Притча спор

Кто-то высмотрел плод, что неспел, неспел.
Потрусили за ствол — он упал, упал.
Вот вам песня о том, кто не спел, не спел
И что голос имел — не узнал, не узнал.
Может, были с судьбой нелады, нелады
И со случаем плохи дела, дела,
А тугая струна на лады, на лады
С незаметным изъяном легла.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspОн начал робко с ноты до,
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspНо не допел ее, не до.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspНе дозвучал его аккорд
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspИ никого не вдохновил.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspСобака лаяла, а кот
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspМышей ловил.

Смешно, не правда ли, смешно.
А он шутил — не дошутил,
&nbsp&nbsp&nbsp&nbspНе дораспробовал вино,
И даже не допригубил.
Он пока лишь затеивал спор, спор
Неуверенно и не спеша, . спеша.
Словно капельки пота из пор, из пор,
Из-под кожи сочилась душа, душа.

Только начал дуэль на ковре, на ковре,
Еле-еле, едва приступил.
Лишь чуть-чуть осмотрелся в игре,
М судья еще счет не открыл.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspОн знать хотел все от и до,
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspНо не добрался он, не до.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspНи до догадки, ни до дна,
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspНе докопался до глубин
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspИ ту, которая одна,
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspНе долюбил, не долюбил.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspСмешно, не правда ли, смешно?
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspА он спешил — не доспешил.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspОсталось недорешено
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspВсе то, что он не дорешил.

Ни единою буквой не лгу, не лгу.
Он был чистого слога слуга, слуга,
Он писал ей стихи на снегу, на снегу.
К сожалению, тают снега.

Но тогда еще был снегопад, снегопад
И свобода писать на снегу,
И большие снежинки, и град, и град
Он губами хватал на бегу.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspНо к ней в серебряном ландо
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspОн не добрался и не до.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspНе добежал бегун — беглец,
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspНе долетел, не доскакал.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspА звездный знак его — Телец
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspХолодный Млечный путь лакал.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspСмешно, не правда ли, смешно,
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspКогда секунд недостает,
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspНедостающее звено,
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspИ недолет, и недолет.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspСмешно, не правда ли? Hy вот,
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspИ вам смешно, и даже мне.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspКонь на скаку и птица влет —
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspПо чьей вине, по чьей вине, по чьей вине.

10533 притчи, 6 новых

Новые поступления

  • В глубине себя Ведическая притча 11.02.2019
  • Авторские притчи 2365
  • Басни 885
  • Буддийские притчи 638
  • Восточные притчи 790
  • Греческие притчи 115
  • Даосские притчи 322
  • Деловые притчи 182
  • Еврейские притчи 362
  • Европейские притчи 81
  • Индийские притчи 692
  • Исторические притчи 106
  • Конфуцианские притчи 79
  • Притчи в изложении Ошо 174
  • Притчи для детей 107
  • Притчи Крайона 19
  • Проект «Притча на волю» 29
  • Прочие 599
  • Современные притчи 328
  • Стратагемы 175
  • Суфийские притчи 1652
  • Христианские притчи 897
  • Эзотерические притчи 56

Притча неизвестного происхождения

Притча неизвестного происхождения

Притча от Владимира Мегре

Притча неизвестного происхождения

Притчи — это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём.

Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объёмного мира. Причём этот доступ — облегчённый, потому что притчи — это искусство слов попадать прямо в сердце. Это своеобразный учебный материал, который непременно поможет внимательному и вдумчивому ученику путешествовать по Миру осознанно и радостно.

Абуль-Фарадж называл притчи рассказами, освежающими разум и удаляющими из сердца горе и печаль. «Пусть они послужат утешением для страждущих, целительным бальзамом для людей с разбитым сердцем, путеводителем для любящих наставления и лучшим другом для ценителей смешного», — писал он.

  • 7 часов назад maksim Пауки и Мухи

11 часов назад galkapavel

21 час назад maksim Разные наживки

22 часа назад rustemmail Разные наживки

3 дня назад zakko2009 Сладкий мёд

4 дня назад Yakushev

4 дня назад galkapavel

Знаете ли Вы, что.

На главной странице сайта зарегистрированные пользователи видят ленту событий. Нажимая на зелёные кнопки можно выставить фильтр, отключив ненужные события.

Культура, быт и общественная мысль в XVII веке

Культура и быт русского народа в 17 веке испытывали качественную трансформацию, выразившуюся в трех основных тенденциях: «обмирщение», проникновение западного влияния, мировоззренческий раскол.

