Федеральный закон о есн

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

В рамках парламентских инициатив, направленных на модернизацию пенсионной системы, в 2009 году был принят Федеральный закон*, отменивший единый социальный налог (ЕСН), и введены страховые взносы во внебюджетные фонды. Среди них Пенсионный фонд РФ, Федеральный Фонд обязательно медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ.

ПФР осуществляет контроль за уплатой страховых взносов, в частности, следит за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью их уплаты, а также производит взыскание задолженности в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования. Время подтвердило, что передача функций от налоговых органов Пенсионному фонду себя оправдала. ПФР в полной мере обладает материально-техническими и интеллектуальными ресурсами для администрирования страховых взносов.

За время существования Федерального закона* в него внесены изменения и поправки**, которые вступили в силу в 2013 году.

Индивидуальные предприниматели (не работодатели), адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы крестьянских (фермерских) хозяйств с 1 января 2013 года уплачивают страховые взносы в фиксированном размере, на 2013 год составляющем 35 664, 66 рублей.

Индивидуальные предприниматели не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование в фиксированных размерах при условии предоставления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды:

— прохождения военной службы по призыву;

-ухода за ребенком до достижения им возраста 1, 5 лет;

— ухода за ребенком инвалидом I группы;

-ухода за ребенком инвалидом, или лицом, достигшим 80 лет;

-проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;

-проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ.

Добавлена статья 58.3, которая устанавливает для работодателей, имеющих рабочие места на вредных и опасных производствах, дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР в 2013 году: по Списку №1 он составляет 4%, по Списку №2 и «малым» спискам – 2 %.

Сборы страховых взносов ежегодно растут, превышая запланированные показатели. Общая сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных в 2010 году страхователями региона, составила 133,9 млрд. руб. В 2011 году страховых взносов на обязательное пенсионное страхование было собрано 197,9 млрд. руб, в 2012 году 215,1 млрд. руб, в 1 полугодии 2013 года 118,1 млрд. руб.

*Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

**Федеральный закон от3 декабря 2012 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного пенсионного страхования»

Общие положения

Одним из важнейших и масштабных изменений в законодательстве, вступивших в силу в 2010 году, безусловно, является принятие Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ), в соответствии с которыми уплата единого социального налога заменяется уплатой страховых взносов.

Основные отличия уплаты страховых взносов от уплаты единого социального налога

В 2010 году размер взносов по сравнению с 2009 годом не изменился. Организации, применяющие общую систему налогообложения должны применять ставку 26%, а организации на упрощённой системе налогообложения или ЕНВД – 14%. А уже с 2011 года совокупный размер взносов возрастет до 34 % должен будет уплачиваться в таких размерах вне зависимости от того какую систему налогообложения применяет организация.

Все отличия уплаты страховых вносов от уплаты единого социального налога (далее – ЕСН) можно разделить на:

— ухудшающие положение налогоплательщиков.

1. Определение базы страховых взносов.

В целом идентично базе по ЕСН. Однако существуют и значительные отличия. Так, например, отменена регрессивная шкала, т.е. с 2010 года установлен предел облагаемой базы — 415 000 руб. на каждого работника (нарастающим итогом с начала года), а если данная сумма превышается, то взносы не начисляются (п. 4 ст. 8 закона № 212-ФЗ). Данный лимит индексируется ежегодно.

2. Скорректирован перечень не облагаемых выплат.

Штрафы также не во всём повторяют порядок, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – Кодекс). Так, в соответствии со статьей 46 ФЗ № 212-ФЗ, штраф может быть взыскан по итогам каждого отчетного периода, а не только по итогам года, а также установлен минимальный размер штрафа при опоздании с отчетом более чем на 180 дней — 1000 руб., в том числе и с нулевым.

Данное нововведение ограничивает контролирующие органы в возможности установления за минимальные нарушения, различных штрафов и не всегда минимальных.

4. Отмена блокировки счетов.

Существенным плюсом явилось то, что новое законодательство не предусматривает право блокировать счета компании из-за нарушений сроков сдачи отчетности или уплаты взносов.

Изменения, ухудшающие положение налогоплательщиков

  • Облагаются страховыми взносами компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск.
  • Не освобождены от уплаты страховых взносов плательщики, производящие выплаты инвалидам, а также общественные организации инвалидов, учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, научных и иных социальных целей. Однако для них установлены пониженные тарифы.
  • Если материальная помощь, оказываемая работодателем своему работнику, составит более 4000 руб., то сумма превышения должна облагаться страховыми взносами.
  • Единовременная материальная помощь, оказываемая работодателем при рождении (усыновлении или удочерении) детей (не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка), не включается в базу для начисления страховых взносов только в том случае, если такая помощь выплачивается в течение года после рождения (усыновления или удочерения) ребенка.
  • Тарифы для индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов аналогичны тем, которые установлены для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам. Стоимость страхового года увеличена.
  • Страховые взносы не считаются уплаченными, если в платежном поручении указан неверный код бюджетной классификации.
  • Зачет излишне уплаченных страховых взносов в бюджет одного фонда в счет платежей в бюджет другого фонда невозможен.
  • Истечение сроков на взыскание недоимки по взносам (штрафам, пеням) не является основанием для признания ее безнадежной к взысканию и списания.
  • Срок непредставления расчета исчисляется в календарных днях, а не в рабочих.
  • Сохранность документов, подтверждающих исчисление и уплату сумм страховых взносов, необходимо обеспечивать в течение шести лет.
  • Срок уплаты страховых взносов остался прежним, но необходимо отметить, что для каждого из четырех фондов (ПФР, ФСС, ТФОМС, ФФОМС) нужно оформлять отдельное платёжное поручение. Организации в настоящий момент придётся ежеквартально предоставлять два отчёта: один — в отделение ПФР (по пенсионным и медицинским взносам), второй — в отделение ФСС (по взносам на социальное страхование и выплате пособий). Причем в разные сроки: в Пенсионный фонд — до 1-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом; в ФСС — до 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. А также необходимо отметить и то, что организации среднесписочная численность, которых превышает 100 человек, должны сдавать отчёты в электронном виде.
  • Проверки по страховым взносам будут проводить специалисты ПФР и ФСС. Так в ведении Пенсионного фонда будут проверки правильности начисления и своевременности уплаты пенсионных взносов и взносов на обязательное медицинское страхование, в ведении Фонда социального страхования — проверки взносов на обязательное социальное страхование и расходов на выплату социальных пособий. Порядок проведения как выездных, так и камеральных проверок остался прежним.
  • Отчитываться за 2010 год придётся уже дважды: до 1 августа 2010 года и до 1 февраля 2011 года, а с 2011 года — ежеквартально — до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.

Плательщики страховых взносов

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым относятся:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

б) индивидуальные предприниматели;

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (далее — плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Кроме того, необходимо обратить внимание на тот факт, что федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования также могут быть установлены иные категории страхователей.

Важно! Плательщики, подпадающие под несколько категорий плательщиков страховых взносов, обязаны исчислять и уплачивать страховые взносы по каждому основанию. Т.е. если, например, плательщик является индивидуальным предпринимателем, а также плательщиком как организация, в таком случае он отчитывается по каждому из оснований отдельно. Подобная ситуация, тогда возникает когда лицо является работником одной организации и помимо этого является индивидуальным предпринимателем, то есть фактически взносы уплачиваются два раза.

