Ст 132 закон о банкротстве

Статья 132. Имущество должника, не включаемое в конкурсную массу

Статья 132. Имущество должника, не включаемое в конкурсную массу

1. При наличии в составе имущества должника имущества, изъятого из оборота, конкурсный управляющий уведомляет об этом собственника изъятого из оборота имущества.

2. Собственник имущества, изъятого из оборота, принимает от конкурсного управляющего это имущество или закрепляет его за другими лицами не позднее чем через шесть месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего.

3. В случае неисполнения собственником имущества, изъятого из оборота, обязанности, предусмотренной пунктом 2 настоящей статьи, по истечении шести месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего все расходы на содержание имущества, изъятого из оборота, возлагаются на собственника указанного имущества, если иное не установлено настоящей статьей.

4. Дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения (далее — социально значимые объекты), продаются путем проведения торгов в форме конкурса в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона.

Обязательным условием такого конкурса должна являться обязанность покупателя социально значимых объектов содержать и обеспечивать их эксплуатацию и использование в соответствии с целевым назначением указанных объектов. Иные условия проведения конкурса определяются собранием кредиторов (комитетом кредиторов) по предложению органа местного самоуправления.

Цена продажи социально значимых объектов определяется независимым оценщиком. Средства, полученные от продажи социально значимых объектов, включаются в конкурсную массу.

После проведения конкурса орган местного самоуправления заключает с покупателем социально значимых объектов соглашение об исполнении условий конкурса.

В случае существенного нарушения или неисполнения покупателем социально значимых объектов соглашения об исполнении условий конкурса указанные соглашение и договор купли-продажи социально значимых объектов подлежат расторжению судом на основании заявления органа местного самоуправления.

В случае расторжения судом указанных соглашения и договора купли-продажи социально значимых объектов такие объекты подлежат передаче в собственность муниципального образования, а денежные средства, выплаченные по договору купли-продажи социально значимых объектов, возмещаются покупателю за счет местного бюджета.

5. Жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, не проданные в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи, подлежат передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ пункт 6 статьи 132 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2005 г.

6. Передача жилищного фонда социального использования и любых социально значимых объектов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, в собственность муниципального образования осуществляется без каких-либо дополнительных условий.

7. Должностные лица органов местного самоуправления, не исполняющие положений пунктов 5 и 6 настоящей статьи, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Статья 132. Имущество должника, не включаемое в конкурсную массу

1. При наличии в составе имущества должника имущества, изъятого из оборота, конкурсный управляющий уведомляет об этом собственника изъятого из оборота имущества.

2. Собственник имущества, изъятого из оборота, принимает от конкурсного управляющего это имущество или закрепляет его за другими лицами не позднее чем через шесть месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего.

3. В случае неисполнения собственником имущества, изъятого из оборота, обязанности, предусмотренной пунктом 2 настоящей статьи, по истечении шести месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего все расходы на содержание имущества, изъятого из оборота, возлагаются на собственника указанного имущества, если иное не установлено настоящей статьей.

4. Социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации и иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, а также объекты, в отношении которых заключены соглашения о государственно-частном партнерстве, объекты, в отношении которых заключены соглашения о муниципально-частном партнерстве, продаются в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона.

Обязательными условиями конкурса по продаже указанных объектов являются обязательства покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств.

Продажа объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации осуществляется с соблюдением требований, установленных пунктом 4 статьи 110 настоящего Федерального закона.

Договор купли-продажи объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации должен соответствовать требованиям к договору купли-продажи объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, установленным законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества.

В случае продажи объектов коммунальной инфраструктуры к обязательным условиям конкурса относятся также обязательства покупателей предоставлять гражданам, организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда социального использования, а также организациям, финансируемым за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, товары (работы, услуги) по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам) и предоставлять указанным потребителям установленные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров (работ, услуг).

Абзацы шестой — восьмой утратили силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 482-ФЗ.

4.1. В случае, если социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации или объекты коммунальной инфраструктуры не были проданы в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, дальнейший порядок их продажи устанавливается собранием кредиторов или комитетом кредиторов, в том числе посредством проведения новых торгов, посредством публичного предложения в порядке, установленном статьей 139 настоящего Федерального закона, или приглашения делать оферты в течение тридцати дней с даты опубликования соответствующего сообщения.

