Экспертиза профессиональных стандартов

Содержание:

Экспертиза профессиональных стандартов

Министерство труда
и социальной защиты

Эксперт в сфере закупок

(наименование вида профессиональной деятельности)

Руководители в области определения политики и планирования деятельности

Оценщики и эксперты

Управляющие финансово-экономической и административной деятельностью, не входящие в другие группы

Аналитики систем управления и организации

Отнесение к видам экономической деятельности:

Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления

Деятельность административно-хозяйственная комплексная по обеспечению работы организации

Регулирование и содействие эффективному ведению экономической деятельности предприятий

(наименование вида экономической деятельности)

Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Заседание рабочей группы о вопросам профессиональных стандартов и независимой оценки квалификации экспертного совета Комитета по труду

11 октября 2018 г. состоялось седьмое заседание рабочей группы по вопросам профессиональных стандартов и независимой оценки квалификации экспертного совета Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Государственной Думы.

В заседании приняли участие председатель комиссии по профессиональным квалификациям в похоронной отрасли СПК ЖКХ Ларионов О.А., представители ряда советов по профессиональным квалификациям, профсоюзов, образовательных организаций, работодатели, эксперты, вел заседание заместитель председателя рабочей группы В. О. Кротков.

В рамках повестки заседания председательствующий рассказал о планах и результатах работы экспертно-консультационного органа с июня по октябрь. В частности, было отмечено, что национальная система квалификаций активно развивается: действует около 300 центров оценки квалификаций и порядка 400 экзаменационных центров, создано 3 новых совета по профессиональным квалификациям (в области физической культуры и спорта; морского и внутреннего водного транспорта; негосударственной сферы безопасности).

Как отметил В. О. Кротков: «наша экспертная, консультационная работа должна носить практический характер, то есть наши решения должны воплощаться в жизнь, которая требует новых подходов и механизмов». Поэтому на заседании было озвучено, что по результатам имеющихся решений подготовлены конкретные предложения по оптимизации законодательства, которые будут отправлены из парламента на имя федерального министра труда.

В связи с тем, что у ряда регионов явно формируется запрос на создание многофункциональных центров оценки квалификаций, повестка заседания имела региональный контекст. В Республике Башкортостан активно начала складываться ситуация по формированию практики независимой оценки квалификации в сфере ИТ. Инициаторами процесса стали все ключевые институты: профессиональное сообщество в лице бизнеса, Торгово-промышленной палаты Республики Башкортостан, Ассоциации развития информационных технологии? Республики Башкортостан.

В ходе живого обсуждения заявленной тематики все участники заседания, в том числе представляющие другие регионы и сферы деятельности, отмечали, что начался процесс формирования института доверия работодателей и органов государственной власти к новым механизмам национальной системы квалификаций, которые дают, в том числе и экономический эффект.

Центр экспертизы и актуализации профессиональных и образовательных стандартов

Область деятельности

  • участие в формировании отраслевой рамки квалификаций, описание видов профессиональной деятельности в сфере финансового рынка;
  • организация экспертизы профессиональных стандартов в сфере финансового рынка и формирование предложений по их актуализации и сопряжению с федеральными государственными образовательными стандартами профессионального образования;
  • организация экспертизы федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования и формирование предложений по их актуализации на основе профессиональных стандартов;
  • определение потребности в актуализации перечня направлений подготовки и специальностей высшего и среднего профессионального образования, входящих в укрупнённую группу направлений подготовки и специальностей образования 38.00.00 Экономика и управление;
  • предварительная экспертиза и оценка профессиональных образовательных программ на готовность к профессионально-общественной аккредитации.

Должность/назначение

Руководящий состав Центра

РОЗИНА
Нелли Михайловна

КАМЕНЕВА
Екатерина Анатольевна

Персональный состав Центра *

ГАРЕЕВ
Тимур Фанилович

Начальник Управления дистанционного обучения и программ для внешнего рынка Центрального банка Российской Федерации

ЖИДКОВ
Александр Александрович

ответственный секретарь Рабочей группы НСПК по применению профессиональных стандартов в системе профессионального образования и обучения, помощник ректора НИУ «Высшая школа экономики»

ЗАМУЛИН
Олег Александрович

ЛЯУЖЕВА
Нина Филипповна

МАШТАКЕЕВА
Диана Каримовна

генеральный директор Ассоциации участников финансового рынка «Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка», член Правления РСПП

ПИЛИПЕНКО
Сергей Александрович

ТЕЛЕШОВА
Ирина Георгиевна

ХОРУЖИЙ
Людмила Ивановна

Эксперты Центра

* – Персональный состав Центра утвержден Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка.

