Гражданство и патриотизм доклад

Воспитание гражданственности и патриотизма в образовательном процессе

Главная > Реферат >Педагогика

Министерство образования и науки Российской Федерации


Федеральное агентство по образованию


ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»


Институт социального образования

Кафедра социальной педагогики

Воспитание гражданственности и патриотизма

Выполнила студентка 102 группы

Салахитдинова Ирина Фидярисовна

Середа Владислав Анатольевич

Министерство образования и науки Российской Федерации 1

Федеральное агентство по образованию 1

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» 1

Институт социального образования 1

Министерство образования и науки Российской Федерации 1

Федеральное агентство по образованию 1

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» 1

Институт социального образования 1

Российская земля — край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории. Все дальше в глубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны, но живут в нашей памяти имена тех, кто ценой своей жизни отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины. К сожалению, события последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности граждан страны возрастает многократно. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа. [2,с. 112]

Я считаю, что воспитание гражданственности и патриотизма — это целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ, техникумов и вузов по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Внутренний мир молодых людей психологически необычайно сложен и в такой же мере подвижен, изменчив. Здесь требуется активная помощь со стороны опытных наставников. Думаю, что системообразующим направлением в области воспитания патриотизма и гражданственности можно считать воспитание на боевых и трудовых традициях российского народа и его вооруженных сил, а также самой истории становления армии России; проведение уроков и классных занятий в музеях, экскурсии к памятникам истории и культуры; дать детям представление о фольклоре как об источнике народной мудрости.

Проблема гражданственности и патриотизма не нова. Патриотизм российского народа вызывал в начале XX в. беспокойство у интеллигенции. Так, Л. Толстой сокрушался, что в годы Русско-японской войны 1904-1905 гг. россияне не проявили должного патриотизма и сдали Порт-Артур. Вослед Толстому вторил П. Струве, констатировавший в 1910 г., что мы сейчас «стали перед необходимостью напрячь все усилия для того, чтобы зажечь и организовать угасший в народе патриотизм». [15, с.173].

Минуло 100 лет. За это время Россия пережила всплески и анти-патриотизма (Первая Мировая и Гражданская войны), и патриотизма (Великая Отечественная война). На рубеже XX и XXI вв. необходимость воспитания патриотизма у россиян вновь актуализировалась. В нынешних непростых условиях учитель должен стремиться мобилизовать патриотический дух, чтобы обеспечить такое состояние нации, которое гарантировало бы собирание России, любовь к ней, защиту Родины как в мирное, так и в военное время. В условиях школы патриотизм традиционно формируется в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и др.; непримиримость к врагам России; уважение к атрибутам государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны. Анализируя историю, мы приходим к выводу, что история России — это в значительной мере история войн, в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Гражданское патриотическое воспитание составляют одно из важнейших направлений государственной политики в образовании. Очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского воспитания.

Гипотеза основывается на том, что в современной России не уделяется должное внимание патриотическому и гражданскому воспитанию. Это ведет к падению нравственности и духовности, а, следовательно, к деградации Российского общества, забвению исторической памяти, а со временем и к гибели Отечества.

Объект: система воспитания гражданственности и патриотизма школьников.

Предмет: воспитательный процесс, формирующий гражданственность и патриотизм через различные формы во внеклассной и внеурочной работе.

Цель: изучить условия патриотического и гражданского воспитания, как основы учебно-воспитательного процесса.

изучить и проанализировать теоретические основы патриотического и гражданского воспитания в России;

определить специфику работы по патриотическому и гражданскому воспитанию со школьниками среднего и старшего звена;

§1 Понятие «патриотизма и гражданственности».

Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789- 1793гг. Патриотами тогда себя называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов. В толковом словаре В. И. Даля значение этого слова трактуется так: «Патриот — любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб». «Патриот – говорится в другом словаре, — человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя своей родины». Более четко определено моральное содержание этого понятия в философском словаре. «Патриотизм (греч. Patris — отечество),- говорится в нем, — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины».

Что же такое «патриотизм» и какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности.

Дадим понятиям «патриотизм» и «патриот» более четкие определения:

Главный из них — наличие среди основных здоровых эмоций каждого человека почитания места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области. В зависимости от широты восприятия места своего рождения, зависящего от глубины сознания данного индивида, границы его родины могут простираться от площади собственного дома, двора, улицы, поселка, города до районных, областных и краевых масштабов.

Уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им, отучать от всего дурного.

Делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей родины, ее преукрашения и обустройства, помощи и взаимовыручки своих земляков и соотечественников. [3, с. 74]

Таким образом, широта понимания границ своей родины, степень любви к своим землякам и соотечественникам, а также перечень каждодневных деяний, направленных на поддержание в должном состоянии и развитие ее территории и проживающих на ней жителей – все это определяет степень патриотизма каждого индивида, является критерием уровня его истинно патриотического сознания. Чем шире территория, которую патриот считает своей родиной, чем больше любви и заботы он проявляет к своим соотечественникам, чем больше каждодневных деяний он совершает для блага данной территории и ее обитателей по нарастающей, тем больший патриот данный человек, тем выше и истинный его патриотизм. [16, с. 410].

Истинный патриот выступает за тех и за то, что укрепляет и развивает его родину и против тех и того, кто и что ее разрушает, наносит ей тот или иной ущерб. Настоящий патриот уважает патриотов любой другой территории и не будет вредить там.

Как патриотизм, так и неопатриотизм могут быть индивидуальным, групповым и массовым. Патриотизм либо есть в той или иной степени, либо его нет вовсе. Патриотизм очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе (подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие, но прежде всего его соотечественники. Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с принадлежностью человека к тому или иному народу, его политической активностью.

Понятие «гражданственность» многозначно:

антитеза антиполитичности, активная и сознательная включенность в дела политического сообщества;

психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества;

способность и готовность выступать в роли гражданина;

высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества;

приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов.

С развитием империй и сословных монархий гражданственность низводится до уровня лояльности, которая и является важнейшей добродетелью подданного, но не свободного гражданина. Лояльность в отличие от гражданственности значительно сужает возможность политического выбора. [8, с. 98].

Буржуазные революции дали мощный импульс утверждению добродетелей гражданственности и патриотизма, которые нередко противопоставляются лояльности. Патриотизм – эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов. Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними. [19, с. 91].

Смотрите так же:  Пенсионер инвалид выплаты

Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как «общечеловеческие ценности». Мы живем в жестокий век, где казалось бы при таком высоком уровне развития науки, техники и человеческой мысли, продолжаются жестокие, варварские, а главное уносящие миллионы жизней войны, конфликты, умирают женщины и дети. Все это во многом по-новому ставит сейчас вопросы воспитания патриотизма и гражданственности в школе.

§2 Сущность, функции и система гражданского воспитания.

Патриотизм и гражданственность как нравственные ценности

Патриотизм и гражданственность как нравственные ценности

Патриотизм в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству. «Гражданственность» — интегративная, комплексная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.

На протяжении всей истории человечества проблема патриотизма, отношения к Родине, Отечеству являлась предметом постоянного внимания мыслителей, общественных деятелей, ученых, педагогов.

Духовный потенциал патриотической идеи отражен в письменных и устных источниках народов нашей стран, всех стран мира. Сам термин «патриот» стал широко применяться, начиная с эпохи Великой Французской революции 1789 г., но исторические корни патриотизма имеют многовековую историю.

Поколения русских общественных деятелей видели в идее патриотизма нравственно-организующее начало жизни русского народа, понимания её как идею отечественного единения, согласия, защиты родной земли, идею равноправности народов, идею морального долга перед обществом, идею ответственности за судьбу Отечества.

Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа.

Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не толькосоциальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-историческийидругие компоненты.

В основу нашего подхода к феномену патриотического воспитания положено определение воспитания как профессиональной педагогической деятельности, направленной на создание условий для мотивационно-ценностного развития человека.

Концепция программы повышения квалификации педагогов базируется на понимании гражданскопатриотического, духовнонравственноговоспитаниякаксоциальнозначимойдуховнопрактическойдеятельности, приоритетного направления работы образовательных учреждений. Духовно-нравственное воспитание понимается нами как воспитание «человеческого в человеке», развитие природных свойств и качеств человека.

Неотъемлемой частью, основой нравственного воспитания является гражданскопатриотическоевоспитание, понимается нами как воспитание человека, обладающего качествами гражданинапатриота, что подразумевает уважение к своей Родине, её истории и культуре.

В современных условиях важнейшим приоритетом является формирование системы патриотического воспитания как основы для консолидации общества и укрепления государства.
Проблема соотношения патриотического, духовно-нравственного и гражданского воспитания актуальна для российского общества, но вместе с тем весьма деликатна. Духовное воспитание как процесс восхождения человека к абсолютным ценностям является одним из центральных направлений деятельности религиозных организаций и объединений граждан и в этом отношении деятельность светских государственных образовательных учреждений тесно соприкасается с деятельностью религиозных конфессий. В этой сфере необходим диалог и поиск взаимопонимания между всеми заинтересованными сторонами.

