Методические пособия по патриотическому воспитанию молодежи

Союз офицеров-ветеранов ВСЧ АЭП

Честь и достоинство

Методические пособия для проведения занятий по патриотическому воспитанию молодежи

Методические рекомендации для проведения занятий по патриотическому воспитанию молодежи.

Автор материала: Почетный председатель комитета Союза офицеров-ветеранов ВСЧ атомной энергетики и промышленности
Полковник-инженер в отставке Цатуров Э.А.

В эти годы разрушилась триада: октябрята – пионеры – комсомол. Но известно, что природа не терпит пустоты: пустота стала сразу же заполняться неформальными молодежными движениями: люберы, рокеры, скинхеды.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому с ранних детских лет у детей искажаются представления о доброте, милосердии, справедливости, великодушии, гражданственности и патриотизме. Ныне дети отличаются эмоциональной, волевой и духовной незрелостью. Продолжается разрушение института семьи: у детей формируются несупружеские, антисемейные установки. Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине «человеческого фактора» высокие идеи – все это следствие утраты ответственности за воспитание подрастающего поколения. Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в безстержневой, безрамочной атмосфере. И остается только историческая память народа, которая может стать ниточкой, способной связать молодежь с корнями своего народа. Все это доказывает особую значимость и актуальность принятия в нашем обществе экстренных мер по существенному улучшению проводимых мероприятий по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию молодежи, начиная со школьной скамьи. И, по всей вероятности, в этой огромной работе значительное место должны занять ветеранские общественные организации.

В настоящей брошюре изложены рекомендации комитета Союза Офицеров – ветеранов военно-строительных частей атомной отрасли страны (в дальнейшем тексте – «СОЮЗ») по вопросам организации и содержания занятий на тему патриотического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений.

Наш «СОЮЗ» объединил бывших офицеров, прапорщиков и вольнонаемных работников военно-строительных частей, приданных атомной отрасли страны, неравнодушных к судьбе Родины и к судьбе народа в это непростое переломное время. Многие из нас, членов «СОЮЗА», довольно рано (по советским законам) ушли на пенсию, во многом не реализовав на военной службе, не израсходовав своего богатого потенциала и опыта. Поэтому мы ощущаем некоторую потерянность, так как были воспитаны на чувстве патриотизма и государственности, и, разумеется, всем нам тяжело было вписаться в торгашеский дух современного бизнеса России, где такие понятия, как честь, верность дружбе и порядочность, оказались не в чести.

И вот теперь, организовавшись в «СОЮЗ», мы стараемся использовать весь наш опыт и знания для улучшения деятельности, в целом «СОЮЗОМ» и расположенными во многих городах страны его первичными подразделениями, по патриотическому воспитанию молодежи, являющемуся на сегодняшний день наиболее актуальной задачей всего общества нашей страны.

В настоящей брошюре для всех первичных ветеранских подразделений, входящих в наш «СОЮЗ», предлагается к рассмотрению (и к возможному принятию) следующий примерный план проведения бесед с молодежью по рассматриваемой теме:

  1. Начиная занятие, прежде всего, следует представиться аудитории, озвучить общий стаж военной службы, в том числе – в атомной отрасли. Затем следует вкратце изложить причины, требующие улучшения работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения (для этой цели можно частично использовать текст из вступительной части настоящей брошюры). Данное требование исходит из рекомендации Педагогического Сообщества, которая гласит следующее: «Только при достижении заинтересованности у слушателей в получении определенных знаний, можно достичь высокой степени усвояемости ими этих знаний»;
  2. Далее следует раскрыть значение слова патриотизм.

Как известно из различных словарей и энциклопедий, слово патриотизм произошло от греческого слова – «рatris” – отечество, «рatriotis” – соотечественник, т.е. – человек, который любит свое отечество (Родину), привязан к родной земле, родному языку, своими действиями стремится служить интересам своей страны и бесконечно предан ей, готов укреплять свою страну и защищать ее от врагов! При этом, в обязательном порядке следует обратить внимание слушателей на то, что любовь к Родине (большой и малой) является одной из наиболее глубоких чувств, закрепленных в народе веками и тысячелетиями.

Вместе с тем, простое изложение всех значений этого многогранного слова не может гарантировать нам моментальное усвоение их всеми слушателями, тем более учащимися младших классов общеобразовательных школ, поэтому предлагается следующая последовательность изложения этой основной части темы занятия:

— Во-первых, следует довести до слушателей, что понятия: «Народ», «Родина» имеют общий корень – Род, родной дом, откуда мы родом. И если человеку привить уважение к своему роду, Родине, то и он будет иметь гражданскую позицию. Именно поэтому так важно использовать все имеющиеся возможности для формирования этой позиции с самого раннего возраста.

Необходимо обратить внимание слушателей на то, что первые патриотические чувства у ребенка зарождаются в семье. Каждый ребенок должен быть патриотом своей семьи, своей фамилии, своих предков и, в целом, своего дома. Необходимо предложить слушателям, чтобы они попросили своих родителей рассказать им о зарождении своей фамилии, о предках, о семейных традициях, о достижениях родителей и предков в различных направлениях человеческой деятельности (участники ВОВ и восстановления народного хозяйства после Отечественной войны, участники строек предприятий народного хозяйства в Сибири и Дальнем Востоке по комсомольским путевкам, ветераны военной службы и труда, заслуженные деятели науки и техники, лауреаты Государственных и отраслевых премий и т.д.);

— Во-вторых, все учащиеся должны понять, что кроме семьи эмоциональные чувства патриотизма у них должны появляться и по отношению к своей школе и высшему учебному заведению, в которых они, получая необходимые для жизни огромные знания, обучаются и проводят значительную часть времени своей жизни. Так, например, принимая во внимание, что если у мужчин на сегодня по статистике средняя продолжительность их жизни равна 59 годам, то каждый из них затрачивает на обучение в школе около 18,5% своей жизни, а с учетом обучения и в ВУЗе – 27,1%. Каждая женщина, поскольку она живет по статистике в среднем 73 года, то соответственно затрачивает на учебу в школе 13,8%, а с учетом обучения в ВУЗе – примерно 22% от продолжительности жизни.

Особую роль в становлении гражданской позиции учащихся играют школьные музеи. Например, громадное значение в духовном и нравственном становлении школьника играют исторические лица. Общеизвестно, что история любой страны – это совокупность судеб людей, живущих в этой стране. И с наибольшей полнотой особенности национального характера проявляются именно в годы тяжелых национальных испытаний. И именно музеи позволяют воспитывать поколение на примере исторических лиц. Музейные материалы заставляют задуматься о месте человека на Земле, вызывают чувство гордости за своих предков. Люди, в том числе и дети, с уважением относящиеся к истории своей страны, к истории других народов, не могут быть безнравственными. Такие люди не способны на подлость, предательство, жестокость. Опыт жизни предшествующего поколения, запечатленный в музейных экспозициях, учит молодое поколение понимать, что не хлебом единым жив человек.