При этом участники торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, а также лица, направившие оферту, обязаны принять на себя обязательство заключить с органами местного самоуправления соглашение об исполнении условий, указанных в пункте 4 настоящей статьи.

4.2. После проведения торгов по продаже имущества в форме конкурса, посредством публичного предложения или получения акцепта одной из поступивших оферт орган местного самоуправления заключает с покупателем социально значимых объектов соглашение об исполнении условий, указанных в пункте 4 настоящей статьи.

В случае существенного нарушения или неисполнения покупателем социально значимых объектов соглашения об исполнении условий, указанных в пункте 4 настоящей статьи, данное соглашение и договор купли-продажи социально значимых объектов подлежат расторжению судом на основании заявления органа местного самоуправления.

В случае расторжения судом данного соглашения и договора купли-продажи социально значимых объектов такие объекты подлежат передаче в собственность муниципального образования, а денежные средства, выплаченные по договору купли-продажи социально значимых объектов, возмещаются покупателю за счет местного бюджета.

5. Социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.

Жилищный фонд социального использования подлежит передаче собственнику такого жилищного фонда.

6. Передача социально значимых объектов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, и жилищного фонда социального использования соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением.

7. Должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления, не исполняющие положений пунктов 5 и 6 настоящей статьи, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

8. Утратил силу с 1 января 2005 г.

9. Утратил силу с 1 января 2005 г.

10. Утратил силу с 1 января 2005 г.

11. Утратил силу с 1 января 2005 г.

Комментарий к Ст. 132 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»

1. Конкурсный управляющий обязан уведомить собственника изъятого из оборота имущества при наличии в составе имущества должника данного имущества об этом факте.

2. На собственника имущества, изъятого из оборота, Закон возлагает обязанность по его приему от конкурсного управляющего или закреплению его за другими лицами.

В шестимесячный срок с момента получения надлежащего уведомления от конкурсного управляющего собственник обязан принять указанное имущество от конкурсного управляющего или закрепить его за другими лицами.

3. Передача осуществляется по фактическому состоянию без каких-либо дополнительных условий. Закон о банкротстве устанавливает, что источниками финансирования содержания данных объектов являются соответствующие бюджеты.

4. В случае неисполнения собственником имущества, изъятого из оборота, такой обязанности по истечении указанного срока все расходы на содержание имущества, изъятого из оборота, возлагаются на собственника. Конкурсный управляющий вправе предъявить иск о взыскании убытков, вызванных содержанием указанного имущества.

5. Ранее Закон о банкротстве 1998 г., определяя правовой режим имущества должника, которое не включается в конкурсную массу, устанавливал, что жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения, и т.п. подлежат передаче в предусмотренном п. п. 1 — 3 ст. 104 порядке соответствующему муниципальному образованию (п. 4 ст. 104) по фактическому состоянию без каких-либо дополнительных условий (п. 5 ст. 104). Между тем в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 2000 г. N 8-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 4 статьи 104 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой компании «TIMBER HOLDINGS INTERNATIONAL LIMITED» такая передача должна была осуществляться исходя из закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов защиты частной собственности, включая недопустимость ее чрезмерного ограничения (ч. 2 ст. 8, ст. 25 и ч. 3 ст. 55), что предполагает выплату должникам — собственникам передаваемых объектов разумной компенсации. С учетом выводов, содержащихся в этом Постановлении, подлежала применению, в частности, ст. 306 ГК РФ, в соответствии с которой в случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещались государством. Споры же о размерах компенсации, возникавшие между должником, кредитором и государством в лице соответствующего муниципального образования, подлежали рассмотрению арбитражными судами.
———————————
Вестник ВАС РФ. 2000. N 7.

Смотрите так же:  Договор купли-продажи земельного участка сельхозназначения образец

Принимая во внимание, что денежных средств у соответствующих муниципальных образований не имеется, представлялась возможной передача указанных объектов бесплатно, но при отсутствии возражений со стороны кредиторов о такой передаче.

6. Закон о банкротстве предусматривает совершенно иной порядок передачи соответствующих объектов. Кроме того, они теперь делятся на две категории.

Так, дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения (далее — социально значимые объекты), продаются исключительно путем проведения торгов в форме конкурса в порядке, установленном ст. 110 Закона, любому покупателю.

