Требования к психометрической подготовке психолога

Требования к психометрической подготовке психолога

Бодалев А.А., Столин В.В., Аванесов В.С. — Общая психодиагностика

Не следует забывать, что основой применения этой модели прогноза является экстраполяция — предположение о том, что на новом отрезке времени T’ будут действовать те же тенденции связи переменных, что и на отрезке T, на котором прежде измерялись весовые коэффициенты ?i. Не следует также забывать, что корректность прогноза обусловлена периодом упреждения: для больших (или меньших) T использование уравнения (3.5.1) может оказаться некорректным.

Прогностические возможности указанного метода ограничены однократностью измерения тестовых показателей .X1, Х2 . Xk. В силу однократности измерения этот метод оказывается эффективным опять-таки только по отношению к самым универсальным и статическим показателям (таким, например, как интегральные свойства темперамента или нервной системы), обеспечивающим очень грубый, вероятностный, приближенный прогноз.

В некоторых случаях эффективность этого метода может существенно повыситься, если использовать хотя бы двукратное (с небольшим интервалом в две-три недели) измерение системы показателей Х1 Х2. Xk. Уже таким способом можно, например, учесть вклад фактора «усвоение знаний» в прогнозирование мотивационной вовлеченности (уровня интереса) студента в свою специальность. Повторное измерение (например, через месяц после начала обучения в вузе) позволяет выявить, в каком направлении действует фактор «усвоение знаний» в своем влиянии на уровень интереса данного студента: может оказаться, что в результате разнонаправленного действия этого фактора немало пар студентов уже через месяц поменяются местами в ранговом ряду по уровню интереса (Ха

* * * Для эффективного использования алгоритмов распознавания по отношению к многомерным тестовым системам (при K>3), как правило, требуется использование компьютера.

При решении задач небольших размерностей (по количеству параметров) иногда психолог может быстрее найти решающее правило, применяя собственные способности зрительной системы (очень мощные) к визуально-геометрической группировке объектов. В пространстве параметров диагностические, классы выглядят как «сгущения», некие «облака» из точек, изображающих испытуемых. В этом случае при наличии априорной информации о принадлежности индивидов к классам удобно изображать точки из различных классов разными цветами (хуже — квадратиками, кружками, треугольниками). В этом случае «решающее правило» легко «увидеть» как некую воображаемую линию (прямую или кривую), разделяющую точки разного цвета (рис. 17). Точность диагностики в данном случае можно оценить по количеству точек, попавших при данном решающем правиле в «чужую» половину пространства параметров.

Рис.17. Разделение двух классов объектов (изображены кружками и треугольниками) в пространстве двух параметров X1, и Х2 Точность правила, изображенного на рис. 17, равна:

Здесь в четырехклеточной матрице сопряженности по строкам задано попадание объекта в один из априорных классов А (треугольники на рис. 17) или В (кружочки на рис. 17), а по столбцам — попадание объектов в один из апостериорных классов, образованных применением решающего правила, — (слева от критериальной линии) или (справа от критериальной линии). Как указано выше, для статистической оценки точности может быть использован фи-коэффициент, связанный по известной формуле с критерием хи-квадрат.

3.6. Требования к психометрической подготовке психолога

Для эффективного развития практической психодиагностики сегодня требуется резкое повышение психометрической культуры всех психологов, использующих измерительные психодиагностические методики. Методами рестандартизации теста, простейшими приемами проверки надежности и валидности должны владеть все психологи.

До сего дня сохранилось не вполне оправданное разделение (и даже противопоставление) психологов, считающих себя специалистами в области клинических методов, и психологов, считающих себя специалистами по тестированию. Но в большинстве реальных практических ситуаций требуется сочетание этих методов. Клинические, диалогические методы необходимы на начальных этапах работы в заданной области для того, чтобы психолог сумел построить ясное содержательное представление о предмете психодиагностики. Они также необходимы в особых спорных случаях, требующих индивидуализированного подхода. Но когда от психолога требуется проведение ускоренных, массовых обследований, обращение к некоторым стандартизованным, измерительным методикам становится неизбежным. Здесь требуется психометрическая грамотность в подборе такого рода методик: нельзя использовать методики, о которых неизвестно, какого рода психометрической отладке они подвергались.

Всеобщая психометрическая грамотность психологов не исключает выделения из их среды специалистов особого рода — психологов-психометристов, профессионально занимающихся психометрическим обеспечением психодиагностики. Поэтому целесообразно привести здесь два списка нормативных требований — к психологу и к психологу-психометристу.

Требования к психологу:

1. Психолог должен уметь квалифицированно разбираться с психометрической документацией в методической литературе по психодиагностике, должен знать, какие психометрические характеристики теста должны указать его разработчики, в какой степени эти психометрические характеристики соответствуют типу теста, с одной стороны, и актуальной задаче, для которой его требуется использовать, с другой. Например, в тех случаях, когда требуется использовать тест для прогноза со значительным упреждением, а сведений о проверке прогностической валидности не получено, тест не может считаться готовым для решения данной задачи.

2. Психолог должен правильно определить, в какой мере известные тестовые нормы по требующейся методике применимы в его ситуации с учетом контингента испытуемых и типа диагностической ситуации, существует ли ситуация «внутрикультурного переноса» и нужна ли рестандартизация тестовых норм. При необходимости психолог должен уметь самостоятельно практически произвести рестандартизацию, построив и проанализировав распределение тестовых баллов.