Большое воспитательное значение имеют также материалы школьных музеев, рассказывающие о том, что во время Великой Отечественной войны рядом плечом к плечу сражались за Родину люди свыше ста национальностей. Эти примеры помогают формированию у молодежи любви к своей многонациональной России.

Вот почему большинство людей помнят свои школы, своих первых учителей, с большим интересом вспоминают и рассказывают о школьных годах, а многие принимают активное участие в проводимых в школах мероприятиях, связанных с различными событиями, отмечаемыми в их родной школе. Аналогичные эмоциональные чувства испытывают также студенты, обучающиеся в ВУЗах, а также курсанты военных училищ и слушатели военных академий.

Я могу привести маленький пример о себе лично. Я окончил Ленинградскую Краснознаменную Военно-Воздушную Инженерную Академию имени А.Ф.МОЖАЙСКОГО в апреле 1958 года. И вот уже, начиная с 1968 года, я пять раз через каждые 10 лет с большой радостью ездил в Ленинград (ныне Санкт-Петербург) на встречу с выпускниками в стенах родной Академии для празднования юбилейных дат (десятилетия, двадцатилетия, тридцатилетия, сорокалетия и пятидесятилетия со дня окончания учебы). Вы можете себе представить какие эмоциональные чувства возникали при всех этих встречах? (Следующая наша встреча должна состоятся в 2018 году). На этих встречах, как правило, присутствовали представители от командования и преподавательского состава Академии. Все эти и подобные встречи проходят в беседах, в обмене информацией о прохождении военной (а после увольнения со службы) и гражданской службы, взаимный обмен информацией о семейном положении, об успехах детей, внуков, а теперь уже и правнуков. И каждый раз при таких встречах в течение всей продолжительности военной службы мы ощущали возрастание нашего вклада в укреплении обороноспособности нашего государства.

Продолжая начатый разговор о патриотическом воспитании учащейся молодежи, следует иметь в виду, что при этом важное значение могут иметь различные формы и методы организации и проведений занятий. Например, говоря о семейном воспитании патриотизма, можно провести занятие, акцентирующее внимание на семье и нравственно-семейных ценностях, предложив обсудить следующие темы:

— «Семейные традиции в моей семье»;

— История моей фамилии»;

— История войны глазами наших бабушек (прабабушек) и дедушек (прадедушек)».

Точно также можно провести занятие на следующие темы, затрагивающие непосредственно многонациональную Россию в широком смысле этого слова:

— «От Руси к России»;

— Государственные символы России»;

— «История моего родного города»;

— «Великие победы моей страны».

Все подобные занятия направлены на сплочение молодежи, выработки у них чувства того, что они являются жителями одной большой и великой страны;

В-третьих, далее начинается самостоятельная трудовая деятельность людей. В этом случае очень важно вписаться в общий коллектив тружеников, тщательно освоить порученный участок работы и с полной отдачей сил и полученных знаний вносить посильный вклад в выполнение производственных заданий, которые в каждом конкретном случае играют важное значение для нашей страны. Надо иметь в виду, что и на трудовом фронте постепенно зарождаются и укрепляются чувства патриотизма по отношению к своему предприятию (заводу, фабрике, сельхозпредприятию, научному учреждению и т.д.);

В-четвертых, к выше перечисленному следует добавить и чувства патриотизма по отношению к своему району проживания и своему городу, ибо и они требуют ревностного отношения к себе, поддержанию порядка, участия в общественных мероприятиях. То есть нужно болеть за свой район, за свой город. В свое время Илья Эренбург писал: «Для того, чтобы патриотизм был крепким, непоколебимым нужно, чтобы он исходил из любви к своей маленькой родине, родному городу, родной природе, селу, краю».

Таким образом, надо полагать, что все вышеперечисленное поможет создать у слушателей общее представление о слове «Патриотизм» по отношению в целом к нашей многонациональной стране, то есть к нашей Родине.

На встрече с представителями общественности Краснодара 12.09.2012 года Владимир Владимирович ПУТИН сказал следующее:

«Нельзя создать здоровое общество, благополучную страну, руководствуясь принципом «каждый – сам за себя», следуя примитивным инстинктам нетерпимости, эгоизма и иждивенчества.

Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм… Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и ее будущее. Сама история российской многонациональной государственности свидетельствует о том, что настоящий патриотизм не имеет ничего общего с идеями расовой, национальной и религиозной исключительности.

Чувство патриотизма, система ценностей, нравственных ориентиров закладывается в человеке в детстве и юности. Здесь огромная роль принадлежит, конечно, семье и всему обществу. И, конечно, образовательной, культурной политике самого Государства».

Заканчивая этот большой теоретический раздел учебной программы занятия (беседы), далее следует подкрепить все высказывания практическими примерами из жизни соответствующих коллективов, в зависимости от аудитории слушателей.

В настоящей брошюре мы сочли возможным изложить многочисленные конкретные примеры проявления патриотизма военными строителями из многолетней жизни и деятельности военно-строительных частей, характеризующей их роль в создании Атомной отрасли России и укреплении оборонной мощи нашего Государства.

  1. Конкретные примеры проявления патриотизма из жизни военных строителей атомной отрасли страны.

Наши военно-строительные части были созданы после окончания ВОВ в 1945 году специально для участия в создании новой, мощной оборонной отрасли «Атомной Энергетики и Промышленности». Эти воинские части действовали в атомной отрасли на протяжении почти 50лет. Общая численность военных строителей в отдельные годы достигала более 200 тысяч человек. Можете себе представить, что за весь этот период в наших частях прошли службу более 5 миллионов молодых людей в возрасти 18 – 20 лет, которые прослужили по 2 или 3 года (сначала по действующему закону продолжительность срочной службы была определена в 3 года, а затем срок службы сократили до двух лет). В прежние годы рабочая неделя длилась 6 рабочих дней, а затем сократилась до 5 рабочих дней (как сейчас). Так вот, если в среднем условно принять продолжительность рабочей недели 5 с половиной дней, а также исключить время обучения военных строителей рабочим профессиям, то получится, что за весь период службы военных строителей в атомной отрасли страны ими отработано было примерно 3 миллиарда человеко-дней. И у вас может возникнуть вопрос: на что же были затрачены эти миллиарды человеко-дней?

Прежде чем ответить на этот вопрос, желательно узнать мнение слушателей о следующем: «Зачем нужно было создавать новую огромную оборонную промышленность стране, которая только что победила врагов в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 годов?

