Гражданский кодекс понятие обязательства

Статья 314. Срок исполнения обязательства

1. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.

2. В случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства. При непредъявлении кредитором в разумный срок требования об исполнении такого обязательства должник вправе потребовать от кредитора принять исполнение, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не явствует из обычаев либо существа обязательства.

Комментарий к статье 314 Гражданского Кодекса РФ

1. Комментируемая статья различает несколько ситуаций, которые могут возникнуть относительно срока исполнения обязательства.

Срок исполнения может быть определенным, т.е. прямо устанавливаться законом, иными правовыми актами или сделкой путем указания на календарную дату, период времени либо событие, которое неизбежно должно наступить (см. ст. 190 ГК и коммент. к ней).

Срок исполнения может быть определимым. Эта ситуация характеризуется тем, что ни правовой акт, ни сделка не предусматривают срока исполнения прямо, но содержат условия, позволяющие его определить. Так, Правила исчисления сроков доставки груза железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС от 18 июня 2003 г., предусматривают критерии (общая длина следования, вид отправки, скоростной режим), на основании которых рассчитывается срок грузовой железнодорожной перевозки.

В обоих указанных выше вариантах обязательство подлежит исполнению в установленный (определимый) момент либо в любой момент в пределах установленного (определимого) периода исполнения.

2. Возможна ситуация, когда источники регулирования обязательства не предусматривают ни срока его исполнения, ни условий, позволяющих его определить. В силу п. 2 комментируемой статьи в подобном случае обязательство должно быть исполнено в разумный срок после его возникновения. Разумный срок предполагает период времени, необходимый для совершения действия, предусмотренного обязательством. Понятие разумного срока является оценочным и должно устанавливаться для каждой конкретной ситуации отдельно исходя из характера обязательства, взаимоотношений сторон, условий, влияющих на возможность своевременного исполнения, и других имеющих значение обстоятельств.

При возникновении спора разумность срока исполнения определяется судом. Бремя доказывания просрочки (нарушения разумного срока) возлагается на кредитора исходя из общей презумпции разумности действий участников гражданских правоотношений (см. ст. 10 ГК и коммент. к ней).

Обязательство, не исполненное в разумный срок, должно быть исполнено должником в семидневный срок со дня предъявления требования о его исполнении.

Действие правила п. 2 комментируемой статьи может быть исключено специальной нормой закона, которой предусмотрены иные последствия отсутствия срока исполнения. Так, ст. 486 ГК устанавливает, что обязанность покупателя по оплате товара должна быть исполнена непосредственно до или после передачи ему товара продавцом. Статья 568 ГК предусматривает, что при неравноценности обмениваемых товаров обязанность одной из обменивающихся сторон оплатить разницу в ценах должна быть исполнена непосредственно до или после исполнения ее обязанности передать товар (см. п. 14 письма ВАС N 69).

Правила п. 2 комментируемой статьи, восполняющие отсутствующее волеизъявление сторон договора относительно срока исполнения вытекающих из него обязательств, не подлежат применению, в случае когда условие о сроке исполнения является для соответствующего договора существенным. Например, существенным является условие о сроке передачи товара по договору поставки (ст. 506 ГК), сроке выполнения работ по договору строительного подряда (ст. 740 ГК). В подобном случае в силу ст. 432 ГК (см. коммент. к ней) отсутствие указания о сроке будет означать признание такого договора незаключенным.

3. Срок исполнения обязательства может зависеть от востребования кредитора. В этом случае комментируемая статья также предоставляет должнику определенную льготу — такое обязательство должно быть исполнено в семидневный срок со дня предъявления требования о его исполнении. Указанное правило является общим и применяется, если из закона, иного правового акта, условий или существа обязательства не вытекает обязанность исполнения в другой срок. Так, обязанность немедленного возврата переданной на хранение в гардероб верхней одежды вытекает из самого существа этого обязательства. Обязанность немедленного возврата суммы вклада предусмотрена ст. 837 ГК. Согласно ст. 810 ГК заемщик обязан возвратить сумму займа, переданную на условиях до востребования, в течение 30 дней со дня предъявления заимодавцем требования об этом.

Глава 26. Прекращение обязательств (ст.ст. 407 — 419)

Глава 26. Прекращение обязательств

См. Обзор практики применения арбитражными судами норм Гражданского кодекса РФ о некоторых основаниях прекращения обязательств

См. схему «Основания прекращения обязательств»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Слово аванс образовано по созвучию с французским словом avance. В русский язык оно перешло с тем же смыслом — «предоплата», который имело во французском языке. Слово аванс синоним понятию предоплата в смысле предварительный платеж за товар или услугу.

Термин аванс ВикипедиЯ трактует следующим образом:

Аванс (фр. avance) или предоплата — некоторая денежная сумма или другая имущественная ценность, которую при наличии двух встречных обязательств, одно из которых является денежным или имущественным, должник по денежному или имущественному обязательству передаёт своему кредитору во исполнение денежного или имущественного обязательства до начала исполнения встречного обязательства.

