Договор перевозки груза автомобильным транспортом 2011

Содержание:

Договор перевозки груза автомобильным транспортом 2011

Государственная транспортная политика Российской Федерации предусматривает государственное регулирование деятельности автотранспортных предприятий по предоставлению транспортных услуг. Основной нормативной базой являются документы:

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Постановление Правительства РФ от 21.11.2011 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»

Приказ Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»

Правила перевозки грузов автомобильным транспортом, утв. Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утв. Приказ Минтранса РФ от 08.08.1995 N 73

Типовой договор грузоперевозки

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая):

Статья 785. Договор перевозки груза

  1. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
  2. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Транспортная накладная

Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

Статья 8. Заключение договора перевозки груза

  1. Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем.
  2. Форма и порядок заполнения транспортной накладной устанавливаются правилами перевозок грузов.
  3. Груз, на который не оформлена транспортная накладная, перевозчиком для перевозки не принимается, за исключением груза, указанного в части 1 статьи 18 настоящего Федерального закона.
  4. В целях беспрепятственного осуществления перевозки груза грузоотправитель обязан приложить к транспортной накладной документы, предусмотренные санитарными, таможенными, карантинными, иными правилами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также сертификаты, паспорта качества, удостоверения, другие документы, наличие которых установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо указать в транспортной накладной регистрационные номера указанных документов, если такие документы (сведения о таких документах) содержатся в государственных информационных системах.
  5. Договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозок грузов — заявки грузоотправителя.
  6. Обязательные реквизиты заказа, заявки и порядок их оформления устанавливаются правилами перевозок грузов.

Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 октября 2011 г. N Ф04-4996/11 по делу N А45-21589/2010 (ключевые темы: государственный регистрационный номер — перевозка грузов — экспедитор — договор перевозки — volvo)

Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 20 октября 2011 г. N Ф04-4996/11 по делу N А45-21589/2010

Дело N А45-21589/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2011 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2011 года.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Фроловой С.В.,

судей Мелихова Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Соляновой А.А., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи, обеспеченной Арбитражным судом Новосибирской области, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Кибер-Технология» на решение от 21.03.2011 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Малимонова Л.В.) и постановление от 21.06.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лобанова Л.Е., Кресс В.В., Ярцев Д.Г.) по делу N А45-21589/2010 по иску общества с ограниченной ответственностью «Кибер-Технология» (630024, г. Новосибирск, ул. Мира, 62/1, 502а, ОГРН 1075403014477) к обществу с ограниченной ответственностью «РОСМА» (630100, г. Новосибирск, ул. Котовского, 21/1, ОГРН 1095403005378) о взыскании 15 005 000 рублей; по встречному иску общества с ограниченной ответственностью «РОСМА» к обществу с ограниченной ответственностью «Кибер-Технология» о признании недействительным договора перевозки.

Другие лица, участвующие в деле: индивидуальный предприниматель Идиятуллин Наиль Хайдарович, общество с ограниченной ответственностью «Группа Ренессанс Страхование».

В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью «РОСМА» — Бакин А.В.

общество с ограниченной ответственностью «Кибер-Технология» (далее — ООО «Кибер-Технология») обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к обществу «РОСМА» (далее — ООО «РОСМА») о взыскании стоимости ущерба, причиненного уничтожением груза, в сумме 15005000 руб.

ООО «РОСМА» обратилось со встречным иском о признании недействительным договора перевозки, оформленного в виде товарно-транспортной накладной от 13.09.2010 N 53.

Третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены предприниматель Идиятуллин Наиль Хайдарович, ООО «Группа Ренессанс Страхование».

Решением от 21.03.2011 года Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 21.06.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении первоначального иска отказано, встречный иск удовлетворен.

ООО «Кибер-Технология» обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты, дело направить на новое рассмотрение.

В кассационной жалобе ООО «Кибер — Технология» указывает, что судом нарушены нормы процессуального права: отсутствуют доказательства, подтверждающие надлежащее извещение третьего лица — Идиятуллина Н. Х. ( статьи 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), суд первой инстанции не привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Артемьева Л.В. ( статья 51 АПК РФ); судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно не дана оценка взаимоотношениям сторон с учетом участия в перевозке третьего лица — Идиятуллина Н. Х.

Кроме того, по мнению заявителя, судами нарушены статьи 981 , 986 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), статья 38 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее -Устав автомобильного транспорта), пункты 132, 137 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 (далее — Правила N272).

Проверив в соответствии с положениями статей 286 , 288 АПК РФ правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции считает, что имеются основания для отмены решения суда первой и постановления апелляционной инстанций.