3. Психолог должен уметь самостоятельно собирать данные, проводить корреляционную обработку и измерять эмпирическую валидность -эффективность методики по отношению к заданному критерию. При необходимости психолог должен уметь самостоятельно конкретизировать операциональные индикаторы критериальной информации.

4. Психолог должен уметь самостоятельно определять появление слишком высокой погрешности в результатах, утрату методикой необходимого уровня надежности, при этом проверять свою гипотезу статистически.

5. Психолог обязан вести двойную документацию: все копии протоколов он должен быть готов передать в головную методическую организацию (научно-академическую или отраслевую) для пополнения общего банка данных и совершенствования психометрических характеристик методики. Все модификации, вносимые в методику (формулировку инструкции, отдельных вопросов, последовательность предъявления), психолог должен согласовывать с головной методической организацией, так как самодеятельное введение на местах разнообразных частных модификаций влечет за собой утрату психометрической чистоты получаемых результатов, не ускоряет, а замедляет создание модификаций, адаптированных к специфическим условиям и обладающих необходимыми психометрическими свойствами. Тщательное соблюдение заданных методических стандартов — необходимый атрибут психометрической культуры психолога.

6. Психолог должен уметь самостоятельно выявлять и измерять уровень мотивационных искажений, обусловливающих фальсификацию тестовых данных испытуемыми, должен уметь корректно отсеивать недостоверные протоколы, статистически фиксировать достижение приемлемого уровня достоверности для массовых результатов в групповой психодиагностике.

7. Психолог должен овладевать приемами сложного количественного подсчета косвенных тестовых показателей, а также интегральных показателей, требующих агрегирования многообразной числовой информации. Он должен уметь поставить задачу программисту (или психологу-психометристу) для проведения расчетов на компьютере.

Психолог-психометрист должен уметь:

1. Самостоятельно планировать и осуществлять все этапы по психометрическому конструированию или адаптации психодиагностических методик: проверку надежности и валидности на уровне отдельных пунктов теста, отсев ненадежных и невалидных пунктов, построение и анализ распределения тестовых баллов, составление математических уравнений для прогнозирования или «решающего правила» для распознавания.

43. Профессиональная подготовка и развитие психолога

Профессиональная подготовка специалистов предполагает профессиональное обучение, в результате которого обучающийся овладевает системой научных знаний и познавательных умений, навыков. В результате профессионального образования развивается мировоззрение.

Одним из важных аспектов профессиональной подготовки является формирование обобщенной ориентировки в целях, предмете, средствах, составе профессиональной деятельности. Это является проблемой, так как сложные виды профессиональной деятельности не поддаются строгому анализу, всегда оставляют человеку пространство для творческого поиска.

Особую проблему составляет построение смысловой картины мира профессионала. По мнению гуманистических психологов, основная задача образования – не передача знаний, а с формирование способности находить уникальные смыслы. Профессия – это один из способов ответить на вопрос: зачем я в этом мире? Где мое место в нем? Ответы на эти вопросы связаны с развитием профессионального самосознания, собственно и обеспечивающего профессиональное развитие, рост и нормальное ежедневное функционирование профессионала.

В последние годы встал серьезный вопрос о подготовке нравственного профессионала. Главное в такой подготовке – это формирование правильного отношения к труду. Чтоб труд становился потребностью, привычной и любимой частью жизни.

Важное место в подготовке занимает активность самого студента. Многим студентам только предстоит стать субъектами учебной деятельности, овладеть теми навыками самостоятельно учиться, которыми они не успели овладеть в средней школе. Студентам рекомендуется вырабатывать свой стиль учебно-профессиональной деятельности, овладевать самостоятельной работой с учебниками, развивать склонности к исследовательской и практической работе. Это приводит к значительной перестройке мышления студента в сторону формирования профессионального.

И, наконец, психология достаточно новая, молодая отрасль практики для нашей страны. Поэтому в ее преподавании имеется некоторая неструктурированность. Студенту необходимо самому приложить усилия для структурирования материала, для выработки у себя системы науки и практики. Он несет ответственность за то мировоззрение, которое у него сложится к концу обучения.

Требования к профессиональной компетентности, психометрической подготовке психологов

Помимо этических принципов психодиагностики важно соблюдение требований к профессиональной компетентности, психометрической подготовке психологов.

В США и Канаде были приняты законы о лицензиях и аттестации психологов, а также законы, регулирующих психологическую практику.

Законами обычно требуется докторская степень по Психологии, определенный стаж работы под руководством наставника и удовлетворительная сдача квалификационного экзамена.

Законы о лицензировании включают перечень оснований для применения к психологам административных мер воздействия, от штрафов и взысканий до приостановки действия и аннулирования лицензии.

Смотрите так же:  Кто сдает бухгалтерскую отчетность 2019

Американским Советом по профессиональной психологии проводится аттестация для ведения практики в клинической психологии, психологическом консультировании, промышленной, организационной и школьной психологии.

Создан Колледж профессиональной психологии АПА, который выдает свидетельства о присвоении разнообразных квалификаций внутри психологии на основе процедуры, учитывающей результаты экзаменов, а также необходимые требования к образованию и опыту работы.

Разработан процесс официального признания специальностей и квалификаций в области психологической практики.

