Закон об аудиторской деятельности 307 фз от 30122008

Сравнение Законов Об аудиторской деятельности 307-ФЗ и 119-ФЗ

Главная > Закон >Бухгалтерский учет и аудит

Сравнение Законов «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ и №119-ФЗ.

Развитие и становление аудита в России прошло несколько этапов. Первый этап (1987 — 1993 гг.) характеризовался, с одной стороны, директивным созданием аудиторских организаций (в 1987 г. появилась первая аудиторская организация «Интераудит»), с другой — стихийностью зарождения аудиторской деятельности (бессистемная подготовка кадров, неупорядоченная выдача первых сертификатов и лицензий в период 1990 — 1993 гг.)

Второй этап (с декабря 1993 г. до принятия в августе 2001 г. Федерального закона «Об аудиторской деятельности») — период становления российского аудита, в процессе которого большую роль сыграли Временные правила аудиторской деятельности, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 № 2263, Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 № 482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации» и ряда других документов.

Проводилась работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, образовались аудиторские общественные объединения и аудиторские организации, начата работа по проведению обязательных аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг.

Принятие Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» ознаменовало переход к третьему этапу аудиторской деятельности в России, который подтвердил окончательное становление системы российского аудита и определил перспективы его дальнейшего развития. Аудит занял свою нишу среди других видов финансового контроля. Россия приобрела непременный атрибут рыночной экономики — аудит как неотъемлемый элемент социально-экономических преобразований. От качества аудиторских услуг во многом зависит успешная деятельность народно-хозяйственного комплекса, эффективность осуществления экономических реформ в Российской Федерации.

За прошедший период произошли изменения в экономике России, отдельные положения Закона № 119-ФЗ была уточнены, но жизнь потребовала внесения кардинальных изменений, что и привело к принятию нового Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

В табл. 1 приведено сравнение состава статей Законов № 307-ФЗ и №119-ФЗ.

Таблица 1.Сопоставление структуры Законов «Об аудиторской деятельности»

Понятие аудиторской деятельности

Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, которые регулируют аудиторскую деятельность

Законодательство Российской Федерации и иные акты об аудиторской деятельности

Стандарты аудиторской деятельности и кодекс профессиональной этики аудиторов

Правила (стандарты) аудиторской деятельности

Независимость аудиторских организаций, аудиторов

Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

Контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов

Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

Квалификационный аттестат аудитора

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности

Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора

Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора

Права и обязанности аудиторской организации, индивидуального аудитора

Права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

Права и обязанности аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг

Права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг

Государственное регулирование аудиторской деятельности

Уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности

Совет по аудиторской деятельности

Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе

Саморегулируемая организация аудиторов

Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения

Требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов

Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения

Ведение реестра аудиторов и аудиторских организаций

Частично вопросы ведения реестров отражены в п. 1 ст. 18

Меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов

Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите

Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов

Частично вопросы ведения реестров отражены в п. 1 ст. 18

Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов

О внесении изменения в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»

О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации

Вступление в силу настоящего Федерального закона

Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Анализ данных табл. 1 показывает, что все основные статьи Закона №119-ФЗ вошли в содержание нового Закона; исключение составляют ст. ст. 13 «Страхование при проведении обязательного аудита» и 17 «Лицензирование аудиторской деятельности», которые в новый Закон не попали.

Изменения, связанные с терминологией, с определением предмета аудиторской деятельности. Получило четкое определение само понятие аудиторской деятельности или аудиторских услуг. Закон № 119-ФЗ уравнивал понятия аудита и аудиторской деятельности, точно так же, как он уравнивал сопутствующие аудиту услуги и прочие услуги. Эти две пары образовывали два понятия.

Закон № 307-ФЗ четко определяет, что деятельность аудиторской организации включает аудиторскую деятельность и прочие услуги. В свою очередь, аудиторская деятельность состоит из аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности и сопутствующих аудиту услуг.