Первые две тенденции были в заметной степени связаны между собой, третья была скорее их следствием. При этом и «обмирщение» и «европеизация» сопровождались движением общественного развития к расколу.

Действительно, 17 век — это бесконечная цепь волнений и бунтов. И корни волнений находились не столько в экономической и политической плоскостях, а по всей видимости, в социально-психологической сфере. На протяжении всего века шла ломка общественного сознания, привычного быта и обихода, страна подталкивалась к смене типа цивилизации. Волнения же были отражением душевного дискомфорта целых слоев населения.

В 17 веке Россия установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней весьма тесные торговые и дипломатические отношения, использовала европейские достижения в науке, технике, культуре.

До определенной поры это было именно общением, о какой-то подражательности не было и речи. Россия развивалась вполне самостоятельно, усвоение западноевропейского опыта шло естественным путем, без крайностей, в рамках спокойного внимания к чужим достижениям.

Русь никогда не страдала болезнью национальной замкнутости. До середины 15 века происходил интенсивный обмен между русскими и греками, болгарами, сербами. У восточных и южных славян существовали единая литература, письменность, литературный (церковнославянский) язык, которым, кстати, пользовались также молдоване и валахи. Западноевропейское влияние проникало на Русь через своеобразный фильтр византийской культуры. Во второй половине 15 века в результате османской агрессии Византия пала, южные славяне потеряли свою государственную независимость и полноту религиозной свободы. Условия культурно обмена России с внешним миром существенно изменились.

Хозяйственная стабилизация в России, развитие товарно-денежных отношений, интенсивное складывание общероссийского рынка на протяжении 17 века — все это объективно требовало обращения к техническим достижениям Запада. Правительство Михаила Федоровича не делало проблемы из заимствования европейского технологического и экономического опыта.

Слишком свежи были в памяти людей события Смутного времени и роль в них иностранцев. Поиск экономических и политических решений, исходивших из реальных возможностей, был характерен для правительства Алексея Михайловича. Результаты этого поиска были вполне успешными в военном деле, дипломатии, строительстве государственных дорог и т.д.

Положение Московской Руси после Смуты было во многих отношениях лучше, чем ситуация в Европе. 17 век для Европы — это время кровопролитной Тридцатилетней войны, принесшей народам разорение, голод и вымирание (результатом войны, к примеру, в Германии стало сокращение численности населения с 10 до 4 млн. человек).

Из Голландии, германских княжеств, других стран шел поток переселенцев в Россию. Эмигрантов привлекал громадный земельный фонд. Жизнь российского населения в правление первых Романовых становилась размеренной и сравнительно упорядоченной, а богатства лесов, лугов и озер делали ее достаточно сытной. Тогдашняя Москва — златоглавая, с византийской пышностью, бойкой торговлей и веселыми праздниками — поражала воображение европейцев. Многие переселенцы добровольно переходили в православие, брали русские имена.

Часть эмигрантов не хотела рвать с привычками и обычаями. Немецкая слобода на реке Яузе под Москвой стала уголком Западной Европы в самом сердце Московии» Многие иноземные новинки — от театральных представлений до кулинарных блюд — вызывали интерес у московской знати. Некоторые влиятельные вельможи из царского окружения — Нарышкин, Матвеев — становились сторонниками распространения европейских обычаев, свои дома устраивали на заморский манер, носили западное платье, брили бороды. При этом Нарышкин, А. С. Матвеев, также как видные деятели 80-х годов 17 века Василий Голицын, Головин были людьми патриотичными и им было чуждо слепое поклонение всему западному и полное неприятие русской жизни, столь присущее таким ярым западникам начала века, как Лжедмитрий I, князь И. А. Хворостинин, заявлявший: «В Москве народ глуп», а также Г. Котошихин — подьячий Посольского приказа, отказавшийся выполнить требования своего и бежавший в 1664 г. в Литву, а затем в Швецию. Там он и написал по заказу шведского правительства свое сочинение о России.

Такие государственные деятели, как начальник Посольского приказа А. Л. Ордин-Нащокин и ближайший советник царя Алексея Ф. М. Ртищев, полагали, что на западный манер надо переделывать многое, но далеко не все.

Ордын-Нащокин, говоря, «Доброму не стыдно навыкать и со стороны чужих», стоял за сохранение русской самобытной культуры: «Наземное платье. не по нас, а наше не по них».