Обобщая полученные от слушателей ответы, следует отметить следующее:

В фашистской Германии, еще до начала этой войны, вовсю велись научные работы по созданию атомной бомбы. Однако к великому счастью всего человечества, ей не удалось завершить эту работу. В свою очередь, американцы, не участвуя в этой войне до 1944 года (до открытия второго фронта), в 1942 году переманили из Германии двух самых знаменитых физиков и с их помощью уже в 1945 году изготовили две атомные бомбы, которые испытали непосредственно на мирных людях в городах Хиросиме и Нагасаки, хотя в этом с точки зрения военной обстановки не было никакой необходимости. А сделали они это, погубив сотни тысяч мирных людей, лишь для устрашения всего мира и, прежде всего, нашего тогдашнего государства. В том же году, начав против нас холодную войну, руководство Америки заявило о том, что «Русским для создания подобного оружия потребуется не менее 20 лет». Вот почему перед руководством нашего государства встала сложнейшая задача создания в кратчайшие сроки атомного оружия, чтобы защитить почти трехсотмиллионное население тогдашней страны и обеспечить безопасность отечества на длительный период. И, забегая вперед, следует сказать о том, что принятые Правительством страны меры позволили уже через 4 года после окончания войны (а не через двадцать лет, как пророчили нам наши «доброжелатели») создать и испытать первую атомную бомбу, не погубив при этом (в отличие от американцев) ни одного мирного жителя.

Смотрите так же:  Приказ об изменении положения об оплате труда в доу

Итак, для того, чтобы ответить на вопрос; «Можно ли считать военных строителей патриотами своей страны», давайте более подробно рассмотрим в строительстве каких же объектов принимали они участие.

Военные строители принимали активное участие при возведении уникальных государственных и оборонных объектов на Урале, в Сибири, Средней Азии, в городах Подмосковья: Обнинске, Дубне, Троицке, Подольске, Электростали. Их труд по строительству производственной и научно-исследовательской базы отрасли, обеспечивших создание ракетно-ядерного щита России, по праву называют героическим. Они участвовали в возведении ядерных промышленных предприятий в городах Саров (Арзамас–16,), Снежинск (Челябинск-70), Лесной (Свердловск-45), Трехгорный (Златоуст-36), Заречный (Пенза-19), Озерск (Челябинск-40), Железногорск (Красноярск-26), Новоуральск (Свердловск-44) Зеленогорск (Красноярск-45) и Северск (Томск-7). У вас может возникнуть вопрос: Почему у этих городов два названия? Дело в том, что все эти города находятся вдали от областных центров и первоначально они были закрытыми (секретными) административно-территориальными образованиями (ЗАТО), и эти названия указаны в скобках, проще говоря, находились за колючей проволокой), так как все, что строилось в этих городах, было засекречено.

Принимали они участие также в сооружении первой в мире АЭС в г. Обнинске, мощного ускорителя в Протвино (Московской области), а также в строительстве Ленинградской, Игналинской и Белоярской атомных электростанций. Помимо этого, им принадлежит значительная доля в затратах труда по строительству многих горнодобывающих предприятий по производству урана, золота, удобрений, а также крупных химических комбинатов в городах Ангарске, Зиме, Кирово-Чепецке, Томске и в ряде других городах. Они участвовали также в строительстве академических городков – филиалов Академии наук страны в Новосибирске и Томске. Неоценим их вклад и в строительстве современных городов: Ангарска Иркутской области, Краснокаменска Читинской области, Шевченко (ныне Актау) и Степногорска в Казахстане, Навои, Зарафшана и Учкудука в Узбекистане, Снечкуса в Литве и многих других городов. Здесь достаточно отметить, что, например, в Актау проживает около 200 тысяч населения. Этот город построен в полупустыне, где вообще отсутствовала какая-либо питьевая вода, и ее в первые годы приходилось завозить из материка. Затем наша атомная отрасль построила там атомную станцию по опреснению морской воды, что полностью обеспечивает потребность жителей. Что касается г. Ангарска, то достаточно сказать, что статус города он получил в 1951 году. В этом городе с активным участием военных строителей были построены предприятия химической промышленности, машиностроения, нефтепереработки и переработки (обогащению) урана для получения ядерного топлива. В нем ныне проживает около 300 тысяч человек. А для того, чтобы они жили в нормальных условиях, необходимо было построить миллионы квадратных метров жилой площади и всю необходимую инфраструктуру для проживания (детские сады, ясли, школы, институты, поликлиники, больницы, спортивные сооружения, предприятия сельского хозяйства, торговли, транспорта и благоустройства). Достаточно сказать, что г. Ангарск в 2003 году занял второе место в конкурсе на лучший город по благоустройству России, а в 2005 и 2008 годах – первое место.

За годы деятельности в атомной отрасли военные строители принимали участие не только в строительстве крупных отраслевых объектов и городов, но и активно участвовали также в строительстве объектов народного хозяйства страны. Только у нас в Москве, при участии военных строителей атомной отрасли, были построены: Государственный Университет, Большой Кремлевский Дворец, Дворец Пионеров и школьников на Ленинских горах, Московский Инженерно-Физический Институт, Центральный стадион им. В.И.Ленина, Дворец Культуры «Москворечье» и другие объекты. Например, строительством Государственного университета в то время руководил А.Н. КОМАРОВСКИЙ, который занимал должность заместителя Министра среднего машиностроения, а в последующие годы был назначен на должность заместителя Министра Обороны страны по строительству и расквартированию, получил звание генерала армии. Так вот, в своей книге «Записки строителя» (Москва, «ВОЕНИЗДАТ» 1972г. стр. 200), Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской и Государственных премий, доктор технических наук, профессор, генерал армии А.Н.КОМАРОВСКИЙ писал:

«Заканчивая свои воспоминания о строительстве Московского Государственного Университета, не могу не отметить очень большую роль в выполнении всех видов строительных и монтажных работ, которую сыграли приданные атомной отрасли военные строители, возглавляемые заместителем по московским частям начальника ЦУ ВСЧ отрасли Героем Советского Союза полковником Ф А САБИРОВЫМ».

Резюмируя все вышесказанное, можно с уверенностью констатировать, что наши военные строители прошли славный путь и самоотверженным трудом, добросовестным выполнением поставленных задач внесли достойный вклад в дело создания новой, мощной, современной атомной отрасли. И это, в свою очередь, решило задачу по созданию ракетно-ядерного щита нашей Родины и укреплению обороноспособности нашего Отечества! При этом, необходимо постоянно помнить о том, что речь ведь идет о молодежи возраста 18 – 20 лет, по сути это ребята, недавно окончившие обучение в школе! Вот, что такое настоящий патриотизм по отношению к Родине!