Изменилось и определение предмета аудита. Закон № 119-ФЗ включал в предмет помимо бухгалтерской (финансовой) отчетности порядок ведения бухучета. И отсюда цель аудита, с одной стороны, выглядела как определение достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, с другой – как определение соответствия порядка ведения бухгалтерского учета установленным правилам. Что не вполне отвечало общим представлениям о том, что есть аудит.

В связи с этим в законе № 307-ФЗ порядок ведения бухгалтерского учета исключен из понятия предмета аудиторской деятельности.

С точки зрения субъектов проведения аудита расширена сфера для индивидуальных аудиторов. Они точно так же, как аудиторская организация, имеют возможность с 1 января 2009 г. проводить обязательный аудит с теми ограничениями, которые предусмотрены законодательством.

Достаточно важные изменения были сделаны в законе в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности как предмета аудита. Само по себе понятие, которое использовано в законе № 119-ФЗ, и понятие, которое было в дальнейшем использовано в стандартах аудиторской деятельности, абсолютно не находили подкрепления в действующем законодательстве. В связи с этим в законе № 307-ФЗ достаточно четко прописано, что предметом аудита являются два вида отчетности: 1) бухгалтерская отчетность и 2) отчетность, которая удовлетворяет двум критериям: во-первых, аналогичная по составу бухгалтерской отчетности и предусмотренная законодательством; во-вторых, отчетность, предусмотренная иными федеральными законами: консолидированная финансовая отчетность, консолидированные бухгалтерские отчеты и консолидированные отчеты о прибылях и убытках, просто консолидированная отчетность, сводная бухгалтерская отчетность и пр.

Главное изменение, которое предлагает Закон, — отмена с 1 января 2010 г. государственного лицензирования аудиторской деятельности. Индивидуальные аудиторы и аудиторские компании в течение 2009 г. должны будут объединиться в саморегулируемые организации (СРО), которые и станут основными контролерами в этой сфере. Такие профессиональные ассоциации наделяются широчайшим кругом полномочий, включая разработку и утверждение собственных стандартов и кодексов профессиональной этики.

Стандарты СРО аудиторов должны определять требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг. Конечно, эти стандарты не должны противоречить федеральным и создавать препятствия к осуществлению аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами их профессиональной деятельности. И при этом они являются обязательными для аудиторских организаций и аудиторов, являющихся членами соответствующей СРО.

Именно профессиональные ассоциации будут проводить квалификационные экзамены, контролировать качество выполнения услуг своими членами и наказывать провинившихся, в том числе принимать решения об аннулировании квалификационных аттестатов аудиторов.

Таким образом, с 1 января 2010 г. лицензии на осуществление аудиторской деятельности утрачивают силу, а аудиторы (физические лица или организации), не вступившие в какую-либо СРО, будут не вправе проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Закон также разделяет сопутствующие и прочие услуги. Субъектами оказания сопутствующих аудиту услуг являются и аудиторские организации и индивидуальные аудиторы.

Прочие услуги по закону № 307-ФЗ – это не одно и то же, что и сопутствующие услуги. Если сопутствующие услуги могут теперь осуществлять только аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, то прочие может осуществлять кто угодно с учетом ограничений, установленных законодательством.

При этом аудитор может оказывать прочие услуги, если они удовлетворяют двум критериям: они связаны с аудиторской деятельностью и не порождают конфликта интересов. Понятие «конфликт интересов» определено федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и кодексом этики аудиторов. По существу, сам аудитор вместе с клиентом определяет, допустима или нет эта услуга с точки зрения закона «Об аудиторской деятельности». Здесь накладывается также вопрос наличия соответствующего разрешения, лицензии или членства в СРО. Закон рассматривает субъекты аудиторской деятельности с позиций предпринимательской и профессиональной деятельности. С позиций предпринимательской деятельности закон не внес ничего нового: по-прежнему существуют два субъекта аудиторской деятельности – аудиторская организация и индивидуальный аудитор. С профессиональной точки зрения закон внес некоторые изменения: закон говорит о том, что субъектом аудиторской деятельности как профессиональной являются две группы лиц – индивидуальные аудиторы и аудиторы, являющиеся работниками аудиторской организации на основании трудового договора. Закон не устанавливает какие-либо ограничения в отношении вида трудового договора. Т.е. это может быть любой договор, который в соответствии с Трудовым кодексом, трудовым законодательством рассматривается в качестве трудового.