Обязательным условием такого конкурса должна являться обязанность покупателя социально значимых объектов содержать и обеспечивать их эксплуатацию и использование в соответствии с целевым назначением указанных объектов. Иные условия проведения конкурса могут быть определены собранием кредиторов (комитетом кредиторов) по предложению органа местного самоуправления.

Цена продажи социально значимых объектов определяется независимым оценщиком. Средства, полученные от продажи социально значимых объектов, включаются в конкурсную массу.

После проведения конкурса орган местного самоуправления обязан заключить с покупателем социально значимых объектов соглашение об исполнении условий конкурса.

В случае существенного нарушения или неисполнения покупателем социально значимых объектов соглашения об исполнении условий конкурса указанные соглашение и договор купли-продажи социально значимых объектов на основании заявления органа местного самоуправления расторгаются арбитражным судом.

В случае расторжения судом указанных соглашения и договора купли-продажи социально значимых объектов такие объекты подлежат передаче в собственность муниципального образования с учетом правил, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность». В то же время денежные средства, выплаченные по договору купли-продажи социально значимых объектов, возмещаются покупателю за счет местного бюджета.

7. Следует обратить внимание на то, что жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, не проданные в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 132 Закона, подлежат передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий надлежащим образом уведомляет указанные органы.

8. Передача объектов, указанных в п. 5 комментируемой статьи, в собственность муниципального образования осуществляется конкурсным управляющим с учетом фактического состояния без каких-либо дополнительных условий на возмездной основе по договорной цене, за исключением объектов, эксплуатация которых является убыточной. Непосредственно Законом определено, что источниками финансирования содержания указанных объектов являются соответствующие бюджеты.

Средства, выплаченные органом местного самоуправления, также включаются в конкурсную массу.

9. При наличии разногласий между конкурсным управляющим и органом местного самоуправления по поводу передачи социально значимых объектов в муниципальную собственность орган местного самоуправления обязан направить конкурсному управляющему протокол разногласий по проекту договора в срок не позднее чем через 14 дней с даты получения уведомления конкурсного управляющего.

Конкурсный управляющий вправе отклонить данный протокол. В этом случае конкурсный управляющий может обратиться в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, с заявлением о рассмотрении возникших разногласий.

При рассмотрении указанного заявления арбитражный суд определяет условия передачи в муниципальную собственность социально значимых объектов, в отношении которых имелись разногласия.

10. В случае отказа или уклонения органа местного самоуправления от принятия объектов, указанных в п. 5 ст. 134 Закона о банкротстве, конкурсный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с заявлением о понуждении органа местного самоуправления к принятию объектов.

Арбитражный суд при удовлетворении заявления конкурсного управляющего устанавливает сумму средств, подлежащих уплате органом местного самоуправления за переданные объекты.

В случае неисполнения органом местного самоуправления обязанностей, предусмотренных комментируемой статьей, по истечении месяца с даты получения уведомления от конкурсного управляющего все расходы на содержание жилищного фонда социального использования и социально значимых объектов возлагаются на муниципальное образование.

11. По результатам рассмотрения указанных в п. п. 8 и 9 комментируемой статьи заявлений арбитражный суд выносит определение. Указанное определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, установленном ч. 3 ст. 223 АПК РФ.

ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ В МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ОБЪЕКТОВ НА ОСНОВАНИИ РЕШЕНИЯ СУДА

Предложение о передаче в муниципальную собственность социально значимых объектов на основании решения суда в случае, если должником до момента продажи указанных значимых объектов в порядке, установленном ст. 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ, будет допускаться ненадлежащее содержание и использование последних в соответствии с их целевым назначением, представляется недостаточно обоснованным, так как это приведет к нарушению баланса интересов участников процедуры несостоятельности (банкротства).

Об этом Письмо Минэкономразвития РФ от 03.11.2011 N Д06-5506.

В соответствии со ст. 132 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ »О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) социально значимые объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, продаются в порядке, установленном ст. 110 Закона о банкротстве.

Обязательными условиями конкурса по продаже указанных объектов являются обязательства покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств.

