Отказ прокурора от обвинения Изменение обвинения

Содержание:

Уголовно-процессуальный кодекс России 2019

Действующий на сегодняшний момент Уголовно-процессуальный кодекс или ФЗ 174 был принят в 2002 году. Он регулирует процесс судопроизводства в области уголовного права на территории России, являясь главным кодифицированным законом, определяющим порядок следствия и суда по отношению к людям, совершившим преступление.

Содержание документа

УПК РФ состоит из шести частей, девятнадцати разделов, 475 статей, включая те, которые утратили силу. Если делить этот документ на смысловые блоки, то он посвящён следующим аспектам уголовного процесса.

  1. Уголовному преследованию (Глава 3). Оно осуществляется в трёх вариантах – по заявлению потерпевшего с возможностью примирения сторон (частное), по заявлению потерпевшего без права на примирение (частно-публичное), по инициативе следственных органов (публичное).
  2. Отказу в преследовании по статьям УК РФ. Все основания такого отказа изложены в статье 24.
  3. Участникам уголовного судопроизводства. Кодекс определяет варианты подобного процесса с разных сторон — защиты, свидетелей, обвинения, экспертов и т.д.
  4. Доказательствам и доказыванию. Эти два понятия связаны в единое целое как процесс и его результат. Это означает, что регламентируются не только допустимые (ст. 74) и не допустимые (ст. 75) доказательства, но и процесс их сбора, проверки, оценки, использования (ст. 85 — 90).
  5. Мерам принуждения. Всё разнообразие принуждений в виде задержания, принудительного привода, обыска, отстранения от должности и прочего изложено в трёх главах раздела четвёртого.
  6. Жалобам и ходатайствам. Раздел V регламентирует права на обжалование, сроки проведения этой процедуры, а так же перечень лиц, которым позволено заявлять ходатайства и направлять жалобы в тех или иных обстоятельствах.
  7. Досудебному расследованию. Этой стадии уголовного преследования кодекс уделяет большое значение, поскольку от его процессуальной выдержанности зависит эффективность правосудия. Часть 2 включает регламентацию расследования, возбуждения уголовного дела, следственного эксперимента, обыска, допроса и т.д.
  8. Судопроизводству. В третьей части рассматриваются общие условия, этапы и порядок судебного процесса. В отдельных разделах рассматриваются особенности судопроизводства у мировых судей, в процессах с участием присяжных заседателей.
  9. Исполнению приговора. Раздел XIV регламентирует процедуры вступления в силу приговора, отсрочку его исполнения, снятие судимости.
  10. Международному сотрудничеству. Этой сфере уголовно-процессуального права посвящена часть 5 кодекса. В ней рассматривается порядок взаимодействия с аналогичными ведомствами и сторонами судебного процесса других стран. Кроме того, главы 54 и 55 посвящены процедурным вопросам перемещения подозреваемых или осужденных лиц из одной страны в другую.

Эти основные блоки регламентации уголовного процесса позволяют сделать его прозрачным, адекватным конституции и принципам равенства прав и свобод.

Принципы уголовного процесса

Каждый кодифицированный юридический документ подчиняется только конституции. УПК не является исключением из этого правила. Он действует на всей территории Российской федерации и является приоритетным по отношению к нормативам регионального уровня.

Порядок судопроизводства в области уголовного права, который определён в УПК, обязателен для всех участников уголовного процесса, судов, прокуратуры и соответствующих структур МВД (ст. 1). Действие данного кодекса распространяется на всю территорию Российской Федерации. Кроме того, при необходимости проведения российского судопроизводства за пределами страны данный процесс осуществляется в соответствии с нормами УПК РФ (ст. 2,3).

Как следует из Главы 2 УПК, данный документ основан на следующих принципах:

  • наказания виновных, реабилитация невиновных, подвергшихся уголовному преследованию;
  • проведения судопроизводства в разумные сроки;
  • запрета применения закона, противоречащего Уголовно-процессуальному кодексу;
  • признания человека виновным только по приговору суда;
  • независимости судей;
  • уважения достоинства участников процесса;
  • запрета на задержание человека по необоснованному подозрению;
  • проведения следственных мероприятий в жилище человека только по решению суда или прокуратуры;
  • запрета на доказывание подозреваемыми и обвиняемыми своей невиновности;
  • возложения бремени доказательств виновности на сторону обвинения;
  • разделения функций обвинения и защиты на основе состязательности;
  • проведения судопроизводства на русском языке или на языках субъектов РФ;
  • предоставления возможности обжаловать действия участников уголовного процесса.

Все принципы действия норм УПК основаны на правах и свободах граждан, данных им Конституцией РФ. Так реализуется цель любого юридического документа, заключающаяся в гарантии выполнения норм главного закона страны.

Суд и его полномочия

Судьбы участников уголовного процесса решаются в суде, несмотря на то, что путь до суда бывает долгим и разнообразным. Как следует из Главы пятой, полномочия судов заключаются в том, чтобы:

  • признать человека виновным, назначив наказание, адекватное преступлению;
  • назначит меры принудительного характера по лечению и воспитанию преступника;
  • прекратить уголовное преследование;
  • признать, отменить или изменить приговор, вынесенный судом другой инстанции;
  • избрать адекватную меру пресечения;
  • принять решение о возмещении вреда, нанесённого потерпевшему;
  • выносить разрешение по проведению обыска, изъятию вещей и документов, наложению ареста на имущество и корреспонденцию;
  • принять решение о прослушивании и фиксации переговоров, проводимых в разных формах;
  • рассматривать жалобы на не законные действия участников уголовного процесса;
  • выносить частные определения или постановления относительно неправомерных действий или бездействий должностных лиц.