Как следует из материалов дела, между ООО «РОСМА» и ООО «Кибер-Технология» заключен договор, оформленный договором — заявкой на перевозку груза от 13.09.2010 N НР000003053.

Договор-заявка от 13.09.2010 N НР000003053 содержит согласованные сторонами условия о дате и времени загрузки — 13.09.2010, адресе загрузки г. Новосибирск, ул. Мира, 62, дате и времени разгрузки — 16.09.2010, адресе разгрузки — г. Миасс, контактном лице по товарно — транспортной накладной (далее — ТТН), марке и номере автомобиля Volvo, государственный регистрационный номер Х677ТА/16 с полуприцепом Schmitz государственный регистрационный номер АМ6703/16, характере груза — оборудование (10 тонн), водителе — Артемьев Андрей Леонидович, стоимости перевозки 40 000 руб.

Согласно ТТН от 13.09.2010 N 53 водителю Артемьеву А.Л. (автомобиль Volvo, государственный регистрационный номер Х677ТА/16) ООО «Кибер — Технология» передало для перевозки груз — линия контактной сварки ЛКС-НТ-2633Б, в графе «органиазция» указано на ООО «РОСМА».

Согласно товарной накладной от 12.09.2010 N 53 водитель Артемьев А.Л. принял груз — линию контактной сварки ЛКС — ГТ -2633Б на сумму 15005000 рублей.

ООО «РОСМА» (ответчик) осуществило страхование груза — оборудования, стоимостью 15 005 000 рублей, перевозимого в г. Миасс, транспортное средство автомобиль Volvo, государственный регистрационный номер Х677ТА/16, выгодоприобретателем является ООО «Кибер -Технология».

Между ООО «РОСМА» (заказчик) и ИП Идиятуллиным Н. Х. (перевозчик) заключено соглашение N 45 на выполнение перевозок грузов автомобильным транспортом от 01.01.2010 (далее — соглашение от 01.01.2005 N 45), согласно условиям которого перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу-грузополучателю, заказчик обязуется оплатить перевозчику за выполненную перевозку установленную соглашением сторон провозную плату (пункт 1 соглашения от 01.01.2005 N 45).

Перевозка грузов осуществляется перевозчиком на основании заявки на перевозку груза, которая является приложением к соглашению и его неотъемлемой частью (пункт 1 соглашения от 01.01.2005 N 45).

ООО «РОСМА» и индивидуальным предпринимателем Идиятуллиным Н. Х. подписан договор — заявка на перевозку груза N НР000003071 от 13.09.2010, из которой следует, что дата и время загрузки — 13.09.2010 (адрес загрузки г. Новосибирск, ул. Мира, 62), дата и время разгрузки -16.09.2010 (адрес разгрузки г. Миасс), марка и номер автомобиля Volvo, государственный регистрационный номер Х677ТА/16 с полуприцепом Schmitz государственный регистрационный номер АМ6703/16, характер груза — оборудование (10 тонн), водитель — Артемьев А.Л., стоимость перевозки 25 000 руб.

ИП Идиятуллиным Н. Х. водителю Артемьеву А.Л. был выдан путевой лист N 59 сроком действия с 01.09.2010 по 30.09.2010.

В Чановском районе Новосибирской области на автодороге «Байкал» 14.10.2010 произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автотранспортного средства Volvo, государственный регистрационный номер Х677ТА/16 с полуприцепом Schmitz государственный регистрационный номер АМ6703/16, которым управлял водитель Артемьев Андрей Леонидович.

Смотрите так же:  Собственность греч

В результате столкновения транспортных средств был поврежден груз (оборудование — линия контактной сварки ЛКС-НТ-2633Б), переданный ООО «Кибер-Технология» водителю Артемьеву А.Л. по ТТН от 13.09.2010 N 53 для доставки его грузополучателю — ООО «Периметр».

ООО «Кибер-Технология», ссылаясь на заключение с ООО «РОСМА» договора-заявки на перевозку груза от 13.09. 2010 года N НР000003053, обратилось к нему как лицу, ответственному за перевозку груза, с иском о взыскании ущерба в виде стоимости груза в размере 15005000 руб.

