Земли водного фонда налог

Статья 7. Налог за земли водного фонда

Статья 7. Налог за земли водного фонда

Налог за земли водного фонда, покрытые и не покрытые водой, вне населенных пунктов, предоставленные для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, взимается по средним ставкам земель сельскохозяйственного назначения административного района (приложение 2).

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМ НАЛОГОМ УЧАСТКОВ, ЗАНЯТЫХ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ

В соответствии со ст. 102 Земельного кодекса земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, а также земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах, отнесены к землям водного фонда. При этом установлено, что на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.

Об этом Письмо Минфина РФ от 10.11.2008 N 03-05-05-02/79.

В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектом обложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее -Земельный кодекс) установлено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом. При этом перечень земель, ограниченных в обороте, занятых водными объектами, установлен п. 5 ст. 27 Земельного кодекса, в частности, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной и муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной собственности.

Согласно Водному кодексу Российской Федерации под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (п. 4 ст. 1) , а водный фонд — это совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации (п. 6 ст. 1) . При этом перечень водных объектов определен ст. 5 Водного кодекса.

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса в состав земель Российской Федерации входят в том числе земли водного фонда, населенных пунктов, сельскохозяйственного назначения и др. При этом правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 85 Земельного кодекса в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальной зоне с соответствующим видом разрешенного использования.

Таким образом, на основании норм Земельного кодекса земельные участки, занятые водными объектами, могут также входить в состав не только земель водного фонда, но и других категорий земель, например, в состав земель населенных пунктов или земель сельскохозяйственного назначения ( ст. ст. 85 , 77 Земельного кодекса).

В силу указанных выше норм законодательства не признаются объектом налогообложения земельным налогом земельные участки, занятые водными объектами, при одновременном выполнении следующих условий:

— земельный участок должен быть занят водным объектом, обладающим признаками, установленными ст. ст. 1 и 5 Водного кодекса;

— водный объект должен относиться к собственности Российской Федерации или собственности субъектов Российской Федерации;

— земельный участок, занятый водным объектом, должен относиться к категории »земли водного фонда» или другой категории земель с соответствующим водному объекту видом разрешенного использования земельного участка.

Статья 102 Земельного кодекса. Земли водного фонда

1. К землям водного фонда относятся земли:

1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;

2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

2. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.

3. В целях строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов осуществляется резервирование земель.

4. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется настоящим Кодексом и водным законодательством.

Комментарии к ст. 102 ЗК РФ

В связи с принятием Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. (далее — ВК РФ) N 74-ФЗ и других федеральных законов возникла новая редакция ст. 102 ЗК РФ, посвященная землям водного фонда.

СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2381.

1. Законодатель определил состав земель водного фонда как площади, занятые поверхностными водными объектами, или же водохозяйственными (в том числе гидротехническими) сооружениями.

В статье 5 ВК РФ поверхностные водные объекты подразделяются следующим образом:

водотоки (реки, ручьи, каналы);

водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);

природные выходы подземных вод (родники и гейзеры);

ледники и снежники;

моря или их отдельные части в Государственных границах России (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.).

Согласно нормам ЗК РФ и ВК РФ к землям водного фонда может быть отнесено дно морей, но в пределах Государственных границ России. В свою очередь, правовой режим континентального шельфа установлен по отношению к морскому дну уже вне Государственных границ России.

На землях водного фонда могут быть расположены водохозяйственные сооружения. В Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» раскрывается понятие гидротехнических сооружений (далее — ГТС). Под ГТС подразумеваются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), устройства от размыва на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод.

СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3589.

Из этого неполного перечисления видно, что ГТС многообразны по разной степени воздействия на водную среду и различному хозяйственному весу. Легальной классификации ГТС законодатель не произвел.

По месту расположения ГТС разделяют на морские, речные, озерные, прудовые. ГТС подразделяют также и другим образом: водоподпорные (плотины, дамбы); регуляционные (например, судовые ходы); водопроводящие (акведуки, туннели); водопропускные (водосбросы, быстротоки); водозаборные; специальные (шлюзы, судоподъемники, причалы, пирсы); гидроузлы комплексного назначения .

Большая российская энциклопедия / Пред. научн.-ред. совета Ю.С. Осипов. Т. 7. М.: Изд-во «Большая российская энциклопедия», 2007. С. 106, 107.