Новые потребности российского общества, во многом обусловленные глобальными вызовами человечества, настоятельно требуют разработки эффективных методов подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для организации и проведения в системе образования воспитательной работы по формированию духовного мира подрастающего поколения, значимым компонентом которого должны стать ценности патриотизма и гражданственности.

Е.Е. Вяземский — доктор педагогических наук, главный научный сотрудник ИСМО РАО, профессор кафедры теории и методики преподавания истории, социально-политических дисциплин и права АПКиППРО

Гражданственность и патриотизм современной молодежи: проблемы и пути решения

«Гражданственность – это сознание своих прав и обязанностей по отношению к государству», — читаем в академическом словаре русского языка. Само определение этого слова говорит о тех сложностях, которые неизбежно возникают в связи с воспитанием данного качества у современной молодежи. Ведь на протяжении уже двух десятилетий психологи с мировыми именами интенсивно учат население нашей страны любить себя, заботиться о собственной безопасности.

«Гражданственность – это сознание своих прав и обязанностей по отношению к государству», — читаем в академическом словаре русского языка. Само определение этого слова говорит о тех сложностях, которые неизбежно возникают в связи с воспитанием данного качества у современной молодежи. Ведь на протяжении уже двух десятилетий психологи с мировыми именами интенсивно учат население нашей страны любить себя, заботиться о собственной безопасности.

А вот определение того же понятия со страниц молодежного сайта: «Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества …» Не сложно заметить, как расставляются приоритеты – сначала личное, потом общественное. Поэтому проблемы, связанные с воспитанием гражданственности, имеют объективные истоки, обусловленные тенденциями нового демократического времени.

Патриотизм – одна из важных, если не основных, составляющих гражданственности. Как без патриотизма не может быть гражданственности, так без гражданственности не может быть и патриотизма. Но мы видим многие факты сложившихся в России отношений отдельных социальных групп и личностей, которые далеки от патриотизма. Так, например, вложение крупных финансовых средств отдельными социальными группами населения в зарубежную экономику не свидетельствует об их патриотических настроениях. Согласитесь, сложно также внушать молодым людям чувство патриотизма, чувство гордости за страну, когда с экрана телевизора вещают лучшие артисты, лучшие спортсмены, легко продающие свой талант за границу, зачастую выступающие на олимпиадах за команды других стран.

Кроме того, в настоящее время справедливое стремление ухода от потребительства к самостоятельному приобретательству зачастую превращается в навязывание приоритета земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами. Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными», западными: христианские добродетели – так называемыми общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения мнения большинства и совместного труда – развитием творческой личности с её эгоистическими запросами; целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью под лозунгами свободы; любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения и себялюбия; интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям с обязательной перспективой погружения в будущем в эти традиции.

Поэтому все чаще встречающиеся статистические данные и результаты опросов говорят не только о серьезных деформациях в ценностных ориентирах молодежи, но свидетельствуют и о необходимости воссоздания системы гражданского, патриотического воспитания как особого рода деятельности самого государства, регулирующей стихийные процессы в сознании и поведении молодых людей.

Многие исследования последних лет наглядно показывают, что понятие патриотизма и гражданственности искаженно толкуются многими социальными группами, в том числе и студенческой молодежью. Ни для кого не секрет, что в последнее время понятия гражданственности, особенно патриотизма, подменяются националистическими представлениями о чистоте нации. Если обратиться к ряду исследований, то можно вспомнить исследование московского фонда по заданию Эберта (2001-2002 гг.). Когда обратились к молодежи с просьбой ответить, что такое гражданственность, то получили очень много ответов о национал-патриотизме, с которым отождествляет молодежь и патриотизм, и гражданственность. Это чрезвычайно опасные тенденции, особенно в регионах с многонациональным населением.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что гражданское общество не ассоциируется молодежью ни с демократическими принципами, ни с социальной активностью личности и социальных групп, ни с патриотизмом. Основная причина данной сложившейся ситуации, вероятнее всего, заключается в вербальном формировании всей системы ценностей.

Как правило, мы формируем или воспитываем гражданственность, нравственность и патриотизм на уровне слов. Когда же слова расходятся с поведением и действиями, когда пресса, многократно утрировав, знакомит общество с реальными примерами из жизни страны – никакого патриотизма и никакой гражданственности сформировать нельзя.

В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».

