Государственный адвокат казахстан

Гарантированная государством юридическая помощь

Всем известно, что каждый человек имеет право на защиту. Но не все знают что если у него нет возможности нанять себе адвоката, нотариуса или иного субъекта правовой защиты, что-то ему предоставляется гарантированная государством юридическая помощь за счет бюджета. В этой статье мы попытаемся подробно рассказать о гарантированной государством юридической помощи. И ответить на следующие вопросы как, кто может получить ГГЮП, куда обращаться для получения ГГЮП, кто может оказать данную юридическую помощь и какие документы потребуется для получения гарантированной государством юридической помощи.

Что такое гарантированная государством юридическая помощь?

В соответствии с Конституцией и законами РК каждый имеет право на получение в ходе гражданского, административного и уголовного процесса квалифицированной юридической помощи в соответствии с установленными положениями. И на этих основаниях гражданам РК предоставляется гарантированная государством юридическая помощь.

  1. Правовое информирование – вид гарантированной государством юридической помощи, оказываемой неопределенному кругу лиц, путем предоставления информации по вопросам законодательства Республики Казахстан в устной, письменной формах, в форме электронного документа, удостоверенного электронной цифровой подписью, либо в виде визуального ознакомления.
  2. Правовое консультирование – вид гарантированной государством юридической помощи, оказываемой физическим и юридическим лицам, имеющим право на ее получение, в форме устных и письменных консультаций, в том числе касающихся вопроса составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера.
  3. Гарантированная государством юридическая помощь – юридическая помощь, оказываемая физическим и юридическим лицам, имеющим право на ее получение на основании и в порядке, предусмотренных настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан, на бесплатной основе.
  4. Субъекты оказания гарантированной государством юридической помощи – физические и (или) юридические лица, оказывающие гарантированную государством юридическую помощь.
  5. Система оказания гарантированной государством юридической помощи – установленные законодательством Республики Казахстан правовые основы и механизмы реализации гарантированного государством права на юридическую помощь.
  6. Уполномоченный государственный орган в сфере оказания гарантированной государством юридической помощи (далее – уполномоченный орган) – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в сфере оказания правовой помощи и юридических услуг населению.

Виды гарантированной государством юридической помощи

Гарантированная государством юридическая помощь оказывается в виде:

  1. Правового информирования.
  2. Правового консультирования.
  3. Защиты и представительства интересов физических лиц в судах, органах уголовного преследования, иных государственных органах и негосударственных организациях в случаях и порядке, установленных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан.
  4. Принятие принудительных мер по исполнению исполнительных документов частными судебными исполнителями о взыскании алиментов и заработной платы в порядке, предусмотренном Законом Республики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей».

Правовое информирование, правовое консультирование, защита и представительство адвокатами интересов физических лиц являются минимальными социальными стандартами в сфере оказания гарантированной государством юридической помощи в соответствии с Законом Республики Казахстан «О минимальных социальных стандартах и их гарантиях».

Оказание гарантированной государством юридической помощи основывается на принципах:

  • законности;
  • приоритета прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, нуждающихся в бесплатной гарантированной государством юридической помощи;
  • равной доступности и качества оказываемой гарантированной государством юридической помощи;
  • обеспечения конфиденциальности вопроса, по которому оказывается гарантированная государством юридическая помощь;
  • эффективного государственного регулирования и контроля за соблюдением лицами, оказывающими гарантированную государством юридическую помощь, качества оказания гарантированной государством юридической помощи.

Кому предоставляется гарантированная государством юридическая помощь?

Право на получение гарантированной государством юридической помощи бесплатно в виде правового информирования имеют все физические и юридические лица.
Гарантированная государством юридическая помощь оказывается лицам, имеющим право на получение бесплатной гарантированной государством юридической помощи, в случаях и порядке, установленных законодательством РК:

  • истцам при рассмотрении судами дел о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с работой;
  • истцам и ответчикам, являющимся участниками ВОВ и лицами, приравненными к ним, военнослужащими срочной службы, инвалидами I и II групп, пенсионерами по возрасту, если рассматриваемый судом спор не связан с предпринимательской деятельностью;
  • физическим лицам по вопросам взыскания алиментов, назначения пенсии и пособий, реабилитации, получения статуса беженца или оралмана, несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей, в случаях необходимости составляют письменные документы правового характера.

Оплата гарантированной государством юридической помощи, оказываемой адвокатом, производится за счет бюджетных средств. Указанные выше лица вправе получить гарантированную государством юридическую помощь на территории РК независимо от места жительства и места нахождения.

Лицо, нуждающееся в гарантированной государством юридической помощи, имеет право:

  1. Равного доступа к гарантированной государством юридической помощи.
  2. Получить информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания гарантированной государством юридической помощи.
  3. Обратиться за оказанием бесплатной юридической помощи к субъектам оказания гарантированной государством юридической помощи.
  4. Получить гарантированную государством юридическую помощь или отказаться от ее получения.
  5. Обжаловать действия либо бездействие субъектов, оказывающих гарантированную государством юридическую помощь.
  6. На конфиденциальность вопроса, по которому оказана гарантированная государством юридическая помощь.