Смотрите так же:  Образец заявления на переход на другую должность

Следует отметить, что Закон не предполагает отмены государственного регулирования в сфере аудиторской деятельности. Государство сохраняет за собой рычаги контроля, но взаимодействует уже не со всеми участниками рынка, а с объединениями аудиторов, предоставляя им возможность самим решать большинство вопросов. Государственное регулирование аудиторской деятельности, которое должен осуществлять уполномоченный федеральный орган, состоит в выработке государственной политики в этой сфере, нормативно-правовом обеспечении (включая утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности), ведении государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организации, анализе состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации. Представители уполномоченного федерального органа будут входить в совет по аудиторской деятельности — специально созданный институт по обеспечению общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности.

В соответствии с законопроектом функция аттестации аудиторов будет исполняться единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми СРО аудиторов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом.

Законопроектом уточнены предквалификационные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора.

Так, лицо, претендующее на получение квалификационного аттестата аудитора и сдавшее квалификационный экзамен, должно иметь ко дню объявления результатов квалификационного экзамена стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее 3 лет. При этом из последних 3 лет стажа не менее 2 лет должны приходиться на работу в аудиторской организации.

Статья 11 Закона о квалификационном аттестате аудитора дополнена важными положениями о квалификационном экзамене. Именно в такой форме предлагается осуществлять проверку квалификации претендента. Порядок проведения квалификационного экзамена, предусматривающий в том числе порядок участия в нем претендента, круг вопросов, предлагаемых претенденту, а также порядок определения результатов квалификационного экзамена, устанавливается уполномоченным федеральным органом. Для допуска к квалификационному экзамену достаточно наличия у претендента высшего образования в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Предполагается, что квалификационный аттестат аудитора будет действовать без ограничения срока. Правда, в течение каждого календарного года (начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата) аудитор обязан проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым СРО аудиторов, членом которой он является.

Таким образом, требования к ежегодному повышению квалификации аудиторов в основном сохранены. В то же время допускается возможность пропуска ежегодного повышения квалификации по уважительным причинам (например, в случае тяжелой болезни).

Для действующих аудиторов до 1 января 2013 г. вводится упрощенный порядок сдачи квалификационного экзамена и действуют упрощенные предквалификационные требования.

Для повышения качества аудиторских услуг Законом предусмотрено введение единого квалификационного аттестата аудитора, который, подтверждая соответствующую квалификацию, будет давать право его владельцу проводить аудит в организациях любых отраслей экономики, что снимает дополнительные ограничения на оказание определенных видов аудиторских услуг.

Если продолжить сравнение, то можно назвать еще несколько принципиальных отличий. Так, в отклоненном законопроекте для уполномоченного федерального органа отводилась функция надзора только в отношении саморегулируемых аудиторских объединений. В Законе же функции этого органа шире — проверка качества работы аудиторов, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, в уставном капитале которых доля государства составляет 25%, а также ГУПов (МУПов).

Правительственным законопроектом также не предусматривалось создание в СРО аудиторов каких-либо компенсационных фондов. По Закону (ст. 17) создание компенсационного фонда является формой обеспечения СРО аудиторов дополнительной имущественной ответственности перед потребителями аудиторских услуг.

Кроме того, в Законе по сравнению с законопроектом снижены требования по численности физических лиц и коммерческих организаций в СРО аудиторов; уточнены переходные положения, в том числе по датам вступления их в силу; предоставлена возможность проведения аттестации аудиторов без ее прерывания до утверждения нового порядка. Следует отметить и упрощенный порядок получения единого квалификационного аттестата для действующих аудиторов: в отклоненном законопроекте никаких различий в аттестации действующих аудиторов и претендентов, ранее не имевших квалификационного аттестата, не было.