В случае продажи объектов коммунальной инфраструктуры к обязательным условиям конкурса относятся также обязательства покупателей предоставлять гражданам, организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда социального использования, а также организациям, финансируемым за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, товары (работы, услуги) по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам) и предоставлять указанным потребителям установленные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров (работ, услуг).

После проведения конкурса орган местного самоуправления заключает с покупателем социально значимых объектов соглашение об исполнении условий конкурса.

В случае существенного нарушения или неисполнения покупателем социально значимых объектов соглашения об исполнении условий конкурса указанные соглашение и договор купли-продажи социально значимых объектов подлежат расторжению судом на основании заявления органа местного самоуправления.

В случае расторжения судом указанных соглашения и договора купли-продажи социально значимых объектов такие объекты подлежат передаче в собственность муниципального образования, а денежные средства, выплаченные по договору купли-продажи социально значимых объектов, возмещаются покупателю за счет местного бюджета.

Социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном п. 4 ст. 132 Закона о банкротстве, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.

Кроме того, Законом о банкротстве (п. 6 ст. 129) предусмотрены императивные нормы, предусматривающие особенности реализации объектов коммунальной инфраструктуры путем проведения конкурса с обязательством покупателя обеспечить надлежащее содержание и использование таких объектов в соответствии с целевым назначением, безопасную эксплуатацию объекта системы жизнеобеспечения, стабильное и бесперебойное предоставление жизненно важных услуг гражданам.

Необходимо отметить, что в соответствии с п. 4 ст. 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества, то есть обеспечить баланс интересов последних.

Действия арбитражного управляющего в интересах кредиторов направлены на то, чтобы наиболее полно удовлетворить требования кредиторов в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, путем достижения целей, определенных Законом для этих процедур.

К этим целям относят, в частности, в наблюдении — обеспечение сохранности имущества должника, в финансовом оздоровлении — погашение задолженности перед кредиторами в соответствии с графиком погашения задолженности, во внешнем управлении — восстановление платежеспособности должника, обеспечивающее полное погашение задолженности перед кредиторами, в конкурсном производстве — соразмерное удовлетворение требований кредиторов ( абз. 13 — 16 ст. 2 Закона о банкротстве).

В своем Постановлении от 19.12.2005 N 12-П »По делу о проверке конституционности абзаца 8 пункта 1 статьи 20 Федерального закона »О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой гражданина А.Г. Меженцева» Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что »в силу различных, зачастую диаметрально противоположных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве, законодатель должен гарантировать баланс их прав и законных интересов, что, собственно, и является публично-правовой целью института банкротства».

Таким образом, целью института несостоятельности является определение и обеспечение гарантированного баланса прав и законных интересов участников процедуры несостоятельности (банкротства), с учетом интересов общества. При этом баланс интересов следует рассматривать как соотношение интересов субъектов, участвующих в процессе несостоятельности (банкротства), а не как установление их равновесия.

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Смотрите так же:  Осеменатор трудовой договор

Комментарий к статье 132 закона о банкротстве. Судебная практика: Имущество должника, не включаемое в конкурсную массу

В соответствии с положениями статьи определяется судьба имущества должника, не включаемого в конкурсную массу. Открывает данную статью норма, возлагающая на конкурсного управляющего обязанность при наличии в составе имущества должника имущества, изъятого из оборота, уведомить об этом собственника изъятого из оборота имущества. Точно такая же норма ранее была закреплена в п. 1 ст. 104 Закона 1998 г. о банкротстве. Как следует из нормы п. 2 ст. 129 части первой ГК РФ, объектами, изъятыми из оборота, являются те объекты гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается. Согласно указанной норме виды таких объектов гражданских прав должны быть прямо указаны в законе.

Пункт 2 статьи устанавливает обязанность собственника имущества, изъятого из оборота, принять от конкурсного управляющего это имущество или закрепить его за другими лицами не позднее чем через шесть месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего. Ранее в п. 2 ст. 104 Закона 1998 г. о банкротстве была предусмотрена такая же обязанность, но для ее исполнения отводился месячный срок с момента получения уведомления от конкурсного управляющего.

В пункте 3 статьи на случай неисполнения собственником имущества, изъятого из оборота, указанной обязанности предусмотрено, что по истечении шести месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего все расходы на содержание имущества, изъятого из оборота, возлагаются на собственника указанного имущества (пункт 3 ст. 104 Закона 1998 г. о банкротстве указывал, соответственно, на истечение месячного срока). При этом указано, что данной статьей предусмотрены изъятия из этого правила.