Получатель гарантированной государством юридической помощи, обязан:

  1. Представить документы, подтверждающие его право на получение гарантированной государством юридической помощи.
  2. Своевременно извещать об изменении обстоятельств, влияющих на условия оказания гарантированной государством юридической помощи.
  3. Обеспечить достоверность информации, на которой основана необходимость оказания гарантированной государством юридической помощи.

Субъекты гарантированной государственной юридической помощи

Гарантированную государством юридическую помощь оказывают государственные органы в пределах своей компетенции и адвокаты, нотариусы, частные судебные исполнители.

Адвокаты как субъекты оказания гарантированной государством юридической помощи оказывают физическим лицам бесплатную гарантированную государством юридическую помощь. Участие адвокатов в оказании гарантированной государством юридической помощи обеспечивается коллегией адвокатов области, города республиканского значения, столицы. Оказание гарантированной государством юридической помощи адвокатами в сельских населенных пунктах обеспечивается коллегией адвокатов области. Критерии отбора адвокатов, участвующих в системе оказания гарантированной государством юридической помощи, утверждаются Республиканской коллегией адвокатов.

Отказ в оказании ГГЮП

  • заявитель не относится к категории лиц, имеющих право на получение гарантированной государством юридической помощи;
  • обращение заявителя не имеет правового характера.

Отказ в оказании гарантированной государством юридической помощи должен быть мотивированным и может быть обжалован в вышестоящий орган, прокуратуру либо суд.

Перечень документов, подтверждающих права лиц на получение
гарантированной государством юридической помощи

При рассмотрении судами споров о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с работой — акт о несчастном случае на производстве.

  1. При рассмотрении судами споров не связанных с предпринимательской деятельностью:
  • для участника ВОВ — удостоверение участника ВОВ выдаваемое органами МО РК;
  • для инвалида ВОВ — удостоверение инвалида войны, выдаваемой органам социальной защиты населения РК;
  • для лиц, приравненных к участникам или инвалидам ВОВ — пенсионное удостоверение;
  • для военнослужащих срочной службы — военный билет, выдаваемый уполномоченным органом;
  • для инвалидов I и II групп — справка об инвалидности;
  • для пенсионеров по возрасту — пенсионное удостоверение;
  • По вопросам взыскания алиментов — свидетельство о рождении ребенка (детей);
  • По вопросам назначения пенсий и пособий — документ, удостоверяющий личность гражданина.
  1. По вопросам реабилитации:
  • по вопросам возмещения вреда, причиненного незаконными действиями органа, ведущего уголовный и административный процесс — копия процессуального акта, подтверждающего факт оправдания или прекращения досудебного расследования, или прекращении дела об административном правонарушении или об отмене или изменении иных незаконных решений по уголовному или административному делу;
  • по вопросам реабилитации жертвы массовых политических репрессий — документ, подтверждающие применение политических репрессий в виде изгнания из страны, или удаления из мест проживания или районов обитания (ссылки или высылки), или направления на спецпоселение, в случае отсутствия таких документов, в связи с их уничтожением, документ подтверждающий факт проживания лица на территории Казахстана вследствие репрессивных акций.
  1. По вопросам получения статуса беженца — свидетельство лица, ищущего убежище в РК.
  2. По вопросам получения статуса оралмана — документ, удостоверяющий личность этнического казаха, постоянно проживавшего на момент приобретения суверенитета РК за ее пределами и прибывшего в Казахстан с целью постоянного проживания на исторической родине .
  3. По вопросам несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей:
  • решение суда о лишении попечения ребенка единственного или обоих родителей в связи с ограничением или лишением их родительских прав;
  • признанием безвестно отсутствующими;
  • объявлением умершими;
  • признанием недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • отбыванием наказания в местах лишения свободы;
  • документ, подтверждающий уклонение от воспитания ребенка или защиты его прав и интересов, в том числе об отказе взять ребенка из воспитательной или медицинской организации.
  1. По вопросам защиты или представительства интересов физических лиц в уголовном, административном и гражданском судопроизводстве — постановление органа, ведущего уголовный процесс, постановление судьи, органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, определение суда или судьи об обеспечении через профессиональную организацию адвокатов или ее структурное подразделение адвоката в качестве защитника или представителя.

Критерии качества оказании ГГЮП

Критериями качества оказываемой юридической помощи в виде правового информирования являются:

  • осуществление правового информирования в пределах предоставленных законом полномочий;
  • установление механизмов правового информирования;
  • информирование населения о порядке получения гарантированной государством юридической помощи;
  • отсутствие обоснованных жалоб на действия (бездействие) субъектов оказывающих юридическую помощь в виде правового информирования;
  • компетентность при осуществлении правового информирования;
  • соблюдение действующего законодательства РК.

