Требования к оформлению программы дошкольного образования

Требования к оформлению программы дошкольного образования

Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

в образовательных учреждениях дополнительного образования детей и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии.

Содержание дополнительных образовательных программ.

Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
  • интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
  • воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.

Целями и задачами дополнительных образовательных программ , в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей.

В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:

— достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

— соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);

— направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной);

— современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).

быть направлено на:

  • создание условий для развития личности ребенка;
  • развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  • приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
  • профилактику асоциального поведения;
  • создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;
  • целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
  • укрепление психического и физического здоровья детей;
  • взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Структура дополнительной образовательной программы.

Дополнительная образовательная программа, как правило, включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительную записку.

3. Учебно-тематический план.

4. Содержание изучаемого курса.

5. Методическое обеспечение.

6. Список литературы.

Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной образовательной программы.

1. На титульном листе дополнительной образовательной программы рекомендуется указывать:

— наименование образовательного учреждения;

— где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

— название дополнительной образовательной программы;

— возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

— срок реализации дополнительной образовательной программы;

— Ф. И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;

— название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

— год разработки дополнительной образовательной программы.

2. В пояснительной записке к дополнительной образовательной программе следует раскрыть:

— направленность дополнительной образовательной программы;

— новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

— цель и задачи дополнительной образовательной программы;

— отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих дополнительных образовательных программ;

— возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

— сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

— формы и режим занятий;

— ожидаемые результаты и способы их проверки;

— формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).

3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:

— перечень разделов, тем дополнительной образовательной программы;

— количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

4. Содержание изучаемого курса дополнительной образовательной программы возможно отразить через:

— краткое описание тем дополнительной образовательной программы (теоретических и практических видов занятий).

5. Методическое обеспечение может включать описание:

— форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу дополнительной образовательной программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);

— приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;

— форм подведения итогов по каждой теме или разделу дополнительной образовательной программы.

6. Список использованной литературы.

Методическая разработка ( группа) на тему:
Методические рекомендации по составлению рабочей программы воспитателей ДОО

Цель разработки рабочих программ: создание условий для эффективного планирования, организации, управления воспитательно-образовательным процессом в ДОУ в рамках реализации образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.
Рабочая программа является индивидуальной для каждого педагога, поскольку только программируемая деятельность может быть контролируемой, подобные программы являются основанием для оценки компетентности и вклада каждого педагога в реализацию образовательной программы ДОУ.

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по составлению рабочей программы педагога дошкольного образования.

Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №10» г. Чебоксары

Современные требования определяют новое представление о содержании и организации образовательного процесса в дошкольной организации, ориентированного на личность воспитанника.

Новая модель предполагает составление рабочих программ воспитателей по каждой возрастной группе с учетом их развития. Сегодня мы рассмотрим вопрос создания рабочих программ педагогами дошкольных организаций.

Цель разработки рабочих программ: создание условий для эффективного планирования, организации, управления воспитательно-образовательным процессом в ДОУ в рамках реализации образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.

Рабочая программа является индивидуальной для каждого педагога, поскольку только программируемая деятельность может быть контролируемой, подобные программы являются основанием для оценки компетентности и вклада каждого педагога в реализацию образовательной программы ДОУ.

Рабочая программа является средством для организации образования педагога, стержнем и вектором его собственной образовательной траектории.

Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения. Нормативно-правовым основанием для написания программы является ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273 –Статья 2 и Статья 48. Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне (ФГОС ДО от 01.01.2014).

Рабочая программа — нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

Педагогические работники обязаны:

осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне,

обеспечивать в полном объеме реализацию ООП ДОУ (модуля – возрастная группа) в соответствии с утвержденной личной рабочей программой.

Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Рабочие программы представляют собой индивидуальную трактовку и траекторию реализации основной образовательной программы в деятельности каждого педагога.

Рабочая программа даёт возможность учитывать специфику состава детей конкретной группы. Каждая рабочая программа уникальна как своеобразная образовательная среда каждой конкретной возрастной группы детского сада.

Наличие определённых специалистов, система взаимодействия с ними в данном ДОУ так же влияют на содержание программы. РП определяет и отражает особенности взаимодействия педагога с воспитанниками и их родителями, отношения между сверстниками.

Выделение образовательных областей в образовательной программе и специализация деятельности каждого педагога в ДОУ позволяет регламентировать содержание образования как на уровне всего образовательного учреждения, так и в деятельности конкретного педагога.