В гражданском законодательстве РФ термин аванс не имеет специального юридического определения, так как законодатели постарались как можно больше искоренить заимствованных слов, но в более ранних документах определение аванса применялось в смысле «частичная предоплата»:

(Инструкция ЦБР и ГТК РФ от 26 июля 1995 г. NN 30, 01-20/10538 «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары»)

Предоплата может быть частичной (аванс), т.е. покрывать только часть стоимости товара, подлежащего отгрузке.

Собственно в современном гражданском кодексе отсутствует и термин предоплата, а есть понятие предварительная оплата advance payment.

ГК РФ. Статья 487. Предварительная оплата товара

1. В случаях, когда договором купли-продажи предусмотрена обязанность покупателя оплатить товар полностью или частично до передачи продавцом товара (предварительная оплата), покупатель должен произвести оплату в срок, предусмотренный договором, а если такой срок договором не предусмотрен, в срок, определенный в соответствии со статьей 314 настоящего Кодекса.

Аванс по законодательству

Таким образом, в России в гражданском обороте понятие предоплата (предварительная оплата) несколько шире понятия аванса. Предоплата может быть и стопроцентной, а понятие аванс употребляют в смысле частичной предоплаты, т.е. менее, чем 100%.

Значение аванса

В обиходе предоплата и аванс разница между которыми не существенная, применяются в одинаковом смысле – как предварительный платеж в качестве причитающихся в будущем платежей по сделке. Часто предоплата применяется в качестве общего определения для аванса, задатка и залога.

Отличие задатка от аванса

Разница между авансом и задатком – это знание полезно для граждан заключающих сделки, так как задаток по форме является авансом, но несет на себе дополнительную функцию гарантированного обеспечения исполнения сделки в будущем (заключения договора). Задаток в виде денежной суммы теряет сторона, отказавшаяся от исполнения сделки, тогда как аванс возвращается в любом случае. Гражданский кодекс РФ содержит определение задаток как самостоятельной юридической категория. Задаток в отличие от аванса обязательно оформляется в письменной форме.

Договор аванса задатка

В судебной практике для признания наличия признаков задатка важно соблюдение процедуры его оформления, иначе суды трактуют соглашение о задатке как авансовый платеж (Ст. 381 ГК РФ) – аванс, к которому применяется положение Статьи 487. Предварительная оплата товара:

  • если должник (продавец) не исполнил свои обязательства в разумный срок, то в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, он обязан вернуть аванс покупателю (Ст. 314);
  • встречное исполнение обязательств наступает в момент поступления аванса на счет покупателя (Ст. 457), а в случае не передачи продавцов товара покупатель имеет право требовать возврат аванса;
  • сторона, пострадавшая в результате неисполнения должным образом договора, имеет право на возмещение ущерба в виде процентов на сумму денежных средств (т.е. плательщик аванса не только должен получить назад аванс, но может претендовать на проценты с аванса).

Договор о внесении аванса

На практике договор аванса часто составляют в смысле договора задатка, а чтобы обойти использование термина задаток включают пункт о штрафах за неисполнение договоренности.

Заметим, что условие о предоплате не может включаться в предварительный договор, поскольку основным обязательством по такому договору является лишь обязанность заключить в будущем основной договор, из которого (с момента его заключения) и возникнут обязательства по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и, соответственно, их оплате.

Поэтому на практике уплату денежной суммы по предварительному договору оформляют не как аванс, а как внесение платежа, обеспечивающего заключение основного договора, прибегая тем самым к не поименованному в Гражданском кодексе способу обеспечения обязательств (п. 1 ст. 329 ГК РФ).

Правила выплаты аванса

В деловых отношениях часто применяют сложившиеся правила выплаты аванса в размере определенного процента (чаще всего 10%). В широком смысле аванс – это часть общей суммы, подлежащей последующему платежу.

Аванс по заработной плате

В трудовых отношениях термин аванс широко применяется при выдаче наперед некоторой условной суммы, которая напрямую не зависит от количества и качества затраченного труда в счет заработной платы по итогам месяца.

Выплата аванса по заработной плате (расчет аванса по заработной плате) – это уже другая тема.

Семейный Кодекс РФ 2019

Субъектами юридического права являются физические и юридические лица, то есть люди и организации. С этой точки зрения все нормативные акты можно разделить две части. Одни регулируют взаимоотношения, как людей, так и организаций. Другие занимаются только взаимоотношениями людей друг с другом. К последней категории относится Семейный кодекс, который призван регулировать все вопросы, связанные с формированием и распадом семьи, охраной прав детей и тех, кто их воспитывает.