Из этого следует вывод о том, что суд обладает большими полномочиями, осуществляя не только заключительную стадию уголовного преследования, но и контролируя действия других участников процесса.

Таким образом, Уголовно-процессуальный кодекс РФ выполняет не только функции регулятора всех стадий уголовного преследования человека, но и даёт возможность подозреваемому и обвиняемому обеспечить защиту своих прав. В этом заключён принцип гуманизма и справедливости, декларируемый Конституцией РФ.

Конференция ЮрКлуба

Порядок проведения доп. проверки по п.6 ст.

Cornel 07 Сен 2006

Добрый день, прошу совета, т.к. в уголовном процессе опыта, можно сказать, что нет.

В ноябре 2005 года ОВД вынесло постановление в отказе в ВУД, прокуратурой утверждено.
В июле 2006 года прокуратура его отменила «на основании п.10 ч.2 ст.37 УПК РФ» и направила обратно в ОВД для проведения дополнительной проверки.
Далее ОВД по данному факту два раза выносило постановления об отказе в ВУД.
Прокуратура оба раза их отменяла.

У меня следующие вопросы:
1. Порядок проведения дополнительной проверки в УПК не установлен. В какие сроки она должна быть проведена? Следует ли при этом руководстоваться ст.144 УПК, предусматривающий максимальный срок в 30 дней? Или..
2. Возможна ли вообще отмена постановления ОВД по истечении 8 месяцев с даты его вынесения?
3. Правильно ли я понимаю, что в соответствии с п.6 ст.148 у прокурора есть только 2 возможности: не утвердив, отправить для проведения дополнительной проверки или отменить и возбудить УД?

scorpion 07 Сен 2006

В ноябре 2005 года ОВД вынесло постановление в отказе в ВУД, прокуратурой утверждено.
В июле 2006 года прокуратура его отменила.

утверждал и отменял один и тот же зам?
Сообщение отредактировал scorpion: 07 Сентябрь 2006 — 21:26

Cornel 07 Сен 2006

scorpion 07 Сен 2006

Потом ГУВД (инициатор проверки),

Cornel 07 Сен 2006

scorpion 07 Сен 2006

Cornel 07 Сен 2006

scorpion, да

Зы скорее всего, подозревая, первым владельцем а/м была не растаможена.

scorpion 07 Сен 2006

подозревая, первым владельцем а/м была не растаможена.

100% Но если вам хватило 8 месяцев для снятия а/м с учета и продажи, то можете обо всем этом забыть.

Cornel 08 Сен 2006

scorpion, Вы не поняли, машина до сих пор не снята с учета

ОФ: снималась она не для продажи, а в связи с изменением места нахождения общества.

scorpion 08 Сен 2006

Вы не поняли, машина до сих пор не снята с учета

обжалуйте отказ ГИБДД в суд

Cornel 08 Сен 2006

scorpion 08 Сен 2006

если бы у меня был отказ ГИБДД.. нет отказа

Cornel 08 Сен 2006

scorpion 08 Сен 2006

Cornel 08 Сен 2006

55. Не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В чем, Вы полагаете, выражается бездействие ГИБДД, если материалы дела переданы ими на проверку, проверка не окончена.

scorpion 08 Сен 2006

В чем, Вы полагаете, выражается бездействие ГИБДД, если материалы дела переданы ими на проверку, проверка не окончена.

Это пусть гайцы доказывают. Прокуратуре все равно надоест отменять отказники (иначе бы сама возбудилась)

Cornel 08 Сен 2006

Это пусть гайцы доказывают

Если это известно мне), полагаю, для них это также не будет являться проблемой: направлены запросы в МРЭО других регионов, в таможенные органы, ответы на запросы не поступают, ОВД отказывает в ВУД, потому что у них сроки истекают, прокуратура отменяет отказы, в связи с тем, что не приобщены ответы.
На каком основании ей самой возбуждать, если фактов нет.
А отказы она штампует автоматом, только за последний месяц их было два.

Такими темпами доп.проверка ОВД может длиться вечно, поэтому я и задаю вопрос, о сроках ее проведения.
— П.3 ст.144УПК говорит о максимальном сроке в 30дней, по мотивированному ходатайству следователя/дознавателя.
— Каким образом после утверждения постановления ВУД прокуратурой она же его отменяет? При этом, не возбуждает дело сама

6. Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, (1) прокурор отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и возбуждает уголовное дело в порядке, установленном настоящей главой, либо (2) возвращает материалы для дополнительной проверки.

scorpion 08 Сен 2006

Такими темпами доп.проверка ОВД может длиться вечно, поэтому я и задаю вопрос, о сроках ее проведения.

У вас не одна проверка, поскольку каждая отмена влечет новую допроверку.

А отказы она штампует автоматом, только за последний месяц их было два.

ИМХО, еще максимум две отмены и прокуратура успокоится.

— Каким образом после утверждения постановления ВУД прокуратурой она же его отменяет? При этом, не возбуждает дело сама

Цитата
6. Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, (1) прокурор отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и возбуждает уголовное дело в порядке, установленном настоящей главой, либо (2) возвращает материалы для дополнительной проверки.