Профессиональные требования к пользователю-психологу:

1. уметь квалифицированно разбираться с психометрической документацией,

2. владеть методами рестандартизации теста, проверки надежности и валидности,

3. владеть основами дифференциальной психометрии,

4. иметь сведения о валидности и надежности теста,

5. Психолог должен знать, какие психометрические характеристики теста должны указать его разработчики, как психометрические характеристики соответствуют типу теста и задаче,

6. Психолог должен определить, насколько тестовые нормы по методики применимы в ситуации. При необходимости должен уметь произвести рестандартизацию.

7. Располагать также сведениями об ограничениях теста, связанных с его применением.

8. Психолог должен уметь самостоятельно определять появление слишком высокой погрешности в результатах, утрату методикой необходимого уровня надежности, при этом проверять свою гипотезу статистически.

9. Психолог обязан все копии протоколов он должен быть готов передать в головную методическую организацию для пополнения общего банка данных и совершенствования психометрических характеристик методики.

10. Психолог должен уметь самостоятельно выявлять и измерять уровень мотивационных искажений, обусловливающих фальсификацию испытуемыми тестовых данных, должен уметь корректно отсеивать недостоверные протоколы.

11. Психолог должен уметь поставить задачу программисту (или психологу-психометристу) для автоматизации подсчетов на ЭВМ.

12. Отвечать за решения, принимаемые на основе тестирования,

13. В подборе методик исходить из требований максимальной эффективности диагностики — максимум надежности при минимуме затрат.

Профессиональные требования к психологу-психометристу:

1. Уметь самостоятельно осуществлять проверку надежности и валидности, отсев ненадежных и невалидных пунктов, построение и анализ распределения тестовых баллов.

2. Уметь организовывать хранение и обработку психодиагностических данных на ЭВМ, владеть навыками работы с ЭВМ в режиме диалога, знать структуру используемых в психодиагностике баз данных и уметь управлять базами данных.

3. Уметь организовать работу психологов-психодиагностов по ведению документации к методикам, соблюдению методических стандартов, сведению и интеграции результатов в общие банки психодиагностической информации.

4. Уметь вести картотеку методик в рамках заданной области, иерархизировать методики по уровню психометрической обеспеченности, вести библиотеку методических материалов к использованию стандартизованных методик.

Профессиональные требования к специалистам-непсихологам:

1. предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной отрасли, какие методики могут быть применены для решения поставленных задач. При наличии аттестованных методик пользователь должен воспользоваться именно аттестованными методиками;

2. если психологи предупреждают пользователя о том, что правильное использование методики требует общих знаний о психодиагностике или специальной подготовки, то пользователь обязан:

  • либо выбрать другую методику,
  • либо пройти соответствующую подготовку,
  • либо привлечь к проведению психодиагностики психолога,
  • либо отказаться от проведения психодиагностики.

3. пользователь, получающий доступ к «п-методикам», автоматически берет обязательство по соблюдению профессиональной тайны;

4. не злоупотреблять доверием

5. предупреждать испытуемого как будет использована информация.

6. не использовать методики без необходимых показателей надежности и валидности.

Вопрос № 54 Психометрические основы психодиагностики

Понятие психометрии / психометрики. 1

Репрезентативность норм. Стандартизация. 2

Преобразование распределения тестовых оценок к нормальному виду. 3

Понятие надежности. Виды надежности.

Понятие валидности. Виды валидности. 6

Соотношение понятий «валидность» и «надежность». 11

Требования к психометрической подготовке психолога. 11

Понятие психометрии / психометрики.

Психометрия / психометрика (побукв. «душа», «мера») – область психологии, связанная с теорией и практикой измерения психических явлений. Понятие психометрии введено в 1734 г. Христианом Вольфом, впервые указавшим на возможность измерения в психологии. Одним из первых измерений в психологии было измерение времени реакции, поэтому первоначально под психометрией понималось измерение временных характеристик психических процессов. Впоследствии по мере развития психологического эксперимента, строящегося по образцу и подобию естественных наук, к психометрии начинают относить все то, что связано с количественным определением психических явлений. В настоящее время психометрия включает в себя весь спектр психологических измерений – от психофизических до личностных.

Создание любого психологического инструмента измерения требует соблюдения определенных требований. Эти требования касаются точности, достоверности и адекватности методики измерения, сопоставимости получаемых с ее помощью результатов. Соответствие этим требованиям устанавливается путем применения специальных математико-статистических процедур, совершенствование и разработка которых, прежде всего, связаны с конструированием психологических тестов. Таким образом, во многом благодаря развитию тестирования в 20-30-е годы XXвека формируется особая область психометрии, которая имеет дело с индивидуальными психологическими различиями в психодиагностике – психометрия дифференциальная.

К основным психометрическим свойствам теста относятся валидность, надежность. Также проблемным является вопрос о репрезентативности норм и стандартизации теста.

Репрезентативность норм. Стандартизация.

Нормы – показатели для различных групп испытуемых, полученных при стандартизации теста. Репрезентативность норм – соответствие тестовых норм стандартизации тестовым нормам той популяции, на которой применяется тест.

Стандартизация теста, в свою очередь, представляет собой процедуру унификации, регламентации, приведения к единым нормативам процедуры и оценок теста. Благодаря стандартизации методики достигается сопоставимость полученных результатов у разных испытуемых, появляется возможность выражения тестовых оценок в относительных к выборке стандартизированных показателях, сопоставление таких оценок в разных методиках.