СК РФ и его назначение

Ныне действующий ФЗ №223 (СК РФ) вступил в законную силу в марте 1996 года. До этого момента страна пользовалась «Кодексом о браке и семье», принятом ещё в 1969 году в РСФСР. Семейное право в Советском Союзе не было централизованным. Законы, регулирующие имущественные и личные взаимоотношения между членами семьи, принимались каждой союзной республикой в отдельности. По этой причине в Российской Федерации, возникшей в границах и юрисдикции РСФСР, вполне обоснованно действовали нормы семейного законодательства данной союзной республики.

Институт семьи за последние десятилетия не претерпел существенных изменений. Однако с девяностых голов XX века сформировалась новая юридическая база Российской Федерации, что породило необходимость и в создании нового семейного законодательства.

Смотрите так же:  Документы осаго вред здоровью

Функции Семейного кодекса по сравнению с «Кодексом о семье и браке» не изменились. Они заключаются в том, чтобы содействовать укреплению семьи как единицы общества и одновременно обеспечивать право людей на развод и создание новой семьи. Особой функцией СК РФ является защита имущественных и личных прав детей.

Эти функции в ФЗ № 223 реализуются с помощью регламентации:

  • процедуры заключения и прекращения брака;
  • осуществления прав и обязанностей супругов, родителей, взрослых и несовершеннолетних детей;
  • имущественных отношений супругов;
  • процедуры установления происхождения детей;
  • определения алиментов на содержание детей и престарелых родителей;
  • процессов усыновления, попечения и опеки;
  • возникновения и прекращения брачных отношений с участием иностранцев или за пределами России.

Таким образом, СК защищает не только институт семьи. Дети, оставшиеся без попечения родителей, так же находятся под защитой этого кодекса. Так что действие семейного права выходит далеко за пределы собственно семьи как юридической единицы.

Связь Семейного кодекса с другими нормативными актами

ФЗ №223 относится к той категории документов, которые могут быть реализованы только при условии тесного взаимодействия с другими федеральными законами. Такая возможность декларируется статьёй 4 СК РФ. Однако применение гражданского законодательства для регулирования взаимоотношений, возникших вследствие заключения официального брака, допускается только при условии, если это не идёт в разрез с основными принципами формирования института семьи.

Закон № 223 является частью гражданского законодательства. Это означает, что он тесно связан с Гражданским кодексом. Например, наследственное право, раскрываемое в ГК РФ, особенно в части наследования по закону, однозначно касается семейных отношений. Вещные права подробно раскрываются в ГК, но они же имеют продолжение в Семейном кодексе в качестве договорного и законного режимов имущества супругов.

Недвижимость обычно находится в собственности одного или нескольких членов семьи. При этом она часто являясь совместно нажитым имуществом. Этот факт соединяет в одну логическую цепочку Гражданский, Семейный и Жилищный кодексы.

Особенно широкий спектр нормативных актов обеспечивает реализацию права на алименты. Это явление регулируется:

  • Семейным кодексом России – раздел V;
  • Гражданским процессуальным кодексом – исковые заявления о взыскании (ст. 23 и 24);
  • Гражданским кодексом, допускающим возможность детям от 14 лет заключать договоры об уплате алиментов (ст. 26);
  • Уголовным кодексом, предусматривающим наказание за неуплату алиментов без уважительных причин (ст. 157).

Из этих логических связей различных нормативных актов следует вывод о том, что семейное право, представленное преимущественно СК РФ, реализуется в той или иной степени разными законами. Нормы, содержащиеся в федеральных законах, дополняются и развиваются в нормативах регионального и местного уровней.

Ответственность за разглашение документов, содержащих конфиденциальную информацию

Автор: В. Я. Ищейнов

Ответственность за разглашение документов, содержащих конфиденциальную информацию


В.Я. Ищейнов, к.т.н., доц. РГГУ


  • Виды охраняемых тайн
  • Установление режима коммерческой тайны
  • Работа с персоналом
  • Ответственность работников за разглашение конфиденциальной информации

Понятие «конфиденциальная информация» стало неотъемлемой частью российской юридической лексики. В настоящий момент оно используется в нескольких сотнях нормативных правовых актов Российской Федерации. Не отстают от законодателя и правоприменители: все чаще в различных договорах можно встретить целые разделы или даже отдельные соглашения о конфиденциальности. Широкое распространение получило включение положений о запрете на распространение сведений конфиденциального характера в трудовых договорах.

Согласно ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» понятие «конфиденциальная информация» характеризируется, как сведения, независимо от формы их предоставления, которые не могут быть переданы лицом, получившим доступ к данным сведениям, третьим лицам без согласия их правообладателя.