Объект для начисления страховых взносов плательщиками, производящими выплаты физическим лицам

Предприниматели, производящие выплаты физическим лицам, объектом для начисления взносов являются все выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, если они начислены по:

— трудовым и гражданско-правовым договорам;

— договорам авторского заказа;

— договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства;

— лицензионным договорам о предоставлении права использования произведений науки, литературы, искусства.

Важно! Объектом обложения взносами для организаций признаются также выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страховании, в частности, в качестве отдельных видов застрахованных лиц выделены государственные и муниципальные служащие, члены производственного кооператива, священнослужители, лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к оплачиваемому труду и другие.

Выплаты в отношении таких лиц производятся по тем видам обязательного социального страхования, по которым данные лица являются застрахованными.

Важно! Взносами облагаются как денежные выплаты, так и неденежные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам на выполнение работ или оказание услуг, а также по авторским и лицензионным договорам.

Важно! Выплаты бывшим работникам организации — пенсионерам и стипендии по ученическим договорам не облагаются страховыми взносами.

Необходимо отметить, что взносы не начисляются на выплаты в пользу индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой.

Необлагаемые выплаты

Необлагаемые выплаты – это те выплаты, которые предприниматель исключает из базы для исчисления страховых взносов.

В настоящий момент к ним относятся:

1) государственные пособия, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;

2) все виды установленных законодательством компенсационных выплат, связанных:

а) с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

б) с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;

в) с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

г) с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях, а также спортивными судьями для участия в спортивных соревнованиях;

д) с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск;

е) с возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;

ж) с расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера;

з) с трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации, в связи с прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;

и) с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением:

  • выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда;
  • выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы;

3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов:

а) физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;

б) работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

в) работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения), но не более 50 000 рублей на каждого ребенка;

4) доходы (за исключением оплаты труда работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;

5) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими лицензии на оказание медицинских услуг, суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица, а также суммы пенсионных взносов плательщика страховых взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения;

А также иные выплаты, перечисленные в статье 9 Федерального закона № 212-ФЗ.

Налоги и взносы: нововведения

Михайловская Ю. В., аудитор

С 1 января 2010 года действуют поправки в налоговое законодательство РФ, внесенные различными федеральными законами. О ряде нововведений бухгалтеру бюджетного учреждения следует знать.

Обязательные взносы во внебюджетные фонды

С 1 января 2010 года из Налогового кодекса РФ исключена глава 24 «Единый социальный налог». В силу вступил Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ), который обязывает организации платить страховые взносы во внебюджетные фонды. Таким образом, с 1 января 2010 года учреждение должно перечислять вместо единого социального налога следующие взносы:

— на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ;

— на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС России;

— на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования РФ (Федеральный и территориальные).

База для исчисления взносов

Облагаемая база по взносам определяется аналогично налоговой базе для исчисления единого соцналога. А именно как сумма выплат и иных вознаграждений по трудовым, гражданско-правовым и авторским договорам, начисленных плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц (п. 1 ст. 8 Закона № 212-ФЗ). Причем взносы в ФСС России, как и раньше, начислять с выплат по гражданским договорам не нужно (п. 3 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

Правда, несмотря на очевидные сходства в исчислении облагаемой базы, есть и различия.

В частности, существуют выплаты, с которых единый социальный налог раньше не начислялся, но обязательными взносами во внебюджетные фонды они облагаются.

В первую очередь это касается вознаграждений работникам, которые не признаются в составе налоговых расходов при исчислении налога на прибыль. Такие вознаграждения не включались в налоговую базу по ЕСН на основании пункта 3 статьи 236 Налогового кодекса РФ. Однако Законом № 212-ФЗ подобная норма не предусмотрена.

Есть и другие выплаты, которые ранее не облагались единым соцналогом*, но с 1 января 2010 года облагаются страховыми взносами. Это, в частности, компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении работников, единовременная материальная помощь членам семьи умершего работника и др.

Но существует и ряд выплат, которые, наоборот, ранее облагались ЕСН, а сейчас освобождены от уплаты страховых взносов. Например, суммы платежей на медобслуживание работников по договорам, заключенным на срок не менее года с медицинскими организациями, имеющими лицензию на оказание соответствующих услуг; выплаты по договорам в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ.

* Сравнительная таблица выплат работникам, не облагаемых ЕСН в 2009 году и страховыми взносами во внебюджетные фонды с 1 января 2010 года, приведена в рубрике «Для справки».

Тарифы страховых взносов

Тарифы обязательных страховых взносов во внебюджетные фонды на 2010 год установлены в процентах от облагаемой базы в следующих размерах (ст. 57 Федерального закона № 212-ФЗ):

Смотрите так же:  Развод пугачевой киркорова

— в Пенсионный фонд РФ — 20 процентов;

— в ФСС России — 2,9 процента;

— в Федеральный ФОМС РФ — 1,1 процента;

— в территориальные ФОМС РФ — 2 процента.

Таким образом, общая сумма взносов равна общей ставке единого социального налога и составляет 26 процентов.

А вот с 1 января 2011 года тарифы будут повышены. Они составят (ст. 12 Федерального закона № 212-ФЗ):

— в Пенсионный фонд РФ — 26 процентов;

— в ФСС России — 2,9 процента;

— в Федеральный ФОМС РФ — 2,1 процента;

— в территориальные ФОМС РФ — 3 процента.

Соответственно общая сумма тарифов будет равна 34 процентам.

Установлен предельный размер выплат

В отличие от ставки ЕСН тарифы страховых взносов не зависят от размера налоговой базы, определенной на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года. То есть регрессивная шкала взносов не предусмотрена.

Однако пунктом 4 статьи 8 Закона № 212-ФЗ установлена предельная сумма выплат работнику (ее определяют нарастающим итогом с начала года), по достижении которой взносы не начисляются. Она составляет 415 000 руб. в год. То есть с вознаграждений, превышающих за год указанную величину, взносы не исчисляются.

Расчетный и отчетные периоды

Статьей 10 Закона № 212-ФЗ определены расчетный и отчетные периоды по страховым взносам. Так, расчетным периодом признается календарный год. А отчетными — I квартал, полугодие, девять месяцев года, а также календарный год.

Таким образом, по итогам каждого периода следует представлять отчетность:

— в Пенсионный фонд РФ — по взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование (до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом);

— в ФСС России — по взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (до 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом).

Также отметим, что перечислять взносы следует ежемесячно — не позднее 15-го числа следующего месяца. Причем в каждый из фондов нужно оформлять отдельные платежные поручения (п. 8 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

Налог на доходы физлиц

Новшества, касающиеся НДФЛ, в первую очередь связаны с перечнем необлагаемых доходов и порядком предоставления имущественных вычетов.

Дополнен перечень необлагаемых доходов

Основное нововведение — расширен перечень доходов физического лица, освобождаемых от налогообложения. Соответствующие изменения, в частности в пункт 8 статьи 217 Налогового кодекса РФ, внесены Федеральным законом от 19 июля 2009 г. № 202-ФЗ. Теперь установлено, что налогом на доходы физлиц не облагаются суммы единовременной материальной помощи, которую работодатель оказывает членам семьи умершего бывшего работника, вышедшего на пенсию, а также бывшему работнику, вышедшему на пенсию, в связи со смертью члена (членов) его семьи.

