упрекали юношу, в отличии от педагогов. В родительской библиотеке Константин обнаружил труды именитых ученых и с упоением взялся за изучение.

К 14 годам одаренный мальчик развивает собственные инженерные способности. Самостоятельно создает домашний токарный станок, с помощью которого мастерит нестандартные вещицы: движущиеся коляски, ветряную мельницу, деревянный локомотив и даже астролябию. Увлечение фокусами побудило Константина к созданию «волшебных» комодов и ящиков, в которых таинственным образом «исчезали» предметы.

Отец, осмотрев изобретения, поверил в талантливость сына. Эдуард Игнатьевич отправляет юное дарование в Москву, где ему надлежало поступить в Высшее техническое училище. Планировалось, что жить будет у папиного друга, которому написали письмо. По рассеянности Константин обронил листок с адресом, запомнив только название улицы. Прибыв на Немецкий (Бауманский) проезд, снял комнату и продолжил самообразование.

Из-за природной стеснительности юноша не решился на поступление, но остался в городе. Отец присылал ребенку 15 рублей в месяц, но этих денег катастрофически не хватало.

Константин Циолковский — ученый-самоучка

Молодой человек экономил на еде, так как тратил финансы на книги и реактивы. Из дневников известно, что умудрялся прожить на 90 копеек в месяц, питаясь только хлебом и водой.

Ежедневно с 10:00 до 16:00 сидит в Чертковской библиотеке, где изучает математику, физику, литературу, химию. Здесь Константин знакомится с основоположником русского космизма — Федоровым. Благодаря разговорам с мыслителем юноша получил информации больше, чем смог бы узнать у профессоров и педагогов. Три года понадобилось юному дарованию, чтобы полноценно освоить программу гимназии.

В 1876 тяжело заболел отец Циолковского и вызвал сына домой. Вернувшись в Киров, молодой человек набрал класс учеников. Изобрел собственную методику преподавания, которая помогала детям полноценно усваивать материал. Каждый урок демонстрировал наглядно, что облегчало закрепление изученного.

Свидетельство уездного учителя математики, полученное Константином Циолковским

В конце года умер Игнат – младший брат Константина. Мужчина тяжело перенес это известие, так как с детства любил Игната и доверял сокровенные тайны. Спустя 2 года семейство вернулось в Рязань, планируя купить доходный дом. В этот момент между отцом и сыном происходит ссора, и молодой учитель покидает семью. На деньги, заработанные репетиторством еще на Вятке, снимает комнатку и подыскивает новых учеников.

Для подтверждения квалификации мужчина экстерном сдает экзамены в Первой гимназии. Получив свидетельство, по распределению отправляется в Боровск, к месту государственной службы.

Научные достижения

Молодой теоретик ежедневно чертит графики и планомерно составляет рукописи. Дома постоянно экспериментирует, в результате чего в комнатах гремит миниатюрный гром, блистают крошечные молнии, самостоятельно танцуют бумажные человечки.

Научный совет «РФХО» постановил включить Циолковского в ряды ученых. Сотрудники комитета поняли, что гений-самоучка внесет весомый вклад в науку.

Произведения Константина Циолковского

В Калуге мужчина написал труды по космонавтике, медицине, космической биологии. Константин Циолковский известен не только изобретениями, но и удивительными размышлениями о космосе. Его «космическая философия» расширила границы жизненного пространства и открыла перед человеком дорогу в небо. Гениальный труд «Воля вселенной» доказал человечеству, что звезды гораздо ближе, чем кажется.

Список научных открытий

  • В 1886 году разработал аэростат, ориентируясь на собственные чертежи.
  • На протяжении 3 лет ученый муж прорабатывает идеи, связанные с ракетостроением. Пытается ввести в эксплуатацию металлический дирижабль.
  • Математическими чертежами и выкладками подтверждает теорию о допустимости запуска ракеты в космос.
  • Разработал первые модели ракет, стартующих с наклонной плоскости. Чертежи профессора использовались при создании артиллерийской установки «Катюша».
  • Построил аэродинамическую трубу.

