Аренда лесов и вод договор

Аренда лесов и вод договор

2.3 Содержание договора аренды участка лесного фонда / Договор аренды лесного участка

Как упоминалось выше, содержание договора лесного участка установлено Правительством РФ.

Для этого приняты соответствующие Правила, утвержденные вышеупомянутым Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2007 г. N 324 «О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности»

Данные Правила определяют порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также его содержание.

Содержание договора аренды лесного участка строится из того, что предоставление лесных участков в аренду осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации. К договору применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.

Объектом аренды после 1 января 2010 г. может быть только лесной участок, прошедший государственный кадастровый учет.

До 1 января 2010 г. допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета.

В договоре в обязательном порядке указывается цель предоставления лесного участка

По договору лесной участок предоставляется для использования в следующих целях:

· заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

· заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

· ведение охотничьего хозяйства;

· ведение сельского хозяйства;

· осуществление научно-исследовательской и образовательной деятельности;

· осуществление рекреационной деятельности;

· создание лесных плантаций и их эксплуатация;

· выращивание дикорастущих плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений;

· осуществление работ по геологическому изучению недр и разработка месторождений полезных ископаемых;

· строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;

· строительство, реконструкция и эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;

· переработка древесины и иных лесных ресурсов;

· иные цели, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации.

В договоре в обязательном порядке должно быть указано основание его заключения.

Так договор аренды лесного участка заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение договора, за исключением следующих случаев:

· использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых;

· использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;

· использование лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;

· реализация приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Аукционы по продаже права на заключение договора проводятся в соответствии с главой 8 Лесного кодекса Российской Федерации. При этом организаторами аукционов являются:

· в отношении лесных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, — органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления соответственно;

· в отношении лесных участков в пределах земель лесного фонда, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых, а также полномочий по организации и проведению аукционов передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, — органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

· в отношении лесных участков в пределах земель лесного фонда на территории субъектов Российской Федерации, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых, а также полномочий по организации и проведению аукционов не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, — Федеральное агентство лесного хозяйства.

Таким образом, в договоре аренды земельного участка должны быть указаны данные об аукционе, на по результатам которого заключен данный договор.

Предоставление лесных участков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий и землях обороны и безопасности, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и земельным законодательством.

Договор содержит следующие существенные условия:

· сведения о лесном участке, в том числе площадь, местоположение и описание границ лесного участка, кадастровый номер, кадастровая карта (план), которая прилагается к договору как неотъемлемая часть, либо номер учетной записи в государственном лесном реестре и план лесного участка, заверенный органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (в случае предоставления до 1 января 2010 г. лесного участка в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета);

· виды использования лесов, расположенных на лесном участке, предоставляемом в аренду;

· размер арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы;

· объемы рубок лесных насаждений и изъятия других лесных ресурсов.

В договоре также указываются следующие условия:

· права и обязанности сторон по договору, в том числе обязанности по охране, защите и воспроизводству лесов;

· ответственность за нарушение условий договора, в том числе неустойки (штрафы, пени);

· основания и порядок расторжения и изменения договора;

· сведения об обременении, ограничении использования лесного участка;

· иные условия, не противоречащие законодательству Российской Федерации (указываются по усмотрению сторон).

Размер арендной платы по договору определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.

Договор заключается на срок от 10 до 49 лет, а в некоторых случаях — на срок от 1 года до 49 лет.

Срок договора определяется в соответствии со сроком разрешенного использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом.

Подготовка и заключение договоров в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и собственности муниципальных образований, осуществляются органами государственной власти или органами местного самоуправления, указанными в пункте 5 настоящих Правил.

В случае заключения договора без проведения аукциона в соответствии с частью 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации заинтересованное в получении права аренды лицо подает заявление в органы государственной власти или органы местного самоуправления, которые ведают предоставлением лесных участков.

