Все законы и статьи о торговле

Влияние закона о торговле на договорную практику отечественных товаропроизводителей

1 февраля 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 381-ФЗ “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации” (далее – Закон о торговле).

Одной из его целей (часть 2 статьи 1) провозглашена поддержка российских товаропроизводителей. Однако практика показала, что Закон не только оказал отечественным производителям товаров определенную помощь во взаимоотношениях с торговыми организациями, но и создал для них ряд проблем, чреватых угрозой привлечения к административной ответственности за нарушение требований статей 9 и 13 Закона о торговле.[1]

К таковым, прежде всего, относится проблема “сужения” легальных возможностей формирования производителями оптовых каналов сбыта своих товаров. Она порождена, во-первых, установленным Законом запретом осуществлять оптовую торговлю продовольственными товарами с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии (пункт 3 части 1 статьи 13). В соответствии с ним отечественным производителям запрещено заключать договоры комиссии на оптовые поставки продовольственных товаров в торговые сети.

Во-вторых, “сужение” легальных возможностей формирования каналов сбыта продовольственных товаров связано с введенными Законом запретами:

— на заключение между производителями и торговыми организациями смешанных договоров, содержащих элементы договора поставки и договора оказания услуг по продвижению продовольственных товаров (часть 12 статьи 9);

— на включение в договор поставки продовольственных товаров ряда условий о вознаграждении за исполнение его условий (части 4-6 статьи 9).

Таким образом, в настоящее время производителям запрещено формировать дистрибьюторские каналы сбыта продовольственных товаров с участием любых торговых организаций-дистрибьюторов, а не только с участием торговых сетей.

Что касается запрета на использование в оптовой торговле продовольственными товарами договора комиссии, то он привел к исчезновению с прилавков торговых сетей ряда
продовольственных товаров, которые до 2010 года принимались ими от производителей (поставщиков) на реализацию по договорам комиссии. Если раньше торговые сети, не желая
принимать на себя право собственности на какой-либо товар и связанный с этим риск убытков, хотя бы брали его (товар) на реализацию, то теперь, ссылаясь на пункт 3 части 1 статьи 13 Закона, они отказываются работать с не интересующим их товаром. Такое поведение в принципе правомерно, поскольку в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 8 Закона сети самостоятельно определяют ассортимент продаваемых (а значит и закупаемых для последующей продажи) товаров.

Поэтому заставить их приобретать в собственность товар, с которым они не желают работать, юридически невозможно. Другое дело, что мотивы торговых сетей, как показывает практика, не совсем верны. Ориентируясь на ряд весьма спорных разъяснений сотрудников Федеральной антимонопольной службы (далее – ФАС) России о том, что торговые сети не вправе принимать от производителя (поставщика) продовольственные товары на реализацию по договору комиссии [2], они (сети) просто перестраховываются и не желают брать товары на реализацию, дабы не быть привлеченными к административной ответственности по ст. 14.40 КоАП РФ.

В недавно появившемся на сайте ФАС России методическом пособии для предпринимателей под названием “Антимонопольное регулирование в области торговой деятельности” позиция ФАС России по данному вопросу несколько откорректирована: говорится, что предусмотренный пунктом 3 части 1 статьи 13 Закона запрет не распространяется на договорные отношения поставщиков в случае, если предметом таких договоров не является поставка товаров в торговую сеть. Это толкование нормы закона более точное: действительно, исходя из буквального содержания пункта 3 части 1 статьи 13 Закона, не допускается заключение договоров комиссии между производителями и фирмами-посредниками на оптовые поставки продовольственных товаров в торговые сети. Однако и оно неполное, так как в нем не упоминается о возможности заключения подобных договоров между производителями и торговыми сетями на розничную продажу товаров. А ведь исходя из содержащегося в статье 2 Закона определения понятия “оптовая торговля” можно утверждать, что в таких случаях производители и торговые сети могут заключать договоры комиссии, поскольку здесь уже имеет место не оптовая, а розничная торговля. Тем не менее, в отсутствие прямого разъяснения ФАС России о допустимости заключения производителями (поставщиками) и торговыми сетями договоров комиссии на розничную реализацию товара торговые сети опять-таки перестраховываются и не берут товар на реализацию в розницу.

Возникает вопрос: возможен ли иной правовой вариант передачи заинтересованным производителем (поставщиком) продовольственного товара в торговую сеть на реализацию?
Ответ положительный: да, если вместо договора комиссии использоваться агентский договор. Договор комиссии и агентский договор – разные виды договоров, что прямо следует из ст.ст. 990, 1005 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), поэтому предусмотренный статьей 13 Закона о торговле запрет на них не распространяется. В то же время, с функциональной точки зрения эти договоры сходны и одинаково эффективно могут быть использованы для формирования
товаропроводящих сетей.

Итак, передача товара на реализацию в торговые сети легальна, если она осуществляется не на основании договора комиссии, а на основании агентского договора. Аналогично, последний может легально применяться производителями и для оптовых поставок товаров в торговые сети (через агентов-посредников).

Однако при использовании агентского договора рекомендуется очень тщательно подходить к выработке его содержания (условий) для исключения риска переквалификации в договор комиссии или смешанный договор, содержащий элементы договора комиссии. Основное отличие этих договоров проявляется в условии о предмете: для договора комиссии – это совершение сделок, для агентского договора – совершение юридических и иных действий.

Также обратим внимание на то, в настоящее время ФАС России предлагает дополнить 13 статью Закона и установить запрет на применение в оптовой торговле не только договора комиссии, но и договора поручения, агентского договора или смешанных договоров, содержащих элементы одного или всех указанных договоров [3]. Если данная инициатива будет реализована и в Законе появится соответствующее дополнение, отечественные производители продовольственных товаров в принципе будут лишены возможности использовать договоры торгового представительства при формировании оптовых каналов сбыта товаров в торговые сети.

Что касается установленных Законом о торговле запретов на заключение смешанных договоров, содержащих элементы договоров поставки продовольственных товаров и оказания услуг по продвижению этих товаров с участием торговых организаций, а также включение в договор поставки продовольственных товаров ряда условий о вознаграждении за исполнение его условий (части 4-6, 12 статьи 9), то эти запреты на бизнесе торговых сетей также почти не отразились.

Они ударили, главным образом, по товаропроизводителям, ограничив их возможности в формировании дистрибьюторских каналов сбыта продовольственных товаров.

Проблема заключается в том, что соответствующие каналы сбыта товаров формируются с помощью дистрибьюторских договоров. А те, в свою очередь, носят комплексный характер, имея своим предметом как действия производителя по поставке товара, так и действия дистрибьютора по дальнейшему его продвижению. Соответственно, следуя букве Закона, производители уже не могут заключать дистрибьюторские договоры с торговыми организациями.

Данная проблема может быть решена производителем путем заключения с торговой организацией не дистрибьюторского договора, а самостоятельных договоров поставки продовольственных товаров и возмездного оказания услуг по продвижению товара, что прямо допускается частью 11 статьи 9 Закона. Однако при этом необходимо четко “разводить” обязательства сторон по каждому из таких договоров, не допуская их дублирования или “пересечения”. Дело в том, что неудачное формулирование условий договора поставки и оказания услуг по продвижению товара может повлечь обвинение в нарушении требований Закона о торговле. Так, в практике имеется пример, когда производитель и торговая организация были обвинены сотрудниками антимонопольного органа в нарушении требований части 12 статьи 9, так как условие договора поставки о скидке к цене товара было расценено как неправомерно включенное в этот договор условие о частичной оплате рекламных услуг, оказываемых по договору оказания услуг. Т.е. часть цены рекламных услуг формировалась путем предоставления скидки к цене рекламируемого товара.