Константин Циолковский построил аэродинамическую трубу

  • Спроектировал двигатель с газотурбинной тягой.
  • Создал чертеж моноплана и обосновал идею двукрылого самолета.
  • Придумал схему поезда, движущегося на воздушной подушке.
  • Изобрел шасси, которое выдвигается из нижней полости летательного аппарата.
  • Исследовал виды топлива для ракет, рекомендовав смесь водорода и кислорода.
  • Написал научно-фэнтезийную книгу «Вне Земли», в которой рассказал об удивительном путешествии человека на Луну.

Свадьба Циолковского состоялась летом 1880 года. Женившись без любви, рассчитывал, что подобный брак не будет мешать работе. Супругой стала дочка вдовствующего священника. Варвара и Константин прожили в браке 30 лет и произвели на свет 7 детей. Пятеро малышей умерли еще во младенчестве, а оставшиеся двое погибли взрослыми. Оба сына совершили суицид.

Константин Циолковский с семьей

Биография Константина Эдуардовича пестрит трагическими событиями. Ученого преследуют смерти родных, пожары и наводнения. В 1887 до тла выгорел дом Циолковских. В огне погибли рукописи, чертежи и модели. 1908 год не менее печален. Вышедшая из берегов Ока затопила жилище профессора, уничтожив уникальные схемы и машины.

Научные достижения гения не оценили работники Социалистической академии. От голодной смерти Циолковского спасло Общество любителей мироведения, назначив ему пенсию. Власть вспомнила о существовании талантливого мыслителя только в 1923, когда в прессе опубликовали доклад немецкого физика о космических полетах. Государство назначило русскому гению пожизненную дотацию.

Весной 1935 года врачи диагностировали у профессора рак желудка. Узнав диагноз, мужчина составил завещание, но отказался лечь на госпитализацию. Измученный постоянными болями осенью согласился на операцию.

Памятник Константину Циолковскому

Медики экстренно удалили опухоль, но остановить деление раковых клеток не смогли. На следующий день в больницу доставили телеграмму от Сталина, который пожелал скорейшего выздоровления.

К. Э. Циолковский — основоположник космонавтики (стр. 4 из 4)

11. Последний год.

В 1935 году наступило резкое ухудшение здоровья Циолковского.Он никогда не был крепким и совершенно здоровым человеком, но обращаться к врачам и вообще лечиться он не любил. «При естественном ходе болезни вырабатывается иммунитет, — обыкновенно говорил он, — вредные бациллы побеждаются, и нарушенное равновесие восстанавливается, введение в организм лекарства искусственно прерывает течение болезни, и необходимого иммунитета не вырабатывается». Последний год он стал чувствовать в верхней части груди боль, которая усилилась после смерти внука. Осмотр показал неизлечимую стадию рака желудка. О диагнозе больному не сказали, но, вероятно, Константин Эдуардович догадался сам. Но и в это время ученый продолжал трудиться, за неполных восемь месяцев 1935 года им написаны и закончены более двадцати работ, из которых пятнадцать были опубликованы при его жизни.

День ото дня здоровье Циолковского становилось все хуже, он все больше слабел. Реже пытался ездить на велосипеде, а иногда, возвращаясь, не в силах был ввести велосипед на две ступеньки крыльца. В конце июля и эти прогулки он оставил, и с середины августа занимался толькоприведением в порядок своих научных трудов.

За шесть дней до смерти, 13 сентября 1935 года К. Э. Циолковский написал свое знаменитое письмо-завещание:

«Всю свою жизнь я мечтал своими трудами хоть немного продвинуть человечество вперед».

Смотрите так же:  Нотариус заверительную надпись

Основные даты жизни и деятельности К.Э.Циолковского

1857 — 17(5) сентября – Константин Эдуардович Циолковский родился в селе Ижевском Рязанской губернии.

1860 — Семья Циолковских переехала в Рязань.

1866 — Константин Циолковский заболел скарлатиной. В результате осложнения после болезни потерял слух.

1868 — Переезд семьи Циолковских в Вятку.

1869 — Поступление в гимназию.

1870 — Смерть матери – Марии Ивановны Циолковской.

1871 — Отчисление из гимназии.

1873 — Переезд Циолковского в Москву для занятий самообразованием.

1876 — Возвращение Циолковского в Вятку.

1878 — Переезд семьи в Рязань.

1880 — Сдача экзаменов на учительское звание и переезд в Боровск.; 20 августа – женитьба на Варваре Евграфовне Соколовой. Смерть отца – Эдуарда Игнатьевича Циолковского.

