Перерасчет земельного налога по решению суда

Перерасчет земельного налога

За 2015 и 2016 года, согласно налоговых уведомлений, были уплачены налоги за земельный участок. Налоговая ставка была 0,6%. За 2017 год пришло налоговое уведомление, в котором налоговая ставка 1,5%. И перерасчет за 2015-2016г.г. уже со ставкой 1,5%. Оказывается они ошибочно за 2015-2016 года считали по ставке 0,5%. Действительно, правильно было выставлять по 1,5%, я проверила. НО это же не моя ошибка. Законно ли мне выставили долг за 2015 и 2016 года? Если исправно платила по налоговым уведомлениям.

Здравствуйте! Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:

Сегодня мы уже ответили на 773 вопроса .
В среднем ожидание ответа – 14 минут.

зобова татьяна ивановна

Татьяна Ивановна, добрый день! Согласно ст. 397 НК РФ

налогоплательщики — физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

В данном случае Вы первоначально исполнили свои обязательства по уплате налога, но поскольку пришло новое уведомление в пределах установленного срока и спора по размеру ставки нет необходимо доплатить недостающую сумму. Основания для обжалования с учетом норм НК РФ тут могут появится если за 2015 и 2016 годы Вам еще и неустойку насчитали с даты уплаты налога по первому уведомлению. Если просто недоимку — то ту налоговая права тем более что с размером налога Вы не спорите как понимаю

Изменение ставки земельного налога и начисление за прошлые периоды

Земельный участок в проектируемом дачном поселке в Ярославской области.Принадлежит физлицу. Земли общего пользования (дороги, пожарный пруд и т.д.) Облагался по ставке 0,3%. В январе 2017 (по словам сотрудника ИФНС) была проверка из вышестоящей и по результатам была изменена ставка на 1,5%. Прислали уведомление с требованием доплатить разницу за 2014 и 2015 года. Насколько правомерно применение новой ставки к прошлым периодам? Налог за 2014 и 2015 года был уплачен полностью, в соответствии с выставленными уведомлениями. Претензий со стороны ИФНС не было. Задолженностей тоже.

Ответы юристов (7)

Алексей, добрый день! Такое требование правомерно, если ранее в отношении объекта налогообложения применялась неверная ставка. Однако поскольку согласно ст. 397 НК

4. Налогоплательщики — физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

то требование не противоречит закону, при этом нет оснований для выставления штрафных санкций естественно. Что касается собственно самого основания для изменения ставки (точнее применения ранее иной ставки) то тут надо смотреть основания ее изменения — если налоговая ничего не разъяснила — сделать письменный запрос и возможно оспорить

Уточнение клиента

Применяли ставку 0,3 как для земель под дачку. Теперь отнесли к категории «другие земли». Дороги, пожарный пруд и прочая инфраструктура разве не относятся к дачке? Кто занимается этим вопросом? Куда бежать?

06 Марта 2017, 14:05

Есть вопрос к юристу?

В основном такие случаи бывают, когда кадастровая стоимость задним числом меняется. Но в принципе случай с изменением ставки задним числом аналогичен.

Есть письмо ФНС России от 18.03.2011 № ЗН-4-11/[email protected] (consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=112339&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.5327620013450607#0), в котором указано, что:

Поэтому если по решению органа Росреестра проведено исправление технической ошибки, приведшее к уменьшению кадастровой стоимости земельного участка, величина которой распространяется на предыдущие налоговые периоды, то в этом случае следует производить перерасчет земельного налога за предыдущие налоговые периоды.
В случае, если исправление технической ошибки приводит к увеличению кадастровой стоимости земельного участка и осуществлено по решению суда, то, по мнению Департамента, это является основанием для осуществления перерасчета земельного налога за предыдущие налоговые периоды и необходимости предоставления уточненных налоговых деклараций.

То есть перерасчет земельного налога за прошлые периоды нужно производить, если Росреестром проведено исправление технической ошибки, приведшее к уменьшению кадастровой стоимости земельного участка. в противном же случае перерасчет налога производится только когда исправление технической ошибки произведено по решению суда.

Хотя это касается кадастровой стоимости. Но ставка, видимо, была ниже также по причине технической ошибки. Поэтому можно применить аналогию закона, т.е. если решения суда нет, то перерасчет неправомерен.