Критериями качества оказываемой юридической помощи в виде правового консультирования являются:

  • обеспечение объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений физических и юридических лиц;
  • обоснованность и мотивированность ответов на обращения со ссылкой на действующее законодательство;
  • соблюдение действующего законодательства РК;
  • актуальность консультаций;
  • соблюдение сроков оказания юридической помощи в виде правового консультирования;
  • отсутствие обоснованных жалоб на действия (бездействие) субъектов, оказывающих юридическую помощь.

Критериями качества оказываемой юридической помощи в виде защиты и представительства интересов физических лиц в судах, органах уголовного преследования, иных государственных органах и негосударственных организациях являются:

  • оказание юридической помощи в пределах предоставленных законом полномочий;
  • соблюдение при исполнении профессиональных обязанностей норм действующего законодательства РК и Кодекса профессиональной этики адвокатов;
  • сохранение адвокатской тайны;
  • отказ от принятого поручения об оказании юридической помощи при наличии личной заинтересованности в исходе дела, противоречащей интересам лица, обратившегося за юридической помощью;
  • отсутствие обоснованных жалоб на действия (бездействие) субъектов оказывающих юридическую помощь.

О бесплатной юридической помощи: просто и понятно (Баймуханова К.Р., заместитель председателя Республиканской коллегии адвокатов)

Баймуханова Кадыржан Рысмухановна,

заместитель председателя Республиканской коллегии адвокатов,

член президиума Республиканской коллегии адвокатов.

1. Что такое бесплатная юридическая помощь? Для кого она бесплатная и кто оплачивает расходы, связанные с ней?

Бесплатная юридическая помощь законодательством — это юридическая помощь, оказываемая физическим лицам на бесплатной основе, в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством Республики Казахстан.

Законы «Об адвокатской деятельности», «О гарантированной государством юридической помощи», Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный кодексы и Кодекс об административных правонарушениях подробно регламентируют круг лиц, которые вправе получить бесплатную юридическую помощь, и порядок ее предоставления. Обязанность по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи возложена на адвокатуру Казахстана. Труд адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь, оплачивается за счет средств государства.

2. Почему государство должно оплачивать юридическую помощь гражданам? Какая от этого польза государству?

Право на получение юридической помощи — одно из фундаментальных прав, провозглашенных Конституцией Республики Казахстан. Обеспечение этого права — залог справедливого судебного разбирательства, защиты от необоснованного обвинения и осуждения, незаконного ограничения прав и свобод человека и гражданина. Поэтому для государства важно обеспечить право на защиту, если у обвиняемого нет средств для оплаты услуг адвоката. От эффективности обеспечения этого права зависят интересы правосудия и в целом имидж государства.

3. Как решается вопрос оказания бесплатной юридической помощи в Казахстане?

Если обратиться к истории этого вопроса, то Положение об адвокатуре Казахской ССР оказание бесплатной юридической помощи и оплату труда адвокатов этих случаях полностью возлагало на коллегии адвокатов.

В настоящее время Законом Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности» оказание бесплатной юридической помощи возлагается на адвокатов, а коллегии адвокатов лишь принимают меры по обеспечению деятельности адвокатов. Круг лиц, которым юридическая помощь оказывается бесплатно, установлен статьей 6 Закона. К ним отнесены истцы по делам о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с работой; истцы и ответчики, являющиеся участниками Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним, военнослужащие срочной службы, инвалиды I и II групп, пенсионеры по возрасту. Однако указанные лица могут обратиться к помощи адвоката лишь в том случае, если рассматриваемый судом спор не связан с предпринимательской деятельностью.

Юридическую помощь могут получить бесплатно также и другие граждане, но только по вопросам взыскания алиментов, назначения пенсии и пособий, реабилитации, получения статуса беженца или оралмана.

Получить бесплатную юридическую помощь могут также и несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей. Если во всех перечисленных случаях Законом строго определен перечень вопросов, то для несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, какие-либо ограничения не установлены, поэтому они могут обращаться к адвокатам по любым интересующим их вопросам, без ограничения.

Случаи и круг лиц, которым адвокаты оказывают юридическую помощь бесплатно, определены также и Уголовно-процессуальным кодексом и Кодексом об административных правонарушениях.

Так, статья 67 Уголовно-процессуального кодекса устанавливает 11 случаев, когда участие защитника в производстве по уголовному делу обязательно. Не вдаваясь в подробности, отмечу, что на бесплатную юридическую помощь может претендовать любое лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении уголовного правонарушения. Для этого достаточно лишь сделать заявление, что он нуждается в помощи адвоката, но денег на оплату труда адвоката нет. В этом случае орган, ведущий уголовный процесс, обязан принять меры к назначению защитника через коллегию адвокатов или юридическую консультацию.

Аналогичный порядок назначения защитника установлен также и Кодексом об административных правонарушениях, с той разницей, что по делам этой категории участие адвоката обязательно лишь в 4-х случаях. Здесь также достаточно одного заявления о нуждаемости в помощи адвоката и отсутствии средств на оплату труда адвокатов, и защитник назначается через профессиональную организацию адвокатов.