Положения п. 4 статьи определяют особенности продажи социально значимых объектов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также иных объектов, продажа которых в соответствии с законодательством РФ должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса. Эти положения претерпели целый ряд изменений, которые внесены Законом 2008 г. N 296-ФЗ. В первоначальной редакции пункта говорилось об особенностях продажи дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений, спортивных сооружений, объектов коммунальной инфраструктуры, относящихся к системам жизнеобеспечения. В свою очередь, положения об особенностях продажи указанных социально значимых объектов являлись нововведениями комментируемого Закона, поскольку в Законе 1998 г. о банкротстве шла речь о возмездной или безвозмездной передаче жилищного фонда социального использования, детских дошкольных учреждений и объектов коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимых для региона (см. ниже).

В соответствии с п. 4 статьи перечисленные объекты подлежат продаже в порядке, установленном ст. 110 Закона, т.е. в том же порядке, который предусмотрен для продажи предприятия должника в рамках внешнего управления. Оценка указанных объектов осуществляется в порядке, установленном ст. 130 Закона. Начальная цена продажи указанных объектов устанавливается на основании определенной в соответствии с отчетом об оценке их рыночной стоимости в порядке, установленном комментируемым Законом.

Пункт 4 статьи также определяет такие обязательные условия конкурса по продаже указанных объектов, как обязательства покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством РФ обязательств.

С учетом данных норм в Постановлении Президиума ВАС России от 19 июля 2011 г. N 4104/11 изложена правовая позиция, согласно которой применительно к социально значимым объектам комментируемым Законом защищены публичные интересы, имеющие приоритет над интересами конкурсных кредиторов свободно распоряжаться имуществом несостоятельного должника; это означает, что в целях удовлетворения требований кредиторов за счет конкурсной массы должника социально значимые объекты должны быть реализованы исключительно путем проведения торгов в форме конкурса.

В отношении продажи объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ в п. 4 статьи предусмотрена необходимость соблюдения требований, установленных п. 4 ст. 110 Закона, т.е. обязательными условиями конкурса являются обязательства покупателей по соблюдению установленных в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» ограничений права пользования данным объектом культурного наследия, требований к его сохранению, содержанию и использованию, обеспечению доступа к данному объекту культурного наследия, сохранению его облика и интерьера (если интерьер относится к предмету охраны), выполнение в отношении данного объекта требований охранного документа, соблюдение особого режима использования земель в границах охранной зоны данного объекта культурного наследия и заключение договора о выполнении указанных требований.

СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2519.

Также предусмотрено, что договор купли-продажи объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ должен соответствовать требованиям к договору купли-продажи объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, установленным законодательством РФ о приватизации государственного и муниципального имущества. Речь идет о нормах ст. 29 «Особенности приватизации объектов культурного наследия» Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» , а также изданного на основании указанной статьи Постановления Правительства РФ от 16 декабря 2002 г. N 894 «О порядке подготовки и выполнения охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия» .

СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 251.

СЗ РФ. 2002. N 51. Ст. 5086.

На случай продажи объектов коммунальной инфраструктуры в п. 4 статьи определены такие обязательные условия конкурса, как обязательства покупателей предоставлять гражданам, организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда социального использования, а также организациям, финансируемым за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, товары (работы, услуги) по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам) и предоставлять указанным потребителям установленные федеральными законами, законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров (работ, услуг).

Наряду с прочими положениями п. 4 статьи определен порядок исполнения условий конкурса, а также предусмотрены последствия их невыполнения: после проведения конкурса орган местного самоуправления заключает с покупателем социально значимых объектов соглашение об исполнении условий конкурса; в случае существенного нарушения или неисполнения покупателем социально значимых объектов соглашения об исполнении условий конкурса указанные соглашение и договор купли-продажи социально значимых объектов подлежат расторжению судом на основании заявления органа местного самоуправления; в случае расторжения судом указанных соглашения и договора купли-продажи социально значимых объектов такие объекты подлежат передаче в собственность муниципального образования, а денежные средства, выплаченные по договору купли-продажи социально значимых объектов, возмещаются покупателю за счет местного бюджета.