ПОЛОЖЕНИЕ
о Центре экспертизы и актуализации профессиональных и образовательных стандартов

1. Общие положения

1.1. Центр экспертизы и актуализации профессиональных и образовательных стандартов (далее – Центр) является постоянно действующим рабочим органом Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка (далее – Совет).
1.2. В своей деятельности Центр руководствуется настоящим Положением.
1.3. Положение о Центре разработано в соответствии с Положением о Совете и утверждается Советом.
1.4. Деятельность Центра координируется Советом.

2. Цели и основные задачи Центра

2.1. Целью деятельности Центра является обеспечение экспертизы и актуализации профессиональных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования и профессиональных образовательных программ на основе профессиональных стандартов.

2.2. Основными задачами Центра являются:

  • участие в формировании отраслевой рамки квалификаций, описание видов профессиональной деятельности в сфере финансового рынка;
  • организация экспертизы профессиональных стандартов в сфере финансового рынка и формирование предложений по их актуализации и сопряжению с федеральными государственными образовательными стандартами профессионального образования;
  • организация экспертизы федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования и формирование предложений по их актуализации на основе профессиональных стандартов;
  • определение потребности в актуализации перечня направлений подготовки и специальностей высшего и среднего профессионального образования, входящих в укрупнённую группу направлений подготовки и специальностей образования 38.00.00 Экономика и управление;
  • предварительная экспертиза и оценка профессиональных образовательных программ на готовность к профессионально-общественной аккредитации.

2.3. Для осуществления своих задач Центр:

  • организует и координирует деятельность экспертов по рассмотрению профессиональных стандартов;
  • формирует предложения по актуализации профессиональных стандартов для обсуждения на Совете;
  • организует и координирует деятельность экспертов по вопросам сопряжения федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования и профессиональных стандартов, содержания образовательных программ и профессиональных стандартов;
  • организует обсуждения по внесению изменений в профессиональные стандарты, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования;
  • рассматривает и согласовывает поступающие от федеральных учебно-методических объединений в системе высшего и среднего профессионального образования проекты федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования;
  • формирует предложения по актуализации федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования для обсуждения на Совете;
  • рассматривает предложения об изменении структуры направлений подготовки и специальностей в рамках укрупнённой группы направлений подготовки и специальностей 38.00.00 Экономика и управление.

3. Организация работы Центра

3.1. Центр создается решением Совета, по инициативе членов Совета.
3.2. Численность Центра определяется Руководителем Центра в соответствии со спецификой деятельности Центра.
3.3. Формирование персонального состава Центра осуществляется по представлению председателей федеральных учебно-методических объединений в системе высшего и среднего профессионального образования «Экономика и управление» и председателя Совета. Персональный состав Центра утверждается председателем Совета.
3.4. Руководитель Центра утверждается решением Совета.
3.5. Руководитель Центра подотчетен Совету и регулярно информирует Совет о проделанной работе (не реже 1 раза в год).
3.6. Заседания Центра проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
3.7. Заседание Центра считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов Центра.
3.8. Повестка заседания Центра формируется Руководителем Центра по предложениям членов Центра.
3.9. Каждый член Центра участвует в заседании Центра лично и имеет один голос.
3.10. Заседания Центра могут проводиться в форме совместного присутствия членов, включая аудио и видеоконференции, либо в формах, не требующих их обязательного совместного присутствия (очно-заочная форма).
Решения Центра принимаются большинством голосов членов, принимающих участие в заседании. Форма голосования определяется Руководителем Центра.
В случае проведения заседания Центра в очно-заочной форме члены Центра, которые не могут присутствовать на заседании, направляют свое мнение в письменном виде, которое учитывается при принятии решения. При этом решение Центра считается принятым, если более половины его членов по истечению установленного Руководителем Центра срока высказались «за» по соответствующему вопросу.
3.11. Центр для решения задач в рамках своей компетенции может создавать временные рабочие группы, экспертные советы и другие консультативные органы.
3.12. Руководитель Центра:

  • планирует и ведет работу Центра;
  • созывает заседания Центра и организует его работу;
  • определяет форму проведения заседания Центра;
  • осуществляет координацию деятельности рабочих и консультативных органов Центра по выполнению возложенных на них функций.
Смотрите так же:  Куда нести решение суда алименты

Фонд развития профессиональных квалификаций ТПП РФ

Фонд развития профессиональных квалификаций ТПП РФ создан Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в целях содействия развитию Национальной системы квалификаций в Российской Федерации, развития и поддержки функционирования системы профессиональных стандартов и профессиональных квалификаций, системы независимой оценки квалификаций и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

Фонд развития профессиональных квалификаций является Экспертно-методическим центром обеспечения деятельности Совета по профессиональным квалификациям торговой, внешнеторговой и по отдельным видам предпринимательской и экономической деятельности, созданным на базе ТПП РФ.

Основные направления деятельности Фонда:

обеспечение организационной и экспертно-методической поддержки деятельности Совета по профессиональным квалификациям торговой, внешнеторговой и по отдельным видам предпринимательской и экономической деятельности;

анализ и независимая экспертиза законодательных и иных нормативных правовых актов и их проектов, затрагивающих систему оценки квалификаций и систему профессиональных стандартов;

разработка и экспертиза проектов профессиональных стандартов, экспертиза действующих профессиональных стандартов с целью подготовки рекомендаций по их актуализации;

разработка проектов наименований профессиональных квалификаций и требований к ним, их экспертиза;

разработка оценочных средств, методическая и содержательная экспертиза проектов оценочных средств, актуализация оценочных средств для независимой оценки квалификации;

информирование и консультирование участников системы независимой оценки квалификации;

экспертиза стандартов профессионального образования и их проектов на соответствие профессиональным стандартам, подготовка предложений и рекомендаций по их совершенствованию;

экспертиза основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ и их проектов;

координация и проведение профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность;

разработка и реализация учебных программ в области реализации проектов и программ в системе независимой оценки квалификаций и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ;

формирование и поддержка информационного ресурса по вопросам развития квалификаций и кадрового обеспечения;

содействие международному сотрудничеству в сфере развития национальных систем профессиональных квалификаций;

экспертно-методическое содействие реализации проектов и программ в системе независимой оценки квалификаций и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ;

организация тематических семинаров, симпозиумов, выставок, конкурсов, иных мероприятий.

Контакты:
Генеральный директор Фонда — Первушин Никита Викторович

Экспертиза профессиональных стандартов

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от «__» __________ года N __

Об утверждении методических рекомендаций по организации профессионально-общественного обсуждения и экспертизы проектов профессиональных стандартов

Утвердить прилагаемые методические рекомендации по проведению профессионально-общественного обсуждения и организации экспертизы проектов профессиональных стандартов.

Методические рекомендации по проведению профессионально-общественного обсуждения и организации экспертизы проектов профессиональных стандартов

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства труда и
социальной защиты
Российской Федерации
от «___» ___________ 2014 года N

I. Общие положения

2. Методические рекомендации по проведению профессионально-общественного обсуждения и организации экспертизы проектов профессиональных стандартов (далее — Рекомендации) предназначены для оказания практической помощи разработчикам проектов профессиональных стандартов (далее — разработчики) при разработке проектов профессиональных стандартов.

В Рекомендациях применяются следующие термины и их определения:

профессионально-общественное обсуждение (далее — обсуждение) — этап разработки проекта профессионального стандарта, организованный с привлечением широкого круга представителей работодателей, профессиональных сообществ и других заинтересованных организаций с целью формирования содержания профессионального стандарта, отвечающего требованиям рынка труда;

совет по развитию профессиональных квалификаций (далее — Совет) — орган, целью деятельности которого является формирование и поддержка функционирования системы профессиональных квалификаций в конкретных областях профессиональной деятельности, в установленном порядке наделенный полномочиями Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям;

специалист — лицо, обладающее специальными знаниями и навыками в конкретном виде профессиональной деятельности;

заинтересованные организации — работодатели и их объединения, саморегулируемые организации, профессиональные союзы и их объединения, федеральные и региональные органы исполнительной власти, образовательные и другие организации, заинтересованные в разработке и применении профессиональных стандартов;

профессиональное сообщество — добровольное профессиональное объединение юридических лиц в соответствующей сфере деятельности в целях поиска новых, более эффективных подходов к решению задач профессиональной деятельности, в том числе по развитию квалификаций, разработке профессиональных стандартов и оценке квалификаций;

экспертиза проекта профессионального стандарта — оценка содержания, технологии разработки и применимости проекта профессионального стандарта.