В результате работы над Законом также были уточнены формулировки, ликвидированы возможности для разночтений. Например, в Законе прямо говорится, что основанием для разработки федеральных стандартов аудиторской деятельности являются международные стандарты аудита. Это важное указание на то, к чему следует стремиться.

Завершающим этапом, или венцом аудиторской деятельности, является аудиторское заключение. С точки зрения аудиторского заключения особенных преобразований в новой редакции не произошло. За исключением того, что закон впервые дает весьма четкое определение, что же включается в аудиторское заключение в общем виде. Конкретное наполнение дают федеральные стандарты (правила) аудиторской деятельности.

Впервые в законодательстве определено, кто является получателем аудиторского заключения. Специально для этого статья 6 закона № 307-ФЗ содержит положение, в котором говорится, что аудиторское заключение предоставляется только аудируемому лицу или лицу, которое заказало проведение аудита.

Практически неизменными остались права и обязанности аудиторской организации при проведении аудита. Закон № 119-ФЗ просто говорит о том, что аудитор самостоятельно организовывает аудит, определяет формы и методы.

Редакция закона № 307-ФЗ очень внятно говорит о том, что такое самостоятельно организованный аудит. Это две составляющие: первая – форма и методы из допускаемых федеральными стандартами аудиторской деятельности; вторая – формирование аудиторской группы, количественный и персональный состав аудиторской группы. Законодательство впервые использует это понятие.

Итак, если суммировать отличия закона № 119-ФЗ от закона № 307-ФЗ, то получится следующая картина: разведены понятия «аудиторская деятельность» и «аудит», предмет аудита не включает порядок ведения бухучета, расширено понятие бухгалтерской (финансовой) отчетности, цель аудита не включает соответствие порядка ведения бухучета законодательству, аудиторское заключение выдается исключительно о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, сопутствующие аудиту услуги не есть прочие услуги, перечень сопутствующих услуг устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности, а также помимо вошедшего в нашу практику требования к независимости аудитора добавилось требование в отношении конфликта интересов.

В отношении аудитора основные отличия старой редакции от новой заключаются в том, что квалифицирующим признаком теперь является членство в СРО аудиторов. Исключено ограничение по профилю высшего образования, изменены требования к стажу работы, вводится единый квалификационный аттестат вместо разных его типов, индивидуальный аудитор может проводить обязательный аудит с ограничениями, произошли изменения в системе повышения квалификации аудитора.

Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ Об аудиторской деятельности (в редакции от 31.12.2017)

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Ошибка на сайте

Удаление аватара

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Мы отправили письмо на ваш адрес электронной почты ([email protected]). В письме вы найдете ссылку для сброса пароля и все дальнейшие инструкции.

Вы уверены, что хотите выйти?

Сообщение отправлено

Ваше сообщение администратору отправлено. Вы получите ответ на адрес электронной почты в течение 2х рабочих дней

Вы уверены, что хотите удалить закладку
“Изменения в КоАП с 1 марта 2017 года”?

Закон об аудиторской деятельности 307 фз от 30122008

саморегулируемая организация аудиторов

Проект ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Депутатами Государственной Думы Федерального Собрания РФ Е.А. Гришиным, М.М. Галимардановым подготовлен и 15 марта 2016 года внесен в Государственную Думу проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части уточнения требований к участию в саморегулируемой организации аудиторов и ведению реестра аудиторов и аудиторских организаций) (законопроект №1017530-6).

Основные положения законопроекта.

Требования к членству в СРО: квалификационный аттестат аудиторов не может быть представлен для подтверждения минимальной численности аудиторов в других коммерческих организациях.

Порядок и минимальный объем сведений подлежащей ежегодному раскрытию на официальном интернет-сайте аудиторской организации информации о своей деятельности (вступает в силу с 1 января 2017 года).

Нераскрытие информации в нужном объеме – основание для исключения аудиторской организации из СРО, если данное требование не исполнено в течение трех месяцев после применения к аудиторской организации меры воздействия в виде предупреждения и в течение срока приостановления членства в саморегулируемой организации аудиторов.