Поэтому можно попытаться обжаловать выставленное уведомление в вышестоящем налоговом органе (п. 1 ст. 138 НК РФ). Жалоба в вышестоящий налоговый орган подается через налоговый орган, который направил вам оспариваемое уведомление. Подать жалобу можно в течение года с момента, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ).

С Уважением, Олег Рябинин.

Да, правомерно, судебная практика говорит о том, же. Главное, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки.

В соответствии со статьёй 54 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчётным) периодам, в текущем налоговом (отчётном) периоде перерасчёт налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
Согласно пункту 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики — физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Таким образом, по смыслу пункта 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации, являющегося специальной нормой, регулирующей порядок и сроки уплаты земельного налога, с 1 января 2010 года налоговый орган может направить уведомление на уплату физическим лицом земельного налога не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления, а налогоплательщики — физические лица, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Доводы жалобы о том, что налоговым органом нарушен срок направления налогового требования не может быть принят судебной коллегией.На основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно пункту 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Уточнение клиента

Налоговая база не менялась. Изменили ставку. Где-то есть указание, по-моему в НК, что если нормативные акты ухудшают положение налогоплательщика, то они не могут применяться к прошлым периодам . Сюда это подходит?

06 Марта 2017, 13:59

Алексей, речь о статье 5 НК

2. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

но у вас я предполагаю что ситуация иная немного — т.е. изначально по действавшим в т.ч. в 2014 и 2015 годах НПА данный участок должен был облагаться по 1,5 % а не 0,3, если так то законно. Если же пересчитывают по НПА, принятому позже и отнесшему данную категорию к облагаемым по 1,5 а не 0, 3 — тогда ст. 5 НК может применяться.

Уточнение клиента

Про ставку в 2014-2015 пока не знаю, уточню. Они поменяли категорию земли . из дачки перекинули в «другие земли» . это возможно ? и опять-таки как это относится к прошлым периодам?

06 Марта 2017, 14:14

Кроме ст.5 НК РФ, еще есть Конституция РФ:

Конституция РФ ст.57: Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Само требование без личных данных к вопросу можете прикрепить? Согласно ст. 394 НК

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

Письмо Минфина России от 11.01.2017 N 03-05-04-02/160

Что касается положения «за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса», то данное положение относится к земельным участкам, находящимся в долевой собственности.
Например, если на земельном участке, находящемся в долевой собственности, располагается жилой дом, в котором находятся жилые и нежилые помещения (магазины, офисы, гаражи и др.), то при исчислении земельного налога в отношении долей земельного участки, приходящихся на нежилые помещения, не может применяться налоговая ставка, установленная в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

может в этом дело, в общем тут как минимум в налоговую нужно письменно обращаться и материалы проверки видеть на основании чего налоговая применяет 1,5 ставку

Уточнение клиента

Уведомление чуть позже прилеплю.

Могу дать кадастровый номер

Участок в проектируемом дачном поселке под дороги, пожарный пруд и т.д.и т.п.

Смотрите так же:  Статья 2261 Ук рф

ИФНС считала его «под дачное строительство», вышестоящая отнесла к «другие земли»

Письменно ничего не получали, только уведомление в личный кабинет.

06 Марта 2017, 14:27

Разрешая заявленные ИФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области требования, суд первой инстанции пришёл к выводу, что в спорные налоговые периоды административному ответчику принадлежал на праве собственности земельный участок, являющийся объектом налогообложения. Суд также указал, что налоговой инспекцией осуществлён правомерный перерасчёт налога в связи с неправильным первоначальным применением налоговым органом налоговой ставки, поскольку земельный участок отнесён к категории земель – земли поселений, вид разрешённого использования установлен – для эксплуатации здания столовой.Поскольку для такого вида разрешённого использования в 2012, 2013 годах ставка составляла 1,25%, а в 2014 году – 1,5%, в то время как налоговым органом применены ставки 0,3% ко всем налоговым периодам, суд согласился с правильностью перерасчёта, основанного на уточнении сведений об объекте налогообложения .

Апелляционное определение № 33А-20539/2016 от 27 сентября 2016 г. по делу № 33А-20539/2016

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Возможно ли оспорить доначисления по земельному налогу?

В собственности физического лица имеется земельный участок с 2007г. Участок был приобретен за 900 тыс. рублей.