Ответчик добровольно стоимость утраченного груза не возместил, что явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что со стороны ООО «РОСМА» истцу были оказаны информационные, посреднические услуги, то есть услуги, не включенные в ГК РФ как самостоятельный вид договоров, но заключение которых не противоречит действующему законодательству; договор перевозки в виде товарной накладной от 13.09.2010 N 53 является недействительным на основании статьи 168 ГК РФ как не соответствующий статьям 53 , 153 , 160 , 183 ГК РФ; истцом не доказан факт осуществления ответчиком перевозки груза, указанного в товарной накладной; истцом не опровергнуто надлежащими доказательствами, что дорожное — транспортное происшествие имело место в результате наступления обстоятельств, которые водитель предотвратить не мог и устранение которых от него не зависело, что в соответствии с пунктом 1 статьи 796 ГК РФ освобождает перевозчика от ответственности, так как является специальной нормой по отношению к пункту 3 статьи 401 ГК РФ.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что с учетом представления сведений об отсутствии договорных отношений между истцом и ответчиком указание в ТТН от 13.09.2010 N 53 на ООО «РОСМА» в графе «организация» не свидетельствует об осуществлении перевозки по указанной накладной именно ООО «РОСМА»; доверенность, подтверждающая полномочия Артемьева А.Л. на подписание от имени ООО «РОСМА» договора перевозки, оформленного товарно-транспортной накладной, и принятие от имени ООО «РОСМА» груза к перевозке, в материалы дела не представлена; действия водителя Артемьева А.Л. от имени ООО «РОСМА» не были одобрены, что свидетельствует об обоснованном выводе суда первой инстанции о признании недействительным договора перевозки груза, выраженного в ТТН от 13.09.2010 N 53; иные документы, подтверждающие факт заключения договора перевозки между истцом и ответчиком, в материалы дела не представлены; факт повреждения груза именно ООО «РОСМА» не подтверждается материалами дела.

Между тем судами не учтено следующее.

В силу пункта 1 статьи 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

В соответствии с пунктом 1 статьи 803 ГК РФ и пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Закон о транспортно-экспедиционной деятельности) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 ГК РФ и названным Законом.

Согласно статье 805 ГК РФ, если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц.

Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора.

В силу пункта 1 статьи 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Обязанность доказывания отсутствия вины в ненадлежащем исполнении обязательства по договору транспортной экспедиции в силу закона возложена на экспедитора.

Из изложенных норм права следует, что лицом, ответственным перед клиентом за перевозку и, соответственно, утрату груза, является экспедитор вне зависимости от того, что обязательство по выполнению определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, исполняется третьим лицом.

В рассматриваемом случае ответчик принял заявку от истца, подписал договор-заявку от 13.09.2010 N НР000003053, где указал контактное лицо по ТТН, марку и номер автомобиля, данные водителя, стоимость перевозки, принял к перевозке груз по ТТН от 13.09.2010 N 53, в которой имеется подпись уполномоченного им лица — водителя Артемьева А.Л.

Принятый груз утрачен, поэтому экспедитор (ООО «РОСМА») несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба.

В нарушение требований статьи 805 ГК РФ суд первой инстанции взаимоотношения между ООО «РОСМА» и индивидуальным предпринимателем Идиятуллиным Н. Х. положил в основу отказа в иске лицу, которое участником этих отношений не является.

При этом отношения между ОАО «РОСМА» и индивидуальным предпринимателем Идиятуллиным Н. Х. не влияют на право ООО «Кибер -Технология» требовать возмещения убытков со стороны по договору, то есть с ООО «РОСМА».

Наличие названных взаимоотношений не влияет также на возможность удовлетворения требований истца при условии отсутствия других препятствий для привлечения к ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) договора.

Учитывая фактические обстоятельства по делу, в том числе то, что действия третьих лиц, назначенных для исполнения отдельных обязательств ответчиком по договору, считаются действиями ответчика в пользу истца, и перевозчик был указан истцу самим ответчиком, суд кассационной инстанции считает выводы судов об отсутствии оснований для возложения на ООО «РОСМА» ответственности противоречащим названным нормам ГК РФ.

ООО «РОСМА» несет ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело ( статья 803 ГК РФ, пункт 1 статьи 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

При рассмотрении дела судом первой инстанции судом удовлетворено встречное исковое требование о признании недействительной сделкой ТТН от 13.09.2010 N 53.

ТТН от 13.09.2010 N 53 соответствует унифицированной форме ТОРГ-12, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132, поскольку в ней содержатся все необходимые для заполнения реквизиты, и подписана она уполномоченным лицом — водителем Артемьевым А.Л.

Полномочия водителя Артемьева А.Л., сведения о котором ответчик указал в договоре — заявке от 13.09.2010 N НР000003053, для истца явствовали из обстановки, в которой он действовал ( статья 182 ГК РФ).

Согласно статье 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Исходя из действительной воли сторон с учетом цели договора — заявки от 13.09.2010 N НР000003053, перечисленных выше обстоятельств заключения исполнения договора, вывод суда первой инстанции о противоречии ТТН от 13.09. 2010 N 53 статьям 53 , 153 , 160 , 183 ГК РФ, является ошибочным.