Решая проблему патриотического воспитания молодежи, необходимо сосредотачивать свои усилия на формировании у них ценностного отношения к явлениям общественной жизни прошлого и современности. Как отмечает Г.К. Селевко, особенностью современного патриотического воспитания является увеличение значения регионального и местного компонентов патриотизма. Он предлагает следующие пути эффективного патриотического воспитания: «использование обновленного содержания гуманитарного образования, в первую очередь исторического; создание модели образовательного учреждения на принципах русской национальной школы; реализация туристско-краеведческих программ, активизация поисковой работы; дальнейшее развитие многопрофильных музеев и выставок, организация и расширение всех видов краеведческой деятельности, включая подготовку авторских программ, участие педагогов и учащихся в краеведческих конференциях, героико-патриотических акциях, в сборе материала по истории родного края».

Противоречивость развития нашего общества со всей очевидностью показывает, что сформированная гражданственность как ценностное ядро сознания и поведения человека напрямую влияет на политическую активность, осуществление гражданских функций, то есть является основой социально-политической культуры личности. Напротив, отсутствие или недостаточность гражданственности чреваты серьезными нравственными и политическими издержками.

В настоящее время в стране идёт поиск путей потенциального возрождения России. Безусловно, обязательными составляющими этого процесса являются осмысление социального опыта других наций и ориентация на собственные ресурсы, прежде всего на духовно-нравственное наследие нашего народа. От гражданской позиции молодёжи, от её социально-политической активности и духовно-нравственной ориентации во многом зависит судьба обновления российского общества. Условием жизнеспособности общества и его прогрессивного развития являются позиция и деятельность молодежи в настоящем и будущем. Какие ценности принимает, а какие отвергает современная молодежь, как они соизмеряются с ценностями старших поколений, осуществляется ли преемственность традиций — это важные вопросы, без ответа на которые, на наш взгляд, не решить проблемы формирования гражданской культуры.

Смотрите так же:  Адвокат в городе губкин

Н.А.Черкасская, учитель русского языка и литературы
МБОУ – СОШ №23, город Армавир

Реферат: Патриотизм и гражданственность

В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками постепенного процесса переоценки ценностей, возрождение гражданских, а также патриотических взглядов и убеждений. Думается, что чувство национального самосознания (а его подъем неизбежен как ответ на крупные социально- политические потрясения последнего времени) и чувство любви к Отечеству должны быть воспитаны в человеке семьей и школой.
С самого раннего возраста изучать искусство патриотизма должно закладываться родителями, в дальнейшем воспитываться в школе. И, естественно, общество играет в истории различных народов, населяющих Россию, немаловажную роль. Ведь оттого, в каком окружении находится человек — зависит многое.
Вследствие этого, первоочередными задачами школы является:
1. Необходимо резко различать национальное и националистическое воспитание.
2. Воспитание патриотизма должно строиться на конкретной исторической почве, необходимо активно использовать краеведческий материал, традиции и культурные ценности.
3. Особое внимание стоит уделить политической грамотности учащихся, очень важно научить их свободно разбираться в огромном потоке существующих ныне партий и течений.
4. Необходима целенаправленная работа по гражданскому образованию в рамках патриотического воспитания, так как низкая политическая культура, незнание основных положений Конституции РФ, подмена понятий «Отечество» и «Государство», не могут способствовать формированию отечественной личности, подлинного патриота страны.
5. Эстетического воспитания, а в частности формирование «чувства прекрасного», должно быть неразрывно связано с гражданскими и патриотическими основами воспитания.
Изучив ситуацию, которая существует в школе, а также особенности воспитательного и образовательного процессов, можно сделать следующие выводы:
педагоги, полностью осознают проблемы патриотического и гражданского воспитания, стоящие перед школой;
на сегодняшний день существует необходимость разработки каждой школой путей, методов, средств и форм реализации Президентской программы в этом направлении;
школьники понимают, что они являются гражданами России и будущее зависит от них, а без любви к Отечеству, к знанию ее истории, Великой России не построить;
Все выше изложенное приводит, нацеливает на непосредственное взаимодействие всех субъектов учебно-воспитательного процесса, а именно: школы, семьи и общества.
В подтверждение всему вышеперечисленному можно привести слова В.Г. Белинского: «В полной мере и здоровой натуре тяжело лежат на сердце судьбы Родины; всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством.… Любить свою родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому».

