Противогололедные материалы требования

Содержание:

ГОСТ 33387-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Противогололедные материалы. Технические требования

Текст ГОСТ 33387-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Противогололедные материалы. Технические требования

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

Дороги автомобильные общего пользования

ПРОТИВОГОЛОЛЕДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стан* дартизации установлены в ГОСТ 1.0—2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2—2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, при* нятия. обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом «Казахстанский дорожный научно*исследоаательсхий институт» (Технический комитет по стандартизации ТК 42 «Автомобильные дороги») с участием ФГБУ «РОСДОРНИИ». МАДИ-ГТУ. ФГУП «ИРЕА». НКОкАссоциация зимнего содержания дорог»

2 ВНЕСЕН Комитетом технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по переписке (протокол от 27 октября 2015 г. № 81-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК 3 , не болев

7 Динамическая вязкость раствора при 20 *С. сП. не более

Таблица 2 — Нормы показателей качества твердых химических ПГМ

Норма дпя твердого ПГМ

2 Массовая доля влаги. %. не более

3 Содержание нерастворимого остатка, вес. %. не более

4 Температура начала кристаллизации раствора 20 % концентрации. *С. не выше

5 Равновесная плавящая способность при минус 5 ’С. г/г, не менее

6 Динамическая вязкость 20 %-ого раствора при 20 *С. сП. не более

7 Коррозионная активность (СтЭ). (мг/см 2 сутки) раствора с суммарным содержанием солей 5 % вес., не более

8 Слеживаемость. по числу ударов, не более

9 Показатель агрессивности воздействия на цементобетон, г/см 3 , не более

10 Кристаллизационная вода, %. не более

Таблица 3 — Нормы показателей качества комбинированных противогололедных материалов

Норма для твердого ПГМ

1 Массовая доля компонента фрикционной части. %

2 Массовая доля компонентов химической части. %

3 Массовая доля влаги. %. не более

4 Равновесная плавящая способность при минус 5 *С, г/г. не менее

5 Слеживаемость. по числу ударов, не более

6 Показатель агрессивности воздействия на цементобетон, г/см 3 , не более

Таблица 4 —Нормы показателей качества фрикционных противогололедных материалов

1 Модуль крупности, не менее

2 Массовая доля пылевидных и тинистых частиц. %, не более

3 Массовая доля глины в комках, %. не более

4 Марка по дробимосги. не менее

5 Массовая доля влаги. %. не более

‘ для фрикционных материалов, транспортирующихся и хранящихся навалом без упаковки, влажность не нормируется.

“при использовании на пешеходных (велосипедных) дорожках песок из отсева дробления допускается марка по дробимости не менее 200.

Примечание — Для повышения противогололедного эффекта и снижения расхода твердых противогололедных материалов (например NaCI) рекомендуется их обработка (смачивание) раствором солей (например: CaCI2. MgClj) с пониженной точкой эвтектики, а также другими химическими реагентами.

6 Упаковка и маркировка

6.1 Упаковка ПГМ, если иного не предусмотрено, должна быть герметичной и изготавливаться из материалов, обеспечивающих сохранность продукции и предотвращение возможности загрязнения окружающей среды на всех этапах обращения указанных средств.

Жидкие противогололедные материалы упаковывают е специальные емкости в соответствии с ГОСТ 9980.3.

Конкретный вид тары и номинальное количество противогололедного материала должны быть согласованы между заинтересованными сторонами при поставках.

Транспортная маркировка производится по ГОСТ 14192 и ГОСТ 19433. Реквизиты маркировки противогололедных материалов указываются в документе о качестве.

При маркировке продукции указывается единый знак доступа на рынок государств-членов Содружества.

7 Требования безопасности и охраны окружающей среды

7.1 При изготовлении и применении противогололедных материалов необходимо соблюдать требования безопасности, установленные на национальном уровне, настоящим разделом и паспортом безопасности по ГОСТ 30333 (для соответствующих видов противогололедных материалов).

Национальным законодательством государств-членов Содружества могут устанавливаться дополнительные показатели и иные требования к противогололедным материалам, используемым на автомобильных дорогах общего пользования с учетом климатических, географических, экологических и иных особенностей территорий стран, технических и/или технологических особенностей отдельных противогололедных материалов.

8 случае установления на национальном уровне экологических и иных требований к противогололедным материалам, используемым в зимний период на дорогах общего пользования в особо охраняемых природных и исторических территориях, применяются экологические требования государств, указанные в соответствующих нормативных документах.

7.2 Противогололедные материалы должны быть негорючие, пожаро-взрыво-радиационно безопасные.

Противогололедные материалы по степени воздействия на организм человека должны относиться к веществам с классом опасности 3 (умеренно-опасные) или 4 <малоопасные) по ГОСТ 12.1.007.

Предприятием-изготовителем при производстве для применения противогололедных материалов должна проводиться их радиационно-гигиеническая оценка, по результатам которой устанавливают область применения ПГМ.

Содержание радионуклидов ПГМ не должно превышать допустимые нормы, установленные ГОСТ 30108.

7.3 При приготовлении, транспортировании, хранении и применении противогололедных материалов работники должны быть обеспечены индивидуальными средствами защиты и спецодеждой в соответствии с действующими нормами государств — членов Содружества относительно указанных ПГМ.

7.4 Изготовление и складирование химических и химико-фрикционных противогололедных материалов необходимо производить в закрытых помещениях или складах.

8 Методы испытаний

Испытания противогололедного материала проводят в соответствии с ГОСТ 33389.