При таких обстоятельствах решение суда в части удовлетворения встречного искового требования о признании сделки, оформленной ТТН от 13.09.2011 N 53, недействительной (ничтожной) подлежит отмене. В указанной части в иске следует отказать.

В настоящем деле первоначальным требованием является взыскание убытков, причиненных утратой груза. При этом суды не дали надлежащей оценки доказательствам несения истцом убытков, которые суд должен оценить исходя из их допустимости и относимости, следовательно, дело в части рассмотрения первоначального иска подлежит направлению на новое рассмотрение.

Руководствуясь пунктами 2 , 3 части 1 статьи 287 , статьями 288 , 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:

решение от 21.03.2011 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 21.06.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-21589/2010 отменить.

Дело в части требования общества с ограниченной ответственностью «Кибер-Технология» о возмещении ущерба, причиненного уничтожением груза, в сумме 15 005 000 руб. 00 коп. направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новосибирской области.

В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «РОСМА» о признании недействительным договора перевозки в виде товарно-транспортной накладной от 13.09.2010 N 53 отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Договор перевозки груза автомобильным транспортом 2011

*Актуальность темы исследования.* На сегодняшний день с учетом потребностей развивающейся в нашей стране рыночной экономики, транспортная система выступает в качестве необходимой как социальной, так и производственной инфраструктурой. Функционирование данной системы не возможно без построения грамотной и эффективной нормативно-правовой базы, позволяющей создать механизм, организации всего транспортного процесса. Поэтому здесь большое значение приобретают такие правовые средства, как гражданско-правовые договора, которые выступают в качестве правового регулятора общественных отношений в области перевозок. Не смотря на такое широкое распространение сегодня различных договоров перевозки в отечественном гражданском и транспортном праве, на практике их применение не редко возникают различные спорные ситуации, требующие их судебного разрешения. С учетом обозначенной актуальности изучения особенностей гражданско- правовой регламентации отношений, вытекающих из договоров перевозки грузов автомобильным транспортом, *целью* настоящей письменной работы выступает анализ положений договора перевозки грузов автомобильным транспортом как одного из гражданско-правовых договоров и особенности рассмотрения споров, вытекающих из его исполнения. Следовательно, *задачами* исследования являются: 1. определение понятия и видов договоров перевозки грузов; 2. правовая характеристика договора перевозки грузов автомобильным транспортом; 3. особенности заключения договора перевозки грузов автомобильным транспортом; 4. анализ прав и обязанностей лиц, участвующих в договорных обязательствах по перевозке грузов автомобильным транспортом; 5. изучение правового регулирования особенностей разрешения споров, вытекающих из существа договора перевозки грузов автомобильным транспортом. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе перевозки грузов автомобильным транспортом. Предмет исследования – система норм, регулирующих договор перевозки грузов автомобильным транспортом в России с учетом специфики приграничных территорий (на примере Забайкальского края Российской Федерации). *Нормативная и теоретическая основа* исследования включает нормы гражданского и арбитражного процессуального права, закрепленные в соответствующих кодексах, федеральных законах и иных нормативно-правовых актах, материалы судебной практики, а также комплекс трудов российских ученых теоретиков и практиков.

