Требования к заказчику застройщику

Содержание:

Допуск СРО для заказчика

Нужен ли заказчику застройщику допуск СРО?

Введение взамен строительных лицензий допуска СРО в строительстве и нестабильность законодательства в данной отрасли привело к появлению серьезной проблемы. Ее суть заключается в вопросе, кому из участников рынка нужно вступать в саморегулируемую организацию. Действительно, нужен ли заказчику допуск СРО и если да, то когда его заказчик должен получать обязательно? Опираясь на законы РФ, регламентирующих деятельность предпринимателей в отрасли строительства и их взаимодействие в рамках системы саморегулирования, с уверенностью можно сказать следующее:

  1. Если заказчик — застройщик планирует самостоятельно осуществлять строительный контроль, то допуск СРО для заказчика необходим
  2. Если заказчик — застройщик будет привлекать на основании договора третье лицо для осуществления строительного контроля, то допуск профильной саморегулируемой организации будет необходим третьему лицу
  3. Если заказчик — застройщик будет привлекать для работ по организации строительства, капитального ремонта и реконструкции стороннюю организацию на основании договора генподряда, то допуск на генеральный подряд потребуется данной организации (генподрядчику). Если же заказчик — застройщик самостоятельно будет привлекать подрядчиков для выполнения работ, то допуск СРО для заказчика на генеральный подряд будет являться обязательным условием осуществления деятельности по организации строительства. Немаловажно сказать, что если заказчик нанимает генерального подрядчика без допуска СРО строителей, в соответствии с КоАП для него предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.

Согласно ГК РФ, такая сделка может быть аннулирована, юридическое лицо, заключившее договор без надлежащего разрешения (допуска) ликвидировано, а полученные по сделке средства возвращены каждой стороне в соответствующем объеме.

Таким образом, допуск СРО для заказчика – это документ, без которого он в большинстве случаев не имеет права осуществлять деятельность в строительной отрасли. Крайне важно отметить, что в случае нанесения вреда третьему лицу из-за некачественно выполненных работ исполнителем, вся ответственность возлагается на выполнявшее работы лицо. В то время как при наличии допуска строительной СРО у исполнителя субсидиарную ответственность несет в пределах средств компенсационного фонда некоммерческое партнерство, членом которого он является.

Интересует, нужно ли вам, как заказчику строительства, вступать в СРО и получать допуск на определенные виды работ? Звоните нам, мы с радостью проконсультируем Вас.

Кто такой заказчик-застройщик?

В нормативных документах различных уровней даётся определение и заказчика, и застройщика. Но с границами этих понятий и функциями соответствующих им лиц возникают сложности. Не все законодательные источники одинаково определяют роль застройщика, а в некоторых из них такая фигура вообще не рассматривается. Кроме того, функционально застройщик может брать на себя функции заказчика. Всё это приводит к тому, что часто функции заказчика-застройщика сливаются. Однако подобное соединение возможно не всегда.

Содержание статьи

Так «Положение о заказчике при строительстве объектов для государственных нужд», действующее в России с 2001 года, отменяет прежде действующее «Положение о заказчике-застройщике» от 1988 года и регламентирует функции, права и обязанности отдельно фигуры заказчика, хотя определение застройщика в данном нормативном документе тоже присутствует. Поэтому при строительстве объектов не для государственных нужд и в случаях, когда заказчик и застройщик как два разных хозяйствующих субъекта вступают между собой в деловые отношения, требуется определить чёткую разницу между ними.

Распределение ролей, согласно нормативным документам

Вопрос определения разницы между функциями различных субъектов в строительстве сводится не только к созданию наиболее эффективной модели работы на проекте. (Хотя типизированный опыт и наработанные схемы взаимодействия упрощают деятельность участников и помогают избежать множества ошибок). Решение вопроса с определением границы прав и ответственности важно при ведении хозяйственных споров. И поскольку судебные органы, выносящие решения, будут в своём выборе ориентироваться на положения нормативных документов, следует обратиться к первоисточникам.

Федеральные законы

Различные Федеральные законы касаются разных аспектов деятельности застройщика.