Теперь несколько слов об антимонопольной статье 13 Закона. И, прежде всего, о содержащемся в пункте 1 части 1 этой статьи термине “дискриминационные условия”.

Некоторые товаропроизводители считают, что дискриминационными являются “несимметричные” условия отдельного договора поставки или договора оказания услуг, заключенного с торговой сетью. Однако в соответствии со статьей 8 Закона “О защите конкуренции” дискриминационными считаются такие условия, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами положение.

Сложившаяся судебная практика так же исходит из того, что под “дискриминацией” для целей применения антимонопольного законодательства понимается ущемление прав контрагента или группы контрагентов по сравнению с иными контрагентами той же категории [4]. Таким образом, с точки зрения Закона асимметричные условия одного договора не могут являться дискриминационными. При наличии на то правовых оснований ассиметричные условия договора могут быть квалифицированы судом как кабальные по ст. 179 ГК РФ по иску заинтересованной стороны.

В этом смысле интересен, хотя и небесспорен, подход ФАС России к квалификации дискриминационных условий, изложенный в пункте 6.2 упоминавшегося выше Методического пособия для предпринимателей. ФАС считает созданием дискриминационных условий установление цены услуг по продвижению продовольственного товара в процентах от цены этого товара, так как это приводит к установлению различных цен на одни и те же услуги для различных хозяйствующих субъектов.

Вторая проблема – проблема “навязывания” условий договоров.

Прежде всего, обратим внимание на то, что навязывать по смыслу статьи 13 Закона запрещено не любые, а только прямо предусмотренные в пункте 2 части 1 этой статьи условия договоров. Навязывание других, не предусмотренных в пункте 2 части 1 статьи 13 Закона условий договоров не образует нарушения статьи 13 Закона.

Далее, какие действия контрагента могут быть квалифицированы как навязывание условий договора? В Письме ФАС России от 15.07.2010 № 22313 “О разъяснении части 1 ст. 13 ФЗ “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ” указано, что навязыванием условий договора является направление договора с невыгодными для контрагента условиями, которые правомерно контрагентом оспариваются, однако направившая договор сторона отказывается или уклоняется от согласования и принятия предложений контрагента. Таким образом, добровольное включение в договор перечисленных в пункте 2 части 1 статьи 13 Закона условий не является нарушением указанной нормы. Такой же позиции придерживается ФАС России в подпункте а) пункта 6.2 вышеназванного Методического пособия для предпринимателей. Соответственно, для подтверждения факта навязывания торговой сетью условий договора производитель (поставщик) должен представить антимонопольному органу и в суд доказательства: 1) направления им оференту в установленном ГК РФ порядке акцепта с разногласиями (протокола разногласий к договору); 2) получения оферентом соответствующего акцепта с разногласиями, а также – 3) отказа оферента от согласования полученных разногласий.

В заключение несколько слов о других составах нарушений статьи 9 Закона. Прежде всего, о раскрытии информации об условиях отбора контрагентов и существенных условиях договоров поставки продовольственных товаров. По аналогии со статьей 10 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы считают, что условия отбора контрагентов должны содержать четкие критерии такого отбора, в противном случае появляется возможность необоснованного уклонения или отказа от заключения от договора. Подобное толкование статьи 9 Закона представляется необоснованным, так как эта норма не содержит требования предоставления информации о кри-
териях отбора контрагентов. Такие критерии имеют значение только для применения ст. 10 Закона о защите конкуренции, но не ст. 9 Закона о торговле.

Требование о раскрытии информации о существенных условиях договора поставки также толкуется антимонопольными органами довольно произвольно. В соответствии с законодательством, обязательными, существенными для договора поставки являются условия о предмете, товаре (наименовании и количестве) и о сроке. Поэтому именно по ним должна предоставляться информация по смыслу ст. 9 Закона. Все остальные условия договора поставки становятся существенными, если только таковыми их посчитает хозяйствующий субъект. Если он их таковыми не считает – он не обязан предоставлять по ним информацию.

Последняя норма статьи 9 – о сроках оплаты товара (часть 7). На практике имеются попытки толкования данной нормы и сотрудниками антимонопольных органов, и поставщиками таким образом, что нарушением является не только включение в договор условия о более продолжительных сроках оплаты, но и фактическое несоблюдение торговой организацией предусмотренных договором сроков оплаты товара. Между тем, никаких правовых оснований для такого толкования статьи 9 Закона нет, тем более что в соответствии со статьей 14.42 КоАП РФ административная ответственность установлена только за установление в договоре поставки сроков оплаты товара, превышающих сроки оплаты, установленные Законом, но не за фактическую просрочку платежа.

[1] Федеральным законом от 28.12.2010 №411-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях» установлена административная ответственность за нарушения требований статей 9 и 13 Закона о торговле в виде штрафа, размер которого может составлять до 5 млн. рублей (для юридических лиц) и 50 тыс. рублей (для должностных лиц).

[2] См., например, п. 7 Протокола заседания Экспертного совета при ФАС России по развитию конкуренции в сфере розничной торговли от 15.03.2010 №2, п.2 Протокола заседания Экспертного совета при ФАС России по развитию конкуренции в сфере розничной торговли от 13.04.2010 №3.

[3] Протокол заседания Экспертного совета при ФАС России по развитию конкуренции в сфере розничной торговли от 13.12.2010 № 5.

[4] См., например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.01.2009 № Ф03-6424/2008 по делу № А73-9635/2008-63, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2008 по делу № А21-2767/2008 (оставлено без изменения постановлением ФАС Северо-Западного округа от 20.02.2009 по делу № А21-2767/2008), постановление ФАС Восточно-
Сибирского округа от 12.11.2009 по делу № А19-5536/09, постановление ФАС Московского округа от 30 декабря 2008 г. N КА-А40/11966-08.

Новое в законе о торговле

Торговля представляет собой важнейшую отрасль хозяйства. Оборот товаров, осуществляемый как в пределах государства, так и на международном рынке, является основной составляющей государственной экономики. И тем не менее, торговля не является экономически устойчивой отраслью. Учитывая стремительно меняющуюся экономическую обстановку в стране, закон о торговле требует регулярного внесения актуальных изменений.

Новый закон о торговле

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» N 381-ФЗ принят Госдумой 18 декабря и одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года. Рассматриваемый закон вступил в силу 28 декабря того же года.

Действительный нормативный акт состоит из 5 глав и 22 статей. Как и остальные Федеральный законы Российской Федерации, ФЗ-381 регулярно претерпевает серию необходимых поправок. Последние поправки в действительный документ введены 3 июля 2016 года. Изменения, введённые таким образом в ФЗ о торговле, с 1 января 2017 года вступили в силу.

Положения рассматриваемого нормативного акта регламентируют финансово-экономические, юридические и социальные отношения, возникающие в сфере торговли. Настоящий Федеральный закон устанавливает основы федерального упорядочивания торговой деятельности на территории Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон о торговле преследует следующие цели:

  • Обеспечение синтеза субъектов экономического пространства РФ посредством установления свода правил в сфере торговли;
  • Содействие расширению экономических связей для удовлетворения потребностей экономических отраслей;
  • Гарантия соблюдения юридических прав участников торговой деятельности;
  • Разделение полномочий органов государственной и региональной власти в отношении торговли.

