Налог на имущество организаций с земельных участков

Содержание:

Земельный налог для организаций

Платите налоги в несколько кликов!

Платите налоги, взносы и сдавайте отчетность, не выходя из дома! Сервис напомнит обо всех отчетах.

Земельный налог относится к местным и регулируется законодательством муниципальных образований, а в городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — законами этих городов. В рамках Налогового кодекса муниципальные образования определяют в рамках:

  • налоговые ставки;
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • налоговые льготы, включая размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Какие организации платят земельный налог?

Налогоплательщики по земельному налогу — организации, обладающие земельными участками, которые признаются объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса. Земля должна принадлежать организации на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Организации не отчитываются и не платят налог по земельным участкам, которые находятся у них на праве безвозмездного пользования или переданных по договору аренды.

Если земельный участок относится к имуществу, составляющему паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиком признается управляющая компания. Налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

Объект налогообложения по земельному налогу

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Также не признаются объектом налогообложения:

  • земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством;
  • ограниченные в обороте земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
  • земельные участки из состава земель лесного фонда;
  • ограниченные в обороте земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами;
  • земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Налоговая база по земельному налогу

Налоговая база определяется отдельно для каждого земельного участка и равна его кадастровой стоимости на 1 января года, за который считается налог. Если земельный участок появился в течение налогового периода, то для определения налоговой базы берется кадастровая стоимость на дату постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Из этого правила есть исключения:

  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась после исправления технической ошибки, допущенной государственным органом при регистрации участка или ведении кадастра недвижимости: в этом случае исправление учитывается в расчете налоговой базы начиная с периода, в котором была допущена ошибка;
  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась по решению суда или комиссии по рассмотрению споров: в этом случае измененная кадастровая стоимость действует начиная с периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости. Но не раньше даты внесения в кадастр первоначальной (оспоренной) кадастровой стоимости.

Если земельный участок находится на территориях нескольких муниципальных образований, для каждого из них налоговая база определяется отдельно и равняется доле кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональной доле части участка.

Как определить налоговую базу для земельного участка, находящегося в общей собственности

Для земельных участков, которые находятся в общей долевой собственности, налоговая база определяется отдельно для каждого налогоплательщика-собственника участка пропорционально его доле в общей собственности.

Часто при покупке недвижимости покупатель получает право собственности на часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Налоговая база по этому участку для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на земельный участок.

Если недвижимость покупают несколько лиц, налоговая база для каждого определяется пропорционально доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.

Налоговый и отчетный период по земельному налогу

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. Законодательные органы муниципального образования могут не устанавливать отчетный период.

Налоговая ставка по земельному налогу

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований и законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Ставки не могут превышать:

— 0,3 %

  • для земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых для сельскохозяйственного производства;
  • для земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
  • для участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства;
  • для участков, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

— 1,5 % для прочих земельных участков.

По этим же ставкам производится налогообложение, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми муниципального образования.

Муниципальное образование может установить дифференцированные налоговые ставки в зависимости, например, от категории земли или места нахождения объекта налогообложения участка в муниципальным образовании.

Налоговые льготы по земельному налогу

От налогообложения освобождаются:

  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста в отношении земельных участков, которые используются для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций;
  • организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  • религиозные организации — в отношении участков, на которых расположены здания религиозного и благотворительного назначения;
  • общероссийские общественные организации инвалидов;
  • «сколковцы».

Полный список сморите здесь.

Порядок расчета земельного налога и авансовых платежей по нему

Сумма налога считается после окончания налогового периода и равна произведению налоговой ставки и налоговой базы. Если компания приобрела земельный участок с целью жилищного строительства, расчет налога и авансовых платежей по нему производится с коэффициентом:

  • коэффициент = 2 применяется в течение 3 лет с даты государственной регистрации прав на земельный участок и до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;
  • если строительство и государственная регистрация прав произошли раньше истечения трех лет, то переплаченная сумма налога зачитывается или возвращается налогоплательщику в общем порядке;
  • если жилищное строительство превысило 3-летний срок, в течение следующих 4 лет и до государственной регистрации прав на построенный объект применяется коэффициент = 4.

Налогоплательщики-организации, для которых установлены квартальные отчетные периоды, самостоятельно исчисляют земельный налог и авансовые платежи по нему после окончания первого, второго и третьего квартала.

Квартальный авансовый платеж = ¼ * налоговая ставка * кадастровая стоимость земельного участка на 1 января налогового периода.

Муниципальные образования могут разрешить некоторым категориям налогоплательщиков не исчислять и не перечислять авансовые платежи.

По итогам налогового периода организации перечисляют в бюджет разницу между исчисленной суммой налога и уплаченными в течение налогового периода авансовыми платежами.