9 Транспортирование и хранение

9.1 Противогололедные материалы транспортируют всеми видами транспорта в соответствии с действующими правилами перевозки грузов.

9.2 Фрикционные противогололедные материалы могут транспортировать навалом с обеспечением их несмерзаемости.

9.3 Химические противогололедные материалы, если не указано иного, транспортируют в мягких гидрозащищенных контейнерах до 1250 кг. а комбинированные — как в гидрозащищенных контейнерах, так и навалом.

9.4 Жидкие химические противогололедные материалы транспортируют в специальных емкостях.

9.5 Хранение химических твердых ПГМ должно осуществляться на базах и складах — на площадках и в помещениях, специально предназначенных для этих целей. Комбинированные и фрикционные материалы могут храниться либо на специально оборудованных складах, либо навалом на подготовленных площадках.

9.6 Химические жидкие противогололедные материалы хранят в полиэтиленовых, стальных или других емкостях со специальным антикоррозионным покрытием, вместимостью от 200 до 1000 дм 3 или цистернах, вместимостью 1 м 3 и более.

10 Гарантии изготовителя

10.1 Изготовитель гарантирует соответствие противогололедного материала требованиям настоящего стандарта при условии соблюдения потребителем установленных правил транспортирования, хранения и применения.

10.2 Срок годности (хранения) — не менее12 месяцев с даты изготовления.

10.3 После истечения срока хранения или при изменении технологического регламента, замене сырья или компонентов для приготовления противогололедных материалов готовая продукция может быть использована потребителем только после предварительной проверки на соответствие ее качества требованиям настоящего стандарта.

Проверка (контроль качества) ПГМ должна осуществляться аккредитованными специализированными дорожными лабораториями (центрами) с выдачей протокола испытаний ПГМ и заключения о соответствии качества продукции настоящему стандарту.

11 Указания по применению

Вид и норма распределения противогололедного материала, характеристики используемых машин и механизмов, требуемая квалификация рабочей силы, а также нормируемые сроки обработки автомобильных дорог общего пользования противогололедными материалами устанавливаются на национальном уровне самостоятельно.

УДК 625.768.6 (083.74) (476) МКС 93.080.10

Ключевые слова: антислеживатвль. зимняя скользкость, ингибитор коррозии, противогололедные ма

Противогололедные материалы

Каждый современный город регулярно сталкивается с одним и тем же погодным явлением – это гололед. В борьбе со стихией коммунальные службы прибегают к помощи особых средств. Противогололедные материалы – способ сделать наши дороги абсолютно безопасными как для пешеходов, так и для страдающих от скользких дорог водителей. Главное требование к ним – отсутствие негативных последствий по отношению к структуре дорожных покрытий.

Противогололедные материалы: классификация и функции

Противогололедные материалы можно купить как твердой, так и жидкой консистенции. Они имеют существенное влияние на качество дорожного покрытия в зимнее время года. Принцип работы прост: впитать влагу из толщи льда. Реагенты проникают вглубь ледяных кристаллов, после чего начинается процесс «растапливания» и образования рассола. Полученная субстанция не подвержена влиянию низких температур, а значит, гарантирует безопасность наших городских дорог.

Все материалы в зависимости от используемого состава делятся на несколько групп. Среди них химические противогололедные материалы, комбинированные и фрикционные, выпускаемые в твердом и жидком виде.

В свою очередь фрикционные материалы могут быть искусственными и естественными. К первому типу относят шлак и щебень, ко второму – ПГС и песок. Вне зависимости от типа противогололедные материалы имеют одно и то же назначение: снижение скользкости и увеличение шероховатости дорожного покрытия.

Комбинированные вещества способны проявлять свойства химических и фрикционных систем. Главным отличием таких материалов является солевой состав (NaCl), он не должен быть ниже 5 %, в противном случае его следует отнести к фрикционному типу и использовать для повышения шероховатости ледяного покрытия дорог.

Реагенты или химические противогололедные материалы могут предлагаться как в твердом, так и в жидком состоянии. В качестве основы для такого состава используют природные бишофит и галит, сильвинитовые и карналлитовые отходы промышленности. Для того чтобы снизить расход таких материалов, их применяют в паре с солевыми растворами, имеющими низкую точку замерзания. При использовании подобного метода противогололедные материалы для борьбы с зимней скользкостью принято называть «смоченными».

В зависимости от состава реагенты делят на:

  1. Хлориды, в основу которых находится натрий хлор, калий хлор, магний хлор:
    • ХКМ – имеет жидкий вид, в основе лежит модифицированный хлористый кальций, выпускается по ТУ 2149-026-13164401-98 «Жидкий противогололедный состав ХКМ». Температура использования до — 30 °С.
    • Биомаг – материал, в основу которого положен модифицированный хлористый магний (Бишофит – MgCl2 · 6H2O). Биомаг предлагается в четырех марках, может иметь как твердое, так и жидкое состояние. Выпускается в соответствии с ТУ 2152-001-53561075-02 «Противогололедный материал Биомаг — ХММ». Температура использования до -18/-20 °С.
    • ХКФ. Аббревиатура расшифровывается как хлористый кальций фосфатированный. Выпуск производится по ТУ 2152-057-05761643-2000 «Кальций хлористый фосфатированный». Температура до -30 С.
    • «Натрий хлористый технический карьерный». Производится в соответствии с ТУ 2152-067-00209527-95. Температура использования до -12/-15 °С.
    • «Материал противогололедный», в основу которого положен хлористый натрий. Производство ведется в соответствии с ТУ 2152-082-00209527-99. Температура использования до -12/-15 °С.
    • К этой группе относятся также промышленные отходы в жидком состоянии и так называемые природные рассолы. Свое применение они нашли в городах центральной части страны, используются локально при температуре до -2 °С.
  2. Ко второй подгруппе относят ацетаты аммония, калия, кальция и прочие материалы на этой основе:
  • Нордикс, противогололедный материал, в основу которого положен ацетат калия. Выпускается преимущественно в жидком виде. «Антигололедный реагент на ацетатной основе» производится в соответствии с ТУ 2149-002-40874358-00, имеет температуру использования до -40 °С.
  • Антиснег-1. В основу этого жидкого материала положен ацетат аммония. Производство «Антиснег-1» ведется по ТУ 2149-001-45052508-00. Температура использования до -35 °С.
  1. Третья подгруппа включает в свой состав карбамиды, например, карбамидно-аммиачную селитру и мочевину.
  • «Состав жидкий противогололедный» на основе карбамидно-аммиачной селитры выпускается в соответствии с ТУ 2149-001-40128052-97. Жидкость применима при температуре до -8 °С.
  1. К четвертой подгруппе принято относить нитраты кальция и магния.
    • НКМ (АНС) – состав, в основу которого положены нитраты кальция и мочевина, изготавливается по ТУ 6-13441912.001-97. Наиболее известным представителем материалов этого класса стал твердый «Реагент антигололедный гранулированный», изготавливаемый по ТУ 6-03-349-73 и применяемый при температуре до -10 °С.
    • НКММ – реагенты, в основу которых положены нитраты кальция, магния и мочевина, выпускаются в соответствии с ТУ 2149-051-05761643-98. Одним из наиболее известных представителей реагентов этого класса считается «Антигололедный реагент НКММ», температура его эксплуатации достигает -12 °С.
Смотрите так же:  Настоящий договор распространяет свое действие на отношения

К веществам на химической основе для борьбы с зимней скользкостью предъявляются следующие требования:

  • снижение температуры, при которой вода превращается в лед;
  • активация процессов плавления ледяной корки на дорогах;
  • способность проникновения внутрь ледяной и снежной корки для ослабления процессов смерзания с дорожным покрытием;
  • понижение степени скользкости дорог;
  • технологичность и удобство хранения, перевозки и эксплуатации;
  • отсутствие вредного воздействия на человека, животных и окружающую среду;
  • отсутствие разрушающего воздействия на такие материалы, как металл, кожа, резина, бетон и пр.

Портивогололедные материалы фрикционного типа обязаны:

  • обеспечивать безопасность дорожного движения путем повышения шероховатости ледяных покровов;
  • обладать хорошими физико-механическими свойствами;
  • способствовать сохранению чистоты окружающей среды путем препятствия запыления воздуха и чрезмерного загрязнения обочины дороги.

Материалы комбинированного типа несут в себе характеристики как фрикционных, так и химических ПГМ.

От качества реагентов зависит чистота на дорогах

Грязь на дорогах – это обычное явление для участков, на которых применяется песко-соляная смесь. Только представьте, в городе с населением порядка миллиона жителей за год на дороги высыпается около 100 тысяч тонн песка. Зачастую качество смесей оставляет желать лучшего. Песчано-гравийная смесь нередко подменяется песком из карьеров и прочих соседствующих с населенным пунктом водоемов. Следствием подобного халатного отношения является жижа, регулярно образующаяся под ногами и колесами машин, а что еще хуже, подобная смесь не обеспечивает достижения главной цели – улучшения сцепления колес с дорожным покрытием. Приходит лето, и песчаная пыль, поднимаясь в воздух в виде мельчайших частиц, продолжает наносить вред, оседая в легких горожан.

Как снизить уровень загрязнения? Ответ один: постепенно заменять песок солевыми реагентами. Для справки: за границей песок из-за его свойства повышенного пылеобразования уже давно запрещен к использованию, в отличие от нашей страны.

Соли, имеющие свойство растворяться при смешивании со льдом, называются химическими реагентами. Само свойство растворимости напрямую зависит от качества материалов. Так, марка «галит» допускает содержание порядка 30 % нерастворимых глины и примесей тяжелых металлов. Это приводит к ситуации, когда треть материалов, высыпанных на дороги, смешиваетсясо снегом, образуя грязевой слой.

Закупка реагентов с повышенным содержанием основных действующих веществ стала выходом из ситуации, связанной с загрязнением наших городов. Многокомпонентные реагенты нового поколения зачастую содержат порядка 1% примесей, а значит, качество уборки дорог остается на высоте.

Самые популярные противогололедные материалы

Многие противогололедные материалы – реагенты, в основу которых положены соли хлориды, хлораты, гидрохлориды. Их главной областью применения стали городские наледи, образующиеся при низких и очень низких температурах. Многие современные материалы обладают специальными антикоррозионными добавками. Зачастую в них содержатся биофильные элементы (улучшение качественного состава почвы), специальные разрыхлители, добавки-ускорители.

ПГМ нашли свое применение как в коммунальном хозяйстве, так и у частников. Сегодня рынок предлагает огромный выбор составов, предназначенных для самых разных целей и сфер применения. К ним относятся:

  1. Пескосоляная смесь.

Наиболее востребованный в условиях русской зимы материал. В него входит песок, смешанный с технической солью. Такой универсальный состав, источником которого зачастую становятся ближайшие карьеры и реки, характеризуется высокой скоростью таяния льда. Для снижения негативного влияния реагента на поверхность асфальта и металлов сюда зачастую добавляются ингибиторы коррозии.