Список использованной литературы:

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – Москва-Воронеж, 1995.
2. Власть и реформы. От самодержавия к советской России. – СПб., 1996.
3. Выгодский Л.С. Нравственное воспитание/ Пед. психология. – М.,1991.
4. Ионов И. О. Российская цивилизация. – М.,2000.
5. Кисель М.А. Историческое сознание и нравственность. – М., 1995.
6. Лакер У. Черная сотня. Происхождение русского фашизма. Пер с англ. – М., Текст, 1994.
7. Фролов С.С. Социология. – М.,2003.
8. Хереш Э. Купленная революция. Тайное дело Парвуса. Пер с нем. – М: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004. Бесплатно скачать реферат «Патриотизм и гражданственность» в полном объеме

1. Реферат: Паризька мирна конференція
В середині 30-х років почалося поступове зближення Німеччини з Італією. 25 листопада 1936 р. в Берліні представники Німеччини та Японії підписали антикомінтернівський пакт, до яког.

2. Реферат: Парковий волейбол
Конгрес ФIВБ, що вiдбувся в листопадi 1998 року в Токiо, затвердив принципи для початку розвитку та популяризацiї паркового волейболу у всьому свiтi як нової дисциплiни волейболу. .

3. Реферат: Парламент Великобритании
В данной работе речь пойдет о Парламенте Англии. Отметим, что эта страна имеет глубокие и крепкие корни парламентаризма, что делает изучение данной темы чрезвычайно интересной для .

4. Реферат: Паровий двигун
Першим механічним двигуном, що знайшов практичне застосування, була парова машина. Спочатку вона призначалася для використання в заводському виробництві, але пізніше паровий двигун.

5. Реферат: Пародійне переосмислення троянського циклу міфів у рамані Апулея «Метаморфози» у порівнянні з «Ілліадою»
Як я змогла зрозуміти з праці Хюбнера «Істина міфу», міф – це розповідь про богів та героїв. Різниця між гомерівською добою і добою занепаду Риму лежить у розумінні міфу. В класичн.

6. Реферат: Пароутворення. Вологість (лекція)
Питання: 1. Поняття фази речовини. Пароутворення і конденсація. 2. Насичена та ненасичена пара. 3. Вологість повітря. Абсолютна і відносна вологість повітря. Точка роси. 4. При.

7. Реферат: Партизанський рух в Україні
Майже чверть складу партизанських з’єднань України складали росіяни. У партизанському русі брало участь близько 7 тис. поляків, у лютому 1943р. був створений польський партизанськ.

8. Реферат: Пастель и её применение в дизайне интерьера
Рисование пастелью позволяет установить наиболее тесный контакт между художником и материалом. Цветной мелок становится как бы продолжением пальцев, и между рукой художника и пасте.

9. Реферат: Патогенные простейшие
Простейшие — одноклеточные организмы размерами от 3 до 150 мкм, находящиеся на более высоком уровне организации по сравнению с бактериями, имеют дифференцированное одно или несколь.

10. Реферат: Патон Борис Євгенович
Керуючи Академією наук України, Б.Є.Патон став ініціатором і провідником численних організаційних нововведень, спрямованих на вдосконалення фундаментальних і прикладних досліджень.

12. Реферат: Патристика
Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.). Возникновение средневековой философии очень ч.

13. Реферат: Патріотизм як фактор консолідації українського суспільства
Чим більше утверджується Україна в своїй державності, тим інтенсивнішим стає пошук загальнонаціональних ідейно-духовних орієнтирів, здатних консолідувати суспільство, зміцнити держ.

14. Реферат: Паук-серебрянка
Водяной паук (Argyroneta aquatica), называемый также пауком-водянкой и пауком-серебрянкой, принадлежит к классу паукообразных (Arachnoidsa), к отряду Araneina, к семейству Agelenid.

15. Реферат: Пауки — отряд арахнид
Пауки — самый большой отряд арахнид. Их описано более 30000 видов, причем специалисты считают, что эта цифра в дальнейшем значительно возрастет, так как фауна пауков земного шара и.

16. Реферат: Паукообразные
Паукообразные в основном сухопутные членистоногие. Лишь некоторые из них перешли к обитанию в воде. К паукообразным относятся различные пауки, клещи, скорпионы. Животные этого клас.

17. Реферат: Пахмутова Александра Николаевна
Песни Пахмутовой исполняли и исполняют такие талантливые и очень разнохарактерные певцы, как Л.Зыкина, С.Лемешев, Г.Отс, М.Магомаев, Ю.Гуляев, И.Кобзон, Л.Лещенко, Э.Хиль, М.Криста.

18. Реферат: Педагогические конфликты и способы их разрешения
Конфликт — форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами (субъекты могут быть представлены индивидом/группой/самим собой — в случае внутреннего конфликта), возн.