Педагог, приступающий к составлению рабочей программы, должен не только знать ее структуру, уметь проектировать этапы ее реализации, но и быть способным:

— анализировать собственную деятельность в контексте современного этапа развития ДО,

— определять направленность рабочей программы, ее назначение и функции;
грамотно выбирать форму предъявления содержания рабочей программы,

-учитывать педагогические технологии, рекомендуемые к реализации в образовательных программах;

— представлять прогнозируемые результаты реализации рабочей программы.

Рабочая программа для педагога есть обязательный к разработке и исполнению нормативный документ . Рабочие программы необходимо иметь педагогам всех возрастных групп и специалистам. Задача руководителя и педагогов дошкольного учреждения состоит и в том, чтобы своевременно определить и соотнести особенности деятельности учреждения в целом (Устав ДОУ, образовательная программа ДОУ), и деятельности отдельных педагогов отражающих в рабочей программе ценности, цели, реализуемое вариативное содержание и средства образования.

Смотрите так же:  Задерживают пособия на ребенка

Рекомендации по составлению рабочих учебных программ:

— программы необходимо составлять с учетом приоритетов в направлении работы педагога, уровня развития детей группы.

— структура и содержание рабочей программы должны учитывать принцип интеграции образовательных областей, практико-ориентированное взаимодействие всех участников процесса и мотивации ребёнка

— все содержание программы по компонентам должно находить свое отражение в задачах, плане, мониторинге, литературе.

Педагоги высшей и первой категории составляют программу самостоятельно, а педагоги второй и без категории под руководством старшего воспитателя. Рабочая программа для педагога есть обязательный к разработке и исполнению нормативный документ.

Требования к оформлению рабочих программ соответствуют основным требованиям оформления документов (шрифт, кегль, абзац, поля, формат)

Текст набирается в редакторе WordforWindows шрифтом TimesNewRoman, кегль 12-14,

-межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка

— оформление Заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

Программа прошивается, страницы нумеруются, скрепляется печатью образовательного учреждения и утверждается приказом руководителя ДОУ. Титульный лист считается первым, не подлежит нумерации, также как и листы приложения. Список литературы строится в алфавитном порядке и в соответствии ГОСТ, Допускается оформление списка литературы по основным разделам каждой образовательной области.

Так как Рабочая программа является нормативным актом, для ее составления на уровне ДОО разрабатывается положение о рабочей программе, которое является локальным актом.

Рабочая программа разрабатывается и рекомендуется для принятия на педагогическом совете ДОУ до 1 сентября. Утверждение Рабочей программы заведующим ДОУ осуществляется до 1 сентября текущего учебного года. Оригинал Рабочей программы, утвержденный заведующим ДОУ, находится у старшего воспитателя . Копии комплексно-тематического, подробного перспективного планирования находятся на руках педагогических работников.

Рабочие учебные программы хранятся в методическом кабинете ДОУ еще 3 года после истечения срока ее действия. К Рабочим программам имеют доступ все педагогические работники и администрация ДОУ.

Основания для внесения изменений :

— предложения педагогических работников по результатам работы в текущем учебном году.

— обновление списка литературы.

— предложения педагогического совета, администрации ДОУ.

— изменения состава детей группы.

Дополнения и изменения в Рабочие программы могут вноситься ежегодно перед началом нового учебного года (для специалистов) и в течение учебного года (воспитатели). Изменения вносятся в Рабочую программу в виде вкладыша «Дополнения к Рабочей программе». При накоплении большого количества изменений, Рабочие программы корректируются в соответствии с накопленным материалом. Рабочая программа является документом, который отражает постоянно изменяющийся образовательный процесс ДОО. Воспитанники должны завершить свое обучение по данной Рабочей программе на соответствующей ступени образования.

Ответственность за полноту и качество реализации рабочей программы возлагается на воспитателей и специалистов . Ответственность за контроль реализации рабочих программ возлагается на старшего воспитателя в соответствии с годовым планом ДОУ и Положением о контрольной деятельности.

Примерная структура рабочей учебной программы

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка
  2. Планируемые результаты освоения Рабочей программы
  1. Содержательный раздел
  1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
  2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
  1. Организационный раздел
  1. Описание материально-технического обеспечения Рабочей программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания
  2. Режим дня
  3. Специфика организации и содержание традиционных событий, праздников, мероприятий
  4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

В Рабочей программе воспитателя, также как и в ООП ДОУ, выделяется обязательная и вариативная части .

Часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, включает приоритетные направления, выбранные педагогическим коллективом ДОО, а также национально-культурный компонент и видовое разнообразие учреждения, описание условий реализации Программы.

« Образец оформления титульного листа РП».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10 «Веселые ладошки» города Чебоксары Чувашской Республики

на заседании педагогического совета

от «___»____________________2016 г.

приказом по МБДОУ «Детский сад №10»

№_____ от «____»_________________ 2016 г.

Образовательной деятельности в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности на 2016-2017 у. год

Ф.И.О. воспитателя (лей)

г. Чебоксары, 2016 г.

Рабочая программа является неотъемлемой частью образовательной программы ДОО, направленная на реализацию образовательных программ в полном объеме.

Рабочая программа разрабатывается на основе образовательной программы ДОО по всем образовательным областям .

1.1 Пояснительная записка включает в себя:

1.Название программы, на основании которой составлена данная рабочая программа (автор, название, год издания, кому адресована).

2. Названия программ, на основе которых осуществляется вариативность и обновление содержания. Автор, название, год издания, в какую образовательную область входит, обоснованность, актуальность, новизна.

3. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей группы. Количество детей, группы здоровья. Указать детей с особенностями развития (гиперактивный, одаренный и т. п.), многонациональность, двуязычие, неполная семья, т.е. обозначить специфику или проблемы детей вашей группы.

4. Цель и задачи реализации программы в соответствии с возрастными особенностями детей группы, приоритетными направлениями ДОО,вариатив (ФГОС)

5 . Осуществляется ч/з НОД, совместную ОД в режиме дня, самостоятельную деятельность, ч/з взаимодействие с родителями.

Указать интегративные связи по ОО., длительность НОД, их количество в год, в неделю

6. Экскурсии, лаборатории, выставки, примерный общий допустимый объем образовательной нагрузки в блоке совместной образовательной деятельности взрослых и детей (вариативная часть).

7. Рабочая программа – документ, определяющий основное содержание образования, объем знаний, умений, который предстоит освоить его участникам в соответствии с региональным компонентом

1.2. Периодичность оценки (мониторинг освоения программы) определяется представителями ДОО Представить систему мониторинга результатов освоения данной программы воспитанниками

  • График проверки (сроки, цель диагностики, ответственный).
  • Способы проверки усвоения программы, знаний, умений и навыков (педагогический анализ, срез, наблюдение, проблемная ситуация)

Объект исследования (речевое развитие, усвоение дидактических единиц, развитие психических процессов и т.п.). Тестовый материал, критерии, шкала уровней могут быть представлены по желанию в тексте самой программы или являться приложением к Рабочей программе

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей включает характеристику образовательного процесса

  • Основные принципы реализации программы (интеграция, индивидуализация, социализация развития)
  • Выбор форм организации образовательной деятельности

Перечень средств, методов, технологий реализации программы конкретным педагогом, краткое обоснование выбора (значимость, актуальность, новизна) В виде таблицы: направление развития; формы реализации программы (Совместная деятельность, Самостоятельная деятельность, Взаимодействие с семьей)

  • Содержание коррекционной работы, если она имеется
  • план по взаимодействию с родителями воспитанников, социумом

Содержание материала должно включать обязательную часть программы и часть, формируемую участниками образовательных отношений (специфика национальных, социокультурных, приоритетных направлений ДОУ и др. условий).

Можно представить в виде таблицы по усмотрению ДОО

  • Вводить региональные и этнокультурные компоненты, учитывать специфику ДОО
  • Одной теме следует уделять не менее одной недели . Оптимальный период —2-3 недели.

Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе и уголках развития

Требования Федеральных государственных образовательных стандартов к результатам освоения программы в дошкольном образовании

Елена Беляева
Требования Федеральных государственных образовательных стандартов к результатам освоения программы в дошкольном образовании

Данный материал можно использовать на педсовете.

Актуальность выбранной темы в том, что новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» рассматривает воспитание в дошкольной организации как уровень образования. Впервые дошкольное образование стало первой ступенью общего образования, именно поэтому возникла необходимость в СТАНДАРТЕ, обеспечивающем предъявление единых требованиях к системе дошкольного образования и обеспечение преемственности его с начальным общим образованием.