В России 17 век, по сравнению с предыдущим, отмечен и ростом грамотности среди различных слоев населения: среди помещиков грамотных было около 65 %, купечества — 96 %, посадских людей — около 40 %, крестьян — 15 %. Грамотности в значительной степени способствовал перевод книгопечатания с дорого пергамента на более дешевую бумагу. невиданным для тогдашней Европы тиражом в 2000 экземпляров было издано Соборное уложение. Печатались буквари, азбуки, грамматики и другая учебная литература. Сохранились и рукописные традиции. В Посольском приказе с 1621 г. составлялись «Куранты» — первая газета в виде рукописных сводок о событиях в мире. Рукописная литература продолжала преобладать в Сибири и на Севере.

Литература 17 века в значительной степени освобождается от религиозного содержания. Мы уже не встречаем в ней различного рода «хождений» в святые места, святых поучений, даже сочинений типа «Домостроя». В том случае, если отдельные авторы и начинали свое дело как сочинители религиозные, то все-таки большую часть их творчества представляла литература светского содержания. Так выписанные для перевода Библии с греческого языка на русский (попутно заметим, что такая потребность была вызвана тем, что древнерусские иерархи, поднимавшие спор из-за написания имени Иисус, из-за того, сколько раз произносить «аллилуйя» не имели в своем распоряжении даже исправного текста Библии и на протяжении веков прекрасно без него обходились) из Киево-Печерской лавры монахи Е. Славинецкий и С. Сатановский не только справились со своей основной задачей, но и пошли гораздо дальше. По заказу московского царя они перевели «Книгу врачевскую анатомию», «Гражданство и обучение нравов детских», «О граде царском» — сборник всякой всячины, составленный из греческих и латинских писателей по всем отраслям тогдашнего круга знаний от богословия и философии до минералогии и медицины.

Наиболее известные исторические сочинения того периода «Сказание» Аврамия Палицына, «Временник» дьяка И. Тимофеева, «Словеса» кн.И. А. Хворостинина, «Повесть» кн. И. М. Катырева-Ростовского. Официальная версия событий Смуты содержится в «Новом летописце» 1630 г., написанном по заказу патриарха Филарета. В 1667 г. был издан первый печатный исторический труд «Синопсис» (т.е. обозрение), в котором излагалась история Руси с древнейших времен. Вышли «Степенная книга» — систематизированная история Московского государства, «Царственная книга» — одиннадцатитомная история иллюстрированная история мира, «Азбуковник» — своего рода энциклопедический словарь.

Немало новых тенденций проникло в литературу, появились вымышленные персонажи и сюжеты, стали распространяться сатирические сочинения на бытовые темы «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ерошовиче», «Повесть о Горе-Злосчастии» и др. Герои этих повестей пытаются освободиться о религиозных догм, и в тоже время житейские мудрости «Домостроя» остаются непреодолимыми.

Народно-обличительное и одновременно автобиографическое представляет собой и творчество протопопа Аввакума. «Житие протопопа Аввакума им самим написанное» с подкупающей откровенностью рассказывает о мытарствах многострадального человека, посвятившего всю свою жизнь борьбе за идеалы православной веры,. Лидер раскола для своего времени был исключительно талантливым писателем. Язык его сочинений удивительно прост и в то же время выразителен и динамичен «Протопоп Аввакум, — напишет позже Л. Толстой, — ворвался в русскую литературу как буря».

В 1661 г. из Полоцка в Москву приезжает монах Самуил Петровский-Ситнианович. Он становится учителем царских детей, автором од во славу царской фамилии, оригинальных пьес на русском языке «Комедия притча о блудном сыне», «Царь Новохудоносор». Так Россия обрела своего первого поэта и драматурга Семеона Полоцкого.

НОСТРАДАМУС-2018

Сенсационные расшифровки: мир на пороге больших перемен

Автор: Дмитрий Зима

Нострадамус предсказывает, что в 2018 году попытка развалить Россию и возможное покушение на Путина грозят обернуться большой войной и разрушением Америки

Предсказания не должны сбываться. Они и делаются для того, чтобы не сбыться. Как дорожный знак «Впереди обрыв» вовсе не означает, что в этот обрыв непременно нужно упасть. И пророчества Нострадамуса – не исключение.