В заявлении указываются следующие сведения:

· полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма заявителя, его юридический адрес и местонахождение, банковские реквизиты — для юридического лица;

· фамилия, имя, отчество заявителя, его адрес, данные документа, удостоверяющего личность, — для гражданина, в том числе для гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем;

· местоположение и площадь лесного участка, который предполагается взять в аренду;

· обоснование цели, вида и срока использования лесов, расположенных на лесном участке, который предполагается взять в аренду.

К заявлению прилагаются следующие документы:

· выписка из Единого государственного реестра юридических лиц — для юридического лица;

· выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей — для гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем;

· копии документов, удостоверяющих личность, — для гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем;

· копия свидетельства о постановке на налоговый учет в налоговом органе;

· документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (при необходимости);

· иные документы, необходимые для предоставления в аренду лесного участка без проведения аукциона (представляются по усмотрению заявителя);

· копии лицензии на пользование недрами или документов, подтверждающих включение инвестиционного проекта в области освоения лесов в перечень приоритетных инвестиционных проектов, утвержденный в установленном порядке, — при предоставлении лесного участка в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых или в целях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Копии документов заверяются в установленном порядке.

Заявление и прилагаемые к нему документы рассматриваются арендодателем в течение 30 календарных дней с даты их получения. По результатам рассмотрения выносится решение о предоставлении лесного участка в аренду (далее — решение) либо указанные документы возвращаются заявителю со следующими обоснованиями причин возврата:

· осуществление использования лесов на лесном участке, на который претендует заявитель, другими гражданами и (или) юридическими лицами;

· подача заявления и прилагаемых к нему документов с нарушением требований, установленных Правилами о договоре аренды лесного участка;

· предоставление заявителем неверных сведений о себе;

· запрещение в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществления заявленного вида использования лесов на данном лесном участке;

· несоответствие заявленного использования лесного участка лесному плану субъекта Российской Федерации или лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка).

Отказ в предоставлении лесного участка в аренду в случаях, когда проведение аукциона не требуется, может быть обжалован в судебном порядке.

Решение должно содержать:

· сведения о заявителе (наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество гражданина, в том числе гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем);

· местоположение и площадь лесного участка;

Смотрите так же:  Хищение информации определение

· вид и срок использования лесов, расположенных на лесном участке, предоставляемом в аренду;

· сроки подготовки и заключения договора.

В случае принятия решения без проведения аукциона арендодателем обеспечивается проведение государственного кадастрового учета передаваемого в аренду лесного участка, после чего арендодатель и заявитель в течение 30 дней осуществляют подготовку и подписание договора по форме примерного договора аренды лесного участка.

При предоставлении до 1 января 2010 г. гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета арендодателем соответствующих лесных участков обеспечивается государственный учет лесных участков.

Подготовка и подписание договора на основании результатов аукциона по продаже права на заключение договора осуществляются в соответствии со статьей 80 Лесного кодекса Российской Федерации по форме примерного договора аренды лесного участка.

Договор заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписываемого арендодателем и арендатором.

Договор подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

При заключении договора арендодатель обязан предупредить арендатора о правах третьих лиц на предоставляемый в аренду лесной участок. Неисполнение арендодателем этой обязанности дает арендатору право требовать уменьшения арендной платы либо расторжения договора и возмещения убытков.

Таким образом, содержание договора об аренде лесного участка должно включать все условия предусмотренные для договоров такого типа.

Статья 72. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

В лесном праве обоснование введения арендных отношений в сферу лесопользования и теоретическая разработка договора аренды впервые была предложена О.И. Крассовым*(102).

Необходимо отметить, что Лесной кодекс РФ расширил круг использования лесов на условиях договора аренды и включил в него виды деятельности, которые не связаны с ведением лесного хозяйства и добычей лесных ресурсов. Это прежде всего строительство и эксплуатация искусственных водных и линейных объектов.