Неполный налоговый период или неполный период действия льгот

Если налогоплательщик получил или потерял право собственности на земельный участок в течение налогового периода, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть время владения участком. Для этого рассчитывается коэффициент: число полных месяцев владения участком делим на число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Расчет числа полных месяцев владения участком делается так:

  • если право собственности на земельный участок или его долю произошло до 15-го числа (включительно) или прекращение права произошло после 15-го числа, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права;
  • если право собственности на земельный участок или его долю произошло после 15-го числа или прекращение права произошло до 15-го числа (включительно), этот месяц не считается месяцем владения участком.

Налогоплательщики, которые имеют право на налоговые льготы, должны предоставлять подтверждающие документы в ИФНС по месту нахождения земельного участка. Если налогоплательщик в налоговом периоде получил или потерял право на льготу по земельному налогу, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть срок отсутствия этой льготы. Месяц возникновения и прекращения права на налоговую льготу принимается за полный месяц.

Когда сдавать декларацию по земельному налогу

Налогоплательщики-организации не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, сдают налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Крупнейшие налогоплательщики, сдают декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Срок уплаты земельного налога и авансовых платежей

Организации платят авансовые платежи и земельный налог в бюджет по месту нахождения земельных участков в сроки, которые установлены нормативными актами муниципальных образований. Срок уплаты налога не может быть раньше срока сдачи декларации по земельному налогу — сейчас это 1 февраля.

Хотите легко платить налоги и сдавать декларации? Работайте в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия: ведите учет, начисляйте зарплату и отпрвляйте отчетность онлайн. Сервис напомнит об уплате налога, поможет рассчитать его и автоматически сформирует отчетность. Первый месяц работы бесплатен для всех новых пользователей.

Транспортный налог

Порядок исчисления и уплаты транспортного налога регулируется нормами гл. 28 «Транспортный налог» НК РФ и принятыми в соответствии с ней законами субъектов РФ, предусматривающие порядок и сроки уплаты в бюджет транспортного налога (авансовых платежей по налогу), налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Если казенные учреждения имеют зарегистрированные транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства), они обязаны уплачивать транспортный налог в установленном законом порядке.

Налоговые ставки зависят от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства, категории транспортного средства, а размеры ставок транспортного налога, указанные в п. 1 ст. 361 НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ.

Расчеты с бюджетом по транспортному налогу отражаются в бюджетном учете с использованием счета 030305000

«Расчеты по прочим платежам в бюджет» (бухгалтерские записи приведены в параграфе 5.4 настоящего издания).

Для обособленного учета транспортного налога в соответствии с Инструкцией № 157н в код синтетического счета 030305000 учреждение имеет право ввести дополнительный аналитический код. Это должно найти отражение в приказе «Об учетной политике учреждения».

Налог на имущество организаций

Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, за исключением земельных участков и иных объектов природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы); имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемого этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.

Смотрите так же:  Оформить займ на счет карты

Налоговая база определяется учреждением самостоятельно. Основой для расчета этого налога служит среднегодовая остаточная стоимость основных средств.

Статьей 381 НК РФ установлены налоговые льготы по налогу на имущество, а законодательным органам субъектов РФ предоставлено право дополнять перечень налоговых льгот. Например, от налогообложения освобождаются:

  • — организации и учреждения уголовно-исполнительной системы — в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;
  • — организации — в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством РФ порядке;
  • — организации — в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;
  • — организации — в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;
  • — организации — в отношении космических объектов;
  • — имущество государственных научных центров.

Ставка налога, порядок и сроки его уплаты, а также сроки представления налоговых деклараций устанавливаются законами субъектов РФ.

Этот вид налога является региональным и полностью зачисляется в бюджет субъекта РФ. Все учреждения, в том числе и освобожденные законодательством субъекта РФ от уплаты этого вида налога, обязаны представлять налоговые декларации и одновременно заявлять о праве на льготу.

Земельный налог

Государственным и муниципальным учреждениям земельные участки предоставляются в бессрочное пользование. По федеральному законодательству учреждения не освобождены от уплаты земельного налога. Льготы им могут быть предоставлены органами местного самоуправления, а в Москве и Санкт-Петербурге — законами этих субъектов РФ. Как правило, льготы предоставляются только тем учреждениям, которые финансируются из местного бюджета. В этом случае федеральные и региональные учреждения являются плательщиками налога, средства на уплату которого должны быть предусмотрены в бюджетной смете.

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Максимальные размеры ставок земельного налога определяются в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Необходимо отметить, что за нарушение сроков уплаты вышеперечисленных налогов с учреждения взыскивается пеня за каждый день просрочки в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ от неуплаченной суммы налога, а за неполную уплату налога в бюджет учреждение может быть привлечено к ответственности в виде уплаты штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

Налог на имущество, транспортный и земельный налоги

Нужно ли платить налог на имущество с капвложений в арендованный объект недвижимости? На основании каких документов рассчитывается доля в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом? Обязаны ли сельхозпроизводители ежегодно подавать в инспекцию перечни транспортных средств и земельных участков в целях получения льгот? На эти и другие вопросы, связанные с расчетом и уплатой имущественных налогов, ответил Алексей Сорокин.