  1. Хлористый кальций.

Один из лучших по своим гигроскопическим свойствам реагент, хлористый кальций отличается почти мгновенными реакциями взаимодействия с поверхностью снега. Резкое выделение тепла способствует активному таянию льда. Помимо своего главного предназначения реагент оказывает благотворное влияние на почву. Это противогололедный материал глубокого проникновения. Сделав работу, он практически не оставляет следов на поверхности дорог с асфальтовым покрытием.

Состав относится к типу природных материалов, источником которых является не что иное, как окружающая среда.

В настоящее время в отдельных районах Москвы проводится своеобразный эксперимент: в качестве реагента предлагается жидкий «ЭСБГ» и твердый по своей структуре «Биодор». Первый включает в свой состав соли кальция, магния и ряд биофильных элементов, второй – реагент формиатной группы, характеризуется свойством быстрого разложения сразу после использования. Таким образом, применение «ЭСБГ» и «Биодор» считается шагом к экологической чистоте и безопасности, как для человека, так и для окружающей среды.

Для пешеходных дорог и тротуаров зачастую используется гранитная или мраморная крошка. Являясь доввольно эффективной, она не оказывает негативного воздействия на среду. Однако анализ многолетнего ее использования специалистами не является столь оптимистичным. Считается, что сносимая ветром вдоль обочин, крошка оказывает негативное воздействие на дорожное полотно и является одной из причин преждевременного износа дорожного покрытия. Измельчаясь, крошка преобразуется в пыль, которая является одной из причин грязных городских дорог.

Пескосоляная смесь против плавящих реагентов: что экономичнее

Применение противогололедных материалов в нашей стране обычно сводится к рассыпанию смеси соли и песка. Для сравнения: тонна такого материала в среднем стоит 1200 рублей, в то время как стоимость топящего лед реагента достигает уровня 15 тысяч рублей.

Таким образом, становится понятным: песко-соляная смесь – способ экономии служб на содержании зимних дорожных покрытий. Однако дальнейший анализ приводит к совершенно противоположному выводу. Расход смеси соли и песка в среднем составляет 450 грамм на 1 квадратный метр дорог, для более дорогого реагента этот показатель варьируется на уровне 60 грамм. Таким образом, стоимость песко-соляной смеси на 1 квадратный метр составляет порядка 54 копеек, стоимость реагента, чья цена 14500 рублей за тонну, – 87 копеек.

Теперь мы видим: стоимость реагента выше стоимости обычной смеси всего в 1,5 раза. Продолжая анализировать ситуацию, хочется отметить, что использование песко-соляной смеси вдоль дорог требует дополнительных затрат на распределение, к этим расходам относится топливо. Для сравнения, при пятитонной загрузке песко-соляной смеси одна машина для обработки дорожного покрытия способна покрыть 11 111 квадратных метров полотна, в то время как автомобиль, распределяющий реагент, – 83 333 квадратных метров, то есть в 7,5 раз больше. Пока автомобиль с песко-соляной смесью возвращается на базу для дозаправки (семь дозаправок), автомобиль с реагентом продолжает свою работу.

При самых скромных подсчетах перерасход топлива увеличивается в 7,5 раз, добавьте к этому тот факт, что песко-соляная смесь не обладает свойством «растапливания» льда. Таким образом, весной вы затратите дополнительноГСМ, которые потребуются для заправки автомобилей, занимающихся очисткой дорог и сбором песка с улиц городов.

Снег, собранный снегоуборочными машинами, традиционно вывозят на специальные свалки, на которых следует оплатить каждую тонну утилизации материала. Материалы способные «плавиться» не только безвозвратно растворяются после распыления, но и способствуют активному таянию снега и льда и, как следствие, уменьшению объемов вывозимых материалов, требующих немалых затрат на утилизацию.

Норма и ОДН противогололедных материалов

Сегодня существуют специальные нормы и требования, предъявляемые к выпуску ПГМ. Они разрабатываются Росавтодором и Минтрансом РФ, устанавливающими ОДН или отраслевые дорожные нормы. Нормы на противогололедные материалы, ОДН 218.2 027 2003, есть не что иное, как документ, определяющий количество и качество материалов, предназначенных для рассыпания на поверхности зимних дорог. Также здесь приводятся самые распространенные смеси, показывающие наибольшую эффективность при данных нормах обработки.

Работа заводов, деятельность которых сопряжена с выпуском ПГМ, неразрывно связана со стандартами ОДН.

Одними из главных требований считаются те, что связаны с органолептикой, физическими, химическими, технологическими и экологическими свойствами. Для химических противогололедных материалов это:

Нормативный дорожный документ «ОДН. Требования к противогололедным материалам» разработан впервые по заданию Росавтодора Минтранса РФ для организации выпуска отечественных противогололедных материалов, удовлетворяющих современным требованиям и нормам, с целью повышения качества выпускаемых отечественной промышленностью противогололедных ма т ериалов (далее ПГМ) и эффективности борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах и улицах Российской Федерации.

1. Область применения

Настоящий нормативный документ распространяется на химические, комбинированные и фрикционные противогололедные материалы, применяемые в твердом или жидком виде для борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городов, поселков и сельских поселений, а также на наполнитель « Грикол » , используемый для приготовления асфальтобетонных смесей с антигололедными свойствами.

2. Нормативные ссылки

В нас т оящем документе использованы ссылки на следующие стандарты и нормативные документы:

ГОСТ Р 50597-93. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.

Инструкцию по охране природной среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог. ВСН 8-89.

ГОСТ 12.1.007-76 ССБТ. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности.