  • ФЗ 214 «Об участии в долевом строительстве…» определяет обязательства застройщика в части предоставления необходимой информации и содержание этой информации, срок передачи объекта, использование застройщиком денежных средств и другие параметры. Последняя редакция связана с введением для застройщика уголовной ответственности.
  • ФЗ 418 «О внесении изменения в бюджетный кодекс…» обуславливает изменения в определения застройщика ещё и в Градостроительном кодексе. Так, застройщиком может быть организация правообладатель земельного участка, и органы государственного и местного самоуправления, передавшие свои полномочия правообладателю. При этом независимо от выбора застройщика, государственным заказчиком по госконтракту (и муниципальным заказчиком по муниципальному контракту) становится орган власти, который передал организации свои полномочия заказчика.

Требования законов нашли отражения в различных кодексах и положения, действующих на территории России. ФЗ 372 «О внесении изменения в Градостроительный кодекс РФ…» также уточняет понятие застройщика и связанного с ним технического заказчика.

Градостроительный кодекс

Застройщик, согласно Градостроительному кодексу РФ в редакции 2016 года, – это физическое или юридическое лицо, обеспечивающее строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, инженерные изыскания и подготовку для этого проектной документации на принадлежащем ему (застройщику) земельном участке или на участке иного правообладателя. К последним относятся правообладатели, которым были переданы полномочия государственного или муниципального заказчика на строительство.

В случае подобной передачи полномочий объём функций застройщика и государственного заказчика пересекаются. При этом Кодекс в определении устанавливает ряд формальных ограничений к строительству на участке иного правообладателя, то есть, в определении говорится:

  • об осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной и госсобственности,
  • о правообладателе, которому органы управления внебюджетными госфондами либо органы местного самоуправления передают свои полномочия,
  • о том, что передача может происходить на основе соглашений и согласно бюджетному законодательству РФ.

С июля 2017 года в пункт п. 16, ст. 1 Кодекса на основании ФЗ 372 вносятся изменения. В частности указывается, что застройщик имеет право передать свои функции техническому заказчику (если эти функции предусмотрены законодательством о градостроительной деятельности).

В Кодексе ни понятийно, ни функционально не разводятся термины «застройщик» и «заказчик». При этом отделяется понятие «технический заказчик». В редакции до июля 2017 года техническим заказчиком могло быть как юридическое лицо, так и физическое лицо, которое действовало бы на профессиональной основе. Начиная со второй половины 2017 года, техническим заказчиком может быть только юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком. От имени застройщика технический заказчик может заключать договоры:

  • о проведении инженерных изысканий,
  • о создании проектной документации,
  • о капремонте, реконструкции и строительстве объектов капстроительства,
  • о подготовке задания (ТЗ) на выполнение этих работ,
  • о предоставлении материалов и документов лицам, которые будут выполнять все эти работы.

Кроме этого, технический заказчик утверждает проектную документацию и сам подписывает документы, которые нужны для получения разрешений на ввод в эксплуатацию.

Важно, что функции технического заказчика, согласно этой редакции, могут быть только у члена саморегулируемой организации в соответствующих этому областях инженерных изысканий, проектирования, строительства, реконструкции, капремонта объектов капстроительства. Однако предусмотрены некоторые исключения, когда членство в саморегулируемых организациях не требуется (ст. 47, п. 2.1, ст. 48, п. 4.1 ст. 52, п. 2.2).

Гражданский кодекс

В Гражданском кодексе при описании отношений с участниками строительного процесса используется понятие «заказчик». Здесь заказчик представляет собой одну из сторон договора подряда, которая даёт задание другой стороне договора подряда – подрядчику – и обязуется принять результат труда и оплатить работу (ст. 702).

Этот же Кодекс в части исполнения договора строительного подряда дополнительно обязует заказчика своевременно предоставить земельный участок для строительства (ст. 747, п.1). Кроме того, заказчик должен (согласно договору подряда) передавать подрядчику в пользование здания, необходимые для проведения работ, обеспечивать грузоперевозку в его адрес, подвести паро- и водопровод, электроснабжение (ст. 747. п. 2).