В психодиагностике следует различать две формы стандартизации:

1) стандартизацию самой процедуры проведения инструкций, бланков, способа регистрации, условий и т.п. Без стандартизации теста невозможно получить нормативное распределение тестовых баллов и, следовательно, тестовых норм;

2) стандартизацию шкалы, т.е. линейное преобразование масштаба нормальной (или искусственно) нормализованной шкалы. Смысл преобразований исходных тестовых оценок заключается в изменении характера их распределения, с тем, чтобы облегчить понимание и ин-терпретацию тестовых результатов. Например, через вычисление процентилей.

Процентиль — % испытуемых, результат которых ниже определенной первичной оценки (тот конкретный балл, который испытуемый получает за тест). Алгоритм вычисления:

1) упорядочивание сырых баллов (по возрастанию или по убыванию);

2) частота встречаемости конкретных баллов;

3) вычисление накопленных частот (группировка в определенный интервал);

4) вычисление процентилий.

Достоинства: 1) легко вычисляются; 2) подходят для любого теста.Недостатки: неравные единицы измерения.

Чаще всего используются три основных вида преобразований:

1) приведение к нормальному виду;

2) приведение к стандартной форме;

3) квантильная стандартизация.

Преобразование распределения тестовых оценок к нормальному виду.

Стандартизация психодиагностических тестов основана на так называемой аксиоме нор-мальности, т. е. опирается на предположение, что все психические характеристики распределены в популяции по нормальному закону Гаусса. При таком распределении большая часть значений группируется около некоторого среднего значения, по обе стороны от которого частота наблюдений равномерно снижается. Нормальное распределение имеет вид симмет-ричной колоколообразной кривой, которая растянута до бесконечности в положительном и отрицательном направлениях.Если визуальное сравнение реальной гистограммы с кривой нормального распределения кажется недостаточным, можно применить тест Колмогорова-Смирнова

2 основные характеристики:

1) среднее арифметическое = математическое ожидание (средний балл)

2) дисперсия = сумма отклонений значений испытуемых от среднего.

Интерпретация тестовых оценок невозможна без знания того, к какой кривойраспределения они принадлежат, т.е. для того, чтобы оценить величину тестовой оценки и частоту ее реализации, необходимо соотнести их с генеральной средней и стандартным отклонением. Без этого исходные тестовые оценки ничего не скажут нам о степени вы-раженности исследуемой характеристики и о вероятности появления такого ее значения у других лиц.

Предположение о нормальности распределения тестовых результатов является некоторой идеализацией. На практике многие тесты дают результаты, распределение которых отличается от нормального. Поэтому часто возникает вспомогательная задача нахождения способа преобразования данных к нормальному виду. В самом начале поиска способа преобразования большую помощь может оказать построение гистограммы и полигона распределения. Они позволяют легко выявить лево- или правостороннюю асимметрию, двугорбость и другие отклонения от нормальности. Таким образом, удается преобразовать тестовые оценки, не подчиняющиеся закону нормального распределения, чтобы распределение новых, преобразованных оценок стало нормальным.

Таким образом, к недостаткам исходных тестовых оценок можно отнести:

1) по исходным оценкам мы можем судить только о том: чем выше оценка, тем больше выражена соответствующая характеристика, но о том, какова она по отношению к среднему значению этого свойства в популяции, мы ничего сказать не можем.

2) невозможность сопоставления результатов, полученных с помощью разных тестов. Как правило, разные тесты имеют различные средние показатели и стандартные отклонения, поэтому их результаты имеют различную размерность. Чтобы сделать возможным сопоставление результатов и устранить различия в размерности, необходимо тестовые оценки нормировать, введя единый для всех оценок масштаб. С этой целью максимум фактической кривой распределения совмещается с осью ординат. Эта операция называется центрированием случайной величины и выполняется путем вычитания из исходной тестовой оценки ее среднего значения.

Так, на практике психолог-исследователь может рассчитывать параметры любого распределения, если единицы, которые он использовал при измерении, признаются разумными в научном сообществе.

Понятие надежности. Виды надежности.

Надежность можно рассматривать как характеристику методики, отражающую точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов к действию посторонних случайных факторов. Так, ее можно определить в качестве внутренней согласованности и устойчивости по прошествии времени.

Дисперсия результатов (разброс):

— самого измеряемого свойства;

— нестабильность процедуры измерения;

— влияние исследуемой выборки:

а) репрезентативность выборки (описание выборки стандартизацией);

б) надежность определяется на однородной выборке (схожесть);

в) для каждой выборки свои коэффициенты надежности.

Существуют следующие виды надежности:

— параллельных форм – характеристика надежности психодиагностической методики с помощью взаимозаменяемых форм теста, предъявляемых одной и той же группе испытуемых;

Смотрите так же:  По какой форме сдавать нулевую отчетность

— ретестовая надежность – характеристика надежности психодиагностической методики при повторном исследовании испытуемых с помощью одного и того же теста по прошествии времени. Способом ее измерения является корреляция показателей для выборки испытуемых, протестированных в двух случаях. Наименьшим удовлетворительным значением ретестовой надежности является 0,7;

— частей теста — надежность психодиагностической методики, получаемая путем анализа устойчивости результатов отдельных совокупностей тестовых задач или отдельных заданий теста.