Цель: познакомить педагогов ДОУ с новыми требованиями к результатам освоения программы в соответствии с ФГОС.

• дать понятие «ФГОС», «Стандарт»;

• сравнить требования к результатам освоения программы по ФГТ и ФГОС;

• обеспечить готовность педагогов ДОУ к работе по ФГОС.

Методы: опрос (круглый стол на педсовете, наблюдение, работа с текстом ФГОС ДО, анкетирование.

С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени. 1 января 2014 года вводится Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, что согласно статье 2 пункту 6 нового закона «Об образовании» означает «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования». Эта норма была введена в Закон Российской Федерации «Об образовании» в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, доступности для каждого гражданина – где бы он ни проживал в нашей огромной стране – качественного образования. В связи с этим педагоги дошкольных учреждений имеют огромное количество вопросов, для решения которых был проведён педсовет, освещающий эти вопросы.

Смотрите так же:  Приказ минздравсоцразвития 342н от

Педагоги спрашивают: — Что такое ФГОС?

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) создан впервые в российской истории. ФГОС ДО — это совокупность обязательных требований к структуре Программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения Программы. На основе стандарта разрабатываются сама Программа, вариативные примерные образовательные программы, нормативы финансового обеспечения реализации Программы и нормативы затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования. Кроме того, ФГОС ДО используется для оценки образовательной деятельности организации, формирования содержания подготовки педагогических работников, а также проведения их аттестации.

Вопрос педагогов: — Зачем нужен стандарт?

Основными целями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются:

• обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

• обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения;

• сохранения единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.

Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России.

Так как любой стандарт, в широком смысле слова, представляет собой эталон (образец, принимаемый за исходный для сопоставления с ним объектов, явлений того же порядка, следовательно, одна из главных функций ФГОС — являться ориентиром, инструментом и одновременно критерием оценки состояния и развития системы дошкольного образования.

Педагоги спрашивают: — Каковы эти требования?

1. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Вопрос педагогов: — Каким быть дошкольному детству по новым требованиям? В чём это заключается?

Стандарт в ДО – это стандарт разнообразия детства. Детство – бесценный период жизни, и ребенок должен его счастливо прожить. В последнее же время сложились такие условия,

что мы не ценим детей, а постоянно их оцениваем, вследствие чего у детей наблюдается перегруженность знаниями (невротизация).

АЛЕКСАНДР АСМОЛОВ (директор Федерального института развития образоваеия): «Мы должны не научить, а дать полноценно прожить в игре различные ситуации. Ребенок должен захотеть поиграть, а взрослый поддержать это желание».

Инновационность Стандарта определяется тем, что он сочетает в себе одновременно индивидуализацию и социализацию на уровне дошкольника.

Индивидуализация характеризует уникальный вектор развития ребенка в этом возрасте.

Социализация же выражена в регламентации системы условий развития ребенка. Это не только материальные условия в детских садах, но и воспроизведение различных форм деятельности — система общения ребенка с воспитателями и сверстниками.

В Стандарте часто повторяется целевая установка — поощрение инициативы самостоятельности ребенка. Раньше делали упор на то, что взрослый — главный, направляющий. Теперь он — посредник, который поддерживает активную инициативу ребенка.

Проживание детства в дошкольном возрасте возможно только в ИГРЕ. Она необходима для развития полноценного ребенка.

Педагоги интересуются: — Какими же будут требования начальной школы к выпускнику детского сада?

Школа всегда хотела получить «удобного» ребенка: послушного, дисциплинированного, умеющего писать и считать. СТАНДАРТ же говорит, что отныне «НЕ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ГОТОВИТЬСЯ К ШКОЛЕ, А ШКОЛА ДОЛЖНА ПОДГОТОВИТЬСЯ К РЕБЕНКУ!»

Именно это подтверждает, что дошкольное детство, наконец-то, стало приоритетным на этапах образования (повышение социального статуса).

Педагоги задают вопрос: — Каковы же связи с вышесказанным требования к результатам освоения программы?

Главная отличительная особенность между ФГОС и ФГТ в том, что во ФГОС нет формализации и нормативов, как это было в ФГТ. Это большой шаг вперед! По словам Александра Асмолова, в отличие от других стандартов, в ФГОС дошкольного образования освоение образовательных программ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Требования к результатам представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Педагоги спрашивают: — Что такое целевые ориентиры?