В данной статье описывается обязанность, которая основана на том, что:

  • у заказчика к моменту окончания работ, должны быть основания для регистрации права собственности на возведённую недвижимость,
  • именно обладатель прав на земельный участок может получать разрешение на строительство и вводить объект в эксплуатацию (что предусмотрено условиями регистрации прав собственности).
Смотрите так же:  Расходы на оценку по осаго

Исходя из этого, здесь фигуру заказчика следует отождествлять с фигурой застройщика, как субъекта градостроительной деятельности. В практике строительной деятельности к такому лицу применимо наименование заказчика-застройщика.

Положение о заказчике

«Положение о заказчике при строительстве объектов для государственных нужд» утверждено постановлением Госстроя РФ в 2001 году. Помимо регламентирования функций, прав и ответственности заказчика, Постановление фигурам заказчика и застройщика даёт два отдельных определения:

  • Заказчик – лицо (юридическое или физическое), являющееся инвестором или уполномоченное инвестором реализовать проект по строительству.
  • Застройщик – юридическое лицо, которое на правах собственности или аренды владеет участком земли. Застройщик принимает решение о факте реализации программы строительства, устанавливает методы финансирования, координирует работы реализации программы.

Принципиальными отличиями здесь становятся три параметра:

  1. Владение участком земли на правах собственности или аренды для застройщика. (Заказчик как непременный владетель земельного участка не назван).
  2. Статус юридического лица для застройщика и вариабельность в этом вопросе для заказчика.
  3. Право принятия решения по реализации программы у застройщика. (Заказчик лишь уполномочен другим лицом, инвестирующим в проект, заниматься его реализацией: находить подрядчиков и проектировщиков, рассчитываться с ними, принимать итоговые результаты строительства и т. д.).

Из этого следует, что, если юридическое лицо, владеющее участком земли (собственность или аренда), примет решение о реализации программы строительства и одновременно с этим самостоятельно займётся реализацией проекта, то роли застройщика и заказчика соединяться в одном и том же субъекте, что даст формальное право называть такое лицо заказчиком-застройщиком. Если же какое-либо из условий не соблюдается (например, субъект является физическим лицом), то в правовой обоснованности такого совмещённого наименования возникают сомнения.

С учётом того, что в Градостроительном кодексе (ред. 2016 г) застройщик определяется и как физическое, и как юридическое лицо, вопрос в этой части характеристики субъекта следует передавать на рассмотрение судебных органов в случае возникновения по этому поводу хозяйственного спора.

Аналогичные Положения и их роль в установлении терминологии

Частично путаницу в вопрос о границах полномочий и функций заказчика-застройщика вносит существование в русскоязычном пространстве интернета действующего и сейчас положения о заказчике-застройщике, которое сохранило сходное наименование документа, утратившего силу в России с 2001 года. Такое Положение, например, действует в Казахстане. В этом государственном нормативе, помимо прочих, представлены определения заказчика-застройщика в одном лице, государственного заказчика – в другом:

  • Государственный заказчик здесь – это госорган или организация, которая осуществляет реализацию инвестиционного бюджетного проекта. К категории государственных заказчиков относят и администраторов бюджетных программ – органы, ответственные за планирование и реализацию бюджетных программ (согласно п. п. 3.3 и 3.4 документа).
  • Заказчик-застройщик в данном документе – лицо (юридическое или физическое), которое уполномочено инвестором на реализацию строительного проекта самостоятельно либо с помощью подрядчиков на основании договора подряда. Согласно казахскому законодательству, такое лицо должно получить решение акимата, по которому заказчику-застройщику будет предоставлен земельный участок для строительства, либо решение, разрешающее использование земельного участка. При этом предполагается, что сам участок принадлежит заказчику-застройщику на правах собственности (землепользования). На этом же субъекте лежит обязанность обеспечить разработку проектной документации и инженерные изыскания. Далее по документу такое лицо именуется заказчиком. Допускается в документе и совпадение ролей заказчика и инвестора.