Владелец участка за период с 2007г. по 2013г. ни разу не получал налоговое уведомление об оплате земельного налога за этот участок. По этой причине, земельный налог за участок не уплачивался.

Помимо указанного участка, в собственности физического лица имеется еще 3 участка, на уплату земельного налога по которым налоговые уведомления приходили, и налог своевременно оплачивался.

В 2013г. пришло налоговое уведомление по земельному налогу, в котором был произведен перерасчет земельного налога по участку, приобретенному в 2007г. Налоговая рассчитала налог на этот участок за период 2010-2013г. в сумме порядка 1,1 млн. рублей.

В налоговой пояснили, что у них отсутствовала информация о принадлежности земельного участка физическому лицу до 2013г. По этой причине ранее налог на земельный участок не начислялся и в налоговое уведомление не включался. Получив такие сведения из «Росреестра» в 2013г., Налоговая пересчитала налог физическому лицу за 3 прошедших года.

Выяснилось, что такая большая сумма обусловлено кадастровой стоимостью земельного участка по состоянию на 01.01.10, 01.01.11, 01.01.12, 01.01.13. порядка 30 млн. рублей

В договоре купли-продажи земельного участка значилось назначение земли под «общественно-деловые цели», для которого предусмотрена ставка налога 1,5. Поэтому, Налоговая рассчитала налог исходя из ставки 1,5. Фактически, на участке отсутствуют какие-либо общественно-деловые цели, нет интернета, нет водопровода, канализации, туалета, участок не асфальтирован и находится на 1.5 метра ниже уровня въезда на основную территорию.

Узнав о величине кадастровой стоимости и ставке налога после получения налогового уведомления, физическое лицо предприняло необходимые действия и добилось снижения кадастровой стоимости земли с 30 млн. до реальной рыночной стоимости 1,1 млн. и снижения ставки налога с 1,5 до 0,2 процентов в феврале 2014г.

Имеется ли возможность каким-либо образом избежать уплаты начисленного за 3 года налога исходя из ставки 1,5 и кадастровой стоимости 30 млн. руб. в сумме 1,1 млн. рублей.?

Возможно ли сейчас обратиться с иском в суд о признании технической ошибки «Росреестром» при оценке земли в 30 млн. рублей при ее текущей рыночной стоимости около 1 млн. рублей для пересмотра кадастровой стоимости за 2010-2013г. с 30 млн. рублей до реальной рыночной стоимости? Или сейчас это не представляется возможным в связи с истечением срока исковой давности?

Если ли возможность доказать ошибочное применение ставки налога 1,5 процента в 2010-2013г. и добиться ее снижения в судебном порядке?

Ответы юристов (10)

Здравствуйте. Да, такое можно сделать, подавайте иск в суд, прикладывайте документы о рыночной стоимости участка и о снижении ставки.

Есть вопрос к юристу?

Вообще это возможно, необходимо обращаться в суд. Однако чтобы ответить точно необходимо смотреть сам акт доначисления. Можете выложить?

Да, подавайте в суд жалобу на решение налогового органа в связи с неправильным расчетом налоговой базы с учетом кадастровой стоимости участка, приложив все документы по его последней стоимости. У Вас есть все шансы для отмены данного решения.

Данный вопрос будет решаться только в судебном порядке.

Здесь я бы еще обратил внимание на то, что в соответствии с налоговым законодательством налоговый орган самостоятельно исчисляет земельный налог на участок, принадлежащий физическому лицу. А физическое лицо оплачивает налог только на основании налогового уведомления. Нет уведомления — нет оплаты. И вы здесь совершенно не виноваты. Прежде чем что-то требовать, налоговый орган должен сам не нарушать закон.

Обязанность по уплате земельного налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п.4 ст.57, ст.396, ст.397 НК РФ).

Налогоплательщик обязан выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах. (ст.23 НК РФ).

Уведомление об уплате налога должно быть направлено до определенного законом (ст.52 НК РФ) срока.

Если налоговики направят уведомление позже этого срока, то автоматически пропускают срок на выставление требования об уплате налога (Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 3 марта 2011 г. N 33-3051;http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=62215).

С марта 2012 налогоплательщикам «рассылается» единое уведомление об уплате налогов на имеющееся имущество (т.е. транспортного, земельного. все в одном уведомлении), со сроком оплаты налога до 30 ноября (Форма утверждалась Приказом ФНС России от 05.10. 2010 №ММВ-7-11/[email protected]).