Договор аренды лесного участка регулируется нормами Лесного и Гражданского кодексов РФ. Дополнительно Лесным кодексом РФ предусмотрено принятие целого пакета нормативных правовых актов как на уровне РФ, так и на уровне субъектов Федерации.

Гражданским законодательством устанавливаются общие принципы регулирования данных отношений, такие как равенство, автономия воли и имущественная самостоятельность субъектов арендных отношений. Лесной кодекс РФ отражает специфику регулирования соответствующих отношений, которая связана с особенностями леса как природного объекта.

В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.

Существенными условиями договора аренды являются условия о его предмете, сроке и арендной плате. Договор аренды относится к группе договоров по передаче имущества в пользование, поэтому объектом договора являются непотребляемые вещи, т.е. не теряющие своих свойств в процессе их использования, которые по истечении срока аренды должны быть возвращены арендодателю в том состоянии, в котором арендатор их получил.

Договор аренды лесного участка имеет свои особенности. Так, объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»*(104).

Лесные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам в аренду для осуществления следующих видов лесопользования:

— для заготовки древесины за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд;

— для заготовки живицы;

— для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, за исключением заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд;

— для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, за исключением заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд;

— для ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты;

— для создания лесных плантаций и их эксплуатации на землях лесного фонда;

— для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений;

— для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых в случаях, если выполнение таких работ влечет за собой проведение рубок лесных насаждений;

— для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов;

— для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;

— для переработки древесины и иных лесных ресурсов.

На условиях договора аренды лесные участки предоставляются также и для реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Максимальный срок договора аренды лесного участка составляет 49 лет. На срок от 1 года до 49 лет договор заключается в случаях, если лесные участки предоставляются для следующих видов пользования:

— для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых;

— для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов;

— для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов. Во всех других случаях договор аренды заключается на срок от 10 до 49 лет.

Конкретный срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком разрешенного использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом.

Арендодателем по договору выступает уполномоченный орган по управлению лесным хозяйством субъекта Федерации. Арендаторами могут быть граждане и юридические лица, признанные в качестве лесопользователей в соответствии с ч. 3 ст. 25 ЛК РФ.

Особо необходимо выделить круг обязанностей, которые возлагаются на арендатора по договору аренды лесного участка, в дополнение к общим обязанностям, определенным гражданским законодательством. На арендатора возлагается обязанность по разработке проекта освоения лесов, который подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В проекте освоения лесов должна содержаться характеристика следующих видов деятельности арендатора:

— организация использования лесов;

— создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры;

— проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов;

— проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

В соответствии с проектом освоения лесов арендатор обязан один раз в год подавать лесную декларацию (ст. 26 ЛК РФ).

На арендатора возлагается обязанность по предоставлению отчета об использовании лесов (ст. 49 ЛК РФ), отчета об охране и защите лесов (ст. 60 ЛК РФ), отчета о воспроизводстве лесов (ст. 66 ЛК РФ).

В Лесном кодексе РФ отсутствуют нормы, определяющие следующие правомочия арендатора: возможность сдавать арендованный лесной участок в субаренду, передавать свои права и обязанности по договору другим лицам (перенаем), отдавать арендные права в залог, вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив. В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» арендатор по договору аренды участка лесного фонда до приведения его в соответствие с Лесным кодексом РФ не вправе осуществлять вышеперечисленные правомочия. Из этой нормы можно сделать вывод, что арендатор обладает данными правомочиями.

Добытые лесные ресурсы по договору аренды лесных участков принадлежат, по общему правилу, арендатору на праве собственности. Исключение составляют случаи использования лесных участков на условиях договора аренды для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки полезных ископаемых, строительства и эксплуатации искусственных водных объектов и линейных объектов, для переработки древесины и иных лесных ресурсов. В этих случаях право собственности на древесину возникает не у арендатора, а переходит в собственность Российской Федерации (ст. 20 ЛК РФ).