За информацией о доле земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, можно обратиться в БТИ

Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НКРФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (ст. 388 НКРФ). Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

На основании статьи 392 НКРФ налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (пункт 1 статьи 37 Жилищного кодекса).

Если у налогоплательщика нет информации о том, какой долей он владеет в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, то он может обратиться в орган БТИ и (или) организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом в соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса. По запросу можно получить информацию для исчисления земельного налога (авансовых платежей по налогу) о размере общего имущества в многоквартирном доме и доле налогоплательщика в этом имуществе.

Капвложения в арендованные объекты недвижимости от налога на имущество не освобождены

Для российских организаций объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество, которое учитывается на балансе в качестве объектов основных средств (п. 1 ст. 374 НК РФ). При этом не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 года в качестве основных средств (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).

Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации определены Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.01 № 26н. Согласно пункту 6 ПБУ 6/01 единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.

Пунктом 5 ПБУ 6/01 установлены особенности, в соответствии с которыми в составе основных средств учитываются капитальные вложения в арендованные объекты основных средств (то есть вышеуказанные затраты, увеличивающие первоначальную стоимость арендованного объекта основных средств).

Поэтому произведенные арендатором капитальные вложения в арендованный объект недвижимого имущества (стоимость неотделимых улучшений арендованного имущества), принятые арендатором на учет после 1 января 2013 года в состав основных средств, подлежат налогообложению у него до их выбытия. Положение подпункта 8 пункта 4 статьи 374 НКРФ на них не распространяется.

В отношении автомобиля, зарегистрированного в конце 2013 года, необходимо уплатить транспортный налог и представить декларацию

Согласно главе 28 «Транспортный налог» НКРФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НКРФ.

В соответствии со статьей 362 НК РФ месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия его с регистрации принимается за полный месяц. При регистрации и снятии с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца данный месяц принимается как один полный месяц (п. 3 ст. 362 НК РФ). Следовательно, обязанность по уплате налога возникает с того месяца, в котором зарегистрировано транспортное средство. Если рассматриваемое транспортное средство было зарегистрировано в декабре 2013 года, то у организации возникает обязанность по уплате налога за указанный месяц и представление налоговой декларации.

При отсутствии в документах сведений об экологическом классе транспортного средства в строке 090 декларации ставится прочерк

При заполнении раздела 2 формы налоговой декларации по транспортному налогу, утвержденной Приказом ФНС России от 20.02.12 № ММВ-7-11/[email protected], по строке 090 следует указывать экологический класс транспортного средства.

Сведения об экологическом классе содержатся в действующих на территории Российской Федерации документах, идентифицирующих транспортное средство (например, паспорте транспортного средства). При отсутствии в указанных документах сведений об экологическом классе транспортного средства в указанной строке ставится прочерк.

Сельхозпроизводители не обязаны ежегодно подавать в инспекцию перечень транспортных средств и земельных участков в целях получения льгот

Такая обязанность главами 28 «Транспортный налог» и 31 «Земельный налог» не предусмотрена. Вместе с тем налоговые органы вправе требовать в соответствии с налоговым законодательством документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, пени (подп. 1 п. 1 ст. 31 НКРФ).

Чиновник разъяснил, в отношении какого вида транспорта, сельхозпроизводители освобождены от уплаты транспортного налога

От обложения транспортным налогом освобождаются тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельхозпродукции (подп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ).

Но для освобождения от уплаты транспортного налога недостаточно факта регистрации техники за сельхозпроизводителем или использования техники в сельскохозяйственных работах. Необходимо отнесение используемых транспортных средств к указанным в подпункте 5 пункта 2 статьи 358 НК РФ.

При отнесении транспортного средства к специальному следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359, где, например, под кодом 153410190 указаны автомобили грузовые общего назначения (бортовые, шасси и фургоны); под кодом 153410210 указаны автомобили — тягачи седельные; под кодом 153410220 указаны автомобили-самосвалы; под кодом 153410040 указаны автомобили специальные, кроме включенных в группировку 143410040.

Кроме того, следует руководствоваться паспортом транспортного средства. Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.05, в строке 4 «Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)» паспорта транспортного средства указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией. При этом перевод категорий транспортных средств, указываемых в Одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации Конвенции производится согласно указанному Приказу в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении.

Так, например, в третьей строке «Наименование (тип ТС)» паспорта транспортного средства согласно вышеназванному Положению указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в Одобрении типа транспортного средства, например: «Легковой», «Автобус», «Грузовой» — самосвал, фургон, цементовоз, кран и т п.

Аналогично в соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» и пунктом 26 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств в строке 2 паспорта транспортного средства «Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля), например: «1» — легковой автомобиль; «7» — фургоны; «9» — специальные.