Нормативы, установленные действительным законом о торговле, не относятся к отношениям, сформированным в результате:

  • Внешней торговли;
  • Организации торгов;
  • Сбыта продукции на рынках в розницу;
  • Приобретения и продажи акций, недвижимости, тепловой и электрической энергии.

В дополнение предлагаем изучить нормы ФЗ 208 об акционерных обществах. Последняя редакция здесь:

Основные понятия

В перечень основной терминологии, используемой в настоящем Федеральном законе о торговле входят следующие понятия:

  • Торговая деятельность (торговля) — вид деятельности, заключающейся в покупкой и реализацией товаров;
  • Оптовая торговля — скупка или продажа товаров большими партиями;
  • Розничная торговля — продажа или приобретение товаров в единично экземпляре или небольшими партиями для личных целей;
  • Торговый объект — место, предназначенное для демонстрации и реализации продаваемой продукции;
  • Стационарный торговый объект — ТО, располагающийся в здании;
  • Нестационарный торговый объект — мобильный или передвижной ТО;
  • Торговая сеть — комплекс из двух и более ТО, принадлежащих определённому субъекту или субъектам, согласно положениям Федерального закона «О защите конкуренции»;
  • Продовольственные товары — съестные продукты, алкоголь и напитки;
  • Услуги по продвижению товаров — услуги в сфере рекламы с целью продвижения в условиях рынка той или иной продукции.
Смотрите так же:  Развод путина с женой дата развода

Полный перечень используемой в ФЗ-381 терминологии предоставляется в ст. 2 настоящего Федерального закона.

В целях детального изучения положений рассматриваемого закона необходимо ознакомиться с его текстом. Актуальный текст Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» N 381-ФЗ в последней редакции можно скачать по ссылке:

Поправки в закон о торговле

Последние существенные поправки в Федеральный закон о торговле внесены 3 июля 2016 года. Изменяющим документом стал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» N 273-ФЗ.

Согласно действительным поправкам, текст пункта 4 статьи 9 гласит, что хозяйствующему субъекту может быть начислено денежное вознаграждение за осуществление необходимых операций по предоставлению продовольственных товаров. Сумма вознаграждения определяется и согласовывается сторонами-участниками торговли.

Поправками, внесёнными в статью 13 действительного Федерального закона, уточняются запреты, наложенные в отношении субъекта-хозяина. Хозяйствующее предприятие, поставляющее продовольственные товары, не уполномочено:

  • Нарушать постановления действующего нормативного акта «О защите конкуренции»;
  • Неправомерно завышать или занижать цены;
  • Запрещать контрагенту сотрудничать с другими поставщиками;
  • Блокировать другим поставщикам возможность внедрения в рыночные отношения.

Отсрочка платежа по закону о торговле

Согласно поправкам, внесённым в часть 7 рассматриваемой статьи, её текст постановляет, что срок оплаты продовольственных товаров определяется следующим образом:

  • Товары с небольшим сроком годности (до 10 дней) оплачиваются не позднее 8 рабочих дней с момента их поставки;
  • Продовольствие со средним сроком годности (от 10 до 30 дней) оплачивается в течение 25 календарных дней;
  • Товары, срок годности которых превышает 30 дней, должны быть оплачены в течение 40 календарных дней с момента их получения.

В сравнении с показателями прошлогодних лет, максимальные сроки по рассрочке за уже поставленный товар уменьшены на 5-10 календарных дней.

Главным критерием рассрочки являются сроки допустимого хранения поставляемой продукции. Таким образом отношения поставщика с получателем становятся более прозрачными, что позволяет сделать сам торговый процесс более качественным.

Выездная торговля

Выездная торговля — деятельность, строго регламентируемая настоящим нормативным актом. В первую очередь, передвижное сооружение, на котором располагается товар, не должно препятствовать автомобильному движению и представлять опасность для здоровья и жизней покупателей.

У продавца-реализатора должен быть в наличии сертификат соответствия или декларация, позволяющая ему заниматься торговой деятельностью. В большинстве случаев вся необходимая документация предоставляется реализатору поставщиком товаров или хозяином передвижной лавки.

Передвижное сооружение должно соответствовать техническим и санитарным нормам. В случае нарушений, лицо, осуществляемое деятельность в рассматриваемой сфере, будет призвано к ответственности в соответствии с положениями действительного закона.

Новое в законе о торговле

Торговля представляет собой важнейшую отрасль хозяйства. Оборот товаров, осуществляемый как в пределах государства, так и на международном рынке, является основной составляющей государственной экономики. И тем не менее, торговля не является экономически устойчивой отраслью. Учитывая стремительно меняющуюся экономическую обстановку в стране, закон о торговле требует регулярного внесения актуальных изменений.

Новый закон о торговле

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» N 381-ФЗ принят Госдумой 18 декабря и одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года. Рассматриваемый закон вступил в силу 28 декабря того же года.

Действительный нормативный акт состоит из 5 глав и 22 статей. Как и остальные Федеральный законы Российской Федерации, ФЗ-381 регулярно претерпевает серию необходимых поправок. Последние поправки в действительный документ введены 3 июля 2016 года. Изменения, введённые таким образом в ФЗ о торговле, с 1 января 2017 года вступили в силу.

Положения рассматриваемого нормативного акта регламентируют финансово-экономические, юридические и социальные отношения, возникающие в сфере торговли. Настоящий Федеральный закон устанавливает основы федерального упорядочивания торговой деятельности на территории Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон о торговле преследует следующие цели:

  • Обеспечение синтеза субъектов экономического пространства РФ посредством установления свода правил в сфере торговли;
  • Содействие расширению экономических связей для удовлетворения потребностей экономических отраслей;
  • Гарантия соблюдения юридических прав участников торговой деятельности;
  • Разделение полномочий органов государственной и региональной власти в отношении торговли.

Нормативы, установленные действительным законом о торговле, не относятся к отношениям, сформированным в результате:

  • Внешней торговли;
  • Организации торгов;
  • Сбыта продукции на рынках в розницу;
  • Приобретения и продажи акций, недвижимости, тепловой и электрической энергии.

В дополнение предлагаем изучить нормы ФЗ 208 об акционерных обществах. Последняя редакция здесь:

Основные понятия

В перечень основной терминологии, используемой в настоящем Федеральном законе о торговле входят следующие понятия:

  • Торговая деятельность (торговля) — вид деятельности, заключающейся в покупкой и реализацией товаров;
  • Оптовая торговля — скупка или продажа товаров большими партиями;
  • Розничная торговля — продажа или приобретение товаров в единично экземпляре или небольшими партиями для личных целей;
  • Торговый объект — место, предназначенное для демонстрации и реализации продаваемой продукции;
  • Стационарный торговый объект — ТО, располагающийся в здании;
  • Нестационарный торговый объект — мобильный или передвижной ТО;
  • Торговая сеть — комплекс из двух и более ТО, принадлежащих определённому субъекту или субъектам, согласно положениям Федерального закона «О защите конкуренции»;
  • Продовольственные товары — съестные продукты, алкоголь и напитки;
  • Услуги по продвижению товаров — услуги в сфере рекламы с целью продвижения в условиях рынка той или иной продукции.

Полный перечень используемой в ФЗ-381 терминологии предоставляется в ст. 2 настоящего Федерального закона.