Смотрите так же:  Заявление на подключение к егаис

УПК не предусматривает процессуального решения по утверждению отказняка, поэтому де-юре прокуратура его не утверждает. Цитату вы не правильно поняли, поскольку отмена отказняка необходима и в случае для возвращения для допроверки.

RSA 08 Сен 2006

Приказ МВД РФ от 1 декабря 2005 г. N 985 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях»
Приложение. Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях (извлечениия)

29. Проверка сообщений о происшествиях осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность органов внутренних дел.
30. Сообщения о происшествиях, за исключением содержащих признаки преступления или административного правонарушения, рассматриваются в срок не более 30 суток.
31. Проверка сообщения о происшествии, содержащего признаки преступления, осуществляется в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
33. По результатам рассмотрения сообщения о происшествии органом дознания, дознавателем, следователем в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений:
по сообщению о преступлении:
о возбуждении уголовного дела;
об отказе в возбуждении уголовного дела;
о передаче сообщения по подследственности, в суд (по делам частного обвинения);
по иным сообщениям о происшествии:
о возбуждении дела об административном правонарушении;
о приобщении к материалам ранее зарегистрированного сообщения о том же происшествии;
о приобщении к материалам специального номенклатурного дела.
34. О принятом решении по сообщению о происшествии информируется заявитель. Заявителю разъясняется его право обжаловать принятое решение и порядок обжалования в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
35. Материалы, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, незамедлительно регистрируются в специальном журнале (приложение N 6), который ведется в органах внутренних дел сотрудником по регистрационно-учетной и статистической работе или лицом, исполняющим его обязанности, и в течение суток направляются прокурору для рассмотрения и утверждения в случае согласия с принятым решением. Материалу присваивается очередной порядковый номер (через дробь): номер по КУСП/номер по журналу учета отказных материалов. При этом в журнале учета отказных материалов указывается двойной номер (через дробь): номер по журналу учета отказных материалов/номер по КУСП.
36. Должностное лицо, проводившее проверку поступившего в орган внутренних дел сообщения о происшествии, в случае отсутствия признаков правонарушения составляет рапорт о результатах проведенной проверки с приложением материалов проверки. Начальник органа внутренних дел принимает решение о приобщении материалов проверки в специальное номенклатурное дело (приложение N 7).
37. Материалы, по которым принято решение о начале производства по делу об административном правонарушении, регистрируются в Журнале учета производства по делам об административных правонарушениях (приложение N 8). Ведение Журнала возлагается на конкретное подразделение милиции общественной безопасности начальником органа внутренних дел.
.
39. Начальник органа внутренних дел:
несет персональную ответственность за соблюдение законности при приеме, регистрации и разрешении сообщений о происшествиях;
осуществляет ежедневный контроль за своевременностью, полнотой регистрации и соблюдением сроков разрешения сообщений о происшествиях, а также правильностью ведения КУСП, о чем делает соответствующую запись в специальной книге рапортов о приеме и сдаче дежурства.

На счет сроков по УПК РФ, поясняю, что ч. 1 ст. 144 в императивной форме требует от уполномоченных на то лиц принять сообщение о любом (иными словами, о каком угодно) совершенном или готовящемся преступлении. При этом они должны действовать в пределах своей компетенции.
Компетенция в данном случае определяется кругом полномочий, предоставляемых УПК конкретному субъекту уголовно-процессуальной деятельности по принятию информации, проведению ее проверки, возбуждению уголовного дела и т.д.
Окончательное решение по любому сообщению о преступлении должно быть принято в течение трех суток со дня поступления информации. При необходимости возможно продление срока до 10 суток, для чего следователь (дознаватель) представляет письменное ходатайство с обоснованием надобности и целесообразности продолжения проверки информации.
Прокурор (начальник следственного отдела, начальник органа дознания) вправе, но не обязан удовлетворить такое ходатайство. При отказе в продлении срока проверки решение принимается в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 144, т.е. не позднее трех суток.
Решение об отказе в продлении срока может быть в установленном порядке обжаловано, но такое обжалование не освобождает от необходимости в принятии одного из предусмотренных ст. 145 УПК решений.

RSA 08 Сен 2006

В соответствии с ч.3 ст. 144 УПК РФ основанием для проведения проверки в срок до 30 дней являются необходимость проведения документальных проверок или ревизий, срок же продлевается по ходатайству следователя или дознавателя только прокурором. В Вашем случае срок доппроверки -10 дней.
Статьи 144 и 145 УПК Российской Федерации, во-первых, прямо предусматривают обязанность органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора выносить по результатам рассмотрения сообщения о преступлении мотивированное постановление, а во-вторых, в них закреплено право заявителя на обжалование решения, принятого по результатам рассмотрения сообщения о преступлении.

В ноябре 2005 года ОВД вынесло постановление в отказе в ВУД, прокуратурой утверждено.
В июле 2006 года прокуратура его отменила «на основании п.10 ч.2 ст.37 УПК РФ» и направила обратно в ОВД для проведения дополнительной проверки.