В соответствии со статьей 363 НКРФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами (в том числе индивидуальные предприниматели), уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Транспортный налог

Порядок исчисления и уплаты транспортного налога регулируется нормами гл. 28 «Транспортный налог» НК РФ и принятыми в соответствии с ней законами субъектов РФ, предусматривающими порядок и сроки уплаты в бюджет транспортного налога (авансовых платежей по налогу), налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Если бюджетные учреждения имеют зарегистрированные транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства), то они обязаны уплачивать транспортный налог в установленном законом порядке.

Налоговые ставки зависят от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства, категории транспортного средства, а размеры ставок транспортного налога, указанные в п. 1 ст. 361 НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ.

Смотрите так же:  Госпошлина в загс на заключение брака образец

Расчеты с бюджетом по транспортному налогу отражаются в бухгалтерском учете с использованием счета 030305000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет».

Для обособленного учета транспортного налога в соответствии с Инструкцией № 157н в код синтетического счета 030305000 учреждение имеет право ввести дополнительный аналитический код. Это должно найти отражение в приказе «Об учетной политике учреждения».

Налог на имущество организаций

Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, за исключением:

  • – земельных участков и иных объектов природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
  • – имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемого этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации;
  • – основных средств движимого имущества, принятых на учет с 1 января 2013 г.

Налоговая база определяется учреждением самостоятельно. Основой для расчета этого налога служит среднегодовая остаточная стоимость основных средств.

Статьей 381 НК РФ установлены налоговые льготы по налогу на имущество, а законодательным органам субъектов РФ предоставлено право дополнять перечень налоговых льгот. Например, от налогообложения освобождаются:

  • – организации и учреждения уголовно-исполнительной системы – в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;
  • – организации – в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством РФ порядке;
  • – организации – в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;
  • – организации – в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;
  • – организации – в отношении космических объектов;
  • – имущество государственных научных центров.

Ставка налога, порядок и сроки его уплаты, а также сроки представления налоговых деклараций устанавливаются законами субъектов РФ.

Этот вид налога является региональным и полностью зачисляется в бюджет субъекта РФ. Все учреждения, в том числе и освобожденные законодательством субъекта РФ от уплаты этого вида налога, обязаны представлять налоговые декларации и одновременно заявлять о праве на льготу.

Земельный налог

Государственным и муниципальным учреждениям земельные участки предоставляются в бессрочное пользование. По федеральному законодательству учреждения не освобождены от уплаты земельного налога. Льготы им могут быть предоставлены органами местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге – законами этих субъектов РФ. Как правило, льготы предоставляются только тем учреждениям, которые финансируются из местного бюджета. В этом случае федеральные и региональные учреждения являются плательщиками налога, средства на уплату которого должны быть предусмотрены в Плане финансово-хозяйственной деятельности.

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Максимальные размеры ставок земельного налога определяются в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Необходимо отметить, что за нарушение сроков уплаты вышеперечисленных налогов с учреждения взыскивается пеня за каждый день просрочки в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России от неуплаченной суммы налога, а за неполную уплату налога в бюджет учреждение может быть привлечено к ответственности в виде уплаты штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

В табл. 5.25 приведены типовые записи по отражению в учете операций по расчетам и платежам в бюджет других налогов.

Таблица 5.25

Отражение в учете расчетов и платежей в бюджет но налогам

Ставка налога на имущество юридических лиц

stavki_naloga_na_imushchestvo.jpg

Похожие публикации

В соответствии с п. 1 ст. 380 НК ставка налога на имущество юридических лиц утверждается законодательными актами субъектов России с учетом нормативных требований гл. 30 Налогового кодекса. В рамках действующего регламента регионами устанавливаются сроки уплаты сбора, отчетные периоды, а также условия льготирования. Разберемся в действующих тарифах – таблица с общими ставками по налогу на имущество 2017 и номерами региональных законов размещена ниже.

Налоговые ставки налога на имущество организаций – механизм утверждения

Ставка налога на имущество устанавливается федеральным законодательством (Налоговым кодексом) и нормативно-правовыми актами регионов РФ (п. 1 стат. 372 НК). Перечисление платежа в бюджет обязательно юрлицами, имеющими на балансе попадающие под налогообложение объекты, включая движимые и недвижимые активы по стат. 374. Не требуется платить налог с земельных участков, природных объектов и других по перечню в п. 4 стат. 374.

Расчет сумм к уплате производится из налоговой базы (среднегодовая либо кадастровая стоимость) и ставок. Отчетными периодами являются квартал, полугодие и 9 мес., налоговым – год (п. 1, 2 стат. 379). На основании решения региональных властей отчетные периоды могут не устанавливаться (п. 3 стат. 379).