1885 — Начало работы над рукописью “Теория аэростата”.

1887 — Знакомство с Голубицким.

1890 — VII отдел Русского технического общества рассмотрел проект цельнометаллического дирижабля Циолковского.

1891 — Публикация в трудах Общества любителей естествознания статьи “Давление жидкости на равномерно движущуюся в ней плоскость”.

1892 — Выпуск брошюры “Аэростат металлический управляемый”.

1893 — Принятие в число членов Нижегородского кружка любителей астрономии. Выход в приложении к журналу “Вокруг света” фантастической повести “На Луне”.

1894 — Публикация в журнале “Наука и жизнь” работы “Аэроплан или птицеподобная (авиационная) летательная машина”.

1895 — Выход книги “Грезы о земле и небе”.

1896 — Знакомство с книгой А.П.Федорова “Новый способ воздухоплавания”, исключающий воздух как опорную среду”.

1897 — Постройка аэродинамической трубы. 10 мая – Циолковский вывел формулу, установившую зависимость между скоростью ракеты в любой момент времени, скоростью истечения газов из сопла, массой ракеты и массой взрывных веществ.

1898 — Приглашение на работу в женское епархиальное училище.

1900 — Академия наук приняла решение помочь Циолковскому в проведении опытов по аэродинамике.

1902 — Самоубийство сына Игната.

1903 — Публикация в “Научном обозрении” первой части труда “Исследование мировых пространств реактивными приборами”.

1905 — Покупка дома на Коровинской улице в Калуге.

1911 — “Вестник воздухоплавания” начинает публиковать вторую часть труда “Исследование мировых пространств реактивными приборами”.

1914 — Публикация брошюры “Второе начало термодинамики”. Участие в работе Третьего Всероссийского воздухоплавательного съезда в Петербурге.

1918 — Журнал “Природа и люди” начинает публиковать повесть “Вне Земли”. Участие в работе Пролетарского университета Калуги. август – Циолковский избран в число членов-соревнователей Социалистической академии.

1919- 5 июня – Циолковский избран почетным членом Русского общества любителей мироведения.

1921- 9 ноября — Совет Народных Комиссаров РСФСР принимает решение о назначении Циолковскому пожизненной персональной пенсии.

1922 — Циолковский участвует в годичном съезде Ассоциации натуралистов.

1923 — Начало переписки с Ф.А.Цандером.

1924- 23 августа – Циолковский избран почетным профессором Военно-воздушной академии имени Жуковского.

1925- 3 мая – Диспут в Политехническом музее Москвы о целесообразности постройки дирижабля Циолковского.

1926 — Публикация большой работы “Исследование мировых пространств реактивными приборами”.

1935- 23 июня – Реактивный научно-исследовательский институт избрал Циолковского почетным членом технического совета. 13 сентября –Письмо-завещание в ЦК ВКП(б). 19 сентября — Смерть Константина Эдуардовича Циолковского.

1. А. А. Космодемьянский, Энциклопедия КОСМОНАВТИКА, издательство «Советская энциклопедия» 1985

2. Природа и человек, N3, 1981.

3. И.И. Гвай. О малоизвестной гипотезе Циолковского. Калуга, 1959.

4. Е. Тимошенкова, Т. Чугрова. В Калугу к Циолковскому. «Золотая аллея».

К.Э.Циолковский — основоположник космонавтики

Столичный учебный центр
г. Москва

Выбранный для просмотра документ проект Циолковский отпечатать.doc

2. Цель, задачи, гипотеза и актуальность проблемы———— 3 стр

3) Научно-фантастическое произведение «Вне Земли»———— 6 стр

4) Космические идеи «пионера Вселенной»————————- 8 стр

5. Источники использованной литературы —————————12 стр

6. Источники использованной информации—————————12 стр

«Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство»
К.Э. Циолковский.