Для примера, уведомление об уплате налогов, в т.ч., и земельного, за 2011 г. налоговая обязана была направить не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

Соответственно, требование об уплате земельного налога за 2011 должно было быть направлено налоговой не позднее 1-го февраля 2013 (ст.70 НК).

«Нарушение налоговым органом срока направления требования не может повлечь изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога» (Определение Санкт-Петербургского городского суда от 01.09.2011 №33-13395).

что касается перерасчетов, доначислений:

Если начисление/доначисление/перерасчет налога было вызвано технической ошибкой в кадастре и никакого судебного разбирательства, связанного с исправлением технической ошибки, не было,налоговая не вправе выставлять уведомление о доплате налога за прошлые периоды.

(ФНС России и Минфин России выработали согласованное мнение по вопросу перерасчета земельного налога при изменении кадастровой стоимости земельных участков в результате исправления техничес­ких ошибок.

В письме ФНС России от 18.03.2011 № ЗН-4-11/[email protected]чиновники пришли к выводу, что перерасчет земельного налога за прошлые периоды нужно производить, если органами Росреестра проведено исправление технической ошибки, приведшее к уменьшению кадастровой стоимости земельного участка.

Если же исправление технической ошибки приводит к увеличению кадастровой стоимости земельного участка,перерасчет налога производится только когда исправление технической ошибки произведено по решению суда.

ФНС России еще раз подтвердила эту позицию в Письме от 25.01.2013 № БС-4-11/959).

Кроме того, Минфин России в своих письмах неоднократно разъяснял, что вновь утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, только в том случае, если улучшается положение налогоплательщика(Письма от 18.12.2012 № 03-05-04-02/105, от 30.10.2012 № 03-05-05-02/110).

В случае нарушения законных прав и интересов гражданина, последний вправе требовать их восстановления в судебном порядке. Споры с налоговой — не исключение.

Здравствуйте, Маргарита. Если кадастровая стоимость земельного участка уменьшилась, то Росреестр обязан предоставить новые сведения относительно кадастровой стоимости данного участка в налоговый орган, который, в свою очередь, должен пересчитать земельный налог на основании новых данных. Поскольку на деле Росреестр может этого и не сделать, то лучше взять дело под свой контроль, написать заявление в Россреестр о передаче новых данных по кадастровой стоимости в налоговый орган, а в налоговый орган написать заявление о перерасчете земельного налога. При этом Россреестру необходимо указать с какой даты установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере 1,1 млн руб. Если Россреестр укажет с 2014 года, то налоговый орган, естественно, не пересчитает земельный налог за предыдущие года.

Кроме того, Вы должны заплатить налог, а требовать с Вас оплаты пени за неуплату налога не правомерно, т.к. налоговый орган не направлял Вам своевременно уведомления и требования об уплате земельного налога ( вина Россреестра в несвоевременной передаче информации не основание для начисления пени).

Дело в том, что в соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка применяется для целей налогообложения

Поэтому, вам сначала, необходимо изменить кадастровую стоимость земельного участка. В силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно правилам п. 3 ст. 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Сама по себе оценка не влечет за собой правовых последствий. Вам необходимо подать в суд иск об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.

И только после этого обращаться в налоговую о перерасчете.

Уточнение: Если все таки техническая ошибка, то вы можете с начало обратиться в кадастровую палату с заявлением об исправлении технической ошибки и в случае их отказа обратиться в суд с иском об исправлении технической ошибки.

На основании п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе и его владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

При этом ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрен порядок исправления технических ошибок, допущенных органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведших к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости. Согласно п. 2 и 3 ст. 28 данного закона техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения этим органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Решение органа кадастрового учета об исправлении технической ошибки в сведениях должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений как ошибочных и указание, в чем состоит исправление такой ошибки.

Смотрите так же:  Crm для юристов и адвокатов

Если по решению органа Росреестра проведено исправление технической ошибки, приведшее к уменьшению кадастровой стоимости земельного участка, величина которой распространяется на предыдущие налоговые периоды, следует произвести перерасчет земельного налога за предыдущие налоговые периоды (Письмо Минфина РФ от 10.03.2011 N 03-05-04-02/21).

С первым ответом я немного поторопился. Начните сначала со второго ответа. Может все обойдется без суда!