В пункте 5 статьи предусмотрено, что социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном п. 4 статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления. Об этом конкурсный управляющий обязан уведомить указанные органы. В отношении жилищного фонда социального использования установлено, что он подлежит передаче собственнику такого жилищного фонда, т.е. России, соответствующему субъекту РФ или соответствующему муниципальному образованию.

Подобное регулирование ранее содержалось в п. 4 ст. 104 Закона 1998 г. о банкротстве, но при этом непосредственно указывалось, что речь идет о жилищном фонде социального использования, детских дошкольных учреждениях и объектах коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимых для региона. Кроме того, прямо устанавливалось, что обязанность по содержанию и обеспечению функционирования указанных объектов в соответствии с их целевым назначением возлагается на уполномоченные органы местного самоуправления по истечении одного месяца с момента получения уведомления от конкурсного управляющего.

Следует упомянуть, что Постановлением КС России от 16 мая 2000 г. N 8-П были признаны не противоречащими Конституции РФ положения п. 4 ст. 104 Закона 1998 г. о банкротстве в той части, в какой они предусматривают передачу муниципальным образованиям жилищного фонда социального использования, детских дошкольных учреждений и объектов коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимых для региона, для обеспечения их использования в соответствии с целевым назначением. Этим же Постановлением были признаны не соответствующими Конституции РФ положения указанного пункта в той части, в какой они по смыслу, придаваемому им сложившейся правоприменительной практикой, позволяют передавать соответствующим муниципальным образованиям жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, без выплаты должникам-собственникам, находящимся в процедуре конкурсного производства, разумной, справедливой компенсации, обеспечивающей баланс между публичными и частными интересами, а также не допускают судебной проверки такой передачи по существу.

СЗ РФ. 2000. N 21. Ст. 2258.

Пункт 6 статьи определяет порядок передачи социально значимых объектов, указанных в п. 5 статьи, и жилищного фонда социального использования соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования: передача осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением (указание на определение арбитражного суда введено Законом 2008 г. N 296-ФЗ). В пункте 39 Постановления Пленума ВАС России от 23 июля 2009 г. N 60 при применении данной нормы арбитражным судам предписано учитывать, что указанное определение принимается только при наличии разногласий между конкурсным управляющим и муниципальным образованием (собственником жилищного фонда) или при отказе последних принять упомянутое имущество; в отсутствие же таких разногласий для его передачи определение суда не требуется.

Следует упомянуть, что в первоначальной редакции п. 6 статьи содержалось регулирование, касающееся цены передачи и расчетов за переданное имущество. Так, устанавливалось следующее: передача объектов осуществляется на возмездной основе по договорной цене, за исключением объектов, эксплуатация которых является убыточной; источниками финансирования содержания указанных объектов являются соответствующие бюджеты; средства, выплаченные органом местного самоуправления, включаются в конкурсную массу. Эти положения исключены Законом 2004 г. N 122-ФЗ, который изложил п. 6 статьи в новой редакции.

Смотрите так же:  Как сделать доверенность на имущество

В пункте 7 статьи указано на возможность привлечения к ответственности должностных лиц органов государственной власти и должностных лиц органов местного самоуправления, не исполняющих положений п. п. 5 и 6 статьи (указание на должностных лиц органов государственной власти введено Законом 2008 г. N 296-ФЗ). В отношении ответственности сделана отсылка к федеральному закону. Подобное регулирование содержалось в п. 6 ст. 104 Закона 1998 г. о банкротстве, в котором прямо указывалось на административную и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Однако о наличии конкретных норм КоАП РФ, предусматривающих административную ответственность за соответствующие деяния, говорить не приходится.

Положениями п. п. 8 — 11 статьи был определен механизм урегулирования разногласий между конкурсным управляющим и органом местного самоуправления по поводу передачи социально значимых объектов в муниципальную собственность, в том числе путем рассмотрения таких разногласий арбитражным судом. Эти положения признаны утратившими силу Законом 2004 г. N 122-ФЗ, направленным на введение в действие нормативной и финансовой основы для формирования и развития новой системы государственного устройства и управления в России.

КС напомнил об обязательствах приобретателей социально значимых объектов в связи с банкротством

Конституционный Суд вынес Определение № 1117-О/2018 об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на несоответствие основному закону абз. 3 п. 4.2 ст. 132 Закона о банкротстве. С жалобой в КС обратился индивидуальный предприниматель Виктор Капланян в связи со следующей ситуацией.