ГОСТ 8736-93 . Песок для строительных работ. Технические условия.

ГОСТ 450-77. Кальций хлористый технически й. Технические условия.

ГОСТ 7759-73. Магний хлористый технический (Би ш офит).

Методику испытаний противогололедных материалов. Минтранс РФ, 2003 г.

В настоящем нормативном документе применены следующие основные термины.

Смотрите так же:  Агентский договор на оказание услуг по аренде помещения

3.1. Доро жн о-э к с п луа т а ци он ны е материалы — естественные или искусственные средства (реагенты, вещества, материалы и т.п.), используемые для ухода и направленные на поддержание в допустимом состоянии всех элементов автомобильной дороги в процессе их эксплуатации.

3.2. Противогололедные материалы ( П ГМ) — твердые (сыпучие) или жидкие дорожно-эксплуатационн ы е материалы (фрикционные, химические) или их смеси, применяемые для борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах и улицах.

4. Общие положения

4. 1. Настоящий документ предназначен для организаций-разработчиков, заводов-изготовителей и предприятий-потребителей противогололедных материалов при осуществлении ими входного, операционного и инспекционного контроля выпускаемой и используемой продукции, а также качества работ по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах.

4.2. Наиболее сложным периодом содержания для дорожно-эксплуатац и онн ы х предприятий России остается зима, когда на дорожных покрытиях создаются условия к образованию различных видов зимней скользкости (снега, наката, гололедицы и др.) и, соответственно, к снижению безопасности дорожного движения.

4 .3. Т ребования к состоянию дорожного покрытия в зимних условиях определены ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», соблюдение которых в современных условиях возможно только с применением различных противогололедных материалов.

4.4. Противогололедные материалы ( ПГ М), предназначенные для борьбы с зимней скользкостью, должны удовлетворять настоящим требованиям и соответствовать условиям их применения (температуре воздуха, количеству осадков, виду и назначению элемента дороги и т.п.). Противогололедные материалы, применяемые на федеральных и к ним приравненных дорогах, должны быть сертифицированы.

4. 5. Нормы расхода, выбор материала, технология обработки, способ хранения и другие условия применения ПГМ определены в «Руководстве по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах». Соблюдение всех требований и условий использования ПГМ позволяет повысить эффективность борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах и искусственных сооружений на них, улучшить условия движения на дороге и снизить экологическую нагрузку на окружающую среду.

5. Противогололедные материалы для борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах

5.1. К противогололедным материалам относятся твердые или жидкие дорожно-э к с п луатац и о нны е материалы, применяемые для борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах и улицах. Классификация противогололедных материалов приведена на рисунке.

5.2. В зависимости от используемого сырья и его происхождения противогололедные материалы делят на три группы: химические, фрикционные и комбинированные, которые выпускают в твердом или жидком виде.

5.3. Фрикционные ПГМ по своему происхождению бывают искусственные (щебень, шлак) и естественные (песок, ПГС). Они должны обеспечивать снижение зимней скользкости за счет повышения шероховатости снежно-ледяных отложений на дорожных покрытиях.

Классификация противогололедных материалов

*) ПСС — пескосоляная смесь.

**) ПГС — песчано-гравийная смесь.

К комбинированным относят материалы, обладающие химическими и фрикционными свойствами, в которых количество соли (чаще всего NaCl ) по отношению к фрикционному материалу составляет не менее 5 %. При содержании соли менее 5 % ПГМ относят к фрикционной группе, так как в этом случае он применяется с целью повышения шероховатости снежно-ледяного слоя покрытия.

5.4. Химические ПГМ (реагенты) выпускают в твердом, жидком и смоченном виде. Сырьем для получения этих материалов чаще всего являются природные источники (би ш офит, г а л ит и др.) или отходы промышленности (с и львинитов ы е, карнол и тов ы е и др.). С целью снижения расхода твердых химических ПГМ их смачивают растворами солей с пониженной точкой замерзания. Эти ПГМ называют «смоченные соли». По химическому составу ПГМ этой группы разделяют на четыре подгруппы:

— первая подгруппа — хлориды (хлористый натрий, хлористый кальций, хлористый магний и ПГМ на их основе);

— вторая подгруппа — ацетаты (ацетат аммония, ацетат калия, ацетат кальция и ПГМ на их основе);

— третья подгруппа — карбамиды (мочевина, карбам и д н о-аммиачная селитра и ПГМ на их основе);

— четвертая подгруппа — нитраты (нитрат кальция, нитрат магния и ПГМ на их основе).

5.5. Краткая характеристика химических ПГМ

5.5. 1. Первая подгруппа — хлориды. К этой подгруппе относятся ПГМ на основе NaCl , СаС l 2 и MgCl 2 :

ХКМ — хлористый кальций модифицированный, инг и б и рован ный . Выпускается в жидком виде по ТУ 21 49-026 -1316 44 01 -98 «Жидкий противо го лоледный состав ХКМ». Тр *) до -30 ° С.

*) Тр — д опустимая рабочая температура воз д уха , до которой можно применять ПГМ.

Биома г — м одифицированный хлористый магний (Бишофи т — MgCl 2 · 6 H 2 O ), выпускается 4 марок в твердом и жидком виде по ТУ 2152-001-53561075-02 «Противогололедный материал Биомаг — ХММ » . Т р до — 18 ° — -20 ° С.

Х К Ф — хлористый кальций фосфатированн ы й выпускается по ТУ 2152-057-05761643-2000 «Кальций хлористый фосфатированный». Тр до -30 °С.