Порядок предоставления лесного участка в аренду определен нормами ст. 74 Лесного кодекса РФ. Договор подлежит государственной регистрации в соответствии со ст. 93 ЛК РФ.

Гражданским законодательством предусмотрены общие основания досрочного расторжения договора аренды по требованию одной из сторон (ст. 619, 620 ГК РФ). Специальным основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка является невыполнение арендатором лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов (ст. 24 ЛК РФ).

Федеральным законом «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрен механизм приведения договора аренды участка лесного фонда, заключенного до 1 января 2007 г., в соответствие с нормами Лесного кодекса РФ. Переоформить договор можно в случае, если не истек срок действия лесорубочного билета путем подачи заявления о предоставлении лесного участка в аренду в уполномоченный орган по управлению лесным хозяйством субъекта Российской Федерации. Новый договор аренды участка лесного фонда заключается без проведения аукциона и подлежит государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством. После переоформления договора, арендатор обязан разработать проект освоения лесов.

Арендаторы, которые не переоформили свои договоры, не имеют права:

— сдавать арендованный им участок лесного фонда в субаренду;

— передавать свои права и обязанности по договору аренды участка лесного фонда другим лицам (перенаем);

Смотрите так же:  Орган опеки и попечительства невского района санкт-петербург

— отдавать арендные права в залог;

— вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.

В случае отказа арендатора от приведения договора аренды участков лесного фонда в соответствие с требованиями Лесного кодекса РФ, договор прекращает свое действие после прекращения действия лесорубочного билета.

Настоящей статьей закреплено преимущественное право на заключение договора на новый срок с арендатором, надлежаще исполнившим условия договора аренды. В данном случае пролонгация договора должна осуществляться без проведения аукциона.

Типовой договор аренды лесного участка

Правовое регулирование в области лесопользования

Отношения в сфере лесопользования регулируются следующими нормативными источниками:

  • Лесным кодексом РФ (далее — ЛК РФ). В данном случае положения кодекса являются специализированными приоритетными нормами по отношению к другим правовым актам.
  • Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ). Применяется как общий закон об арендных взаимодействиях.
  • Земельным кодексом РФ (далее — ЗК РФ). Уточняет моменты, связанные с арендой земельных участков.
  • Приказом Минприроды России «Об утверждении типовых договоров аренды…» от 20.12.2017 № 693. Включает в себя актуальный типовой договор аренды лесного участка 2018 года по всем видам лесопользования.

Таким образом, гражданское и земельное законодательство применяется к имущественным взаимоотношениям с лесными ресурсами только в той части, в которой они не противоречат ЛК РФ.

Права на лесные участки

Согласно ст. 71 ЛК РФ лесные участки могут быть переданы:

  • в постоянное (бессрочное) пользование организациям на основании решения соответствующего государственного или муниципального органа;
  • юридическим и физическим лицам в аренду на основании договора аренды;
  • компаниям и гражданам в безвозмездное пользование на основании одноименного договора.

Что касается права собственности, то в ЛК РФ упоминается федеральная, государственная и муниципальная собственность на лесные участки. Все леса в границах лесного фонда относятся к федеральной собственности, т. е. принадлежат только РФ. Принадлежность лесных участков на территории других земель определяется общими правилами земельного законодательства. В этой связи отметим, что упоминаемая в ЛК государственная собственность на лес подразумевает принадлежность участка либо РФ, либо субъекту РФ.

В силу ч. 5 ст. 27 ЗК РФ земли лесного фонда ограничены в обороте, поэтому не могут быть предоставлены в частную собственность (ч. 2 ст. 27 ЗК РФ). При этом земли с таким статусом могут быть объектом других гражданско-правовых сделок, в том числе и арендного соглашения. Далее мы будем разбираться только с вопросами арендных правоотношений.

Предоставление одного и того же объекта нескольким арендаторам

По своим характеристикам лесные участки попадают в группу имущества, которое может быть передано в аренду одновременно для нескольких целей (ч. 2 ст. 25 ЛК РФ). Но может ли при этом лесной участок быть в аренде у нескольких лиц — вопрос спорный, и судебная практика по нему неоднозначна.