Правоприменителю следует исходить из того, что земли водного фонда обеспечивают сохранность и рациональное использование водных ресурсов. Они необходимы также для образования и регулирования рукотворных водных объектов. Очевидно, в составе этих земель могут быть участки, занятые достаточно крупными водными объектами и гидротехническими сооружениями, а не единичными прудами сельскохозяйственного назначения. К сожалению, в настоящее время доля земель водного фонда в сравнении с общей водной акваторией России на удивление мала: она составляет 1,2% от общего земельного фонда. Это вызвано, в частности, тем, что землепользователи и органы власти не заинтересованы в отнесении хозяйственно-ценных и инвестиционно привлекательных участков к категории земель водного фонда. Это будет означать существенные ограничения для всякого использования, не соответствующего целевому назначению. Упущения с учетом площади земель водного фонда имеют и еще одну причину — отсутствие должного внимания к водным объектам труднодоступных районов нашей страны, в которых могут таиться еще не освоенные водным хозяйством богатые запасы вод. Пока данные площади относятся к землям запаса и другим категориям .

См.: Сиваков Д.О. Правовой режим земель водного фонда: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2004.

Исходя из новой редакции ст. 102 ЗК РФ водоохранные зоны не обязательно включаются в категорию земель водного фонда. Однако это не означает, что в состав категории земель водного фонда запрещено включать водоохранные зоны. Просто они могут располагаться на землях многих других категориях земель (земли населенных пунктов или земли промышленности, энергетики, транспорта и другого специального назначения). Однако за этим «просто» может последовать более свободное обращение природопользователей и органов власти с землями водоохранных зон, не отвечающее экологическим требованиям.

Основы формирования категории земель водного фонда заложены, согласно Федеральному закону от 24 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее — названный Закон) .

СЗ РФ 2004. N 52. Ч. I. Ст. 5276.

Согласно ст. 12 названного Закона перевод земель водного фонда в другую категорию допускается в случаях установления или изменения границ населенных пунктов, размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, создания особо охраняемых природных территорий. Перевод земель водного фонда в другую категорию предусматривается также на основании прекращения существования водных объектов, изменения русла, границ (т.е. береговой линии) и иных изменений местоположения водных объектов, включая создание искусственных земельных участков в случаях, предусмотренных законом. Искусственные земельные участки создаются в морском порту путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий. Однако такой перевод участков земель водного фонда в другие категории возможен лишь при условии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Перевод земельных участков других категорий в состав земель водного фонда допускается в случаях, если земли заняты водными объектами или же изменено местоположение водного объекта (например, перемещение русла реки). Включаются в состав категории земель водного фонда и участки строящихся и наполняемых водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также расположенных на них ГТС.

Перевод участков других категорий в состав земель водного фонда регламентируется также статьями названного Закона, посвященными другим категориям. В частности, согласно ст. 7 этого Закона, перевод земель сельхозназначения возможен при непригодности их для сельскохозяйственного производства, и тогда они могут оказаться в составе земель водного фонда.

Смотрите так же:  Расписка за долю в бизнесе

2. Земли, включенные в состав поверхностных водных объектов (водотоков, водоемов, морей), не должны формироваться в отдельные земельные участки. Согласно положениям ст. ст. 4, 8 ВК РФ 2006 г. такие земельные участки — составная часть водных объектов, выступающих как самостоятельный предмет права собственности (или пользования).

При этом исходя из ст. 5 ВК РФ поверхностный водный объект состоит из вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии, определенной законодателем для каждого вида водного объекта. Береговая линия рек, ручьев, каналов, озер, обводненных карьеров определяется по среднемноголетнему уровню воды в безледный период, а береговая линия прудов и водохранилищ — по нормальному подпорному уровню воды.

Установив береговую линию водного объекта, только и можно разграничить покрытые водою площади, на которых земельные участки не формируются, и прибрежные площади, где формирование земельных участков предусматривается.

Однако у многих водных объектов установить на практике береговую линию довольно трудно. Государственный мониторинг (наблюдение) за водными объектами в течение последних 15 лет оставлял желать лучшего. На многочисленных малых водоемах и водотоках среднемноголетний уровень вод в безледный период не отслеживался. Относительно многих прудов, сооруженных без проекта (кустарно) либо более века назад, нормальный подпорный уровень также не отслеживался. За состоянием многих водных объектов в лучшем случае осуществлялись эпизодические наблюдения. Следовательно, в настоящее время органам, осуществляющим гидрологическое наблюдение (Росгидромет и др.), придется наверстать упущенное .

Подробнее о водных отношениях см.: Боголюбов С.А., Волков Г.А., Сиваков Д.О. Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. С.А. Боголюбов. М.: Велби, изд-во «Проспект», 2007. С. 32; Сиваков Д.О. Водное право: Учебн.-практ. пособие. М.: Юстицинформ, 2007. С. 27, 28.