Следует особо отметить значение и важность надежности по внутренней согласованности. Ведь для того, чтобы тест был валидным, он должен быть согласованным. Так, общепринятая в психометрии точка зрения состоит в том, что высокая надежность является предпосылкой валидности. Единственным, кто подвергает данное положение сомнению, является Кэттелл. Он аргументирует это тем, что высокая внутренняя согласованность в действительности является противоположностью валидности на том основании, что каждый вопрос должен затрагивать меньшую область или иметь более узкое значение, чем критерий, подвергающийся измерению.Несмотря на эти комментарии, общее психометрическое правило гласит: на практике валидные тесты являются в высокой степени согласованными.

Гомогенность теста свидетельствует о том, что все задания теста устойчиво измеряют одну и ту же психологическую характеристику. Это означает, что если испытуемые имеют одинаковые тестовые оценки, то и степень выраженности у них измеряемого качества одинакова. Таким образом, гомогенность теста — обязательное условие того, чтобы результаты измерения имели однозначную трактовку: в случае негомогенного теста один и те же оценки у разных испытуемых допускают различное объяснение.

Коэффициент надежности = коэффициент корреляции между двумя замерами (больше 0,8)

Понятие валидности. Виды валидности.

Классическим определением валидности в психометрической литературе является определение Анны Анастази: «валидность теста – понятие, относящееся к тому, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает». Инвалидные, т.е. не обладающие валидностью, тесты, не пригодны для практического использования.Следовательно, валидность является комплексной характеристикой теста, включающей сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности исследуемой по отношению к ней диагностической процедуры.

В психометрической литературе выделенные виды валидности рознятся. Несмотря на их многообразие, существуют основные виды валидности:

1) дифференциальная валидность = валидность, которая рассматривает внутренние взаимоотношения между психологическими факторами, диагностируемыми с помощью методики (при профотборе);

2) инкрементная (инкремент = приращение, прибыль) валидность = вид критериальной валидности, которая отражает практическую ценность методики при проведении отбора. Показатель указывает на роль теста в улучшении отбора лиц для реальной деятельности, степень результативности (отбор, профотбор);

3) консенсусная валидность = вид валидности, который основан на установлении связей тестовых данных с данными, полученными от внешних экспертов, хорошо знакомых с лицами, которых диагностируют.

4) конструктная или внутренняя валидность. Психологический конструкт = теоретическая идея, разработанная для объяснения и организации существующего знания. Отражает степень репрезентации исследуемого психологического конструкта в результатах теста.Процедура установления сложна (постепенное накапливание знаний, информации о динамике развития измеряемого свойства и о его взаимодействия с другими явлениями). Метод измерения сопоставление результатов теста с другими методиками, конструктивное содержание которых уже известно. Слишком высокие корреляции нельзя, т.к. в этом случае может быть дублирование или создание параллельных форм. Установление, как сходств, так и различий психологических признаков (смысл процедуры):

— конвергентная проверка степени близости прямой или обратной связи;

— дискриминантная установление отсутствия.

Достоинства: возможно, обновление.

5) очевидная валидность или доверительная. Представления о тесте, сфере его применения, результативности и прогностической ценности, которая возникает у испытуемого, лица, который не имеет сведений о цели, характере испытания. Возрастает, следовательно, повышает мотивацию испытуемых к исследованию. Для исследования взрослых людей. Играет роль степень сложности методики.Следует избегать помещения на бланках необоснованно общих названий (нейтральное лучше). Возможно, возникновение критерия контаминации комплекс явлений, связанных с влиянием информации о результатах исследования испытуемого на субъективное отношение к исследуемому респонденту со стороны других лиц. Тем более выражен, чем большей валидностью обладает методика.В.А. Аванесов приводит пример отказа от выполнения теста испытуемыми из-за отсутствия у теста очевидной валидности. Во время одного социологического опроса моряков рыболовного флота он столкнулся со случаем отказа заполнять анкету под предлогом того, что анкета составлена «не для моряков», в ней нет вопросов, относящихся к морякам, «на морские темы». Если бы опросник содержал «морские термины», то он бы казался «своим» и вызывал больше доверия у испытуемых. Именно в силу этого обстоятельства очевидную валидность иногда называет также доверительной валидностью.Таким образом, данный вид валидности лишь помогает добиться сотрудничества с испытуемыми.

6)Содержательная или логическая валидность. Характеризует степень репрезентативности содержания заданий теста области измеряемых свойств. Закладывается в тест уже при наборе заданий.

1) определение групп исследуемых свойств, расчленение на элементы;

2) разработка модели тестовой деятельности на основе реальной;

3) анализ степени соответствия разработанной модели реальной через обращение к экспертам

7) критериальная валидность или валидность по критерию связь показателей методики с внешним критерием показатель полезности. Включает в себя:

— прогностическую валидность или информационную показатель того, с какой степенью достоверности, точности методика позволяет судить о свойстве спустя некоторое время. Анастази: предсказательная валидность. Сведения имеют отношение к возможности экстраполирования результатов на будущее. Определяется по надежному внешнему критерию (показатели актуального поведения, ожидаемые результаты деятельности, учения, образования);

— текущая валидность или конкурентная, или валидность по одновременности. Характеристика, которая отражает способность теста различать испытуемых на основе диагностического признака, являющегося объектом исследования в момент проведения методики. Определяется с помощью внешнего критерия (успеваемость на настоящее время, производительность труда). Эта валидность измеряется корреляцией результатов данного теста с измерениями при помощи других тестов, предназначенных для измерения той же самой переменной.Конкурентная валидность полезна тогда, когда есть неудовлетворительно работающие тесты для измерения некоторых переменных, а новые тесты создаются в попытке улучшить качество измерения.Конкурентная валидность также полезна для установления факта, чего же не измеряет тест.