Это социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка.

Целевые ориентиры включают в себя следующие характеристики:

— Инициативность и самостоятельность (ребёнок способен выбирать себе род занятий, партнёров, умеет воплощать свои замыслы) .

-Уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, внешнему миру (сопереживание, разрешение конфликтов)

-Умение подчиняться нормам и правилам, развитое воображение, творчество

-Развитые творческие способности, развитая устная речь

-Хорошо развитая крупная и мелкая моторика

-Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности

-Любознательность, склонность к экспериментированию и наблюдениям, способность к принятию решений.

Целевые ориентиры не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей, оценки качества образования и для аттестации педагогов, а также для распределения стимулирующего фонда оплаты труда. Данные целевые ориентиры являются основанием преемственности дошкольного и начального образования.

В то же время целевые ориентиры не предусматривают требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений, не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга).

Вопрос педагогов: — Если не будет проводиться оценка знаний детей, то по каким показателям будет оцениваться деятельность дошкольной образовательной организации?

«Перед дошкольной организацией стоят задачи, связанные с развитием детей и созданием условий в каждом детском саду для их решения. Именно эти условия являются предметом оценки деятельности образовательной организации и результативности работы педагогов, в том числе и со стороны родительской общественности».

«В Стандарте нет ничего о ЕГЭ для дошкольников, ничего о контроле и тестировании дошкольных учреждений; он не сводится к школьным формам жизни», — подчеркнул Александр Асмолов, руководитель рабочей группы по подготовке Стандарта. «При разработке стандарта мы придерживались формулы Гиппократа с главным посылом “Не навреди”, — просчитывая многие социокультурные риски и учитывая ожидания обществе».

Если школьный стандарт предполагает три направления развития ребенка — личностное развитие, предметное развитие и метапредметное развитие, — то в дошкольном стандарте оставили только одно — личностное. Особое внимание уделено ДОУ как институту социализации. По его словам, в отличие от других стандартов, в ФГОС дошкольного образования освоение образовательных программ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. » В этом стандарте вы не услышите ничего о том, что какой-то злоумышленник хочет сделать ЕГЭ для дошкольников, здесь подобных безумцев не существует. Здесь вы не услышите, что кто-то жаждет напустить на дошкольные образовательные учреждения целые орды контролеров, которые будут заниматься изучением, сколько в ребенке патриотизма», — сказал руководитель группы разработчиков.

Педагоги спрашивают: — Какой же результат мы планируем, следуя всем новым требованиям?

Мы предполагаем, социализировать детей, приобщить к базовым ценностям и культуре мира. Ведь социализация – это потребность к любознательности, развитие способностей сотрудничества не только со сверстниками, но и со взрослыми, формирование жизненных навыков (небоязнь жизненных ситуаций, преемственность со школой (готовность к содействию с педагогом)

ДОСТИЖЕНИЕ ТАКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ГАРАНТИРУЕТ УСПЕШНОСТЬ РЕБЕНКА НА СЛЕДУЮЩИХ ЭТАПАХ ОБРАЗОВАНИЯ!

1. Федеральный закон об образовании в РФ (№273-Ф3);

2. Федеральный государственный образовательный стандарт;

3. Федеральные государственные требования к структуре основной

общеобразовательной программы дошкольного образования.

ФГОС: требования к условиям и проблема реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Ирина Григорьева
ФГОС: требования к условиям и проблема реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Григорьева Ирина Александровна, Власова Н. В.

г. Малая Вишера Новгородской области.

В последнее время в нашей стране сложилась ситуация, когда дошкольное детство всё больше рассматривается, как период подготовки к школе, и дошкольное детство нацелено на подготовку ребёнка к поступлению в первый класс. Сегодня реальность такова, что система дошкольного образования деформирована влиянием школы. В детских садах давно произошла подмена игровых видов деятельности учебной работой. Такое положение неправильно с точки зрения возрастной психологии. Эту ситуацию призван изменить Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [2]