Имущественные вычеты

Физлица имеют право на получение имущественного налогового вычета при продаже жилых домов, квартир и т. п. Теперь максимальная сумма этого вычета за налоговый период составляет 250 000 руб. (вместо прежних 125 000 руб.). Такие поправки внесены в подпункт 1 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса РФ Федеральным законом от 19 июля 2009 г. № 202-ФЗ. Кроме того, расширен перечень фактически произведенных расходов, осуществляя которые граждане могут рассчитывать на получение имущественного вычета при строительстве (приобретении) жилья (подп. 2 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ). Сюда, в частности, включены затраты на приобретение земельных участков, которые предоставлены под строительство жилья или на которых расположены жилые строения, на проектно-сметную документацию по проведению отделочных работ при покупке квартиры.

Налог на прибыль

Изменения коснулись и налога на прибыль. Расскажем о них.

Поправки, связанные с отменой ЕСН

Старая редакция пункта 1 статьи 318 Налогового кодекса РФ предусматривала, что в состав прямых налоговых расходов включаются расходы на оплату труда персонала, а также суммы ЕСН и расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии. Из новой редакции данного пункта суммы единого соцналога, разумеется, исключены (Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ). А включены расходы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве.

Изменения в составе расходов на оплату труда

Из состава расходов на оплату труда исключены доплаты пособий по временной нетрудоспособности до фактического заработка (ст. 255 Налогового кодекса РФ, Закон № 213-ФЗ). Однако это не означает, что данные суммы нельзя признать в налоговом учете. Финансисты (письмо Минфина России от 14 сентября 2009 г. № 03-03-06/2/169) указали, что суммы таких доплат по-прежнему можно включать в состав налоговых затрат, поскольку перечень расходов на оплату труда является открытым. Главное — чтобы указанные доплаты были предусмотрены трудовыми или коллективными договорами.

Расширен перечень расходов по медицинскому обслуживанию работников, которые можно учитывать в составе налоговых затрат (п. 16 ст. 255 Налогового кодекса РФ, Закон № 213-ФЗ). Теперь сюда входят не только взносы работодателей по договорам добровольного медицинского страхования специалистов (как раньше), но и расходы по договорам на оказание медицинских услуг. При этом должны выполняться следующие условия:

— указанные договоры учреждение заключило с медицинскими организациями на срок не менее одного года;

— медучреждения, с которыми заключены договоры, имеют соответствующие лицензии.

Взносы на добровольное медицинское страхование и затраты на медобслуживание можно признать в налоговом учете в размере, не превышающем 6 процентов от суммы расходов на оплату труда.

Перечень целевых поступлений дополнен

Целевые поступления на содержание некоммерческих организаций не включаются в состав налоговых доходов. В пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ приведен закрытый перечень таких поступлений. Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. № 281-ФЗ дополнил его следующим видом поступлений: имущественное право безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученное по решению госорганов.

Ценности, полученные при демонтаже

Стоимость материально-производственных запасов, выявленных при инвентаризации (а также полученных в результате демонтажа или ремонта основных средств), включается в состав внереализационных доходов. Раньше при списании таких ценностей на расходы можно было отнести не полную их стоимость, включенную в доходы, а лишь 20 процентов от нее. Новый Закон № 281-ФЗ эту норму отменил. Списывая подобное имущество, в налоговых затратах можно признать его стоимость, ранее учтенную в доходах, в полном объеме (п. 2 ст. 254 Налогового кодекса РФ в новой редакции).

Неотделимые улучшения имущества

Арендатор, который произвел неотделимые улучшения арендованного имущества с согласия арендодателя (при условии, что последний не возмещает их стоимость), начисляет налоговую амортизацию этих улучшений. Ранее амортизировать усовершенствования можно было, исходя из срока полезного использования самого объекта аренды. Это следовало из пункта 1 статьи 258 Налогового кодекса РФ и разъяснений финансистов.

Теперь же арендатор вправе установить для улучшения отдельный срок полезного использования, предусмотренный Классификацией (утверждена постановлением Правитель-ства РФ от 1 января 2002 г. № 1).

Летний пакет изменений: ЕСН заменили взносами, пособия увеличились в размере

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) опубликован 28.07.2009 в «Российской газете» № 137.

Он относится к пакету антикризисных мер и направлен на развитие пенсионной системы и системы обязательного (социального и медицинского) страхования. Закон № 212-ФЗ предусматривает переход с 2010 года от уплаты единого социального налога (ЕСН) к страховым взносам в государственные внебюджетные фонды — в Пенсионный фонд (на обязательное пенсионное страхование), Фонд социального страхования (на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) и Фонд обязательного медицинского страхования (на обязательное медицинское страхование).

Фактически происходит возврат к той системе уплаты начислений на заработную плату, которая действовала до принятия главы 24 НК РФ. С 01.01.2010 эта глава будет исключена из Налогового кодекса Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ. Но основные положения данной главы и ряда статей из первой части НК РФ взяты были за основу при разработке нового закона.

Напомним, что ЕСН был введен в 2001 году вместо существовавших до этого отдельных платежей в три фонда. Ставка ЕСН была установлена в размере 35,6 % от фонда оплаты труда (ФОТ), в то время как до этого работодатели в ПФР, ФСС и ФОМС платили 38 % ФОТ. Одновременно введением ЕСН была установлена единая ставка налога на доходы физических лиц — 13 %. Все это делалось под лозунгом снижения налоговой нагрузки на бизнес и «выведения из тени» зарплат.

В части НДФЛ плоская шкала налогообложения сработала, и средние зарплаты существенно возросли. Этому способствовала и регрессивная шкала налогообложения ЕСН. В 2005 году ЕСН был снижен до 26 % при зарплате сотрудника до 280 тыс. руб. в год, при зарплате от 280 тыс. руб. до 600 тыс. руб. начисления составляют 10 %, а с сумм превышения 600 тыс. руб. платеж составляет 2 %. И все же предприниматели продолжали жаловаться на то, что ЕСН очень высок, и требовали его снижения.

Однако в последние годы стало очевидно, что Пенсионный фонд имеет дефицит средств, а в ближайшие годы соотношение числа работающих, за счет которых и выплачиваются пенсии, и пенсионеров меняется не в пользу работающих. Была задумана пенсионная реформа. Работникам дали возможность инвестировать денежные средства в накопительную часть пенсии. Была предпринята попытка стимулировать выплаты работников и работодателей в негосударственные пенсионные фонды. Однако эффективных сдвигов в накоплениях пенсионная реформа не дала. А грянувший кризис показал, что дотировать обещанное повышение пенсий федеральный бюджет не сможет. Переложение же нагрузки на бизнес, как теперь надеются власти, обеспечит гарантированную и бесперебойную выплату пенсий в ближайшей перспективе. Впрочем, некоторые эксперты считают, что увеличение налоговой нагрузки не решит проблемы Пенсионного фонда, поскольку на протяжении следующих 15 лет ежегодно будет выходить на пенсию на 700-800 тыс. человек больше, чем вступать в трудовую деятельность.

В связи с отменой ЕСН Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ приводится в соответствие с Законом № 212-ФЗ и нормативная база. Закон № 213-ФЗ опубликован 29.07.2009 в «Российской газете» № 138. Подавляющее большинство его положений вступит в силу с 01.01.2010. Исключения оговорены особо (п. 1 ст. 41 Закона № 213-ФЗ).