Часто на российских форумах именно это определение заказчика-застройщика (в сокращённом виде) приводится в качестве доказательства в спорах о единстве ролей субъекта. Однако, с правовой точки зрения, некорректно использовать законодательство Республики Казахстан в рассмотрении вопросов, связанных с российскими правовыми нормами.

Кроме того, с той же правовой точки зрения, некорректно приводить в качестве доказательств нормы устаревших документов (например, Положение 1988 года о заказчике-застройщике) или определения, данные в различных словарях и справочниках. Такие источники приемлемы для личного ознакомления с вопросом, но при вынесении хозяйственных споров в правовую область они носят рекомендательный, а иногда и спорный характер (если автор справочной статьи выражает в ней своё частное мнение). Обязательный же характер приобретают только те понятия, которые утверждены законом и расшифрованы в текстах с помощью предписаний.

Особняком в решении вопроса о терминологии стоит не правовое, а обывательское использование терминологии в строительной деятельности (которое нередко оказывается очень близким к законодательно установленным понятийным нормам). Так, в обыденной практике строительства негосударственных объектов для определения субъекта термином «заказчик-застройщик» обычно достаточно, чтобы организация имела участок земли и, решив построить на нём объект, сама занялась реализацией строительства. Нередко в подобных случаях, такая компания берёт на себя ещё и функции генерального подрядчика, осуществляя полный контроль всех строительных процессов, самостоятельно проводя работы и/или привлекая субподрядные организации. Если при этом компания инвестируют в строительство собственные средства, то к перечисленным ролям добавляется ещё и роль инвестора.

Совмещение функций на строительстве даёт сложные конструкты, при которых заказчик может быть одновременно инвестором и застройщиком, а подрядчик – и застройщиком, и генеральным подрядчиком и субподрядчиком и т.д. В целом, в обыденном восприятии имеет место приоритет функции над правовыми тонкостями. Однако, поскольку законодательство регламентирует фактические реалии живых процессов, происходит частичное или полное совпадение обыденной и правовой точек зрения на данный вопрос.

Функции застройщика строительного процесса

С учётом изменений, вносимых в Градостроительный кодекс, лицом, которое осуществляет строительство, может быть застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которое заключило договор строительного подряда. Застройщик по договору подряда может осуществлять строительство, если он состоит в саморегулируемой организации в советующей области строительства, реконструкции, капремонта, как и привлекаемые на отдельные этапы строительных работ юридические лица или индивидуальные предприниматели. Такие лица могут привлекаться как застройщиком, так и техническим заказчиком.

Поскольку функционально заказчики и застройщики и на практике и нормативных документах часто отождествляются, можно рассмотреть объём задач данной фигуры в строительстве в целом.

К основным функциям застройщика-заказчика относятся:

  • В части документации – выдача необходимых исходных данных для разработки проектной и сметной документаций, осуществление заказа на разработку полного пакета строительной документации, заключение договоров подряда с найденными исполнителями.
  • В части материального обеспечения – поставка материалов и оборудования, приёмка, содержание их на складах, учёт и своевременная передача для осуществления строительного процесса.
  • В части подготовки стройплощадки – надзор за правилами проведения СМР, приёмка работ, подготовка к передаче объекта в эксплуатацию.
  • В части финансирования – обеспечение экономного и рационального расходования средств, своевременное осуществление платежей, принятие мер к оптимизации строительства и сокращения его сроков.

Сложный сценарий современного строительного процесса с размыванием границ классических структур и сценариев приводит к частичному совмещению некоторых функций инвесторов, заказчиков, застройщиков, генподрядчиков и субподрядчиков.

О строительном контроле и организации строительства

Статьей 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка проводится строительный контроль.

Согласно пункту 3 Положения о порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 г. № 468, строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство (подрядчиком), а также застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (заказчик).