Предлагается дополнить перечень сведений, подлежащих включению в реестр аудиторов и аудиторских организаций:

  • о среднесписочной численности работников организации за календарный год, в том числе сведений о количестве работающих в организации аудиторов по основному месту работы и по совместительству;
  • о количестве работающих аудиторов с единым квалификационным аттестатом по основному месту работы и по совместительству;
  • об общем объеме выручки и выручки от оказания аудиторских услуг;
  • об общем количестве выданных аудиторских заключений.
  • Требование к наличию в штате (по основному месту работы) аудиторских организаций, осуществляющих аудиторскую деятельность, предусмотренную частью 3 статьи 5 ФЗ-307, не менее двух аудиторов с единым квалификационным аттестатом.
Смотрите так же:  Куплю дом в нижегородской области за материнский капитал

До 1 января 2019 года СРО, сведения о которых внесены в государственный реестр по состоянию на день вступления в силу закона, должны обеспечить соответствие требованиям к минимальной численности членов.

Законопроектом предлагается также внести изменений в Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», уточнив требования к различной значимости критериев оценки заявок, содержащих предложение о цене контракта — до двадцати пяти процентов или более от начальной (максимальной) цены контракта.

Статьей 4 законопроекта предусмотрено, что «аудиторские организации, действующие на момент вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны выполнить требования, предусмотренные к минимальной численности аудиторов для целей соответствия требованиям к членству в СРО (пп. «а» п. 1 ст. 1 проекта) и для права осуществления аудита по ч.3 ст.5 ФЗ-307 (п.3 ст.1 проекта), в течение года со дня его вступления в силу.» Вызывает вопросы несколько неопределенный термин «действующая аудиторская организация». Предположительно, это требование относится к аудиторским организациям, сведения о которых включены в реестр. В таком случае, если компания намерена в течение года сменить СРО, то при вступлении в новую СРО такая коммерческая организация должна соответствовать требованиям закона в новой редакции.

Ответственными по законопроекту назначены Комитеты Государственной Думы: Комитет по финансовому рынку и Комитет по вопросам собственности.

Федеральный закон №307 фз «Закон об аудиторской деятельности» (30.12.2008) с изменениями от 04.03.2014

2. Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

7. Аудиторские услуги:

1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;

5) юридическая помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам;

6) автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценочная деятельность;

8) разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью;

10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, которые регулируют аудиторскую деятельность.

ФЗ от 01.12.07 №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

Статья 3. Аудиторская организация

Аудиторская организация — коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов.

Статья 4. Аудитор

Аудитор — физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Физическое лицо признается аудитором с даты внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций.

Статья 5. Обязательный аудит

Обязательный аудит проводится в случаях:

если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

если ценные бумаги организации допущены к обращению на организованных торгах;

если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления,) представляет и (или) публикует сводную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

2.Обязательный аудит проводится ежегодно.

Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Аудит — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Регулирование аудита, аудиторской деятельности осуществляется Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Часть 3 статьи 1 этого закона определяет:

«Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. . под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация.»

Суть аудита в том, что независимая аудиторская организация, которая специализируется на проведении аудитов (аудиторской деятельности), проверяет финансовую отчетность компании и выражает свое мнение в так называемом Аудиторском заключении. В этом заключении аудитор сообщает является ли бухгалтерская (финансовая) отчетность достоверной или нет.

Если отчетность, по мнению аудитора, достоверна, то пользователи этой отчетности (акционеры, собственники, инвесторы, кредиторы) могут быть уверены в том, что отчетность достоверно отражает финансовое положение компании. Данные бухгалтерской (финансовой) отчетности используются при принятии решения о покупке или продажи акций (долей) компании, выдаче займов и кредитов и т.д.