За разглашение конфиденциальной информации, утрату носителей конфиденциальной информации и нанесение вследствие этих действий ущерба предприятию (работодателю) виновные лица привлекаются к дисциплинарной, материальной, административной или уголовной ответственности.
Какие сведения могут охраняться законом? Разглашение информации, содержащей:

  • государственную тайну;
  • коммерческую тайну;
  • служебную тайну;
  • персональные данные;
  • и иные тайны

является основанием для увольнения.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну указан в ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне». В основном к ним относятся определенные сведения из военной области, области экономики, науки и техники, внешней политики и экономики, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

Под коммерческой тайной в силу ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее — Закон о коммерческой тайне) понимают режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Коммерческую тайну составляет информация любого характера (производственного, технического, экономического и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере. Сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые неизвестны третьим лицам и к которым у них нет свободного доступа на законном основании, также относятся к коммерческой тайне, если их обладателем введен в отношении к ним режим коммерческой тайны.

К служебной тайне на основании ст. 1470 ГК РФ относятся секреты производства, которые стали известны работнику в связи с исполнением им своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя.

К иным видам тайн, за разглашение которых предусмотрена ответственность, причем не только трудовым законодательством, относится информация, связанная с профессиональной деятельностью.

Чтобы секретные сведения не повлияли на взаимоотношения с деловыми партнерами, не привели к потере выгодных сделок, снижению цен и объемов продаж, необходимо заранее позаботиться об охране конфиденциальной информации. В частности, согласно ст. 10 Закона о коммерческой тайне работодатель должен:
— определить перечень информации, составляющей коммерческую тайну;

  • установить правила доступа к тайной информации (исключить доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя);
  • вести учет лиц, получивших доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну;
  • определить порядок использования тайных сведений работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
  • наносить на документы, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, гриф «Коммерческая тайна» (или «КТ») с указанием обладателя этой информации.

Только после принятия данных мер режим коммерческой тайны будет считаться установленным. Лучше всего разработать локальный нормативный акт (например, положение о коммерческой тайне и ее защите), в котором необходимо учесть все виды информации и сведений, не подлежащих разглашению, а также порядок их обработки, хранения и передачи.

Чтобы знать, с кого из работников «спросить» за разглашенные сведений, то есть привлечь к ответственности или вовсе уволить, работодатель обязан (ст. 11 Закона о коммерческой тайне):

  • ознакомить под расписку работника, доступ которого к информации, составляющей коммерческую тайну, необходим для выполнения им своих трудовых обязанностей, с перечнем такой информации;
  • ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение;
  • создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного режима коммерческой тайны.

Нужно ли прописывать в трудовом договоре условие о неразглашении коммерческой тайны? Полагаем: если уже при заключении трудового договора известно, что работник будет иметь дело с такой информацией, соответствующее условие включить в трудовой договор необходимо. В противном случае нельзя будет впоследствии заставить работника принудительно исполнять данное условие. Он вправе вовсе отказаться выполнять работы, не определенные трудовым договором.

Только при соблюдении работодателем вышеуказанных условий работник обязан:

  • выполнять установленный работодателем режим коммерческой тайны;
  • не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, и без их согласия не использовать эту информацию в личных целях;
  • передать работодателю при прекращении или расторжении трудового договора имеющиеся в пользовании материальные носители информации, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну.

В свою очередь, трудовым договором с руководителем организации должны предусматриваться его обязательства по обеспечению охраны конфиденциальности информации, обладателем которой являются организация и ее контрагенты, и ответственность за обеспечение охраны ее конфиденциальности.

Ограничение в трудоустройстве на работу в коммерческие организации допустимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами и только в отношении отдельных категорий граждан. Например, на основании ст. 64.1 ТК РФ такое ограничение установлено в отношении бывших государственных гражданских служащих. Для лиц, трудящихся в коммерческих организациях, таких ограничений не установлено, поэтому подписание работником соглашения о запрете трудоустройства в аналогичные организации не будет иметь никакой юридической силы.

В отношении защиты персональных данных действует Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Главой 14 ТК РФ установлены правила обработки персональных данных, гарантии их защиты.

Можно назвать следующие документы, персональные данные из которых не подлежат разглашению:

  • документы, предъявляемые при трудоустройстве (ст. 65 ТК РФ);
  • справки медицинского обследования (ст. ст. 69, 213 ТК РФ);
  • документы, подтверждающие право работника на определенные гарантии, компенсации и льготы, установленные трудовым законодательством, например справка об инвалидности и др.;
  • документы о составе семьи, возрасте ребенка, беременности, представляемые для улучшения условий труда;
  • сведения о членстве работника в профессиональных союзах.

Работник, который по роду своей деятельности получил доступ к секретной информации, в случае умышленного или неосторожного разглашения таковой может нести дисциплинарную, уголовную и материальную ответственность.

Уточним, что понимать под разглашением коммерческой тайны. На основании ст. 3 Закона о коммерческой тайне это действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

Конечно, для работника самым существенным наказанием будет увольнение, которое относится к мерам дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарная ответственность работников предприятий предусмотрена ст. 57, 81, 192 и 193 Трудового кодекса РФ1. В соответствии со ст. 57 в заключаемом работодателем и работником трудовом договоре могут предусматриваться условия о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной).