Смотрите так же:  Пенсионный фонд запись на материнский капитал

В результате проведенного исследования приходим к следующим выводам. Правовое регулирование отношений по перевозке грузов, пассажиров и багажа установлено положениями главы 40 ГК РФ, и предусматривает заключение гражданско-правового договора перевозки, который по своей правовой модели следует отнести к реальному возмездному договору. Характерной особенностью договора автомобильной перевозки грузов на современном этапе его развития заключается в нарастании взаимосвязей с другими договорными обязательствами, что приводит к усложнению структуры отношений, которые вытекают из данного договора. Указанный аспект связан с наличием в рамках договора по перевозке грузов автотранспортом элементов нескольких гражданско-правовых договоров. К примеру, кроме положений договора перевозки груза, в него могут входить: положения договора транспортно-экспедиционной деятельности (в случае оказания перевозчиком экспедиторских услуг); агентского договора, договоров комиссии и поручения (в случае осуществления экспедитором функций, связанных с приемкой и сдаче груза, при оказании услуг таможенного брокера в международных перевозках); договора хранения (в случае оказания перевозчиком услуг хранения груза на складе до его выдачи грузополучателю); договора подряда (в случае осуществления погрузочно-разгрузочных работ перевозчиком за счет собственных сил) и некоторых других. Являясь одним из видов договора перевозки, договор автомобильной перевозки грузов обладает самостоятельным значением и занимает лидирующее положение в системе транспортных договоров, а также иных договоров, которые находятся в тесной взаимосвязи с ним, и целью которых выступает обеспечение деятельности по реализации договора перевозки груза. Комплексный характер обязательства, который вытекает из существа отношений по договору автомобильной перевозки грузов, имеет и иное проявление: в нем соединены обязательства из нескольких оснований. Обязательства грузоотправителя и перевозчика имеют своим основанием договор перевозки, а обязательства грузополучателя проистекают из закона. Широкое распространение транспортных правоотношений сегодня не редко порождает массу спорных правовых ситуаций, требующих судебного разбирательства. Предусмотренные гражданско-правовые механизмы регулирования отношений, возникающих при осуществлении перевозок автомобильным транспортом, а также система норм процессуального права, регулирующая порядок рассмотрения споров, вытекающих из договора перевозки, призваны создать необходимую нормативную базу, для гарантированного осуществления защиты прав участников данных правоотношений, сокращения размера убытков, причиняемых ненадлежащим исполнение договорных обязательств со стороны контрагентов. Так, широкий комплекс прав, установленный нормами действующего арбитражно- процессуального законодательства в нашей стране, позволяет участникам спора объективно и легитимно способствовать разрешению возникшего спора. А соблюдение предусмотренных законом обязанностей выступает гарантией охраны, предусмотренных законом прав и интересов организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан, принимающих участие при рассмотрении спора.

Договор перевозки грузов: особенности, условия и ответственность

Перевозка грузов, пассажиров и багажа – это возмездная услуга, исполнение которой регулирует не только Гражданский Кодекс, но и транспортные уставы, кодексы, специальные законы и другие нормативно-правовые акты. Общие положения о перевозке представлены в статьях 784 – 800 ГК РФ, дополнительно кодекс выделяет отдельную главу 41 о транспортной экспедиции.

Транспортная экспедиция, кроме собственно перевозки, включает в себя такие дополнительные услуги как сопровождение груза, заключение сделок в интересах грузоотправителя, исполнение таможенных процедур, контроль количества и состояния груза, его погрузки/выгрузки и др. В этой статье мы рассмотрим договор перевозки на примере перевозки груза автомобильным транспортом, без его экспедиции.

Заключая договор перевозки со SteamTrend, вы можете быть спокойны. В наших договорах нет подводных камней и мелкого шрифта. Ваше доверие для нас важнее.

Заказать перевозку Узнать стоимость

Кроме положений ГК РФ перевозка грузов по России автотранспортом регулируется:

Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;

Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»;

постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272 «Правила перевозок грузов автотранспортом».

Международные грузоперевозки подчиняются также положениям:

Женевской конвенции 1956 года о договоре международной дорожной перевозки грузов;

Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»

Оформление договора перевозки грузов

Необязательно оформлять договор перевозки грузов в виде единого документа с подписями обеих сторон. Заключение договорных отношений грузоотправителя и перевозчика подтверждает составление и выдача транспортной накладной (статья 785 ГК РФ).

Ответственность за сохранность груза перевозчик принимает на себя после того как в транспортной накладной будет проставлена отметка о принятии груза к перевозке. Исходя из этого, транспортная накладная – это обязательный документ при грузовых перевозках, и не имеет значения, был ли при этом составлен сам договор перевозки. При перевозке груза несколькими транспортными средствами на каждую партию груза оформляется отдельная транспортная накладная.

Если внимательно прочитать транспортную накладную, то можно заметить, что она содержит все существенные условия договора перевозки груза, по сути, представляя собой письменную (шаблонную) форму договора. Но стороны, конечно, могут заключить и подписать индивидуально разработанный договор перевозки.

Кроме транспортной накладной договор перевозки сопровождается заявкой грузоотправителя на перевозку груза. Если груз перевозится в контейнерах, которые в процессе перевозки надо будет снимать с транспорта, то оформляется еще и сопроводительная ведомость.

Обратите внимание: подтверждением расходов на перевозку груза транспортная накладная не является. В интересах грузоотправителя вместе с транспортной накладной оформлять товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т, которая является необходимым условием для признания расходов на перевозку.

Какие еще документы могут потребоваться при исполнении договора перевозки? Если груз имеет специфические особенности, то это могут быть:

удостоверение о качестве скоропортящегося груза;

карантинный сертификат и ветеринарное свидетельство;

сертификат качества зерна и продуктов его переработки;

сертификат соответствия на определенные виды перевозимых грузов;

качественный паспорт на нефтепродукты.