Предельная ставка налога на имущество

Чтобы правильно рассчитать имущественные налоги, ставки и льготы следует уточнять в соответствующих нормативных документах. В зависимости от категории налогоплательщика и объектов регионы вправе дифференцировать размер процента. Но предельная ставка налога на имущество организаций составляет 2,2 % (п. 1 стат. 380), за исключением некоторых ситуаций. Если регион не выпустил закон об утверждении размера сбора, ставка налога на имущество организаций регулируется глав. 30 НК, а именно стат. 380.

Налог на имущество организаций – ставка по регионам

Если проанализировать актуальные региональные правовые документы, становится понятно, что подавляющее большинство российских республик, областей и краев утвердило максимально возможный тариф в 2,2 % для начисления налога с имущества. Только в двух регионах ставка уменьшена. К последним относятся:

  1. Крым – здесь установлен тариф в 1 % для всех юрлиц, кроме сельскохозяйственных предприятий, для которых утверждена ставка в 0,5 %. Обязательное условие применения льготы – минимальная доля реализации с/х продукции в общей выручке должна составлять 70 % (Закон от 19.11.14 г. № 7-ЗРК/2014).
  2. Севастополь – в этом городе также принят пониженный тариф в 1 % для всех юрлиц, а для отдельных категорий предприятий действуют пониженные ставки в 0,1 и 0,5 %. Требования по использованию льгот, налоговых тарифов и прочие правила уплаты налога прописаны в Законе от 26.11.14 г. № 80-ЗС.

Если же налогоплательщик применяет при расчете налога показатели кадастровой стоимости, регионы также вправе утверждать собственные тарифы, ориентируясь на нормы п. 1.1 стат. 380. Максимально возможные величины приведены по годам и отдельно для г. Москвы и прочих российских субъектов:

  • по г. Москве – утвержден тариф в 1,5/1,7/2 % для 2014/2015/2016 г. и последующие.
  • по прочим субъектам – действует тариф в 1/1,5/2 % для 2014/2015/2016 г. и последующие.

То есть, в 2017 г. на местном уровне регионы не вправе утверждать ставку по налогу размером больше чем 2 %. Большая часть субъектов использует именно такой тариф, но во многих предусмотрен и меньший процент налога для тех налогоплательщиков, которые начисляют сбор не со среднегодовой цены, а с кадастра.

К примеру, это респ. Бурятия – здесь действует пониженный тариф в 0,4 % (Закон от 26.11.02 г. № 145-III) или Хабаровский край, где утвержден тариф в 1,3 % для объектов центров торговли большой площадью от 2 тыс. кв. м. (Закон от 10.11.05 г. № 308) и т.д.

Льготирование налога на имущество

Относительно льгот по этому фискальному сбору ситуация несколько иная. При определении условий представления налоговых поблажек, прежде всего, учитываются нормы стат. 381 НК, где установлен перечень юрлиц, освобождаемых от необходимости перечисления платежа. А во всех остальных ситуациях порядок утверждается регионами – ставка налога может быть понижена в отношении отдельных категорий компаний и/или определенных видов объектов.

К примеру, в Карачаево-Черкессии действуют льготы для предприятий, перерабатывающих мясную продукцию, в виде тарифа в 1,5 % (Закон от 30.11.16 г. № 77-РЗ), а в Забайкальском крае – для реализующих краевые программы инвесторов в отношении используемого в процессе инвестиций имущества в виде ставки в 1,65 % (Закон от 20.11.08 г. № 72-ЗЗК). Если юрлицо применяет льготы, обязанность по подаче отчетности сохраняется.

Таблица ставок и номеров законов по регионам:

Субъект РФ

Размер тарифа (в %) – общая/по кадастру

​​Уплата налога на имущество организаций

Необходимость уплаты пошлины для юрлиц Российской Федерации прописана в ст. 30 Налогового кодекса. Объектами, за которые взимаются выплаты в фонд государства является вся собственность на балансе компании за исключением земельных участков. Налог, который начисляется на имущество всех организаций, является региональным.

Налог на имущество организаций

База налога в отношении имущества — кадастровая стоимость объектов, коэффициент которой меняется ежегодно. К примеру, в 2017 году он составил 1,4, в 2018 году — 1,5 %. В этом году региональная ставка не будет превышать 2,2 %.

Налог начисляется ежегодно на имущество российских, иностранных (с представительствами в РФ или без них) организаций, поэтому для юридических лиц предусмотрен за:

  • административно-деловые здания;
  • торговые центры или комплексы;
  • промышленные объекты;
  • помещения, являющиеся заведениями общепита или бытовых услуг
  • нежилые здания, общая площадь которых более 1000 квадратов;
  • офисы и торговые объекты в многоэтажках общей площадью от 3000 квадратов;
  • отдельные нежилые здания, используемые для производства;
  • строения, предназначенные для оказания банковских, туристических услуг, музеи, кинотеатры, художественные галереи.