Технический хлористый натрий карьерный выпускается по ТУ 215 2-067-00209527-95 «Натрий хлористый технический карьерный». Тр до -12 ° — — 15 ° С.

Противогололедный материал на основе хлористого натрия выпускается по ТУ 2 15 2-082-00209527-99 «Материал противогололедный». Тр д о — 12 ° — -1 5 °С.

Природные рассолы и промышленные жидкие отходы. Природные рассолы по химическому составу чаще относятся к х л ор и сто-натрие вы м или х л ористо-ка л ьциево-натриев ы м жидким материалам. Распространены в основном в Европейской части России и используются как местные ПГМ. Тр до -12 ° С.

5.5.2. Вторая подгруппа — ацетаты:

Н ор дикс — разработан на основе ацетата ка ли я и выпускается для дорог двух марок, в жидком виде по ТУ 21 49-002-40874358-00 «Антигололедный реагент на ацетатной основе». Тр до -40 °С.

Антиснег -1 — разработан на основе ацетата аммония и выпускается в жидком виде по ТУ 2149-00 1- 45052508-00 « А нти снег- 1» противогололедная жидкость (раствор ацетата аммония )». Тр до -35 °С.

5.5.3. Тр е тья подгруппа — карбамиды:

К АС — карбамидно-аммиач н ая селитра выпускается по ТУ 21 49-001-40128052-97 «Состав жидкий противогололедный». Т р до -8 °С.

НКМ (А Н С ) — химический реагент на основе нитрата кальция и мочевины по ТУ У 6-13441912.001-97 «Реагент антигололедный гранулированный», выпускается в твердом виде по ТУ 6-03-349-73. Т р д о — 10 °С.

НКММ — реагент разработан на основе нитрата кальция, магния и мочевины и выпускается по ТУ 2149-0 51 -0576 16 43-98 «Антигололедный реагент НКММ». Тр до -12 ° С.

5.6. Основные функции противогололедных материалов

5.6 .1. Химические ПГМ, применяемые для борьбы с зимней скользкостью на дорогах и улицах, должны выполнять следующие функции:

— понижать температуру замерзания воды;

— ускорять плавление снежно-ледяных отложений на дорожных покрытиях;

— проникать сквозь слои снега и льда, разрушая межкристаллические связи, и снижать силы их смерзания с дорожным покрытием;

— не увеличивать скользкость дорожного покрытия, особенно при использовании ПГМ в виде растворов;

— быть технологичными при хранении, транспортировке и применении;

— не увеличивать экологическую нагрузку на окружающую природную среду (зеленые насаждения) и не оказывать токсичного действия на человека и животных;

— не вызывать увеличения агрессивного воздействия на металл, бетон, кожу, резину.

5.6.2. Фрикционные ПГМ должны:

— повышать шероховатость снежно-ледяных отложений на покрытиях для обеспечения безопасности движения;

— иметь высокие физико-механические свойства, препятствующие разрушению, износу, дроблению и шлифованию ПГМ;

— обладать свойствами, препятствующими увеличению запыленности воздуха и загрязнения придорожной полосы.

5.6.3. Комбинированные ПГМ должны обладать одновременно фрикционными и химическими свойствами.

6. Показатели противогололедных материалов

6 .1 . Свойства химических противогололедных материалов оценивают по ряду показателей, объединенных в четыре группы: органолепт и ческие, физико-химические, технологические и экологические.

6 .1.1. Органолептические:

6 .1. 2. Физико-химические:

— массовая доля растворимых солей (концентрация);

— температура начала кристаллизации;

— массовая доля нерастворимых в воде веществ;

— водородный показатель (р Н );

6 .1.3. Технологические:

6 .1. 4. Экологические:

— удельная эффективная активность естественных радионуклидов;

— коррозионная активность на металл;

— агрессивное воздействие на цементобетон.

— количество п ы леват ы х и глинистых частиц;

6.3. При применении комбинированного ПГМ дополнительно (п . 6.2.) определяют:

— количество химической добавки в ПГМ;

— свойство химической добавки (при необходимости) оценивают по показателям, указанным в п . 6.1., до смешивания с фрикционными материалами.

7. Нормы противогололедных материалов

7.1. Противогололедные материалы для борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах должны удовлетворять требованиям настоящего документа.

7 .2. П о органолептическим, физико-химическим, технологическим и экологическим показателям химические противогололедные материалы должны соответствовать требованиям, указанным в табл. 1 .

Требования к химическим противогололедным материалам

Нормативный дорожный документ «ОДН. Требования к противогололедным материалам» разработан впервые по заданию Росавтодора Минтранса РФ для организации выпуска отечественных противогололедных материалов, удовлетворяющих современным требованиям и нормам, с целью повышения качества выпускаемых отечественной промышленностью противогололедных ма т ериалов (далее ПГМ) и эффективности борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах и улицах Российской Федерации.

1. Область применения

Настоящий нормативный документ распространяется на химические, комбинированные и фрикционные противогололедные материалы, применяемые в твердом или жидком виде для борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городов, поселков и сельских поселений, а также на наполнитель « Грикол » , используемый для приготовления асфальтобетонных смесей с антигололедными свойствами.

2. Нормативные ссылки

В нас т оящем документе использованы ссылки на следующие стандарты и нормативные документы:

ГОСТ Р 50597-93. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.

Инструкцию по охране природной среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог. ВСН 8-89.

ГОСТ 12.1.007-76 ССБТ. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности.

ГОСТ 8736-93 . Песок для строительных работ. Технические условия.