Мы привыкли к тому, что околоземное пространство бороздят космические корабли, на орбитальных космических станциях работают международные космические экипажи. Но так было не всегда. С чего все начиналось? Изучая на уроке физики тему «Реактивное движение», я услышала о Константине Эдуардовиче Циолковском. Мне стало интересно, в чем заслуга данного человека. Первым делом я решила посетить нашу школьную библиотеку, где нашла книгу, написанную Циолковским «Вне Земли». Затем, обратившись ко «всемирной паутине», отыскала еще два произведения: «На Луне» и «Грезы о Земле и небе и эффекты всемирного тяготения». Читая предисловие одной из этих книг, меня заинтересовали вот эти слова: «Имя великого русского ученого, основоположника теории реактивного движения и космонавтики К.Э. Циолковского известно во всем мире. Вся деятельность его — настоящий подвиг во славу своего народа, на благо всего человечества. Не случайно так тепло сказал о Константине Эдуардовиче первый в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин: «Он очень любил людей, ради которых жил и работал, все свои труды он завещал советскому народу, вот почему никогда не сотрется в веках имя Константина Эдуардовича Циолковского, «великого пионера Вселенной». Сразу же у меня возник вопрос, почему, по словам Ю.А. Гагарина Циолковский считается « великим пионером Вселенной»? С каждым днем этот вопрос все больше и больше интересовал меня, и я решила сама ответить на свой вопрос. Поставив цель и задачи, я начала свою работу.

Цель: Выяснить, почему К.Э. Циолковского называют «пионером Вселенной».

Изучить биографию К.Э. Циолковского

Познакомиться с его произведением «Вне Земли»

Пополнить свои знания о жизни замечательных людей и в рамках недели физики, ко дню космонавтики провести беседы об интересных страницах жизни К.Э. Циолковского.

Гипотеза : К.Э. Циолковский- основоположник космонавтики

Актуальность проблемы : Молодое поколение должно знать выдающихся людей своей страны.

Из биографии

Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) — выдающийся исследователь, крупнейший ученый в области воздухоплавания, авиации и космонавтики, родился 5(17) сентября 1857 года в селе Ижевском Рязанской губернии в семье лесничего Эдуарда Игнатьевича Циолковского. Он рос смышленым, любознательным и впечатлительным ребенком. Уже в эти годы формировался характер будущего ученого — самостоятельный, настойчивый и целеустремленный. «Я думаю, что получил соединение сильной воли отца с талантливостью матери», — писал впоследствии К.Э. Циолковский.

Жизнь Циолковского — это жизнь человека, все силы и труды которого были направлены к улучшению жизни людей, развитию их знаний о природе, прогрессу на благо всего человечества. Работая над осуществлением передвижения при помощи авиации, дирижаблей и ракет, К. Э. Циолковский никогда не думал о личном обогащении и благополучии.

Поистине необычна и трагична судьба Константина Эдуардовича Циолковского — первого в мире теоретика освоения космического пространства и обычного школьного учителя.

В 10-летнем возрасте его постигло большое несчастье, он заболел скарлатиной и в результате осложнения почти полностью потерял слух, затем он потерял в 13-летнем возрасте маму. Выдающиеся способности, склонность сына к самостоятельной работе и изобретательству заставили отца задуматься над его дальнейшим образованием. Константину Эдуардовичу было 16 лет, когда отец решил отправить его в Москву для продолжения учебы. Три года самостоятельных целеустремленных занятий в библиотеке Румянцевского музея обогатили юношу знаниями в области математики, физики и астрономии. После возвращения из Москвы осенью 1879 года Константин Эдуардович экстерном сдал экзамен в Рязанской гимназии на звание учителя уездных училищ и спустя три месяца получил назначение в небольшой городок Боровск Калужской губернии. В течение 12 лет Циолковский жил и работал в Боровске, преподавая арифметику и геометрию. Там же он женился на Варваре Евграфовне Соколовой, ставшей его верной помощницей и советчицей, матерью его семерых детей. Учительствуя, Константин Эдуардович начал заниматься научной работой. Научная деятельность занимала все свободное время К.Э.Циолковского, но основной в течение многих лет все же была учительская работа. Его уроки вызывали у учащихся интерес, давали им практические навыки, знания. Только лишь в ноябре 1921 года в возрасте 64 лет Константин Эдуардович оставил педагогическую работу.

В августе 1935 года здоровье Циолковского резко ухудшилось. 13 сентября он продиктовал свое завещание. 19 сентября 1935 года К.Э.Циолковского не стало. Похоронили его в Калуге в Загородном саду (ныне парк его имени).