На заметку! Если организации принадлежат цокольные помещения, сооружения с примыканием к улицам, за них также начисляется налог.

Законодательное регулирование

Вопрос выплаты пошлины за имущество юрлиц регламентирован ст. 30 Налогового Кодекса, законом № 139. Согласно нормативным положениям объектами налогообложения являются:

  • собственность, которой юридическое лицо распоряжается самостоятельно;
  • имущество под доверительным управлением — есть временный управляющий или договор на третью сторону;
  • объекты нескольких собственников (по контракту).

Закон № 139 подробно рассказывает о налоге, который начисляется на имущество всех организаций в краях, областях, автономных округах или городах с федеральными функциями (Москва, Севастополь, Санкт-Петербург).

Скачать для просмотра и печати:

Важно! Каждый из указанных субъектов имеет право принятия собственных законов относительно деятельности юрлиц и пошлины за собственность.

Кому положены льготы

В положениях статьи 381 НК установлены категории льготников. Федеральные преференции предоставляются бессрочно, региональные — на период от 3 до 10 лет.

Организации могу взять на учет средства, налоговая льгота на которые равна 100 %:

  • природные ресурсы — воду, землю, ископаемые;
  • имущество, принадлежащее Минобороны;
  • культурные и исторические ценности Российской Федерации;
  • объекты, которые относятся к ядерной сфере промышленности, в том числе суда и корабли;
  • основные средства космической промышленности и отрасли;
  • объекты движимого характера, поставленные на учет в 2013 году.

Важно! Собственность, полученная с 1 января 2013 года от взаимозависимых лиц (п. 2 ст. 105.1 НК), облагается налогом.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Есть ли льготы у религиозных организаций, инвалидов

На основании статьи 381 льготы для компаний, занятых в религиозной деятельности, предоставляются в размере 100 %. Компания должна заниматься вероисповеданием, совершать богослужения, церемонии и обряды, обучать основам религии. Получить преференции на основании ФЗ № 7 могут только объекты некоммерческой религиозной деятельности.

Общественные союзы инвалидов с численностью граждан с ограниченными возможностями или их представителей от 80 % не платят налог на имущество. Условие преференции для общественных организаций инвалидов — собственность предназначена для уставной деятельности.

Смотрите так же:  Трудовой договор директора чоп

Особенности предоставления для НИОКР

Организации, занимающиеся научно-исследовательскими или конструкторскими работами, получают льготы на недвижимость, на основании пп. 2 п. 2 ст. 4.1 закона Москвы № 64. Налоговая база по ним зависит от кадастровой стоимости.

Пониженная ставка предоставляется при соблюдении следующих условий:

Резиденты особых экономических зон

Правительством Российской Федерации установлены регионы с особым порядком предпринимательства. В ОЭЗ они выделены законом № 365, создаются на 49 лет. Предназначение особых экономических зон — развитие туризма, логистики, высоких технологий.

  • выбора системы налогообложения — УСН , единый налог на вмененный доход (на основании статьи 18 НК), патентная (установлена законом № 94 от 2012 года);
  • ставка 0 % на НДС в зависимости от типа операций — на основании пп. 27 п. 3 ст. 149 НК предоставляется в портовой зоне, на основании пп. 1 п. 1 ст. 164 — при реализации товаров;
  • нулевая ставка по налогу на прибыль при зачислении в федеральный бюджет. Распространяется только на технико-внедренческие (до 1 января 2018 года) и технико-рекреационные ОЭЗ , до января 2023 года объединенные в кластеры.

На заметку! Размер ставки по пошлине на прибыль регулируют законы субъектов федерального назначения. Для особых экономических зон она не может превышать 13,5 %.

Порядок оформления

В этом году льготы, предусмотренные по налогу на движимое и недвижимое имущество всех организаций, устанавливаются на основании освобождений от уплаты и типа собственности. Претенденту необходимо:

Особенности предоставления на движимую собственность

Под имуществом движимого характера подразумеваются транспорт, деньги, активы и ценные бумаги. Юридическое лицо может получить льготы при следующих условиях:

  • приятие основных средств на учет до конца 2012 года;
  • реорганизованным предприятиям или взаимозависимым сторонам преференции могут не начисляться.

Действие льгот распространяется на все регионы Российской Федерации. Бюджетным организациям полагается уплачивать 2 % кадастровой стоимости и 2,2 % остаточной.

Важно! Порядок налогообложения движимого фонда предприятий с 2019 года регулируется региональным законодательством.

Как подать декларацию на получение льготы?

В этом году Законом № 302 внесен ряд изменений относительно подачи декларации по начислению пошлины. Предприятие с 1 января 2019 года предоставляет документы в налоговую службу по месту расположения объектов недвижимого имущества. На основании п. 1 статьи 386 Налогового кодекса компании, расположенные в морской зоне, континентальном шельфе, ОЭЗ или за пределами страны подают декларацию по месторасположение. Документы для расчета авансовой стоимости нужно подать через 30 дней после окончания налогового периода.

