Политические требования народного фронта во франции

Политические требования народного фронта во франции

1936 — ПРОГРАММА НАРОДНОГО ФРОНТА

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ


I. Защита свободы

§ 1. Всеобщая амнистия .

§ 2. Против фашистских лиг :

а) Эффективное разоружение и роспуск полувоенных формирований, соответственно закону.

б) Применение предусматриваемых законом мер в случае провокации, убийства или покушения на безопасность государства.

§ 3. Оздоровление общественной жизни, в частности путем признания несовместимости парламентских мандатов с другими официальными функциями.

§ 4. Печать :

а) Отмена каторжных законов и чрезвычайных декретов, ограничивающих свободу мнений.

б) Реорганизация печати посредством законодательных мероприятий с целью:

(1) Обеспечить действительные меры против клеветы и шантажа.

(2) Обеспечить газетам нормальные условия существования с тем, чтобы обязать их указывать источники своих средств, упразднить частную монополию на торговую рекламу, устранить возможность скандальных злоупотреблений с финансовой рекламой и, наконец, помешать созданию трестов печати.

в) Организация государственной радиопередачи с целью обеспечить точность информации и равенство политических и социальных организаций перед микрофоном.

§ 5. Профсоюзные свободы :

а) Применение и соблюдение права союзов.

б) Соблюдение права женщин на труд.

§ 6. Школа и свобода совести :

а) Обеспечить существование общественной школы не только необходимыми кредитами, но и такими реформами, как продление срока обязательного обучения до 14-летнего возраста, а для средней школы — отбор, необходимый в дополнение к принципу бесплатного обучения.

б) Обеспечить всем, и учащимся и учителям, полную свободу совести, в особенности же соблюдать уважение к нейтральности школы, к светскому характеру обучения и к гражданским правам преподавательского состава.

§ 7. Колониальные территории :

Создание парламентской комиссии по обследованию политического, экономического и морального состояния французских зарубежных территорий, в особенности во Французской Северной Африке и в Индокитае.


II. Защита мира

§ 1. Призыв к сотрудничеству всего народа и в особенности трудящихся масс в деле сохранения и организации мира.

§ 2. Международное сотрудничество в рамках Лиги наций с целью обеспечить коллективную безопасность посредством определения агрессора и автоматического и солидарного применения санкций в случае агрессии.

§ 3. Непрестанные усилия с целью перейти от вооруженного мира к миру на основе разоружения сначала путем соглашения об ограничении вооружений, а затем путем всеобщего, одновременного и контролируемого сокращения вооружений.

§ 4. Национализация военной промышленности и отмена частной торговли оружием.

§ 5. Упразднение тайной дипломатии, международные выступления и публичные переговоры с целью возвращения в Женеву государств, вышедших из Лиги наций, но не посягая на основные принципы Лиги наций: коллективную безопасность и неделимый мир.

§ 6. Более гибкое проведение процедуры, предусматриваемой уставом Лиги наций с целью мирного пересмотра договоров, опасных для всеобщего мира.

§ 7. Распространение, в особенности в Восточной и Центральной Европе, системы пактов, открытых для всех, согласно принципам франко-советского договора.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

I. Восстановление покупательной способности, уничтоженной или ослабленной кризисом

Против безработицы и промышленного кризиса

Сокращение рабочей недели без сокращения зарплаты.

Вовлечение в трудовой процесс молодежи в результате создания системы перехода престарелых трудящихся на пенсию в достаточном для жизни размере.

Быстрое проведение плана широких работ общественного значения в городе и в деревне; с этой целью присоединить к усилиям государства и отдельных коллективов местные ресурсы.

Против кризиса в сельском хозяйстве и торговле

Ревалоризация цен на продукты сельского хозяйства в сочетании с борьбой против спекуляции и дороговизны с целью уменьшить расхождение между оптовыми и розничными ценами.

Создание национального посреднического бюро по продаже зерна с целью уничтожения поборов, взимаемых спекулянтами с производителей и потребителей.

Поддержка сельскохозяйственных кооперативов, снабжение удобрением по себестоимости через национальное бюро по продаже азотного и калиевого удобрения. Контроль и ратификация продажи суперфосфатов и других удобрений, развитие сельскохозяйственного кредита, снижение арендной платы.

Отмена принудительной описи имущества и облегчение долгового бремени.

Создание национального фонда безработицы.

Пересмотр закона о плате за торговые помещения.

В ожидании полной и скорейшей, по возможности, отмены всех несправедливых мер, предусмотренных чрезвычайными декретами, — немедленная отмена мер, направленных против категорий, наиболее затронутых этими декретами.


II. Против грабежа сбережений. За лучшую организацию кредита

Регламентация профессии банкира.

Регламентация балансов банков и акционерных обществ.

Новая регламентация полномочий администраторов акционерных обществ.

Запрещение отставным или заштатным чиновникам принадлежать к административным советам акционерных обществ.

Чтобы освободить кредиты и сбережения от власти экономической олигархии, превратить «Французский банк» — ныне частный — в «Банк Франции».

Упразднение регентского совета.

Расширение полномочий директора при постоянном контроле совета в составе представителей законодательной и исполнительной власти и представителей организованных сил труда и промышленности, торговли, сельского хозяйства.

Превращение капитала в облигации, причем необходимо принять меры, гарантирующие интересы мелких держателей.


III. Оздоровление финансов

Пересмотр военных заказов в связи с национализацией военной промышленности.

Преследование расточительной траты средств гражданскими и военными административными органами.

Создание военной пенсионной кассы.

Демократическая реформа системы налогов, предусматривающая ослабление налогового бремени, с целью создания экономического подъема, создание новых ресурсов при помощи мероприятий, затрагивающих крупные капиталы (высокая прогрессия ставок общего налога на доходы, превышающие 75 тыс. франков, изменение налога на наследство — обложение прибыли монополий, не допуская повышения цен на предметы потребления).

Борьба с сокрытием размеров движимого имущества, установление с этой целью фискальных паспортов, вотируемых палатами, сопровождая эту меру налоговой амнистией.

Контроль над экспортом капиталов и преследование сокрытия капиталов самыми суровыми мерами вплоть до конфискации скрытых ценностей за границей или соответствующих ценностей во Франции.

Политические требования народного фронта во франции

LE FRONT POPULAIRE
НАРОДНЫЙ ФРОНТ ВО ФРАНЦИИ

1936 — После победы
Время выполнять обещания .

Легко ли было выполнять обещания — программу Народного фронта?

Победивший Народный фронт – это несколько партий, каждая из которых имеет свою стратегическую программу, своих лидеров со своими позициями, взглядами, амбициями, принципами и свое видение путей решения проблем.
.
И правые партии, перешедшие теперь в оппозицию, тоже ведь никуда не делись, и их сторонники тоже реагируют на победу Народного фронта. Причем реагируют понятно как — капиталистам надо сберечь свои капиталы.
И жизнь, наконец, делает новые вызовы, на которые надо реагировать.

Единство для победы – это одно, единство после победы – уже более сложное дело. Народному фронту Франции предстоит это испытать.

22 мая — Руководство ФКП выступает с призывом к созданию комитетов Народного фронта на местах.

4 июня — Начинается забастовка 800 тыс. рабочих, требующих выполнения программы Народного фронта. Вечером этого же дня власть передана правительству Народного фронта во главе с Леоном Блюмом (как лидеру самой большой фракции). Коммунисты поддерживают правительство, однако их представители в правительство не входят.

7—14 июня — начинаются массовые забастовки рабочих, требующих осуществления программы Народного фронта, происходят захваты предприятий рабочими и взятие их под охрану. В забастовках участвует около 2 миллионов человек.

7—8 июня — заключается соглашение между профсоюзами и представителями предпринимателей о введении системы коллективных договоров на предприятиях. Повышается (в среднем на 7-15 %) заработная плата, а минимальная зарплата — в 2-3 раза.