В изданных при жизни Константина Эдуардовича работах и его архивах значительное количество материалов посвящено исключительно техническим аспектам космических полётов. Вот небольшой перечень его работ на эту тему:

1903 г. — Исследование мировых пространств реактивными приборами (ракета в космическом пространстве).

1911 г. — Исследование мировых пространств реактивными приборами.

1914 г. — Исследование мировых пространств реактивными приборами (дополнение).

1924 г. — Космический корабль.

1926 г. — Исследование мировых пространств реактивными приборами (переиздание работ 1903 и 1911 гг. с изменениями и дополнениями).

1927 г. — Космическая ракета (опытная подготовка).

1928 г. — Труды о космической ракете 1903–1907 гг.

1929 г. — Космические ракетные поезда. Реактивный двигатель. Цели звёздоплавания.

1930 г. — Звёздоплавателям.

1932 г. — Реактивное движение.

1932–1933 гг. — Топливо для ракеты.

1933 г. — Звёздолёт с предшествующими ему машинами. Снаряды, приобретающие космические скорости на суше или воде.

1935 г. — Наибольшая скорость ракеты.

Первой научной работой, в которой ученый высказал мысль о возможности использования принципа реактивного движения для перемещения в мировом пространстве, была монография «Свободное пространство» (1883г.).

В 1903 году в журнале «Научное обозрение» № 5 появилась первая статья К. Э. Циолковского по ракетной технике «Исследование мировых пространств реактивными приборами». В 1914 году Константин Эдуардович издал отдельной брошюрой «Дополнение к «Исследованию мировых пространств реактивными приборами».

Одна из ранних статей Циолковского называлась «Как предохранить нежные вещи от толчков». Она была опубликована в «Трудах Общества любителей естествознания» в 1891 г.

За свою жизнь Константин Эдуардович Циолковский написал более 130-ти разного рода статей и сочинений, более 80-ти рукописей.

Научно-фантастическое произведение «Вне Земли»

Перу К.Э. Циолковского принадлежит много научно-фантастических произведений: «Вне Земли», «На Луне», «Грезы о Земле и небе и эффекты всемирного тяготения» и другие, которые являются прекрасным образцом научно-фантастической литературы. В них глубоко научно излагаются основные положения науки о звездоплавании, принципиальные основы устройства средств ракетной техники, подчеркивается значение для людей освоения просторов Вселенной.

Читая это произведение, мне казалось, что оно было написано после полета человека в космос, но посмотрев, когда было написано произведение и, вспомнив, когда человек совершил полет в космос, я вновь и вновь убеждала себя в том, что Константин Эдуардович предвидел будущее. Так точно он смог описать Вселенную, ракету, невесомость. Вот мнение первого космонавта: «Знаете, сейчас, вернувшись из полета вокруг Земли, я просто поражаюсь, как правильно мог предвидеть наш замечательный ученый все то, с чем только что довелось встретиться, что пришлось испытать на себе. Многие, очень многие его предположения оказались совершенно правильными». Юрий Гагарин, который делился своими впечатлениями о первом витке вокруг Земли, имел в виду книгу Константина Эдуардовича Циолковского «Вне Земли». Именно в ней столь ярко и правдоподобно описаны переживания людей, летящих в космос на ракете, которая стала спутником нашей планеты. « — Но неужели мы никогда не вылетим за пределы этих стенок, в это беспредельное, кажущееся таким ограниченным пространство, что виднеется отсюда через окна?! — Отчего же! Это вполне возможно, — сказал Ньютон. — У нас даже для этой цели имеются приспособления, заготовленные еще на Земле: особые одежды вроде скафандр с приборами для дыхания и поглощения продуктов, выделяющихся из тела. » . В этом отрывке Циолковский говорит о том, что для того чтобы выйти в открытую атмосферу нужен скафандр, этот факт тоже является верным.

Повестью этой Циолковский начал заниматься еще в конце прошлого века. Наброски ее были сделаны в 1896 г., но рукопись увидела свет значительно позже. В 1918 г. в журнале «Природа и люди» были опубликованы лишь начальные главы. И только в 1920 г. Калужское общество изучения природы и местного края выпустило «Вне Земли» отдельным изданием. Книга стала величайшей библиографической редкостью, и у нее оказалась удивительная судьба.