Основным нововведением Закона № 213-ФЗ является новый механизм начисления различных социальных выплат и пенсий.

Также он вносит изменения в большое число законодательных актов РФ. Наиболее значительные изменения внесены в Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, КоАП, Федеральные законы «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» и ряд других.

Нововведения в части назначения пенсий мы не комментируем, т. к. работодателей они не касаются. Остановимся на тех нововведениях, которые важны для бухгалтерских работников.

ЕСН заменили страховыми взносами

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) опубликован 28.07.2009 в «Российской газете» № 137.

Он относится к пакету антикризисных мер и направлен на развитие пенсионной системы и системы обязательного (социального и медицинского) страхования. Закон № 212-ФЗ предусматривает переход с 2010 года от уплаты единого социального налога (ЕСН) к страховым взносам в государственные внебюджетные фонды — в Пенсионный фонд (на обязательное пенсионное страхование), Фонд социального страхования (на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) и Фонд обязательного медицинского страхования (на обязательное медицинское страхование).

Фактически происходит возврат к той системе уплаты начислений на заработную плату, которая действовала до принятия главы 24 НК РФ. С 01.01.2010 эта глава будет исключена из Налогового кодекса Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ. Но основные положения данной главы и ряда статей из первой части НК РФ взяты были за основу при разработке нового закона.

Напомним, что ЕСН был введен в 2001 году вместо существовавших до этого отдельных платежей в три фонда. Ставка ЕСН была установлена в размере 35,6 % от фонда оплаты труда (ФОТ), в то время как до этого работодатели в ПФР, ФСС и ФОМС платили 38 % ФОТ. Одновременно введением ЕСН была установлена единая ставка налога на доходы физических лиц — 13 %. Все это делалось под лозунгом снижения налоговой нагрузки на бизнес и «выведения из тени» зарплат.

В части НДФЛ плоская шкала налогообложения сработала, и средние зарплаты существенно возросли. Этому способствовала и регрессивная шкала налогообложения ЕСН. В 2005 году ЕСН был снижен до 26 % при зарплате сотрудника до 280 тыс. руб. в год, при зарплате от 280 тыс. руб. до 600 тыс. руб. начисления составляют 10 %, а с сумм превышения 600 тыс. руб. платеж составляет 2 %. И все же предприниматели продолжали жаловаться на то, что ЕСН очень высок, и требовали его снижения.

Однако в последние годы стало очевидно, что Пенсионный фонд имеет дефицит средств, а в ближайшие годы соотношение числа работающих, за счет которых и выплачиваются пенсии, и пенсионеров меняется не в пользу работающих. Была задумана пенсионная реформа. Работникам дали возможность инвестировать денежные средства в накопительную часть пенсии. Была предпринята попытка стимулировать выплаты работников и работодателей в негосударственные пенсионные фонды. Однако эффективных сдвигов в накоплениях пенсионная реформа не дала. А грянувший кризис показал, что дотировать обещанное повышение пенсий федеральный бюджет не сможет. Переложение же нагрузки на бизнес, как теперь надеются власти, обеспечит гарантированную и бесперебойную выплату пенсий в ближайшей перспективе. Впрочем, некоторые эксперты считают, что увеличение налоговой нагрузки не решит проблемы Пенсионного фонда, поскольку на протяжении следующих 15 лет ежегодно будет выходить на пенсию на 700-800 тыс. человек больше, чем вступать в трудовую деятельность.

В связи с отменой ЕСН Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ приводится в соответствие с Законом № 212-ФЗ и нормативная база. Закон № 213-ФЗ опубликован 29.07.2009 в «Российской газете» № 138. Подавляющее большинство его положений вступит в силу с 01.01.2010. Исключения оговорены особо (п. 1 ст. 41 Закона № 213-ФЗ).

Основным нововведением Закона № 213-ФЗ является новый механизм начисления различных социальных выплат и пенсий.

Также он вносит изменения в большое число законодательных актов РФ. Наиболее значительные изменения внесены в Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, КоАП, Федеральные законы «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» и ряд других.

Нововведения в части назначения пенсий мы не комментируем, т. к. работодателей они не касаются. Остановимся на тех нововведениях, которые важны для бухгалтерских работников.

Тарифы повышаются с 2011 года

С 1 января 2010 года работодатели вместо ЕСН будут платить страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сохраняются. Порядок их расчетов установлен Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

Тарифы взносов во внебюджетные фонды для работодателей, применяющих общую систему налогообложения, в 2010 году останутся в размерах действующих в 2009 году ставок ЕСН (ст. 57 Закона № 212-ФЗ). Отметим, что «старые» ставки на 2010 год оставлены исключительно ввиду кризиса.

Законодатели решили увеличить ставки только с 2011 года (ст. 12 Закона № 212-ФЗ). Для наглядности увеличение и разбивку новых ставок по фондам представим в виде таблицы:

Наименование фонда

Ставка взносов в % при общей системе налогообложения

2009-2010 гг.

2011 г.

Итого

26,0

34,0

Примечание:
* В 2010 году разбивка 20 % взносов в ПФР изменится: на финансирование страховой части для лиц 1966 года рождения и старше будет уплачиваться вся сумма взносов 20 %, у лиц 1967 года рождения и моложе страховая часть составит 14 %, накопительная — 6 % (ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ в редакции п. 29 ст. 27 Закона № 213-ФЗ).
** С 2011 взносы в ПФР 26 % (новый п. 2.1 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, подп. «б» п. 19 ст. 27 Закона № 213-ФЗ) будут выплачиваться так: для лиц 1966 года рождения и старше — 26 % на финансирование страховой части, для лиц 1967 года рождения и моложе — 20 % страховой и 6 % накопительной части.

Из таблицы видно, что Закон № 212-ФЗ направлен на пополнение средств ПФР и ФОМС.

Смотрите так же:  Беларусь пошлина нефть

Тарифы в ФСС для общего режима налогообложения остались прежними, хотя за счет этого фонда выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности и связанные с материнством.

Для ряда налогоплательщиков были предусмотрены льготы по выплате взносов. С 2015 года никакие льготы действовать уже не будут.

В переходный период с 2011 года по 2014 год предусмотрены льготные тарифы для отдельных категорий плательщиков — для сельхозпроизводителей, и плательщиков ЕСХН, для организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, для резидентов технико-внедренческих особых экономических зон и для организаций, использующих труд инвалидов (ст. 58 Закона № 212-ФЗ). Переход их к общему страховому тарифу в 34 % будет постепенным и завершится в конце 2014 года:

Наименование фонда

Ставка взносов в % для льготников

2011-2012 гг.

2013-2014 гг.

Итого

20,2

27,1

Примечание:
* 16 %: на финансирование страховой части для лиц 1966 года рождения и старше 16 %, у лиц 1967 года рождения и моложе страховая часть — 10 % , накопительная — 6 %.
** 21 %: на финансирование страховой части для лиц 1966 года рождения и старше 21 %, у лиц 1967 года рождения и моложе страховая часть — 15 % , накопительная — 6 %.