19 июня — Декрет правительства Леона Блюма о роспуске фашистских союзов.

20 июня — Министр финансов Ориоль объявляет, что вследствие утечки капитала за границу Франция потеряла 25 млрд. франков. Это — реакция «национально-патриотического» капитала.

21 июня — принимается закон об ограничении рабочей недели 40 часами при неизменной заработной плате и о ежегодном оплачиваемом двухнедельном отпуске в промышленности, торговле, свободных профессиях, домашней службе и сельском хозяйстве. Эти положения распространяются и на мужчин, и на женщин. Чуть позже законодательно ограничивается продолжительность рабочей недели для рабочих подземных рудников (не более 38 часов 40 минут в неделю).

25 июля — Палата депутатов принимает программу ликвидации безработицы.

В августе в Народном фронте проявляются первые расхождения.

Только что, в феврале 1936 года на выборах в кортесы в Испании тоже победил народный фронт, образованный коммунистами, социалистами, профсоюзами и другими партиями и организациями. И это вдохновляло всех.
Но уже в июле произошел мятеж генерала Франко и в Испании началась гражданская война.

Глава правительства — социалист Леон Блюм выступает за политику «невмешательства» в гражданскую войну в Испании. А французские коммунисты требуют от правительства Леона Блюма снять запрет на вывоз оружия в Республиканскую Испанию.

8 августа — принимается закон о национализации военной промышленности, однако национализация осуществляется лишь частично.

26 сентября — девальвация франка.

21 октября — объединение фашистских организаций Де Ля Рока и Жана Гойя.

2 ноября — ФКП и ВКТ (коммунисты и прокоммунистические профсоюзы) требуют от правительства Леона Блюма принятия мер против предпринимателей, саботирующих социальное законодательство Народного фронта.

28 ноября — Правительство предоставляет военному министру Даладье полномочия для продления «линии Мажино» (так назывались вооруженные укрепления на границе с Германией) до побережья (Дюнкерк). Расходы на вооружение возрастают с 6 867 млн. франков в 1936 году до 11 046 млн. франков в 1937 году.


рисунок из французской газеты

О выполнении программы Народного фронта

Из бюллетеня компартии «Cahiers du bolchevisme»

Партия растет идейно и организационно. Она стала одной из самых мощных секций Коммунистического Интернационала в капиталистических странах.

О динамике ее роста красноречиво говорят цифры. В конце января 1936 г. в компартии Франции было 81 050 членов, в конце марта — 101 475, в конце мая — 131149, в начале июля —171 050, в начале августа — 215983, к концу года — 284 694. Средний ежедневный прирост — 600 человек. Так проверяется на практике лозунг французских коммунистов об единстве действий рабочего класса, о создании народного антифашистского фронта.

Еще год назад, на VIII Съезде французской компартии ее генеральный секретарь тов. Морис Торез говорил о том, что надо сильно улучшить воспитательную работу среди членов партии и повысить уровень их теоретических знаний. Еще важнее это теперь, когда нужно «переварить» больше 200 тысяч новых членов партии, а внутриполитическая и внешнеполитическая обстановка очень усложнилась.

Понятно, насколько велики задачи «Кайе дю большевизм», теоретического органа французской компартии. Нужно отдать справедливость его редакции, реорганизованной на VIII Съезде партии. Из небольшого, поверхностного журнальчика она за год превратила «Кайе дю большевизм» в солидный, оперативный двухнедельник (8 печатных листов), обсуждающий актуальнейшие политические вопросы.

Перед нами № 20—21, помеченный 1 декабря 1936 г. (13-й год издания).

Передовая, написанная тов. Дюкло, заместителем генерального секретаря партии, разъясняет отношение французских коммунистов к правительству Блюма. Вызвано это тем, что коммунистическая фракция палаты депутатов воздержалась 5 декабря от голосования, когда Блюм поставил в палате вопрос о доверии. Речь шла главным образом об испанском вопросе. Вопреки официальной линии французской дипломатии (продолжение политики невмешательства, означающей фактически полную безнаказанность интервентов и блокады законного испанского правительства) коммунисты потребовали и продолжают требовать уважения к международному праву и полной свободы торговли с республиканской Испанией.

Реакционный лагерь сделал из этого скороспелый вывод: Народный фронт дал трещину, кабинет Блюма скоро прикажет долго жить. Тов. Дюкло разочаровывает правых. Он напоминает, что 8 декабря, через 3 дня после голосования, состоялось заседание согласительной комиссии коммунистической и социалистической партий. Там снова с полной ясностью было сказано, что обе партии будут продолжать общее дело — сплочение Народного фронта. Но коммунисты требуют от правительства Блюма выполнения его программы.

«Ничто не сможет разрушить Народный фронт, — заявляет Дюкло, — если его программа будет для всех таким же основным законом, каким она является для нас, коммунистов».

Статья Фернана Фонтеней разбирает взаимоотношения партии радикалов с Народным фронтом. Анализируя резолюции съезда радикалов, происходившего 22— 25 октября 1936 г. в Биаррице, автор доказывает, что многие из них были приняты под нажимом ультраправых элементов радикальной партии, противников Народного фронта. Эти элементы (Альбер Майо, Рош с его фашиствующей газетой «Репюблик» и другие) требуют создания нового парламентского большинства, от социалистов до партий правого центра. Попутно Фонтеней разоблачает махинации правоцентристской партии Фландена («Альянс демократик»), пытающейся оторвать радикалов от народного фронта или, на худой конец, расколоть радикалов.

Интересно иллюстрирует обе эти статьи сводка, показывающая, как осуществляется программа Народного фронта. В сводке три раздела: защита свободы, защита мира и экономические требования.

А. ЗАЩИТА СВОБОДЫ

1. Общая амнистия.

Не проведена. В тюрьмах еще много антифашистов. Вновь возбуждено преследование против ряда лиц.

2. Фашистские лиги.

а) подлинное разоружение и роспуск полувоенных организаций.

Издан декрет, но всем известно, что лиги восстановлены, прикрываясь названиями новых партий;

б) принятие предусмотренных законом мер в случае призыва к убийству или в случае покушения на безопасность государства.

Наконец, арестован Моррас (главарь фашистской лиги «Аксион франсез»), но остальные продолжают свою опасную деятельность.

3. Оздоровление общественной жизни, в частности, запрещение депутатам занимать должности по совместительству.

Ничего не сделано.

4. Печать.

а) отмена законов и чрезвычайных декретов, ограничивающих свободу общественного мнения.

Еще ничего не сделано;

б) реформы законодательного характера:

1) которые дали бы возможность борьбы с клеветой и шантажем.

Понадобилось самоубийство Салангро для того, чтобы наконец были приняты меры против клеветы и шантажа;

2) которые смогли бы обеспечить газетам нормальные условия существования, заставили бы их предавать гласности источники их доходов, положили бы конец частной монополии рекламного дела и субсидированию посредством дачи объявлений; недопущение формирования газетных трестов.

200 семейств продолжают субсидировать так называемую большую прессу в целях защиты своих привилегий, несмотря на отставку Гимье (директор агентства Гавас). Меры, только что принятые палатой, явно недостаточны и, к тому же могут в один прекрасный день быть обращены против рабочей и демократической печати;

в) организация государственного радиовещания для обеспечения достоверности передачи, уравнение политических и общественных организаций в праве пользования радио.

5. Профсоюзные свободы.

а) предоставление и соблюдение права на организацию профсоюзов для всех.

Введены коллективные договоры в итоге июньской стачечной борьбы, но предприниматели безнаказанно саботируют их;

б) обеспечение права на труд за женщинами.

Смотрите так же:  Приказ 445н от 11 июня 2010 г

Об этом даже не говорят.

6. Школа и свобода совести:

а) обеспечить школу не только необходимыми кредитами, но и такими реформами, как продление обязательного школьного возраста до 14 лет.