В уголовном процессе обязательное участие адвоката предусмотрено также по представительству интересов определенного круга потерпевших. Это — несовершеннолетние, не владеющие языком судопроизводства, а также лишенные по своему физическому или психическому состоянию возможности самостоятельно защищать свои права и законные интересы. Здесь также достаточно заявления о том, что потерпевший или его законный представитель не может пригласить адвоката по собственному выбору из-за отсутствия средств для оплаты труда адвоката, и участие адвоката обеспечивается через профессиональную организацию адвокатов.

Что касается оплаты труда адвоката в указанных случаях, то законодательством предусматривается обязанность органа следствия или суда освободить гражданина полностью или частично от оплаты юридической помощи, наличии к тому оснований, и вынести постановление об оплате труда за счет государства. При этом не конкретизируется, какие основания должны наличествовать для полного или частичного освобождения гражданина от оплаты юридической помощи.

4. Сколько это стоит государству? Каков размер бюджета на бесплатную юридическую помощь?

Бюджетные расходы для финансирования оплаты труда адвокатов устанавливаются законом о республиканском бюджете на трехлетний период и ежегодно корректируются при уточнении бюджета на текущий год. Сумма финансирования рассчитывается, исходя из размера минимальной заработной платы на текущий год. Так, Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2015-2017 годы» финансирование на текущий год установлено в пределах 1,3 млрд. тенге. Для кого-то эта сумма покажется огромной. Но если разделить эту сумму на количество адвокатов, оказывающих гарантированную государством юридическую помощь, то в среднем на одного адвоката приходится в пределах 50 тыс. тенге в месяц. Отсюда и ответ на следующий вопрос.

5. Как можно обеспечить качество юридической помощи предоставляемой за счет средств государства? Какие наиболее эффективные меры существуют в этом направлении?

Обеспечение качества юридической помощи главным образом может быть достигнуто только лишь при материальной заинтересованности адвоката. Закон РК «О гарантированной государством юридической помощи» не устанавливает обязательность участия в оказании бесплатной юридической помощи всех адвокатов, в нем могут участвовать лишь желающие. Однако, на практике не все из них принимают участие в оказании такой помощи. А из числа адвокатов, включенных в список участвующих в оказании гарантированной государством юридической помощи, фактически принимают участие всего лишь 2371 адвокат.

Причиной этому, безусловно, являются низкие расценки оплаты труда адвокатов. Кроме того, отказ органами следствия и судами в оплате времени ожидания начала следственных действий, судебных разбирательств, отложения судебных процессов, посещения подзащитных в следственных изоляторах, ознакомления с материалами дела, составления различных документов, несмотря на их регламентацию действующим законодательством, отрицательно влияют как на оплату труда адвокатов, так и на качество юридической помощи.

Конечно, оплата труда адвоката не может быть равнозначной рыночной, поскольку это все-таки бюджетные средства. Тем не менее, проблема повышения размера оплаты имеется, и ее надо решать, если не сейчас, когда государство наше находится в сложном экономическом положении, то хотя бы в будущем. Поэтому я думаю, что это вопрос времени. Было время, когда часовая ставка труда адвоката составляла всего 200 тенге, и все же, несмотря на всякие трудности, эта проблема была решена.

Вместе с тем надо отдать должное тем адвокатам, даже из числа тех, кто не участвует в системе оказания гарантированной государством юридической помощи, а их большинство, все-таки оказывают юридическую помощь pro bono, то есть абсолютно без оплаты, иными словами на благо общества, всем, кто в ней нуждается.

6. Кто в нашей стране является наиболее активным инициатором реформ в этой сфере?

Разумеется, активную роль в продвижении реформ в сфере оказания бесплатной юридической помощи является адвокатура. Так, вопрос о реформировании системы оплаты труда адвокатов за счет средств государства постоянно поднимается Республиканской коллегией адвокатов. Впервые такая инициатива была поддержана Правительством Республики Казахстан в 2010 году. Однако для ее реализации потребовались долгие четыре года, и лишь в рамках реализации Закона «О гарантированной государством юридической помощи» эта проблема нашла некоторое решение.

Так, с 1 января 2015 года размер оплаты за участие адвокатов по уголовным делам рассчитывается, исходя из тяжести предъявляемого обвинения. Так, при участии адвоката на досудебных стадиях и в судебных разбирательствах в качестве защитников лиц, подозреваемых, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, а также в качестве представителей лиц, потерпевших вследствие указанных преступлений, оплата производится из расчета 1/10 минимального размера заработной платы, устанавливаемого законодательством Республики Казахстан. Если осуществляется защита лиц, подозреваемых, обвиняемых в совершении тяжких преступлений, или представительство интересов лиц, потерпевших от указанных преступлений, оплата производится из расчета 1/15 минимального размера заработной платы, устанавливаемого законодательством Республики Казахстан. В остальных случаях участия адвоката в уголовном и гражданском процессах, по делам об административных правонарушениях, а также оказания юридической помощи в виде устного или письменного консультирования, составления различных документов правового характера оплата производится из расчета 1/21 минимального размера заработной платы, устанавливаемого законодательством Республики Казахстан.