3. В ЗК РФ и ВК РФ не даны определения водохранилищ и иных искусственных водных объектов, но, исходя из знаний гидрологии, можно дать следующие трактовки.

Водохранилища — искусственные поверхностные водные объекты для накопления водных ресурсов и регулирования стока. Водохранилища образуются главным образом на реках и связанных с ними озерах. Выделяются пять основных типов водохранилищ: равнинные, предгорные, горные, озерные, наливные .

См.: Большая российская энциклопедия / Пред. научн.-ред. совета Ю.С. Осипов. Т. 5. М.: Изд-во «Большая российская энциклопедия», 2006. С. 508, 509.

Каналы — искусственные водотоки транспортного и мелиоративного (ирригация, осушение, обводнение), а также комплексного значения. Большую роль в жизни страны играют Канал имени Москвы, Волго-Донской и Волго-Балтийский, Беломорско-Балтийский каналы.

Пруды — это небольшие и неглубокие искусственные водоемы, нередко единичные, но могущие составлять каскады, или своего рода «вееры». Они сооружаются на реках, ручьях, оврагах, логах, балках. Глубина, как правило, составляет около 3 — 5 м, а площадь акватории достигает квадратного километра .

См.: Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. С. 422.

Обводненные карьеры встречаются на месте добычи полезных ископаемых открытым способом. В отличие от прудов само наполнение карьеров водой происходит естественно и вряд ли входит в хозяйственные задачи их создателей .

См.: Там же. С. 227.

При создании водохранилищ и других рукотворных водоемов и водотоков необходимо тщательно продумывать гидрологические и экологические последствия с тем, чтобы минимизировать возможный вред природе и обеспечить санитарно-гигиеническую безопасность населения. На ложах будущих водохранилищ не должно быть селений и кладбищ, лесов и скотомогильников, хозяйственных отходов и отбросов. При строительстве водохранилищ в Волжском бассейне бывали случаи, когда не только лесные массивы, но и целые города уходили под воду и напоминали о себе колокольнями.

Итак, для искусственных водных объектов (проведение каналов, наполнение водохранилищ) требуется предварительное резервирование земель, чтобы вовремя подготовить ложе. Но сооружение многих искусственных водоемов (или водотоков) требует также строительства различных ГТС (дамбы, плотины, судоподъемники). В результате должна увеличиваться как подводная, так и прибрежная площадь земель водного фонда.

Согласно ст. ст. 49, 70.1 ЗК РФ резервирование (и последующее изъятие) земель может осуществляться для строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов, размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры (например, ГТС и другие водохозяйственные сооружения).

Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.

Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем 7 лет. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов на срок до 20 лет. Нужно признать, что резервирование под планируемые водохранилища и каналы, составляющие значительный отрезок внутренних водных путей, может достигать сроков до 20 лет.

4. В ЗК РФ ограничивается оборот земель, занятых водными объектами и ГТС. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно ст. 27 ЗК РФ «Ограничение оборотоспособности земельных участков» к числу земель с ограниченным оборотом относятся участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, или же участки, занятые ГТС. Если же возникнут законные основания для приватизации государственных и муниципальных прудов и карьеров, то данные рукотворные водоемы будут приватизированы вместе с охватывающими их земельными участками.

По приведенным причинам, в качестве общего правила, земли водного фонда принадлежат на праве собственности государству, но они могут использоваться физическими и юридическими лицами в порядке, предусмотренном земельным законодательством. Исходя из ЗК РФ возможна аренда, пожизненное наследуемое владение, постоянное бессрочное пользование, безвозмездное срочное пользование и ограниченное пользование (сервитут) земельных участков близ водных объектов. Однако землевладельцы и землепользователи могут быть ограничены законом в своих правах в целях охраны водных объектов. Это предусматривается в ст. 65 ВК РФ в связи с установлением режима водоохранных зон и их прибрежных защитных полос. При этом владельцы и пользователи участков из земель водного фонда нередко являются и водопользователями.

Со вступлением в силу гл. 31 «Земельный налог» части второй Налогового кодекса РФ землевладельцы и землепользователи освобождены от уплаты земельного налога за земли водных объектов. Земли водных объектов в первую очередь относятся к категориям земель водного фонда. Данная налоговая льгота обусловлена теми ограничениями, которые предусмотрены законодательством, в частности в связи с целевым назначением земель водного фонда.