Закон принят. Но его проведение требует постройки новых зданий и набора учителей, ибо все еще имеются классы с 60, 70, 80 учениками.

б) гарантировать всем ученикам и учителям полную свободу совести.

Восстановлены на работе уволенные учителя, но не проведено никакой глубокой школьной реформы.

7. Колонии.

Создание парламентской комиссии для обследования политического, экономического и морального состояния заморских владений Франции, в частности, Французской Северной Африки и Индокитая.

Не реализовано. Последние события в Марокко и Сирии показывают, что политика, осужденная народом, продолжается. Фашистские организации, при помощи гитлеровских денег и агентов безнаказанно продолжают свою темную работу против республики и безопасности Франции.

Б. ЗАЩИТА МИРА

1. Обращение к народу, особенно к трудящимся, с призывом к сотрудничеству для сохранения и организации мира.

Ничего не сделано. Проявляется терпимость к саботирующим безопасность страны фашистам, агентам Гитлера и Муссолини.

Вот что пишет еженедельник «Вандреди», в котором сотрудничает много социалистов и радикалов: «Уже четыре месяца развиваются катастрофические последствия политики Лаваля, но никто не пытается поправить дела. Наша дипломатия словно мертва. Можно совсем закрыть министерство иностранных дел, и наша внешняя политика таила бы меньше опасностей, чем теперь».

2. Международное сотрудничество в рамках Лиги наций для обеспечения коллективной безопасности путем определения агрессора и автоматического и солидарного применения санкций в случае нападения.

Цитируем «Вандреди»: «В некоторых крупных странах Европы германские дипломаты с улыбкой заявляют, что они удивлены чрезмерными симпатиями к национал-социалистам и Франко, проявляемыми дипломатическими представителями Франции».

3. Не прекращать усилий для перехода от вооруженного мира к невооруженному миру, прежде всего заключением договоров об ограничении, а затем о постепенном одновременном сокращении вооружений под соответствующим контролем.

Цитируем «Вандреди»: «Не было ни одной серьезной попытки, хотя обстановка становится тревожнее с каждым днем. Все складывается так, словно решено предоставить свободу действий тем, кто угрожает Франции и миру».

4. Национализация военной промышленности и ликвидация частной торговли оружием.

5. Упразднение тайной дипломатии, проведение международной кампании и открытых переговоров о возвращении в Женеву государств, вышедших из Лиги наций, не допуская при этом нарушения основных принципов Лиги: коллективной безопасности и неделимости мира.

Ничего не изменилось, не было сделано никаких попыток.

6. Гибкое применение предусмотренных уставом Лиги наций мер для мирного изменения договоров, угрожающих всеобщему миру.

Ничего не сделано.

7. Распространение открытой для всех системы пактов, в особенности – на Восточную и Центральную Европу, наподобие франко-советского пакта.

Никаких попыток не было.

В. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ.

1. Восстановление покупательной способности населения, уничтоженной либо уменьшенной вследствие кризиса.

Рабочие добились повышения заработной платы, но, повышая цены, крупные предприниматели и спекулянты (их оправдывают, когда предают суду), снова отнимают то, что у них вырвали.

ПРОТИВ БЕЗРАБОТИЦЫ И ПРОМЫШЛЕННОГО КРИЗИСА

Создание национального фонда помощи безработным.

Уменьшение рабочей недели при прежней заработной плате.

Закон принят, но еще не применяется в огромном большинстве отраслей промышленности.

Предоставление работы молодежи благодаря установлению пенсий для престарелых рабочих.

Быстрое осуществление широкого плана общественных работ в городе и деревне за счет государственных и муниципальных органов и местных сберегательных касс.

Не сделано, хотя число безработных еще очень велико.

ПРОТИВ АГРАРНОГО КРИЗИСА И КРИЗИСА ТОРГОВЛИ

Ревалоризация сельскохозяйственных продуктов, одновременно борьба против спекуляции и дороговизны для сближения оптовых и розничных цен.

Создание междуведомственного хлебного бюро для уничтожения спекулятивных надбавок на продукцию производителей и на розничную торговлю.

Приняты важные меры для ревалоризации сельскохозяйственных продуктов, например, создано хлебное бюро; но оно должно быть лучше организовано в некоторых провинциях. Изданы циркуляры для борьбы со спекуляцией и дороговизной. Но кроме зернового хозяйства в других отраслях положение изменилось мало. ‘

Поддержка сельскохозяйственных кооперативов, поставка удобрений государственными органами по себестоимости, развитие сельскохозяйственного кредитования, уменьшение арендной платы.

Ничего не сделано.

Отмена описи имущества и урегулирование вопроса о задолженности крестьян.

Отчасти осуществлено, но многое еще остается сделать, в частности, пересмотреть арендную плату.

Пересмотр торговых лицензий.

Впредь до полного и быстрого исправления несправедливостей, причиненных чрезвычайными декретами, немедленно отменить меры, бьющие по наиболее пострадавшим от этих декретов слоям населения.

Начато, но по этим слоям населения бьют рост дороговизны и последствия девальвации.

Против ограбления вкладчиков, за улучшение организации кредита.

Ничего не сделано.

Регламентация профессии банкира. Регламентация балансов банков и акционерных обществ.

Ничего не сделано.

Новая регламентация полномочий для руководителей акционерных обществ. Воспрещение отставным чиновникам вступать в правления акционерных обществ.

Меры принятые против совместительства нескольких должностей, не коснутся Думерга, бывшего президента республики – администратора «Общества Суэцкого канала» (1 млн франков жалования в год), генерала Вейгана и других крупных совместителей.

Чтобы покончить с господством финансовой олигархии в обасти кредита и сбережений, превратить Французский банк, частное предприятие, в Государственный банк Франции.

Сделано, но вопреки закону, многие торговцы и предприниматели не получают кредита во Французском банке.

Ликвидация регентского совета Французского банка.

ОЗДОРОВЛЕНИЕ ФИНАНСОВ.

Пересмотр договоров о военных поставках в связи с национализацией военной промышленности.

Запрещение разбазаривания средств административных и военных органов.

Создание военной пенсионной кассы.

Демократическая реформа налоговой системы.

В бюджете 1937 г. есть лишь слабое увеличение подоходного налога на доходы выше 75 тысяч франков. Это даст около 200 млн. при бюджете во много десятков миллиардов франков.

В этом же номере напечатана группа статей по международным вопросам, статьи Бонта, Эркнера, Сеньера, XXX подробно освещает все злободневные проблемы, обосновывая отношение французской коммунистической партии к Испании, Лиге наций и СССР. Сеньер так формулирует задачи внешней политики Франции с точки зрения компартии:

«Франция не желает никаких территориальных завоеваний, никаких новых источников сырья и стратегических баз. Она никому не угрожает. Нужно, чтобы она вместе со многими другими европейскими государствами, которые также не ищут завоеваний, взяла на себя инициативу создания того хоровода мира, о котором писал Ромэн Роллан. В этот круг можно принять любое государство, независимо от его внутреннего режима, но ни одному государству не должно быть позволено разрушать этот круг.

Если «третья империя», заявляющая противоположное тому, что она делает, согласится вступить в этот круг, мы, коммунисты, будем первые это приветствовать, так же как мы первые протянули руку Германии, первые критиковали версальский договор, первые разоблачали рурскую авантюру.

Товарищ Торез уже заявил (в речи на заводе Рено 2 сентября 1936 г. — Л. Б.), что он согласен лично участвовать в переговорах с Гитлером, если тот даст гарантии, что его слова о мире не скрывают военных действий и если согласится отречься от книги «Моя борьба» и от угроз нашему народу. Еще и теперь возможно проводить политику, которая заставит Гитлера не нарушать мира, хотя мы считаем, что мир смертелен для его режима. Нужно заставить агрессоров отступить, поддерживать изо всех сил те государства, которые, подобно нашей стране, хотят мира и сопротивляются гитлеризму. Нужно изолировать от Гитлера тех, кого он привлекает на свою сторону или отрывает от нас, тех, кто опасается гитлеровской мощи и охвачен беспокойством при виде колеблющейся политики Франции».