Смотрите так же:  Что нужно для оформления гараж в собственность

Прежде всего, в ней Циолковский в чрезвычайно популярной и вместе с тем строго научной форме изложил кратко основы теории космического полета. Да, именно теории: герои повести в одной из глав обсуждают устройство межпланетной ракеты и, фактически, механику ракетного полета. Какую скорость сможет набрать ракетный корабль и как далеко он улетит с течением времени, как быстро пролетит он земную атмосферу? Циолковский представил результаты в виде маленькой таблицы, и основаны они были на выведенной им знаменитой формуле, связывающей главные характеристики ракеты между собой.

Герои же повести «Вне Земли» преодолевают как раз тот самый начальный этап, который необходимо пройти, чтобы оказаться в свободном от тяжести пространстве и овладеть безграничными просторами Вселенной.

Все, над чем размышлял Циолковский в те годы, что мучило его и нашло, в конце концов, свое решение, отразилось в повести. «Ничто меня так не занимает, как задача одоления земной тяжести и космические полеты», — говорил Циолковский.

Это, конечно, не только теория, не только конструктивные решения, которые созрели у него уже тогда, но и переживания будущих космических путешественников, которые Циолковский представлял, как никто другой. Свидетельство Юрия Гагарина чрезвычайно красноречиво.

В повести «Вне Земли» красной нитью проходит идея интернационализма в космических исследованиях.

Нам покажется, может быть, несколько экстравагантным, что герои повести «Вне Земли» носят имена знаменитых ученых разных стран — здесь и француз Лаплас, и немец Гельмгольц, и англичанин Ньютон, и американец Франклин, и итальянец Галилей. Здесь и русский — Иванов. Можно думать, что Циолковский, изобразив интернациональный коллектив строителей первого межпланетного корабля и его пассажиров, сделал это с определенной целью — выразил тем самым в своеобразной форме идею международного сотрудничества в овладении космосом.

Пожалуй, «Вне Земли» — первое и единственное произведение Циолковского, в котором он описал лунный перелет и изучение космонавтами Луны, причем описал очень подробно, придумав даже специальный ракетный «луномобиль», на котором его герои совершали длительные экскурсии, — своеобразный предшественник советского «Лунохода-I» и американских лунных «тележек». Кстати сказать, среди проектов будущего лунного транспорта мы встречаем и похожие на тот, какой предложил Циолковский. Описал он и путешествие своих героев к Марсу.

Но едва ли не самое интересное в повести — подробное описание того, что должны пережить космические путешественники, как раз и удивившее Гагарина. Обстановка передана предельно правдоподобно. Этому приходится только удивляться — такие картины созданы исключительно силой воображения, и лишь много позднее мы увидели их на экранах космовидения и познакомились с ними по рассказам космонавтов.

«Физические и химические опыты», «Разговоры о жизни в эфире», «Резюме о жизни в эфире» — так названы несколько глав повести. Сейчас, когда о производстве вне Земли, о фабриках и заводах, работающих за атмосферой, говорят как о вполне реальной перспективе, эти главы особенно любопытны. В них предвосхищены в какой-то мере особенности будущей космической технологии и техники. Циолковский говорит, например, о тех возможностях, которые предоставляет невесомость для создания сооружений сложной формы, об утилизации солнечной энергии, предвидит даже возможность сварки с помощью тепла солнечных лучей.

И еще одно, мимо чего трудно пройти, читая повесть. Не только ощущения космонавтов, но и увиденные ими необычайные пейзажи описаны были Циолковским удивительно достоверно.

У современного читателя могут вызвать улыбку и отдельные черточки в поведении героев, и выражения, которые они употребляют. Людей в скафандрах автор называет балахонщиками. Но разве в словах дело? Ведь предвосхищены не только обстоятельства всего полета, но даже и выход в открытый космос! Предвосхищены такие детали, которые лишь теперь становятся для ученых и инженеров предметом серьезного обсуждения.