Другое дело, что имя Нострадамуса давно уже стало нарицательным. Каких только предсказаний не приписывает ему молва. Сам же Нострадамус писал, что составил свои предсказания «гораздо туманнее, чем другие пророки» и что «никто не сумеет найти их правила и, тем более, истолковать что-либо из них». При этом, правда, оговорился, что «когда придет время, дело прояснится». И, судя по результатам, это время пришло.

Хорошо иметь ключи

Ключ к пророческим сокровищам оказался на удивление простым и остроумным. Катрены Нострадамуса буквально пестрят непонятными образами: «красные», «белые», «хитрецы», «корабли», «развратники» и так далее.

Но стоит перевести непонятные тексты на латынь, как половина данных образов неожиданно меняют смысл и становятся очевидными: «красные» превращаются в «русских» (от латинского «russus»), ну а «белые», соответственно, превращаются в «белый остров», «Альбион», как латиняне называли Британию. И тогда фразы типа «красные и белые во всем будут обвинять друг друга» (катрен 1:3) обретают очевидный смысл: «русские и англичане вступят в непримиримый спор».

Вторая часть непонятных образов открывается при переводе этих же текстов на древнегреческий и древнееврейский, которыми Нострадамус владел в совершенстве. К примеру, слово «развратный» (а этот образ встречается в катренах часто), в переводе на греческий звучит как «omerikos» – как здесь не вспомнить про Америку?

Эмоциональный аспект здесь роли не играет – все это просто элементы шарад и ребусов Нострадамуса. Русские в катренах тоже не всегда обозначены позитивными образами. К примеру, «хитрецы» и «обманщики» в катренах обозначают нашу страну (по созвучию с французским «ruse», «хитрый»). А еще Русь в катренах зашифрована в виде таких образов, как «гневные», «яростные» и так далее, но этот шифр уже чуть глубже. Я называю все это «двуязычным шифром».

Но самое удивительное, что после подобной расшифровки загадочные предсказания Нострадамуса превращаются в осмысленную речь, в которой каждый катрен связан с другими единой сюжетной линией.

Страшный 2018-й год

Так что же обещают нам расшифрованные тексты пророка? Первое, что бросается в глаза, это, конечно же, предсказанная война англосаксонской Америки с исламским миром. Пророчеств на эту тему у Нострадамуса столь много, что их можно заметить даже без расшифровки. Расшифровка просто позволяет конкретизировать события.

Начаться все должно было с того, что некая «большая армия, идущая по пути крестоносцев, вторгнется в Междуречье» (катрен 3:61), то есть на территорию современного Ирака. Это пророчество исполнилось в марте 2003-го, когда США начали вторжение в Ирак. В результате этого «освобождения иракского народа от диктатора» страна была разрушена, сотни тысяч иракцев убиты, а вместо «освобождения» государство погрузилось в хаос гражданской войны. Затем было похожее «освобождение» Ливии, Сирии и так далее.

Теперь на очереди ответственность за эти войны: «невинная кровь спросится с англичан, кровь сожженных Америкой мусульман спросится в 2018-м году» (катрен 2:51).

Подробностей этого «ответа за кровь» в катренах не очень много, но они есть – Америка понесет серьезный урон, причем враги Америки будут действовать изнутри: «магометане нанесут по Америке удар, потому что некий американец предаст свою страну» (катрен 3:20). Одним словом, избежать возмездия за войну на Востоке Америка не сможет, потому что удар будет нанесен изнутри и совершит его тот, кто считается честным патриотом (катрен 3:41).

Только это еще не самое страшное. Все это меркнет на фоне главной беды – возможной войны между Америкой и Россией. И мусульмане в этой войне будут играть очень не последнюю роль!

Очень плохая сделка Америки

То, что убивать нельзя, известно еще со времен Каина. И не важно, какими мотивами руководствуется убийца. Кстати говоря, библейское имя Авель дословно означает «ничтожный, суетный, вздорный», так что мудрая библейская притча имеет более глубокий смысл: убивать нельзя даже тех, кто кажется пусть даже полным ничтожеством.

Но здесь речь пойдет о более печальном убийстве: в расшифрованных катренах Нострадамуса красной, вернее черной нитью проходит пророчество о возможном убийстве некоего правителя «Тартарии» и «Византийской Руси». К примеру, в катрене 1:58 говорится, что «когда пророческие тайны будут собраны, предсказание о смерти коснется правителя Византийской Руси». Ну а катрен 3:96 дает понять, что данное убийство будет организовано Капитолием и что «Русь должна остановить Америку».