В 2010 г. он приобрел по договору купли-продажи недвижимости, заключенному по результатам открытых торгов, здание очистных сооружений, земельный участок, насосные станции и иные объекты коммунальной инфраструктуры у признанного банкротом ОАО «Пищекомбинат “Отрадненский”», образованного в результате приватизации государственного унитарного предприятия. Сделку совершил конкурсный управляющий комбината.

В декабре 2016 г. суд удовлетворил иск районной администрации к предпринимателю о расторжении ДКП и передаче объектов коммунальной инфраструктуры как социально значимых в муниципальную собственность. Права собственности Капланяна на данные объекты были прекращены и в его пользу с истца взыскана сумма, указанная в договоре купли-продажи, – около 460 тыс. руб.

Принимая решение, суд исходил из того, что социальная значимость очистных сооружений подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств, а также из того, что предприниматель не исполнял в полной мере обязательства по обеспечению надлежащего состояния и использования приобретенного им имущества в соответствии с его целевым назначением, вытекающие из условий договора купли-продажи и требований п. 4 ст. 132 Закона о несостоятельности, и не подписал направленное ему администрацией района соглашение о целевом использовании объектов коммунальной инфраструктуры. Суд апелляционной инстанции поддержал это решение.

В своей жалобе в Конституционный Суд Виктор Капланян указал, что оспариваемое им законоположение противоречит Конституции, поскольку в случае расторжения договора купли-продажи социально значимых объектов в судебном порядке по инициативе органа местного самоуправления оно предполагает возмещение покупателю за счет средств местного бюджета лишь суммы уплаченных по договору денежных средств, а не рыночной стоимости таких объектов, которая отражала бы, в частности, понесенные покупателем затраты на их эксплуатацию.

Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, КС РФ напомнил, что в отношении социально значимых объектов Верховный Суд РФ ранее подчеркивал, что законодатель в целях обеспечения баланса интереса конкурсных кредиторов, направленного на удовлетворение своих требований за счет имущества должника, и публичного интереса, связанного с сохранением статуса таких объектов, предусмотрел специальный порядок их реализации – такие объекты могут быть реализованы исключительно путем продажи на торгах в форме конкурса с ограничением свободы экономической деятельности покупателя в отношении этих объектов. В частности, по смыслу п. 4.2 ст. 132 Закона о несостоятельности, орган местного самоуправления заключает с покупателем социально значимых объектов, объектов коммунальной инфраструктуры соглашение об исполнении им ряда условий, в случае существенного нарушения или неисполнения которых данное соглашение и договор купли-продажи подлежат расторжению судом на основании заявления органа местного самоуправления.

«Оспариваемая заявителем норма, рассматриваемая в системе действующего правового регулирования, устанавливает частный случай расторжения договора в судебном порядке по требованию одной стороны – в связи с существенным нарушением условий договора другой стороной, а именно нарушением, влекущим для нее такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (п. 2 ст. 450 ГК РФ). Особенность подобных случаев – в силу, прежде всего, социальной значимости предмета договора – состоит в том, что инициатором прекращения договорных отношений выступает орган местного самоуправления как сторона заключаемого с покупателем соглашения, действующий в интересах местного сообщества», – отметил Конституционный Суд в решении.

Суд почеркнул, что закрепленное в п. 4.2 ст.132 Закона о несостоятельности правовое регулирование направлено на защиту прав и законных интересов населения муниципального образования, жизнедеятельность которого в немалой степени обеспечивается такого рода объектами.

«Приобретая подобные объекты, покупатель не может не осознавать содержание своих обязательств перед местным сообществом и не учитывать возможность наступления негативных последствий при их неисполнении, поскольку соответствующие последствия однозначно закреплены в законе и он, будучи субъектом предпринимательской деятельности, несет риски наступления таких последствий. Кроме того, изъятие социально значимых объектов в указанном случае не является безвозмездным, при том что оно, как связанное с ненадлежащим исполнением покупателем своих обязательств, представляет собой своего рода санкцию. В качестве закрепленного федеральным законом ограничения прав оно не может быть признано несоразмерным указанным целям, а потому не вступает в противоречие со статьей 55 (часть 3) Конституции», – указано в определении.