Таким образом проверка была закончена в ноябре 2005 г., остальное же от лукавого.
По смыслу Конституции Российской Федерации, в частности ее статьи 21 (часть 1), требующей рассматривать гражданина не как объект государственной деятельности, а как равноправного субъекта, который вправе спорить с государством в лице любых его органов, — предполагают не только право подать в соответствующий государственный орган или должностному лицу заявление, ходатайство или жалобу, но и право получить на это обращение адекватный ответ. Применительно к уголовному судопроизводству это означает необходимость принятия по обращению предусмотренного законом процессуального решения, которое в силу части четвертой статьи 7 УПК Российской Федерации должно быть законным, обоснованным и мотивированным.
Вы были должны были получить копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела так и об их отмене. Обжаловать их вы можете не только в прокуратуру на и гор/райсуд — последнее эффективней, но в практике крайне редко кто идет в суд.
Статья 37 УПК РФ. Прокурор
ч.1. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следстви
2. В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:
п.10) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом;.
-это не основание-это право прокурора, а основания смотрите в резалютивной части постановлений об отказе в возбуждения уголовного дела
(после слова ПОСТАНОВИЛ

scorpion 08 Сен 2006

Вы были должны были получить копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела так и об их отмене.

А вы уверены, что автор вопроса был заявителем?

Обжаловать их вы можете не только в прокуратуру на и гор/райсуд — последнее эффективней, но в практике крайне редко кто идет в суд.

простите за нахальство, но есть ли у вас положительный опыт обжалования отмен отказняков?

Цицерон 10 Сен 2006

Buutch 10 Сен 2006

Добрый день, прошу совета, т.к. в уголовном процессе опыта, можно сказать, что нет.

Тогда нужно спрашивать в соответствующем разделе, куда тему и переношу.

RSA 17 Сен 2006

RSA

Вы были должны были получить копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела так и об их отмене.

А вы уверены, что автор вопроса был заявителем?

Обжаловать их вы можете не только в прокуратуру на и гор/райсуд — последнее эффективней, но в практике крайне редко кто идет в суд.

простите за нахальство, но есть ли у вас положительный опыт обжалования отмен отказняков?

Отвечаю были (пару раз), процесс пакостный, в суде. прокурор д/проверку указал провести,но постановление об отказе забыл отменить. Чего оказалась делать нельзя.

Возвращение уголовного дела прокурору

Иногда в период предварительного слушания либо в ходе судебных разбирательств возникают основания для возврата материалов уголовного дела в прокуратуру на дополнительное расследование. Но данная процедура имеет ряд особенностей, о которых должна знать каждая сторона судопроизводства.

Основания возвращения уголовного дела прокурору

В соответствии со ст. 237 УПК РФ материалы делопроизводства могут быть переданы в прокуратуру для дополнительного расследования. Основаниями для подобных действий могут выступать:

  • наличие неточностей в обвинительном заключении (акте), в связи с чем судья лишается права на вынесение приговора по судопроизводству;
  • стороне обвинения не передавался обвинительный акт;
  • если в ходе судебного заседания выясняется, что обвинительный акт должен быть составлен с приложением постановления об использовании методов медицинского воздействия;
  • при обнаружении причин для объединения нескольких уголовных производств в одно;
  • обвинение во время ознакомления с документацией не предоставило обвиняемому информацию о его правах, регламентируемых ст. 217 УПК РФ.

Основания возврата на повторное разбирательство

На основании материалов, изложенных в обвинительной документации, можно сделать вывод о том, что в отношении обвиняемого либо гражданина, к которому должны быть применены медицинские методы воздействия, требуется изменение квалификации совершенного деяния на более тяжкое преступление, опасное для общества. Также возвращение уголовного дела прокурору произойдет, если общественная опасность и тяжесть совершенных обвиняемым поступков будет определена в ходе судебного разбирательства либо предварительного слушания.

На заметку! Инициатором возвращения дела прокурору может выступать судья либо одна из участвующих в процессе сторон, в том числе сам прокурор. Для этого потребуется составить соответствующее ходатайство.

Процессуальный порядок рассмотрения и разрешения судом вопроса о возвращении уголовного дела прокурору

При обнаружении вышеперечисленных обстоятельств суд возвращает делопроизводство обвинителю с целью устранения недостатков на протяжении максимум 30-ти суток. Далее судье потребуется на основании норм, обозначенных в ст. 108, 109, 255 УПК РФ, принять решение о применении к обвиняемому методов пресечения.

После возвращения уголовного дела на дополнительное расследование вся следственная и прочая процессуальная работа должна соответствовать требованиям, обозначенным в УПК РФ. Но данное положение будет противоречить Конституции РФ. В связи с этим, после передачи судом делопроизводства обратно в прокуратуру и далее в следственные органы, дознаватель во время повторного следствия будет руководствоваться Конституцией РФ и ст. 221, 226 УПК РФ. На основании данных законодательных норм представитель органов дознания вправе совершать все необходимые следственные и процессуальные процедуры, а также предъявить нарушителю новое обвинение, оформленное актом либо заключением.

Обратите внимание! Промежуток для вновь собранной доказательной базы определяется ч. 2 ст. 237 УПК РФ, другие доказательства на судебном заседании учитываться не будут.

Постановление суда о возвращении уголовного дела прокурору

Возврат делопроизводства на доследование в прокуратуру оформляется судьей в виде постановления. Оно должно содержать следующие сведения:

  • необходимые разъяснения, касающиеся рассмотрения материалов;
  • обозначается инициатор, по ходатайству которого дело возвращается органам следствия;
  • отражаются все выявленные неточности обвинительного заключения;
  • заслушанные мнения участников процесса;
  • информацию о правилах обжалования судебного решения.
Смотрите так же:  Исковое заявление в суд о сносе

Возврат материалов в прокуратуру

Важно! При вынесении судом постановления о передаче материалов на доследование должны соблюдаться все положения ст. 7 УПК РФ. В противном случае при отсутствии в документе информации, обосновывающей возврат дела на расследование, постановление может быть отменено.