Переписка тт. Рамета, Дерюмо и Антжа (трех секретарей областной организации компартии в департаменте Нор) с кардиналом Лиенаром интересна тем, что она адресуется к рабочим, еще находящимся под влиянием католической церкви. Дело в том, что 25 октября 1936 г. кардинал Лиенар выступил на съезде церковников в Лилле с большой антикоммунистической речью. «Компартия, — заявил он, — виновна во всех бедствиях, которые переживает человечество».

В ответ на большое «открытое письмо», опубликованное секретарями областной организации компартии в лилльской и общей печати, кардинал был вынужден пойти на попятный. Он прикидывался пацифистом, сторонником разрешения социальных конфликтов «миролюбивыми» средствами, отстаивал «гражданский мир» в противовес классовой борьбе.

Новый ответ кардиналу, напечатанный в «Кайе дю большевизм», несомненно раскроет глаза многим трудящимся католикам и поможет им найти путь в ряды народного фронта.

В этом номере «Кайе дю большевизм» напечатан второй раздел доклада товарища Сталина на Чрезвычайном VIII съезде Советов – «Изменения в жизни СССР за период от 1924 до 1936 г.».

В заключение отметим уже известное из газет обращение руководителей компартии Франции к товарищу Сталину в связи с XIX годовщиной Октябрьской революции.

НАРОДНЫЙ ФРОНТ ВО ФРАНЦИИ

Коалиция левых партий, находившаяся у власти во Франции в 1936-1938 гг.

Выступление праворадикальных сил во Франции в феврале 1934 г. вызвало совместное противодействие демократических и левых сил, включая коммунистов. В результате постепенного сближения левых сил в 1934-1935 гг., в январе 1936 г. было заключено предвыборное соглашение о «Народном объединении» между Французской коммунистической партией (ФКП), Французской секцией Рабочего интернационала (СФИО) и Республиканской, радикальной и радикально-социалистической партией (радикалы). Коммунисты в соответствии с решениями VII конгресса Коминтерна называли новый блок “Народным фронтом”, и это название вскоре закрепилось за коалицией. Программа блока соответствовала предложенной в 1934 г. Коминтерном для Франции модели социального государства. Были зафиксированы антифашистские и антивоенные требования: разоружение и роспуск полувоенных формирований, отмена частной торговли оружием и национализация военной промышленности, поддержка системы «коллективной безопасности» в Европе. В марте 1936 г. было достигнуто объединение социалистических и коммунистических профсоюзов.

На выборах 26 апреля-3 мая 1936 г. Народное объединение одержало победу. Из 618 мест оно получило 381 мандат. ФКП увеличила свое представительство с 10 до 72 депутатов, социалисты — с 97 до 146 (они стали крупнейшей фракцией), а вот радикалы потеряли места — со 159 до 106. 4 июня было сформировано правительство социалиста Л. Блюма.

Сразу после победы “Народного фронта” поднялась волна забастовок — рабочие требовали не медлить с реформами, они занимали предприятия. Рабочие вернулись к работе только после того, как на переговорах профсоюзов и предпринимателей было заключены 6 июня Матиньонские соглашения о повышении зарплаты и введении важнейших социальных гарантий, которые затем были закреплены законодательством «Народного фронта». Рабочий день был ограничен 40 часами в неделю, рабочие получали двухнедельный оплачиваемый отпуск. Предприниматели были обязаны заключать с рабочими коллективные договоры, на предприятиях учреждались официальные рабочие представители, которые получали право контролировать соблюдение прав рабочих. Проводилась национализация железных дорог, части военной и угледобывающей промышленности. Было улучшено пенсионное обеспечение, отсрочки по долгам. Была реорганизована банковская система, регулировались цены на зерно, включая его государственные закупки, были выделены средства на проведение общественных работ. Срок обязательного обучения в школе был увеличен с 13 до 14 лет. Гражданские права, существовавшие во Франции, были распространены на колонии.

Коммунисты требовали введения дополнительных налогов на капитал, но и те меры, которые уже были проведены, усилили отток капитала из Франции. 13 февраля 1937 г. Блюм заявил о «паузе» в реформах из-за начавшегося финансового кризиса.

В августе 1936 г. правительство Л. Блюма инициировало политику невмешательства в гражданскую войну в Испании, отказав в помощи родственному режиму Народного фронта в Испании. Эта моральная капитуляция перед лицом фашизма, активно боровшегося против Испанской республики, разложила французский «Народный фронт» сильнее, чем экономические проблемы. Лидеры СФИО и радикалов опасались как противостояния с фашизмом в Европе, так и гражданской войны во Франции, и готовы были идти на далеко идущие уступки правым силам. В июне 1936 г. был принят декрет о роспуске праворадикальных организаций. Однако они сохранились под новыми названиями. 16 марта 1937 г. в парижском пригороде Клиши произошли столкновения между левыми демонстрантами и полицией, защищавшей митинг правых радикалов, погибло 5 человек и 200 было ранено.

В 1937 г. Блюм внес в парламент проект закона о чрезвычайных финансовых полномочиях правительства. Палата депутатов поддержала его, но сенат отверг законопроект. Несмотря на поддержку правительства в парламенте, 22 июня 1937 г. Блюм подал в отставку. Стало ясно, что французский «Народный фронт» не готов к более глубоким преобразованиям. Власть перешла к радикалам (К. Шотан, Э. Даладье), которые стали проводить либеральную экономическую политику, экономя на социальных обязательствах государства, данных в 1936 г.

После отставки Блюма была предпринята попытка возродить «Народный фронт» снизу. По инициативе коммунистов и движения против фашизма и войны началось создание сети комитетов Народного фронта, в которые люди объединялись независимо от партийной принадлежности. Создание новой «сверхпартии» вызвало опасения лидеров СФИО и радикалов. Национальный комитет коалиции Народное объединение (Народный фронт) заявил, что не признает комитеты Народного фронта своими.

11 сентября 1937 г. «Тайный комитет революционного действия», известный также как «Кагуль» (балахон), организовал взрывы в зданиях Всеобщей конфедерации французских предпринимателей и Объединения предпринимателей обрабатывающей промышленности. Усилив ощущение нестабильности и левой угрозы, терракты кагуляров позволили правым политикам усилить нажим на наследие «Народного фронта».

19 сентября премьер-министр Шотан заявил, что 40 часовой рабочий день может применяться, только если для этого есть условия. 2 октября в так называемой декларации Рамбуйе правительство официально ограничило закон о социальных гарантиях, обусловив его задачами подъема производства.

Некоторые надежды сторонники «Народного фронта» возлагали на второе правительство Блюма, которое пришло к власти в марте 1938 г. Но Блюм снова потребовал «чрезвычайные полномочия», получил отказ и подал в отставку. 10 апреля к власти пришло правительство Даладье, в котором уже не было социалистов. Даладье опирался не на «Народное объединение», а на правый центр. На первый план его политики вышли внешнеполитические задачи, связанные с проведением политики «умиротворения». В августе правительство приняло чрезвычайные декреты, которые ограничивали социальные гарантии. Даладье ввел 48 часовую неделю на предприятиях военной промышленности. Премьер требовал «вернуть Францию на работу».

В октябре 1938 г. из-за участия Даладье в подписании Мюнхенского договора парламентский блок «Народное объединение» распался окончательно. Радикалы в ответ на резкую критику со стороны коммунистов вышли из национального комитета Народного объединения. После этого «Народный фронт» сохранялся как неустойчивая оппозиционная коалиция социалистов и коммунистов, опирающаяся на комитеты «Народного фронта».