Размер минимальной заработной платы ежегодно меняется в сторону увеличения, следовательно, увеличивается и размер оплаты. Однако все познается в сравнении. На постсоветском пространстве систему оплаты труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь, принято считать, если не самой лучшей, то одной из лучших. Если же сопоставить оплату труда казахстанских адвокатов с коллегами из дальнего зарубежья, то, конечно, нам надо еще долго и упорно добиваться улучшения в этой сфере.

Возвращаясь к вопросу о наиболее активных инициаторах реформ, необходимо отметить роль Министерства юстиции Республики Казахстан. По инициативе Министерства юстиции в 2013 году был принят Закон РК «О гарантированной государством юридической помощи». Несмотря на то, что закон имеет рамочный характер, в силу чего остались не решенными многие проблемы, в целом надо отдать должное тому, что он решил одну из главных проблем — установил единую бюджетную программу по оплате труда адвокатов и единого администратора этой бюджетной программы в лице Министерства юстиции как уполномоченного органа.

Министерством юстиции также поддержана инициатива Республиканской коллегии адвокатов об образовании рабочей группы по разработке проектов нормативных правовых актов, касающихся оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами, и возмещения расходов, связанных с защитой и представительством. В состав рабочей группы вошли адвокаты г. Астаны, Акмолинской области. В обсуждении проектов указанных документов принимали участие также и адвокаты г. Алматы и Актюбинской области. В настоящее время разработка указанных документов завершена. Приказ Министра юстиции «Об утверждении Правил оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатом, и возмещения расходов, связанных с защитой и представительством» опубликован в Информационно-правовой системе «Әділет». Обнародование двух других документов ожидается в ближайшее время.

7. Какие проблемы существуют на сегодняшний день?

Проблемы есть, и их решение зависит от многих факторов, требующих как законодательного разрешения, так и совершенствования правоприменительной практики. В рамках настоящего интервью не представляется возможным изложить все из них, поэтому я хочу остановиться лишь на некоторых.

Как я отмечала выше, обеспечивая гражданам доступ к бесплатной юридической помощи по назначению, законодатель не требует проведения теста нуждаемости, поэтому проверка материального состояния лица, заявившего об отсутствии средств на оплату труда адвокатов, не проводится. Это приводит к искусственному завышению числа лиц, нуждающихся в бесплатной юридической помощи, особенно по уголовным делам. По состоянию на 1 июля 2015 года адвокаты принимали участие в качестве защитников в отношении более 70 процентов граждан по уголовным делам, хотя возможно многие из них могли оплатить услуги адвоката. Это приводит также и к неэффективному использованию государством бюджетных средств. Поэтому ежегодно ощущается недостаточность выделяемых бюджетных средств, в результате чего адвокаты не могут своевременно получить заработную плату. В настоящее время после уточнения республиканского бюджета состояние с оплатой в определенной мере стабилизировалось.

До недавнего времени законодательством не решался вопрос о предоставлении лицу, не имеющему формального статуса подозреваемого или обвиняемого, права на получение квалифицированной юридической помощи. В новом Уголовно-процессуальном кодексе лицо, не имеющее формального статуса подозреваемого или обвиняемого, обозначено как свидетель, имеющий право на защиту. При этом статья 68 указанного кодекса, обязывает орган, ведущий уголовный процесс, обеспечить такому свидетелю, по его просьбе, участие защитника по назначению коллегии адвокатов или ее структурного подразделения на основании соответствующего постановления органа следствии или суд. Это касается и тех случаев, когда участие избранного или назначенного защитника невозможно в течение длительного (не менее пяти суток) срока.

Однако вопрос об оплате труда адвоката в случае отсутствия у такого свидетеля средств остался нерешенным. По этому поводу шла долгая дискуссия при разработке вышеуказанных нормативных актов, в результате чего пришли к выводу, что этот вопрос требует проработки в рамках кодекса, а не подзаконных нормативных актов.

С 1 января 2016 года вводится в действие новый Гражданский процессуальный кодекс, в котором предусматривается проведение адвокатами партисипативной процедуры. С этого периода вводится в действие также и нормы Закона РК «Об адвокатской деятельности» о проведении адвокатами партисипативной процедуры, в том числе и за счет бюджетных средств. Однако указанными актами не регламентируются круг лиц, в интересах которых адвокаты должны проводить такую процедуру.

Имеются проблемы в сфере оказания бесплатной юридической помощи при исполнении приговоров. Не во всех случаях решения вопросов, связанных с исполнением приговоров, осужденный к лишению свободы имеет право на получение бесплатной юридической помощи. Предусмотренная Уголовно-процессуальным кодексом норма об обязательности рассмотрения судом вопросов исполнения приговора с участием защитника, носит формальный характер, поскольку адвокат назначается судом лишь после поступления материалов дела в суд, а не на ранних стадиях подготовки материалов. В результате адвокат лишен возможности участвовать в процессе подготовки материалов учреждениями уголовно-исполнительной системы, что, безусловно, сказывается на исходе дела в отношении тех осужденных, которые не имеют средств для приглашения адвоката самостоятельно. Этот вопрос не решается также и уголовно-исполнительным законодательством.