Налоги организаций и коды для них

В документах обязательно отражаются коды для льгот, действующих по налогу на недвижимое имущество всех организаций. Их целесообразно представить в виде таблицы.

Формула для расчета налога на имущество

Непосредственный расчет настоящего налога на все имущество различных организаций осуществляется на основании среднегодовой стоимости. Ее рассчитывают по формуле, установленной п. 4 ст. 376 НК:

  1. Складывают остаточную стоимость за каждый месяц, прибавляют оценку на 31 декабря этого года и делят на 13.
  2. Высчитывают налог, годовая сумма которого равна среднегодовой оценке, умноженной на ставку.

Размер доплаты в соответствии с п. 2 статьи 382, слагается из годовой суммы налога, из которой вычитается сумма всех авансов за год.

Налоговая ставка по налогу на имущество организаций

В п. 2 ст. 372 и п. 1 ст. 380 НК прописано, что ставка не может превышать 2 %. В силу Письма Минфина № 03-05-04-01/10 ее определяют на основании формы владения или возникновения капитала. Окончательную ставку устанавливают законодательные акты регионов. К примеру, для Москвы в 2017 году она равнялась 2 %, тогда как для других субъектов РФ составляла 2,1 %. Для объектов подачи, добычи газа, производства гелия и его хранения, предприятий-разработчиков месторождений полезных ископаемых насчитывается ставка 0 %.

Квартальные платежи по налогу на имущество организаций

Отчетность подается за налоговый период — год, за третий квартал, полугодие и 9 месяцев. У субъектов Российской Федерации есть право не устанавливать отчетный период. Для расчета аванса за полугодие понадобится рассчитать среднюю стоимость собственности, разделить ее на 7, умножить на 2,2 % и разделить на 100 %.

Сроки уплаты налога на имущество организации

Уплата поквартально и за год налога на недвижимое имущество различных организаций осуществляется:

  • за 1 квартал — до 30 апреля;
  • за 6 месяцев — до 30 июля;
  • за 9 месяцев — до 30 октября;
  • за год — до 30 января.

Важно! Субъекты не могут устанавливать иные периоды выплат.

Проводки по налогу на имущество

Учет осуществляется на основании счета 68, используемого для субсчета «Имущество». Для вычисления суммы налога и ежеквартальных платежей понадобится:

  1. Учесть кредиты счета 68 по собственности в корреспонденции.
  2. Соотнести данные со счетом 91 по прочим доходам и расходам.
  3. Вычислить за каждый квартал платеж — Д91, К68.
  4. Внести данные об оплате — Д91 и К51.

Совет! При вычислениях руководствуйтесь правилами субъектов Российской Федерации.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Вопросы по налогу на имущество организаций

У бюджетного предприятия или иных компаний могут возникать сложности с расчетом и оплатой имущественной пошлины. Уточнить все нюансы можно в порядке ответов на основные вопросы.

Когда применение льготы по налогу на собственность организаций невозможно

Льготы в отношении движимого имущества не применяются, когда оно:

  • поставлено на учет до 1 января 2013 года;
  • поставлено на учет в 2013-2018 по причине реорганизации производства, ликвидации юрлица, операций между взаимозависимыми сторонам.

Интересно знать! На практике нередки случаи, когда одно предприятие применяет льготу и передает собственность на баланс партнеру, а потом возвращает обратно. Подобный процесс является нарушением условий предоставления преференций.

Пример региональных льгот

  1. Рассмотрим ситуацию для Калининградской области, являющейся резидентом ОЭЗ . Налоговая льгота по особому порядку уплаты подоходной пошлины действует на основании ст. 288.1 НК и распространяется только на прибыль, полученной от инвестиций. На первые шесть лет доходы облагаются налогом 0 %. В 7-12 годах ставка снижается на 50 %. Доходы и расходы учитываются раздельно.
  2. Льготная налоговая политика действует и в Красноярском крае. Региональным законом № 3-674 установлена общая ставка для компаний в 2,2 %. Понижение стоимости пошлины в 1 % имеется для организаций-инвесторов в отрасль технологий и производства. Они должны вложить в проект от 50 млн. руб. и подать документы через 3 года. Фармацевтические предприятия, выпускающие товары на основе психотропных компонентов и наркотиков имеют ставку в 0,5 %.

Интересно знать! В Красноярском крае не платят налоги компании, занимающиеся народным промыслом (более 50 % прибыли), деревообрабатывающие предприятия (на протяжении 5 лет), инвесторы Универсиады 2019 года, сельские хозяйства полного цикла, заводы-производители алюминия и энергетических материалов.