В отношении работника, совершившего дисциплинарный проступок, связанный с неисполнением или ненадлежащим исполнением трудовых обязанностей, работодателем могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания, определенные ст. 192 ТК РФ: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Порядок применения дисциплинарных взысканий определен в ст. 193 ТК РФ.

Увольнение работника осуществляется в соответствии с положениями ст. 81 ТК РФ «Расторжение трудового договора по инициативе работодателя». В соответствии с подпунктом 6 указанной статьи трудовой договор с работником может быть расторгнут в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей — разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной в связи с исполнением работником его трудовых обязанностей.

Материальная ответственность работника наступает в случае нанесения ущерба предприятию в результате разглашения конфиденциальной информации, ставшей известной работнику в связи с исполнением им должностных (функциональных) обязанностей. В соответствии со ст. 232, 238, 242 ТК РФ работник обязан возместить ущерб, нанесенный предприятию (работодателю). Согласно п. 7 ст. 243 ТК РФ разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну (коммерческую, служебную или иную), влечет за собой материальную ответственность работника в полном размере причиненного ущерба.

Административная ответственность за разглашение конфиденциальной информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством РФ, определена ст. 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях .

В соответствии с положениями указанной статьи разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, когда разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа: на граждан — в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Уголовная ответственность за преступления в сфере защиты государственной тайны предусмотрена ст. 275, 283, 284 гл. 29 Уголовного кодекса РФ2. Согласно ст. 275 УК РФ, выдача гражданином РФ государственной тайны иностранному государству, иностранной организации или их представителям наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработанной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, без признаков государственной измены в соответствии со ст. 283 УК РФ наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет (в случае тяжких последствий — до семи лет) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до трех лет или без такового.

Напомним, что пп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ предусматривает расторжение трудового договора по инициативе работодателя в связи с разглашением охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашения персональных данных другого работника. Поэтому нужно очень внимательно отнестись к соблюдению всех процедур, установленных ТК РФ.

Кроме этого, работодателю необходимо соблюдать порядок, установленный ст. 193 ТК РФ, и помнить, что дисциплинарное взыскание в виде увольнения может быть применено не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка и не позднее шести месяцев с момента совершения. В этот срок не включаются периоды болезни работника, пребывания его в отпуске, а также время, необходимое на учет мнения представительного органа работников.

Также на основании п. 43 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» работодатель обязан представить доказательства того, что сведения, которые работник разгласил, в соответствии с действующим законодательством относятся к государственной, служебной деятельности.

Если работодатель обнаружил факт разглашения охраняемых сведений, нужно составить акт. Унифицированной формы для него не предусмотрено, он составляется в произвольной форме с указанием:

  • фамилии, имени, отчества работника, обнаружившего факт разглашения;
  • сведений, которые были разглашены;
  • обстоятельств, при которых произошли разглашение и обнаружение этого факта;
  • даты и времени разглашения и обнаружения.

По факту нарушения режима коммерческой тайны нужно провести проверку специально созданной комиссией, которая создается приказом из не менее трех компетентных и не заинтересованных в исходе разбирательства работников, имеющих допуск к сведениям, разглашение которых произошло.
Комиссия:

  • запрашивает объяснение у лица, разгласившего информацию; -фиксирует иные доказательства факта нарушения режима коммерческой тайны (документы, копии электронных писем или страницы сайта в Интернете, видеозаписи и т.д.);
  • по итогам расследования составляет акт, в котором отражает время, место и обстоятельства нарушения, причины и условия его совершения, виновных лиц и степень их вины, размер причиненного ущерба и предложения по его возмещению, предлагаемые меры наказания.

С результатами проведенного расследования необходимо ознакомить работника, виновного в разглашении информации. В случае его отказа или уклонения от ознакомления составляется соответствующий акт.

По итогам расследования и до оформления приказа о применении дисциплинарного взыскания за разглашение охраняемой законом тайны от работника следует потребовать письменное объяснение (ст. 193 ТК РФ). Если он готов представить объяснительную записку, письменное требование можно не оформлять. Если же ситуация носит явно конфликтный характер, то данное требование лучше оформить письменно и вручить работнику под роспись.

Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не представлено, то составляется соответствующий акт. После установления вины работника, оценки тяжести совершенного проступка -разглашения тайных сведений — работодатель в случае принятия решения об увольнении издает об этом приказ и в последний рабочий день производится запись в личной карточке и трудовой книжке работника о его увольнении.