«Вне Земли» поражает богатством содержания. Вот еще пример, и очень характерный. Если в космосе предстоит пробыть не часы и дни, а недели, месяцы и годы, то ракету (либо станцию) надо сделать независимой от Земли. Как на нашей планете, там надо создать атмосферу, которая очищалась бы и пополнялась кислородом, надо позаботиться об уничтожении отходов. Надо подумать о пище и воде. И Циолковский предлагает остроумнейшее решение, которое стало теперь одним из краеугольных камней космической биологии и медицины, создание замкнутого круговорота веществ с помощью растений. Циолковский подробно описывает устройство и монтаж оранжереи в ракете, упоминает о регенерации воды, благодаря чему ее запасы не нужно будет пополнять.

Много места в повести уделено будущим «поселениям в эфире».

Удивительно подробно Циолковский описывает эти космические сооружения и жизнь в них. Освоение околосолнечного пространства — от первого небольшого поселения до целого союза таких поселений — не только находит художественное воплощение в повести «Вне Земли», но обосновано технически и научно.

Космические идеи «пионера Вселенной»

К. Э. Циолковский много сделал для познания основ теории движения ракет и именно ему принадлежат следующие идеи:

Высказал мысль о возможности использования принципа реактивного движения для перемещения в мировом пространстве;

Обосновал идею осуществления космических полетов при помощи жидкостных ракет и дал основные расчетные формулы их полета.

Простейшая схема жидкостного
реактивного двигателя

Первым в истории науки сформулировал и исследовал прямолинейное движение ракет как тел переменной массы.

Детально рассмотрел все, что касается ракеты (одно- и многоступенчатой): законы движения ракеты, принцип ее конструкции, вопросы энергетики, управления, проведение испытаний, обеспечения надежности систем, создание приемлемых условий обитаемости и даже подбор психологически совместимого экипажа. Ракета К. Э. Циолковского

проект 1915 года.

Выдвинул идею о выборе жидкого двухкомпонентного топлива, о регенеративном охлаждении камеры сгорания и сопла двигателя компонентами топлива, керамической изоляции элементов конструкции, раздельном хранении и насосной подаче компонентов топлива в камеру сгорания, об управлении вектором тяги путем поворота выходной части сопла и газовыми рулями.

Дал стройную математическую теорию многоступенчатой ракеты.

Схема четырехступенчатой
ракеты (поезда) К. Э. Циолковского

Высказал идею создания околоземных станций как искусственных поселений, использующих энергию Солнца, и промежуточных баз для межпланетных сообщений;

Он первым рассмотрел медико-биологические проблемы, возникающие при длительных космических полетах;

Говорил о возможности создания искусственного спутника Земли и указывал, как могла бы пролегать его орбита. И когда через 62 года был успешно запущен первый в мире советский искусственный спутник Земли, то его орбита проходила именно на границе земной атмосферы, а скорость достигла 8000 метров в секунду, — как и предсказал Циолковский, обладавший высоким даром научное предвидения;

Написал ряд работ, в которых уделил внимание использованию ИСЗ в народном хозяйстве.

Вывел формулу Циолковского — основное уравнение движения ракеты, определяющее её характеристическую скорость.

Циолковский явился первым идеологом и теоретиком освоения человеком космического пространства, конечная цель которого представлялась ему в виде полной перестройки биохимической природы порожденных Землей мыслящих существ.

Макет ракеты по чертежам Циолковского

После Великой Октябрьской социалистической революции его научная деятельность получила поддержку государства. В 1918 году он был избран членом Социалистической академии. В 1921 году ему была назначена повышенная персональная пенсия. Внимание правительства к научно-исследовательской работе ученого способствовало признанию его работ, росту популярности. В 1932 году К.Э. Циолковскому исполнилось 75 лет. Это событие было отмечено торжественными заседаниями в Москве и Калуге. Правительство наградило ученого орденом Трудового Красного Знамени за «особые заслуги в области изобретений, имеющих огромное значение для экономической мощи и обороны Союза ССР». Вручение ордена состоялось в Кремле 27 ноября 1932 года. Принимая орден, К.Э. Циолковский сказал: «Я могу отблагодарить Правительство за эту высокую награду только своими трудами. Благодарить словами не имеет никакого смысла». Накануне 100-летия со дня рождения Циолковского в 1954 АН СССР учредила золотую медаль им. К. Э. Циолковского «3а выдающиеся работы в области межпланетных сообщений». В Калуге, где с 1892 г. до кончины жил К.Э. Циолковский, 15 сентября в торжественной обстановке заложен памятник великому ученому па площади Мира.