Стандарт базируется на Федеральном законе об образовании в Российской Федерации, вступившим в силу 1 сентября 2013 года, где дошкольное образование определяется, как ступень общего образования. В чём же особенности Стандарта дошкольного образования и его новизна? Разработчики Стандарта указывают на то, что стандарт дошкольного детства – это прежде всего стандарт «поддержки разнообразия детства». ФГОС ДО основывается на самоценности дошкольного детства и создаёт нормативно-правовые условия для личностного роста ребёнка, формирования направления его индивидуального развития, учитывает особые потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. В Стандарте очень чётко звучит принцип возрастной «сообразности». Стандарт определяет совершенно новые ориентиры. По мнению руководителя рабочей группы по разработке Стандарта дошкольного образования Александра Асмолова «не ребёнок должен готовиться к школе, а школа должна готовиться к ребёнку». Логика Стандарта – это приобщение ребёнка к миру культуры, к миру общения, к миру природы. [5]

Смотрите так же:  Льготы пенсионеров по оплате квартиры

В Стандарте определены три группы требований к образовательной программе: к условиям её реализации, к её структуре и к результатам её освоения.

По нашему мнению в сложившейся действительности особенно актуально стоит вопрос об условиях реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Требования к условиям реализации программы включают в себя: 1) требования к психолого-педагогическим условиям, 2) требования к кадровым условиям, 3) требования к развивающей предметно-пространственной среде, 4) требования к финансовым условиям и материально-техническим условиям.

Понятно, что требования к материально — техническим и финансовым условиям вопрос болезненный и не всегда решаемый в пользу конкретного детского учреждения. Но в последнее время наметилась положительная тенденция в политике государства в сфере дошкольного образования. Повышение заработной платы педагогов во всех регионах страны, признание значимости дошкольного образования, и самое главное, разработка Стандарта дошкольного образования – это реальные меры по улучшению качества дошкольного образования. Поэтому более подробно хочется остановиться на первых трёх видах требований к условиям: требования к психолого-педагогическим условиям, требования к кадровым условиям, требования к развивающей предметно-пространственной среде.

Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования являются одними из важнейших условий. Требования к психолого-педагогическому контексту реализации программы тщательно продуманы и системны. Эти требования адекватная, позитивная перспектива развития дошкольного образования. Собственная активность ребёнка и становление тех форм детской деятельности, в которых происходит детское развитие, во многом зависит от психологического климата, существующего в дошкольном учреждении, а также от стиля взаимоотношений педагога с воспитанниками.

Главным требованием к образовательной деятельности нашего ДОУ является: уважение к достоинству воспитанников, принятие его, как личность, защита ребёнка от любых форм психического и физического насилия, поддержка самостоятельности и активности ребёнка в разных видах деятельности – в общении, в игре и в познавательно-исследовательской деятельности. Педагоги учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей, выявленные в ходе наблюдений за каждым ребенком.

Педагоги нашего ДОУ овладели и успешно пользуются методикой наблюдения за детьми. Однако метод наблюдения является не единственным основополагающим методом в изучении ребенка. Поэтому остается открытым вопрос: будет ли наблюдение единственным и достаточным для оценки результативности развития ребенка и эффективности работы дошкольного учреждения? Или же, вместе с новыми примерными основными общеобразовательными программами придут и новые методики мониторинга?

Требования к кадрам находятся в тесной связи с требованиями к психолого-педагогическим условиям. Требования к кадрам подразумевают ряд компетенций педагога. Во-первых, это умение педагога вовлечь детей в разные формы деятельности, умение вызвать интерес ребёнка к собственной активности, а не просто передавать детям какие-либо знания. Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Не отягощайте детей мёртвым грузом фактов, обучите их приёмам и способам, которые помогут им постигать». Задача педагога развивать любознательность детей, их стремление постигать этот мир, растить «почемучек». Во-вторых, педагог должен уметь выбрать адекватные формы педагогической поддержки для каждого конкретного ребёнка. Это определено в Стандарте, как индивидуальный подход к детям и «обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка». [1] В-третьих, педагог должен создать условия для свободной детской игры. Не секрет, что существующие ныне программы дошкольного образования и в особенности программы для специализированных групп (логопедическая и коррекционная) нацелены на приобретение детьми знаний, умений и навыков. В этой ситуации самостоятельности, активности и свободной детской игре отводится незначительное место. В Стандарте игра определяется как основной и ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Хочется надеяться, что с введением Стандарта игра в полном своем объеме вернется в детский сад.