В целях детального изучения положений рассматриваемого закона необходимо ознакомиться с его текстом. Актуальный текст Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» N 381-ФЗ в последней редакции можно скачать по ссылке:

Поправки в закон о торговле

Последние существенные поправки в Федеральный закон о торговле внесены 3 июля 2016 года. Изменяющим документом стал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» N 273-ФЗ.

Согласно действительным поправкам, текст пункта 4 статьи 9 гласит, что хозяйствующему субъекту может быть начислено денежное вознаграждение за осуществление необходимых операций по предоставлению продовольственных товаров. Сумма вознаграждения определяется и согласовывается сторонами-участниками торговли.

Поправками, внесёнными в статью 13 действительного Федерального закона, уточняются запреты, наложенные в отношении субъекта-хозяина. Хозяйствующее предприятие, поставляющее продовольственные товары, не уполномочено:

  • Нарушать постановления действующего нормативного акта «О защите конкуренции»;
  • Неправомерно завышать или занижать цены;
  • Запрещать контрагенту сотрудничать с другими поставщиками;
  • Блокировать другим поставщикам возможность внедрения в рыночные отношения.

Отсрочка платежа по закону о торговле

Согласно поправкам, внесённым в часть 7 рассматриваемой статьи, её текст постановляет, что срок оплаты продовольственных товаров определяется следующим образом:

  • Товары с небольшим сроком годности (до 10 дней) оплачиваются не позднее 8 рабочих дней с момента их поставки;
  • Продовольствие со средним сроком годности (от 10 до 30 дней) оплачивается в течение 25 календарных дней;
  • Товары, срок годности которых превышает 30 дней, должны быть оплачены в течение 40 календарных дней с момента их получения.

В сравнении с показателями прошлогодних лет, максимальные сроки по рассрочке за уже поставленный товар уменьшены на 5-10 календарных дней.

Главным критерием рассрочки являются сроки допустимого хранения поставляемой продукции. Таким образом отношения поставщика с получателем становятся более прозрачными, что позволяет сделать сам торговый процесс более качественным.

Выездная торговля

Выездная торговля — деятельность, строго регламентируемая настоящим нормативным актом. В первую очередь, передвижное сооружение, на котором располагается товар, не должно препятствовать автомобильному движению и представлять опасность для здоровья и жизней покупателей.

У продавца-реализатора должен быть в наличии сертификат соответствия или декларация, позволяющая ему заниматься торговой деятельностью. В большинстве случаев вся необходимая документация предоставляется реализатору поставщиком товаров или хозяином передвижной лавки.

Передвижное сооружение должно соответствовать техническим и санитарным нормам. В случае нарушений, лицо, осуществляемое деятельность в рассматриваемой сфере, будет призвано к ответственности в соответствии с положениями действительного закона.

Новое в законе о торговле

Торговля представляет собой важнейшую отрасль хозяйства. Оборот товаров, осуществляемый как в пределах государства, так и на международном рынке, является основной составляющей государственной экономики. И тем не менее, торговля не является экономически устойчивой отраслью. Учитывая стремительно меняющуюся экономическую обстановку в стране, закон о торговле требует регулярного внесения актуальных изменений.

Новый закон о торговле

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» N 381-ФЗ принят Госдумой 18 декабря и одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года. Рассматриваемый закон вступил в силу 28 декабря того же года.

Действительный нормативный акт состоит из 5 глав и 22 статей. Как и остальные Федеральный законы Российской Федерации, ФЗ-381 регулярно претерпевает серию необходимых поправок. Последние поправки в действительный документ введены 3 июля 2016 года. Изменения, введённые таким образом в ФЗ о торговле, с 1 января 2017 года вступили в силу.

Положения рассматриваемого нормативного акта регламентируют финансово-экономические, юридические и социальные отношения, возникающие в сфере торговли. Настоящий Федеральный закон устанавливает основы федерального упорядочивания торговой деятельности на территории Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон о торговле преследует следующие цели:

  • Обеспечение синтеза субъектов экономического пространства РФ посредством установления свода правил в сфере торговли;
  • Содействие расширению экономических связей для удовлетворения потребностей экономических отраслей;
  • Гарантия соблюдения юридических прав участников торговой деятельности;
  • Разделение полномочий органов государственной и региональной власти в отношении торговли.

Нормативы, установленные действительным законом о торговле, не относятся к отношениям, сформированным в результате:

  • Внешней торговли;
  • Организации торгов;
  • Сбыта продукции на рынках в розницу;
  • Приобретения и продажи акций, недвижимости, тепловой и электрической энергии.

В дополнение предлагаем изучить нормы ФЗ 208 об акционерных обществах. Последняя редакция здесь:

Основные понятия

В перечень основной терминологии, используемой в настоящем Федеральном законе о торговле входят следующие понятия:

  • Торговая деятельность (торговля) — вид деятельности, заключающейся в покупкой и реализацией товаров;
  • Оптовая торговля — скупка или продажа товаров большими партиями;
  • Розничная торговля — продажа или приобретение товаров в единично экземпляре или небольшими партиями для личных целей;
  • Торговый объект — место, предназначенное для демонстрации и реализации продаваемой продукции;
  • Стационарный торговый объект — ТО, располагающийся в здании;
  • Нестационарный торговый объект — мобильный или передвижной ТО;
  • Торговая сеть — комплекс из двух и более ТО, принадлежащих определённому субъекту или субъектам, согласно положениям Федерального закона «О защите конкуренции»;
  • Продовольственные товары — съестные продукты, алкоголь и напитки;
  • Услуги по продвижению товаров — услуги в сфере рекламы с целью продвижения в условиях рынка той или иной продукции.

Полный перечень используемой в ФЗ-381 терминологии предоставляется в ст. 2 настоящего Федерального закона.

В целях детального изучения положений рассматриваемого закона необходимо ознакомиться с его текстом. Актуальный текст Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» N 381-ФЗ в последней редакции можно скачать по ссылке:

Поправки в закон о торговле

Последние существенные поправки в Федеральный закон о торговле внесены 3 июля 2016 года. Изменяющим документом стал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» N 273-ФЗ.

Согласно действительным поправкам, текст пункта 4 статьи 9 гласит, что хозяйствующему субъекту может быть начислено денежное вознаграждение за осуществление необходимых операций по предоставлению продовольственных товаров. Сумма вознаграждения определяется и согласовывается сторонами-участниками торговли.

Поправками, внесёнными в статью 13 действительного Федерального закона, уточняются запреты, наложенные в отношении субъекта-хозяина. Хозяйствующее предприятие, поставляющее продовольственные товары, не уполномочено:

  • Нарушать постановления действующего нормативного акта «О защите конкуренции»;
  • Неправомерно завышать или занижать цены;
  • Запрещать контрагенту сотрудничать с другими поставщиками;
  • Блокировать другим поставщикам возможность внедрения в рыночные отношения.

Отсрочка платежа по закону о торговле

Согласно поправкам, внесённым в часть 7 рассматриваемой статьи, её текст постановляет, что срок оплаты продовольственных товаров определяется следующим образом:

  • Товары с небольшим сроком годности (до 10 дней) оплачиваются не позднее 8 рабочих дней с момента их поставки;
  • Продовольствие со средним сроком годности (от 10 до 30 дней) оплачивается в течение 25 календарных дней;
  • Товары, срок годности которых превышает 30 дней, должны быть оплачены в течение 40 календарных дней с момента их получения.