Однако, не только в этом проявлялся патриотизм военных строителей атомной отрасли. Помимо всего вышеперечисленного, наши военные строители проявили героический труд по ликвидации последствий мощных землетрясений в г. Ташкенте (в 1966 году) и в Армении (в 1988 году).

Так, например, вместе с представителями от разных республик наши военные строители в числе первых прибыли в г. Ташкент сразу же после землетрясения в 1966 году. И все они с первого и до последнего дня с большим энтузиазмом трудились на стройке, перекрывая ежедневные нормы выработки на 30 – 50 процентов. В районе Кара – Камыш ими совместно с вольнонаемными рабочими были построены восьмидесятиквартирные жилые дома, школа, два детских сада и торговый центр. Все задания строителями были выполнены досрочно, с отличной оценкой. И их самоотверженный труд высоко был оценен. Многие были награждены правительственными наградами, Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Узбекской ССР. Всем участникам восстановления города – военным строителям, сержантам и офицерам был вручен нагрудный знак «Строитель Ташкента».

После страшного землетрясения в Армении 7 декабря 1988 года со всех воинских частей атомной отрасли на два – три месяца (посменно) направлялись лучшие военные строители, которые без выходных дней напряженно трудились по 12 часов на строящихся объектах, а после рабочего дня строили для себя еще и военный временный городок. За короткий период в городе Кировокане ими были построены 7 четырехэтажных жилых здания, комбинат бытового обслуживания, школа на 500 мест, 2 детских сада, 2 общежития и столовая. За самоотверженный труд многие рядовые, сержанты, прапорщики и офицеры были награждены почетными грамотами, нагрудными знаками, а также и правительственными наградами.

Настоящий патриотизм, граничащий с героическим трудом, был проявлен военными строителями и на работах по восстановлению разрушений, вызванных аварией на Чернобыльской атомной электростанции в 1986 году. Их действия на ЧАЭС показали смелость, решительность и осознанную готовность выполнить любой приказ. Так, например, во время монтажа каскадной стенки, сложилась сложная радиационная обстановка, не позволяющая далее вести работы. Для удаления осколков радиационного графита с крыши сооружения требовались добровольцы. 60 военных строителей во главе с командиром полка подполковником ЧАБАНОМ Г.Г. и его заместителем по политической части подполковником СТЕХНО Ю.Г. смело пошли вперед и успешно выполнили это опасное задание, хотя понимали, что это связано с риском получить опасную дозу радиации.

В целом, вся организация этих работ, а также примеры проявления смелости и мужества со стороны всего личного состава, давали возможность ежесуточно укладывать по 5000 – 5500 кубических метров бетона, что позволило закончить строительство «саркофага» (то есть перекрытия) над взорванным энергоблоком за короткий период. Этот подвиг, наряду с другими, также был высоко оценен Правительством. Однако, к великому сожалению, многие из военных строителей, сержантов, прапорщиков и генералов получили большие дозы радиации и стали инвалидами. Такова цена этого патриотизма и героизма, проявленного личным составом наших военно-строительных частей при ликвидации этой страшной аварии, произошедшей на ЧАЭС по вине человеческого фактора.

Таким образом, основными задачами духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения (с учетом возраста), на наш взгляд, должны стать:

— Воспитание любви, привязанности к своей семье, дому, учебным заведениям, родному предприятию, своему району, городу и стране;

— Привитие навыков по основам безопасности жизнедеятельности, приобщение к здоровому образу жизни, повышение уровня физического развития;

— Воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, социальной и гражданской ответственности;

— Воспитание уважения к труду и учебе;

— Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— Твердое знание символов Российского Государства;

— Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— Развитие интереса к истории Российского Государства, русским традициям и промыслам;

— Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их достижениям;

— И, наконец, воспитание высоких духовно-нравственных принципов и гражданской ответственности, любви и преданности своему Отечеству.

Завершить настоящие методические рекомендации хочется словами великого русского писателя Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО, который сказал: «Историческое значение каждого человека измеряется его заслугами Родине, а человеческое достоинство – силою его патриотизма».

Почетный председатель комитета Союза офицеров-ветеранов ВСЧ атомной энергетики и промышленности

Полковник-инженер в отставке /Цатуров Э.А./

Методические материалы по патриотическому воспитанию

Материалы по ступеням образования

Материалы по видам

Знать, чтобы помнить… Сегодня, как никогда актуальны вопросы возрождения исторической памяти нации, формирования у юных граждан ценностного отношения и любви к своему Отечеству. Организация патриотического воспитания – значимая составляющая образовательного процесса, опорой и инструментом которого выступает методическая работа.

Методичка патриота – актуальный авторский сборник методических разработок, материалов по патриотическому воспитанию молодого поколения. Представление уникального опыта по развитию патриотического сознания – один из главных видов деятельности интернет-ресурса «Живая история». Публикация пособий, разработок, дидактических материалов по патриотическому воспитанию и инновационных программ духовно-нравственной направленности решают задачи информационной поддержки специалистов отрасли воспитания.

Виды методических пособий по патриотическому воспитанию

На страницах портала представлены наглядные материалы патриотического воспитания детей предшкольного возраста, учащейся и студенческой молодежи в основных сферах общего и дополнительного образования:

  • Сценарии воспитательных мероприятий: праздников, акций, конкурсных программ
  • Видеоматериалы тематических событий
  • Положения и программы
  • Публикации и прочие материалы по воспитанию патриотизма.

На странице раздела каждый автор может разместить свою работу в соответствующей тематической категории. Весь недавно опубликованный дидактический материал по патриотическому воспитанию отображается в рубрике портала «Сто новых методических разработок».

Методические материалы по патриотическому воспитанию – полезное подспорье в работе педагогов, источник интересных творческих идей для воспитывающих организаций, качественная методическая база для создания авторской нравственно-патриотической программы.

Методическое пособие по теме «Военно-патриотическое воспитание учащихся»

Столичный учебный центр
г. Москва

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ульяновска «Средняя школа № 48

имени Героя России Д.С. Кожемякина»

Тема: Военно-патриотическое воспитание учащихся

Выполнил: учитель основ

Фокавин Михаил Юрьевич

Военно-патриотическое воспитание призвано способствовать привлечению граждан особенно молодежи к решению общегосударственных задач, развитию у них государственного мышления, умению действовать в соответствии с национальными интересами России. Она включает в себя государственные учреждения, общественные организации, нормативно-правовую и духовно-нравственную базу воспитательной, образовательной и массовой просветительной деятельности, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации (см. схему).