В то же время земли, занятые ГТС и иными сооружениями, в силу положений гл. 31 НК РФ, являются объектами налогообложения. Именно приведенные участки категории земель водного фонда подлежат, в том числе и для целей налогообложения, государственной кадастровой оценке земель. Названная оценка осуществляется согласно Приказу Минэкономразвития России от 14 мая 2005 г. N 99 «Об утверждении Методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель водного фонда» . Однако приведенные требования Приказа нужно применять с учетом положений ВК РФ 2006 г., неоднократных изменений в ЗК РФ 2001 г.

4. Порядок начисления и взимания земельного налога

Существенным элементом налога является ставка — размер налога на единицу налогообложения.

Начисленную сумму налога юридические лица ежемесячно относят равными

частями на себестоимость продукции, а по землям, не связанным с основной деятельностью,

— на соответствующие источники финансирования.

В ст.3 Закона РФ «О плате за землю» устанавливается, что размер земельного

налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников

земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных

платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Первоначальные ставки земельного налога определялись Законом «О плате

за землю» от 11 октября 1991 г. Ежегодно ставки земельного налога изменялись:

— Законом РФ «О бюджетной системе Российской Федерации на 1992 г.» (Вед.

СНД и ВС РФ, 1992, Ст.1979) — были повышены в 2 раза;

— Законом РФ (СЗ РФ, 1997, N 9, Ст.1012) «О республиканском бюджете Российской

Федерации на 1993 г.» — повышены в 7 раз;

— Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ (СЗ

РФ, 1994, N 16, Ст.1860) «О плате за землю» от 9 августа 1994 г. утверждены

новые средние размеры земельного налога с 1 га пашни и доли централизации

налога и арендной платы в бюджет и в 50 раз увеличены средние ставки земельного

налога в городах и других населенных пунктах, а также пересмотрены льготы

по плате за землю;

— согласно Закону РФ «О федеральном бюджете на 1994 г.» ставки налога

за земли сельскохозяйственного назначения применяются с коэффициентом 50;

— Постановлением Правительства РФ N 562 установлено, что в 1995 г. ставки

земельного налога, действовавшие и 1994 г., применяются с коэффициентом 2

для земель городов и поселков и с коэффициентом 1,5 — за земли сельскохозяйственного

— Постановлением N 378 Правительство РФ обязало в 1996 г. повысить ставки

земельного налога по землям всех категорий в 1,5 раза;

— Федеральный закон «О федеральном бюджете на 1997 г.» (СЗ РФ, 1997,

N 9, Ст.1012) повысил ставки земельного налога в 2 раза по отношению к ставкам,

действовавшим в 1996 г.

— Указом Президента РФ от 18.07.98 N 854 «Об индексации ставок земельного

налога» земельный налог будет взиматься в двух кратном размере за земельные

участки, не используемые или используемые не по целевому назначению. Кроме

того, этим Указом вводятся индексации действующих ставок земельного налога:

с коэффициентом 2 для земельных участков в границах городской (поселковой)

черты, занимаемых жилищным фондом, индивидуальными и кооперативными гаражами;

с коэффициентом 4 для земельных участков прочих категорий земель. Вводятся

Смотрите так же:  Ассасин 5 требования

индексации ставок земельного налога с 1 сентября 1998г.

— Федеральный закон «О ставках земельного налога в 1998 году» сохраняет

до 1 января 1999 года размер ставок земельного налога по всем категориям земель,

установленных на 1997 год.

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 1999 год» от 22.02.1999

N 36-ФЗ (в ред. от 02.01.2000 г.) установлено, что ставки земельного налога,

действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году для всех категорий земель,

за исключением земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных сельскохозяйственным

организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам для

ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства,

сенокошения и пастьбы скота, с коэффициентом 2.

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2000 год» от 31.12.1999

N 227-ФЗ (в ред. от 25.12.2000 г.) установлено, что ставки земельного налога

и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех

категорий земель с коэффициентом 1,2.

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2001 год» от 27.12.2000

N 150-ФЗ установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие

в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.

Федеральным законом от 14.12.2001 года N 163-ФЗ «Об индексации ставок

земельного налога» установлено, что ставки земельного налога и арендной платы,

действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году с коэффициентом 2.

Законом РФ О плате за землю разрешено применение повышающих коэффициентов к землям определенных категорий.

— курортные зоны: зоны отдыха городов Москвы и Санкт-Петербурга (Закон

Московской области «О плате за землю в Московской области» фактически приравнял

всю территорию области к курортной зоне, установив на всей ее территории применение

повышающего коэффициента), курорты Приморского края, Кавказских Минеральных

Вод, Черноморского побережья России, Калининградское взморье и др. курортные

— земли городов — столиц республик в составе РФ, краевых и областных

центров в зависимости от численности населения.