В сравнении с показателями прошлогодних лет, максимальные сроки по рассрочке за уже поставленный товар уменьшены на 5-10 календарных дней.

Главным критерием рассрочки являются сроки допустимого хранения поставляемой продукции. Таким образом отношения поставщика с получателем становятся более прозрачными, что позволяет сделать сам торговый процесс более качественным.

Выездная торговля

Выездная торговля — деятельность, строго регламентируемая настоящим нормативным актом. В первую очередь, передвижное сооружение, на котором располагается товар, не должно препятствовать автомобильному движению и представлять опасность для здоровья и жизней покупателей.

У продавца-реализатора должен быть в наличии сертификат соответствия или декларация, позволяющая ему заниматься торговой деятельностью. В большинстве случаев вся необходимая документация предоставляется реализатору поставщиком товаров или хозяином передвижной лавки.

Передвижное сооружение должно соответствовать техническим и санитарным нормам. В случае нарушений, лицо, осуществляемое деятельность в рассматриваемой сфере, будет призвано к ответственности в соответствии с положениями действительного закона.

Федеральный закон об электронной торговле

Федеральный закон «Об электронной торговле»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛЕ

принят Государственной Думой РФ

в первом чтении постановлением

N1582-III ГД от 6 июня 2001 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель настоящего Федерального закона

Целью настоящего Федерального закона является обеспечение правовых условий для электронной торговли: закрепление прав и обязанностей лиц, осуществляющих электронную торговлю, определение правил совершения сделок с использованием электронных документов, подписанных аналогами собственноручной подписи, а также признание электронных документов в качестве судебных доказательств.

Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федерального законом

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием при совершении сделок и иных юридических действий с использованием электронных документов.

2.Содержание отдельных видов обязательств, возникающих из оснований, предусмотренных п. 1 настоящей Статьи, и порядок их исполнения регулируется гражданским законодательством.

Статья 3. Определения

В настоящем законе используются следующие термины и определения:

Электронная торговля — заключение путем обмена электронными документами следующих сделок, предусмотренных ГК РФ (но не ограничиваясь ими ): купля-продажа, поставка, возмездное оказание услуг, перевозка, заем и кредит, финансирование под уступку денежного требования, банковский вклад, банковский счет, расчеты, хранение, страхование, поручение, комиссия, агентирование, доверительное управление имуществом, коммерческая концессия, простое товарищество, публичное обещание награды, публичный конкурс, а также приобретение и осуществление с использованием электронных средств иных прав и обязанностей в сфере предпринимательской деятельности.

Электронный документ — информация, формируемая, отправляемая, получаемая или хранимая с помощью электронных средств связи в связи с совершением сделок в сфере электронной торговли.

Отправитель электронного документа — физическое или юридическое лицо, которое или от имени которого направляются электронные документы, за исключением лиц, действующих в качестве информационных посредников в отношении этих документов.

Получатель электронного документа — физическое или юридическое лицо, которому электронный документ отправлен самим отправителем или от имени отправителя за исключением лиц, действующих в качестве информационных посредников в отношении этого документа.

Участник электронной торговли — лицо, осуществляющее электронную торговлю и клиент.

Лицо, осуществляющее электронную торговлю — юридическое лицо или гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющие продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг, а также иную деятельность в сфере предпринимательства с использованием электронных документов.

Клиент — физическое или юридическое лицо, которое имеет право на получение имущества, работ и услуг, а также иные права на основании договора, заключенного с лицом, осуществляющим электронную торговлю .

Информационный посредник — лицо, которое от имени другого лица отправляет, получает или хранит электронные документы или предоставляет другие услуги в отношении данных документов;

Информационная система — система для подготовки, отправки, получения, хранения или иной обработки электронных документов.

Статья 4. Участники отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом

Участниками регулируемых настоящим Федеральным законом отношений могут являться физические и юридические лица, находящиеся на территории Российской Федерации. В отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом, могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Статья 5. Принципы правового регулирования электронной торговли

Правовое регулирование электронной торговли основывается на принципах равенства участников регулируемых им отношений, свободы договора, беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации, а также гарантиях судебной защиты прав участников электронной торговли.

Смотрите так же:  Гражданство и патриотизм доклад

Физические и юридические лица приобретают и осуществляют права и обязанности в области электронной торговли своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Приобретение и осуществление физическими и юридическими лицами прав и обязанностей в области электронной торговли могут быть ограничены только федеральными законами.

Статья 6. Законодательство об электронной торговле

Законодательство об электронной торговле является частью правовой системы Российской Федерации.

Электронная торговля регулируется настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также соглашениями сторон.

Законодательство об электронной торговле применяется наряду с иным законодательством Российской Федерации, регулирующим предпринимательскую деятельность, а также охрану прав потребителей.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством об электронной торговле, применяются правила международного договора.

Глава 2. Правовой режим электронных документов в электронной торговле

Статья 7. Правовое признание электронных документов

1. При совершении сделок и иных юридических действий в сфере электронной торговли могут использоваться электронные документы с соблюдением требований настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

2. Сделки в сфере электронной торговли не могут быть признаны недействительными только на том основании, что они заключены и (или) исполнены путем обмена электронными документами, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иным законодательством Российской Федерации.

3. Сделки, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны быть нотариально удостоверены или подлежат государственной регистрации, не могут быть совершены путем обмена электронными документами. Сделки, совершенные с нарушением настоящего положения считаются ничтожными.

Статья 8. Письменная форма сделки, совершаемой путем обмена электронными документами

Если законодательством Российской Федерации, иными правовыми актами или соглашением сторон установлена простая письменная форма сделки, данному требованию удовлетворяет сделка, совершенная путем обмена электронными документами, при условии что она совершена в соответствии с положениями настоящего Федерального закона и иного законодательства Российской Федерации.

Данное положение применяется независимо от того, содержат ли законы Российской Федерации, иные нормативные акты или соглашение сторон требование простой письменной формы сделки или предусматривают последствия несоблюдения простой письменной формы.

Статья 9. Подпись

Если в соответствии с законодательством Российской Федерации, иными нормативными актами или соглашением сторон документ должен быть подписан каким-либо лицом, данному требованию удовлетворяет использование при создании электронных документов или обмене электронными документами электронной цифровой подписи (ЭЦП), а также иных аналогов собственноручной подписи в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Данное положение применяется независимо от того, содержит ли законодательство, иные нормативные акты или соглашение сторон требование о наличии подписи, или предусматривают последствия отсутствия подписи.

Статья 10. Представление электронных документов в качестве судебных доказательств

Допускается представление в качестве письменных доказательств электронных документов, подписанных при помощи электронной цифровой подписи (ЭЦП) или иных аналогов собственноручной подписи в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Допустимость доказательств не может отрицаться только на том основании, что они представлены в виде электронных документов.

При оценке электронных документов в качестве доказательств следует учитывать надежность того, каким образом документы были сформированы, хранились или передавались; каким образом обеспечивалась достоверность и неизменяемость электронных документов, а также любые другие соответствующие условия.

Статья 11. Подлинник и копии электронного документа

Все экземпляры электронного документа, подписанные при помощи электронной цифровой подписи (ЭЦП), а также иных аналогов собственноручной подписи в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, являются подлинниками. Электронный документ не может иметь копий в электронном виде.