Существенные условия договора перевозки

Как и в любом другом договоре, в договоре перевозки существенным условием является его предмет. Предметом договора перевозки будут действия перевозчика по транспортировке груза из пункта отправления в пункт назначения и выдача его грузополучателю.

На деле же исполнение договора перевозки невозможно без указания таких важных условий как:

характеристики груза (наименование, вес, объем, количество);

сопроводительные документы на груз;

маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения;

размер провозной платы и порядок расчетов;

требования к транспорту перевозчика;

срок и порядок предоставления транспорта;

срок и порядок предъявления груза к перевозке;

порядок погрузки/выгрузки груза;

условия хранения груза в терминале перевозчика;

срок доставки груза;

порядок признания груза утраченным.

Все эти условия кратко прописываются в транспортной накладной, но в тексте договора перевозки их можно указать в более подробной форме, а также дополнительно прописать ответственность сторон.

Советуем грузоотправителям при перевозке грузов не ограничиваться только оформлением и подписанием транспортной накладной, а заключать полнотекстовый договор перевозки.

Ответственность сторон по договору перевозки

Ответственность сторон за нарушение обязательств по перевозке устанавливает ГК РФ, транспортные кодексы и уставы, а также условия договора перевозки. При этом статья 793 Гражданского кодекса запрещает согласование договорных условий, которые ограничивают ответственность перевозчика, установленную законодательством.

По договору перевозки перевозчик несет следующую ответственность:

Ответственность за невывоз груза по вине перевозчика. По умолчанию в этом случае действуют правила части 1 статьи 34 УАТ: штраф в размере 20% провозной платы и возмещение причиненных убытков.

Ответственность за несвоевременное предоставление транспорта или контейнера. Заэто нарушение грузоотправитель может требовать от перевозчика уплаты штрафа в размере 5% провозной платы (в городском или пригородном сообщении) или 1 % среднесуточной провозной платы (в междугородном сообщении), а также возмещение причиненных убытков.

Ответственность за сохранность груза. Перевозчик отвечает перед грузоотправителем в рамках объявленной ценности груза. Обычно за указание ценности перевозчик взимает дополнительный сбор (в процентах от стоимости). Чтобы снизить расходы на перевозку, некоторые грузоотправители идут на то, чтобы занизить действительную ценность груза, но есть и такие заказчики, которые ее завышают.

Хотя ГК РФ не запрещает грузоотправителю завышать стоимость груза, Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272) указывают, что объявленная ценность груза не должна превышать его действительной стоимости. Исходя из этого, перевозчик имеет право не соглашаться на перевозку груза, ценность которого явно завышена. Если же грузоотправитель не укажет в транспортной накладной стоимость груза, то она будет определяться исходя из цены, которая предусмотрена договором перевозки (при его наличии) или которая обычно взимается за аналогичные товары.

Стороны могут предусмотреть в договоре перевозке и ответственность грузоотправителя.

Ответственность за непредъявление груза отправителем. Если договорные условия не предусматривают другое, то перевозчик может потребовать уплаты штрафа в размере 20% провозной платы и возмещения причиненных убытков.

Ответственность за неиспользование поданного транспорта или контейнера, если это не вызвано его непригодностью. За это нарушение перевозчик может уплаты штрафа в размере 5% провозной платы (в городском или пригородном сообщении) или 1 % среднесуточной провозной платы (в междугородном сообщении). Если поданный транспорт относится к специализированным, то размер штрафа увеличивается вдвое.

Смотрите так же:  Можно ли написать заявление в полицию через год

Ответственность за просрочку оплаты по договору перевозки. Это обычное условие в виде уплаты неустойки за каждый день просрочки. Кроме этого статья 790 ГК РФ дает перевозчику право удержать переданный для перевозки груз в целях обеспечения провозной платы, причем, даже если груз принадлежит третьему лицу.

Перевозчик может удерживать груз до тех пор, пока грузоотправитель с ним не рассчитается. Если этого не произойдет, перевозчик может реализовать груз (по стоимости, указанной в транспортной накладной или по экспертной оценке) и вычесть из полученной суммы платежи за перевозку и хранение груза, а также затраты, связанные с его реализацией. Оставшиеся средства он должен вернуть грузоотправителю.

Договор перевозки может предусматривать запрет на удержание груза перевозчиком, и это тоже одна из веских причин, почему сторонам не стоит ограничиваться только подписанием транспортной накладной.