Возможности возвращения уголовного дела на досудебное производство

В связи с тем, что основанием для возврата на дополнительное разбирательство не может служить неполное раскрытие правонарушения, то в настоящее время очень часто используется ст. 237 УПК РФ в судебной практике. Именно она служит поводом для повторной передачи результатов следствия в прокуратуру.

Возможности, по которым стороны имеют право ходатайствовать о передаче дела на досудебное разбирательство, регламентируются ч. 1. 2. ст. 237 УПК РФ, среди них выделяются следующие ситуации:

  1. Возникновение новых опасных для общества последствий после передачи материалов следствия в судебную инстанцию в результате совершения обвиняемым уголовного преступления. В данном случае возникает основание для предъявления нарушителю более тяжкого обвинения.
  2. Отмена вышестоящей судебной инстанцией ранее вынесенного приговора по делопроизводству на основании возникших обстоятельств, влекущих за собой предъявление нарушителю обвинения по более тяжкой статье УК и усиление мер наказания.

Обозначенные выше обстоятельства могут служить поводом для повторного возврата делопроизводства на расследование в судах следующих инстанций:

Обратите внимание! Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что сторона обвинения наделена правом на инициирование повторной передачи материалов следствия в прокуратуру для новой проверки, если в ходе судебных разбирательств откроются обстоятельства, по которым обвиняемый может быть привлечен к более серьезной ответственности за совершение тяжких деяний.

Может ли прокурор вернуть дело следователю

Прокурорское право на возврат уголовного дела на дополнительное расследование закреплено на законодательном уровне. Общие принципы и порядок возврата и действия прокурора, зависящие от итогов доследования, регламентируются следующими статьями УПК РФ:

  • №37 п. 15 ч. 2;
  • №221 п. 3 ч. 1;
  • №226 п. 2 ч. 1;
  • №439 п. 2 ч. 5.

После того, как суд возвращает дело на доследование, прокурором принимается одно из следующих действий:

  1. Обвинительный акт утверждается и передается в суд.
  2. Материалы следствия направляются следователю (дознавателю) для повторного расследования.
  3. Обвинительная документация пересылается в прокуратуру с более широкими полномочиями в случае, когда судопроизводство осуществлялось в суде более высокой инстанции.

Если уголовное дело прокурор вернул следователю, то работник следственных структур вправе обжаловать подобное действие у вышестоящего начальства на протяжении 72 часов.

Обратите внимание! Если возвращение дела следователю связано с возникновением ситуаций, определяемых УПК РФ, то период дополнительного расследования не должен превышать месяца со дня поступления необходимых материалов.

Образец ходатайства о возвращении уголовного дела прокурору

Возвращение уголовного делопроизводства на повторное расследование возможно на любой стадии судебного процесса. Но наиболее просто эту процедуру осуществить во время предварительного слушания, так как оно и проводится с целью устранить все вопросы по делу до начала разбирательств.

Если обстоятельства, требующие возврата на доследование, выяснились во время процесса, то заинтересованной стороне потребуется составить ходатайство. Например, если первая судебная инстанция не приняла прошение участника процесса о возвращении материалов следствия на повторную проверку, то можно обратиться в вышестоящую инстанцию. Суд будет рассматривать вынесенный приговор и даст оценку влияния на него отправки дела на дополнительное расследование.

Последние листы ходатайства

Если вышестоящий суд определит, что суд первой инстанции не учел нормативов, определенных в УПК, то далее делопроизводство будет передано на дополнительную проверку. Для написания заявления можно воспользоваться образцом, приведенным ниже.

Дело возвращено прокурору – что дальше

Существует множество причин, по которым материалы следствия могут быть переданы в прокуратуру:

  • устранение недостатков;
  • уточнение определенных событий;
  • увеличение количества необходимых фактов и прочее.

Обратите внимание! После передачи материалов судебный процесс не завершается, а приостанавливается. За время приостановки работник прокуратуры должен добавить необходимые корректировки, документацию и прочие поправки посредством указаний, выдаваемых следователю.

На основании ч. 6 ст. 162 УПК РФ прокурор обладает правом самостоятельного определения длительности доследования в пределах 1 месяца. На протяжении этого периода он и руководитель следственного органа будут осуществлять контроль над соблюдением всех рекомендаций для устранения недостатков в материалах уголовного дела и соблюдением сроков дополнительного расследования. Ведь от качества проведенных мероприятий будет зависеть возможность суда на вынесение приговора.

Следовательно, процедура возврата материалов в прокуратуру для доследования должна иметь веские основания, если ее инициировали во время разбирательств. Заинтересованной стороне следует основательно подготовиться к данному процессу.

полномочия мирового судьи

Полномочия Мирового Суда

Статья 23. Гражданские дела, подсудные мировому судье 1. Мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции: 1) дела о выдаче судебного приказа; 2) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; 3) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей; 4) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным; 5) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей; 6) утратил силу; 7) дела об определении порядка пользования имуществом. 2. Федеральными законами к подсудности мировых судей могут быть отнесены и другие дела. 3. При объединении нескольких связанных между собой требований, изменении предмета иска или предъявлении встречного иска, если новые требования становятся подсудными районному суду, а другие остаются подсудными мировому судье, все требования подлежат рассмотрению в районном суде. В этом случае, если подсудность дела изменилась в ходе его рассмотрения у мирового судьи, мировой судья выносит определение о передаче дела в районный суд и передает дело на рассмотрение в районный суд. 4. Споры между мировым судьей и районным судом о подсудности не допускаются. Основным полномочием мирового судьи является разбирательство уголовных и гражданских дел, а также дел об административных правонарушениях.