ГОСТ 450-77. Кальций хлористый технически й. Технические условия.

ГОСТ 7759-73. Магний хлористый технический (Би ш офит).

Методику испытаний противогололедных материалов. Минтранс РФ, 2003 г.

В настоящем нормативном документе применены следующие основные термины.

3.1. Доро жн о-э к с п луа т а ци он ны е материалы — естественные или искусственные средства (реагенты, вещества, материалы и т.п.), используемые для ухода и направленные на поддержание в допустимом состоянии всех элементов автомобильной дороги в процессе их эксплуатации.

Смотрите так же:  Учебники и пособия фгос ноо

3.2. Противогололедные материалы ( П ГМ) — твердые (сыпучие) или жидкие дорожно-эксплуатационн ы е материалы (фрикционные, химические) или их смеси, применяемые для борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах и улицах.

4. Общие положения

4. 1. Настоящий документ предназначен для организаций-разработчиков, заводов-изготовителей и предприятий-потребителей противогололедных материалов при осуществлении ими входного, операционного и инспекционного контроля выпускаемой и используемой продукции, а также качества работ по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах.

4.2. Наиболее сложным периодом содержания для дорожно-эксплуатац и онн ы х предприятий России остается зима, когда на дорожных покрытиях создаются условия к образованию различных видов зимней скользкости (снега, наката, гололедицы и др.) и, соответственно, к снижению безопасности дорожного движения.

4 .3. Т ребования к состоянию дорожного покрытия в зимних условиях определены ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», соблюдение которых в современных условиях возможно только с применением различных противогололедных материалов.

4.4. Противогололедные материалы ( ПГ М), предназначенные для борьбы с зимней скользкостью, должны удовлетворять настоящим требованиям и соответствовать условиям их применения (температуре воздуха, количеству осадков, виду и назначению элемента дороги и т.п.). Противогололедные материалы, применяемые на федеральных и к ним приравненных дорогах, должны быть сертифицированы.

4. 5. Нормы расхода, выбор материала, технология обработки, способ хранения и другие условия применения ПГМ определены в «Руководстве по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах». Соблюдение всех требований и условий использования ПГМ позволяет повысить эффективность борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах и искусственных сооружений на них, улучшить условия движения на дороге и снизить экологическую нагрузку на окружающую среду.

5. Противогололедные материалы для борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах

5.1. К противогололедным материалам относятся твердые или жидкие дорожно-э к с п луатац и о нны е материалы, применяемые для борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах и улицах. Классификация противогололедных материалов приведена на рисунке.

5.2. В зависимости от используемого сырья и его происхождения противогололедные материалы делят на три группы: химические, фрикционные и комбинированные, которые выпускают в твердом или жидком виде.

5.3. Фрикционные ПГМ по своему происхождению бывают искусственные (щебень, шлак) и естественные (песок, ПГС). Они должны обеспечивать снижение зимней скользкости за счет повышения шероховатости снежно-ледяных отложений на дорожных покрытиях.

Классификация противогололедных материалов

*) ПСС — пескосоляная смесь.

**) ПГС — песчано-гравийная смесь.

К комбинированным относят материалы, обладающие химическими и фрикционными свойствами, в которых количество соли (чаще всего NaCl ) по отношению к фрикционному материалу составляет не менее 5 %. При содержании соли менее 5 % ПГМ относят к фрикционной группе, так как в этом случае он применяется с целью повышения шероховатости снежно-ледяного слоя покрытия.

5.4. Химические ПГМ (реагенты) выпускают в твердом, жидком и смоченном виде. Сырьем для получения этих материалов чаще всего являются природные источники (би ш офит, г а л ит и др.) или отходы промышленности (с и львинитов ы е, карнол и тов ы е и др.). С целью снижения расхода твердых химических ПГМ их смачивают растворами солей с пониженной точкой замерзания. Эти ПГМ называют «смоченные соли». По химическому составу ПГМ этой группы разделяют на четыре подгруппы:

— первая подгруппа — хлориды (хлористый натрий, хлористый кальций, хлористый магний и ПГМ на их основе);

— вторая подгруппа — ацетаты (ацетат аммония, ацетат калия, ацетат кальция и ПГМ на их основе);

— третья подгруппа — карбамиды (мочевина, карбам и д н о-аммиачная селитра и ПГМ на их основе);

— четвертая подгруппа — нитраты (нитрат кальция, нитрат магния и ПГМ на их основе).

5.5. Краткая характеристика химических ПГМ

5.5. 1. Первая подгруппа — хлориды. К этой подгруппе относятся ПГМ на основе NaCl , СаС l 2 и MgCl 2 :

ХКМ — хлористый кальций модифицированный, инг и б и рован ный . Выпускается в жидком виде по ТУ 21 49-026 -1316 44 01 -98 «Жидкий противо го лоледный состав ХКМ». Тр *) до -30 ° С.

*) Тр — д опустимая рабочая температура воз д уха , до которой можно применять ПГМ.

Биома г — м одифицированный хлористый магний (Бишофи т — MgCl 2 · 6 H 2 O ), выпускается 4 марок в твердом и жидком виде по ТУ 2152-001-53561075-02 «Противогололедный материал Биомаг — ХММ » . Т р до — 18 ° — -20 ° С.

Х К Ф — хлористый кальций фосфатированн ы й выпускается по ТУ 2152-057-05761643-2000 «Кальций хлористый фосфатированный». Тр до -30 °С.

Технический хлористый натрий карьерный выпускается по ТУ 215 2-067-00209527-95 «Натрий хлористый технический карьерный». Тр до -12 ° — — 15 ° С.