Объем и качество юридической помощи является одной из главных проблем в сфере реализации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи.

Законодательством в достаточной степени регламентирована оплата труда адвоката не только за участие в конкретных процессуальных действиях, но и за действия, которые они выполняют самостоятельно. Это — ознакомление с материалами дела, составление различных документов, посещение подзащитного в следственном изоляторе для консультирования или выработки линии защиты, а также оплата времени ожидания начала и продолжения процессуального действия или судебного разбирательства случае отложения дела на другой день. Однако зачастую нормы закона в этой части не исполняются.

Также не оплачивается время, затраченное адвокатами на ожидания, поскольку ни суд, ни органы следствия, ни иные органы не готовы нести ответственность за ненадлежащую организацию судебного процесса или иных процессуальных действий, проводимых с участием адвоката. Для них не является зазорным пригласить адвоката для участия в конкретном деле и заставить его ждать начала судебного заседания или следственного действия, а по окончании следствия или судебного разбирательства отказать в оплате времени, затраченном адвокатом на ожидание или иное действие.

Проблемы оказания юридической помощи также усугубляются участившимися в последнее время фактами отказа адвокатам в допуске в здания судов и учреждений уголовно-исполнительной системы без предварительного осмотра и проверки адвокатского производства, средств мобильной связи, аудиоаппаратуры, компьютерной техники, принадлежащей адвокату по мотивом борьбы с терроризмом. При этом указанные органы не допускают мысли о том, что такими действиями адвокаты приравниваются к их подзащитным, несмотря на законодательный запрет на отождествление адвоката с лицом, которому он оказывает юридическую помощь.

Республиканской коллегией адвокатов по данному поводу было сделано заявление в средствах массовой информации. Однако ответа пока мы не услышали.

Имеются проблемы и при оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в виде устного или письменного консультирования, составлении документов правового характера, не связанных с ведением конкретного дела. Для получения такой помощи человек, обратившийся к адвокату, должен представить удостоверение личности и документ, являющийся основанием для оказания юридической помощи. На практике это обременительно, особенно для пожилых людей, пенсионеров, инвалидов. По нашей инициативе, Министерством юстиции было предложено Министерству здравоохранения и социального развития рассмотреть вопрос о предоставлении адвокатам доступа к базе данных в отношении пенсионеров или инвалидов, для того, чтобы адвокаты могли получить данные о таких лицах и оказать требуемую юридическую помощь в момент обращения, без бюрократических проволочек. Однако эта инициатива Министерством здравоохранения и социального развития не была поддержана. Объяснение — защита персональных данных…. Вопрос остается открытым и требует своего разрешения.

8. Какие пути решения рассматриваются?

Проблемы оказания бесплатной юридической помощи рассматривались на коллегии Министерства юстиции Республики Казахстан в сентябре т.г. с участием представителей территориальных органов юстиции и коллегий адвокатов. По результатам обсуждения были приняты конкретные решения, в том числе и о необходимости внесения проблемных вопросов правоприменительной практики по оказанию бесплатной юридической помощи населению на рассмотрение Координационного Совета правоохранительных органов. Соответствующие предложения нами внесены в Министерство юстиции, какое решение будет принято советом, покажет время.

Также предстоит работа в рамках участия в рабочей группе Мажилиса Парламента страны по рассмотрению проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовно-исполнительного законодательства», инициированного депутатами.

9. Какой международный опыт был бы полезен для Казахстана в вопросе реформирования системы БЮП?

Однозначно ответить на этот вопрос сложно, так как в разных странах установлен различный порядок труда адвокатов, оказывающих юридическую помощь на бесплатной основе. Да и в силу различий правовой природы то, что приемлемо для других государств, может оказаться трудно реализуемым у нас. Поэтому требуется системное изучение международного опыта в этой сфере.

Адвокатов в Казахстане хотят поставить под государственный контроль — эксперт

Над казахстанской адвокатурой вдруг нависли черные тучи: министерство юстиции неожиданно захотело изменить существующий профильный закон, а возможно, и вовсе заменить его другим.

Какое будущее ждет адвокатов? Изменится ли их статус? Надо ли будет сдавать экзамены для получения лицензии или же эту процедуру вообще отменят? На вопросы “КАРАВАНА” отвечает член Алматинской городской коллегии адвокатов Темирбек АКШАЛОВ.

Законопроект готовили очень тихо

– Чем сейчас так озабочено адвокатское сообщество?

– Нашу работу регулирует закон об адвокатской деятельности РК, которому 5 декабря 2017 года исполняется 20 лет. Мы готовились достойно встретить этот юбилей, но тут пришла плохая весть. Пару недель назад министерство юстиции внезапно предложило новый проект концепции Закона “О юридической помощи”, а также Закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по отдельным вопросам юридической помощи”.

Закон об адвокатской деятельности казахстанское общество вполне устраивал. Несмотря на то что он, возможно, нуждался в каких-то дополнениях и изменениях. Но нам стало известно, что его хотят вообще отменить, а принять другой.