На 2010 год льготные ставки для этих категорий плательщиков установлены в пункте 2 статьи 57 Закона № 212-ФЗ. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН, тариф взносов равен 10,3 %, в т. ч. на финансирование страховой части для лиц 1966 г. и старше 10,3 %, у лиц 1967 г. рождения и моложе страховая часть — 4,3 % , накопительная — 6 %.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и работающих на указанной территории, для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН или уплачивающих ЕНВД, для страхователей, в отношении проводимых выплат физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, и ряда перечисленных организаций, имеющих отношение к инвалидам, тариф составляет 14 % (п. 2 ч. 2 ст. 57 Закона № 212-ФЗ), в т. ч. на финансирование страховой части для лиц 1966 г. и старше — 14 %, у лиц 1967 г. рождения и моложе страховая часть составит 8 % , накопительная — 6 % . Таким образом, «упрощенцы» и плательщики ЕНВД в 2010 году уплачивают взносы исключительно в ПФР в размере 14 %. В дальнейшем никакие льготы для них не предусмотрены. С 2011 г. они будут применять ставку 34 %, как и страхователи, выплачивающие вознаграждения физическим лицам, и применяющие общий режим (ст. 12 Закона № 212-ФЗ).

Тарифы для «самозанятых»

Не производящие выплаты физическим лицам индивидуальные предприниматели, нотариусы и адвокаты, занимающиеся частной практикой, будут уплачивать не только фиксированные взносы в ПФР, но и взносы в ФОМС в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года (подп. 2 п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ). В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона № 212-ФЗ такая стоимость равна произведению МРОТ (установленного на начало финансового года) и тарифа в соответствующий фонд. При этом полученная сумма умножается на 12. Взносы будут уплачиваться в ПФР и ФОМС, взносы в ФСС они не уплачивают (подп. 2 п. 1 ст. 5, ст. 12, ч. 1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ).

С учетом того, что тарифы взносов для этих лиц такие же, как и для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам (ч. 4 ст. 57 Закона № 212-ФЗ), в 2010 году они должны заплатить:

  • в ПФР — МРОТ x 20 % x 12;
  • в ФФОМС — МРОТ x 1,1 % x 12;
  • в ТФОМС — МРОТ x 2 % x 12.

С 2011 года тарифы поменяются на ПФР — 26 %, ФФОМС — 2,1 %, ТФОМС — 3 %. Отметим, что МРОТ на 2010 год пока не установлен.

Добровольные отношения с ФСС

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ было предусмотрено, что те, кто применял специальные налоговые режимы (ЕНВД, УСН и ЕСХН), а также лица, добровольно вступившие в отношения с ФСС по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, могли выплачивать пособия, используя положения Федерального закона от 31.12.2002 № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан». Для этого они добровольно платили в ФСС взносы, установленные в статье 3 этого закона.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые привлекают для работы наемных работников, был установлен тариф к уплате добровольных взносов в размере 3 % от налоговой базы, определяемой в соответствии с главой 24 НК РФ. При уплате работодателями страховых взносов в ФСС РФ выплата пособий по временной нетрудоспособности работникам осуществляется полностью за счет средств указанного фонда.

Для индивидуальных предпринимателей тариф по уплате добровольных взносов на обязательное социальное страхование за себя был установлен в размере 3,5 % налоговой базы, определяемой в соответствии с пунктом 3 статьи 237 НК РФ (ст. 2 и 3 Закона № 190-ФЗ). При уплате взносов за себя индивидуальный предприниматель имеет возможность получать пособие в случае временной нетрудоспособности, а также в связи с материнством. Данное право возникает у него не ранее, чем через шесть месяцев после начала уплаты взносов.

В связи с нововведениями, встает вопрос, как дальше быть с добровольными взносами?

Нововведениями добровольные взносы предусмотрены только для тех, кто не выплачивает вознаграждения физическим лицам (индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой, члены крестьянских (фермерских) хозяйств и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера). Они могут добровольно вступить в правоотношения с ФСС по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подав заявление в соответствующий территориальный орган ФСС по месту жительства (ст. 2 Федерального закона № 255-ФЗ в редакции Закона № 213-ФЗ).

В соответствии с обновленной статьей 4.5 Федерального закона № 255-ФЗ «добровольцы» уплачивают с 2010 года за себя страховые взносы, исходя из стоимости страхового года и соответствующего общего тарифа для ФСС, увеличенного в 12 раз. Иными словами, с 2010 года они должны заплатить в ФСС — МРОТ x 2,9 % x 12. Взносы уплачиваются не позднее 31 декабря текущего года с даты подачи заявления о добровольном вступлении в отношения с ФСС. Можно перечислять взносы безналичным путем, наличными в кредитную организацию на соответствующие счета, можно отправить взносы и почтовым переводом. Если до 31 декабря взносы не уплачены, отношения считаются прекратившимися.

«Добровольцы» приобретают право на пособие по временной нетрудоспособности за счет фонда с 1-го дня временной нетрудоспособности (подп. 2 п. 2 ст. 3 Федерального закона № 255-ФЗ в обновленной редакции), а также в связи с материнством при условии уплаты взносов за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай (п. 6 ст. 4.5 Федерального закона № 255-ФЗ в обновленной редакции). То есть, уплатив взносы, например, до 31.12.2009, они приобретают право на выплаты в 2010 году.

Федеральный закон от 31.12.2002 № 190-ФЗ признан утратившим силу с 01.01.2010 (п. 16 ст. 36 Закона № 213-ФЗ). Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие спецрежимы, должны выплачивать пособия по временной нетрудоспособности своим работникам в общем порядке.

Законом № 213-ФЗ (п. 6 ст. 37) установлен переходный период. Те, кто вступил в такие отношения с ФСС по Федеральному закону № 190-ФЗ до 31 декабря 2009 года (включительно), правоотношения с фондом могут не прерывать, и далее они будут регулироваться в рамках Федерального закона № 255-ФЗ в редакции Закона № 213-ФЗ. Такие лица имеют право на получение пособий по страховым случаям, наступившим в 2010 году, при условии уплаты страховых взносов в течение шести месяцев либо за меньший период, но в размере не менее 1 507 руб. Если взносы, уплаченные до 01.01.2010 меньше указанной суммы, то право на эти пособия возникает при условии доплаты до установленной суммы до момента наступления страхового случая в 2010 г. (п. 6 ст. 37 Закона № 213-ФЗ).

При соблюдении указанных условий уплаты взносов в случае смерти лица, добровольно вступившего 01.01.2010 в отношения с ФСС, или смерти несовершеннолетнего члена его семьи по страховым случаям, наступившим в 2010 году, выплачивается социальное пособие на погребение либо осуществляется возмещение стоимости услуг по погребению в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (в редакции Закона № 213-ФЗ).

Напомним, что «спецрежимники» обязаны уплачивать взонсы в ФСС с 2011 года. По 2010 году представляется, что ФСС должен дать разъяснения для указанной категории страхователей.

Регресс заменят на оптимальную зарплату

Объект и база обложения страховыми взносами для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам, в целом совпадают с объектом и базой по ЕСН, определяемыми в настоящее время в порядке статей 236 и 237 НК РФ. Особо следует отметить, что Закон № 212-ФЗ не предусматривает зависимости начисления взносов на выплаты от учета таких выплат в расходах по налогу на прибыль. Следовательно, все выплаты в пользу физических лиц облагаются страховыми взносами (за исключением тех, которые указаны в данном законе).

В отличие от ЕСН, при расчете которого в настоящее время применяется регрессивная шкала налогообложения в зависимости от размера выплат, с 2010 года взносы будут взиматься по единой ставке.