Конечно же, и аудитор может ошибаться. Такое в истории аудита бывало не раз. Так, крупнейшая некогда аудиторская компания Артур Андерсен (Arthur Andersen) подтвердила сфальсифицированную бухгалтерскую отчетность энергетической компании Энрон. Вскоре обман вскрылся и выяснилось, что Энрон неплатежеспособен и инвесторы и кредиторы получили огромные убытки. В итоге и аудиторская компания Артур Андерсен, допустившая ошибку была закрыта. Поэтому законодательство устанавливает особые требования к аудиторским организациям и ответственность за нарушения при проведении аудитов. Аудиторы обязаны применять стандарты аудиторской деятельности (Постановление Правительства РФ от 11.06.2015 N 576 «Об утверждении Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации»). Это не может полностью исключить ошибки аудитора, но сокращает их вероятность.

Для проведения аудита, проверяемая организация заключает договор с аудитором, по которому проверяемая организация оплачивает услуги, а аудиторская организация проводит аудит. Заказать аудит организации может и не сама проверяемая организация, а иное заинтересованное лицо — например, головная организация, по отношению к той, которую проверяют. Но обычно договор заключается между аудитором и проверяемой организацией.

Слово «Аудит» от латинского слова audit — слушает. Иногда аудитом называют и иные виды независимых проверок. Так, независимую проверку выполнения экологических требований сторонней организацией называют Экологическим аудитом. Проверку применяемой архитектуры информационных технологий называют ИТ аудитом. Чтобы отделить такие виды аудита от собственно аудиторской деятельности, последнюю иногда называют Финансовый аудит.

Обязательный аудит

Законодательство устанавливает случаи, когда проведение аудита обязательно. То есть организация, которая подпадает под требования о проведении обязательного аудита, обязана регулярно проводить аудиты. Такие случаи указаны в статье 5 «Обязательный аудит» Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Большинство организаций подлежат обязательному аудиту в случае, если:

— объем выручки от продажи за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей

— сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

Но есть и иные условия проведения обязательного аудита (ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ):

1. Обязательный аудит проводится в случаях:

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

К примеру, обязательный аудит установлен для следующих категорий налогоплательщиков:

Саморегулируемая организация (п. 4 ст. 12 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»).

Жилищные накопительные кооперативы (п. 1 ст. 54 Федеральный закон от 30.12.2004 N 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»): Ведение кооперативом бухгалтерского учета и бухгалтерская (финансовая) отчетность кооператива подлежат обязательной ежегодной проверке аудиторской организацией (аудитором). Уставом кооператива может быть предусмотрено проведение аудиторской проверки один раз в два года, если сумма активов баланса кооператива не превышает на конец отчетного года шесть миллионов рублей.

Смотрите так же:  Экспертиза на невском

Управляющая компания Российского Фонда Прямых Инвестиций (Федеральный закон от 2 июня 2016 г. № 154-ФЗ «О Российском Фонде Прямых Инвестиций», статья 7).

Региональная гарантийная организация (Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», статья 15.2).

Застройщики, привлекающие денежные средства участников долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (часть 4 статья 18 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации») — с 1 января 2017.

Минфин России 20.01.2016 утвердил Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2015 год (согласно законодательству Российской Федерации). Ссылка на текст документа в разделе Дополнительно.

2. Обязательный аудит проводится ежегодно.

Включение сведений о результатах обязательного аудита в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц

Организация, подлежащая обязательному аудиту, обязана включить сведения о результатах обязательного аудита в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Эта обязанность установлена частью 6 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (введена с 01.10.2016 Федеральным законом от 03.07.2016 N 360-ФЗ).

Сообщение должно быть с указанием сведений:

— идентифицирующих аудируемое лицо данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии)

— наименования (фамилии, имени, отчества) аудитора

— идентифицирующих аудитора данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии)

— перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит

— периода, за который она составлена

— мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию в соответствии с настоящей частью сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

Внести сведения в Реестр необходимо в течение трех рабочих дней с даты подписания аудиторского заключения (абз. 2 п. 9 ст. 7.1 Закона о госрегистрации). Если организация нарушит этот срок или не отразит сведения в реестре, то ее руководителя могут привлечь к административной ответственности (ч. 6 и 7 ст. 14.25 КоАП РФ).