– Кто является разработчиком проекта?

– Некая группа юристов, но разработчик – минюст.

По моему мнению, их цель – ликвидировать монополию местной адвокатуры путем отмены закона об адвокатской деятельности как утратившего силу.

– Зачем?

– Возможно, разработчики проекта хотят, чтобы работу адвокатов могли осуществлять и те юристы, которые занимаются коммерческой деятельностью. Настоящий закон это категорически запрещает.

Недавно министр юстиции Бекетаев выступил с критикой адвокатуры. По его мнению, наши адвокаты работают не в соответствии с международными нормами и не перенимают опыт иностранных коллег.

Конечно, какие-то недостатки в работе есть всегда, но их можно искоренить. Зачем же отменять весь закон в целом?

Для того чтобы наша адвокатура соответствовала международным стандартам, им же должны соответствовать и судебная система, и правоохранительные органы.

Как известно, Президент РК Нурсултан Назарбаев, выступая 4 сентября 2017 года перед депутатами, особо подчеркнул, что, принимая законы, они должны советоваться с народом. Этот законопроект противоречит требованию Президента об укреплении адвокатуры Казахстана.

– Представителей Республиканской коллегии адвокатов (РКА) приглашали принять участие в разработке нового законопроекта?

– Нет, министерство юстиции никого из адвокатов даже не пригласило. Просто проинформировало о том, что мы должны внести свои предложения.

Мы-то считали, что вносим их в действующий закон, но оказалось все не так.

Прежний закон совместно разрабатывали министерство юстиции, МВД, Генеральная прокуратура и Верховный суд. Тогда вместо республиканской коллегии существовал Союз адвокатов Республики Казахстан. И по требованию нашего сообщества в состав комиссии были включены ученые-юристы, практики, известнейшие адвокаты. А сейчас нас просто поставили перед фактом. О том, что идет разработка проекта закона о правовой помощи, мы узнали от третьих лиц.

После этого Республиканская коллегия адвокатов начала посылать запросы в министерство юстиции. И 28 августа нам прислали концепцию нового закона. Изучив ее, мы почувствовали, как волосы у нас встали дыбом. Вся она направлена на отмену прежнего закона.

– Что в концепции вас не устраивает?

– Сейчас адвокатура Республики Казахстан является почти независимой. В новом же законопроекте разработчики пытаются поставить нас под государственный контроль. Но это мы уже проходили в советские времена, например, в 1937 году адвокатов расстреливали вместе с обвиняемыми. КНБ после терактов будет закручивать гайки — Ануар Тугел

Адвокаты сегодня защищают отдельные государственные ведомства по гражданским, экономическим и уголовным делам. Как мы будем, находясь под контролем государства, защищать государственные структуры и граждан? Это же абсурд!

Кто дал устаревшую версию?

– Какие действия предпринимаете?

– Республиканская коллегия сразу же направила в региональные информацию о том, чтобы адвокаты изучили и обсудили этот законопроект.

После неоднократных запросов минюст 7 сентября 2017 года пригласил представителей РКА на заседание комиссии по законотворческой работе. В первый раз! Там присутствовали и юристы, и разработчики нового законопроекта. Но в ходе обсуждения рассмотрение вопроса о новом законопроекте было снято с повестки дня по требованию РКА. После этого предложили обсуждать в режиме видеоконференции по регионам. Тогда представители министерства юстиции отказались от некоторых предложений по новому проекту. Но они твердо убеждены в том, что действующий закон об адвокатской деятельности необходимо отменить.

9 сентября адвокаты Алматинской городской коллегии адвокатов во главе с заместителем председателя Неясовой Н. в департаменте юстиции Алматы вновь обсуждали законопроект. И нас поддержал Союз юристов. Мы и его представители выразили обеспокоенность тем, что исполнительная власть предпринимает попытки ввести адвокатуру под контроль государственных органов.

Но в ходе обсуждения вдруг выяснилось, что адвокаты работают с устаревшей версией законопроекта!

Кто-то удалил немалую часть существующих гарантий адвокатской деятельности. Так, права адвокатов оказались урезаны, также исключены нормы на их защиту от давления и угроз со стороны правоохранительных органов. Все это зафиксировано нашими коллегами.

– Заслуживающие внимания предложения в новом проекте имеются?

– Да, но они не особо актуальные. Например, адвокату предлагают носить мантию. Как судье.

Но сначала, наверное, следует решить вопрос об уважении к нам со стороны сотрудников МВД, охраняющих здания судов. У адвокатов нередко проверяют портфели и не впускают в зал судебного заседания с сотовым телефоном. Как работать в современных условиях без оргтехники?

Нас обязывают присягать! Но кому именно, не говорят. Не учитывают то, что мы не госорган, а простая некоммерческая организация.

– С какими еще статьями проекта нового закона вы не согласны?

Со статьей 25. Ввести единую информационную систему для взаимодействия с уполномоченным органом – минюстом. Адвокатов хотят обязать вести и сдавать отчетность, раскрывать адвокатскую тайну.