Вы пишите, что «владелец участка за период с 2007г. по 2013г. ни разу не получал налоговое уведомление об оплате земельного налога за этот участок, а налоговое уведомление по земельному налогу пришло в 2013 г.»

Скажу сразу, что если извещения по уплате налога на имущество не приходят по вине органа налогообложения (а обязанность предоставлять извещение лежит именно на налоговом органе в соответствии со ст. 32 НК РФ), то пени и штрафы выплачивать не нужно, так как за несвоевременное извещение и несвоевременную выплату налогов лицом, являющимся налогоплательщиком, в данном случае, несет ответственность налоговый орган.

Вместе с тем, обязанность уплаты налога лежит на Вас, как на налогоплательщике, НО не за весь период, а лишь за последние 3 года Об этом сказано в п. 10 ФЗ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I «О налогах на имущество физических лиц»:

несвоевременно извещенные об уплате налога, обязаны уплатить его не более чем за три предыдущих года.

Далее Вы пишите, что

«Узнав о величине кадастровой стоимости и ставке налога после получения налогового уведомления, физическое лицо предприняло необходимые действия и добилось снижения кадастровой стоимости земли с 30 млн. до реальной рыночной стоимости 1,1 млн. и снижения ставки налога с 1,5 до 0,2 процентов в феврале 2014г.»

В связи с чем возникает вопрос: на какую дату был сделан расчет рыночной стоимости земельного участка в ходе независимой оценки, которая послужила основанием для соответствующего судебного решения о снижении рыночной стоимости земли?

Дело в том, что налог был рассчитан по состоянию на 01.01.10, 01.01.11, 01.01.12,01.01.13, соответственно и независимая оценка кадастровой стоимости должна быть произведена на эти даты, с последующим судебным решением признания рыночной стоимости земельного участка на те даты, на которую была определена его кадастровая стоимость.

Если суд вы выиграли с признанием рыночной стоимости участка на указанные даты (последние три года), то налог Вам следует уплачивать исходя из рыночной стоимости участка, признанной судом. Если рыночная стоимость участка судом была определена на текущую дату, а не за последние три года по отдельности, то необходимо добиваться такого судебного решения, которое определило бы рыночную стоимость на указанные даты (три последних года).

Необходимость судебного определения рыночной стоимости участка на начало каждого года в отдельности связана с тем, налоговые органы самостоятельно не определяют налоговую базу — кадастровую стоимость земли, а только используют ее для расчета земельного налога. По этому, судиться с ними нет смысла, так как завышенный земельный налог — результат неверной кадастровой стоимости земли на 01.01.11, 01.01.12, 01.01.13 и т.д., которую оспорить может только суд. К слову сказать, налоговые органы привлекаются судом при рассмотрении споров по кадастровой стоимости, лишь в качестве третьих лиц.

Резюмирую ответ, можно сделать следующие выводы:

Возможность избежать уплаты начисленного за 3 года налога исходя из ставки 1,5 и кадастровой стоимости 30 млн. руб. есть, если судебным решением определена кадастровая стоимость земли на начало каждого года в отдельности. Если нет — необходимо такое решение.

Возможно ли сейчас обратиться с иском в суд о признании технической ошибки «Росреестром» при оценке земли в 30 млн. рублей при ее текущей рыночной стоимости около 1 млн. рублей для пересмотра кадастровой стоимости за 2010-2013г. с 30 млн. рублей до реальной рыночной стоимости? Или сейчас это не представляется возможным в связи с истечением срока исковой давности?

Да, возможно. Для этого необходимо обратиться в арбитражный суд. Вам необходимо собрать доказательства реальной рыночной стоимости земельного участка (провести независимую оценку за свой счет, либо ходатайствовать в суде о назначении судебной экспертизы). Положительная судебная практика имеется.

Если ли возможность доказать ошибочное применение ставки налога 1,5 процента в 2010-2013г. и добиться ее снижения в судебном порядке?

Не совсем так. Вам не нужно судиться с налоговой, так как они, повторяюсь, используют для расчета налога к уплате кадастровую стоимость земли и ее назначение. Вам необходимо оспорить в судебном порядке назначение земли и ее кадастровую стоимость, соответственно и налог за 3 последних года будет пересчитан.

Как пересчитать земельный налог при изменении кадастровой стоимости земель?

Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка — базы для определения размера платежа — один из популярных законных способов снижения земельного налога. Также нередко земли переводят из одной категории в другую. И в том, и в другом случае меняется их кадастровая стоимость. Соответственно, претерпевает изменения и база для исчисления земельного налога. О нюансах расчета и перечисления этого платежа рассказывают эксперты ГК «ГНК».

Кадастровая стоимость земельного участка — стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах кадастровой стоимости в суде или комиссии, специально созданной для разбирательства подобных споров (ст. 3 ФЗ от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности Российской Федерации»).

По общему правилу, для расчета земельного налога юридические лица используют кадастровую стоимость земельных участков, определенную на начало налогового периода, то есть на 1 января соответствующего года (п.1 ст.391, п. 1 ст. 393 НК РФ). Для вновь созданных земельных участков используют кадастровую стоимость на дату постановки этого земельного участка на государственный кадастровый учет.

Исключения в отношении исчисления даты:

исправление технической ошибки кадастра (налог пересчитывается за все периоды, начиная с того, в котором возникла ошибка);

пересмотр кадастровой стоимости судом или комиссией Росреестра;

изменение кадастровой стоимости (нормативными правовыми актами местных властей, например).

Если с технической ошибкой все сравнительно ясно, то относительно расчета налога после изменения категории земель возникают вопросы: если, например, в текущем году земельный участок изменил категорию использования, в результате чего его кадастровая стоимость увеличилась или уменьшилась, с какого момента изменилась налоговая база? А если кадастровая стоимость изменилась по решению суда или комиссии?

Исчисление земельного налога при изменении стоимости земель при изменении категории использования

Еще несколько лет назад в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 13 марта 2013 г. N 03-05-04-02/7507 ведомство, ссылаясь на позицию Президиума ВАС (Постановление от 06.11.2012 N 7701/12), дало разъяснения относительно исчисления налога на земельные участки, у которых была изменена категория или вид разрешенного использования: “. полагаем, что исчисление земельного налога в отношении земельного участка, у которого в течение налогового периода изменилась кадастровая стоимость в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, целесообразно осуществлять с применением коэффициента, аналогичного коэффициенту, установленному в пункте 7 статьи 396 НК РФ» (коэффициент в данном случае — отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде).

Однако, в настоящее время позиция налоговых и судебных органов звучит так:

“В соответствии со ст. 391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если это не связано с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.

Таким образом, изменения кадастровой стоимости земельных участков, произошедшие в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, могут учитываться только со следующего налогового периода по земельному налогу (Определение Конституционного Суда РФ от 09.02.2017 N 212-О и основанное на позиции Конституционного суда Письмо ФНС РФ от 19.04.2017 № БС-4-21/[email protected]).

Пример: 18 августа 2015 г. подмосковное ООО “Зарядье” изменило категорию принадлежащего ему земельного участка размером 20 га с “земель сельскохозяйственного назначения” на “земли населенных пунктов” с разрешенным использованием “под комплексное жилищное строительство”. Ставка налога не изменилась, оставшись на уровне 0,3%, однако кадастровая стоимость участка, согласно ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности 1 , повысилась и была установлена в 3 млрд рублей вместо 560 тысяч рублей. Налог за 2015 год должен быть исчислен исходя из старой стоимости (полностью), а начиная с 2016 года — исходя из новой.

Исчисление земельного налога при изменении кадастровой стоимости в случае ее оспаривания

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда земельный налог также можно пересчитать, — но уже на дату подачи заявления об оспаривании: согласно ст. 24.20 ФЗ-135 «Об оценочной деятельности в РФ» (новация введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ), сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости (но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания).

Аналогичные данные содержатся и в п.1 ст. 391 НК РФ — “сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания”.

Таким образом, даже если заявление об оспаривании кадастровой стоимости подавалось налогоплательщиком в декабре 2016 года, и было удовлетворено в январе 2017 г, то земельный налог будет пересчитан, начиная уже с 1 января 2016 г.

Смотрите так же:  Образец жалобы на арест имущества по уголовному делу

Пример: то же ООО “Зарядье” имеет в собственности земельный участок в 20 га в Подмосковье, категория — земли поселений, разрешенное использование — под многоэтажную жилую застройку. Кадастровая стоимость участка составляет 3 млрд рублей.