Мировой судья, получив уголовное дело, вправе принять решение о направлении дела по подсудности, вынести постановление о назначении судебного заседания либо о назначении предварительного слушания с указанием даты и места вынесения постановления, фамилии и инициалов судьи и указанием основания принятого решения. Решение принимается в срок не позднее 30 суток со дня поступления уголовного дела в суд. В случае, если к мировому судье поступило уголовное дело в отношении обвиняемого, содержащегося под стражей, судья принимает решение в срок не позднее 14 суток со дня поступления уголовного дела в суд. По просьбе стороны суд вправе предоставить ей возможность для дополнительного ознакомления с материалами уголовного дела. Для принятия одного из указанных постановлений мировому судье нужно внимательно изучить уголовное дело и следующие вопросы: подсудно ли уголовное дело данному суду; вручены ли копии обвинительного заключения или обвинительного акта; подлежит ли отмене или изменению избранная мера пресечения; подлежат ли удовлетворению заявленные ходатайства и поданые жалобы; приняты ли меры по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением, и возможной конфискации имущества, имеются ли основания проведения предварительного слушания, предусмотренные ч. 2 ст. 229 настоящего Кодекса. Изучив материалы уголовного дела, мировому судье необходимо убедиться, что данное уголовное дело поступило именно в тот судебный участок, где должно быть осуществлено правосудие, т. е. правильно ли ему направлено дело по подсудности. Установление в законе правил подсудности является важной гарантией права на защиту и должно соблюдаться конституционное право гражданина на рассмотрение дела тем судом, к подсудности которого оно отнесено законом. Допускаемое законом изменение подсудности возможно лишь с согласия обвиняемого. Далее судья должен проверить, вручены ли обвиняемому копии обвинительного заключения или обвинительного акта. Копия обвинительного заключения с приложениями вручается прокурором обвиняемому, а также защитнику и потерпевшему, если они ходатайствуют об этом. В случае, если обвиняемый содержится под стражей, копия обвинительного заключения с приложениями вручается ему по поручению прокурора администрацией места содержания под стражей под расписку, которая представляется в суд с указанием даты и времени вручения. Если обвиняемый отказался от получения копии обвинительного заключения либо не явился по вызову или иным образом уклонился от ее получения, то прокурор направляет уголовное дело в суд с указанием причин, по которым копия обвинительного заключения не была вручена обвиняемому. Обвинительное заключение должно быть вручено обвиняемому не менее чем за семь суток до начала судебного заседания. В случае если обвиняемому не была вручена копия указанного процессуального документа по окончании предварительного следствия или дознания, то судья не вправе назначить судебное заседание по делу, а обязан вынести решение о назначении предварительного слушания. Невручение обвиняемому копии обвинительного заключения или обвинительного акта является препятствием для рассмотрения дела судом и основанием для возвращения уголовного дела прокурору, даже если ни одна из сторон не ходатайствовала об этом, кроме случаев, когда это вызвано уважительной причиной. Органы следствия, прокурор, в производстве которых находилось уголовное дело, вправе были избрать меры пресечения в отношении обвиняемого, ограничив его права и свободы. Суд обязан проверить, правомерно ли они применены, не ущемляют ли прав и свобод человека как личности. Поэтому поступившие заявления, ходатайства от обвиняемого или его адвоката об отмене или изменении меры пресечения, например, содержание под стражей на подписку о невыезде и о надлежащем поведении, мировой судья должен объективно, всесторонне изучить основания, указанные в заявлении, представленные документы, тяжесть преступления, сведения о личности подсудимого, его возрасте. Особенно необходимо тщательно изучить справки из медицинских учреждений, касающиеся здоровья обвиняемого. Судья должен проверить, имеются ли в материалах дела какие-либо ходатайства и жалобы. В соответствии со ст. 119 УПК РФ подозреваемый, обвиняемый, его защитник, потерпевший, его законный представитель, частный обвинитель, эксперт, а также гражданский истец, гражданский ответчик, их представители вправе заявить ходатайство о производстве процессуальных действий или приняти
и процессуальных решений для установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, обеспечения прав и законных интересов лица, заявившего ходатайство, или представляемого им лица соответственно. Ходатайство заявляется дознавателю, следователю либо в суд. На стадии подготовки к судебному заседанию сторона вправе заявить ходатайство о дополнительном ознакомлении с материалами дела, поступившего в суд. О его удовлетворении или об отказе в его удовлетворении судья выносит постановление (ст. 122 УПК). Ходатайства и заявления могут поступать в суд вместе с делом от прокурора, переданы или направлены по почте непосредственно в суд. По своему содержанию они могут касаться любого вопроса, находящегося в сфере интересов сторон, вплоть до прекращения уголовного дела. Отказ судьи в удовлетворении ходатайства обжалованию не подлежит. Ходатайства о вызове дополнительных свидетелей и истребовании других доказательств подлежат удовлетворению во всех случаях. Отказ здесь не законен. Об удовлетворении ходатайства либо полном или частичном отказе в его удовлетворении мировой судья выносит постановление. Ходатайство стороны о проведении предварительного слушания может быть заявлено в течение трех суток со дня получения обвиняемым копии обвинительного заключения или обвинительного акта, ходатайство о применении особого порядка принятия судебного решения — в момент ознакомления обвиняемого с материалами уголовного дела либо до окончания предварительного слушания. Все они подлежат рассмотрению и разрешению непосредственно после их заявления. В случаях, когда немедленное принятие решения по ходатайству, заявленному в ходе предварительного рассмотрения, невозможно, оно должно быть разрешено не позднее трех суток со дня его заявления. В соответствии со ст. 29 УК РФ лицо, понесшее материальный ущерб от преступления, вправе при производстве по уголовному делу предъявить к обвиняемому или иным лицам, несущим материальную ответственность за его действие, гражданский иск. Решение судом вопроса о виновности подсудимого сопряжено с рассмотрением гражданского иска. Гражданский иск в таком случае выступает как средство возмещения ущерба, причиненного преступлением, и способом защиты охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц. Таким образом, гражданский иск в уголовном деле — это требование о возмещении имущественного вреда, причиненного преступлением, заявленное в уголовном процессе лицом, которому причинен такой ущерб, или его представителем, а также требование о компенсации морального вреда. Основанием для предъявления гражданского иска являются сведения, позволяющие сделать предположения о преступном причинении вреда, а также о характере вреда, причиненного потерпевшему преступлением. Следователь или дознаватель, в производстве которых находится уголовное дело, путем вынесения постановления должны признать гражданским истцом физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда в связи с преступлением. Обычно они и принимают меры, направленные на обеспечение исполнения приговора в части гражданского иска. Это делается для того, чтобы обеспечить удовлетворение гражданского иска, предупредить сокрытие, распродажу имущества. Поэтому мировому судье при изучении материалов уголовного дела необходимо проверить, имеются ли в деле гражданский иск, постановление о признании лица гражданским истцом, гражданским ответчиком, приняты ли меры по обеспечению иска. В соответствии со ст. 230 УПК РФ судья по ходатайству потерпевшего, гражданского истца или их представителей либо прокурора вправе вынести постановление о принятии мер по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением, либо возможной конфискации имущества. Исполнение указанного постановления возлагается на судебных приставов-исполнителей. При рассмотрении ходатайств о наложении ареста на имущество мировому судье необходимо руководствоваться ст. 115 и 165 УПК РФ. Далее мировой судья проверяет, имеются ли основания для проведения предварительного слушания. Право участников уголовного судопроизводства заявлять ходатайство о проведении предварительного слушания разъясняется им как при ознакомлении с материалами уголовного дела, так и после утверждения прокурором обвинительного заключения и направления дела в суд (ст. 217, 222 УПК). Предварительное слушание проводится при наличии соответствующего ходатайства стороны либо при выявлении судьей обстоятельств, преп
ятствующих рассмотрению дела судом, а также при наличии оснований. Основания для проведения предварительного слушания закреплены в ст. 229 УПК РФ, в соответствии с которой: 1. Суд по ходатайству стороны или по собственной инициативе при наличии оснований, предусмотренных частью второй настоящей статьи, проводит предварительное слушание в порядке, установленном гл. 34 настоящего Кодекса. 2. Предварительное слушание проводится: 1) при наличии ходатайства стороны об исключении доказательства, заявленного в соответствии с частью третьей настоящей статьи; 2) при наличии основания для возвращения уголовного дела прокурору в случаях, предусмотренных ст. 237 настоящего Кодекса; 3) при наличии основания для приостановления или прекращения уголовного дела; 4) при наличии ходатайства стороны о проведении судебного разбирательства в порядке, предусмотренном частью пятой статьи 247 настоящего Кодекса; 5) для решения вопроса о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей. Ходатайство о проведении предварительного слушания может быть заявлено стороной после ознакомления с материалами уголовного дела либо после направления уголовного дела с обвинительным заключением или обвинительным актом в суд в течение трех суток со дня получения обвиняемым копии обвинительного заключения или обвинительного акта. Ходатайство об исключении доказательств, находящихся в материалах дела, может быть заявлено как стороной защиты, так и стороной обвинения. При этом стороны, заявившие ходатайства, должны указать в нем основания, обосновать его и указать, какие обстоятельства дела они подтверждают или отрицают. Ходатайства носят различный характер: это и о вызове и допросе свидетелей, о приобщении к материалам дела какого-либо документа, запросе документов, которые бы, по мнению заявителя, дали бы основания судье исключить из уголовного дела доказательства. Общими следствиями принятия судом решения об исключении доказательства являются утрата им юридической силы и невозможность использовать его как основание судебного приговора (как обвинительного, так и оправдательного) или иного судебного решения. Основания для возвращения уголовного дела прокурору: а) обвинительное заключение (акт) составлено с нарушением требований УПК; б) обвиняемому не была вручена копия обвинительного заключения или акта; в) если уголовное дело в суд направлено с постановлением о принудительных мерах медицинского характера; г) если имеется основание для соединения уголовных дел; д) обвиняемому не были разъяснены его права при ознакомлении с материалами уголовного дела. Исчерпывающий перечень оснований приостановления производства по уголовному делу вследствие подготовки к судебному разбирательству в стадии подготовки к судебному разбирательству содержится в ст. 238 УПК РФ. Мировой судья вправе прекратить уголовное дело или уголовное преследование по основаниям, указанным в ст. 25, 28, 239 УПК РФ. Прекращая уголовное дело, судья отменяет меры пресечения, наложение ареста на имущество, корреспонденцию, временное отстранение от должности, контроль и запись переговоров, а также обязан разрешить вопрос о вещественных доказательствах. Эти вопросы могут быть рассмотрены на предварительном слушании по ходатайству сторон. По инициативе суда предварительное слушание проводится при наличии оснований для возвращения дела прокурору. Решение о назначении судебного заседания принимается в тех случаях, когда судья, не решая и не предрешая вопроса о виновности обвиняемого, приходит к заключению, что материалы расследования достаточны для их исследования в суде, обвинительное заключение или акт по форме, структуре и содержанию соответствует требованиям закона, а основания для назначения предварительного слушания уголовного дела отсутствуют. 1. При отсутствии оснований для принятия решений, предусмотренных п. 1 и 2 ч. 1 ст. 227 настоящего Кодекса, судья выносит постановление о назначении судебного заседания без проведения предварительного слушания. 2. В постановлении, помимо вопросов, предусмотренных ч. 2 ст. 227 настоящего Кодекса, разрешаются следующие вопросы: 1) о месте, дате и времени судебного заседания; 2) о рассмотрении уголовного дела судьей единолично или судом коллегиально; 3) о назначении защитника в случаях, предусмотренных п. 2-7 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса; 4) о вызове в судебное заседание лиц по спискам, представленным сторонами; 5) о рассмотрении уголовного дела в закрытом судебном заседании в случаях, предусмотренных ст. 241 насто
ящего Кодекса; 6) о мере пресечения, за исключением случаев избрания меры пресечения в виде домашнего ареста или заключения под стражу. 3. В постановлении также должны содержаться решения о назначении судебного заседания с указанием фамилии, имени и отчества каждого обвиняемого и квалификации вменяемого ему в вину преступления, а также о мере пресечения. 4. Стороны должны быть извещены о месте, дате и времени судебного заседания не менее чем за пять суток до его начала. Судебные заседания проводятся в помещении судебных участков в соответствии с правилами о подсудности. В постановлении необходимо указать конкретное помещение (зал, комнату), в котором будет проходить судебное заседание. Дата судебного заседания определяется судьей в соответствии со сроками, установленными ст. 233 УПК РФ. При этом необходимо учитывать место нахождения или место проживания сторон, загруженность судьи. Мировой судья должен проследить, всем ли участникам процесса направлены повестки на суд, и принять все необходимые меры по извещению сторон, чтобы судебное заседание состоялось. Мировой судья рассматривает все дела единолично, принимая решения по существу поставленных вопросов. Одновременно мировые судьи наделяются полномочиями, свойственными для всех иных представителей судебной власти. К этим полномочиям, в частности относятся:

  • осуществление правосудия;
  • контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов местного самоуправления, должностных лиц;
  • обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений;
  • участие в формировании органов судейского сообщества.
Смотрите так же:  Порядок 1379 порядок заполнения налоговой накладной

Все полномочия мирового судьи осуществляются в определенном порядке, исходя из общих для всех судов принципов, являющихся основными, исходными началами, в соответствии с которыми строится система органов судебной власти, а также осуществляется их функционирование.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает общие рамки компетенции мировых судей: мировые судьи в пределах своей компетенции должны рассматривать гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Компетенция мирового судьи при рассмотрении:

  • уголовных дел
  • гражданских дел
  • дел об административных правонарушениях

Все эти дела мировой судья рассматривает единолично. Судопроизводство по уголовным, гражданским и административным делам осуществляется мировым судьей в порядке, установленном уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, а также административно-процессуальным законодательством.

Со стороны федерального районного суда, который является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного округа, должен осуществляться судебный надзор за применением мировыми судьями материального и процессуального законов. Законом о мировых судьях установлено, что до назначения (избрания) на должность мировых судей дела, относящиеся к их компетенции, рассматриваются районными судами.

Похожие публикации:

  • Шиповской константин александрович адвокат Адвокат Шиповской Константин Александрович Полезная информация? Поделиться: Отзывы об адвокате Вы можете оставить отзыв об адвокате — указывайте больше фактов (время, имена, номера дел в судах). Короткие отзывы вида "Хороший […]
  • Растаможка минск авто Растаможка автомобилей в Беларуси Растаможка автомобилей в Беларуси в настоящее время продолжает оставаться такой же, как и раньше, не смотря на снижение таможенных пошлин на ввоз автомобилей в России с 23 августа. Так, как Россия […]
  • Кредит с 20 лет под залог недвижимости Кредиты с 20 лет в Екатеринбурге Список банков Екатеринбурга выдающих кредит с 20 лет. Ознакомьтесь с условиями и отправьте онлайн-заявку в банк или подберите МФО, где можно взять займ с 20 лет в Екатеринбурге. Подбор кредитов с 20 […]
  • Приказ 274 министерства образования и науки от 08102007 Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 октября 2007 г. N 274 "Об утверждении программ кандидатских экзаменов" (утратил силу) Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 октября 2007 г. N 274"Об утверждении программ […]
  • Увольнение медицинских работников Основания для увольнения работника Общие основания для увольнения Основания возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений — те моменты, которым контролирующие органы уделяют повышенное внимание, поскольку государство […]
  • Трудовой кодекс статья 77 пункт 1 часть первая Статья 77 ТК РФ - Общие основания прекращения трудового договора Основаниями прекращения трудового договора являются: 1) соглашение сторон (статья 78 настоящего Кодекса); 2) истечение срока трудового договора (статья 79 настоящего […]