19. Реферат: Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности профессионалов спортсменов
Коммуникативная компетентность (далее КК) – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловы.

20. Реферат: Педагогический инструмент социального педагога по работе с подростками
В современных условиях обострения экономических, политических и социальных проблем потребовалась социальная помощь семьям, где есть дети-инвалиды; семьям-беженцам; детям, страдающи.

21. Реферат: Педагогічна компаративістика як інструмент розбудови освітнього простору у контексті європейської інтеграції
Проблеми освіти є хіба не найбільш дискутованими у політичних колах об’єднаної Європи. „Узгоджена політика” в галузі освіти неоднозначно сприймається національними елітами європейс.

Статья по теме:
Патриотизм и гражданственность в понимании современных подростков

Одной из важнейших черт современной личности, ее внутренним стержнем, влияющим на ценностные ориентации, является формирование гражданско-патриотических качеств личности, которые можно формировать средствами музейного краеведения

Журнал «Педагогическое образование в России», 2012 №5 С.227-230

Предварительный просмотр:

Черкесова Екатерина Владимировна

Аспирант Ульяновского педагогического университета Им. И.Н. Ульянова (УлГПУ)

Патриотизм и гражданственность в понимании

Ключевые слова: гражданственность, патриотизм, ценности, качества личности.

Аннотация: Одной из важнейших черт современной личности, ее внутренним стержнем, влияющим на ценностные ориентации, является формирование гражданско-патриотических качеств личности, которые можно формировать средствами музейного краеведения

KEY WORDS: a citizenship, patriotism, values, the qualities of the personality.

ABSTRACT. One of the most important features of the modern person, its internal core influencing on valuable orientations is the formation of patriotic qualities of the personality which can be formed by the means of the Museum of local lore.

Общественный и специальный педагогический интерес к проблемам гражданского и патриотического воспитания не теряет своей остроты в России, что связано с непреходящим значением в обществе ценностей «Родина», «Отечество», «патриотизм», «гражданственность». Одной из важнейших черт современной личности, ее внутренним стержнем, влияющим на ценностные ориентации и установки, определяемые Президентской инициативой «Наша новая школа», а также Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования является формирование гражданско-патриотических качеств личности [5].

Различные аспекты формирования гражданских и патриотических качеств личности школьника мы находим в работах А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.А. Караковского, В.И. Лутовинова, А.Н.Тубельского и др. Так В.А.Сухомлинский считал, что необходимо развивать «гражданские чувства», которые «возвеличивают человека, утверждают в нем общественное сознание, честь, гордость». Он замечал, что у молодых людей следует развивать «гражданское видение мира», что «гражданские чувства являются главным источником моральной чистоты» [3; с.268 ].

Теоретические и практические педагогические наработки, необходимые для исследования социально-педагогических проблем развития гражданских и патриотических ценностей, качеств у школьников находим в работах: Ф. Адлер (воспитание гражданственности в условиях социально ориентированной школьной практики), Л.Кольберг (формирование морального сознания человека для проявления нравственных качеств); В.Крысяк (воспитание гражданственности как интегративной характеристики личности); А.Н.Тубельский (воспитание гражданских качеств, гражданской позиции, универсальных компетенций в условиях демократического уклада школы); Г.Н.Филонов (феномен гражданственности в структуре личностного развития); И.Д.Фрумин (формирование демократических ценностей в современном образовании как основы для гражданского становления личности).

Смотрите так же:  Детский электромобиль лицензия bmw x6

Исследуя педагогические условия формирования гражданско-патриотических качеств у подростков средствами музейного краеведения, мы рассматриваем гражданственность как социальную ценность, важную для государственности как социального института общества и самого человека, а патриотизм как нравственную характеристику, основанную на чувстве принятия Родины, и ценность, которая сложилась исторически в обществе.

В исследовании мы предположили, что в подростковом возрасте, на протяжении всего этого периода, у школьника наблюдается изменяющееся понимание сущности гражданственности и патриотизма, а формирование гражданственности предстает как проявление более развитой интегративной характеристики патриотизма, которая наступает уже в позднем подростковом возрасте. Для подтверждения или опровержения своих предположений мы провели следующую диагностику, которая проходила в несколько этапов. И представляла собой анкеты с открытыми ответами. В диагностическое исследование, которое проводилось на базе гимназии № 30 г. Ульяновска, участвовало 396 подростков в возрасте от 10 до 17 лет. Репрезентация осуществлялась по трём параметрам: пол, возрастные группы, национальность.