Важно, что установлена предельная базовая величина выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, при превышении которой взносы взиматься не будут (п. 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ).

На 2010 год эта базовая сумма составляет 415 тыс. руб. Она исчисляется нарастающим итогом с начала расчетного периода.

В последующие годы базовая величина будет индексироваться в соответствии с ростом средней заработной платы согласно решениям Правительства РФ. Базовая сумма выбрана не случайно — подавляющее большинство населения страны получают примерно такую заработную плату.

Установление этого верхнего предела должно означать, что пенсия потом свыше этих сумм ни назначаться, ни выплачиваться не будет. Эксперты считают: правительство намекает обеспеченным гражданам, что они могут и сами копить себе на пенсии. Оно же готово выплачивать в старости деньги только с заработка не выше 34,6 тыс. руб. в месяц (415 000 руб. / 12 мес.).

Важна данная сумма и при исчислении максимально возможного размера пособий по временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком и др. Об этом более детально поговорим далее.

Не облагаются страховыми взносами

Не являются объектом налогообложения выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, если их предметом является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права). Также не облагаются выплаты по договорам аренды имущества (имущественных прав).

Исключения составляют только договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (п. 3 ст. 7 Закона № 212-ФЗ). Но по таким договорам сохранились в тех же размерах предоставляемые вычеты на документально подтвержденные расходы или в пределах норматива (п. 7 ст. 8 Закона № 212-ФЗ), а взносы в ФСС РФ на выплаты по таким договорам не начисляются (п. 3 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

В статье 9 Закона № 212-ФЗ установлен закрытый перечень выплат, не облагаемых страховыми взносами. При его подготовке учтены положения статьи 238 НК РФ. В частности, не облагаются суммы государственных пособий (например, по безработице и по обязательному социальному страхованию); единовременной материальной помощи в пределах 4 000 руб. за год; пособие при рождении ребенка в пределах 50 000 руб., если пособие выплачено в первый год после даты рождения; выплаты работнику в связи со смертью члена семьи; компенсационные выплаты в пределах установленных нормативов; выплаты, связанные с увольнением работников (за исключением компенсации за неиспользованный отпуск); с возмещением расходов или платы на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников; расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера; выплаты в иностранной валюте взамен суточных, производимые в соответствии с законодательством РФ российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплаты в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы и др.

Также не облагаются суточные и возмещение документально подтвержденных расходов по командировке. Кроме того, в часть 2 статьи 9 Закона № 212-ФЗ внесено следующее дополнение: порядок по оплате расходов командированных работников применяется и в отношении выплат членам совета директоров и другим физическим лицам, находящимся во властном подчинении организации, прибывающим для участия в заседании руководящего органа компании.

Не будут облагаться взносами выплаты в пользу иностранцев и лиц без гражданства по трудовым и гражданско-правовым договорам, если работа осуществляется за рубежом (п. 4 ст. 7 Закона № 212-ФЗ). Не облагаются также выплаты по трудовым и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ (подп. 15 п. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ). Это связано с тем, что указанные лица прав на медицинское обслуживание и пенсионное обеспечение в РФ не имеют. Данное дополнение выгодно для плательщиков, нанимающих на работу иностранных граждан.

Специалисты отмечают не полное совпадение нового и старого перечней необлагаемых выплат. В частности, в новом законе не упомянуты: компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск; суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемые членам семьи умершего работника; выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда; выплаты в иностранной валюте взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания и личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы и ряд других. Теперь получается, что перечисленные выплаты облагаются страховыми взносами.

Отчетность в фонды

Перечисление страховых взносов плательщиками, производящими выплаты в пользу физических лиц, осуществляется отдельными платежными поручениями, которые направляются в каждый из четырех фондов: ПФР, ФСС, ФФОМС, ТФОМС (ч. 1, 8 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). При этом взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством плательщик вправе уменьшить на сумму произведенных им расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по данному виду страхования в соответствии с законодательством РФ.

Те, кто производит выплаты физическим лицам в течение расчетного (отчетного) периода уплачивают ежемесячный обязательный платеж по итогам каждого календарного месяца не позднее 15-го числа следующего за ним месяца (ч. 3-5 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

Обособленные подразделения платят взносы по тем же правилам, что и ЕСН. Если подразделение открыло свой расчетный счет, составляет отдельный баланс и начисляет выплаты сотрудникам, то оно выполняет обязанности по уплате взносов и предоставлению отчетности. При этом сумма взносов перечисляется по местонахождению филиала исходя из величины базы, относящейся к нему.

Плательщики, которые не производят выплаты физическим лицам, уплачивают взносы за расчетный период отдельными платежами в ПФР, ФФОМС и ТФОМС не позднее 31 декабря текущего календарного года (ч. 2-4 ст. 16 Закона № 212-ФЗ). Перечисление авансовых платежей такими плательщиками не предусмотрено.

В настоящее время администрированием уплаты ЕСН занимаются налоговые органы. ПФР занимается персонифицированным учетом, ФСС проверяет правильность назначения и выплаты пособий за счет средств фонда. С 2010 года налоговые органы контролировать уплату страховых взносов не будут.

Последний раз налогоплательщики должны представить в налоговые органы налоговую декларацию по ЕСН за 2009 год в обычный срок — не позднее 30 марта 2010 года (п. 7 ст. 243 НК РФ) и не позднее этого же срока по расчетам с ПФР за 2009 год по форме, утвержденной Минфином России. После камеральной проверки отчетности ее результаты будут переданы в ПФР в электронном виде (ст. 38 и 59 Закона № 212-ФЗ). Индивидуальные предприниматели, адвокаты и частнопрактикующие нотариусы подают отчетность не позднее 30 апреля (п. 7 ст. 244 НК РФ).

В связи с отменой ЕСН и передачей итогов расчетов от налоговых органов к фондам возникнут трудности с зачетом переплат по ЕСН. Рекомендуем бухгалтеру закрыть взаиморасчеты по ЕСН за 2009 год.

Как мы уже отмечали с 2010 года администрированием страховых взносов будут заниматься сами фонды.

Взносы в ФСС, как и раньше, будет контролировать сам фонд. А вот уплату взносов в ФОМС и ПФР будут проверять специалисты ПФР (ст. 3 Закона № 212-ФЗ).

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года и календарный год (он же — расчетный период).

Сроки сдачи расчетов в ФСС останутся без изменений.

В ПФР отчет по начисленным и уплаченным взносам в ПФР и в ФОМС будет сдаваться ежеквартально до 1 числа второго календарного месяца следующего за отчетным периодом (п. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). Необходимо отметить, что представление расчетов по итогам расчетного периода (календарного года) не предусмотрено. Следовательно, отчитываться по страховым взносам плательщик будет четыре раза в год в указанные выше сроки, т. е. до 1 мая, 1 августа, 1 ноября, 1 февраля. Форма отчетности пока не утверждена.

Смотрите так же:  Как заключить договор аренды квартиры чтобы не платить налог

В 2010 году страхователи, выплачивающие доходы физическим лицам, со среднесписочной численностью более 100 человек за предыдущий календарный год обязаны сдавать отчетность только в электронном формате и скреплять ее электронной цифровой подписью (ЭЦП). Также обязаны поступать и вновь созданные или реорганизованные страхователи при превышении установленной численности (ст. 61 Закона № 212-ФЗ). С 2011 года указанный предел численности работников будет снижен со 100 до 50 человек (п. 10 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

Изменен срок представления отчетности в случае прекращения деятельности организации (в связи с ликвидацией) либо индивидуального предпринимателя (ч. 15 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). Если в настоящее время ее необходимо направить в течение пяти дней после подачи в регистрирующий орган заявления о прекращении деятельности (п. 9 ст. 243 НК РФ), то с 2010 года расчеты представляются до дня его подачи.