Произойдет это в то время, когда «Новый Свет будет диктовать свои законы в Сирии и Палестине» (катрен 3:97).

Исполнится это предсказанное убийство или нет, я не знаю. По словам Нострадамуса этого можно и нужно избежать. Но главной целью будет вовсе не устранение неугодного Америке правителя, целью будет устранение главного стратегического соперника Америки, то есть – фактический развал России.

К сожалению, это может произойти. Русь действительно может развалиться, но своих целей Америка не достигнет, потому что «некий византиец, пытаясь восстановить свое разрушенное государство в Москве, превратит в руины главные города Америки» (катрен 1:79).

Из других катренов тоже становится очевидным, что развал Руси будет воспринят русскими людьми как объявление войны. И война, судя по всему, станет ядерной.

Однако и это не самое страшное. Предсказанное разрушение нескольких американских (а скорее всего не только американских) городов – это начало более страшной угрозы, которую Нострадамус называет «чумой». Речь идет о том, что война между Америкой и Русью спровоцирует массовые волнения в США, которые завершатся гражданской войной. Причем, война будет носить межрелигиозный и межрасовый характер. И в результате этой войны США рискуют исчезнуть с лица земли полностью.

Тогда Бог отделит Новый Свет от остальных,
Лишит его своего суда и совета.
Жребий Америки будет распад и исчезновение,
Все ее жители будут мертвы, изгнаны, рассеяны по свету.

Катрен 1:81

Одним словом, если США все же решатся спровоцировать распад России, это будет для них очень плохой сделкой.

Сбудется – не сбудется

Все эти пророчества можно было бы считать фатальными, если не одно «но»: они для того и делаются, чтобы направить события по более благоприятному руслу. Больше того, у нас очень велики шансы избежать всех этих предсказанных бедствий.

Как писал Нострадамус в «Послании сыну Цезарю»: «Там великий Бог вечный завершит свой переворот, там образы [этих пророчеств] снова придут в движение, и это движение высшее сделает нашу землю незыблемой и твердой, и не склонится во веки веков, если только воля его будет исполнена, и никак не иначе». А «воля его» проста и очевидна: хватит войн и политики.

Если верить предсказаниям, планета стоит на пороге невиданных перемен. Старый мир, в котором так привычно было решать проблемы политическими интригами и войной, должен уйти, уступив место чему-то новому и, по словам Нострадамуса, очень светлому.

По материалам книги Дмитрия Зима: «Нострадамус-2018».

Как сообщать ребенку о смерти близкого?

Фураева Светлана Сергеевна

Первый вопрос, который задают себе люди, попавшие в такую ситуацию: «Говорить или не говорить?» Кажется, что доводов и «за» «против» одинаковое количество. Боль утраты близкого человека и забота о ребенке диктуют решение «не говорить, скрыть, не хочу, чтобы малыш испытывал такие же ужасные чувства, как и я». На самом деле это не здравый смысл, это малоосознаваемое малодушие шепчет: «Зачем говорить? Мне так плохо сейчас, некому позаботиться обо мне в такой беде, а если я скажу – мне придется столкнуться с непредсказуемой реакцией ребенка, которую я боюсь. И вместо того, чтобы быть с собой в своем горе, мне придется заботиться не о своих чувствах, а о его. Мне это тяжело, я не справлюсь, не хочу, не буду.»

Если осознать эти тайные стремления собственной души спрятаться от еще большего горя и боли, то понятно, что первоначальное решение скрыть, утаить от ребенка правду о смерти близкого, крайне неверно и, более того, опасно. Ребенок до 6 лет формирует свою жизненную позицию и свое отношение к миру и другим людям. Он не понимает, куда делась мама, почему все вокруг о чем то шепчутся, начинают относиться к нему по другому, жалеют, хотя он не менял поведение и не болен.

Дети очень интуитивны. Они видят, что у взрослых «что-то не так», мамы рядом нет, на его вопросы о ней отвечают что-то невразумительное (уехала, заболела и пр). Неизвестность вызывает страх. Ребенок в такой ситуации может принять 2 диаметрально противоположных решения:

1. Я плохой, поэтому мама меня бросила, я недостоин (жизни, удовольствий, радости, игрушек и т.п.)

2. Мама плохая, потому что меня бросила. Раз меня бросил самый близкий человек, значит нельзя доверять никому в этом ужасном мире.

Между этими полюсами – тысяча вариантов решений, формирующих негативное отношение к себе, близким, жизни, низкую самооценку, ненависть, гнев, обиду.