II. Организация профессионально-общественного обсуждения проекта профессионального стандарта с заинтересованными организациями и профессиональными сообществами

4. Разработчик организует обсуждение проекта профессионального стандарта с заинтересованными организациями и профессиональными сообществами.

В этих целях разработчик формирует список организаций, привлекаемых к обсуждению проекта профессионального стандарта, на основе статистических и иных данных о количестве, территориальной распределенности, формах собственности и численности работников организаций, в которых работают специалисты конкретного вида профессиональной деятельности.

5. К обсуждению проекта профессионального стандарта должны быть привлечены организации, относящиеся к различным формам собственности и профиля деятельности; крупные, средние и малые организации, расположенные в различных субъектах Российской Федерации, а также соответствующие данному виду профессиональной деятельности Совет (при наличии) общероссийские и отраслевые объединения работодателей, ведущие профессиональные сообщества и профессиональные союзы.

6. В пояснительной записке к проекту профессионального стандарта (далее — Пояснительная записка), разрабатываемой в соответствии с приказом Минтруда России от 29 апреля 2013 года N 170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта», разработчик указывает общие статистические данные об участии организаций в обсуждении проекта профессионального стандарта и приводит сведения об этих организациях по форме таблицы, приведенной в приложении N 1.

7. Обсуждение проекта профессионального стандарта может проводиться путем:

размещения на сайте в сети Интернет (далее — сайт) разработчика проекта профессионального стандарта на срок не менее 30 дней, а также на сайтах участников его разработки и сайте соответствующего Совета (при наличии);

размещения на специализированном сайте Минтруда России «Профессиональные стандарты» (http://profstandart.rosmintrud.ru) на срок не менее 30 дней;

организации специальных форумов в сети Интернет;

проведения опроса специалистов;

проведения публичных мероприятий: конференций (включая интернет-конференции), круглых столов, семинаров и других мероприятий;

размещения информации о ходе разработки профессионального стандарта в средствах массовой информации (далее — СМИ);

публикации статей в специальных (отраслевых) изданиях.

8. В Пояснительной записке разработчик приводит статистические и фактические данные о проведенных мероприятиях (примерная форма представления данных приведена в приложение N 2).

9. Дополнительно в составе Пояснительной записки разработчик представляет заключение соответствующего Совета (при наличии) на проект профессионального стандарта, а также может представить документы, подтверждающие поддержку проекта профессионального стандарта профильными объединениями работодателей, ведущими профессиональными сообществами и профессиональными союзами федерального уровня.

10. Информация о ходе обсуждения, планируемых мероприятиях и вносимых изменениях в проект профессионального стандарта размещается на сайтах разработчика проекта профессионального стандарта и соответствующего Совета (при наличии), а также на сайте Минтруда России «Профессиональные стандарты».

III. Организация экспертизы проекта профессионального стандарта

11. Экспертиза проекта профессионального стандарта проводится, как правило, специалистами, имеющими опыт работы в конкретном виде профессиональной деятельности не менее пяти лет, а также специалистами в области управления персоналом, профессионального образования и сертификации квалификаций в близких областях профессиональной деятельности.

Смотрите так же:  Нравственные требования к личности судьи

К экспертизе также могут привлекаться эксперты и победители Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии» и международного конкурса Ворлдскиллс.

Состав экспертов, привлекаемых к экспертизе проекта профессионального стандарта, может определяться соответствующим Советом (при наличии).