Статья 30 – “Страхование деятельности адвоката”. Адвокат должен будет внести какую-то сумму, но куда внести? Закон о страховании такого не предусматривает. Между адвокатом и клиентом и так существуют договорные отношения. И в договоре учтены все права и обязанности, ответственность.

Статья 33 – “Комиссия по аттестации лиц, претендующих на занятие адвокатской деятельностью”. Персональный состав, деятельность и регламент работы комиссии должны утверждаться приказом министра юстиции. Но как же так, ведь министр не адвокат? Он не знает тонкостей этой работы.

По нашему мнению, все это должен утверждать председатель РКА, а не министр. И в составе комиссии не должно быть госслужащих.

Адвокат станет госслужащим?

– Но ведь адвокаты и сейчас не могут похвастаться полной независимостью от госорганов?

По делам, где адвокаты оказывают услуги за счет государства, средства за работу они получают из минюста. Но это всего лишь 2 тысячи тенге в час.

Статья 34 – “Лицо, претендующее на занятие адвокатской деятельностью, направляет заявление о допуске к аттестации через госкорпорацию “Правительство для граждан” либо с помощью единой адвокатской системы в минюст, а не в коллегию адвокатов”. Потом этот уполномоченный госорган должен распределять, куда направить адвоката на работу. Получается, опять возврат к распределению, как при СССР?

Там еще предлагается, чтобы размер оплаты адвокату устанавливало правительство РК. Правила оплаты должны утверждаться минюстом.

– Получается, что каждый клиент обязан заключать договор не с адвокатом, а с минюстом, что ли?

– Да, хотя это и странно выглядит. И через некоторое время мы рискуем столкнуться с ситуацией, когда в адвокаты никто не пойдет.

– Вы за монополию адвокатуры, а что делать простым юристам без лицензии?

– В моей практике бывало, что неизвестные, заказав для себя визитки с надписью “Адвокат”, брали с клиентов крупную сумму и бесследно исчезали. Налогов государству обманщики, естественно, не платили. А своих денег обманутые граждане не видели как своих ушей.

Поэтому в цивилизованных странах во всех судебных делах обязательно участвует адвокат или лицо, у которого есть лицензия для подобного рода деятельности. Я считаю, что юристы должны сами разработать свой закон и определить свой статус.

– Что такое pro bono?

– Разработчик навязывает нам pro bono – оказание безвозмездной юридической помощи. Хотя мы ежедневно в своей работе и так это делаем. Почему в законопроекте не предлагается то же самое и госслужащим? Ведь в каждом госоргане, ведомстве имеются штатные юридические департаменты и отделы, которые без проблем могли бы также бесплатно оказывать юруслуги…

Если адвокат начнет давать бесплатные консультации, то когда же ему заниматься своей работой?

Разработчики предлагают отменить и вступительный взнос. Но все региональные коллегии и сама РКА содержатся за счет этих самых взносов. Без них адвокатура просто перестанет существовать.

Законодательные акты не могут приниматься просто так, по инициативе отдельных лиц. Так что адвокатское сообщество намерено отстаивать свою точку зрения, чтобы не допустить принятия еще одного сырого законопроекта.

P. S. Когда верстался номер, стало известно о том, что разработчик законопроекта согласился оставить название закона – “Об адвокатской деятельности”, но собирается дополнить его словами “о юридической помощи”. Обсуждение продолжается.

Похожие публикации:

  • Доверенность на получение товара физическим лицом бланк Доверенность на право получения товара: бланк, образец, правила заполнения Доверенность на получение товара – это документ, который получает сотрудник от организации и который уполномочивает его получить товар или материальные […]
  • Где можно оформить завещание Порядок отмены и изменения завещания Многим людям хотя бы раз в жизни приходилось оформлять завещание или вступать в наследство. Однако они не имеют никакого представления, как правильно оформить необходимые документы, законодательно […]
  • Образец заявления о выдаче разрешения на временное проживание образец Правила заполнения и подачи заявления на РВП в ГУВМ МВД РФ (ранее УФМС) Если вы решили инициировать получение российского гражданства, то первым этапом является оформление разрешения на временное проживание. В подаче заявления и […]
  • Заявление о потере прав при лишении Всё об оформлении, выплате и доставке пенсий Пенсию гражданин может получать лично, через законного представителя или через доверенное лицо. 1. Получение пенсии пенсионером лично Дл получения пенсии лично пенсионер должен предъявить […]
  • Налоговая декларация по имуществу за 1 квартал 2019 Налог на имущество: декларация за 2018 год Декларация по налогу на имущество (бланк) Приказом ФНС от 31.03.2017 № ММВ-7-21/[email protected] была утверждена форма декларации по налогу на имущество 2018. Впервые все плательщики налога на имущество […]
  • Доверенность образец рк 2019 Фонд оплаты труда - формула и порядок расчета Фонд оплаты труда - формула расчета и оценка эффективности действующей системы мотивации являются важными аспектами планирования бюджета организации. При этом неточности и ошибочные […]
Смотрите так же:  Требования о выплате по банковской гарантии