Основываясь на классификации подросткового возраста, данной Д. Б. Элькониным [2, с.135], мы выделяем младший подростковый возраст и старший подростковый возраст, отдельно выделяя в группу детей кризиса подросткового возраста. Согласно этому делению, известно, в каждом возрасте доминирует определенный вид деятельности: личностное общение – ведущая деятельность для младших подростков, учебно-профессиональная деятельность – для старшего подросткового возраста. В процентном соотношении дети младшего подросткового возраста в нашем исследовании составили 36 %, учащиеся переходного возраста – 18 %, старшего подросткового возраста – 46 %.

Ответ на вопрос «кто является для тебя образцом поведения?» более 78% назвали родителей. Этим самым подтверждаются некоторые особенности этого возраста, связанные с тем, что для младшего подросткового возраста более значим эмоциональный компонент, а знаниевый компонент второстепенен. Все суждения и само мировосприятие младшего школьника идет через чувства. На этом жизненном этапе огромную роль в формировании личностных характеристик и ценностей характеристик играют родители. Но именно в этом возрасте трудно говорить о патриотизме и гражданственности как о развитых характеристиках личности школьника. Здесь целесообразнее говорить о формировании патриотизма как чувстве принятия Родины. Особенностью младшего подросткового возраста является принятие ценностей родителей. А родина и микросоциум отождествляются у младшего подростка с мамой, папой, бабушками и дедушками, и тем, что их окружает рядом и сейчас. Это связано во многом еще с механизмами подражания учащихся и в поведении, и в ценностных оценках своим родителям.

По выбору ответа на вопрос: «как ты понимаешь, что такое патриотизм?» 57% младших подростков ответили «любить нашу Родину», а на второе место по рейтингу вышел ответ «хорошо учиться 42%». Это может быть связано с тем, что часть учащихся видят свой долг в том, чтобы хорошо учиться, и именно этим по их представлению можно проявлять любовь к родине, а может быть, – со сложным для их восприятия слова «патриотизм».

Различия в понимании патриотизма современного и старшего поколения подмечает Т. Черникова в своих размышлениях о патриотизме в подростковом и юношеском возрасте [4;с. 48], В.А. Караковский считает, что новое поколение школьников выросло в иных условиях, чем их старшие братья и сестры, не говоря уж о родителях [3; с.94.].

Несколько меняется эталон подражания в период кризиса подросткового возраста. Здесь уже меньшее количество учащихся обращаются к образу родителей, а формирующим фактором выступает информация, которая чаще всего воспринимается из СМИ и интернета. В процентном отношении учащихся в возрасте 13-14 лет составили 18 %. И вот из них более 52% считают, что на их информированность влияет телевидение, 43% – интернет. Старшие подростки способны уже осмысливать информацию, идущую не от учителя, не от родителей. Но вместе с тем, следует признать, что эта информация зачастую предъявляется и воспринимается ими еще в несколько иллюстрированном, наглядно-образном виде, иногда воспринимается в качестве некоего примера отношения к родине.

В старшем подростковом возрасте средством формирования качественных характеристик выступает микросоциум: одноклассники, друзья, сверстники, но уже не родители. Основу для формирования ценностных и качественных характеристик личности составляют знания. В этом возрасте учащиеся вступают в стадию самоопределения: личностного, гражданского, профессионального. И уже здесь сложно говорить не только о патриотизме как чувстве, но и о гражданственности как позиции. Старшие подростки понимают и принимают не только понятие родины, но и государства. Это возраст начала собственного осознанного выбора.

Для нас показателен и интересен не просто факт выбора, а то, что старшие подростки осознанно проводят связь своей жизни с государством, в котором живут. На все перечисленные процессы мало влияет пол учащихся, а вот национальная страта несет высокое влияние. Так надо отметить, что те учащиеся, которые уже в старшем подростковом возрасте стали гражданами РФ, мало идентифицируют себя с государственностью нашего государства (32%), а учащиеся, которые прошли через систему начальной школы, вступили в подростковый возраст, будучи гражданами, они воспринимают и проявляют (различают) чувство родины и чувство гражданственности (18%). Следует заметить, что настораживает тот факт, что большая часть учащихся, которая приняла гражданство РФ в старшем подростковом возрасте, не относит себя ни к какому государству, чем являет некий маргинальный характер своей «гражданственности».