Под строительным контролем понимается контроль за выполнением работ, строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, оказывающих влияние на безопасность объекта, и контроль за которыми не может быть проведен после выполнения других работ или устранение недостатков которых не может быть проведено без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения. При осуществлении строительного контроля для лиц его осуществляющих устанавливается обязанность письменного оформления актов, составляемых по результатам строительного контроля, а также замечаний застройщика (заказчика), привлекаемых им для осуществления строительного контроля лиц. Также согласно СНиП 12-01-2004 лицо, осуществляющее строительство, в том числе капитальный ремонт, проводит контроль за качеством строительства, выполняя следующие действия:

— входной контроль проектной документации, предоставленной застройщиком (заказчиком);

— приемку вынесенной в натуру геодезической разбивочной основы;

— входной контроль применяемых материалов, изделий;

— операционный контроль в процессе выполнения и по завершении операций;

— оценку соответствия выполненных работ, результаты которых становятся недоступными после начала выполнения последующих работ.

Статья 749 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет право заказчика на привлечение специалиста либо организации к контролю и надзору за выполнением работ. Если заказчик не обладает специальными познаниями либо по иным причинам не желает в полном объеме выполнять функцию заказчика по контролю и надзору за строительством, то осуществление этой функции и принятие от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком он вправе доверить третьему лицу – специалисту: инженеру или инженерной организации. Необходимо отметить, что в случае привлечения профессиональной организации для осуществления строительного контроля, она должна соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим данные виды работ, оказание услуг.

Смотрите так же:  Собственность рф за рубежом это

В Градостроительном кодексе Российской Федерации дано определение такому физическому лицу, действующему на профессиональной основе, или юридическому лицу, которые уполномочены застройщиком и от имени застройщика заключать договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливать задания на выполнение указанных видов работ, предоставлять лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждать проектную документацию, подписывать документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществлять иные функции, предусмотренные градостроительным законодательством, – технический заказчик. При этом застройщику также оставлено право осуществлять функции технического заказчика самостоятельно.

В соответствии с пунктом 32 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным приказом Минрегиона России от 30.12.2009 г. № 624 (далее – Перечень), для выполнения работ по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, такая организация (индивидуальный предприниматель) обязана иметь свидетельство о допуске на данный вид работ, выданное саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство.

Если работы по осуществлению строительного контроля выполняются заказчиком или застройщиком лично (при наличии необходимых специалистов в штате организации), т. е. силами заказчика или застройщика, вступление в саморегулируемую организацию и получение свидетельства о допуске для выполнения работ по осуществлению строительного контроля не требуется, за исключением случаев, когда работы выполняются на объектах использования атомной энергии (пункт 34 Перечня).

Отдельно хотелось бы обратить внимание на такой вид работы, как «организация строительства» (пункт 33 Перечня).

Согласно пункту 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. При этом пунктом 3.1 данной статьи установлено, что в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее – работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Вид работ «организация строительства» включает в себя вопросы, связанные с обеспечением выполнения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, осуществляемых в рамках разрешения на строительство. Таким образом, подрядчику, который координирует весь процесс выполнения работ по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объекта капитального строительства, необходимо получить свидетельство о допуске к работам по организации строительства независимо от того, привлекает он субподрядчиков или выполняет все работы самостоятельно.

Согласно пункту 1.1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с пунктом 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Для выполнения работ по строительству объекта капитального строительства, стоимость которого составляет более десяти миллионов рублей, члену саморегулируемой организации требуется внести взнос в компенсационный фонд в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

По мнению Национального объединения строителей, в случае, если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет свидетельство о допуске к работам по организации строительства, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, стоимость которого по одному договору не превышает десять миллионов рублей, и планирует осуществлять организацию работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, стоимость которого по одному договору будет превышать десять миллионов рублей и более, то такой организации (индивидуальному предпринимателю) необходимо внести взнос в компенсационный фонд в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации и получить соответствующее свидетельство о допуске к таким работам взамен ранее выданному.