Как соотносятся общие правила и региональные особенности

Льгота 2010257 исключена из перечня. Преференция 2012000 закреплена пп. 31 п. 1 ст. 4 Закона 64 г. Москвы и действует для конкретных объектов, находящихся на учете с 2013 года. На основании пп. 24 п. 1 ст. 4-1, Закона № 684-64, принятого в Санкт-Петербурге, движимая собственность от 3-х лет освобождена от пошлины. Льготу с кодом 2012400, предусматривающую пониженную ставку, изменили в Тюменской области на основании ст. Закона № 74 — ее начисляют по 0 %.

Кто платит налог на имущество организаций

На основании ст. 374 НК объектами налогообложения являются:

  • недвижимость на балансе, находящаяся во временном владении, распоряжении, под доверительным управлением, в совместной собственности, за исключением иных случаев, указанных в ст. 378, 378.1 и 378.2 НК;
  • имущество иностранных представительств;
  • недвижимое имущество зарубежных компаний, которое принадлежит им на правах собственности или получено по концессионному договору.

Кто не платит налог на имущество организаций

В текущем году полностью освобождены от пошлины в отношении имущества:

За что начисляется налог на имущество организаций

Пошлина касается основных средств движимого и недвижимого характера, принятых на учет в постоянное, совместное, временное владение, пользование по договорам распоряжения, доверенности, концессионным контрактам.

На что не начисляется налог на имущество организаций

Объекты, у которых нет налогового бремени, прописаны в ст. 372 НК. В их перечень входят:

  • природные ресурсы — земля, вода, воздух, полезные ископаемые;
  • собственность федерального органа, нужная для обороны, военной, пограничной службы;
  • культурное наследие РФ, памятники истории;
  • ядерное вооружение, места хранения радиационных материалов и отходов;
  • корабли с ядерными реакторами и атомоходами, а также судна, включенные в российский международный реестр;
  • объекты космического назначения.

С 2019 года все объекты освобождены от пошлины за движимую собственность.

Кто должен заниматься расчетом налога на имущество организаций

Расчеты имущественного налога делает бухгалтерия организации-плательщика. Правильность вычислений проверяется представителями ФНС при камеральном или выездном аудите.

Как рассчитать налог на имущество организаций

В этом году для расчетов потребуется узнать налоговую базу для собственности каждого филиала и умножить ее на ставку.

Если недвижимость рассредоточена в нескольких регионах, налоговую базу вычисляют для каждого субъекта на основании остаточной оценки объектов на 1 число и последний день периода. Результат делят на 12 месяцев +1.

Как рассчитать авансовый платеж по налогу на имущество организаций

Авансовый платеж равняется средней стоимости имущества, разделенной на 4 квартала и умноженной на ставку.

Как отчитываться по налогу на имущество организаций

Плательщикам нужно подать декларацию до 30 марта года после налогового периода. По текущему авансовому платежу отчетность предоставляется не позже 30 дней после его окончания.

Куда предоставлять отчетность

Документы подаются по месту расположения каждого вида собственности. Владельцы нескольких средств могут предъявить общую декларацию или общий отчет только в случае их расположения в одном регионе. О порядке передачи бумаг можно договориться с ФНС региона путем письменного уведомления.

Несмотря на стремление правительства Российской Федерации с гибкости налоговой системы, федеральное регулирование не в полной мере учитывает региональную специфику. Местные нормы начисления пошлины способны отразить специфику края и выделить льготы для юрлиц по типу деятельности.

Похожие публикации:

  • Доверенность на получение товара физическим лицом бланк Доверенность на право получения товара: бланк, образец, правила заполнения Доверенность на получение товара – это документ, который получает сотрудник от организации и который уполномочивает его получить товар или материальные […]
  • В турцию с ребенком доверенность Выезд ребенка в турцию с одним из родителей 2018 году Узнать данную информацию можно у второго родителя лично или в ФМС, которая занимается рассмотрением заявлений о несогласии на выезд детей, которым нет 18 лет, и ведет их […]
  • Образец заявления о выдаче разрешения на временное проживание образец Правила заполнения и подачи заявления на РВП в ГУВМ МВД РФ (ранее УФМС) Если вы решили инициировать получение российского гражданства, то первым этапом является оформление разрешения на временное проживание. В подаче заявления и […]
  • Образец приказа о депремировании работников образец Депремирование работника. Образец приказа Стимуляция с помощью финансов является одним из самых эффективных рычагов воздействия на сотрудников. Премия для многих является постоянной составляющей дохода. И если по каким-то причинам […]
  • Почему версальский мирный договор оказался в центре политической борьбы в германии в 1920 Почему версальский мирный договор оказался в центре политической борьбы в германии в 1920 Вопрос по истории: почему версальский мирный договор оказался в центре политической борьбы в германии в 1920е годы? Ответы и объяснения […]
  • Какой штраф за спецсигнал Какой штраф или лишение прав за спецсигналы на автомобиле по ПДД? Ответственность за мигалки Использование спецсигналов по состоянию на 2019 год запрещено ПДД. Но карается штрафами и лишением права управления не только их […]