В ходе исследования мы обратили внимание, что и в понятие патриотизма и гражданственности учащиеся вкладывают разные смыслы. Фактором, влияющим на разные взгляды подростков и патриотизме и гражданственности, выступают не только возрастные, но и личностные особенности: ценностный, мотивационный, нравственный и знаниевый. Поэтому мы предложили учащимся выполнить следующие задания: для детей младшего и старшего подросткового возраста сформулировали всего один вопрос, но механизм его выполнения был различный. Вопрос звучал так: «для меня любить Родину это…? «

Для младшего подростка была предложена целая система утверждений, которые мы разделили на блоки: историческо-культурологический, экологический, правовой, морально-нравственный. В результате анкетирования оказалось: утверждения, которые содержали исторический и культурологический аспект доминируют, но нельзя сказать что преобладают (42% из опрошенных), второе место занимает морально-нравственное понимание патриотизма (38%). Самыми низкими по популярности оказались экологический (12%) и правовой блоки (8%). Полученные данные иллюстрируют, что формирование патриотизма через знания об истории и культуре своего государства может выступать одним из важнейших (или предпочитаемых детьми) педагогических условий, а музей – как хранитель культурно-исторического достояния – быть средой воспитания. Мы наблюдаем, что традиционное понимание патриотизма как нравственной категории, не теряет своей актуальность. А вот экологический и правовой компонент не пользуются популярностью в связи с низким уровнем экологической и правовой культуры взрослого поколения, которое воспитывалась в другой социальной общности.

Для старших подростков ситуация выбора в анкетах отсутствовала, им было предложено написать пять характеристик в продолжение ответа. Анализ выявил тенденцию, что понимание любви к Родине в данном возрасте базируется на правовых аспектах, которые мы считаем синонимом государственности (34%), но также как и для младших подростков остается важным и культурно-исторический аспект понимания патриотизма. Вероятно, это связано с тем, что наша система образования по-прежнему строится с преобладанием знаниевого компонента, содержание которого строится на доминировании принципа историзма.

Таким образом, понимание патриотизма и гражданственности является важной стороной формирования гражданско-патриотических качеств у подростков и актуальной образовательной задачей для педагога. Гражданско-патриотическое воспитание подростков предполагает использование образовательных возможностей микросоциума, в частности, в лице музея с тем, чтобы культурно-историческое наследие малой родины работало на комплексное формирование гражданских и патриотических качеств личности подростка.

Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека./ И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюницкий – Москва: издательство «Академический проспект», 2001 г. – 420 с.

Караковский, В.А. Воспитание для всех / В.А. Караковский – Москва: «Просвещение», 1990. – 210 с.

Сухомлинский В.А. Рождение гражданина.// В.А. Сухомлинский- М., 1977 -375 с.

Черникова, Т. Размышления о воспитании патриотизма в подростковом и юношеском возрасте/ Т. Черникова// Воспитательная работа в школе. – 2011. – №5. – С. 47-58.

Похожие публикации:

  • Земли водного фонда налог Статья 7. Налог за земли водного фонда Статья 7. Налог за земли водного фонда Налог за земли водного фонда, покрытые и не покрытые водой, вне населенных пунктов, предоставленные для хозяйственной деятельности или в рекреационных […]
  • Космонавтов 60 воронеж нотариус Нотариус Дьякова Ольга Борисовна +7 (499) 577-00-25 доб. 297 – Москва и МО Телефон нотариуса: +7(473)2724411 Адрес: 394055,г.Воронеж,ул.Космонавтов,60. понедельник: 09:00 18:00 вторник: 09:00 18:00 среда: 09:00 18:00 […]
  • Оао ржд бухгалтерская отчетность 2019 Союз операторов железнодорожноготранспортаофициальный сайт 12 февраля 2019 12 февраля 2019 14 марта 2019, CREON 20 марта 2019, Ведомости Методика расчета потребного парка грузовых вагонов Группа «Промышленные инвесторы» […]
  • Бланк отказ от страхования жизни по осаго Заявление об отказе от договора страхования вск · Сентябрь 11, 2017 Роспотребнадзор (стенд) 31 Закона РФ от 16,07.1998г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости»). Способы восстановления нарушенных прав: 1.Административная […]
  • Проводки земельный налог Какие проводки при начислении земельного налога (учет) Как правильно это сделать, чтобы избежать конфликтов с налоговой инспекцией? Содержание Что нужно знать? ↑ Величина земельного налога зависит от категории земельного участка. […]
  • Рейтинг осаго страхования Рассчитать ОСАГО! Онлайн калькулятор. Закажи полис на самых выгодных условиях в Москве! С чем обычно сталкиваются автовладельцы при страховании ОСАГО? Анна Борисова « Проблема: страховался через страховое агенство каско007,сам […]