12. Экспертиза проекта профессионального стандарта проводится по показателям:

— репрезентативность выборки организаций, привлеченных к разработке и обсуждению проекта профессионального стандарта;

— обоснованность выделения конкретных обобщенных трудовых функций в проекте профессионального стандарта;

— обоснованность отнесения выделенных обобщенных трудовых функций и трудовых функций к конкретным уровням квалификации;

— полнота и обоснованность выделения конкретных трудовых функций в составе обобщенных трудовых функций;

— соответствие составов необходимых умений и знаний содержанию трудовых функций;

— достаточность выделенных составов умений и знаний для обеспечения эффективного выполнения трудовых функций;

— обоснованность требований к уровню образования и практическому опыту специалистов;

— корректность отнесения вида профессиональной деятельности и отдельных обобщенных трудовых функций к группам занятий, профессиям, должностям и специальностям общероссийских классификаторов;

— соответствие проекта профессионального стандарта нормативной правовой базе в данной области;

— наличие необходимых согласований;

— возможность использования проекта профессионального стандарта при разработке федерального образовательного стандарта, профессиональной образовательной программы;

— возможность использования проекта профессионального стандарта для решения кадровых задач организации;

— возможность использования проекта профессионального стандарта для оценки и сертификации квалификаций.

Результаты экспертизы с приложением карточек экспертов включаются в Пояснительную записку.

Примерные формы экспертных заключений и карточки эксперта приведены в приложениях N 3 и N 4 к Рекомендациям.

IV. Учет результатов профессионально-общественного обсуждения и экспертизы проекта профессионального стандарта

14. Разработчик осуществляет сбор, обобщение и анализ замечаний и предложений, поступивших в результате проведения всех мероприятий по профессионально-общественному обсуждению и экспертизе проекта профессионального стандарта.

Обобщенные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта, а также сводные данные по форме (приложение N 5) приводятся разработчиком в Пояснительной записке при представлении проекта профессионального стандарта на утверждение в Минтруд России.

Методика разработки профессиональных стандартов (стр. 1 )

НАЦИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО РАЗВИТИЯ КВАЛИФИКАЦИЙ

РОССИЙСКИЙ СОЮЗ ПРОМЫШЛЕННИКОВ

Методика
разработки профессиональных стандартов

Основные термины и определения

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТЧИКАМ

Этапы разработки профессионального стандарта

Организация разработки профессионального стандарта в крупных компаниях

Организация разработки профессионального стандарта в сфере малого и среднего бизнеса

Инициатор разработки профессионального стандартa

Рабочая (экспертная) группа

ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И ОБСУЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

Общая схема разработки содержания

Формирование перечня трудовых функций

Отбор трудовых функций для включения в профессиональный стандарт в качестве единиц профессионального стандарта

Определение перечня знаний и умений для каждой единицы профессионального стандарта

Распределение трудовых функций по квалификационным уровням

Методы сбора информации

Обсуждение профессионального стандарта

ОФОРМЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

Паспорт профессионального стандарта

Карточка вида трудовой деятельности

Описание единиц профессионального стандарта

Виды сертификатов, выдаваемые на основе настоящего профессионального стандарта

Представление профессионального стандарта на экспертизу в НАРК

ЭКСПЕРТИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НАРК

Приложение 1. Макет профессионального стандарта

Приложение 2. Макет анкеты для опроса сотрудников организаций

Методика разработки профессиональных стандартов (далее – Методика) является неотъемлемой частью пакета нормативных документов, регламентирующих общие правила разработки профессиональных стандартов, их структуру и содержание, закрепленные «Положением о профессиональном стандарте» и «Макетом профессионального стандарта» (утверждены Распоряжением президента Российского союза промышленников и предпринимателей № РП-46 от 01.01.01 г.).

Методика состоит из четырех разделов и двух приложений.

Первый раздел содержит описание общей схемы, этапов и процедур разработки профессиональных стандартов, устанавливает перечень требований к экспертам, участвующих в разработке профессиональных стандартов.

Во втором разделе представлены рекомендации экспертам (рабочей группе) по сбору, обработке, систематизации информации, необходимой для составления профессионального стандарта. Описаны схемы анализа трудовых функций и порядок представления единиц профессионального стандарта, даны рекомендации по организации опроса сотрудников организаций.

Третий раздел отражает особенности заполнения макета профессионального стандарта и содержит рекомендации по составлению всех разделов профессионального стандарта.

Четвертый раздел описывает порядок проведения экспертизы профессионального стандарта Национальным агентством развития квалификаций (далее – НАРК). Данный раздел будет полезен разработчикам профессиональных стандартов как информация о требованиях, предъявляемых Комиссией РСПП по профессиональным стандартам.