12 декабря 2016 г. ООО подает заявление в Росреестр об установлении в отношении земельного участка его рыночной стоимости, приложив к нему результаты независимой оценки организации-члена СРО и экспертизу этой оценки. Согласно данным оценки, рыночная стоимость участка снижается до 1 млрд рублей. 29 декабря проходит заседание комиссии, на котором заявление удовлетворяют, установив стоимость участка согласно рыночной. Соответственно, земельный налог за 2016 год, ранее составлявший 9 млн рублей по ставке 0,3% в отношении земельных участков, занятых под жилые дома многоэтажной застройки, снижается до 3 млн рублей в год.

Рассмотрим также случай, когда изменение кадастровой стоимости участка произошло на основании соответствующего постановления местных органов власти. Предположим, что посреди года (то есть в течение налогового периода) власти увеличили стоимость земель. Соответственно, увеличилась и налоговая база. Что делать налогоплательщику – экстренно пересчитывать налог и авансовые платежи за весь год? Быть готовым к санкциям за недоплату?

Однако здесь может помочь п.2 ст. 5 НК РФ, который гласит, что акты законодательства о налогах и сборах, …устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, обратной силы не имеют. Повысившаяся в середине года кадастровая стоимость, конечно же, существенно ухудшает положение организации, и она может попробовать доказать это в суде. Последние встают на сторону налогоплательщиков (см., например, Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 08.06.2017 N 16-АПГ17-3).

1 При изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости. Соответствующие изменения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости (ЕГРН).

Правомерен ли перерасчет земельного налога за прошлые периоды?

Вы не должны исполнять данное уведомление. Объясним почему.

Что предъявлено, то и уплачено

Физические лица сами не рассчитывают земельный налог (п. 4 ст. 391 НК РФ). За них это делают налоговики, направляя налоговое уведомление, в котором указана сумма налога, подлежащая уплате. Само уведомление может содержать расчет налога не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (п. 4 ст. 397 НК РФ).

Из текста вопроса следует, что налог на основании полученных уведомлений перечислялся вами свое­временно и в полном объеме. Таким образом, обязанность по уплате налога за 2010, 2011 и 2012 гг. вами полностью исполнена.

Когда возможен пересчет

Необходимость перерасчета земельного налога может возникнуть, если сведения, исходя из которых был произведен расчет налога, оказались ошибочными, или если органом исполнительной власти субъекта РФ были утверждены новые результаты государственной оценки земель нормативным актом, положения которого распространяются на прошлые налоговые периоды.

Налоговая база по земельному налогу определяется

налоговиками как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, на основании сведений, предоставляемых им органами Росреестра (п. 1 ст. 390, п. 1, 4 ст. 391 НК РФ). Данные о кадастровой стоимости содержатся в государственном кадастре недвижимости (подп. 7 п. 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42). Ошибки в кадастре могут быть двух видов: технические и кадастровые.

Техническая ошибка возникает в случае несоответствия сведений, отраженных в кадастре, данным, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в кадастр (подп. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», далее — Закон № 221-ФЗ). Исправление такой ошибки осуществляется на основании решения органа кадастрового учета.

ФНС России и Минфин России выработали согласованное мнение по вопросу перерасчета земельного налога при изменении кадастровой стоимости земельных участков в результате исправления техничес­ких ошибок. В письме ФНС России от 18.03.2011 № ЗН-4-11/[email protected] чиновники пришли к выводу, что перерасчет земельного налога за прошлые периоды нужно производить, если органами Росреестра проведено исправление технической ошибки, приведшее к уменьшению кадастровой стоимости земельного участка. Если же исправление технической ошибки приводит к увеличению кадастровой стоимости земельного участка, перерасчет налога производится только когда исправление технической ошибки произведено по решению суда. Данное письмо размещено на сайте ФНС России в рубрике «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами». ФНС России еще раз подтвердила эту позицию в письме от 25.01.2013 № БС-4-11/959.

Из текста вопроса можно предположить, что никакого судебного разбирательства, связанного с исправлением технической ошибки, не было. Поэтому налоговая не вправе выставлять вам уведомление о доплате налога за прошлые периоды, если пересчет налога был вызван технической ошибкой в кадастре.

Кадастровой ошибкой является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (подп. 2 п. 1 ст. 28 Закона № 221-ФЗ). Из письма Росрегистрации от 03.04.2009 № 3-1324-ГЕ следует, что исправленная кадастровая стоимость подлежит внесению в нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости земельных участков.