Смотрите так же:  Фильмы похожие на завещание ленина

Но, несмотря на упадок движения Народного фронта, его костяк не исчез — после разгрома Франции Германией в 1940 г. он участвовал в движении Сопротивления. Народный фронт в итоге способствовал укреплению гражданского общества Франции, что имело далеко идущие последствия во время войны и после нее. Его завоевания были восстановлены после войны в полном объеме и положили начало социальному государству во Франции.

§ 3. Народный фронт во Франции

Франция в B 1929 г. капиталистический мир вступил в период период мирово- самого глубокого экономического кризиса за всю свою го экономичес-. историю. Однако Франция, в отличие от США, кого кризиса Великобритании, Германии, втягивалась в кризис постепенно, фактически лишь с 1930 г.

Медленное вхождение французской экономики в полосу кризиса продолжалось несколько лет. Существенное снижение производства в Д932 г. сменилось недолгим оживлением экономической конъюнктуры в последующие полтора года. C 1934 г. французская экономика окончательно оказалась с состоянии устойчивой депрессии.

Структурный кризис был осложнен рядом дополнительных факторов — зависимостью французской индустрии от импорта сырья, устаревшей энергетической базой экономики, сильньгм влиянием финансово-банковских кругов, не заинтересованными производственных инвестициях, устойчивым отставанием в темпах развития и низким уровнем механизации франщзского сельского л хозяйства.

СквзЮШІЖявпш’перекос в отраслевой структуре, образовавшейся во время экономического рывка конца 20-х гг. — преобладание тяжелой индустрии, нуждавшейся в мощной инвестиционной базе, и отставание производства средств потребления, опиравшегося на более гибкий, естественный рынок. «Бегство капиталов», спровоцированное в середине 30-х гг. перипетиями внутриполитической борь-бы Л рркратило золотой запас страныІ ПЖ7 дёч36,8чмКрд франков. Недостаток инвестиций практически остановил модернизацию производства. B конце 30-х гг. средний возраст оборудования на французских предприятиях составлял 25 лет, тогда как в Германии — 3—4 года, в США — 5—7 лет, в Великобритании — 7—8 лет. Франция стремительно теряла свои позиции на мировом рынке — за десять лет ее доля в мировой торговле сократилась с 7,7 % до 5 %. Причем по суммарным показателям объем французской внешней торговли в конце 30-х гг. оказался на 20—30 % меньше, чем в 1912 г. Bce эти проблемы предопределили особую важность централизованной государственной политики, направленной не только на преодоление кризиса, но и на глубокую, структурную перестройку всего экономического механизма. Дискуссия офюрмах и целях государственно- горегулирования дирижиящ л -стала ключевой темой общественно-политической жизни Франции 30-х гг.

После ухода Пуанкаре с поста председателя прави- Правоконсерва- теЛьства безуспешную попытку воссоздать право- тивныи дири- J » » а

центристкую коалицию предпринял А. Бриан. Од-нако возглавляемый им кабинет просуществовал лишь три месяца. Впоследствии Бриан сохранил пост министра иностранных дел, но и в этой сфере его деятельность утратила былую эффективность. Несмотря на активные попытки придать второе дыхание пан-европейскому процессу, французской дипломатии так и не удалось сформировать на этой основе достаточно стабильную систему взаимоотношений европейских держав. Bce большее недовольство в стране вызывала пацифистская политика в отношении Германии, в том числе присоединение Франции к плану Юнга, досрочная эвакуация оккупационных войск из Рейнской зоны. Ситуация в Европе становилась все более напряженной, и это давало дополнительные преимущества тем политическим силам, которые ратовали за наращивание военной мощи, возращение к традициям «сильной политики».

B 1929—1932 гг. у власти чередовались «внепартийные» правительственные кабинеты, возглавлявшиеся, за исключением двух ко-ротййхтув; л АЩреТ л дье и Пьером Лавалем. Появление их на политической арене щ^&^ш ЛЛ ?РШ?Щ Оппоненты из левого лагеря указывали на негативный личный имидж Тардье и Лаваля, отмечая их циничность, высокомерие, аморальность. Между тем именно «продажность» обоих политиков — готовность идти на соглашение с любыми группами влияния в истеблишменте и высшей государственной бюрократии, предпочтение таких закулисных контактов обычным идеологизированным соглашениям с ведущими партиями, отказ от соотнесения себя с каким-либо традиционным политическим полюсом — обеспечили стабильность исполнительной власти, ее выход из кризиса, порожденного распадом «Национального единения». Причем Тардье и Лаваль ратовали и за дальнейшую трансформацию гос лл рственного строя, ограничение конституционных свобод, создание режима «сильной власти». За этими идеями легко просматривались контуры той правоконсерва-тивной политической субкультуры, которая, казалось бы, исчезла из общественной жизни Франции вместе с традиционным бонапартизмом и легитимизмом. Катализатором ее возрождения стал структурный экономический кризис 30-х гг., быс Л ШИ Л рост социального недовольства в стране.

He менее показательна была и та поддержка, которую оказали правительствам Тардье и Лаваля правоцентристские фракции Национального Собрания. Скептически относясь к высказываниям по поводу «сильного государства», они поддержали антикризисную программу, основанную па принципах косвенного государственного регулирования экономики с предоставлением больших льгот л руп-ному капиталу. Правительство сформировало так называемый «за-щищенный сектор», куда вошли крупнейшие банки, железнодорожные, химические, металлургические кампании. «Защищенный сектор» получил налоговые преимущества, государственные заказы, права на льготные транспортные тарифы. Ha весьма радикальные меры правительство пошло для смягчения кризиса перепроизводства в сельском хозяйстве. Был введен административный запрет на расширение посевов пшеницы и строительство новых перерабатывающих заводов, уничтожена 1/10 площадей виноградников, гарантированы премии за экспорт сельскохозяйственной продукции и огранцчен импорт. Для инвестирования всех этих программ значительно сокращались социальные программы бюджета.

Экономическая целесообразность принимаемых правительством мер была очевидной. Однако политический курс правительства был чрезвычайно уязвим. Получив поддержку правореспуоликанских партий при проведении антикризисной программы, Тардье и Ла-валь не могли рассчитывать на нее, начни они сколько-нибудь существенные изменения конституционного строя. Между тем именно в глубокой трансформации государственного устройства они видели залог эффективности проводимых преобразований. B 1932 г. Тардье опубликовал книгу «Час решений», в которой наиболее последовательно излагалась программа праворадикального дирижизма как особого пути развития французского общества, основанного не только на экономических, но и глубоких конституционных преобразованиях. Идея перехода к авторитарным методам государственного управления не имела широкого резонанса среди политической элиты страны. Само же республиканское движение оказалось в этот период в не менее сложной ситуации. Жесткая финансовая политика правительства Пуанкаре, а затем и переход к косвенному государственному регулированию в период правления Тардье и Лаваля мало согласовывались с той идеологической эволюцией, которую претерпевал правый центр в первые послевоенные годы. Экономический кризис фактически остановил дрейф республиканцев в сторону нового либерального синтеза, способствовал расколу их электората. Политическая инициатива вновь начала переходить к левым партиям^

«Второе издание» Накануне очередных парламентских выборов r

Картеля левых 1932 г. правительственные круги сделали ставку на лозунг порядка и стабильности, раздув пропагандистскую кампанию вокруг убийства 13 мая 1932 г. президента Поля Думера русским

эмигрантом Горгуловым (Думер был избран на этот пост лишь за несколько месяцев до убийства). Тардье выступил на этот раз как лидер широкого фронта правых партий, не получившего, впрочем, какого-либо официального оформления. Особенностью егоо избирательной кампании было использование радио в качестве пропагандистского средства (впервые во Франции). Накануне выборов правительственное большинство добилось и проведения новой реформы избирательной системы — отныне мажоритарные выборы проходили в небольших одномандатных округах в один тур (для победы было достаточно относительного большинства). Такая система благоприятствовала «независимым» кандидатам, а также правоцентристским партиям, не сумевшим достичь единства и поэтому не рассчитывавшим на взаимную поддержку во втором туре.