В 1967 г. в Калуге был открыт Государственный музей истории космонавтики им. К. Э. Циолковского, первый камень, в основание которого заложил первый лётчик-космонавт Юрий Гагарин.

Познакомясь с произведениями К.Э. Циолковского, я долго не могла поверить, что он, никогда не бывая в космосе, Вселенной, смог так точно описать и представить их. Для меня остается загадкой, как он смог предугадать все это. Кто он, звездный мечтатель или величайший ученый, каждый по-своему отвечает на этот вопрос. Но одно я могу сказать точно, не каждый мечтатель сможет так точно и ясно нафантазировать то, о чем он мечтает. Константин Эдуардович Циолковский сделал много для нашей страны, ему не нужна была слава, он не ждал признания, он просто творил… создавал свои шедевры. «Основной мотив моей жизни – сделать что-нибудь полезное для людей, не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперёд. Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы.

Но я надеюсь, что мои работы, может быть скоро, а может быть в отдалённом будущем, дадут обществу горы хлеба и бездну могущества».

Он на протяжение всей своей жизни изучал космическое пространство, Вселенную. Именно за все его заслуги его назвали «пионером Вселенной». Как сохранять устойчивость в свободном пространстве, предотвратить произвольное вращение или повернуться в нужную сторону, когда возникает необходимость? Как передвигаться без опоры? Как регулировать температуру, чтобы на Солнце не было слишком жарко, а в тени слишком холодно? Трудно представить, что ответы на эти вопросы Циолковский дал еще в 1920 г. Работы К.Э. Циолковского по ракетодинамике и теории межпланетных сообщений были первыми строго научными изысканиями в мировой научно-технической литературе. «Время иногда неумолимо стирает облики прошлого, но идеи и труды Константина Эдуардовича будут все более и более привлекать к себе внимание по мере дальнейшего развития ракетной техники», — такую оценку Циолковскому-ученому дал С.П. Королев. Можно лишь удивляться столь смелому взлету фантазии, в основе которой лежит наука. Поэтому мы его называем «великим пионером Вселенной».

Жизнь Циолковского это жизнь человека, все силы и труды которого были направлены к улучшению жизни людей, развитию их знаний о природе, прогрессу на благо всего человечества. Работая над осуществлением передвижения при помощи авиации, дирижаблей и ракет, К. Э. Циолковский никогда не думал о личном обогащении и благополучии.

Источники использованной литературы

Б. Воробьев, Циолковский. М., 1940.

Б. Н. Воробьев, Встреча с Циолковским. «Воспоминания о Константине Эдуардовиче Циолковском». Калуга, 1957.

Источники использованной информации

Похожие публикации:

  • Социальная философия учебное пособие Год публикации: 2004 Библиографическая ссылка:: Иванов В.В. Социальная философия: Учебное пособие. - Владивосток: МГУ им. адм. Г.И.Невельского, 2004. - 73 с. Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться. Учебное […]
  • Образец заявления стандарт Этот вид документов состоит из следующих реквизитов: Схема расположения реквизитов заявления: Прошу принять меня на должность начальника бюро корреспонденции. В 1979 году я окончила Московский государственный историко-архивный […]
  • Кодексы и законы рф pdf Кодексы и законы рф pdf Для региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами предлагается установить налоговые льготы (см. аннотацию) Скорректированы сроки хранения документации в налоговых органах (см. […]
  • Льготы детей войны в алтайском крае Надбавка к пенсии за государственные награды Надбавка к пенсии за государственные награды Қазақстанда марапаттардың жалпы 20 түрі бар, ол әр түрлі марапаттарды, медальдар және құрмет атақтарын қамтиды. Егер сіз өз әріптесіңіз, […]
  • Требования к объему ооп доу Система образования Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы: Система образования Понятие системы образования сводится к представлению совокупности функционирующих на территории страны институций […]
  • Как оформить пенсию в армении Государственные пенсии I. Виды пенсии 1. трудовая: 1) по возрасту, 2) на льготных условиях, 3) за выслугу лет, 4) по инвалидности, 5) по случаю потери кормильца, 6) частичная; 2. военная: 1) за выслугу лет, 2) по инвалидности, 3) […]