Расчет по начисленным и уплаченным взносам плательщики, не производящие выплат физически лицам, подают в территориальный орган ПФР до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом по форме, которая утверждается органом исполнительной власти (ч. 5 ст. 16 Закона № 212-ФЗ).

Персонифицированный учет

Отчетность за 2009 год следует представить до 1 марта 2010 года по старым правилам.

С 2010 года увеличивается частота сдачи отчетности по персонифицированному учету.

В 2010 году отчетными периодами будут признаваться полугодие и календарный год, соответственно, сведения необходимо будет подать до 1 августа 2010 года и до 1 февраля 2011 года (п. 12 ст. 37 Закон № 213-ФЗ).

С 2011 года отчетными периодами признаны первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год (ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27- в редакции подп. «б» п. 1 ст. 12 и п. 4 ст. 41 Закона № 213-ФЗ). И отчетность представляется ежеквартально до 1 числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (п. 3 ст. 12 Закона № 213-ФЗ, п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

Вместе с индивидуальными персонифицированными сведениями страхователь обязан представлять итоговые сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц. Данное положение вступает в силу с 1 июля 2010 года (п. 3 ст. 41 Закона № 213-ФЗ).

Начиная с 2011 года страхователь при представлении сведений на 50 и более работающих у него лиц за предшествующий отчетный период должен подать документы в электронном виде и с применением электронной цифровой подписи (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ). Электронный формат отчета утверждается ПФР (п. 3 ст. 12 Закона № 213-ФЗ).

До 1 марта следующего года обязаны представить сведения физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы (абз. 1 п. 5 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ). Ранее этот срок был определен только в п. 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 № 318.

Камеральные и выездные проверки

В Федеральном законе от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в редакции Закона № 212-ФЗ закреплены полномочия ПФР по осуществлению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления страховых взносов, взыскания недоимки (пеней и штрафов) по страховым взносам, а также применения ответственности за совершение нарушений законодательства о страховых взносах.

В законе определены полномочия ПФР и ФСС при выездных и камеральных проверках. Они аналогичны тем, которые имеют в данный момент налоговые органы при проверках ЕСН. Проверки могут быть назначены по решению руководства не чаще чем раз в три года (п. 10 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).

Проверять при выездных проверках смогут и саму организацию, и обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, и выплачивающие вознаграждения физическим лицам. При этом ПФР будет проверять не только правильность исчисления взносов и своевременность их уплаты, но и предоставление сведений персонифицированного учета.

Страхователи обязаны обеспечивать в течение шести лет сохранность документов, подтверждающих исчисление и уплату сумм страховых взносов (подп. 6 п. 2 ст. 28 Закона № 212-ФЗ).

Максимальное время длительности выездной проверки — два месяца. Правда, сотрудники фонда вправе приостановить проверку на шесть месяцев, а в исключительном случае — еще на три. По окончании ревизоры составляют акт, а затем и решение о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении.

Камеральная проверка каждого представленного расчета будет проходить в течение трех месяцев. Если сотрудники фонда обнаружат ошибки или несоответствия, потребуют, чтобы плательщик предоставил пояснения либо внес исправления. Если корректировки не устроят проверяющих, составляется акт, а затем выносится решение о привлечении к ответственности страхователя либо об отказе в привлечении.

Обжаловать решение сотрудников фонда по выездной или камеральной проверке можно будет и в вышестоящий орган либо сразу в суд — на усмотрение страхователя.

В Законе № 212-ФЗ предусмотрены положения, касающиеся передачи контрольных функций от налоговых органов к органам ПФР и ФСС. Кроме того, определен порядок взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, начисленным пеням и штрафам, образовавшимся на 31.12.2009 (включительно).

Конечно, с исключением ЕСН количество проверок у налогоплательщиков увеличится. Ведь помимо обычных налоговых проверок, возможны проверки ФСС и ПФР, причем процедура во всех случаях будет идентичной. Фактически по процедуре это выездная налоговая проверка со всеми вытекающими последствиями. Если налоговые органы применяют единую политику, подчиняясь Минфину России, то ФСС и ПФР — самостоятельные ведомства, которые могут иметь разную практику применения законодательства. Уже сейчас налогоплательщики отмечают, что при проверках ФСС руководствуется только собственными письмами.

Ответственность страхователей и фондов

В статье 46 Закона № 212-ФЗ предусмотрена и ответственность за непредставление (несвоевременное представление) расчетов и за неуплату страховых взносов, которую будут нести плательщики. За неподачу расчетов установлена следующая ответственность. При просрочке до 180 дней — за каждый месяц 5 % от суммы взносов к уплате, но не более 30 % и не менее 100 руб. При просрочке более 180 дней штраф составит 30 % взносов к уплате по расчету и 10 % за каждый месяц, начиная со 181 дня, всего не менее 1 000 руб.

Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 % неуплаченной суммы (при наличии умысла — 40 %). Это установлено статьей 47 Закона № 212-ФЗ. Кстати, при ошибке в КБК взносы не будут считаться уплаченными, даже если они попали в нужный фонд (подп. 4 п. 6 ст. 18 Закона № 212-ФЗ).

В случаях обнаружения плательщиком страховых взносов в поданных расчетах фактов неотражения либо неполного отражения сведений или ошибок (приводящих к занижению суммы взносов) плательщик должен представить в орган контроля уточненный расчет. Порядок его подачи аналогичен тому, который содержится в статье 81 НК РФ.

В статьях 25-27 Закона № 212-ФЗ установлены порядок взыскания фондами недоимки, пеней, штрафов и возврата излишне взысканных сумм. Процедура зачета и возврата взносов несколько отличается от той, которая установлена в статье 78 НК РФ в отношении ЕСН. Каждая процедура будет регулироваться заявлениями, форма которых будет разработана и утверждена. Возврат излишне уплаченных пенсионных взносов не производится, если сведения о них представлены плательщиком в составе сведений персонифицированного учета и разнесены фондом на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц.

Отметим, что зачет излишне уплаченных взносов в один фонд в счет погашения недоимки в другой невозможен, несмотря на то, что ПФР будет контролировать взносы и в ПФР, и в ФОМС (ч. 21 ст. 26 Закона № 212-ФЗ).

ПФР и ФСС смогут выставлять банкам инкассовые поручения на списание долгов по взносам. Но вот заблокировать банковские счета страхователей из-за опозданий с отчетностью или недоимки и налагать арест на имущество ПФР и ФСС не смогут.

Статьями 31 и 32 Закона № 212-ФЗ для фондов установлена ответственность за причинение убытков страхователям, неправомерные действия, разглашение информации о плательщике.

Что касается взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, то статья 16 Закона № 213-ФЗ ужесточила ответственность за непредставление в срок отчетности по ним в ФСС.

Соответствующие изменения внесены в пункт 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». При задержке сдачи отчетности до 180 календарных дней штраф составляет 5 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этой отчетности, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 руб.