Левой оппозиции, напротив, удалось создать накануне выборов новую коалицию. Инициаторами воссоздания «Картеля левых» на этот раз выступили социалисты, выработавшие альтернативный проект дирижистской политики, близкий по духу к классическому кейнсианству. Основными идеями их программы были создание широкого государственного сектора за счет национализации стратегически важных отраслей и предприятий, сокращение военных расходов, создание единой государственной системы социального страхования, ввод 40-часовой рабочей недели и правовая регламейр тация трудовых отношений. K этой программе, несмотря на существенные разногласия внутри партии, присоедщились и радикалы. Республиканские социалисты и другие левоцентристские rpyiP пировки в новую коалицию не вступили, но гарантировали поддержку его правительства в будущем парламенте.

Ha выборах в мае 1932 г. левые одержали достаточно убедительную победу, получив 368 мандатов из 594ГКрупнейшую фракцию образовали радикалы — 157 мест. У СФИО оказалось 129 депутатских мандатов. При поддержке всех левых фракций парламента

Эррио сформировав устойчивое правительство Картеля. Однако политика его кабинета оказалась достаточно неудачной. Как и в период «первого издания» Картеля, Эррио уделил значительное внимание корректировке внщінепол:итическото курса страны. Правительство санкционировало решение Лозаннской конференции 1932 г. об окончательном прекращении репарационных выплат Германией и согласилось с решением Женевского совещания в декабре того же года о равноправии Германии в военно-правовых вопросах. Инициатором этих решений выступала английская дипломатия, тогда как Франция проявляла все меньшую самостоятельность на мировой арене. Единственным исключением стало подписание в 1932 г. советско-французского пакта о ненападении. Ho в условиях нарастания фашистской опасности в Германии этого было явно недостаточно для защиты национальных интересов.

Bo внутренней политике правительство Эррио также не смогло добиться значимых успехов. Полной реализации предвыборной программы помешали внутрипартийные разногласия — борьба групп Да- ладье и Эррио в партии радикалов и соперничество фракций в СФИО. B итоге основой антикризисной политики осталась жесткая бюджетная сщшомия, за которую ратовали и предшественники Эррио. Под давлением левых фракций Национальное Собрание вотировало после ожесточенных дискуссии ряд новьгхдалдтттв на.лред-приниматёлещ в том числе на биржевые л щерации, движимое имущество и дож л ы. Ho каких-либо радикальных изменений в динамику экономического развития это не внесло, и уход Эррио с поста председателя правительства в декабре 1932 г. символизировал беддилие Картелщгеред нарастающими экономическим проблемами. Сменившиеся затем в течение полутора jjgj шесть правительственных кабинетов, возглавляемых радикалами, не изменили ситуацию. СФИО постепенно отошла от формирования кабинетов. Парламентское большинство левого центра становилось все более условным. B начале 1934 г. Картель окончательно распался. B период до следующих парламентских йыборов вдпреле л 1936 глменилось ещепять прави-тельств«перемирия партий», не имевших прочной опоры в парламенте, но претендовавших на роль «общенациональных». Объединить сколько-нибудь широкие политические силы их лидерам не удалось. Национальное Собрание превратилось в арену постоянных межфракционных конфликтов, экзальтированных прений, открытого политического торга. Центристские партии были деморализованы, а на фоне нового витка экономического кризиса началась быстрая поляризация политических сил. Ha арену выступил французский фашизм.

Французский ло фр ан Ч ии > стране «старого капитализма» с демократи- фашизм ческим традициями и устойчивой системой социальной

психологии, сложившейся в ходе длительной эволюционной модернизации общества, фашизм не имел таких глубоких исторических предпосылок, как в Германии, Австрии, Италии, Испании. Французский фашизм обладал гораздо меньшей социальной базой, его отличала политическая раздробленность, идейная аморфность, отсутствие ярких лидеров. По типу он был ближе к иберийскому, испано-португальскому варианту — с опорой на мелкобуржуазные слои и деклассированные элементы, с преобладанием клерикально-монархических и милитаристских, националистических элементов в политической ориентации.

B то же время следует учесть, что специфика политического развития Франции на протяжении предшествовавших нескольких десятилетий привела к формированию необычного для европейских континентальных стран партийного спектра, фактически не оставлявшего пространства для респек-· табельных праворадикальных движений. «Правая Франция» эпохи расцвета Третьей республики — это прежде всего партии либерального толка, преодолевающие первоначальный вариант «республиканского синтеза». Либеральная национальная идея, потеснившая благодаря усилиям «Национального блока» и «Национального единения» прежний идеал Нации-Республики, была далека от собственно национализма. Образовывалась реальная политическая ниша, которую могли заполнить движения, апеллирующие к традиционным ценностям, в том числе радикальной трактовке национализма, католической духовной культуре, противопоставляющие идеалы этатизма, унаследованные от бонапартистской традиции, нарастающему кризису парламентской многопартийной системы. B отличие от классического фашизма такие движения не имели ключевого компонента — «авторитарной личности», маргинальной массы, готовой к прямой политической мобилизации, обладавшей деформированной в ходе ускоренной модернизации социальной психологией. Объективно фашизация Франции могла быть лишь процессом, инспирируемым «сверху». Первые признаки ее проявились в период правления правительств Тардье и Лава-ля, но заключались скорее в намерениях, нежели в реальной политике.

Ha фоне экономического кризиса и роста социального недовольства в стране активизировались и «неформальные» организации фашистского толка. Крупнейшими из них были патриотические движения бывших ветеранов войны (в том числе лига «Боевые кресты» полковника де ля Рока — своеобразная альтернатива правительственному «Почетному легиону»), старые монархические лиги — «Аксьен франсез» Ш. Moppaca, «Фэсо» Ж. Валуа, «Патриотическая молодежь» П. Теттенже, экстремистские националистические группировки «Франсисты» M. Бюкара, «Французская солидарность» Ж. Рено. Крупнейшая из этих организаций — «Патриотическая молодежь», насчитывала до 90 тыс. членов, в рядах «Фэсо» было более 50 тыс. человек, в «Аксьен франсез» и «Боевых крестах» — примерно по 60 тыс. членов. Характерно, что наиболее близкие к фашистскому типу политических движений, выступавшие с идеей «тотальной революции» лиги «Франсистов» и «Французской солидарности» были далеко не столь многочисленны — от 2—3 до 10 тыс. человек. По причине своей внутренней слабости французский фашизм не мог претендовать на самостоятельную политическую роль. Единственным реальным выступлением фашистов стала демонстрация их отрядов 6 февраля 1934 г. в Пари лее в знак протеста против коррупции среди государственных чиновников. Демонстрация была легко разогнана силами полиции. Однако в условиях прихода Гитлера к власти в Германии, полного бессилия международного сообщества и дипломатии отдельных стран остановить нарастание фашистской угрозы в Европе деятельность экстремистских, националистических групп воспринималась французской демократической общественностью с большой тревогой. Активность фашистов стала важным фактором для консолидации всех левых сил.

Движение за Инициатива в консолидации левых сил в противо-Народный фронт вес фашистскому движению принадлежала французским коммунистам. ФКП пережила в 20-х гг. исключительно сложный период организационного и идеологического становления. Следование жестким установкам Коминтерна, непримиримая борьба против любой фракционности, периодически приводящая к отходу от партии «оппортунистических» и «левацких» групп, отказ от тактического сотрудничества с любыми левоцентристскими движениями привели K стремительному сокращению численности ФКП и падению ее влияния.