В приложениях приведен макет анкеты, которую разработчик профессиональных стандартов может использовать при проведении опросов сотрудников организаций.

Вид экономической деятельности (ВЭД) – производственный процесс на основе объединения того или иного вида ресурсов (оборудования, рабочей силы, технологии и пр.) с целью производства продукции (оказания услуг), предназначенной для реализации. Виды экономической деятельности являются объектами классификации «Общероссийского классификатора видов экономической деятельности» (ОКВЭД).

Единица профессионального стандарта – структурный элемент профессионального стандарта, содержащий развернутую характеристику конкретной трудовой функции, которая является целостной, завершенной, относительно автономной и значимой для данного вида трудовой деятельности.

Область профессиональной деятельности – совокупность видов трудовой деятельности, имеющая общую интеграционную основу и предполагающая схожий набор компетенций для их выполнения. Может являться частью одного вида экономической деятельности или быть связана с несколькими видами экономической деятельности.

Вид трудовой деятельности – составная часть области профессиональной деятельности, образованная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций.

Трудовая функция – составная часть вида трудовой деятельности, представляющая собой интегрированный и относительно автономный набор трудовых действий, определяемых бизнес-процессом и предполагающий наличие необходимых компетенций для их выполнения.

Трудовое действие – простейшая (элементарная) производственная операция, совершаемая работником для выполнения своей трудовой функции.

Соподчиненность указанных категорий представлена на схеме 1.

Схема 1. Структура вида экономической деятельности

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТЧИКАМ

Процесс создания профессионального стандарта включает в себя следующие этапы:

— направление инициатором разработки профессионального стандарта (объединение работодателей или крупная организация) в НАРК заявки на регистрацию в качестве разработчика;

— формирование разработчиком рабочей (экспертной) группы, в составе которой специалисты в области разработки профессиональных стандартов и специалисты-эксперты в данной области профессиональной деятельности;

— подготовка программы разработки профессионального стандарта и инструментария;

— опрос экспертов (выявление трудовых функций, определение и описание единиц профессионального стандарта, уточнение необходимых знаний и навыков и пр.);

— подготовка профессионального стандарта;

— проведение экспертизы и общественного обсуждения профессионального стандарта, при необходимости корректировка текста стандарта;

— обсуждение и согласование профессионального стандарта отраслевым объединением работодателей;

— представление в НАРК пакета документов для рассмотрения Комиссией РСПП по профессиональным стандартам (пояснительная записка, проект профессионального стандарта);

— экспертиза проекта профессионального стандарта НАРК;

— рассмотрение проекта профессионального стандарта на Комиссии РСПП по профессиональным стандартам;

— регистрация утвержденного профессионального стандарта в Национальном реестре профессиональных стандартов и его направление заинтересованным организациям.

Примерная схема работ по подготовке проекта профессионального стандарта представлена на схеме. 2.

В зависимости от ВЭД, отраслевых и производственных особенностей, масштабов предприятия могут осуществляться два варианта действий, различающихся объемом предварительных исследований по выявлению базового перечня трудовых функций.

В тех ВЭД, для которых характерна высокая степень монополизации или действует ограниченное число предприятий, члены рабочей (экспертной) группы могут самостоятельно составить базовый перечень трудовых функций, определить необходимые для их реализации знания и умения, выделить квалификационные уровни и затем приступить к составлению профессионального стандарта.

Этот же порядок начальных действий рабочей группы будет характерен и в той ситуации, когда необходимо внести дополнения и изменения в уже разработанные профессиональные стандарты.

В том случае, когда работа по составлению профессиональных стандартов для данного ВЭД начинается впервые, к тому же в нем действуют десятки, а то и сотни тысяч предприятий (например, в малом и среднем бизнесе) со своей спецификой производства, рабочая (экспертная) группа, составив базовый перечень трудовых функций, знаний и умений, должна до составления профессионального стандарта в целях их конкретизации провести опрос сотрудников предприятий, работающих в данном ВЭД.