Поэтому, как бы ни было больно, сообщить ребенку о смерти близкого человека нужно сразу. Если сделать это потом («я скажу после похорон, после поминок, после траура…), запоздалое сообщение может породить обиду на оставшихся близких (Они мне не доверяют, иначе сказали бы сразу), гнев (Как он мог скрыть, он же отец, а я его любил!), недоверие (Раз мне не сказали об этом близкие люди, значит все кругом обманщики и никому доверять нельзя).

Кто же должен говорить с ребенком о смерти? Конечно, самый близкий из оставшихся родных, тот, кому ребенок больше всех доверяет, с кем сможет разделить свое горе. Чем больше веры и поддержки найдет ребенок у этого человека, тем лучше будет проходить его адаптация к новой жизненной ситуации (без мамы или папы, или дедушки, или братика).

Дети 3-6 лет уже что-то знают смерти, но плохо представляют себе саму смерть. Обладая «волшебным» воображением, еще не зная достоверно, как устроен мир, ребенок в этом возрасте считает, что с ним, или с его близкими, этого не случится. Зависимость от родителей в этом возрасте формирует страх, что если родитель покинет ребенка, то с малышом случится нечто ужасное. Поэтому необходимо говорить о смерти близкого очень тактично, спокойно, в доступной для ребенка форме. Необходимо быть готовым и принять любую эмоциональную реакцию ребенка на это сообщение, ответить на все его вопросы.

Кроме того, очень важно сразу объяснить все аспекты смерти, которые могут вызвать у ребенка страхи или чувство вины. Если смерть произошла в результате болезни, пояснить, что не все болезни приводят к смерти, чтобы потом, заболев, ребенок не боялся умереть. (Бабушка сильно болела, и врачи не смогли ее вылечить. Давай вспомним, ты же болел в прошлом месяце и поправился. И я болел(а) недавно, помнишь? И тоже поправился(поправилась). Да, существуют болезни, от которых еще нет лекарств, но ты ведь можешь вырасти, стать доктором и найти лекарство против самой опасной болезни.) Если смерть произошла в результате несчастного случая, нужно объяснить факт смерти, не обвиняя в ней никого.

Чтобы у ребенка не появился страх потери оставшихся близких, нужно сказать ему, что остальные хотят жить долго и не хотят оставить его одного. (Да, мама умерла, но я хочу жить очень долго, я хочу быть с тобой все время, я буду заботиться о тебе, пока ты не вырастешь. Не бойся, ты не один).

Взрослый должен блокировать возникающее у ребенка чувство вины (Ты не виноват, что мама умерла. Как бы ты не вел себя, это все равно случилось. Поэтому давай лучше поговорим о том, как нам жить дальше). Здесь же уместно дать ребенку понять, что сейчас очень важный момент для переоценки отношений с оставшимися близкими. (Ты очень любил папу, и я не смогу тебе его заменить, но я очень постараюсь оказывать тебе такую же поддержку, как это делал он.) (Ты всегда доверяла свои секреты только маме. Я не смогу заменить ее в этом. Но я очень хочу, чтобы ты знала, что можешь рассказать мне о любых своих трудностях и я помогу тебе. Ты не одна, мы вместе.)

В подобном разговоре, как бы ни было это больно, взрослый должен принять любые эмоции ребенка, возникшие в связи со смертью близкого. Если это печаль – ее необходимо разделить (Мне тоже грустно от того, что бабушки больше нет с нами. Давай посмотрим фотографии и вспомним, какая она была). Если гнев – дать позволить ему выплеснуться (Я бы на твоем месте тоже ужасно рассердилась, что папа умер. На кого ты злишься? Ведь папа не виноват в этом. Поможет ли твоя злость тому, что случилась? Давай лучше поговорим о папе. Что бы ты хотела сейчас ему сказать? Что бы он сказал тебе в ответ?) Если вина – объяснить, что он не виноват (Ты ссорился с братиком, но умер он не от этого. Хорошо, ты сожалеешь об этом. Но не твое поведение стало причиной его смерти).

Если ребенок слишком мал, и его словарный запас невелик, можно предложить ему нарисовать свое чувство (горе можно переживать и так, как бы странно это не казалось). Например, страх может быть черным, грусть – синей, обида – зеленой, гнев – фиолетовым. Главное, чтобы ребенок понял, что он не одинок и имеет право на свободное выражение чувств, которые будут приняты его близкими.