Ставка земельного налога зависит от трех основных параметров (характеристик)

1) категории земли (земли сельскохозяйственного назначения, лесного фонда,

населенных пунктов и т.д.);

2) местоположения земельного участка (транспортная доступность, близость

к центру населенного пункта, степень развития инженерной и социальной инфраструктуры

3) размера земельного участка (в соотношении с установленной нормой отвода

Поскольку каждый из трех параметров оказывает влияние на размер налогового

обязательства, налоговое законодательство должно устанавливать количественно

выраженную связь между перечисленными характеристиками предмета земельного

налога и величиной налоговой ставки.

Нечеткое определение подобных отношений создает благоприятную почву для

налогового и административного произвола со стороны властных государственных

структур (государственных налоговых инспекций, комитетов по земельным ресурсам

Выполнение требования четкости и количественной объективности при определении

ставки земельного налога напрямую зависит от законодательных полномочий субъектов

Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Ставки земельного налога определяются отдельно по категориям земель основного

целевого назначения, видам и подвидам угодий, природным зонам, группам почв,

городам, поселкам, зонам крупных населенных пунктов. Такая дифференциация

ставок земельного налога позволяет говорить о тарифе ставок земельного налога.

Ставки земельного налога за сельскохозяйственные угодья устанавливаются

по видам угодий — пашня, залежь, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища.

При этом ставки определяются отдельно по немелиорированной, орошаемой, осушенной

пашне, а также участкам закрытого грунта (парники, теплицы). По другим сельскохозяйственным

угодьям подобная детализация ставок производится при наличии информации об

оценке этих угодий.

Следует обратить внимание на то, что в Законе РСФСР «О плате за землю»

для субъектов Российской Федерации установлены (приложение 1) средние ставки

земельного налога, т.е. ставки-ориентиры, опираясь на которые, а также учитывая

кадастровые оценки угодий, органы законодательной (исполнительной) власти

субъектов Федерации устанавливают и утверждают ставки земельного налога по

группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ. Они

же устанавливают и минимальные ставки земельного налога за один гектар пашни.

Подобные решения могут оформляться принятием соответствующего локального закона

либо постановления законодательного (представительного) органа. Так, например,

источником права, устанавливающим тариф ставок земельного налога в Вологодской

области, является постановление законодательного собрания Вологодской области

«О ставках земельного налога».

Устанавливая ставки земельного налога, субъект Федерации наделяется правом

вводить корректирующие коэффициенты, с помощью которых учитывается фактор

местонахождения земельного участка.

Ставки, которые установлены субъектами Федерации из расчета средних ставок,

систематизированных в приложении 1 к Закону РФ «О плате за землю», распространяются

не на все земли сельскохозяйственного назначения. Особый порядок установления

ставок земельного налога предусмотрен ст.6 Закона в отношении участков в границах

сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленных гражданам и используемых

ими в целях иных, чем ведение личного подсобного хозяйства, садоводство, огородничество,

животноводство, сенокошение и выпас скота. Ставка земельного налога на такие

участки, вместо прежних пяти рублей за квадратный метр, с 1997 года в соответствии

с Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. «О федеральном бюджете на 1997

год» установлена в размере 30 рублей (без учета деноминации) за квадратный

метр. Отметим, что указанная ставка может быть увеличена, но не более чем

вдвое. Такое увеличение размера ставки связывается с местонахождением участка

и оформляется соответствующим решением органа местного самоуправления.

Ставки налога на земли несельскохозяйственного назначения (земли городов,

рабочих поселков, расположенные вне населенных пунктов, земли различного специального

назначения и т.д.) большей частью выше ставок налога на земли сельскохозяйственного

назначения. В Законе РФ «О плате за землю» (приложение 2, табл.1) средние

ставки налога на городские земли даются с учетом экономического района и численности

городского населения. Эти средние ставки решениями органов местного самоуправления

городов превращаются в реальные (фактические, конкретные) ставки, величина

которых зависит от местоположения земельного участка и зоны градостроительной

В прежней редакции статьи 8 Закона РФ «О плате за землю» при определении

земельного налога за городские (поселковые) земли была сделана ссылка на то,

что налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних

ставок согласно приложению 2 (таблица 1) к Закону. Федеральный закон от 31.12.97

N 158-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О плате за землю»

дополнил редакцию статьи 8 таблицами 2 и 3 (приложение 2) к Закону, которые

предусматривают применение коэффициентов увеличения средней ставки земельного

налога в курортных зонах и за счет статуса города, развития социально-культурного

потенциала при установлении земельного налога за земли городов и поселков.