Смотрите так же:  Как увольнение задним числом

Схема 2. Этапы разработки проекта профессионального стандарта

В тех ВЭД, где действуют крупные компании, особенно там, где число хозяйствующих субъектов ограничено несколькими единицами, разработка профессиональных стандартов может быть инициирована и проведена одной компанией.

При этом уже на начальном этапе составления профессионального стандарта в качестве экспертов к этой работе могут быть привлечены представители всех предприятий, так или иначе связанных с данным ВЭД. В этом случае этап проведения опроса предприятий с целью выявления трудовых функций определения и описание единиц профессионального стандарта можно исключить, и после составления профессионального стандарта провести его экспертизу с привлечением специалистов, не вошедших в экспертную (рабочую) группу.

В сфере услуг, для предприятий малого и среднего бизнеса, где в масштабах страны действуют десятки и сотни тысяч предприятий, имеющих свои особенности в организации производства, технологическом процессе, трудовых функциях работников и т. д., разработка профессиональных стандартов должна вестись под эгидой объединений работодателей и профессиональных сообществ. При этом в целях обоснованности информации, которая будет закладываться в основу формулирования требований по видам трудовой деятельности, процедура составления профессионального стандарта должна включать проведение опроса сотрудников предприятий, двухшаговую экспертизу и обсуждение профессионального стандарта, согласование профессионального стандарта на отраслевом уровне.

Инициатором разработки профессионального стандарта может выступать как объединение работодателей (профессиональное сообщество), так и отдельная организация. Инициатор разработки профессионального стандарта создает рабочую (экспертную) группу, куда должны войти специалисты, хорошо знающие данный ВЭД (технологию производства, квалификационные требования к работникам и пр.). Инициатором разработки профессионального стандарта по сквозным профессиям, например по рабочим профессиям, общим для группы отраслей или ВЭД, может стать межотраслевое объединение работодателей.

Рабочая (экспертная) группа формируется из числа специалистов, обладающих знанием специфики данного вида трудовой деятельности, квалификационных требований, предъявляемых к работникам. Оптимальная численность рабочей (экспертной) группы – 7–8 человек. В группе должны быть представлены эксперты двух категорий:

1. Специалисты производственно-технологического блока. В их числе могут быть высококвалифицированные специалисты, руководители (линейные, среднего звена, функциональные – от мастера до главного инженера и главного технолога включительно). Эти эксперты должны составить большинство рабочей (экспертной) группы и должны знать:

— технологию производства, современные виды оборудования, инструментов, средств и предметов труда в исследуемом виде трудовой деятельности;

— трудовые функции работников, основные производственные операции;

— положения действующих отраслевых регламентов, нормативных документов, определяющих требования к содержанию и качеству профессиональной деятельности, критерии отраслевой системы квалификаций и требования по сертификации работников (при наличии таковых), наименования существующих должностей;

— требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и умениям работников.

2. Специалисты в области управления персоналом. Численность этой категория экспертов – 1–2 человека. Они должны знать:

— требования, предъявляемые к работникам данного вида трудовой деятельности по состоянию здоровья, опыту работы, уровню образования, на­личию специальных сертификатов;

— необходимые компетенции для выполнения работниками своих трудо­вых функций, включая дескрипторы компетенций, представленные по каждому квалификационному уровню в Национальной рамке квалификаций Российской Федерации (далее НРК РФ).

Руководство работой экспертной группы осуществляет координатор или привлеченный для разработки профессионального стандарта эксперт, предварительно прошедший сертификацию в НАРК. Учитывая, что разработка профессиональных стандартов в настоящее время является делом сравнительно новым, координатор рабочей (экспертной) группы должен взять на себя задачу ознакомления членов группы с концепцией разработки профессиональных стандартов. Для этого он должен сам хорошо разбираться в терминологии, владеть методикой составления профессиональных стандартов, уметь разъяснять ее членам экспертной группы, а также интервьюерам, которые будут участвовать в опросе работников предприятий, если сбор информации будет осуществляться методом интервьюирования.

Все члены рабочей (экспертной) группы, помимо знаний производственных и иных аспектов ВЭД, также должны знать Макет, основные термины, методику составления профессионального стандарта. Те члены экспертной группы, которые ранее не участвовали в разработке профессиональных стандартов, должны быть ознакомлены с Макетом профессионального стандарта (см. Приложение 1) и Положением о профессиональном стандарте, содержанием Паспорта профессионального стандарта, структурой Карточки вида трудовой деятельности, описанием единиц профессионального стандарта, методикой составления профессионального стандарта, содержанием НРК РФ.