Копии электронного документа могут быть изготовлены (распечатаны) в виде бумажного документа и заверены собственноручной подписью уполномоченного лица. Копии электронных документов на бумажном носителе должны соответствовать требованиям законодательства и иных нормативных актов РФ и государственным стандартам.

Статья 12. Сохранение электронных документов

1. Если в соответствии с законом Российской Федерации, иными правовыми актами или соглашением сторон требуется сохранение документов, записей или иной информации, то данным требованиям удовлетворяет сохранение электронных документов при соблюдении следующих требований:

а) содержащаяся в них информация может быть использована для последующей ссылки; и

б) электронные документы сохраняют формат, в котором они были сформированы, переданы или получены, и

в) электронные документы сохраняется в той мере, в какой они позволяют определить отправителя и получателя электронных документов, а также дату и время их формирования или получения, а также

г) при соблюдении иных условий, предусмотренных законодательством об электронной торговле или соглашением сторон.

2. Требования к сохранению документов, записей или иной информации, предусмотренные пунктом 1, не распространяются на электронные документы, формируемые исключительно в целях отправки или получения документов, записей или иной информации в электронном виде.

3. В целях сохранения электронных документов в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, юридическое или физическое лицо может использовать услуги иного юридического или физического лица.

Статья 13. Отправка электронного документа

1. В отношениях между отправителем и получателем электронный документ считается исходящим от отправителя, если он отправлен:

а) самим отправителем, или

б) лицом, уполномоченным действовать от имени отправителя в отношении данного электронного документа; или

в) информационной системой, программируемой отправителем и действующей автоматически.

2. Получатель имеет право считать электронный документ исходящим от отправителя, если получатель электронного документа выполнил надлежащим образом процедуру проверки, предусмотренную соглашением между отправителем и получателем, которая подтвердила, что электронный документ исходит от отправителя

3. Получатель не имеет права считать электронный документ исходящим от отправителя, если:

а) получатель в течение разумного срока получил от отправителя уведомление о том, что электронный документ не исходит от отправителя; или

б) получатель знал или должен был знать, в том числе в результате выполнения процедуры проверки, предусмотренной соглашением с отправителем, о том, что электронный документ не исходит от отправителя; или

в) получатель знал или должен был знать, в том числе в результате выполнения процедуры проверки, предусмотренной соглашением с отправителем, о том, что получен искаженный электронный документ; или

г) получатель знал или должен был знать, в том числе в результате выполнения процедуры проверки, предусмотренной соглашением с отправителем, о том, что электронный документ получен в результате автоматического дублирования другого полученного электронного документа

Статья 14. Подтверждение получения электронного документа

1. По запросу отправителя или по соглашению между отправителем и получателем получение электронного документа должно быть подтверждено получателем.

Настоящее положение применяются к тем случаям, когда запрос отправителя или соглашение с получателем электронного документа совершены одновременно с отправкой электронного документа или предшествовали отправке электронного документа.

Если иное не установлено соглашением между отправителем и получателем электронного документа, подтверждение может быть произведено путем любого (в том числе автоматического) сообщения получателя или действия получателя, которое однозначно свидетельствует о том, что электронный документ им получен.

Если иное не установлено соглашением между отправителем и получателем, электронный документ считаются не отправленным до тех пор, пока отправитель не получил подтверждение получателя.

2. Если подтверждение не получено отправителем в течение установленного им или соглашением с получателем срока или, если такой срок не установлен — в течение разумного срока, то отправитель:

а) может уведомить получателя о неполучении подтверждения и указать разумный срок, в течение которого подтверждение должно быть получено; и

б) если подтверждение не получено в течение срока, указанного в подпункте а), может, направив уведомление получателю считать электронный документ не отправленным.

3. Если отправитель получил от получателя подтверждение получения электронного документа, соответствующий электронный документ считается полученными получателем.

Настоящее положение не означает, что содержание полученного электронного документа тождественно содержанию отправленного электронного документа.

4. Если в полученном подтверждении говорится о том, что соответствующий электронный документ удовлетворяет техническим требованиям, согласованным между отправителем и получателем, то эти требования считаются выполненными.

5. За исключением отношений, связанных с отправкой или получением электронных документов, данная статья не регулирует иные права и обязанности, вытекающие из содержания электронных документов либо из факта подтверждения получения.

Статья 15. Время и место отправки и получения электронного документа

1. Если иное не предусмотрено соглашением между отправителем и получателем, электронный документ считается отправленным, когда он поступает в информационную систему, не находящуюся под контролем отправителя или лица, которое отправляет электронный документ от имени отправителя.

Если иное не предусмотрено соглашением между отправителем и получателем, время получения электронного документа определяется следующим образом:

а) если получатель указывает информационную систему для целей получения такого документа, данных, получение происходит:

в момент, когда электронный документ поступает в указанную получателем информационную систему; или

если электронный документ отправлен в информационную систему, которая не является указанной получателем информационной системой, — в момент, когда электронный документ получен получателем, а именно: в момент поступления электронного документа в информационную систему получателя.

2. Если иное не согласовано между отправителем и получателем, электронный документ считается отправленным в месте, где обычно находится отправитель, и считается полученным в месте, где обычно находится получатель.

Глава 3. Информационные посредники

Статья 16. Услуги информационных посредников

1. Участники электронной торговли в целях обмена электронными документами, а также хранения электронных документов могут обращаться к услугам информационных посредников.

Услуги информационных посредников заключаются в передаче электронных документов по телекоммуникационной сети, а также предоставлении участнику электронной торговли доступа к телекоммуникационной сети.

Передача электронных документов и предоставление доступа к телекоммуникационной сети, предусмотренные в п.1 настоящей статьи, включают автоматическое и кратковременное хранение передаваемых электронных документов с исключительной целью осуществить их передачу по телекоммуникационной сети.

2. Информационный посредник не несет правовые последствия, связанные с содержанием передаваемого им электронного документа при следующих условиях:

— информационный посредник не является отправителем электронного документа;

— информационный посредник самостоятельно не определял получателя электронного документа;

— информационный посредник не составлял содержание электронного документа.

3. Информационный посредник не несет ответственности за хранение электронных документов при автоматическом и кратковременном хранении данных документов с целью их эффективной передачи, осуществляемой по поручению участника электронной торговли.

4. Информационный посредник не обязан контролировать и проверять законность передаваемых и хранимых электронных документов за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Глава 4. Лица, осуществляющие электронную торговлю

Статья 17. Правовое положение лиц, осуществляющих электронную торговлю.

Электронная торговля может осуществляться юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, или физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей.

Право осуществлять электронную торговлю возникает с момента государственной регистрации юридического лица, либо индивидуального предпринимателя за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Статья 18. Требования к предоставлению информации лицами, осуществляющими электронную торговлю.

1. Лица, осуществляющие электронную торговлю, обязаны предоставлять клиентам и уполномоченным государственным органам информацию о своем правовом положении и деятельности, а также обеспечивать легкий, прямой и постоянный доступ к данной информации.

2. Информация о правовом положении лиц, осуществляющих электронную торговлю, должна включать следующие обязательные сведения:

а) фирменное наименование юридического лица, которое должно содержать указание на его организационно-правовую форму, или

б) фамилию, имя и отчество гражданина, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя;

в) место нахождения юридического лица или место жительства индивидуального предпринимателя, почтовый и электронный адрес, по которому с ним осуществляется связь;

г) реестр юридических лиц или иной реестр, в котором зарегистрировано лицо, осуществляющее электронную торговлю, и номер его регистрационного свидетельства;

д) наличие лицензии (при соответствующем требовании законодательства), номер лицензии, сроки лицензии, наименование государственного органа, выдавшего лицензию.