Одни суды полагают, что ст. 25 ЛК РФ дает арендодателю право сдавать участок одновременно нескольким арендаторам, но для разных целей (постановление Президиума ВАС РФ от 27.07.2010 по делу № А05-7607/2009, определение Верховного суда РФ от 23.10.2015 по делу № А82-12416/2013).

Другие суды считают, что норма ст. 25 ЛК РФ просто определяет виды использования участков, но не регулирует порядок их предоставления. Поэтому говорить о правомерности передачи лесного участка нескольким арендаторам нельзя (постановление ФАС Центрального округа от 05.04.2010 по делу № А09-9389/2009). Хотя положительная практика по данной позиции не столь многочисленна.

Что по этому поводу говорят официальные органы? В письме Минэкономразвития РФ от 01.02.2011 № Д23-342 сказано о возможности предоставления одного лесного участка нескольким арендаторам одновременно. Однако при этом рекомендуется указывать в тексте сделки на право арендодателя предоставлять объект другим пользователям для других целей и обязывать его же уведомлять об этом предыдущего арендатора.

Процедура заключения сделки

Лесные участки предоставляются в аренду посредством проведения торгов. Последние организуются в форме открытого аукциона или открытого конкурса (ч. 1 ст. 73.1 ЛК РФ). Правила и порядок проведения торгов полностью регламентируются гл. 8 ЛК РФ.

Без торгов заключение договора аренды допускается, если целью аренды является:

  • создание охотхозяйства;
  • проведение геологических исследований и разработка полезных ископаемых;
  • возведение и эксплуатация водных и гидротехнических объектов;
  • эксплуатация линейных сооружений;
  • запуск инвестиционных проектов, связанных с освоением лесов;
  • заготовка древесины в связи с использованием участка для геологических изысканий, сооружения водных и линейных объектов и др.

Кроме того, торги проводить не требуется:

  • при условии наличия на участке капитального строения;
  • в случае заключения нового договора аренды, при условии что лесные участки предоставлены в аренду ранее по результатам торгов на срок от 10 лет.

При отсутствии необходимости проводить торги договор аренды заключается по заявлению заинтересованного лица на основании соответствующего решения уполномоченного органа. Порядок подачи, принятия и рассмотрения такого обращения описан в приказе Минприроды России «Об утверждении порядка подготовки…» от 28.10.2015 № 445.

Типовая форма договора аренды лесного участка в 2018 году

Договор аренды лесного участка подготавливается соответствующим органом в форме единого письменного документа, подписанного сторонами. Следует отметить, что всегда существовала утвержденная правительством универсальная форма данного документа, которой пользовались для всех видов лесопользования. Предпоследняя версия рассматриваемого соглашения была введена постановлением Правительства РФ «О типовом договоре аренды…» от 21.09.2015 № 1003.

Однако уже в конце 2017 года приказом Минприроды России «Об утверждении типовых договоров…» от 20.12.2017 № 693 типовая форма была утверждена отдельно для каждого вида лесопользования, установленного ч. 1 ст. 25 ЛК РФ. При этом все договоры фактически имеют одинаковую структуру и идентичный текст. Разница заключается, как правило, в содержании приложений к соглашениям.

По ст. 92 ЛК РФ государственная регистрация прав на лесные участки, а также их обременений и ограничений осуществляется в соответствии с федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ. В силу ч. 1 ст. 51 упомянутого закона государственная регистрация арендных отношений проводится через регистрацию, соответственно, договора аренды.

В связи с этим сделка об аренде лесного участка также подлежит государственной регистрации. Согласно п. 2 ст. 609 ГК РФ и п. 2 ст. 26 ЗК РФ только аренду до одного года можно не регистрировать.