По согласованию с НАРК обучение участников рабочей группы и их консультирование в процессе разработки профессионального стандарта могут взять на себя эксперты, сертифицированные НАРК, после регистрации в установленном порядке инициатора как разработчика профессионального стандарта.

Все эксперты, которые будут вовлечены в сбор информации на предприятиях, должны уметь:

— составлять план и осуществлять необходимые процедуры по организации разработки профессионального стандарта совместно с руководителями и специалистами подразделений управления персоналом;

— составлять анкеты для опроса персонала предприятий с целью определения перечня трудовых функций, необходимых профессиональных знаний и умений;

— проводить опрос (интервью, анкетирование) персонала предприятий, обрабатывать результаты опроса;

— разъяснять порядок использования инструментария исследования привлеченным специалистам-интервьюерам (при необходимости).

ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И ОБСУЖДЕНИЯ

Разработка содержания профессионального стандарта включает в себя 9 шагов (этапов), которые начинаются с определения области профессиональной деятельности в рамках исследуемого ВЭД (схема 3).

При определении области профессиональной деятельности, для которой будет разрабатываться профессиональный стандарт, могут быть использованы как формулировки Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) для выделения отдельных сфер производства, так и собственные наименования областей профессиональной деятельности.

Например, в классе экономической деятельности (по ОКВЭД) «55. Деятельность гостиниц и ресторанов» профессиональные стандарты были разработаны для индустрии питания как отдельной области профессиональной деятельности. При этом данная профессиональная область относится к различным ВЭД: 55.11, 55.33, 55.30, 55.40, 55.51, 55.52.

В тех случаях, когда есть возможность разработать профессиональный стандарт сразу на весь ВЭД, область профессиональной деятельности не выделяется.

После выделения ВЭД (области профессиональной деятельности) и конкретизации в ней видов трудовой деятельности начинается основная содержательная работа по составлению профессионального стандарта.

Вначале для каждого вида трудовой деятельности рабочей (экспертной) группой составляется базовый перечень трудовых функций. В этих целях используются материалы различных профессионально-квалификационных справочников, корпоративных стандартов, учебно-программная документация по подготовке специалистов в данной области и др.

Похожие публикации:

  • Отчетность мсфо сбербанка 2019 Налоги в ПФР для ИП в 2018 году Вернуться назад на Налоги ИП 2018 Ежегодно индивидуальные предприниматели перечисляют за себя обязательные «пенсионные» и медицинские страховые взносы в фиксированной сумме. В 2017 году их размер […]
  • На сколько увеличится пенсия с 1 октября 2019 года Пенсионный возраст в России ​ отделение лично.​ статье 1 Федерального​ осуществлять контроль над​ пенсионный возраст 60​ в месяц. В​ пенсию.​ отличает пенсионные системы​ также от стоимости​ ориентиром для граждан.​​ 74,27 руб.). […]
  • Токсикология экспертиза В.А. Балякин. Токсикология и экспертиза алкогольного опьянения. Медгиз. М., 1962. 195 стр. Тираж 3000 экз. библиографическое описание:В.А. Балякин. Токсикология и экспертиза алкогольного опьянения. Медгиз. М., 1962. 195 стр. Тираж […]
  • Договор монолитные работы образец Договор на монолитные работы образец Площадь такой квартиры — всего 17 ,22 м2. Прямо напротив входной двери находится 4-метровый совмещенный санузел. Крохотная 2-метровая прихожая ведет в 10-метровую кухню-гостиную, которая имеет […]
  • Приказ 703 методические указания Приказ 703 методические указания Внимание! Заказать интересующие вас программные средства можно заполнив бланк заказа и отправив его нам по почте, факсом или e-mail. Бланк заказа программных средств. DOC PDF. […]
  • Сколько налог за 400 лошадей BMW X4 2019 2020 года РАСПРОДАЖА НОВЫХ АВТО 2018 ГОДА от 606 900 руб. от 489 000 руб. Немецкий концерн первым ввел моду на купеобразные кроссоверы, еще в 2008, представив широкой публике модель Х6. Автолюбители приняли тот […]