Для публикации сведений об аудите необходимо зарегистрироваться на сайте fedresurs.ru, уплатить пошлину и получить электронно-цифровую подпись (ЭЦП).

Аудит организаций и госучастием, унитарных предприятий

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным (п. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Ответственность за не проведение обязательного аудита

Ответственность за непроведение обязательного аудита установлена статьей 15.11. «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности» КоАП.

Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, в частности, понимается отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов (абзац 7 примечания 1).

Совершение такого правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Аудиторская тайна

Аудитор, проводя аудит, получает много деликатной информации о клиенте. Поэтому закон устанавливает такое понятие как «Аудиторская тайна». Суть в том, что аудитор, сотрудники аудитора не имеют права раскрывать такую информацию, а если раскроют ее, то несут за это ответственность.

Аудиторская тайна регулируется статьей 9 «Аудиторская тайна» Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»:

1. Аудиторскую тайну составляют любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг, предусмотренных настоящим Федеральным законом, за исключением:

1) сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо с его согласия;

2) сведений о заключении договора оказания аудиторских услуг;

3) сведений о величине оплаты аудиторских услуг.

2. Аудиторская организация и ее работники, индивидуальный аудитор и работники, с которыми им заключены трудовые договоры, обязаны соблюдать требование об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей аудиторскую тайну.

3. Аудиторская организация, индивидуальный аудитор не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

4. Передача сведений и документов, составляющих аудиторскую тайну, третьим лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, не является нарушением аудиторской тайны.

5. Уполномоченный федеральный орган, уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору и их работники, саморегулируемые организации аудиторов, их члены и работники, а также иные лица, получившие доступ к сведениям и документам, составляющим аудиторскую тайну, в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, обязаны соблюдать требование об обеспечении конфиденциальности таких сведений и документов.

6. В случае разглашения аудиторской тайны аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору, саморегулируемой организацией аудиторов, а также иными лицами, получившими на основании настоящего Федерального закона и других федеральных законов доступ к аудиторской тайне, аудиторская организация, индивидуальный аудитор, а также лицо, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Вопрос — ответ

Аудиторское заключение — официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Налоговый аудит — оказание внешней организацией (или ИП) услуг, в виде выражения мнения о степени достоверности и соответствия нормам законодательства порядка формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других обязательных платежей.

Похожие публикации:

  • Средняя пенсия в 1997 году в россии Почему в РФ пенсии не увеличивались с 2000 года? ​ по имеющимся данным.​ фонда РФ по​ средней заработной платы​ за тот же​ а из страховых​ что для расчета​ ​ 1051,5​ ​1992 - 5995,0 /​ и с учетом​ Пенсионного Фонда РФ​ заработок в […]
  • Утилизация отработанных масел лицензия На основании постановлений Совета Министров СССР и Совета Министров РСФСР 1984г. «Об утилизации, обезвреживании и захоронении токсичных промотходов» было принято решение об организации Томского полигона токсичных отходов (ПТО), […]
  • Экономика частная собственность на землю 26.3. Право частной собственности на землю Понятие права частной собственности на землю в качестве особой юридико-экономической категории, как и сам обозначающий это понятие термин, впервые появляется в Законе РСФСР «О земельной […]
  • Приказ минздрава 362 Приказ Минздрава РФ от 17 февраля 1993 г. N 23 "Об утверждении "Положения о клинической ординатуре" (утратил силу) Приказ Минздрава РФ от 17 февраля 1993 г. N 23"Об утверждении "Положения о клинической ординатуре" Приказом Минздрава […]
  • Размер налога на наследство по завещанию Размер налога на наследство по завещанию До недавнего времени налог на наследство рассчитывали на основании Закона РФ от 12 декабря 1991 года № 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» (с […]
  • Доверенность на оформление документов на машину Нотариус Бахтадзе Э. Ю. Нотариальная контора Бахтадзе Эльмира Юрьевна – частный нотариус Москвы, работает в сфере юриспруденции с 1990 года, приказ о назначении №132-ч от 30.06.98, лицензия № 000400 от 26.04.94. Нотариальная контора […]