Подводя итоги, следует упомянуть о том, что известно множество случаев, когда фирмы (не только зарубежные) ведут между собой настоящие «шпионские войны», вербуя сотрудников конкурента с целью получения конфиденциальной информации. Ущерб, причиненный разглашением конфиденциальной информации, зачастую имеет весьма значительные размеры (если их вообще можно оценить). Наличие норм об ответственности, в том числе уголовной, может послужить работникам предостережением от нарушений в данной области, поэтому целесообразно подробно проинформировать всех сотрудников о последствиях нарушений. Хотелось бы надеяться, что создающаяся в стране система защиты информации и формирование комплекса мер по ее реализации окажется эффектиной.

Статья 1069. Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Комментарий к Ст. 1069 ГК РФ

1. Статьи 1069 — 1071 ГК РФ образуют основу института возмещения вреда, причиненного действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, — института возмещения вреда, причиненного актами власти. Одно из наиболее значимых научных исследований этого института провел А.Л. Маковский .

———————————
См., например: Маковский А.Л. Гражданская ответственность государства за акты власти // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика. М., 1998. С. 67 — 112.

В комментируемой статье закреплены общие положения данного института, ст. 1070 устанавливает специальные положения для случаев причинения вреда незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, а в ст. 1071 уточняется лишь порядок участия публичного субъекта в деликтном правоотношении.

2. На протяжении весьма длительного периода, начиная с 1917 г., в отечественном законодательстве отсутствовали какие бы то ни было основания для возмещения вреда, причиненного действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Так, не содержалось соответствующих норм в Конституции (Основном Законе) РСФСР 1918 г., Основном Законе (Конституции) СССР 1924 г., Конституции (Основном Законе) СССР 1936 г., Конституции (Основном Законе) РСФСР 1937 г. Не были закреплены положения о возмещении вреда, причиненного действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами, и в Гражданском кодексе РСФСР 1922 г.

С 1 мая 1962 г. были введены в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, ст. 89 которых предусматривала возможность возмещения вреда, причиненного неправильными служебными действиями должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, однако лишь в случаях, прямо предусмотренных законом. Аналогичные положения были закреплены в ст. 447 ГК РСФСР 1964 г.

18 мая 1981 г. был принят, а 24 июня 1981 г. утвержден Законом СССР Указ Президиума Верховного Совета СССР «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей» (далее — Указ о возмещении ущерба). В соответствии с этим Указом ущерб, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, подлежал возмещению государством в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Указ о возмещении ущерба опирался на ст. 58 Конституции СССР 1977 г., в соответствии с которой гражданам СССР предоставлялось право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей. Конституция СССР была введена в действие с 7 октября 1977 г. Аналогичная норма была закреплена в ст. 56 Конституции РСФСР, введенной в действие с 12 апреля 1978 г.

Соответствующие Указу о возмещении ущерба изменения были внесены в ст. 89 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 октября 1981 г., а в ст. 447 ГК РСФСР — Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 февраля 1987 г.

Однако особенностью Указа о возмещении ущерба явились специальные правила о его применении. В соответствии с п. 3 Указа право на возмещение ущерба получили граждане, в отношении которых незаконные действия были совершены после 1 июня 1981 г. Тем самым исключалась возможность возмещения вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц, имевшими место не только в 20-х, 30-х, 40-х, но и в 70-х гг. XX в.

Последующее гражданское законодательство хотя и закрепляло положения о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц, однако так же, как и Указ о возмещении ущерба, не придавало соответствующим нормам обратной силы.

Так, Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, утвержденные 31 мая 1991 г. (применялись на территории Российской Федерации в силу Постановления Верховного Совета РФ от 14 июля 1992 г. «О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы»), содержали нормы об ответственности за вред, причиненный незаконными действиями государственных органов, но не предполагали их применения на прошлое время.

Введенный с 1 января 1995 г. Гражданский кодекс РФ (часть первая) содержит ст. 16, в соответствии с которой убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению. В то же время Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» закрепляет общее положение о действии норм Кодекса во времени и не придает обратной силы его ст. 16.

Положения об ответственности за вред, причиненный актами власти, закреплены в части второй ГК РФ, которая была введена в действие с 1 марта 1996 г. Статья 12 Федерального закона от 26 января 1996 г. N 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» содержит специальное указание на то, что действие ст. ст. 1069 и 1070 Кодекса распространяется также на случаи, когда причинение вреда потерпевшему имело место до 1 марта 1996 г., но не ранее 1 марта 1993 г., и причиненный вред остался невозмещенным.

Таким образом, причинявшие вред деяния органов власти и их должностных лиц, имевшие место в период с 25 октября (7 ноября) 1917 по 1 июня 1981 г., никогда не рассматривались законодателем в качестве оснований для возмещения вреда.

Окончательное закрепление в современном законодательстве института возмещения вреда, причиненного актами власти, подчеркивает основной принцип участия государства в гражданских правоотношениях — участие на равных с иными субъектами началах .

———————————
Как отмечал А.И. Масляев, «включение Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в число участников гражданских правоотношений означает обязательность соблюдения ими основных начал гражданского законодательства» (см.: Гражданское право. Часть первая: Учебник / Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. М., 1997. С. 107).