— ретроспективная валидность. Определяется на основе критерия отраженного события или состояния качества в прошедшем времени (сопоставимость прошедшей оценки)

8) экологическая валидность по отношению к измеряемому свойству в контексте определенной ситуации. Связана с проблемой влияния ситуации на результаты тестирования. Возможна, переносимость теста в разные ситуации.

2 класса валидности (как процесс):

— теоретическая отношение к самой методике как к измерительному инструменту (само психологическое свойство). Поиск самого конструкта, следовательно, критерий найти сложнее;

— прагматическая относится к цели использования методики (независимый внешний критерий, и с ним сравниваются результаты методики).

Исторический аспект. Методика валидна, когда:

1) когда то, что она измеряет, очевидно;

2) когда теория, на основе которой она строилась, очень характерная.

Критерий валидизации = мера психического свойства, на исследование которого направлена психодиагностическая методика. В качестве критерия валидизации выступают:

— объективные, социально демографические, биографические данные (стаж, образование, профессия)

— показатели школьной учебной успеваемости (тесты на интеллект)

— производственные показатели эффективности выполнения отдельных видов деятельности (профотбор, профориентация)

— результаты реальной деятельности (рисование, моделирование, музыка; тесты специальных и общих способностей, личности)

— врачебный диагноз (клиническая психология)

— контролирование знаний и умений испытуемых, данных других методик или тестов, валидность которых считается уже установленной.

— субъективные (оценки, суждения экспертов). Увеличение количества экспертов (контент анализ).

4 метода проведения процедуры валидизации:

1) коллективная оценка (оценочная шкала, условие выработки общее компромиссное решение;

2) метод средней взвешенной оценки (каждый испытуемый оценивается несколькими экспертами, результаты усредняются);

3) ранжирование (распределяют членов выборки по шкале);

4) метод парного сравнения (попарная расстановка по альтернативным признакам.

Выбор критерия валидизации очень важный и ответственный этап. Чем более сложное психическое явление, тем критерий должен быть шире.

Соотношение понятий «валидность» и «надежность».

Сразу можно отметить тот факт, что этосвязанные понятия. Валидность (или обоснованность) всякой процедуры измерения состоит в однозначности (устойчивости) получаемых результатов относительно измеряемых свойств объектов, т.е. относительно предметов измерения. Надежность – это устойчивость процедуры относительно объектов. Надежность не обязательно предполагает валидность. Устойчивость теста относительно объектов (испытуемых) является необходимым, но недостаточным условием его устойчивости относительно измеряемых атрибутов (свойств) объектов.

Основное соотношение психометрики: ВАЛИДНОСТЬ ≤ НАДЕЖНОСТЬ. Это означает, что валидность теста не может превышать его надежность. Данное соотношение, однако, неверно трактовать как указание на прямую пропорциональную связь валидности и надежности. Например, для расширения области применения теста (содержательная валидность) психодиагность должен избегать излишнего повышения внутренней согласованности. Она может быть предельна, а валидность минимальна.

Требования к психометрической подготовке психолога.

Для эффективного развития практической психодиагностики сегодня требуется резкое повышение психометрической культуры всех психологов, использующих измерительные психодиагностические методики.

Требования к психологу:

1) уметь квалифицированно разбираться с психометрической документацией в методической литературе по психодиагностике;

2) определить, в какой мере известные тестовые нормы по требующей методике применимы в его ситуации с учетов контингента испытуемых и типа диагностической ситуации, существует ли ситуация «внутрикультутрного переноса» и нужна ли рестандартизация тестовых норм;

3) самостоятельно собирать данные, проводить обработку и измерять эмпирическую валидность (эффективность методики по отношению к заданному критерию);

4) самостоятельно определять появление слишком высокой погрешности в результатах, утрату методикой необходимого уровня надежности, при этом проверять свою гипотезу статистически;

5) обязан вести двойную документацию (должен быть готов предать все копии протоколов в головную методическую организацию для пополнения общего банка данных и совершенствования психометрических характеристик методики), а также тщательно соблюдать заданные методические стандарты;

6) самостоятельно выявлять и измерять уровень мотивационных искажений, обусловливающих фальсификацию тестовых данных испытуемыми,;

7) овладевать приемами количественного подсчета тестовых показателей.

Требования к психологу-психометристу:

Смотрите так же:  Удо 228 ч 1

1) самостоятельно планировать и осуществлять все этапы по психометрическому конструированию или адаптации психодиагностических методик;

2) организовывать хранение и обработку психодиагностических данных на компьютере;

3) организовывать работу психологов-психодиагностов по ведению документации к используемым методикам, по соблюдению методических стандартов и т.д.;

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минздрава РФ от 26.11.96 N 391 «О ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ ПСИХОЛОГОВ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПСИХИАТРИЧЕСКУЮ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ»
  • «Здравоохранение», N 2, 1997

4. Основные требования к дополнительной подготовке психолога по медицинской психологии

Медицинский психолог — специалист с высшим образованием по специальности «Психология», получивший подготовку по медицинской психологии, которая предполагает 3 уровня обучения: общегуманитарное, общепсихологическое и специализацию по медицинской психологии.