События февраля 1934 г. были восприняты французскими коммунистами как сигнал к началу активных действий по формированию левой коалиции — единого фронта антифашистских сил. Решение об этом было принято в июне того же года на партийной конференции в Иври. Наиболее вероятным союзником в создании антифашистского фронта представлялась СФИО, левое крыло которой под руководством

Жана Жиромского также активно ратовало за сотрудничество с коммунистами. После предварительных переговоров в июле 1934 г. руководство обеих партий подписало пакт о единстве действий. Предполагалось объединение усилий социалистов и коммунистов в борьбе против милитаризма, фашизма, в защите демократических свобод и конституционного строя. Уже в октябре того же года ФКП выступила и с лозунгом «единства всех прогрессивных сил в рамках народного фронта борьбы за хлеб, свободу и мир». Идея Народного фронта стала ключевой с точки зрения подготовки к предстоявшим в 1936 г. парламентским выборам. Объединенные усилия ФКП и СФИО значительно активизировали широкое народное демократическое движение, но были недостаточны для консолидации всего левоцентристского электората.

Смотрите так же:  Арест имущества в отсутствие должника

Переломным для формирования левой коалиции, способной прийти к власти, стал 1935 год. B ходе подготовки и проведения массовой политической манифестации 14 июля коммунистам и социалистам удалось прийти к соглашению о совместных действиях с партией радикалов и радикал-социалистов. B сентябре 1935 г. после долгих и сложных переговоров произошло объединение BKT и УВКТ, значительно укрепившее позиции левых партий в профсоюзном движении. K январю 1936 г. была подготовлена и программа Народного фронта. Ee ключевыми идеями стали защита политических свобод, борьба с фашизмом и терроризмом, демократизация системы образования и средств массовой информации, защита мира и борьба за разоружение. B разделе экономических целей предусматривалось сокращение безработицы, поддержка сельского хозяйства, меры по финансовому оздоровлению. Выбор методов реализации этих задач, в том числе постановка вопроса о национализации важнейших предприятий и банков, плановости развития экономики, государственном контроле над всеми финансовыми операциями, активной инвестиционной политике государства и усилении регулирования трудовых отношений, свидетельствовал о выработке третьего, социал-реформистского варианта политики дирижизма.

B то же время среди руководителей Народного фронта существовали значительные разногласия в вопросе о стратегических целях альянса. Если коммунисты рассматривали Народный фронт как прямое политическое движение народных масс, требующее создания прочных низовых организаций, то радикалы видели в нем только предвыборную коалицию, призванную преградить путь правоцентристским партиям и создать прочное демократическое правительство. При этом если коммунисты и радикалы сходились в признании демократического характера первого этапа деятельности Народного фронта, то лидеры СФИО настаивали на провозглашении социалистических целей новой коалиции (в соответствии с концепцией демократического социализма). Лишь конструктивная позиция руководства ФКП и их неожиданный тактический блок с радикалами позволили сформулировать общую политическую платформу Народного фронта на общедемократических принципах.

„I Ha апрельских 1936 г. выборах партии Народно- яародныи . —плг\/

фронт у власти го ФР онта получили 375 депутатских мест из 610 (в том числе СФИО — 146, радикалы — 116, ФКП -72). Для коммунистов эти выборы стали наиболее удачными за все прещдущие годы. Стремительно росла и численность партии. Если в 1932 г. в ее составе было 30 тыс.

человек, то в 1934 г. — 74 тыс.,

а в 1936 г. — 350 тыс. Ho, в отличие от M. Тореза, большинство руководителей фКП высказались против непосредственного участия коммунистов в правительстве, опасаясь «растворения» партии в правящей демократической коалиции. Это существенно ослабило внутреннее единство Народного фронта и сократило его политическую базу.

Первое правительство Народного фронта вщглавил лидер СФИО Леон Блюм. B течение лета 1936 г. левое большинство Национального Собрания приняло более 130 законов, главным образом социальной направленности. Основой для важнейших из них стали так называемые «Матиньонские соглашения» между Всеобщей конфедерацией французских промышленников и объединенной Всеобщей конфедерацией труда. Ими предусматривался ввод 40-часовой рабочей недели без сокращения заработной платы, ежегодных двухнедельных оплачиваемых отпусков для рабочих и служащих, обязательность заточения коллективных договоров между профсоюзами и предпринимателями, создание оргадав рабочего контроля, повышение заработной платы в среднем на 12 %. Одновременно правительство повысило заработную плату государственных служащих и пенсионные выплаты. Положительный резонанс в стране вызвало продление обязательного школьного образования до 14 лет, создание Министерства спорта и культуры, Народной академии искусств.

B сфере экономического регулирования правительство Блюма осуществило некоторые налоговые реформы, в том числе повышение налогообложения крупных состояний и сверхдоходов, снижение налогов на мелкие предприятия, отмену 10 %-ного налога на купоны мелких рантье, налога на пенсии фронтовиков и пособия по безработице. Мелкие торговцы и ремесленники получили льготные условия кредитования, была запрещена распродажа их имущества за долги. БыЛй выделены значительные ассигнования на создание широкой сети общественных работ для безработных, поддержку мелких квартиросъемщиков, обеспечение ль1т Л таого гггзоезда трудящихся к месту отдыха во время отпусков. Реорганизации подвергся Нащрнальщш банк, управление которым полностью перешло к государственным чиновникам. Частичной национализации подвергся военный сектор промышленности. Было создано Зерновое Бюро, занимавшееся стабилизацией продовольственного рынка, Национальное общество железных дорог.

«При всей своевременности и эффективности этих мер политика правительства Национального фронта была уязвима — она не затрагивала главных рычацрв господства монополий, не меняла основ

кредитно-финансового механизма. Национальный блок столкнулся не только с нарастанием кризисных тенденций Л экономической сфере, но и с прямым саботажем финансово-монополистических кругов. Началось массовое «бегство капитала» за границу. Только за 1936—1937 гг. в зарубежные банки было переведено около 100 млрд франков. Финансовые ресурсы государства сокращались из-за резкого расширения расходной части бюджета и HgjMQr-ли использоваться для ликвидации инвесйщШнного гтттдда в промышленности. Государственный долг вырос за один год на 16 млрд франков. Быстро уменьшался золотой запас Франции. K осени 1936 г. он составил 55 млрд франков, тогда как двумя годами ранее равнялся 82 млрд франков. Для выхода из финансового кризиса пг л вительство пошло в сентябре 1936 г. на девальвацию франка, сокращение его золотого содержания на 30 %. Надежды на стимулирующее воздействие этой меры на промышленное производство (в силу снижения относительной себестоимости продукции) не оправдались. Зато повышение розничных цен фактически свело на нет произошедшее повышение заработной платы.

B 1937 г. французская экономищущазалась охвачена новой волной кризиса. Уровень производстваупал до.70 % по сравнению с показателями 1929 г. Вновь начался рост безработицы, инфляционных пшщссов. Правительство могло повлиять на ситуацию, лишь Перейдя к достаточно жестким методам прямого регулирования. B июне 1937 г. Блюм потребовал чрезвычайных полномочий для установления контроля над финансовой сферой, ввода новЬгх налогов на капитал и практики принудительного производственного инвестирования из суммы прибылей, запрета вывоза капитала за рубеж. Эта программа встретила сопротивление не только республиканских партий, но и радикалов, правых социалистов. Воспользоваться рекомендацией коммунистов не считаться с «условностями конституционного строя» Ёшом не захотел и л мрдатративно подал в отставку.