Противогололедный материал на основе хлористого натрия выпускается по ТУ 2 15 2-082-00209527-99 «Материал противогололедный». Тр д о — 12 ° — -1 5 °С.

Природные рассолы и промышленные жидкие отходы. Природные рассолы по химическому составу чаще относятся к х л ор и сто-натрие вы м или х л ористо-ка л ьциево-натриев ы м жидким материалам. Распространены в основном в Европейской части России и используются как местные ПГМ. Тр до -12 ° С.

5.5.2. Вторая подгруппа — ацетаты:

Н ор дикс — разработан на основе ацетата ка ли я и выпускается для дорог двух марок, в жидком виде по ТУ 21 49-002-40874358-00 «Антигололедный реагент на ацетатной основе». Тр до -40 °С.

Антиснег -1 — разработан на основе ацетата аммония и выпускается в жидком виде по ТУ 2149-00 1- 45052508-00 « А нти снег- 1» противогололедная жидкость (раствор ацетата аммония )». Тр до -35 °С.

5.5.3. Тр е тья подгруппа — карбамиды:

К АС — карбамидно-аммиач н ая селитра выпускается по ТУ 21 49-001-40128052-97 «Состав жидкий противогололедный». Т р до -8 °С.

НКМ (А Н С ) — химический реагент на основе нитрата кальция и мочевины по ТУ У 6-13441912.001-97 «Реагент антигололедный гранулированный», выпускается в твердом виде по ТУ 6-03-349-73. Т р д о — 10 °С.

НКММ — реагент разработан на основе нитрата кальция, магния и мочевины и выпускается по ТУ 2149-0 51 -0576 16 43-98 «Антигололедный реагент НКММ». Тр до -12 ° С.

5.6. Основные функции противогололедных материалов

5.6 .1. Химические ПГМ, применяемые для борьбы с зимней скользкостью на дорогах и улицах, должны выполнять следующие функции:

— понижать температуру замерзания воды;

— ускорять плавление снежно-ледяных отложений на дорожных покрытиях;

— проникать сквозь слои снега и льда, разрушая межкристаллические связи, и снижать силы их смерзания с дорожным покрытием;

— не увеличивать скользкость дорожного покрытия, особенно при использовании ПГМ в виде растворов;

— быть технологичными при хранении, транспортировке и применении;

— не увеличивать экологическую нагрузку на окружающую природную среду (зеленые насаждения) и не оказывать токсичного действия на человека и животных;

— не вызывать увеличения агрессивного воздействия на металл, бетон, кожу, резину.

5.6.2. Фрикционные ПГМ должны:

— повышать шероховатость снежно-ледяных отложений на покрытиях для обеспечения безопасности движения;

— иметь высокие физико-механические свойства, препятствующие разрушению, износу, дроблению и шлифованию ПГМ;

— обладать свойствами, препятствующими увеличению запыленности воздуха и загрязнения придорожной полосы.

5.6.3. Комбинированные ПГМ должны обладать одновременно фрикционными и химическими свойствами.

6. Показатели противогололедных материалов

6 .1 . Свойства химических противогололедных материалов оценивают по ряду показателей, объединенных в четыре группы: органолепт и ческие, физико-химические, технологические и экологические.

6 .1.1. Органолептические:

6 .1. 2. Физико-химические:

— массовая доля растворимых солей (концентрация);

— температура начала кристаллизации;

— массовая доля нерастворимых в воде веществ;

— водородный показатель (р Н );

6 .1.3. Технологические:

6 .1. 4. Экологические:

— удельная эффективная активность естественных радионуклидов;

— коррозионная активность на металл;

— агрессивное воздействие на цементобетон.

— количество п ы леват ы х и глинистых частиц;

6.3. При применении комбинированного ПГМ дополнительно (п . 6.2.) определяют:

— количество химической добавки в ПГМ;

— свойство химической добавки (при необходимости) оценивают по показателям, указанным в п . 6.1., до смешивания с фрикционными материалами.

7. Нормы противогололедных материалов

7.1. Противогололедные материалы для борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах должны удовлетворять требованиям настоящего документа.

7 .2. П о органолептическим, физико-химическим, технологическим и экологическим показателям химические противогололедные материалы должны соответствовать требованиям, указанным в табл. 1 .

Требования к химическим противогололедным материалам

Похожие публикации:

  • Лицензия сервер 2012 Лицензия сервер 2012 Лицензионная политика Microsoft — вещь достаточно сложная и запутанная. Тем не менее, многие уже изучили все основные правила и знают, как лицензировать тот или иной продукт. Но проблема в том, что не учтя всего […]
  • Федеральный закон 473 о торах Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ"О территориях […]
  • Приказ департамента здравоохранения г москвы 1273 Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 20 декабря 2013 г. N 1273 "О порядке приобретения, перевозки, хранения, учета, отпуска, использования, уничтожения, назначения и выписывания наркотических средств, психотропных […]
  • Социальная философия учебное пособие Год публикации: 2004 Библиографическая ссылка:: Иванов В.В. Социальная философия: Учебное пособие. - Владивосток: МГУ им. адм. Г.И.Невельского, 2004. - 73 с. Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться. Учебное […]
  • Приказ 210н минздрава (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 09.02.2011 N 94н) В соответствии с пунктом 5.2.2 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской […]
  • Федеральный закон 59 фз от 02042019 Федеральный закон 59 фз от 02042019 Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 29 июня, 27 июля 2010 г., 7 мая, 2 июля 2013 г., 24 ноября […]