Продолжительность обучения — не менее 3540 часов, которое включает общепсихологическую специализацию — не менее 540 часов и по медицинской психологии — не менее 3000 часов.

Общепсихологическая специализация (объем не менее 540 часов) основывается на изучении общей психологии, сравнительной психологии и антропологии, психофизиологии, экспериментальной психологии, общей и частной тестологии, социальной, возрастной и дифференциальной психологии, психологии личности, истории психологии, кризисной психологии, юридической психологии и дефектологии.

Общий объем подготовки по медицинской психологии — не менее 3000 часов, включая часы, полученные в период вузовской специализации и в ходе последипломной подготовки. При этом на приобретение теоретических знаний по медицинской психологии — не менее 1000 часов, на получение практических навыков — не менее 1600 часов, на личностно- и профессионально-ориентированные тренинги — не менее 300 часов, на супервизию — не менее 100 часов.

Психология и ее значение для медицины: предмет, задачи и междисциплинарные связи медицинской психологии; история становления и развития медицинской психологии как области психологической науки; медицинская психология как профессия; основные разделы медицинской психологии.

Основные теоретико-методологические проблемы медицинской психологии: мозг и психика, психосоматические и соматопсихические соотношения, соотношение биологического и психосоциального, проблемы нормы и патологии, генетическое и приобретенное, наследственное и личностно-средовое, развитие и распад психики, органическое и функциональное, сознательное и бессознательное, адаптация и дезадаптация, дефицитарное и приспособительное.

Системный подход как теоретическая основа понимания психологической структуры болезни, восстановительного лечения и реабилитации больных.

Основные (фундаментальные) медицинские понятия: этиология, патогенез и саногенез, симптом, синдром, клинический диагноз, функциональный (многоосевой и многомерный) диагноз.

Смежные знания: основы общей и частной психиатрии, основы неврологии, учение о пограничных психических расстройствах, психосоматические расстройства, саморазрушающее поведение, основы психофизиологии и психофармакологии.

Психологические (психогенные) факторы в этиологии, патогенезе и патопластике психических и психосоматических нарушений, концепция предболезни, нарушения психической адаптации, социально-стрессовые расстройства.

Классификация методов медицинской психологии, психологическая диагностика как инструмент целенаправленного изучения личности, методы психологической диагностики в клинике, компьютерная психодиагностика, психологическая коррекция.

Понятие психологического диагноза, функциональный (многоосевой или многомерный) диагноз как интеграция клинического, психологического и социального аспектов болезни, понятие психологического контакта.

Основные психологические категории медицинской психологии: психическая активность, восприятие, понимание, память, мышление, интеллект, эмоции, воля, темперамент, характер, личность, мотивация, потребности, стресс, фрустрации, сознание и самосознание, самооценка, конфликт, кризис, психогенез, психологическая защита, копинг, алекситимия.

Теория эксперимента, понятия стандартизованных и нестандартизованных методик, теория и классификация тестов, основные психометрические понятия (валидность, надежность, стандартизация, норма и др.).

Основы клинической нейропсихологии: системные механизмы мозга в организации высших психических функций, процессов и состояний, функциональная специализация полушарий — основные концепции и практика, соотношение общемозгового и локального в нейропсихологической диагностике, нозологическая специфика нарушений высших психических функций, специфика нейропсихологического исследования в детском возрасте; основные нейропсихологические синдромы и методы их диагностики.

Понятие патопсихологии: соотношение качественного и количественного подходов в анализе психодиагностических данных, патопсихологическая феноменология, закономерности и структурные особенности нарушений познавательных процессов, свойств и состояний, вызванных болезнью, нозологическая и синдромологическая специфика патопсихологической феноменологии, дифференциально — диагностическое и экспертное значение патопсихологического эксперимента, патопсихологические исследования в оценке динамики лечения.

Возрастные аспекты психологических расстройств: возрастные особенности психологических нарушений при различных заболеваниях, психическое развитие аномального ребенка, детский аутизм, проблема дизонтогенеза и задержки психического развития, психологические аномалии подросткового возраста, особенности детских и подростковых патологических форм реагирования, психологические аспекты психического инфантилизма, психологические проблемы педиатрии и геронтологии.

Учение о характере: концепции, понятие акцентуации и психопатии, классификация акцентуаций характера, методы диагностики.

Учение о личности: основные концепции личности в отечественной и зарубежной психологии, методы диагностики, понятия защитных механизмов личности, личность и болезнь.

Основные концепции психосоматических соотношений, психосоматическое и соматопсихологическое, внутренняя картина болезни и отношение к болезни, методология и методы исследования, нозологическая специфика психологических феноменов и внутренней картины болезни. Теоретические, методологические аспекты, методы психологической диагностики в различных видах экспертизы.

Теоретические, методологические и методические подходы к решению задач психопрофилактики и психогигиены, понятия массовых исследований, психологического скрининга, факторов риска психической дезадаптации и болезни.

Реабилитационный подход в медицине: понятие, концепции, основные принципы, формы и методы.

Психология экстремальных и кризисных состояний, понятия травматического стресса, социальной фрустированности и социально — стрессовых расстройств.