Стороны арендной сделки

На стороне арендодателя выступает уполномоченный на распоряжение лесными землями орган:

  • федеральное агентство лесного хозяйства;
  • орган субъекта РФ, отвечающий за лесопользование;
  • соответствующий муниципальный орган.

Арендаторами могут быть как организации, так и обычные граждане. Однако если цель использования участка носит предпринимательский характер, то в роли арендатора может выступать только коммерческая компания или индивидуальный предприниматель.

Кроме того, передать в аренду лесной участок могут только лицу, которое не внесено в реестр недобросовестных арендаторов лесных угодий. В данном списке отмечают тех, кто нарушил нормы ЛК РФ и ГК РФ, а также правила лесопользования. С такими субъектами может быть расторгнут и действующий договор.

Предмет и объект договора

Договор аренды лесного участка предполагает передачу объекта только в пользование и обязательно с указанием определенной цели, а именно:

  • заготовка древесины, живицы;
  • заготовка и сбор недревесных ресурсов, лекарственных трав, пищевых лесных ресурсов;
  • ведение охотничьего, сельского хозяйства;
  • осуществление научно-исследовательской, образовательной деятельности;
  • выполнение геологических разработок;
  • переработка древесины;
  • строительство, реконструкция и эксплуатация водных объектов и линий электропередачи;
  • другие цели в соответствии с действующим законодательством.

Указанный перечень не является закрытым. Участок может предоставляться как для одной, так и для нескольких целей, которые обязательно прописываются в соглашении. При этом использование в других целях запрещено.

Объектом аренды является сформированный в соответствии с земельным законодательством лесной участок. Также к передаваемому участку прописаны императивные требования:

  • имущество должно стоять на кадастровом учете;
  • право государственной или муниципальной собственности на объект должно быть зарегистрировано;
  • должны быть определены параметры и виды использования предоставляемого участка в соответствии с лесохозяйственными регламентами.

Четкое указание на цели использования и точное описание лесного участка — это единственные существенные условия рассматриваемой сделки.

Арендная плата по договору устанавливается в соответствии со ст. 73 ЛК РФ. В частности, пп. 2, 3 указанной нормы содержат различные показатели для определения оплаты, если:

  • пользование участком предполагает изъятие лесных ресурсов;
  • арендатор использует объект без получения лесных ресурсов.

Если договор аренды заключен на срок от 10 лет, то оплата рассчитывается согласно специальной методике, утверждаемой Правительством РФ.

В договоре аренды, заключенном через торги, нельзя изменить цену дополнительным соглашением (постановление Президиума ВАС РФ от 17.12.2013 по делу № А28-5083/2012).

Стоимость аренды не считается существенным условием договора, так как может быть определена с помощью указанных выше норм ЛК РФ и методических материалов.

По общему правилу договор аренды лесного участка заключается на срок от 10 до 49 лет. В зависимости от цели предоставления объекта указанный срок может быть другим:

  • при ведении охотничьего хозяйства аренда не должна превышать период действия охотхозяйственного соглашения;
  • если участок необходим для геологических изысканий, возведения (реконструкции, эксплуатации) линейных объектов, заготовки древесины, то минимальный срок никак не ограничивается, а максимальный не может превышать 49 лет;
  • когда лесной участок арендуется с целью строительства (эксплуатации) водных объектов, гидротехнических сооружений или с целью переработки древесины, период пользования не может быть менее 1 года и более 49 лет.
Смотрите так же:  Портфолио пояснительная записка психолога

Таким образом, срок аренды также не является существенным условием и устанавливается по соглашению сторон. Уточнение срока, на который может предоставляться лесной участок, производится согласно требованиям лесохозяйственного регламента.

Отдельные положения

Арендатор лесного участка, который был определен через торги, не имеет права делать переуступку по договору или сдавать участок в субаренду (ч. 6 ст. 71 ЛК РФ). Этот запрет не касается тех лиц, которые оформили аренду по заявлению, на них распространяются нормы земельного законодательства. В частности, пп. 5, 6, 9 ст. 22 ЗК РФ предоставляют возможность переуступки арендных прав или сдачу участка в субаренду. Хотя в типовых договорах нет положений, которые регламентируют данный вопрос.