При расчете ставки налога на землю городов (поселков) необходимо принять

во внимание все три таблицы приложения 2 к Закону РФ «О плате за землю», а

именно таблицу 1 «Средние ставки земельного налога в городах и других населенных

пунктах руб./кв. м в расчете на год», таблицу 2 «Коэффициенты увеличения средней

ставки земельного налога в курортных зонах» и таблицу 3 «Коэффициенты увеличения

средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного

Согласно порядку расчета средних ставок земельного налога определяется

средняя ставка земельного налога по населенному пункту, которая и будет являться

базовым нормативом средней ставки налога.

Средняя ставка налога по конкретному городу, поселку соответствующего

экономического района устанавливается в размере норматива таблицы 1 приложения

2 к Закону РФ «О плате за землю». В зависимости от роста численности населения

в городах и поселках и других населенных пунктах средняя ставка налога имеет

тенденцию к увеличению.

Для городов и поселков, расположенных в курортных районах, зонах отдыха

городов Москвы и Санкт-Петербурга, соответствующий городу, поселку норматив

из таблицы 1 приложения 2 к Закону увеличивается кратно коэффициенту из таблицы

2 этого же приложения к Закону с учетом минимальных и максимальных его значений

Для городов (поселков), расположенных в пригородных зонах городов с численностью

населения свыше 500 тыс. человек, а также для городов, являющихся столицами

республик в составе Российской Федерации, краевыми, областными центрами, и

городов с развитым социально-культурным потенциалом (наличие средних и высших

учебных заведений, научно-исследовательских центров, театров, концертных залов

и других объектов) соответствующий городу, поселку норматив из таблицы 1 приложения

2 к Закону увеличивается кратно коэффициенту из таблицы 3 этого же приложения.

В тех случаях, когда к населенному пункту применены коэффициенты таблиц

2 и 3 к Закону, средняя ставка налога умножается последовательно на каждый

из этих коэффициентов (коэффициенты перемножаются).

Рассчитываются дифференцированные ставки по зонам города (поселка) на

базе средней ставки налога.

Средние ставки земельного налога для конкретного населенного пункта определяются

и дифференцируются органом местного самоуправления городов, а в субъектах

Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге

определяются законами субъектов Российской Федерации — городов федерального

значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Зонирование территории по градостроительной ценности производится с учетом

следующих факторов: местоположение; доступность к центру города (поселка),

местам трудовой деятельности, объектам социального и культурно-бытового обслуживания

населения; уровень развития инженерной инфраструктуры и благоустройства территории;

уровень развития сферы социального и культурно-бытового обслуживания населения;

эстетическая, историческая ценность застройки и ландшафтная ценность территории;

состояние окружающей среды; инженерно-геологические условия строительства

и степень подверженности территории воздействию чрезвычайных ситуаций природного

и техногенного характера; рекреационная ценность территории и другие. При

этом разница между территориальными зонами составляет не менее 5 процентов

от среднегородской ставки.

В целях рационализации и повышения дисциплины землепользования налог,

уплачиваемый за часть площади земельных участков сверх установленных норм

их отвода, взимается в двукратном размере (ч.4 ст.8 Закона «О плате за землю»).

Превышение площади устанавливается городскими, районными комитетами по

земельным ресурсам и землеустройству по утвержденным в установленном порядке

нормам отвода земель и материалам землеустроительного дела по отводу земель,

выполненного в прошлые годы, при установлении границ земельного участка в

Интересна ставка налога, устанавливаемая в отношении земель, занятых

жилищным фондом, личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными

и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты. Она представляет

собой альтернативную ставку, обеспечивающую фискальные интересы: три процента

от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского

Смотрите так же:  Порядок заполнения раздела 2 декларации на имущество

типа, но не менее 60 рублей за квадратный метр (ч.5 ст.8 Закона «О плате за

В том случае, когда земельный участок по местонахождению относится к

городской земле, а по назначению — сельскохозяйственная площадь, определяющим

критерием будет назначение. С такого участка налог будет уплачиваться по ставкам,

вдвое большим ставок налога на сельскохозяйственные угодья аналогичного качества

(ч.8 ст.8 Закона «О плате за землю»).

Для земель сельскохозяйственного использования, предоставленных для садоводства,

огородничества, животноводства в пределах городской (поселковой) черты, налог

устанавливается вне зависимости от среднегородских ставок в размере 60 рублей

за квадратный метр1.