Источник: Организационно-правовое управление Национального объединения строителей

Термин «заказчик-застройщик» пришел в строительный лексикон из Советского Союза. Изменения ГрК РФ, утвержденные Федеральным законом №240-ФЗ от 27 июля 2010 года, упразднили термин «заказчик-застройщик» и конкретизировали требования закона к необходимости получения СРО заказчика. Вместо устаревшего термина вводится понятие «Лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства». И теперь это не только застройщик или заказчик, но и все физические и юридические лица, которые привлекаются к процедуре строительства на основании договора. Так как перечисленные лица отвечают за качество работ и их соответствие проектной документации, они обязаны вступить в СРО. Правило действует только тогда, когда исполнитель осуществляет работу, влияющую на безопасность объекта капстроительства.

Нужно ли заказчику СРО?

Рассмотрим пример, в котором три стороны несут ответственность за некачественное исполнение условий договора перед вышестоящей организацией.

Этими сторонами является:

  • генподрядчик
  • подрядчик или субподрядчик
  • заказчик или застройщик

В данном примере генподрядчику требуется свидетельство о членстве в СРО на генеральный подряд. Подрядчик или субподрядчик также обязаны вступить в профильное партнерство. А вот необходимо ли членство в СРО техническому заказчику или застройщику?

Технический заказчик/застройщик и СРО

Главный вопрос, который интересует всех так или иначе привлеченных в строительство – нужно ли техническому заказчику членство в СРО? Обязанность вступления заказчика в некоммерческое партнерство не регламентирована ни одним законом. Тем не менее, технический заказчик — своего рода высший менеджмент стройки. Он организует работу на строительных площадках, проводит финансовый контроль и аудит, координирует работу всех субъектов, которые принимают участие в процессе.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: заказчику следует оформить свидетельство о членстве СРО. В противном случае, он не сможет выполнять функцию надзирателя качества строительства на объекте.

Что делать, если у технического заказчика нет членства профильного СРО?

Ситуация достаточно абсурдная, но вполне реальная. Заказчик может не быть в СРО, однако это не помешает ему подписать контракт с генподрядчиком, который является участником некоммерческого партнерства. Тем не менее, выполнить свои функции техзаказчику не удастся — придется переложить контроль и надзор на плечи фирмы.

Таким образом получается, что технический заказчик должен вступить в СРО, для легитимного способа осуществления деятельности. В противном случае, могут возникнуть проблемы с некомпетентными сотрудниками сторонней фирмы.

Процедура вступления технического заказчика в строительстве в СРО может вызвать большое количество вопросов, в частности, о количестве документации и специализации сотрудников. На все эти вопросы вы можете получить профессиональную консультацию в ГК «Росразрешение».

Должен ли с 01.07.2017 заказчик (застройщик) быть членом саморегулируемой организации и какой именно?

1 июля 2017 года вступили в силу изменения, внесенные в Градостроительный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 03.07.2016 №372-ФЗ, в том числе в части определения места заказчика (застройщика) в данной системе правоотношений.
Теперь членство в СРО технического заказчика необходимо!
Узнайте об этом на странице сайта Ассоциации СРО «Содружество Строителей» и в разъясняющих карточках!

Приглашаем технических заказчиков к вступлению в Ассоциацию и получения права на заключения договоров.

С нами уже ПАО «Ростелеком», АО «Адмиралтейские верфи», АО «МФК Лахта Центр», ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт», АО «РЭП Холдинг», АО «Заслон».

Присоединяйтесь к ведущим компания России и Санкт-Петербурга!
Бесплатные консультации юристов и экспертов СРО по телефону +7-812-606-61-64 и электронной почте [email protected]

Что изменилось в градостроительном законодательстве с 01.07.2017?

Во-первых, расширены полномочия застройщика, а именно к ранее имеющейся формулировке пункта 16 статьи 1 ГрК РФ добавлено, что застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику.

Во-вторых, введено уточнено само понятие «технического заказчика» (пункт 22 статьи 1 ГрК РФ): теперь в роли такового может выступать только ЮРИДИЧЕСКОЕ лицо (ранее, до 01.07.2017, такое право имело и физическое лицо), и самое, главное: функции технического заказчика (это, собственно говоря, как минимум все как перечисленные в данном пункте ГрК РФ функции названного лица, так и скрытые под общей формулировкой «иные, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности) могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частью 2.2 статьи 52 ГрК РФ (т.е. перечислены случаи, при которых членство в СРО не требуется вообще).