Основные принципы психологического сопровождения лечебного процесса: организация психотерапевтической среды в лечебных подразделениях, взаимоотношения «врач — больной», «психолог — врач — лечебный кабинет» и др.

Психологические аспекты лекарственной и нелекарственной терапии, плацебо-эффект, психологические проблемы подготовки больных к операции, протезированию, психологические проблемы хронически больных, инвалидов и умирающих.

Медико-психологические аспекты социального поведения: общение, ролевое поведение, взаимодействие в группах, социальная нормативность и др.

Особенности работы медицинских психологов в стационарных, амбулаторных и профилактических учреждениях различного профиля, психологическое консультирование, профотбор, профориентация.

Психологические основы психотерапии, восстановительного обучения и реабилитации.

Базисные психотерапевтические теории: психодинамическая, поведенческая, экзистенциально-гуманистическая; личностно — ориентированная (реконструктивная) психотерапия; медицинская и психологическая модели психотерапии; основные формы психотерапии: индивидуальная, групповая, семейная, терапия средой, психотерапевтическое сообщество, социотерапия; механизмы лечебного действия психотерапии; нозологическая специфика и возрастные аспекты психотерапии и психологического консультирования; психологические проблемы невербальных методов психотерапии: музыкотерапия, хореотерапия, арттерапия и др.

Психотерапия и психологическое консультирования при кризисных состояниях.

Правовые аспекты деятельности медицинских психологов.

Деонтологические аспекты поведения медицинского работника.

Практические навыки и умения медицинского психолога должны обеспечивать квалифицированное профессиональное решение задач в области психодиагностики (в том числе и экспертной), психокоррекции и психологического консультирования.

В области психодиагностики:

— умение проводить психологическое обследование с учетом нозологической и возрастной специфики, а также в связи с задачами медико-психологической экспертизы; создание необходимого психологического контакта и адекватный текущий контроль психологической дистанции; планирование и организация исследования; выбор адекватного методического аппарата; умение осуществлять количественный и качественный анализ результатов исследования в связи с различными целями: дифференциальная диагностика, анализ тяжести состояния, оценка эффективности проводимой терапии и др.; владение основными интерпретационными схемами и подходами; адекватное представление имеющихся данных в психодиагностическом заключении; владение основными клинико — психологическими методами (психологическая беседа, сбор психологического анамнеза, психологический анализ биографии, наблюдение, естественный эксперимент);

— владение основными экспериментально-психологическими методиками, направленными на исследование психических функций, процессов и состояний: восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, характера, личности, мотивационных характеристик и потребностей, самосознания и межличностных отношений;

— владение основными приемами нейропсихологического исследования (методы оценки состояния гнозиса, праксиса, речевых функций и др.);

— владение основами компьютерной психодиагностики.

В области психологического консультирования и применения психокоррекционных методов:

— использование основных методов психологической коррекции (индивидуальной, семейной, групповой) в работе с больными и психологического консультирования с учетом нозологической и возрастной специфики;

— владение методами индивидуального, группового и семейного консультирования здоровых с учетом возрастной специфики в связи с задачами психопрофилактики;

— владение основными приемами восстановительного обучения;

— владение подходами к организации психотерапевтической среды и психотерапевтического сообщества;

— владение навыками проведения личностно- и профессионально — ориентированных тренингов.

Личностно- и профессионально-ориентированные тренинги

— личностно-ориентированные тренинги преимущественно в групповых формах с целью проработки собственной проблематики медицинского психолога и обеспечение его личностного роста;

— профессионально-ориентированные тренинги (балинтовская группа).

— привлечение супервизора (по психодиагностике и по психологической коррекции — специалиста более высокой квалификации) с целью анализа, соответственно, диагностического и коррекционного процесса и уровня эффективности выполняемой работы;

— супервизия на основе анализа клинических и клинико — психологических материалов (история болезни, аудио- и видеозаписи).

Похожие публикации:

  • Как подать заявление на увольнение находясь на больничном Если работник ушел на больничный перед отпуском Больничный перед отпуском может помешать сотруднику воспользоваться правом на отдых, например, если не закончена какая-то работа в срок, что может послужить основанием для переноса […]
  • Уголовный кодекс групповые преступления Исполнитель преступления как особый вид соучастника по уголовному праву России Понятие и виды групповых преступлений Групповое преступление - это преступление, совершённое группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, […]
  • Судебная практика гарантийные обязательства Гарантийные обязательства по договору подряда Подборка наиболее важных документов по запросу Гарантийные обязательства по договору подряда (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные […]
  • Исковое заявление о понуждении заключения трудового договора Исковое заявление о понуждении к заключению трудового договора и о взыскании компенсации причинённого морального вреда г. Москвы 107076, г. Москва, ул. 2-ая Бухвостова, вл. 4 Истец: Николай Владимирович, зарегистрированный по […]
  • Трудовой договор срок подписания ТРУДОВОЙ ДОГОВОР, ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТНИКОВ ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ ТРУДОВОЙ ДОГОВОР (КОНТРАКТ) Трудовой договор * Необходимые документы при заключении трудового договора * Виды трудовых договоров […]
  • Статья 328 часть 1 ук рб первый раз Статья 328/1. Незаконное перемещение через Государственную границу Республики Беларусь наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов 1. Незаконное перемещение через Государственную границу Республики […]