Патриотическое воспитания в России осуществляется по следующим направлениям:

Четкое согласование целенаправленной деятельности государственных органов всех уровней и координация работы общественных, религиозных организаций (объединений), творческих союзов в интересах патриотического воспитания. На федеральном уровне организационное сопровождение Программы осуществляет Российский государственный военный историко-культурный центр (Росвоенцентр) при Правительстве Российской Федерации. Ее головные исполнители — Министерство образования и науки РФ, Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Министерство обороны РФ. В федеральных органах исполнительной власти созданы советы по патриотическому воспитанию, а в субъектах Российской Федерации региональные межведомственные координационные советы. Рабочими органами указанных советов являются центры патриотического воспитания. На основе Концепции патриотического воспитания граждан РФ (одобрена на заседании Правительства РФ в 2003 г.) и Программы приняты ведомственные и региональные программы патриотического воспитания. В Министерстве обороны РФ ведомственная программа патриотического воспитания на 2006 -2010 годы утверждена приказом министра обороны 2006 года № 28. Решение организационных вопросов по ее реализации возложено на Главное управление воспитательной работы ВС РФ. Так как любая система без профессионально подготовленных и имеющих практический опыт воспитателей ничего не стоит, программа предусматривает подготовку на федеральном и региональном уровнях специалистов в области патриотического воспитания.

Совершенствование нормативно-правовой базы патриотического воспитания. Это направление включает в себя разработку и принятие законодательных актов, определяющих функции и взаимодействие органов государственной власти, местного управления, общественных и религиозных организаций в вопросах патриотического воспитания граждан России. Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе являются Конституция РФ; Федеральные законы «Об образовании», «О воинской обязанности и военной службе», «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России»; Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации; «Программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006 -2010 годы» и другие нормативные правовые акты.

Смотрите так же:  Образец договора дарения комнаты в общежитии

Развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания. Для реализации этого направления предусматриваются:

подготовка методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности патриота России;

разработка комплекса учебных и специальных программ и методик в области патриотического воспитания;

разработка форм, методов и средств патриотического воспитания различных категорий граждан РФ;

изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания для его внедрения в практику патриотической работы.

Информационное обеспечение в области патриотического воспитания. Оно предусматривает: расширение военно-патриотической тематики в телерадиовещании и печатных изданиях; противодействие попыткам дискредитации патриотической идеи в средствах массовой информации, в произведениях литературы и искусства; создание условий для более широкого участия СМИ в пропаганде патриотизма; содействие развитию творческого потенциала журналистов, писателей и кинематографистов в области патриотического воспитания.

Использование государственных символов России в патриотическом воспитании. В этих целях предполагается проводить: мероприятия, направленные на разъяснение смысла, содержания, истории возникновения и развития основных символов государства — Герба, флага и гимна; расширение выпуска полиграфической продукции с изображением национальных символов России и обеспечение ей образовательных учреждений, воинских частей, общественных организаций, патриотических клубов и центров; изучение в образовательных учреждениях государственной символики России; а также осуществлять поддержку организаторов всероссийских конкурсов, семинаров, конференций и выставок по вопросам патриотического воспитания граждан с использованием государственных символов России.

Финансово-экономическое обеспечение патриотического воспитания. Общий объем финансирования Программы в 2006 — 2010 годах предусмотрен в сумме 497,8 млн. рублей, в том числе 378,05 млн. рублей из средств федерального бюджета и 119, 75 млн. рублей из внебюджетных источников. Финансирование мероприятий региональных программ осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ. На обеспечение ведомственной программы Министерства обороны РФ на пятилетие с учетом внебюджетных средств выделена сумма 50,15 млн. рублей.
Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, основными задачами которого являются формирование готовности и способности молодежи к военной службе, воспитание верности боевым и героическим традициям Российской армии, сознательного отношения к выполнению конституционного долга по защите Отечества, обеспечению его безопасности и суверенитета.

Цель и задачи военно-патриотического воспитания

Цель и задачи военно-патриотического воспитания — развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач :

проведение научно-обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективного военно-патриотического воспитания молодежи;

утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной службы;
создание новой эффективной системы военно-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей;

создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы военно-патриотического воспитания молодежи, в том числе проходящей службу в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Содержание военно-патриотического воспитания

В содержании военно-патриотического воспитания можно выделить два основных, тесно взаимосвязанных между собой компонента. Первый из них характеризуется более широкой социально-педагогической направленностью. Он основывается на таких элементах как: позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам, важнейшие духовно-нравственные, деятельностные качества (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан и другие).

Социально-педагогический компонент содержания является доминирующим и составляет его ядро. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной и другим, связанным с ней, видам государственной службы.

В современных условиях, когда решается проблема профессионализации личного состава Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, значительно возрастают роль и значение специфического компонента содержания военно-патриотического воспитания. Это предполагает его более глубокую и последовательную дифференциацию, основательную и всестороннюю разработку в соответствии с теми конкретными задачами (и прежде всего практического характера), которые возлагаются на защитников Отечества в процессе прохождения военной и других, связанных с ней, видов государственной службы.

Специфический компонент военно-патриотического воспитания характеризуется значительно большей конкретной и деятельностной направленностью. Практическая реализация этого содержания призвана обеспечить: глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отечеству, основанном на высокой личной ответственности за выполнение требований военной и государственной службы; убежденность в необходимости выполнения функции защиты Отечества в современных условиях; формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для успешного выполнения обязанностей в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Основой содержания специфического компонента является любовь к Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, воинская честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка.

В современных условиях в содержании военно-патриотического воспитания молодежи в качестве приоритетных выделяются следующие духовно-нравственные ценности:

общенациональность в государственном масштабе;

приоритет общественно-государственных интересов над личными;
лояльность к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе;

патриотизм, преданность своему Отечеству;

преемственность, сохранение и развитие лучших традиций Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;

самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений;
гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;
социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права.

Основополагающие принципы и направления их реализации

Среди основополагающих принципов военно-патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются: научность; гуманизм; демократизм; приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций; системность, преемственность и непрерывность в развитии молодежи, с учетом особенностей ее различных категорий; многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания; его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода; тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.

Реализация этих принципов в процессе военно-патриотического воспитания молодежи призвана обеспечить развитие у нее нового, по-настоящему заинтересованного отношения к военной и государственной службе, готовности к достойному выполнению функции по защите Отечества, и осуществляется по следующим основным направлениям:

Духовно-нравственное — осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении.

Историческое — познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве.

Политико-правовое — формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства.

Патриотическое — воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян.

Профессионально-деятельностное — формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач.

Психологическое — формирование у молодежи высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения военной и других видов государственной службы, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе подразделения, части.

Воспитание на воинских традициях, представляющих собой устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы отношений в военной организации общества в виде порядка, правил и норм поведения, духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной и других видов государственной службы и быта. Важнейшими воинскими традициями, оказывающими наибольшее воспитательное воздействие на молодежь, являются: верность военной присяге, Боевому Знамени и Военно-Морскому флагу, служение интересам народа, а не отдельным политическим партиям и их лидерам; самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы: массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба независимости Отечества; воинская доблесть, умение стойко переносить трудности военной службы; демократизм взаимоотношений между военнослужащими и взаимное доверие; гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным.

Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами военно-патриотического воспитания.

Система военно-патриотического воспитания включает:

Формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в детских дошкольных учреждениях, в общеобразовательной и высшей школе, в других типах учебных заведений.

Массовую патриотическую и военно-патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными и общественными органами и организациями, органами местной власти и управления, органами и организациями Вооруженных Сил, военкоматами, организациями и объединениями воинов запаса, ветеранов, правоохранительными органами и организациями, соответствующими структурами других войск, воинских формирований и органов, РОСТО, Госкомспорта, Минздрава, некоторыми общественными движениями и организациями молодежи и др. (патриотические и военно-патриотические, культурно-исторические и военно-исторические, военно-технические и военно-спортивные и другие клубы и объединения, специальные школы, курсы, различные кружки, спортивные секции; клубы, учебные пункты будущего воина, офицера; месячники и дни патриотической работы, вахты памяти, поисковая деятельность, военно-спортивные игры, походы и т.д.).

Деятельность средств массовой информации, творческих союзов, особенно работников культуры и искусства, соответствующих научных, молодежных ассоциаций, организаций, в той или иной мере направленную на рассмотрение, освещение и поиск решения проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.
Организация и проведение военно-патриотической работы предполагает использование целого комплекса соответствующих форм, которые могут быть дифференцированы на три основные группы.

Первая группа, обусловленная общеразвивающим компонентом содержания военно-патриотического воспитания, включает в себя весьма обширные и многообразные формы общепатриотического характера. Они используются, главным образом, в условиях осуществляемого в системе учебно-воспитательных учреждений (всех основных уровней) процесса или в виде дополняющих его элементов (учебных занятий) по самым различным учебным дисциплинам, особенно гуманитарным, на специализированных факультетах, кружках, курсах, секциях и др.; беседы, утренники, вечера вопросов и ответов, «круглые столы», встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими; совершенствование учебно-материальной базы начального военного обучения и т.д.

Вторая группа, обусловленная спецификой содержания военно-патриотического воспитания, менее разнообразна и характеризуется большей военной и военно-прикладной направленностью. Эти формы, проводимые преимущественно в виде практических занятий, работ, различных игр и т.д., включают, в частности, ознакомление подростков и юношей с жизнью и деятельностью войск, с особенностями службы и быта военнослужащих (военно-технические кружки, тактические учения, тактико-строевые занятия, военно-спортивные игры, секции по военно-прикладным видам спорта и т.п.).

Наиболее перспективным в плане высокоэффективного выполнения задач военно-патриотического воспитания является применение комплексных комбинированных интегрированных форм, оптимально сочетающих как общее, так и специфическое в его содержании, образующих третью группу. К ней относятся такие формы, как оборонно-спортивный оздоровительный лагерь, учебные сборы, патриотические клубы и объединения различной на-правленности, университеты будущего воина, офицера, школы юных моряков, летчиков, пограничников, десантников и некоторые другие. Эти формы включают в себя различные, многоплановые мероприятия, которые проводятся системно, с определенной цикличностью, в соответствии с научно обоснованными организационными условиями. Тем самым в значительной мере преодолевается разрыв между теоретическими и практико-прикладными компонентами военно-патриотического воспитания, между его общеразвивающей направленностью и специфическими задачами.

Основные направления и условия обеспечения военно-патриотического воспитания

В соответствии с вышеизложенным можно выделить следующие основные направления и условия:

Информационно-разъяснительное обеспечение — утверждение патриотизма, конституционного долга, готовности к достойному служению Отечеству в качестве важнейших ценностей в сознании и чувствах молодежи, особенно в тесной связи с интересами государства и общества; активное использование в этих целях средств массовой информации, особенно военно-периодической печати; преодоление при этом сложившихся стереотипов и комплексов негативного плана.

Научно-теоретическое обеспечение — значительная активизация исследований в сфере военно-патриотического воспитания молодежи, использование результатов разработок в практической деятельности с цепью ее коренного улучшения в условиях изменений, происходящих в обществе. Обоснование и обогащение содержания воспитательной работы посредством включения в него культурно-исторического, духовно-нравственного и других компонентов, важнейших достижений в области социально-гуманитарных наук, а также современной военной мысли.

Педагогическое и методическое обеспечение — фундаментальная разработка комплекса учебных и специальных программ и методик по организации и проведению военно-патриотической работы в ее различных формах, использование всего многообразия педагогических форм и средств с учетом особенностей той или иной категории молодежи. Развитие и совершенствование форм и методов военно-патриотического воспитания. Регулярное издание соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом инноваций, передового учебно-воспитательного опыта.

Обеспечение взаимодействия субъектов Федерации и их структур в системе военно-патриотического воспитания — повышение эффективности этой системы, функциональных возможностей ее основных субъектов, создание на уровне Федерации, регионов и местного самоуправления межведомственных и межрегиональных комиссий по реализации цели и задач по формированию у молодежи гражданственности, патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству. Разработка модели реализации основных направлений деятельности по воспитанию молодежи в регионах Российской Федерации.

Дополнительные сведения по проблемам военно-патриотического воспитания молодежи, ее подготовки к защите Отечества

В истории России патриотическому воспитанию молодежи всегда отводилась главенствующая роль, что позволяло воспитывать у воинов высокий моральный дух, героизм, мужество, инициативу и стойкость в бою. Сила и отвага россиян на полях сражений множилась осознанием славных побед наших предков на Чудском озере, на Куликовом поле, при изгнании чужеземных захватчиков с русской земли в 1612 и 1812 годах, в других сражениях и войнах. Высокий патриотизм россиян был отражен и в девизах «За Веру, Царя и Отечество», «За нашу Советскую Родину», с которыми они шли в бой и побеждали.

Смотрите так же:  Льготы детей инвалидов в казахстане

Сегодня патриотизм востребован в стране пока недостаточно, а десять-пятнадцать лет назад подвергался даже серьезным нападкам. Неприязнь к своему, российскому, стала доминантой психики некоторой части нашего населения. Беспечность ряда граждан и особенно среди молодежи выросла до такого предела, что не обращалось внимание на военные приготовления в других государствах, всерьез заявлялось о ненужности Российских Вооруженных Сил.

Это подтверждают и результаты социологических опросов. Например, на исходе ХХ века, лишь 1,8% молодых людей связывали счастье личной жизни с возможностью приносить пользу обществу, тогда как 35% опрошенных заявляли о готовности покинуть Россию, а около 70% — о ненужности военной службы.