После ухода Л. Блюма правительство возглавил лидер правых радикалов Камилл Шотан, попьттавптийся вернуться!? политШГе’ жесткой экономии. Были увеличены на 10,5 млрд франков косвенные налоги, проведена вторая девальвация франка. Кабинет Шота-на попытался не только сократить финансирование социальных программ, но и ликвидировать некоторые из принятых ранее законов, в том числе о 40-часовой рабочей неделе. Это стало поводом к острому внутреннему кризису в самом Народном фронте. B январ л 193&Е л кабинет Шотана был вынужден уйти. в Л тставку, м ©] И шивший его Л. Блдщцюпытался выйти из тупика, укрепив прежде всего политические позиции правительства. He отказываясь от идеи Народного фронта, лидер социалистов выдвинул идею формирования широкой коалиции от ФКП до Демократического АльЖса. ЭтоТтредлежёние не напито поддержки ни на левом, ни на правом фланге партийного спектра. Тем не менее Блюм был готов взять на себя ответственность за проведение жесткого антикризисного курса. Предусматривалось введение налога на крупный капитал, установление административного контроля над вывозом капитала за рубеж, выпуск государственных займов. Для реализации этой программы председатель правительства потребовал предоставления чрезвычайных полномочий по изданию декретов-законов, минуя парламент. Отказ Сената вотировать такое решение заставил Блюма вновь уйти в отставку. 10 апреля 1И28 г. правительство возглавил лидер радикалов Э. Даладье. Это было политической гибелью Народного фронта. He объявляя пока о формальной ликвидации блока с коммунистами и социалистами, кабинет Даладье начал осуществлять «национальный курс», отказавшись от программных установок Народного фронта.

Основной причиной поражения Народного фронта стали глубокие идеологические разногласия между его участниками, попытки проведения эклектичного политического курса, сочетающего жест-, кие антикризисные меры и социально ориентированные реформы. Более или менее последовательная реализация любой из этих задач неизбежно вызывала протест сторонников второго направления и приближала коалицию к распаду. По-разному представляли себе участники Народного фронта и приоритетные формы политической деятельности. Народный фронт так и не стал основой для массового общественно-политического движения, как это предполагали коммунисты, но и не превратился в гибкую парламентскую коалицию, привычную для радикалов. Наконец, фатальное значение для судьбы Народного фронта имел внешнеполитический кризис, в состоянии которого Франция оказалась во второй половине 30-х гг.

_ Уход А. Бриана в 1932 г. с поста министра иностранных дел

* ELl подвел неѵтешительныи итог многолетним попыткам CO-

тика Франции ґ J „

в 30 X гг здания устойчивой системы международных отношении в

Европе, основанной на пацифистских принципах и пан- европейской интеграции. Гарантии национальной безопасности Франции были связаны лишь с двумя достаточно локальными договорными комплексами — Рейнским пактом и союзными договорами со странами Малой Антанты (Чехословакией, Румынией, Югославией), морально устаревшими и отражавшими геополитические реалии середины 20-х гг. Последняя решительная попытка восстановить международный престиж Франции и укрепить ее внешнеполитические позиции была предпринята Луи Барту, возглавившим министерство иностранных дел в начале 1934 г. (в составе коалиционного республиканского правительства Г. Думерга). K этому времени стал очевидным провал пацифистских расчетов на умиротворение Германии. Появление на политической карте Европы нацистского Рейха коренным образом меняло расстановку сил и логику международных отношений. Барту оказался одним из немногих европейских политиков, отчетливо осознававших этот факт.

Уже 17 апреля 1934 г. французский МИД обратился с меморандумом к британскому правительству, обосновывая свое желание дополнить систему Рейнского гарантийного пакта договоренностями с другими европейскими державами. B качестве нового потенциального стратегического партнера Франции Бартурассматривал Советский Союз. Советская внешняя политика существенно изменилась на протяжении 1933—1934 гг. CCCP все более активно высказывался в поддержку идеи создания системы коллективной безопасности, он отказался от прежней негативной позиции по отношению к Лиге наций, скорректировал требования к национальным коммунистическим партиям в рамках Коминтерна. Барту выдвинул идею «Восточного Локарно» — договорного комплекса, в который должны были войти Франция, CCCP и страны «Малой Антанты». B период интенсивных переговоров по этому поводу Франция поддержала принятие Советского Союза в Лигу наций, использовала все свое влияние для того, чтобы ускорить установление дипломатических отношений между CCCP и Чехословакией, Румынией. Барту прилагал большие усилия, чтобы преодолеть антисоветские настроения в Югославии. Большое значение для этого имела встреча французского министра иностранных дел с королем Югославии Александром в октябре 1934 г. в Марселе. Однако во время этой встречи Барту и Александр были убиты усташами — членами хорватской националистической организации, |Ы

ЕІьер Лаваль, сменивший Барту на посту министра иностранных дел, куда с меньшим энтузиазмом относился к идее сближения с СССР. ЕІереговорный процесс замедлился, позиция французской дипломатии стала более осторожной, ее предложения — более умеренными. 5 декабря 1934 г. были подписаны франко-советские соглашения, в соответствии с которыми обе стороны отказывались от каких-либо дипломатических шагов, идущих вразрез с подготовкой регионального восточноевропейского гарантийного комплекса. B мае 1935 г. был подписан и договор о взаимопомощи, по которому Франция и CCCP обязывались оказывать друг другу поддержку в соответствии с уставом Лиги наций в случае нападения какой-либо третьей стороны. Однако договор не был дополнен военной конвенцией. Гораздо большие надежды Лаваль возлагал на сближение с Италией, несмотря на существование там фашистского режима Муссолини. Подписание в феврале 1934 г. Римских протоколов оформило многообещающий гарантийный блок с участием Италии, Австрии и Венгрии. B 1934 г. жесткая позиция Италии во многом способствовала предотвращению насильственного аншлюса Австрии Германией. B апреле 1935 г. по инициативе Франции была созвана международная конференция в Стрезе, посвященная нарушению Германией статей Версалького договора. Лавалю удалось существенно сблизить позиции французской и итальянской делегаций. Однако сближение Франции и Италии вызвало растущее беспокойство Великобритании. Используя военную агрессию Италии в Эфиопии, английская дипломатия втянула Францию в шумную и безрезультатную антиитальянскую кампанию в Лиге наций. Опасный для английской гегемонии в европейской политике франко-итальянский альянс был предотвращен, но Муссолини встал на путь сотрудничества с Гитлером. Франция стала заложницей недальновидной политики английских консерваторов.

Правительства Народного фронта отказались от какой-либо корректировки внешнеполитического курса. Между тем Франция оказалась в чрезвычайно сложном положении в связи с началом гражданской войны в Испании. Провозглашенный ведущими странами мира принцип невмешательства был вскоре нарушен Германией и Италией, практически открыто оказывавших военную поддержу мятежникам. Французские коммунисты и часть демократической общественности решительно требовали оказания помощи испанским республиканцам, сражавшимися с Франко, однако правительство предпочло сохранить нейтралитет. To же бессилие правительство Народного фронта проявило и при вторжении германской армии в Австрию в марте 1938 г. Кризис политического строя Франции начал непосредственно угрожать национальному суверенитету.

Похожие публикации:

  • Заявление на передачу в сизо барнаул График приема граждан руководством учреждения: Руководитель Дни недели Время приёма Подрез Антон Станиславович Заместитель начальника по оперативной работе Бобрышев Сергей Александрович Заместитель начальника по общим […]
  • Правонарушение 571 КоАП РК КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ (В сокрашении для автотранспорта) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2019 г.) «Об административных правонарушениях» Кодекс Республики Казахстан […]
  • Брачный договор виды Архивно-информационный отдел ЗАГС Контактные телефоны: 8 (495) 623-70-89, 8 (495) 624-26-81 (справки и консультации) Режим работы Прием населения: понедельник, вторник, четверг, пятница Часы приема с 9:00 до 12:45, с 14:00 до 17:30 […]
  • Защита прав потребителей монография Год публикации: 1998 Библиографическая ссылка:: Мотехина М.В. Курс лекций "Защита прав потребителей". - Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, 1998. Для того, чтобы оценить ресурс, […]
  • Кодексы и законы рф pdf Кодексы и законы рф pdf Для региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами предлагается установить налоговые льготы (см. аннотацию) Скорректированы сроки хранения документации в налоговых органах (см. […]
  • Льготы детей войны в алтайском крае Надбавка к пенсии за государственные награды Надбавка к пенсии за государственные награды Қазақстанда марапаттардың жалпы 20 түрі бар, ол әр түрлі марапаттарды, медальдар және құрмет атақтарын қамтиды. Егер сіз өз әріптесіңіз, […]