Что касается довода о возможном несоответствии цены, уплаченной по договору купли-продажи и возвращаемой ему при его расторжении, и рыночной стоимости имущества на момент расторжения этого договора, то указанные особенности соответствующих правоотношений, связанные с социальным предназначением объектов, которое само по себе влечет их определенное обременение, в любом случае не предполагают выплаты покупателю именно рыночной стоимости, пояснил Суд. При этом КС добавил, что заявитель, обжалуя саму по себе возможность изъятия у него приобретенного имущества, не ставил перед судами вопрос о размере соответствующего возмещения.

Таким образом, Конституционный Суд пришел к выводу, что оспариваемая норма не нарушает конституционных прав заявителя.

Старший партнер юридического бюро «Байбуз и Партнеры» Вадим Байбуз отметил, что, отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, Конституционный Суд сослался на ранее принятое Постановление от 16 мая 2000 г. № 8-П о признании не соответствующими Конституции положений ст. 104 Закона о несостоятельности, в котором обстоятельно изложена концепция отчуждения социально значимых объектов в ходе процедур банкротства. «В этом постановлении суд указал, что выплата муниципалитетом продавцу рыночной стоимости имущества не предполагается. Необходимость обеспечения справедливого баланса между публичными и частными интересами, безусловно, предполагает выплату соразмерной компенсации, но не обязательно рыночной. Аналогичной правовой позиции придерживается и ЕСПЧ», – указал эксперт.

Партнер юридической фирмы «Зельдин и Партнеры» Оксана Бескорская добавила к этому, что принцип выплаты именно компенсации (а не рыночной стоимости), определенной в п. 4.2 ст. 132 Закона о банкротстве, как сумма, уплаченная по договору купли-продажи покупателем социального объекта, соответствует и положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод. «Согласно ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции, при определенных фактических обстоятельствах учет публичных интересов, связанных с необходимостью обеспечения большей социальной справедливости, может обусловливать выплату возмещения ниже рыночной стоимости. И в этом смысле Конституционный Суд ничего нового не сказал», – прокомментировала она. С этим согласился и Вадим Байбуз.

В то же время юрист корпоративной практики юридической компании «Дювернуа Лигал» Регина Дугаева отметила неоднозначность того, что законодательство о банкротстве в таком случае позволяет компенсировать лишь прямые убытки инвесторов. «Хорошо это или плохо, сложно сказать, главное – при банкротстве инвестор в значительной степени лишается того, на что вправе был рассчитывать, начиная проект. Неоднозначным представляется соблюдение баланса прав и законных интересов лиц, которые приобрели социально значимые объекты в рамках процедуры банкротства», – считает эксперт.

Похожие публикации:

  • Кбк пени налог усн доходы минус расходы КБК для уплаты пени по УСН на 2018 - 2019 годы Какой КБК для уплаты пени по УСН «доходы» в 2018–2019 годах Итак, с 01.01.2019 был отменен регулировавший порядок определения КБК приказ Минфина от 01.07.2013 № 65н, а вместо него начал […]
  • Агентский договор проценты Федеральные арбитражные суды Российской Федерации Информационные письма Президиума ВАС РФ ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО Обзор практики […]
  • Служебная записка о доплате работнику alishavalenko.ru Свежие комментарии Пример служебка на доплату за увеличение объема работ 12.08.2018 / 0 Коментарьев Правила оформления дополнительной работы Для того чтобы правильно оформить доплату, нужно верно оформить […]
  • Наследование имущества предпринимателей и юридических лиц Особенности наследования предприятия Термин "предприятие" используется в гражданском праве применительно как к субъектам, так и объектам права Гражданский кодекс РФ признает одним из видов юридических лиц государственные, […]
  • Налоговый кодекс статья налог на имущество физических лиц Налоговый кодекс статья налог на имущество физических лиц БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (с изменениями на 27 декабря 2018 года) ____________________________________________________________________ Документ с изменениями, […]
  • Транспортный налог в беларуси 2019 льготы КБК для уплаты пени по НДС на 2019 год КБК для уплаты НДС для юридических лиц в 2019 году Коды бюджетной классификации используются для структурирования доходов, расходов и источников пополнения дефицита государственного бюджета. […]