Вместе с тем требования к кадрам предполагают и развитие системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников. Все педагоги в нашем ДОУ имеют педагогическое образование. Понимая всю важность подготовки квалифицированных специалистов для работы в соответствии с современными требованиями, у нас работает система по повышению квалификации на разных уровнях (ДОУ, Муниципальный уровень, региональный уровень). Еще одной проблемой на наш взгляд является старение педагогических кадров. В ДОУ 50 % педагогов пенсионного возраста. Это может привести к тому, что через несколько лет возникнет кадровый «голод». Пути решения этой проблемы мы видим в создании более эффективной системы поддержки молодых специалистов.

Организация образовательной деятельности требует от педагогического коллектива создания своеобразной предметно-пространственной среды, которая должна обеспечить собственную активность ребёнка. Значит, предметная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной, должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. В условиях внедрения ФГОС, когда процедура тестирования детей и оценки педагогов по уровню успешности детей в группе уходят в прошлое, показателем качества образования становится развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования. В ситуации тотального недофинансирования (или полного отсутствия финансирования) мы можем предложить нашим современным детям, у большинства которых дома есть компьютеры (планшеты, в основном то, что накапливалось педагогами десятилетиями – картинки… [3], [1]

Таким образом, наблюдается картина того, что предметная среда современного детского сада архаична и не созвучна времени. Педагоги ДОУ не могут только своими силами сбалансированно и сообразно педагогической ценности подобрать традиционные материалы и материалы нового поколения. Предметы, игрушки и пособия, предлагаемые детям, должны отражать уровень современного мира, нести информацию и стимулировать поиск. Но существующая реальность такова, что из-за недостаточного финансирования пространственная среда, создаваемая силами только педагогов ДОУ, не может отвечать современным требованиям. Эта проблема возвращает нас к материально — техническим и финансовым условиям реализации программы дошкольного образования. По нашему мнению система финансирования должна быть пересмотрена и усовершенствована таким образом, чтобы все образовательные учреждения имели равные возможности для реализации основной образовательной программы.

Результатом реализации требований ФГОС должна стать системная работа, и мы находимся еще только на пороге этого большого пути. [4]

В заключении хочется согласиться с тем, что «ключевой формулой развития образования является детство ради детства» и привести слова руководителя группы по разработке ФГОС ДО Александра Григорьевича Асмолова, который говорит: «Каждый ребёнок для нас почемучка, и надо, по сути дела, не погасить почемучек, а дать им почувствовать себя уверенными людьми. И вместо классической формулы «учиться, учиться, учиться», мы говорим «развиваться, развиваться, развиваться». [5]

1. Проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. – М., 2013г.

2. Асмолов А. Г. «Культурный ген связи времён. Растим сообщество почемучек» (интервью)// «Учительская газета», №29 от 16. 07. 2013г.

3. Юдина Е. «Требования к условиям как центральная часть Стандарта» (интервью) // «Детский сад со всех сторон», № 12 от 20.06. 2013 г.

4. Проект государственного стандарта дошкольного образования: комментарии к разделам // «Детский сад со всех сторон», № 11 от 15.06. 2013 г.

Похожие публикации:

  • Заявление на передачу в сизо барнаул График приема граждан руководством учреждения: Руководитель Дни недели Время приёма Подрез Антон Станиславович Заместитель начальника по оперативной работе Бобрышев Сергей Александрович Заместитель начальника по общим […]
  • Пенсия летного состава в августе Уважаемые ветераны гражданской авиации из числа членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации! В соответствии с Федеральным Законом от 27.11.2001 г. № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов лётных […]
  • Требования к акта обследования Приказ Министерства экономического развития РФ от 20 ноября 2015 г. № 861 “Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке” (не вступил в силу) В соответствии с частью 3 статьи 23 […]
  • Судебные приставы г мелеуза Мелеузовский Межрайонный отдел судебных приставов Республики Башкортостан Адрес: 453850 Г. МЕЛЕУЗ, УЛ. ВОРОВСКОГО,10 Время работы: Нач. отд. - четверг с 16 до 20 час., 1-я и 3-я суббота с 10 до 13 час. Зам. Нач. Телефон для справок: […]
  • Расчет больничного в 2019 году страховой стаж Калькулятор расчета больничного листа При помощи калькулятора больничных листов в 2019 году вы сможете верно определить сумму больничного пособия, которую необходимо выплатить работнику, представившему листок […]
  • Доплата пенсионерам за орден Доплачивают ли пенсионерам за правительственные награды В статье 2 Закона определен размер дополнительного материального обеспечения в зависимости от вида награды. У Вас есть ответ на этот вопрос? Вы можете его оставить, нажав на […]