Смотрите так же:  Коллективный договор маи

Кроме того, с 01.07.2017 претерпели изменения и части 3, 3.1 статьи 52 ГрК РФ:

Новая редакция части 3 статьи 52 ГрК РФ говорит, о том, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее — лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда.

При этом, частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ прямо предусмотрено, что застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда.

Вместе с тем, понятие «ЗАКАЗЧИКА» как таковое, не претерпело никаких изменений: упоминания о нём полностью отсутствуют в градостроительном законодательстве и оно, как и ранее содержится в гражданском законодательстве Российской Федерации, а именно (для нашего случая) в главе 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 740 пункт 1).

Таким образом, резюмируя изложенное, можно сделать вывод о том, что лицу, осуществляющему хозяйственную деятельность в части функций, попадающих под критерии пунктов 16 и 22 статьи 1 ГрК РФ («застройщику» и «техническому заказчику») в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ НЕОБХОДИМО БЫТЬ ЧЛЕНОМ САМОРЕГУЛИРУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПРОФИЛЯ.

Что именно должно осуществлять лицо, чтобы попасть под критерии «технического заказчика?

Как указано в предыдущей карточке, функции лица, уполномоченного застройщиком, и, от его имени, выступающего в роли «технического заказчика», прямо перечислены в пункте 22 статьи 1 ГрК РФ.

При этом список таких функций законодателем не ограничен прямым их перечислением в данной норме, отсылая их возможное наличие в градостроительном законодательстве в целом.

Вместе с этим, даже перечисленные в пункте 22, дают весьма полную информацию.

Так, в числе таковых законодателем указаны следующие функции:

  • заключение договоров о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства;
  • подготовка задания на выполнение указанных видов работ;
  • предоставление лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ;
  • утверждение проектной документации;
  • подписание документов, необходимых для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию;
  • и, как упомянуто выше, осуществление иных функций, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности.

Таким образом, если Ваше юридическое лицо выполняет хотя бы одну из вышеприведённых функций (при этом действует от имени лица, выступающего в роли застройщика в понимании последнего, как это установлено пунктом 16 статьи 1 ГрК РФ) оно (юридическое лицо) ОБЯЗАНО БЫТЬ ЧЛЕНОМ САМОРЕГУЛИРУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПРОФИЛЯ.

Должен ли технический заказчик быть членом всех трёх саморегулируемых организаций соответствующего профиля одновременно?

Чёткого ответа на этот вопрос градостроительное законодательство не содержит.

Вместе с тем, в ходе проведённого Ассоциацией СРО «Содружество Строителей» структурного анализа имеющихся норм права, с учётом правовой позиции, изложенной в письме Минстроя России (исх. №14266-ТБ/02 от 10.04.2018) полученном в ответ на обращение Ассоциации СРО «Содружество Строителей», направленного в адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации во исполнение резолюции круглого стола, посвященного актуальным вопросам саморегулирования и состоявшегося 14.02.2018 в рамках подготовки к XVIII практической конференции «Развитие строительного комплекса Санкт-Петербурга и Ленинградской области» при активном взаимодействии Ассоциации СРО «Содружество Строителей» и Союза строительных объединений и организаций и итоговой резолюции XVIII практической конференции «Развитие строительного комплекса Санкт-Петербурга и Ленинградской области», о том что «застройщик вправе передать часть своих функций техническому заказчику при условии его членства в соответствующей саморегулируемой организации», Ассоциация СРО «Содружество Строителей» считает, что если:

юридическое лицо хотя бы выполняет функции по заключению от имени застройщика договоров о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, в таком случае оно должно одновременно состоять в членах саморегулируемых организаций всех трёх видов:

  • инженерных изысканий;
  • архитектурно-строительного проектирования;
  • строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Аналогичная правовая позиция, по нашему мнению, может быть распространена и на остальные функции технического заказчика, речь о которых идёт в пункте 22 статьи 1 ГрК РФ.