Отметим, что арендатор лесного участка обязан ежемесячно или ежеквартально представлять в контролирующие органы различные отчеты: об использовании лесов, охране от пожаров и др. (ст. 49, 60, 60.11, 60.16, 66 ЛК РФ).

Изменение или расторжение рассматриваемых соглашений осуществляется в порядке гражданского и земельного законодательства (ч. 1 ст. 74.1 ЛК РФ). Однако своя специфика прописана в ЛК РФ. Например, ч. 2 той же статьи запрещает изменять условия контракта, подписанного по итогам торгов. Исключение составляют:

  • внесение изменений в целевое назначение или разрешенное использование;
  • случаи изменения первоначальных обстоятельств заключения сделки (пожары, стихийные бедствия и др.);
  • изменение параметров использования лесов.

В иных ситуациях какие-то дополнения к договору возможны только через суд и только при наличии существенных отклонений качественных и количественных черт участка от исходных данных.

Итак, когда мы говорим об аренде лесного участка, то имеем в виду предоставление объекта государственной или муниципальной собственности. Возникшие правоотношения оформляются типовыми договорами. Общие положения сделки продиктованы гражданским и земельным законодательством. Специальные нюансы прописаны в ЛК РФ.

3. Договор аренды участка лесного фонда

Легальное определение договора аренды участка лесного фонда дано в ст. 31 ЛК.

По этому договору лесхоз федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющая ведение лесного хозяйства организация органа исполнительной власти субъекта РФ (арендодатель) обязуется предоставить лесопользователю (арендатору) участок лесного фонда за плату на срок от одного года до 99 лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.

Арендодателями по данному договору являются лесхоз федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющая ведение лесного хозяйства организация органа исполнительной власти субъекта РФ. Арендаторами (лесопользователями) могут быть как граждане, так и юридические лица.

Предметом договора выступают участки лесного фонда. Согласно нормам ст. 9 ЛК к ним относятся участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель. Границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах).

Договор аренды участка лесного фонда заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации, с момента которой считается заключенным. Основанием для заключения договора аренды участка лесного фонда служит выигрыш арендатором лесного конкурса. Лесные конкурсы организуются и проводятся федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с соблюдением условий ст. 34, 35 ЛК. Лицо, выигравшее лесной конкурс, и организатор лесного конкурса подписывают протокол о результатах лесного конкурса, на основании которого заключается договор аренды участка лесного фонда.

К условиям договора аренды участка лесного фонда (ст. 33 ЛК) относятся условия:

о границах участка лесного фонда;

о видах лесопользования;

об объемах (размерах) лесопользования;

о размере арендной платы и порядке ее внесения;

об обязанностях сторон по охране, защите участка лесного фонда и воспроизводству лесов;

о порядке оплаты лесопользователю проведенных им лесохозяйственных работ.

В договоре могут содержаться и иные условия, предусмотренные лесным законодательством РФ и определенные по усмотрению сторон. Это могут быть условия: о том, что на переданном в аренду участке в установленном порядке производится строительство лесовозных дорог, пунктов хранения древесины, других строений и сооружений, необходимых для организации лесопользования; о получении информации об участке лесного фонда, переданном в аренду; о предоставлении арендатором арендодателю проекта организации использования переданного в аренду участка лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей и т.п.

Предоставление в аренду участков лесного фонда имеет целевое назначение. Участки лесного фонда могут передаваться в аренду одному или нескольким арендаторам для осуществления следующих видов лесопользования:

а) заготовки древесины;

б) заготовки живицы;

в) заготовки второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.);

г) побочного лесопользования (сенокошения, пастьбы скота, размещения ульев и пасек, заготовки древесных соков, заготовки и сбора дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбора мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша, других видов побочного лесопользования, перечень которых утверждается федеральным органом управления лесным хозяйством);

д) пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;

е) пользования участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.