3. Информация о деятельности, отправляемая клиентам лицами, осуществляющими электронную торговлю, а также предложения делать оферты должны соответствовать следующим требованиям:

a) должна быть легко определяема клиентами как информация, отправляемая в рекламных целях или предложения делать оферты;

б) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, от имени которого направлена информация, должны быть четко обозначены;

в) цены на товары и услуги, предоставляемые лицами, осуществляющими электронную торговлю, должны быть четко обозначены;

г) такие условия как скидки, премии или подарки, должны быть точно обозначены, а требования, которым необходимо соответствовать, чтобы выполнить данные условия, должны быть доступны для понимания клиента и названы точно и недвусмысленно.

д) условия соревнований или игр, организуемых с целью продвижения товара или услуги, должны быть точно определяемы, доступны для понимания клиента и изложены ясно и недвусмысленно.

4. Не согласованная (не затребованная) с клиентом информация или предложения делать оферты, направляемые физическому или юридическому лицу путем электронной почты, должны быть легко и точно определяемы в момент получения.

Глава 5. Заключение договоров в электронной торговле

Статья 19. Заключение договора путем обмена электронными документами

1. Договор в электронной торговле может быть заключен путем обмена электронными документами, позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

Договор в электронной торговле не может быть признан незаключенным или не порождающим предусмотренные в нем правовые последствия только на том основании, что он заключен с использованием электронных документов.

Письменная форма указанного договора считается соблюденной.

2. Исключения из правила, предусмотренного п.1, могут быть установлены только законодательством Российской Федерации

Статья 20. Признание договорных обязательств сторонами

Если при заключении договора используются электронные документы, при наличии на то согласия сторон, то условия данного договора и вытекающие из них обязательства сторон не могут быть оспорены сторонами только на том основании, что он заключен путем обмена электронными документами.

Статья 21. Порядок заключения договора в электронной торговле

1. При заключении договора в электронной торговле оферта (предложение заключить договор) одной из сторон и ее акцепт (принятие предложения) другой стороной могут быть отправлены и получены в виде электронных документов.

2. Предложение заключить договор (оферта) может быть направлено самим оферентом, лицом, уполномоченным действовать от его имени в отношении данного предложения, или информационной системой, программируемой оферентом или от его имени и действующей автоматически.

3. Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.

К оферте и акцепту, осуществляемым в виде электронных документов, применяются правила Cт. 13-15 настоящего Федерального закона, относящиеся к отправке электронного документа, подтверждению получения электронного документа, определению времени и места отправки и получения электронного документа.

Молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона или из прежних деловых отношений сторон.

Подтверждение получения электронного документа не является акцептом, если иное не предусмотрено соглашением между отправителем и получателем электронного документа.

Статья 22. Условия договора в электронной торговле

1. Предложение заключить договор (оферта), в том числе адресованное неопределенному кругу лиц, должно содержать все существенные условия договора в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также обязательные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

2. В договоре может быть предусмотрено, что его отдельные условия включаются в договор путем отсылки к иному электронному документу. Указанные условия не могу быть признаны недействительными только на том основании, что они установлены путем отсылки.

3. Договор в электронной торговле должен содержать следующие обязательные условия:

— технологию (процедуру) заключения договора;

— технологию и процедуру использования аналогов собственноручной подписи;

— возможность и порядок внесения изменений при согласовании условий договора;

— способ и порядок акцепта;

— способ и порядок отзыва возможного ошибочного акцепта;

— указания на условия, включаемые в договор путем отсылки к иному электронному документу и порядок технического доступа к соответствующей отсылке;

— способ хранения и предъявления электронных документов и условия электронного доступа к данной документации, а также условия предоставления бумажных копий электронных документов;

4. Условия договора в электронной торговле должны быть сформулированы четко и недвусмысленно на русском языке и представлены в форме, доступной для восприятия клиентом, не обладающим специальными знаниями, а также позволяющей клиенту хранить и воспроизводить договор.

5. Информация об условиях договора должна предоставляться клиентам до заключения договора.

Глава 6. Заключительные положения

Статья 23. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Смотрите так же:  Лицензия на спа салон

В соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые Правила продажи товаров дистанционным способом.

Председатель Правительства
Российской Федерации В.Зубков

от 27 сентября 2007 г. N 612

ПРОДАЖИ ТОВАРОВ ДИСТАНЦИОННЫМ СПОСОБОМ

1. Настоящие Правила, устанавливающие порядок продажи товаров дистанционным способом, регулируют отношения между покупателем и продавцом при продаже товаров дистанционным способом и оказании в связи с такой продажей услуг.

2. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

«покупатель» — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

«продавец» — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу товаров дистанционным способом;

«продажа товаров дистанционным способом» — продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

3. При продаже товаров дистанционным способом продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки с указанием используемого способа доставки и вида транспорта.

Продавец должен сообщить покупателю о необходимости использования квалифицированных специалистов по подключению, наладке и пуску в эксплуатацию технически сложных товаров, которые по техническим требованиям не могут быть пущены в эксплуатацию без участия соответствующих специалистов.

4. Перечень товаров, продаваемых дистанционным способом, и оказываемых в связи с такой продажей услуг определяется продавцом.

5. Не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

6. Настоящие Правила не применяются в отношении:

а) работ (услуг), за исключением работ (услуг), выполняемых (оказываемых) продавцом в связи с продажей товаров дистанционным способом;

б) продажи товаров с использованием автоматов;

в) договоров купли-продажи, заключенных на торгах.

7. Продавец не вправе без согласия покупателя выполнять дополнительные работы (оказывать услуги) за плату. Покупатель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, то покупатель вправе потребовать от продавца возврата уплаченной суммы.

8. Продавец должен до заключения договора розничной купли-продажи (далее — договор) предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании (наименовании) продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

9. Продавец в момент доставки товара обязан довести до сведения покупателя в письменной форме следующую информацию (для импортных товаров — на русском языке):

а) наименование технического регламента или иное обозначение, установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара;

б) сведения об основных потребительских свойствах товара (работ, услуг), а в отношении продуктов питания — сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях;

в) цена в рублях и условия приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг);

г) сведения о гарантийном сроке, если он установлен;

д) правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;

е) сведения о сроке службы или сроке годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению;

ж) адрес (место нахождения), полное фирменное наименование (наименование) продавца;

з) сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров (услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья покупателя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу покупателя в соответствии с законодательством Российской Федерации;

и) сведения о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);

к) сведения о конкретном лице, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информация о нем, если это имеет значение исходя из характера работы (услуги);

л) информация, предусмотренная пунктами 21 и 32 настоящих Правил.

10. Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом.

11. Информация о товарах доводится до сведения покупателя в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, путем нанесения маркировки или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.

Сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров представляются в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включают в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

12. Предложение товара в его описании, обращенное к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно достаточно определено и содержит все существенные условия договора.

Продавец обязан заключить договор с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар, предложенный в его описании.

13. Продавец обязан информировать покупателя о сроке, в течение которого действует предложение о продаже товара дистанционным способом.