Какие компании-заказчики являются членами Ассоциации СРО «Содружество Строителей»?

Несмотря на наличие в составе членов Ассоциации, в основном представителей малого и среднего бизнеса, тем не менее членство в нашей саморегулируемой организации выбрали ПАО «Ростелеком», АО «Адмиралтейские верфи», АО «МФК Лахта Центр», ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт», АО «РЭП Холдинг», АО «Заслон» и другие серьёзные участники экономических отношений даже не в рамках Санкт-Петербурга, как субъекта, а в масштабах Российской Федерации в целом.

Можно предположить, что зачастую выбор членства в нашей саморегулируемой организации обусловлен уровнем профессиональной компетенции наших сотрудников на любой стадии: от всесторонних консультации и оказания практической помощи при приёме в члены до персонального сопровождения на всём протяжении периода членства в СРО. Большинство наших работников имеют практический опыт работы в сфере саморегулирования в строительстве более четырёх лет, треть – прошли полный путь: от этапа становления СРО до настоящего времени.

Кроме того, при возникшей необходимости (об этом речь шла выше) у компании решить вопрос об одновременном наличии членства и в СРО проектировщиков, мы активно содействуем в этом путём предложения такого членства в дружественной Ассоциации СРО «Содружество проектных организаций», что в свою очередь, значительно упрощает условия вступления и дальнейшего пребывания в членах сразу двух саморегулируемых организаций: строительной и проектной.

Как быстро, профессионально и надёжно заказчику (застройщику) решить проблему надлежащего получения членства в соответствующей сро?

В Ассоциации СРО «Содружество Строителей» Вы сможете получить исчерпывающую информационно-консультативную помощь по любым возникшим у Вас вопросам как по вышеуказанной теме, так и по сфере саморегулирования в целом по телефонам (812) 606-61-64, 606-61-65, по электронной почте: [email protected], либо путем заполнения формы обращения на сайте Ассоциации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.sodstr.ru.

Кроме того, Вы можете заказать «обратный звонок» на главной странице нашего сайта – и мы обязательно Вам перезвоним!

У меня еще есть вопросы. Могу получить на них ответ даже если пока не собираюсь вступать в СРО?

Да, конечно! Звоните или пишите нам и мы обязательно ответим!

Кроме того, можете прочитать интервью с специалистом дирекции Ассоциации Андреем Куминовым в разделе сайта «СМИ о СРО (пункт в меню слева).

Похожие публикации:

  • Проводки земельный налог Какие проводки при начислении земельного налога (учет) Как правильно это сделать, чтобы избежать конфликтов с налоговой инспекцией? Содержание Что нужно знать? ↑ Величина земельного налога зависит от категории земельного участка. […]
  • Как вернуть технику обратно в магазин Инструкция: как вернуть в магазин бытовую технику, полученную в подарок По закону «О защите прав потребителей» у вас есть 14 дней, чтобы обменять исправную продукцию на аналогичную. Деньги в этом случае возвращают, если замены не […]
  • Пособия малоимущим в 2019 году пермь Какие льготы и пособия положены многодетным семьям в Пермском крае в 2019 году Несмотря на высокие демографические показатели, социальная политика Пермского региона включает больше ста доступных льгот и пособий. Получение привилегий […]
  • Договор совместительство врача Стимулирующие выплаты это по заработной плате Стимулирование труда — это установление конкретных форм, размеров, условий получения вознаграждения с целью формирования определенного трудового поведения работника и начисления работнику […]
  • Судебные приставы калининского района уфы Судебные приставы калининский район уфа Судебные приставы в Уфе Судебные приставы в Уфе Найти все судебные приставы в Уфе, а также посмотреть расположение на карте города. Адреса, телефоны и график работы всех Уфы. Материалы на […]
  • Заявление на сдачу экзамена в гибдд после лишения Как оплатить госпошлину за сдачу экзамена в ГИБДД через госуслуги Ваше обучение в автошколе подходит к концу. И вот оно долгожданное: «…дцатого числа ваша группа сдает экзамен в ГИБДД. Нужно пройти медкомиссию и заплатить […]