Нельзя говорить ребенку о том, что он должен или не должен чувствовать и как он должен или не должен выражать их. (Не плачь, маме бы это не понравилось.) (Ты уже взрослый, чтобы плакать.) (Бедная сиротка, теперь тебе будет очень плохо.) (Ты не должен играть, ведь дедушки нет с нами больше.) Говоря подобные вещи, мы «программируем» ребенка на проявление чувств, которые он на самом деле не испытывает. Он может решить для себя, что настоящие чувства – это плохо, их необходимо подавлять, а демонстрировать окружающим лишь желательное поведение. Подобное решение может привести к эмоциональной холодности во взрослом возрасте.

Ни в коем случае нельзя запрещать ребенку проявлять свои эмоции горя (Ты не должен плакать, иди, поиграй, чтобы не думать об этом). Непрожитые чувства горя – основа для психосоматических заболеваний в более позднем возрасте.

Также опасно «загружать» ребенка своими эмоциями. Истерики родных, их «уход в себя», чрезмерно выказываемая жалость могут напугать (Бабушка так кричит – значит смерть, это что-то очень страшное), заставить почувствовать себя ненужным (Мама все время плачет о папе, а ведь у нее еще есть я. Значит, я ей не нужна.). Нельзя программировать дальнейшую жизнь семьи без радости и счастья (Твоя сестра умерла, теперь мы никогда не будем счастливы, как раньше).

Нельзя вольно или невольно использовать образ умершего для формирования у ребенка желаемого для взрослых поведения (Не шали, мама сейчас смотрит на тебя «оттуда», и расстраивается) (Не плачь, папа всегда учил тебя быть настоящим мужчиной, ему бы это не понравилось).

Ребенок должен не только услышать, но и почувствовать, что он не один, рядом с ним человек, который разделяет его чувства. Не нужно прятать свои чувства от ребенка, наоборот, о них тоже можно и нужно говорить. (Я тоже очень тоскую о маме. Давай поговорим о ней.) (Я плачу, потому что мне очень плохо. Я думаю сейчас о том, что папа умер. Но я не всегда буду печальной, и ты не виновата в моей грусти. Горе рано или поздно проходит.)

В это момент очень важно сориентировать ребенка на активность, рассказав, что он может сделать для умершего человека. И здесь очень важно не делать из покойного «всевидящее око» (Мама сейчас на небе и смотрит на тебя, так что веди себя хорошо), а объяснить, как наши дела на земле могут помочь ушедшему. Если ребенок знаком с основами православия, это проще, поскольку он уже слышал о душе и о том, что случается с ней после смерти.

Если нет – в доступной форме рассказать малышу, что когда человек умирает, остается душа, которая в течение первых трех дней прощается со всем тем, что было дорого ей при жизни, например, с родными и близкими. Три дня душа рядом с нами, поэтому по христианскому обычаю и похороны назначены на третий день, когда душа «отлетит». До девятого дня по велению Бога душа человека созерцает красоты рая и адские бездны. После этого, вплоть до сорокового дня, душа проходит испытания (мытарства), в которых обсуждается каждое дело, слово и даже помышление человека при жизни. Причем за человека свидетельствуют Ангелы, а против – бесы. От того, как душа пройдет это испытание, зависит ее участь. И в это момент очень важна молитва за умершего, это может оказать поддержку душе на таком «предварительном» суде.

Молясь за умершего, ребенок помогает его душе. В то же время в мыслях он рядом с ним, он может чувствовать себя заботящимся о том, кого нет, более взрослым, ответственным. В это время ребенок может осознать, что смертью не заканчивается жизнь, что добрые дела и поступки дают душе другую, вечную жизнь. Это понимание снижает страх смерти у детей.

При рассказе ребенку о смерти с религиозной точки зрения, важно не совершить ошибку, создав образ «страшного Бога». (Бог забрал маму, теперь ей там лучше, чем здесь). У ребенка может появиться иррациональный страх, что его тоже «заберут». Про то, что «там» лучше» — тоже непонятно для детей. (Если «там» лучше, то почему все плачут? И если смерть лучше жизни – зачем тогда жить?).

Также не стоит говорить что «дедушка уснул навсегда», «папа навсегда от нас ушел». Дети мыслят очень конкретно. Такие слова могут спровоцировать страх сна (усну – значит умру), страх потери близкого (мама ушла в магазин – она тоже может уйти навсегда, умереть).

Итак, что и как можно и нужно говорить среди всех этих «нельзя»?