14. В случае если покупатель передает продавцу сообщение о своем намерении приобрести товар, в сообщении должны быть обязательно указаны:

а) полное фирменное наименование (наименование) и адрес (место нахождения) продавца, фамилия, имя, отчество покупателя или указанного им лица (получателя), адрес, по которому следует доставить товар;

б) наименование товара, артикул, марка, разновидность, количество предметов, входящих в комплект приобретаемого товара, цена товара;

в) вид услуги (при предоставлении), время ее исполнения и стоимость;

г) обязательства покупателя.

15. Предложение покупателя о пересылке товаров почтовым отправлением в адрес «До востребования» может быть принято только с согласия продавца.

16. Продавец должен обеспечивать конфиденциальность персональных данных о покупателе в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

17. Организация, осуществляющая продажу товаров дистанционным способом, предоставляет покупателю каталоги, буклеты, проспекты, фотографии или другие информационные материалы, содержащие полную, достоверную и доступную информацию, характеризующую предлагаемый товар.

18. Обязательства продавца по передаче товара и иные обязательства, связанные с передачей товара, возникают с момента получения продавцом соответствующего сообщения покупателя о намерении заключить договор.

19. Продавец не вправе предлагать потребителю товары, не указанные в первоначальном предложении товаров к продаже.

Не допускается передача потребителю товаров, не соответствующих предварительной договоренности, если такая передача сопровождается требованием об оплате товаров.

20. Договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

При оплате товаров покупателем в безналичной форме или продаже товаров в кредит (за исключением оплаты с использованием банковских платежных карт) продавец обязан подтвердить передачу товара путем составления накладной или акта сдачи-приемки товара.

21. Покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение 7 дней.

В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара.

Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у покупателя указанного документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.

Покупатель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.

При отказе покупателя от товара продавец должен возвратить ему сумму, уплаченную покупателем в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней с даты предъявления покупателем соответствующего требования.

22. В случае если договор заключен с условием о доставке товара покупателю, продавец обязан в установленный договором срок доставить товар в место, указанное покупателем, а если место доставки товара покупателем не указано, то в место его жительства.

Для доставки товаров в место, указанное покупателем, продавец может использовать услуги третьих лиц (с обязательным информированием об этом покупателя).

23. Продавец обязан передать товар покупателю в порядке и сроки, которые установлены в договоре.

Если в договоре срок доставки товара не определен и отсутствуют возможности определить этот срок, товар должен быть передан продавцом в разумный срок.

Обязательство, не исполненное в разумный срок, продавец должен выполнить в 7-дневный срок со дня предъявления покупателем требования о его исполнении.

За нарушение продавцом сроков передачи товара покупателю продавец несет ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

24. В случае если доставка товара произведена в установленные договором сроки, но товар не был передан покупателю по его вине, последующая доставка производится в новые сроки, согласованные с продавцом, после повторной оплаты покупателем стоимости услуг по доставке товара.

25. Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору и информации, представленной покупателю при заключении договора, а также информации, доведенной до его сведения при передаче товара (в технической документации, прилагаемой к товару, на этикетках, путем нанесения маркировки либо иными способами, предусмотренными для отдельных видов товаров).

При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.

Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.

Если иное не предусмотрено договором, продавец обязан одновременно с передачей товара передать покупателю соответствующие принадлежности, а также относящиеся к товару документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законодательством Российской Федерации.

26. Доставленный товар передается покупателю по месту его жительства или иному указанному им адресу, а при отсутствии покупателя — любому лицу, предъявившему квитанцию или иной документ, подтверждающий заключение договора или оформление доставки товара.

27. В случае если покупателю передается товар с нарушением условий договора, касающихся количества, ассортимента, качества, комплектности, тары и (или) упаковки товара, покупатель может не позднее 20 дней после получения товара известить продавца об этих нарушениях.

Если обнаружены недостатки товара, в отношении которого гарантийные сроки или сроки годности не установлены, покупатель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара в разумный срок, но в пределах 2 лет со дня передачи его покупателю, если более длительные сроки не установлены законами или договором.

Покупатель также вправе предъявить требования к продавцу в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

28. Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если это не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

а) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом;

б) соразмерного уменьшения покупной цены;

в) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены. При этом в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров эти требования покупателя подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков.

29. Покупатель вместо предъявления требований, указанных в пункте 28 настоящих Правил, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет покупатель должен возвратить товар с недостатками.

Покупатель вправе также потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» для удовлетворения соответствующих требований покупателя.

30. При отказе продавца передать товар покупатель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.

31. При возврате товара ненадлежащего качества отсутствие у покупателя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у продавца.

32. Информация о порядке и сроках возврата товара потребителем должна содержать:

а) адрес (место нахождения) продавца, по которому осуществляется возврат товара;

б) режим работы продавца;

в) максимальный срок, в течение которого товар может быть возвращен продавцу, или минимально установленный срок, предусмотренный пунктом 21 настоящих Правил;

г) предупреждение о необходимости сохранения товарного вида, потребительских свойств товара надлежащего качества до возврата его продавцу, а также документов, подтверждающих заключение договора;

д) срок и порядок возврата суммы, уплаченной покупателем за товар.

33. При возврате покупателем товара надлежащего качества составляются накладная или акт о возврате товара, в которых указываются:

а) полное фирменное наименование (наименование) продавца;

б) фамилия, имя, отчество покупателя;

в) наименование товара;

г) даты заключения договора и передачи товара;

д) сумма, подлежащая возврату;

е) подписи продавца и покупателя (представителя покупателя).

Отказ или уклонение продавца от составления накладной или акта не лишают покупателя права требовать возврата товара и (или) возврата суммы, уплаченной покупателем в соответствии с договором.

34. В случае если возврат суммы, уплаченной покупателем в соответствии с договором, осуществляется неодновременно с возвратом товара покупателем, возврат указанной суммы осуществляется продавцом с согласия покупателя одним из следующих способов:

а) наличными денежными средствами по месту нахождения продавца;

б) почтовым переводом;

в) путем перечисления соответствующей суммы на банковский или иной счет покупателя, указанный покупателем.

35. Расходы на осуществление возврата суммы, уплаченной покупателем в соответствии с договором, несет продавец.

36. Оплата товара покупателем путем перевода средств на счет третьего лица, указанного продавцом, не освобождает продавца от обязанности осуществить возврат уплаченной покупателем суммы при возврате покупателем товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества.

37. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляется федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Похожие публикации:

  • Приказ минздравсоцразвития 342н от Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2011 г. N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Приказ Министерства […]
  • Требования к сотрудникам банка Приказ Минобразования РФ от 10 июля 2003 г. N 2994 "Об утверждении Примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования" (утратил силу) Приказ Минобразования РФ от 10 июля 2003 г. N 2994"Об […]
  • Федеральный закон о пенсионном обеспечении граждан Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и […]
  • Арбитражный суд краснодарского края канцелярия телефон Арбитражный суд Краснодарского края Председатели российских судов подведут итоги 2018 года 28 января 2019 года на 65-м году жизни ушла из жизни судья в отставке Чуприна Татьяна Владимировна Поздравление председателя Арбитражного […]
  • Нотариус нефтестрой ярославль Нотариусы Ярославль +7 (499) 577-00-25 доб. 297 – Москва и МО Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Аввакумова […]
  • Пенсия без стажа работы в россии Стаж и пенсия не работая как законно получить стаж, пенсионные баллы и пенсию не работая или на неофициальной работе Сколько нужно стажа для пенсии По новой пенсионной реформе минимальный стаж для назначения пенсии по старости и […]