3. К условиям возмещения вреда в соответствии с комментируемой статьей следует отнести прежде всего наличие вреда (см. комментарий к ст. 1064 ГК). Вред может иметь как имущественный, так и неимущественный характер, т.е. на основании положений комментируемой статьи может быть взыскана также компенсация морального вреда . Необходимым условием возникновения оснований для компенсации морального вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами, является нарушение личных неимущественных прав потерпевшего (ст. 151 ГК).

———————————
Так, например, К.Б. Ярошенко считает, что вред необходимо рассматривать как единую категорию, включающую как имущественный, так и моральный вред (см.: Ярошенко К.Б. Понятие и состав вреда в деликтных обязательствах // Проблемы гражданского права: Сб. статей. М., 2000. С. 335 — 336).

Вторым условием возмещения вреда, причиненного актами власти, является причинно-следственная связь между действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов и наступившими вредоносными последствиями. Законодатель прямо указывает на то, что вред может быть причинен в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Третье условие — противоправность деяния причинителя вреда — в комментируемой статье определено как «незаконные действия (бездействие)» государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов. Бремя доказывания правомерности деяния причинителя вреда лежит на ответчике.

И наконец, четвертым условием возмещения вреда, причиненного актами власти, является вина. Известный принцип «действия работников должника считаются действиями должника», отраженный в ст. ст. 402 и 1068 ГК РФ, применительно к случаям причинения вреда актами власти означает, что действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления есть действия или бездействие конкретных служащих или должностных лиц. В этом утверждении необходимо опираться на п. 2 ст. 124 ГК РФ, в соответствии с которым к публично-правовым образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

4. Одним из важнейших положений комментируемой статьи является определение субъекта в деликтном правоотношении — публично-правового образования, являющегося причинителем вреда. Указание на то, что вред возмещается за счет, соответственно, казны Российской Федерации, казны субъекта Федерации или казны муниципального образования, означает, что ответчиком в таких случаях должно выступать соответствующее публично-правовое образование. Этот вывод следует из ст. 124 ГК РФ, в соответствии с которой Российская Федерация, субъекты Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами.

Как отмечается в Постановлении Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. N 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», рассматривая иски, предъявленные согласно ст. ст. 16, 1069 ГК РФ, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов. Следовательно, при удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно говориться о взыскании денежных средств из казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа.

Понятие «казна» определено в ст. ст. 214 и 215 ГК РФ . Государственная или муниципальная казна состоит из средств соответствующего бюджета и иного государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями. Вред, причиненный актами власти, возмещается за счет имущества, составляющего казну, в соответствии с положениями ст. 126 ГК РФ, отграничивающей ответственность публично-правового субъекта от ответственности созданных им юридических лиц. Учитывая положения ст. 126 ГК РФ, необходимо признать, что государство и муниципальные образования отвечают за причиненный ими вред не всей своей казной, а лишь той ее частью, которая не изъята из гражданского оборота («за исключением имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности»). Кроме того, невозможно обратить взыскание по обязательствам публичных субъектов и на земельные участки и природные ресурсы, поскольку в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 126 ГК РФ это возможно лишь в случаях, предусмотренных законом.

———————————
Между тем в дореволюционном праве существовал подход, в соответствии с которым казна рассматривалась как государство, субъект прав (см.: Мейер Д.И. Русское гражданское право: В 2 ч. М., 1997. Ч. 1. С. 135).

Указанные особенности обращения взыскания на имущество публично-правовых образований понудили законодателя специально определить порядок исполнения судебных актов в таких случаях. Федеральным законом от 27 декабря 2005 г. N 197-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее — БК РФ) был дополнен гл. 24.1 «Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». В соответствии со ст. 242.2 названной главы для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета), документы направляются для исполнения в Министерство финансов РФ. После этого исполнение судебных актов осуществляется в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

Для случаев, когда вред возмещается за счет казны субъекта Федерации или муниципального образования, БК РФ предусматривает аналогичные нормы.

Однако положения бюджетного законодательства не исключают применения норм ГК РФ об объеме ответственности публично-правового образования. Для участия в гражданских правоотношениях любому субъекту необходим такой признак, как имущественная обособленность или имущественная самостоятельность (ст. 2 ГК). Наличие отдельного имущества, обособленного от имущества иных лиц, — качество, необходимое для обеспечения стабильности и эффективности гражданского оборота. Очевидно, что реальная способность субъекта платить по своим обязательствам — наиболее привлекательная черта, выгодно отличающая его от других перед потенциальными контрагентами. Все сказанное может быть в известном смысле применено и к публичным субъектам гражданского права.

Поэтому справедливо утверждение ВАС РФ о том, что недопустимо ограничение источников взыскания с публично-правовых субъектов путем указания на взыскание только за счет средств бюджета, поскольку такое ограничение противоречит ст. ст. 126, 214, 215 ГК РФ. В данном случае действует общее правило об ответственности публично-правового образования всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну (см. п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. N 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации»).