Особые ставки предусмотрены для земель водного и лесного фонда (ст. 10-11

Закона РФ «О плате за землю»).

Налог за земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой,

вне населенных пунктов взимается с земель, предоставленных для хозяйственной

деятельности или в рекреационных целях, по средним ставкам за сельскохозяйственные

угодья административного района.

Налог за земли лесного фонда устанавливается на период лесопользования

с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых

проводится заготовка древесины, и взимается в составе платы за пользование

лесами в размере пяти процентов от платы за древесину, отпускаемую на корню

(ст.11 Закона РФ «О плате за землю»).

Налог определяется от суммы лесных податей, указанной в лесорубочном

билете по рубкам главного пользования и лесовосстановительным рубкам, входит

в состав лесных податей и указывается в строке «в том числе» лесорубочного

Налог за сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда устанавливается

по тем же ставкам, что и для земель сельскохозяйственного назначения аналогичного

качества или по средней ставке за сельскохозяйственные угодья в целом по административному

В соответствии с этим земельный налог взимается только за переданные

в пользование другим юридическим лицам и гражданам сельскохозяйственные угодья.

Налог за земли лесного фонда, предоставленные в установленном порядке

для рекреационных целей, определяется в размере пяти процентов от норматива

платы за древесину на этой площади с учетом увеличения ставок для курортных

зон (ч.3 ст.11 Закона РФ «О плате за землю»).

Стоимость древесины рассчитывается по ставкам лесных податей, утвержденным

органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации,

за древесину, отпускаемую на корню.

Несколько слов о порядке определения ставок налога за оленьи пастбища.

Средние размеры ставок земельного налога устанавливаются исходя из соотношения

их продуктивности (с учетом оленеемкости) к продуктивности немелиорированной

пашни и базисного размера налога на него.

Там, где в структуре угодий нет пашни, продуктивность немелиорированной

пашни определяется по территории с аналогичными природно-климатическими условиями

и минимальной ставки налога.

В последнее время на российском земельном рынке активизировались операции

отчуждения права собственности на земельные участки, производимые как юридическими,

так и физическими лицами (купля-продажа, дарение, мена и др.) Налог на операции

с землей уплачивается до регистрации договора отчуждения земельного участка

в районном (городском) комитете по земельным ресурсам и землеустройству. Очевидна

необходимость принятия специального закона о налогообложении сделок с землей.

До принятия такого закона Указом Президента РФ от 7 декабря 1993 г. N 2118

«О налогообложении продажи земельных участков и других операций с землей»

(САПП РФ, 1993, N 50, Ст.4861) установлено, что при совершении сделки купли-продажи

граждане и юридические лица, продающие земельный участок или земельную долю,

уплачивают налог в соответствии с Налоговым кодексом РФ (часть вторая, от

05.08.2000 г. N 117-ФЗ). Если земельный участок наследуется или переходит

в собственность по договору дарения, налогообложение осуществляется в соответствии

с Законом РФ «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или

дарении» (СЗ РФ, 1995, N 5, Ст.346) и Законом РФ от 6 марта 1993 года N 4618-1

(в ред. от 05.08.2000 г.) «О внесении изменений и дополнений в законы РСФСР

«О Государственных пенсиях в РСФСР», «О налоге с имущества, переходящего в

порядке наследования и дарения», Законы Российской Федерации «О Государственной

пошлине», «О налоге на имущество предприятий», «О налоге на добавленную стоимость»,

«О подоходном налоге с физических лиц».

Нормами международного права регулируются порядок уплаты земельных налогов

сотрудниками дипломатических представительств. В соответствии с нормами Венской

конвенции о дипломатических сношениях и обычаями дипломатической практики

недвижимость собственная или наемная, используемая в целях дипломатического

представительства, освобождается принимающим государством от уплаты «государственных,

районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин [. ] кроме таких налогов,

сборов и пошлин, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания»

(ст.23). В то же время дипломатический агент не освобождается от уплаты и

сборов на частное недвижимое имущество (в том числе землю), находящиеся на

территории страны пребывания, если он не владеет им от имени аккредитующего

государства для целей дипломатического представительства (ст.34).

Характеризуя сроки уплаты земельного налога, отметим, что он уплачивается

ежегодно, равными долями в два этапа не позднее 15 сентября и 15 ноября. Физические

лица уплачивают земельный налог на основании платежных извещений, которые

вручаются им налоговыми органами на позднее 1 августа. Что же касается плательщиков

— юридических лиц, то они самостоятельно исчисляют сумму земельного налога

и не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет по каждому земельному

Установленные Законом РФ «О плате за землю» сроки уплаты земельного налога

могут быть изменены соответствующими решениями органов законодательной (исполнительной)

власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Налог за земли лесного фонда, включая и колхозные леса, на которых производится

заготовка древесины, взимается с лесопользователей в сроки одновременно с

взиманием платы за древесину.