При просрочке более 180 дней штраф составит 30 % суммы «довносимых» взносов по отчетности и 10 % за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1 000 руб. Изменения вступят в силу с 01.01.2010.

Внесены изменения в главу 15 КоАП (ст. 29 Закона № 213-ФЗ). Она переименована и будет называться «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг». По тексту главы исключены ссылки на органы государственного внебюджетного фонда.

Увеличение больничных выплат и пособий по материнству

Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ сменил свое название на «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Основные изменения в нем следующие (ст. 34 Закона № 213-ФЗ).

Закон дополнился новыми главами и регулирует правоотношения в системе обязательного страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, которые контролируются ФСС. В нем определены основные понятия, круг плательщиков-страхователей, порядок их учета, уплаты взносов и отчетности, права и обязанности, а также полномочия, права и обязанности страховщика, виды страховых рисков и случаев, порядок проведения проверок ФСС и др.

Пособие по временной нетрудоспособности за первые два дня по-прежнему будет выплачиваться за счет средств работодателя (ст. 3 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Как уже было отмечено, отменен с 01.01.2010 Федеральный закон от 31.12.2002 № 190-ФЗ, который устанавливал особые условия выплаты пособий по временной нетрудоспособности для граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих спецрежимы налогообложения. Данные категории работодателей будут выплачивать пособия по временной нетрудоспособности в общем порядке.

Как и раньше, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления страхового события (п. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). В средний заработок включаются все выплаты, с которых уплачены взносы в ФСС (части 1 и 2 ст. 14 Закона № 213-ФЗ в редакции п. 23 ст. 34 Закона 213-ФЗ).

Несколько изменится порядок расчета пособий и его предельный размер. Максимальные размеры пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам не будут более ограничиваться фиксированной суммой, устанавливаемой ежегодно законом о бюджете ФСС (признаны утратившими силу п. 5 ст. 7, п. 2 ст. 11, п. 6 ст. 14 Закона № 255-ФЗ).

В связи с введением базовой суммы, выше которой взносы не начисляются, с 2010 года установлен новый порядок определения предельного размера пособий. Средний дневной заработок, используемый при расчете данных пособий, не может превышать среднего дневного заработка, исчисленного следующим образом: предельная величина базы для начисления страховых взносов, разделенная на 365 (новый п. 3.1 ст. 14 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Поскольку в 2010 году, как уже отмечалось выше, предельная величина базы равна 415 тыс. руб., средний дневной заработок для расчета указанных пособий в 2010 году составит 1136 руб. 99 коп. (415 000 руб. / 365). Эту предельную величину должен иметь в виду каждый страхователь, у которого работает застрахованный, при дальнейших расчетах указанных пособий.

С указанного ограничения максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности установлен как размер пособия в процентах к максимальному заработку, утрата которого на период временной нетрудоспособности страхуется и с которого перечислялись страховые взносы. Максимум при страховом стаже до 5 лет составит 20 750 руб. (415 000 руб. / 12 мес. x 60 %), от 5 до 8 лет — 27 666 руб. (415 000 руб. / 12 мес. x 80 %); 8 и более лет — 34 583 руб. (415 000 руб. / 12 мес. x 100 %).

Напомним, что ранее максимальный размер этого пособия независимо от стажа равнялся 18 720 руб.

Максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц составит 34 583 руб. (прежде — 25 390 руб.).

Если физическое лицо работает у нескольких страхователей, пособия по болезни, беременности и родам назначаются и выплачиваются по всем местам работы, службы или иной деятельности застрахованного лица (п. 2 ст. 13 Закона № 255-ФЗ в редакции ст. 34 Закона № 213-ФЗ).

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком с 2010 года, как и ранее, выплачивается в размере 40 % от среднего заработка. При его расчете среднедневной заработок умножается на 30,4 (среднемесячного числа календарных дней в году).

Минимальный размер остался прежним — 1 500 руб.* по уходу за первым ребенком, 3 000 руб.* по уходу за вторым ребенком и последующими детьми (абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ). В случае ухода за двумя или более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер пособия суммируется. В таком случае оно не должно превышать 100 % среднего заработка, но не может быть меньше суммированного минимального размера (п. 2 ст. 11.2 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Примечание:
* подлежит ежегодной индексации. В 2009 году минимальный размер по уходу за первым ребенком составляет — 1 873,10 руб., за вторым и последующими детьми — 3 746,20 руб.

Однако ограничение по максимальному размеру данного пособия в 7 192 руб. отменено. Теперь при расчете среднего заработка учитывается максимальная величина базы, на которую начисляются взносы, деленная на 12 (п. 5.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Максимальный размер пособия по уходу в 2010 году не должен превышать 13 833 руб. Эта величина рассчитана с учетом предельной базовой величины — 415 000 руб. / 12 мес. x 40% = 13 833,33 руб. За неполный месяц ухода пособие выплачивается пропорционально количеству календарных дней в месяце ухода за ребенком, включая нерабочие праздничные дни. Такой порядок расчета указан в новых статьях 5.1 и 5.2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ в редакции статьи 34 Закона № 213-ФЗ.

Если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, пособие по уходу за ребенком можно получить только по одному месту работы на выбор. При обращении за пособием выбранному страхователю представляется справка (справки) с места других работ о том, что пособие по уходу за ребенком другими работодателями не выплачивается.

Страховой стаж военнослужащих

Решили проблему подсчета страхового стажа военнослужащих. В общий страховой стаж засчитываются периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (п. 1.1 ст. 16 Закона № 255-ФЗ в редакции Закона № 213-ФЗ).

Вслед за вступлением в силу федеральных законов ожидается принятие подзаконных актов внебюджетными фондам — по формам, срокам сдачи отчетности, ее видам, а также по действиям страхователя в переходный период. Мы будем их комментировать по мере появления. Следите за нашими публикациями.

Похожие публикации:

  • Заявление в минюст образец Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н (ред. от 04.12.2012) Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н редакция от 04.12.2012 "О формах бухгалтерской отчетности организаций". Зарегистрирован в Минюсте России 02.08.2010 N […]
  • Пенсионный перерасчет у работающих пенсионеров Перерасчёт пенсий работающим пенсионерам Если пенсионер получает дополнительный доход, с которого идут отчисления в ПФР, его пенсия каждый год пересчитывается. Это касается пенсий по старости и пенсий по инвалидности. Беззаявительный […]
  • Требования к освещению помещений аптеки Постановление Главного государственного санитарного врача России от 21 июня 2016 г. №81 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.2.4.3359-16 "САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ФИЗИЧЕСКИМ ФАКТОРАМ НА РАБОЧИХ МЕСТАХ" В соответствии с […]
  • 66 приказ здравоохранения Приказ Министерства здравоохранения РФ от 3 августа 2012 г. № 66н “Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по […]
  • Налог на импорт товаров из китая география, экономика, достопримечательности Все статьи: Статьи по экономике: Экономика Сингапура. Экономическая модель развития Сингапура Экономика Сингапура — развитая рыночная система. Экономика Сингапура зависит от экспорта […]
  • Приказ мчс россии о денежном довольствии Приказ мчс россии от 21.03.2013 195 о денежном довольствии 2015 N 66, от 26. Очередной раз я прош. Пентагон критикует СМИ США в связи с операцией в Сирии и Ираке с помощью dw_russian. Того парня,которого моя mironovaliliana […]