После установления невозможности исполнения решения суда за счет средств бюджета в порядке, предусмотренном гл. 24.1 БК РФ, взыскатель вправе обратиться в службу судебных приставов, а судебный пристав-исполнитель вправе осуществить исполнительные действия по аресту и реализации принадлежащего публично-правовому образованию на праве собственности имущества, не закрепленного за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, на которое может быть обращено взыскание.

5. Иногда к комментируемому институту ошибочно причисляют положения законодательства о реабилитации жертв политических репрессий. Это неверно. Нормы Закона РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» (далее — Закон о реабилитации), определяющие правовые последствия реабилитации жертв политических репрессий, не могут быть отнесены к гражданско-правовому институту возмещения вреда, причиненного органами государственной власти и их должностными лицами. Во-первых, характер правовых последствий реабилитации жертв политических репрессий (в части возврата утраченного имущества или возмещения его стоимости ограниченный) имеет весьма существенные отличия от характера указанного института. Более того, взятые в целом эти последствия с возмещением вреда не совпадают по объему. Во-вторых, положения гражданского законодательства о возмещении вреда, причиненного органами государственной власти и их должностными лицами, носят императивный характер и не предполагают существования иных правил, установленных специальным законом. В-третьих, предусмотренные Законом о реабилитации правовые последствия распространяются на случаи, имевшие место в весьма отдаленном прошлом. Подобной обратной силы не имеют нормы действующего гражданского законодательства.

Не случайно законодатель при установлении порядка и последствий реабилитации жертв политических репрессий создал специальное законодательство, наличие которого позволяет обойти запрет на имущественные взыскания с государства за деяния органов государственной власти или их должностных лиц, совершенные до 1 июня 1981 г., и в какой-то степени защитить нарушенные субъективные права жертв политических репрессий.

Аналогичное соотношение между названными институтами установил и Конституционный Суд РФ в своем Определении от 21 декабря 2004 г. N 432-О, в соответствии с которым действием Закона о реабилитации не может «ограничиваться или исключаться применение общих норм действующего законодательства, в том числе гражданского права, касающихся защиты права собственности, возмещения причиненного вреда и т.д., которые должны применяться судами в случаях, когда гражданин, в том числе имеющий право на реабилитацию, обращается за защитой своих прав в судебном порядке на основе общегражданских норм». Справедливости ради, однако, надо заметить, что из приведенной позиции Конституционного Суда в сущности не следует, что суммы вреда, причиненного репрессиями, подлежат взысканию в полном объеме в пользу потерпевших. Если лицо, которому в соответствии с положениями Закона о реабилитации выдан документ о реабилитации, потребует в судебном порядке полного возмещения причиненного вреда, ссылаясь на положения действующего Гражданского кодекса РФ, то в удовлетворении такого требования ему должно быть отказано со ссылкой на ст. 12 Федерального закона «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации». Следовательно, обоснование требований жертв политических репрессий нормами действующего гражданского законодательства (о чем упоминается в ряде определений Конституционного Суда) возможно лишь при виндикации утраченного этими гражданами имущества, обнаруженного у третьих лиц (разумеется, при соблюдении условий предъявления и удовлетворения виндикационного иска, а также с учетом истечения давностных сроков). Вероятность удовлетворения таких требований крайне мала.

Похожие публикации:

  • Судимость и врач Газета «Улица Московская» № 763 Мусорный протест добрался до Пензы 3 февраля Пенза присоединилась к всероссийской акции протеста против мусорной реформы. Светлый был человек Виктор Буц 4 февраля на 84-м году жизни умер Виктор […]
  • Статья 24 гражданский кодекс рф Статья 24. Имущественная ответственность гражданина Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено […]
  • Сумма выплаты по осаго закон Выплаты по ОСАГО Подборка наиболее важных документов по запросу Выплаты по ОСАГО (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные акты: Выплаты по ОСАГО Документ доступен: с 20 до 24 ч. […]
  • Как заплатить физ лицу налог на имущество физ лиц Продажа имущества ООО физическому лицу Для этого следует обратиться в соответствующую фирму, в которой оценщики проведут анализ микроэкономических показателей данного региона и имеющегося имущества в распоряжении ООО, клиентскую базу […]
  • Добавят ли материнский капитал в 2019 году Правительство решило увеличить на 130 тысяч рублей материнский капитал для жителей Дальнего Востока Правительство России решило увеличить размер материнского капитала для жителей Дальнего Востока на 130 тысяч рублей. Об этом заявил […]
  • Доверенность на получение товара физическим лицом бланк Доверенность на право получения товара: бланк, образец, правила заполнения Доверенность на получение товара – это документ, который получает сотрудник от организации и который уполномочивает его получить товар или материальные […]