Существуют обстоятельства, которые снимают ответственность за неисполнение обязательств со сторон договора перевозки, среди них:

форс-мажор в виде обстоятельств непреодолимой силы, такие как явлений стихийного характера и военные действия;

временные ограничения или запрет движения транспорта по дорогам;

другие, не зависящие от сторон обстоятельств, которые они не могли предотвратить или устранить.

В то же время перевозчик обязан предпринять все меры по обеспечению сохранности груза, поэтому утрата груза в результате его хищения далеко не во всех случаях будет признана обстоятельством, снимающим ответственность с перевозчика.

При перевозке некоторых грузов возможна их естественная убыль (выветривание, усушка, утруска). Если в результате перевозки масса доставленного груза будет меньше, чем отправленный, перевозчик не отвечает за его недостачу, но только в пределах нормы естественной убыли.

Чтобы снизить риски ответственности за недостачу или повреждение груза, рекомендуем перевозчику предусмотреть в договоре перевозки условие, обязывающее грузоотправителя предоставить груз в соответствии с требованиями Правил перевозок грузов.

Что нужно проверить грузополучателю при получении груза?

Выше мы говорили только о правах и обязанностях грузоотправителя и перевозчика, но в договорных отношениях при перевозке грузов принимает участие и третье лицо – грузополучатель. Именно он подтверждает, что перевозчик выполнил свои обязанности по договору перевозки, т.е. доставил груз вовремя, в целости и сохранности. Грузополучатель принимает груз у перевозчика на основании транспортной накладной, путевого листа и сопроводительной ведомости (при контейнерных перевозках).

Если перевозчик не представит грузополучателю транспортную накладную, то груз принимать не рекомендуется, т.к. отсутствие транспортной накладной говорит о ненадлежащем оформлении договора перевозки. В этом случае привлечь к ответственности грузоотправителя (например, по договору поставки) или перевозчика будет затруднительно даже в судебном порядке.

Если же с документами все в порядке, то грузополучатель должен в присутствии перевозчика указать в транспортной накладной:

фактическое время и дата подачи транспорта под выгрузку;

наличие и сохранность пломб;

вес доставленного груза и количество грузовых мест;

состояние груза, упаковки, тары.

При возникновении разногласий между грузополучателем и перевозчиком при приемке груза, необходимо составить соответствующий акт, о чем сделать отметку в транспортной накладной. Для определения размера недостачи или степени повреждения груза могут быть привлечены независимые эксперты, о чем обязательно должен быть поставлен в известность перевозчик.

Особенности договора перевозки

Перевозка грузов регулируется не только Гражданским кодексом, но и рядом специальных нормативно-правовых актов.

По договору перевозки перевозчик обязуется принять груз у грузоотправителя, вовремя доставить его в оговоренный пункт назначения и выдать указанному грузополучателю.

Заключение договорных отношений по перевозке груза подтверждается транспортной накладной.

Во избежание споров сторонам рекомендуется составлять и единый документ под названием «договор перевозки».

Перевозчик принимает на себя ответственность за сохранность груза после того как примет груз по транспортной накладной.

Договором перевозки стороны могут предусмотреть запрет на право перевозчика удерживать груз в целях обеспечения провозной платы.

Исполнение обязанностей перевозчика по доставке груза подтверждается отметками грузополучателя в транспортной накладной.

Договор на перевозку грузов автомобильным транспортом

Договор на перевозку грузов автомобильным транспортом — образец данного документа может быть полезен при оформлении отношений между отправителем груза и перевозчиком. Формы такого договора и порядок его заключения будут подробно рассмотрены в статье.

Перевозки автомобильным транспортом (нормативная база)

Груз может отправить как организация, так и любое физическое лицо, в то время как перевозку может осуществлять исключительно юридическое лицо, обладающее лицензией на право заниматься такой деятельностью. Юрлицо при этом принимает на себя обязательства не только по своевременной доставке груза по назначению, но и по его загрузке, выгрузке, сохранности во время перемещения, выдаче получателю.

Согласно п. 1 ст. 4 № 259-ФЗ, выделяются следующие виды транспортного сообщения:

Таким образом, для каждого конкретного вида груза и маршрута перемещения возможно применение специальных правил перевозки.

Порядок транспортировки грузов регулируется:

  • гл. 40–41 ГК РФ;
  • законом «О транспортно-экспедиционной…» от 30.06.2003 № 87-ФЗ;
  • законом «Устав…» от 08.11.2007 № 259-ФЗ;
  • правилами перевозок грузов автотранспортом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 (далее — Правила).

Заключение договора автотранспортных услуг по перевозке грузов путем оформления транспортной накладной

Участниками соглашения такого рода являются отправитель груза и его перевозчик (п. 6 Правил). Договор перевозки грузов автомобильным транспортом заключается после получения от отправителя заявки на предоставление услуги, подтверждением чего является транспортная накладная (далее — ТН).