В другом случае, когда социологические исследования проводились в воинских коллективах, на вопрос: «Что из общечеловеческих ценностей вы будете защищать в первую очередь, рискуя своей жизнью?» Ответы распределились в следующем порядке: на первое место 78% опрошенных военнослужащих поставили свою семью и ближайших родственников, 55% — родную землю, личную свободу и независимость, 30% — законность и порядок в стране и только 5% — идеалы гражданственности.

Порой отрицательное влияние на молодежь оказывают и средства массовой информации. Как отмечалось, еще в 1996 г., в письме в «Красную звезду» известных военачальников, общественных деятелей, ученых, мастеров культуры «. эфир и пресса переполнены материалами, порочащими Вооруженные Силы России, унижающими честь и достоинство человека в военной форме. Кроме того, героем средств массой информации становится дезертир, юноша, уклоняющийся от военной службы или отказывающийся выполнять приказ командира, а сама служба преподносится как своеобразная форма наказания. В результате армия стала объектом насмешек и нелюбви среди определенной части населения и, прежде всего молодежи призывного возраста».

В сложившихся условиях обществу и государству необходимо было повернуться лицом к проблеме патриотического воспитания молодежи. Воспитание современной молодежи на примерах истории, приобщение ее к опыту предшествующих поколений является основным условием того, что здоровый патриотизм может и должен стать нормой нашего общества, что традиционные понятия чести, воинского долга вновь возобладают среди большинства граждан. О том, что это возможно и вполне реально, подтверждают многочисленные примеры мужества и отваги, проявленные военнослужащими Министерства обороны РФ в Чеченской Республике, где 116 воинам было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Военно-патриотическое воспитание молодежи стало улучшаться с середины 1999 г., когда в государстве и его органах, Вооруженных Силах стало очевидной, негативная роль антипатриотизма. Положительно содействует этому подготовка к 65-летию Победы советского народа над фашистской Германией и милитаристской Японией, создание необходимой материальной базы.

В результате в стране несколько повысился авторитет Вооруженных Сил и военной службы, сравнительно удовлетворительно прошел призыв молодежи в армию, особенно когда уменьшился вдвое срок службы по призыву. Однако этого пока недостаточно. Необходимо, чтобы идеей патриотизма глубоко проникся каждый гражданин Российской Федерации.

У нас есть богатый опыт решения проблемы обучения и воспитания молодежи, подготовки ее к военной службе. Прежде армия и школа имели тесные контакты: к воинским частям, кораблям, учреждениям прикреплялись подшефные школы. Солдаты, матросы, офицеры были нередкими гостями на школьных мероприятиях, а ребята в воинских частях.

Выпускники, уходя в армию, поступая в военные училища, не прекращали связи со своими классами, школами, вели с ними переписку. В школы приходили благодарственные письма и фотографии воинов у развернутых знамен частей. Наряду с дворцами пионеров, детскими спортивными школами, станциями юных техников активно использовалась база воинских частей для развития творческих способностей школьников, их технических и военных знаний, навыков, умений, физического совершенства.

Важное значение в деле военно-патриотического воспитания школьников имела начальная военная подготовка. Она включала в себя изучение основ военного дела и военной службы, получение медицинских знаний, приобретение практических навыков по гражданской обороне и действий в экстремальных ситуациях.

Проводимая в школах работа по привитию молодежи элементов допризывной подготовки, несмотря на определенные недостатки, оправдывала затраченные на нее средства и была нацелена на гармоническое развитие у учащихся физических, нравственных, гражданских качеств, позволяла юношам в течение двух лет подготовить себя не только к военной службе, но и к дальнейшей трудовой деятельности.

К сожалению, взаимодействие школы и армии ныне значительно ослабло и тем приятнее констатировать, что в стране есть регионы, где доброе отношение к военно-патриотическому воспитанию молодежи, начальной военной подготовке вновь восстанавливается. Это северо-западный регион, где вслед за Ленинградской областью на усовершенствованную программу обучения основам военного дела перешли образовательные учреждения Мурманской, Новгородской и Псковской областей.

Это Краснодарский и Ставропольский край, Кабардино-Балкарская Республика, исполнительные органы которых приняли решение ввести в общеобразовательных учреждениях программы по начальной военной подготовке молодежи. Значительно расширена сеть классов, занимающихся по углубленной программе изучения военного дела, в общеобразовательных учреждениях Татарии, Башкирии, Удмуртии, Марий-Эл, Саратовской и Оренбургской областях.

Другой проблемой, оказывающей влияние на уровень военно-патриотического воспитания молодежи, стало резкое падение среди юношества престижа военной службы вообще, и службы по призыву, в частности. Сравнительный анализ результатов исследований, проведенных в 2002-2003гг., подтверждает это. Сейчас, постепенно эта картина меняется, что связано с сокращением срока службы и изменением психологического климата в армии и лучшим материальным обеспечением боеспособности вооруженных сил.

Изложенное объясняется следующим:

Во-первых, изменением у населения, в том числе и среди молодежи, ценностных ориентиров. Анализируя ряд социологических исследований по этой проблеме за последние 10 лет, можно утверждать, что происходит постепенная эволюция ценностных ориентаций молодежи от нравственных, духовных в сторону прагматических. Последнее выступает следствием изменения условий жизнедеятельности людей, ставящих коммерческий интерес выше нравственного, индивидуальный успех выше коллективного. В конечном итоге все это приводит к меркантилизации поведения призывников, стремлению извлечь выгоду только для себя.

Во-вторых, отсутствием решительных мер к уклонившимся от службы со стороны правоохранительных органов.

Сегодня факты уклонения от военной службы не являются поводом для обеспокоенности общественности, что наносит колоссальный вред ориентации призывной молодежи на военную службу. Более того, некоторые газеты печатают инструкции с подробным описанием способов уклонения от военной службы. И это не всегда расценивается как преступление против государства.

Вот и получается, что до сих пор не определена грань, за которой наступает уголовная ответственность за уклонение от военной службы. Не этим ли объясняется тот факт, что по так называемым уклонистам от военной службы органами прокуратуры возбуждено в 2008 году 400 уголовных дел, а осуждено лишь 32 человека.

В-третьих, снижающимися из года в год качественными характеристиками призывников. В настоящее время только 17% выпускников абсолютно годны к воинской службе. Среди молодежи, призванной служить, нередки случаи, когда юноши имеют дефицит массы тела — иногда до 20 килограммов.

Падает с каждым годом общеобразовательный уровень молодежи. В тоже время, по прогнозам зарубежных исследователей, в обозримые годы более 80% военнослужащих НАТО будут иметь высшее образование.
За последние четыре года произошли серьезные изменения в национальном и социальном составе призывной молодежи. Вооруженные Силы стали ныне практически мононациональными: до 90% личного состава подразделений и частей укомплектованы русскими или выходцами с кавказского региона. Более половины опрошенных призваны из сельской местности и небольших городов. Велика доля тех, кто воспитывался в неполных семьях.