5.1.Плата за пользование природными ресурсами. Отношения по плате за отдельные природные ресурсы регулируются преимущественно соответствующими природоресурсными.

В законодательстве каждый из этих видов подразделяется на подвиды. Структура платежей, а также порядок их внесения за природопользование регулируются природоресурсными.

. как общие, так и специальные нормы, содержащиеся преимущественно в природоресурсном … • арендную плату. Согласно ст. 39 3акона «О недрах», система платежей включает

Вплоть до 70-х гг. в развитии законодательства рассматриваемой сферы господствующим был природоресурсный подход.

• Лесной кодекс РФ (принят 29 января 1997 г.). В некоторые из названных природоресурсных законов внесено много изменений и дополнений.

Природоресурсное право возникло раньше экологического права, включая земельное права. Прежде общество на первое место . www.bibliotekar.ru/ecologicheskoe-pravo-1/8.htm.

1998. № 8. Ст. 963. За осуществление государственной регистрации взимается плата, утв. … Природоресурсное право возникло раньше экологического права, включая земельное права.

Природоресурсные акты законодательства, регулируя отношения использования и охраны «своих» природных ресурсов, предусматривают, что при этом должны соблюдаться требования по охране.

Объекты природоресурсной деятельности ОПР. (земля, ее недра, воды) независимо от … Порядок исчисления нормативов платы за использование природных ресурсов местного значения.

В частности, выделяются такие меры негативного характера, как взимание платы за пользование … Природоресурсное право возникло раньше экологического права, включая земельное права.

В настоящее время существует три вида земельных платежей: ! земельный налог … В Законе РФ «О плате за землю» устанавливается, что размер земельного налога не зависит от.

Формами платы за землю являются земельный налог, арендная плата, а также нормативная цена земли.

При аренде земельного участка у собственника земли арендная плата поступает на его счет. Платежи за землю направляются исключительно на цели, связанные с финансированием.

— по российскому земельному законодательству производится в формах: земельного … устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади.

Формами платы за землю являются: арендная плата, земельный налог, нормативная цена земли.

Плата за использование земли существует в следующих формах: • земельный налог

Земельный налог и арендная плата за землю не взимаются с юридических лиц и граждан за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения.

Формами платы являются: земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли. … Особенностью принципа платности использования земель является то, что платежи за землю.

Различные формы собственности на землю способны оказать влияние на земельные отношения … и муниципальных земель граждане и их объединения получают как бесплатно, так и за плату.

Формами платы за землю в РФ являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Ежегодным земельным налогом облагаются собственники земли, землевладельцы и.

Похожие публикации:

  • Какие налог платят при усн 15% Какие налоги и как нужно платить при УСН? УСН — какие налоги платить при этой системе налогообложения? Ответ на данный вопрос дает НК РФ. При УСН какие налоги платить нужно, а от каких налогоплательщик будет освобожден, […]
  • Пособия по безработице в россии в 2019 Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1"О занятости населения в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями […]
  • Арбитражный суд краснодарского края канцелярия телефон Арбитражный суд Краснодарского края Председатели российских судов подведут итоги 2018 года 28 января 2019 года на 65-м году жизни ушла из жизни судья в отставке Чуприна Татьяна Владимировна Поздравление председателя Арбитражного […]
  • Налоговая социальная льгота 2019 заявление Налоговая социальная льгота - 2017 год, Украина (НСЛ) Смотрите также: Часто задаваемые вoпросы о социальной льготе >>> Учитывая новый Прожиточный минимум - 2017 для трудоспособного лица (тo еcть 1600 грн.), с 01 января 2017 года […]
  • Космонавтов 60 воронеж нотариус Нотариус Дьякова Ольга Борисовна +7 (499) 577-00-25 доб. 297 – Москва и МО Телефон нотариуса: +7(473)2724411 Адрес: 394055,г.Воронеж,ул.Космонавтов,60. понедельник: 09:00 18:00 вторник: 09:00 18:00 среда: 09:00 18:00 […]
  • Оао ржд бухгалтерская отчетность 2019 Союз операторов железнодорожноготранспортаофициальный сайт 12 февраля 2019 12 февраля 2019 14 марта 2019, CREON 20 марта 2019, Ведомости Методика расчета потребного парка грузовых вагонов Группа «Промышленные инвесторы» […]