Выберите место, где вас не будут беспокоить и позаботьтесь о достаточном количестве времени на разговор. Говорите правду. Если смерть вызвана болезнью, о которой ребенок знал, начните с этого. Если это несчастный случай, расскажите, как это произошло, возможно, начиная с момента, когда ребенок расстался с этим родственником. (Ты видел как утром папа поехал на работу…). Вам тоже тяжело в этот момент, но ради ребенка нужно набраться мужества, и оказать помощь ему. Следите за его реакциями, реагируйте на его слова и чувства. Будьте добрыми и чуткими, насколько это возможно для вас в этой ситуации. Расскажите о своих чувствах, не демонстрируя их. Дайте понять и почувствовать, что вы рядом, вы не покинете его. Скажите о том, что умершего заменить никто не сможет, но вы поможете заполнить образовавшуюся пустоту, насколько это возможно. Расскажите ребенку, как будут происходить похороны, что происходит в душой. Научите молиться за умершего. Пообещайте, что вы будете рядом и что можно говорить обо всем: о страхах, чувстве вины, гнева. Обязательно выполните это обещание. Будьте готовы разделить с ребенком любые чувства, которые могут возникнуть в связи с этим известием.

Смерть близкого родственника – большое горе для всех членов семьи. Именно от взрослых, от их поддержки и сочувствия зависит, насколько эта потеря будет ужасна и болезненна для ребенка. Доброта к ребенку, принятие его чувств и эмоций, разрешение «не брать на себя вину за эту смерть», заполнение места, которое занимал ушедший в жизни ребенка, помогут малышу прожить горе без психологических «осложнений».

Если вы не в силах говорить с ребенком о смерти близкого – немедленно обратитесь в службу психологической помощи (лично или по телефону), вам окажут необходимую поддержку.

Сборник лучших коротких притч о жизни

Каждый из нас с самого детства помнит мамины сказки и притчи, которые содержали в себе мораль и огромную мудрость. Становясь взрослым, мы не перестаем удивляться интересным, коротким историям, которые несут в себе много позитива, добра и глубокого смысла.

Притчи — это уникальный подарок нам от предков, для того, чтобы мы могли учиться и познавать жизнь на подобных примерах. Секрет действенности притч еще и в том, что она ненавязчиво, метафорическим языком открывает нам глаза на самые важные истины этого мира.

Для тех, кто любит читать истории с моралью из современной жизни, мы поместили здесь также притчи, которые были написаны совсем недавно, но по содержанию глубины и смысла не уступают сказаниям предыдущих веков.

Как здорово, что у нас с вами есть возможность передавать опыт нашим детям в интересной и увлекательной форме — по средством притч. Ведь такие рассказы также очень нравятся и маленьким слушателям.

Похожие публикации:

  • Нотариус шмелева Московская городская нотариальная палата (МГНП) Нотариус РіРѕСЂРѕРґР° РњРѕСЃРєРІС‹ Шмелев Константин Аверьянович Konstantin Shmelev Рі. РњРѕСЃРєРІР°, СѓР». […]
  • Офисная форма приказ 300 Приказ Министра обороны РФ от 7 февраля 2017 г. № 89 “О внесении изменений в приложение № 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 22 июня 2015 г. № 300 «Об утверждении Правил ношения военной формы одежды, знаков […]
  • Проводки земельный налог Какие проводки при начислении земельного налога (учет) Как правильно это сделать, чтобы избежать конфликтов с налоговой инспекцией? Содержание Что нужно знать? ↑ Величина земельного налога зависит от категории земельного участка. […]
  • Основные требования охраны труда при техническом обслуживании и ремонте автомобилей Основные требования охраны труда при техническом обслуживании и ремонте автомобилей К техническому обслуживанию и ремонту дорожно-строительных машин допускаются лица (машинисты, слесари-ремонтники, топливомас- лозаправщики и др.), […]
  • Приказ о назначении комиссии по уничтожению персональных данных Приказ о назначении комиссии по уничтожению персональных данных Телефон: 8 800 500 18 35 Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Краснодарскому краю (Территориальный орган Росздравнадзра по […]
  • Порядок заполнения раздела 3 декларации по ндс Порядок заполнения налоговой декларации по НДС IV. Порядок заполнения раздела 1 декларации "Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета), по данным налогоплательщика" 33. "Раздел 1" декларации включает в себя […]
Смотрите так же:  Отдел опеки алдан