Снижающийся образовательный уровень призывников сопровождается ростом употребления молодежью спиртных напитков и наркотических средств. Повышенной группой риска являются выпускники ПТУ, школ-интернатов и детских домов. Подтверждением этому могут служить данные опроса, проведенного управлением воспитательной работы с молодым пополнением, пришедшим в войска весной 2007г.:

близки к нервному срыву — 18%;

склонны к суициду— 19%;

крайне негативно относятся к службе в армии —18%;

склонны к самовольному оставлению части —18%;

имели приводы в милицию — 12%;

имеют судимых близких родственников — 16%;

открыто заявляли, что употребляли наркотики — 8%.

Из отмеченного следует, что существующая сегодня система подготовки школьной молодежи к военной службе не отвечает современным требованиям и не в полной мере способна обеспечить Вооруженные Силы России подготовленными специалистами.

Отмена начальной военной подготовки в школах, техникумах, ПТУ нанесла обороноспособности нашего государства значительный ущерб. Сегодня это осознается все большим числом граждан и представителями органов государственной власти. Поэтому вполне объяснимо решение Госдумы при переработке Федеральных законов «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе рассмотреть вопрос о введении в образовательных учреждениях основного общего, среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования предмета «Основы военной службы».

Как показывает опыт, решать проблемы подготовки молодежи к военной службе можно и должно только на государственной основе. Поэтому в этой работе решающее слово остается за Президентом, Правительством и Федеральным Собранием Российской Федерации с учетом сил и возможностей Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи, Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, организаций РОСТО, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ветеранских организаций.

В гимназии № 1 г. Бежецка военно-патриотическое воспитание реализуется через уроки по основам безопасной жизнедеятельности, пропедевтические курсы предпрофильной подготовки и общественную детскую организацию «Молодая гвардия».

Структура военно-патриотического воспитания строится по следующему принципу (слайд № 3)

Целью патриотического воспитания является (слайд 4)

Цель: развитие системы патриотического воспитания обучающихся, направленной на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина- патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время (слайд 4).

Для решения поставленной цели необходимо решение следующих конкретных задач (слайд 5):

Активизация участия в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания молодежи;

Формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания;

Воспитание любви к своему Отечеству, к своей малой Родине, стремления личного участия в ее судьбе;

Воспитание личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;

Противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде.

В решении поставленных задач должны быть задействованы следующие ресурсы (слайд 6):

Формирование нормативно-правовой базы

Формирование научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания

Система мероприятий по совершенствованию процесса патриотического воспитания

Координация деятельности общественных объединений, организаций и гимназии в интересах патриотического воспитания

Кадровое обеспечение патриотического воспитания.

Организация «Молодая гвардия как общественная детская организация имеет следующие цели (слайд 7):

Ориентация молодёжи на выбор профессии в силовых структурах.

Формирование качеств, необходимых при действиях в ЧС, службе в Вооружённых силах, МЧС и правоохранительных органах.

Повышение уровня знаний, умений и навыков по ОБЖ, основам военной службы и физической подготовке.

Воспитание толерантности среди молодежи.

Активное участие в реализации программ федерального, регионального, муниципального уровней.

Духовно-нравственное воспитание обучающихся в рамках программы курса ОБЖ.

Объективно организация работает в следующих направлениях (слайд 9):

Участие в движении Постов №1 Тверской области;

Военно-спортивная деятельность в рамках областной игры «Зарница»;

Работа по выполнению программ военно-патриотического характера и участия в молодежных общественных движениях;

Создание системы нравственно-патриотического воспитания в МОУ Гимназия №1 им. В.Я.Шишкова на примере объединения «Молодая гвардия»;

Мы участвуем в сборах и слетах постов № 1, ухаживаем за захоронениями солдат, помогаем ветеранам, проводим экскурсии для учащихся в музей отряда «Рось» (слайды 10-18) Этим, в основном занимается подразделение организации Пост №1.

Второй стороной работы является воспитание физически – нравственных возможностей будущих защитников отечества через военно – спортивные игры «Зарница» и «Орленок». Эти игры очень популярны среди подростков – яркая возможность самореализации, умения работать в команде, взаимопомощь – все что необходимо подростку 13 – 15 лет, личность которых находится в тревожном периоде самоидентификации и склонна к агрессии и аффектам, которые прекрасно разрешаются в позитивной деятельности во время игр.

Игры реализуются с младших классов со смотра «Строя, шага и песни» и продолжаются в 9 классах через отряды — «Мальчиши», в 10 классах — «Молодая гвардия».

Той же направленности служит и работа секции руссбоя, в которой занимаются мальчишки и девчонки – участники «Молодой гвардии».

Организация нужна молодежи, нужна организованная деятельность с позитивной направленностью, нужны основы формирования зрелого социального общества, состоящего из зрелых личностей, воспитанных на идеалах и установках великих традиций Великой страны, которой является Россия.

Похожие публикации:

  • Судимость и врач Газета «Улица Московская» № 763 Мусорный протест добрался до Пензы 3 февраля Пенза присоединилась к всероссийской акции протеста против мусорной реформы. Светлый был человек Виктор Буц 4 февраля на 84-м году жизни умер Виктор […]
  • Доверенность на получение товара физическим лицом бланк Доверенность на право получения товара: бланк, образец, правила заполнения Доверенность на получение товара – это документ, который получает сотрудник от организации и который уполномочивает его получить товар или материальные […]
  • Сумма выплаты по осаго закон Выплаты по ОСАГО Подборка наиболее важных документов по запросу Выплаты по ОСАГО (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные акты: Выплаты по ОСАГО Документ доступен: с 20 до 24 ч. […]
  • Заявление на получение визы в латвию бланк Латвия: для въезда россиянам нужна Шенгенская виза, инструкция по оформлению самостоятельно Латвия входит в состав Шенгенского соглашения, а значит россиянам для въезда туда потребуется наличие действующего Шенгена. Его можно […]
  • Защита прав потребителей по сотовым телефонам Памятка потребителю при покупке сотового телефона Сотовый телефон надлежащего качества не подлежит обмену или возврату в течение 14 дней, т.к. относится к группе технически-сложных товаров бытового назначения, на которые установлены […]
  • Образец заявления о выдаче разрешения на временное проживание образец Правила заполнения и подачи заявления на РВП в ГУВМ МВД РФ (ранее УФМС) Если вы решили инициировать получение российского гражданства, то первым этапом является оформление разрешения на временное проживание. В подаче заявления и […]