Сам по себе договор на аренду участка лесного фонда не дает права на осуществление оговоренного в нем лесопользования.

Добытые в соответствии с договором аренды участка лесного фонда лесные ресурсы (продукция) являются собственностью арендатора.

Размер и порядок внесения арендных платежей определяются договором аренды. Размер арендной платы устанавливается по соглашению сторон с учетом вида лесопользования, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом участке лесного фонда и действующих ставок лесных податей за данный вид лесопользования. Арендная плата устанавливается за весь арендуемый участок лесного фонда как сумма платежей по видам лесопользования, предусмотренным договором аренды.

Участки лесного фонда относятся к вещам, ограниченным в обороте (ст. 12 ЛК). Поэтому участки лесного фонда, переданные в аренду, не подлежат переходу в собственность арендатора по истечении срока аренды. Выкуп арендованных участков запрещается. Также запрещена субаренда участков лесного фонда.

Аренда участков лесного фонда регулируется ст. 31–35 ЛК, гражданским законодательством и Положением об аренде участков лесного фонда, утверждаемым Правительством Российской Федерации1.

Права арендатора на использование участка лесного фонда могут быть ограничены или приостановлены решениями федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере природопользования или его территориальных органов в случаях нарушения арендатором требований лесного законодательства или невыполнения условий лесорубочного билета, ордера, лесного билета.

Если обстоятельства или условия, вызвавшие ограничение либо приостановление права арендатора по использованию участка лесного фонда, устранены, то это право восстанавливается в полном объеме (ст. 27 ЛК).

Основания прекращения прав арендатора на использование участка лесного фонда по инициативе арендодателя содержатся в ст. 28 ЛК. К ним относятся:

систематическое (более двух раз) нарушение арендатором лесного законодательства РФ;

аварии, стихийные бедствия и иные обстоятельства, носящие чрезвычайный характер;

систематическое или более трех месяцев в течение года невнесение арендатором платежей за пользование участком лесного фонда;

нарушение арендатором установленных правил пользования участком лесного фонда или условий, предусмотренных лесорубочным билетом, ордером, лесным билетом;

невыполнение арендатором лесовосстановительных и противопожарных работ, а также несоблюдение правил пожарной безопасности в лесах;

6) изъятие участка лесного фонда и участка, не входящего в лесной фонд, для государственных нужд. Расторжение договора аренды участков лесного фонда по инициативе арендодателя

Похожие публикации:

  • Закон краснодарского края транспортный налог 2019 Транспортный налог в Краснодарском крае 2018 Реквизиты документов Задайте вопрос по налогам и бухгалтерии Вопросы по теме Здравствуйте, интересует вопрос есть ли скидки на оплату налога на имущество и транспортный налог для […]
  • Льготы для пенсионеров детей войны Меры социальной поддержки пожилых граждан (льготы пенсионерам) в 2019 году Меры социальной поддержки Меры социальной поддержки пожилых граждан (льготы пенсионерам) Граждане пожилого возраста (пенсионеры) - граждане, достигшие […]
  • Беларусь пошлина нефть Беларусь на треть снижает экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты С 1 января 2019 года Беларусь снижает экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, вывозимые за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза […]
  • Приказ рэк вологодской области от 28082012 Приказ Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 28 августа 2012 г. N 288 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению при отсутствии приборов учёта" Приказ Региональной […]
  • Реорганизация приказ минфина Приказ Минфина РФ от 20 мая 2003 г. N 44н "Об утверждении Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций" (с изменениями и дополнениями) Приказ Минфина РФ от 20 мая 2003 г. […]
  • Требования к освещенности на рабочих местах Требования к освещенности на рабочих местах Министерство здравоохранения Российской Федерации ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 30 мая 2003 года N 107 О введении в действие санитарно-эпидемиологических […]