Отметим, что аналогичная ситуация (в части изменения кадастровой стоимости в нормативном акте) возникает и в случае утверждения органом исполнительной власти субъекта РФ своим нормативным актом результатов государственной оценки земель задним числом.

Вопрос о порядке вступления в силу правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков был рассмотрен Конституционным судом в Определении от 03.02.2010 № 165-О-О. Суд решил, что такие правовые акты в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.

На основании п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах могут иметь обратную силу, только если они улучшают положение налогоплательщиков. Исходя из этого, Минфин России в своих письмах неоднократно разъяснял, что вновь утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, только в том случае, если улучшается положение налогоплательщика (письма от 18.12.2012 № 03-05-04-02/105, от 30.10.2012 № 03-05-05-02/110).

Таким образом, и в случае исправления кадастровой ошибки, или утверждения новых результатов оценки земель местными органами власти, налоговики не вправе выставлять вам уведомление о пересчете налоговой базы по земельному налогу за прошлые периоды в сторону увеличения.

Что нужно предпринять

Итак, уведомление о доплате земельного налога было выставлено в ваш адрес незаконно. Однако его неисполнение доначислений налога не отменит. Более того, если вы в установленный срок не произведете оплату, налоговики начислят пени. Наличие задолженности по налогам чревато появлением проблем (в том числе и в виде отказа вам в выезде за границу (п. 1 ст. 67 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»)).

Чтобы снять незаконные доначисления, вам нужно обжаловать выставленное уведомление в вышестоящем налоговом органе или в суде (п. 1 ст. 138 НК РФ).

Жалоба в вышестоящий налоговый орган подается через налоговый орган, который направил вам оспариваемое уведомление. Подать жалобу можно в течение года с момента, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ). В вашем случае это будет момент получения уведомления. Налоговая, направившая вам уведомление, в течение трех дней переправит жалобу в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139 НК РФ). Вышестоящий налоговый орган должен принять решение по жалобе в течение 15 дней со дня ее получения. Этот срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, но не более чем на 15 дней. В течение трех дней с момента принятия решения оно вручается (направляется) лицу, подавшему жалобу (п. 6 ст. 140 НК РФ). Если жалоба удовлетворена не будет, вы можете либо обжаловать это решение в ФНС России, либо обратиться за защитой своих прав в суд. Жалоба в ФНС России может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Если вы решите защищать свои права в судебном порядке, нужно учитывать, что обратиться в суд с заявлением необходимо в течение трех месяцев со дня получения уведомления (п. 1 ст. 256 ГПК РФ). Но пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не означает, что в принятии заявления будет обязательно отказано. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании, и на их основании суд принимает решение, принять заявление или нет (п. 2 ст. 256 ГПК РФ).

Похожие публикации:

  • Приказ минздрава о скорой помощи Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. № 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи" Приказ , Министерство здравоохранения Российской […]
  • Приказ минздрава спид Приказ Минздрава России от 8 ноября 2012 г. №689н Приказ, Минздрав России, 08 ноября 2012 В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" […]
  • Судебные приставы город ярославль заволжский район Заволжский Районный отдел судебных приставов города Ярославля Ярославской области Адрес: 150062, Россия, г. Ярославль, Авиаторов пр-кт, д. 155, Время работы: вторник с 09:00 до 15:00, четверг с 14:00 до 18:00 Телефон для справок: […]
  • Договор аренды квартиры образец россия 2019 ДОГОВОР НАЙМА ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ - КВАРТИРЫобразец, форма, бланк, шаблон, примерпростая письменная форма сделки (без нотариуса) 2019 год ДОГОВОР найма жилого помещения - квартиры Россия, город Ростов-на-Дону, двадцатое февраля две […]
  • Ставки единый социальный налог 2019 Ставки ЕСВ (единого социального взноса) С 2016 года установлена общая ставка ЕСВ 22 % и ставка для работников-инвалидов (8,41%). Специальные ставки для предприятий и оpганизаций общеcтвенных организаций инвалидов - 5,5 %, а если […]
  • Азбука вкуса финансовая отчетность «Азбука вкуса» впервые представила финансовые результаты Акционеры «Азбуки вкуса» рассматривают возможность проведения IPO в конце 2017 - начале 2018 года. Компания «Азбука вкуса», крупнейший премиальный продуктовый ритейлер на […]