Согласно п. 2 ст. 8 ФЗ № 259, порядок оформления ТН регламентируется правилами транспортировки грузов. Без ее оформления и предоставления перевозчик не вправе принимать груз (п. 3 ст. 8 ФЗ № 259). Данный документ оформляется согласно установленной форме (приложение № 4 к Правилам), составляется на 1 либо несколько перевозок, при этом необходимо 3 экземпляра-оригинала (п. 9 Правил). После подписания ТН сторонами договор считается заключенным.

Что должен содержать типовой договор (накладная) на перевозку грузов автомобильным транспортом

После заключения договора на перевозку груза путем составления накладной перевозчик принимает на себя обязательство доставить его в пункт назначения и несет ответственность за его сохранность (п. 1 ст. 785 ГК РФ). Грузоотправитель оплачивает перевозку в размере, установленном в соглашении, на основании представления документов, указанных в договоре.

В частности, в накладной следует обязательно указать:

  • сведения о перемещаемом грузе;
  • дату загрузки и разгрузки;
  • адреса пунктов отправки и назначения;
  • стоимость перевозки;
  • способ оплаты.

Существенным условием договора являются сроки доставки груза. В случае их нарушения сторона, по вине которой произошла задержка, обязана уплатить штраф в размере 20% стоимости транспортировки (п. 1 ст. 34, п. 1 ст. 35 закона № 59-ФЗ).

Согласно п. 64 Правил, груз считается утерянным, если он не был доставлен грузополучателю в течение:

  • 10 дней с момента загрузки — при городской или пригородной перевозке;
  • 30 дней — при междугородней.

При этом и отправитель груза, и его получатель вправе выставить перевозчику требование о возмещении ущерба.

Разовый договор перевозки грузов автомобильным транспортом — как составить, где скачать образец

Согласно п. 5 ст. 8 ФЗ № 259, договор можно заключить не только путем оформления накладной, но и путем направления перевозчику соответствующей заявки. Заявка в подобном случае обычно отличается небольшим объемом и содержит всю необходимую информацию о перевозке.

В то же время следует понимать, что в силу п. 5 ст. 8 ФЗ № 259 заявка не является самостоятельным договором перевозки. Она заключается только при наличии договора об организации перевозок грузов, являясь дополнением к нему (приложением). Составляется заявка в форме таблицы, в которой указываются все необходимые параметры запрашиваемой услуги.

Таким образом, соглашение о перемещении груза автомобильным транспортом составляется в следующих формах:

  • в виде транспортной накладной;
  • в виде договора о перевозке и заявки.

Примечание: все условия, которые могут содержаться в накладной (описывались выше), актуальны и для договора перевозки, к которому прилагается заявка.

Таким образом, оформление соглашений о перевозке грузов автомобильным транспортом имеет много важных нюансов, которые следует учитывать при их заключении. Стороны вправе избрать любой способ заключения договора (оформление накладной или составление договора и заявки). Образец договора перевозки грузов с приложением заявки вы можете найти на нашем сайте.

Похожие публикации:

  • Росздравнадзор лицензия Росздравнадзор лицензия Проведение медицинской деятельности в Российской Федерации строго регламентируется Росздравнадзором. Для работы компании в медицинском, фармацевтическом или производственном направлении требуется получение […]
  • Государственная экспертиза кировской области Государственная экспертиза кировской области Адрес Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:109074, г.Москва, Китайгородский пр., д.7, стр.2. Телефоны:Справочно-информационный […]
  • Лицензия продажа нефтепродуктов Необходимо ли получать лицензию на хранение дизельного топлива, используемого для собственных нужд? Многочисленные вопросы, поступающие в адрес ООО "Системс" касаются организации хранения топлива, участвующего в технологическом […]
  • Лицензия трубочиста О лицензировании работ по монтажу, ремонту, чистке, обслуживанию дымоходов, печей, каминов Выдержки из законодательных актов 1. Из Федерального закона ФЗ 99 от 04 мая 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» Статья […]
  • Заявление на разрешение на обработку персональных данных образец Порядок отзыва согласия на обработку персональных данных Порядок отзыва определен пунктом 2 ст. 9 ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ . Например, это может быть обоснованно, если у сотрудника есть факты, что его информацию используют не по […]
  • Регрессная претензия это Требование о включение в конкурсную массу при банкротстве физ лица В случаях, установленных федеральным законом, составляющее ипотечное покрытие имущество должника, осуществлявшего в соответствии с Федеральным законом от 11 ноября […]